Цифровые и электронные технологии в работе учителей. Зарубежный опыт цифрового образования

Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми?

В Москве проект электронной школы станет всеобщим к 1 сентября 2018 года – все школы получат электронные школьные доски, ноутбуки, скоростной интернет и Wi-Fi.

Как сообщает РБК со ссылкой на министра Ольгу Васильеву и другие источники в ведомстве,к 2020 году планируется полностью ликвидировать бумажные учебники по 11 школьным предметам, заменив их на «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа». Эксперты уверены, что речь идет обо всех основных дисциплинах: русском языке, литературе, истории, алгебре, геометрии, физике, химии, биологии…

Пример Московской электронной школы (МЭШ) показывает, что при этом ожидает среднюю школу. “Мы бы хотели её распространить по всей России, преобразовать в РЭШ”(российскую электронную школу), – мечтает Министр. Московская электронная школа – это набор электронных материалов, доступных для всех и размещенных на современных цифровых устройствах. Ключевые элементы МЭШ – это видеоуроки и электронный дневник. Также предполагаются игровые формы обучения, замена учителя виртуальным тьютором, и многое другое.

На уроках школьники (начиная с начальной школы!) должны пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, читать электронные учебники, «посещать» виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками и даже обучающими компьютерными играми.

Цифровизация школы преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности, но так ли это на самом деле? Не стоит забывать, что концептуальной основой МЭШ является не научная система, а эксперимеантальный форсайт-проект детство 2030, где все эти вещи четко прописаны.

Его ключевыми идеями являются следующие:

1) Обучение – это сфера бизнеса – продажа услуг . Человек покупает навыки, чтобы затем продавать их с прибылью. Человек рассматривается как товар – отсюда устремленность на таланты, которые дороже стоят и приносят большую прибыль.

2) Кастовость – евгенический подход . Изначальное неравенство – одни творцы – другие «люди одной кнопки». Отсюда – индивидуальные траектории развития и ставка на «одарённых детей». Одним – «человеческое обучение», другим – дистанционное, онлайн обучение.

3)Коренное изменение содержания и методики обучения. Поскольку «образование» должно представлять собой просто приобретение компетенций, нужных в данный момент работодателям, для нормального преподавания оставляют только часть предметов, остальные, в первую очередь, гуманитарные, переводят в онлайн-обучение. Фундаментальное образование остаётся только для немногих, это дорогое, «человеческое» образование. Для остальных – дешёвое, «компьютерное», дистанционное.

Естественно родителей и педагогов никто не спрашивал, обсуждений не было, и всех просто поставили перед фактом.

Что же будет с детьми и образованием, как изменится вся наша жизнь, если все пункты проекта «детство 2030» будут реализованы?

В этой статье собраны все те угрозы здоровью и развитию ребенка, которые очевидны специалистам в образовании и медицине, но умалчиваются авторами проекта.

1.Непроверенные технологии.

2.Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.

3.Утрата способностей воспринимать большие тексты.

4.Экранная зависимость.

5.Снижение социальных навыков.

8. Проблемы с речевым развитием у детей.

9. Проблемы со зрением.

10. Компьютерная, игровая зависимость.

11. Отказ от бумажных учебников.

13. Электронное досье на каждого ребенка, контроль за семьей

14. Зарубежный опыт цифрового образования.

15. Чего ждать учителям.

16. Чипизация.

Статья получилась большая, но и тема очень серьезная, ведь все то что закладывается в ребенка в школе, во многом будет определять всю его дальнейшую жизнь. И тут дело даже не в знаниях, как просто в информации, а в формировании личности, закладке основных навыков.

Все факты изложенные в статье носят научный характер, и уже были подтверждены опытом других стран, но не смотря на это, все эти технологии воплощаются у нас в жизнь.

1.Непроверенные технологии

Никакие исследования «цифрового образования», очевидно, губительного для здоровья и развития детей, не проводились.

Прежде чем широко внедрять гаджеты и интерактивные доски в школах, нужно провести долгосрочные исследования, ограничив масштаб эксперимента, заявила заместитель заведующего кафедрой клинической физиологии и нелекарственных методов терапии ФПК МР МИ РУДН, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Говоря об электронных средствах обучения, специалист по здравоохранению обратила внимание на то, что при катастрофической ситуации со здоровьем учащихся, в школы массово внедряются непроверенные технологии.
По мнению Ивановой , до широкомасштабного внедрения гаджетов в процесс обучения, необходимо провести длительные исследования сроком не менее 10 лет , а также разработать нормы для их применения, с привлечением психологов, психофизиологов, клиницистов и организаторов здравоохранения.
Эксперт указала на то, что Россия не может перенять «лучшие» зарубежные практики, поскольку в ряде стран Запада, где дети используют информационные технологии с самого раннего возраста, общественность и экспертное сообщество уже бьют тревогу.
Иванова обратила внимание на то, что физиология младших школьников еще не устоялась и некоторым из них достаточно поработать с гаджетом 15 минут, чтоб потерять возможность удерживать внимание до конца урока. Эксперт убеждена, что гаджеты с большей пользой могут использовать лишь ученики старших классов.
Специалист также призвала задуматься о цели раннего и массированного внедрения электронных средств обучения. Эксперт убеждена, что если через 10 лет государству нужно иметь думающее, творческое поколение, умеющее созидать, создавать, изобретать, то при использовании информационных технологий с детского сада это становится невозможным, поскольку раннее знакомство с электронными средствами убивает все эти положительные качества. Усиленно вводить информационные технологии, по мнению Ивановой, нужно, если через 10 лет государство хочет иметь чему-то обученных и в чем-то деградирующих людей, у которых не будут развиты базовые физиологические навыки.

По единодушному мнению специалистов, не случайно электронные учебники, в отличие от учебника традиционного, не имеют никакой сертификации и утвержденных стандартов. Нет подтверждений их безопасности для здоровья детей, нет требований к их оформлению. Кроме того, в электронной школе дети проводят очень много времени в наушниках, у них портится слух, от светящихся экранов мониторов – ухудшается зрение, от сидячего образа жизни за компьютером – нарушается обмен веществ, состояние внутренних органов, ухудшается состояние мышц, развивается ранний сколиоз и т.д.

Отметим, по утверждению разработчиков МЭШ, «умные» интерактивные парты, интерактивные доски, планшеты и другие современные мультимедийные гаджеты призваны дать современным школьникам новое качество образования, однако ряд экспертов заявляет, что эта среда враждебна к здоровью детей, а нивелирование роли и учителя и автоматизация педагогических задач будут иметь убийственные последствия для подрастающего поколения.

2. Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.

Электронная школа еще не начала работать, но уже сейчас письму уделяется все меньше и меньше внимания. Сначала исчезла каллиграфия, затем чистописание, теперь благодаря рабочим тетрадям письмо от руки практически сводится на нет. Очевидно что при переходе на цифровую школу, письмо от руки будет похоронено окончательно. Какие же последствия отказа от письма ждут школьников и вообще всех нас?

1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока – участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.

2. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.

3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности. Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.

4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно.

5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли . Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.

6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.

7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать. Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.

На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию – перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.

Профессор Савельев. Каллиграфия и мозг.

3. Утрата способностей воспринимать большие тексты

Уже сейчас многие задания в школе подразумевают поиск информации в интернете. Приводит это к тому, что дети быстро привыкают к поиску ответов в сети, а как следствие привыкают к быстрому чтению, без углубления в суть.

Что происходит с мозгом интернет-зависимого ребенка. Память и мышление.

На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей. Подобные жалобы можно особенно часто услышать в академической среде, т.е. от тех, кто по роду деятельности вынужден плотно и ежедневно общаться с людьми (обучать, читать лекции, принимать экзамены и т.д) – они сообщают, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у тех, с кем им приходится работать, год от года падает все ниже и ниже.

Еще в 2008 году было известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев! Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот – выхватывает отовсюду разрозненные куски данных. В ходе исследований выяснилось, что страницы в интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F.

Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы – посмотреть, «чем дело кончилось». Вряд ли найдется человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания «слишком много букв – не осилил», Получается замкнутый круг – писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. В результате имеем то, что имеем – массовое отупение.

6. Цифровое слабоумие. Утрата умственных способностей.

В Германии списки бестселлеров возглавляет книга «Цифровое слабоумие. Как мы лишаем разума себя и своих детей». Ее автор – профессор Манфред Спицер (Manfred Spitzer) – медицинский директор психиатрической университетской клиники в немецком Ульме. У него есть также философское образование, он преподавал в Гарварде, и считается одним из самых выдающихся мировых знатоков человеческого мозга. «По имеющимся выводам исследований, компьютер необходим для обучения, как велосипед для плаванья или рентгеновский аппарат для примерки обуви», – говорил Спицер. А интернет и прочие электронные игрушки в первую очередь наносят вред детям. Когда началась эра телевидения, ученые предостерегали, что три часа проведенные у экрана повышают риск роста массы тела и склонности к агрессии. И это действительно произошло. Что же сказать сейчас, когда молодежь пребывает в цифровом мире 7,5 часов в день?

Цифровые технологии избавляют нас от умственной работы. Не стоит напоминать, что орган, который не используется, отмирает. Неиспользуемые связи между нейронами в мозге ослабевают. Как раз это происходит в голове зависимого от интернета человека. Люди, пользующиеся Google и Википедией запоминают не информацию, а только то, где ее можно найти.

Продвинутые цифровые технологии негативно влияют на ориентирование в пространстве. Лондонские таксисты должны были раньше знать наизусть 25 тысяч названий улиц и тысяч площадей, во время обучения у них увеличивались те области мозга, которые отвечают за ориентирование. Сейчас водители пользуются системой спутниковой навигации, в результате им все сложнее самостоятельно найти дорогу или разобраться в карте.

Интернет плохо влияет и на память : телефонные номера и адреса записываются в компьютеры и мобильные телефоны, о днях рождения родных и знакомых напоминает Facebook. «Мнемонические процессы уже не происходят в нашем мозге, так как мы переносим их на электронные аппараты», – обращает внимание Манфред Спицер . Сложнее становится учиться. Тот, кто работает методом Ctrl-C+Ctrl-V не предпринимает никаких умственных усилий и быстро все забывает.

Дети не получают сенсорных стимулов (вкус, запах, прикосновение). При помощи видео невозможно научиться хорошо говорить, потому что звук и движения губ не настолько идеально синхронизированы, как в жизни. Несмотря на все это именно цифровыми технологиями нашим детям предлагают заменить практически все.

Вирус цифрового слабоумия.

Мнение ведущих российских нейрофизиологов о влиянии гаджетов на развитие мозга детей.

7. Использование вай-фай в школах. Электромагнитное излучение.

Использование беспроводных сетей в школах и детсадах опасно для здоровья детей, тем не менее именно эта технология подразумевается во время обучения.

24 февраля 2017 года в Рейквьявике прошла международная конференция на тему «Дети, время, проводимое перед экранами, и излучение от беспроводных устройств», в которой участвовали эксперты по электромагнитному излучению, онкологи, педагоги и ряд других специалистов.

По итогам конференции участники, среди них доктора медицинских и технических наук, подписали открытое обращение к властям и администрациям школ во всем мире. Под обращением было оставлено более сотни подписей.

Рейкьявикское обращение по вопросу беспроводных технологий в школах

Мы, нижеподписавшиеся, обеспокоены состоянием здоровья и развитием наших детей в школах, где для обучения используются беспроводные технологии. Многочисленные научные исследования показали значительный медицинский риск при длительном воздействии электромагнитного излучения в радиочастотном диапазоне (ЭМИ РЧ) от беспроводных устройств и сетей на уровне даже значительно ниже рекомендуемого по нормативам Международной комиссии по защите от неионизирующего излучения (МКЗНИР). Мы призываем власти взять на себя ответственность за здоровье и благополучие наших детей в будущем.

В мае 2011 года Международное агентство по изучению рака Всемирной организации здравоохранения (МАИР – межправительственная организация в структуре ВОЗ при ООН со штаб-квартирой в Лионе, Франция. Занимается эпидемиологией и исследованием причин рака – прим. переводчика) отнесла ЭМИ РЧ к канцерогенам группы 2В, т. е. «вероятно канцерогенным» для человека. С тех пор были другие научные исследования о воздействии радиочастотного излучения на людей, животных и биологические материалы, которые подкрепили вывод о связи радиочастотного излучения с повышенным риском раковых заболеваний, особенно опухолей головного мозга. В ходе проведения ряда лабораторных исследований были выявлены механистические факторы, влияющие на вероятность развития рака, в том числе окислительный стресс, снижение экспрессии информационной РНК и одноцепочечные разрывы цепи ДНК.

Для детей риск может быть усилен эффектом накопления в течение жизни. Развивающиеся и несозревшие клетки так же могут быть более чувствительными к воздействию ЭМИ. Безопасный уровень излучения не установлен ни одной организацией здравоохранения, поэтому у нас нет никакой уверенности в безопасности.

Помимо риска развития раковых заболеваний радиочастотное излучение, возможно, также воздействует на гематоэнцефалический барьер, открывая путь в мозг токсичным молекулам, повреждает нейроны в гиппокампе (центре памяти мозга).

Исследования также выявили когнитивные нарушения, затрагивающие обучение и память. Результаты исследования образовательных достижений PISA по чтению и математике, проводимого Организацией для экономического сотрудничества и развития, показывают снижение результатов в странах, которые вложили наибольшие средства во внедрение компьютеров в школы.

Мы просим руководство школ во всех странах овладеть знаниями о потенциальных рисках действия радиочастотного излучения на растущего и развивающегося ребенка. Поддержка проводных технологий в образовании является более безопасным решением, чем потенциально опасное воздействие беспроводного излучения.

А теперь читаем новость: В Москве создадут одну из крупнейших в мире Wi-Fi-сетей для образовательных учреждений. До конца этого года доступ к беспроводному интернету появится в 646 столичных школах, а в 2018-м к Wi-Fi планируют подключить дополнительно 1125 зданий. Благодаря единой Wi-Fi-сети во всех образовательных учреждениях реализовывается проект «Московская электронная школа». Он подразумевает проведение электронных уроков с помощью интерактивных панелей, создание виртуальной школьной библиотеки, использование улучшенной версии электронного дневника и другое.

Добавим к этому излучение от металлодетекторов, которые уже сейчас установлены во многих школах. В год проходить в них можно только 20 раз. В последних публикациях ученых разных стран выражена обеспокоенность возможным влиянием микроволновых сканеров на образование опухолей и мутаций в ДНК.

Влияние вай-фай на детей.

8. Проблемы с речевым развитием у детей

Данная тема конечно в большей степени касается дошкольников, но в последнее время педагоги видят эту проблему и у школьников младших классов.

За последнее десятилетие устная речь агрессивно вытесняется из учебного процесса. Проверка знаний по устным предметам заменяется проверкой рабочих тетрадей, в которые надо всего лишь вписать нужные слова из параграфа. В рабочих тетрадях по геометрии (вдумайтесь, это предмет, формирующий пространственное мышление, доказательность, аргументированность мышления) решение задачи уже напечатано, от школьников требуется лишь вписать нужные углы или стороны. Что же сетовать, что молодые специалисты не умеют ставить перед собой задачи, не могут самостоятельно составить алгоритм решения заданной проблемы? Мышление и речь тесно связаны между собой: активная устная речь формирует мышление, мышление, развиваясь, совершенствует речь. И все это при активной согласованной работе всех отделов мозга.

Задержка речевого развития у детей. Двадцать лет назад двухлетний ребенок, читающий стихи Барто, ни у кого не вызывал особого умиления – таких было немало. Сейчас таких – единицы. В поликлинике проводятся мед.осмотры психиатра у детей в 2 года. Из 10-15 детей, приходящих на прием, только 1-2 ребенка могут назвать знакомое животное, многие двухлетние дети используют в своей речи всего 5-10 слов (мама, папа, баба, дай, пить, ам-ам – норма годовалых детей для поколения нынешних родителей), хотя неплохо понимают обращенную речь (приносят нужную игрушку, могут показать части тела).

Возникает вопрос: почему? Ответ очевиден на улицах города: большинство мам одной рукой везут коляску, а в другой держат телефон-смартфон: чадо глазеет по сторонам, и мама интересно проводит время, а если надо ответить на лепет малыша – отвечает, не отрывая глаз от экрана. И вот тут-то кроется корень проблемы: чтобы развивалась речь у ребенка, ему недостаточно слышать ее, он должен видеть мимику и артикуляцию матери, чтобы за счет работы «зеркальных» нейронов активизировалась его собственная артикуляция. Никакие аудио-игрушки, «игрушки-повторюшки», никакие интернет-программы не научат ребенка говорить, если он не видит лицо разговаривающего человека. Возможности «зеркальных» нейронов еще не полностью изучены, вокруг них много мифов, но безусловно одно: именно «зеркальные» нейроны передают навыки речи, навыки мыслительных операций (сравнения, анализа, синтеза – как раз эти мыслительные операции плохо развиты у отстающих школьников) от взрослого человека ребенку.

Именно так: «зеркальные» нейроны взрослого передают информацию «зеркальным» нейронам ребенка, которые, в свою очередь, запускают работу нужных зон коры мозга. Если информация будет подаваться ребенку с другого источника, «зеркальные» нейроны не включатся. То же самое происходит во время учебного процесса: если при подаче учебного материала не участвовали «зеркальные» нейроны педагога, то не включатся мозги учеников. Попробуйте-ка заменить объяснения учителя по новому материалу аудиозаписью, а потом дайте ученикам проверочную работу. Результат вас сильно огорчит.

А ведь именно это и предлагается. По всем программам цифровизации школы роль учителя с каждым годом все уменьшается, планируется замена Учителя – как примера и образца для подражания – на виртуального «тьютора».

10. Компьютерная и игровая зависимость

Если внимательно прочитать основополагающий проект детство 2030, то там прописаны игровые компьютерные формы обучения, а именно: школа как цифровое игровое пространство с дополненной реальностью, вот дети то будут рады. Это уже полный конец образования, как вы после этого сможете объяснить ребенку вред компьютерных игр, когда они будут использоваться в школе и будут частью обучения, хотя обучением это уже нельзя будет назвать.

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. А теперь эта самая главная группа риска, будет полностью переведена на компьютерное обучение. Раньше если ребенок начинал уходить с головой в виртуальный мир, у родителей был шанс его оттуда вытащить. Убрали компьютер, заняли чем-то другим, миновали ломку, и проблема решена, а теперь как?

Вы уже не заберете у него компьютер, это будет трактоваться как ограничение возможностей обучения ребенку. Еще и ювенальщики смогут нагрянуть, а проконтролировать что ребенок за компьютером делает ежеминутно вы не сможете.

11. Отказ от бумажных учебников

к 2020 году планируется полностью ликвидировать бумажные учебники по 11 школьным предметам, заменив их на «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов , выполняющий семейный подряд по развалу суверенной экономики и образования вместе с супругой Эльвирой Набиуллиной (главой Банка России) заявил, что традиционному бумажному учебнику осталось жить не более пяти лет, ибо будущее за интернациональными «облачными библиотеками» и прочими онлайн-сервисами, да и вообще, обучением в игровой форме должны заниматься программисты интернет-приложений, топ-менеджеры транснацкорпораций и сами ученики.

Министр же аргументированно парировала его выпад, причем делала это, как настоящий патриот: «Учебник выполняет важнейшую роль – социализацию маленького человека в родной культуре – той, в которой ребенок родился и живет, которая его окружает, никакой иной для него до поры до времени просто не существует. Культура определяет происходящее, по ее нормам (традициям) общение ребенка со сверстниками, взрослыми, с окружающим его миром, выстраивает отношения с природой, людьми, с самим собой. А системность в этот процесс привносит учебник. Он упорядочивает, обобщает взгляд на вещи, описывает, объясняет и фиксирует. Рисует запоминающиеся навсегда образы природы, народа, Родины. Хотите узнать, как гражданин той или иной страны видит себя и других, – откройте учебники, по которым он учился в школе.

Вряд ли кто-то не согласится с тем, что школьный учебник являлся и является мощнейшим организатором многомилионной гражданской нации. Убери из детства наших детей эти единственные и на всю жизнь объединяющие их книги, и мы получим поколение, “выпавшее из контекста”. Оно будет образованно, но не будет при этом носителем общих смыслов, общих представлений о героях и антигероях своего народа, своей страны. Они не смогут чувствовать себе гражданами, ибо гражданская совесть и гражданская ответственность – это чувства, прежде всего»,

статья полностью: Маски сброшены: Минпросвет и ВШЭ готовят полный демонтаж традиционного образования под прикрытием проекта «Цифровая школа»

12. Разница между чтением с экрана, и с бумаги.

Исследователи из Дартмутского колледжа установили, что в зависимости от типа носителя информации человек воспринимает получаемые сведения по-разному.
Тип носителя, по мнению ученых, оказывает влияние на абстрактное мышление того или иного человека. При чтении с экрана планшета или ноутбука мы более сосредотачиваемся на деталях, а не на общей картине происходящего.

В ходе своих исследований ученые осуществили серию экспериментов с целью анализа скорости принятия решений и качества восприятия текста. Для этого задействовали добровольцев в возрасте от 20 до 24 лет. Представителям одной группы дали тексты, распечатанные на бумаге, а другим – ноутбуки с открытым на экране pdf-файлом.
В итоге был сделан вывод, что читавшие распечатанный текст гораздо лучше отвечали на логические вопросы по тексту. Успехи групп составили 66% против 48% соответственно.
Далее задачу усложнили. Участникам дали ознакомиться с таблицей характеристик четырех условных автомобилей. При этом каждая характеристика была обозначена оценкой («превосходный», «адекватный»). Но одна из моделей была объективно лучше остальных по основным параметрам. И здесь оказалось, что читавшие текст с бумаги чаще правильно определяли лучший вариант (48% случаев), чем участники с ноутбуками (лишь 30%).

То есть ребенок при пользовании планшетом сможет выполнять задания, но не сможет делать сложные выводы, и не будет видеть связей и общей картины. Качество такого обучения будет ниже в разы.

Добавим к этому отмену обычных, и введение электронных дневников, уничтожают один из важнейших принципов обучения – наглядность.

Психология и педагогика

Школа и цифровые технологии: памятка современному педагогу

Цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство – эти слова прочно обосновались в нашем обиходе, но не обо всех их значениях пока удалось договориться. Ведущие эксперты в области образования делятся своими соображениями по поводу самых актуальных тенденций развития образования.

Статья создана по материалам онлайн-конференции «Цифра: инвестиции в педагога», проходившей 5 апреля 2018 г. в Сколково.

О цифровой школе

  • Нет, это не школа, нашпигованная проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Они позволяют нам выйти на новые актуальные задачи. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности : ребенок сам может выбирать для себя источники знаний.

  • Затем необходима удобная навигация по информационному пространству : иначе как разобраться в безумном потоке знаний.

  • Следующий компонент - цифровая среда, которая опирается на онлайн-взаимодействие везде, где это эффективно.

  • Ну и, наконец, за всем этим следует максимальное упрощение формальных задач, которые сейчас так мешают учителю . Для этого тоже разумно использовать цифровые технологии.

Об электронном учебнике

Не стоит путать электронный учебник с электронной версией бумажного учебника. Это совершенно другой, принципиально новый продукт, созданный на стыке содержания и технологий. На содержание учебника влияют все заявленные актуальные компетенции, подходы к проведению контроля и оценивания.

Три столпа, на которых держится электронный учебник:
  • теория
  • практика
  • методика

Учителю сложно выстраивать программу самостоятельно. Гораздо удобнее, если все приемы, теория, практика и методика собраны в единый удобный продукт, в готовые дидактические единицы.

В электронном учебнике теория поддерживается наглядными материалами и хрестоматиями, практика - рабочими тетрадями и задачниками, методика - методическими пособиями и рабочей программой. Практика преобразуется в учебные игры, на стыке практики и методики действуют интерактивные практические работы, тренажеры (у платформы это интерактивные контрольные работы), на стыке методики и теории рождается новая форма работы в классе. Применяется весь спектр приемов, чтобы использовать новую технику в классах.

Об электронном дневнике, журнале и бюрократических задачах

«Цифровой контент разумно использовать только там, где он оправдан. Если какой-нибудь инструмент не полезен школе - он просто не должен использоваться. Современная технология не имеет права быть избыточной: не нужно трех разных систем, нужна одна, удобная и полезная. В этом смысле дублирование одних и тех же форм отчетности на «цифре» и на бумаге - совершенно бесполезное занятие. К сожалению, сейчас сочетание электронной и бумажной формы отчетности ведется довольно безалаберно».

Михаил Кушнир «Лига образования»

Школьная бумажная отчетность должна и обязательно будет отменена. Обратимся к статистике: каждый год расходуется до 7,5 тонн бумаги на среднюю российскую школу. Масштаб бумажной отчетности на уровне РФ - более 370 тысяч тонн в год. Это, как минимум, не экологично.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой как создатели электронного ресурса для школы - сократить временные и денежные затраты, создать защищенную оперативную систему коммуникации. Экономический эффект от отмены бумажной отчетности, по нашим расчетам, должен составить более 120 млрд в год, не говоря о том, что у учителя наконец-то появится свободное время. Бумагу нужно заменить на цифровую технологию везде, где это возможно.

Андрей Першин, «Дневник.ру»

О значении уровня технического оснащения школ

Не во всем мире школы хорошо оснащены. В Ирландии, например, на один школьный компьютер приходится по 20 учащихся, это явное отставание в плане технического оснащения. Россия в данном вопросе занимает средние позиции, и для масштабов нашей страны это вполне достойные показатели.

Валерий Никитин, «Я-класс»


Мы всегда идем от пользователя - учителя, ученика. Да, не во всех школах страны сейчас есть возможность каждому ученику выходить в электронный учебник через собственный планшет. Но пользоваться всеми благами нового цифрового продукта хочется уже сейчас, поэтому, даже если не у каждого вашего ученика есть подходящий планшет, вы можете провести урок ярко и интересно.

Наша редакция заботится о том, чтобы педагог мог на каждом уроке пользоваться удобным раздаточным материалом, распечатывать важнейшие слайды для учеников.

Андрей Ковалев, Российский учебник


Педагоги и директора школ часто обращаются к нам с подобными жалобами: нет возможности купить компьютеры на весь класс, не на всех хватает планшетов, в школе нет Интернет-сети... Но даже при всех этих трудностях мы готовы помочь вам советом, чтобы вы выбрали удобную, подходящую для вас цифровую платформу .

Ольга Ильченко, ФИРО, проект «Реформатика»

О едином образовательном пространстве и конкуренции

Единство - не то же самое, что единственность. Учить всех по единственному учебнику или программному продукту не просто необязательно: этого делать нельзя. Ведь единство возможно только при многообразии, и только тогда, когда у всех элементов системы выработаны единые ключевые принципы и миссия. Технологии в образовании могут и должны конкурировать между собой. Никакая цензура не поможет, нужен свободный выбор, а для выбора - рекомендации.

Михаил Кушнир, «Лига образования»

Цифровые технологии обучения.

МОУ Удельнинская гимназия, Раменский район

В начале ХХI века наша страна взяла курс на модернизацию образования. Правительство России объявило образовательную политику в числе приоритетных. Курс был взят на достижение эффективности, качества и доступности отечественного образования. К системе российского образования были сформулированы новые социальные требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

В 2008 году Дмитрий Медведев, приветствуя Форум лидеров образования, отметил, что «высокий потенциал лучших преподавателей – это движущая сила модернизации всего отечественного образования, результатом которой должно стать выдвижение новой модели российской школы в число наиболее перспективных и конкурентоспособных образовательных систем».

Идею именно такой, новой модели цифровой российской школы представили Дмитрию Медведеву на выставке в Кремле ведущие российские компании – системные интеграторы и производители оборудования, по замыслу которых, концепция школы будущего позволяет создать принципиально новый системный формат оснащения комплекса учебных заведений, способных решать перспективные педагогические задачи на базе новейших цифровых технологий.

Такой замысел мы решили воплотить у себя в гимназии и в 2010 году приступили к реализации проекта « Модель цифровой школы».

Что же представляет собой цифровая школа и чем она отличается от школы обычной?

Цифровая школа – это особый вид образовательного учреждения, которое осознанно и эффективно использует цифровое оборудование, программное обеспечение в образовательном процессе и тем самым повышает конкурентную способность каждого ученика. Цифровые школы нельзя рассматривать как необычное и тем более новое явление, поскольку информационные технологии активно находят применение в школах. Школы, которые переходят на цифровые технологии обучения, кардинально отличаются по техническому и информационному оснащению, подготовленности педагогов к работе в новых условиях, уровню управления образовательной средой.Методически «цифровая школа» опирается на новые образовательные стандарты, используя компетентностный многоуровневый подход.Что же представляют собой цифровые технологии?

Цифровые технологии сегодня -

Это инструмент эффективной доставки информации и знаний до учащихся.

Это инструмент создания учебных материалов.

Это инструмент эффективного способа преподавания.

Это средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной.

О каких новых современных, цифровых технологиях мы заявляем сегодня? Это:

          Технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика.

    Технология «Виртуальная реальность».

    Технология «Панорамных изображений».

    Технология «3D моделирование».

    Технология «Образовательная робототехника».

    Технология МСИ (использования малых средств информатизации).

    Мультимедийный учебный контент.

    Интерактивный электронный контент.

Образовательные стандарты ориентируют нас на перестройку организации учебного процесса. В наибольшей степени это касается экспериментальной деятельности учителя и учащихся. Почему? Все дело в том, что учащиеся должны освоить не только конкретные практические умения, но и общеучебные умения: необходимо так организовать учебный процесс, чтобы был освоен метод естественнонаучного познания. Технология совместных исследований учителя и учащихся, безусловно, реализует проблемно-поисковый подход в обучении и обеспечивает реализацию известного цикла научного познания: факты – модель – следствие – эксперимент - факты.

В начале учитель организует наблюдения и ставит демонстрационные опыты, получает факты, на основе которых совместно с учащимися делаются выводы по тому или иному явлению. Отталкиваясь от полученных фактов, учитель и учащиеся пытаются объяснить наблюдаемые явления и выявить закономерности (для чего выдвигаются гипотезы), вывести следствия, установить причины. После этого учащиеся и учитель продумывают, какие проверочные эксперименты можно поставить, каковы будут их идеи и цели, как их осуществить. Учащиеся реализуют задуманное в самостоятельном лабораторном эксперименте, результаты которого (новые факты) сравнивают с теоретическими предсказаниями и делают выводы. Данная технология позволяет:

Познакомить учащихся с процессом познания,

Вооружить элементами знаний общего подхода, что важно для дальнейшего обучения и жизни;

Вовлечь учащихся в разнообразные учебные действия: и практические, и мыслительные, обеспечивая тем самым широкий спектр познавательной деятельности, их психологическое развитие и самостоятельность.

В 2012 году наша гимназия приступила к апробации инновационного оборудования комплекса виртуальной 3D видеостудии для производства многомерных учебных материалов, являющейся одной из уникальных особенностей гимназии. Применение в процессе обучения технологии 3D кардинально повышает наглядность и значительно улучшает качество восприятия информации, обеспечивает высокую учебную мотивацию и успешность обучения. Учащиеся могут увидеть учителя и учащиеся получают возможность совершить «путешествие» по стране, миру или вселенной; принять участие в исторических событиях; наблюдать редкие физические явления и манипулировать с различными объектами; проводить химические опыты; анализировать объемные диаграммы; решать задачи по стереометрии и много другое. Интерактивность позволяет установить обратную связь со слушателем и формировать сюжет виртуальной истории в зависимости от его предпочтений, позволят организовывать интерактивное взаимодействие с аудиторией по принципу «телемост», что удобно использовать при дистанционном образовании. Возможно, формировать в реальном времени полноценные ЗD-материалы для последующего представления в системах виртуальной реальности, дает возможность совмещения разнородной и разноформатной информации в едином отображаемом виртуальном пространстве с полным интерактивным управлением.

В 2013 году гимназия приступила к апробации еще одного инновационного оборудования комплекса конструирования, алгоритмизации и робототехники. Основная цель использования данной технологии - воспитание творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать задачи, связанные с программированием и алгоритмизацией.

Основным методом при обучении робототехники является организация образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные задачи, а педагог сопровождает деятельность учащегося. Занятия с использованием робототехники создают возможность организовать учебный процесс на основе системно - деятельностного подхода , что и требуют сегодня новые образовательные стандарты.

Технология «Малые средства информатизации» - это технологии, позволяющие обеспечить индивидуальное взаимодействие каждого обучающегося с информационными технологиями, где регулярное применение компьютеров недостижимо.

На применение технологии МСИ ориентированы стандарты, учебные программы и учебники.

Виды малых форм информатизации:

    графические калькуляторы;

    электронные словари;

    различные средства интерактивного опроса и контроля качества знаний.

Малые средства информатизации позволяют:

    значительно повысить качество и эффективность учебного процесса;

    более полно выполнить образовательный стандарт, особенно в области повышения практической направленности обучения;

    обеспечить более высокий балл на ЕГЭ по физике, химии, математике за счет применения разрешенного технического средства и умения ими пользоваться.

Преимущества малых форм информатизации:

    использование МСИ непосредственно в процессе освоения предметных знаний на основе дидактического диалога учителя и ученика;

    мобильность;

    компактность;

    энергонезависимость.

В практике работы педагогов гимназии используются также такие технологии, как интерактивный электронный контент и мультимедийный учебный контент.

Интерактивный электронный контент – это контент, обладающий возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия пользователя с электронным образовательным контентом: манипулирование экранными объектами, линейная навигация, обратная связь, конструктивное взаимодействие, рефлексивное взаимодействие, имитационное моделирование и т.д.

Мультимедийный учебный контент – это контент, представляющий собой синтез различных видов информации (текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления.

В 2013-14 учебном году мы запустили еще один инновационный проект «Наглядная школа». Наглядная школа - это комплекс учебных интерактивных наглядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.

«…Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться…»( из требований Федерального государственного образовательного стандарта). Данный комплекс включает:

Полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами;

Интерактивные 3D-модели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение;

Анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы;

Интерактивные таблицы величин и параметров;

Интерактивные модели явлений, процессов, исследований и экспериментов;

Интерактивный задачник.

Преимущества комплекса:

Материалы пособий соответствуют как базовому, так и углубленному уровням подготовки учащихся;

Могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень учебников;

Совместимы и одинаково высокоэффективны с любой операционной системой, установленной на пользовательском компьютере (Windows, Mas OSX, Linux);

Формируют систему интерактивного обучения при активном взаимодействии с различными цифровыми образовательными ресурсами.

Не требует специального обучения для преподавателя.

И, что очень важно! Отличительной особенностью пособий серии «Наглядная школа» является их информационно-открытая архитектура. Учитель может не только менять структуру содержимого пособия, но и включать с помощью специального модуля необходимые, по его мнению, дополнительные учебные медиаобъекты.

«Цифровая школа» - это масштабный проект комплексного внедрения ИКТ в образовательную среду учреждения, который позволяет наращивать функциональность и объем образовательного контента в условиях непрерывного совершенствования программно-аппаратных средств.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: Статья посвящена изучению цифровых технологий в образовании. В
статье рассмотрены понятия цифровая школа, интерактивный электронный контент,
мультимедийный учебный контент
Abstract: The article is devoted to the study of digital technologies in education. The
article discusses the concept of digital school, interactive e­content, multimedia educational
content.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая школа, интерактивный
электронный контент, мультимедийный учебный контент
Key words: Keywords: digital technology, digital school, an interactive e­content,
multimedia educational content
Информационные системы вошли во все сферы жизни. Развитие
цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс
во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не
прекращая удивлять и восхищать.
Цифровые технологии – это основанная на методах кодировки и
передачи информации дискретная система, позволяющая совершать
множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени.
Именно быстродействие и универсальность этой схемы сделали IT­
технологии столь востребованными
Цифровая школа – это особый вид образовательного учреждения,
которое осознанно и эффективно использует цифровое оборудование,
программное обеспечение в образовательном процессе и тем самым
повышает конкурентную способность каждого ученика. Цифровые школы
нельзя рассматривать как необычное и тем более новое явление, поскольку
информационные технологии активно находят применение в школах.
Школы, которые переходят на цифровые технологии обучения,
кардинально отличаются по техническому и информационному оснащению,
подготовленности педагогов к работе в новых условиях, уровню
управления образовательной средой. Методически «цифровая школа»
опирается на новые образовательные стандарты,
используя
компетентностный многоуровневый подход. Что же представляют собой
цифровые технологии?
Цифровые технологии сегодня ­
­ это инструмент эффективной доставки информации и знаний до
обучающихся;
­ это инструмент создания учебных материалов;
­ это инструмент эффективного способа преподавания;

­ это средство построения новой образовательной среды: развивающей и
технологичной.
Современные цифровые технологии ­ это:
 Технология совместных экспериментальных исследований учителя и
ученика.
 Технология «Виртуальная реальность».
 Технология «Панорамных изображений».
 Технология «3D моделирование».
 Технология «Образовательная робототехника».
 Технология МСИ (использования малых средств информатизации).
 Мультимедийный учебный контент.
 Интерактивный электронный контент.

Образовательные стандарты ориентируют нас на перестройку
организации учебного процесса. В наибольшей степени это касается
экспериментальной деятельности учителя и обучающихся. Почему? Все
дело в том, что обучающиеся должны освоить не только конкретные
практические умения, но и общеучебные умения: необходимо так
организовать учебный процесс,
чтобы был освоен метод
естественнонаучного познания. Технология совместных исследований
учителя и обучающихся, безусловно, реализует проблемно­поисковый
подход в обучении и обеспечивает реализацию известного цикла научного
познания: факты – модель – следствие – эксперимент ­ факты.
В начале учитель организует наблюдения и ставит демонстрационные
опыты, получает факты, на основе которых совместно с обучающимися
делаются выводы по тому или иному явлению. Отталкиваясь от полученных
фактов, учитель и обучающиеся пытаются объяснить наблюдаемые явления
и выявить закономерности (для чего выдвигаются гипотезы), вывести
следствия, установить причины. После этого обучающиеся и учитель
продумывают, какие проверочные эксперименты можно поставить, каковы
будут их идеи и цели, как их осуществить. Учащиеся реализуют задуманное
в самостоятельном лабораторном эксперименте, результаты которого
(новые факты) сравнивают с теоретическими предсказаниями и делают
выводы. Данная технология позволяет:
1) познакомить обучающихся с процессом познания;
2) вооружить элементами знаний общего подхода, что важно для
дальнейшего обучения и жизни;
3) вовлечь обучающихся в разнообразные учебные действия: и
практические, и мыслительные, обеспечивая тем самым широкий спектр
познавательной деятельности,
их психологическое развитие и
самостоятельность.

Основным методом при обучении робототехники является организация
образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает
собственные задачи, а педагог сопровождает деятельность обучающегося.
Занятия с использованием робототехники создают возможность
организовать учебный процесс на основе системно ­ деятельностного
подхода, что и требуют сегодня новые образовательные стандарты.
Технология «Малые средства информатизации» ­ это технологии,
позволяющие обеспечить индивидуальное взаимодействие каждого
обучающегося с информационными технологиями, где регулярное
применение компьютеров недостижимо.
На применение технологии МСИ ориентированы стандарты, учебные
программы и учебники.
Виды малых форм информатизации:
графические калькуляторы;

 электронные словари;
 различные средства интерактивного опроса и контроля качества
знаний.
Малые средства информатизации позволяют:

значительно повысить качество и эффективность учебного процесса;
 более полно выполнить образовательный стандарт, особенно в
области повышения практической направленности обучения;
 обеспечить более высокий балл на ЕГЭ по физике, химии, математике
за счет применения разрешенного технического средства и умения
ими пользоваться.
Преимущества малых форм информатизации:
 использование МСИ непосредственно в процессе освоения
предметных знаний на основе дидактического диалога учителя и
ученика;
 мобильность;
 компактность;
 энергонезависимость.
В практике работы педагогов используются такие технологии, как
интерактивный электронный контент и мультимедийный учебный контент.
Интерактивный электронный контент – это контент, обладающий
возможностями установления различных форм интерактивного
взаимодействия пользователя с электронным образовательным контентом:
манипулирование экранными объектами, линейная навигация, обратная
связь, конструктивное взаимодействие, рефлексивное взаимодействие,
имитационное моделирование и т.д.
Мультимедийный учебный контент – это контент, представляющий
собой синтез различных видов информации (текстовой, графической,

анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные
способы ее структурирования, интегрирования и представления.
«…Образовательное учреждение должно иметь интерактивный
электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание
предметных областей, представленное учебными объектами, которыми
можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться…»
(из требований Федерального государственного образовательного
стандарта). Данный комплекс включает:
­ полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями,
формулами;
­ интерактивные 3D­модели, которые можно вращать, выбирая требуемое
положение;
­ анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы;
­ интерактивные таблицы величин и параметров;
­ интерактивные модели явлений,
экспериментов;
­ интерактивный задачник.
Преимущества комплекса:
­ материалы пособий соответствуют как базовому, так и углубленному
уровням подготовки обучающихся;
­ могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф
Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный
перечень учебников;
­ совместимы и одинаково высокоэффективны с любой операционной
системой, установленной на пользовательском компьютере (Windows, Mas
OSX, Linux);
­ формируют систему интерактивного обучения при активном
взаимодействии с различными цифровыми образовательными ресурсами.
­ не требует специального обучения для преподавателя.
«Цифровая школа» ­ это масштабный проект комплексного внедрения
ИКТ в образовательную среду учреждения, который позволяет наращивать
функциональность и объем образовательного контента в условиях
непрерывного совершенствования программно­аппаратных средств.
исследований и
процессов,
Литература
1. Асташева Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГу.
Серия "Экономика и менеджмент". 2014. Т. 8. N 1.
2. Войскунский А. Е. Психологические исследования деятельности
человека в интернете // Информационное общество. 2005. N 1.
3. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в
период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002.
N 1.
4. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: Монография /

04.12.2015, ПТ, 14:17, Мск

Уровень проникновения электронных дневников, интерактивных досок и мультимедийных кабинетов в российских школах близок к 100%. Сегодня наибольшим спросом пользуются электронные учебники и планшеты. Для повышения эффективности использования имеющегося оборудования и программного обеспечения школам не хватает системных комплексных решений с хорошо проработанной методической основной.

Россия активно движется по пути создания цифровой образовательной среды. В целом ряде регионов в настоящее время уже стартовало тестирование интерактивных мультимедийных электронных учебников, электронных сервисов, появились проекты электронных дневников, электронных библиотек, а также «цифровых школ» и др. Некоторые технологии, например, интерактивные доски, уже стали привычным атрибутом российских школ. Другие, среди которых виртуальные лаборатории, робототехника, видеоконференцсвязь, распространены значительно меньше.

Цифровые технологии для школ

По данным опроса поставщиков ИТ-решений в образовании,который был проведен CNews в августе 2015 г., российским школам не хватает системных комплексных решений с хорошо проработанной методической основной. Сегодня в большинстве образовательных учреждений современное оборудование и программные продукты используются неэффективно.

Уровень проникновения цифровых технологий в школах

Источник: CNews, 2015

Как показал опрос ИТ-поставщиков, наибольший уровень проникновения демонстрируют такие решения как электронный дневник (100%), интерактивные доски (96%) и мультимедийный кабинет (80%). Интерес российских школ к 3D-принтерам (8%) и лабораториям робототехники (4%) пока невелик.

В Атласе будущих профессий, разработанном при участии «Сколково», сказано, что через 10–20 лет наиболее востребованные профессии будут тесно связаны с ИT. Сегодня школа ориентируется на развитие ИКТ-навыков учеников и все более глубокое изучение предметов научно-естественного цикла. Одновременно растет число бюджетных мест в вузах по специальностям, связанным с ИТ. Ожидается, что в ближайшее время в сфере образования наиболее востребованными станут решения по обучению робототехнике, программированию, биотехнологиям на основе учебных роботизированных платформ, а также цифровые лаборатории для занятий физикой, химией, биологией, географией.

О зарождении интереса российских школ к робототехнике свидетельствуют результаты опроса поставщиков ИТ-решений для образования. Речь идет, в первую очередь, об учебно-лабораторном оборудовании для изучения робототехники, цифровых лабораториях для изучения физики, химии, географии, энергетики, сопромата, а также решениях для 3D-моделирования и прототипирования. Помимо ИТ, в школах активно развиваются пресс-центры и видеостудии, в которых школьники получают опыт работы с графическими программами, учатся разработке мультимедийного контента.

Спрос на цифровые технологии в школах в 2015–2016 гг.

Источник: CNews, 2015

Согласно данным опроса, наибольшим спросом со стороны школ пользуются электронные учебники (88%) и планшеты (84%). Концепция BYOD пока не получила широкого распространения (48%), однако у нее есть перспективы роста. Облачные сервисы доказали свою эффективность и достаточно популярны.

Технологические решения, используемые в школах РФ

Электроника и программирование Лабораторные исследования Цифровые технологии
Наборы для изучения основ электроники Лаборатории по 3D-моделированию и прототипированию Интерактивные доски и дисплеи, интерактивные сенсорные столы
Электронные конструкторы для изучения электрических цепей и альтернативных источников энергии 3D-принтеры (с расходными материалами для создания дополнтельных деталей и замены утерянных) Мультимедиа студии
Стенды для отработки принципов программирования Цифровые лаборатории (для углубленного изучения естественных наук, инженерного дела, сопромата) Планшеты для работы с элетронными учебниками, подготовки к ГИА и ЕГЭ, а также управления классом
Лаборатории по робототехнике (включая роботизированные конструкторы) Системы голосования (опросов) и тестирования

Источник: CNews, 2015

Основным трендом информатизации образования сегодня является не просто внедрение отдельных технологий, а реализация комплексных проектов, направленных на создание единого и непрерывного образовательного пространства.

Электронное образование в Москве

Одним из регионов, занимающих лидирующие позиции в сфере создания цифровой образовательной среды, является Москва. Согласно данным опроса 25 московских школ, проведенного CNewsв августе 2015 г., все они активно используют электронные дневники. Система электронного документооборота в том или ином виде внедрена у 96%. Уровень проникновения интерактивных досок близок к насыщению (92%). Меньше всего распространены средства 3D-моделирования и печати (4%), технологии виртуального музея (20%). Относительно низким является уровень проникновения веб-конференций (44%), при этом практически отсутствуют онлайн-трансляции.

Используемые в школах технологии электронной образовательной среды

Источник: CNews, 2015

92% опрошенных школ используют, в том или ином объеме, облачные сервисы. Наиболее востребованными услугами в настоящий момент являются бухучет и управление кадрами из облака (60% и 52% соответственно). В целом перечень доступных облачных услуг для школ пока невелик.

Облачные сервисы, используемые в школах



Загрузка...
Top