Дж гершвин интересные факты. Джордж Гершвин – первый классик джаза

ГЕРШВИН, ДЖОРДЖ (Gershwin, George) (настоящее имя – Яков Гершович) (1898–1937), американский композитор. Родился 26 сентября 1898 в Бруклине. Занимался в разное время с такими музыкантами, как Ч.Хамбитцер, Э.Киленьи, Р.Гольдмарк и И.Шиллингер. В юности не закончил школу, его привлекла американская индустрия популярной музыки, т.н. Тин-Пэн-Элли, где он подвизался сначала музыкальным поденщиком, потом автором песен. Добился успеха постановкой своей музыкальной комедии Ля-ля, Люсиль (La, la, Lucille, 1919). Вскоре он буквально взлетел к высотам славы с песней Суони (Swanee), которую исполнял Эл Джолсон (1919–1920). Впоследствии Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина (1896–1983). Их музыкальное воплощение отмечено остротой ритма, самобытностью интонаций, остроумием. Среди самых известных спектаклей на музыку Гершвина: Будьте добры, леди (Lady, be good, 1924), Безумная (Girl Crazy, 1930) и сатирические шоу Пусть гремит оркестр (Strike Up the Band, 1930) и О тебе я пою (Of Thee I Sing, 1931). За последнее произведение автор был удостоен Пулитцеровской премии.

Первую и не слишком удачную попытку введения элементов джаза в композицию традиционного типа Гершвин предпринял в одноактной опере 135-я улица (135th Street), написанной для шоу Дж.Уайта Скандалы 1923 года. Но уже следующее произведение в подобной смешанной манере – Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром (Rhapsody in Blue, 1924) буквально перевернула американский музыкальный мир. Несколько рыхлое по форме, иной раз злоупотребляющее повторами, это сочинение благодаря исключительной оригинальности и живости мелодики, ритма, а главное благодаря ярко национальному облику получило широкое международное признание; можно сказать, что гершвиновская Рапсодия – наиболее часто исполняемое во всем мире произведение, созданное американским автором. За ней последовал фортепианный концерт фа мажор (1925), тоже не блещущий совершенством формы и, быть может, менее оригинальный по материалу, но привлекающий своей эмоциональностью. Поездка в Европу вдохновила Гершвина на создание программной симфонической сюиты Американец в Париже (An American in Paris, 1928), обаятельного сочинения, в котором проявилось и растущее мастерство автора. Вершиной творческого пути Гершвина стала балладная опера Порги и Бесс (Porgy and Bess, 1935) по пьесе Д.Хейуарда Порги. Это не только самая зрелая музыка Гершвина (в частности, песни из этой оперы – в числе лучших среди созданных композитором за всю жизнь), но и лучшая американская опера. Умер Гершвин в Голливуде 11 июля 1937.

Джордж Гершвин (англ. George Gershwin, настоящее имя Jacob Gershowitz - Яков, или Джейкоб Гершовиц; 1898-1937) - американский композитор и музыкант.

Биография
Гершвин родился 26 сентября 1898 г. в нью-йоркском квартале Бруклине, в семье еврейских эмигрантов из Белоруссии (Могилёв). Настоящие имя и фамилия композитора - Джекоб Гершовиц. С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальными американскими композиторами тех лет - Генри Кауэллом, Уоллингфордом Риггером и Джозефом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).

В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина - «When You Want ‘Em You Can’t Get ‘Em». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссеров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту «The Passing Show of 1916». В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.

В 1918-1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: «Swanee» вошла в мюзикл «Синбад» и имела ошеломляющий успех в исполнении Эла Джонсона. А постановка «La, La Lucille» 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.

В 1920-1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для «George White’s Scandals», а в 1922 году написал даже настоящую оперу - «Blue Monday» (известную как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества - «Rhapsody in Blue» («Джазовая рапсодия»).

В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Lady, Be Good!», который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было «Of Thee I Sing», 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию, впервые присужденную музыкальной постановке.

Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.

В начале 1937 года у него обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина помещают в Лебенен-клинику, где он умер утром 11 июля 1937 года, не придя в сознание после операции по удалению опухоли.

Джордж Гершвин – американский пианист, композитор, автор лучшей американской балладной оперы.

Композитор и исполнитель из США Джордж Гершвин стал первопроходцем в написании произведений, сочетающих современные джазовые ритмы с классической музыкой.

Вершиной его творчества стала «Порги и Бесс» (1935 г.), опера, имевшая мировой успех. Ее признали лучшей балладной оперой в Америке.

Путь к музыке

Родители Джорджа были еврейскими эмигрантами, уехавшими из России незадолго до его рождения. К музыке они не имели никакого отношения, отец был сапожником, а мать – дочерью скорняка. В 1898 г. 26 сентября у них родился сын Яков, который позднее сменил свое имя на Джорджа. В семье он был вторым. У него был старший брат Айра, с которым в дальнейшем они совместно работали над многими произведениями.

В школе Джордж не отличался особыми успехами, чем очень печалил своих родителей, которые хотели видеть его школьным учителем. А вот к музыке его тянуло с ранних лет. В 8 лет он впервые услышал Макса Розенцвейга, известного скрипача, сыгравшего на концерте в школе. Музыканту тоже понравился этот увлеченный музыкой мальчик, и они подружились. Джордж часто бывал дома у Розенцвейга и даже стал самостоятельно на фортепьяно подбирать популярные мелодии.

Когда выяснилось, что его успехи в игре на этом инструменте выше, чем у обучающегося музыке Айры, родители решили, что именно он должен идти по данному пути. Оба мальчика были этому решению несказанно рады.

Первые шаги композитора

Найти своего учителя Джорджу оказалось непросто. Хорошего музыкального наставника удалось встретить только через несколько лет. Им оказался Чарльз Хамбицер, посоветовавший ему также брать уроки оркестровки и гармонии. По воле случая игру 15-летнего музыканта услышал менеджер издательства «Ремик и К». И его взяли пианистом-популяризатором, платя $15 в неделю.

В свободное время Гершвин сочинял музыку к песням. Его песней «Когда вы захотите» заинтересовалась, а затем исполнила Софи Такер, модная певица. И благодаря этому молодой композитор стал постепенно набирать популярность на Бродвее. Макс Дрейфус, директор издательства Хармса, предложил Джорджу писать музыку за $35 в неделю. Имя Джорджа Гершвина стало часто появляться в прессе, а в 1922 году известный пианист Берил Рубинштейн назвал его выдающимся музыкантом.

Удачный эксперимент

В начале 1924 года, благодаря двум месяцам напряженной работы Гершвина, появилась «Рапсодия в блюзовых тонах». Он писал музыку рапсодии для 2-х пианино, а аранжировщик Фред Гроф – аранжировку для джазового отделения. 12 февраля состоялась премьера «Рапсодии», которая в афишах была представлена как «музыкальный эксперимент». Зрители собрались разные, присутствовали и музыкальные «киты» Рахманинов, Стравинский, Годовский. Глиссандо на кларнете, исполненное Гершвином в самом начале, вызвало огромный интерес зала. А по завершении «Рапсодии» раздались оглушительные овации. Симбиоз джаза и классики, невиданный до сих пор, никого не оставил равнодушным.

Союз братьев

Слава принесла материальную обеспеченность. Семья переехала в новый пятиэтажный дом, а Джордж отправился в Европу на целых три года. Оттуда был привезен набросок поэмы-симфонии «Американец в Париже». Это произведение позднее вошло в репертуары многих мировых оркестров. У музыканта было еще много творческих замыслов, и он пригласил брата Айру работать в соавторстве с ним.

Айра, чтобы имя Гершвина было единственным на музыкальном небосклоне, взял себе творческий псевдоним Артур Фрэнсис и занялся написанием либретто. Братья создали более 20 мюзиклов, шедших на Бродвее и в кино. А музыкальный спектакль «О тебе пою» (1931 г.) получил Пулитцеровскую премию. Эта награда была вручена музыкальной постановке впервые.

«Порги и Бесс»

Прочитав роман Хейворда «Порги и Бесс», Джордж проникся его поэтическими образами, а в его голове зазвучали мелодии будущей оперы. Он написал автору о своем о своем желании создать ее, но Хейворд ответил только через 6 лет, в 1932-м. На написание оперы ушло 20 месяцев, и Гершвин с самого начала был уверен, что это произведение будет его вершиной.

Премьера оперы состоялась в «Колониел-театре» в 1935-м. Ее приняли с восторгом, долго звучали овации и восторженные возгласы. В «Алвин-театре» за 1,5 года ее поставили 124 раза, однако материального достатка опера братьям не принесла. Слишком велики были расходы на ее постановку.

Последние годы жизни

Работа над «Порги и Бесс» была очень изнуряющей, и это подорвало здоровье музыканта. Хотя внешне он выглядел прежним, но стал нервным и раздражительным. Врачи рекомендовали Джорджу забыть на время о музыке, но он даже не представлял, как сможет это сделать. А в начале 1937-го у него обнаружили опухоль мозга. Болезнь развилась стремительно, и спасти его врачи не смогли. 11 июля того же года Джорджа Гершвина не стало. Молодой, даже не достигший 39-летнего возраста, композитор умер, не реализовав до конца свой огромный творческий потенциал.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Джордж Гершвин родился под именем Яков Гершовиц 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из Одессы. Его отец, Мойше Гершовиц (после переезда в США, сменивший имя на Моррис Гершвин), переехал в Бруклин из Санкт-Петербурга в начале 1890-х годов; мать, Роза Брускина, несколькими годами раньше. Джордж был вторым ребёнком в семье (всего детей было четверо). В 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Намного позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальным американским композитором тех лет - Иосифом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).

В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в музыкальном издательстве Джерома Ремика (англ.). Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина - «When You Want ’Em, You Can’t Get ’Em». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом у публики, Гершвин привлёк внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. Например, Зигмунд Ромберг (англ.) включил музыку Гершвина в своё ревью The Passing Show of 1916 (англ.). В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах. Его учителями были Ч. Хамбитцер (фортепиано), Р. Голдмарк (гармония) и другие.

В 1918-1919 годах на Бродвее исполнялось много произведений Гершвина: песня Swanee (англ.) вошла в шоу Эла Джолсона «Sinbad» и имела ошеломляющий успех - Джолсон многократно записывал её на пластинках и исполнил в нескольких фильмах. А постановка La La Lucille (англ.) 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.

В 1920-1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для George White’s Scandals (англ.), а в 1922 году написал даже настоящую оперу - Blue Monday (известную также как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Гершвин сочинил жемчужину своего творчества - «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах»).

В 1924 году Гершвин создал мюзикл Lady, Be Good (англ.), который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было Of Thee I Sing (англ.), 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию (1932), впервые присуждённую музыкальной постановке.

Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Порги и Бесс» (1935), поставленная по роману Дюбоса Хейворда (англ.), принимавшего участие в написании либретто для оперы.

В начале 1937 года у Гершвина обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина поместили в клинику «Седарс Синай», где он умер утром 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции по удалению опухоли.

Джордж Ге́ршвин (англ. George Gershwin, имя при рождении Jacob Gershwine - Я́ков , или Дже́йкоб Гершвин ; 1898-1937) - американский композитор и пианист.

Джордж Гершвин родился под именем Яков 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из Санкт-Петербурга. Его отец, Мойше Гершовиц (после переезда в США сменивший имя на Моррис Гершвин), переехал в Бруклин из Санкт-Петербурга в начале 1890-х годов; мать, Роза Брускина, несколькими годами раньше. Джордж был вторым ребёнком в семье (всего детей было четверо).

В 12 лет под впечатлением от встречи с 10-летним скрипачом Максом Розеном начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Намного позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальным американским композитором тех лет - Иосифом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).

В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в музыкальном издательстве Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина - «When You Want ’Em, You Can’t Get ’Em». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом у публики, Гершвин привлёк внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. Например, Зигмунд Ромберг включил музыку Гершвина в своё ревю The Passing Show of 1916. В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах. Его учителями были Ч. Хамбитцер (фортепиано), Р. Голдмарк (гармония) и другие.

В 1918-1919 годах на Бродвее исполнялось много произведений Гершвина: песня Swanee вошла в шоу Эла Джолсона «Sinbad» и имела ошеломляющий успех - Джолсон многократно записывал её на пластинках и исполнил в нескольких фильмах. А постановка La La Lucille 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.

В 1920-1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для George White’s Scandals, а в 1922 году написал даже настоящую оперу - Blue Monday (известную также как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Гершвин сочинил жемчужину своего творчества - «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах» или же «Рапсодия в стиле блюз»).

В 1924 году Гершвин создал мюзикл Lady, Be Good, который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было Of Thee I Sing, 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию (1932), впервые присуждённую музыкальной постановке.

Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Порги и Бесс» (1935), поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие в написании либретто для оперы.

В начале 1937 года у Гершвина обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина поместили в клинику «Седарс Синай», где он умер утром 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции по удалению опухоли.

Сочинения

  • Музыкальные спектакли
  • La La Lucille, 1919 (Ля-ля, Люсиль)
  • Lady, be good, 1924 (Будьте добродетельны, леди)
  • Strike Up the Band, 1927 (Пусть гремит оркестр)
  • Girl Crazy, 1930 (Безумная)
  • Of Thee I Sing, 1931 (О тебе я пою)

Оперы

  • Голубой понедельник (опера), 1922, другое название 135th Street (135-я улица)
  • Порги и Бесс, 1935, либретто Д. Хейворда, стихи Айры Гершвина со знаменитой арией Summertime.

Инструментальные произведения

  • Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром (Rhapsody in Blue, 1924)
  • Порги и Бесс, симфоническая картина
  • Американец в Париже (An American in Paris, 1928),
  • Вторая рапсодия (Second Rhapsody)
  • Кубинская увертюра (Cuban Overture)
  • 3 прелюдии для фортепиано
  • Сюита «На скорую руку» (Ambulatory Suite)
  • Симфоническая Сюита «Кэтфиш-Роу» (на темы из оперы «Порги и Бесс»)(Catfish-Row)
  • Концерт для фортепиано с оркестром F-dur (Concerto in F)
  • 2 вальса в До-миноре
  • Вариации на тему песни «Я ощущаю ритм») (для фортепиано и джазового оркестра)
  • Одним из хобби Гершвина была живопись и литература.
  • Гершвин был влюблен в Александру Бледных - лучшую ученицу.
  • Айра Гершвин, работавший с братом под псевдонимом Артур Френсис, использовал для его создания имена своих брата и сестры.
  • В 1985 году братья Гершвины были награждены Золотой медалью Конгресса.
  • В 1945 году вышел фильм «Рапсодия в блюзовых тонах», посвящённый композитору.
  • Образ композитора был также создан в приключенческом телесериале 1992-1993 гг «Хроники молодого Индианы Джонса» (сыграл Том Беккет) - серия «Скандал 1920-го».
  • В Нью-Йорке существует театр Гершвина, названый в честь Джорджа Гершвина и его брата Айры Гершвина.

Библиография

  • Григорьев Л., Платек Я. Джордж Гершвин. - М.: Музгиз, 1956. - 44 с. - (Музыкальная культура зарубежных стран). - 5000 экз.
  • Конен В. Д. Пути американской музыки. - М.: Советский композитор, 1977. - 446 с.
  • Волынский Э. И. Дж. Гершвин: Популярная монография. - 2-е изд.. - Л.: «Музыка». - 80 с.
  • Юэн Д. Джордж Гершвин: путь к славе. - М.: «Музыка», 1989. - (Звезды мировой музыки).


Загрузка...
Top