Философия в сказке кролик и удав искандера. Проявление иронии в изображении художественной модели тоталитарного общества в повести Ф

Добрый день, уважаемые коллеги!
А у вас так бывало? Произведение нравится, ждешь уроков по его изучению, книгу прочитали, обсудили, а расставаться жаль. Остается что-то недосказанное, недодуманное. А ведь на уроке русского языка можно к нему вернуться вновь, предложив словарный диктант, карточки для пунктуационного разбора. Но, по-моему, более эффективный метод – это предварить изучение произведения уроком русского языка, на котором ребята, еще не читавшие книгу, будут работать с текстом произведения.
Еще один путь – интегрированный урок русского языка и литературы, который решает на практике несколько задач: помогает понять язык, стиль писателя; готовит к комплексному анализу текста; развивает творческие способности учащихся и, наконец, повышает интерес как к литературе, так и к русскому языку.
Предлагаю вашему вниманию такой урок по книге Ф.Искандера.

О.С. Баранова,
г. Полярные Зори,
Мурманская обл,
гимназия № 1

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(русский язык и литература)

по повести Фазиля Искандера "Кролики удавы"

10 класс

Тема по литературе: «Сатирические приемы в повести Ф.Искандера “Кролики и удавы”».

Тема по русскому языку: «Повторительно-обобщающие упражнения по орфографии и пунктуации на основе указанного текста».

Сатира – это оскорбленная любовь: к людям ли,
к родине, может быть, к человечеству в целом.

Ф.Искандер

Вы не задумывались, зачем писатель прибегает к эзопову языку, сатирическим приемам, фантастике? Главная причина – прибегая к фантастике, объяснить реальный мир. Преувеличивая, фантастика показывает, к чему можем мы прийти, если... Но не будем торопиться.
«Это случилось в далекие-предалекие времена в одной южной-преюжной стране, короче говоря, в Африке...» – так с традиционного сказочного зачина начинается книга Ф.Искандера «Кролики и удавы».
Попадая в Королевство Кроликов и во владения Великого Питона, мы вскоре забываем, что речь идет о представителях фауны. Людские взлеты и падения, муки, страхи, тревоги описаны так узнаваемо, что создается эффект личного присутствия.

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

Карточка № 1
Словарный диктант

(Не)смотря (на)молодость, ра(с, сс)тилались тр_пические леса, пр_увеличе(н, нн)ые опасения, усвоили (в)последстви_, таинстве(н, нн)ая работа, засекре-
че(н, нн)ая плантац_я, допуще(н, нн)ые к столу, пр_глядываться, пр_слушиваться, сотр_сение мозга, вышеизложе(н, нн)ые причины, приходит(?)ся вертет(?)ся, пр_дворная жизнь, горес_ный с_рказм, исти(н, нн)ая правда, р_флекс подчинения, га(л, лл)ерея дворца, изгна(н, нн)ый из племени, (не)совершив предательства, мысленно владееш_, п_родия, пр_увеличение це(н, нн)ости жизни, крольч_нок, вынужден пр_рвать гимн, эспонаты кол_екции, пр_зрительная
увере(н, нн)ость.

Задание

Спишите, расставьте знаки препинания (см. карточки № 2–5).

Карточка № 2

Примерно с месяц Находчивый жил в числе Допущенных к Столу припеваючи попиваючи лучшие королевские напитки не говоря о самых свежих овощах доставляемых с огородов туземцев.
Все здесь Находчивому нравилось и только одно удивляло что когда собираются Допущенные к Столу почему-то ни Король ни остальные не говорят о Цветной Капусте. Это было очень странно потому что Король при каждой встрече с рядовыми кроликами так или иначе касался вопроса о Цветной Капусте.
А здесь почему-то не принято было о ней говорить.

Карточка № 3

Раздумывая об этом он решил что вероятно среди Допущенных к Столу есть еще более узкий круг посвященных то есть Сверхдопущенных к Столику и они вероятно не только говорят о Цветной Капусте но хотя бы раз в неделю пробуют ее. Так думал Находчивый а спросить ни у кого не решался потому что не знал кто именно среди Допущенных к Столу допущен к Столику. Спросить думал Находчивый значит признаться что ты сам к этому Столику не допущен. Он решил дождаться случая и спросить обо всем самого Короля.

Карточка № 4

Находчивый сразу же понял что пропеть этот куплет значит выдать удавам своего брата Задумавшегося. И он сразу же решил отказаться от королевского Стола и уйти в рядовые кролики. Ведь все-таки он был от природы не злой хотя и очень честолюбивый. Но тут был один щекотливый момент. По принятому придворному этикету кролик, разжалованный в рядовые обязан был возвратить Королю все полученные награды.
Значит он должен был возвратить и тот капустный лист который ему когда-то подарила Королева и с которого началось его возвышение. Но дело в том что на обратном пути домой он на радостях съел пол капустного листа хотя никак не должен был его есть ибо сам же обещал засушить его на память.

Карточка № 5

Как и всякий преданный предатель он был потрясен грубостью того как его предали. Он не мог понять что грубость всякого предательства ощущает только сам преданный а предатель его не может ощутить во всяком случае с такой силой. Поэтому любой преданный предатель вспоминая свои ощущения когда он предавал и сравнивая их а он предан с полной искренностью думает все-таки у меня это было не так низко.

Карточка № 6

Исследуйте синтаксис повести, сделайте выводы (в качестве материала для исследования можно использовать карточки № 2–5).
(Преобладают сложноподчиненные предложения над сложносочиненными и бессоюзными сложными, используются вводные слова, обособленные определения и обстоятельства.)

Карточка № 7

Понаблюдайте над текстом и докажите, что в разных эпизодах автор использует разные языковые средства и в его повести есть образцы и официально-делового стиля, и публицистического, и разговорного, и художественного, и научного. Приведите примеры таких эпизодов.

Вопросы и задания

1. Выделите основные проблемы, затронутые писателем в книге. Какие из них кажутся вам главными?
2. Расскажите, как было устроено Королевство Кроликов. Постройте иерархическую лестницу.
3. Некоторые герои повести имеют имена (клички). Расскажите, почему их так назвали.
4. Сравните Короля Кроликов и Великого Питона. Что между ними общего? Что помогает им удерживать власть в своих руках?
5. Какой мечтой жил Поэт? Почему она не осуществилась? Что хотел сказать автор его судьбой?
6. Как вы поняли последние страницы повести? (Рассуждения о читателе.)
7. Какие приемы сатиры взял на вооружение Ф.Искандер?
Проиллюстрируйте примерами из текста. Какие человеческие пороки автору особенно неприятны? А вам?

СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ

Фазиль Искандер – наш современник, известный писатель. Как-то А.П. Чехов сравнил прозу И.А. Бунина с двойным бульоном: так насыщенна была она, богата и совершенна. Читая Искандера, хочется остановиться, подумать, подивиться мудрости, смелости, точности слога. Поражает также афористичность изложения.
(Интересный материал о писателе учитель найдет в журнале «Литература в школе» № 1, 1992. В нем напечатан автобиографический рассказ Ф.Искандера «Начало». С неподражаемым юмором вспоминает он о юности, встрече с Москвой, поступлении в вуз, учебе, начале писательского пути.)

Беседа по вопросам

1. В своей книге Ф.Искандер говорит о многих очень важных вещах, в которых вам пора учиться разбираться. Назовите проблемы, о которых рассуждает он со страниц книги. (Проблема власти, смысла жизни, судьбы художника в тоталитарном государстве, социального неравенства, личности и общества и др. Но главная проблема, о которой говорит автор, – это, конечно, проблема нравственного выбора.

2. Строгая иерархия, существовавшая в Королевстве Кроликов, позволяет нам представить ее схематично (рисуется на доске):

Король и Королева

придворные кролики (Допущенные к Столу)

Стремящиеся быть Допущенными к Столу

рядовые кролики

Как живут Кролики, стоящие на разных ступеньках этой лестницы? Вспомните и расскажите о тех, кто допущен к Королевскому Столу.

Анализ ключевых сцен

а) Размышления о предательстве и о предателях (судьба кролика Находчивого). Ф.Искандер выводит формулу: «Предавать – это убивать чужими руками». Предателя презирают все: собратья кролики, мартышки, сами удавы. Читая, как Находчивый кончил свою жизнь, видишь слишком дорогую цену Королевского Стола.

б) Выступление Короля Кроликов перед подданными – пример актерского мастерства вождя, который мастерски манипулирует толпой и опять остается во главе государства.

в) История жизни королевского Поэта – история художника, который продал и предал свой талант за блага придворной жизни.

Итак, кто же допущен к Столу Короля? (Поэт, который пишет по указке Короля, предатель Находчивый, который стал таким по просьбе Короля. Значит, те, которые стремятся быть Допущенными, стремятся к Столу Короля, зная, какую плату с них спросят, и они заранее готовы к ней. Только рядовые кролики никуда не стремятся и живут хуже всех: их обманывают, влекут ложной мечтой. И каждый должен сделать свой выбор: где ему быть, куда стремиться.)
Следующая очень важная проблема – проблема власти. И Королю Кроликов, и Великому Питону удается в течение продолжительного времени держать власть в своих руках. Каким образом? (Это мечта о Цветной Капусте у кроликов и теория о гипнозе, которая якобы парализует кроликов, помогая удавам.)
Что же происходит с разуверившимися кроликами и удавами? (Смеются над королями, погрязли в пьянстве, потеряли веру.)
Кролики – жертвы удавов, но у них, хищников, есть свои изгои. Расскажите о них. (Это Коротышка, про которого автор говорит так: «Среди удавов он был известен своей неутомимой любознательностью», ел бананы вместо кроликов, и Великому Питону он «был неприятен, как моральный урод». Значит, плох тот, кто не такой, как все?
Это и Косой, который когда-то проглотил кролика, а тот не умер, а вещал из нутра Косого. Он тоже неугоден Великому Питону: «Удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен». Кролик выскочил, но судьба Косого была предрешена: «Его не трогали, но и почти не говорили с ним. Косой от этого страдал, потому что у каждого живого существа есть неистребимая потребность общаться с подобными себе».) Грустные строки...
Трагична и судьба кролика Задумавшегося. Если большинство его собратьев свято верит в мечту о Цветной Капусте, то Задумавшийся размышляет и задает непростые вопросы. Он неудобен Королю, и тот убирает его чужими руками, при этом назначая пенсию детям своей жертвы.
История кроликов и удавов подошла к концу. Какие человеческие качества особенно отвратительны автору? Какие сатирические приемы особенно удались Искандеру? (Это пародия, ирония, гипербола, сарказм. Приведите примеры.)
И, наконец, последний вопрос. Как вы определите жанр произведения? Мы называли его и философской сказкой, и фантастической повестью. А еще эту книгу можно назвать антиутопией .
Закончите мысль: «Антиутопия – это произведение – предупреждение о том, во что может превратиться человек, если... (перестанет задумываться об окружающем мире; запятнает себя предательством; продаст свой талант или будет творить по указке и т.д.).


Искандер Ф., Кролики и удавы.
События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики поддаются гипнозу и не было ли попыток бунта. Тогда другой удав, по прозвищу Косой, хотя на самом деле он одноглазый, решается поведать своему юному другу "удивительный рассказ" о том, как проглоченный им кролик внезапно взбунтовался прямо у него в животе, не желал там "утрамбовываться" и "не переставая вопил" из его живота всякие дерзости. Тогда глава удавов, Великий Питон, приказал выволочь Косого на Слоновую Тропу, чтобы слоны "утрамбовали" дерзкого кролика, пусть ценой здоровья и даже жизни "жалкого" удава Косого, ибо "удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен". Очнулся несчастный удав лишь через две недели и уже одноглазым, не помня, в какой момент из него выпрыгнул дерзкий кролик.
Рассказ Косого подслушивает кролик, которого зовут Задумавшийся, так как он много думает; в результате длительных размышлений этот кролик приходит к смелому выводу и сообщает о нем потрясенным удавам: "Ваш гипноз - это наш страх. Наш страх - это ваш гипноз". С этой сенсационной новостью Задумавшийся спешит к другим кроликам. Рядовые кролики в восторге от идеи Задумавшегося, однако Королю кроликов такое свободомыслие не по вкусу, и он напоминает кроликам, что хотя "то, что удавы глотают кроликов, - это ужасная несправедливость", но за эту несправедливость кролики пользуются "маленькой, но очаровательной несправедливостью, присваивая нежнейшие продукты питания, выращенные туземцами": горох, капусту, фасоль, и если отменить одну несправедливость, то необходимо отменить и вторую. Опасаясь разрушительной силы всего нового, а также утраты собственного авторитета в глазах рядовых кроликов, Король призывает кроликов довольствоваться тем, что есть, а также вечной мечтой о выращивании в ближайшем будущем вкуснейшей Цветной Капусты. Кролики чувствуют, что "в словах Задумавшегося есть какая-то соблазнительная, но чересчур тревожащая истина, а в словах Короля какая-то скучная, но зато успокаивающая правда".
Хотя для рядовых кроликов Задумавшийся все же герой, Король решает тайком устранить его и подговаривает бывшего друга Задумавшегося, а ныне - приближенного ко двору и фаворита Королевы по имени Находчивый предать опального кролика, для чего необходимо громко прочитать в джунглях сочиненный придворным Поэтом стих с "намеками" на местонахождение Задумавшегося. Находчивый соглашается, и однажды, когда Задумавшийся и его ученик по имени Возжаждавший размышляют, как устранить несправедливость из жизни кроликов, к ним подползает юный удав. Задумавшийся решает поставить эксперимент, чтобы доказать свою теорию об отсутствии гипноза, и действительно не поддается гипнозу удава. Раздосадованный удав рассказывает кроликам о предательстве Находчивого, и Задумавшийся, искренне любящий родных кроликов и глубоко потрясенный подлостью Короля и самим фактом предательства, решает принести себя в жертву удаву, чей инстинкт оказывается сильнее доводов рассудка, и юный удав, к ужасу Возжаждавшего, помимо собственной воли съедает "Великого кролика". Задумавшийся перед смертью завещает верному ученику свое дело, как бы передавая ему "весь свой опыт изучения удавов".
Тем временем юный удав, осмелев после поедания Задумавшегося, приходит к выводу, что удавами должен править удав, а не какой-то там инородный Питон. За такую дерзкую мысль удава ссылают в пустыню. Туда же за предательство ссылают и Находчивого (Король открестился от него). Изголодавшийся удав вскоре придумывает новый метод поедания кроликов - через удушение - и глотает изумленного Находчивого. Удав логично решает, что с "таким гениальным открытием" Великий Питон его "примет с распростертыми объятиями", и возвращается из пустыни.
А между тем в джунглях Возжаждавший ведет огромную воспитательную работу среди кроликов - он даже готов в качестве эксперимента пробежать по телу удава в обе стороны. В эпоху умирания гипноза царит полный хаос: "открытие Задумавшегося относительно гипноза да еще обещания Возжаждавшего пробежать по удаву туда и обратно во многом расшатали сложившиеся веками отношения между кроликами и удавами". В результате появляется "огромное количество анархически настроенных кроликов, слабо или совсем не поддающихся гипнозу". Но королевство кроликов не разваливается именно благодаря возвращению Удава-Пустынника. Он предлагает метод удушения кроликов и демонстрирует его на Косом, так что тот испускает дух. После этого Великий Питон прощает Пустынника и назначает его своим заместителем. Вскоре Пустынник сообщает удавам о смерти Великого Питона и о том, что, согласно воле покойного, он, Великий Пустынник, будет управлять ими. Пока удавы совершенствуются в технике удушения, прославляя нового правителя, Король кроликов догадывается и оповещает кроликов о надвигающейся опасности, предлагая старый, но единственный метод борьбы с удавами - "размножаться с опережением".
Интересно, что и кролики, и удавы сожалеют о старых добрых временах. Деятельность Возжаждавшего теперь, когда удавы душат всех подряд, имеет "все меньше и меньше успеха". Кролики идеализируют эпоху гипноза, потому что тогда умирающий не чувствовал боли и не сопротивлялся, удавы - потому что было легче ловить кроликов, но и те и другие сходятся на том, что раньше был порядок.
Р. S. Позднее автору суждено было убедиться в научной правоте наблюдений Задумавшегося: один знакомый змеевед "с презрительной уверенностью" сообщил ему, "что никакого гипноза нет, что все это легенды, дошедшие до нас от первобытных дикарей".

Фазиль Абдулович Искандер р. 1929 Кролики и удавы - Философская сказка (1982)

События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики поддаются гипнозу и не было ли попыток бунта. Тогда другой удав, по прозвищу Косой, хотя на самом деле он одноглазый, решается поведать своему юному другу «удивительный рассказ» о том, как проглоченный им кролик внезапно взбунтовался прямо у него в животе, не желал там «утрамбовываться» и «не переставая вопил» из его живота всякие дерзости. Тогда глава удавов, Великий Питон, приказал выволочь Косого на Слоновую Тропу, чтобы слоны «утрамбовали» дерзкого кролика, пусть ценой здоровья и даже жизни «жалкого» удава Косого, ибо «удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен». Очнулся несчастный удав лишь через две недели и уже одноглазым, не помня, в какой момент из него выпрыгнул дерзкий кролик.

Рассказ Косого подслушивает кролик, которого зовут Задумавшийся, так как он много думает; в результате длительных размышлений этот кролик приходит к смелому выводу и сообщает о нем потрясенным удавам: «Ваш гипноз - это наш страх. Наш страх - это ваш гипноз». Рядовые кролики в восторге от идеи Задумавшегося, однако Королю кроликов такое свободомыслие не по вкусу, и он напоминает кроликам, что хотя «то, что удавы глотают кроликов, - это ужасная несправедливость», но за эту несправедливость кролики пользуются «маленькой, но очаровательной несправедливостью, присваивая нежнейшие продукты питания, выращенные туземцами»: горох, капусту, фасоль, и если отменить одну несправедливость, то необходимо отменить и вторую. Опасаясь разрушительной силы всего нового, а также утраты собственного авторитета в глазах рядовых кроликов, Король призывает кроликов довольствоваться тем, что есть, а также вечной мечтой о выращивании в ближайшем будущем вкуснейшей Цветной Капусты. Кролики чувствуют, что «в словах Задумавшегося есть какая-то соблазнительная, но чересчур тревожащая истина, а в словах Короля какая-то скучная, но зато успокаивающая правда».

Хотя для рядовых кроликов Задумавшийся все же герой, Король решает тайком устранить его и подговаривает бывшего друга Задумавшегося, а ныне - приближенного ко двору и фаворита Королевы по имени Находчивый предать опального кролика, для чего необходимо громко прочитать в джунглях сочиненный придворным Поэтом стих с «намеками» на местонахождение Задумавшегося. Находчивый соглашается, и однажды, когда Задумавшийся и его ученик по имени Возжаждавший размышляют, как устранить несправедливость из жизни кроликов, к ним подползает юный удав. Задумавшийся решает поставить эксперимент, чтобы доказать свою теорию об отсутствии гипноза, и действительно не поддается гипнозу удава. Раздосадованный удав рассказывает кроликам о предательстве Находчивого, и Задумавшийся, искренне любящий родных кроликов и глубоко потрясенный подлостью Короля и самим фактом предательства, решает принести себя в жертву удаву, чей инстинкт оказывается сильнее доводов рассудка, и юный удав, к ужасу Возжаждавшего, помимо собственной воли съедает «Великого кролика». Задумавшийся перед смертью завещает верному ученику свое дело, как бы передавая ему «весь свой опыт изучения удавов».

Тем временем юный удав, осмелев после поедания Задумавшегося, приходит к выводу, что удавами должен править удав, а не какой-то там инородный Питон. За такую дерзкую мысль удава ссылают в пустыню. Туда же за предательство ссылают и Находчивого (Король открестился от него). Изголодавшийся удав вскоре придумывает новый метод поедания кроликов - через удушение - и глотает изумленного Находчивого. Удав логично решает, что с «таким гениальным открытием» Великий Питон его «примет с распростертыми объя­тиями», и возвращается из пустыни.

А между тем в джунглях Возжаждавший ведет огромную воспитательную работу среди кроликов - он даже готов в качестве эксперимента пробежать по телу удава в обе стороны. В эпоху умирания гипноза царит полный хаос. В результате появляется «огромное количество анархически настроенных кроликов, слабо или совсем не поддающихся гипнозу». Но королевство кроликов не разваливается именно благодаря возвращению Удава-Пустынника. Он предлагает метод удушения кроликов и демонстрирует его на Косом, так что тот испускает дух. После этого Великий Питон прощает Пустынника и назначает его своим заместителем. Вскоре Пустынник сообщает удавам о смерти Великого Питона и о том, что, согласно воле покойного, он, Великий Пустынник, будет управлять ими. Пока удавы совершенствуются в технике удушения, прославляя нового правителя, Король кроликов догадывается и оповещает кроликов о надвигающейся опасности, предлагая старый, но единственный метод борьбы с удавами - «размножаться с опережением».

Вариант 4: 25.02.2012: 21.41

Вариант 1 2012: 25.02.2012: 21.41

Вариант 6: 25.02.2012: 21.38 Сатира в философской сказке Ф. Искандера «Кролики и удавы»

Человек входит в мир литературы в раннем детстве, уже в этом, довольно неосознанном возрасте, определяя для себя те или иные приоритеты. Через нашу жизнь проходят самые разные писатели и произведения, но лишь немногие из них становятся по-настоящему любимыми, вызывающими желание обращаться к ним снова и снова. Такой книгой для многих стала философская сказка Фазиля Искандера "Кролики и удавы, полная искрометного юмора и глубокого философского смысла.

Некоторые критики называют эту сказку антиутопией, но это не совсем верно, ведь антиутопия - это отображение непредвиденных последствий, которые могут возникнуть в обществе, слепо воплощающем утопические идеи. То есть, это изображение предполагаемого идеального общества, попавшего в ловушку своих идеалов. В "Кроликах и удавахже перед нами предстает вполне реальная картина жизни общества, правда замаскированная под фантастический мир неких удавов и кроликов. Этот прием использовался многими писателями 70-х годов, произведения которых рассказывали об отрицательных сторонах жизни советского общества или содержали в себе критику общественно-политического устройства страны. Родоначальником подобного жанра был еще Салтыков-Щедрин с его "Сказками, где под видом животных скрывались реальные типы и характеры.

Фантастичный мир сказки Искандера представлен далекой африканской страной, где удавы традиционно поедают кроликов, кролики принимают это как данность, считая, однако, несправедливостью, а обезьяны, слоны и туземцы придерживаются сторонней позиции. Изображая два таких, на первый взгляд, разных общества, показывает неожиданный их симбиоз: "...кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы - это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе говоря, мы - это бывшие они, а они - это будущие мы, - разъясняет правитель удавов Великий Питон своим подопечным. Их сходство этим не ограничивается, и те и другие представляют собой модель тоталитарного идеологизированного общества со всеми сопутствующими атрибутами: гимнами, флагами, маячащим впереди образом светлого будущего, в данном случае его роль играет Цветная Капуста у кроликов. И в том и в другом мире царствует лживое раболепие, основывающееся на страхе перед вождем, которое поддерживается суровыми наказаниями любого свободомыслия. "Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавы) можно разумно управлять жизнью кроликов. Жизнь кроликов и удавов наполнена бесконечными предательствами и доносами на себе подобных, часто оказываясь на их месте, причем, "...любой преданный предатель, вспоминая свои ощущения, когда он предавал, и сравнивая их со своими ощущениями, когда он предан, с полной искренностью думает: все-таки у меня это было не так низко. А насколько философична фраза о том, что "тот, кто раздумывает над вопросом, донести или не донести, в конце концов обязательно донесет, потому что всякая мысль стремится к завершению заложенных в ней возможностей.

Удавы, поглощающие кроликов, гордятся своей гуманностью, которая, по их мнению, проявляется в том, что они, гипнотизируя кроликов, избавляют их от мучительной смерти. Кролик, объявивший, что "...их гипноз - это наш страх. А наш страх - это ихгипноз, создал, по сути, революционную ситуацию, опасную как для удавов, так и для кроликов. Одним это грозит голодом, другим анархией. Предложенный удавом Пустынником новый метод убиения кроликов - удушение, заставляет и тех, и других сожалеть о старых добрых временах, забыв о прежних возмущениях: "Интересно, что некоторые престарелые кролики, рассказывая молодым о прежней жизни в гипнотический период, сильно идеализировали его.

"Удивительно, что и старые удавы, делясь воспоминаниями с молодыми, говорили, что раньше было лучше. При этом они тоже, как водится, многое преувеличивали. Итак, благие намерения Задумавшегося закончились всеобщим разочарованием, что опять позволяет провести параллель с историей нашей страны, пережившей революцию, последствия которой оказались непредсказуемы. Ассоциации с прошлым нашей страны вызывает и обилие бессмысленных лозунгов, провозглашаемых как кроликами, так и удавами: "Удав, из которого говорит кролик, - это не тот удав, который нам нужен. "Шипите шепотом, не забывайте, что враг внутри нас, "чем лучше запасной выход, тем меньше шансов, что он потребуется, "на образование кролико
в чернил не жалетьи тому подобное.

Но "Кроликов и удавовнельзя назвать только сатирическим произведением, ведь темы, затрагиваемые писателем, относятся к категории вечных и переосмысливаются не одним поколением: предательство, трусость, измена своим идеалам за право быть "допущенным, личности, восставшей против общества, психология власти - все это повторяется из века в век, порождая новых героев и тиранов.

Сатира в философской сказке Ф. Искандера «Кролики и удавы»

Человек входит в мир литературы в раннем детст-ве, уже в этом, довольно неосознанном возрасте, опре-деляя для себя те или иные приоритеты. Через нашу жизнь проходят самые разные писатели и произведе-ния, но лишь немногие из них становятся по-настоя-щему любимыми, вызывающими желание обращать-ся к ним снова и снова. Такой книгой для многих ста-ла философская сказка Фазиля Искандера «Кролики и удавы», полная искрометного юмора и глубокого философского смысла.

Некоторые критики называют эту сказку антиуто-пией, но это не совсем верно, ведь антиутопия — это отображение непредвиденных последствий, которые могут возникнуть в обществе, слепо воплощающем утопические идеи. То есть, это изображение предпо-лагаемого идеального общества, попавшего в ловуш-ку своих идеалов. В «Кроликах и удавах» же перед нами предстает вполне реальная картина жизни об-щества, правда замаскированная под фантастический мир неких удавов и кроликов. Этот прием использо-вался многими писателями 70-х годов, произведения которых рассказывали об отрицательных сторонах жизни советского общества или содержали в себе кри-тику общественно-политического устройства страны. Родоначальником подобного жанра был еще Салты-ков-Щедрин с его «Сказками», где под видом живот-ных скрывались реальные типы и характеры.

Фантастичный мир сказки Искандера представлен далекой африканской страной, где удавы традицион-но поедают кроликов, кролики принимают это как данность, считая, однако, несправедливостью, а обезьяны, слоны и туземцы придерживаются сторон-ней позиции. Изображая два таких, на первый взгляд, разных общества, писатель показывает не-ожиданный их симбиоз: «...кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе го-воря, мы — это бывшие они, а они — это будущие мы», — разъясняет правитель удавов Великий Питон своим подопечным. Их сходство этим не ограничива-ется, и те и другие представляют собой модель тотали-тарного идеологизированного общества со всеми со-путствующими атрибутами: гимнами, флагами, мая-чащим впереди образом светлого будущего, в данном случае его роль играет Цветная Капуста у кроликов. И в том и в другом мире царствует лживое раболепие, основывающееся на страхе перед вождем, которое поддерживается суровыми наказаниями любого сво-бодомыслия. «Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавы) можно разумно управлять жизнью кроликов». Жизнь кро-ликов и удавов наполнена бесконечными предатель-ствами и доносами на себе подобных, часто оказыва-ясь на их месте, причем, «...любой преданный преда-тель, вспоминая свои ощущения, когда он предавал, и сравнивая их со своими ощущениями, когда он пре-дан, с полной искренностью думает: все-таки у меня это было не так низко». А насколько философична фраза о том, что «тот, кто раздумывает над вопросом, донести или не донести, в конце концов обязательно донесет, потому что всякая мысль стремится к завер-шению заложенных в ней возможностей».

Удавы, поглощающие кроликов, гордятся своей гуманностью, которая, по их мнению, проявляется в том, что они, гипнотизируя кроликов, избавляют их от мучительной смерти. Кролик, объявивший, что «...их гипноз — это наш страх. А наш страх — это их гипноз», создал, по сути, революционную ситуацию, опасную как для удавов, так и для кроликов. Одним это грозит голодом, другим анархией. Предложенный удавом Пустынником новый метод убиения кроли-ков — удушение, заставляет и тех, и других сожалеть о старых добрых временах, забыв о прежних возму-щениях: «Интересно, что некоторые престарелые кролики, рассказывая молодым о прежней жизни в гипнотический период, сильно идеализировали его».

«Удивительно, что и старые удавы, делясь воспо-минаниями с молодыми, говорили, что раньше было лучше. При этом они тоже, как водится, многое пре-увеличивали». Итак, благие намерения Задумавше-гося закончились всеобщим разочарованием, что опять позволяет провести параллель с историей на-шей страны, пережившей революцию, последствия которой оказались непредсказуемы. Ассоциации с прошлым нашей страны вызывает и обилие бессмыс-ленных лозунгов, провозглашаемых как кроликами, так и удавами: «Удав, из которого говорит кролик, — это не тот удав, который нам нужен». «Шипите шепо-том, не забывайте, что враг внутри нас», «чем лучше запасной выход, тем меньше шансов, что он потребу-ется» , «на образование кроликов чернил не жалеть» и тому подобное.

Но «Кроликов и удавов» нельзя назвать только са-тирическим произведением, ведь темы, затрагивае-мые писателем, относятся к категории вечных и переосмысливаются не одним поколением: предательство, трусость, измена своим идеалам за право быть «допу-щенным» , судьба личности, восставшей против обще-ства, психология власти — все это повторяется из века в век, порождая новых героев и тиранов.



Загрузка...
Top