Музыкальные инструменты волынка. Виды волынок: шотландская Highland Bagpipes, ирландская Uilleann Pipes, Гайта и другие

Волынка - духовой музыкальный инструмент.

В России от названия этого инструмента применяется выражение -

История названия и происхождения

В России волынка получила свое название от местности Волынь – историческая область притоков реки Припять и Западного Буга (сегодня является одной из областей Украины).

Волынка в других языках - Bagpipe(англ.), cornemuse(франц.), dudy(чешск.-польск.)

Первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в 400г. до н.э. у Аристофана. Волынка относится к числу наиболее древних музыкальных инструментов человечества. Считается, что происхождением ее мир обязан Ближнему Востоку. С помощью волынки услаждали свой слух древние халдеи, ассирийцы, египтяне и греки. Имеются письменные свидетельства того, что своими громогласными и протяжными звуками волынка придавала дополнительной храбрости и без того полным мужества и силы римским воинам. Предполагается, что именно из Древнего Рима волынка во времена борьбы римлян с варварами перекочевала в Британию и далее в Шотландию, где и приобрела статус народного инструмента и стала национальным символом этой страны. В основе принципа звучания волынки лежит монотонная гармония, сопровождающая голос. Такая форма исполнения музыки в буквальном смысле слова идет из глубины веков. Однако одного голоса, даже исполняющего прекрасную мелодию, как правило, не хватает. Для того чтобы музыкальное произведение воспринималось более живо, голосу требуется что-то дополняющее.

Далеко не каждый музыкальный инструмент может дать музыканту такую возможность. Что касается волынки, то такой возможностью она как раз обладает, позволяя подключить к голосу один или несколько перманентных басов, называемых бурдонами. Заслуженным, пусть и меньшим признанием, чем в Шотландии, пользуется волынка и в других странах. Правда, и называется она там иначе. «Мюзет» – так называют аналог волынки во Франции, «лабанора дуда» – в Литве, «гудаствири» – в Грузии, «иллианпайп» – в Ирландии, «зампогна» – в Италии, «гайда» – в Болгарии. Волынка начала завоевывать Европу в эпоху подъема общеевропейской культуры, связанного, прежде всего, с крестовыми походами и сопутствующими им, помимо горя и разрушений, которые они несли, расширением культурных горизонтов и обменом достижениями культуры различных народов. Но инструментом «для аристократов» королевских дворов Европы волынка так и не стала, оставаясь веками именно народным инструментом, спроектированным для громкого звучания на открытых пространствах, зовущим на жестокий бой и бесшабашный танец.

Волынка навсегда вошла в состав официальных инструментов военных оркестров англоязычных стран и постоянно звучит в ходе различных церемоний, проводимых в Великобритании. Серьезный импульс возвращения волынки в музыкальный обиход стал огромный интерес и мода на стиль «фолк», национальную музыку и танцы. Теперь ее снова можно услышать на фолк-фестивалях, концертах, свадьбах и вечеринках Европы, а в таких странах, как Великобритания, Ирландия и Испания появляется все больше Pipe Bands – небольших оркестров национальных народных инструментов, где волынщик со своим инструментом все чаще играют центральную роль. Однако развитие волынки не застыло на уровне 19 века – на данный момент разработаны несколько вариантов электронных волынок. Существуют специализированные клавишные MIDI-волынки, некоторые из них позволяют переключать варианты звучания нескольких разных типов волынок.

Волынка народов мира

Волынки известны во многих странах. Во Франции она называется «мюзет», в Литве – «лабанора дуда», в Грузии – «гудаствири», в Ирландии – «uilleann pipe», в Италии – «зампогна», в Болгарии – «гайда». Существовала волынка и на территории нашей страны, где ее называли «дуда». У разных народов волынки различаются по таким параметрам, как материал, размер, количество игровых труб. Тональность, звучание и тембр этих родственных по своей сути инструментов также отличаются друг от друга.

В средневековой Европе простая духовая волынка была популярна у пастухов, солдат и князей. Мех начал служить заменителем человеческих легких в 17 в. в Ирландии. В средневековой Европе простая духовая волынка была популярна у пастухов, солдат и князей. На сегодняшний день насчитывается около 30 разных видов волынок в Европе. У разных народов, волынки различаются материалом, размерами, количеством игровых труб и в зависимости от этого тональностью, звучанием и тембром.

Существовала волынка и на Руси, где у неё было и еще одно название – «дуда». На дуде играли скоморохи, сведения о чем содержатся в «Повести временных лет». Впрочем, до XIII века русские летописцы гораздо чаще именовали скомороха «игрец», «глумец», «гудец», «сопельник» или просто-напросто «волыночник».

Слышали вы детскую пьесу И. С. Баха, которая называется "Волынка"? Правая рука в ней играет простенькую мелодию, а в левой повторяются одни и те же звуки. В этой пьесе композитор имитирует звучание народного инструмента, распространенного во многих странах мира.

И. С. Бах. Волынка
Скачать

Волынка - духовой инструмент, притом очень своеобразный. Ее отличительная деталь - мех, то есть воздушный резервуар из кожи или пузыря.

В мех вставлены несколько трубок. Одна из них - с отверстиями, как у любого деревянного духового инструмента. На ней исполняют мелодию. Другая трубочка, маленькая, служит для нагнетания воздуха: исполнитель дует в нее или приспосабливает к ней маленькие меха, похожие на кузнечные, Все остальные трубки - их может быть от одной до нескольких - сопровождают мелодию непрерывным звучанием, соответственно, одного, двух или нескольких звуков, не изменяющихся по высоте. Таким образом, мелодия на волынке всегда звучит в сопровождении неизменного аккомпанемента.

На волынке играют, как правило, на открытом воздухе, так как звук ее сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев. В Шотландии есть военные оркестры волынщиков. Музыканты играют в своих национальных костюмах коротких клетчатых юбочках.

В разных краях инструмент этот называется по-разному. Издавна знали его у нас в России под названием дуды. Дудой или козой называется он на Украине и в Белоруссии. В Грузии это ствири, в Армении паркабзук, в Эстонии - торупилль.

Техническое извлечение звука

Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) и служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) - басовые, которые настраиваются между собой в чистую квинту. Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.

Типология и различия

Некоторые волынки устроены так, что надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой. К таким волынкам относится Uilleann Bagpipe - ирландская волынка.

Русская волынка

Волынка была некогда очень популярным на Руси народным инструментом . Делалась из бараньей или воловьей (отсюда и название) сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу - две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию. Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна .

Шотландская волынка

Игра на волынке

Старинный шотландский инструмент. Представляет собой резервуар из шкуры овцы или козы, вывернутой наизнанку (goose), к которому прикрепляются (привязываются) три бурдонные трубки (drones), одна трубка с восемью игровыми отверстиями (chanter) и специальная короткая трубка для вдувания воздуха. Имеет упрощенную подачу воздуха - через поддувную трубку - обеспечивает свободу правой руке.

При игре музыкант (piper) наполняет воздухом резервуар и, нажимая на него локтем левой руки, заставляет звучать бурдонные и игровую трубки, в свою очередь снабженные специальными язычками (тростями), причем, в бурдонных трубках используются одинарные, а в игровой трубке двойные трости, изготовленные из камыша.

Ирландская волынка

Cillian Vallely играет на «полном наборе» ирландской волынки

См. также

  • Шотландская музыка
  • Ирландская музыка

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Русскоязычный сайт-энциклопедия о волынках для новичков и мастеров (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Энциклопедия волынок (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Как изготовить волынку, чертежи (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Московский Международный Фестиваль Волынщиков «Russian Bagpipe Forum» (Проверено 6 августа 2011)
  • Информационный портал «Новости волынки» (Проверено 6 августа 2011)
  • Форум волынщиков России, СНГ и стран ближнего зарубежья (Проверено 6 августа 2011)

Российские исполнители, использующие волынки

  • Moscow & District Pipe Band - Оркестр Волынщиков Москвы и Области (Проверено 6 августа 2011)
  • Евгений Лапекин (шотландская волынка, ирландская волынка)
  • Mervent (Проверено 6 августа 2011)
  • Московская фолк-рок команда Tintal (Проверено 6 августа 2011)
  • «Puck & Piper»(«Пак и волынщик») (Проверено 6 августа 2011)
  • Наследие Вагантов - Тяжелый фолк-рок с волынками (Проверено 6 августа 2011)
  • Музыка Радикум - Musica Radicum. Средневековый фолк. Используют галисийскую, французскую и ирландскую волынки. (Проверено 6 августа 2011)
  • Reelroadъ русско-кельтская музыка. (Проверено 6 августа 2011)
  • Сайт группы из Новосибирска, которая исполняет кельтскую музыку. Среди инструментов - волынка, на которой играет Галина Беляева. (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Дубрава - Ансамбль средневековой музыки из Рязани
  • СКОЛОТ - Неофолк-рок группа г. Тамбов (Проверено 6 августа 2011)
  • TeufelsTanz - группа, исполняющая средневековую музыку нового времени
  • ЗМЕЙ ВОЛЫНЫЧЪ - Неофолк группа г. Москва (Проверено 6 августа 2011)
  • Александр Анистратов - музыкант, играющий на волынках Шотландии, Ирландии и Испании, популяризатор, музыкальный мастер

Что рисует вам ваше воображение, когда вы слышите звуки волынки? Чаще всего этот инструмент ассоциируется у нас с крупным мужчиной в килте, большим любителем скотча, с непонятным головным убором. В общем, с классическим шотландцем. Возможно, для кого-то является удивительным тот факт, что волынка – это вовсе не шотландский инструмент! На самом деле существует большое количество разновидностей этого инструмента, хотя, бесспорно, самой популярной сегодня является шотландская волынка под названием Great Highland Bagpipe.

Считается, что история волынки берет свое начало на Востоке. Очевидно, прообразом этого инструмента выступали духовые – предшественники гобоя или рожка. Многие музыканты в своих произведениях сочетают звуки волынки именно с этими инструментами. Первые упоминания о волынке датируются еще 400 годом до н.э. в письменных работах Аристофана. Однако нет никаких данных о том, кто именно решил добавить к духовым инструментам меха. Волынка значительно разнообразила звучание мелодий, поскольку в отличие от обычных подобных инструментов, для нее характерно бурдонное многоголосье.

Волынки изготавливают из воловьей, телячьей или козьей шкуры. Ее целиком снимают с животного, сшивают в виде бурдюка, к которому крепят трубку, чтобы наполнять меха воздухом. Внизу приделывают еще одну или несколько трубок, которые и создают своеобразное звучание.

До сих пор нет однозначного мнения по поводу того, когда именно и как волынка появилась в Англии. Некоторые полагают, что ее завезли римляне. Шотландская волынка существенно отличается от английской или ирландской. Она оснащена дополнительной духовой трубкой с восемью игровыми отверстиями, а так же трубкой, через которую вдувают воздух. Музыкант, играя на шотландской волынке, дует в одну трубку, после чего на нее нажимает локтем, чтобы переместить воздух в другую, издающую звуки. Интересно, что волынка настолько полюбилась шотландцам, что стала семейным инструментом, и каждая семья исполняла свои уникальные мелодии и на своеобразный манер. По расцветке ткани, которой она отделана, можно было определить ее принадлежность тем или иным владельцам.

В XII-XIII столетиях в разгар крестовых походов, волынка становилась все более известной и в европейских странах. Вообще, география распространения этого инструмента достаточно обширна. Волынка была уличным инструментом, и только с 17 века ее звучание можно было услышать в помещении.

А вот на Руси волынка не прижилась, ни как народный инструмент, ни среди высших слоев общества. Ее звучание считали скучным и невыразительным, с чем, на самом деле сложно не согласиться. В XIX веке на смену волынке пришли более сложные инструменты – гармонь и баян, которые и в наши дни любимы русским народом.

Практически каждая страна имеет свою вариацию волынки. Разные народы видоизменяли инструмент на свой лад, добавляя те или иные элементы или изготавливая ее из других материалов. Свой вариант волынки есть в Италии, Франции, Белоруссии, Испании, Армении, Украине, Мордовии и Чувашии. В последней, например, для изготовления использовали пузырь коровы или быка, а трубки делали из костей или металла.

Но, наверное, ни в одной другой стране волынка не имела такое весомое историческое и культурное значение, как в Шотландии, где она стала символом единства и власти. Во время боев звуки инструмента поднимали боевой дух шотландцев, что, кстати, впоследствии послужило причиной ее запрета в Британском Королевстве, правда, всего на некоторое время.

Исторически сложилось, что волынка стала исключительно мужским инструментом, поскольку чтобы играть на ней, нужно обладать очень сильными и развитыми легкими. В Шотландии волынщики пользуются большим уважением, поскольку представляют собой национальный дух. Даже в наши дни без волынки не обходится ни один праздник в Шотландии.

Bagpipe , арм. Պարկապզուկ , брет. Binioù , белор. Дуда , гэльск. Pìob , польск. Dudy , ирл. Píobaí , скотс. Bagpipe , укр. Коза , болг. Гайда .

Устройство волынки

Видео по теме

Техническое извлечение звука

Одна из трубок (мелодическая трубка, чантер) имеет боковые отверстия и служит для исполнения мелодии, а другие две (бурдоны) - басовые, которые настраиваются в чистую квинту . Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.

История волынки

Волынка один из древнейших музыкальных инструментов, известных человечеству. Ее история насчитывает не одно тысячелетие. Причиной этому - её незамысловатое и доступное устройство. Кожаный бурдюк и деревянная трубка - все, что необходимо для простейшего извлечения звука. История инструмента опирается на обширный исторический материал, включающий летописи, фрески, барельефы, статуэтки, старинные манускрипты, вплоть до лубочных картинок, изображающих волынки в различные периоды своего развития.

Останки первого музыкального инструмента, идентифицированного как волынка, были на найдены при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер , и датируются 3000 годом до н. э.

Одно из первых найденных изображений волынки, датируется 1300 годом до н. э. Оно было обнаружено на стенах развалин дворца Эйюк в хеттском городе Сакчагёзю в 1908 году . На территории Персии было обнаружено и изображение первого ансамбля музыкантов - квартет среди которых явно просматриваются волынщики . На территории города Сузы были найдены две терракотовые статуэтки, изображающих волынщиков, возраст которых более 3000 лет . Тысячелетнюю историю насчитывают и другие музыкальные инструменты - прообразы современной волынки, найденные на территории Индии, Сирии, Египта и ряда других африканских стран.

Первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в древнегреческих источниках, начиная с 400 года до н. э. Так Аристофан упоминает волынку в двух своих комедиях. В «Лисистрате» волынка (мешок) необходима для спартанского танца, а в «Ахарнянах» , она присутствует как музыкальный инструмент для воспевания Феба и отмечается, что они дуют мешок через костяную трубку .

Волынка была популярна в Древнем Риме. Ее упоминание можно найти как в письменных источниках, так и в сохранившихся изображениях в виде фресок и статуэток. Судя по массовости подобных источников, волынка была доступна всем слоям общества от аристократии до нищих. Особо популярна полынка была во времена правления императора Нерона . Причиной тому сам римский император - любитель музыки и театра. Он и сам был не против попрактиковаться игре на волынке. Диа Златоуст в I веке упоминает о Нероне, играющего на tibia utricularius руками, как будто губами и добавляет, что она избавляет флейтистов от их проклятия - красных щёк и выпученных глаз. Светоний во II веке утверждал о Нероне , как талантливом игроке на волынке.

Вместе с римскими завоеваниями волынка распространяется на Скандинавию, Прибалтику, страны Западной и Восточной Европы, Балканы, Поволжье, Кавказ, страны Северной Африки. Она распространяется и в Англию , Шотландию и Ирландию. Именно в Шотландии она получила наибольшее развитие и популярность, особенно в XVI-XIX веках на северо-западе страны, став поистине народным инструментом - символом страны. Волынка стала неотъемлемым элементом, обеспечивающим звуковое сопровождение всех важных событий в жизни шотландцев - от ритуальных и торжественных дат до различных бытовых сигналов. В Англии волынка признавалась как разновидность оружия, служащего для поднятия боевого духа.

В то же время в самом Риме с его упадком постепенно исчезают упоминания и о самой волынки вплоть до IX века. Одно из первых печатных изображений волынки было создано Дюрером в 1494 году. На созданной им ксилографии был изображен волынщик, пренебрегающий лютней и арфой. Ксилография предназначалась для издания Бранта Корабль дураков , а затем размещена в книге Иоганна Гейлера ""Navicula, sive Speculum fatuorum 1511 году .

Начиная с XIV века упоминания волынки в Европе носят массовый характер , а её изображения становится близкими к современным.

Типология и различия

Некоторые волынки устроены так, что надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой. К таким волынкам относится Uilleann Bagpipe - ирландская волынка.

Казахская волынка

Казахский национальный инструмент носит название Желбуаз, внешне напоминает кожаный бурдюк, делается из козьей шкуры. Горлышко желбуаза закрывается специальной закупоркой. Для того, чтобы инструмент можно было носить на шее к нему привязан прочный кожаный шнур. В последнее время инструмент используется в концертах казахских национальных оркестров и фольклорных ансамблей. Найден при археологических раскопках, хранится в музее национальных музыкальных инструментов имени Ыкыласа Дукенова. Поддерживается стабильная температура. Чтобы моль не съела экспонат, с него регулярно стирают пыль специальной марлей. Знаменитый композитор Нургиса Тлендиев впервые использовал желбуаз в концертах оркеста «Отрар сазы».

Армянская волынка

Ирландская волынка

Cillian Vallely играет на «полном наборе» ирландской волынки

Русская волынка

Волынка была некогда очень популярным на Руси народным музыкальным инструментом . Делалась из бараньей или воловьей сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу - две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию.

Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна .

Сведения об этом музыкальном инструменте имеются достаточно обширные в иконографических и письменных памятниках культуры русского народа , периода с XVI век по XIX век. Самое раннее изображение имеется в Радзивиловской летописи (XV век) на миниатюре «Игрище славян вятичей» .

В 2015 г. при раскопках на Пятницком раскопе в Старой Руссе была найдена деталь волынки - чантр (мелодическая трубка). Находка датируется концом XIV века и является древнейшей и единственной на территории русских княжеств

Украинская волынка

На Украине волынка имеет название «коза» - видимо, за характерный звук и изготовление из козьей шкуры. Более того, инструменту придают ещё и внешнее сходство с животным: обтягивают козьей шкурой, прикрепляют глиняную козью голову, а трубки стилизуют под ноги с копытами. Коза являлась, в частности, неизменным атрибутом гуляний и колядок. Есть волынки с головой козы, почти во всех карпатских регионах - Словацкий, Польский, Чешский, Лемковский, Буковинский - там традиционно козья голова, деревянная, с рогами.

Французские волынки

Во Франции существует множество типов волынки - это связано с большим разнообразием музыкальных традиций районов страны. Вот лишь некоторые из них:

Жан Раскалу - исполнитель на овернской кабретте

  • Центральнофранцузская волынка (musette du centre , cornemuse du Berry ), распространённая в местностях Берри и Бурбонне . Представляет собой двухбурдонный инструмент. Бурдоны - большой и малый, малый расположен с низу, возле чантера, настроены друг с другом в октаву. Трость чантера двойная, бурдонные - одинарные; воздух нагнетается через вдувалку. Звукоряд хроматический, диапазон 1,5 октавы, аппликатура полузакрытая. Существуют более поздние варианты этого инструмента с 3мя бурдонами и мехами для нагнетания воздуха. Традиционно используется в дуэте с колесной лирой .
  • Кабретта (фр.: chabrette , овернск. окситан. : cabreta ) - однобурдонная волынка локтевого типа, появившаяся в XIX столетии в среде парижских овернцев и быстро распространившаяся в самой провинции Овернь и в окрестных регионах Центра Франции, практически вытеснив из обихода местные, более архаичные типы инструмента, например, лимузенскую шабретту (chabreta limousina ).
  • Бодега (окситан.: bodega ) - волынки с мехом из козьей шкуры, вдувалкой и одним бурдоном, распространённые в южных окситаноговорящих департаментах Франции.
  • Мюзет де кур (фр.: musette de cour ) - «салонная» волынка, широко использовавшаяся в XVII-XVIII веках в придворной барочной музыке. Этот тип волынки отличается двумя игровыми трубками, бурдонным бочонком и мехом для нагнетания воздуха.

Чувашская волынка

Шотландская волынка

Игра на волынке

Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет. В битве при Ватерлоо в Бельгии , состоявшейся 18 июня 1815 года , во время контр-атаки на корпус французского имперского маршала Даву на шотландской волынке впервые исполнен патриотический марш 52-й пехотной бригады Шотландских стрелков «Шотландия Храбрая» (англ. "Scotland The Brave" , гэльск. "Alba an Aigh" ), ставший позднее неофициальным гимном Шотландии .

Эстонская волынка

Эстонская волынка (эст. torupill ) изготовляется из желудка или мочевого пузыря крупного животного, такого как морской котик, имеет одну, две или (реже) три бурдонные трубки, флейту в качестве голосовой трубки и дополнительную трубку для вдувания воздуха .

Обслуживание и расходные материалы

В мешок помещается специальный состав (bag seasoning, bagpipe seasoning), цель которого не только в том, чтобы предотвратить утечку воздуха из мешка. Он служит как покрытие, удерживающее воздух, но выпускающее воду. Мешок из цельной резины (встречается на непригодных для игры волынках, настенных сувенирах, которыми обманывают туристов) полностью заполнился бы водой за пол-часа игры . Вода из волынки выходит через намокающую кожу мешка.

Трости (и бурдонные, и чантерные) могут изготавливаться из тростника или из пластика. На пластиковых тростях легче играть, но звук лучше у натуральных, тростниковых тростей. Поведение натуральных тростей очень зависит от влажности воздуха, во влажном воздухе трости работают лучше. Если натуральная трость пересохла, в некоторых случаях помогает поместить её в воду (или облизать), вытащить и подождать некоторое время, при этом перемачивать тоже нельзя. (В пособиях для новичков часто встречается совет пытаться играть на волынке с пересохшими тростями час или несколько, до тех пор, пока трости не получат влагу из выдыхаемого воздуха. Возможно, когда-то этот рецепт был придуман как шутка или наказание за нерегулярность занятий.) С помощью определенных механических манипуляций трость можно сделать «легче» или «тяжелее», адаптировать её к большему или меньшему давлению. Независимо от материала, каждая отдельная трость имеет свой «характер», музыкант должен к нему приспособиться.

Галерея

    Шотландская Великая горная волынка играла в канадской военной функции

    Современный багет (сделанный в 2000 году Вальтером Бьелла) в Sol/G

    Сербский волынщик

    Польские волынщики

    Уличный волынщик из Софии, Болгария

    Эстонский волынщик

    Литовский волынщик



Загрузка...
Top