Что такое автопортрет в искусстве? Словарь искусств. Изразец

портрет, в котором художник изображает сам себя, обычно используя для этого зеркало. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе; это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. Предание об одном из первых автопортретных изображений дошло до нас из античности: древнегреческого скульптора Фидия обвинили в кощунстве за то, что он посмел изобразить себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи Афины. Известны лишь единичные примеры скульптурных автопортретов (автопортрет чешского архитектора и скульптора П. Парлера в соборе Св. Вита в Праге, 14 в.). Подавляющее большинство автопортретных изображений – живописные или графические произведения.

Эпоха Возрождения – время пробуждения личностного самосознания – стала временем рождения портрета (а вместе с ним и автопортрета) как самостоятельного жанра. Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на темы Священной истории или мифологии (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли). В пестрой толпе людей, изображенных в их картинах, выделяется один, пристально смотрящий прямо на зрителя, – это сам художник, участник и свидетель события. Идеал прекрасной и гармонической личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510), безграничное могущество мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1514) – таковы ключевые образы Высокого Возрождения. Позднее Возрождение – время утраты светлых идеалов – рождает образы могучие и трагические (автопортрет Микеланджело в «Страшном суде» на стене Сикстинской капеллы, 1535–41), зыбкие и изменчивые («Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, ок. 1524 г.) и откровенно эпатажные («Медуза» Караваджо, 1598–99, где художник придает автопортретные черты отрубленной голове Горгоны). Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене. Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк». Великий немецкий мастер А. Дюрер одним из первых создал целую галерею автопортретов (самый известный, 1500 г., написан в иконографии образов Христа).

В 17 в. появляется новая автопортретная тема – художник за работой («Мастерская художника», или «Аллегория живописи», Я. Вермера Делфтского, ок. 1675). В «Менинах» Веласкеса (1656) эта тема перерастает в подлинный гимн живописи, ее безграничным возможностям. Сокровенными беседами с самим собой стали автопортреты для Рембрандта, создавшего более 100 своих изображений. Стремление познать душу человека в ее динамике, изменчивости унаследовали от Рембрандта и развили в своем искусстве мастера романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов). Автопортретное начало пронизывает творчество П. А. Федотова. Черты художника можно узнать в героях многих его картин и рисунков. Автопортреты передвижников (В. Г. Перова, И. Н. Крамского) властно взывают к гражданской совести зрителя. Рубеж 19–20 вв. – время яркого расцвета автопортрета. Работы М. А. Врубеля, В. А. Серова, М. В. Нестерова, И. И. Машкова, К. С. Малевича и др. отражают сложную картину художественной жизни этого времени, напряженные поиски нового живописного языка, созвучного эпохе.

Лекция «Психотерапия в искусстве. Искусство в психотерапии» (часть первая)

Автопортреты велик людей искусства

В действенности арт-терапии уже никто не сомневается.

Терапия искусством считает, что создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними.

С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии.

АТ положительно влияет на лечение не только серьезных, психических расстройств, но так же становится неотъемлемой частью любых тренингов и семинаров по личностному росту.

Я хочу рассказать о роли автопортрет в психологии и развитии личности. И представить автопортретирование как метод психотерапии, в частности гештальттерапии.

АП является методом такого направления, как Маскотерапия, который был создан врачом - психиатром Гагиком Микаэловичем Назлояном.

За время существования метода специалисты помогли тысячам людей с такими расстройствами, как шизофрения, органические болезни головного мозга, эпилепсия, неврозы, реактивные состояния, психосоматические расстройства и другие.

Назлоян Г.М. применял этот метод в психиатрии, Кравченко С.А. успешно адаптировал маскотерапию к психологической диагностике, консультированию и психотерапии отдельной личности и группы людей, я к тому же вижу очень гармоничную адаптацию метода Автопортрета в гештальттерапии.

Сначала немного истории Автопортрета:

Автопортрет - совершенно особый творческий продукт. Будь он завершен или же виде набросков, АП всегда вызывает особый интерес у исследователей творчества.

Серия автопортретов написанных в разные годы, может составить впечатление о жизни художника, отразить важные вехи и поворотные моменты. Они становятся своеобразными мемуарами.

Такой жанр как автопортрет появляется лишь в 16-м веке. Художники смогли не только изображать религиозные сюжеты но и запечатлевать свое собственное лицо и отражать на автопортретах свои глубинные переживания.

Сама потребность создавать собственные портреты, это возможность овладения собственной биографией, жизнью, судьбой.

Первым в истории германской (а по большому счету — и всей европейской) живописи Альбрехт Дюрер начал писать автопортреты. Рассмотренные в хронологической последовательности, они составляют уникальную историю человеческого познания себя, природы и Бога.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) писал свои автопортреты с самой юности.

Один из самых ранних был написан в 13 лет, позже была сделана приписка: «Таким я нарисовал себя по зеркалу в 1484г., когда был еще ребенком». 13-летний Дюрер не мог видеть никаких образцов, как не мог предполагать, что когда-то именно благодаря ему в европейском искусстве утвердится такой жанр — автопортрет.

С интересом естествоиспытателя, столь характерным для эпохи Ренессанса, Альбрехт просто фиксировал заинтересовавший его объект — собственное лицо — и не пытался себя украсить, героизировать или принарядить (как станет поступать, повзрослев).

В юношеских портретах искусствоведы прочитывают «озабоченность, взволнованность, неуверенность в себе». В них уже очевидна эмоциональная особенность, которая сохранится и во всех дальнейших автопортретах художника: ни на одном из них он не изобразил себя радостным или хотя бы с тенью с улыбки. Отчасти это было данью живописной традиции (в средневековой живописи никто не смеется), отчасти же отражало характер самого Дюрера.

В данном случае, заинтересованность в самом себе, поиск своего отражение и сущности в зеркале характеризует дальнейшее творчество Дюрера: его новаторство и неординарность техник, психологизм и индивидуальность его портретов.

«Автопортрет с остролистом» Это первый из автортретов Дюрера, написанных маслом. Всего их известно три: первый — луврский, второй хранится в Прадо (Мадрид), а третий и самый знаменитый — в Старой пинакотеке Мюнхена.

Дюреру здесь 22 года. Впервые в автопортрете его задачей оказывается не познать самого себя, а показать себя другим, как бы «предъявить» свои внешность и личность миру.

«Дюрер великолепный»: автопортрет из «Прадо» «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». Между двумя автопортретами — этим и предыдущим — прошло всего пять лет, и это были очень важные годы в биографии Дюрера.

В эти пять лет Дюрер не только женился, но и прославился, не только возмужал, но и успел осознать себя большим художником,

универсальной личностью, для которой стали тесны рамки родного города, так как теперь Дюреру нужен весь мир. В этом автопортрете из Прадо, в самом взгляде Дюрера, в его спокойной и уверенной позе и в том, как его руки опираются на парапет, ощущается особое, осознанное достоинство.

Новый автопортрет — это своего рода декларация, что Дюрер больше не ремесленник (а в родном Нюрнберге художников всё еще продолжают считать представителями ремесленного сословия) — он художник, а значит, божий избранник.

Дюрер больше не согласен считает себя ремесленником-провинциалом, ограниченным условностями времени и пространства.

Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»).

Эту же тенденцию рассматривать художника не как простого ремесленника, а как универсальную личность, Дюрер доводит до логического предела в картине, которая впоследствии станет самым знаменитым из его автопортретов.

Мелкими буковками сделана надпись: „Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками“».

Впервые Дюрер изображает себя не в трехчетвертном развороте, а строго фронтально — так не принято было писать светские портреты, только святых.

Рисунок Дюрера с запрокинутой головой мёртвого Иисуса некоторые небезосновательно считаютавтопортетом.

Рассказывают, в «возрасте Христа» или около того Дюрер очень сильно заболел и был при смерти. Несколько дней его трясла лихорадка, Дюрер лежал измождённый, с пересохшими губами и запавшими глазами.

В тот момент все думали, что набожный художник пошлёт за священником. Но он потребовал принести небольшое зеркало, поставил его себе на грудь и, едва-едва находя силы приподнимать голову, долго всматривался в своё отражение. Это напугало близких Дюрера: возможно, они подумали, что под влиянием болезни он помешался, ибо никому еще не приходило в голову на смертном одре любоваться собою в зеркале. Когда Дюрер поправился, на основании увиденного он сделал этот рисунок.

Фрида Кало

Автор стремится проанализировать и осмыслить свое прошлое, понять значимость тех или иных событий - и делать это не для трансляции миру, а именно для себя. Примером такого типа жизнеописания служат многочисленные автопортреты Фриды Кало (1907-1954). В этих работах отражено творческое понимание и переживание своего жизненного опыта.

Фрида Кало не только яркая художница, большинство работ которой - автопортреты, но и первая латиноамериканка, ставшая завсегдатаем кабинетов психоаналитиков.

Как в этой удивительной женщине уживалась боль и красота, так и на ее картинах, которые, как правило, посвящены событиям жизни художницы, реальность переплетена с символами.

Ее автопортреты, описание удивительной и сложной жизни, в которое художница вкладывала все многообразие своих переживаний и противоречий.

Рисовать она начала в 18 лет, после того как попала в жуткую аварию. Ее тело было сильно разбито: поврежден позвоночник, сломаны тазовые кости, ключица, ребра, только на одной ноге было одиннадцать переломов. Жизнь Фриды весела на волоске, но юная девушка смогла победить, и в этом, как ни странно, ей помогло рисование. Ещё в больничной палате перед ней ставили большое зеркало и Фрида рисовала себя.

Практически на всех автопортретах Фрида Кало изображала себя серьёзной, мрачной, словно застывшей и холодной с суровым непроницаемым лицом, однако все эмоции и душевные переживания художницы можно почувствовать в окружающих её деталях и фигурах. Каждая из картин хранит в себе те чувства, которые переживала Фрида в определенный момент времени.

С помощью автопортрета она словно пыталась разобраться в себе, раскрыть свой внутренний мир, освободиться от бушевавших внутри неё страстей.

Фрида терзалась постоянными и сильнейшими болями практически всю свою жизнь. И это переживание символично воплощено в ее автопортретах.

Понимание себя, детальный анализ своего тела и судьбы, метко и лаконичны переданы в фоне ее картин.

В автопортретах проносится вся жизнь - катастрофа на дороге, годы больниц, замужество с Диего Ривера, увлеченность творческим осмысление своей судьбы, исследование самой себя, переживания измен мужа, значимые встречи, невозможность иметь детей, все более и более сложные операции, обреченность постоянно быть в клетке корсета, страсть, поглощенность красотой. Насыщенность жизненными событиями, сильнейшими эмоциональными переживаниями передана в многогранной серии автопортретов - отражении судьбы Фриды Кало.

Винсент Ван Гог

Многочисленны автопортрета Винсента Ван Гога. Кроме «харизматичного» автопортрета с отрезанным ухом, художник оставил более двух десятков собственных портретов, каждый из которых характерен именно для определенного периода жизни автора и отражает течение душевной болезни.

Прежде всего, хотелось бы отметить некоторую «зацикленность» этих работ. Ван Гог упорно обращается к одним и тем же ракурса - полупрофиль с правой или левой стороны, и одним и тем же аксессуарам - шляпа и трубка.

Возможно, этот факт сопоставим с письмами Ван Гога к брату Тео, в которых он жалуется на предчувствие происходящих перемен в себе, страшится наступающей болезни. И в этом смысле его автопортреты - то есть фиксирование своего образа на неком носителе - служило своеобразном средством связи с реальностью, удерживало художника, не давало разрушиться его представлениям о самом себе.

Ван Гог Автопортреты
Ведь именно на фоне незначительных, вроде бы, со стороны, атрибутов складывается жизнь, а память использует их как ориентиры или зацепочки. И описывая кому-либо незнакомого человека, мы характеризуем его с помощью его привычек, мелочей вроде трубки или предпочтения шляп другим головным уборам.

Винсент Ван Гог Автопортреты
Так и Ван Гог на грани безумия, осознавая свою болезнь, стремится не потерять хотя бы себя, со своими привычками и особенностями. Он сохраняет в автопортретах свои привычки и те черточки, по которым можно было бы судить о нем.

Ясперс, резюмируя свой анализ творчества Ван Гога, пишет: «Граница развития приходится на начало 1888 года, что совпадает с началом психоза. Работы, оказавшие столь большое влияние на нас и на наше время, относятся к 1888—1890 годам. В это время было написано больше картин, чем во все предшествующие годы» . Но за эти годы было написано и самое большое количество автопортретов.

Почему именно в кризисные моменты страха перед надвигающимся помешательством художник обращается к изображению себя? Вероятный ответ - в стремлении утвердить свою здоровую, контролируемую и настоящую сущность. Ван Гог боялся потеряться в болезни, потерять образ своего «Я». Сравнивая свои автопортреты, он успокаивается их сходством. В его руках оказывается иллюзия владения своим рассудком и самим собой.
«В общем, моя работа принадлежит тебе. - пишет он брату. - Я вложил в нее мою жизнь, и половина моего рассудка ушла в нее…». Но он держит в руках свой автопортрет и может ощущать себя целым, единым, не разрушенным.

А.С. Пушкин

Особое место в рисунках Пушкина занимают его автопортреты. «Он сделал с себя в три раза больше изображений, чем все его современники, вместе взятые», - отмечал Эфрос (более 60 автопортретов).

А.М. Эфрос подходил к автопортретам Пушкина как «автобиографии в рисунках»
«Его внимание к своему облику было настойчиво, и оно полно огромного смысла», считал критик

Так, Эфрос выделял два вида пушкинских автопортретов - во время работы над своим внешним обликом (к нему относятся изображения себя с усами, без усов, с бакенбардами, которые затем появлялись в наружности поэта несколькими годами позже) либо - внутренним миром.

По мнению Эфроса, «автопортреты Пушкина имеют огромную документальную ценность. Это наиболее надёжные свидетельства примет и особенностей пушкинского облика». Соглашается с Эфросом и Лия Певзнер, полагавшая, что портретные рисунки самого Пушкина - «не просто документ минувшего», но и «часть биографии поэта»

Анализ автопортретной графики поэта у критика неизменно сопряжён с тщательным исследованием его биографии, скрупулезной работой с архивными данными.

Эфрос не просто сопоставляет самоизображения гения с содержанием созданных рядом с ними строк, но изучает сам жизненный период поэта и связанные с ним настроения и, лишь отталкиваясь от этого, делает попытку психологического объяснения появления автопортрета и его графических особенностей, весьма удачную.

Так, в ходе своего исследования, он выясняет, что первое пушкинское изображение себя возникает не ранее, как «с роковой даты, с 1820 года, принёсшего ему первую катастрофу». Таким образом, до своей первой ссылки.

Пушкин, изображавший многочисленные профили актрис, гвардейцев и сотоварищей, не запечатлевает собственную наружность.

Внимание к внешнему миру преобладало над вниманием к себе. Настойчивая мысль о себе появляется в период южной ссылки, когда поэт «стал для себя главным предметом волнений».

Этот настойчивый интерес к собственной личности продолжается вплоть до 1831 года, до женитьбы поэта и, по мнению Эфроса, является по сути дела «графической исповедью» и эти самоизображения всегда «сугубо интимны» .

За автопортретированием стоит желание повлиять на реальность, историю своей жизни и особенности своего внутреннего мира.

Литература:

  1. Вчерашняя Анна Дюрер: Автопортреты, как познание человека
  2. Статья Автопортреты А.С. Пушкина в критике А.М. Эфроса
  3. Эфрос А.М. Автопортреты Пушкина
  4. Эфрос А.М. Мастера разных эпох.
  5. Шалина О. С. Взаимосвязь самооценки и переживания зеркального образа

Это вступительная часть лекции «Психотерапия в искусстве. Искусство в психотерапии»


- вставной автопортрет - художник изображен в группе персонажей какого-либо сюжета,
- представительский (символический) автопортрет - художник изображает себя в образе
исторического лица или религиозного персонажа,
- групповой портрет - художник изображен с членами своей семьи или другими реальными
лицами.
- отдельный или естественный автопортрет - художник изображен один.

Естественный автопортрет в свою очередь может быть:
- профессиональный - художник изображен за работой,
ь- личностный - раскрывающим моральные и психологические черты автора,
- эротический.

Большинство автопортретов было исполнено при помощи одного или нескольких зеркал, что диктует
их основную технологическую особенно¬сть - перевернутость изображения.
Характерная особенность автопортрета заключается, прежде всего, в том, что художник «говорит»
со зрителем от первого лица. Это своего рода его живописный монолог.

Мастер Аврам. Врата Софийского собора в Новгороде.

Возникновения автопортрета непосредственно связано с развитием портретной живописи как таковой.
Древнейшими из сохранившихся автопортретов можно считать изображения художников в древнеегипетской
живописи и скульптуре. Считается, что портретное изображение скульптора фараона Эхнатона датируемое
приблизительно 1365 годом до нашей эры является автопортретом.
Встречаются автопортреты и в древнегреческой вазописи. А Плутарх упоминает, что древнегреческий
скульптор Фидий изобразил себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи
Афины в Парфеноне.
В эпоху средневековья также встречаются скульптурные автопортреты – принадлежащие скульпторам
XIV века Авраму в Новгороде и Петеру Парлержу в соборе Святого Вита в Праге.

Петер Парлерж. Автопортрет. Скульптура трифория собора св. Вита в Праге. XIV в.

Итальянский художник Джотто ди Бондоне (1267-1337 гг.) включил себя в цикл «выдающихся людей» в
росписи в церкви Кастель Нуово в Неаполе.
Но подлинное рождение портретной живописи как самостоятельного жанра, а вместе с ней и автопортрета
происходит в Эпоху Возрождения.
Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на библейские и
мифологические темы (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Б. Гоццоли, Лука Синьорелли). Так
Мазаччо изобразил себя в качестве одного из апостолов в росписи часовни Бранкаччи. А Беноццо Гоццоли
рисует себя в «Шествии волхвов», а чтобы не возникало сомнений в том, что это именно он подписывает
свое имя на шляпе. Сандро Боттичелли сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».

Сандро Боттичелли. Автопортрет. Фрагмент картины «Поклонение волхвов».

Доминико Гирландайо. Автопортрет. Деталь фрески «Изгнание Иоакима из храма».
Капелла Торнабуони, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.

Томазо Мазаччо. Автопортрет. Фрагмент фрески в церкви Санта Мария дель Кармине, Пиза. 1426 г.

«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая
за счет зеркального переворота изображения – характерные приметы, по которым обычно опознаются
автопортреты в многофигурных композициях»
-
так характеризует автопортрет Раннего Возрождения искусствовед В. Н. Гращенков.

Лука Синьорелли. Автопортрет. Деталь фрески «Падение антихриста».
Капелла Сан Бризио Кафедрального собора Орвето, Орвето. 1499-1502 гг.

В искусстве Высокого Возрождения автопортрет свидетельствовал о возросшем общественном положении художника.

Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506 г.

Идеал прекрасной и гармоничной личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510 г.), безграничное могущество
мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1512 г.) – таковы ключевые образы
Высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г.

Живописцы Позднего Возрождения раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности.
Таковы автопортреты Тинторетто и Тициана.

Якопо Тинторетто. Автопортрет. Деталь. ок. 1588-90 гг.

На «Автопортрете с Орацио и Марко Вечелио» изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко.
Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.

Тициан. Автопортрет. Ок. 1566 г.

Паоло Веронезе изображает себя под видом одетого в белое скрипача в картине
«Брак в Кане Галилейской» (1562 г).

Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Брак в Кане Галилейской».

Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Пир в доме Левия». 1573 г.

Полагают, что Микеланджело придал сходство с собственным лицом изображению содранной со святого
Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.

Страшный суд. Фреска из Сикстинской капеллы.
Фрагмент. (предполагаемый автопортрет Микеланджело).

Пармиджанино. «Автопортрет в выпуклом зеркале». 1524 г.

Зыбок и изменчив «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино.

Микеланджело да Караваджо. «Медуза». 1598-1599 гг.

Откровенно эпатажна «Медуза» Караваджо (1598-1599 гг.), где художник придаёт автопортретные черты
отрубленной голове Горгоны.

Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутреннего мира мастера (Понтормо).

Якопо Понтормо. Автопортрет. 1515 г.

Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете
Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене.
Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк».

Альбрехт Дюрер. Автопортрет с цветком.

Буйство селфи, возможно является вещью нового поколения, но автопортреты не являются чем-то новым. С Древнего Египта и до Ренессанса автопортреты украшали попытки художников на различных этапах их карьеры. Все это говорит о том, что концепция автопортрета, на самом деле, стала популярной в 15 веке и с тех пор, художники, начиная от любителей и до классических мастеров расписывали их в различных стилях и в различной степени точности.

Учитывая, что даже начинающий художник, а впоследствии диктатор Адольф Гитлер нарисовал автопортрет, можно с уверенностью сказать, что суть захвата - отнюдь не новое явление. Все это говорит о неоспоримой истине, что некоторые автопортреты помещены выше остальных. Это может быть по разным причинам, собственная слава художника, подлинность портрета или стиль, который был использован для создания модели.

Ниже перечислены 10 самых известных автопортретов.


Покинув мир медицины ради мира искусства в возрасте семнадцати лет, Фрида Кало, безусловно, оставила след в истории. Она нарисовала множество автопортретов или себя в различных жизненных аспектах, и каждый из них художественно красив и эмоционально привлекателен для аудитории. Но, пожалуй, одна из самых известных ее картин - автопортрет с терновым ожерельем и колибри.

Как и большинство ее известных картин, они включают в себя изображения, которые приносят психологическое и физиологическое ощущение боли. Решимость и боль, которые характеризуют ее жизнь через несчастные случаи и разводы, являются невидимой частью ее картин.


Нарисовав более 30 автопортретов на протяжении всей своей карьеры, Винсент Ван Гог коллекционировал автопортреты, которые признаны уникальными, индивидуальными и наверняка являются частью самых сливок художественного мира.

Автопортрет с перевязанным ухом - один из двух портретов, которые он сделал после отрезания правого уха, которое, по-видимому, стало левым в живописи, так как он использовал зеркало. Эта картина является составляющей списка не только из-за уникальности, но из-за истории позади нее.


Рембрандт нарисовал много портретов самого себя, но, пожалуй, самым известным является - автопортрет с с загнутым беретом. Он считается самым знаменитым автопортретом, так как является знаковым для показа его возраста.

Автопортреты Рембрандта гораздо более интересные произведения для изучения, когда дело доходит до света, он часто просил своих учеников копировать его автопортрет в форме практики и разрабатывать свой собственный стиль.


Известный четырьмя цветными рисунками, Энди Уорхол считается одним из величайших художников в эпоху поп-арта. Популярный зеленый, красный, синий, желтый сочетание печатные фотографии, видимые сегодня, могут быть приписаны ему.

Он сделал свой автопортрет в рамках этой серии, а также части других произведений. Но следует отметить, что его автопортрет в четырех цветах - одна из его самых известных работ.


Известный суровой реальностью, Дэвид Хокни создал множество автопортретов, которые отражают его как личность. Картины предназначены для того, чтобы продемонстрировать свои наблюдения, откровенные моменты и все неловкости, которые происходят с людьми.


Многие художники использовали зеркала как форму самовосприятия и использовали их, чтобы создать точный или идеалистический портрет самого себя - это отнюдь не новая идея. Способ, в котором Люсьен Фрейд использовал зеркала, особенно в его наиболее знаменитом автопортрете.

Он выглядит пугающим, так как на первом плане картины расположены двое детей, которые почти спрятались за ним.


Гюстав Курбе известен как художник-реалист. Его автопортрет, отель Le Desespere, на котором изображен молодой человек в отчаянии. С широко раскрытыми глазами и растрепанными волосами, в котором реализм в живописи приобретает новое измерение. Это одна из картин, которую Гюстав взял с собой, когда его отправили в ссылку.


Туринский автопортрет - единственный автопортрет Леонардо да Винчи, который удалось найти. Считается, что лицо желтого цвета связано с идеей возрождения человека. Независимо от сомнительного происхождения, эта картина остается одним из самых известных автопортретов.


Автопортрет Дюрера заставит всех зрителей сделать паузу и посмотреть на работу. Темный фон и темная одежда, черты лица и цвет кожи выделены. Художник несет большое сходство с Иисусом и большинство критиков предполагают, что это было сделано намеренно. Этот портрет был написан Альбрехтом Дюрером в ночь перед его 29-м днем рождения.

Критики по сей день спорят по поводу божественного сходства как формы идолопоклонства или как способа тонко указать на то, что талант Альбрехта был даром от Бога.


Создатель стиля, известного сегодня как импрессионизм, - Клод Оскар Моне. Моне страдал от катаракты и критики не могут решить, то ли портрет написан в стремлении запечатлеть его внешность или это всего лишь автопортрет в соответствии с веяниями времени.

Если вам не терпится осуществить свою мечту - научиться рисовать - то данная серия видеоуроков - то, что нужно для первого шага.

Автопортрет - (от греч. autos-сам и франц. portrait - портрет, англ. self-portrait, франц. autoportrait, нем. Selbstbildnis) - живописное, графическое или скульптурное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов. Художник может быть представлен в разных обличьях, в разных одеждах.

Автопортрет требует от художника искусства самопознания. Автопортрет можно встретить во всех видах искусства: литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Считается, что жанр автопортрета получил развитие в эпоху Возрождения. До появления абстракции автопортрет создавался при помощи зеркал — только так можно изобразить себя, если сам себя не видишь. Это своего рода нарциссизм: отражение формируется по желанию автора таким, каким он хочет видеть себя.


Helmut Newton

Художники античности, создавая автопортрет, отлично передавали внешнее сходство, но внутренний, духовный мир был им недоступен. Для эпохи христианства характерно стремление к покаянию, исповедь. В автопортрете появляются мотивы самокритичности. В эпоху Возрождения формируются жанровые особенности автопортрета. Вам наверняка хорошо известны автопортреты таких художников, как Леонардо да Винчи, Тинторетто, Эль-Греко, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Ван-Гога, Пикассо и многих других.

В автопортрете можно увидеть много интересного относительно отношения человека к себе, видения своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и эмоциональной самооценки. Автопортрет - это осмысление своего духовного склада, постижение своего характера, своих привязаностей и склонностей, своих достоинств и недостатков, своих воззрений на мир, человека, природу, самокритичность.

Жанр автопортрета очень популярен в фотографии. Фотографировать себя, когда только появился жанр фотографии, было очень не просто. Современная техника делает возможность самовыражения через автопортрет намного проще. Труднее заглянуть в самого себя, проанализировать самого себя, оказаться по ту сторону камеры и оказаться в роли изучаемого. Взгляд на себя со стороны очень не прост.


André Kertész

Один из вариантов наблюдения за собой со стороны - съемка через зеркало. Зеркало часто использовалось художниками в рисовании автопортрета, оно служило реалистическим отражением для рисования с натуры, оно помогало художнику показать себя в ролевом образе. Как только мы начинаем примерять на себя роли, мы или уходим в этот процесс и остаемся в образе или начинаем освобождаться от ролей и убираем один за другим фильтры, через которые мы смотрим на реальность.

Второй путь — это изучение, нахождение внутренней точки отсчета, внутренней сути самого себя.


Brassaï

Еще технический вопрос - что можно назвать автопортретом? Что, если спуск затвора фотокамеры нажимает рука другого человека? Кто автор снимка? Любой снимок, режиссером которого был сам фотограф, можно считать автопортретом. Современные технические возможности таковы, что в помощи посторонних нет необходимости.


Marianne Breslauer

Как подготовить съемку и с чего начать? Как и в любом другом жанре фотографии - с создания образа и композиции. Подумайте, что вы хотите показать зрителю. Серьезного молодого человека в полный рост в деловом костюме, пробуждение юной девушки в романтическом окружении подушек и шелкового белья на кровати, задумчивое настроение у окна с видом на окружающий вас мир или нечто абстрактное с бабочками, сердечками и феями. Прежде чем снимать, подумайте, как вы ходите себя показать и с помощью каких средств вы можете передать это настроение.

Итак, первое - концепция и идея снимка .

Как только вы определили тему вашего снимка, вы можете перейти в ее реализации. В первую очередь вам нужно решить, с каким реквизитом вы будете работать и где вы будете снимать (определить место съемки ). Фотография - это рисование светом. Поэтому следующий шаг - выбор и подготовка освещения (свет из окна, естественный свет на улице или вспышки) . И, наконец, подготовка оборудования для съемки .


Ré Soupault

Оборудование

Камера

Оптимально иметь цифровую камеру с таймером (с задержкой на несколько секунд) и автофокусом, в случае если вы снимаете со студийным светом, необходима возможность синхронизации с ним.

Объектив

Выбор фокусного расстояния зависит от масштабов портрета. Оптимально иметь портретный мягко-рисующий объектив.

Штатив

Для съемки автопортрета вам обязательно понадобится штатив. Можно использовать любую другую поверхность для установки фотоаппарата, но только с помощью штатива вы гарантированно получите резкие снимки.

Свет

Вы можете снимать на улице с естественным светом. Здесь вам понадобится отражатель и в некоторых случаях диффузор-рассеиватель. В качестве отражателя могут служить белые стены и другие белые поверхности. При съемке со светом из окна так же желательно использование отражателя (альтернатива - белые стены и поверхности). Если вы хотите снимать со студийным светом, вам необходимо иметь вспышки и синхронизатор.

Дистанционное управление

При съемке на цифровую камеру может быть достаточного встроенного таймера автоспуска, но если вы фокусируетесь не вручную, то автофокусировка будет происходить при нажатии на кнопку спуска камеры. Автофокус может ошибаться и резкость может оказаться не на глазах, а где-то в другом месте.

Гораздо удобнее пульт дистанционного управления. При помощи пульта вы получите большую мобильность: вам не нужно будет бегать между камерой и местом съемки для того, чтобы сделать один кадр (бег полезен для здоровья, но приятного в беге туда сюда мало вы не сможете как следует сконцентрироваться на настроении и образе). Кроме того, пульт маленький и во время съемки его просто спрятать в руке или кармане. Лучше всего подходят радиопульты или ИК-пульты. Вы не будете связаны проводами с камерой и у них дальность действия в пределах десятка метров. Так же можно воспользоваться спусковым тросиком.

Richard Avedon

Советы по съемке автопортрета

Фокусировка

Один из вариантов - камера в режиме автофокуса фокусируется заранее на то место, где предполагается расположение лица. На месте лица может находится любой предмет. Затем автофокус отключается или камера переводится в режим фокусировки неподвижного объекта (то есть отключается следящий автофоку, не забудьте отключить и все стабилизаторы и гироскопы на объективе). Фокусировка должна быть на глаза и портреты лучше всего снимать с малой глубиной резкости. Но в случае автопортрета малая ГРИП почти невозможна, поэтому диафрагма должна быть от f\8 и уже. Для того, чтобы камера могла нормально фокусироваться, на лице должно быть достаточное количество света.

Варианты съемки

Есть много вариантов съемки автопортрета. Первый, который мы часто видим в соц. сетях. “Фотограф” берет камеру и снимает себя на вытянутой руке. Дружеские шаржи-автопортреты, снятые таким образом, нам всем известны.

Второй способ - съемка отражения в зеркале. При съемке с зеркалом вы можете контролировать позу, выражение лица, взгляд и пр.

Самый сложный и интересный способ съемки автопортрета - съемка с предварительной подготовкой. Для этого вы готовите место съемки, ставите камеру на штатив, заранее компонуете кадр, готовите свет, выбираете экспозицию. Конечно, для установки света и определения экспозиции лучше иметь помощника.

Как правило при съемке автопортрета нужно контролировать результаты после того, как вы отсняли несколько кадров. То есть вы снимаете несколько кадров, смотрите на результаты, вносите поправки в композицию кадра, позу, свет, экспозицию и пр. и снимаете дальше. В композиции очень важно, чтобы ваша поза была удобной и натуральной. Если вы снимаетесь сидя, найдите опору для ног и рук (подушки, книги, подлокотники и пр.) Взгляд при съемке не обязательно должен быть направлен в камеру. Все зависит от вашей задумки и от того, хотите ли вы вести прямой диалог со зрителем, смотря в камеру или вы хотите показать себя в раздумьях, мечтах, воспоминаниях.

Съёмка автопортрета - сложный, но очень увлекательный и интересный процесс. Вы учитесь понимать себя.


Willy Ronis



Ugo Mulas


Ed van der Elsken


Stanley Kubrick


Lee Friedlander


Cecil Beaton


Lee Friedlander



Загрузка...
Top