Атомный ракетный крейсер петр великий. Атомный ракетный крейсер «Пётр Великий

Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 сегодня переживают не лучшие времена. Созданные для нужд совсем другого флота, готовившегося к совершенно иной войне, сегодня они производят впечатление неприкаянного «чемодана без ручки» - нести трудно, выбросить жалко. Тем не менее Минобороны России намерено вдохнуть в них новую жизнь.

В течение 2000-х годов участь советских крейсеров проекта 1144 казалась решенной. Три самых старших корабля в серии, выведенных из состава ВМФ РФ на модернизацию еще в конце 90-х, были молчаливо «списаны» общественным мнением со счетов. В этом году, кажется, ситуация радикально поменялась. Официально озвучено решение о возвращении этих кораблей после коренной модернизации в состав ВМФ.


Инструмент неширокого профиля.

Доктрина строительства советского ВМФ с конца 60-х годов неразрывно связана с именем его главнокомандующего - адмирала Сергея Горшкова. Автор программной книги «Морская мощь государства» (внимательно изучавшейся в академиях ВМС всех крупных держав мира), оценив невеселые перспективы гонки военно-морских вооружений со всем «агрессивным блоком НАТО» и Китаем в придачу, принял и пробил на самом верху решение об «асимметричном ответе». А именно - построении флота вокруг противоавианосной компоненты.

Слова наподобие «асимметричный ответ» или «уникальный, не имеющий аналогов в мире» вообще очень часто звучат, когда говорится о позднем периоде развития ОПК СССР. Следует понимать, что «асимметрия» таких ответов, как правило, возникала не от хорошей экономической и геополитической ситуации. А «уникальность» коренилась в промышленно-технологической специфике и слабости инфраструктуры, не позволявших развернуть масштабное производство и эксплуатацию изделий, сконструированных на основе «стандартных» решений. Тем не менее «уникальность» частенько обходилась в разы дороже. Достаточно вспомнить шесть стратегических ракетоносцев проекта 941 - потрясающих воображение подводных гигантов. Они пали жертвой неспособности советской «оборонки» создать компактные баллистические комплексы на твердом топливе и получили на флоте непочтительную кличку «водовозы». Из 50 тыс. тонн подводного водоизмещения половина приходилась на заполненные забортной водой балластные цистерны.

«Уникальным асимметричным» решением являлись и тяжелые атомные ракетные крейсеры (ТАРКр) проекта 1144 «Орлан». Крупный корабль - носитель тяжелых противокорабельных ракет П-700 «Гранит» должен был стать одним из стержневых элементов противоавианосных сил ВМФ СССР - наряду с подводными лодками проекта 949/949А, использовавшими те же ракеты, и морской ракетоносной авиацией (бомбардировщиками Ту-22М с комплексом Х-22 «Буря»).

Линейный крейсер атомной эры.


В качестве итогового варианта проекта получился тяжелый корабль водоизмещением 25 тыс. тонн, с двумя ядерными реакторами и развитой системой ракетного вооружения. 20 противокорабельных ракет П-700 «Гранит», 24 пусковые для зенитных ракет дальнего действия С-300Ф «Форт», ракетные и артиллерийские комплексы ПВО ближней и средней зоны (сейчас это ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик»). Внушительным был и комплекс ПЛО: в дополнение к ракетам «Водопад» и реактивным бомбометам РБУ-1000 «Смерч-3» на корабле установили ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав‑1М».

Фактически корабль нес на себе эшелонированную систему самообороны для одного-единственного наступательного боевого средства - тяжелых ПКР. Тем не менее специалисты ВМФ в один голос говорили: успешное тактическое применение крейсеров возможно только в составе корабельных ударных групп «при обеспечении должной боевой устойчивости». Это прямо указывало на недостаточную живучесть кораблей в условиях современной морской войны.

Адмирал Горшков потребовал установить на крейсерах также и резервную двигательную установку на органическом топливе. Всего успели построить четыре атомных крейсера: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Петр Великий».

2000-е годы крейсеры встречали в отвратительном состоянии. В июле 2010 г. было объявлено, что все ТАРКр проекта 1144 пройдут глубокую модернизацию и будут возвращены в состав флота.


Куда лететь «Орланам»?


В числе мероприятий по модернизации «Адмирала Нахимова» (переименованный «Калинин») - замена радиоэлектронного вооружения и бортовых вычислительных систем на образцы, использующие современную элементную базу. Кроме того, планируется убрать с полубака обе группы шахт для «Гранитов» и «Фортов», после чего разместить там единый пакет шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК).

Последний пункт требует особого внимания. Фактически это полная смена назначения корабля. Намечается отчетливо читаемая линия на превращение «убийц авианосцев» в широкопрофильные тяжелые корабли-арсеналы, способные пускать в ход крайне разнообразный спектр современного вооружения в зависимости от поставленной задачи. До известной степени проект 1144 «выворачивается наизнанку»: замена боевых систем на универсальные переводит крейсеры от ориентации на хорошее исполнение одной-единственной задачи к многоцелевому использованию в составе разнородных корабельных ударных групп. Российский флот начинает медленную перестройку вокруг новой гибкой доктрины боевого применения. Символично, что в ней нашлось место для обновленных кораблей-ветеранов, рожденных в свое время для совершенно иных задач.

Собственно, вот такая вот статья. Теперь кратенько пробежимся по некоторым нюансам:

картинко в заглавии поста (кстати, респект коллеге Бороде, картинко, которую я нашел размером поменьше, и только выше ватерлинии) - творчество перуанского блоггера на тему (кто по-испански размовляет смотреть здесь http://www.defensa.pe/showthread.php?t=243&page=47). Насколько оно будет соответствовать реалиям - х/з, в этом смысле вспоминаеться предполагаемое изображение крейсера "Киров", опубликованное в журнале «Aviation and Marine International» в 1980 г. (кстати, в год сдачи головного корабля пр. 1144; картинка взята из статьи В.П. Кузина, опубликованной в журнале "Тайфун", http://scilib.narod.ru/Military/Pr1144/1144.htm) - грамотно скомпонованны известные системы вооружения, но с реальным обликом корабля общего чуть-чуть.

Про вооружение корабля, точнее про универсальный корабельный стрелковый комплекс (УКСК). :

Замечу, что ТТХ ракет для отечественного потребителя могут быть и поинтереснее (согласно действующим международным ограничениям ракеты, поставляемые в третьи страны не должны иметь дальность пуска более 300 км.)

А вот чего пишут в статье " Момент истины для "убийц авианосцев""(отсюда http://vpk-news.ru/articles/6955)

В числе мероприятий по модернизации «Адмирала Нахимова» - вполне понятная замена радиоэлектронного вооружения и бортовых вычислительных систем на образцы, использующие современную элементную базу. Кроме того, планируется убрать с полубака обе группы шахт для «Гранитов» и «Фортов», после чего разместить там единый пакет шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК).

Этот универсальный ударный набор, состав которого можно варьировать в зависимости от поставленной кораблю задачи, окажется интересным шагом вперед по сравнению со спешной и не самой эффективной адаптацией узкоспециального «лодочного» комплекса «Гранит» для применения с надводного корабля, реализованной при строительстве этих крейсеров.

Зенитная составляющая ракетного вооружения представлена версией ракет 9М96, уже не первый год успешно применяемых в системах С-300ПМ и С-300ПМУ-2 «Фаворит», а также входящих в состав зенитно-ракетной системы С-400. Кроме того, УКСК может использовать перспективную зенитную ракету 9М100, созданную на базе ракеты РВВ-АЕ класса «воздух-воздух». Эта система позволит закрыть вопрос о ПВО ближней зоны (до 12 км), унифицировав применение в составе прочего зенитного вооружения.

ЗУР 9М96Е и 9М96Е2 (слева; у версии Е2 дальность пуска до 120 км, высота паражаемых целей до 30 км., у версии Е 40 и 20 км. соответственно); ЗУР 9М100 - справа.

shchukin_vlad reinardine martin33

Прочитал как мне показалось интересную статью о ракетном крейсере «Петр Великий», предлагаю вам ознакомиться и высказать свое мнение:

Усиление присутствия ВМФ России в Мировом океане откликнулось потоком громких сообщений в СМИ: интервью, вопросы, прогнозы, комментарии и оценки отечественных и зарубежных экспертов. Главной «звездой» происходящих событий, как обычно, является атомный ракетный крейсер «Петр Великий» — самый крупный из неавианесущих боевых кораблей в мире, 26 000-тонный исполин с монументальным обликом имперского крейсера и тремястами ракет на борту.

Всякий раз, при упоминании имени «Петра», на форумах начинается его сравнение с зарубежными кораблями аналогичного класса и назначения. Разумеется, прямых аналогов отечественного ТАРКРа не существует – этот крейсер уникальный в своем роде технический шедевр. Но, по ряду параметров, соперников подобрать можно: возможности ПВО «Петра» принято сравнивать с американскими Иджис-крейсерами (или эсминцами — что, впрочем, одно и то же).

И вот здесь-то и начинается самое интересное…

Эгида («Агис» др. греч.) – мифический щит Афины и Зевса, по преданию, сделанный из шкуры волшебной козы Амалтеи. В центре щита закреплена голова Медузы Горгоны, превращающая своим взглядом человека в камень. Универсальное оружие для нападения и защиты помогло Зевсу в битве с титанами.

В 1983 году на океанские просторы вышел новый боевой корабль. На корме развивался на ветру огромный транспарант «Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” - at sea!» (Берегись адмирал Горшков! «Иджис» в море!). Вот так, с приторным звездо-полосатым пафосом, начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47).«Тайкондерога» стала первым в мире кораблем*, оснащенным боевой информационно-управляющей системой «Иджис» («Эгида»). БИУС «Иджис» обеспечивает одновременное слежение за сотнями надводных, наземных, подводных и воздушных целей, их селекцию и автоматическое наведение оружия корабля на самые опасные объекты. Официальные источники всегда подчеркивали, что «Иджис» выводит противовоздушную оборону соединений кораблей ВМС США на новый уровень: отныне ни одна противокорабельная ракета, даже при массовом пуске, не сможет прорваться сквозь супертехнологичный «щит» крейсера «Тайкондерога».В настоящее время БИУС «Иджис» установлена на 107 кораблях ВМС пяти стран мира. За 30 лет своего существования, система боевого управления обросла таким множеством страшных историй и легенд, что ей позавидует даже Древнегреческая мифология.

Пуск зенитной ракеты комплекса С-300Ф

Крейсер несет на борту 200 с лишним зенитных ракет, этого хватит на всех – уверенно заявляют патриоты.

Нет! – вопят проамерикански настроенные граждане, — боевая информационная система «Иджис» («Эгида») стоит целого мира. Ваш крейсер просто щенок по сравнению с проверенной «Тикондерогой» или «Орли Берком».

Идите к чертям! – выходят из себя сторонники отечественного флота – на нашем крейсере стоят два комплекса С-300 — только попробуйте сунуться!

Стреляй, дешевка! – отвечают им из-за океана — Корабли янки умеют поражать цели на низкой околоземной орбите — вот где настоящая, а не показная мощь!

Конструктивного диалога не случается до тех пор, пока кто-нибудь из бдительных граждан не замечает странности в облике российского крейсера: – Господа, отчего надстройки «Петра» выглядят, словно чернобыльский лес после аварии?

Вычурный силуэт, громоздкие пирамидальные мачты, по всюду торчат раскидистые «ветви» антенных устройств радаров и систем связи… Одно лишь перечисление этого «зоопарка» способно вызвать улыбку: комплекс радиолокационных средств «Петра Великого» включает в себя радары «Восход», «Фрегат М2», «Подкат», «Позитив», «Волна», 4Р48 с фазированной антенной решеткой, антенный пост 3Р95, радар управления артиллерийским огнем МР184 «Лев», наконец, две навигационные РЛС «Вайгач-У».

Помимо общей нерациональности и сложности в согласовании работы столь большого количества радиотехнических средств, неряшливый облик «Петра» здорово увеличивает его заметность – крейсер сияет на экранах вражеских радаров, подобно ярчайшей звезде. Наверняка определенную роль сыграли «отсталые большевистские технологии»… Но не до такой же степени!

Каким же ладным и современным, после этого, кажется американский Иджис-эсминец типа «Орли Берк» — чистые линии надстроек, выполненных с учетом технологии «стелс», минимум внешних декор-элементов, единственный многоцелевой радар обнаружения с неподвижными полотнами ФАР. Американский «Берк» похож на гостя из других миров – настолько необычен его облик, по сравнению с кораблями российского ВМФ.

Эсминец типа «Орли Берк»

Но так ли это на самом деле? Какие «подводные камни» скрываются за стильным образом американского эсминца? И так ли устарел наш «Петр Великий», как это кажется на первый взгляд?

В гламуре высоких технологий, или Скупой платит дважды

Американский корабль построен вокруг боевой информационно-управляющей системы «Иджис», объединившей в себе все средства обнаружения, связь, оружие и системы борьбы за живучесть корабля. Универсальные эсминцы-роботы способны обмениваться информацией с себе подобными и принимать решения за командира. К созданию подобной системы янки шли 20 лет – по-настоящему серьезная разработка, в которой заложены самые прогрессивные идеи современного морского боя: во главе угла стоит обнаружение и мгновенная селекция целей. Американский корабль первым примет решение, первым выстрелит и первым уничтожит противника. Пентагон называет Иджис-эсминцы лучшей морской системой ПВО на сегодняшний день.

Ключевой элемент системы – радиолокационная станция AN/SPY-1, представляющая комбинацию из четырех плоских фазированных антенных решеток, закрепленных по бокам надстройки эсминца. «Спай» способен в автоматическом режиме выполнять поиск по азимуту и углу места, осуществлять захват, классификацию и сопровождение сотен воздушных целей, программировать автопилоты зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории.

Фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1D

Применение единого многофункционального радара позволило упростить сбор и анализ информации, а также исключить взаимные помехи, возникающие на других кораблях при работе большого числа радиолокационных станций.

Однако, за видимым преимуществом SPY-1 скрывается сложнейшая техническая проблема: Как научить радар эффективному обнаружению целей на больших и на малых дистанциях одновременно? Дециметровые волны («Спай» работает в диапазоне S) хорошо отражаются от морской поверхности – шквал помех затрудняет распознавание несущихся над самой водой ракет, делая эсминец совершенно беззащитным перед сверхзвуковыми ПКР. Кроме того, низкое расположение антенн SPY-1 сокращает и без того небольшую дальность обнаружения низколетящих целей, отнимая у корабля драгоценные секунды, необходимее для реакции на угрозу.

Никто в мире не рискнул повторить американский фокус с «единым многофункциональным радаром» — на проектах боевых кораблей, созданных в других странах, в дополнение к радару общего обнаружения всегда предусматривается установка специализированной РЛС для обнаружения низколетящих целей:
- британский «Дэринг» (дециметровый обзорный S1850M + сантиметровый SAMPSON)
- франко-итальянский «Горизонт» (S1850M + сантиметровый EMPAR)
- японский «Акидзуки» (двухдиапазонный FCS-3A с активными ФАР. По-факту — два радара (диапазон С и X), объединенных под общим названием).
Но как обстоят дела с обнаружением ВЦ у российского атомного крейсера?

Радары «Петра Великого»

У российского корабля все в полном порядке – обнаружение воздушных целей возложено на три радиолокационные станции различного назначения:

Мощный обзорный радар МР-600 «Восход» (расположен на вершине фок-мачты – первой мачты с носа корабля);

Трехкоординатный радар МР-750 «Фрегат М2» с фазированной антенной решеткой (располагается на вершине следующей, более низкой грот-мачты);

Специализированная двухкоординатная РЛС МР-350 «Подкат» для обнаружения низколетящих целей (две антенны расположены на площадках по бокам фок-мачты). Главной особенностью станции являются особая диаграмма излучения с зауженными «боковыми лепестками» (сканирование по малому углу места) и высокой частотой обновления данных.

Именно такого радара не хватает американскому Иджис-эсминцу.

На вершине фок-мачты — антенна обзорной РЛС «Восход», чуть ниже, на площадках по сторонам мачты заметны две антенны РЛС «Подкат». Впереди, на крыше надстройки, фазированная антенная решетка радара СУО ЗРК С-300ФМ «Форт-М»

Но обнаружить – еще не значит уничтожить. Цель необходимо взять на сопровождение, навести на неё оружие и проконтролировать весь процесс полета ракеты к цели.

У штатовского корабля этим занимается, как обычно, многофункциональный радар AN/SPY-1 вкупе с тремя радарами подсветки цели. Супер-радар «Спай» способен одновременно контролировать до 18…20 зенитных ракет: определять их положение в пространстве и автоматически передавать на автопилоты ЗУР корректирующие импульсы, направляя их в нужный сектор неба. Однако, система «Иджис» тщательно следит, чтобы число ракет на конечном участке траектории не превышало трех единиц.

Фокус в том, что большинство современных морских ЗРК (в т.ч. «Стэндерд» и С-300Ф) используют полуактивный способ наведения: специальный радар «подсвечивает» цель, головка ракеты реагирует на отраженное «эхо». Все просто. Но кол-во одновременно обстреливаемых целей ограничено кол-вом радаров подсветки.
Как уже отмечалось выше – у американских эсминцев всего три РЛС AN/SPG-62. Курсовые углы прикрывает одна, кормовые – две, с борта – все три сообща. У российского атомного крейсера ситуация принципиально иная: наведение ракет комплексов С-300Ф и 300ФМ занимаются две специализированные РЛС, каждая из которых обеспечивает сопровождение ЗУР с момента её пуска до попадания в цель:

Радар с фазированной антенной решеткой 4Р48 (плоская «пластина» в передней части надстройки «Петра Великого»). В отличие от американского AN/SPG-62, который обеспечивает одновременную подсветку всего одной цели, отечественная система формирует шесть каналов наведения: всего 4Р48 способна одновременно наводить до 12 ракет по 6 воздушным целям!

Второй радар — 3Р41 «Волна», получивший на флоте за характерный облик прозвище «сиська» (хорошо видна в кормовой части надстройки). Вообще-то, на этом месте панировали установить современный 4Р48, но, увы, при строительстве крейсера средств хватило только на «сиську», а современные 4Р48 были проданы за рубеж и установлены на борту китайских эсминцев типа «Лючжоу».
В результате, со стороны кормы «Петр» способен наводить всего 6 ракет по трем целям – но, в любом случае, это лучший результат, по сравнению с американским Иджис-эсминцем.

Помимо большего числа каналов управления, отечественная схема управления огнем на основе специализированных радаров 3Р41 и 4Р48 обеспечивает гораздо более надежное и помехоустойчивое наведение ракет на маршевом участке, по сравнению с американским многофункциональным AN/SPY-1.

В отличие от американского Иджис-эсминца, где наведение всех типов зенитных ракет («стэндерд-2,3», «си сперроу», ESSM) оосуществляется одной-единственной системой управления огнем (SPY-1 + три SPG-62), российский крейсер оснащен двумя типами комплексов ПВО с индивидуальными системами наведения. Кроме зональных ЗРК С-300Ф/300ФМ, на борту «Петра» установлен зенитный комплекс самообороны «Кинжал» — 128 ракет малой дальности, предназначенных для отражения атак противокорабельных ракет.

«Кинжал» имеет собственный антенный пост 3Р95, находящийся в кормовой части надстройки, рядом со спаренным артиллерийским орудием. Зенитный комплекс использует 4-х канальную радиокомандную систему, обеспечивающую одновременное наведение до 8 ракет по 4 воздушным целям в секторе 60° х 60°.

Пуск ракеты ЗРК «Кинжал» с атомного крейсера «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), конец 1980-х

Последний рубеж обороны «Петра» образован шестью зенитно-артиллерийскими комплексами «Кортик» — каждый боевой модуль представляет собой спаренный автомат калибра 30 мм (суммарный темп стрельбы 10 000 выстр./мин) вкупе с блоком зенитных ракет 9М311 малой дальности. Помимо собственных радиолокационных средств, «Кортики» получают целеуказание с двух антенных постов РЛС «Позитив».

У американских крейсеров и эсминцев в этом случае все намного печальнее – на борту «Орли Берков», в лучшем случае, смонтирована пара автоматизированных зениток «Фаланкс», представляющих собой комплект из шестиствольной 20 мм пушки и компактной РЛС управления огнем, смонтированный на одном лафете. В связи с попытками снижения затрат на их постройку, эсминцы ВМС США последней серии вообще лишены каких-либо зенитных средств самообороны.

Собственно, «Орли Берк» много чего лишен – фантастические Иджис-эсминцы, позиционируемые Пентагоном, как лучшие боевые корабли ПВО/ПРО, не имеют ни специального радара для обнаружения НЛЦ, ни достаточного количества РЛС подсветки целей. Именно этим объясняется приятная взору «гладкость» их надстроек и отсутствие «лишних» антенн.

Эпилог

«Фрагат», «Подкат», «Волна»… Каждый из радаров имеет свое конкретное назначение и ориентирован на выполнение какой-то своей специфической задачи. Объединить их в единую «универсальную» станцию – идея привлекательная, но труднореализуемая на практике: на пути инженеров встают фундаментальные законы природы – для каждого случая предпочтительнее работать в определенном диапазоне волн.

Неслучайно, одна из самых совершенных разработок в области морских средств обнаружения — перспективный радар AN/SPY-3 с тремя активными ФАР, планируемый к установке на американский эсминец «Замволт», изначально создавался как составная часть системы из двух радаров: сантиметрового AN/SPY-3 для поиска низковысотных целей и обзорного AN/SPY-4 (диапазон дециметровых волн). Впоследствии, под ударами финансовых сокращений, Пентагон отказался от установки AN/SPY-4, с формулировкой «эсминец не предназначен для обеспечения зональной ПВО». Проще говоря, супер-эсминец «Замволт» не сможет эффективно поражать воздушные цели на дальности свыше 50 км (однако, в отличие от «Берка», который умеет сбивать космические спутники, «Замволт» идеален при отражении атак низколетящих ПКР).

Янки, как известно, большие любители стандартизации и унификации — вот теперь пусть выбирают, что лучше…

В отличие от американских «Иджисов» и «Замволтов», русский атомный крейсер несет на борту полный комплект средств обнаружения и управления огнем для поражения воздушных целей на любых дистанциях. Даже сейчас, с учетом намеренного ослабления его характеристик, в связи известными событиями политико-экономического характера, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» остается сильнейшей боевой единицей, чьи возможности, в плане ПВО, равноценны двум-трем американским Иджис-эсминцам.

В конструкции этого исполина заложен огромный потенциал – замена устаревшей РЛС «Восход» на современный радар с активной ФАР, подобный европейскому S1850M и оснащения корабля ракетами комплекса С-400 с заменой части боекомплекта на зенитные ракеты с активными головками самонаведения – превратит крейсер в неприступную морскую крепость.

Напоминаю, что в этой статье не противопоставляются как противники «Петр Великий» и какой то из кораблей США с системой «Иджис», тут пытаются сравнить эффективность систем ПВО

Конечно же стоит тут упомянуть, что Орли-Берков сейчас в наличии в ВМС США около 60 штук, а «Петр Великий» только один. Это так и это огромный минус. Но, есть и позитивные моменты, принято решение о ремонте и модернизации еще трех «Орланов»

«Киров» / «Адмирал Ушаков» — Было принято решение об утилизации корабля. Однако сейчас планируется произвести его ремонт и полную модернизацию. Ввод в строй возможен после 2020 года.
«Фрунзе» /«Адмирал Лазарев» — Планировался к утилизации. Однако в 2011 году принято решение о его восстановлении и модернизации.
«Калинин» / «Адмирал Нахимов» - С 1999 года стоит на ремонте и модернизации на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Находится в менее плачевном состоянии, чем «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков», и не планировался к утилизации. В 2012 году должно быть завершено проектирование нового облика корабля. Прежде всего, планируется заменить морально устаревшее радиоэлектронное оборудование. После модернизации крейсер должен быть передан Тихоокеанскому флоту. (Источник: http://www.modernarmy.ru/article/142 © Портал «Современная армия»)

А так же можно напомнить, что для Зумвальта из-за сокращения расходов двухдиапазонный радар DBR уже исключён из проекта. Ибо действующий образец до сих пор выпилить не удалось, а денег ушло немеряно. Единственно что у них хорошо отлажено так это маркетинговый ПИАР. Спустили на воду с барабанным боем и битьем шампанского КОРПУС авианосца CVN 78 «Джеральд Форд» без той же РЛС DBR , без электромагнитных катапульт EMALS и широко распиаренной турбоэлектрической системе посадки (AAG). Всё вышеперечисленное находиться на стадии создания опытных образцов. Зато корпус спущен на воду и сколько ему "ржаветь" в ожидании не понятно

Вот несколько старых эпизодов применения американской системы:

Подвиг первый. «Иджис» побеждает аэробус Огненная стрела прочертила небосвод, и рейс 655 авиакомпании Air Iran исчез с экранов радаров. Ракетный крейсер «Vincennes» ВМС США успешно отразил воздушную атаку… Джордж Буш-старший, занимавший в то время должность вице-президента, благородно заявил: «Я никогда не буду извиняться за Америку. Неважно, какие были факты» («I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are»).

Танкерная война, Ормузский залив. Ранним утром, 3 июля 1988 года, ракетный крейсер USS «Vincennes» (CG-49), защищая датский танкер «Карома Маерск», вступил в бой с восемью катерами Военно-морских сил Ирана. В погоне за катерами, американские моряки нарушили границу иранских территориальных вод, и, по трагической случайности, в этот момент на радаре крейсера появилась неопознанная воздушная цель.

«Эйрбас» А-300 авиакомпании Air Iran совершал в то утро регулярный рейс по маршруту Бендер-Аббас – Дубай. Простейший маршрут: набор высоты 4000 метров — полет прямо — посадка, время в пути – 28 минут. В дальнейшем, расшифровка найденных «черных ящиков» показала, что пилоты слышали предупреждения с американского крейсера, но вовсе не считали себя «неопознанным самолетом». Рейс 655 шел навстречу своей гибели, на борту в этот момент находились 290 человек.

Идущий на малой высоте пассажирский лайнер был опознан, как иранский истребитель F-14. Год назад при подобных обстоятельствах «Мираж» ВВС Ирака расстрелял американский фрегат «Старк», тогда погибло 37 моряков. Командир крейсера «Vincennes» знал, что они нарушили границу тервод другого государства, поэтому атака иранского самолета представлялась самым логичным последствием. Нужно было срочно принять решение. В 10:54 по местному времени на направляющие балки пусковой установки Mk26 были поданы две зенитные ракеты «Стандард-2»….

USS Vincennes. Убийца

Уже после трагедии, ведущий эксперт Пентагона Дэвид Парнас посетовал прессе, что «наши самые лучшие ЭВМ не могут отличить с близкого расстояния аэробус от истребителя».
«Нам говорили, что система «Иджис» самая великолепная в мире и такого просто не может произойти!» - возмущенно заявила член палаты представителей Патриция Шроудер.

Финал этой грязной истории был необычным. В журнале «New Republic» (Вашингтон) появилась статья следующего содержания: «Мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию в 1983 году на сбитый над Охотским морем южнокорейский Боинг-747. Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Наши жертвы находились в воздухе над зоной боевых действий. Их жертвы находились в воздухе над советской территорией. (Что если бы таинственный самолет появился в небе Калифорнии?) Сейчас становится все более очевидным: наша реакция на сбитый южнокорейский самолет - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться».

Подвиг второй. «Иджис» спит на боевом посту.

Переправа, переправа. Пушки бьют в кромешной тьме. Это линейный корабль «Миссури» зимней ночью 24 февраля 1991 года громит передовые части армии Ирака, посылая снаряд за снарядом из своих чудовищных 406 мм орудий. Иракцы не остаются в долгу – с берега в линкор летят две противокорабельные ракеты «Хайин-2» (китайская копия советской ПКР П-15 «Термит» с увеличенной дальностью полета)

«Иджис», настало твое время! «Иджис», HELP! Но «Иджис» бездействовал, тупо мигая своими лампочками и дисплеями. Ни один из ракетных крейсеров, входящих в соединение кораблей ВМС США, не отреагировал на угрозу. Положение спас корабль Её Величества «Глостер» — с предельно малого расстояния британский эсминец срубил один «Хайин» с помощью ЗРК «Sea Dart» — обломки иракской ракеты рухнули в воду в 600 метрах от борта «Миссури» (первый случай успешного перехвата в боевых условиях противокорабельной ракеты с помощью ЗРК). Понимая, что надеяться на свой непутевый эскорт более не имеет смысла, экипаж линкора начал отстреливать дипольные отражатели – с их помощью вторая ракета была уведена в сторону (по другой версии – ПКР «Хайин-2» сама упала в воду).

Конечно, две противокорабельные ракеты не представляли серьезной угрозы для толстокожего линкора – броневые плиты толщиной 30 сантиметров надежно прикрывали экипаж и оборудование. Но сам факт того, что работу «Иджиса» выполнил старый эсминец с помощью зенитно-ракетного комплекса, разработанного в середине 60-х годов, наводит на мысль, что суперсовременный «Иджис» банально провалил задание. Американские моряки никак не комментируют это обстоятельство, хотя ряд экспертов высказывает мнение, что Иджис-крейсера действовали в другом квадрате, поэтому не смогли обнаружить цели — иракские ПКР летели ниже их радиогоризонта. А «Глостер» находился непосредственно в эскорте линкора «Миссури», поэтому своевременно пришел на помощь.

«Глостер» — британский эсминец типа 42, его систершипы «Шеффилд» и «Ковентри» бесславно погибли в Фолклендской войне. Полное водоизмещение кораблей проекта – 4500 тонн, т.е. де-факто это маленькие фрегаты.

Здесь можно было бы закончить историю о приключениях ВМС США в Персидском заливе, но, в момент ракетной атаки, в боевой группе линкора «Миссури» случилось другое забавное ЧП – зенитный комплекс самообороны «Фаланкс», установленный на американском фрегате «Джэррет» принял один из диполей за ПКР и автоматически открыл огонь на поражение. Попросту говоря, фрегат устроил «friendly fire», обстреляв линкор «Миссури» из шестиствольной пушки. А «Иджис», конечно, здесь ни при чем, шоколад ни в чем не виноват.

Подвиг третий. «Иджис» летает в космос

Летает, разумеется, не сама БИУС, а зенитная ракета RIM-161 «Standard-3» под внимательным контролем «Иджиса». Кратко: идея СОИ (Стратегической оборонной инициативы) никуда не исчезла – Америка по-прежнему мечтает о «противоракетном щите». В начале 2000-х годов была разработана четырехступенчатая зенитная ракета «Стандарт-3» для поражения боевых блоков баллистических ракет и космических спутников на низкой околоземной орбите. Именно они стали яблоком раздора в вопросе о размещении американской ПРО в Восточной Европе (гораздо большую опасность представляют «Стандард-3» морского базирования – мобильные и неуловимые Иджис-системы, но обсуждение этой проблемы не представляет интереса для политиков).

21 февраля 2008 года над Тихим океаном состоялась ракетно-спутниковая феерия – ракета «Стандард-3», запущенная с Иджис-крейсера «Lake Erie» настигла свою цель на высоте 247 километров. Американский разведывательный спутник USA-193 двигался в этот момент со скоростью 27 тысяч км/час.
Ломать - не строить. Увы, в нашем случае поговорка не верна. Вывести из строя космический аппарат нисколько не легче, чем построить его и запустить на орбиту. Сбить спутник ракетой – всеравно, что попасть пулей в пулю. И это удалось!

Но есть один нюанс. «Иджис» совершила свой подвиг, стреляя по цели с заранее известной траекторией – у американцев было достаточно времени (часы, дни?), чтобы определить параметры орбиты неисправного спутника, выдвинуть корабль в нужную точку Мирового океана, и в нужный момент нажать на кнопку «Пуск». Поэтому перехват космического спутника имеет мало отношения к противоракетной обороне. Но, как гласит китайская пословица: самый длинный и сложный путь начинается с первого шага. И шаг этот уже сделан – американским специалистам удалось создать чрезвычайно мобильную, дешевую и эффективную ракетную систему, чьи энергетические показатели позволяют обстреливать цели на низкой околоземной орбите. Уже в настоящий момент, ВМС США способны «перещелкать» всю орбитальную группировку «вероятного противника», а количество российских спутников на орбите сравнительно невелико по сравнению с запасами ракет-перехватчиков «Стандард-3».

Шутки шутками, но только очень наивный человек может утверждать, что «Иджис» безвреден и, как боевая система, никуда не годится. Любую систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку – после первых «подвигов» «Иджиса» компания Lokheed-Martin провела большую работу над ошибками – был изменен интерфейс системы, постоянно модернизируются радар AN/SPY-1 и ЭВМ командного центра, корабли получили новый ассортимент вооружения: крылатый убийца «Томагавк», противолодочный боеприпас ASROC-VL, перехватчик противокорабельных ракет в ближней зоне RIM-162 «Evolved Sea Sparrow Missle», зенитная ракета с активным самонаведением «Стандард-6» и, конечно, противоспутниковая «Стандард-3». А главное – подготовка экипажа, без человека любая техника лишь груда металлолома.

Lokheed Martin приводит следующие цифры, оценивающие итоги тридцатилетней эксплуатации системы «Иджис»: к настоящему времени 107 Иджис-кораблей суммарно провели 1250 лет в боевых походах по всему миру, в ходе тестовых и боевых запусков с кораблей было выпущено более 3800 ракет различных типов. Наивно полагать, что американцы ничему не научились за это время.

По материалам:

1. http://militaryrussia.ru/
2. http://www.defenseindustrydaily.com/
3. Справочник «КОРАБЛИ ВМФ СССР Том II. Ударные корабли. Часть I. Авианесущие и ракетно-артиллерийские корабли 1 и 2 рангов», Апальков Ю.В.
4. «Атомные крейсера типа «Киров»», Павлов А.С.

Опять таки не могу вам не напомнить про или вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Петр Великий" предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов. Является флагманом Северного флота ВМФ РФ.

В 1952-1954 годах в СССР было принято решение создать новый ракетно-ядерный флот. В 1964 году было начато проектирование отечественного боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода. Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 60-х годов подводных лодок ВМС США с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками было решено для борьбы с ними создать оперативные соединения противолодочных кораблей. Для обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера в отличие от ранее проектируемого. Так родился проект 1144 тяжелого атомного ракетного крейсера.

По проекту 1144 на Балтийском заводе построены четыре тяжелых атомных ракетных крейсера: "Киров" (с 1992 года - "Адмирал Ушаков"), "Фрунзе" (с 1992 года - "Адмирал Лазарев"), "Калинин" (с 1992 года - "Адмирал Нахимов") и "Петр Великий". Эти суда имеют на вооружении практически все виды боевых и технических средств, созданных для военных надводных кораблей.

К строительству последнего корабля серии - "Петр Великий" (при закладке именовался "Куйбышев", потом - "Юрий Андропов") - завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушел на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья. В 1998 году атомный крейсер был передан флоту.

ТАРКР "Петр Великий" является дальнейшим развитием ударных ракетных крейсеров. В отличие от своих предшественников ТАРКР имеет повышенную автономность плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами.

Технические данные

Водоизмещение: cтандартное - 24 300 тонн, полное - 26 190 тонн

Скорость: полный ход - 31 узел, экономный - 18 узлов

Автономность: 60 суток

Габариты: длина - 251 метров, ширина - 28,5 метра, осадка - 10,3 метра

Экипаж: 760 человек.

Главная энергетическая установка крейсера оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 Мвт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и тем самым скорость корабля. На корабле также установлены: 8 парогазогенераторов, 4 электростанции суммарной мощностью 18 тысяч кВт, 2 турбины по 75 тысяч лошадиных сил.

Основу вооружения составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты "Гранит" П-700 (3М-45) ("Shipwreck"). На крейсере 20 ПКР "Гранит" установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов.

Корабельные боевые системы включают: боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи; системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и "Удав-1"; радиолокационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - две, РЛС управления огнём 30-мм артустановок - четыре, навигационная РЛС - две; а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную систему.

Противовоздушное зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение "Петра Великого" cостоит из ЗРК С-300Ф с 48 ракетами 48Н6, С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2, систему ПВО "Кинжал", ЗРК "Кортик" с АК-630 и артустановку АК-130.

На крейсере "Петр Великий" дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ "Форт-М".

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано ракетными противолодочной системой "Водопад-НК" и противоторпедной "Удав-1", ракетно-бомбовыми установками РБУ?1000 и вертолетами Ка-27ПЛ.

Противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) "Водопад?НК" имеет 20 противолодочных ракет или торпед. Стрельба ведется с 10 ПУ (ракетно?торпедных аппаратов).

Комплекс "Удав-1" оснащен 40 противолодочными ракетами. Аналогичную систему имеет крейсер "Адмирал Кузнецов".

РБУ?1000 составляют основу системы "Смерч-3", имеющей следующий состав: две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10, систему ПУСБ "Буря" с приставкой "Зуммер", управляющую огнем до четырех РБУ.

Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ.

Ка-27 ("Helix") оснащён противолодочным вооружением включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 также может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР.

Идея создания крупных океанических судов, роль силовой установки которых исполнял бы преследовала ученых и инженеров едва ли не с момента появления первых экспериментов в области расщепления атома. Конечно же, больше всего о подобном мечтали военные: неограниченная дальность хода и огромное время автономного плавания - что еще нужно для счастья? В общем-то, именно так в СССР появился крейсер «Киров».

Предпосылки для создания

В 1961 году американский флот получил неожиданное пополнение - атомный крейсер "Лонг Бич". Это заставило ученых начать спешные исследования в области создания отечественных надводных атомоходов. Естественно, что сразу же подобные работы начать не смогли, а потому официально проект стартовал только в 1964 году. За это время были получены все необходимые теоретические данные. Основная задача была сформулирована просто - создание большого океанического корабля первого ранга, способного долгое время действовать как в автономном режиме, так и в составе больших групп, осуществляя их поддержку и прикрытие.

Разумеется, что «просто» это было только на бумаге, так как инженерам сразу же пришлось столкнуться с огромным количеством сложностей. Так что настоящим венцом инженерной военной мысли того периода по праву может считаться именно крейсер «Киров». 1144 (проект) смог продемонстрировать всему миру истинные возможности СССР. Корабли этого класса и по сей день сильно уважаемы на Западе.

Первичное техническое задание

Первоначально техническое задание предполагало создание большого противолодочного которого бы не превышало восьми тысяч тонн. Главным куратором проекта был сразу же назначен Б. Купенский, до того успешно создавший немало противолодочных судов (таких как "Комсомолец Украины"). От ВМФ наблюдателем был поставлен капитан второго ранга А. Савин.

Сложности и их преодоление

Главнокомандующий ВМФ С. Горшков сразу влюбился в этот проект и постоянно осведомлялся о ходе выполнения работ по нему. Но создание уникального корабля шло достаточно долго и сложно, так как конструкторам на ходу приходилось решать множество проблем. В частности, практически с первых месяцев исследований выяснилось, что придется увеличивать водоизмещение, так как паропроводящая установка двухконтурного реактора попросту не вписывается в первоначально предложенный проект корпуса. Если бы инженерам дали добро на этот проект, то атомный крейсер «Киров» был бы раза в три больше, чем он есть сейчас, а ведь судно и без того немаленькое!

В итоге проект разрастался до совершенно неприличных величин, места под ракеты и прочее вооружение попросту не оставалось. Выход нашелся логичный, но сложный: спроектировать новую установку, специально предназначенную для боевых кораблей дальнего радиуса действия. Сложностей добавило и категорическое требование Горшкова об обязательном наличии силовой установки на дизельном или ином органическом топливе. Впрочем, с этим все согласились сразу и единогласно: крейсер «Киров» 1144 - не прогулочный катер, с местом базирования подобных судов у нас всегда были проблемы (все же это не США с ее колоссальными запасами удобного побережья), да и опыт эксплуатации подобных установок был невелик.

«Вооруженные споры»

С самого начала стало понятно, что все возлагающиеся на него задачи крейсер «Киров» сможет выполнять только в том случае, если конструктивно в него будет заложена просто феноменальная боевая устойчивость. Говоря по-простому, способность отражать различные виды агрессии во всех возможных условиях. Сразу же обратили на себя внимания американские же успехи в создании авиации: эти самолеты наверняка бы стали основной угрозой кораблю. Пришлось вносить в конструкцию огромное количество зенитных вооружений, которые бы позволили создать глубокую, эшелонированную систему ПРО.

Как ни странно, но противокорабельные ракеты были внесены в проект далеко не сразу. Дело в том, что у СССР попросту не было достаточного опыта в их создании и применении. Даже имевшиеся у нас в те годы корабли не несли на себе серьезного вооружения такого класса, что резко снижало их боевую эффективность в случае возможного конфликта с Америкой. А там дела с противокорабельными ракетами обстояли намного лучше: ими уже начали массово оснащать все подходящие боевые корабли. Таким образом, стало ясно, что будущий крейсер «Киров» должен стать многофункциональным тяжелым ракетным крейсером, ТАКР.

Завершение проектировки

В 1973 году проектировка была полностью закончена, а на следующий год корабль был уже заложен. Именно с тех пор и ведет свою историю крейсер «Киров», в 1992 году переименованный в «Адмирала Ушакова». Как можно догадаться, постройка шла медленно и не слишком однородно, так как ничего подобного до того не строили. В 1977 году его спустили на воду, еще два года достраивали в «плавучем» режиме. Только в 1980 году он прошел все испытания и был торжественно передан в состав Северного флота. В 1984 года была закончена постройка "Фрунзе" (Адмирал Лазарев), еще через четыре года появился "Калинин" Ну а "Юрия Андропова", он же "Пётр Великий", смогли передать флоту только в 1998 году.

Уникальность отечественного проекта

Аналогов наши крейсеры такого класса в мире точно не имеют: ближайший американский вариант, "Вирджиния", меньше по водоизмещению в 2,5 раза. Упоминавшийся выше "Лонг Бич" вообще меньше в полтора раза. Кроме того, данные крейсеры получили максимальную унификацию с сухопутными образчиками вооружений, что теоретически позволяет пополнять боезапас практически на любой базе, имеющей береговые оборонительные комплексы. Впрочем, особенно это заметно на примере второго и последующего кораблей, так как на «Кирове» эти технологии еще не были в достаточной степени апробированы.

Силовая установка

Но основной «изюминкой» является действительно уникальная атомная силовая установка. Всего их две, мощность - 70000 л/с. Питание двигателей идет от турбин, которые на резервной силовой установки получают энергию от дизельных установок. Полная скорость - до 30 узлов, на резервных двигателях - не менее 14. Инженерам удалось вдвое (по сравнению с линкором «Октябрьская революция») уменьшить размер экипажа. Его составляют 655 человек. Из них 105 имеют офицерское звание, 130 - мичманы, остальное приходится на рядовой состав. Кстати говоря, тяжелый крейсер «Киров» (как и прочие корабли этой серии) и по сей день является желанным местом службы для моряков. Причина тому проста - комфорт.

Судно имеет удобные кают-компании, множество одноместных кают для офицеров и мичманов, просторные и комфортабельные кубрики для рядового состава. Оснащению местного медицинского кабинета может позавидовать среднестатистическая городская больница, а в спортзале можно легко поддерживать отличную физическую форму за счет немалого выбора тренажеров. Стоит ли упоминать имеющуюся на борту сауну с бассейном и несколько просторных душевых? Пожалуй, до того времени комфорт такого класса был доступен только подводникам, да экипажам авианосцев.

Ракетное вооружение и бронирование

Основное оружие - комплекс ракет большой дальности "Гранит". Они полностью автономны, имеют сложную схему подлета к цели, защищены от возможной постановки помех. Судовые ракетные шахты бронированы, так что даже при прямом боестолкновении с противником риск их повреждения минимальный. И еще. Как и прочие суда проекта 1144, тяжелый атомный крейсер "Киров" уникален наличием неплохого бронирования.

Нет, во время Второй мировой войны оно не было чем-то из ряда вон выходящим, но с началом ракетной эры боевые корабли утратили броню. В принципе, советские инженеры бы вряд ли вернулись к «истокам», но ситуация была особенной: атомный крейсер, да еще с запасом серьезного ракетного вооружения на борту! Нельзя было допустить, чтобы какой-нибудь банальный удар или иное воздействие вывели бы корабль из строя.

Из-за этого основной бронированный пояс, который защищает судно от кормы до носа, имеет толщину 100 мм. Отдельно защищены ракетные шахты, запасы дизельного топлива, реактор, командный центр, вертолетный ангар.

Характеристики прочего вооружения

С ЗРК решили особенно не увлекаться, оставив хорошо зарекомендовавшие системы. Основное артиллерийское вооружение - пара 100-мм автоматических установок с радиолокационным обнаружением потенциальных целей. Нужно помнить, что крейсер «Киров» проекта 1144 был первым и последним кораблем, на который устанавливали это вооружение. После него стали монтировать 130-мм артиллерийские спаренные автоматические установки. В качестве используются восемь шестиствольных автоматических пушек.

Начиная с «Нахимова» артиллерийские и ракетные комплексы самообороны совместили, сделав ПРО корабля намного надежнее. Цель также обнаруживается методом радиолокации, но на нее наводится не только артиллерийское, но и ракетное вооружение. Можно считать, что атомный крейсер «Киров» имеет двухуровневую противовоздушную защиту, тогда как на остальных кораблях серии она трехуровневая.

Противолодочное вооружение

За обнаружение вражеских подводных лодок отвечает многофункциональный гидроакустический комплекс "Полином". Отсек для его буксируемой внешней антенны смонтирован в кормовой части корабля. Также имеется торпедная установка "Метель" (которую на прочих кораблях серии заменил "Водопад"). Заметим, что ракетный крейсер «Киров» в какой-то степени защищен заметно слабее своих потомков. Это легко объясняется: все они (теоретически) принадлежат уже не проекту 1144, а серии 11441, что подразумевает значительную модернизацию и замену обновленного оборудования и вооружения прямо в ходе постройки. Опять-таки, полностью отвечает этому требованию только «Петр Великий».

На последующие корабли уже устанавливали ракетно-бомбовые универсальные комплексы, значительно повышавшие боевую устойчивость этих судов. Установки эти могут использоваться как для стрельбы ракетами, так и торпедами. К сожалению, крейсер «Киров» (фото корабля есть в статье) защищен не так хорошо, но и он далеко не беззащитен.

Прочие средства для борьбы с вражескими субмаринами

Набор средств для борьбы с субмаринами потенциального противника дополняют ракетно-бомбовые комплексы "Удав"). В отличие от предыдущих образчиков вооружения, они предназначены не для атаки, а для отражения торпедных залпов противника. Начиная с третьего крейсера серии, эффективность этих систем была заметно увеличена за счет установки на них новейших образчиков противолодочных вооружений. Кроме того, на корабле имеется вертолетный ангар, в котором могут одновременно находиться до трех противолодочных вертолетов.

Атомный ракетный крейсер «Киров» может нести: Ка-27, Ка-27ПС, Ка-31 и Ка-39. Нужно отметить, что они могут использоваться не только в противолодочном, но также в спасательном и поисковом вариантах, что значительно увеличивает количество сценариев эффективного использования этих кораблей. Для их размещения и обслуживания имеется не только бронированный вертолетный ангар, но также отдельные танки с запасом топлива и склад боеприпасов. Это значительно повышает сохранность вертолетов.

В заключение

В последние годы все оставшиеся крейсеры были оснащены современными средствами РЭБ, бортовая электроника была заменена на новые образцы, которые отличаются расширенной функциональностью и повышенной степенью надежности. «Последние» - потому как сам «Киров» в 1999 году был отправлен на утилизацию… по причине отсутствия средств на ремонт.

Таким образом, атомный крейсер «Киров проекта» 1144 вобрал в себя все передовые достижения советской инженерной мысли. Вне всякого сомнения, что ТАРК этого типа - лучшие во всем классе и до сих пор очень актуальны на морских просторах Мирового океана.

Четвёртый по счёту и единственный находящийся на данный момент в строю тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения проекта 1144 «Орлан» . На 2011 год это самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль.
Является флагманом Северного флота ВМФ РФ.

Основное предназначение - уничтожение авианосных групп противника.

Проектировщик - Северное проектно-конструкторское бюро.
Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода (при закладке назывался Куйбышев, потом - Юрий Андропов). 25 апреля 1989 года был спущен на воду. Переименован в «Пётр Великий» указом президента РФ 22 апреля (по другим данным 1 октября) 1992 года. В 1998 году вступил в состав флота.

Предприятия промышленности постоянно работают на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд совершать походы в море без постановки судна в средний заводской ремонт. ЦКБ-проектант самоустранилось от работ на корабле, сочтя их неприбыльными. До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер - 099.

История строительства

К созданию последнего корабля проекта 1144 - завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа проводилась в суровых условиях Заполярья.

Конструкция

Корпус и надстройки

Длина 49 коридоров корабля - более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости - 59 метров.

Энергетическая установка

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера разрешает ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на использование в течение 50 лет. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» может обеспечить электричеством и теплом город на 150-200 тысяч жителей.

Экипаж

Экипаж крейсера - 1035 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов). Они расположены в 1600 помещениях корабля, среди них 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6х2,5 м, двухэтажным медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Имеются также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые передаются по кабельным сетям корабля.

Вооружение

ТАРКР «Пётр Великий» один из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и один из мощнейших ударных кораблей в мире. Корабль может поражать крупные надводные цели и защищать морские соединения от атак с воздуха и подводных лодок противника. Крейсер имеет неограниченную дальность плавания, он вооружён ударными крылатыми ракетами, которые способны поражать поражать цели на расстоянии до 550 километров.

ТАРКР «Пётр Великий» оборудован противокорабельным ракетным комплексом «Гранит» (создан «НПО машиностроения»), оснащён 20 пусковыми установками СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит» установленных под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Длина ракеты - 10 м, калибр - 0,85 м, стартовая масса - 7 т. Боевая головка - моноблок в ядерном (500 кт), обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объёмного взрыва). Дальность стрельбы - 700 км, скорость полёта - 1,6-2,5 М. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость и предназначены для нанесения ударов по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них летит на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые летят буквально над поверхностью воды. В случае подбития ракеты-лидера её место автоматически занимает одна из ведомых ракет.

Загоризонтное целеуказание и наведение может производиться самолётом Ту-95РЦ , вертолётом Ка-25Ц или космической системой разведки и целеуказания.

На корабле оборудован противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф , есть 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска.

Также есть автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Каждая подпалубная ПУ барабанного типа имеет по 8 одноступенчатых твердотопливных телеуправляемых ракет 9М330-2, суммарный запас - 128 ракет.

Крейсер оснащён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик» , обеспечивающим самооборону от целого ряда «точных» вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малотоннажные корабли. Каждая установка имеет по две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М1-2 с двумя автоматами АО-18 по схеме «Гатлинга» с суммарной скорострельностью 10000 в/мин и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении размещено ещё 16 ракет. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРК «Кортик» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, взаимосвязанных между собой с применением элементов искусственного интеллекта. Две установки ЗРК «Кортик» размещены в носовой части корабля по обе стороны от ПУ «Гранит», а четыре другие - в кормовой части главной надстройки.

Помимо этого крейсер «Пётр Великий» вооружён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130» (длина стволов - 70 калибров, 840 снарядов) с дальностью стрельбы до 25 км. Скорострельность - от 20 до 80 выстрелов в минуту. Масса осколочно-фугасного снаряда - 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Готовый к стрельбе боезапас - 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 разрешает производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Крейсер также оснащён двумя противолодочными (по 5 ПУ на борт) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого могут поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки применяется малогабаритная торпеда УМГТ-1. Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а там уже дело за УМГТ-1, которая снова ныряет в воду.

Для отражения торпедной атаки противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М» (10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции - 15 сек., дальность максимальная - 3000 м, минимальная - 100 м, вес ракеты - 233 кг).

Реактивные бомбомётные установки на «Петре Великом» расположены таким образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (дальность стрельбы - 12 км, масса снаряда - 80 кг) оборудована в носовой части корабля на поворотной платформе, две шеститрубные РБУ-1000 «Смерч-3» (дальность - 1000 м, масса снаряда - 55 кг) - в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам. Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронные ловушки, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором.

На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта Ка-27.

Радиолокационные средства РЭП/РЭБ ТАРКР «Пётр Великий» включают 16 станций трёх типов. Общекорабельные средства слежения, сопровождения и целеуказания состоят из двух станций космической связи (САТСОМ), четырёх станций космической навигации (САТПАУ) и четырёх специальных электронных станций. За воздушно-надводной обстановкой наблюдают всепогодные трёхкоординатные РЛС «Фрегат-МАЭ» засекающие цели на дальностях более 300 км и высотах до 30 км.

На борту судна также имеются три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и система опознавания «свой-чужой».

Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150-200 м) - на средних частотах.

История службы

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара 300 град.C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было обнаружено, что лопнувшая труба была смонтирована в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала данному проекту. В марте 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода закончился, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не обладал достаточными навыками по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжал техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПРК «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъема «Курска» с глубины.

Принимал участие в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года проследовал через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года учавствовал в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», стартовавших 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По информации агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что охотиться на маломерные суда пиратов это не совсем та работа, для которой предназначен тяжелый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода - капитан 1-го ранга С. Ю. Жуга), это ознаменовало собой старт крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен проследовать через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлился до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошел через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» - через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разошлись. 13-14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» Приказом Президента Российской Федерации награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года президент В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября 2013 совершил Арктический поход в составе отряда кораблей и судов Северного флота, пройдено 4000 миль.

В 2018-2021 годах пройдет ремонт и глубокую модернизацию, после окончания ремонтных работ над однотипным «Адмиралом Нахимовым».

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 23750 т (стандартное); 25 860 т (полное)
-Длина: 262 м; (230 по ватерлинии)
-Ширина: 28,5 м
-Высота: 59 м (от основной плоскости)
-Осадка: 10,3 м
-Двигатели: 2 котла, 2 ядерных реактора
-Мощность: 140 000 л. с. (103 МВт)
-Движитель: 2 гребных винта
-Скорость хода: 32 узла
-Дальность плавания: не ограничена (на реакторе); 1000 дней на котлах при 17 узлах
-Автономность плавания: 60 суток
-Экипаж: 635 (105 офицеров, 130 мичманов, 400 матросов)

Вооружение

Артиллерия: 1 х 2 АК-130
-Зенитная артиллерия: 6 х ЗРАК «Кортик»
-Ракетное вооружение: 20 х ПКР П-700 «Гранит»; ЗРК С-300Ф «Форт» (48 ракет); ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет); 16 х ПУ ЗРК «Кинжал» (128 ракет) 6 х 16 ЗРАК «Кортик» (144 ракет)
-Противолодочное вооружение: 1 х РБУ-12000; 2 х РБУ-1000
-Минно-торпедное вооружение: 10 х 533-мм ТА; (20 торпед или ПЛУР «Водопад»)
-Авиационная группа: 3 х Ка-27



Загрузка...
Top