Древний Крым: история полуострова от первых людей до медного века. Смена народов, населявших крым последние тысячелетия

В конференции участвуют: Козлов Владимир Фотиевич

16 марта в Крыму прошёл референдум о статусе автономии. Благодаря 96,77% голосов избирателей он вместе с Севастополем стал субъектом Российской Федерации. История полуострова с его историческими памятниками и архитектурными шедеврами таит в себе массу интересных и сложных моментов. Здесь переплелись судьбы многих народов, государств и цивилизаций.

Кому и когда принадлежал полуостров? Кто и как боролся за него? Что сегодня представляет собой Крым? Об этом и многом другом мы поговорили с кандидатом исторических наук, заведующим кафедрой региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ Владимиром Козловым.

Вопрос: Игорь Константинович Рагозин 10:45 02/04/2014

Скажите, пожалуйста, какие народы проживали в Крыму исторически? Когда там появились русские?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 15:33 11/04/2014

Крым - безусловно, самый многонациональный регион России. На протяжении тысячелетий здесь, сменяя друг друга, жили многие народы. Первые люди появились в Крыму около 150 тыс. лет назад, это были неандертальцы. Археологи обнаружили древние стоянки в пещере Киик-Коба, гротах Вольчьем и Чокурча. Современные люди появились на полуострове около 35 тыс. лет назад. Благодаря грекам мы знаем о некоторых древнейших народах Крыма и Северного Причерноморья - киммерийцах (X-VII вв. до н.э.), их соседях таврах (X - I вв. до н.э.), скифах (VII - III вв. н.э.) Крым - один из центров древнегреческой цивилизации, здесь в VI в. до н.э. появились греческие колонии - Херсонес, Паитикапей, Керкинитида и др. В I в. до н.э. - III в. н.э. в Крыму присутствовали и римские войска, завоевавшие Боспор и укрепившиеся в других местах полуострова. С начала нашей эры в Крым стали вторгаться и иногда долго задерживаться различные племена: ираноязычные сарматы (I - IV в. н.э.), германские племена готов (c III в. н.э.) Одновременно с готами в Крым с северного Кавказа переселяются племена аланов. Появление в Крыму разных племен и народов сопровождалось, как правило, завоеванием, а иногда и уничтожением или ассимиляцией других народов. В IV в. н.э. часть воинственных кочевых племен гуннов вторглись в Крым. Крым был с V по XV в. частью Византийской цивилизации. Многонациональное государство Византия, в котором основу составляли греки, выступило наследницей Римской империи в Крыму. В VII в. н.э. большую часть владений Византии в Крыму захватили кочевники-тюрки-хазары (разгромлены в X в. славянами). В IX в. н.э. в Крыму появились тюркские племена печенеги, которых в XI в. н.э. сменили новые кочевники - половцы (куманы). С XIII в. Крым, в значительной степени ставший христианским, подвергается нашествию кочевников - монголо-татар, которые в конце концов, отделившись от Золотой Орды, создали в XV в. свое государство - Крымское ханство, быстро потерявшее свою независимость и ставшее до конца своей истории (1770-е гг.) вассалом Турецкой империи. Важнейший вклад в историю Крыма внесли армяне (на полуострове с XIII в.) и генуэзцы (в Крыму в XIII - XV вв.). С XV в. в Крыму на южнобережье появляются турки - жители Турецкой империи. Одним из древних народов Крыма были караимы - тюрки по происхождению, появившиеся здесь ранее монголо-татар. Полиэтнический характер населения Крыма отражал его историю заселения. Славяне появились в Крыму давно: с X в. известны походы киевских князей на Византию, крещение Св. Владимира в Херсонесе, в этом и других городах Крыма имелись русских купеческие колонии, существовало в X - XI вв. Тмутараканское княжество. Русские как невольники были постоянным элементом в средние века. Постоянно же в значительном числе русские присутствуют в Крыму (с 1771 г. по 1783 г. - как русская армия), а с 1783 г. началось заселение Крыма подданными Российской империи, а так же приглашенными немцами, болгарами, поляками и др.

Вопрос: Иванов ДГ 10:55 02/04/2014

Что из себя представляла эпоха Крымского ханства? Можно ли говорить о нем, как о независимом государстве с собственной культурой, или это лишь осколок Золотой Орды, трансформировавшийся в часть Османской империи?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 09:41 11/04/2014

Крымское ханство существовало с 1443 по 1783 г. Образовалось оно на основе Крымского улуса, отколовшегося от Золотой Орды. Однако, подлинно независимый период Крымского ханства продолжался недолго — до вторжения войск турецкого султана в 1475 г., захвативших Каффу, княжество Феодоро (Мангуп). Через несколько лет после этого Крымское ханство стало вассалом Турции, крымские ханы назначались султаном из рода Гераев, крымский хан не имел права начинать войну и заключать мир. Часть территории полуострова вошла в состав Турции. Формально суверенным Крымское ханство стало в 1772 г, когда в результате договора России с крымским ханом, Крым был объявлен независимым от Турции под покровительством России. По Кючук-Кайнарджийскому миру в 1774 г. Турция признала независимость Крыма. В феврале 1783 г. последний крымский хан Шагин-Гирей отрёкся от престола и отдал себя под покровительство Екатерины II. 8 апреля Екатерина II объявила Манифест о принятии Крымского полуострова в состав Российской империи.

Вопрос: Сергей Сергеич 11:48 02/04/2014

Есть ли историческая преемственность у различных цивилизаций, населявших Крым? Можно ли говорить о том, что Херсонес, татарский Крым и русский Крым - это звенья одного процесса или речь идет об изолированных друг от друга эпохах?

Вопрос: Ирина Тучкова 12:19 02/04/2014

Не случится ли, что Крым станет вечной болевой точкой в отношениях между Украиной и Россией? Сможет ли Украина смириться с его потерей? (Сейчас в украинских СМИ речь идет исключительно об оккупации и необходимости "освобождения" полуострова)

Вопрос: Павел Львов 13:27 02/04/2014

Вернет ли Украина Крым? Есть ли для этого предпосылки? Как поведет себя Россия, если международные суды обяжут РФ вывести войска из Крыма и вернуть его Украине? Не захотят ли жители Крыма, столкнувшись с российскими реалиями, вернуться назад? Возможен ли обратный референдум? Какова вероятность вооруженного противостояния с Украиной?

Вопрос: Иван А 14:00 02/04/2014

Крымские татары заявляют о своем "историческом праве" на Крым. Есть ли вообще народ, про который можно говорить, что он "создал Крым"?

Ответы:

Каждый из живших на полуострове народов (в том числе исчезнувшие) внёс свой вклад в историю Крыма. Можно утверждать, что ныне нет народа, который «создал» Крым, или является «коренным» с момента его появления как народа на территории полуострова. Даже самые древние, сохранившиеся до сегодняшнего дня народы - греки, армяне, караимы, татары и др. являлись в свое время пришельцами на полуостров. Крым практически никогда не был территорией отдельного устойчивого независимого государства. Длительное время его территория входила в состав империй - Византийской, Турецкой и Российской.

Вопрос: Otto 15:45 02/04/2014

Была ли реальная угроза отторжения Крыма от России по итогам Крымской войны 1853-1856 годов?

Вопрос: Виталий Титов 16:35 02/04/2014

Что послужило причиной Крымской войны?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 15:34 11/04/2014

Крымская война (Восточная война 1853-1856 гг.) - война России с коалицией Англии, Франции, Сардинского королевства и Турцией за господство на Ближнем Востоке. Поводом к началу войны послужили. Непосредственным поводом к войне послужил спор о святых местах в Иерусалиме. В 1853 г. Турция ответила отказом на требования русского посла о признание прав греческой (православной) церкви о святых местах; а император Николай I приказал русским войскам занять подчиненные Турции дунайские княжества Молдавию и Волахию. В октябре 1853 г. Турция объявляет войну России, в феврале 1854 г. на стороне Турции выступили Англия и Франция, а в 1855 г. - Сардинское королевство. По одному из планов союзников Крым должен был отторгнут от России, однако благодаря решающей операции Крымской войны - героической 349-дневной обороны Севастополя полуостров с Севастополем остался за Россией. России запрещено было иметь на Черноморском море военный флот, арсеналы и крепости.

Вопрос: Зизитоп 16:54 02/04/2014

Правда ли, что украинская история Крыма началась со стоянки неандертальцев в пещере Киик-Коба? Вообще, можно ли говорить о какой-то "украинской истории Крыма" до 1954 года?

Вопрос: ЛАРИСА А 17:02 02/04/2014

а стоило ли вообще возвращать КРЫМ?

Вопрос: Виктор ФФадеев 17:07 02/04/2014

В 1954 году Крым отошел к Украине как внутреннее перемещение территории в пределах одного государства, т.е., СССР. Это ни какая то геополитическая операция, а обыкновенная бухгалтерия. И почему вдруг сейчас такой ажиотаж вокруг того, что поставили на свое место. Вопрос: Украина сейчас выламывает себе руки из-за Крыма. Что это, украинское невежество или их политическая близорукость? (Л.Кравчук-первый президент Украины в своем интервью сказал, что если бы Б.Ельцин поставил тогда, в Беловежской Пуще, пере до мной вопрос о Крыме, я бы его вернул не задумываясь. Но тогда, по всему видно, ни до этого было.)

Вопрос: Шебнем Мамедли 17:25 02/04/2014

что на самом деле послужило основной причиной депортации крымских татар в 1944 году? действительно ли названная официальная причина, якобы сотрудничество большей части крымскотатарского населения с оккупантами в период немецкой оккупации Крыма, являлась настолько правдоподобной, чтобы необоснованно отнести их ко всему татарскому населению Крыма?

Ответы:

Обосновывая готовящуюся депортацию крымских татар, Л. Берия писал Сталину 10 мая 1944 г.: «Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма…» С 18 мая 1944 г. в течение нескольких дней из Крыма было выселено более 180 тыс. крымских татар. Выселение целых народов, часть представителей которых сотрудничала с оккупантами, довольно широко практиковалось в 1943-1944 гг., когда были выселены со своей родины чеченцы, карачаевцы, ингуши, балкарцы и др. 26 апреля 1991 г. был принят Верховным Советом РСФСР закон «О реабилитации репрессированных народов».

Вопрос: Гондилов Павел 17:33 02/04/2014

За кого воевали крымские татары в годы гражданской войны?

Вопрос: Александр Симонян 17:51 02/04/2014

Что вы можете сказать о вкладе армянского народа в историю и культуру Крыма.

Ответы:

Вклад армян в историю и культуру Крыма очень велик. Армяне в Крыму появляются в XI-XIII в. Переселение шло из Константинополя, Синопа, Трапезунда. Вторая волна переселения армян на полуостров приходится на XIV-XV вв. Армяне — древнейший христианский народ, они принесли в Крым высокий уровень ремесла, были искусными кузнецами, строителями, резчиками по камню, ювелирами, торговцами. Армяне составляли значительную прослойку в средневековых городах Каффе, Карасубазаре, Гезлеве. Древнейшим памятником армянской культуры является монастырь Судрб-Хач и г. Старый Крым. Практически во всех городах Крыма были армянские храмы и исторические некрополи: В Симферополе, Ялте, Старом Крыму, Евпатории, Белогорске, Феодосии и др. Армяне оказали значительное влияние на развитие Феодосии. Здесь жил и работал выдающийся художник-маринист И. К. Айвазовский, подаривший городу свой дом и своё творческое наследие. Большие волны переселенцев-армян из Турции последовали в 1890-х годах и в 1915 г. в связи с развязанным там геноцидом.

Вопрос: Катерина Деева 22:42 02/04/2014

Ожесточенные бои и грандиозные проекты реализовывались на полуострове во времена правления Екатерины Великой.Какова роль Григория Потемкина в присоединении и отстройки Крыма.Справедливо ли забыто имя Григория Потемкина-Таврического?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 15:34 11/04/2014

В современной историографии роль выдающегося русского государственного и военного деятеля Г. А. Потемкина (1739 - 1791) в освоении Причерноморья, присоединении Крыма к России недооценивается. В 1776 г. он назначен генерал губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний. Именно он является одним из главных основателей новых городов - Херсона (1778), Николаева (1789). Екатеринослава (1783), Севастополя (1783). Именно под его руководством осуществлялось строительство военного и торгового флотов на Чёрном море. За заслуги в деле присоединения Крыма получил титул «Светлейшего князя Тавридческого». Именно Потемкин разработал и реализовал проект присоединения Крыма к России, он принимал присягу крымского населения на верность России, фактически организовал посещение императрицей Екатериной II новоприсоединенного Крыма в 1787 г., активно участвовал в освоении и развитии полуострова. О вкладе Г. А. Потёмкина в присоединении Крыма к России читайте книги В. С. Лопатина «Потёмкин и его легенда», «Светлейший князь Потёмкин» и другие.

Вопрос: Русинов ЮТ 01:36 03/04/2014

Сопровождался ли переход Крыма во владение России в 1783 году репрессиями в отношении крымских татар? Что стало с элитой бывшего Крымского ханства?

Вопрос: ВКД 01:50 03/04/2014

Сколько человек в действительности стали жертвами "красного террора" после поражения белых в Крыму в 1920 году?

Ответы:

Вскоре после оставления Крыма войсками П. Н. Врангеля (ноябрь 1920 г.) большевистская власть приступила к массовым арестам и расстрелам тех, кто не захотел эвакуироваться из Крыма. «Красным террором» в Крыму руководили прибывшие из Москвы Бела Кун и Розалия Землячка. В результате «красного террора» в 1920-1921 гг. расстреляны, по разным данным, многие десятки тысяч человек в Симферополе, Евпатории, Севастополе, Ялте, Феодосии, Керчи. По официальным данным без суда и следствия погибло 52 тыс. человек, по сведениям русской эмиграции - до 100 тыс. (последние сведения были собраны по материалам бывших союзов врачей Крыма). Писатель И. Шмелев также приводил цифру жертв в 120 тыс., он писал: «Свидетельствую - в редкой русской семье в Крыму не было одного или нескольких расстрелянных». Монументальные памятники жертвам «красного террора» установлены в окрестностях Ялты (в Багреевке), В Феодосии, памятные знаки и закладные камни - в окрестностях Севастополя (Максимова дача), в Евпатории.

Вопрос: Зотиев 14:42 03/04/2014

Правда ли, что историческое крещение князя Владимира Ясное Солнышко состоялось именно в Крыму? Насколько глубокий след в Крыму оставило русское Тьмутараканское княжество?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 09:40 11/04/2014

По убеждению большинства современных историков, крещение князя Владимира произошло в Херсоне (Херсонесе) в период между 988 и 990 гг. Ныне принято считать 988 г. датой крещения. Есть версии, что Владимир крестился не в Херсоне, а в Киеве или где-то ещё. Некоторые историки предполагали даже, что князь крестился неоднократно, а последний раз в Херсоне. В XIX веке на месте открытого в Херсоне археологами средневекового храма, где по мнению некоторых историков произошло крещение, соорудили грандиозный собор Св. Владимира. Тмутараканское древнерусское княжество существовало недолго (X-XI вв). Центром его был город Тмутаракань на Таманском полуострове (у современной станции таманской). Город с собором был обнесён мощной стеной. В 60-х годах XI века княжество относилось к владениям черниговского князя Святослава. В XII в. под ударами половцев теряет самостоятельность. В состав Тмутараканского княжества входил, находящийся на Крымском полуострове, г. Корчев (современная Керчь).

Вопрос: С уважением, Антон 16:50 03/04/2014

Добрый день! В чем был смысл передачи Крыма Украине в 1954 году? Было ли это решение чисто политическим или оно имело под собой некие экономические причины?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 10:24 11/04/2014

Указом Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г. Крымская область РСФСР передавалась союзной республике - советской Украине. Официальными причинами «подарка» были: «общность экономики, территориальная близость, тесные хозяйственные и культурные связи, юбилей - 300-летие воссоединения Украины и России». На самом деле эти причины были третьестепенными - Крым в составе РСФСР благополучно существовал и даже был быстро восстановлен из руин после Великой Отечественной войны. Волюнтаризм Хрущева в деле дарения Крыма Украине был вызван необходимостью политического укрепления личной власти Хрущева, завоеванием доверия партийной организации Украины. На позорном заседании Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 г. Председатель Президиума Верховного Совета УССР Д. Коротченко высказал от Украины «сердечную благодарность великому русскому народу за исключительно замечательный акт братской помощи». К сожалению, мнения «русского народа» России и Крыма об этом не спросили.

Вопрос: Мисайлиди Евгения 19:00 03/04/2014

Добрый день! Скажите пожалуйста, переселение греков из Крыма в Приазовье связано с решением Екатерины ослабить экономику Крымского ханства, как считаю греки, или со спасением христиан, как писали в учебниках истории? Еще: в Керчи сохранилась русская крепость со времен царя Александра II (могу ошибаться) на мысе Ак-Бурун (не Еникале, которую знают все), занимающая огромную территорию. Официально это даже не музей. Как Вы думаете, какова дальнейшая песпектива ее существования?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 10:23 11/04/2014

Переселение крымских христиан (около 19 тыс. греков, более 12 тыс. армян), произведённое А. В. Суворовым с мая по ноябрь 1778 г. за пределы полуострова преследовало несколько политических и экономических целей: ослабление экономики Крымского ханства (греки и армяне были важным торговым и ремесленным элементом на полуострове), сохранение жизни христиан в случае беспорядков и военных действий в Крыму, заселение выселенными крымчанами пустынных областей Новороссии (Приазовья). Вряд ли Россия предприняла эту акцию, если бы тога у нее существовали планы ближайшего завоевания Крыма. На окраине Керчи у мыса Ак-Бурун на берегу моря на огромной территории (более 400 га) находятся многочисленные крепостные сооружения (подземные и наземные), созданные во второй половине XIX в., которые известны как форт «Тотлебен» (известный инженер Э. И. Тотлебен строил крепость в 1860-е гг.) или крепость «Керчь». С начала 2000-х гг. крепостной ансамбль был освобождён от располагавшихся там воинских частей и передан в ведение Керченского историко-культурного заповедника. Ныне музей проводит здесь экскурсии по части территории крепости. Уникальное фортификационное сооружение обладает огромным экскурсионно-туристическим потенциалом.

До захвата Крыма монголо-татарами и воцарения здесь Золотой Орды, на полуострове обитало много народов, их история уходит в века, и только археологические находки свидетельствуют о том, что коренные народы Крыма заселили полуостров еще 12 000 лет тому назад, во времена мезолита. Стоянки древних людей найдены в Шанкобе, в Качинском и Алимовом навесе, в Фатьмакобе и в других местах. Известно, что религией этих древних племен был тотемизм, а покойников они хоронили в срубах, насыпая поверх них высокие курганы.

Кимерийцы (IХ–VII века до н.э)

Первым народом, о котором писали историки, стали свирепые кимерийцы, населявшие равнины Крымского полуострова. Кимерийцы были индоевропейцами или иранцами и занимались земледелием; древнегреческий географ Страбон писал о существовании столицы кимерийцев - Кимериде, которая находилась на Таманском полуострове. Считается, что кимерийцы принесли в Крым обработку металлов и гончарное искусство, их тучные стада охраняли огромные псы-волкодавы. Кимерийцы носили кожаные куртки и штаны, а голову венчали остроконечные шапки. Сведения об этом народе существуют даже в архиве царя Ассирии Ашшуpбанипала: кимерийцы не раз вторгались в Малую Азию и во Фракию. О них писали Гомер и Геродот, эфесский поэт Каллин и милетский историк Гекатей.

Кимерийцы ушли из Крыма под натиском скифов, часть народа влилась в скифские племена, а часть ушла в Европу.

Тавры (VI век до н. э., - I век н.э.)

Тавры - так греки, посещавшие Крым, называли грозные племена, живущие здесь. Название, возможно, было связно со скотоводством, которым они занимались, ведь «таурос» - означает по-гречески «бык». Откуда пришли тавры неизвестно, одни ученые пытались связать их с индо-ариями, другие считали их готами. Именно с таврами связывают культуру дольменов – родовых захоронений.

Тавры возделывали землю и пасли скот, охотились в горах и не гнушались морским разбоем. Страбон упоминал о том, что тавры собираются в бухте Символон (Балаклава) сбиваются в банды и грабят корабли. Самыми злобными племенами считались арихи, синхи и напеи: их боевой клич заставлял кровь врагов леденеть; противников тавры закалывали, а головы прибивали на стены своих храмов. Историк Тацит писал, как тавры убили спасшихся после кораблекрушения римских легионеров. В I веке тавры исчезли с лица земли, растворившись среди скифов.

Скифы (VII в до н.э. – III век н.э.)

Скифские племена пришли в Крым, отступая под напором сарматов, здесь они перешли к оседлости и вобрали в себя часть тавров и даже смешивались к греками. В III веке на равнинах Крыма появилось скифское государство со столицей Неаполем (Симферополь), которое активно соперничало с Боспором, но в этом же веке оно пало под ударами сарматов. Тех, кто уцелел, добили готы и гунны; остатки скифов смешались с автохтонным населением и перестали существовать как отдельный народ.

Сарматы (IV-III века до н.э.)

Сартматы в свою очередь пополнили генетическую разнородность народов Крыма, растворившись в его населении. Роксоланы, языги и аорсы на протяжении веков воевали со скифами, проникая в Крым. С ними пришли и воинственные аланы, которые поселились на юго-западе полуострова и основали общность гото-аланов, приняв христианство. Страбон в «Географии» пишет об участии 50 000 роксоланов в неудачном походе на понтийцев.

Греки (VI в. до н. э.)

Первые греческие колонисты заселили побережье Крыма во времена тавров; здесь они построили города Керкинитида, Пантикапей, Херсонес и Феодосия, которые в V веке до н.э. образовали два государства: Боспор и Херсонес. Греки жили за счет садоводства и виноделия, ловили рыбу, вели торговлю и чеканили свою монету. С наступлением новой эры государства попали в подчинение к Понту, затем к Риму и к Византии.

С V по IX век н.э. в Крыму возник новый этнос «крымские греки», чьими потомками стали греки античности, тавры, скифы, готоалане и тюрки. В XIII веке центр Крыма занимало греческое княжество Феодоро, которое в конце XV века захватили османы. Часть крымских греков, сохранивших христианство, до сих пор живет в Крыму.

Римляне (I век н.э. – IV век н.э.)

Римляне появились в Крыму в конце I века, победив царя Пантикапеи (Керчь) Митридата VI Евпатора; вскоре под их защиту попросился Херсонес, страдавший от скифов. Римляне обогатили Крым своей культурой, построив крепости на мысе Ай-Тодор, в Балаклаве, на Альма-Кермен и покинули полуостров после развала империи - об этом в работе «Население горного Крыма в позднеримское время» пишет профессор симферопольского университета Игорь Храпунов.

Готы (III– XVII века)

В Крыму жили готы -германское племя, появившееся на полуострове во времена Великого переселения народов. Христианский святой Прокопий Кесарийский писал, что готы занимались земледелием, а их знать занимала военные должности в Боспоре, который готы взяли под контроль. Став владельцами боспорского флота, в 257 году германцы предприняли поход на Трапезунд, где захватили несметные сокровища.

Готы обосновались на северо-западе полуострова и в IV веке образовали свое государство – Готию, которая простояла девять веков и только потом частично вошла в княжество Феодоро, а сами готы были, очевидно, ассимилированы греками и турками-османами. Большинство готов со временем стали христианами, их духовным центром была крепость Дорос (Мангуп).

Долгое время Готия была буфером между ордами кочевников, напиравших на Крым с севера, и Византией на юге, пережила нашествия гуннов, хазар, татаро-монголов и прекратила свое существование после нашествия османов.

Католический священник Станислав Сестреневич-Богуш писал, что еще в XVIII веке готы жили у крепости Мангуп, их язык был похож немецкий, но все они были исламизированы.

Генуэзцы и венецианцы (XII–XV вв.)

Купцы из Венеции и Генуи появились на побережье Черного моря в середине ХII века; заключив договор с Золотой ордой, они основали торговые колонии, которые продержались до захвата побережья османами, после чего их немногочисленные жители были ассимилированы.

В IV веке в Крым вторгались жестокие гунны, часть которых осела в степях и смешалась с гото-аланами. А еще в Крым переселялись евреи, бежавшие от арабов армяне, сюда наведывались хазары, восточные славяне, половцы, печенеги и булгары, и совершенно немудрено, что народы Крыма не похожи друг на друга, ведь в их жилах течет кровь самых разных народов.

- Ноябрь, 10th 2013

В последние годы, после возвращения татар из депортации, обострились межнациональные и межрегиональные отношения на Крымском полуострове. Основа конфликта – спор: чья это земля и кто в Крыму коренной? Для начала давайте определимся, кого же историческая и этнографическая науки относят к категории коренных народов. Энциклопедия дает такой ответ:

Коренной народ – это этнос, освоивший территорию, до него никем не заселенную.

А теперь проследим изменения в крымском этногенезе (появлении различных народов), хотя это будет далеко не полная картина, но тем не менее и она впечатляет. Итак, в Крыму проживали в разное время.

Около 300 тыс. лет назад – первобытные люди (ранний палеолит); найдены орудия труда и охоты в местах стоянок на Южном берегу.

Около 100 тыс. лет назад – первобытные люди (средний палеолит); известно более 20-ти стоянок человека: Киик-Коба, Староселье, Чокурча, Шайтан-Коба, Аккая, Заскальная, Пролом, Кобази, Волчий грот и др.; религия – анимизм.

40-35 тыс. лет назад – люди верхнего палеолита; религия – тотемизм; найдены 4 стоянки, в том числе Сюрень I.

12-10-е тысячелетие – люди мезолита (среднекаменного века); найдено более 20-ти стоянок по всему Крыму: Шанкоба, Фатьмакоба, Алимов навес, Качинский навес и др.; религия – тотемизм.

8-е тысячелетие – люди неолита (новокаменного века); Кеми-Обинская культура (Ташаир); религия – тотемизм.

5-е тысячелетие (Бронзовый век) – приход в Крым племен «катакомбной» и «срубной» культур (захоронения в курганах).

Существование разных культур не проходило бесследно для них самих – они, несомненно, влияли друг на друга, изменялись и обогащались, а возможно и соединялись, давая начало новым культурам. Возможно, так было положено начало культуре киммерийцев (пришлых племен) и культуре тавров (племен местных):

3-е тысячелетие до н.э. (Железный век) – Киммерия, киммерийцы – воинственный народ, индо-арийцы – люди европейского типа; ареал их расселения: юг современной России, Украина, Северный Кавказ, Крым; религия – политеизм. Жили в долинах. Скорее всего они принесли в Крым умение добывать и обрабатывать железо.

Х в.до н.э. – Таврия, Таврика, Таврида, тавры (единым народом их можно называть лишь с известной натяжкой; скорее, это конгломерат различных племен: арихов, напеев, синхов и др.) Жили в горах, занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей; сохранились их захоронения – дольмены и крепостные сооружения: Уч-Баш, на мысе Харакс, на горе Кастель Сераус, Кошка, Караул-оба, на скалах Качинских ворот, Ай-Йори и в Каралезской долине; религия – культ Девы и других богов.

Эти племена объединили одним названием греки, уже в те времена посещавшие крымские берега. Однозначно не выяснено, почему они их так назвали: то ли за свирепый нрав, то ли за их несметные стада («таурос» - бык с греч.), то ли это слово означало «горцы» (тавр-тур-гора)…

VII-VIвв.до н.э. – греки. Херсонес Таврический, Боспор Киммерийский на берегах Понта Эвксинского (Черного моря) и Меотиды (Азовского моря). Греки основали эти два государства, а также сотни поселений по всему побережью; религия – многобожие, Пантеон олимпийских богов во главе с Зевсом (Кроносом); с Iв.н.э. – постепенная христианизация; греки первыми в Крыму стали торговать невольниками из местных «на вывоз» (как, кстати, могли относится к ним тавры, а потом и скифы, ведь они их и за людей не считали?)

VIII-VIIв.до н.э. – Скифия, скифы (сколоты), синды, меоты, саки, массагеты и др. индо-иранские кочевые племена, практически вытеснившие киммерийцев с крымских просторов и постепенно ставшие оседлыми на огромных территориях (столица Скифии была близ современного Никополя, а вторая – в Крыму (Симферополь) – Неаполь Скифский, построенный в IIIв. до н.э.) Религия – многобожие. Пантеон богов во главе с Папаем.

Вечный и непреодолимый процесс взаимного влияния и смешения народов привел к тому, что в первых веках нашей эры тавров от скифов уже не отделяли, а называли тавроскифами, а часть скифских поселений смешалась с греческими (например, татары уже в XIIIв. застали на месте Неаполя убогий греческий поселок, который назвали Керменчук). Но продолжим список.

II в.до н.э. Сарматия. Сарматы оттеснили родственноязычных скифов из Северного Причерноморья и Приазовья в Крым; религия – многобожие.

I в.до н.э. – еврейская диаспора – семиты. Религия – монотеизмо (бог Яхве); намогильные плиты с семисвечниками и надписями на древнееврейском языке обнаружены на Керченском и Таманском полуостровах.

I в.дон.э. - Iв.н.э. – понтийцы (Боспор понтийский); обосновались на месте Боспорского киммерийского царства во главе с Митридатом VI Евпатором (Керчь); религия – многобожие. Вместе с понтийцами на полуострове появляются армяне.

Iв.дон.э. – IIIв.н.э. – римляне и фракийцы после разгрома Понтийского царства захватывают Крым (теперь это самая восточная окраина Римской империи); религия – многобожие, а с 325г. – христианство; римляне приобщили местных жителей к своей культуре, познакомили с достоинствами римского права.

До IVв.н.э. – восточные славяне: анты, тиверцы (Артания) – с древних времен известны в Северном Причерноморье; оттеснены на север во времена Великого переселения народов, частично сохранились в Тамани – будущей Тмутаракани; религия – многобожие.

III в.н.э. – германские племена: готы и герулы (Готия, Капитанство Готия); пришли из Прибалтики, разрушили Скифию и создали свое государство Готию на Южном берегу Крыма. Позже - ушли от гуннов на запад, часть вернулась в VIIв. Готы явились толчком для объединения славян; религия – многобожие, а позднее – христианство.

IIIв.н.э. – аланы-ясы, родственные сарматам (дальние предки осетин); вместе с сарматами поселились среди скифов; наиболее известны в Крыму по их поселению Кырк-Орк (до XIVв., потом - Чуфут-Кале), когда их потеснили в горы гунны; религия – христианство.

IVв. – гунны, хунну (Гуннское княжество) – пращуры нынешних тувинцев; вторглись из заалтайских пределов, нанесли мощный удар по готам, угнали значительную часть населения, тем самым положив начало Великому переселению народов; религия – язычество, позднее – христианство.

IVв. – Византия (Восточно-Римская империя), Херсонская фема; после распада Римской империи Таврика как бы «по наследству» досталась Византии; опорные пункты в Крыму - Херсон, Боспор (Керчь), Гурзувиты (Гурзуф), Алустон (Алушта) и др. В 325г. принимают христианство.

VIв. – тюрки (тюркеты-монголоиды) набегом дошли до Крыма из Сибири, поставив в Хазарии (низовья Волги и Терека) свою династию Ашинов, на полуострове не закрепились; язычники.

VIв. – авары (обры) – создали в Приднестровье Аварский каганат, также совершали набеги на Крым, пока не были разгромлены булгарами; язычники.

VIIв. – булгары (болгары). Часть их оседает в Крыму, став из кочевых оседлыми, обживая предгорные долины и занимаясь земледелием (вообще, волжские булгары-тюрки двинулись на Запад; другая их волна ушла севернее, создав Казанское Ханство; на Балканах ассимилировали с южными славянами, основав Болгарию и приняв христианство); язычники, а с IXв. – православные христиане.

VIIв. – грецизированный суперэтнос (Готия, Дорос) – составил грекоязычную основу населения Мангупского княжества (Дори); Византия укрепляется, объединяя разноязычные народы, жившие в горном Крыму и по Южнобережью; религия – христианство, а также другие вероисповедания.

VIII-Xвв. – Хазарский каганат, хазары (тюркоязычные народы дагестанского типа); религия – язычество, позже часть приняла ислам, часть – иудаизм, а часть – христианство. Власть в Каганате сначала захватывают тюркеты-Ашины, затем евреи; Иудейская Хазария захватывает часть степного и прибрежного Крыма, соперничает с Византией, стремится подчинить Русь (разгромлена князем Святославом в 965г.).

VIII-Xвв. – караимы; пришли в Хазарию из Израиля через Персию и Кавказ; метизировались с хазарами; вытеснены евреями-рохданитами на окраины Хазарии, в том числе в Крым; язык – кынчакское наречие тюркского языка, близкое к крымскотатарскому; религия – иудаизм (признают только Пятикнижие – Тору).

VII-Iвв. – крымчаки (крымские евреи) – остались в Крыму и Тамани как осколки разгромленного Хазарского каганата (известны как жители Тмутараканского княжества и Киевской Руси); язык близок к караимскому; религия – ортодоксальный иудаизм-раввинизм.

Конец IX – нач.Xвв. – печенеги-беджаны (туркмены) – тюрки из Барабинских степей; разбиты половцами и гузами; рассредоточились кто в Крым, кто – в Нижнее Поднепровье (каракалпаки); были ассимилированы восточными славянами; религия – язычество.

X-XIвв. – гузы-огузы (туркмены) – тюрки. Вождь – Огуз-хан; вытеснили печенегов из Крыма и Северного Причерноморья, а затем, вместе с печенегами, выступили против русов (ругов), славян и половцев; религия – язычество.

X-XIIIвв. – восточные славяне (Тмутараканское княжество в составе Киевской руси). Это княжество (Тамань и Корчев-Керчь), основанное князем Владимиром в 988г., в 1222г. совместно с половцами отбивалось от турок; в битве на Калке в 1223г. атаман Тмутаракани Пласкиня выступил на стороне монголо-татар; религия – христианство.

XIв. – половцы (кыпчаки, куманы, команы). Создали в Причерноморье и в Крыму государство Оджаклар со столицей Саркел (на Дону). С Русью они попеременно то воюют, то заключают союзы; вместе с четырьмя русскими князьями Мстиславами и ханом Катяном разбиты на р.Калке в 1223г.; часть ушла в Венгрию и Египет (мамлюки), остальные ассимилировались татарами, славянами, венграми, греками и др. Религия – язычество.

XIв. – возможно, в Крыму в это время поселяются армяне (их родину терзают персы и турки-сельджуки). Горная Таврика восточнее нынешнего Белогорска с некоторых пор зовется Приморской Арменией; в лесистом урочище возникает армянский монастырь Сурб-хач (святой крест), известный даже за пределами Крыма; сам Белогорск – большой и богатый город - Солхат (населяют его кипчаки, аланы и русы, так же как и Солдайю, Сурож (Судак).

У древних авторов немало сообщений о росах (русах), живших с первых веков нашей эры в Северном Приазовье, Причерноморье и в Крыму. В византийских документах проскальзывало: «скифы, кои суть русские ». В IXв. Черное море арабами звалось Русским морем (ранее оно было Румским – «византийским»). В IXв. просветитель Кирилл видел в Таврике книги «русскими письменами писанные». Слово «рос» означает «светлый, белый». Тарханкутский полуостров обозначался как «белый берег», и жили там росы. Арабы называли русов славянами, греки – скифами, а родиной их считали Боспор Киммерийский. Есть версия, что новгородский князь Бравлин, который ходил на греческие поселения, был вождем местным, тавроскифским, а «русский новый город» - скорее всего Неаполь Скифский. В XIв. Керченский пролив зовется Русской рекой, а на его Крымском берегу, напротив Тмутаракани, стоит город Росиа – Белый город (Керчь?). Русский купец Афанасий Никитин в 1474г., когда возвращался из «Заморья», посетил Крым, где увидел много русских и вообще людей православной веры, а также крещеных татар (о чем он писал в своих дневниках).

XII-XVвв. – венецианцы, генуэзцы, пизанцы основали торговые фактории в Крыму: Кафа, Солдайя, Воспоро, Чембало. Они появились в Крыму еще во времена Византии, в войске Мамая участвовали в Куликовской битве. В 1475г. Кафа (современная Феодосия) пала под ударами турок и татар. Религия – католичество.

XII-XVвв. – в Крыму возникает полиэтническое мангупское княжество Феодоро, имеющее связи с Константинополем, Европой, Москвой и насчитывающее 200тыс. человек населения (большая часть – греки). Простиралось от Балаклавы до Алушты, располагалось в горном Крыму; разгромлено турками и татарами в 1475г. Через 300 лет в Крыму оставалось всего 30тыс. греков, из них половина урумов (татаризированных). В 1778 г. греки выехали в Приазовье (Мариуполь).

Начало XIIIв. – Крым населяют татары – Улус Золотой Орды. Столицей становится Эски-Крым – Старый Крым (бывший Солхат). Забайкальские племена татар и монголов во главе с Чингис-ханом, захватив енисейских и обских киргизов, покорили народы Средней Азии. В начале XIIIв. Чингис-Хан двинулся на запад, на кипчаков и Киевскую русь. В Крыму – с 1239г.; язычники, а с XIVв.- мусульмане-суниты.

Крымское ханство (татары) – с 1428г. столица из Солхата переместилась в Бахчисарай; образовалось после распада Золотой Орды. С 1475г. по 1774г. это государство – вассал Османской (турецкой) империи; ликвидировано в 1783г. Религия – мусульманство.

XIIIв. – цыгане – известны в Крыму со времен Крымского ханства. Возможно, впервые они появились в хазарские времена; религия – язычество, а затем частью христианство, частью – мусульманство.

XVв. – 1475-1774гг. – турки, Османская империя (первая попытка утвердиться в Крыму была в 1222г.) Турки захватывают Кафу, Судак, пещерные города Мангуп и Чуфут-Кале, и султан становится религиозным главой крымских татар. Религия – мусульманство.

XVIII - XXвв. – русские, украинцы, белорусы, болгары, немцы, чехи, эстонцы, молдаване, карские греки, валахи, грузины, азербайджанцы, казанские и сибирские татары, корейцы, венгры, итальянцы, казахи, киргизы и др.

После присоединения Крыма к России в 1783г. турки и большая часть татар уходят в Турцию, и начинается заселение Крыма и Новороссийского края славянскими и другими народами (в том числе из-за границы). Религия – различные вероисповедания и конфессии.

Послесловие

В статье использованы данные из статьи «Коренные и пристяжные» (газета «Крымская правда» от 27.01.2004), написанной кандидатом исторических наук, заслуженным работником образования Крыма, членом союза писателей Василием Потехиным, который утверждает:

Ни один из ныне проживающих в Крыму народов не является аборигенным – автохтонным, то есть коренным. Принцип нашего мирного полиэтнического существования сегодня отражен на гербе Автономной Республики Крым в виде девиза: «Процветание в единстве». Национализм непременно ведет к национал-фашизму . Крым был, есть и будет историческим полигоном сотворения многонациональной евразийской культуры.

Культура спасет мир .

Дата публикации: 03.08.2016

Благодаря своему уникальному географическому положению и неповторимой природе Крымский полуостров еще с давних времен стал домом для многих народов. Земледельцы находили здесь для себя плодородные земли, что дают хорошие урожаи, для торговцев – удобные торговые пути, кочевников-скотоводов привлекали горные и равнинные пастбища. Именно поэтому национальный состав крымского населения всегда был многонациональным и на сегодняшний день остаётся таким же. Численность населения полуострова, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 400 тысяч человек, а вот во время курортного сезона в Крым еще приезжает более 2 млн. отдыхающих. В 1783 году после вхождения Крымского полуострова в Российскую империю большая часть татар и турок покинули полуостров и начали переселяться в Турцию, а вот в Крым всё больше заселяются славяне, в основном это русские и украинцы.

Народы, которые живут в Крыму на сегодняшний день

Сегодня в Крыму проживают представители 125 народов. По последним данным, самый многочисленный народ, который есть в Крыму, – это русские (58% населения), украинцев (24%).А вот самих крымских татар – 232,3 тыс. человек, 10,6% населения, они относятся к коренному населению Крымского полуострова. Говорят они на крымско-татарском языке, по вероисповеданию мусульмане-сунниты и принадлежат к ханафитскому мазхабу. На данный момент только 2% назвали себя коренными татарами. Другие национальности составляют до 4%. Из них наибольшее количество белорусов – 21,7 тыс.(1%), и около 15 тыс. армян. В Крыму проживают и такие национальные группы, как: немцы и выходцы из Швейцарии, которые начали поселяться в Крыму еще при Екатерине ІІ; греки здесь начали появляться еще при основании колонии на Керченском полуострове в Юго- Западном Крыму; а также поляки, цыгане, грузины, евреи, корейцы, узбеки их количество составляет от 1 до 5 тыс. человек.

Насчитывается и 535 караимов и 228 крымчаков. Также в Крыму живут люди таких национальностей: башкиры, осетины, марийцы, удмурты, арабы, казахи и только 48 человек итальянцев. Сложно представить полуостров без цыган, которые из давних веков называют себя «урмачель», много веков жили среди коренного населения и приняли ислам. Они настолько стали близкие к коренным татарам, что, когда была депортация крымско-татарского населения в 1944 году, были депортированы и цыгане. Из-за своего многонационального населения в Крыму родной язык у каждого свой.

На каких языках говорят народы, какие живут в Крыму

Исходя из того, что в Крыму национальный состав достаточно разнообразный, возникает вопрос, а на каком же языку общается население полуострова? С последними событиями, что происходят на полуострове, и вхождением Крыма в состав Российской Федерации, согласно принятой Конституции, было провозглашено три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский.

Чтобы без проблем снять номер в гостинице Крыма, просто перейдите .

По последнему опросу населения, русский язык родным назвали 81% населения, 9,32% указали крымско-татарский язык, и только 3,52% украинский, остальные называли белорусский, молдавский, турецкий, азербайджанский и другие. Не меньшее разнообразие и религий на Крымском полуострове: русские, украинци, болгары и греки исповедуют православие, а сами крымские татары – ислам суннитского толка, а вмести с ними и узбеки и татары; также живут католики, иудеи, протестанты. Несмотря на то, что население на полуострове многонациональное, все народы живут достаточно мирно и дружно.Места на этом маленьком полуострове хватит всем, здесь всегда рады как туристам, так и новым жителям.

Интерес к национальной культуре крымчан, к истории представителей различных национальностей и народов Крыма вполне закономерен. Познакомиться с народами проживающими на полуострове в различные эпохи предлагаем и Вам.

С этническими особенностями и составом населения Крыма Вы можете ознакомиться в статье История народов Крыма . Здесь же речь пойдёт о народах Крыма населявших его на протяжении всей истории Крымского полуострова в хронологическом порядке.

Тавры. Таврами греки-эллины называли племена, населявшие горно-предгорную часть полуострова и все южное побережье. Самоназвание их неизвестно, возможно тавры - потомки древнего коренного населения полуострова. Самые древние памятники их материальной культуры на полуострове датируются примерно X в. до н. э., хотя их культура прослеживается и раньше. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Занимались скотоводством, земледелием, охотой, изредка промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось постепенное слияние тавров со скифами, в результате чего появился новый этноним - «тавроскифы».

Киммерийцы - собирательное наименование воинственных кочевых племен, населявших в Х-УП вв. до н. э. Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики. Об этом народе есть упоминания во многих древних источниках. Памятников их материальной культуры на полуострове очень мало. В VII в. до н. э. киммерийцы, оттесненные скифами, покинули Северное Причерноморье. Однако память о них долго сохранялась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и др.)

Скифы . Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу жизни и вбирая в себя часть живших здесь племен. В III в. до н. э. под натиском сармат скифы потеряли свои владения на материковой части Причерноморья и Присивашья и сконцентрировались в равнинном Крыму. Здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (Симферополь), которое вело борьбу с греческими государствами за влияние на полуострове. В III в. оно пало под ударами сармат, а затем готов и гуннов. Оставшаяся часть скифов смешалась с таврами, сарматами и готами.

Древние греки (эллины) . Древнегреческие колонисты появились в Крыму в VI в. до н. э. Постепенно заселяя побережье, основали целый ряд городов и поселений (Пантикапей, Феодосия, Херсонес, Керкинитида и др.). Позднее греческие города объединились в Херсонесское государство и боспорское царство. Греки основывали поселения, чеканили монету, занимались ремеслами, земледелием, виноделием, рыболовством, вели торговлю с другими народами. На протяжении длительного времени оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках новой эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем - Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими этносами, передав им язык и культуру.

Сарматы . Кочевые племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном Причерноморье в IV - III вв. до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают с III - II вв. до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным греко-скифско-таврским населением.

Римляне (Римская империя) . Римские войска впервые появились на полуострове (в Боспорском царстве) в I в. до. н. э. после победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Но в Боспоре римляне стояли недолго. Во второй половине I века н. э. римские войска по просьбе херсонеситов помогли отбить натиск скифов. С этого времени Херсонес и Боспорское царство попадают в зависимость от Рима.

Римский гарнизон и эскадра находились в Херсонесе с перерывами около двух столетий, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и др.). Но в IV веке римские войска окончательно выводятся из Таврики.

Аланы - одно из крупных сарматских кочевых племен. Начали проникать в Крым во II веке. Вначале аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. Затем, из-за гуннской угрозы, аланы переместились в горный юго-западный Крым. Здесь, контактируя с местным населением, они переходят к оседлости, принимают христианство. В раннем средневековье, наряду с готами, формируют этническую общность «готоаланы».

Готы . Германские племена готов вторглись в Крым в III в Под их ударами пало поэднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение. Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства здесь Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г. Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.

Гунны . В течение IV - V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена - тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения.

Византийцы (Византийская империя) . Византийцами принято называть грекоязычное православное население Восточно-Римской (Византийской) империи. На протяжении многих веков Византия играла ведущую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации. Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно.

Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются Херсонес и Боспор. После захвата крестоносцами Константинополя в XIII в. влияние Византии на полуострове практически прекращается.

Крымские греки . В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византин от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества - Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. с XV в.. после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.

Хазары - собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство - Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в. хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.

Славяно-русы (Киевская Русь) . Киевская Русь,утверждаясь на мировой арене в период с IX по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения, захватывая немалую добычу.

В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

Печенеги, половцы . Печенеги - тюркоязычные кочевники - довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.

Половцы (кипчаки, команы) - тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.

Армяне переселяются в Крым в XI-XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым.

После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце Х1Х-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.

Венецианцы, генуэзцы . Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.

Татаро-монголы (татары, ордынцы) . Татары - одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы - более точное его название. Татаро-монголы - поздний термин, применяемый историками с XIX в.

Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные под властью монгольских ханов, впервые появились в Крыму в XIII в.

Постепенно они стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним из этнических ядер для крымскотатарского этноса.

Крымские татары . (Крымские татары - так называют этот народ в других странах, самоназвание «къырымлы» - крымцы, жители Крыма.) Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII в.

Среди них можно выделить три субэтнических группы. «Горные татары» расселялись в горной и предгорной частях полуострова. Их этническое ядро в основном сложилось к XVI в. из потомков ордынцев, кипчаков и крымских греков, принявших ислам.

Этническая группа «южнобережных татар» сформировалась позднее на землях, подвластных турецкому султану. Их этническую основу составили потомки местного христианского населения (готоалан, греков, итальянцев и др.), которые проживавшие на этих землях и принявшие ислам, а также потомки переселенцев из Малой Азии. В XVIII - XIX вв. на Южном берегу стали селиться и татары из других районов Крыма.

В степном Крыму, Причерноморье и Присивашье кочевали ногайцы, которые имели, в основном, тюркские (кипчакские) и монгольские корни. В XVI в. они приняли подданство крымского хана, а позднее влились в крымскотатарский этнос. Их стали называть «степные татары».

После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.

В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.

В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

Турки (Османская империя) . Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак - турецкие владения в Крыму с центром в Кафе. Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его. Турки организованно расселяли на крымском побережье выходцев из турецкой Анатолии. Со временем, изрядно перемешавшись с местным населением, все они стали одной из этнических групп крымскотатарского народа и получили название «южнобережные татары».

Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.

Русские, украинцы . На протяжении XVI-XVII вв. отношения между славянами и татарами складывались непросто. Крымские татары периодически совершали набеги на окраинные земли Польши, России и Украины, захватывая невольников и добычу. В свою очередь запорожские казаки, а затем и русские войска совершали военные походы на территорию Крымского ханства.

В 1783 г. Крым был завоеван и присоединен к России. Началось активное заселение полуострова русскими и украинцами, которые к концу XIX в. стали здесь преобладающим населением и продолжают им оставаться.

Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII - начале XX века. Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) - в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.

Евреи . Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ вв., когда они подвергаются гонениям в Византии. Проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей,

К XVIII в. часть из них сильно отюречивается, став основой для крымчаков - тюркоязычного этноса, исповедующего иудаизм. После присоединения Крыма к России евреи всегда составляли значительную долю населения полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.

Крымчаки - тюркоязычная малочисленная народность, сформировавшаяся к XVIII в. из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест и основательно отюреченных, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.

Немцы . После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым. Большинство эмигрировало в Германию.

Поляки, чехи, эстонцы . Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения.



Загрузка...
Top