Даниил гранин где живет сейчас. Гранин: неизвестная биография

Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия - Герман ; 1 января 1919, с. Волынь, Курская губерния, РСФСР - 4 июля 2017, Санкт-Петербург, Россия) - русский писатель, киносценарист, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1976), Государственной премии РФ (2001, 2016) и премии Президента РФ (1998). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005).

Биография

Родился 1 января 1919 года в посёлке Волынь (ныне Курская область), по другим данным - в Саратовской области, в семье лесника Александра Даниловича Германа и его жены Анны Бакировны.

Согласно официальной биографии, в 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал инженером на Кировском заводе. Оттуда ушёл на фронт в составе дивизии народного ополчения, воевал на Лужском рубеже, затем на Пулковских высотах, на фронте в 1942 году вступил в ВКП(б). Затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище, воевал в танковых войсках, последняя должность на фронте - командир роты тяжёлых танков.

Сведения из официальной биографии Гранина были опровергнуты литературоведом Михаилом Золотоносовым, который обнаружил, что в архивных документах, обнародованных в общедоступном электронном банке документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», сообщается, что на Кировском заводе Гранин был заместителем секретаря комитета ВЛКСМ, в армию в 1941 году вступил не рядовым, а был направлен в звании старшего политрука, впоследствии служил комиссаром 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона (сформирован 2 мая 1942), сведения же о службе командиром танковой роты и награждениях орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени не подтверждаются.

Впрочем, как уточняет Золотоносов, в наградном листе написано, что Гранин участвовал в боях под Псковом в 1941 году и был дважды ранен. Данные о вступлении в ВКП(б) в изученных литературоведом документах расходятся - в наградном листе указан 1940 год, но согласно личному делу из ЦГАИПД СПб, кандидатом в члены партии он стал лишь в 1941 году на Кировском заводе.

С 1945 по 1950 год работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте. В дальнейшем - профессиональный литератор. Секретарь, с 1965 года второй секретарь, в 1967-1971 годах первый секретарь Ле­нин­град­ско­го от­де­ле­ния СП РСФСР. В качестве одного из руководителей ленинградской писательской организации, по мнению Золотоносова, лично ответственен за осуждение И. А. Бродского на судебном процессе 1964 года.

Избирался народным депутатом СССР (1989-1991). В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Был инициатором создания ленинградского общества «Милосердие». Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва. Член Всемирного клуба петербуржцев.

В возрасте 95 лет в 2014 году выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером о блокаде Ленинграда и войне.

Творчество

Печататься начал в 1949 году. Основное направление и тема произведений Гранина - реализм и поэзия научно-технического творчества - здесь сказывается техническое образование Гранина, практически все его произведения посвящены научным изысканиям, поиску, борьбе между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами.

  • роман «Искатели» (1954)
  • роман «Иду на грозу» (1962)
  • Роман «После свадьбы» (1958) посвящён судьбе молодого изобретателя, посланного комсомолом на работу в деревню. Все три романа инсценировались для театра, по ним сделаны одноимённые фильмы («Искатели» (1956), «После свадьбы» (1962), «Иду на грозу» (1965)).
  • Рассказы и повести «Победа инженера Корсакова» (опубликована в 1949 под названием «Спор через океан»), «Вариант второй» (1949), «Ярослав Домбровский» (1951), «Собственное мнение» (1956).
  • Книги очерков о поездках в ГДР, Францию, на Кубу, в Австралию, Англию - «Неожиданное утро» (1962) и «Примечания к путеводителю» (1967);
  • Рассказ «Дом на Фонтанке» (1967), повесть «Наш комбат» (1968), раздумья о «Медном всаднике» А. С. Пушкина - «Два лика» (1968).
  • Художественно-документальные произведения: «Эта странная жизнь» (1974, о биологе А. А. Любищеве), «Клавдия Вилор» (1976, Государственная премия СССР), роман «Зубр» (1987, о судьбе биолога Н. В. Тимофеева-Ресовского), «Блокадная книга», ч. 1 -2 (1977-1981, совместно с А. М. Адамовичем).
  • В романе «Картина» (1979) и в повести «Неизвестный человек» (1990) затронуты проблемы сохранения исторической памяти, предпринят анализ состояния человека, теряющего своё место в социальной иерархии.
  • «Повесть об одном учёном и одном императоре» - биография Араго (1991).
  • Шпионский роман «Бегство в Россию» (1994).
  • Повесть «Оборванный след» - о жизни учёных в современной России (2000).
  • Эссе «Страх » - о преодолении тоталитаризма и коммунизма.

Семья

Жена - Римма Михайловна Майорова (1918-2004). Дочь Марина (род. 1945).

Библиография

Собрания сочинений
  • Собрание сочинений в восьми томах. - СПб.: Вита Нова, 2009.
  • Собрание сочинений в пяти томах. - М.: Терра - книжный клуб, 2008.
  • Собрание сочинений в пяти томах. - М.: Вагриус, 2007.
  • Собрание сочинений в трёх томах. - М.: Любимая Россия, 2006. - 1 500 экз.
  • Собрание сочинений в четырёх томах. - Л.: Художественная литература, 1978-1980. - 100 000 экз.
  • Собрание сочинений в пяти томах. - Л.: Художественная литература, 1989-1990. - 100 000 экз.
  • Избранные произведения в двух томах. - Л.: Художественная литература, 1969. - 150 000 экз.
Отдельные произведения и сборники
  • «Победа инженера Корсакова » - Л.: Советский писатель, 1950. - 15 000 экз. (повесть о научном превосходстве СССР над США)
  • «Спор через океан» (повесть) » - М.: Правда, 1950. - 150 000 экз.
  • «Ярослав Домбровский » - М.: Молодая гвардия, 1951. - 15 000 экз. (историческая повесть)
  • «Новые друзья » - М.: Молодая гвардия, 1952. (рассказы о строителях Куйбышевской ГЭС)
  • «Искатели » (роман) - Л.: Советский писатель, 1955. - 90 000 экз.
  • «Собственное мнение » (повесть-притча о двуличии советского технократа).
  • «После свадьбы » (роман) - Л.: Советский писатель, 1959. - 30 000 экз.
  • «В нашем городе » (фотоочерк) - Л.: Лениздат, 1958. - 15 000 экз.
  • «Иду на грозу » - М.: Гослитиздат, 1962. - 500 000 экз.
  • «Неожиданное утро » - Л.: Советский писатель, 1962. - 50 000 экз.
  • «Остров молодых » (рассказы о Кубе). - Л.: Лениздат, 1962. - 30 000 экз.
  • «Генерал коммуны » - М.: Советская Россия, 1965. - 50 000 экз.
  • «Месяц вверх ногами » - Л.: Лениздат, 1966. - 115 000 экз.
  • «Примечания к путеводителю » - Л.: Советский писатель, 1967. - 30 000 экз.
  • «Наш комбат » (повесть о войне)
  • «Кто-то должен » (повесть об учёных и их моральном выборе) - Л.: Советский писатель, 1970. - 30 000 экз.
  • «Неожиданное утро » (очерки) - Л.: Лениздат, 1970. - 100 000 экз.
  • «Сад камней » (сборник) - М.: Современник, 1972. - 75 000 экз.
  • «До поезда оставалось три часа » - Л.: Советский писатель, 1973. - 50 000 экз.
  • «Дождь в чужом городе » - Л.: Художественная литература, 1977. - 50 000 экз.
  • «Эта странная жизнь » - М.: Советская Россия, 1974. - 100 000 экз. (документальная биографическая повесть об А. А. Любищеве)
  • «Прекрасная Ута » - М.: Советская Россия, 1974. - 75 000 экз.
  • «Однофамилец » (повесть, герой которой, инженер, встречает некоего молодого человека - будто бы самого себя, но в юности, когда он подвергался несправедливой критике)
  • «Выбор цели » (повесть) - Л.: Советский писатель, 1975. - 30 000 экз.
  • «Клавдия Вилор » (документальная проза) - М.: Советская Россия, 1977. - 100 000 экз.
  • «Блокадная книга » (документальная проза, хроники блокады Ленинграда; в соавторстве с Алесем Адамовичем, на издание этой книги в Ленинграде был наложен запрет. Впервые часть её была напечатана с купюрами в 1977 году в журнале «Новый мир», а в Ленинграде книга вышла только в 1984 году после смены партийного руководства города и переезда Г. В. Романова в Москву)
  • «Обратный билет » (повести) - М.: Современник, 1978. - 30 000 экз.
  • «Повести » - М.: Художественная литература, 1979. - 2 495 000 экз.
  • «Картина » (роман) - Л.: Советский писатель, 1980. - 80 000 экз.
  • «Место для памятника » - М.: Известия, 1982. - 240 000 экз.
  • «Два крыла » (публицистика) - М.: Современник, 1983. - 50 000 экз.
  • «Ещё заметен след » - Л.: Советский писатель, 1985. - 200 000 экз.
  • «Тринадцать ступенек » (сборник) - Л.: Советский писатель, 1984. - 100 000 экз.
  • «Река времён » - М.: Правда, 1985. - 500 000 экз.
  • «Выбор цели » - Л.: Советский писатель, 1986. - 200 000 экз.
  • «Ленинградский каталог » - Л.: Детская литература, 1986. - 100 000 экз.
  • «Зубр» - М.: «Известия», 1987. - 300 000 экз. (документальный биографический роман о Н. В. Тимофееве-Ресовском)
  • «Неожиданное утро » - Л.: Лениздат, 1987. - 200 000 экз.
  • «О наболевшем » - Л.: Советский писатель, 1988. - 100 000 экз.
  • «Милосердие » - М.: Советская Россия, 1988. - 50 000 экз.
  • «Чужой дневник » - М.: Современник, 1988. - 100 000 экз.
  • «Точка опоры » - М.: АПН, 1989. - 100 000 экз.
  • «Наш комбат » - М.: Правда, 1989. - 300 000 экз.
  • «Наш дорогой Роман Авдеевич » - Л.: СП «Совиттурс», 1990. - 100 000 экз. (сатира на Григория Романова)
  • «Неизвестный человек »
  • «Повесть об одном учёном и одном императоре »
  • «Запретная глава » - Л.: Советский писатель, 1991. - 100 000 экз.
  • «Бегство в Россию » - М.: Новости, 1995. - 10 000 экз. (документальное повествование о Джоэле Баре и Альфреде Саранте)
  • «Страх » (эссе)
  • «Оборванный след » (повесть)
  • «Вечера с Петром Великим » (исторический роман, экранизирован)
  • «Жизнь не переделать » - М.: Центрполиграф, 2004. - 10 000 экз.
  • «Священный дар » - СПб.: Алетейя, 2007
  • «Причуды моей памяти » (воспоминания) - М.: Центрполиграф, 2009
  • «Всё было не совсем так » (размышления, написанные в виде кратких заметок, собранных на протяжении всей жизни, описывающих его детство, родных, друзей, главные события послевоенных лет и современную действительность)
  • «Мой лейтенант » (роман)
  • «Три любви Петра Великого »
  • «Заговор » - М.: Олма медиа групп, 2012. - 4 000 экз.
  • «Два лика » - СПб.: Звезда, 2013. - 1 000 экз.
  • «Человек не отсюда » - СПб.: Лениздат, 2014. - 7 000 экз.

Экранизации

  1. 1956 - Искатели
  2. 1962 - После свадьбы
  3. 1965 - Иду на грозу
  4. 1965 - Первый посетитель
  5. 1974 - Выбор цели
  6. 1978 - Однофамилец
  7. 1979 - Дождь в чужом городе
  8. 1985 - Картина
  9. 1985 - Кто-то должен…
  10. 1987 - Поражение
  11. 2009 - Читаем «Блокадную книгу»
  12. 2011 - Пётр Первый. Завещание

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1 марта 1989 года),
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного (28 декабря 2008 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность .
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1 января 1999 года) - за заслуги перед государством и большой вклад в развитие отечественной литературы .
  • Орден Александра Невского (21 декабря 2013 года) - за вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю общественную деятельность .
  • Два ордена Ленина (16 ноября 1984 года; 1 марта 1989 года),
  • орден Отечественной войны II степени (1985),
  • Орден Трудового Красного Знамени (28 октября 1967 года),
  • Орден Дружбы народов (2 января 1979 года),
  • Орден Красной Звезды (2 ноября 1942) - за образцовое выполнение боевых заданий командования фронтом по восстановлению и ремонту боевой техники ,
  • Крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» I класса - Офицерский Крест (ФРГ),
  • медали.
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005 год).
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2009 год).
  • Медаль «Маршал Баграмян» Министерства обороны Республики Армения (2013 год).
  • Почётный член РАХ
  • Почетный доктор СПбГУП с 1997 года
  • Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.
  • В октябре 2008 года получил в Санкт-Петербурге международную премию за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (диплом, нагрудный знак и денежная премия), которой были отмечены также Томас Венцлова, Раймонд Паулс, Ингмар Бергман (премия учреждена в 2004 году Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Союзом театральных деятелей Российской Федерации, Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, Всемирным клубом петербуржцев и фондом «Балтийский международный фестивальный центр»)
  • Литературная Бунинская премия (2011 год)
  • Царскосельская художественная премия (2012 год)
  • Первая премия «Большая книга» (2012 год)
  • Премия «Лучший роман года» (2013 год, Китай), за книгу «Мой лейтенант»
  • Премия имени доктора Фридриха Йозефа Гааза - за особый вклад в укрепление германо-российских отношений (2016 год)
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства
  • Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры
  • Премия имени Гейне
  • Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2016) в номинации «Литературное искусство»
  • Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2016 года.

Критика

31 января 2014 года министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский в ходе записи передачи «Цена победы» подверг сомнению заявление ведущего радиостанции «Эхо Москвы» о том, что Д. Гранин первым в «Блокадной книге» издания 2013 года обнародовал факты о производстве пирожных в блокадном Ленинграде, назвав это высказывание «враньём». Научный руководитель Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков рассказал, что советские медиа информировали об этом ещё в ходе войны для нейтрализации пораженческих настроений в стране.

Публицист Олег Кашин, комментируя информацию о подтасовке Д. Граниным фактов из собственной биографии, отметил, что обречены на провал попытки общественного мнения приписать моральный авторитет выходцам из советской партийной номенклатуры. К ней может быть отнесён и Даниил Гранин, который являлся ру­ко­во­ди­телем Ле­нин­град­ско­го от­де­ле­ния Союза писателей РСФСР, народным де­пу­татом СССР, членом бю­ро Ле­нин­град­ско­го об­ко­ма КПСС и Ге­роем Со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­го труда.

Петербургский писатель Михаил Золотоносов обвинил Гранина в подтасовке биографии, искажении фактов.

Источник : wikipedia.org


Настоящее имя:

Даниил Герман



Даниил Александрович Гранин - русский прозаик, киносценарист и публицист, один из ведущих мастеров советской литературы 1950-80-х годов и периода Перестройки.

Настоящее имя - Даниил Александрович Герман. Фамилию он сменил на псевдоним, чтобы его не путали с известным ленинградским писателем Юрием Германом .

Родился в Петрограде (по другим данным - в селе Волынь Курской области). Окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института (1940), работал инженером энерголаборатории, затем в конструкторском бюро Кировского завода.

В начале Великой Отечественной войны в составе народного ополчения заводчан ушёл солдатом-добровольцем защищать Ленинград. Прошёл путь от рядового до офицера, награждён боевыми орденами. Закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжёлых танков.

После демобилизации работал в Ленэнерго (начальник районной кабельной сети), восстанавливая разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда. Затем недолго трудился в НИИ и учился в аспирантуре Ленинградского политехнического института, но не закончил её и оставил институт (в 1954 году), так как полностью переключился на литературную деятельность.

Печатается с 1937 года, но началом своей профессиональной литературной деятельности Гранин считает публикацию в журнале «Звезда» в 1949 году рассказа «Вариант второй».

Основная тема автора - нравственные проблемы научно-технического творчества, раскрытые в романах «Искатели» (1954), «Иду на грозу» (1962), в серии художественно-документальных произведений об учёных, в частности, повестях «Эта странная жизнь» (1974, о биологе А.А. Любищеве), «Зубр» (1987, о судьбе генетика Н.В. Тимофеева-Ресовского), повестях и очерках об академике Курчатове, других физиках и математиках.

Другая неизбывная тема творчества Гранина - Великая отечественная война. О ней он начал писать не сразу. В 1968 году вышла повесть «Наш комбат», которая произвела огромное впечатление на читателей и вызвала яростные споры, потому что ставила непривычные вопросы о войне. «Непарадно» выглядит война в повести «Клавдия Вилор» (1976), романе «Мой лейтенант» (2012). Событием в жизни страны был выход «Блокадной книги» (ч. 1-2, 1977-81, совместно с А.М. Адамовичем), в которой авторы на документальном материале попытались честно и без прикрас описать жизнь в Ленинграде во время 900-дневной блокады. Не всё из написанного на эту тему удалось опубликовать в советское время, позже была напечатана «Запретная глава» из этой книги (1988). Гранин настойчиво рассуждает об истоках фашизма, о судьбе русских немцев, больше всех пострадавших в мировых войнах, об уроках этих войн («Прекрасная Ута», 1967; и другие книги)

В 1960-80-х годах Гранин много путешествовал, объехал всю Европу («Примечания к путеводителю», 1967; «Церковь в Овере», 1969; «Чужой дневник», 1982), посетил Кубу («Остров молодых», 1962) и Австралию («Месяц вверх ногами», 1966), Японию («Сад камней», 1971), Америку, Китай. Его лирическая путевая проза интеллектуально насыщена, свободна и полемична, причем «дорожные сюжеты» занимают писателя куда меньше, чем фигура путешествующего рассказчика. На фоне разноликой экзотики рассказчик обращается взглядом к собственной жизни, к своей стране, разгадывает тайну времени - прошлого и настоящего, «потреблённого и потерянного», исчезнувшего в «раскалённых паузах», осязаемого и ещё неведомого, которому предстоит быть. Гранин ощущает время со всеми контрастами и парадоксами как нравственную категорию прежде всего.

С этим связан интерес писателя и к русской истории, в частности, к Петру I («Вечера с Петром Великим», 2000), а также к истории русской литературы. Ему принадлежат эссе о Пушкине («Два лика», 1968; «Священный дар», 1971; «Отец и дочь», 1982), о Достоевском («Тринадцать ступенек», 1966), Л. Толстом («Герой, которого он любил всеми силами своей души», 1978) и других классиках (сборник «Тайный знак Петербурга», 2000). Противостояние таланта и посредственности, неоднократно наблюдавшееся в книгах об учёных, здесь трансформируется в конфликт художника и власти, в единоборство «гения» и «злодея», в спор Моцарта и Сальери. Гражданская роль искусства, его великое облагораживающее влияние на человека для Гранина очевидны. Пример тому - роман «Картина» (1980), повествующий о небольшом среднерусском городке, знакомом и по другим произведениям писателя («Дождь в чужом городе», 1974).

Писатель много и плодотворно сотрудничал с кино. По его сценариям или при его участии поставлены киноленты: на «Ленфильме» - «Искатели» (1957, реж. М. Шапиро); «После свадьбы» (1963, реж. М. Ершов); «Иду на грозу» (1965, реж. С. Микаэлян); «Первый посетитель» (1966, реж. Л. Квинихидзе); на «Мосфильме» - «Выбор цели» (1976, реж. И. Таланкин). Телевидение экранизировало «Однофамильца» (1978), «Дождь в чужом городе» (1979), «Вечера с Петром Великим» (2011). Однако большинство этих сценариев не опубликованы.

В течение долгого времени Гранин, будучи членом Союза писателей СССР, энергично занимался общественной деятельностью, участвовал в международных встречах и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы. Им опубликованы десятки интервью и публицистических статей (например, в сборнике «О наболевшем», 1988). Активный общественный деятель первых лет перестройки. Был одним из инициаторов создания российского Пен-клуба. Почётный гражданин Санкт-Петербурга. В 2016 г. Даниил Гранин стал лауреатом Премии имени доктора Фридриха Йозефа Гааза, которую ежегодно присуждает Германо-российский форум за «особый вклад в укрепление взаимоотношений России и Германии».

За свою литературную деятельность Гранин имеет множество наград. В 1976 году он получил Государственную премию СССР за роман «Клавдия Вилор»; в 1978 был повторно удостоен этой премии за сценарий фильма «Дождь в чужом городе». Он Герой Социалистического Труда (1989), лауреат Государственной премии РФ (за роман «Вечера с Петром Великим», 2001), Немецкого Большого креста за заслуги в деле примирения. Он - лауреат премии Генриха Гейне (ФРГ), член Немецкой академии искусств, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета, лауреат премии Александра Меня. Кроме того Гранин кавалер двух орденов Ленина, орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны II степени, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Писатель скончался на 99 году жизни, в ночь на 5 июля 2017 г. Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.

Фантастическое в творчестве автора. Откровенно фантастических произведений у Гранина немного. Например, это известный рассказ (последнее время называемый повестью) «Место для памятника», раскрывающий тему противостояния учёного и бюрократа с учётом фантастического допущения - если бюрократ будет иметь сведения из будущего о важности научного открытия, то что это изменит в его отношении к делу? К проблемам путешествий во времени отношение у Гранина явно заинтересованное, и герой другой повести - «Оборванный след» - попадает в будущее.

Не чужд автор и альтернативно-исторических мотивов. Характерна в этом отношении «Повесть об одном учёном и одном императоре», где приведены эпизоды жизни Наполеона Бонапарта, поданные с явно сослагательным оттенком. Элементы фантастики есть в сатирической повести «Наш дорогой Роман Авдеевич».

Но главное, что хочется выделить, говоря о фантастических мотивах в творчестве Гранина, - это романы «Искатели» и «Иду на грозу». Их традиционно относят к «реалистическим» произведениям, хотя по сути они мало отличаются от советской «производственной НФ ближнего прицела» 1950-х годов (поскольку главные герои занимаются изобретением новых приборов, ещё не существующих в реальности), вот только написаны литературным языком, который научной фантастике того времени был совершенно не свойственен.

© Компиляция А.Ермолаева из многочисленных источников в печати и в интернете, а также своих выводов

Примечание к биографии:

  • Заглавная фотография Гранина работы Валерия Плотникова.
  • О презентации нового издания «Блокадной книги»: Сергей Глезеров. Запредельные ресурсы духа (Санкт-Петербургские ведомости, 2013, №7 от 17 января, с. 3).
  • В 2003 году российское телевидение выпустило 4-серийный документальный телефильм «Я помню... Даниил Гранин» (Автор проекта: Бэлла Куркова. Режиссер: Людмила Гладкова). Он имеется на видео. Продолжительность серий по 25 минут.

    1 серия: «Очная ставка» . Как всё начиналось? Даниил Александрович вспоминает ночи в коммунальной квартире, где был написан первый рассказ «Вариант второй», и первую встречу в журнале «Звезда», куда Гранин принёс своё произведение. Но главный эпизод фильма относится к 50-м годам, когда во время доклада Маленкова, с которого началось «Ленинградское дело», в Таврическом дворце неожиданно погас свет. Таврический дворец был особым объектом в районе, в котором за снабжение электроэнергией отвечал Гранин...

    2 серия: «Совковая Атлантида» . Даниил Гранин рассказывает о том, как жила семья Германов (Граниных) в советское время, с яркими деталями. Он считает, что литература, к сожалению, в очень малой степени отразила все эти характерные признаки того времени.

    3 серия: «Начальники» . Даниил Александрович вспоминает II Съезд писателей, на котором ему было доверено вывести в Президиум Большого Кремлевского дворца Ольгу Дмитриевну Форш, которая, как старейший писатель, открывала Съезд. Но по неопытности Гранин сам остался в Президиуме и занял место, где обычно сидел Сталин... Уникальный эпизод снят в Семёновском на дальней даче Сталина. Д. Гранин рассказывает о разносе Никитой Сергеевичем Хрущевым Маргариты Алигер, Константина Симонова и других писателей.

    4 серия: «Эта странная жизнь» . Это три истории, посвященные людям, которых Даниил Гранин особенно любил и ценил: Ольга Федоровна Берггольц, Анна Андреевна Ахматова и Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский.

  • 2019 год объявлен в России Годом Гранина (Идущий на грозу // СПб ведомости, 2018, №244 от 28 декабря, с. 3 ).
  • Не стало легендарного писателя Даниила Гранина . Даниил Александрович скончался на 99 году жизни поздно вечером 4 июля в Петербурге . В последние несколько дней он находился в реанимационном отделении одной из городских больниц и был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Спасти литератора медики не смогли.

    В Петербурге на 99 году жизни скончался Почетный гражданин Санкт-Петербурга, писатель Даниил Александрович Гранин, - подтвердил пресс-секретарь губернатора Северной столицы Андрей Кибитов .

    Увы, солидный возраст взял свое. Еще несколько лет назад по Северной столице России поползли нехорошие слухи: реанимация, тяжелое состояние, проблемы с сердцем... Но Даниил Александрович держался мужественно и до последних дней участвовал в общественных мероприятиях.

    О дате и времени похорон великого писателя пока не сообщается. Как уже заявил "КП " источник в администрации Петербурга, Даниила Александровича похоронят со всеми полагающимися почестями.

    Тем временем, "КП" удалось связаться с Председателем союза писателей Петербурга и другом Даниила Александровича Валерием Поповым .

    - Валерий Георгиевич, извините, что в столь поздний час ... - начали корреспонденты "КП".

    Ничего-ничего, я все понимаю. Новость действительно страшная, ужасная, - ответил Попов.

    - Когда вы последний раз видели Даниила Александровича? Как он себя чувствовал?

    Мы виделись совсем недавно, 6 июня, на одной из литературных встреч. Как говорится, ничто не предвещало беды. Он был в хорошем расположении духа и держался весьма бодро. Я бы даже сказал, он вел себя достаточно активно. Говорил уверенно, делился планами на будущее, в том числе литературными. И еще - он был каким-то одухотворенным...

    - Согласны с тем, что со смертью Гранина уходит целая эпоха?

    Абсолютно! Таких писателей, как он, у нас больше нет. И вряд ли будет... Если честно, я еще и сам не смог до конца осознать эту новость. Очень трудно говорить, очень.

    - Есть ли у вас информация по поводу похорон?

    Точной нет, но могу высказать свое предположение. С одной стороны, его тело можно предать земле, например, в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре в Петербурге. Он достоин этого. Но... захотел ли бы он сам этого? Думаю, что нет. Мне кажется, похороны все-таки пройдут в Комарово . Это место, которое Даниил Александрович очень любил и к которому тянулся всей своей душой...

    "Комсомольская правда" выражает искренние соболезнования всем родным и близким Даниила Александровича.

    СПРАВКА "КП"

    Даниил Гранин родился 1 января 1919 года. Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР и премии президента РФ . Почетный гражданин города на Неве . Участвовал в боях во время Великой Отечественной войны и был дважды ранен.

    В библиографию Даниила Гранина входят десятки произведений, среди них - "Искатели", "Иду на грозу", "Зубр", "Сад камней", "Причуды моей памяти", "Наш комбат". Но одно из его самых главных творений - "Блокадная книга".

    Печататься Даниил Александрович начал еще в 1949 году. Многие советские литераторы называли его "совестью русской литературы"...

    Выступление Даниила Гранина в бундестаге. Час памяти жертв нацизма в парламенте ФРГ в этом году прошел под знаком 70-летия снятия блокады Ленинграда.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

    Даниил Гранин: беспощадная правда о блокаде в Ленинграде

    Такой страстной и страшной – по приведенным фактам – речи немецкий федеральный парламент, возможно, еще не слышал. Петербургский писатель, которому в 2014 году было 95 лет, привел факты и цифры о блокаде, которые нельзя слушать без слез

    ПАМЯТЬ

    Идущий на грозу

    Павел САДКОВ

    Книги, книги, книги... От знакомых с детства корешков до «ой, я об этой даже не знал». Даниил Гранин стал монументом задолго до старости, до развала СССР, до нынешних времен. Он был в плеяде писателей-фронтовиков, чья проза была как будто нацарапана гильзой на каске, мелом на Рейхстаге... Победные реляции, бравурные марши уступали правде войны, страшным картинам, честности солдата. И невозможно сказать, стали ли эти книги частью нашей литературы, или все-таки больше истории

    КСТАТИ

    20 цитат Даниила Гранина о не случайности любви, судьбе и жажде жизни

    Известному советскому писателю, философу Даниилу Гранину было 98 лет, но до последнего часа он писал, выступал с лекциями, и казалось, что так будет еще долго

    Даниил Гранин получил премию Минобороны за книги о блокаде

    29 марта в Доме журналистов Даниилу Гранину вручили премию Министерства Обороны в области искусства и культуры. Писатель заслужил ее за свои книги о блокадном Ленинграде и вклад в литературу.

    Я хотел бы поблагодарить Министерство обороны и все присутствующих за эту награду. Ведь для Минобороны культура вовсе необязательна. Важно хорошо стрелять и воевать. Однако мы не можем жить без культуры, без этой особенности России, - отметил писатель ()

    Даниила Гранина могут похоронить на Комаровском кладбище

    По информации «Комсомолки», тело писателя предадут земле на Комаровском кладбище под Петербургом. Там покоится его супруга Римма Михайловна, умершая в 2004 году... ().

    Путин поговорил с Граниным о самом сокровенном

    "За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности" президент России наградил Даниила Гранина государственной премией. Ее обычно вручают в Кремле 12 июня, но классику отечественной литературы, прошедшему почти целиком Великую Отечественную, в январе исполнилось 98 лет. Он ходит с палочкой, с видимым трудом. Путешествие из Петербурга в Москву - не для писателей на пороге столетия ()

    Даниил Гранин: Только не дарите мне книги, их уже складывать некуда

    В канун дня рождения «Комсомолка» напросилась в гости.

    Даниил Александрович живет в просторной квартире в доме послевоенной постройки недалеко от станции метро «Горьковская». По дороге к писателю в голове крутились банальные, чисто житейские вопросы. Хотелось узнать, как чувствует себя человек, прожив почти век. Гранин тут же охладил наш пыл - отвечать на избитые вопросы писатель не любит.

    Вы пришли ко мне не как к звезде, а как к человеку, - сразу задал тон разговора Даниил Александрович. - Значит, вопросы должны быть искренними, а не просто журналистскими, «для галочки». На другие не отвечу. ().

    (1976), Государственной премии РФ (2001) и премии Президента РФ. Член ВКП(б) с 1942 года .

    Биография

    Сведения из официальной биографии Гранина были опровергнуты литературоведом Михаилом Золотоносовым, который обнаружил, что в архивных документах, обнародованных в общедоступном электронном банке документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» сообщается, что на Кировском заводе Гранин был заместителем секретаря комитета ВЛКСМ , в армию в 1941 году вступил не рядовым, а был направлен в звании старшего политрука , впоследствии служил комиссаром 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона (сформирован 2 мая 1942 ), сведения же о службе командиром танковой роты и награждениях орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени не подтверждаются .

    Впрочем, как уточняет Золотоносов, в наградном листе написано, что Гранин участвовал в боях под Псковом в 1941 году и был дважды ранен. Данные о вступлении в ВКП(б) в изученных литературоведом документах расходятся - в наградном листе указан 1940 год, но согласно личному делу из ЦГАИПД СПб , кандидатом в члены партии он стал лишь в 1941 на Кировском заводе.

    Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета ». Был инициатором создания ленинградского общества «Милосердие». Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки ; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва . Член Всемирного клуба петербуржцев .

    В возрасте 95 лет выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером о блокаде Ленинграда и войне .

    Творчество

    Петербургский писатель Михаил Золотоносов обвинил Гранина в подтасовке биографии, искажении фактов .

    В романе «Мой Лейтенант », действие в котором происходит в июле 1941 года, писатель неоднократно упоминает приказ «Ни шагу назад! », вышедший в реальности в июле 1942 года.

    Напишите отзыв о статье "Гранин, Даниил Александрович"

    Примечания

    1. Золотоносов М. // Петербургская интернет-газета «Фонтанка». - 2014. - 21 апреля. В этом же выпуске опубликованы комментарии Даниила Гранина, который настаивал на том, что в Красную армию он поступил рядовым, но признал, что в августе 1942 служил комиссаром в тылу.
    2. Золотоносов М. Н. Политрук оказался вдруг // Журнал «Город 812». - 2014. - № 14. - С. 36-39.
    3. Золотоносов М. // «812» online. - 2014. - 22 апреля.
    4. Золотоносов М. // «Литературная Россия». - 2010. - № 22. - 28 мая.
    5. (рус.) . Deutsche Welle (27 января 2014). Проверено 28 января 2014.
    6. // Российская газета. - 2014. - 27 января.
    7. . ОБД «Подвиг Народа» . Проверено 17 мая 2014.
    8. в электронном банке документов «Подвиг Народа »
    9. (недоступная ссылка - история ) . Радио Эхо Москвы, Санкт-Петербург (20 октября 2008). Проверено 25 октября 2008.
    10. . Государственный Эрмитаж (2005). Проверено 25 октября 2008. .
    11. Газета «Книжное обозрение». - 2013. - № 25-26.
    12. Мягков, М. .
    13. Золотоносов, М. Н. // Литературная Россия. - 2010. - 28 мая. - № 22.
    14. Кашин, О. // Свободная пресса. - 2014. - 23 апреля.
    15. Михаил Золотоносов. // Литературная Россия. - 2014. - № 38 .

    Литература

    • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
    • Золотоносов М. Н. // Литературная Россия. - 2010. - 28 мая. - № 22.
    • Сокращённый вариант статьи М. Золотоносова в «Литературной России»: Золотоносов М. Н. // «812» online. - 2010. - 3 июня.

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Гранин, Даниил Александрович

    – Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
    – Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
    – Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
    – Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
    – Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
    – Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
    – Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
    Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
    – Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
    Доводы его были сжаты, просты и ясны.
    Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
    – Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
    – Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

    Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
    С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
    Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
    Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
    Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
    Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
    Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.
    Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума. Видно было, что никогда Сперанскому не могла притти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя всё таки выразить всего того, что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли всё то, что я думаю и всё то, во что я верю? И этот то особенный склад ума Сперанского более всего привлекал к себе князя Андрея.
    Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда то испытывал к Бонапарте. То обстоятельство, что Сперанский был сын священника, которого можно было глупым людям, как это и делали многие, пошло презирать в качестве кутейника и поповича, заставляло князя Андрея особенно бережно обходиться с своим чувством к Сперанскому, и бессознательно усиливать его в самом себе.
    В тот первый вечер, который Болконский провел у него, разговорившись о комиссии составления законов, Сперанский с иронией рассказывал князю Андрею о том, что комиссия законов существует 150 лет, стоит миллионы и ничего не сделала, что Розенкампф наклеил ярлычки на все статьи сравнительного законодательства. – И вот и всё, за что государство заплатило миллионы! – сказал он.
    – Мы хотим дать новую судебную власть Сенату, а у нас нет законов. Поэтому то таким людям, как вы, князь, грех не служить теперь.
    Князь Андрей сказал, что для этого нужно юридическое образование, которого он не имеет.
    – Да его никто не имеет, так что же вы хотите? Это circulus viciosus, [заколдованный круг,] из которого надо выйти усилием.

    Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава, и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления вагонов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoleon и Justiniani, [Кодекса Наполеона и Юстиниана,] работал над составлением отдела: Права лиц.

    Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, на сколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить, и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал.
    В чаду своих занятий и увлечений Пьер однако, по прошествии года, начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступил к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте.
    Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменьщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.
    Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей, сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломонова. Пьер уважал этот разряд братьев масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья, и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства.
    Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.
    К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о ее содержании и значении. Таковы были Виларский и даже великий мастер главной ложи.
    К четвертому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе.
    Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена.

    Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
    Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
    – Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
    «Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
    «Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
    «Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.
    «Тогда, когда всё погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворять своим страстям в пределах добродетели, и чтобы наш орден доставлял к тому средства.
    «Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся – тогда всё будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества».
    Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые казалось были на его стороне, понимали его по своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее.
    По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухому замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре. Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой.

    На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
    В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.
    В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы.
    Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся.
    В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.
    «Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою?
    Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем.
    «Москва, 17 го ноября.
    Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».

    Гранин Даниил Александрович (1919 г. р.) - псевдоним русского писателя, сценариста и общественного деятеля в сфере литературы. Настоящая фамилия Даниила Александровича – Герман.

    Публикации его работ впервые попали в руки читателям в послевоенные годы. В 1989 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, в 2005 году он становится Почетным гражданином Санкт-Петербурга. Кроме того, у писателя хранятся и другие награды за заслуги в области литературы, искусства и архитектуры. Участник Второй мировой войны.

    Ниже читайте краткую биографию Даниила Гранина.

    Семья, рождение и образование писателя

    Село Волынь, в котором родился писатель, находилось недалеко от участка, где работал его отец лесником. Однако сам Даниил Александрович указывает и другую дату рождения – 01.01.1919 г., и место рождения – Вольск Саратовской области. Его мать была из рода татар, а отец имел польское происхождение, возможно, и еврейскую кровь. Отец писателя был на двадцать лет старше его матери. Он запомнил ее мелодичный голос и то, что она шила на швейной машинке.

    После переезда в Петербург вместе с мамой, в семь лет, он поступил в школу. Отец Гранина был сослан в Сибирь. Учился Даниил по официальной версии в Ленинградском политехническом ВУЗе, по окончании которого работал на Кировском заводе в должности инженера. Потом биография Даниила Гранина какое-то время складывалась в основном из военной службы – его призвали на войну в качестве участника народного ополчения. Был командирован в танковое училище в Ульяновск. Согласно сведениям Золотоносова, опубликованным в сети интернет под названием «Подвиг народа в ВОВ. 1941-1945 гг.», Даниил Гранин работал в должности зам. секретаря ВЛКСМ, а на фронте служил в качестве комиссара.

    По воспоминаниям самого автора в период учебы в институте он вдруг приступил к работе над историческим произведением о Домбровском, в котором выразил свое отношение к восстанию в Польше в 1863 г., и жизни французов в коммуне. В период участия в военных действиях на Пулковских высотах он не описывал войну, так как считал, что война ничему хорошему не учит – слишком много крови и жестокости.

    Работа и творчество в биографии Даниила Гранина

    Во время пребывания по долгу службы в Ульяновске он знакомится с гражданкой Майоровой, впоследствии женится на ней. В год окончания войны в их семье рождается Марина. По возвращении в Ленинград Гранин работает над восстановлением линий электроснабжения города, разрушенных в период блокады. Работая в Ленэнерго, писатель начал свою писательскую деятельность со сборника рассказов «Спор через океан», изданного в 1949 году. В этот же период выходит повесть Гранина «Вариант второй», опубликованная в «Звезде» не без поддержки Ю. Германа, который не имел родственных связей с Даниилом Александровичем. Но автор взял себе псевдоним Гранин, чтобы избежать неправильного толкования его взаимоотношений с заведующим отделом печати.

    После 1950 года становится профессиональным писателем, знатоком в области литературы. Опубликовал начатую еще в довоенные годы повесть о Я. Домбровском. В произведении «Победа инженера Корсакова» рассказывалась о победе в научных исследованиях советского ученого в дискуссии с представителем научных кругов США. Произведение не понравилось руководству СССР, так как США были представлены не достаточно мрачно. Дальнейшая творческая биография Даниила Гранина сложилась на поприще научных разработок. Он поступает в аспирантуру, изучает движение электрических дуг. В своих произведениях Даниил Гранин глубоко касается темы научно-технического прогресса и реалий трудовых будней. Его творчество находит отклик в сердцах ученого света СССР, которые всегда были мишенью руководства, чиновников, недальновидных и жаждущих наживы. Гранин раскрывает тему препятствий движению науки вперед со стороны государственных деятелей.

    Если вы уже прочитали краткую биографию Даниила Гранина, вы можете поставить оценку данному писателю вверху страницы. К тому же мы предлагаем вашему вниманию раздел Биографий , где вы сможете прочитать о других писателях, помимо биографии Даниила Гранина.



    Загрузка...
    Top