«Формирование функциональной грамотности на уроках» (учебно-методическая разработка для учителей естественного цикла). Формирования функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка

Воронова Оксана Викторовна

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 33 имени Абая» акимата г. Усть-Каменогорск

Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Послании Президента РК народу Казахстана указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

К.Д. Ушинский говорил:

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

Работая над темой «Формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках в начальной школе» приходилось задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал. Этот вопрос волнует не только нас, но и всех учителей начальных классов. Абсолютного и окончательного ответа на этот вопрос мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее.

Школьное образование республики находится на этапе нового старта.
Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. В рамках обновления содержания образования развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного учебного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее

сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико – ориентированные задания и др.).

В ГПРОН обозначено, что необходимо улучшить результаты казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях PISA (сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности, а также уровня понимания текстов различного типа у 15-летних

учащихся), ТIMSS (сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4-х и 8-х классов) и PIRLS (изучение качества чтения и понимания текста).

В связи с этим казахстанское образование должно быть ориентировано на развитие навыков применения знаний в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, в межличностном общении и социальных отношениях.

Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки (ЗУН), приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Виды функциональной грамотности, которые оцениваются в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся: грамотность чтения (казахский и русский языки), математическая грамотность, естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география).

Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.
Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
С целью формирования функционального чтения используем следующие виды и приемы чтения:

Ознакомительное: чтение по абзацам, выделение значимой информации, расстановка условных знаков;

Изучающее: выделение смысловых частей, поиск ключевых слов, выявление деталей, подтекстовой информации, сопоставление вопросов, составление плана;

Рефлексивное: возврат к заглавию, иллюстрации, обобщающая беседа, сведения об авторе, творческие задания.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

Распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

Формулировать эти проблемы на языке математики;

Решать проблемы, используя математические факты и методы;

Анализировать использованные методы решения;

Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

Формулировать и записывать результаты решения.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Из вышеуказанного следует, что современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие функциональной грамотности.
Таким образом, обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования Республики Казахстан. При этом доминирующее значение имеют общеучебные знания и умения (информационные, интеллектуальные, организационные, коммуникативные), которые определяют содержательно-деятельностную и потребностно-мотивационную составляющие функциональной грамотности.
Ведь не зря в послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»

ФМБОУ «Кяхтинская СОШ № 4»

Выступление на тему:

на уроках математики.

Учитель математики:

Янковская О.А.

г.Эрдэнэт

2016-2017 уч.год

на уроках математики.

Я.А.Коменский

Задачи Национального плана:

Янковская Ольга Александровна, 06.02.2017

1820 291

Содержимое разработки

ФМБОУ «Кяхтинская СОШ № 4»

Выступление на тему:

Формирование функциональной грамотности учащихся

на уроках математики.

Учитель математики:

Янковская О.А.

г.Эрдэнэт

2016-2017 уч.год

Формирование функциональной грамотности

на уроках математики.

Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.

Я.А.Коменский

Утвердить прилагаемый Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.

В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Цель Национального плана - создать условия для развития функциональной грамотности школьников.

Задачи Национального плана:

1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.

2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.

3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.

4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.

6. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.

Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков , или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

    В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности возникает потребность в формировании человека с ясным видением целостной картины мира.

    С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Поэтому все более необходимой становится идея интеграции среднего математического образования, направленная на формирование целостности знаний учащихся, их естественно-научное миропонимание.

    Результаты международных исследований (PISA, TIMS) свидетельствуют о низком уровне сформированности у казахстанских школьников навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, обобщения, нахождения точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, а также представлениями, синтезированными на совокупности знаний различной природы.

    Школьники демонстрируют «отчужденность» приобретаемых знаний и умений.

«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».

И.Л. Лобачевский

    действовать в социально-значимой ситуации.Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Поэтому, для формирования перечисленных выше компетентностей на уроках математики уместно использовать компетентностно-ориентированные задания:

Это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию,

Они строятся на актуальном для обучающихся материале,

Данные задания имеют четкую структуру:

Мотивирует на выполнение

Задает деятельность

При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Задачи должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развернутым свободным ответом. В первом случае ученик среди предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором – записать свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае от ученика требуется записать свое решение, дать обоснование, привести аргументацию. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности, выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развернутым ответом.

Структура задания

    Предмет: математика 2. Класс 5 класс

    Тема: Единицы измерения площадей

Компетентность: коммуникативная

    Донести свою позицию до других: формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

    Слушать и понимать речь других.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Стимул

Лес – главный источник жизни на земле. Но каждую секунду с лица планеты исчезает участок размером с футбольное поле! Выполните задание и определите, с какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника?

Задачная формулировка

Практическая работа. (Работа в группах)

    Измерьте площадь одной страницы учебника.

    Какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один учебник?

    Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько квадратных километров бумаги израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника.

Для производства 1000м 2

бумаги требуется вырубить

лес с 25 ар

Источник

Формула площади прямоугольника.

1м 2 =10000см 2 ,

1км 2 =1000000м 2

Инструментом проверки служит оценочная таблица, в которой каждый верно выполненный пункт задания оценивается одним баллом. За 4 балла выставляется оценка «5», за 3 балла – «4», за 2 балла – «3», за 1 балл – «2».

Пример 1.

Вы – диспетчер автопарка, сдаете экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для ее решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».

Подчеркните правильный ответ:

    Скорость грузовой автомашины.

    Скорость легковой автомашины.

    Время, которое была в пути каждая машина.

    Место встречи грузовой и легковой машин.

Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Все акценты по тексту задачи вынужден расставлять учитель. Приведенные выше задания приучают школьников критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.

Пример 2.

Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову Вам необходимо отправить машину в пункт Д. По данной схеме выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.

Подчеркните правильный ответ:

Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью.

Пример 3.

Вы являетесь директором школы. По запросу управления образования необходимо подготовить отчет итогов учебного года по форме:

% обучающихся, имеющих оценку «5»-

% обучающихся, имеющих оценки «4» и «5» -

% обучающихся имеющих оценку «3» -

% обучающихся, имеющих оценку «2» -

Источник информации (таблица):

Количество обучающихся в школе

Пример 4.

1 литр бензина в 2006 г. стоил 105 тенге. В 2007 г. он подорожал на 13%. Вычислите стоимость бензина в 2007 году?

Пример 5.

В таблице 1 указана стоимость билета в плацкартном вагоне.

стоимость

Вычислить сумму денег, затраченную семьёй из трёх человек на проезд туда и обратно?

Пример 6.

Вычислить количество денег, затраченное на бензин туда и обратно, если известно, что 1л бензина стоит 115 тенге (АИ-92) и израсходовано 156 литров?

Пример 7.

В магазине имеется три вида плиток для пола:

Вид плитки

Стоимость одной плитки

Квадратная плитка со стороной 2 дм

220 тн..

Плитка, площадь которой равна 1 кв. дм

200 тн.

Плитка, имеющая длину 3 дм и ширину 2 дм.

250 тн.

В зале длиной 12 м и шириной 8 м нужно покрыть пол плитками. Какую плитку лучше приобрести, чтобы затраты на покрытие пола были минимальными?

Пример 8. Летом килограмм клубники стоит 800 тенге. Маша купила 1 кг 750 гр клубники.

Сколько рублей сдачи она должна получить с 3000 тенге?

Структура задания

Характеристика задания (информация для учителя)

    Предмет алгебра 2. Класс 9 класс

    Тема: Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: регулятивная

    Умение ставить задачи, адекватные заданной цели.

    Умение ставить цели, адекватные заданной проблеме.

    Умение выбрать технологию деятельности (способ решения задачи).

    Оценить продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.

(погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

«Ты вымыл руки?» - слышишь ты каждый день от мамы, возвращаясь из школы.

Ты идешь, и послушно моешь руки. Зачем?

Задачная формулировка

Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток.

Выясните, можно ли использовать интенсивность размножения бактерий во благо?

Источник

(содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.

1 сутки = 1440 минут

Справочник по математике, интернет ресурсы (как прочитать многозначное число).

Инструмент проверки (информация для учителя)

В сутках 1440 минут, каждые двадцать минут появляется новое поколение - за сутки 72 поколения. По формуле суммы n первых членов геометрической прогрессии, у которой b 1 =1, q =2, n =72, находим, что S 72 =2 72 -1= 4 722 366 482 869 645 213 696 - 1= 4 722 366 482 869 645 213 695.

Всего бактерий: 4 септиллиона 722 сектиллиона 366 квинтиллионов 482 квадриллионов 869 триллиона 645 миллиарда 709 миллионов 213 тысяча 695

Структура задания

Характеристика задания (информация для учителя)

    Предмет алгебра и начала анализа 2.Класс 11 класс

    Тема: Подготовка к ЕНТ. Решение задания В13 (исследовательская работа)

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: Информационная

    Умение указывать какая информация требуется для решения поставленной задачи.

    Умение пользоваться карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет.

    Умение проводить наблюдение \ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей.

    Систематизировать извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры.

(погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Твои родители купили новую мебель. Квартира находится на 4 этаже.

Чтобы сэкономить, вы отказались от услуг грузчиков.

Задачная формулировка

При подъёме на четвёртый этаж работа икроножных мышц находится по формуле А = - ∙ H , где H - высота всего здания (высота одного этажа 3 метра), - мышечная сила при ходьбе (осуществляет подъем тела и приложена к выступу пяточной кости), – длина стопы, - расстояние от фаланг пальцев до центра таранной кости, P = mg , - вес тела, приложенный к таранной кости (m – масса тела, g = 9,8Н/кг 10Н/кг - ускорение свободного падения).

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Высота здания: H = 3м 4 = 12м.

Мышечная сила при ходьбе: F = = Н

Измерить:

5. F = = Н

6. А= 12м 400 Н = 4800 Дж = 4,8 кДж

Инструмент проверки (информация для учителя)

Инструментом проверки служит алгоритм решения задачи.

Исходя из всего выше сказанного, хочется отметить, что преподаватель, который применяет такие задания на своих уроках, развивая функциональную грамотность у учащихся - это «современный учитель», так как этот педагог хорошо знает свой предмет, методику преподавания, владеет информацией о психолого-физиологических особенностях детей, любит каждого ребенка, уважает его как личность, и постоянно самосовершенствуется.

Список использованной литературы:

    Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. - 1999. - №2. - С.26-29.

    Чичибу Т. Руководство для учителей по реализации подхода Lesson study . – Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013. – с.28

Татьяна Григорьевна Киселёва
«Формирование функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls»

Доклад на тему : «Научно - дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls »

Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников .

В этой связи, уроки и внеурочные занятия, проводимые учителями начальных классов, тоже должны иметь точки соприкосновения с жизнью.

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность » , появилось понятие «функциональная грамотность » .

Что же такое «функциональная грамотность » ? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней . В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем , только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности , сколько о функциональной безграмотности , что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.)

Процесс средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления .

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Таблица 1.

Логические приемы Примеры заданий

1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)

6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи : развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое : развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию , способность контролировать свои движения , а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции , управлять своим поведением.

При формировании функциональной грамотности важно помнить , что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов ).

Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS ) в таких международных исследованиях , как : «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS , сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).

В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности : грамотность в чтении , математическая и естественнонаучная, грамотность .

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации , и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают , что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося , развитие его функциональной грамотности .

Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку .

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью , но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах) ; навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил . Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.

Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.

Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.

Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.

Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму .

Письмо с проговариванием.

Списывание.

Комментированное письмо.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо по памяти.

Творческие работы.

Выборочное списывание.

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.

Словарная работа

Работа над ошибками,

Свои знания могут успешно применять и на других уроках : чтения, истории, природоведения, математике.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения , ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения) ; умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов) ; умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики) ; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами : внизу, вверху, между , рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей :

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку") . Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися .

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче) .

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Развитие у детей логического мышления - это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами : сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. В рамках внеклассной работы ставим небольшие сценки

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать , добиться развития функциональной грамотности младших школьников .



Загрузка...
Top