Что такое сентиментализм? Разница между классицизмом и сентиментализмом.

Литература XVIII в. занимает очень важное место в многовековом процессе литературного развития русского народа. Вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством, литература XVIII в. впитывает передовые просветительские идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых западноевропейских литератур. В первые десятилетия XVIII в. новая русская литература находится еще в младенческом состоянии.

Большинство произведений этого времени дошло до нас без имени авторов. Грамотных людей было мало; литературные произведения, как правило, распространялись рукописным путем. Не созданы были еще художественные формы, необходимые для передачи нового содержания, которое несла развивающаяся жизнь русского общества. Неуклюж и тяжеловесен, заполнен церковнославянскими словами и оборотами язык, не развит стих. Но через эти устарелые формы, мало отличающиеся от привычных видов русской письменности предшествующего века, отражаются в литературе новые начала, внесенные в русскую жизнь преобразованиями Петра I, которые нанесли серьезный удар по старым, средневековым порядкам, спо - Собствовали развитию просвещения, науки. Благочестивые повести превращаются в «гистории» о славных подвигах русских «матросов» и «кавалеров» - представителей, как тогда говорилось, «Российской Европии»; в нескладных виршах (от латинского слова, означающего «стих») славятся уже не бог и святые, а воспеваются человеческие чувства.

Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30 - 50-е годы XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей - представителей новой русской литературы: А. Д. Кантемира (1708 - 1744), В. К.

Тредиаковского (1703 - 1769), А. П. Сумарокова (1717 - 1777) и в особенности гениального деятеля русской науки и культуры М.

В. Ломоносова (см. ст. «М.

В. Ломоносов»). Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемир и Сумароков - к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов - сыном крестьянина). Но все они боролись с приверженцами допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры.

В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII столетие) все они были сторонниками так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивные исторические преобразования может осуществить носитель верховной власти - царь. И в пример ставили деятельность Петра I. Прогрессивные идеи, которыми в большей или меньшей степени проникнута деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими новой русской литературы. Литература отныне выходит на передовые позиции общественного развития, становится в лучших своих проявлениях воспитательницей общества. Для нового содержания создаются новые формы. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в., - Русский классицизм.

Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были, по их понятиям, безусловно преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно полностью подчиняться и художественное творчество. Совершеннейшими, классическими (отсюда получило название и все направление) образцами прекрасного считали они замечательные создания античного, т.

е. древнегреческого и древнеримского, искусства, которое выросло на почве религиозных представлений того времени, но в мифологических образах богов и героев, по существу, прославляло красоту, силу и доблесть человека. Все это составляло сильные стороны классицизма, но в них же заключалась и его слабость, ограниченность. Возвеличение ума шло за счет принижения чувства, непосредственного восприятия окружающей действительности. Создавая художественное произведение, писатель старался всячески приблизиться к античным образцам и строго следовать специально разработанным для этого теоретиками классицизма правилам (см.

ст. «Классицизм во Франции»). Это стесняло свободу творчества, отрывало литературу от жизни, писателя - от современности и тем самым придавало его творчеству условный, искусственный характер. Самое же главное, что общественно-политический строй этой эпохи, основанный на угнетении простого народа, никак не соответствовал разумным понятиям о естественных, нормальных отношениях между людьми. Особенно резко такое несоответствие давало себя знать в самодержавно-крепостнической России XVIII в., где вместо просвещенного абсолютизма господствовал самый безудержный деспотизм. Поэтому именно в русском классицизме, который не случайно был начат сатирами Кантемира, стали усиленно развиваться обличительные, критические темы и мотивы.

С особой силой сказалось это в последнюю треть XVIII в. - время дальнейшего усиления крепостнического гнета и тиранической диктатуры дворян-крепостников во главе с императрицей Екатериной II. Критическое отношение к бесправию, произволу и насилиям отвечало настроениям и интересам широких слоев русского общества.

Общественная роль литературы все более повышается. Последняя треть века - наиболее цветущий период в развитии русской литературы XVIII столетия. Если в 30 - 50-е годы писателей можно было пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели-дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян.

Возросшее значение литературы почувствовала сама императрица Екатерина II. Она начала весьма активно заниматься писательской деятельностью, но потерпела неудачу. На ее стороне были немногие и по большей части малозначительные авторы.

Почти все крупные писатели, деятели русского просвещения - Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, Молодой И. А. Крылов, А.

Произведения неугодных царице писателей запрещались цензурой, а порой и публично сжигались «рукою палача»; их авторов жестоко преследовали, заключали в тюрьмы, приговаривали к смертной казни, ссылали в Сибирь. Но, несмотря на это, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все больше проникали в сознание общества. Благодаря деятельности главным образом прогрессивных писателей замечательно обогащается сама литература. Создаются новые литературные роды и виды. В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы.

Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров. Сатирики XVIII в.

еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более широко отражаются картины и образы реальной жизни. Произведения критических писателей Новикова, Фонвизина, Радищева были прямыми предшественниками творчества основоположников русского критического реализма XIX в. - Пушкина, Гоголя.

Сатира XVIII в. еще ограничена в политическом отношении. Бичуя произвол, насилие, взяточничество, неправосудие, царившие в стране, сатирики не связывали их с порождавшим все это самодержавно-крепостническим строем. По словам выдающегося русского критика Н. А.

Добролюбова, они осуждали «злоупотребления того, Что в наших понятиях есть уже само по себе зло». Впервые негодующе обрушился не только на отдельные злоупотребления, а на все зло самодержавия и крепостничества в целом первый русский революционный писатель - А. Н. Радищев.

На смену классицизму пришло новое литературное направление - Сентиментализм (от французского слова sentiment - чувство). В противовес классицизму писатели этого направления на первый план выдвигали именно чувство. Сентименталисты отстаивали права человека на независимую от гнета государственной абсолютистской машины личную жизнь. Равным образом отстаивали они свободу писателя от принудительных правил классицизма.

Взамен аристократических героев од, поэм и трагедий классицизма с особой теплотой и сочувствием рисовали они в своих романах, повестях, часто имевших форму дневника, переписки, путевых записок, картины обычной жизни обыкновенных, простых людей. Наиболее характерным представителем и главой русского сентиментализма стал Н. М. Карамзин.

Творчество его развернулось в 90 е годы, завершая собой, как и творчество А. Н. Радищева, русскую литературу XVIII в. Всего за семьдесят лет, начиная от первых произведений А. Д. Кантемира и В. К.

Во второй половине XVIII века, когда культура стала отражать черты поднимающейся нации, возросла роль художественной литературы, которая в первой четверти XVIII века служила в основном средством пропаганды правительственной деятельности. Главным содержанием культурного процесса середины и второй половины XVIII века было становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти. Идеалы классицизма – стройный порядок и гармония, воплощенные в определенной иерархии. Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами – классицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума – над чувствами, порядка – над хаосом, цивилизации – над природой. В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полно пафоса гражданственности, были сильны просветительские тенденции и резкая обличительная сатирическая струя. Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более «низким» жанрам. В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова. А.Д.Кантемир явился одним из родоначальников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. Поэт – филолог В.К.Тредиаковский стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе «Новый краткий способ к сложению российских стихов» он сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения, которые позволили приблизить русский стих к русской разговорной речи. Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.

В архитектуре классицизм пришел на смену барокко (Зимний дворец В.В.Расстрелли). Величие и простота, оригинальность композиции совмещалась в архитектурных постройках с компактностью объемов, светлой краской, богатством отделки здания и ограды. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В.И.Баженов(Дом Пашкова), И.Е.Старов(Таврический дворец), М.Ф.Казаков(здание Сената в Кремле, университета, дом князей Долгоруких – ныне Дом Союзов).

В первой половине XVIII века общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. В скульптуре первой половины XVIII века господствовал барокко, во второй половине – классицизм. Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота, человечность. Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи – памятник Петру I Э.М.Фальконе, явившийся символом великого исторического призвания России.

Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII века, был заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова. Распространение классицизма в театральном искусстве связано с возникновением в Петербурге в 1756 году государственного публичного профессионального театра во главе с русским купцом Ф.Г.Волковым. Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были И.А.Дмитревский, П.А.Плавильщиков, Т.М.Троепольская.

Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна А.П.Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой», картина Г.И.Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в живописи сказалось больше ограниченность классицизма – отвлеченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных образцов.

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. В конце XVIII века начинает развиваться стиль сентиментализма, характеризуемый повышенным интересом к внутреннему миру человека. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в обществе. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы. Главный герой – обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина, создателем жанра сентиментальной повести. Примером может служить «Бедная Лиза», также автор «Писем русского путешественника». Он воспитывал в читателях способность глубоко чувствовать и сопереживать, он был убежден, что чувствительность, а не чины и звания определяют истинную ценность человека. Основное сочинение Карамзина «История государства Российского»(в 12 томах) – новый этап в развитии русской исторической науки и вместе с тем образец русской прозы.

Влияние сентиментализма отразилось и архитектуре, особенно парковой, с различными «гротами уединения», таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации «дикой природы». Одна из работ дворянского мемуариста А.Т.Болотова так и называется: «Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII века было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.

В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М.М.Иванова «Доение коровы» все внимание художника сосредоточено не на крестьянах, а на коротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С.Ф.Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною», крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пастухов и пастушек. Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В.Л.Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М.И.Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений. Ранние полотна Д.Г.Левицкого отличались мастерством исполнения, художественной выразительностью и правдивостью характеристик.

Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В.Померанцев. Театр 70-80-х годов XVIII века часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором умиленные крестьяне поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, там нам барин и отец!»

Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.

ТЕСТ:

Установите соответствие художественных стилей и их характерных черт:

    Авангард;

    Готический стиль;

    Экспрессионизм;

А. Столкновение контрастов, преувеличенная резкость изломанных линий, замещающее реальное многообразие деталей и красок нервной дисгармоничной, неестественностью пропорций;

Б. Ребристые своды, включающая в себя стройные каменные арки, расположенных диагонально, поперек и продольно. Соборы приобрели общий характер легкости, устремились ввысь, стали динамичнее и экспрессивнее;

В. Стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее установившимися традициями, поиск новых необычных средств выражения;

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • Литература – особый вид искусства, который помогает понять историческое настоящее и разобраться в том, как формировались основные тенденции общественного развития в прошлом. Эстетика классицизма, сложившаяся в западноевропейской культуре в конце XVII века, более ста лет определяла идейное содержание литературных произведений, строгую систему поэтических правил и принципы сюжетостроения, отражавшие представление об упорядоченности и совершенстве мироздания, природы и общества. «Чувствительная» словесность сентиментализма, возникшего во второй половине XVIII века, была призвана учить и воспитывать на примерах и образах, вызывающих сопереживание, пробуждающих высокие чувства, руководствуясь которыми можно победить всякое зло.

    В русской литературе вплоть до начала XIX века классицизм и сентиментализм развивались, дополняя друг друга и преследуя одинаковую цель: сделать общество совершенным, утверждая разумные принципы морали и нормы поведения людей.
    Способы достижения этой цели в философии классицизма определялись как утверждение главенства порядка, формы, иерархии и были основаны на четком разделении художественных стилей и жанров.
    Теоретики классицизма особое внимание уделяли драматургии и поэзии. Эпические поэмы и трагедии, в которых основой сюжета всегда были важные исторические события, а действующими лицами – боги и сильные мира сего, требовали возвышенного поэтического слога, исключали просторечные обороты. Их относили к «высокому» жанру. Разговорная речь и стилистически сниженные образы могли присутствовать только в сатирах, баснях и комедиях, за которыми закрепилось определение «низкие» жанры.
    Обязательное соблюдение единства времени, места, действия и правил построения трагедии и драмы с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой ограничивали возможности сценического раскрытия образов, но подчеркивали незыблемость порядка, связь причины и следствия, четкость выражения основной идеи произведения.
    Сентиментализм позволял свободнее пользоваться средствами художественной выразительности. Внимание к бытовым деталям, описание душевных переживаний, изображение внутреннего мира человека и его близости к природе требовали и новых литературных форм. В русской литературе появляется эпистолярный жанр, сентиментальный роман, путевые заметки. Развитие сентиментализма значительно расширило возможности художественной прозы и сделало ее более демократичной: в центре внимания и писателей, и читателей оказалась судьба обычного человека, понятная, близкая, вызывающая интерес и сочувствие.

    Выводы сайт

    1. Предметом изображения в произведениях классицизма являются важные, значимые события, определяющие судьбу человека, обязанного подчиняться установленному порядку и предопределенному ходу событий. В центре внимания писателей-сентименталистов – внутренний мир героев, способных глубоко чувствовать и переживать.
    2. Классицизм – литературное направление, в котором основой художественного метода является деление произведений на «высокие», «средние» и «низкие» жанры. Сентиментализму не свойственно такое деление, поскольку его задача – воспитывать чувствительность, используя для этого широкий спектр изобразительных средств.
    3. Основными жанрами классицизма являются эпическая поэма, трагедия, ода, драма, героическая повесть, комедия, сатира и басня. Жанры, характерные для сентиментализма, — это роман, повесть, письма, дневники, путевые заметки.
    4. Классицизм утверждал просветительские идеи, основанные на подчинении личных чувств долгу перед обществом. Представители сентиментализма рассматривали внутренний мир героев как гармоничное целое. Они считали, что воспитав отдельную личность, можно усовершенствовать все общество.


    Загрузка...
    Top