А.Толстой "Пётр Первый". Анализ эпизода.Профессионализм как смысл жизни

Алексей Толстой посвящает роман раннему периоду правления Петра Первого. Он изображает подавление стрелецкого бунта, борьбу царя с неугодными боярами, старыми порядками, военные события (Азовский поход, штурм Нарвы).

Чтобы лучше понять замысел Алексея Толстого при написании этого произведения, давайте сделаем краткий анализ романа «Петр Первый», который поможет взглянуть на текст с несколько другой стороны.

История создания романа «Петр Первый» Толстого

Основная часть произведения создавалась в 1930-е годы, хотя Толстой работал над романом «Петр Первый», анализ которого мы проводим, до самой смерти в 1945 году. Толстой не соглашался, когда проводили прямые параллели между началом царствования Петра и становлением нового государства в 1920-30 е годы. Тем не менее, он подчёркивал, что определённое сходство есть: это колоссальные изменения, происходившие в стране, когда полностью менялся уклад жизни. Вот эта мысль и становится очевидной, когда мы делаем анализ романа «Петр Первый».

Третья часть романа дописывалась во время Великой Отечественной войны, поэтому основное внимание Алексей Толстой уделяет военным подвигам русских людей, несломленности духа, несмотря на тяготы Азовского похода.

Во время работы над романом «Петр Первый» Толстой использовал разнообразные исторические источники: архивные документы, мемуары свидетелей событий, записки иностранцев о России тех лет, судебные отчёты, дневники и частные письма, а также исторические песни, анекдоты и предания.

Жанр романа «Петр Первый» Толстого

Анализ романа «Петр Первый» был бы неполным без обсуждения жанра произведения. Жанр исторического романа предполагает художественное изображение какого-либо периода истории, отделённого временной дистанцией. Действующими лицами являются исторические личности (Петр Первый, Алексей Меньшиков, царевна Софья и другие), показаны реально происходившие события.

Жанр требует правдивого изображения быта и нравов эпохи. Немалое внимание уделяется особенностям языка, отражающим колорит времени.

Анализ композиции романа «Петр Первый»

Главной особенностью композиции можно назвать переплетение многих сюжетных линий. Изображение деятельности Петра даётся параллельно рассказам о жизни самых обыкновенных людей: Бровкины, Лоскут, Оверьян, Голиков. Тем самым показана многогранность эпохи (строительство нового, раскол, любовь, протест и бунт).

Интересно, как увязывает друг с другом Толстой сюжетные линии – умело, тонко и исторически точно. Даже если вы прочитаете краткое содержание романа, вы заметите это. Однако, продолжая анализ романа «Петр Первый» Толстого, перейдем к образу главного героя.

Образ Петра в романе Толстого

Личность Пера Первого далеко не однозначна. Алексея Толстого интересует формирование характера царя, причины, способы проведения и последствия реформ. Он отмечает ненависть государя к московской Руси, нравам бояр, церковным обычаям. Причины этого кроются в детстве и юности царя, который наблюдал борьбу за власть, привык опасаться бояр и убегал от скучной жизни при дворе в весёлую, как ему казалось, немецкую слободу, где кутежи продолжались по несколько дней.

Впоследствии мы видим юношу, который вступает в борьбу за власть. Он подавляет стрелецкий бунт и сам участвует в беспощадной расправе над людьми, а сестру, царевну Софью, заточает в монастырь. Толстой не скрывает жестокости и несправедливости государя. В третьей книге перед нами уверенный в себе, решительный человек, которому важны военные достижения России.

Анализ романа «Петр Первый» показывает, что важнейшей положительной чертой царя является жажда деятельности, энергия, желание нового. Например, Петру важно, чтобы российские корабли были не хуже иностранных, которые он увидел в Архангельске, поэтому он придаёт огромное значение обучению русских мастеров за границей. Толстой неоднократно подчёркивает, что царь своим видом и обращением похож на человека низкого звания, он сам работает при создании флота, общается с незнатными людьми.

Военные достижения Петра Первого показаны в заключительной части. Они открываю дальнейшую перспективу побед России.

Анализ романа «Петр Первый» Толстого позволяет сделать вывод, что главное противоречие в образе царя заключается в том, что исторически обоснованные, серьёзные и необходимые преобразования проводятся варварскими методами, новое строится при полном разрушении старого. Однако Толстой подчёркивает, что заслуживают уважения многие результаты деятельности Петра – сильный флот, строительство Петербурга, военные победы.

Над этим произведением можно много думать, его можно много анализировать, но в этой статье наша цель была сделать краткий анализ романа «Петр Первый». Алексей Толстой создал настоящий шедевр, и надеемся, что вы теперь еще больше полюбите эту книгу. В нашем литературном блоге множество статей на подобную тематику, посетите этот раздел нашего сайта. Вас также может заинтересовать

Анализ «Петра Первого»

толстой аэлита проза исторический

Характеры и изображение исторических событий, переданная атмосфера времени делают «Петра Первого» исключительно захватывающим чтением несмотря на то, что таких элементов авантюрности, «подстроенных» автором встреч одних и тех же персонажей друг с другом или с их знакомыми, знающими о них, как в «Хождении по мукам», «Ибикусе» или особенно в «Повести смутного времени», роман о Петре не содержит. Изображенное время не отличалось утонченностью, что позволило писателю обойтись без развернутого психологизма, в котором он не был силен. «Поток сознания» дан единственный раз, когда показывается закопанная по шею женщина-мужеубийца, которую Петр, стыдясь перед иностранцами варварского обычая, велит пристрелить. Но о том, что чувствуют и переживают его персонажи, Толстой дает возможность догадаться. Василий Волков после крамольных речей ночующего у него Михайлы Тыртова и вопроса: «Доносить пойдешь на мой разговор?» -- отворачивается к стене, «где проступала смола» /замедление/, и «долго спустя» отвечает: « -- Нет, не донесу». Меншиков рассказывает царю после измены Анны Монс с Кенигсеком о Екатерине, живущей у него во дворце. «Петр, -- не понять, -- слушая или нет... Под конец рассказа кашлянул. Алексашка знал наизусть все его кашли. Понял, -- Петр Алексеевич слушал внимательно». Дважды в романе показаны физиологические признаки страха при опасности смерти от вражеского оружия. Во время азовского похода, когда можно из тьмы получить татарскую стрелу: «Поджимались пальцы на ногах». В конце романа под Нарвой подполковник Карпов радуется, что остался жив после залпа: «И отвалил преодоляемый страх, от которого у него поднимались плечи...». Вообще же Толстой не стремился в «Петре Первом» быть художником-баталистом, описания боев у него обычно коротки, лучше всего передается неразбериха и сумятица массовой смертельной драки.

Роман многогероен, но ни один эпизодический персонаж не теряется среди других. Толстой изобретателен в антропомимике. Так, сатирический образ боярина Буйносова создается, в частности, нелепой, комической фамилией (персонаж «буен», но только носом). Любвеобильный персонаж наделяется прозвищем Вареной Мадамкин. А колоритное прозвище Федьки Умойся Грязью, заставляющее читателя представить себе физиономию, которую даже грязью можно отмыть, вряд ли мог придумать кто-нибудь, кроме Толстого. Писатель не побоялся принизить тем самым сильного, талантливого человека из народа с чрезвычайно драматический судьбой.

Роман «Петр Первый» впервые публиковался в журнале «Новый мир», с перерывами, с 1929 по 1945 год.

В это время историческая романистика утверждается в советской литературе. Авторов исторических романов более всего волнуют те периоды в жизни России, которые связаны с коренной ломкой прежних устоев. Таковы историческая эпопея Вяч. Шишкова «Емельян Пугачев» (1938-1945), исторические романы А. П. Чапыгина «Разин Степан» (1926-1927), «Гулящие люди» (1935-1937) и др. произведения.

В этот ряд встал и роман Алексея Толстого о переломном периоде русской истории.

В 20-30-е годы в исторической беллетристике шла борьба главным образом между «романами-исследованиями», где социальный анализ преобладает над художественностью (мог и не преобладать; все же художественность считалась дополнением - желательным, но не обязательным), и натуралистическими романами либо рассказами, где правдоподобия пытались достичь через подробнейшее описание быта, нагромождение архаической лексики. К подобному приему - использованию «вещизма»- прибег еще в начале века в своем романе «Петр и Алексей» Д. С. Мережковский, но без успеха: время оживить ему не удалось.

При чтении «Петра Первого» поражает мастерство, с которым автор избежал обеих крайностей. Человек широкий, увлекающийся, он свои красочные, запоминающиеся читателю описания строит на скупых, со вкусом отобранных деталях.

Ему достаточно назвать какой-то один признак вещи, один жест героя. Но этот признак - главный, этот жест - характерный.

Что же касается «романа-исследования», то здесь дело обстоит сложнее. Действительно, теряет ли в исторической достоверности роман Алексея Толстого из-за того, что в нем действуют вымышленные герои, а реально существовавшие личности говорят слова, которых они не произносили? Писатель иногда смещал последовательность событий. Например, впервые Петр посмел надеть немецкое платье для визита на Кукуй лишь после смерти патриарха Иоакима; в романе живописная сцена выписки молодому царю «накладных волос» отнесена к более раннему времени. Сам патриарх, на заседании думы, по воле автора читает текст, в действительности включенный в его завещание. Иногда Алексей Толстой подробно излагает одни события, а о других - исторически, возможно, более важных - сообщает чуть ли не скороговоркой. Неудач ному первому Азовскому походу Петра посвящена вся шестая глава первой книги; второму же, победному, пол-абзаца. По традиции (и по наличию документов) детально описано пребывание царя в Саардаме, длившееся всего восемь дней, - за это время, вопреки легенде, Петр даже плотничать не успел бы научиться; о двух с половиной месяцах, проведенных в Англии, где Петр получил гораздо более нужные ему знания инженера-кораблестроителя, рассказано на одной странице.

Но Алексей Толстой знал свою задачу. Он писал роман, а не исторический трактат. Литератор имеет право на воображение, на отход от документальности. Для завлекательности иной автор может развернуть несущественный эпизод или даже придумать авантюру, чтобы поразить воображение читателя, прибавить кровожадности герою, забыв совет Пушкина: «Обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено и не великодушно». Казалось бы, Петр - самый подходящий кандидат в «кровавые герои»: подозрительный эпилептик, сыноубийца, возможно, отцеубийца (Петр пытал Стрешнева, чтобы узнать, действительно ли тот отец ему); одних стрелецких казней достаточно для писателя, желающего разлить побольше крови по страницам романа.

Посмотрим, как обращается с этими исторически верными фактами Алексей Толстой. Прежде всего он должен был показать Петра - строителя государства. Неприятные, даже патологические черты личности Петра его интересуют меньше. Алексей Толстой любил свою родную историю такой, какою она была: за то, что в ней жили, страдали и радовались, убивали и умирали и творили эту историю люди, предки писателя и читателя. Алексей Толстой видел их слабости, видел пороки и созданного ими государства, и задавленного этим государством народа. Поэтому из неидеальных черт Петра он выбирает для наиболее подробного описания пьяный разгул, грубость; постепенно, по мере роста государственной значимости Петра и со все большей оглядкой автора на современную параллель царю, эти черты в характеристике образа стираются. Отмеченные многими современниками припадки царя сводятся в романе к дерганию щекой в минуты наибольшего волнения; истерическому приступу отводятся только один-два эпизода. Для стрелецких же казней писатель мастерски использует слегка обработанные им подборки из документа (свидетельства секретаря австрийского посольства); авторская эмоция в этих сценах отсутствует.

Свое понимание смысла событий автору легче показать через «неисторические» лица, созданные воображением. Их «иеисторичность» ТОЛЬКО в том и состоит, что о них нет упоминания в документах того времени. Однако если судьбы известных деятелей автор не имеет права изменить, что придуманных им самим героев он может провести сквозь такие ситуации, где заметнее всего выражена - пусть не всегда понятная им, но ясная для нас - суть времени, в котором они живут.

По историческому роману нельзя изучать историю. Но ощущение истории он может дать порой более яркое, чем иная строго научная работа. Нужно только, чтобы писатель сам пережил это время, как свое, нужно, чтобы - в меру своего таланта - он вовлек в сопереживание с ним и читателя.

Мера таланта Алексея Толстого была велика. Потому-то, при всей социальной неоднозначности писательской личности, роман его дает нам почувствовать, что и мы живем в истории, что она не прерывается. Потому-то этот роман с неослабевающим интересом читают сейчас, будут читать и в том историческом времени, что продолжится после нас.

Источники:

  • Толстой А. Н. Петр Первый: Роман/Вступ. ст. С. Серова.- М.: Худож. лит., 1990.-637 с.
  • Аннотация :

    В историческом романе А. Н. Толстого {1883-1945) «Петр Первый» показан один из переломных моментов в истории России, когда, по словам автора, завязывался «русский характер».


В этом тексте описывается возведение Петербурга на Яузе, о чём повелел сам Пётр Великий. Определить это помогают различные средства. Так название произведения («Пётр Первый»), отрывок из которого дан нам в учебнике, помогает понять, что речь пойдёт об этом великом императоре, который собственноручно помогал строить Санкт-Петербург. В начале этого отрывка говорится о том, как бояре приезжали на стройку, которая располагалась на реке Яузе, чтоб узнать, куда уходит столько денег и оружия.

После описания бояр и их одежды перед нами предстаёт образ Петра Романова, который наравне с обычными рабочими возил грязные тачки со строительными материалами. Данный текст можно поделить на несколько микротем: описание бояр, описание царя, встреча бояр и царя, разговор боярина и царя. В конце же текста описывается, что боярам было стыдно, что их царь «с холопами, как холоп, как шпынь ненадобный, бегает по доскам, бесстыдник», потому что никогда ещё правители так не делали, а только сидели на золотом троне и повелевали.

Проблемой в данном отрывке является крепостничество. А. Н. Толстой описывает жизнь в России во времена Петра I, указываю на то, что для верховных сословий неподобающе было физически трудиться и что-либо строить, как это делают крестьяне и ремесленники. Идеей же писателя было искоренение проблемы, затронутой в данном отрывке текста.

Текст включает в себя два типа речи: описание и повествование. Большая часть предложений является сложными или осложнёнными простыми предложениями, которые последовательно связываются друг с другом. В тексте присутствует множество восклицательных и вопросительных предложений. В данном отрывке автор употребил большое количество местоимений, союзов и знаков препинания.

Стиль текста больше всего похож на литературно-художественный, но иногда включает в себя и другие стили, например, официально деловой. Главными стилеобразующими факторами здесь являются различные языковые средства. В тексте присутствуют сравнения (толстый как перина; вылезет Пётр, как жердь длинный) и эпитеты (налитые щёки).

Данный текст написан от третьего лица, в нём отсутствует авторская речь, но при анализе текста можно уловить скрытую писательскую оценку. Так А. Н. Толстой пытается выразить своё негативное отношение к боярским устоям, автор порицает их с помощью насмешливого описания и через слова героя Петра Великого. В тексте встречаются диалоги, которые передают прямую речь, а в первой части текста употребляется несобственно-прямая речь бояр.

Своеобразный стиль автора делает данный текст более трудным к восприятию: здесь много различных осложнений. Писатель не пренебрегает вопросно-ответной формой изложения, антитезой и инверсией. Но всё это идёт только на благо его творчества. Различные трудности заставляют читателя включать свой мозг, что, в свою очередь, помогает увлекать его всё больше и больше.

Обновлено: 2018-03-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Определение эпизода
Эпизод (греч. привходящий, посторонний) – та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.
Эпизод - часть (отрывок, фрагмент) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.
Роль эпизода в тексте
1.Характерологическая.
Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.
2.Психологическая.
Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.
3.Поворотная.
Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.
4.Оценочная.
Автор даёт характеристику персонажа или события.
Строение сочинения – рассуждения
I. Тезис (основная мысль сочинения).
Почему?
(потому что, так как)
II. Обоснование: аргументы и примеры.
Что из этого следует?
(поэтому, следовательно, итак, таким образом)
III. Вывод.
Перекликается с тезисом.
План анализа эпизода прозаического текста.
План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте«.
Вступление
1.Что такое эпизод? Дать определение.
2.Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения).
Основная часть (аргументы и примеры).
1.Сжатый пересказ данного фрагмента.
2.Место эпизода в композиции текста.
Почему этот эпизод именно здесь расположен?
Какие эпизоды до и после?
Какая связь с другими фрагментами?
3.Место эпизода в сюжете произведения.
Завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
4.Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?
5.Расстановка персонажей в данном фрагменте.
Новое в характерах героев.
6.Каков предметный мир произведения?
Пейзаж, интерьер, портрет.
Почему именно это в данном эпизоде?
7.Мотивы эпизода.
Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.
Ассоциации.
Библейские, фольклорные, античные.
8.От чьего имени ведется повествование?
Автор, рассказчик, герой. (От 1 или 3 лица).
Почему?
9.Организация речи.
Повествование, описание, монолог, диалог.
Почему?
10.Языковые средства.
Тропы и фигуры.
Заключение (вывод)
1.Роль эпизода в произведении (перекличка с вступлением).
2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?
3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.
М. Свердлов
Вопрос о смысле жизни
Что же занимает место нравственных исканий в «Петре Первом«? Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни? Да, в профессиональной области.
Смысл жизни для героев «Петра Первого« в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы - лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный), кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).
В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или «пушечное мясо«. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье - роль профессионального шута.
А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов«), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.
Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а «технический« вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.



Загрузка...
Top