Царские церемониалы. О чине коронования российских императоров

Если описание торжественной коронации императора передано словами официальной прессы, то события ходынской трагедии даны через художественное изображение, частично через восприятие главной героини. Почему Васильев избирает именно такой путь представления в романе одного из главных исторических событий конца XIX века?

Через художественное изображение трагедии и через призму восприятия ее глазами главной героини автору удалось передать то, что невозможно отразить в официальных документах, какими бы подробными они ни были. В этом описании отражена психология никем не управляемой толпы, жаждущей даровых подарков в честь торжества. На смену приходит инстинкт самосохранения. Картина передана динамично, полна трагизма, в ней показано, как перестает существовать личная воля и как она переходит в волю толпы, подчиняющей себе каждого, кто попал в водоворот ее хаотического движения. И, что еще важно, в этой картине, нарисованной глазами героини и волнующегося за нее автора, отчетливо видно полное бездействие властей, не предусмотревших такого развития событий и не принявших меры по защите людей в случае каких-либо беспорядков. Равнодушие к тому, как пройдет народное гуляние, резко контрастирует с высоким пафосом церковной коронации монарха и его торжественным обетом.

Почему события, которые произошли в течение 15-20 минут, описаны автором столь подробно, что воспринимаются читателем как длящиеся бесконечно? Какие средства использует писатель, чтобы добиться такого эффекта восприятия времени?

Эффект длительности времени достигается за счет многочисленных деталей, обеспечивающих подробность в описании движения толпы. Вот испугавшись ее напора, врассыпную бросились полицейские, спасая свои жизни и дав команду буфетчикам выдавать подарки. Вот подарки бросают в толпу, которая продолжает двигаться вперед и наседать. Движение Нади и Фенички, описываемое автором, показывает судьбу отдельной личности, находящейся в толпе, целиком зависимой от нее, зажатой ей и не имеющей возможности выбраться. Страшную метафору использует автор - бегущая толпа в восприятии Нади оказывается даже не стадом, а единым зверем, косматым и беспощадным, растерявшим облик человеческий.

И вспоминается по контрасту торжественное: "…по образу и подобию Божьему…" "Не было ни образа, ни подобия, уже зачалось иное создание по иному образу и по иному подобию". Размышления также создают замедление в восприятии времени.

Автор с ужасом наблюдает движение толпы. Она воспринимается им как Живое Безголовое Чудовище, клеточкой которого стал каждый человек. Толпа охвачена единой волей самоуничтожения. Мыслящее начало полностью отступило и подчинилось движению, остановка же означала чью-то мучительную смерть. Пришедшая на Ходынское поле журналистка Надя, оказавшись втянутой в круговорот движения толпы, бежала вместе со всеми, надеясь на спасение. Она пришла в дикое отчаяние, увидев мертвую женщину. Ощущение ужаса и приближающейся смерти охватило ее. Страх был столь огромен, что она не чувствовала боли. Это был ужас сна детства, внезапного падения в пропасть. И вместе с тем инстинкт самосохранения присутствовал. Она ползла по телам умирающих людей, пока не втиснулась в узкую щель под полом балагана, где на нее обрушилась кромешная тьма.

Психология толпы весьма специфична. Даже чувствуя опасность, она не может образумиться и мчится в ту сторону, где буфетчики метали в ее сторону подарки. Усиливалось желание ухватить "заветный царский дар". Невольно вспоминается рассуждение о толпе Беневоленского, увидевшего в ней почву для роста жестокости, агрессивности, склонности к насилию и кровопролитию.

Какие символы мы встречаем в описании ходынской трагедии, в чем, по-вашему, их исторический и художественный смысл?

Наиболее яркие символы, характеризующие толпу во время ходынской трагедии - косматый Зверь и Живое Безголовое Чудовище. Символический смысл приобретают качели, балаганы и эстрады, приготовленные для массового народного гуляния, но ставшие местом смерти многих людей, пришедших на предложенные властями развлечения. В художественном отношении эти символы усиливают впечатление нарисованной картины народного бедствия, их исторический смысл состоит в предупреждении властям и народам о той опасности, которая может возникнуть в движении толпы, одержимой чем угодно: радостью, желанием даров, злобой, ненавистью, чувством мщения. Хотя Васильев рисует подлинные исторические события, основанные на мемуарах, документах и т. д., толпа здесь выступает тоже в качестве символа общественных кризисов.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к 7 главе романа Б. Л. Васильева «Утоли моя печали…» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Почему автор дает столь подробное описание коронации Николая II, основанное на газетных и журнальных публикациях того времени? Прежде всего, это обстоятельство обусловлено стремлением создать историко-художественное исследование эпохи. Васильев в начале столь подробного описания говорит о причине, заставившей собрать все газетные и журнальные материалы: в истории России эта коронация оказалась последней. Мы видим также из этой главы, что с мнением официальной прессы во многом расходятся суждения, обнаруженные в дневниках и письмах обычных
    Трагедия (греч. tragodia - букв, "козлиная песнь") 1) Драматургический жанр, изображающий трагическое, исполненное острых противоречий столкновение героя с окружающим миром. Герой трагедии - незаурядный, сильный и волевой человек, который, попадая в роковое стечение обстоятельств, ведет борьбу с препятствиями, обрекающими его на гибель. 2) Один из основных видов драмы, противоположный по содержанию и внутренней направленности комедии. Обычно в трагедии изображаются острые, непримиримые жизненные конфликты, которые вызывают катастрофические последствия и чаще всего завершаются гибелью
    Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт, воспринимавшийся современниками как флагман революционно-демократической лирики и олицетворение "совести эпохи". В некрасовской лирике, открывшей новую страницу в развитии русского Реализма, разворачивались драмы и трагедии повседневной жизни представителей социальных низов и раскрывались глубинные свойства национального характера. 10 декабря 1821 г. - родился в дворянской семье в городке Немирово Винницкого уезда Подольской губернии. Через три года семья переехала в деревню Грешнево Ярославской губернии. ДАТЫ И ФАКТЫ…
    Драма 1) Один из трех родов художественной литературы (эпос, лирика, драма), рассчитанный (хотя это и не обязательно) на сценическое воплощение. Драма отличается более или менее напряженным конфликтом, сжатостью, концентрированностью содержания. Драматург воспроизводит сам процесс действия или события, делая читателя или зрителя живым свидетелем всего происходящего. Драма подразделяется на несколько жанров, главными из которых являются трагедия, комедия, драма (в узком, жанровом смысле термина). В зависимости от содержания можно говорить о драме общественно-политической,
    Любимая тема В. Шекспира. (Гимн постоянству чувств; традиционный любовный "треугольник" - любящие юноша и девушка и нелюбимый жених; значительность подвига Джульетты, предпочитающей сына семейного врага красавцу Парису.) Центральный конфликт трагедии. (Столкновение молодого искреннего чувства с предрассудками, разделенного вековой враждой старинных феодальных семейств; вражда - злая судьба влюбленных, ведущая к неизбежной гибели; гибель влюбленных - победа над враждой.) Образы влюбленных. Образ Ромео. (Сначала просто юноша, вздыхающий о "жестокой красавице"; потом бесстрашный
    Если представить себе голоса, сочувствующие Прометею и осуждающие его, можно понять различие поведения его и Ио, которая тоже оказалась жертвой Зевса. Противостояние Зевса и Прометея осознается в трагедии как поединок силы физической и силы духовной, жестокости и великодушия. Зевс беспощаден к людям и к их защитнику, Прометей снисходителен и щедр. Трагическая вина Прометея, по мнению всех персонажей, - в дерзости, вызове богам. Но его воля направлена не только на гордое самоутверждение.
    По горизонтали: 5. Имя жены поэта. 6. Стихотворение 1819 года, которое по цензурным соображениям при жизни поэта не было полностью опубликовано. 9. Имя няни поэта. 11. Стихотворение, написанное под впечатлением украинской песни “Ехав казак за Дунай”, ставшее впоследствии народной песней. 12. Русский поэт, откликнувшийся на гибель А. С. Пушкина стихотворением “На смерть Поэта”. 15. Стихотворение, написанное по просьбе внучки Кутузова, графини Екатерины Тизенгаузен, которое она должна была прочесть для императорской

И пуще торопит Малюта опричников, и чаще бьет коней по крутым бедрам.

– Эй, – говорит он Хомяку, – никак, кто-то кричит за нами?

– Нет, – отвечает Хомяк, – то нашу молвь отголоски разносят.

И серчает Малюта на коней.

– Ах вы волчья сыть, травяные мешки! Ой, не было б за нами погони!

Вдруг слышит Малюта за собою:

– Стой, Григорий Лукьяныч!

Серебряный был у Скуратова за плечами. Не выдал его старый конь водовозный.

– Стой, Малюта! – повторил Серебряный и, нагнав Скуратова, ударил его в щеку рукою могучею.

Силен был удар Никиты Романовича. Раздалася пощечина, словно выстрел пищальный; загудел сыр-бор, посыпались листья; бросились звери со всех ног в чащу; вылетели из дупел пучеглазые совы; а мужики, далеко оттоле дравшие лыки, посмотрели друг на друга и сказали, дивясь:

– Слышь, как треснуло! Уж не старый ли дуб надломился над Поганою Лужей?

Малюта свалился с седла. Бедный старый конь Никиты Романовича споткнулся, покатился и испустил дух.

– Малюта! – вскричал князь, вскочив на ноги, – не за свой ты кус принимаешься! Ты этим кусом подавишься!

И, вырвав из ножен саблю Малюты, он замахнулся разрубить ему череп.

Внезапно другая сабля свистнула над головою князя. Матвей Хомяк прилетел господину на помощь. Завязался бой меж Хомяком и Серебряным. Опричники напали с голыми саблями на князя, но деревья и лом защитили Никиту Романовича, не дали всем вдруг окружить его.

«Вот, – думал князь, отбивая удары, – придется живот положить, не спася царевича! Кабы дал Бог хоть с полчаса подержаться, авось подоспела бы откуда-нибудь подмога!»

И лишь только он подумал, как пронзительный свист раздался в лесу; ему отвечали громкие окрики. Один опричник, уже занесший саблю на князя, упал с раздробленною головой, а над трупом его явился Ванюха Перстень, махая окровавленным чеканом. В тот же миг разбойники, как стая волков, бросились на Малютиных слуг, и пошла между ними рукопашная. Хотел бы Малюта со своими дать дружный напуск на врагов, да негде было разогнаться, все пришел лес да валежник. Многие легли на месте; но другие скоро оправились. Крикнули: гой-да! и потоптали удалую вольницу. Сам Перстень, раненный в руку, уже слабее разил чеканом, как новый свист раздался в лесу.

– Стойте дружно, ребята! – закричал Перстень, – то дедушка Коршун идет на прибавку!

И не успел он кончить речи, как Коршун с своим отрядом ударил на опричников, и зачался меж ними бой великий, свальный, самый красный.

Трудно было всадникам стоять в лесу против пеших. Кони вздымались на дыбы, падали навзничь, давили под собой седоков. Опричники отчаялись насмерть. Сабля Хомяка свистела, как вихорь, над головой его сверкала молния.

Вдруг среди общей свалки сделалось колебанье. Дюжий Митька буравил толпу и лез прямо на Хомяка, валяя без разбору и чужих и своих. Митька узнал похитителя невесты. Подняв обеими руками дубину, он грянул ею в своего недруга. Хомяк отшатнулся, удар пал в конскую голову, конь покатился мертвый, дубина переломилась.

– Погоди! – сказал Митька, наваливаясь на Хомяка, – теперь не уйдешь!

Кончилась битва. Не с кем было более драться, все опричники легли мертвые, один Малюта спасся на лихом аргамаке.

– Вот, – сказал Перстень, подходя к Серебряному и стирая пот с лица, – вот, боярин, где довелось свидеться!

Серебряный, с первым появлением разбойников, бросился к царевичу и отвел его коня в сторону; царевич был привязан к седлу. Серебряный саблею разрезал веревки, помог царевичу сойти и снял платок, которым рот его был завязан. Во все время сечи князь от него не отходил и заслонял его собою.

– Царевич, – сказал он, видя, что станичники уже принялись грабить мертвых и ловить разбежавшихся коней, – битва кончена, все твои злодеи полегли, один Малюта ушел, да я чаю, и ему несдобровать, когда царь велит сыскать его!

При имени царевича Перстень отступил назад.

– Как? – сказал он, – это сам царевич? Сын государев? Так вот за кого Бог привел постоять! Так вот кого они, собаки, связамши везли!

И атаман повалился Иоанну Иоанновичу в ноги.

Весть о его присутствии быстро разнеслась меж разбойников. Все бросили выворачивать карманы убитых и пришли бить челом царевичу.

– Спасибо вам, добрые люди! – сказал он ласково, без обычного своего высокомерия, – кто б вы ни были, спасибо вам!

– Не на чем, государь! – отвечал Перстень. – Кабы знал я, что это тебя везут, я бы привел с собою не сорок молодцов, а сотенки две; тогда не удрал бы от нас этот Скурлатыч; взяли б мы его живьем да при тебе бы вздернули. Впрочем, есть у нас, кажись, его стремянный; он же мне старый знакомый, а на безрыбье и рак рыба. Эй, молодец, у тебя он, что ли?

Если описание торжественной коронации императора передано словами официальной прессы, то события ходынской трагедии даны че­рез художественное изображение, частично через восприятие главной героини. Почему Васильев из­бирает именно такой путь представления в романе одного из главных исторических событий конца XIX века?

Через художественное изображение трагедии и через призму восприятия ее глазами главной героини автору удалось передать то, что невозможно отразить в официальных документах, какими бы подробными они ни были. В этом описа­нии отражена психология никем не уп­равляемой толпы, жаждущей даровых по­дарков в честь торжества. На смену при­ходит инстинкт самосохранения. Картина передана динамично, полна трагизма, в ней показано, как перестает существовать личная воля и как она переходит в волю толпы, подчиняющей себе каждого, кто попал в водоворот ее хаотического движе­ния. И, что еще важно, в этой картине, нарисованной глазами героини и волную­щегося за нее автора, отчетливо видно полное бездействие властей, не преду­смотревших такого развития событий и не принявших меры по защите людей в слу­чае каких-либо беспорядков. Равнодушие к тому, как пройдет народное гуляние, резко контрастирует с высоким пафосом церковной коронации монарха и его тор­жественным обетом.

Почему события, которые произошли в тече­ние 15-20 минут, описаны автором столь подроб­но, что воспринимаются читателем как длящиеся бесконечно? Какие средства использует писатель, чтобы добиться такого эффекта восприятия вре­мени?

Эффект длительности времени достига­ется за счет многочисленных деталей, обеспечивающих подробность в описании движения толпы. Вот испугавшись ее на­пора, врассыпную бросились полицей­ские, спасая свои жизни и дав команду буфетчикам выдавать подарки. Вот подар­ки бросают в толпу, которая продолжает двигаться вперед и наседать. Движение Нади и Фенички, описываемое автором, показывает судьбу отдельной личности, находящейся в толпе, целиком зависимой от нее, зажатой ей и не имеющей возмож­ности выбраться. Страшную метафору ис­пользует автор — бегущая толпа в вос­приятии Нади оказывается даже не стадом, а единым зверем, косматым и беспощад­ным, растерявшим облик человеческий.

И вспоминается по контрасту торжествен­ное: «…по образу и подобию Божьему…» «Не было ни образа, ни подобия, уже за­чалось иное создание по иному образу и по иному подобию». Размышления также со­здают замедление в восприятии времени.

Автор с ужасом наблюдает движение толпы. Она воспринимается им как Жи­вое Безголовое Чудовище, клеточкой ко­торого стал каждый человек. Толпа охва­чена единой волей самоуничтожения. Мыслящее начало полностью отступило и подчинилось движению, остановка же оз­начала чью-то мучительную смерть. При­шедшая на Ходынское поле журналистка Надя, оказавшись втянутой в круговорот движения толпы, бежала вместе со всеми, надеясь на спасение. Она пришла в дикое отчаяние, увидев мертвую женщину. Ощу­щение ужаса и приближающейся смерти охватило ее. Страх был столь огромен, что она не чувствовала боли. Это был ужас сна детства, внезапного падения в пропасть. И вместе с тем инстинкт самосохранения присутствовал. Она ползла по телам уми­рающих людей, пока не втиснулась в уз­кую щель под полом балагана, где на нее обрушилась кромешная тьма.

Психология толпы весьма специфична. Даже чувствуя опасность, она не может образумиться и мчится в ту сторону, где буфетчики метали в ее сторону подарки. Усиливалось желание ухватить «завет­ный царский дар». Невольно вспоминает­ся рассуждение о толпе Беневоленского, увидевшего в ней почву для роста жесто­кости, агрессивности, склонности к наси­лию и кровопролитию.

Какие символы мы встречаем в описании ходынской трагедии, в чем, по-вашему, их исто­рический и художественный смысл?

Наиболее яркие символы, характери­зующие толпу во время ходынской траге­дии — косматый Зверь и Живое Безго­ловое Чудовище. Символический смысл приобретают качели, балаганы и эстрады, приготовленные для массового народного гуляния, но ставшие местом смерти мно­гих людей, пришедших на предложенные властями развлечения. В художественном отношении эти символы усиливают впе­чатление нарисованной картины народно­го бедствия, их исторический смысл со­стоит в предупреждении властям и наро­дам о той опасности, которая может возникнуть в движении толпы, одержи­мой чем угодно: радостью, желанием даров, злобой, ненавистью, чувством мще­ния. Хотя Васильев рисует подлинные исторические события, основанные на ме­муарах, документах и т. д., толпа здесь выступает тоже в качестве символа обще­ственных кризисов.

При подготовке к принятию Присяги на верность Царю и Отечеству, мы принимаем таинство исповеди, в котором мы каемся среди прочих грехов и в грехах против Царской власти, и которые изложены в Кратком исповедании грехов против Царской власти. При ознакомлении с этим документом могут возникнуть смущения по вопросам касающимся властных полномочий Православного Царя и Священноначалия Православной Церкви.

Седьмое исповедание выглядит так: " СОГРЕШИЛ тем, что :

1) отвергал (либо хулил) Священное Таинство Брака, совершаемое во время коронации между Помазанником Божиим и Церковью Христовой, когда отрицал, что Помазанник Божий является Главой Земной Воинствующей Церкви. Муж есть глава жены (Еф.5:23) Во время этого Таинства Христос земной (Помазанник Божий) выступает женихом, а Земная Воинствующая Церковь – невестой;

2) отвергал (или хулил) Таинство Рукоположения, совершаемое над Помазанником Божиим во время коронации, когда отрицал, что Богопомазанник поставлен Господом быть Епископом Епископов и Епископом внешних дел Земной Воинствующей Церкви;

3) отвергал (или хулил) Таинство Миропомазания, совершаемое над Божиим Избранником, когда отрицал, что Бог изливает на Своего Помазанника особую Благодать для прохождения Великого Царского Служения и дает Ему иное сердце (1Цар.10:9), которое всегда находится в Руке Господа, и которое Господь направляет куда Ему угодно. (Притч.21:1)

По первому пункту данного исповедания приведем некоторые косвенные факты, анализируя которые можно прийти к определенному выводу. Да, из Священного Писания мы знаем, что глава Церкви есть Христос, Бог наш. Церковь же состоит из Церкви Небесной, где и Господь наш Царствует, и Церкви земной, воинствующей.

А теперь зададимся вопросом: А действительно ли Помазанник Божий является Главой Земной Воинствующей Церкви? Да, мы знаем, что Царь есть Глава народа Русского, и его Отец.


А посмотрим на картину слева. На главе Царя надета корона, которая не отличается от архиерейской митры. Так во втором пункте исповедания утверждается, что Царь есть Епископ Епископов, то есть главный из них, то есть именно Он и есть глава Земной воинствующей Церкви. А теперь обратимся к чину Коронования. Рассмотрим кто же главней - Царь или Первосвященник?

1) " При приближении царских регалий к южным дверям соборной церкви, все архиереи и прочее духовенство в священном одеянии, выходят из церкви на паперть и воздают оным честь каждением фимиама и кроплением Святою водой".


То есть, не Царь стоит на паперти и ждет прихода духовенства, а духовенство ждет Его на паперти. Может быть именно это обстоятельство было одним из решающих факторов, определивших предательство духовенством своего Царя в 1917 году? Ведь и Христа распяли архиереи из гордости и властолюбия, не возжелав унизиться и смириться перед Богом.

2) Принято меньшему у большего просить благословения. Царь не просит благословения у первосвященника, напротив, Епископы прислуживают Царю.

Первосвященник обращается к Царю: "Понеже благоволением Божиим, и действием Святаго и Всеосвящающаго Духа , иВашим изволением имеет ныне в сем первопрестольном храме совершиться Императорского Вашего Величества коронование и от Святаго мира помазание". Не благословением первосвященника, а изволением Царя...

3) При короновании, не архиерей возлагает корону на главу Царя , а Сам Царь: " Его Величество, приняв корону от архиерея с подушки, возлагает ее на главу Свою, причем архиерей говорит молитву: «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа, аминь»."


4) Император во время чина коронования сидит на престоле, а архиереи стоят, и прислуживают Ему.

5) Император молится: "Ты избрал Мя еси Царя и Судию людем Твоим". Судьи же во времена ветхозаветные обладали и духовной и светской властью.

6) Император причащается в Алтаре, не как простой священнослужтиель, ибо тогда прислуживали бы Ему пономари, но "Его Величество архиерейской рукою вводится внутрь алтаря и, стоя пред Святою трапезою на златой парче и сделав поклонение, приемлет от перваго архиерея Святых Тайн Тела и Крови Господни Причастие, по чину Царскому, то есть, как причащаются священнослужители: особо Тела и особо Крове Христовы. Другой архиерей подносит Его Величеству антидор и теплоту, а третий служит омовению уст и рук" . Обратите внимание, что теплоту всегда подают пономари, и руки омывают они же, не имеющие духовного сана и стоящие на самой низшей ступени церковной иерархии.

Можно продолжать и далее, при желании, читатель, внимательно перечитавший чин коронования сам сможет это сделать... Ниже описывается достаточно подробно и о рукоположении Императора Первосвященником, и о таинстве миропомазания.

ЧИН СВЯЩЕННАГО КОРОНОВАНИЯ РУССКИХ САМОДЕРЖЦЕВ (скачать *.pdf): (cкачиваний: 513)

В навечерие торжественного дня коронования как в главном Успенском, так и в прочих соборах и церквах по всей Москве отправляли пополудни в четыре часа молебствие со звоном, а к вечеру всенощное бдение. Их Императорския Величества с Высочайшею Фамилиею изволят слушать всенощное бдение у Спаса за Золотой Решеткой, где читается и правило к Причащению.

В самый день коронования, когда начатие торжества возвещено двадцатью одним выстрелом из пушек, начинается от Успенского собора благовест в большой колокол, потом в другие перебором, как обыкновенно бывает для крестнаго хода. Синодальные члены и преосвященные архиереи с прочим духовенством собираются в собор и совершают молебствие о многолетнем здравии Его Императорского Величества. А по окончании молебна и часов литургийных ожидают в священном одеянии пришествия Их Императорских Величеств.

Когда начинается шествие, бывает звон во все колокола.

При приближении царских регалий к южным дверям соборной церкви, все архиереи и прочее духовенство в священном одеянии, выходят из церкви на паперть и воздают оным честь каждением фимиама и кроплением Святою водой.

По внесении регалий в церковь, архиереи с прочим духовенством ожидают на прежнем вне церкви месте прибытия Их Величеств, и когда Их Величества приближатся к паперти, первенствующий архиерей произносит речь и подносит благословящий Крест, а другой кропит Святою водой.

Потом, в предшествии тех же архиереев и духовенства и при пении певчими псалма «Милость и суд воспою тебе, Господи», Их Императорския Величества вступают в церковь и по троекратном поклонении перед Царскими вратами прикладываются к Святым местным иконам, а потом следуют на приуготовленный посреди церкви под балдахином трон и восседают на Императорских Своих престолах. Архиереи же и прочие духовные становятся от ступеней трона до Царских врат по обе стороны. В то время звон престает.

По окончании пения псалма и по прекращении звона первенствующий архиерей, возшед на амвон трона, говорит к Его Величеству следующую речь:

«Благочестивейший Великий Государь наш Император и Самодержец Всероссийский! Понеже благоволением Божиим, и действием Святаго и Всеосвящающаго Духа, и Вашим изволением имеет ныне в сем первопрестольном храме совершиться Императорского Вашего Величества коронование и от Святаго мира помазание; того ради по обычаю древних христианских монархов и Боговенчанных Ваших Предков, да соблаговолит Величество Ваше в слухе верных подданных Ваших исповедать Православно-кафолическую Веру, како веруеши?»

И, сие сказав, подносит пред лицеем Его Величества раскрытую книгу, держа оную на руках.

Его Величество по поднесенной архиереем книге гласно прочитывает Святый Символ Православныя Веры.

По прочтении Символа, тот же архиерей к Его Величеству возглашает: «Благодать Пресвятаго Духа да будет с Тобою, аминь», а прочие архиереи тайно говорят то-же.

Начинается ектенья, на которой вместе с обычными молитвенными прошениями возносится моление о Венчаемом Монархе: «О еже благословитися Царскому Его венчанию благословением Царя царствующих и Господа господствующих; о еже укреплену быти скипетру Его десницею Вышняго; о еже помазанием Всесвятаго Мира прияти Ему с небес к правлению и правосудию силу и премудрость; о еже получити Ему благопоспешное во всем и долгоденственное царствование; яко да услышит Его Господь в день печали, и защитит Его имя Бога Иаковля; яко да пошлет Ему помощь от Святаго, и от Сиона заступит Его; яко да подаст Ему Господь по сердцу Его, и весь совет Его исполнит; яко да подчиненные суды Его немздоимны и нелицеприятны сохранит; яко да Господь Сил всегда укрепляет оружие Его; о покорити под нозе Его всякаго врага и супостата; о еже благословитися Царскому венчанию и Супруги Его Благочестивейшей Государыни Императрицы благословением Его же Царя царствующих и Господа господствующих».

По ектеньи протодиакон возглашает: «Бог Господь и явися нам», а клир поет: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне».

Стих: «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его».

Стих: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им».

Стих: «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня».

Стих: «Камень, его же не брегоша зиждущие, Сей бысть во главу угла; от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших».

По пропении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя» происходит чтение Пророчества Исаиина:

«Тако глаголет Господь: радуйтеся, небеса, и веселися, земле, да отверзут горы веселие, и холми радость, яко помилова Господь люди Своя, и смиренныя людей Своих утеши. Рече же Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет мати отроча свое, яко не помиловати исчадия чрева своего; аще же и забудет то жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь. Се, в руку Моею вписах грады твоя, и предо Мною еси присно, и вскоре возградишися, имиже разорися, и потребившии тя изыдут из тебе. Воздвигни окрест очи твои и виждь вся, се, собрашася и приидоша к тебе. Живу Аз, глаголет Господь: яко вся я облечеши и возложиши на ня яко утварь на невесту, яко и пустая, и разсыпаная, и падшаяся ныне утеснеют от вселившихся, и удалятся от тебе смирившии тя».

По прочтении Пророчества, прокимен:

«Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасении Твоем возрадуется зело».

Стих: «Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его не лишил еси его».

Стих: «Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна».

Затем следует чтение Послания Святаго Апостола Павла к Римлянам.

«Братие, всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют. Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти? Благое твори: и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть, тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума меч носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему. Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. Сего бо ради и дани даете: служители бо Божии суть во истое сие пребывающе. Воздадите убо всем должная: ем уже убо урок, урок; а ему же дань, дань; а ему же страх, страх; и ему же честь, честь».

По прочтении Апостола, аллилуиа трижды и затем чтение Святаго Евангелия от Матфея:

«Во время оно, совет приемше вси фарисее на Иисуса, яко да обольстят Его словом. И посылают к Нему ученики своя, со Иродианы, глаголюще: учителю, вемы, яко истинен еси, и пути Божию воистинну учиши, и нерадиши ни о ком же: не зриши бо на лице человеком. Рцы убо нам, что Ти ся мнит? достойно ли есть дати кинсон Кесареви, или ни. Разумев же Иисус лукавство их, рече: что Мя искушаете, лицемери. Покажите Ми златницу кинсонную. Они же принесоша Ему пенязь. И глагола им: чий образ сей и написание? И глаголаша Ему: Кесарев. Тогда глагола им: воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови. И слышавше дивишася: и оставльше Его отыдоша».

По окончании чтения Евангелия, Его Императорское Величество повелевает со стоящего на троне с Императорскими регалиями стола возложить на себя порфиру, которую архиереи и подносят Его Величеству на подушках. При возложении оной, первенствующий архиерей произносит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Его Императорское Величество преклоняет главу, и первенствующий архиерей, осеня верх главы крестным знамением, возлагает крестообразно руки на оную и читает во всеуслышание следующую молитву:

«Господи Боже наш, Царю царствующих и Господь господствующих, иже чрез Самуила пророка избравый раба Твоего Давида, и помазавый его во царя над людом Твоим Израилем: Сам и ныне услыши моление нас недостойных, и призри от святаго жилища Твоего, и Вернаго Раба Твоего Великаго Государя, Его же благоволил еси поставити Императора над языком Твоим, притяжанным честною Кровию Единороднаго Твоего Сына, помазати удостой елеом радования, одей Его силою с высоты, наложи на главу Его венец от камене честнаго, и даруй Ему долготу дней, даждь в десницу Его скипетр спасения, посади Его на престоле правды, огради Его всеоружием Святаго Твоего Духа, укрепи Его мышцу, смири пред Ним вся варварские языки, хотящие брани, всей в сердце Его страх Твой, и к послушным сострадание, соблюди Его в непорочней вере, покажи Его известнаго хранителя святыя Твоея кафолическия Церкви догматов, да судит люди Твоя в правде, и нищия Твои в суде, спасет сыны убогих, и наследник будет небеснаго Твоего Царствия. Яко Твоя держава, и Твое есть Царство и сила во веки веков».

«Аминь!» поет лик. «Мир всем», произносит архиерей. «И духови твоему», ответствует лик. Протодиакон возглашает: «Главы ваша Господеви приклоните». «Тебе Господи» поет лик. Архиерей читает вторую молитву:

«Тебе единому Царю человеков, подклони выю с нами, Благочестивейший Государь, Ему же земное царство от Тебе вверено: и молимся Тебе, Владыко всех, сохрани Его под кровом Твоим, укрепи Его царство, благоугодная Тебе деяти всегда Его удостой, возсияй во днех Его правду, и множество мира, да в тихости Его кроткое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности. Ты бо еси Царь мира, и Спас душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

По прочтении сей второй молитвы Его Императорское Величество повелевает с того же поставленного с Императорскими регалиями стола подать Императорскую корону, которую подносит на подушке первенствующему архиерею назначенный к тому сановник, а архиерей представляет ее Его Императорскому Величеству.

Его Величество, приняв корону от архиерея с подушки, возлагает ее на главу Свою, причем архиерей говорит молитву: «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа, аминь».

После сего первенствующий архиерей говорит к Его Величеству по книге следующую речь:

«Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Видимое сие и вещественное Главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе Главу Всероссийского народа венчает невидимо Царь славы Христос, благословением Своим благостынным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими».

Потом Его Императорское Величество повелевает подать Себе скипетр и державу. Первенствующий архиерей, подав Его Величеству в десную руку скипетр, а в левую державу, с молитвою: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», произносит по книге следующую речь:

«О Богом Венчанный, и Богом Дарованный, и Богом Преукрашенный, Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ даннаго Тебе от Вышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякаго желаемаго им благополучия».

Посем Его Императорское Величество на Императорском Своем престоле сесть соизволит.

Потом, положив регалии на подушки, призывает Ея Величество Императрицу и, сняв с Себя корону, прикасался оною к главе Ее Величества и после паки на Себя возлагает. Засим подносится меньшая корона, которую Его Величество возлагает на главу Государыне Императрице. Четыре статс-дамы оную оправляют. Потом подносятся Его Величеству для возложения на Ея Величество порфира и цепь ордена святаго Апостола Андрея.

По возложении каждой из сих регалий те же статс-дамы оные оправляют. Государыня Императрица возвращается на Свой престол. Государь Император вновь восприемлет скипетр и державу.

Потом протодиакон возглашает полный Его Императорского Величества титул* с многолетствием так:

«Благоверному, и Благочестивому, и Христолюбивому, Самодержавнейшему Великому Государю нашему, Богом Венчанному, Превознесенному и Самодержцу Всероссийскому: Московскому, Киевскому, Владимирскому, Новгородскому, Царю Казанскому, Царю Астраханскому, Царю Польскому, Царю Сибирскому, Царю Херсониса Таврического, Царю Грузинскому, Государю Псковскому и Великому Князю Смоленскому, Литовскому, Волынскому, Польскому и Финляндскому, Князю Эстляндскому, Лифляндскому, Курляндскому и Семигальскому, Самогитскому, Корельскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и иных; Государю и Великому Князю Новгорода Низовские земли, Черниговскому, Рязанскому, Полоцкому, Ростовскому, Ярославскому, Белоезерскому, Угорскому, Обдорскому, Кондийскому, Витебскому, Мстиславскому и всея Северныя страны Повелителю, и Государю Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския, Черкасских и Горских Князей, и иных Наследному Государю и Обладателю, Государю Туркестанскому; Наследнику Норвежскому, Герцогу Шлезвиг-Гольстинскому, Стормарнскому, Дитмарсенскому и Ольденбургскому, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение, на враги же победу и одоление, и сохрани Его на многая лета».

И певчие поют на оба лика по трижды: «Многая лета». Так же и Ея Императорскому Величеству.

И в то время бывает звон во все колокола, и из поставленных в Кремле пушек 101 выстрел. Между пением многолетия, как духовные, так и мирские особы от своих мест троекратным поклонением Их Императорские Величества поздравляют.

По пропетии многолетия и перестании звона и пальбы, Государь Император, возстав с престола и отдав скипетр и державу предстоящим, преклоняет колена и произносит по книге следующую к Богу молитву:

«Господи Боже отцев, и Царю царствующих, сотворивый вся словом Твоим, и премудростию Твоею устроивый человека, да управляет мир в преподобии и правде! Ты избрал Мя еси Царя и Судию людем Твоим. Исповедую неизследимое Твое о Мне смотрение, и благодаря Величеству Твоему покланяюся. Ты же, Владыко и Господи Мой, настави Мя в деле, на неже послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем. Да будет со Мною приседящая Престолу Твоему премудрость. Посли ю с небес Святых Твоих, да разумею что есть угодно пред очима Твоима и что есть право в заповедех Твоих. Буди сердце Мое в руку Твоею еже вся устроити к пользе врученных Мне людей и к славе Твоей, яко да и в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово: милостию и щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков, аминь».

«Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся», возглашает протодиакон, по прочтении Его Величеством молитвы. И все предстоящие, кроме Его Величества, преклоняют колена, а архиерей, стоя также на коленах, читает от лица всего народа следующую молитву:

«Боже Великий и Дивный, неисповедимою благостию и богатым Промыслом управляя всяческая. Егоже премудрыми, но неиспытанными судьбами, разнообразные пределы жизнь и сожительство человеческое приемлет, благодарне исповедуем: яко не по беззаконием нашим сотворил еси нам, ниже по грехом нашим воздал еси нам. Согрешихом, Господи, и беззаконовахом, и крайняго Твоего отвращения достойны сотворихомся. Ты же, о Неисчетная Благостыня, Милостивый, Долготерпеливый, и каяйся о злобах человеческих Владыко, наказав нас кратким бывшия печали посещением, се изобильно исполняеши веселия и радости сердца наша, оправдав над нами царствовати Возлюбленнаго Тобою Раба Твоего, Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Нашего Императора всея России: умудри убо и настави Его непоползновенно проходити великое сие к Тебе служение, даруй Ему разум и премудрость, во еже судити людем Твоим в правду, и Твое сие достояние в тишине и без печали сохранити. Покажи Его врагом победительна, злодеем страшна, добрым милостива и благонадежна; согрей сердце Его к призрению нищих, ко приятию странных, к заступлению нападствуемых. Подчиненные же Ему правительства управляя на путь истины и правды, и от лицеприятия и мздоимства отражая, и вся от Тебе державе Его врученные люди в нелицемерной содержа верности, сотвори Его Отца о чадех веселящагося, и да удивиши милости Твоя на нас. Умножи дни живота Его в нерушимом здравии и непременяемом благополучии. Даруй же во дни Его и всем нам мир, безмолвие и благоспешество, благорастворение воздуха, земли плодоносия, и вся к временней и вечней жизни потребная. О премилосердый Господи наш, Боже щедрот и Отче всякия утехи, не отврати лица Твоего от нас, и не посрами нас от чаяния на него, уповающе на Тя, молимся Тебе и молящеся на щедроты Твоя уповаем: Ты бо един веси еже требуем, и прежде прошения подаеши, и дарования утверждаеши, и всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть сходяй от Тебе, Отца светов. Тебе слава и держава со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы архиерей говорит Его Величеству приветственную речь. По окончании ее возглашает: «Слава Тебе, Благодетелю нашему, во веки веков».

Певчие поют: «Тебе Бога хвалим». Происходит колокольный звон, и начинается Божественная литургия.

При начатии литургии Его Императорское Величество корону снимает с главы, отдавая несшим оную, а по окончании литургии опять возлагает на Себя. По прочтении на литургии Евангелия, оное подносится к Их Величествам для целования.

Когда начнут петь каноник, тогда от трона до Царских врат для шествия Его Императорского Величества к Святому Миропомазанию и Причащению Святых Тайн постилается бархат, а близ самых Царских врат до Престола церковного поверх бархата золотая парча.

После пения каноника и по Причащении внутри алтаря священнослужащих, Царские врата отворяются, и из алтаря посылаются два архиерея с последующими им по обе стороны протодиаконами, возвестить Его Императорскому Величеству время Царского Миропомазания следующим образом:

«Благочестивейший Великий Государь Наш Император и Самодержец Всероссийский, Вашего Императорского Величества Миропомазания и Святых Божественных Таин приобщения приближися время: того ради да благоволит Ваше Императорское Величество шествовать сея Великия Соборныя Церкве к Царским вратам».

Его Императорское Величество изволит, передав сановнику шпагу Свою и сошед с трона, шествовать в порфире прямо к Царским вратам. Во след за Ним шествует Ея Величество Государыня Императрица. Его Императорское Величество, став у тех врат на златой постланной парче, изволит отдать регалии несшим оные. А первенствующий архиерей, взяв драгоценный сосуд, для сего великого дела нарочно устроенный, и омочив уготованный к тому драгоценный же сучец во Святое Миро, помазует Его Величество на челе, на очах, на ноздрях, на устах, на ушесах, на персях и по обою сторону на руках, глаголя: «Печать дара Духа Святаго». А другой архиерей места помазанныя чистою хлопчатою бумагою отирает.

По совершении Миропомазания бывает колокольный звон и 101 выстрел из пушек.

Посем на ту же златую парчу становится Ея Величество Государыня Императрица, а первенствующий архиерей, омочив тот же драгоценный сучец во Святое Миро, помазует Ея Величество только на челе, произнося те же слова: «Печать дара Духа Святаго». Другой архиерей отирает место помазания.

Потом Его Величество архиерейской рукою вводится внутрь алтаря и, стоя пред Святою трапезою на златой парче и сделав поклонение, приемлет от перваго архиерея Святых Тайн Тела и Крови Господни Причастие, по чину Царскому, то есть, как причащаются священнослужители: особо Тела и особо Крове Христовы. Другой архиерей подносит Его Величеству антидор и теплоту, а третий служит омовению уст и рук.

По причастии же Святых Тайн Его Императорское Величество, вышед из алтаря, отходит к иконе Спасителя. Тогда Ея Величество приступает к Царским вратам и принимает Святое Причастие обыкновенным порядком, причем архиереи в поднесении антидора, теплоты и умовении уст и рук Ея Величеству служат.

По сем Их Величества шествуют к трону и восседают на престолах.

При отпусте литургии от архиерея со Крестом, протодиакон возглашает многолетие. Певчие поют: «Многая лета».

По окончании чего приносят Их Императорским Величествам всеподданнейшее поздравление с благополучным совершением коронации как духовныя, так и светския особы.

Потом Их Величества шествуют по устроенным помостам прежним порядком в Архангельский собор. Во время шествия производится 101 выстрел из пушек и происходит большой звон во все колокола в соборах и во всех монастырских и приходских церквах.

В Архангельском соборе Их Величества изволят прикладываться к святым иконам и мощам, потом поклоняются гробам Предков Своих.

В сие время протодиакон провозглашает многолетие. Певчие поют: «Многая лета» трижды.

Из Архангельского собора Их Величества шествуют тем же порядком в собор Благовещенский.

В продолжении шествия Государь Император изволит быть в короне и порфире, со скипетром и державой в руках. Прикладываясь к святым иконам, отдает регалии особам, несшим оныя.

Из Благовещенскаго собора Их Императорские Величества шествуют к Красному крыльцу, а оттуда во внутренние покои.

Духовные ожидают вшествия Их Величеств в Грановитой палате.

*) Титул приводим согласно последнему тексту, Высочайше утвержденному 3 ноября 1882 года.

Литература:

Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей;

Покровский Н. В. Чин коронования государей в его истории. СПб., 1883;

Дьяконов. Власть московских государей, 1889;

Печатные описания коронований отдельных государей;

Полное собрание законов и Коронационный сборник, изданный Министерством двора под редакцией В. С. Кривенка. В 2 т. СПб., 1899.

Понедельник, 14 Мая 2012 г. 07:56 + в цитатник

14 мая (26 мая) 1896 г. состоялась коронация Николая Второго и Александры Фёдоровны. Церемония запомнилась своей пышностью, сравнимой с современными инагурациями Президента России и страшной трагедией на Ходынском поле. Также церемония коронации вошла в историю как первая запечатлённая на киноплёнке. Изобретатели кино братья Люмьер прислали в Россию представителей своей фирмы для съёмок. Никто не мог представить, что это будет последняя коронация российских венценосцев.

Но именно Ходынка станет самым первым гвоздём в гробу Российской империи.

Несмотря на то что столицей в те времена был Петроград, по древней традиции Романовы приезжали короноваться в Первопрестольную. 26 мая (14 мая по старому стилю) 1896 г. в Москве начались коронационные торжества и состоялась коронация в Успенском соборе Московского Кремля императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Последняя коронация последнего императора в истории России...

Взойдя на трон в 1894 году, Николай II Александрович Романов отложил свою коронацию на полтора года. На май 1896 года, когда заканчивался двенадцатимесячный траур по неожиданно скончавшемуся 49-девятилетнему императору Александру III, была назначена коронация нового императора.

Все те полтора года, которые отделяли вступление Николая II на престол от коронации, в Москве шли праздничные приготовления к этой церемонии. Устроителями был тщательно разработан план торжеств и увеселений, на которые казна выделила около 100 млн. рублей. Руководили подготовкой обер-полицеймейстер Москвы Власовский и градоначальник Москвы великий князь Сергей Александрович. Коронационные праздники должны были длится две недели; их программа включала банкеты, балы, концерты, приемы.

Все священнодействия коронования совершал первенствующий член святейшего правительствующего синода митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев). Присутствие синода на время священной коронации было перенесено в Москву. Затем последовала литургия, в совершении которой означенному митрополиту сослужили митрополит Киевский Иоанникий (Руднев) и Московский Сергий (Ляпидевский).

В конце литургии было совершено помазание Императора и Императрицы святым миром и затем причащение Святых Таин. Государь приобщался в алтаре, у Трапезы по царскому чину (отдельно Тела и Крови). В служении литургии, среди прочих, принимал участие протоиерей Иоанн Сергиев.

«Объявление» о священном короновании императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны, имеющем состояться 14 мая 1896 г.

6 мая, в день своего рождения, за несколько дней до Священного коронования, как положено по обряду, Николай с супругой прибыли в Москву. На три дня, предшествующих торжественному въезду в столицу, они остановились в Петровском дворце, откуда 9 мая пышное церемониальное шествие должно было двинуться в Кремль.

Все дни с 6 мая по 26 мая 1896 года были объявлены Коронационным периодом. 25 мая праздновался день рождения императрицы Александры Фёдоровны. 26 мая был издан Высочайший Манифест, изъявлявший признательность монарха жителям Москвы.


"Росписанiе торжествъ и празднествъ предстоящаго Святаго Коронованiя"

7 мая императорская чета в Петровском дворце принимала в торжественной аудиенции его светлость Эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахад-Хана с сыном-наследником, а также его высокостепенство Хана Хивинского Сеид-Могамет-Рахим-Богадур-Хана.

8 мая на Смоленский вокзал прибыла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, которую встречала императорская чета при огромном стечении народа. Вечером того же дня пред Петровским дворцом была устроена в Высочайшем присутствии серенада, исполненная 1 200 человек, среди которых были хоры Императорской русской оперы, ученики консерватории, члены русского хорового общества и другие.



Приглашение на коронацию

9 мая состоялся торжественный въезд: первым ехал полицеймейстер Ефимович со взводом жандармов, следом императорский конвой, вереница карет с сановниками, за которыми следовали кавалергарды, императорский личный конвой, сотня лейб-казачьего Его Величества полка по шести в ряд и так далее.


Торжественный въезд в Москву

Торжественное шествие на коронацию открыл эскадрон конной гвардии, за ним на конях следовали казаки-гвардейцы и далее в каретах катила московская знать.


Въезд процессии во главе с Николаем II на Тверскую через Триумфальные ворота

Царь ехал один. Замыкали шествие открытые кареты, в которых находились особы царствующего дома и иностранные гости. По словам "Нового времени" на коронации присутствовали: одна королева, три великих герцога, два владетельных князя, двенадцать наследных принцев, шестнадцать принцев и принцесс... Все направлялись по Мясницкой улице в Кремль.


Николай подъезжает к Иверским воротам - так выглядела нынешняя Манежная плошадь и начало Тверской


Спешились; царские особы всегда посещали Иверскую часовню


Через Иверские ворота Николай едет на Красную площадь


Царский кортеж торжественно проезжает мимо Минина/Пожарского и свежепостроенного ГУМа (Верхних торговых рядов)


Войска поджидают Николая II на Красной полощади возле Лобного места


Большой театр


Праздничное убранство Лубянской площади (в центре фонтан)


Проезд кареты Александры Федоровны по Красной площади


Въезд процессии через Спасские ворота в Кремль


Почетный караул в ожидании их Величеств около Царь-колокола у подножия Ивана Великого


Народ в ожидании церемонии и выхода к народу Императора на территории Кремля

Коронационный церемониал Николая II в основных деталях повторял установившуюся к этому времени традицию, хотя каждый император был вправе внести в ритуал некоторые изменения.


Серов В.А. Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе


Маковский К.Е. Портрет императрицы Александры Федоровны

Так, например, его дед и два венценосных прадеда — Александр I и Николай I при совершении обряда не надевали "далматик" - древнюю одежду византийских императоров, напоминавшую покроем архиерейский саккос.

Николай II во время собственной коронации предстал глазам зрителей не в мундире полковника, а в величественной горностаевой мантии.


Возложение короны на Александру Федоровну


Караульный на страже царских реагалий в Большом Кремлёвском дворце

Андреевский (Тронный) зал






Торжество коронования свершилось в 10 часов 30 минут. Службу проводил митрополит Петербургский Палладий при участии Киевского и Московского митрополитов.


Выход царской четы из Успенского Собора после коронации



Шествие под балдахином

На церемонии присутствовало множество архиереев, а также представители высшего греческого духовенства. Громким отчетливым голосом государь император произнес символ веры, после чего возложил на себя большую, а на государыню императрицу Александру Федоровну малую корону; затем был зачитан полный императорский титул, прогремел салют и начались поздравления. Ставший на колени и произнесший соответствующую молитву император был миропомазан и причащен.


Бесподобный интерьер Успенского собора, где проходила церемония "священнаго коронованiя"


Кремль и Московрецкий мост украсились по случаю праздника


Воскресенская площадь (пл. Революции) у знаменитого фонтана Витали


Кортеж участников торжеств проезжает по Страстной (Пушкинской) площади

В программу торжеств по поводу коронации Николая II входило народное гулянье на Ходынском поле в Москве - там сооружались карусели, устанавливались палаточные ларьки; москвичам были обещаны многочисленные зрелища, развлечения, пиво и мед.


Напротив Страстного монастыря - деревянный павильон Московского земства


Резной павильон на Тверской-Ямской - работа архитектора Фёдора Шехтеля

Задолго до коронации было также обнародовано, что на Ходынке будут всем раздавать подарки. Власть действительно заготовила 400 тысяч узелков с царским набором — сайка, фунт колбасы, фунт конфет и пряников, а ко всему — золоченая кружка с царским вензелем.


Москвичи и жители окрестностей на Красной площади в дни коронационных торжеств

Тысячи москвичей и жителей подмосковных сел собрались на празднество. Однако место для гулянья было выбрано неудачное: глубокие овраги, заброшенные колодцы могли привести к катастрофе. И она разразилась!

Москвичи и "гости столицы" напротив Петровского путевого дворца, где по приезде из Питера останавливались Романовы


Сбор иностранных делегаций на Ходынском поле у Петровского дворца


Триумфальные ворота на Тверской, через которые царь въезжал в Москву, и колонны-обелиски с текстом "Боже, царя храни" и "Слава во веки вековъ"

В 5 часов утра 18 мая на Ходынском поле в общей сложности насчитывалось не менее 500 тысяч человек. Когда по толпе прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих», и потому на всех подарков не хватит, народ ринулся к временным деревянным строениям. 1800 полицейских, специально отряженных для соблюдения порядка во время празднеств, не смогли сдержать натиск толпы. Подкрепление прибыло лишь к следующему утру.

17 и 18 мая 1896 года во время народных гуляний, посвященных коронации Николая II, в Москве погибло — по разным подсчетам — от полутора тысяч (по официальным данным) до шести тысяч жителей Москвы и Московской губернии (по данным кладбищенских записей). Примерно столько же изувеченных.

О случившемся доложили великому князю Сергею Александровичу и императору Николаю II. Место катастрофы было убрано и очищено от всех следов разыгравшейся драмы, программа празднования продолжалась. На Ходынском поле оркестр под управлением дирижёра Сафронова играл концерт, к 14 часам прибыл император Николай II, встреченный громовым «ура» и пением Народного гимна.



Празднества по случаю коронации продолжились вечером в Кремлёвском дворце, а затем балом на приёме у французского посла.

Программа хора

Многие ожидали, что если бал не будет отменён, то, по крайней мере, состоится без государя. По словам Сергея Александровича, хотя Николаю II и советовали не приезжать на бал, однако царь высказался, что хотя Ходынская катастрофа — это величайшее несчастье, однако не должно омрачать праздника коронации. Николай II открыл бал с графиней Монтебелло (женой посланника), а Александра Фёдоровна танцевала с графом.

Погибших хоронили рядом, на Ваганьковском кладбище. Трагедия была ужасной. И хотя император пожертвовал семьям погибших деньги, приказал разослать в больницы вино, сам посещал лазареты, присутствовал на панихиде по погибшим, его репутация была подорвана. В народе Николай II получил прозвище "Кровавый".




Невиданная иллюминация

Коронацию 1896 года описал в своих мемуарах очевидец, бывший гвардейский офицер Б.А. Энгельгардт:

"...День выдался на славу, на небе ни облачка, яркое солнце играло на золотых куполах церквей, на ярком убранстве улиц, на блестящих мундирах войск и придворных... Когда царь появился на крыльце Петровского дворца, грянул первый сигнальный пушечный выстрел и головная часть процессии тронулась в путь.

Впереди двигалась длинная колонна конных частей. Возглавлял её московский полицмейстер со взводом жандармов. На некотором расстоянии за ними шли императорский конвой, сотни кубанцев и терцев, в красных черкесках, все - молодец к молодцу на подбор, на прекрасных лошадях. Дальше шли лейб-казаки в красных мундирах и лейб-атаманцы - в синих, с длинными пиками в руках. А за этими войсковыми частями двигались представители киргизов, калмыков, узбеков, бухарцев, хивинцев, все в красочных национальных костюмах, на богато убранных конях. Дальше ехали депутаты казачьих войск...


Пышная колоннада в Охотном ряду, перед ещё не перестроенным зданием Благородного собрания ("Дом союзов")

Конную колонну сменила пешая - длинный поток придворных служащих: скороходы со страусовыми перьями на причудливых головных уборах, придворные лакеи в треуголках, все в расшитых золотом камзолах, придворные музыканты и, наконец, чины царской охоты - в кафтанах с кинжалом на поясе. За ними в парадной коляске ехал верховный церемониймейстер... князь Долгорукий... Николаю II подвели белую лошадь, по традиции кованную на серебряные подковы. Он сел в седло, и тогда раздался второй выстрел. В момент выезда царя из ворот дворца - прозвучал третий, и на него общим звоном ответили колокола всех московских церквей. И в тот же миг со звоном колоколов слилось "ура" многотысячной толпы...


Скверик на Каланчёвке у Красных ворот, в котором сейчас памятник Лермонтову; справа - Запасный дворец (теперь РЖД)

Красная площадь была заполнена волостными старшинами, войтами и старостами, с медалями на груди на шее. От площади по направлению к Кремлевским воротам тянулись ряды "преображенцев". Вдоль красных помостов стояли кавалергарды и конногвардейцы в красных супервестах... Кроме многочисленных депутаций от сословий, народностей и племен необъятной Российской империи, на коронации присутствовали представители монархов и глав государств со всех концов земного шара... В тот же день имел место традиционный обед в Грановитой палате. Церемония обеда началась с подношения царю золотой медали, выбитой в память коронации..."



Загрузка...
Top