Архипенко скульптор работы. Биография александра архипенко

Сын профессора механики Киевского университета Порфирия Антоновича Архипенко; мать – Прасковья Васильевна Машова-Архипенко, дочь иконописца. В 1902, после колебаний между математикой и искусством, поступил в Киевское художественное училище, откуда спустя три года был исключен. Некоторое время посещал частную студию С. И. Светославского. До 1908 жил в Москве.

Весной 1909 через Берлин приехал в Париж и поселился в художественной колонии «La Ruche». Две недели проучился в Национальной школе изящных искусств, затем самостоятельно занимался в музеях, проявляя интерес к ранней готике, древней пластике Египта, Центральной Америки, Ассирии, Греции. В 1909 создал стилизованные скульптуры «Сидящий черный торс», «Адам и Ева», «Сусанна» и «Женщина», в которых сказалось увлечение архаикой. В 1910 снял мастерскую на Монпарнасе, в 1912 открыл художественную школу. Начал разрабатывать концепцию трехмерного кубизма, исполнил скульптуру «Медрано-1» – пример разложения пластической формы на простейшие геометрические объемы. В дальнейшем стал широко применять комбинации разнородных материалов (гипс, дерево, стекло, целлулоид, проволока); конструировал полихромные скульптуры: «Медрано-2», «Карусель Пьеро» и «Голова» (все – 1913; последней посвящено одноименное стихотворение Б. Сандрара). В 1914 исполнил скульптуру «Боксеры» – одно из наиболее абстрактных произведений пластики того времени.

Выставлялся в салоне Независимых (ежегодно в 1910–1914, 1920) и Осеннем салоне (1911, 1912, 1913, 1919); участвовал в выставках авангардистской группы «Золотое сечение» (Париж, 1912, 1913, 1914, 1920), выставке «Armory Show» в Нью-Йорке, 1-м Немецком весеннем салоне в Берлине, Международной выставке постимпрессионистов в Будапеште (все – 1913), групповых выставках в Риме, Праге, Амстердаме и Брюсселе. Провел совместно с Ле Фоконье выставку в музее Остхауз в Хагене (1912/13) и персональную выставку в галерее Der Sturm в Берлине (1913, в каталоге – текст Г. Аполлинера).

В 1914–1918 жил в Ницце. Разрабатывал «cкульптуро-живопись», основанную на комбинации трехмерной скульптуры с раскраской, цветным плоским фоном или обрамлением («Испанка», 1916; «Натюрморт с вазой», 1918). Исполнил цикл полуабстрактных плавно изогнутых торсов из металла и камня и серию женских фигур («Женщина, укладывающая волосы», 1915; «Стоящая фигура», 1916), в которых впервые использовал сквозные отверстия и ниши в качестве изобразительных элементов. Создал серию вертикальных вазообразных скульптур («Луч», 1918; «Ваза-женщина», 1919), в которых отразилось увлечение ранней готикой.

В 1919–1920 провел выставочный тур по городам Европы: Женева, Цюрих, Париж, Лондон, Брюссель, Берлин, Мюнхен, Роттердам, Гаага. В 1921 женился на немке, скульпторе Ангелике Шмитц (Angelica Schmitz, худож. псевдоним Gela Forster), и обосновался в Берлине, где открыл собственную школу. В том же году провел первую персональную выставку в Нью-Йорке, организованную Катрин Дрейер и Марселем Дюшаном под эгидой Анонимного общества (Société Anonyme). В Потсдаме вышла монография о художнике с текстом Ивана Голля и Теодора Дойблера.

В октябре 1923 вместе с женой приехал в США, поселился в Нью-Йорке и сразу же открыл художественную школу на Манхэттене, в которой с перерывами преподавал до 1946. В 1929 принял американское гражданство. В том же году приобрел землю в Бeарсвилле (Bearsville) около Вудстока, где к 1938 построил комплекс зданий для художественной школы и студии. Вел художественные курсы и школы в Лос-Анджелесе (1935), в Университете Вашингтона в Сиэтле (1935–1936), «Новый Баухаус» в Чикаго (1937), в Художественном институте Чикаго (1946–1947), Университете Миссури в Канзас-Сити (1950), Кармелевском институте искусств в Калифорнии (1951), Университете Британской Колумбии в Канаде (1956). Неоднократно совершал лекционные турне по американским колледжам и университетам.

В 1924–1927 разработал и запатентовал механизм для создания иллюзии движения нарисованных объектов с заданными быстротой и ритмом, названный им «архипентура»; впервые продемонстрировал его в 1928 на персональной выставке в Нью-Йорке (гал. Anderson, организована Société Anonyme). В 1940-е изготовил серию «светомодуляторов» – полупрозрачных плексигласовых скульптур, освещаемых изнутри. В разные годы создал реалистические скульптуры: «Повернутый торс», «Диана», «Идущая вперед», «Желание», «Меланхолия», несколько портретов жены, портреты св. князя Владимира, Тараса Шевченко, Ивана Франко (памятники-бюсты установлены в Кливленде), Т. Уайлдера, государственного секретаря США Ч. Хьюгенса, музыкантов В. Фуртвенглера и В. Менгельберга.

Участвовал в групповых выставках русских художников в Берлине (Van Diemen, 1922), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), в российском отделе международных выставок в Венеции (в рамках ХII Международного биеннале, 1920), Филадельфии (1926), Нью-Йорке (1926/1927, Бруклинский музей). В 1927 передал скульптуру «Грация, или Величие красоты» в дар ГМНЗИ. В начале 1930-х участвовал в выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства во Львове и подарил львовскому Национальному украинскому музею бронзовую скульптуру «Раздумье» (изъята из музея и утрачена в 1950-х).

В послевоенные годы получил признание как один из основоположников художественного авангарда. Удостоился престижных американских и европейских наград, был избран членом Международного института искусств и словесности (1953) и Американского национального института искусств и словесности (1962); его работы приобретались крупнейшими музеями мира. За 40 лет провел в США около 150 персональных выставок. В 1954 устроил ретроспективную выставку в галерее Ассоциации американских художников в Нью-Йорке, в 1955–1956 предпринял выставочное турне по Германии.

В 1957 овдовел. Спустя три года женился на своей ученице художнице Франсис Грей. В 1960–1963 исполнил последние крупные работы – бронзовые скульптуры «Царица Савская» (1961) и «Царь Соломон» (1963), а также серию абстрактных цветных литографий «Живые формы» («Les Formes Vivantes»).

Похоронен в Нью-Йорке на кладбище Вудлон (Woodlawn) в Бронксе. В 1967–1969 мемориальная выставка обошла многие города США. В 1986/87 выставки, посвященные 100-летию со дня рождения художника, состоялись в Национальной галерее в Вашингтоне и в Художественном музее Тель-Авива. В 2000 Ф. Грей основала Фонд Архипенко, призванный сохранять и пропагандировать наследие художника. При его поддержке действует Архивный и исследовательский центр Архипенко, расположенный в Беарсвилле.

Библиография:

* Бурлюк; ХРЗ; AI 2/43, 5/30, 6/40, 7/47, 8/48, 9/33, 10/32, 11/28, 12/32–33, 13/33, 14/33, 15/34, 16/19, 17/20, 18/24, 19/39, 20/31, 21/31, 22/26, 25/28, 27/32, 28/34; Cummings; Naylor.

Голубец M. Архипенко. Львiв, 1922 (на укр. яз.).

Сегал С. Архипенко // Сполохи (Берлин). 1922. № 5. С. 35-37.

Ответ Архипенко // Вещь (Берлин). 1922. № 3. С. 11–12, 14.

Косач Ю. Александр Архипенко: К 50-летию творчества мастера // Русская мысль (Париж). 1957. 7 мая (№ 1052).

Коротич В. Плексигласова мадонна самотностi: (Iз биографии О. Архипенка) // Вiтчизна. 1966. № 10. С. 175–185 (на укр. яз.).

Эренбург И. Г. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1966. С. 166–167.

Валериус С. Прогрессивная скульптура ХХ века. М., 1973. С. 286–291.

Архипенко А. Архипентура // К истории международных связей ГМНЗИ. 1922–1939 / Авт.-сост. Н. В. Яворская. М., 1978. С. 377–384.

Письма А. Архипенко к Б. Терновцу // Там же. С. 320–328.

Капитайкин Э. История одной коллекции // Русская мысль (Париж). 1987. 15 мая (№ 3673). С. 11.

Ковжун П. Александр Архипенко // Творчество. 1989. № 10. С. 18–20.

Сусак В. Александр Архипенко – «первый скульптор-экспрессионист»? // Русский авангард 1910–1920-х гг. и проблема экспрессионизма. М., 2003. С. 223–236.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 116–117 (илл.).

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 264.

Азизян И.А. Александр Архипенко: Предвоенные парижские годы (1908-1914) // Искусствознание. 2008. № 2. С. 211-253.

Азизян И.А. Скульптурные картины и другие произведения Александра Архипенко военных лет // Искусствознание. 2010. № 1-2.

Азизян И. Александр Архипенко. М., 2010.

Alexander Archipenko. Berlin: Verlag der Sturm, 1913.

Archipenko-Album. Einfuhrungen von T. Daubler und I. Goll. Potsdam, 1921.

Raynal M. A. Archipenko. Rome, 1923.

The Archipenko Exposition of Sculpture and Painting in Ukrainian Pavilion at a Century of Progress. Chicago, 1933.

Alexander Archipenko: Fifty Creative Years 1908–1958 / Text by Archipenko and fifty art historians. New York, 1960.

Alexander Archipenko: A Memorial Exhibition 1967–1969: . Los Angeles, 1967.

Archipenko. International Visionary / Pref. by S. D. Ripley; Foreword by D. W. Scott; Essay by G. Habasque. Washington: Donald H. Karshan, 1969.

Archipenko: The American Years. 1923–1963. New York: B. Danenberg Galleries, 1970.

Karshan D. H. Archipenko: The Sculpture and Graphic Art / Including a print catalogue raisonné. Boulder Colo: Westview Press, 1975.

Michaelsen K. J. Archipenko. A Study of the Early Works. 1908–1920. New York: Garland Pub., 1977.

Archipenko: Sculpture, Drawings, and Prints. 1908-1963 / As collected, viewed, and documented by Donald Karshan. Danville; Ky.: Centre College in association with Indiana University Press, 1985.

Произведения А. П. Архипенко перевернули мировые представления начала XX в. о скульптуре, развязали руки и освободили глаза многим художникам-скульпторам. Именно Архипенко впервые "составил" единую форму из различных неэквивалентных форм, вводя в композиции стекло, дерево, металл, целлулоид. Пластика, движение, выявленная конструкция и конструктивность, лиричность - основные качества его работ, высоко оцененные современниками - Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ф. Леже, М. Дюшаном, Р. и С. Делоне, А. Родченко, П. Ковжуном, последователями и исследователями.

Архипенко родился в семье профессора Киевского университета, инженера-изобретателя П. А. Архипенко. Его дед был художником-иконописцем. Будущий скульптор с детства питал любовь к искусству и математике, изобретательству, конструированию. Занятия живописью начал, по собственным воспоминаниям, в 1900-01 гг. с копирования из книги рисунков Микеланджело. В 1902-05 гг. учился в Киевском художественном училище, откуда был исключен за критические замечания в адрес учителей, преподававших по старой системе. Продолжал образование в частных студиях Москвы. В 1908 г. Архипенко поселился в Париже, где недолго учился в Школе искусств, затем штудировал в музеях вместе с А. Модильяни древнюю скульптуру Египта, Ассирии, Центральной Америки, Африки.

В 1908-11 гг. создал бронзовые скульптуры "Адам и Ева", "Женщина с кошкой", "Саломея", "Сусанна", "Сидящая обнаженная". Акцентировал внимание на пластике целого, обтекаемости формы и фактурности поверхности. Работал также в керамике. В 1910 г. открыл мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине, работал совместно с группой художников и скульпторов-кубистов. В 1912 г. создал серию фигур "Цирк Медрано", построенных с помощью элементарных геометрических форм. В том же году, ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального, нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.

В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области "скульпто-живописи", сочетая трехмерное и плоскостное ("Эспаньола", 1916;

"Натюрморт с книгой и вазой на столе"", 1918), исполнил фигуры со сквозными отверстиями, впервые в мировой скульптурной практике используя пространство "внутри" и "пустоту" как изобразительный элемент, равный материальному. Создал вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы, вазоподобные скульптуры: "Женщина, укладывающая волосы" (1915), "Луч" (1918), "Ваза-женщина" (1919)и др.

В 1921 г., женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там художественную школу. Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе на русском.

Вскоре, в 1923 г., скульптор переехал в США, в 1928 г. принял американское гражданство. В 1920-30-х гг. создал ряд реалистических произведений ("Повернутый торс", "Диана", "Шагающая", "Желание", "Меланхолия" и др.), а также академически традиционные скульптурные портреты Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, деятелей американской политики и культуры. Продолжал работать и в русле абстрактной, конструктивной скульптуры, используя различные технические изобретения; в частности, разработал так называемую архипентуру - подвижную живопись (1924-27), где при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создававшие определенные композиции, изменявшие образы по прихоти художника. Экспериментировал он и со "звуковой скульптурой", а также делал полупрозрачные, освещаемые изнутри формы-объекты (1940-е).

В Америке творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом; за сорок лет было устроено более 150 персональных выставок. Художник преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924-28, 1940-е), Лос-Анджелесе (1935), Чикаго (конец 1930-х), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935-36, 1952), Нью-Баухаузе (1937), в Институте рисунка в Чикаго (1946), университете Канзас-Сити (1950); ездил с лекциями по городам США.

После смерти мастера ретроспективная выставка его произведений была показана во многих городах США.

Перед зеркалом. 1915. Масло, карандаш, дерево, металл, бумага


Шагающая. 1912. Бронза

художник, скульптор

Александр Архипенко - русский и американский художник-авангардист, скульптор и график, один из основателей кубизма в скульптуре.

Александр Архипенко - первопроходец кубизма

Александр Архипенко родился в Киеве (тогда - часть Российской империи, ныне - Украина). Его художественная карьера началась в 1902 году, с Киевской художественной школы, где он учился под руководством Святославского.

Спустя всего четыре года он уже выставлял свои произведения совместно со знаменитым Александром Богомазовым.

В 1908 году Архипенко отправился в Париж - изучать самые современные на то время течения в искусстве, и поселился в колонии художников La Ruche, вместе со многими другими русскими художниками-иммигрантами, включая Владимира Баранова-Россина, Соню Делоней-Терк и Натана Алтмана.

Успех пришел к нему в 1910 году, с выставками в салонах Salon des Indépendants и Salon d"Automne вместе с Александрой Экстер, Казимиром Малевичем, Вадимом Меллером, Соней Делоней-Терк, а также знаменитыми и модными Пабло Пикассо, Жоржем Браком и Ангдре Дереном. Он стал вторым (после Пикассо) художником, представившим произведения искусства в стиле кубизм европейскому зрителю, и первым - в Париже. Признание позволило Архипенко создать свою собственную школу искусств в Париже, проработавшую вплоть до Первой Мировой войны.

Четыре его скульптуры в стиле кубизма, включая Family Life, появились на противоречивой выставке Armory Show в Нью-Йорке в 1913 году. Издание New York World опубликовало на своих страницах известную карикатуру, высмеивавшую эти произведения.

...Но вот другие его скульптуры наперебой расхваливались критиками на выставке Biennale Internazionale dell"Arte di Venezia в Италии и в берлинской галерее Gallerie van Diemen.

После войны Архипенко смог открыть вторую школу искусств, на этот раз - в Берлине, в 1921 году, но его карьера в Германии завершилась из-за экономического кризиса, и спустя два года он эмигрировал в Соединенные Штаты. В 1929 году он получил американское гражданство.

В Америке он постепенно завоевал признание публики, принимая участие в множестве выставок, представляя в основном скульптуры. Верхом его достижений стала Всемирная выставка в Чикаго в 1933 году, где ему доверили выставляться в украинском павильоне, чем во многом и объяснялся успех последнего среди посетителей.

Последующие десятилетия Архипенко провел, вырабатывая и оттачивая свой собственный стиль кубизма, выставляясь в Америке и Европе.

В качестве признания его влияния на художников-современников, в 1962 году он был принят в Американскую Академию художеств.

Александр Порфирьевич Архипенко – российский, французский и американский художник
и скульптор украинского происхождения.

Родился 30 мая 1887 года в Киеве, в семье инженера-изобретателя, сотрудника Киевского университета.
Его дед был художником-иконописцем.
Увлечение искусством пришло к Александру Архипенко неожиданно - после падения с велосипеда.
Неудачно прокатившись по одной из киевских улиц, тринадцатилетний Саша был вынужден несколько
месяцев пролежать в постели. В это время он начал копировать работы Микеланджело.

Архипенко А. П. Прошлое.

Из записей скульптора известно, насколько важным было для него еще с детских лет наблюдение за
работой сельских керамистов. Не случайно и то, что первые произведения Архипенко сделаны из
жженой глины - шамота.

«Очаровали юношу таинственные знаки с археологических находок, мощной силой дышали на него
формы скифских баб. Их безликие лица, каменные фигуры, на которых оставили свой след долгие
столетия, олицетворяли мощь. Наверное, от них пробудился особый дар - видеть сущность вещи,
обобщать форму».

В 1902-1905 годах учился в Киевской художественной школе, откуда его исключили за участие в
студенческих забастовках 1905 года. В 1906 году переехал в Москву, где продолжил образование
в частных студиях, сблизился с М. Ларионовым и участвовал в ряде выставок.
В 1909 году Архипенко приезжает в Париж. С 1909 по 1914 год живёт в интернациональной колонии
художников «Улье» (фр. La Ruche). Учится в парижской Школе искусств. В Лувре вместе с А.
Модильяни и А. Годье-Бжеско внимательно изучает древневосточную и средневековую скульптуру,
что отразилось в его ранних подражаниях искусству Древнего Египта.

Архипенко А. П. В кафе.

С 1910 года, когда Леже познакомил его с кубизмом, он апробирует приемы этого направления в
объемных формах, став одним из видных представителей кубистической скульптуры («Задрапированная
женщина», 1911 г.; «Идущая женщина», 1912 г.; Женщина с веером, 1914 г.). Фигуры формируются
пересечениями мощных геометрических объемов, иногда дополненных полихромией. Выставляется в
Салоне Независимых вместе с Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном. Художник открыл
мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине.

Архипенко А. П. Шагающая.

Архипенко активно экспериментировал со скульптоживописью, сочетая картинный фон и обрамление с
крупным рельефом и полихромией. Он работал и приемом сборки конструкций в единую форму из
различных материалов, используя в своих работах стекло, пластик, металл, дерево, целлулоид,
папье-маше, клеенку, что было абсолютно новаторским для того времени, переняв этот метод у
Пикассо («Медрано II», 1913 г.).
Его скульптуры, которые состояли из отверстий, вогнутостей и выпуклостей, демонстрировали
новый способ мировосприятия.

Архипенко А. П. Горе.

Именно природу скульптор считал своим учителем:

«ошибаемся, когда думаем, что приближаемся к природе, если точно воспроизводим картофель
или обнаженную натуру. Воссоздание ни к чему не приводит. Единственный способ, как уподобиться
к природе, – это изобретать. Изобретать в течение всей жизни».

Имя Архипенко стало символом новаций в парижской художественной жизни. Его считали своим учителем
такие мастера как Манцу, Джакометти, Цадкин, Мур, Колдер, Кавалеридзе.

В 1912 году вступил в группу «Золотое сечение». Создал серию фигур «Цирк Медрано», построенных с
помощью элементарных геометрических форм. В том же году, в Хагене (Германия) состоялась первая
персональная выставка Архипенко. Ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального,
нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие
с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.

Архипенко А. П.Сидящая обнаженная.

В 1914 году Аполлинер издал статью, в которой писал:

«Прежде всего Архипенко ищет чистоту в форме. Он воспитан на лучших традициях. Чары его
произведений во внутренней гармонии … В духовности его искусства чувствуются религиозные веяния,
сформировавшие его темперамент, церковные и наивные произведения, без сомнения, очаровали его
в детстве».

Архипенко А. П. Женский торс (белый торс).

В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области «скульптоживописи»,
сочетая трехмерное и плоскостное («Эспаньола», 1916 г.; «Натюрморт с книгой и вазой на столе’»,
1918 г.; «Две женщины», 1920 г.), исполнил фигуры со сквозными отверстиями, впервые в мировой
скульптурной практике используя пространство «внутри» и «пустоту» как изобразительный элемент,
равный материальному. Создал вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы,
вазоподобные скульптуры: «Женщина, укладывающая волосы» (1915 г.), «Луч» (1918 г.),
«Ваза-женщина» (1919 г.).

Архипенко А. П. Постоянная женщина.

В 1921 году женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там
художественную школу.
Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко
имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе
на русском.
В 1923 году переезжает в США, а в 1929 получает американское гражданство.
В двадцатые-тридцатые годы Архипенко создал ряд реалистических произведений («Повернутый торс»,
«Диана», «Шагающая», «Желание», «Меланхолия»), а также академически традиционные скульптурные
портреты Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, деятелей американской культуры.

Архипенко А. П. Карусель Пьеро.

В 1924 году Александр Архипенко изобрел специфический вид искусства под названием «архипентура»:
аппарат с мотором приводил в движение объект, состоявший из живописных элементов. Таким образом,
скульптор стремился отобразить ту сферу реальной жизни, которая не могла быть передана статической
живописью.

«Архипентура, - писал он в одноименной статье-манифесте, - есть конкретное
соединение живописи с временем и пространством». Изобретение А. П. Архипенко является
прообразом современных подвижных бигбордов, оно предвосхитило кинетическое искусство
второй половины XX века».

В 1924-1927 годах он экспериментировал и со «звуковой скульптурой».

Архипенко А. П. Медрано II.

Продолжая считать себя российским художником, Архипенко представил свои работы на Первую русскую
художественную выставку (Берлин, галерея Ван Димена, 1922 г.); выставлялся в Бруклине (Выставка
русской живописи и скульптуры, 1923 г.), в Филадельфии (Выставка современного русского искусства,
1933 г.) В 1927 году подарил бронзу «Грация, или Величие красоты» Государственному музею нового
западного искусства в Москве для русского раздела выставки «Современное французское искусство»

Архипенко А. П. Женщина расчесывает волосы.

Работы Архипенко экспонировались на выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства
(АНУМ). Созданному во Львове в начале тридцатых годов Львовскому Национальному украинскому музею
Архипенко подарил в 1934 году бронзовый отлив скульптуры «Ма - Раздумье». «Ма Раздумье» была лучшей
из трех композиций Архипенко две других - «Ма - Щедрая сила» и «Ма Видение» («ма» - ласкательное
сокращение от слова «мама»), Скульптурному триптиху Архипенко предпослал лирическое посвящение:
«каждой матери; каждому, кто любит и страдает из-за любви; каждому творцу в искусстве и науке;
каждому, задыхающемуся от проблем; каждому, кто ощущает и знает вечность и бесконечность».

Архипенко А. П. Ла Boxe.

В 1934 году художник оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго.
В сороковых годах экспериментировал с полупрозрачными, освещаемыми изнутри формами-объектами.

В США творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом - за сорок лет у него состоялось
более ста пятидесяти персональных выставок.
Художник преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924-928, 1940-е гг.), Лос-Анджелесе (1935 г.),
Чикаго (конец 1930-х г.), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935-1936, 1952 гг.),
Нью-Баухаузе (1937 г.), в Институте рисунка в Чикаго (1946 г.),
университете Канзас-Сити (1950 г.); ездил с лекциями по городам США.

Александр Порфирьевич Архипенко скончался 25 февраля 1964 года в Нью-Йорке на пороге
собственной мастерской.
После смерти художника ретроспективная выставка его произведений была показана во многих
городах США.
Архипенко считается родоначальником кубизма в скульптуре, основанного на геометрическом
упрощении и динамических контрастах форм. Он одним из первых использовал экспрессивные
возможности «нулевой», сквозной формы и «негативного пространства».

Архипенко А. П. Купальщицы.

«Пустоты на моих скульптурах имеют творческие корни, и психологическая значимость этих
пустот также побуждает к творческому акту. Пустоты воспринимаются как символ отсутствия формы
и становятся основой для рождения ассоциаций и возникновения ощущения относительности»,

- писал Архипенко.

Архипенко А. П. Отличники.

О том, как он пришел к открытию своего творческого метода, скульптор вспоминал так:

«Где-то в 1911-м или 1912 году я глубоко осознал роль пустого пространства, но если быть
откровенным, то нужно сказать, что эта идея не давала мне покоя давно. Я был еще ребенком,
когда мои родители купили две вазы для цветов. У меня ни с того ни с сего появилось желание
придвинуть их ближе одна к другой, и что же я увидел? Нематериальную прозрачную третью вазу,
образованную пространством между двумя настоящими. Так возникла моя теория пустого пространства,
символизирующего несуществующий предмет. Конечно, только через много лет и после многочисленных
опытов во всех их разновидностях я по-настоящему осознал ее и был просто-таки в восторге.
После этого открытия неожиданно стал видеть повсюду пустое пространство, напоминавшее мне
разные предметы. Я начал использовать эти предметы в своей пластике. Выпуклое заменял вогнутым,
полное - порожним, создавал символы фигур и предметов, которых не было рядом».

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) погиб во время русско-японской войны в 1904 году. Броненосец «Петропавловск», где он работал, подорвался на вражеской мине и затонул в Желтом море
  • 12.07.2019 13 больших настенных живописных композиций были созданы русским советским художником в 1930-е годы по заказу американских властей. Теперь их решено закрасить. Сюжет вызывает недовольство национальных меньшинств
  • 09.07.2019 Зарубежным музеям все чаще приходится учитывать реноме спонсоров своих проектов. И да, дальше им приходится отказываться от денег компаний, порицаемых обществом ответственного потребления, - нефтехимических, отдельных фармацевтических и др.
  • 05.07.2019 Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
  • 04.07.2019 МХЯ продлится с 11 июля по 11 августа 2019 года. Да, целый месяц. В ярмарке примут участие антикварные галереи, переехавшие в Гостиный Двор из закрывшегося ЦДХ, а также другие продавцы искусства
    • 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
    • 08.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это тринадцать живописных работ и семь листов оригинальной графики
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие


    Загрузка...
    Top