Биография группы "крематорий". Солист рок-группы «Крематорий» Армен Григорян рассказал ижевчанам, о ком песня «Безобразная Эльза Столица из хита группы крематорий

Лучше всего о творчестве группы сказал Борис Гребенщиков: «Крематорий» - это, скорее, не музыка, а образ жизни, зашедший слишком далеко».

01

Существует несколько версий возникновения названия группы. Сказывают, например, что один из музыкантов как-то наугад набрал номер телефона и услышал в трубке: «Крематорий слушает». Самая реальная версия такова: музыканты, не заморачиваясь, назвали группу в честь одной из песен первого альбома. Первоначально коллектив должен был носить имя «Катарсис», но от этого названия пришлось отказаться, так как у популярного польского рок-музыканта Чеслава Немена был одноименный альбом.

02

В 1994 году режиссер Вячеслав Лагунов снял фильм «Тацу», в котором в качестве актеров сыграли участники «Крематория». Но кино вышло настолько слабым, что его не взяли в прокат. Однако старания не пропали даром: группа использовала материалы фильма для своих клипов. А актер, сыгравший главного героя, стал новым скрипачом «Крематория».

03

В 2003 году во время гастролей по Европе организаторы концерта в Гамбурге отменили выступление, сославшись на название группы и закон о нацизме. Примечательно, что еще до этого музыканты без каких-либо проблем выступили в Берлине, а еще раньше неоднократно ездили с концертами в Израиль.

04

В 1993 году для «Двойного альбома» планировалось сделать общую фотографию группы. Но у музыкантов было сильное похмелье, поэтому снимок никак не получался: постоянно кто-то моргал или икал. В результате было решено фотографировать музыкантов по трое.

05

В 1986 году музыканты «Крематория» попали в отделение милиции, где им настойчиво предложили вступить в «Московскую рок-лабораторию» - учреждение, которое контролировало деятельность советских рок-групп и организовывало им концерты и гастроли. Но перед этим предстояло пройти прослушивание. Одним из членов комиссии был Александр Градский, который первоначально охарактеризовал тексты песен как «однослойную чернуху», но, когда услышал группу вживую, поменял свое мнение. А может, даже повернулся в кресле к ним лицом.

06

«Рок-лаборатория» нашла название «Крематорий» мрачным и отталкивающим, поэтому несколько лет группа выступала под именем «Крем». После выхода из организации первоначальное название вернулось.

07

Воронеж считается счастливым городом для группы, именно здесь прошли их первые серьезные гастроли. С тех пор «Крематорий» считает, что Воронеж приносит им удачу, и все свои туры начинает именно отсюда. Кроме того, это родина любимого писателя Григоряна - Андрея Платонова. Именно его рассказ «Мусорный ветер» вдохновил на создание одной из самых популярных песен группы.

08

Дизайнером первых концертных костюмов группы был Егор Зайцев, сын того самого Вячеслава, которого ты знаешь как Славу. Помимо прочего Егор придумал нарядить скрипача Россовского в матроску и бескозырку, а музыкантам специальной краской нарисовал золотые зубы.

09

В 1988 году, чтобы заработать, Армен Григорян сочинил несколько мелодий для детской телевикторины (имя ее история, увы, не сохранила), но поставил условие, что название группы не должно нигде упоминаться, ведь это могло отрицательно сказаться на их репутации. Кстати, сами участники снялись там в качестве актеров: они играли мушкетеров и дрались на дуэли.

10

Штаб-квартира «Крематория» расположена в Москве, в доме, где раньше была подпольная порностудия.

«Крематорий» - советско-российская рок-группа, создана в 1983 году (г.Москва) поэтом и вокалистом Арменом Григоряном, а также его сокурсником и приятелем - Виктором Троегубовым. . Жанр: рок, рок-н-ролл. арт-рок, фолк-рок, хард-рок.

Поначалу группа выступает в узком кругу знакомых. Но после выхода своего альбома «Иллюзорный мир» (1985 г.) к ним приходит популярность на уровне страны. Коллектив начал гастролировать по другим городам. Однако, внутри группы между двумя лидерами произошел серьезный разлад, который способствовал уходу Троегубова из группы. Позже он создал проект «Дым».

В 1988 году – выходит альбом «Кома», благодаря которому клип на песню начали крутить на центральном телевидении. «Крематорий » увеличивает количество концертов. Но после очередного конфликта внутри коллектива, уходят несколько музыкантов, что способствовало обновлению состава, который и по сей день существует практически без изменений.

В 1993 году – Троегубов возвращается в «Крематорий», но не надолго. За это время группа записала следующий студийный альбом «Двойной альбом» - самый успешный по мнению многих критиков.

В 1994 году – был снят фильм «Тацу», в съемках которого приняла участие группа «Крематорий ». Но фильм в прокат так и не вышел из-за слабой сюжетной линии. Зато позднее музыканты выпустили ряд видеоклипов, благодаря взятых видеоматериалов фильма.

Троегубов окончательно уходит из коллектива после очередной ссоры. Позже он несколько раз подавал в суд на Григоряна, но безуспешно. И все таки сводит с ним счеты написанной им книгой «Жизнь в "Крематории" и вне его» .
Не смотря на негативный осадок, музыканты группы продолжили творческий путь: с небольшими перерывами вышли в свет новые альбомы, а также прошли концерты в Израиле, Германии, США (1999 год).

После выхода альбома «Мифология» (2000 г.), для творчества группы наступил многолетний кризис. В течении шести следующих лет не было выпущено ни одного альбома.
В 2006 году – после долгих работ и поиска чего-то нового Григорян выпустил свой дебютный альбом, под названием «Китайский танк».
И в 2008 году - «Крематорий» записал свой четырнадцатый студийный альбом – «Амстердам», одноименная песня которого не раз попадала на вершину хит-парада Нашего радио.

Группа «Крематорий» оказала значительное влияние на развитие рок-музыки в России. Поэзия Григоряна имеет множество граней. В его песнях присутствуют и переплетаются реальный и потусторонний миры. Тема жизнь после смерти, особо увлекает Армена, что придает песням особую энергетику и глубину смысла. Кроме соло-гитары, в аранжировках часто звучит скрипка, что и придает музыке «Крематория» особый цвет.

Группа образована в 1983 году в Москве Арменом Григоряном и его сокурсником Виктором Троегубовым. Лидер и вокалист, а также автор почти всех песен - Армен Григорян.

"Крематорий" - одна из самых известных групп в российском рок-н-ролле. Основанная в 1983 году, она по сей день остается любимой уже несколькими поколениями слушателей.

Стоит лишь побывать на выступлении этого коллектива, как становится понятно, почему концерты моментально переходят в разряд аншлаговых, альбомы сметаются с прилавков, а майки с крематорской символикой исчезают в гардеробах поклонников.

Несмотря на то, что "Крематорий" - культовая группа, это не застывший на пьедестале монстр, а абсолютно живой организм, состоящий из очень талантливых музыкантов. Он по праву считается одним из лучших концертных коллективов в стране, поскольку это образец настоящего, удивительно живого энергичного рок-н-ролла.

Мало кто может похвастать таким количеством хитов. Своеобразие мелодий и текстов, уникальное сразу узнаваемое звучание, широкий жанровый диапазон, нестандартные композиционные решения, профессионализм участников позволили "Крематорию" стать образцом многолетнего творческого успеха.

Название...

Возможно, своей таинственностью "Крематорий" обязан именно названию. Возникшее когда-то в пику тоталитарному режиму, оно рассматривалось официальной властью как некое экстремистское клеймо. Однако на сегодняшний день воспринимается уже не столь однозначно - наоборот, легко ассоциируется с сюрреалистическими и глубоко лиричными песнями последних лет.

Версий его появления существует несколько.

По одной из них "Крематорий" во всем великолепии своего пафоса возник из заглавной песни дебютного альбома.

Вторая версия повествует о том, что предложенный кем-то из музыкантов "Катарсис" (по Аристотелю очищение души посредством огня и музыки) не подошел. Существовал одноименный альбом Чеслава Немена и повторяться не имело смысла. К тому же с точки зрения музыкантов такое название было созвучно слову "сифилис". Пришлось подыскать нечто похожее. "Крематорий", как и "катарсис", включал огонь, а музыка уже была в альбоме.

По третьей версии название появилось спонтанно как отражение литературных вкусо музыкантов, увлеченных в том время Эдгаром По, Ивлином Во, Михаилом Булгаковым, Данте, Кафкой и другими мрачными гениями.

На создание марки претендуют многие друзья и знакомые той поры. Так один из них рассказывает, как набрав наугад телефонный номер, услышал в трубке "крематорий слушает" и понял, что это судьба.

Жанр...

Творческий путь "Крематория" начинался когда-то с произведений, весьма отличных от сегодняшнего репертуара. Однако уже тогда вырисовывался жанр, который впоследствии Родион Щедрин окрестил вальс-роком. В песнях присутствуют нестандартные для рок-н-ролла мотивы - баллады, вальсы, элементы фолка. Они очевидны в таких вещах, как "Себастия", "Адольф", "Безобразная Эльза", "Сексуальная кошка", "Америка", "Газы".

Раньше героями песен становились наиболее колоритные фигуры из ближайшего окружения музыкантов. Григорян не приукрашивал своих персонажей - какими были, такими и остались в веках. Неудивительно, что в этом паноптикуме сквозь алкогольные безобразия Эльзы и Хабибулина проступают черты немного сумасшедшего поколения хиппи 80-х. Но по мере взросления времени на друзей и подружек оставалось все меньше и, начиная с 1989-го года, персонажи песен становятся более загадочными и сюрреалистическими: Зомби, Калигула, Твари и т.д.

Но не только это предопределило столь узнаваемый сегодня стиль. "Вальс-рок" во многом обязан скрипке, которая во времена расцвета андеграунда была довольно смелым экспериментов для рок-группы. Она и по сей день в некоторых вещах звучит неожиданно и весьма оригинально смотрится в руках скрипача, когда он играет на ней, как на гитаре. К тому же ее удивительно тонкий нежный звук органично вливается в лирику "Крематория", делая образы любимых песен еще более объемными.

Уникальность "Крематория" еще и в том, что он не эксплуатирует одну и ту же концертную программу. Каждое выступление неповторимо, полно импровизации и магической силы, которую можно ощутить, только находясь в зрительном зале.

История...

"Крематорий" возник стихийно в 1983-м году и вплоть до 1987-го года был почти акустическим коллективом. Выступать приходилось в основном на квартирах - других возможностей у групп так называемого андеграунда не было. Первые два альбома, записанные на студии театра им.Маяковского, отличались весьма своеобразным звучанием, поскольку в них помимо привычных инструментов использовались пустые бутылки из-под портвейна и расческа в качестве губной гармоники. Однако именно тогда родились песни, которые входят в репертуар группы и поныне - "Крематорий" "Маленькая девочка", "Крылатые слоны", "Аутсайдер", "Таня", "Сексуальная кошка" и другие.

В 1987 году после многочисленных разборок с официальными органами "Крематорий" получил недвусмысленное предложение выступить на фестивале "Надежд" Московской городской рок-лаборатории. В результате группе присудили гран-при фестиваля, но мрачновато-загадочное название пришлось урезать до банального "Крема". Вскоре после этого вышел альбом "Кома", награжденный дипломом журнала "Аврора", как лучший альбом 1988 года. Тогда же появился и клип на песню "Мусорный ветер" - один из первых на советском телевидении. Благодаря ему группа приобрела действительно всенародное признание. Музыканты съездили на Воронежский и Питерский фестивали и 1989 году выпустили виниловую пластинку "Живые и Мертвые" - сборник лучших песен. На последующих альбомах группы вплоть до 1993 года переиграло довольно много сессионных музыкантов, благодаря чему не одна из работ не повторяет другую. Свое десятилетие "Крематорий" отметил выпуском "Двойного альбома", серией концертов в разных уголках страны и ритуальным сожжением Григоряновской шляпы, которая не покидала его голову, аж с 1983 года. Правда, с тех пор в Армена Сергеевича появилась целая коллекция шляп, большую часть из которых ему подарили поклонники.

После этого один за другим выходят три альбома - "Танго на облаке" , "Текиловые сны", "Ботаника", объединенные общей идеей музыкально-поэтического путешествия по всем доступным человечеству измерениям. В это же время, опустошив ящики рабочего стола, Григорян и компания выпускают еще два диска "Микронезия" и "Гигантомания", включив туда песни, по тем или иным причинам не нашедшие применения в предыдущие годы.

Одновременно с этим выходит полная версия СD-коллекции из 15 альбомов с двенадцатистраничными буклетами. Кроме того, у группы появляется свой сайт в интернете crematorium.ru. Здесь можно найти расписание концертов, рецензии на них, пообщаться с музыкантами и поклонниками группы и вступить во Всемирное Общество Друзей Кремации, членами которого являются такие уважаемые почтенные люди, как писатель Александр Житинский, рок-поэтесса Маргарита Пушкина и герой одной из самых знаменитых крематорских песен - Хабибулин.

Невзирая на августовский кризис 1998 года именно в это время выходит CD-ROM "Между небом и землей" - творческий отчет "Крематория" за пятнадцатилетнюю историю существования. На диске можно найти не только все 15 альбомов, но и полную историю группы, фото архив из нескольких сотен фотографий, клипы, видеозаписи и отрывок из фильма "Гончие псы" ("Тацу"), в котором снились все музыканты "Крематория".

В 1998 году свет увидел сборник из трех CD, куда вошли лучшие песни за период с 1983 года по 1998 год.

2000 год оказался очень плодотворным для группы "Крематорий". В этом году вышло сразу два альбома группы: "Три источника" и "Фан-Том".

"Фан-Том" - это сборник песен, который был составлен по результатам голосования членов "Всемирного Общества Друзей Кремации" на официальном сайте группы.

"Три источника" - очередной номерной альбом группы, который писался в перерывах между гастролями в течении трех лет. На альбоме нет ни одного вальса, что для прежнего "Крематория" совершенно не характерно. Альбом состоит из двенадцати песен. Наряду с традиционным своеобразием мелодий и текстов, композиции отличает широкий жанровый диапазон и нестандартные музыкальные решения.

Альбом оказался рекордным, как по времени записи, так и по количеству приглашенных артистов. В записи принимали участие Сергей Троицкий "Паук" из "Коррозии металла", Сергей Воронов из "Кроссроудз", лидер "СерьГи" - Сергей Галанин, Сергей Чиграков ("Чиж") без компании, Сергей Крылов, Кирилл Немоляев. На альбоме можно услышать еще массу интересного.

В 2001 году свет увидел альбом - раритет "Реквием для всадника без головы". Почти все песни, представленные на этом альбоме были написаны Арменом Григорянов в 1977-1981 годах и исполнялись на англо-марсианском языке группой "Атмосферное давление". Вместе с Григоряном (бас-гитара) в "Атмосферке" играли гитарист Евгений Хомяков и барабанщик Александр Севастьянов. В 1982 году группа распалась и на ее руинах через год возник "Крематорий" надолго похоронивший "Атмосферный" тяжеляк. Спустя 20 лет вечно молодой Хомяков восстановил часть того музыкального материала, а у Григоряна, к счастью, сохранились русские варианты текстов. Песни были частично отредактированы, а музыканты группы "Крематорий" при работе над альбом пытались максимально сохранить дух того времени. Отдавая дань прошлому, "Крематорий" счет вполне уместным издать "Реквием для всадника без головы" на рубеже веков.

Несмотря на то, что абсолютное большинство песен было написано в конце 70-х годов представляли хард и панк, в новой обработке материал интересен самобытной стилистикой и оригинальными аранжировками.

Кроме того, определенный интерес представляет участие выдающихся джазовых исполнителей: Валентины Пономаревой, Сергея Манукяна, Виктора Осипова, вокалисток группы "Лига блюза". Это придало музыке свежесть и необыкновенное звучание.
В 1991 году в «Крематорий» ненадолго возвращается Троегубов, уже в качестве не просто музыканта, но и директора группы. В 1993 году к десятилетию группы записывается самый успешный за всю историю «Крематория» альбом - «Двойной альбом». В 1994 году снимается фильм «Тацу» с участием Насти и «Крематория». Фильм получился слабым и не поступил в прокат, но его видеоматериалы легли в основу ряда видеоклипов группы. После очередной ссоры группу окончательно покидает Троегубов, так и не нашедший себе применения в новом составе. Позже он пишет книгу «Жизнь в «Крематории» и вне его», в которой сводит счёты с Григоряном, неоднократно подаёт в суд на бывшего соратника и снова созывает «Дым», который вскоре окончательно прекращает существование. Тем временем «Крематорий» продолжает творческую жизнь: периодически выходят в свет новые альбомы, группа гастролирует по бывшему Союзу и по русскому зарубежью (концерты в Израиле, Германии и США). Группа пользуется вниманием критиков и остаётся любимой многочисленными фанатами. По вкладу в развитие рок-музыки в России, «Крематорий» стоит в одном ряду с другими «доперестроечными» командами. Лирика Григоряна многогранна, в песнях пересекаются реальный и потусторонний миры. Особое внимание Армен уделяет теме жизни после смерти, различным религиям. Тексты песен, в 1980-е годы зачастую нарочито грубые, «бытовые», сегодня стали довольно элитарны. На музыку «Крематория» всегда оказывали влияние различные музыкальные течения от вальса до тяжёлого рока. В аранжировках на одном уровне с соло-гитарой уделяется внимание скрипке, что придаёт «Крематорию» особый колорит.
В 2000 - 2001 году группа много и успешно гастролирует. Проходят аншлаговые концерты в Нью-Иорке, Чикаго, Сан-Франциско и городах Израиля.

В апреле 2001 года группу покидает Андрей Мурашов и его место занимает молодой талантливый гитарист Дмитрий Терентьев.

Летом 2001 года группа приступает к записи нового альбома "Мифология", который был закончен в марте 2002 года.

В последнее время Григорян пытается выйти на новый виток творчества и создаёт сольный проект «Третий Ангел» («3" Ангел»). В 2006 году выходит альбом «Третьего Ангела» под названием «Китайский танк». Группа «Крематорий» во главе с Арменом при этом продолжает действовать параллельно, однако проиcxодит полная смена состава.

К самым известным хитам группы относятся такие песни, как: «Мусорный ветер», «Безобразная Эльза», «Маленькая девочка», «Сексуальная кошка», «Крематорий», «Лепрозорий», «Таня», «Клубника со льдом», «Аутсайдер», «Хабибулин», «Кондратий», «Последний шанс», «Три источника», «Катманду» и др.

17 мая 2013 г. состоялась презентация альбома «Чемодан Президента», в котором были представлены новые песни группы. Заглавная песня альбома заняла первое место в Чартовой дюжине.

Состав группы менялся неоднократно. Единственный постоянный музыкант - лидер группы Армен Григорян.

Современный состав

  • Армен Григорян - вокал, гитара, автор песен (1983-наши дни)
  • Максим Гусельщиков - скрипка, клавишные, перкуссия, бэк-вокал (2007-2011, 2012-наши дни)
  • Николай Коршунов - бас-гитара, контрабас, бэк-вокал (2008-наши дни)
  • Андрей Ермола - ударные (2009-наши дни)
  • Владимир Куликов - гитара (2012-наши дни)

Бывшие участники

  • Виктор Троегубов - вокал, гитара, бэк-вокал (1983-1987, 1991-1994)
  • Дмитрий Плетнёв (Альтист Данилов) - альт (1984)
  • Александр «Стив» Севастьянов - ударные, перкуссия (1984-1986)
  • Сергей «Пушкин» Пушкарёв - бас-гитара, клавишные (1984-1988)
  • Михаил Россовский - скрипка (1984-1993)
  • Александр «Змей» Портнов - гитара (1985-1986)
  • Евгений «Джон» Хомяков - гитара (1985-1987, 1988-1989)
  • Олег Лагутин - гитара (1987-1988)
  • Алексей Кондратьев (Кондратий) - ударные, ритм-бокс (1987-1988)
  • Андрей Сараев - ударные (1988-2009)
  • Сергей Третьяков - бас-гитара (1988-2008)
  • Дмитрий Куликов - гитара (1988-1991)
  • Александр Куницын - саксофон (1988-1991)
  • Вадим Саралидзе - скрипка (1988, 1993)
  • Виктор Осипов - гитара (1990-1991)
  • Андрей Мурашов - гитара (1991-2001)
  • Вячеслав Бухаров - скрипка, клавишные, бэк-вокал (1994-2007)
  • Дмитрий Терентьев - гитара (2001-2005)
  • Владимир Бурхель - гитара (2005-2012), ударные (2008)
  • Виктор Пономарёв - бас-гитара (2008)
  • Александр Гончаренко - гитара (2008)
  • Александр Лучков - скрипка, клавишные, мандолина, губная гармоника, перкуссия, бэк-вокал (2011-2012)

Известная советская и российская рок-группа. Лидер и вокалист, а также автор почти всех песен - Армен Григорян.

История

Основатели группы «Крематорий» Армен Григорян и Виктор Троегубов познакомились 1 сентября 1977 г. на вводной лек­ции первого курса Московского авиационного института (МАИ). Ещё в школе оба увлекались рок-музыкой и играли в школьных ансамблях. Во время учёбы в МАИ они продолжали музицировать: Григорян - в группе «Атмосферное давление», Трое­губов - в коллективе с грозным назва­нием «Монстры».

«Крематорий» появился на свет в 1983 г. как дуэт Троегубова и Григоря­на. На первых порах Армен и Виктор ограничивались акустическими гитарами, губной гармоникой да расчёской. Тем не менее уже в 1983 г. были написаны пес­ни, которым предстояло стать первыми шлягерами будущего «Крематория»: «Та­ня», «Посвящение бывшей подруге», «Аутсайдер», «Винные мемуары».

Практически весь 1983 год Троегу­бов и Григорян провели в поисках сту­дии, где можно было записать свои пес­ни. Наконец в начале января 1984 г. в студии Московского театра имени Владимира Маяковского был записан первый альбом группы «Кремато­рий» - «Винные мемуары» (назван по одноимённой песне В. Троегубова). Все инструментальные и вокальные партии Армен и Виктор исполнили сами, пес­ни (за исключением одной) также сочи­нили сами.

В апреле 1984 г. появился аль­бом «Крематорий-2». Чтобы обо­гатить звуковой ряд, Григорян и Троегубов пригласили альтиста Дмитрия Плетнёва и ударника группы «Атмосферное давление» Александра Севастьянова, играв­шего на перкуссии. Второй альбом «Крематория» получился более интересным и разноплановым, чем дебютный. Из семнадцати песен девять принадлежат Григоряну, восемь - Троегубову.

«Винные мемуары» «Крематорий-2» стали распространяться в виде магнитоальбомов и постепенно завоевал свою аудиторию. Летом 1984 г. группа начала давать так называемые квартирные концерты. К этому времени сложился следующий состав: Армен Гри­горян - акустическая гитара, вокал, ав­тор музыки и текстов; Виктор Троегу­бов - электрогитара, вокал, гармоника, автор музыки и текстов; Сергей Пушкарёв (Пушкин) - бас-гитара; Михаил Россовский - скрипка. Успеху коллек­тива во многом способствовало то, что даже на домашних концертах зву­чали электрогитара Троегубова и бас-гитара Пушкарёва, исполь­зовались микрофоны. К концу 1984 г. группа концертировала ре­гулярно, но, как только она высту­пила перед более широкой ауди­торией, начались неприятности с милицией. В сентябре - октяб­ре Троегубов и Григорян сотруд­ничали с театром-студией «Арле­кин», в частности ездили с ним на гастроли в Ереван. Троегубов ис­полнил заглавную партию в рок-опере «Франсуа Вийон.

Крематорий-86: Виктор Троегубов, Михаил Россовский, Армен Григорян

В 1986 г. «Крематорий» вступил в недавно созданную Московскую рок-лабораторию и теперь уже мог давать концерты в средних и больших залах. Чтобы усилить ритмическую структуру музыки, группа использовала ритм-ма­шинку, собранную талантливым самоуч­кой Алексеем Кондратьевым. На самые ответственные выступления привлека­ли профессионального скрипача Вади­ма Саралидзе. В том же году «Кремато­рий» записал свой третий альбом - «Иллюзорный мир».
В 1987 г. в результате творческих разногласий Виктор Троегубов покинул «Крематорий» и вместе с Саралидзе со­здал арт-роковый коллектив «Дым». В следующем году к ним присоедини­лись Сергей Пушкарёв, гитарист Андрей Мурашов и ударник Александр Соломатин. В 1989 г. группа записала студий­ный альбом «Для умного достаточно» (издан фирмой «Мелодия»).

Тем временем появился знаменитый альбом «Крематория» «Кома» (1988 г.). В его создании принимали участие ги­таристы Олег Лагутин и Евгений Хо­мяков. Альбом включает такие извест­ные композиции, как «Безобразная Эльза », «Мусорный ветер», «Реанимационная машина» и «Клаустрофобия». Сразу после записи в коллективе про­изошла ссора, и «Крематорий» поки­нули Сергей Пушкарёв, Олег Лагутин, Алексей Кондратьев и директор группы Дмитрий Бродкин.

Оставшиеся в коллективе Григорян и Россовский пригласили новых му­зыкантов: ударника Андрея Сараева, саксофониста Александра Куницына, бас-гитариста Сергея Третьяко­ва и гитариста Дмитрия Куликова. В таком составе группа переписала некоторые известные композиции (изданы в виде альбома-сборника «Живые и мёртвые») и создала аль­бом «Клубника со льдом» (оба 1989 г.). В 1990 г. коллектив по­кинул Дмитрий Куликов, и для работы над альбомом «Зомби» (1991 г.) пригласили гитариста Виктора Осипова.

В начале 1991 г. Григорян и Троегубов решили дать совме­стный «квартирный» концерт. Он прошёл с большим успехом. Затем Троегубов выступил в концертах-презентациях альбома «Зомби», а потом и вовсе вернулся в группу (летом 1991 г. он стал директором группы «Кремато­рий», в 1992 г. - генеральным директо­ром акционерного общества «Кремато­рий»). Эти концерты, проходившие в Доме культуры Московского энергети­ческого института (МЭИ), оказались про­щальными для гитариста Виктора Оси­пова. Некоторое время в коллективе не было лидер-гитариста; Григорян и Трое­губов играли на акустических гитарах. Однако уже в мае приступил к репети­циям гитарист группы «Дым» Андрей Мурашов, и вскоре он дебютировал в со­ставе «Крематория». Профессиональ­ный уровень Андрея Мурашова был очень высок, и это позволило поднять качество и студийных записей, и кон­цертных выступлений. Вообще, сложив­шийся в 1991 г. состав (Григорян, Троегубов, Россовский, Мурашов, Третьяков, Сараев) концертировал очень удачно. В частности, «Крематорий» с успехом отыграл на рок-концертах, приурочен­ных к годовщине создания телекомпа­нии «Вид». Они проходили в спортивно-концертном комплексе «Олимпийский» (Москва) в декабре 1991 г.

В 1993 г., к десятилетию основания группы, «Крематорий» выпустил «Двой­ной альбом». Большинство композиций представляют собой версии хитов кол­лектива. Кроме них в альбом вошли две новые песни и суперхит «Дрянь» лиде­ра группы «Зоопарк» Майка Науменко. А в ноябре в Доме культуры (ДК) имени Горбунова (известен также под названием «Горбушка») состоялся кон­церт, посвященный десятилетию «Кре­матория».

В конце 1993 г. скрипач Михаил Россовский эмигрировал в Израиль, и «Кре­маторий» лишился одного из своих «фирменных» инструментов. Вскоре Россовского заменил артист Вячеслав Бухаров, который умел играть на скрип­ке. С ним музыканты познакомились на съёмках фильма «Гончие псы». К марту следующего года был закончен новый альбом - «Танго на облаке». В записи участвовало женское скрипич­ное трио, а Бухаров пока только испол­нял роль дополнительного вокалиста.

В начале мая «Крематорий» вторич­но покинул Виктор Троегубов. Он со­брал новый состав группы «Дым» (кол­лектив работал в стиле «тяжёлого» прогрессив-рока). В 1996 г. фирма «Мороз-Рекордз» издала сольный альбом Троегубова «Мастер снов». Диск полу­чил положительные рецензии в основ­ных отечественных рок-энциклопеди­ях. Однако вскоре после концертов в поддержку альбома группа «Дым» пре­кратила своё существование, а Виктор Троегубов обратился к литературно-издательской деятельности в сфере рок-литературы. Он написал книгу мему­аров «Жизнь в „Крематории" и вокруг него» и выступил соавтором книг «Ле­генды русского рока» и «„Ария". Леген­да о динозавре».

После ухода Троегубова состав «Кре­матория» не изменялся до лета 2001 г. За это время группа выпустила следу­ющие альбомы: «Текиловые сны», «Кон­церт в Горбушке» (оба 1995 г.), «Мик­ронезия», «Гигантомания» (оба 1996 г.), «Ботаника» (1997 г.), «Трилогия» (1998 г.) - тройной сборник с включе­нием новых песен, «Три источника» (2000 г.) и «Реквием для всадника без го­ловы» (2001 г.). В 1998 г. увидела свет мультимедийная энциклопедия «„Крема­торий". Между небом и землёй». В на­чале лета 2001 г. «Крематорий» покинул гитарист Андрей Мурашов, а его место занял Дмитрий Терентьев.

Состав

Состав группы менялся неоднократно. Единственный постоянный музыкант - лидер группы.

Современный состав

  • Армен Григорян - вокал, ритм-гитара, автор песен
  • Владимир Бурхель - соло-гитара
  • Николай Коршунов - бас-гитара, бэк-вокал
  • Андрей Ермола - барабаны
  • Александр Лучков - скрипка, клавишные, губная гармоника, перкуссия, бэк-вокал

Музыканты прошлых составов

  • Виктор Троегубов - вокал, гитара, бэк-вокал (1983-1987, 1991-1994)
  • Дмитрий Плетнёв (Альтист Данилов) - альт (1984)
  • Александр «Стив» Севастьянов - ударные, перкуссия (1984-1986)
  • Сергей «Пушкин» Пушкарёв - бас-гитара, клавишные (1984-1988)
  • Михаил Россовский - скрипка (1984-1993)
  • Александр «Змей» Портнов - гитара (1985-1986)
  • Евгений «Джон» Хомяков - гитара (1985-1987, 1988-1989)
  • Олег Лагутин - гитара (1987-1988)
  • Алексей Кондратьев (Кондратий) - ударные, ритм-бокс (1987-1988)
  • Вадим Саралидзе - скрипка (1987-1988, 1992-1993)
  • Андрей Сараев - ударные (1988-2009)
  • Сергей Третьяков - бас-гитара (1988-2008)
  • Александр Куницын - саксофон (1988-1990)
  • Дмитрий Куликов - гитара (1988-1990)
  • Виктор Осипов - гитара (1990-1991)
  • Андрей Мурашов - гитара (1991-2001)
  • Вячеслав Бухаров - скрипка, клавишные, перкуссия, бэк-вокал (1994-2007)
  • Дмитрий Терентьев - гитара (2001-2005)
  • Максим Гусельщиков - скрипка, клавишные, перкуссия, бэк-вокал (2007-2011)
  • Виктор Пономарёв - бас-гитара (2008)
  • Александр Гончаренко - гитара (2008)

Дискография

Номерные альбомы

  • 1983 - Винные мемуары
  • 1984 - Крематорий II
  • 1986 - Иллюзорный Мір
  • 1988 - Кома
  • 1989 - Клубника со льдом
  • 1991 - Зомби
  • 1994 - Танго на облаке
  • 1995 - Текиловые сны
  • 1996 - Микронезия
  • 1996 - Гигантомания
  • 1997 - Ботаника
  • 2000 - Три источника
  • 2002 - Мифология
  • 2003 - Рок’N’Roll
  • 2008 - Амстердам

Сборники

  • 1989 - Живые и Мёртвые
  • 1993 - Двойной альбом
  • 1996 - Легенды русского рока. Крематорий
  • 1998 - Трилогия
  • 2000 - Fan-Tom
  • 2002 - Сирены Титана
  • 2003 - Легенды русского рока. Крематорий. Выпуск 2
  • 2009 - XXV Лет - The Best

Синглы

  • Бесы в моих снах (1995)

Раритетные записи

  • Неизданное (1999)
  • Реквием для всадника без головы (2001)

Концертные записи

  • Unplugged (1992)
  • Концерт в Горбушке (1996)
  • Юбилейный (2004)

Видеозаписи

  • Крематорий. 10 лет (VHS) (1993)
  • Крематорий. 20 лет (CD) (2003)
  • Крематорий. Юбилейный (DVD) (2004)
  • Амстердам (DVD) (2008)
  • XXV (2 DVD) (2011)

Мультимедиа

  • CD-ROM «Между Небом и Землёй» (1998)
  • Mp3-коллекция на 2-х CD-ROM «Крематорий» (2002)
  • Mp3-коллекция на 3-х CD-ROM «Крематорий» (2006)

Литература

  • Современная энциклопедия «Аванта+». Музыка наших дней. Москва, ЗАО Аванта+, (2002)

Вот уже 33 года рок-группа «Крематорий» радует своих поклонников особенными песнями, музыку и тексты которых легко узнать из миллиона. 20 апреля музыканты заглянули и в Ижевск, выступив на сцене «Пинта-бара» при поддержке концертного агентства «Свежий воздух» .

Концерт продолжался почти два часа

За несколько часов до концерта лидер группы Армен Григорян заглянул в студию «Нашего радио-Ижевск». Несмотря на то, что музыкант немного устал с дороги (группа прилетела к нам из Москвы), он пообщался с журналистами и рассказал о предстоящем концерте и новом альбоме.

«Нас могут побить…»

– На концертах у нас не бывает плей-листа, – рассказал Армен Григорян. – Уже несколько лет мы играем по ощущениям. В Ижевске мы решили устроить своеобразный квартирник. Главное, сделать все, чтоб исчезли ноты и звучание, и остались одни эмоции. Это единственное, что требуется от концерта. Конечно, есть песни, которые всегда должны прозвучать – нас могут побить, если мы не сыграем некоторые произведения, – пошутил музыкант. – Помню однажды было шесть «бисов». Мы рабы лампы, и думаю, это правильно.

Осенью группе исполнится 33 года, то есть фактически многие поклонники коллектива его ровесники.


Хотя эфир на «Нашем радио» длился всего полчаса, он получился очень насыщенным

– Изначально, мы не планировали долгий путь, но вдруг какие-то двери стали открываться. Было ощущение свободы в этой жизни. Вы можете делать все, что угодно. Это принесла музыка. Помню момент, когда понял, что мы стали популярны. У нас были съемки в Москве, и нас попросили сыграть песню «Мусорный ветер». Мы сыграли, я всех предупредил, что скоро будут показы, и вдруг нам звонят из Останкино – выяснилось, что группу с таким названием запретили. Решили название «кастрировать» до состояния «Крема». Так и состоялся эфир. Я помню, у моих родителей, полагающих, что сын лоботряс-студент, в сознании все изменилось. После этого эфира мне из Останкино привезли 6 мешков писем. И мама отвечала на каждое, потому что считала, что очень важно ответить каждому. С этого все началось.

А мог бы стать авиаконструктором

Несмотря на то, что семья музыканта мечтала о другом будущем для своего сына, они очень его поддержали.

– В самом начале родители говорили, что я должен идти по стопам отца, стать авиаконструктором, вступить в партию, быть социально-активным, – рассказал Григорян. – Однако в какой-то момент поняли, что борьба бесполезна – музыка занимала абсолютно все мое свободное время. Однажды, когда я был маленьким, я сказал маме, что музыку сочинять просто. Настолько просто, что я могу делать ее в большом количестве. Так и получалось: я не расставался с гитарой даже в ванной. Помню, в одной руке гитара, в другой сигарета, а тело погружено в воду по закону Архимеда.

Кстати о гитарах

– Первый инструмент я сделал сам, – рассказал музыкант. – У нас в школе были уроки труда, и у нас был очень хороший учитель. Мы стали делать гитары. Правда, они были непотребного вида... И однажды папа уехал в командировку в Прагу. Я нарисовал гитару, которая точно воспроизводила гитару Джона Леннона. В Европе папа зашел в музыкальный магазин, показал рисунок директору, и он ему так понравился, что он заказал гитару со склада. Пока ждали, выпили коньячку… Помню, на Белорусском вокзале папа вышел из поезда, как с мечом из вагона. Это был Майбах. Так что родители мне помогали...

О ком песня «Безобразная Эльза»

Скоро у «Крематория» выйдет новая пластинка – «Люди-невидимки».

– Альбом получился очень быстро. Причем и сами песни написались внезапно, – объяснил Армен. – Долгим был процесс поиска студии. Альбом выйдет в конце лета-начале сентября. Он получился весьма концептуальным. Сейчас по нашему радио крутится одна песня – «Жизнь». Она немного выбивается из контекста.

По словам музыканта, у него есть идея снять по альбому несколько маленьких клипов-фильмов. Он уже написал несколько сценариев.


По словам Армена Григоряна, многие поклонники «Крематория» ровесники группы. Впрочем, на концерте стало понятно – среди фанатов есть и молодежь

Но слушатели «Нашего радио» спрашивали о старых песнях. Так Армена спросили, о ком песня «Безобразная Эльза».

– У образа существует два прототипа – это действительно наши знакомые. Но я не очень хочу обсуждать их. Если песня живет своей жизнью, то от нас уже ничего не зависит. Автор не вправе что-то менять. Эта песня прошла через время и пространство. Пусть живет.

Армен Григорян

лидер группы «Крематорий»

«Мы рабы собственных песен»

Музыкальный квартирник

Григорян не обманул – концерт действительно получился по-домашнему простым. Людей собралось немало, ижевчане стояли буквально плечо к плечу. Впрочем, никто не жаловался на нехватку свободного места.

– Это напоминает квартиру, – прокомментировал вышедший на сцену Армен Григорян. – Я вижу ваши лица. Это прекрасно.


Перед концертом в «Пинте» была организована фотозона «Нашего радио»

Прекрасным было и все остальное – и звук, и свет, и музыканты, которые с удовольствием общались со зрителями. Но главное – музыка. Ижевчане словно светились изнутри, прыгая вместе с музыкантами и громко подпевая каждой играющей песне, будь то «Пиноккио», «Америка» или «Маша».

Рок-н-ролл, фолк, блюз – музыка «Крематория» вобрала в себя лучшее из каждого направления. Под нее просто невозможно было устоять на месте, тело само несло себя в пляс. Не удивительно, что уже спустя пару песен весь зал прыгал в унисон...


На концерт пришли несколько сотен ижевчан

Вечер получился насыщенным, так, бас-гитарист Николай Коршунов прочитал стихи, а Максим Гусельщиков исполнил потрясающее соло на скрипке!



Загрузка...
Top