Что такое изобразительно-выразительные средства. Изобразительно-выразительные средства языка: перечень с названием и описанием, примеры




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить и углубить сведения об изобразительно-выразительных средствах; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.

Ход урока

Вступительное слово.

Сегодня мы повторим изобразительно-выразительные средства русского языка, выполним задания для систематизации знаний о выразительных средствах.

Средства художественной выразительности употребляются для создания художественного образа, для придания особой выразительности, с целью воздействия на читателя.

Работа с презентацией.

Презентация помогает учащимся вспомнить и повторить основные виды тропов, стилистических фигур, выразительных средств фонетики. После знакомства с презентацией следуют тренировочные задания.

Тренировочные задания.

Задание 1: работа с таблицей.

Ученикам раздаются листы с распечатанной таблицей, в которой заполнена только центральная колонка (определения тропов). Задача учащихся – распознать троп по определению и проиллюстрировать его примером, данных после таблицы.

Изобразительно-выразительное средство Определение Примеры
Эпитет Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность.
Метафора Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
Метонимия Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.
Синекдоха Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот.
Сравнение Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.
Олицетворение Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.
Гипербола Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
Литота Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого.
Аллегория Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа.
Оксюморон Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.
Перифраз (перифраза) Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания.

Примеры к таблице:

  1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов. (олицетворение)
  2. Чайник кипит. (метонимия)
  3. Готов задушить в объятьях. (гипербола)
  4. Туманный Альбион. (перифраз)
  5. При свете тьмы. (оксюморон)
  6. Мужичок с ноготок. (литота)
  7. Лес точно терем расписной. (сравнение)
  8. Политический пасьянс. (метафора)
  9. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе. (синекдоха)
  10. Печальные поляны. (эпитет)
  11. Лиса – о хитром человека. (аллегория)

Задание 2: тестовая работа

1. Это: а) анафора, б) эпифора, в) повтор (стык), г) олицетворение

Только в мире и есть что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и сеть что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть что душистый
Милой головки убор,
Только в мире и есть что чистый,
Влево бегущий пробор.

2. Здесь применяется:

а) эпифора и повтор

б) анафора и повтор

в) анафора и эпифора

г) анафора и сравнение

Над нами гремят трубачи молодые,
Над нами восходят созвездья чужие,
Над нами чужие знамена шумят….
Чуть ветер,
Чуть север –
Срывайтесь за ними,
Неситесь за ними,
Гонитесь за ними,
Катитесь в полях,
Запевайте в степях!

3. Соотнесите:

1) Корабль вашего здоровья сел на мель. Его надо взять на буксир, снять с мели, а потом, когда у него под килем будет свободная вода, он поплывет сам. Лекарства – это буксир, свободная вода – это время, а возможность плыть самому – это восстановившиеся адаптационные возможности.

2) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С.Пушкин)

3) Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. (А.С.Пушкин)

4) Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов)

а) литота

б) метафора

в) перифраз

г) синекдоха

4. В каком тексте используется ирония, анафора, синтаксический параллелизм?

Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах. (А.Блок)

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил. (М.Ю.Лермонтов)

Слышу ли холод заветной разлуки
С милой весной и цветами земли,
Или поэзии детские руки
Манят поэта и машут вдали. (В.Луговской)

За море Черное, за море Белое
В черные очи и в белые дни. (А.Блок)

Вижу, смерть меня здесь, в степи, сразит,
Не попомни, друг, злых моих обид.
Злых моих обид да и глупостей,
Неразумных слов, прежней грубости. (И.Суриков)

а) синтаксический параллелизм

б) стык/повтор

в) инверсия

г) олицетворение

6. В каком из перечисленных предложений использована антитеза?

а) Человечество коллективно может завоевать Луну либо открыть антивещество, но все равно за письменный стол каждый человек садится по отдельности.

б) Но произошел удивительный парадокс.

в) Техника сделала могущественным каждое государство и человечество в целом.

г) Но когда же ты остаешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра – просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?

7. В каком предложении использованы ряды однородных членов как средство выразительности?

а) Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьезные и смешные.

б) Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени.

в) Не успеешь опомниться, как блекнет молодость и тускнеют глаза.

г) Я перебираю в памяти места, какие видел и убеждаюсь, что видел мало.

8.

Не менее удивительны и “электрические пожары”. Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. Дескать, что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмешь? Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания – причиной огня является неисправность.

а) сочетание книжных и разговорных синтаксических конструкций

б) термины

в) олицетворение

г) сравнение

д) ряд однородных членов

9. В каком предложении используется метафора?

а) Связка в альпинизме – не только самый распространенный способ взаимостраховки, а нечто неизмеримо большее.

б) Альпинизм немыслим без риска и потому немыслим без настоящих друзей.

в) Только у пресыщенного праздностью богача могло возникнуть желание испытать себя в единоборстве с горами.

г) Альпинизм – это прежде всего труд, работа.

10. Какие из перечисленных языковых средств используются в следующем тексте?

Альпинизм – это прежде всего труд, работа. По-настоящему мужская, требующая сил, выдержки, терпения, максимальной самоотдачи. Приносящая огромную радость, но чаще – изматывающая, на пределе твоих сил и возможностей, а может, и за пределом – кто знает, где он, каков он? Как и во всякой работе, в альпинизме – в цене мастерство, та особая легкость, которая достигается лишь годами тренировок. Спорт не терпит сачков, любителей отсидеться за чужой спиной. Выгонять, отчислять таких из альпинистских секций обычно не приходится – уходят сами, прикрываясь, как щитом, расхожей фразой “умный в гору не пойдет”.

а) неполные предложения

б) сравнительный оборот

г) ряды однородных членов

д) контекстные синонимы

11. Какой прием использован при употреблении слова язык в предложении:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

а) метонимия б) метафора в) сравнение г) эпитет

12. В каком предложении используется перифраз?

1) Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. (А.С.Пушкин)

2) В искрах катится река, словно зеркало стальное.

3) Компьютер – очень удобный инструмент для работы.

4) Слова с противоположными значениями называют антонимами.

Задание 3: работа с художественным текстом.

Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующих текстах.

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне мира в тихом доме
Возле мирного огня. (А.Блок)

Б) Чуть зазевался, того гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке. (М.Ю.Лермонтов)

В) Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом. (А.П.Чехов)

Г) Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В.Гоголь)

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь! (Н.А.Некрасов)

Е) Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз. (В.В.Маяковский)

Ж) Раз он в море закинул невод, - Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, - Пришел невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одною рыбкой. – с непростою рыбкой, - золотою. (А.С.Пушкин)

З) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)

И) Гром из-за тучи, зверея, вылез.

Громадные ноздри задорно высморкал. (В.В.Маяковский)

К) Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка! Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось при том рекою. (А.С.Пушкин)

Жеребец под ним сверкает
Белым рафинадом. (Э.Багрицкий)

Итог урока

Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы учащихся.

Домашнее задание: выписать по одному примеру на каждый троп их художественного текста. Каждый пример записать с указанием источника.

Сочинение на лингвистическую тему. Уроки.

Урок 1

Сочинение по тексту 32 (список тем Цыбулько)

Сочинение

Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил все одним духом». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «очень быстро, моментально». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (125 слов)

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка:

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Необходимо привести аргументы из текста. Для этого возьмите текст, выпишите или подчеркните в нем все фразеологизмы, которые там встретите. Их в тексте довольно много:

Пришел в себя (2)

Обрушился всем телом (7)

Браться за дело, закатав рукава (15)(чаще в словарях встречается слово «засучив»)

Заходя в тупики(16)

Тяжкий грех (21)

Валить с больной головы на здоровую (21) и другие.

Выберите для своего сочинения те фразеологизмы, значение которых можете истолковать. Переписывайте вторую часть сочинения, вставляя выбранный вами фразеологизм:

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего « перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее. (Значение фразеологизма вы можете взять во фразеологическом словаре или в Интернете.)

Переписываете третью часть сочинения, вставляя выбранный вами фразеологизм:

В предложении 21 автор использует фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Все. Наши аргументы готовы. Соединяем все части сочинения и получаем новую работу:

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

Урок 2

Нужно написать сочинение, хотя бы чуть-чуть отличающееся от шаблона (того же сочинение).

Сочинение

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто слышу в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор употребляет фразеологизм «тяжкий грех», который я тоже использую в своей речи. У него также есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (137 слов)

Аргументы по шаблону.

Нужно разнообразить вступление и заключение работы.

Вступление и вывод по смыслу очень похожи.

Поменяем их местами, сохранив только те части, которые

НЕОБХОДИМЫ именно в этом разделе.

ВСТУПЛЕНИЕ

(Жирным шрифтом выделено во вступлении то, что нельзя убирать из шаблона.)

Изменили эту часть, воспользовавшись заключением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы, - повседневные спутники нашей речи.

(Жирным шрифтом выделено в заключении то, что нельзя убирать из шаблона.)

Соберем воедино наше НОВОЕ СОЧИНЕНИЕ:

Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи», несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы,- повседневные спутники нашей речи.

Урок № 3

Ваше вступление и заключение не походили на другие?

Можете в книгах о фразеологизмах, в Интернете или в других источниках найти яркие, эмоциональные слова об этой единице языка. Там вы встретите сравнения фразеологизмов с россыпями бриллиантов и с яркими изумрудами на фоне речевой ткани. Несомненно, эти фразы помогут вам самостоятельно написать начало и завершение работы.

2.Этот путь сложнее и проще одновременно. Что от вас хотят услышать разработчики тестов? То, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Попробуем написать свое вступление.

ВСТУПЛЕНИЕ

Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучивали специально, они с речью мамы, бабушки, учителя вошли в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.

Просто и доступно написано вступление. Нужно это же сделать с заключением. Перечитаем еще раз цитату, отметим, что из нее мы уже использовали в начале работы? Оказывается, дословно не использовали ничего, кроме выражения «знакомы с детства». Поэтому в заключение мы можем смело взять что-то и из цитаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

Создаем НОВОЕ сочинение.

СОЧИНЕНИЕ

Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучиваем специально, они с речью мамы, бабушки, учителя входят в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ненавязчиво, но ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

ТЕМЫ сочинений ГИА 2014 года (По сборнику И.П.Цыбулько)

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения ». К. Г. Паустовский

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Б. Н. Головин

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А . А. Зеленецкий

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

А. И. Горшков

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е . В. Джанджакова

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы ». Г. Я. Солганик

*ТРОП – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении.

ВИДЫ ТРОПОВ:

ЭПИТЕТ – образное (художественное определение предмета; метафорическое прилагательное, в котором заключён меткий признак сравнения (лебяжий снег – снег белый, мягкий и лёгкий, как лебяжий пух) . Отвечает на вопросы: какая (-ой,-ое) , каковы? :

А волны моря с печальным рёвом о камни бились.(М.Г.) ;

Между тучами и морем гордо (нар.)реет Буревестник.(М.Г.) ;

Мороз-воевода (сущ.) дозором обходит владенья свои. (Н.) ;

…приятна мне твоя прощальная краса. (П.) ;

По ограде высокой и длинной

Лишних роз к нам свисают цветы.

А. Блок

В народном поэтическом творчестве используются постоянные эпитеты: дороженька столбовая, синее море, красна девица, добрый молодец, скатный жемчуг, мать-сыра земля, поле чистое, тучи чёрные.

Иногда роль эпитета играют эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого-либо состояния:

Она Тарквинию с размаха Звенела музыка в саду

Даёт пощёчину, да, да! Таким невыразимым горем .

Пощёчину, да ведь какую ! А. Ахматова

А. Пушкин, «Граф Нулин»

СРАВНЕНИЕ – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

В сравнении присутствуют 2 компонента:

1) то, что сравнивается;

2) то, с чем сравнивается.

Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно или может указывать на сходство (похож на…) :

Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной. (П.)

Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

Ты всех милее, всех дороже , русская, суглинистая, жёсткая земля.

Под ним Казбек, как грань алмаза , снегами вечными сиял. (Л.)

Её любовь к сыну была подобна безумию. (М.Г.)

Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы .(А. Грин)

На глаза осторожной кошки Тогда я демонов увидел чёрный рой,

Похожи твои глаза. Подобный издали ватаге муравьиной

А. Ахматова А. Пушкин

Намокшая воробышком

Сиреневая ветвь!

Б. Пастернак

Неопределённое сравнение, выражающее превосходную степень состояния:

А когда ночью светит месяц,

Когда светит…чёрт знает как !

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

С. Есенин

Сравнение может быть развёрнутым. В нём раскрывается несколько признаков одного явления или характеристика целой группы явлений:

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако же и не тоненькие». (Г.)

В русском фольклоре и его литературных стилизациях, в древнерусской литературе часто встречаются отрицательные сравнения:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит, -

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит…

(С.Н. Стромилов)

МЕТАФОРА – 1)это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов либо явлений; 2)это скрытое сравнение, в котором присутствует только то, с чем сравнивают. То, что сравнивается, лишь подразумевается. Метафора в различных формах присутствует во всяком поэтическом тропе. Наша бытовая речь пестрит метафорами: он потерял голову, торговая сеть, кружится голова, идёт дождь. Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой своими свежестью и новизной. От читателя требуется умение понять и почувствовать создаваемый образ:

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка . (месяц) ;

Пчела из кельи восковой летит за далью полевой. (П.) (келья – «улей») ;

Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (П.) (весна – «юность») ;

Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришв.) (заря – «начало»).

Если метафорическое выражение раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения, то такая метафора называется развёрнутой метафорой. Этот приём применён М. Лермонтовым в стихотворении «Чаша жизни» , где за основу взята ходовая, почти бытовая метафора «пить чашу жизни»:

Мы пьём из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами;

Когда же перед смертью с глаз

Завязка упадает,

И всё , что обольщало нас,

С завязкой исчезает –

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был – мечта

И что она – не наша!

Такие выражения, как «железный стих» , «утро седое» , «шёлковые ресницы» , одновременно выполняют роль эпитетов и метафор и называются метафорическими эпитетами. В метафоре нельзя отделить определение от определяемого слова: исчезает смысл.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это перенесение свойств человека на животных, неодушевлённые предметы, явления природы и отвлечённые понятия: Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство , и руку будет мне лизать , и в очи смотреть , в них знак моей читая воли. (П.) ; Утешится безмолвная печаль , и резвая задумается радость …(П.)

Олицетворение является особым видом метафоры:

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

С. Есенин

МЕТОНИМИЯ – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами либо явлениями. Связь эта может быть:

1)между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел. (Кр.) ;

Читал охотно Апулея ,

А Цицерона не читал.

А. Пушкин

3)между действием и орудием этого действия: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам. (П.) ;

4)между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Не то на серебре – на золоте едал. (Гр.) ;

5)между местом и людьми, находящимися на этом месте: Всё поле охнуло. (П.)

Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы» , «вроде» , «подобно» и т.д. С метонимией этого сделать нельзя.

СИНЕКДОХА – это разновидность метонимии, основанная на замене большего на меньшее или, наоборот, меньшего на большее. Обычно в синекдохе употребляется:

1)единственное число вместо множественного: Всё спит – и человек , и зверь , и птица .(Г.) ; Отсель грозить мы будем шведу …(П.) ;

и рубля

не накопили строчки.

В. Маяковский

2)множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны . (П.) ;

3)часть вместо целого: «Имеете ли в чём-нибудь нужду?» - «В крыше для моего семейства». (Герц.) ;

Чтобы у ног вы увидали Скажите: скоро ль Варшава (т.е Польша)

Мундир , и шпоры , и усы ! Предпишет гордый свой закон?

М. Лермонтов А. Пушкин

4)родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило . (М.; вместо солнце) ;

5)видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку . (Г.; вместо деньги).

ИРОНИЯ – это употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному (прямому) , с целью насмешки: Отколе, умная , бредёшь ты, голова ? – Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (Кр.)

Противоположный смысл может быть придан значительному по объёму контексту, а также целому произведению, как в стих-и М. Лермонтова «Благодарность»:

За всё , за всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слёз, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За всё , чем я обманут в жизни был…

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я ещё благодарил.

САРКАЗМ – особо едкая и язвительная ирония.

О словах, замечаниях и т.п. , а также о лице, взгляде, улыбке и т.п. :

Иронический – заключающий в себе, выражающий тонкую, скрытую усмешку;

Саркастический – заключающий в себе. выражающий ядовитую, злую насмешку;

Сардонический – издевательски-насмешливый, злобно-язвительный.

АЛЛЕГОРИЯ – это иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа: весы – правосудие, крест – вера, якорь – надежда, сердце – любовь. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы: хитрость – лиса, жадность и злость – волк, коварство – змея, трусость – заяц.

«8.Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9.потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей».

(Книга притчей Соломоновых).

Прекрасный Царскосельский сад,

Где льва (т.е. Швецию) сразив, почил орёл России мощной

На лоне мира и отрад…

А. Пушкин

Аллегория распространена в изобразительном искусстве: женщина с повязкой на глазах и весами в руках – правосудие.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ.

ГИПЕРБОЛА – это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал.(М.);

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Г.)

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинув рот,

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.

Пройдёт – словно солнце осветит! Я видывал, как она косит:

Посмотрит – рублём подарит! Что взмах – то готова копна.

Н. Некрасов

ЛИТОТА – 1)противоположность гиперболе, или обратная гипербола, содержащая непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…(Н.) ; в русском фольклоре – Крошечка-Хаврошечка, Мальчик-с-пальчик.

Другое значение литоты – 2)определение какого-либо понятия или предмета путём отрицания противоположного: Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова. (П.) ; он неглупый (вместо он умный).

Пример одновременного использования гиперболы и литоты: Дивно устроен наш свет…Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить ; другой имеет рот величиною в арку Главного штаба , но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Г.)

В литературных произведениях гипербола и литота могут передавать высокую патетику или служить средством сатиры и юмора:

«…И гостья при таких словах вся обратилась в слух: ушки её вытянулись сами собою, она приподнялась, почти не сидя и не держась на диване, и, несмотря на то, что была отчасти тяжеловата, сделалась вдруг тоне, стала похожа на лёгкий пух, который вот так и полетит на воздух от дуновения». (Н. Гоголь)

ПЕРИФРАЗА (или ПЕРИФРАЗ) – это оборот, состоящий в замене названия слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки названного прямо предмета или лица. : автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов) ; царь зверей (вместо лев) ; творец Макбета (Шекспир) ; певец Литвы (Мицкевич) ; певец Гяура и Жуана (Байрон).

АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор согласных звуков.

Буг ристы берег а, благ оприятны влаг и,

О, г оры с г роздами, г де г реет юг яг нят,

О, г рады, г де торг и, г де мозг окружны браг и…

М. Ломоносов

Одним из элементарных видов аллитерации является звукоподражание, например в поэме В. Инбер «Пулковский меридиан» (рычанье фашистских самолётов над осаждённым Ленинградом) :

Вверху р ычат гер манские мотор ы:

- Мы фюр-р ер а покор ные р абы,

Мы пр евр ащаем гор-р ода в гр-р обы,

Мы – смер ть…Тебя уже не будет скор-р о.

АССОНАНС – 1)повтор гласных или групп гласных:

Забил заряд я в пу шку ту го

И ду мал: у гощу я дру га!

М. Лермонтов

2)неполная рифма, основанная на тождестве (иногда неполном) лишь ударных гласных при несовпадении согласных звуков:

Мне хочется домой, в огромность

Квартиры, наводящей грусть .

Войду, сниму пальто, опомнюсь ,

Огнями улиц озарюсь.

Б. Пастернак

Подолгу наблюдали мы закат ,

Соседей наших клавиши сердили .

К старинному роялю музыкант

Склонял свои печальные седины .

Б. Ахмадулина

*СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова. В отличие от тропов, которые обогащают мысль новым образным содержанием, стилистические фигуры воздействуют на читателя благодаря специальным способам синтаксической организации речи.

АНАФОРА (или единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Лексическая анафора:

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

М. Лермонтов

Синтаксическая анафора (повторение однотипных синтаксических конструкций) :

Я стою у высоких дверей,

Я лежу за работой твоей.

М. Светлов

Строфическая анафора:

Земля !..

От влаги снеговой

Она ещё свежа.

Она бродит сама собой

И дышит, как дежа.

Земля !..

Она бежит, бежит

На тыщи вёрст вперёд.

Над нею жаворонок дрожит

И про неё поёт.

А. Твардовский

ЭПИФОРА (или концовка) – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений) , стихотворных строк: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Г.) ;

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня,

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

А. Блок

КОЛЬЦО – это обрамление, повторение в конце каких-либо элементов его начала:

Подарю я шаль из Хоросана

И ковёр ширазский подарю .

С. Есенин

Кольцо всего стихотворения иногда называют кольцевой композицией: в стихотворении А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман…» последняя строка дословно повторяет первую.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт. (В. Лебедев-Кумач) ;

Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни.

В. Хлебников

Параллелизм может быть композиционный, когда в романе, повести развиваются параллельные сюжетные линии

АНТИТЕЗА – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия: Где стол был яств, там гроб стоит. (Г. Державин). Часто антитеза строится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (посл.) ;

Полюбил богатый бедную ,

Полюбил учёный глупую ,

Полюбил румяный бледную ,

Полюбил хороший вредную :

Золотой полушку медную .

М. Цветаева

Антитеза лежит в основе многих крупнейших произведений, что нашло отражение в их заглавиях: «Война и мир» Л. Толстого; «Преступление и наказание»

Ф. Достоевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

ОКСЮМОРОН (или ОКСИМОРОН) – это сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление: сухое вино; честный вор; свободные рабы; горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание; «Живой труп» (Л.Т.); «Оптимистическая трагедия» (Вс. Вишневский) ;

А. Пушкин Той грустной радостью , что я остался жив.

Порой влюбляется он страстно С. Есенин

В свою нарядную печаль .

М. Лермонтов

Смотри, ей весело грустить ,

Такой нарядно обнажённой .

А. Ахматова

ГРАДАЦИЯ – такое расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости, благодаря чему создаётся нарастание (или ослабление) производимого ими впечатления.

Восходящая градация: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С. Аксаков) ; Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)

Нисходящая градация:

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану ,

Ни крупицы не прощу врагам.

О. Берггольц

ИНВЕРСИЯ – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок. Инверсия усиливает смысловую нагрузку членов предложения и переводит высказывание из нейтрального плана в план экспрессивно-эмоциональный: С ужасом думала я, к чему всё это ведёт! И с отчаянием признавала власть его над моею душою. (П.) ; Вывели лошадей. Не понравились они мне. (И. Тургенев).

ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения: Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский) ; Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушка. (С.-Щ.) Использование эллипсиса придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.

УМОЛЧАНИЕ – это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном: Нет, я хотел…быть может, вы…я думал, Что уж барону время умереть. (П.) ; Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства…На них можно только указать – и пройти мимо. (Т.).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – подчёркнутое обращение к кому- или чему-либо: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (П.) ; О ты , чьих писем много, много в моём портфеле берегу. (Н.) ; Тише, ораторы ! Ваше слово, товарищ маузер . (М.).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (или слушателя) к тому или иному явлению, чтобы высказать утверждение в вопросительной форме: Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.) ; Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (П.) ; И какой русский не любит быстрой езды? (Г.).

МНОГОСОЮЗИЕ – такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом «и»). При помощи многосоюзия подчёркиваются целеустремлённость и единство перечисляемого: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Г.) ; Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко).

То же при повторении союза между частями сложносочинённого предложения: По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны. (А. Куприн).

Большую выразительность приобретают строки, где рядом с многосоюзием применяется противоположное бессоюзие:

Был тиф, и лёд, и голод, и блокада.

Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.

Безумный город превратился в склеп,

Где гулко отдавалась канонада.

Г. Шенгели

БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины; речь приобретает большую сжатость, компактность: Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон…(П.) Бессоюзное перечисление предметных названий может быть использовано для создания впечатления быстрой смены картин: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах…(П.).

Бессоюзное соединение однородных членов говорит о незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда. Соединение однородных членов повторяющимся союзом и мысль о неисчерпанности перечисляемого ряда выражает наиболее ярко. Одиночный союз и , соединяющий два последних однородных члена, придаёт перечислению характер законченности.


Похожая информация.


Лексические средства

Аллегория -

Антонимы (добрый - злой, могу­чая - бессильная).

Он был слаб телом, но силен духом.

Ум и сердце - лед и пла­мень -

Гипербола

Снег валил с неба пудами.

В сто сорок солнц закат пылал.

Одни дома длиною до звёзд , другие – длиною до Луны .

поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Ирония

Синтаксические средства

Авторская пунктуация - это постановка знаков препина­ния, не предусмотренная пунктуационными правилами. Автор­ские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них авто­ром. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление:



Рожденный полгать - летать не может.

либо особо выделяет вторую по­сле знака часть: Любовь - главнее всех.

Анафора, или единоначатие - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:

Как рассказать красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

Антитеза - стилистический прием, который состоит в рез­ком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явле­ния, образы и т. д.

И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя низлобе , ни любви .

Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала.

Восклицательные частицы - способ выражения эмоцио­нального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:

О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление,) радость, восхищение:

Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье!

Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:

Сбережем свою душу как святыню!

Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в по­следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравне­ний, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:

Ради своего ребенка , ради семьи , ради народа, ради человечества - берегите мир!

Инверсия - обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласо­ванное определение стоит перед определяемым словом, несогла­сованное - после него, дополнение - после управляющего сло­ва, обстоятельство образа действия - перед глаголом:

Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины.

А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это ус­тановлено грамматическими правилами. Это сильное выразитель­ное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной ре­чи:

Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

Досадно было, боя ждали. Ворчали старики…

Композиционный стык - это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его:

Все сделала для меня Родина. Роди­на меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь , которой я горжусь.

Многосоюзие - риторическая фигура, состоящая в наме­ренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий:

И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от горя!

Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза.

Парцелляция - прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:

Поэт внезапно встал. Побледнел.

Нас предадут. Расчётливо. С любовью.

Назначение в тексте

Анафора

Для усиления предшествующего слова

Антонимы

Как выразительное средство создания контраста

Бессоюзие

Для создания впечатления быстрой смены картин

Вводные слова

Выражают отношение говорящего к высказыванию

Выражение эмоциональной оценки сообщаемого

Указание на экспрессивный характер высказывания

Указание на последовательность изложения

Указание на способ оформления мысли

Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам

Вопросительные предложения

Служат собственно вопросом

Подчёркивают нужную мысль

Выражают предположение

Являются эмоциональным откликом на ситуацию

Восклицание

Выражение сильного чувства, волнения

Выражение эмоциональной прерывистости речи

Вставная конструкция

Дополнительное пояснение, уточнение

Поправка, оговорка

Попутное замечание

Добавочное сведение

Гипербола

С целью преувеличения какого-либо явления

Градация

Произвести впечатление по нарастающей

Деепричастие и деепричастные обороты

Для выражения краткости, динамичности

Диалектизмы

В качестве средства выразительности

Для создания местного колорита

Для передачи особенностей речи жителей определённой местности

Игра слов

Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо

Инверсия

Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков

Метафора

Для создания образности и компактности в плане языковых средств

Особая выразительность и эмоциональность речи

Метонимия

Предельно краткое выражение мысли

Источник образности

Многосоюзие

Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

Для усиления выразительности речи

Неологизмы

Для создания оттенка необычности, новизны

Неполные предложения

С целью экономии языковых средств

Образные выражения

С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия

Однородные члены

Показ динамики действия

Зарисовка общей картины как единого целого

Создание гаммы красок, звуков

Создание ряда эпитетов

Создание ритмического рисунка

Создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии

Олицетворение

Для создания образности, выразительности

Парцелляция

Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений

Побудительное предложение

Для выражения волеизъявления говорящего

Повтор лексический

Для обозначения большого числа предметов, явлений

Для усиления признака, степени качества или действия

Для указания на длительность действия

Повтор стилистический

Для подчёркивания каких-либо деталей

Для создания экспрессивной окраски

Профессионализм

В качестве показателя образованности в определённой сфере

Прямая речь

Дословная передача чужого высказывания

Средство характеристики говорящего

Средство создания художественного образа

Разговорная лексика

Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности

Риторический вопрос

Для привлечения внимания читателя

Риторическое обращение

Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи

Ряды синонимов

С целью указания смысловых оттенков

Для характеристики экспрессии или эмоций

Синекдоха

Сделать речь точной, яркой, художественной

Чтобы избежать повторений

Как отражение высокого художественного мастерства

Сравнение

Для создания художественной выразительности

Термины

Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова

Фразеологизмы

Для придания высказыванию выразительности

Для создания образности

Цитирование

В целях дословной передачи чужих слов

В качестве достоверности

Эллипсис

Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности

Эпитеты

С целью художественной выразительности.

Фонетические средства

Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: По небу голубому проехал гро хот грома. (С. Маршак) Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома. Примеры аллитерации:

Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы. (К Бальмонт)

Повторение [л], [л], [в], [в] создает образ ветра, дуновение которого ощущаешь почти физически.

Прекрасно владел этим приемом А. С. Пушкин. В романе «Евгений Онегин» он дает описание двух бальных танцев:

Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам.

Подбор согласных звуков дает читателю отчетливое представление о различии танцев: плавность, медленность второго танца подчеркивается обилием звуков [л] и [м]; напротив, скопление звуков [г], [р], [з], [ж] при описании первого танца вызывает ощущение его стремительности, энергичности.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Ассонансом называют повторение гласных: Пора, пора, рога трубят. (А. Пушкин) В основе ассонанса обычно бывают только ударные гласные, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Примеры ассонанса:

Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. (Н. Некрасов)

Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.

Но в искупленьях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат. (А. Пушкин)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б. Пастернак)

В последнем примере ассонанс на [э] сочетается с аллитерацией на [м], [л], [в], [с]. Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

В художественной речи средствами звукописи часто подчеркиваются те или иные образы произведения. Например, читая пушкинские строки,

Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал

Загородил,

И Терека могучий вал

Остановил...

Изобразительно - выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.

Лексические средства

Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части ре­чи, но противоположные по значению (добрый - злой, могу­чая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи яв­ляется ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи:

Он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и яв­ляются антонимами только в тексте:

Ум и сердце - лед и пла­мень - вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:

Снег валил с неба пудами.

В сто сорок солнц закат пылал.

Одни дома длиною до звёзд , другие – длиною до Луны .

...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Ирония - употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки.

Изобразительно-выразительные средства языка и речи

Аллегория
(иносказание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости.

Анафора
(единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

Например, в стихотворении М.Лермонтова "Благодарность" шесть строк начинаются с предлога за. В стихотворении Г.Державина "Русские девушки" пять строк начинаются с как.

Антитеза
(противопоставление)

Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п.

Часто выражается с помощью антонимов.

Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев).

Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (А.Пушкин).

«Война и мир» (Л.Толстой), «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский), «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер).

Бессоюзие

Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности.

Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А.Пушкин).

Гипербола
(преувеличение)

Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия.

В сто сорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето. (В.Маяковский).

Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня).

Градация

Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург).

Пришел, увидел, победил.

Каждый памятник культуры разрушается, искажается, ранится навсегда (Д. Лихачев).

Инверсия

Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов.

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари (С.Есенин).

Он из Германии туманной
привез учености плоды. (А.Пушкин).

Ирония
(скрытая насмешка)

Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов).

Пример иронического произведения – стихотворение М.Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма – высшей степени проявления иронии).

Преуменьшение предмета (обратная гипербола)

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)

Метафора

Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность – развернутая метафора.

В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин).

На болотах клюквы россыпи
Догорают в пепле инея (Н.Колычев).

Пример развернутой метафоры – стихотворение М.Лермонтова "Чаша жизни".

Многосоюзие

Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы. (А.Пушкин).

Иди на бой за честь отчизны,
За убежденья, за любовь. (Н.Некрасов).

Олицетворение.
Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных.

Разновидность – развернутое олицетворение.

Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).

Риторический вопрос.
Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления

Есть ли смысл обманывать себя?

Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды?

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов).

Риторическое обращение

Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту.

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия (Ф.Тютчев).

Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств. (С. Есенин).

Сравнение

Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.(С.Есенин).

Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (В.Солоухин).

Лед неокрепший на речке студеной
словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов).

Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин).

Ее глаза – как два тумана,
полуулыбка, полуплач (Н.Заболоцкий).

Эпитет.
Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями.

Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин).

От весел к берегу кудрявый след бежал (А.Фет).

Пала царственная Троя. (Ф.Тютчев).

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком (С.Есенин).

Ср.: белый снег, мягкий снег –опреде-лительные прилагательные;сахарный снег, лебяжий снег –эпитеты.



Загрузка...
Top