Час мужества.

Интервью с участником Великой Отечественной войны Георгиевичем Разумовским о военной поэзии

      Грянул год, пришел черед,
      Нынче мы в ответе
      За Россию, за народ
      И за все на свете...

А. Твардовский

В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло почти полвека?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Предлагаем вам интервью московских школьников Маши Ш. и Димы Л. с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне - Юрием Георгиевичем Разумовским.

М. Ш. 1 Какое стихотворение о войне Вы более всего любите?

Ю. Г. На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Дело в том, что многие стихи мне по-разному дороги и любимы. Да к тому же поэзия обладает очень интересным свойством: одни и те же стихи по-разному воспринимаются в разное время. У Юлии Друниной, которая прошла фронт в самом тяжком роде войск - в пехоте, есть стихи о ее погибшей подруге. Стихи эти простые, но у меня проступили слезы, когда я читал их в первый раз.

Есть одно военное стихотворение необычайной судьбы. Я имею в виду «Жди меня» Константина Симонова. Немудреные, казалось бы, строчки в один день узнала вся страна. Они потрясли всех:

      Жди меня, и я вернусь
      Всем смертям назло.
      Кто не ждал меня, тот пусть
      Скажет - повезло...

Это был крик души, но не одного поэта, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали и с ними шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами. В то время все было общим - страдание и горе, надежды и радости, вера в победу и недоумение, что враг так быстро продвигается в глубь нашей страны. В первых рядах бойцов была и поэзия. Вслушайтесь в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой «Мужество»:

      Мы знаем, что ныне лежит на весах
      И что совершается ныне.
      Час мужества пробил на наших часах,
      И мужество нас не покинет.
      Не страшно под пулями мертвыми лечь,
      Не горько остаться без крова, -

      Великое русское слово.
      Свободным и чистым тебя пронесем,
      И внукам дадим, и от плена спасем
      Навеки!

Это стихотворение я тоже люблю, но кроме него у меня еще много любимых стихов, написанных разными поэтами...

М. Ш. А почему много?

Ю. Г. Потому что каждый поэт - это особый мир, особый взгляд на жизнь. В том числе и на войну. Когда множество не похожих друг на друга поэтов по-разному рассказывают о войне, то получается полная и объемная картина. И еще - всегда интересно увидеть то, чего не знаешь или не разглядел сам.

Д. Л. В те годы больше было поэм или стихотворений, баллад или песен?

Ю. Г. Были стихотворные произведения всевозможных жанров. Все они отражали чувства, настроения народа, бойцов, например: «Связист», «Песня смелых» А. Суркова, стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Сын артиллериста» К. Симонова и «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева, «Машинист» И. Уткина, «Разговор с соседкой» О. Берггольц и «Песня о Днепре» Е. Долматовского, «До свиданья, города и хаты» М. Исаковского, «Баллада о мальчике» И. Сельвинского и поэма П. Антокольского «Сын», стихотворение П. Шубина «Шофер», «Баллада об одиночестве» С. Гудзенко и многие другие. Но, конечно, стихотворения и песни, как наиболее простые жанры, были нашим главным, говоря по-военному, «оперативным оружием».

М. Ш. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. По мнению литературоведов, критиков, его стихотворение «Я убит подо Ржевом» можно считать первым памятником Неизвестному солдату, первым в его честь зажженным вечным огнем. Как вы относитесь к его стихотворениям и поэмам?

Ю. Г. Стихотворения и поэмы Александра Твардовского, безусловно, занимают в поэзии о войне особое место. Поэма «Василий Теркин» - это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки, тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы, несовместимое - кровь и слезы, шутка и смех. И все это написано простым и при этом ярким, образным языком.

М. Ш. Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат. Вспомним, например, стихотворение-песню Евгения Винокурова «Москвичи». Словно видим картину одиноких матерей, не дождавшихся своих сыновей:

      В полях за Вислой сонной
      Лежат в земле сырой
      Сережка с Малой Бронной
      И Витька с Моховой.

      А где-то в людном мире
      Который год подряд,
      Одни в пустой квартире,
      Их матери не спят.

      Свет лампы воспаленной
      Пылает над Москвой
      В окне на Малой Бронной,
      В окне на Моховой.

Вот вы назвали стихотворение Юлии Друниной о погибшей подруге, но есть и другое стихотворение, в котором она пишет, как страшна война:


      Раз наяву и тысячи во сне.
      Кто говорит, что на войне не страшно,
      Тот ничего не знает о войне...

Ю. Г. Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя. Писатель-фронтовик замечает то, что видит не каждый солдат. А это те существенные мелочи, из которых складывается яркая картина времени и событий... Послушайте стихотворение Юрия Белаша «Под пулеметным огнем».

      Из черной щели амбразуры -
      из перекошенного рта -
      по нас,
      по полю,
      по лазури -
      «та-та-та-та!», «та-та-та-та!..».
      А мы лежим и хрипло дышим,
      уткнувшись касками в траву,
      и пули - спинами мы слышим -
      у ног тугую землю рвут.
      И страшно даже шевельнуться
      под этим стелющим огнем...

Я помню наизусть многие его стихи, но просто невозможно прочитать их все. Я только перечислю некоторые из тех, которые мне особенно дороги: «Штыковой бой», «Оглохшая пехота» и многие другие. Если вам попадется его книга «Окопная земля», прочитайте ее, и вы получите более полное представление о войне. И все же во время войны писали не только о сражениях. Солдаты тянулись к душевному теплу, к лирическим исповедальным стихотворениям. Например, очень известным было стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». В нем слышится и сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны. Здесь каждая строчка - картина:

      Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
      Как шли бесконечные, злые дожди,
      Как кринки несли нам усталые женщины,
      Прижав, как детей, от дождя их к груди,

      Как слезы они вытирали украдкою,
      Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» -
      И снова себя называли солдатками,
      Как встарь повелось на великой Руси.

      Слезами измеренный чаще, чем верстами,
      Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
      Деревни, деревни, деревни с погостами,
      Как будто на них вся Россия сошлась...

Такие стихотворения поддерживали не только воинов, но и их родных. Ольга Берггольц в стихотворении «Твой путь» говорит о силе любви, которая сильнее ненависти, войны и смерти...

      Что может враг? Разрушить и убить.
      И только-то?
      А я могу любить,
      а мне не счесть души моей богатства,
      а я затем хочу и буду жить,
      чтоб всю ее как дань 2 людскому братству
      на жертвенник 3 всемирный положить...

Очень скоро стихотворения о любви, полные человечности, душевной теплоты, превращались в песни и еще скорее облетали всю страну.

М. Ш. Какое из ваших стихотворений вы выбрали бы для чтения в школе сегодня?

Ю. Г. Мне хотелось бы прочитать «Балладу о трех шагах», «Балладу о бомбежке» и т. п. Но я прочитаю стихотворение «Я обращаюсь к молодым», потому что оно о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. Я написал его в год 20-летия Победы и обращался к призывникам - ровесникам Победы. Послушайте его.

      Я помню этот тяжкий бой:
      В ту ночь два раненых солдата
      Бежали тайно из санбата
      К себе домой - к передовой.
      Всю ночь гремел железный гром,
      А утром тех солдат убило,
      И рота их похоронила
      На высоте, в песке сыром.
      А вы, в невинной простоте,
      Поете в тишине негромко
      О «безымянной высоте
      У незнакомого поселка».
      Я нюхал тех сражений дым,
      Я видел слева смерть и справа,
      И это все дает мне право -
      Я обращаюсь к молодым:
      - Мальчишки, вам по двадцать лет
      И вы - ровесники Победы,
      Но смысл ее - не в трубной меди,
      Поверьте мне, не в этом. Нет!
      Петь можно и о высоте,
      О том, как падает ракета,
      Но надо быть - на высоте,
      Когда понадобится это...

В этом стихотворении я имел в виду высоту духа, моральную высоту, о которой необходимо помнить всегда, в любом возрасте и в любое время.

Д. Л. Сейчас мы все чаще слышим, что народы не хотят войны.

Ю. Г. Конечно, не хотят. И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувством гнева, но и чувством острого сострадания. Вот почему так часто вспоминается во всех публикациях и стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», и слова другого короткого его стихотворения - как бы призывающего каждого из нас быть готовым к ответу перед собственной совестью:

      Я знаю, никакой моей вины
      В том, что другие не пришли с войны,
      В том, что они - кто старше, кто моложе -
      Остались там, и не о том же речь,
      Что я их мог, но не сумел сберечь, -
      Речь не о том, но все же, все же, все же...

М. Ш. Юрий Георгиевич! Мне кажется, что не случайно молодежь все чаще включает в свои выступления и концерты стихотворения и песни о войне, о памяти и совести, которые проверялись в жестокие годы военных лет. Например, различны стихотворения Анатолия Жигулина и Владимира Высоцкого, но одинаково скорбная нота в них о павших бойцах.

Из стихотворения «Калина» А. Жигулина:

      Окопы старые
      Закрыты пашнями.
      Осколки острые
      авно поржавели.

      Но память полнится
      Друзьями павшими,
      И сны тревожные
      Нас не оставили...

и слова Владимира Высоцкого из стихотворения «Братские могилы»:

      У братских могил нет заплаканных вдов, -
      Сюда ходят люди покрепче.
      На братских могилах не ставят крестов,
      Но разве от этого легче?..

Д. Л. А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время?

Ю. Г. Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне - это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они - почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи. А некоторые из них в полном смысле - ваши ровесники - я имею в виду сыновей полка.

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание силы духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.

1 М. Ш. - Маша Ш.;
Ю. Г. - Юрий Георгиевич;
Д. Л. - Дима Л.

2 Дань - здесь: отдать должное, долг. В старину дань - налог, взимавшийся победителем с побежденного народа.

3 Жертвенник - в старину место, на котором приносились жертвы.

Вопросы и задания

  1. Какая информация в интервью оказалась для вас новой? Попробуйте сами сформулировать вопросы о литературе военных лет, попросив ответить на них ваших родственников, друзей, или найдите ответы в произведениях о войне, или подготовьте целиком интервью с участником Великой Отечественной войны.

    Свои вопросы подтвердите стихотворениями о войне наиболее любимых вами поэтов.

  2. Как вы думаете, чем помогала людям поэзия и проза на фронте и в тылу?

Обогощайте свою речь

  1. Как вы понимаете следующие строки?

      Грянул год, пришел черед,
      Нынче мы в ответе
      За Россию, за народ
      И за все на свете.

      (А. Твардовский)

      И мы сохраним тебя, русская речь,
      Великое русское слово.

      (А. Ахматова)

      Я только раз видала рукопашный.
      Раз наяву и тысячи во сне.

      (Ю.Друнина)

  2. Какая мысль звучит во всех стихотворениях о войне?
  3. Составьте программу вечера, посвященного произведениям о войне, и организуйте его в классе.

Час мужества пробил на наших часах. Анна Ахматова Анна Ахматова, создала в годы войны яркие, публицистические стихотворения, ее поэтическое слово умело быть агитационным. Вражье знамя Растает, как дым, Правда, за нами, И мы победим! Стихотворение “Мужество” с большой силой выразило самый дух того необыкновенного времени, непреклонную убежденность в победе. Стихи похожи на формулу, из которой нельзя изъять ни одного слова – они словно врублены в камень от имени истории и народа. Мы знаем, что нынче лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Слайд 15 из презентации «Писатели в годы войны» . Размер архива с презентацией 6260 КБ.
Скачать презентацию

Военная литература

краткое содержание других презентаций

«Детская литература о войне» - Михаил Сергиенко «Федька Дынин». О. Алексеев «Горячие гильзы». Е. Я. Ильина « Четвёртая высота». Детская литература про войну. Н. Надеждина « Партизанка Лара». Николай Чуковский «Морской охотник». Л. Т. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре». В. Катаев «Сын полка». Наталия Кравцова «Из-за парты - на войну». Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Е. Кошевая «Повесть о сыне».

«Книги о 1812 годе» - Стихотворный талант. Памятники в честь победы в Отечественной войне. Исторический очерк. Вклад в победу русских. На Бородинском поле. Электронный ресурс. Путешествие в страну знаний. Историко-полицейская сага. Пособие для любознательных школьников. Стихотворения. Командиры полков. Издание. Александр Яковлевич Кутузов. Адмирал Ушаков. Рассказы об Отечественной войне. Бородинская битва. Недаром помнит вся Россия.

«Тема гражданской войны в литературе» - Категория героического в литературе о гражданской войне. А.Фадеев. М. Булгаков. Толстой «Война и мир». Подвиг капитана Тушина. Из искры возгорится пламя. «Старуха Изергиль». «Баллада о гвоздях». Рождественский. «Песня о Соколе». Жданов-Луценко.

«Писатели в годы войны» - Александр Твардовский. Час мужества пробил на наших часах. Талант. Муса Джалиль. Солдатский поэт. Писатели в Совинформбюро. Печатные СМИ в годы войны. Быстро мчится время. Русский солдат. Константин Симонов. Несколько страниц. Ни шагу назад. Быков Василь. Рада мама, счастлив папа. Смех на войне. Куда ж теперь идти солдату. Страшная война. Хронология значительных произведений. Я пишу не для войны, а для мира.

«Лёня Голиков» - Фашистские солдаты. Весна. Памятник Лёне Голикову. Воскресенье. Свет костра. Фашисты заняли Лукино. Ребята. Партизаны. Великий Новгород. Немецкий генерал-майор. Дробь пулемёта. Жители деревни. Мемориальный знак. Сознание. Краеведы. Леня Голиков. Деревня Лукино. Пионер-герой.

Анна Ахматова
Мужество (1942)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Анализ стихотворения Мужество:
Это стихотворение написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде. Ее стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Название стихотворения отражает призыв Автора к гражданам. Они должны быть мужественными в защите своего государства. Анна Ахматова пишет: "Мы знаем, что ныне лежит на весах". На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война. На часах пробил час мужества - люди СССР бросили орудия труда и взяли оружие. Далее автор пишет об идеологии, которая действительно существовала: люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его. Все стихотворение звучит, как клятва. В этом помогает торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный. Знаки препинания очень скромны: используются лишь запятые и точки. Только в конце появляется восклицательный знак. Тропы используются также редко. Ключевыми являются лишь точные Ахматовские эпитеты: "свободное и чистое русское слово". Это значит, что России должна остаться свободной. Ведь что за радость сохранить русский язык, но попасть в зависимость от Германии. Но он нужен и чистый - без иноязычных слов. Войну можно выиграть, но потерять свою речь. К сожалению, сейчас мы теряем русский язык - он превращается в язык информативный, куда вливаются иностранные слова, где появляется целый стиль, пропагандирующий неправильное написание. И что в результате? Война выиграна, но русский язык утрачивается.

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне и с поэтами, писавшими о ВОВ;

Научить их выразительному чтению;

Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: экран, проектор, магнитофон, картины о Великой Отечественной войне. На протяжении всего урока с первого его момента демонстрируется презентация (см. в отдельном файле Презентация)

Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Ход урока

Организационный момент, запись темы урока. (Слайды 1, 2, 3). Презентация

Вступительное слово учителя. На фоне песни “Священная война”. (Слайд 4)

О Война! Мы навеки
Злые силы отрубим тебе.
Будь же мир в человеке!
Земля! Обратись в колыбель.

Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – страшную цену победы. Первые послевоенные сообщение об итогах войны было таким: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет в оборот иная цифра: 20 миллионов. А вот совсем недавно официально уже названо 27 миллионов! А сколько искалеченных судеб, сколько изломанных жизней, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение Отечества. Тема войны интересовала поэтов и писателей с самого первого дня и по сегодняшний день. Давайте вспомним некоторые из них. Какие произведения о войне вы можете сейчас назвать?

Ответы учащихся.

Вопрос. В самом начале появились поэтические произведения. А почему? Как вы думаете?

В стихотворения лучше можно выразить мысль, чувства.

Легче воспринимаются.

Они эмоциональны.

Учитель. Только что прозвучала песня. Вы узнали ее? Как она называется? Кто ее автор? Это песня Лебедева-Кумача “Священная война”.

А сейчас я хочу, чтобы вы вслушались в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой “Мужество”. Строки из него мы сделали эпиграфом нашего урока. (Слайд 5)

Чтение стихотворения “Мужество” наизусть.

Имя следующего поэта вам знакомо. Это Константин Симонов. (Слайд 6)

Среди многих записей стихотворения "Жди меня" эта запись выделяется особо: она сделана Симоновым в Берлинской радиостудии 7 мая 1945 года, за два дня до победы. Как писал позднее известный исследователь звучащей литературы Лев Алексеевич Шилов, "именно эта фонограмма при всем ее техническом несовершенстве как-то особенно действует на слушателя - той достоверностью чувств, которые слышны в этом немного усталом голосе". Сохранил старую пленку знаменитый ленинградский радиожурналист Лазарь Ефимович Маграчев, присутствовавший тогда в студии.

Звучит стихотворение “Жди меня” в исполнении автора.

В год 20-летия победы участник Великой Отечественной войны, поэт Юрий Георгиевич Разумовский написал стихотворение о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. И стихотворение это называется “Я обращаюсь к молодым”. (Слайд 7)

Чтение стихотворения. Звучит песня “На безымянной высоте”.

Я обращаюсь к молодым.
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой - к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О "безымянной высоте
У незнакомого поселка".
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право -
Я обращаюсь к молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет,
И вы - ровесники Победы,
Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть - на высоте,
Когда понадобиться это..

Вопрос: О какой высоте говорит здесь автор?

Высота духа, моральная высота, о которой нужно помнить нам всегда.

Учитель. Война закончилась, оставив на поле битвы миллионы погибших. Некоторые из них так и остались неизвестными. Но они живут в наших сердцах. Об этом не помнить нельзя.

Чувство неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувство благодарности можно увидеть в стихотворении А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины”. Послушайте его. (Слайд 8)

- Чтение стихотворения. Слово об авторе.

Александр Трифонович Твардовский - первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими. Той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением, и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества... “Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мертвому - как?”.

До конца дней Александр Трифонович пронес чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны. Он писал:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А.Твардовского. Судьбы народа, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерный трудовой подвиг, государство и личность, общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем. В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

Вопрос. А какое значение стихов о войне в наше мирное время?

Ответ. Стихи о войне – школа мужества.

Учитель. А как жил наш город во времена Вов? (Выступление Рябининой Тани). (Слайд 9)

Учитель. О нашем земляке, писателе Сергее Афоньшине расскажет Акулина Настя. (Слайды 10-12)

Учитель. О своих родственниках расскажут Самарина Алёна и Коршунова Катя. (Слайды 13-22)

Слово учителя. На фоне песни “День Победы”. (Слайд 23)

Дня победы все ждали с нетерпением. Спустя 4 года войны он наступил. Это был без сомнения самый радостный день, но и в этот день люди помнили о тех, кто остался на поле битвы, о всех бедах, горестях, которые принесла война.

Слово учителя. Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.

И когда наступает опять долгожданный май, когда каждая травинка и любая пташка поёт гимн всепобеждающей жизни, мы встречаем праздник Победы “со слезами на глазах” и приносим на могилы павших букеты цветов.

И так будет всегда, пока будут биться сердца тех, для кого слова “Родина” и “Память” священны.

3вучит песня “День Победы”.

Д/з. (Слайд 24)

1) Стихотворение наизусть (по выбору учащихся).

2) Сочинение-рассуждение “Что такое мужество?”.

3) Инд. задание: сообщение о поэтах-земляках.

Приложение 1

Список используемой литературы (Слайд 25)

  • Avtorskimgolosom.ru
  • saint.mp3
  • Den_pobedy.mp3
  • Материалы газеты “Семёновский вестник”
  • С. Афоньшин “Заволжские родники”
  • festival.1september.ru
  • Стихи русских поэтов о Вов
  • in_height.mp3

Приложение 2

А это одна из творческих работ ученика 7 класса Вороновича Даниила.
Эссе “Памяти павших будем достойны…”

Война… Какое страшное слово… А что я про это знаю? 66 лет прошло с того Великого Дня Победы. А мне всего 13. Достойны ли мы, тинэйджеры XXI века своих дедов, а вернее прадедов?

Воин Степан (дед моего отца) погиб в первые дни войны. Воин Стефан (дед моей мамы) мобилизован летом 1941 года, пропал без вести… Воин Болислав (другой дед моего отца) – командир партизанского отряда в Белоруссии – расстрелян фашистами… Как немного я знаю о них. Но ведь именно они вели к Победе нашу страну. Да, не довелось им услышать долгожданного ликования, но услышали другие и донесли до нас имена тех, кто не дошёл.

65 лет мира, спокойствия, счастья. Но какой ценой? Мне сейчас, наверное, не понять, что значит провожать отца на фронт в 7 лет, как мой дед Евгений (по материнской линии) провожал и не думал, что видит батьку в последний раз. Что значит остаться в доме с сёстрами и братом и везти всё домашнее хозяйство на себе: запасти дров, ухаживать за скотиной, выращивать огород. Ведь мамка, как и все женщины деревни, – в поле (всё для фронта, всё для Победы!). Что должны чувствовать люди, когда в их хату приходят солдаты, говорящие на непонятном языке? А ведь было и такое с моим дедом Анатолием (по линии отца), которому было всего 2 года, когда Белорусская ССР была оккупирована фашистами, а его сестрёнке Лёде было несколько месяцев. Как давно это было, но ведь было! И я не вправе забывать об этом, если хочу быть достойным внуком своих дедов, ели ношу их фамилию.

Скоро 9 Мая. День Победы. Праздник, со слезами на глазах. Что можем мы сделать для тех, кто остался в живых, чем можем помочь? Подарить цветы? Выразить благодарность? Расколоть дрова? Да, это в наших силах. Но что мы можем сделать для тех, кто не дожил? Придти к памятнику Неизвестного солдата? Помолиться об упокоении? Возложить цветы? Да. Но главное – сделать всё для того, чтобы помнили, чтобы не забывали ни на минуту, какой ценой завоёвано наше настоящее и будущее! Помнить для того, чтобы никогда не повторить.

66 лет… Как давно и как совсем недавно это было. Но я-то помню, я не вправе забывать, потому что и во мне течёт кровь тех, чьей ценой завоёвана Победа!

Воин Степан, воин Стефан, воин Болислав… Слышите ли вы меня? Я о вас знаю, я вас помню, я вам говорю cпасибо за моих дедов, за моих родителей, за свою жизнь. Вечная вам память! Вечная память всем, кто ковал это прекрасное слово победа !



Загрузка...
Top