Дети разных народов… В чем причина национальных конфликтов между детьми? Проблема и опасность межнациональных конфликтов.


В современном мире обострился вопрос жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, увеличения конфликтов. В эпоху сверхкорыстных интересов человеческими чувствами руководят выгода и эгоистические стремления. Неоправданные смерти, борьба за господство одной нации над другой - всё это проявления человеческой жестокости и самоволия. Так как же сделать так, чтобы все национальности жили в мире и согласии? "Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками" - гласит пословица. Без уважения и терпения к особенностям образа жизни другого народа невозможно достичь равенства. чтобы жить в дружбе и взаимопомощи, нужно уважать и ценить самобытность культуры и традиций другой национальности, потому что ее достижения являются уникальной единицей достояния человечества. Полноценное взаимодействие народов на условиях равноправия, взаимопроникновение ценностей народной жизни - вот это победа человечества на пути обретения гармонии с миром общества.

Дружба между людьми разных национальностей рассматривается в рассказе Толстого "Кавказский пленник".

Главный герой Жилин - русский офицер, попавший в плен к татарам, встречает нелёгкие испытания. В плену он находит себе верного преданного друга Дину, дочь хозяина. Труд объединяет людей, наполняет их жизнь общим смыслом. Смастерив для девочки ее первую игрушку, герой подарил ей детство, а Дина помогла ему обрести надежду на свободу. Жилин и Дина - жертвы войны, которые не подчинились общему моральному падению, а встали на сторону справедливости и человечности. И девочка, готовая пойти на риск, пожертвовать собой и своими чувствми, родившимися в дружбе, помогает Жилину убежать. Так возможно ли свободное межнациональное общение в условиях разгорающихся конфликтов? Да, ведь национальная свобода не определяется тем, у кого в руках ружьё.

Это итог терпимости и дружелюбия не только между странами, но и народами, их населяющими.

Проблема национальной вражды наиболее ярко проявляется в повести Приставкина "Ночевала тучка золотая". Зверское бесчеловечное убийство Сашки - результат бездушной войны, в которой люди разжигают братоубийственную войну ради жалкой мести. После смерти брата-близнеца родным человеком для Кольки становится чеченский мальчик Алхузур. Новоявленный Сашка и Колька, втянутые в водоворот проблем взрослых, ужас истребления народов, не видят вины друг в друге. Духовное родство Кольки и Алхузура противопоставлено кровной вражде взрослых. Взяв оружие в руки, подавив в себе жалость и человеколюбие, подчинившись животному закону борьбы, мы думаем, что тем самым возвышаем свой народ над другими. Но в действительности народ под именем убийцы теряет своё достоинство и величие. "Не бывает плохих наций, бывают плохие люди", - сказано в повести. Дети способны к милосердию и состраданию, и становится страшно, когда эти "тучки разбиваются о вершину утёса" - о равнодушие и жестокость людей. Юные герои верят в доброжелательность и благополучие мира, в котором каждая жизнь имеет свое значение. "Я думаю, что все люди - братья", -скажет Сашка, -"и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышат о войне, где брат убивает брата".

Щедрая Вселенная распределила свои богатства между всеми людьми поровну. У всех одинаково устроенное сердце, одинаковые слёзы, пролитые за убитых на войне детей и мужа. И кровь, обагрившая землю по причине национальных конфликтов, у всех одинакового цвета. Так зачем тогда люди ненавидят, убивают и мстят друг другу? Жестокие, огрубевшие от насилия люди и война, созданная этими людьми, - в этом сопоставлении есть целая поэма скорбной трагедии.

Амеженко Диана, 9-й класс

Россия - многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? В работе изучается этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ». Автор исходит из предположения, что повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Мы» и «они» - проблема межнациональных отношений.

Актуальность : Так случилось, что мы, представители различных национальностей, живём сегодня в России. Это многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей, и будете совершенно правы. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? Сегодня это проблема актуальна и важна. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо воспитание толерантности среди школьников.

Цель исследования: изучить уровень этнической толерантности учащихся в школьном коллективе.

Объект: учащиеся 8-11 классов МОУ «Солнечнинской СОШ».

Предмет : этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ ».

Методы исследования:

  1. метод аналитического чтения;
  2. метод исследования;

Задачи: – изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;

– определить возрастные группы учащихся для проведения исследования;

– составить опросник;

– провести социологический опрос;

– проанализировать полученные результаты;

– определить уровень этнической толерантности среди учащихся МОУ «Солнечнинская СОШ ».

Практическая направленность исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами школьных образовательных учреждений для решения проблем, связанных с вопросами толерантных взаимоотношений на этнической основе.

Гипотеза: Повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям

Я живу в п. Солнечный Республики Саха (Якутия) где живут и работают представителей самых разных народов . В нашей школе учатся дети разных национальностей и языковых общностей. Бок о бок я живу с украинцами, якутами, ингушами, эвенками, молдаванами, татарами, общаюсь с ними каждый день и не задумываясь над тем у кого какая национальность. В общей массе учащихся преобладают русские. Этот факт подтверждают анкетные данные: из 110 учащихся школы - 83 русские. Регион, в котором мы живём, в плане межэтнической конфликтности относительно благополучен. Но наш регион – это место постоянной трудовой миграции населения и в условиях общей напряжённой политической ситуации возможны серьёзные последствия. Если не обращать внимания на локальные стычки сегодня, мы можем получить масштабные конфликты завтра.

Нас, живущих в Якутии, объединяет историческая и духовная общность. Единение народов за всю историю человечества не лишило их уникальных традиций, родного языка, культуры, национального своеобразия. Я точно знаю: нет плохих наций и национальностей, есть мы, невоспитанные люди. Что может быть проще: улыбнись человеку, протяни ему руку для приветствия, ободри, поддержи в трудную минуту – и не будет никаких проблем. Все великое в мире просто, об этом никому не следует забывать.

В нашей школе учатся дети разных национальностей. Но национальные различия никогда не становились причиной для конфликтов. Мы всегда вместе. Вместе на школьных праздниках и соревнованиях, в походах и вечерах. Мы восхищаемся тем, как танцуют вместе эвенк Атласов Коля, татарин Юнусов Саша, ингушка Чапанова Амина, русская Малахова Настя. Как замечательно поют дуэтом ингуш Белокиев Лорс и украинец Кравченко Игорь. Среди наших лучших спортсменов имена якутки Вали Рыбалкиной, русских Вики Саловой, Антона Кулиша, Дениса Конева, украинки Юли Овчаренко, татарки Анжелы Гизатуллиной.

И все же проблема межнациональных отношений стара как мир. В наше не простое время она не просто не утратила своей актуальности, но встала во весь свой исполинский рост: «Какой ты крови?»

Человек вполне естественно пытается осознать себя через голос крови, т.е. через принадлежность к определенной нации. Издавна представители одной этнической группы воспринимали своих сородичей как носителей уникальных природных, психологических и культурных качеств. Это чувство знакомо нам с детства. Об этом сказал Р. Киплинг в своей «Книги джунглей»: «Мы с тобой одной крови, ты и я…».

Люди одной национальности склонны видеть в своих сородичах воплощение лучших этнических качеств. Они умны, храбры, трудолюбивы, проницательны. В то же время инородцы выглядят полной противоположностью. В них много отрицательных качеств. Уже в глубокой древности сформировалась установка «мы» и «они». В результате складывались ложные и упрощенные этнические стереотипы.

Например, американцы на протяжении веков пытались создать искаженное представление о неграх. Сначала о них говорили как о людях патриархального склада, добрых и неиспорченных цивилизацией. (Б. Стоу «Хижина дяди Тома») Потом негры превратились в массовом сознании в носителей лени, социальной апатии и агрессии.

В нацистской Германии Гитлер доказывал, что именно евреи виноваты во всех трудностях и бедах страны. Окончательным решением этой проблемы было уничтожение евреев.

В чем причины вспышек национальной розни? Почему люди одной национальности нередко с неприязнью относятся к людям другой национальности?

Наверное, дело в стереотипах восприятия. Тысячелетия проживая рядом друг с другом, народы накопили немало обоюдных обид, и отсюда закрепилось представление о том, что люди другой национальности хуже. И мы все не раз сталкивались с тем, что если некрасивый поступок совершает человек другой национальности, то в разговоре обязательно кто-либо скажет: «Ну, что с него взять, он же…(русский, татарин, еврей…)».

В настоящее время причиной межнациональных конфликтов все чаще выступает рост национального самосознания малых народов. Все народы за века внесли большой вклад в копилку общечеловеческой культуры. Они принимали участие в развитии экономики и культуры стран, в которых проживают. Но нередко из-за политики правительства, или из-за поведения представителей титульной нации испытывают национальное унижение: ущемляются их национальные чувства, нарушается принцип равноправия, пренебрежительно относятся к их культурным ценностям.

Наша страна является многонациональным государством. Сейчас мы пытаемся решить проблемы, которые существовали во времена царской России, были при советской власти, возникли в последнее время. Можно заниматься поиском виновных, отстаивать свою правоту, ссылаться на историю, обмениваться претензиями и обвинениями. Но жизнь показывает, что решать споры надо, основываясь на поиске согласия, отказываясь от насилия.

Другой проблемой России является сохранение малых народностей, в первую очередь северных. Экономические преобразования 90-х годов лишь ухудшили их положение, приходят в упадок традиционные занятия (оленеводство, рыболовство, резьба по дереву). Во многих случаях, они оказались в положении национального меньшинства и лишились возможности жить в своём этническом пространстве. Выросло уже второе поколение якутов, которые не знают своего языка, отдалились от своей культуры.

Есть и другие проблемы. Появились многочисленные политические организации националистического толка. Сейчас национализм пока не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашизма. Но в периоды экономических кризисов, снижения уровня жизни населения резко повышается недовольство и на этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к людям другой национальности. Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в печати. Обычно чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться.

Мне хотелось узнать каков уровень этнической толерантности молодежи и в частности учащихся нашего школьного коллектива. У меня возник вопрос: можно ли встречаться с человеком другой национальности? А семью создавать? Не помешает ли обычаи, семейные традиции, религия? Я решила посмотреть, что по этому поводу пишут молодые люди на Интернет-форумах. Вот что получилось.

kolya12

главное, чтобы в человеке душа была, и изначально взаимопонимание между двумя конкретными людьми.

kolyan_76

Ну, на мусульманке я бы никогда не женился. Большинство из них фанатики и больные на всю голову. Тем более я атеист. Но другие варианты готов рассмотреть:D

Да и тебе не дадут на ней жениться, пока ты их веру не примешь, хотя бывает, попадаются светские мусульмане, но их меньшинство.

lenka

А я бы за китайца никогда замуж не вышла. Да и за мусульманина тоже - опасно это.

igor"

Я как-то больше к европеоидной расе склоняюсь

dmitriy

Красивые женщины есть в любой нации

А что же думают жители нашего поселка?

Я провела социологический опрос среди школьников старших классов, в возрасте от 13 до 18 лет и взрослых, в возрасте от 30 до 50 лет. Вопросы были для всех одинаковые:

1. Возраст

2. Национальная принадлежность

3. Как вы относитесь к представителям другой национальности

а) толерантно

б) ненавижу

4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?

а) толерантно

б) ненавижу

в) в зависимости от национальности

5. Были ли вы свидетелем дискриминации по национальному признаку?

6. Знаете ли вы свой родной язык?

а) хорошо знаю

б) знаю только несколько слов

в) не знаю

7. Согласны ли вы впустить в своё окружение представителя другой национальности?

8. В качестве кого?

9. Есть ли у вас друзья другой национальности?

10. Были ли у вас конфликты с представителями другой национальности?

По данным этого опроса 100% из взрослых относятся к другой национальности и межнациональным бракам толерантно, согласны впустить их в своё общество, мало того, у них уже есть друзья другой национальности. Ни один из опрошенных не написал, что согласен представителя другой национальности иметь в качестве супруга (супруги) или члена семьи. Ответы были у всех одинаковы: друга, подруги, товарища, и иногда соседа.

Все были свидетелями дискриминации по национальному признаку, но конфликтов с представителями другой национальности у них не было. Все опрошенные взрослые по национальности русские и хорошо знают свой родной язык.

У школьников мнения расходятся. Всего было опрошено 23 человека. 11 подростков в возрасте 13-14 лет и 12 подростков в возрасте 15-18 лет.

Из 11 опрошенных подростков в возрасте 13-14 лет, 6 русских, 2 смешанного происхождения (один из родителей русский, другой украинец), и 3 украинца. 7 из 11 человек ответили, что относятся к представителям другой национальности толерантно. Остальные 4 - в зависимости от национальности. 6 из 11 опрошенных подростков ответили, что толерантно относятся к межнациональным бракам, остальные - в зависимости от нации. 2 человека из 11 были свидетелями дискриминации по национальному признаку. Дети от смешанных браков и русские хорошо знают родной им язык, а вот украинцы знают из родного украинского языка только отдельные слова. Согласны впустить в своё общество представителя другой национальности в качестве друга, знакомого, или одноклассника 9 из 11. 1 из 11 опрошенных не согласен впускать представителя другой нации в своё общество, но уже имеет друга другой нации. У него же и ещё двух человек были конфликты на национальной почве.

Из 12 подростков в возрасте 15-18 лет 8 русских, 1 украинка, 1 якут и 1 ингушка. Русские хорошо знают свой родной язык. Ингушка знает только несколько слов на родном языке. Якут родного языка не знает совсем. Из 12 опрошенных подростков 10 толерантно относятся к представителям другой нации. 1 - в зависимости от национальности, а 1 вообще их ненавидит. К межнациональным бракам 9 из 12 человек относятся толерантно, остальные - в зависимости от национальной принадлежности. 10 человек ответили, что согласны впустить в своё общество представителя другой нации в качестве друга, знакомого, собеседника или вообще кого угодно. 2 человека ответили отрицательно, но у них есть друзья другой национальности. У 4-х опрошенных были конфликты с представителями другой национальности. Двое из них были свидетелями дискриминации по национальному признаку.

Как видно, большинство людей относятся к другой нации толерантно, меньшинство подразделяют на нации, которые им симпатичны и несимпатичны, и всего единицы ненавидят представителей другой нации.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1) Часть нынешнего поколения не придает особого значения национальности

2) Почти все опрошенные вне зависимости от национальности, думают на русском языке

3) Национализму больше подвержены те респонденты, которые не являются русскими

Я долго думала, что можно сделать для того, что бы проблемы межнациональных отношений не стали в нашем обществе острее и не привели к беде? Вот мои предложения:

1) Сделать обучение истории родного края обязательным школьным предметом.

2) Включить элементы национальных культур (культур народов Якутии и русской национальной культуры) в школьное и дошкольное образование.

3) Ввести сурдоперевод на канале НВК

4) Увеличить количество телепередач о культуре Якутии на русском языке.

5) Трансляция передач студии «Спектр» должна быть на территории всего района без задержек.

6) Начинать обучение якутскому языку в игровой форме еще в детском саду

7) В межнациональных семьях воспитывать ребенка в традициях обеих культур .

Приложение.

Взрослые.

  • 2.2. Развитие этнической психологии в России вxxвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава третья. Историческое развитие этнопсихологических взглядов за рубежом
  • 3.1. Этнопсихологические представления в древности, средневековье и эпоху просвещения
  • 3.2. Зарубежная этнопсихология вXiXвеке
  • 3.3. Зарубежная этнопсихология вXXвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четвертая. Психологическая характеристика этнических общностей
  • 4.1. Человечество. Этнос. Нация
  • 4.2. Психологическая основа нации
  • 4.3. Специфика межнациональных отношений людей
  • 4.4. Психологические предпосылки целостности нации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава пятая. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов
  • 5.1. Содержание психологии нации
  • 5.1.1. Системообразующая сторона психологии нации
  • 5.1.2. Динамическая сторона психологии нации
  • 5.2. Свойства национальной психологии
  • 5.3. Функции национальной психики
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава шестая. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов
  • 6.1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей
  • 6.2. Своеобразие проявления национальных установок
  • 6.3. Психологические особенности этнической стереотипизации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава седьмая.Национально-психологическиеособенности представителей разныхнародов России
  • 7.1. Русские как представители славянского этноса
  • 7.2. Тюркские и алтайские народы России
  • 7.3. Финноугорские народы России
  • 7.4. Буряты и калмыки
  • 7.5. Представители тунгусоманьчжурской группы народов России
  • 7.6. Представители еврейской национальности
  • 7.7. Народы Северного Кавказа
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава восьмая. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья
  • 8.1. Украинцы и белорусы
  • 8.2. Народы Прибалтики
  • 8.3. Народы Средней Азии и Казахстана
  • 8.4. Народы Закавказья
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава девятая. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья
  • 9.1. Американцы
  • 9.2. Англичане
  • 9.3. Немцы
  • 9.4. Французы
  • 9.5. Испанцы
  • 9.6. Финны
  • 9.7. Греки
  • 9.8. Турки
  • 9.9. Арабы
  • 9.10. Японцы
  • 9.11. Китайцы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава десятая. Психологическая специфика этнических конфликтов
  • 10.1. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов
  • 10.2. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения
  • Задания для самоконтроля
  • Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений
  • 11.1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений
  • 11.2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях
  • 11.3. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава двенадцатая. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе
  • 12.1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия
  • 12.2. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе
  • 12.3. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава тринадцатая. Профессионализм в межнациональных отношениях
  • 13.1. Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях
  • 13.2. Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений
  • 13.3. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четырнадцатая. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
  • 14.1. Логика и принципы этнопсихологических исследований
  • 14.2. Основные методы этнопсихологических исследований
  • 14.3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований
  • 14.4. Надежность этнопсихологических исследований
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Библиография
  • Содержание
  • Крысько Владимир Гаврилович Этническая психология Учебное пособие
  • 4.3. Специфика межнациональных отношений людей

    Нации на Земле, как известно, живут не обособленно, а по соседству одна с другой, часто даже вперемежку. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. Межнациональные контакты могут превращаться из конструктив­ных, положительных, всем выгодных в деструктивные, отрица­тельные, способствующие возникновению недоверия во взаимо­отношениях. На межгосударственном уровне эти контакты регла­ментируются международными соглашениями. Внутри одной страну они определяются законодательством, моральными и нрав­ственными нормами, традиционными формами взаимодействия с представителями других этнических общностей.

    Эффективной может стать та этническая общность и такие условия ее взаимоотношений с другими этносами, при которых, вы­полняя свои официальные и неофициальные роли, каждый человек мо­жет (и это стимулируется другими людьми) проявить свои уникаль­ные свойства и способности.

    Контакты между нациями являются результатом определен­ной конкуренции, т.е. отношений соревнования за обладание ре­сурсами, необходимыми для их жизнедеятельности и развития. Конкуренция обусловлена политическими факторами и ограниченно­стью средств для жизни людей. В процессе этнической истории всегда возникают и формируются новые потребности и интере­сы, для удовлетворения которых национальные общности вынуж­дены искать ресурсы, создавать новые или добиваться их перерас­пределения. Более того, этот процесс тесно связан со стремлени­ем к преимуществам в овладении материальными и духовными ресурсами.

    Если конкуренция возникает между нациями, имеющими свою государственность, то она регламентируется международным за­конодательством, заключенными соглашениями. Внутри отдельных государств конкуренция создает условия соревнования и борь­бы как между отдельными общностями, так и региональной и центральной властью. Признавая друг друга конкурентами, нации прибегают к таким видам противостояния, как конфликт, сопер­ничество, соревнование. Среди них идет постоянное соперниче­ство за развитие торговли, экономики, производства и сбыта про­дукции, обладание и использование природных богатств. Каждая нация стремится защитить свои интересы.

    Соревнование является неизбежной формой взаимоотношений наций в силу того, что в обществе существует ограниченное количе­ство материальных, и других ресурсов.

    В ходе межнациональной конкуренции могут возникать проти­воречия, т. е. разногласия между общностями. И это естественно, поскольку они являются динамичными, развивающимися и из­меняющимися системами, в процессе трансформации которых возникает дискомфорт из-за материальных и духовных различий, возможностей и условий для удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей.

    Межнациональные противоречия могут иметь различное со­держание. Наиболее сложными и неразрешимыми являются тер­риториальные противоречия. Те из них, которые носят полити­ческий характер, например стремление нации к политическим изменениям, включая самые радикальные - создание независи­мого государства, являются деструктивным и дестабилизирующим социальными факторами. Возникающие на основе обострения этих противоречий межнациональные конфликты приобретают затяж­ную форму, имеют тенденцию перерастать в вооруженное проти­востояние.

    Противоречия между национальным большинством и меньшин­ством в границах государства разрешаются конституционным пу­тем, законодательным закреплением прав, гарантий, обязанно­стей граждан. Они в большинстве своем завершаются достижени­ем национального согласия, компромисса, результатом чего яв­ляется создание культурной автономии, появление новой поли­тической, территориально-государственной единицы в государ­стве. Успешность межнациональных отношений зависит от терри­тории, которая может быть общей или своей лишь для одной из наций. Например, в Дагестане проживают сорок народов, и все они считают территорию своей республики общей. С другой сто­роны, есть нации, считающие, что их территория должна при­надлежать только им самим.

    Большое значение имеет также продолжительность взаимодей­ствия и сотрудничества народов, которые могут быть постоянны­ми, долговременными или кратковременными.

    Наконец, эффективность межнациональных отношений зави­сит от частоты и глубины контактов; относительного равенства прав; численного соотношения наций и этнических групп; явных различительных характеристик, к которым относятся язык, пси­хология, религия.

    Межнациональные контакты могут осложняться в силу нали­чия различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, наме­рений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловлен­ные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные интересы, ценности, нор­мы, правила, стандарты отношений, свойственные представите­лям конкретных народов.

    Межнациональные отношения могут реализовываться в форме контактов между конкретными представителями разных этничес­ких общностей, т. е. на межличностном уровне. Эти контакты спо­собны оказывать положительное влияние, когда понижается враж­дебность, уменьшается выраженность негативных восприятий пред­ставителей других этнических общностей, уменьшается внутрен­няя напряженность человека. Но эти контакты могут оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосо­матические расстройства.

    Различают четыревозможныхрезультата контактов с представителями других этнических общностей.

    1. Человек не принимает по каким-то соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения можно назвать конформным, а его носителя в психологии именуют «перебежчиком». Он встречается обычно тогда, когда человек с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к сво­ему народу.

    2. Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Этот тип людей называют «националистами». И хотя в последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.

    3. Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть «маргиналом». Такой тип поведения и личности доволь­но часто встречается в местах совместного компактного прожива­ния разных национальных общностей. Иногда к таким людям от­носятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле это просто результат длительного влияния нескольких куль­тур.

    4. Человек как бы синтезирует в себе две культуры. Психологи называют этот тип людей «посредниками», каковыми они и явля­ются на самом деле, поскольку в силу длительного проживания человека в среде двух народов каждый из них стал для него одина­ково родным и знакомым .

    Межнациональные отношения могут осуществляться на меж­групповом уровне, т. е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий:

    геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации;

    ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает (или принуждается к их принятию) обычаи, тради­ции и т. д. другой доминирующей группы, вплоть до полного раст­ворения в ней;

    сегрегации, когда группы существуют раздельно;

    интеграции, когда группы сохраняют свою этническую иден­тичность, но объединяются в единое целое на другом значимом для них основании.

    Из сказанного видно, что всегда существуют трудности меж­национальных отношений, т.е. внешние и внутренние (психоло­гические) препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми.

    На межгосударственном уровне (макроуровне) такого рода труд­ности возникают чаще всего в связи с исторически сложившимися противоречиями между народами - экономического, полити­ческого, религиозного, культурного характера. В значительной мере противоречия могут быть также связаны с потерей независимос­ти, территориальной целостности, отсутствием взаимопонимания и доверия между людьми.

    На микроуровне эти трудности чаще всего объясняются подо­зрительностью, языковыми барьерами, искусственно созданны­ми препятствиями на пути контактов и связей, обмена информа­цией, достижениями науки, культуры, игнорированием нацио­нальных традиций, обрядов, обычаев.

    Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия - это препятствия психологического характе­ра, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебно­сти, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия людей. Так как трудности межнациональных отношений по сво­ему характеру имеют как экономическую, политическую, куль­турную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного под­хода.

    В интересах нации, представителей ее отдельных этнических общ­ностей и групп необходимо вовремя прогнозировать, выявлять и уст­ранять возникающие противоречия и трудности в их взаимоотно­шениях, достигать взаимопонимания и согласия мирными средства­ми, не доводя дело до межнациональных конфликтов и войн.

    Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, не­доверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Она за­висит от ряда факторов:

      истории развития межнациональных отношений, истори­ческой памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто эти отношения принимают вид постоянной меж­этнической напряженности);

      уровня экономического развития сторон, занимаемого пред­ставителями разных народов положения в системе производства и собственности (производственной специализации, преобладания представителей определенной национальности в профессиональ­ных и социальных группах, доминирования различных форм соб­ственности, уровня жизни и т.д.);

      структуры культурного развития нации - преобладания сель­ского или городского населения, уровня образования и профес­сиональной квалификации .

    Особо следует выделить явления и процессы, существенно влия­ющие на формирование и усиление межэтнической напряженно­сти.

    Одним из них является отсутствие в стране последовательной политики осуждения и пресечения проявлений национального насилия. Например, так было до распада СССР, когда события в Сумгаите, Фергане, Новом Узене и в Грузии не получили достаточного осуждения со стороны правящих кругов.

    Нужно принимать во внимание и возможность негативного отношения к представителям народов, ассоциирующихся в глазах тех или иных наций с административно-командным аппаратом. Так, у нас в стране есть такое отношение прежде всего к русским, а на уровне автономных республик - к народам, давшим назва­ние республике, например у эвенков, юкагиров и русских к яку­там, у эскимосов к чукчам.

    Особой проблемой в России является положение народов, под­вергшихся депортации и массовым преследованиям в период ста­линских репрессий, особенно тех, которые не были возвращены на места своего первоначального проживания.

    В условиях усугубления социально-экономических проблем и относительного снижения уровня жизни население многих ре­гионов нашего государства начинает также испытывать и прояв­лять в разных формах чувство национальной вражды по отноше­нию к тем национальностям, которые, с их точки зрения, «жи­вут лучше нас». Эти представления бывают вызваны самыми раз­ными причинами, в том числе отождествлением всего народа с наиболее часто встречаемыми его представителями. Так, «тор­говцы-воротилы» для центра европейской части России - «кав­казцы». Для Сибири подобные предубеждения вызывают «заши­бающие» большие деньги строительные бригады представителей Украины, немцы, корейцы, евреи, традиционная рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей ко­торых позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни.

    Чтобы избежать напряженности и конфликтов, каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отно­шения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совмест­ную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в многонацио­нальной среде. Эти отношения в то же время поддаются управле­нию и оптимизации, на основе чего вырабатываются и реализу­ются возможности предвидения и локализации конфликтов, воз­никающих на почве каких-то неожиданно складывающихся про­тиворечий между нациями.

    Адаптация к новым условиям межнациональных отношений требует вместе с тем известного отказа от ряда традиционных пред­ставлений и норм, что является необходимым условием эффек­тивной совместной деятельности представителей различных культур. Трансформация внешнего поведения, приспособление его к нормам и требованиям другой нации не означают полного отказа от традиционных ценностей, представлений, а лишь способствуют эффективности совместного проживания и сотрудничества. Со­вершенно очевидно, что напряженность в межнациональных отношениях - результат различий между народами. Но какими бы они ни были, они не должны выступать причиной межнацио­нальных трений и тем более конфликтов. В межличностных отно­шениях между людьми разных национальностей должны домини­ровать общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в том или ином народе.

    Основа для определенного дискомфорта во взаимоотношениях между представителями разных наций появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности, т.е. национальную психологию.

    У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам психо­логии народов, которые проявляются в контактах между предста­вителями различных этнических общностей, хотя бы на первый взгляд они и казались отжившими, даже смешными.

    Бабушкина Дарья 8 "а"
    Взаимоотношения людей разной национальности.

    В мире насчитывается много разных национальностей. И каждая по-своему хороша. Даже самая нищая, малоразвитая нация имеет право на существование.
    Что такое национальность? "Это то же, что и народность. Принадлежность к какой-нибудь нации, народности", так объясняет это понятие словарь русского языка Ожегова.
    В нашей стране проживает много народностей. Например, на севере встречаются места, где одна народность существует в отдельно взятой деревне, имеет свой язык, обычаи, нравы.
    Правительство нашей страны старается учитывать интересы каждой народности, давая им возможность сохранить свою культуру, религию. В отдельных случаях,если национальность слишком малочисленна, чтобы её сохранить, предоставляют льготы: не призывают в армию, помогают при поступлении в ВУЗы. Например, в Красноярске есть Институт северных народов.
    Но есть и такие государства, правительство которых поддерживает лишь одну народность. На этой почве нередко возникают разногласия, которые могут перейти в вооружённые выступления. Например, в Великобритании с давних пор Ирландия борется за сою независимость. У них часто происходят террористические акты, цель которых - постоянно напоминать о себе.
    А такая страна, как Грузия, вместо мирного решения национального вопроса, на протяжении многих лет пыталась решить свои проблемы путём уничтожения народов Абхазии и Северной Осетии. Чтобы этого не допустить, пришлось вмешаться миротворческим силам, в частности войскам Российской Федерации. В связи с этими событиями обострились отношения между Россией и Грузией. Но не между русскими и грузинами как народами.
    Соблюдая интересы своих граждан, каждая страна стремится решать вопросы на мировом уровне. Кто-то решает их мирным путём, кто-то навязывает своё мнение другим странам. Например, США отстаивает свои интересы под предлогом распространения демократии во всём мире, на этой почве происходят "цветные революции", свержение неугодных политических режимов. Многие страны выражают недовольство действиями Америки. Для того, чтобы вернуть стране репутацию, американцы пошли на исторический шаг, избрав темнокожего президента. Тем самым они привели к власти другую партию, которая должна в корне изменить как внутреннюю, так и внешнюю политику страны.
    Страну можно рассматривать как одну национальность, также, как и государства всего мира можно объединить в одну национальность "земляне".

    Красненко Илья 8 "а"
    Взаимоотношения в семье.

    Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества.
    Своё сочинение мне бы хотелось начать с описания своей семьи. На пять человек: мама, папа, брат, сестра и я. У нас в семье хорошие взаимоотношения, мы все друг друга любим и понимаем. С братом мы часто играем в разные игры, я помогаю ему учить стихотворения, играю с ним в компьютер, хожу гулять. Если он меня не слушается, то мы с ним иногда можем повздорить. Но после этого мы сразу миримся. С сестрой у меня иные отношения. Я помогаю ей с уроками, могу выполнить её просьбы. Она мне тоже иногда помогает в сложных ситуациях. Когда у неё плохое настроение, она может обидеться из-за всяких пустяков, но я к этому уже давно привык. С родителями я общаюсь хорошо, хотя они частенько меня контролируют. Заставляют делать уроки сразу после того, как я приду со школы. Время на то, чтобы сделать все уроки у меня почти не бывает, поэтому я делаю уроки вечером. Моих родителей редко можно увидеть дома, они постоянно чем-то заняты.
    На выходных мы с братом сестрой ездим к бабушке, даём родителям отдохнуть. Бабушка нас постоянно чем-то балует. У неё в гостях я могу отдохнуть от школы, от уроков, от всех домашних дел.
    По будням я хожу на тренировки, прихожу домой уставший, делаю уроки и ложусь спать.
    Мне бы хотелось, чтобы я со своей семьёй общался почаще, чтобы вместе на выходные ездили куда-нибудь. Мне не нравится то, что родители от меня часто чего-то требуют.
    В разных семьях отношения разные. Во многих люди ругаются и это заканчивается разводами. Детям, которые живут в таких семьях, очень не повезло, потому что детей должны воспитывать оба родителя. В семьях, где родители каждыми днями пьют и курят, дети тоже начинают пить и курить, прогуливать школу, что в результате не приводит ни к чему хорошему. А виной всему родители, которые не контролируют своих детей. К счастью, больше семей, в которых всегда есть о чём поговорить, где каждый может выручить другого в трудной ситуации.

    Швайковская Евгения 8 "а"

    Взаимоотношения в семье.

    Семья - социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью моральной и правовой ответственностью. В современной технологии семейных отношений выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений: попустительский, авторитарный и демократический.
    Для меня семья - это, прежде всего, родной дом, где тебя всегда ждут, любят и могут поддержать в трудную минуту.
    Я считаю, что в семье у каждого есть свои роли, но не всегда они правильные. Часто в современной семье роль лидера принадлежит не отцу, как это было раньше, а тому, у кого больший вклад в семейное благополучие. Сейчас в семьях вопрос о первенстве решается так: глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в них. А ведь именно забота, внимание и сотрудничество делают семейный климат тёплым и приятным, а семью крепче. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому.
    Мне кажется, что благоприятный климат в семье создаётся на основе уважения к каждому члену семьи. Хорошо жить в семье, в которой тебя могут понять, вовремя поддержать, подсказать, правильно посоветовать. Именно в такой семье я живу. Я люблю свою маму, и она меня. Мы сней очень дружны. Она делится со мной своими проблемами, много рассказывает о своей работе. Большее время она проводит на работе. Зная, что мама сильно устаёт, я статаюсь ей во всём помогать. Она интересуется моеё учёбой, результатами спорта, знает все мои тайны. Если у мамы есть свободное время, мы вместе смотрим передачи по телевидению, спорим, она терпеливо выслушивает моё мнение.
    В крепкой, дружной семье все дела спорятся, легко решаются все проблемы. И жизнь в такой семье прекрасна.

    Губеева Ирина 8 "А".

    Самоотверженность - это жертвование своими интересами ради других или общего блага. Это замечательное человеческое качество. На такого человека всегда можно положиться, ведь ради других он может рисковать жизнью.
    Каждый год как только наступает лето и начинаются каникулы, родители отправляют моего брата к бабушке, которая живет в поселке, возле леса. Там очень чистый воздух, красивая природа, а в саду растут вкусные, полезные фрукты и овощи. Недалеко от поселка протекает чистая и быстрая речка. Мой брат с друзьями часто ходит купаться и загорать. Однажды, когда они купались в речке, произошел случай, который всех напугал.
    А произошло вот что. Когда мальчишки плавали наперегонки, в стороне от них послышался слабый крик, и оказалось, что в воде находится девочка шести лет. Она пыталась плыть к берегу, но сильное течение не давало ей это сделать. Мальчишки уже уплыли далеко и за поворотом реки вышли на берег отдохнуть. Они не видели, что происходит. А остальные ужасно перепугались и не знали, что делать. Девочка еле держалась на воде, течение относило ее все дальше и дальше. Они понимали, что ей нужно очень быстро помочь, но она была далеко. К тому же их пугало быстрое течение, и они стали звать на помощь, но вокруг никого не было.
    И тут раздался неожиданный всплеск, кто-то прыгнул в воду и поплыл к девочке. Это был мальчик из соседнего поселка, который иногда ходил вместе с ними на речку. Все очень удивились: в том месте был очень высокий обрыв, а внизу торчали коряги. Мальчику пришлось плыть против течения. Преодолевая сопротивление воды, он быстро приближался к девочке, которая тем временем успела как-то ухватиться за торчащую из воды палку. Спаситель уже почти добрался до девочки, как вдруг сильная волна накрыла ее и оторвала от ветки. Но ему это не удалось. Тогда он снова бросился за ней. Так как плыл он быстро и теперь уже по течению, то смог догнать малышку. Она тут же схватилась за него, и они благополучно добрались до берега. Девочка была спасена.
    Тут уже все подбежали к ней, стали укутывать в полотенца, спрашивать, как она. Узнав, где она живет, они отвезли ее домой. А спаситель скромно стоял в стороне, вытирая намокшие волосы. Все-таки не перевелись в наше время смелые, самоотверженные люди, готовые пойти на риск ради спасения жизни другого человека!

    Рузаева Вероника 11 "б"

    Я удивился человеку.

    Здравствуй, деда, как дела?
    В гости я к тебе пришла.

    Здравствуй, здравствуй. Потихоньку.
    Добрался до старых книг, в памяти одна легонько
    Пробудила яркий миг.

    Что такое? Что за время?
    Может быть опять война?

    Угадала, это бремя
    Тяготит меня всегда…

    Расскажи мне, что за случай
    Приключился вдруг с тобой?

    Хорошо, но только слушай
    Ты рассказ мой фронтовой.

    Было трудно всем тогда,
    По России шла война.
    Пулемёты и гранаты,
    С неба разные снаряды,
    Самолёты, поезда…

    Познакомился я с парнем.
    Не высок он был, не мал,
    Отличался тот здоровьем,
    Красноречьем не блистал.

    Говорил, что жил в колхозе,
    Там всё лето на покосе.
    Он привык тяжёло жить,
    Но с людьми всегда дружить:
    Помогать и в жар, и в стужу,
    Хотя занят был по уши.

    Я хочу тебе сказать
    По одёжке не встречать.
    По беседе человека
    Не узнаешь и в полвека.
    Нужен случай, чтоб легко
    Он открыл своё нутро.

    Например, как пел Высоцкий,
    Отправляйся в горы с ним,
    Если он не тру убогий,
    Станет другом твоим..

    Но со мной однажды случай
    Приключился на фронту:
    Мы с моим знакомым Мишей,
    Что в кохозе был "отличник",
    Приползли на стан к врагу.

    Поручили нам заданье
    "Языка" впотьмах достать.
    Доползти до немцев зданья, подстрелить, отшвартовать.

    Ночь, темно, земля сырая,
    Светят звёзды в небесах,
    Страшно, жутко, но я знаю -
    Родина в моих руках.

    Видим немца в карауле,
    Что один, как перст стоит.
    Угрожаем ему дулом
    И уводим напрямик.

    Ну, а он, собака, крикнул,
    Всех поднял, всех разбудил.
    Тут меня как кто-то стукнул -
    Это немец подстрелил.

    Он геройски отличился -
    Возвратил меня домой,
    Но и немец не забылся,
    Что был стражею ночной.

    Тот товарищ к генералу
    Приведён был на допрос,
    Мише дали и награду,
    Отпустили на покос.

    Вот таких людей не сразу
    Различаем мы в толпе,
    Но живут не по приказу,
    А по собственной стезе.

    Так давайте же стремиться
    К идеалу вновь и вновь,
    И не в "предков" превратиться
    Да поможет нам любовь.

    Шевченко Олеся 11 "Б"

    Удивительный человек.
    Как сейчас вспоминаю эту историю, которая произошла пять лет назад.
    Живу я в маленьком дворе, где все друг друга знают. В нашем дворе жил тогда парень, звали его Витька. Это был главный драчун и заводила. Если на улице драка, будьте уверены, без дворового вожака не обошлось. Витькина мама работала проводницей на поезде, и поэтому жил он с бабушкой. Бабуля души не чаяла в своём единственном внуке и никогда не верила в то, что её "детка" может кому-нибудь нагрубить или с кем-нибудь подраться.
    Однажды, когда я шла из музыкальной школы, во дворе, как обычно сидел Витька. Но в этот раз он был совсем один. Сначала я по привычке хотела обойти дом с другой стороны и нырнуть в свой подъезд незаметно. Но что-то в поведении нашего хулигана меня насторожило. Он был какой-то странный и задумчивый. Если честно, таким я его никогда не видела. Спрятавшись за дерево, я стала наблюдать.
    Сначала он как будто что-то в уме подсчитывал, а потом резко махнул рукой и побрёл. Меня как будто кто-то заставил пойти следом за ним. Он проскользнул в какой-то заброшенный двор, там был неказистый домишко, Витька проследовал туда. Минуту я сомневалась, а потом решилась туда войти.
    Когда я зашла, то увидела такую картину: вокруг стен были сделаны перекладины, на которых сидели голуби! Целая куча голубей! Вернее стая: белые, серые, рябые. Как же я сразу не догадалась, ведь было слышно на улице курлыканье. Витька стоял ко мне спиной, в руке он держал голубя и поил его водой изо рта. Было видно, что птицы его не боятся, а, наоборот, любят. Так и стояла я, открыв рот. Но тут хулиган повернулся, я зажмурила глаза.
    - Дурёха, не бойся, я не трону тебя, - сказал он непривычно ласково.
    - Это твои голуби? - только и могла я спросить.
    - Теперь мои. Когда-то я жил в деревне у другой бабушки, а там была голубятня. Я с детства ухаживал за голубями с моим дядей. Но когда дядю отправили на север, а бабушка умерла, то я переехал сюда. Я долго не знал о судьбе своих пернатых, но однажды увидел Тимку. Тимка - это мой любимый голубь. Вот он, - и он показал мне голубя, который только что пил воду.
    - однажды я спас его от кошки. У него было сломано крыло. Я лечил его. Наш деревенский ветеринар говорил, что травма серьёзная и вряд ли птица выживет. Я не мог этого допустить. Ночами я вставал и поил его, бинтовал крылышко, давал витамины и капли из пипетки, и наконец-то Тимка поправился. Так и началась наша настоящая "мужская дружба".
    - А что было потом? - спросила я.
    - а потом был переезд, и я подумал, что больше никогда не увижу своего друга. Но он нашёл меня здесь, в городе! А следом за ним прилетели и другие голуби. Я уже не мог их держать в своей квартире. Так вот потихоньку смастерил я из этого брошенного дома голубятню. И прихожу сюда каждый день, кормлю и пою своих птиц.
    Я смотрела на него во все глаза и ничего не понимала. Это тот хулиган Витька или не тот? Уж очень люди были разные. Но Витька не дал мне опомниться, схватил за руку и потащил.
    - Идём скорее, я покажу тебе ещё что-то.
    И мы пошли, а я всё оборачивалась, уж так всё происходящее казалось каким-то видением. Я даже забыла, что дома меня ждала мама.
    Витька притащил меня к двери своей квартиры. Я стала упираться, а он посмотрел мне прямо в глаза и тихо сказал: "Не бойся". И я покорно шагнула за ним в открывшуюся дверь.
    Дома была бабушка, которая очень обрадовалась нам и предложила ватрушки с вареньем. Ватрушек совсем не хотелось. Витька провёл меня в свою комнату. И тут я увидела чудо. В углу на коврике спал маленький котёнок.
    - Какой хорошенький! - воскликнула я.
    - Тише, не разбуди его, он ранен, - предупредил парень.
    И тут я увидела, что крошечная лапка животного забинтована.
    - Что с ним случилось? - осторожно поинтересовалась я.
    - я спас его от бродячих псов, теперь он вне опасности, - гордо заявил Витька.
    - Но почему же ты никогда никому не рассказывал о своих питомцах? - возмутилась я.
    - Мои друзья знают о них, - спокойно сообщил он.
    - А как же драки и хулиганство? - удивилась я.
    - А мы дерёмся только с теми, кто обижает маленьких и слабых. Вот, например, Вовка подрался с соседским мальчишкой, который бил своего пса. А Серёга по заслугам отлупил Федьку за то, что он всё время издевался над своим попугаем. И вообще, у нас дружная команда. Ты приходи в гости, не стесняйся.
    Бабушка всё-таки напоила нас чаем с ватрушками. И тогда я поняла, что она права, ведь Витька не может обидеть просто так. Этот человек меня удивил.
    Когда я пошла домой, то всё время думала, что люди могут казаться не такими, какие они есть на самом деле. Вот я раньше боялась Витьки, думая, что он обычный хулиган, а он оказывается такими методами "учил" людей не обижать слабых и беззащитных. Этот случай научил меня не судить олюдях с первого раза. Понимать, что первое мнение о малознакомом человеке может быть обманчиво. Так и произошло с Витькой. Общество прозвало его хулиганом, личностью, которая нарушает общественный покой, а оказалось, что Витька - человек, способный делать добро и своими поступками побуждать остальных к хорошему.
    Такая история произошла со мной несколько лет назад. А Витька выучился на ветеринара и уехал в другой город. Голуби тоже куда-то пропали. Но я уверена, они полетели вслед за своим другом.

    Гуц Кристина 8 "А"
    Права человека.

    В современном мире значительное распространение получило убеждение, что права человека и есть лучший способ развития человеческой личности и организации общества. Каждому из нас желательно не ограничивать одну из опор жизнедеятельности другой, а найти иной выбор. Между защитой своей личности, свободы, достоинства должно быть ограничение по причине уважения свободы и достоинства других людей. Надо искать компромисс между реализацией своей свободы, выражения взглядов, естественной и неотчуждаемой, личности каждого, ведь любой может быть неготовым к её публичному обсуждению. Каждый должен быть разумным и морально ответственным за прямое и косвенное воздействие своих поступков на других людей. Это относится ко многим темам, возникающим в обществе.
    Задача государства, закона, отдельных групп - помочь людям в согласовании их прав, в том числе и прибегая к моральным нормам, а не только юридическим путем.
    К сожалению, в эти годы мы не можем выйти на решение не менее важных проблем, связанных с общественными и социальными явлениями в нашей стране.
    Человек является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции, он имеет потребности и способности.
    Каждый из нас имеет свой вид деятельности, проявляет свои способности, пытается улучшить свою жизнь, самореализоваться.
    Самореализация один из самых сложных путей в жизни человека. В этом слове заложен очень глубокий смысл. Самореализовать себя в жизни должен каждый, но не каждому это дается.
    Человек должен осознавать смысл своей жизни, ставить себе цели и добиваться их. Мы знаем, что личность имеет свои права и не должна нарушать их. Нужно доказывать свое положение в обществе, если ты ставишь себя выше кого-то. Нужно не забывать, что помимо свободы есть еще и ответственность, которая способствует всему вышеперечисленному.
    От свободы и ответственности зависит воспитание. Воспитание является главной причиной восприятия человека в обществе. С помощью познания своего воспитания и поведения формулируется характер человека.
    Общество воспринимает тех людей, которые ведут себя просто. Оно не должно нарушать права людей. В систему прав человека входит: достоинство человека, права человека, безопасность человека. Все эти пункты основаны на общей системе ценностей, посвященным неприкосновенности личности. Они представляют основу для общего понимания права.
    Свобода, равенство, солидарность - основные элементы прав человека. Такие свободы, как свобода мысли, совести и вероисповедания, а так же мнения, выражения, защищены правами человека.
    "Все права человека для каждого" - это был девиз Венской всемирной конференции по правам человека в 1993 году. Жаль, что сейчас в нашей стране не приветствуется это высказывание. Права человека позволяют людям, а так же сообществам добиваться изменений в обществе для полной реализации прав человека.
    "Безопасность человека" является, по сути, попыткой сконструировать глобальное общество, где безопасность личности стоит в центре международных приоритетов.
    Надеюсь, что светские структуры, органы власти, международные структуры выскажут свои мысли и комментарии, критику и пытаются решить проблемы, часто возникающие в обществе.

    Самышева Маргарита 8 "А".

    Взаимоотношения людей разных национальностей.

    Мы рождены, чтобы жить
    совместно, наше общество -
    свод из камней, который
    обрушился бы, если бы один
    не поддерживал другого.
    Сенека.


    С испокон веков Россия - страна, где проживает много народностей. Природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах.
    Национальное происхождение - это просто дело случая, это не является ни достоинством, ни недостатком.
    В мире приблизительно пять тысяч народов. А значит многим из них надо жить совместно, в одном доме - государстве. Естественно, возникают проблемы. Но мы должны быть терпимы к образу жизни, поведению, обычаям другого народа. Где бы мы не находились, мы всегда будем встречаться, общаться, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей. Нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее, плохие или хорошие поступки. Например, герой Отечественной войны 1812 года Багратион - грузин, Пушкин - из арапов, Фонвизин - немец, Левитан, Пастернак - евреи, Куприн - татарин, Вахтангов и Хачатурян - армяне. Но разве их можно оторвать от русской культуры? Разве они сами не ощущали свою принадлежность к русской культуре?
    Россия - многонациональное государство. Оно включает в себя более ста различных народов. Люди, которые проживают на нашей территории, обладают правами наравне с русскими. Но в то же время происходит их сильное выделение в русском обществе. Уже много десятилетий это остается острой, пока что неразрешимой проблемой во многих странах. Человек, попавший в чужую страну, чувствует себя неуютно, потому что у здешних людей другая культура, традиции, привычки, язык. И к этому иностранец привыкает постепенно. Но в то же время человек, который привык к вежливому отношению в своей стране, приехав в другую страну, замечает, что он лишен многих прав. Но что хуже всего, придя устраиваться на работу, его не берут, даже, если он хорошо говорит на языке или окончил какое-нибудь училище - и все это из-за того, что он говорит с акцентом, эмигрант из другой страны или просто человек другой расы. Нередко по телевизору можно услышать, как небольшая группа людей избила, проходившего мимо человека, причем просто оттого, что он другой национальности. Опечаливает то, что коренное население какой-либо местности не особо хочет воспринимать человека другой национальности. Конечно, найдутся люди, которые поддержали бы этого человека в тяжелом ему мире, но, к сожалению, таких людей сейчас очень мало.
    Проблема национализма затрагивает многих людей. Ее пытаются решить на протяжении долгих лет. Определение "свои - чужие" прочно вошло в повседневную речь.
    Раньше в Советском Союзе не было господствующей нации. Долгое время национальный вопрос считался решенным полностью, так как был ликвидирован национальный гнет, экономическая и культурная отсталость народов. Человек любой мог свободно передвигаться по всей территории СССР и везде его встречали доброжелательно. "СССР - не тюрьма народов. Это коммунальная квартира" (М. Гаспаров). После распада СССР ситуация резко изменилась. Появились такие слова как "мигранты" и "оккупанты".
    Большую проблему представляют собой международный национализм - войны и другие конфликты, несущие международный характер.
    Вспомним, что за прошедшие годы "полыхало пламя" более сорока вооруженных конфликтов: в Югославии, Грузии, Узбекистане, Армении, Афганистане, Северо-Кавказском регионе. Большинство конфликтов носило межнациональный характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя в полномасштабные войны. Что нужно сделать, чтобы не было войны, чтобы все люди жили дружно, с уважением относились к людям: для этого, я думаю, что все должны стать патриотами своей Родины. "Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный" (Н.А. Добролюбов). Эти определения помогают понять, что патриотизм должен проявляться в любви к своей Родине, а не в ненависти к другому народу.

    Одной из острейших проблем общества и молодежной среды, в частности, являются межнациональные отношения. Проблема имеет ряд уровней и аспектов, вот некоторые из них: государственная национальная политика и социальная работа в области межнациональных отношений, теории и концепции межнационального общения, воспитательная работа образовательных учреждений и молодежных организаций, наконец, бытовое восприятие и поведение граждан.

    Из печати известны вопиющие факты, свидетельствующие о национальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что особенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов. В России, мягко сказать, есть группы, слои общества, исповедующие шовинизм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям с «небелым» цветом кожи. Несмотря на официальные запреты, в СМИ нередко ведется пропаганда антисемитизма, шовинизма, национальной ненависти, насилия.

    Существует расхождение между официальной идеологией и политикой, законодательством в области национальных отношений, где признаются и принимаются международные нормы и стандарты, и обыденным этническим сознанием и поведением, массовой личностной и групповой психологией, где господствуют предрассудки, стереотипы, национальная нетерпимость и пр. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое отдельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, особенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогическая работа в системе образования.

    Анализ и научное решение проблемы ведется на стыке таких наук, как социология, политология, право, психология, этносоциология и этнопсихология, педагогика, философия. Основными понятиями, отражающими реальный феномен, являются этническое (национальное) сознание, межнациональное общение, национальная и культурная толерантность.

    Усиление националистических тенденций происходит во всем мире с конца XX в. по разным причинам, одной из них является процесс глобализации, который воспринимается как угроза национальной культуре, как наступление американизма. В России с начала 90-х гг. усилились националистические настроения по ряду причин: распад СССР, экономический и социокультурный, идеологический кризис, обеднение, маргинализация больших слоев населения.

    Это особенно отразилось на молодежи. Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возрастными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.

    В национальном сознании школьников и студентов, молодежных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». Делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах «чужаки», которых надо изгнать из России. Содержание национального сознания характеризуется также этатической, державной идеологией: Россия есть и должна быть великой державой, в ней должна быть сильная власть, армия, Россия должна обладать большой территорией. В первую очередь молодые люди называют великие военные победы России и политических деятелей прошлого и настоящего. Только потом и не всегда среди национальных ценностей называют духовно-нравственные начала, культуру, искусство, писателей.

    Национальное самосознание такого содержания присуще, конечно, не только молодежи. Такие убеждения сформированы и получают развитие среди некоторых современных ученых, политиков, деятелей культуры и искусства, церкви. Такие и подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятельство осложняет задачу общества и педагогического сообщества по формированию культуры межнационального общения. Националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения очень живучи. Страх перед чужими и враждебное к ним отношение сохраняются как атавизм с первобытных времен. Это эмоционально окрашенное, оценочное восприятие представителей другого этноса всегда поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами.

    Что может ответить педагогика, теория и методика воспитания на этот остро актуальный вызов общества и молодежной среды, в частности? Во-первых, ответ может быть дан на личностном уровне: каждый педагог, любой работник системы образования должен давать пример положительного (в отличие от негативного, шовинистического) национального самосознания. Педагог должен исповедовать и демонстрировать национальную гордость, патриотизм, знание культуры своей страны и одновременно придерживаться стандартов в межнациональных, межкультурных отношениях, задаваемых ЮНЕСКО, развитым миром.

    Во-вторых, педагогические работники могут и должны компетентно, профессионально делать свою работу. Содержание, методы и формы воспитания, в том числе формирования культуры межнационального общения есть в специальной литературе. Здесь мы только передадим содержание некоторых международных и внутренних документов, которые в определенной мере служат ориентиром для проведения воспитательной работы с молодежью по формированию культуры межнациональных отношений.

    В нашей стране имеется Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (1996). В ней говорится о том, что в современных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интернационализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов усиливают связи людей разных национальностей и конфессий, их работа, учеба, жизнь, как правило, протекают в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной работы по формированию у детей, молодежи, всех граждан культуры межнационального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В Концепции ставится задача: «Обеспечить разработку программы и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

    Развивая идеи Концепции, Правительство РФ своим постановлением от 22 февраля 1997 г. № 217 утвердило План первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Среди ведущих мероприятий - внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка специальных программ и курсов по воспитанию культуры межнационального общения.

    Воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования и воспитания и в ряде других законодательных документов РФ: Закон РФ «Об образовании », «Стандарты-2000», Национальная доктрина образования и др. Закон Российской Федерации «Об образовании» выделяет федеральные и национально-региональные образовательные стандарты (ст. 7). Эти стандарты предусматривают обязательный набор школьных дисциплин, содержание которых должно обеспечивать интеграцию личности в мировую и национальные культуры; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

    В Законе характеризуется содержание образования: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами…» (ст. 14).

    Ряд федеральных программ (федеральная целевая программа «Молодежь России », «Федеральная национальная программа» и др.) ставят конкретные задачи и пути их реализации по воспитанию культуры межнационального общения в российском обществе. Они подчеркивают, что культура межнационального общения есть важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие элементы содержания:

    ● формирование у школьников таких ценностей, как Родина, Отечество, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, гражданская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России;

    ● приобщение учащихся к совокупности ценностей, отражающих общечеловеческое и национальное культурное богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности продолжать и развивать их.

    В этих и других нормативно-правовых актах рассматриваются не только предусмотренные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан, связанные с их национальной принадлежностью. В них отражается педагогическая политика государства, в которой определяются цели и содержание воспитания гражданственности, культуры межнационального общения.

    Проблема воспитания культуры межнационального общения, воспитания в духе мира, демократии, прав человека, взаимопонимания и согласия является глобальной и находит свое отражение в документах международного сообщества. 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1998 г.) принята Декларация о культуре мира. Культуру мира следует понимать как глобальную школу, в которой все учатся жить вместе в мире и согласии, укоренять в сознании людей идею защиты мира, не применять насилие, утверждать справедливость и демократию. Воспитание таких качеств, как толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, умение слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться с самого раннего детства. Образовательная и воспитательная работа в школе не должна ограничиваться сообщением определенных знаний. Необходимо в детских коллективах создавать гуманистическую среду, которая будет способствовать формированию навыков бесконфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоев общества. Следует вовлекать подростков в акции солидарности, сопереживания с теми, кто перенес страдания и нуждается в поддержке. Это поможет молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни гражданского общества, правовом, демократическом государстве.

    ЮНЕСКО в 1995 г. провозгласил Декларацию принципов толерантности. Толерантность - это международный термин, обозначающий не просто терпимость, а уважение, принятие и правильное понимание единства человечества, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех, богатство и разнообразие культур, признание прав и свободы, отказ от культуры войны и утверждение культуры мира. ООН, придавая большое значение утверждению принципов толерантности в жизни международного сообщества, провозгласила день подписания Декларации (1995 г.) Международным днем, посвященным толерантности.

    Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Россия, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. Поэтому в 2001 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе ». Она рассчитана на 2001–2005 гг.

    Как задачи формирования культуры межнационального общения можно привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях:

    ● уважение к человеческому достоинству;

    ● проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжелательность, терпимость, великодушие;

    ● чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними;

    ● уважительное отношение к языку, культуре, традициям, обычаям других народов;

    ● потребность претворять нравственные знания в действия и поступки;

    ● умение управлять своим поведением, своими потребностями, сочетая их с интересами окружающих;

    ● стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности.

    В современных условиях широкое развитие получает концепция поликультурного воспитания. Оно предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Реализация ее идей направлена на создание такой атмосферы, живя в которой любой человек чувствовал бы себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной, понимал и уважал, хранил не только культуру своего народа, но и культуры других народов, а следовательно, уважал право другой личности на свободное культурное развитие. Реализация концепции подводит учащихся к пониманию существования других стилей жизни, которые столь же значимы и имеют право на существование, как и их собственный.



    Загрузка...
    Top