Черно белый вариант карт проппа. Сочинение сказок по картам проппа

Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» «расчленил» народные сказки на функции. «Сказка, — отмечает В. Я. Пропп, — нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам. Это дает нам возможность изучать сказку по функциям действующих лиц. Под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его зависимости от хода действия».
Проанализировав структуру сказок, В. Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:
. постоянными, устойчивыми элементами сказки яв-ляются функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются;
. число функций, известных волшебной сказке, ограничено;
. последовательность функций всегда одинакова. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна, с учетом того, что внутри они варьируются и видоизменяются:
1) отлучка кого-либо из членов семьи;
2) запрет, обращенный к герою;
3) нарушение запрета;
4) выведывание;
5) выдача;
6) подвох;
7) невольное пособничество;
8) вредительство (или недостача);
9) посредничество;
10) начинающееся противодействие;
11) отъезд героя из дома;
12) испытание героя дарителем;
13) реакция героя на действия будущего дарителя;
14) получение волшебного средства;
15) перемещение героя к месту нахождения предмета поисков;
16) вступление героя и антагониста в борьбу;
17) получение героем метки, отметины;
18) поражение антагониста;
19) ликвидация беды или недостачи;
20) возвращение героя;
21) преследование героя;
22) избавление героя от преследования;
23) прибытие неузнанного героя в родной дом или в другую страну;
24) необоснованные притязания ложного героя;
25) трудная задача для героя;
26) решение задачи;
27) идентификация героя;
28) изобличение ложного героя или антагониста;
29) получение героем нового облика;
30) наказание врага;
31) вступление героя в брак.
«Разумеется, не во всех сказках наличествуют все эти функциональные элементы; строгая последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, до-бавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу развития действия. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой...».
По идее Проппа, структура сказки перекликается со структурой детского опыта, неизбежно включающего в себя и выполнение задания, и поединки, и трудные испытания, и разочарования.
Предпринятая Л. Е. Туминой попытка проанализировать структуру детских сказок, опираясь на теорию Проппа, показала, что часто употребляемыми функциями действующих лиц в сказках детей являются те, которыми, собственно, и создается движение сказки.
1) отлучка кого-либо из членов семьи, рассматриваю-щаяся как подготовительная часть;
2) вредительство или недостача, выступающие завязкой;
3) ликвидация беды или недостачи — кульминационный момент сказки;
4) возвращение героя — развязка.
Некоторые функции действующих лиц (17, 24, 27—30) в сказках детей отсутствуют.
Более подробно об использовании карт и их варианты смотрите у JI. Е. Туминой. Дж. Родари упоминает в своей книге еще одну игру с картами — «Выложим карты на стол», которая также может использоваться на занятиях. Мы чаще используем следующие карты:
1) появление героя;
2) предписание или запрет;
3) нарушение запрета;
4) вредительство;
5) отъезд героя;
6) трудные испытания;
7) встреча с дарителем;
8) задача;
9) волшебные дары;
10) сверхъестественные свойства противника;
11) борьба;
12) ликвидация беды;
13) ложный герой;
14) возвращение;
15) прибытие домой;
16) изобличение ложного героя;
17) узнавание героя;
18) наказание противника;
19) свадьба.
Рисунки на картах должны точно отражать функцию, однако лучше не использовать сцены из известных сказок, чтобы не было «привязки». Достаточно обсудить с детьми каждую функцию.

Из книги "Основы куклотерапии"
Л. Г. Гребенщикова

КОНСТРУКТОР СКАЗОК - КАРТЫ ПРОППА.

Вязникова М.В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Звёздочка», городской округ Подольск, посёлок Молодёжный.

[email protected]

«Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!»

Что за чудо, что за прелесть эти сказки! В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем детстве. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку легче понять и принять окружающую действительность. Язык сказок понятен малышу. Жизненно важная информация усваивается сама по себе, без наставлений, незаметно. Приобщаясь к сказке, ребёнок приобретает новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это - основа для любой творческой деятельности. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Понятия о доброте предстаёт в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых героев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Правильное прочтение и понимание сказки являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться духовно, интеллектуально, и нравственные понятия закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми. Задача родителей и педагогов дошкольной организации, попытаться подогреть интерес ребенка к сказкам, помочь анализировать и понимать прочитанное, ну, и, конечно же, запоминать. Но вместе с тем ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Помогут в этом карты Проппа. Учитывая, что для ребенка - дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и другие, логичным и закономерным будет соединить основные направления развития дошкольника: игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами, их использование в собственной деятельности. Здесь то и призваны помочь карты Проппа. Карты Проппа позволяют изучить огромное количество сказок, стимулировать, обогащать и развивать связную речь, что способствует успешному обучению в школе.

Сказка, как и любая система, состоит из частей. Большой знаток и любитель сказок, ученый - фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов и увидел, что все они похожи друг на друга, несмотря на то, что очень разные. В каждой из них есть обязательные части, из которых строится сюжет сказки. В.Я.Пропп назвал их функциями. Проанализировав структуру народной сказки, Владимир Яковлевич Пропп сформулировал следующие три принципа:
1. «Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются».
2. «Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно».
3. «Последовательность функций всегда одинакова».
Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу повествования. (т.е. победа не может быть раньше борьбы).

В.Я.Пропп выделил 31 постоянную функцию. В своей работе «Грамматика Фантазии» Д.Родари сократил их количество до 20. Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта- целый срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:

  1. Запрет. 2. Нарушение запрета 3. Вредительство 4. Герой, героиня 5. Отъезд героя 6. Задача 7. Встреча с дарителем 8. Волшебные дары или волшебное средство 9. Появление героя или помощников 10. Встреча с вредителем

11.Борьба 12.Победа 13.Прибытие домой 14.Ложный герой 15.Трудные испытания 16.Ликвидация беды 17.Узнавание героя 18.Изобличение ложного героя 19.Наказание ложного героя 20.Свадьба или счастливый конец.

Опыт работы с картами Проппа показал, что желательно ввести ещё одну постоянную функцию - зачин (жили - были, в некотором царстве и т.д., это помогает детям настроиться на пересказ или сочинение сказки.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Красная шапочка»: зачин, главная героиня, запрет, встреча с вредителем, нарушение запрета, вредительство, появление помощников, борьба, победа, счастливый конец. См. рис. 1.

Прежде чем приступить к непосредственному пересказу или сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

- «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

- «Кто на свете всех добрее или злее?». Выявление добрых или злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища.

- «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры).

- «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников.

- «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»).

- «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.).

На основе приведённых выше 20 функций, дети, совместно с педагогами или родителями, сами придумывают условные обозначения функций сказки и создают карты. Но для каждой группы детей необходимо создавать свои карты, так как работать по чужим карточкам непродуктивно. Отличие карт Проппа от мнемотаблиц, знаков и символов, которыми пользуются при составлении пересказов в том, что при работе со знаково-символической функцией у детей развивается только механическая память, а при работе с картами Проппа, дети сами находят ассоциации и придумывают символ. Следовательно, у них развивается воображение и активизируется творческое мышление. Наш опыт подсказывает, что дети не только легко пересказывают любые сказки с помощью карт Проппа, но и очень активно выступают в роли сочинителя сказок. Например, легко придумали новую линию в сказках: злой герой потому злой, что ему никто не дарит подарков. И волшебные дары в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее. Следовательно, карты Проппа также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей. Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детей определённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.

Опыт нашей работы с картами Проппа показал, что дети очень быстро и легко запоминают названия функций по картам, работают активно и эти занятия им нравятся, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка.

Но ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила; например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее. Бывает, что на мысль о сказке наводит и одна-единственная карта. Так, карты с изображением «волшебных даров» оказалось достаточно одной девочке, чтобы придумать сказку о волшебной кисточке, которая сама рисует.

Преимущества работы с картами Проппа очевидны: каждая из них — целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребёнка. Например, карту «Запрет», ребёнок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительные стороны - он знакомит малыша с целым сводом правил поведения - что можно делать, а что нельзя.

В известном смысле, игра с картами помогает ребенку разобраться и в себе самом. Карты всегда рядом, под рукой, многократно апробированные, а потому и легко применимые.

Литература

  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.
  2. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
  3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л-д, 1986.
  4. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М., 1978
  5. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
  6. Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.

Что такое карты Проппа ? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.

При помощи карт Проппа вы можете легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

План действий

1 этап: познакомить детей со , как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
— присказка, зачин (приглашение в сказку);
— повествование;
— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа ;

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Как применять технику креативности

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Пример использования

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста - Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Вы можете бесплатно скачать полный архив карт Проппа. В архиве в одной папке находятся картинки по отдельности, и в другой два подготовленных листа, чтобы вы могли их распечатать на принтере и использовать для игры.

Что такое карты Проппа ? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.

При помощи карт Проппа вы можете легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

План действий

1 этап: познакомить детей со , как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
— присказка, зачин (приглашение в сказку);
— повествование;
— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа ;

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Как применять технику креативности

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Пример использования

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста - Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Вы можете бесплатно скачать полный архив карт Проппа. В архиве в одной папке находятся картинки по отдельности, и в другой два подготовленных листа, чтобы вы могли их распечатать на принтере и использовать для игры.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д.10.

МАСТЕР – КЛАСС

в IX Межрегиональном этапе XVI Международной Ярмарке

Социально – педагогических инноваций

Тема выступления на мастер - класс:

«Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»

Рос

Ход мастер – класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня для Вас мастер – класс проведут педагоги МДОУ «Детский сад № 7»: Абрамова Л.И. и Морозова Н.Н.

Итак, наша профессиональная деятельность связана с детьми. А какой он «современный ребенок?»

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, какими были его сверстники несколько десятилетий назад.

Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим.

Это не только потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье.

А чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю необходимо быть искателем, странником, всегда находящимся в пути и открывать для себя и воспитанников – что то НОВОЕ!

Для этого воспитателям детских садов необходимо овладевать современными образовательными технологиями (техниками), с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Одной из ведущих задач, которую решает наше дошкольное образовательное учреждение, является развитие речи детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Исходя из этого, нами было рассмотрено множество технологий (техник), направленных на речевое развитие дошкольников.

С одной из них мы вас сегодня познакомим «Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».

Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать?

Всем нам известно, что для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.

А известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».

Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28.

Одна карта - это определённое событие сказки.

Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь.

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа нами работа была разделена на несколько этапов:

На первом этапе (средний дошкольный возраст) мы знакомили детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);

На втором этапе (средний дошкольный возраст) играли в подготовительные игры:

«Любимый сказочный герой»

«Чудеса в решете»

«Кто на свете всех злее?»

«Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки)

На третьем этапе (старшая группа) шло знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читали небольшую сказку, потом сопровождали ее выкладыванием из 4 - 6 карт.

На четвёртом этапе (старшая группа) мы предлагали детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе (подготовительная группа) дети пытались сочинить собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения

В рамках данного педагогического проекта «Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию» нами был разработан уникальный вид игрового пособия «Помогай город».

Целью которого является развитие связной монологической речи дошкольников посредством усвоения содержания сказки и её пересказывания, а также составления собственных текстов сказочного содержания с помощью карт Проппа.

Данное пособие представляет собой разновидность наглядного моделирования построения сказочного сюжета с помощью любимой детьми игры со строительным материалом.

С использованием таких приемов конструирования работа над усвоением содержания сказки и пересказом становится более эффективной.

Все вы, наверное задаётесь вопросом: «А почему у этого пособия такое интересное название?»

Предлагаю во всём разобраться.

Сейчас мы продемонстрируем, как работать с данным пособием, но вначале хочу обратить ваше внимание на макет удивительно сказочного города, который дети строили постепенно в процессе знакомства с фолклористом Владимиром Яковлевичем Проппа и придуманными им картами.

Теперь уже у этого города есть своя судьба, своё лицо и свой характер именно той группы детей, с которым было апробировано это пособие.

Город они назвали «Помогай город».

Вы спросите: «Почему они так назвали?»

Да все очень просто.

В центре этого города мы с детьми сначала построили самый главный Дом - «Дом Проппа». (Показываю).

В него заселяли постепенно по мере знакомства - карты Проппа. Их было много 28. Каждая из них имеет свой номер и своё обозначение. Дети назвали эти карты – помощниками, потому что с их помощью вырастал каждый следующий дом новостройки. От этого и произошло название города и дидактического пособия.

Затем дети строили другие дома и заселяли в них другие сказки.

Сегодня мы вам предлагаем построить новый дом и заселить в него знакомую вам сказку, тем самым понять принцип работы с пособием.

Но для начала мы хотим вас познакомить с картами Проппа и их функциями.

Карта - Жили – были

(Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

Карта – Запрет

Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»)

Нарушение запрета

(персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель)

Враг начинает действовать.

Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоком).

Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

Наталья Николаевна:

Сейчас я причитаю знакомую вам сказку. Ваша задача внимательно её прослушать.

(Читает)

Кто из Вас догадался, что это за сказка? (Кот, петух и лиса)

Название сказки мы поселим на крышу дома.

Теперь с помощью карт Проппа вам нужно пересказать сюжет этой сказки.

Вы наверное обратили внимание, что в каждом «кирпичике» по два кармана.

Все мы с вами знаем, что практически у каждого ребёнка есть ведущая система восприятия: слуховая, зрительная, кинестетическая (двигательная).

Дети с ведущей кинестетической системой плохо запоминают информацию зрительную и слуховую. Поэтому работая с этим пособием, для таких детей и детей с особыми образовательными потребностями мы предусмотрели второй карман, в который они вставляют вместе с картой свой рисунок.

Таким образом работа проходит через все анализаторы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Благодаря проводимой работе, мы видим положительные результаты в развитие связной монологической речи дошкольников.

В ходе реализации данного проекта с помощью нетрадиционного материала дети стали с лёгкостью запоминать и пересказывать сказочные тексты, с удовольствием придумывали и создавали новые продукты своей деятельности.

Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. Вы большие молодцы. А нашу свами встречу хочу подытожить следующими строками:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Сочинять нам сказки

Карты помогали:

Речь нам развивали,

Мыслить заставляли.

Интересна техника

Представленная нами,

В этом убедились

Вы сегодня сами!

Спасибо за внимание!




Загрузка...
Top