Ермоловой. Олег Меньшиков возглавил театр им

Олег Меньшиков о новом спектакле "Макбет", в котором все роли играют мужчины

Художественный руководитель театра Ермоловой Олег Меньшиков готовит долгожданную премьеру - спектакль "Макбет" по Шекспиру. Меньшиков является режиссёром постановки, а также исполняет в ней главную роль.

В версии Меньшикова всех героев, как и во времена Шекспира, будут играть мужчины. В спектакле, премьерные показы которого состоятся 3 и 4 ноября, заняты Георгий Назаренко, Никита Татаренков, Филипп Ершов, Алексей Каничев, Александр Кудин, Андрей Мартынов, Егор Харламов и Артем Цуканов. За музыкальную составляющую отвечает Духовой оркестр Олега Меньшикова. По словам актеров, Шекспир у Меньшикова ироничен, революционен и современен.

Накануне премьеры Олег Меньшиков ответил на несколько вопросов HELLO.RU о предстоящем спектакле.

Вы не раз говорили, что эта постановка для вас вызов. Почему?

Во-первых, потому что в моем репертуаре Шекспир первый раз. Во-вторых, поскольку я человек дотошный, когда начал готовиться к этой работе, то прочитал практически все, что написано про Шекспира. Я прочитал книгу "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса" и помню, что она мне просто перевернула мозги. Что такое Шекспир? Это загадка на века. Мы ее не разгадаем, но тем она и прекрасна. Эйнштейн как-то сказал, что любое открытие начинается с огромного знака вопроса. Вот у Шекспира этих знаков вопроса на каждой странице по пятнадцать штук. Разбирать его путем психологического театра, анализа, который нам завещал Константин Сергеевич Станиславский, бесполезно. Там просто не сходятся концы с концами. У Шекспира своя театральная правда, свои законы, они скачут с одной сцены на другую, с одной темы на тему, они даже не соблюдают элементарную логику развития характера и построения сцены! Но им плевать на это, потому что для них видимый театр - это что-то другое. Я не знаю что. Но это была игровая природа театра, за которую я обеими руками. Театр - это игра, плюс какая-то сумасшедшая магия. Сказать чарующая - это вообще ничего не сказать.

В "Макбете" нет больших монологов, есть небольшие - всего по 8 строчек. Но каждый из них стоит огромных кусков поэзии! И в переводе Владимира Гандельсмана они великолепны.

У вас основные роли играют мужчины. Почему?

Изначально на роль леди Макбет была утверждена Даша Мельникова - замечательная артистка нашего театра. Но Даша Мельникова забеременела , я начал думать, как найти ей замену. И мне пришло в голову: а почему бы не пойти по шекспировскому методу, где мужчины играют женские роли? Если бы с Дашей не случилось такого счастья, она бы, безусловно, играла леди Макбет.

Кого вы играете в спектакле?

Главную роль, Макбета. Эта роль меня словно звала.

"Макбет" считается мистической постановкой. Говорят, что из-за того, что в тексте Шекспир прописал реальное ведьминское заклинание, актеров преследуют неудачи. Верите в это?

У меня нет никаких суеверий, более того, мы шутим на эту тему. Работая над любой постановкой, можно сломать ногу. Просто обычно об этом забывают, а когда это "Мастер и Маргарита", то все сразу: "Ух ты! Это все Булгаков". Да ерунда!

И тем не менее премьера спектакля должна была состояться еще два года назад, но репетиции пришлось приостановить и все затянулось. Почему?

Уж точно не из-за ведьм. Дело в том, что изначально я не собирался ставить "Макбет" сам. Были приглашены молодые режиссеры, спектакль должен был стать их работой, но союза у нас не случилось. Потом мы на какое-то время законсервировали проект, а он меня все равно звал и манил. Проигрывать я не люблю и знаю, что за недоделанные вещи приходится отвечать. Отвечать неохота, так что надо доделывать. Поэтому ждем премьеру.


Насколько сложно быть и актером, и режиссером одного спектакля?

Это объяснить невозможно. Об этом можно поговорить только с тем, кто посидел и по ту, и по эту сторону рампы. Ну чего я буду жаловаться, какой это колоссальный труд, когда ты видишь это с одной точки, а потом выходишь сам на сцену и видишь с другой. И времени у тебя меньше всех на репетиции. Короче, это ад, но ты сам этого хотел, Жорж Данден! Поэтому я не жалуюсь.

Меньшиков

Олег Евгеньевич Меньшиков - художественный руководитель и директор Московского драматического театра им.М.Н.Ермоловой,

народный артист России, режиссёр, лауреат Государственных премий РФ

Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в городе Серпухове Московской области в семье Евгения Яковлевича Меньшикова (род. 1934) — военного инженера и врача-невропатолога Елены Иннокентьевны Меньшиковой (род. 1933).

После окончания общеобразовательной и музыкальной школ (1977 год) поступил в Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина, на курс В.Б.Монахова.

В 1981 году поступил в Малый театр. Через год был призван в Советскую армию и проходил службу в Центральном академическом театре Советской армии. В 1985 году Меньшиков перешёл в труппу театра имени М.Н.Ермоловой, где проработал до 1989 года, сыграв ряд заметных ролей. В 1995 году он организовал свою театральную компанию, которая называется «Товарищество 814»

Став свободным актёром, Меньшиков играет в спектаклях Петра Фоменко (роль Калигулы в одноимённом спектакле — 1990 год), лондонском театре «Глобус» (роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» — 1991 год).

В 2005 году женился на актрисе Анастасии Черновой.

В начале 2008 года поставил свой первый моноспектакль «1900» на сцене Театра им. Моссовета в рамках фестиваля «Черешневый лес».

Играет на фортепиано, скрипке.

В апреле 2012 г. Олег Меньшиков становится художественным руководителем Ермоловского театра.

Впервые в театральной жизни столицы народный артист СССР передал свои полномочия актеру и режиссеру .

В настоящее время является президентом театра.

Вместе с новым художественным руководителем театр обрёл новый фирменный стиль и новый репертуар.

А в октябре 2014 года состоялось долгожданное открытие Новой сцены театра им. М.Н. Ермоловой.

Кино

За роль в фильме «Моонзунд» (1987 год) — Серебряная медаль имени А. П. Довженко;

За роль в фильме «Утомлённые солнцем» (1994 год) — Государственная премия России 1995 года;

«Зелёное яблоко — Золотой листок» — профессиональная премия за лучшую мужскую роль;

Приз Кинопрессы — лучшему актёру года;

За роль в фильме «Кавказский пленник» (1996 год) — Государственная премия России 1997 года;

Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль;

Профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую роль;

Приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале «Балтийская жемчужина» (1997 год);

Российская независимая премия «Триумф» — за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996 год);

Приз «Золотой Овен» по итогам года — «Универсальному актёру — лидеру кинематографического поколения» (1996 год).

За роль в фильме «Сибирский цирюльник» (1999 год) — Государственная премия России 1999 года.

За роль Анатолия Тарасова в фильме "Легенда №17" - Премия им. Олега Янковского и приз за лучшую мужскую роль на детском кинофестивале "Алые Паруса"

Театр

За роль в спектакле «Калигула» (1990 год) — премия и диплом Фестиваля «Московские сезоны»;

За роль в спектакле «Когда она танцевала» (1991 год) — премия Британской Академии Театральных Искусств имени Лоуренса Оливье за 1992 год.

За роль в спектакле «N» (1993 год) — театральная премия «Хрустальная роза».

В 2003 году за большие заслуги в области искусства Указом Президента Российской Федерации Олегу Меньшикову присвоено почётное звание «Народный артист Российской Федерации».

В 2003 году Олег Меньшиков получил одну из главных французских наград в области искусства — правительственный орден «Академические пальмы».

За театральный проект «Тысяча девятисотый» — ежегодная театральная премия «Московского комсомольца» за 2008 год в номинации «мэтры».

Награды

Указом Президента РФ награжден орденом Почёта (8 ноября 2010) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность.

Роли в театре

Центральный театр Советской Армии

1981 — «Часы без стрелок», по повести Б. Л. Рахманина. Режиссёры: Ю. И. Ерёмин, Н. Петрова — Васюков

1981 — «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр: В. Я. Мотыль — Алексей Буланов

1984 — «Идиот» (по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Ю. И. Ерёмин — Ганя Иволгин)

1985 — «Рядовые» А. А. Дударева. Режиссёр: Ю. И. Ерёмин — Лёнька-«Одуванчик»

Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой

1985 — «Говори!» (инсценировка А.Буравского по очеркам В. В. Овечкина «Районные будни». Режиссёр: В. В. Фокин — Секретарь)

1986 — «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Э. С. Радзинского. Режиссёр: В. В. Фокин — Серёжа

1988 — «Второй год свободы» по пьесе А. М. Буравского. Режиссёр: В. В. Фокин — Робеспьер

Театр имени Моссовета

1990 — «Калигула» по пьесе Альбера Камю. Режиссёр: П. Н. Фоменко — Калигула

другие театральные проекты

1991 — «Когда она танцевала», по пьесе Мартина Шермана. Режиссёр: Роберт Алан Акерман — Сергей Есенин (Театр «Глобус», Лондон) Премия имени Лоуренса Оливье Британской Академии театральных искусств, — «за выдающееся исполнение роли второго плана», 1992

1992 — «Игроки» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Далия Ибелгауптайте — Ихарев (Театр «Трайсекл», Лондон)

1993 — «N» / «Нижинский», по дневникам В.Нижинского, автор драматургической основы А. А. Бурыкин — Нижинский (Театральное агентство «БОГИС»)

1994 — «Когда она танцевала», по пьесе Мартина Шермана. Режиссёр: Патрис Кербра — Сергей Есенин (Театр Комедии на Елисейских Полях, Париж)

2008 — «1900» моноспектакль по повести Алессандро Барикко. Режиссёры: О.Меньшиков и др. («Театральное товарищество О.Меньшикова») — Трубач, друг Новеченто

Театральное товарищество 814

1998 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Роль - Чацкий. Режиссёр - О.Меньшиков

2000 — «Кухня», по пьесе М. А. Курочкина. Роль - Гюнтер. Режиссёр - О.Меньшиков

2001 — «Игроки» Н. В. Гоголя. Роль - Утешительный. Режиссёр - О.Меньшиков

Роли в театре им. М.Н.Ермоловой сегодня:

«Игроки» Н. В. Гоголя. Роль - Утешительный. Режиссёр - О.Меньшиков

«1900» А. Барикко. Роль - Трубач, друг Новеченто. Режиссёр - О.Меньшиков

«Оркестр мечты. Медь». Режиссёр-постановщик - О.Меньшиков

«Портрет Дориана Грея» О.Уайльда. Роль - Лорд Генри. Режиссёр - А.Созонов

«Из пустоты…» (восемь поэтов)». Роль - Г.Иванов. Худ. руководитель постановки - О.Меньшиков

Олег Меньшиков - выдающийся актер и талантливый режиссер. Постановкой спектаклей он занимался еще в школе, а после получения аттестата подал документы в один из старейших институтов страны - Щепкинское высшее театральное училище. И несмотря на огромный конкурс, будущего народного артиста РФ приняли в вуз с первого раза.

Еще будучи студентом, Меньшиков блистательно сыграл в спектакле Николая Афонина «Нашествие». Причем начинающий актер сам отказался от главной роли, предложенной ему режиссером, в пользу эпизодической, но более глубокой и психологически тонкой.

На последнем курсе «Щепки» знаменитость дебютировал в кино. Ему доверили главную роль в драме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Впоследствии Олег Меньшиков примерял на себя множество образов. Он был и хитрым оптимистом Остапом Бендером, и упоенным местью Митей из «Утомленных солнцем», и вдумчивым сыщиком Эрастом Фандориным. Перевоплощение актера в каждом произведении - абсолютное. При этом ни один персонаж, сыгранный Олегом Евгеньевичем, не похож на другого.

На театральной сцене любимец критиков играет с 1981 года. Сначала Меньшиков был зачислен в Малый театр. В следующем году он уже выступал в Театре советской Армии. Имя актера также можно было увидеть на афишах других культурных учреждений. Сейчас же Олег Евгеньевич, являясь худруком Театра имени Ермоловой, выступает в качестве актера в «Независимом театральном проекте». А еще он работает в театральном товариществе «814», которое сам и основал в 1995 году.

Самые яркие киноработы с участием Меньшикова:

  • «Покровские ворота»,
  • «Кавказский пленник»,
  • «Сибирский цирюльник»,
  • «Золотой теленок»,
  • «Легенда № 17».

Всего же актер снялся более чем в 30 картинах.

Награды и премии

Премия Лоуренса Оливье Британской академии искусств, Государственная премия России (трижды лауреат), «Ника», «Триумф» и т. д.

Посмотреть фильмы с участием знаменитости вы можете прямо сейчас онлайн. А чтобы увидеть, как актер Олег Меньшиков блистает на театральной сцене в Москве, купите билеты на спектакли в театр Ермоловой , в которых он задействован. Это можно сделать по телефону, номер которого вы видите на экране, оставив заявку на сайте или заказав обратный звонок.

а предложил сам Андреев. «В этом решении поддерживают меня все — и ермоловцы тоже; потерять меня они не хотят, но поддерживают. Такие решения принимаются редко: человек обычно держится до упора», — заметил руководитель. Он представил Меньшикова как нового руководителя театра, давно знакомого с его традициями.

«Меньшиков знает этот театр, он чуть-чуть прикасался к его традициям, к хорошим и не очень хорошим сторонам. И сегодня он увлечен — он увлечен нами, увлечен этой идеей», — сказал Андреев.

Владимир Андреев совершает человеческий и творческий подвиг, уверен Меньшиков. «Я не помню такого, чтобы человек предлагал на свое место другого художественного руководителя и оставался работать в театре», — сказал он и добавил, что рассчитывает на помощь Андреева. «Надеюсь, что мы будем как старший и младший брат», — заключил он.

По словам Капкова, у Олега Меньшикова уже есть отдельная концепция развития театра и его постановочной части, которая начнет реализовываться в с нового сезона (он начинается в театре в сентябре).

«С нового сезона здесь будет импульс новой жизни, основанной на традициях этого великого театра», — пообещал он.

Руководитель столичного культурного департамента неоднократно сетовал, что средний возраст художественных руководителей московских театров слишком большой — 64,5 года. В ведомстве корреспонденту «Газеты.Ru» отметили, что приход в Театр Ермоловой 51-летнего Меньшикова отвечает политике департамента (действительно, московский стал инициатором открытия в феврале при центре им. Мейерхольда Школы театрального лидера, которая будет готовить режиссеров, театроведов и продюсеров к работе руководителями театров). Приказа о новом назначении пока нет: сегодня была достигнута принципиальная договоренность и получено согласие самого Меньшикова.

«Это первая серьезная новость про Театр им. Ермоловой лет за двадцать, — рассказал «Газете.Ru» источник в Союзе театральных деятелей, — при Андрееве там не происходило просто ничего: ни громких имен, ни резонансных постановок театр не выпускал».

Собеседник не исключил, что на новом посту Олег Меньшиков изберет стратегию, подобную принятой в Театре наций, — превратит театр в площадку для реализации проектов. На это, по словам источника, указывает предыдущий продюсерский опыт Меньшикова в его собственной театральной компании. В то же время, отметил собеседник, у Меньшикова есть и чутье на хорошие драматургические тексты, и умение их ставить. Так, именно он заказал в 1999 году молодому пьесу «Кухня», ставшую хитом в постановке Меньшикова, а заодно сделавшую популярным и драматурга.

Народный артист России, лауреат Государственной премии Олег Меньшиков наиболее знаменит благодаря своим киноработам в фильмах «Покровские ворота» , «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего и, конечно, участием в трилогии «Утомленные солнцем» и его же «Сибирском цирюльнике».

Но и в театральной среде Меньшиков известен очень хорошо: в 80-е годы, после окончания театрального училища, он пришел в Малый театр, был призван в армию и проходил службу в театре Советской армии, а потом четыре года, с 1985-го по 1989-й, работал как раз в Театре Ермоловой.

С в этом коллективе они не пересеклись: Андреев, который был главным режиссером ермоловского театра с 1970 года, в 1985 перешел в Малый театр, а обратно вернулся — в должности худрука — уже после ухода Меньшикова.

Позже, в 1990-м году, уже в статусе свободного актера, Меньшиков выходил на ермоловскую сцену в нашумевшем спектакле «Калигула» , где играл главную роль.

В середине 90-х Меньшиков организовал собственную театральную компанию «Товарищество 814», с которой ставил спектакли по классическим произведениям; также он играл у Петра Фоменко и в лондонском «Глобусе». Меньшиков возглавляет Фонд поддержки русской культуры, учредил премию для российских театральных критиков и входит в состав жюри премии «Триумф», вручаемой за достижения в литературе и искусстве.

Владимир Андреев подчеркнул, что обещания перемен — это не обязательные слова, которые произносятся в подходящий момент, и всё задуманное обязательно будет исполнено.

«Если мы оступимся, то мы преступники. Но такого не будет», — заключил он.

Меньшиков Олег Евгеньевич родился в Подмосковье, в Серпухове, 8 ноября 1960 года. Его семья никак не была связана с миром кино и театра: отец - военный инженер, мама - врач-невропатолог. Вскоре после появления на свет сына семья перебралась в столицу. У мальчика рано проявились музыкальные способности, и родители отвели его в одну из столичных музыкальных школ, где Олег учился игре на скрипке. Мир прекрасного и высокого искусства манил юного эстета. Он обожал оперетту уже в раннем возрасте. Дважды в неделю Меньшиков посещал Театр оперетты. Некоторые спектакли так ему нравились, что он ходил на них по нескольку раз подряд. В старших классах Меньшиков сам взялся ставить спектакли, к которым писал музыку и слова. Актерский талант у него был замечен, когда Олег учился в девятом классе. Как-то сын пошел с родителями на свадьбу дочери служащей Малого театра. Парень на удивление всех гостей стал человеком-оркестром: он играл на скрипке и фортепиано, аккомпанируя певцам и музыкантам, импровизировал и декламировал. Среди гостей на той свадьбе оказался преподаватель Щепки Владимир Монахов. Весь вечер он внимательно наблюдал за юношей. Вскоре Меньшиков получил от Монахова приглашение на прослушивание. По просьбе почитать что-то на его усмотрение, молодой человек декламировал «Желания славы» Пушкина. Владимир Васильевич был приятно поражен. Он обнаружил в Меньшикове чрезвычайную актерскую одаренность. И даже сравнил его с Жераром Филиппом. Нужно ли удивляться, что в 1977 году, после окончания средней школы, Олег Меньшиков выбрал себе актерское будущее. Родители выбору хотя и не обрадовались, но и не помешали сыну решать свою судьбу самостоятельно. Экзамены в знаменитую Щепку Олег Меньшиков сдал блестяще. Он попал на курс ректора училища Николая Афонина. Внимание к талантливому юноше было повышенным с первого курса. До сих пор преподаватели и однокурсники Меньшикова с восхищением вспоминают капустники, которые организовывал Олег. Это был восхитительный сплав тонкого юмора, блестящих импровизаций и высокого артистизма. На выпускном курсе самый перспективный студент сыграл в постановке Николая Афонина «Нашествия». Интересно, что сам Афонин предлагал Меньшикову взять главную роль, но тот попросил одну из эпизодических и малозначимых. Но именно эта небольшая роль в исполнении талантливого выпускника стала одной из самых ярких и запомнившихся. Окончив вуз, начинающий артист попал в труппу столичного Малого театра. Через год Меньшиков пошел служить в армию. Отбывал воинскую обязанность, играя в театре Советской Армии. Одна из самых заметных работ этого периода - роль Иволгина в постановке «Идиот» по произведению Достоевского. После службы Меньшиков стал актером Московского драмтеатра имени Ермоловой. Здесь он работал с 1985 по 1989 годы. Театралы вспоминают его замечательную игру в спектаклях «Говори!» и «Второй год свободы». В 1990 году артист получил главную роль в постановке «Калигула» Фоменко, состоявшуюся на сцене Театра имени Моссовета. Тогда Олегу Меньшикову исполнилось 30 лет. Эта роль сделала молодого артиста известным не только в России, но и за рубежом. А в 1995 году Меньшиков организовал «Театральное товарищество 814». Это была одна из первых антрепризных компаний не только в Москве, но и в России. Меньшиков стал главным режиссером большинства постановок «Товарищества», наиболее известные из которых «Горе от ума» Грибоедова, «Кухня» Курочкина и «Игроки» Гоголя. В апреле 2012 года Олега Меньшикова назначили художественным руководителем драмтеатра имени Ермоловой, где он раньше работал актером. Как потом рассказал Олег Евгеньевич, первым делом он провел «ревизию» репертуара и труппы театра. И остался очень недовольным результатами. Из бывшего репертуара он оставил всего-навсего четыре постановки. Распрощался и с некоторыми актерами. Среди них была его давняя коллега, с которой снимался в «Покровских воротах», Татьяна Догилева.



Загрузка...
Top