Четыре правила шахерезады. Обольщение как искусство Кто такая шахерезада краткое

Героиня-рассказчица из сборника персидских сказок «Тысяча и одна ночь». Главный персонаж «Рассказа о царе Шахрияре и его брате», рамочной истории, которая обрамляет цикл и связывает разрозненные рассказы единой нитью.

История создания

До сих пор доподлинно не известно, как появился сборник «1001 ночь» в том виде, который известен сейчас. Первые исследователи искали корни этого свода сказок в Индии, но современные исследователи не находят весомых доказательств в пользу этой теории. Похоже, что прообразом известных нам сказок «Тысяча и одна ночь» стал сборник из Персии, который назывался «Тысяча легенд», или «Хезар Афсане».

Этот текст в Х веке перевели на арабский язык, и тот стал носить название «Тысяча ночей». Перевод пользовался громадной популярностью в Багдаде, столице восточного халифата, о чем свидетельствуют арабские авторы того времени. Сами сказки, входившие в сборник, не дошли до нас, но рассказ-рамка известен и совпадает с обрамляющей историей из «Тысяча и одной ночи».

В этот рамочный рассказ в разное время «вправляли» различные сказки и циклы. Некоторые из них бытовали самостоятельно еще до включения в сборник, в устной форме. Спрос на рукописи «1001 ночи» в то время был велик, поэтому продавцы книг могли записывать сказки прямо со слов профессиональных рассказчиков, а те заимствовали информацию из устных источников.

Биография


Вскоре царственные братья встретили еще одну женщину и узнали, что та наставила рога мужу-джинну 570 раз - не прячась даже, а прямо в присутствии супруга, пока тот пребывал во сне. Каждую из этих измен знаменует перстень, развратница составила из них ожерелье и носит на шее. Этот печальный опыт приводит братьев к мнению, что среди женщин нет тех, которые не были бы распутницами.

Шахрияр возвращается домой и там казнит жену-изменщицу, а заодно и наложниц. После этого царь Шахрияр заводит такой порядок: каждую ночь к нему приводят невинную девицу, правитель овладевает ею, а на рассвете велит казнить, чтобы девица не успела испортиться.


Шахерезада останавливает этот кровавый беспредел. Девушка напрашивается стать очередной наложницей-смертницей царя Шахрияра. Оказавшись в царской спальне, она рассказывает правителю увлекательные сказки и каждую умышленно останавливает на самом интересном месте ровно тогда, когда восходит солнце. Заинтригованному царю каждое утро приходится откладывать казнь Шахерезады, чтобы следующей ночью услышать продолжение истории.


Так продолжается тысячу и одну ночь подряд, пока Шахерезада не приходит к царю с тремя детьми, рожденными от него за это время. Первый сын царя к тому времени уже ходил, второй ползал, а третий сосал грудь. Шахерезада просит царя пощадить ее во имя детей, но Шахрияр к тому времени и без того уже остыл и утратил кровожадность. Царь называет Шахерезаду богобоязненной, целомудренной и чистой и милует героиню, а заодно прекращает истреблять женщин. Так ум, красноречие и красота девушки спасают жизни сотен невинных женщин.

«1001 ночь»

В сборник входят три типа сказочных историй. Первый - героические сказки. Сюда входят длинные рыцарские романы и фантастические повести, которые восходят к старейшему персидскому сборнику «Тысяча легенд», о котором писалось выше. Эти сказки выписаны в мрачном и торжественном стиле, в них действуют вельможи, придворные и царственные особы. Героические повести прошли тщательную литературную обработку, из них изгнаны следы народной речи, зато там много стихотворных цитат из арабской классики.


Джинн из сказки «Тысяча и одна ночь»

Авантюрные сказки - это новеллы, корни которых уходят в среду торговцев и ремесленников. Образы султанов и царей здесь снижены, эти персонажи выглядят уже обычными, не возвышенными человеческими существами. По содержанию эти сказки относят к фаблио - развлекательным и поучительным новеллам, которые создаются в городской среде, для них характерен грубоватый юмор. Здесь много гаремной жизни и любовных историй с хитроумными планами, героями выступают богатые купцы и их возлюбленные.


Иллюстрация к «Тысяче и одной ночи»

Третий тип - плутовские сказки. Тут речь идет о жизни городских нищих, воров, рыбаков, башмачников и прочих. Персонажи плутовских сказок - ловкачи, мошенники и пройдохи обоих полов. Здесь высмеиваются владыки и духовные лица, нет никакого царственного пафоса, в противовес героическим сказкам. Стиль этих текстов приближен к разговорной речи, поэтические вставки почти отсутствуют. Персонажи этих сказок храбры и предприимчивы.

Экранизации

Образ Шахерезады вдохновлял и кинематографистов. В 1947 году в США вышел фильм «Песнь Шахерезады». В СССР в 80-ые годы прошлого века по мотивам сказок «Тысяча и одной ночи» сняли трилогию («И ещё одна ночь Шахерезады...», «Новые сказки Шахерезады», «Последняя ночь Шахерезады»), где роль Шахерезады исполнила актриса Елена Тонунц.


В 1963 году героиня появилась на экранах Франции в авантюрной драме, которая носит ее имя. Там обыгрывается тема любви между героиней и французом Рено де Вилькруа, подданным багдадского халифа, который спасает красавицу от гибели по пути в Святую Землю.


Еще одна известная французская экранизация с вышла в 1990 году и называется «Тысяча и одна ночь». Кроме Шахерезады, в сюжете присутствует джинн, который явился из современного Лондона и помогает героине, используя технику, изобретенную в ХХ веке.

  • В дошедшем до нас сборнике «1001 ночь» на самом деле описаны 999 ночей, а не тысяча и одна, как следует из названия. Две ночи утрачены из-за ошибки переписчика.
  • Композитор , вдохновившись арабскими сказками, создал симфоническую сюиту под названием «Шехеразада». В 1910 году на эту музыку поставлен одноименный балет, декорации и костюмы для которого создал художник Бакст.
  • В советские времена фабрика «Алые паруса» выпускала дешевые духи под названием «Шахразада» со сладким сильным ароматом, который напоминал леденцы монпансье. В наше время еще одни духи «Шахерезада» продаются под брендом «Brocard». Это парфюм с цветочным восточным ароматом.

- (перс. شهرزاد‎) многозначное имя собственное. Также произносится как Шехерезада и Шахразада. В переводе со староперсидского означает «благородного происхождения». На современном персидском языке означает «родившийся в городе». Содержание 1… … Википедия

Шахерезада - Шахерез ада, ы и Шахраз ада, ы … Русский орфографический словарь

Шахерезада - Шахереза/да и Шахраза/да (1 ж) (лит. персонаж) … Орфографический словарь русского языка

У этого термина существуют и другие значения, см. Шахерезада. Шахерезада Жанры Поп Годы с 1990 по 1999, с 2012 … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Шахерезада. Шехеразада фр. Shéhérazade … Википедия

Шехеразада рассказывает сказки Царю Шахрияру … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Шахерезада … Википедия

- «Шехеразада» симфоническая сюита «Шехеразада», одно из лучших симфонических произведений русского композитора Н. А. Римского Корсакова, написанное в 1888 году. Римский Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной… … Википедия

- «1001 день, или Новая Шахерезада» сатирическая повесть (цикл новелл) Ильи Ильфа и Евгения Петрова (1929 год). Повесть состоит из десяти новелл, объединенных общим сюжетом. Новеллы публиковались в журнале «Чудак». Цикл остался незавершенным… … Википедия

- «НОВАЯ ШАХЕРЕЗАДА», СССР, ПЕТРОПОЛЬ, 1990, цв., 125 мин. Городская драма. По одноименной повести Валерия Попова. История девушки лимитчицы, в поисках красивой жизниприехавшей в большой город. В ролях: Надежда Резон, Владимир Баранов (см. БАРАНОВ… … Энциклопедия кино

Книги

  • 1001 день, или Новая Шахерезада. Повести, водевили, сценарии , Ильф Илья Арнольдович, Петров Евгений Петрович. В книгу выдающихся сатириков Ильи Ильфа и Евгения Петрова включены повести "Светлая личность", "1001 день, или Новая Шахерезада" и"Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска", а…
  • Шахерезада продаж , Платонов Павел. Название этой книги говорит о том, что это бизнес-истории, поучительный сторителлинг продаж, в котором собраны рецепты и правила, проверенные двадцатилетней практикой автора. Простые и яркие…

Шахерезада была дочерью визиря царя Шахрияра и ее папа-визирь был настолько умен, что женился на очень мудрой женщине, которая и родила ему двух дочек: Шахерезаду и Дуньязаду.

Мама учила дочек тому, как надо вести себя с мужчиной, чтобы обращать его гнев на милость и быть не просто желанной ему, а необходимой.

Когда Шахерезаде минуло 14 лет и она поняла, что стала девушкой, позвала ее мама в покои, где не было чужих ушей и сказала ей такие слова:

"Аллах велик и милостив и да поможет он тебе уяснить раз и навсегда 4 правила, которые должна соблюдать женщина, если хочет насладиться счастьем жены и благополучием.

Правило Первое, дочь моя: играй по тем правилам, что тебе предлагает мужчина . Иначе войдет он в гнев и обрушит он на тебя силу свою. Помни, когда на тебя надвигается жесткая, словно безжалостный нож, сила, стань мягче масла, чтобы не причинил он тебе никакого вреда. Мягкому твердое повредить не может. Когда мужчина предлагает тебе свою игру, предложи ему свою игру так, чтобы он поверил, что это его игра.

Что ты запомнила, девочка моя?”

Принимать ту игру, которую мне предлагает мужчина и быть мягкой в этой игре настолько, чтобы самой начать с ним свою игру.

"Умничка моя. Теперь запомни-

Правило Второе : Всегда воодушевляй мужчину на продолжение игры. Помни, пока игра продолжается, он будет нуждаться в тебе и будет считать, что любит тебя.

Расскажи, как ты поняла это правило?”

Я поняла мама, что пока я играю с мужчиной, я ему интересна, а он будет меня любить.

"Воистинну Аллах над тобою, дочь моя. Твоя мудрость делает меня спокойной за твою судьбу.

Теперь Третье Правило, которое тебе надо запомнить: каким бы жестоким и гневным не пришел к тебе твой мужчина, свети ему так, чтобы он под лучами солнышка в твоем сердце растаял и расслабился, как лев после обильной еды.

Мужчины ищут сопротивления, чтобы почувствовать себя сильнее. Не дай своему мужчине увидеть в тебе силу, иначе у него помутнеет рассудок и он посчитает, что ты мужчина. И тогда будет бой. Солнце в твоем сердце и мягкость твоей души быстрее победят твоего льва, чем все армии, с которыми он готов сразиться.

Что ты поняла, о моя мудрая девочка?”

Я поняла, что когда мужчина приходит ко мне, надо любить его всем сердцем и принимать его настроение, чтобы в сердце его вернулся покой и ум его успокоился.

"До чего же ты умна, Шахерезада. Да пребудет с тобой милость Аллаха”, – сказала мать Шахерезады и продолжила, - " как будто ты Теперь Четвертое Правило, девочка моя: Когда твой мужчина соберется идти по своим делам – отпускай его с такой верой в себя, отпускаешь его в соседнюю комнату. Никогда не дрожи за то, что он найдет лучше тебя. Помни: умеющих играть с мужчинами на свете так мало, что пересчитать их хватит пальцев одной руки.

Женщины не верят в себя, потому что считают, что мужчин интересует только женское тело, которое лишь стареет и покрывается складками да морщинами. А каждая молодуха способна своим телом привлечь ее мужа.

Может быть, Шахерезада молодая и сможет привлечь мужчину, но удержать не сможет. Ибо удерживает мужчин лишь игра в загадку. Когда ты отпускаешь мужчину, уверенная в себе и загадочная, то целый день, пока он в делах, он задает себе вопрос, что еще я про нее не знаю? Почему она такая уверенная? Я должен ее понять и разгадать!

Итак, как ты понимаешь Четвертое Правило, Шахерезада?”

Я отпускаю своего мужчину на свершение его дел, веря в себя так, что заставляю его бежать ко мне и разгадывать мою тайну.

"О, теперь я уверена доченька, что ничто в мире не может тебе повредить. Аллах бережет тебя!”

Прошло немного времени и мать Шахерезады умерла, а спустя три года наступили черные времена.

Царь Шахрияр, узнав об измене своей жены, каждую ночь приводил в свои покои девственницу, удовлетворял свою нужду в ней, а наутро убивал. Так продолжалось три года и люди бежали из страны, опасаясь за жизнь своих дочек.

И в один день царь приказал своему визирю (отцу Шахерезады) привести ему, по обычаю, девушку, и визирь вышел и стал искать, но не нашёл ни одной пригодной для брачной жизни девушки и отправился в своё жилище, угнетённый и подавленный, боясь для себя зла от царя.

И Шахерезада воскликнула: «Заклинаю тебя Аллахом, о батюшка, выдай меня за этого царя, и тогда я либо останусь жить, либо буду выкупом за дочерей мусульман и спасу их от царя». – «Заклинаю тебя Аллахом, – воскликнул визирь, – не подвергай себя такой опасности!» Но Шахерезада сказала: «Это неизбежно должно быть!»

И тогда отец снарядил Шахерезаду и отвёл к царю Шахрияру.

Помня то, о чем учила ее мать, Шахерезада подучила свою младшую сестру и сказала ей: «Когда я приду к царю, я пошлю за тобой, а ты, когда придёшь и увидишь, что царь удовлетворил свою нужду во мне, скажи: «О сестрица, поговори с нами и расскажи нам что нибудь, чтобы сократить бессонную ночь», – и я расскажу тебе что-то, в чем будет, с соизволения Аллаха, наше освобождение».

И вот визирь, отец Шахерезады, привёл её к царю, и царь, увидя его, обрадовался и спросил: «Доставил ли ты то, что мне нужно?» И визирь сказал: «Да!» И Шахрияр захотел взять Шахерезаду, но она заплакала; и тогда он спросил её: «Что с тобой?»

Шахерезада сказала: «О царь, у меня есть маленькая сестра, и я хочу с ней проститься». И царь послал тогда за Дуньязадой, и она пришла к сестре, обняла её и села на полу возле ложа.

И тогда Шахрияр овладел Шахерезадой, а потом они стали беседовать; и младшая сестра сказала Шахерезаде: «Заклинаю тебя Аллахом, сестрица, расскажи нам что нибудь, чтобы сократить бессонные часы ночи».

Так Шахерезада выполнила Первое Правило, которому научила ее мать.

«С любовью и охотой, если разрешит мне безупречный царь», – ответила Шахерезада, став столь учтивой и мягкой, что царь, мучавшийся бессонницей, услышав эти слова, обрадовался, что послушает рассказ, и позволил.

Так Шахерезада выполнила Второе Правило, которому научила ее мать.

И Шахерезада начала рассказывать царю сказку, которую вы можете найти в сказках "1000 и одной ночи”. И пока она рассказывала, она любила Шахрияра всем сердцем, принимая его настроение, чтобы в сердце царя вернулся покой и ум его успокоился.

Так Шахерезада выполнила Третье Правило, которому научила ее мать.

Шахерезада рассказывала сказки до тех пор, пока ее не застигло утро, и она прекратила дозволенные речи. И сестра её воскликнула: «О сестрица, как твой рассказ прекрасен, хорош, и приятен, и сладок!»

Но Шахерезада, помня о Четвертом Правиле, которое она получила от своей матери сказала: «Куда этому до того, о чем я расскажу вам в следующую ночь, если буду жить и царь пощадит меня!» И царь тогда про себя подумал: «Клянусь Аллахом, я не убью её, пока не услышу окончания её рассказа!»

Потом царь отправился вершить суд, и судил, и назначал и так было до вечера. А визирь с тревогой ждал, когда царь прикажет обезглавить его дочь, но так и не дождался, потому что Шахрияр удалился в свои покои, чтобы насладиться продолжением рассказа Шахерезады.

Как вы знаете, Шахерезада рассказывала царю сказки три года и за это время родила от царя трех детей мужеского пола. И когда она через 1000 и одну ночь закончила рассказывать ему последний рассказ, она поднялась на ноги и, поцеловав землю, сказала: «О царь времени, единый в веках и столетиях, я – твоя рабыня, и вот уже тысяча ночей и одна ночь, как я передаю тебе рассказы о прежде бывших людях и назидания древних. Есть ли у меня право перед твоим величеством, чтобы я могла пожелать от тебя желание?»

И царь сказал ей: «Пожелай, получишь, о Шахерезада». И тогда она кликнула нянек и евнухов и сказала им: «Принесите моих детей». И они поспешно принесли их, и было их трое сыновей, один из которых ходил, другой ползал, а третий сосал грудь.

И когда их принесли, Шахерезада взяла их и поставила перед царём и, поцеловав землю, сказала: «О царь времени, это твои сыновья, и я желаю от тебя, чтобы ты освободил меня от убиения ради этих детей. Если ты меня убьёшь, эти дети останутся без матери и не найдут женщины, которая хорошо их воспитает!»

И тут царь заплакал, и прижал детей к груди, и сказал: «О Шахерезада, клянусь Аллахом, я помиловал тебя прежде, чем появились эти дети, так как я увидел, что ты целомудренна, чиста, благородна и богобоязненна. Да благословит Аллах тебя, твоего отца, твою мать, твой корень и твою ветвь. Призываю Аллаха в свидетели, что я освободил тебя от всего, что может тебе повредить».

И Шахерезада поцеловала царю руки и ноги, и обрадовалась великой радости, и воскликнула: «Да продлит Аллах твою жизнь, и да увеличит твоё достоинство и величие».

И распространилась во дворце царя радость, и неслась она по городу, и была это ночь, которую не считают в числе ночей жизни, и цвет её был белее лица дня. А наутро царь был радостен и преисполнен добра, и он послал за всеми воинами, и когда они явились, наградил своего визиря, отца Шахерезады, драгоценной и великолепной одеждой и сказал ему: «Да защитит тебя Аллах за то, что ты женил меня на твоей благородной дочери, которая была причиной того, что я раскаялся в убиении чужих дочерей. Я увидел, что она благородна, чиста, целомудренна и непорочна, и Аллах наделил меня от неё тремя сыновьями. Да будет же хвала Аллаху за это великое благодеяние».

И затем он наградил почётными одеждами всех визирей, эмиров и вельмож правления и приказал украшать город в течение тридцати дней, не заставляя никого из жителей расходовать что нибудь из денег, – напротив, все расходы и траты делались из казны царя. И город украсили великолепным украшением, подобного которому раньше не было, и забили барабаны, и засвистели флейты, и заиграли все игрецы, и царь наделил их дарами и подарками, и роздал милостыню нищим и беднякам, и объял своей щедростью всех подданных и жителей царства.

И он жил вместе со своими придворными в счастии, радости, и наслаждении, и благоденствии, пока не пришла к ним Разрушительница наслаждений и Разлучительница собраний.

Вот так, дорогие мои женщины, вы можете подобно мудрой Шахерезаде успокоить ум сильного мужчины и незаметно стать ему не просто любимой, а необходимой. Если вы, конечно, хотите быть женой олигарха, президента, министра, или на худой конец, маршала.

А если говорить серьезно, то Четыре Правила Шахерезады – это ваши 4 состояния, милые женщины.

Первое Правило позволяет вам проявить свое состояние Девочки и начать Игру.

Второе Правило пробуждает в вас состояние Любовницы и воодушевляет мужчину на продолжение уже ваших Игр.

Третье Правило проявляет ваше состояние Хозяйки и наполняет уставшего мужчину энергией перед тем, как вы включите Четвертое правило, которое активизирует ваше состояние Королевы и вы сможете отпустить вашего мужчину по делам, на охоту за трофеями, которые он принесет к вашим ногам, чтобы снова пытаться разгадать вашу тайну, а на самом деле играть в вашу Игру!

Шахерезада была мудрой женщиной. Благодаря своему уму она не только сумела сохранить свою жизнь, но и стала царицей. Отец Шахерезады был царским визирем. Он женился на женщине необычайной мудрости, которая произвела на свет двух дочерей Шахерезаду и Дуньязаду. Свои знания мать передала девочкам. Когда старшей исполнилось четырнадцать лет, а по тем временам она стала уже цветущей девушкой, мать позвала дочь в свои покои для разговора наедине. Она поведала Шахерезаде четыре правила, которые помогли ей сохранить любовь мужа, быть не только желанной для него, но и необходимой словно воздух.

Первое правило гласило, с мужем нужно всегда соглашаться, иначе разгневается он и все свои силы направит против жены. Если же это случилось, женщина должна стать мягкой словно вода, тогда ей ничего не грозит, она омоет мужчину, как река омывает камень. Если же мужчина предлагает играть по правилам, которые не устраивают женщину, она должна предложить ему иную игру. Но только так, чтобы он думал, что это его идея. Тогда жена обретет благополучие и абсолютное женское счастье. Что усвоила ты, дочь моя?"

(Комментарий: Во многих древних писаниях Женщину сравнивали с водой, она не противостоит камню (Мужчине) она его обтекает, омывает и охлаждает).

Тем временем мать продолжала наставлять дочь:

«Второе, что тебе необходимо запомнить: Вдохновляй мужчину на игру. Пока она идет, мужу нужна жена, и он в полную силу понимает насколько любит ее. Всегда будь с ним разной, что бы ты не успевала ему наскучить. Но в своей переменчивости не забывай о настроение мужчины. Будь такой женщиной рядом с ним, в которой он нуждается на данную минуту. Самое главное, научиться чувствовать его. Дома - будь славной хозяйкой, в постели искусной любовницей. Если муж пришел удрученным, превратись в девочку, чтобы он вновь смог почувствовать свою силу и мощь. Воодушеви его на свою игру, и сердце его растает. Если ты будешь следовать этому, Аллах наградит тебя за мудрость твою. Что поняла ты, из сказанного мною?».

«Я должна быть изменчива под стать настроению мужчины. Пока я играю с мужчиной, он чувствует, что любит меня », - отвечала дочь.

И третье правило: ты должна создать такую атмосферу, что если даже мужчина придет разгневанным и уставшим, он мог расслабиться рядом с тобой. Не печалься его настроением, будь мягкой и прими его таким, какой он есть. Если он пришел разгневанным, обходи его мягкостью и лаской. Ведь именно это ему нужно больше всего. Дом-это крепость, а ты ее хозяйка. Все что расстроило мужчину, оставь за дверью. Позволь ему выплеснуть свои эмоции, ведь накопленная злость не связанна с тобой. Будь другом его, умей выслушать в нужный момент. Но, ни в коем случае, не давай мужчине видеть, что ты сильнее его. Тогда он воспримет тебя равной и вступит в борьбу с тобой. Только любовь и мягкость смогут усмирить его пыл. Что теперь поняла ты, дочь моя?»

« Я должна принимать любое настроение мужчины своего, любить его и тогда в сердце его будет покой и любовь », - отвечала матери Шахерезада.

«И, наконец, четвертое: Если мужчина собирается покинуть дом - отпускай его с чистым сердцем, не боясь, что ждет его другая. Знающих эти хитрости не так много. Верь в себя! Женщины ошибочно считают, что мужчин интересует только тело. Над плотью подвластно время, она стареет и покрывается морщинами. Молодость способна привлечь мужчину, но она не удержит его возле себя. Только неизведанность удержит мужчину. Эта игра заставит его целый день, пока он занят своими делами, думать о тебе. Отпусти мужчину, словно он уходит в соседнюю комнату, и он будет думать о том, что должен разгадать твою уверенность и загадку. Как поняла ты, четвертое правило?».

«Я должна отпустить мужчину с уверенностью в сердце, веря в себя на столько, что мой мужчина хотел бы ко мне возвращаться, что бы разгадать мою тайну ».

"О, теперь я уверена доченька, что ничто в мире не может тебе повредить. Аллах бережет тебя!”

………………………………………………………………………………

Прошло время и в дом Шахерезады пришло горе, умерла мать. Спустя еще три года в царстве наступило черное время.

Царь Шахрияр узнал о том, что его жена не брезговала чужими мужчинами. Гневу царя не было предела. Каждую ночь, в постель Шахрияра приводили девственных дев, а на утро юных красавиц уносили мертвыми. На протяжении долгих трех лет, отцы и матери дрожали над своими дочерьми, а вскоре и сбежали, чтобы гнев царя не пал на их семьи.

Однажды Шахрияр приказал своему визирю найти ему девственницу для ночной утехи. Но тот, не нашел не одной, что пригодна была для царя. Испугался отец Шахерезады гнева царского, пришел домой и пригорюнился. Увидела дочь, насколько отец напуган и подавлен, и предложила себя в качестве выкупа за других дочерей.

«Умоляю, отец! Отведи меня к царю и выдай за него! Тогда я либо жить останусь, или умру, но спасу других девушек!», - умоляла Шахерезада.

Воспротивился отец, но стойка девушка была в своем желании. Не оставалось выбора визирю, и повел он дочь родную в покои царя Шахрияра.

Но прежде, девушка подозвала свою младшую сестру. Шахерезада не забыла учения матери. Дала она наставление Дуньязаде:

«Я пойду в покои царские и пошлю за тобой. Ты придешь и как только увидишь, что царь удовлетворил потребности свои, попроси меня рассказать что-нибудь, чтобы ночь скрасить. И я расскажу то, что спасет нас от гнева царя Шахрияра».

Настал час, отец отвел старшую дочь в царские покои. Шахрияр обрадовался Шахерезаде и поспешил овладеть ею. Но юная красавица отпрянула от владыки и расплакалась. Оторопел Шахрияр и спросил, что же случилось.

«Мой господин! - молвила Шахерезада. - Есть у меня младшая сестра. Позволь мне проститься с ней!»

Царь исполнил волю девушки. Дуньязада пришла во дворец, обняла свою старшую сестру и осталась выжидать подле царского ложа.

Царь Шахрияр овладел юной красавицей Шахерезадой. После того, как он вдоволь насытился девушкой, они стали беседовать. Тогда младшая сестра попросила:

«Во имя Аллаха, прошу тебя сестра, расскажи что-нибудь интересное, чтобы прогнать скуку в эти ночные часы».

Это было первое наставление из четырех данных матери.

«С удовольствием, сестрица! Но только если, на то, будет воля господина!» - обратилась Шахерезада к царю полная почтения и уважения.

Голос девушки был мягким на столько, что царь, услышав их, обрадовался и позволил. Шахерезада начала свой рассказ, не забывая о втором правиле. Она поведала царю сказку, с которой любой желающий может ознакомиться в сказках из цикла «1000 и 1 ночь». Она обращалась к царю с полным любви сердцем, пока рассказывала сказку, принимая его самого и его настроение. Тем временем на душе царя становилось теплее и спокойнее.

Рассказ длился до восхода солнца. Тогда речи красавицы прекратили первые утренние часы, и продолжать было за гранью дозволенного. И это было третье правило.

Но девушка не забыла и о последнем четвертом правиле:

«Это только начало! Все самое интересное уготовлено на следующую ночь, если великий царь оставит мне жизнь!»

Услышав это, Шахрияр дал клятву, что не казнит красавицу до тех пор, пока не узнает, чем закончится ее история.

Начался новый день. Царь казнил и наказывал, не щадя никого. А отец Шахерезады с ужасом ждал приказа казнить собственную дочь, но его страшные ожидания, к счастью, не оправдались. Вечером Шахрияр отправился в свои покои, велев привести к нему Шахерезаду.

Шахерезада пришла на следующую ночь, и за ней идущую. Так продолжалось три года. Девушка родила своему господину троих сыновей. И только через тысячу и одну ночь пришло время Шахерезаде окончить свой рассказ. Она поднялась на ноги, поцеловав землю, и сказала:

«О, Великий господин! Царь всех времен и столетий! Я, твоя рабыня навсегда, вот уже тысячу и одну ночь рассказываю тебе истории о мудрости и величии наших предков. Мой рассказ подошел к концу. Если великий царь позволит, то прежде я бы хотела, что бы ты выполнил одну единственную мою просьбу!»

Царь был благосклонен: «Пожелай и ты получишь».

Шахерезада приказала нянькам принести ее сыновей. Один из них уже самостоятельно ходил, второй пока еще ползал, а третий был настолько мал, что сосал грудь.

Шахерезада поставила сыновей перед царем Шахрияром и сказала:

«Великий царь! Это твои сыновья. Ты позволил просить, дал обещание исполнить! И я молю тебя, мой господин, пощади меня! Не казни, ради наших детей. Если меня не станет, этих детей будет не кому воспитать, они останутся без матери!»

Глаза царя налились слезами. Он прижал сыновей к своей груди, и сказал:

«Клянусь! Шахерезада, я клянусь Аллахом! Я помиловал тебя давным-давно! Гораздо раньше, чем появились на свет эти дети. Я помиловал тебя тогда, когда увидел твою чистоту и благородность».

Девушка обрадовалась. Расцеловала руки и ноги своего господина:

«Да увидит Аллах твою милость! Пусть даст тебе в награду долгие и счастливые года жизни! Да преумножит твое величие и благородство!».

Тогда весь дворец буквально дышал счастьем. От дворца заразился и город, и каждая улочка, и каждый дом будто сверкали в этой радостной ночи. Да только и ночью ее назвать нельзя было, от такого счастья она засветилась, и была белее дня. Когда взошло солнце, и царь пробудился ото сна, настроение его было приподнято, да на такую высоту, что послал он за всеми воинами царства, наградил отца Шахерезады - визиря своего. Даровал он ему в благодарность одежду из тканей драгоценных. Царь Шахрияр сказал визирю:

«Благодарю тебя за то, что женил меня на Шахерезаде, благочестивой и благородной дочери твоей. Она вразумила меня и заставила раскаяться в тех зверствах, что я совершал, убивая чужих невинных дочерей. Я увидел в твоей дочери чистоту, мудрость и непорочность. Аллах подарил мне от нее троих сыновей. Да защитит тебя Аллах!»

После он даровал одежды остальным визирям, вельможам и эмирам. Царь Шахрияр приказал украшать город. Он закатит пир на тридцать дней, и никто из жителей не за что не платил. Все расходы на праздник брались из казны царя. Город украсили так, как никогда раньше. Всюду играла музыка, а музыкантов царь наградил небывалыми дарами. Шахрияр был небывало щедр, раздал подати беднякам и нищим.

И так царь жил в мире и благодати со своими подданными, пока не появились другие причины закончить этот праздник счастья и добра.

Так Шахерезада, пользуясь всего четырьмя правилами, переданными мудростью матери, не только избежала немилости и гнева царя Шахрияра, но и сумела обрести свое счастье. Она приручила владыку, сделав его рядом с собой преданным и ласковым. И сколько бы лет не прошло, истинная мудрость жива и по сей день. Так, абсолютно любая женщина может воспользоваться учениями Шахерезады, усмирить силу мужчины, стать ему любимой и необходимой.

Если же переложить эти мудрости на реальную жизнь, то можно с уверенностью сказать, каждое из этих правил - это состояние женщины, в котором она должна пребывать рядом с мужчиной.

Первое правило даст возможность женщине стать девочкой и поиграть с мужчиной по его правилам.

Второе правило позволит стать любовницей. Оно поможет продолжить уже начатую игру, но уже на ваших условиях.

Третье правило поднимет состояние хозяйки. Оно даст мужчине энергию, даже если он устал после тяжелого дня.

Четвертое правило превратит женщину в королеву. Не сомневаясь в своем мужчине, вы научитесь верить в себя. Без сомнений и ревности, вы отпустите его по делам, за добычей. Мужчина будет стремиться, как можно быстрее вернуться к вам, с подарками и трофеями, которые он добудет и сложит у ваших ног. Так вы будете всегда для него загадкой, которую он будет пытаться разгадать. Но мы-то знаем, что это игра, по вашим правилам!

Шахерезада (Scheherazade) была дочерью визиря грозного и деспотичного персидского царя Шахрияра (Shahryar). Известно, что был Шахрияр очень немилостив к женщинам. Так, уличив однажды в неверности свою жену, он в ярости приказал немедленно убить ее, но и этого ему показалось мало. И тогда Шахрияр задумал новую месть – каждую ночь он требовал в свою опочивальню новую молодую женщину, а наутро неизменно приказывал убивать своих ночных любовниц. Таким образом грозный правитель мстил всем женщинам за измену жены. Так продолжалось несколько лет.

В то время у его визиря подросла дочь по имени Шахерезада, девушка необычайной красоты и острого ума. Так, в один из дней она попросила отца сосватать ее в жены Шахрияру. Визирь пришел в ужас от такого предложения – отдавать собственную красавицу-дочь деспоту казалось ему полным безрассудством, ведь все, что ждало ее впереди – неминуемая смерть. Но Шахерезада умела настоять на своем, и вскоре Шахрияр уже призвал к себе в спальню новую молодую жену.

В отличие от всех предыдущих девушек Шахерезада не удовольствовалась одной лишь функцией любовницы, но начала рассказывать царю сказку. Сюжет этой сказки оказался настолько захватывающим, что когда наступил рассвет, царь пожелал услышать его продолжение. И тогда-то Шахерезада пообещала ему, что если доживет до следующей ночи, Шахрияр непременно услышит продолжение сказки. Так ей удалось уцелеть после ночи с грозным правителем, что, увы, не удавалось до нее еще ни одной девушке. Вероятно, Шахерезаде удалось произвести на правителя немалое впечатление, и когда пришла следующая ночь, он, вопреки своим правилам, велел позвать снова ее.

Шахерезада снова рассказывала свою сказку – и ночи едва хватило на то, чтобы дойти до конца, а когда сказка закончилась, владыка немедленно потребовал новую сказку, и в результате ей снова удалось остаться живой, а Шахрияр снова ждал наступления следующего вечера.

Так продолжалось тысячу и одну ночь, и за эти годы Шахерезада успела не только рассказать Шахрияру огромное количество сказок, но и родить троих сыновей. Шахрияр просто обожал свою красноречивую жену, требуя от нее все новых и новых сказок, на которые Шахерезада была большая мастерица. Когда по истечение тысячи и одной ночи все сказки Шахерезады закончились, грозный правитель уже любил ее так сильно, что и подумать не мог об ее казни.

Кстати, многие исследователи склоняются к мнению, что за те годы, когда Шахрияр убивал каждую новую женщину, он успел стать тяжелым психопатом, а Шахерезада своими сказками проводила грамотные и действенные сеансы психотерапии, в итоге окончательно поправив больную психику мужа.

Образ прекрасной и одновременно хитрой и обольстительной Шахерезады множество раз вдохновлял композиторов и поэтов. Так, под впечатлением "Арабских сказок" написал свою знаменитую симфоническую сюиту Н. А. Римский-Корсаков, существует и классический балет с одноименным названием, а также несколько кинофильмов.

История Шахрияра и Шахерезады – одна из самых глубоких и удивительных историй в литературе. Известно, что первоначально в арабских сказках эту женщину звали Ширазад (Šīrāzād), но сегодня все знают ее как Шахерезаду.

Лучшие дня

Удивительно, но во многих комментариях к "Тысяче и одной ночи" Шахерезаду воспевают не столько как умную и талантливую женщину, но как коварную и хитрую обольстительницу, словно она не спасала своим красноречием жизнь себе и тысячам невинных девушек. Увы, иногда история оказывается жестокой и несправедливой.

"Не будь доверчив ты к женщинам, Не верь обетам и клятвам их; Прощенье их, как и злоба их с одной лишь похотью связаны", - считается, что эти слова в начале книги косвенно касаются Шахерезады.

Впрочем, как бы ни было, образ рассказчицы Шахерезады все равно связан прежде всего с восточной красавицей, обольстительной и желанной, сдадкозвучной и красноречивой.



Загрузка...
Top