Формы непосредственной демократии система органов местного самоуправления. Курсовая работа: Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоу

Формы осуществления населением местного самоуправления закреплены в ФЗ - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Условно их можно подразделить на 2 группы. Это те формы, которые связаны с непосредственным осуществлением населением местного самоуправления и те формы, которые предполагают только участие населения в осуществлении местного самоуправления. Существует много различных оснований, по которым осуществляется классификация форм осуществления местного самоуправления. Наиболее научно обоснованной представляется деление на основании следующих принципов:

  • - По характеру правового результата - формы непосредственной демократии воздействуют на конечный результат в императивном порядке. Результатом же участия населения в осуществлении местного самоуправления является «выработка промежуточного правового результата в консультативном порядке»;
  • - По субъектному составу - участие населения в осуществлении местного самоуправления в отличие от непосредственного осуществления местного самоуправления не предполагают персонифицированной фиксации участников, прямого волеизъявления граждан, наличие кворума, специального контроля за соблюдением установленного регламента проведения мероприятий и других обязательных условий и атрибутов.

Исходя из этого, к формам непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления относят: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Иные формы осуществления местного самоуправления - правотворческая инициатива, публичные слушания, конференции и собрания граждан - относят только к формам участия.

1. Местный референдум. Муниципальные выборы

Наряду с другими формами осуществления населением местного самоуправления, муниципальные выборы и местный референдум являются основополагающими формами. В Конституции РФ выборы и референдум признаются высшим непосредственным выражением власти народа. Следовательно, местный референдум и муниципальные выборы являются способом непосредственного решения населением вопросов местного значения и выражением воли населения соответствующего муниципального образования.

В соответствии с ФЗ - 131 и ФЗ - 67, под местным референдумом понимается форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме.

Признаки местного референдума:

  • -является формой непосредственного осуществления населением вопросов местного самоуправления;
  • -проводится исключительно по вопросам местного значения;
  • -осуществляется в границах соответствующего муниципального образования;
  • -правом на участие в местном референдуме обладают граждане, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;
  • -осуществляется посредством голосования непосредственно за или против вопроса, выносимого на референдум.

Оформленное в виде правового акта решение, принятое на местном референдуме, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими - либо органами государственной власти, государственными должностными лицами, или органами местного самоуправления.

Муниципальные выборы - это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

Признаки муниципальных выборов:

  • -является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления;
  • -проводятся в целях формирования выборных органов местного самоуправления, избрания выборных должностных лиц местного самоуправления;

правом на участие в муниципальных выборах обладают жители муниципального образования;

Проводятся на территории соответствующего муниципального образования.

Посредством муниципальных выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления.

По общему правилу правом голоса в РФ обладает гражданин, достигший ко дню проведения выборов или референдума возраста 18 лет. Не имеют права избирать, быть избранными, а также участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащимися в местах лишения свободы. На основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Соответствующая участковая комиссия за 20 дней до голосования представляет список избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения. Гражданин РФ вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, сообщить о любой другой ошибке.

Местный референдум проводится по инициативе населения муниципального образования, избирательных объединений, по совместной инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений является сбор подписей в поддержку инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать пять процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума должна зарегистрироваться в комиссии референдума и получить соответствующее регистрационное удостоверение.

Представительный орган муниципального образования обязан в течение 20 дней проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум требованиям закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде. Только после выдачи регистрационного свидетельства инициативная группа вправе начать собирать подписи, проводить агитационные и иные мероприятия, предусмотренные компанией референдума. В ст. 12 ФЗ - 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко определяется круг вопросов, подлежащих вынесению на референдум, устанавливается перечень требований к тем вопросам, которые могут быть вынесены на референдум.

Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные в Уставе. Этот срок составляет не более 30 дней с момента предоставления инициативной группой по проведению референдума необходимых документов в представительный орган. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массой информации не позднее чем через 5 дней со дня принятия.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные Уставом муниципального образования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресение марта или второе воскресение октября. Если муниципальные выборы или местный референдум не были назначены соответствующим органом, то это право предоставляется суду общей юрисдикции.

Проведению и организацию местных референдумов и муниципальных выборов осуществляют избирательная комиссия муниципального образования, участковые комиссии.

Обязательным условием проведения референдумов и выборов в РФ, в т.ч. и на местном уровне, является их информационное обеспечение, которое включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Непосредственно само голосование проводится в помещении, которое безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой муниципального образования. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются специальные кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после времени окончания для голосования и осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением Протокола об итогах голосования. Подсчет голосов избирателей может осуществляться как непосредственно, т.е. вручную, так и с использованием технических средств подсчета голосов. Члены соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума определяют результаты референдумов, выборов лично. Избирательные комиссии, комиссии референдума направляют общие данные о результатах выборов, референдумов в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов, референдумов.

Местный референдум и муниципальные выборы могут быть признанными недействительными или несостоявшимися. В таких случаях, предусмотрена процедура повторных выборов и повторного голосования на референдуме.

2. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как институт непосредственной демократии представляет собой форму ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращений полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица по воле избирателей.

Процедура отзыва аналогична процедуре проведения местных референдумов, включает в себя следующие стадии: инициирование проведения голосования по отзыву, назначение голосования по отзыву, подготовка к проведению голосования по отзыву, проведение агитационной компании, голосование и определение результатов голосования по отзыву. Процедура проведения закреплена законом субъекта Федерации, принимаемым в соответствии с ФЗ - 131. Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном округе, муниципальном образовании. Итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Постоянный контроль со стороны населения за работой депутатов, выборных должностных лиц, критика со стороны избирателей недостатков деятельности данных лиц помогают обеспечить активное влияние на всю практику выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, активизировать их работу, вести борьбу с проявлением бюрократизма, волокиты невнимательного отношения к нуждам и потребностям людей.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что изменение границ, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Конституционное предписание об учете мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, относится к самому существу конституционно - правового статуса местного самоуправления и является одной из необходимых гарантий права граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Согласие населения при изменении границ муниципального образования необходимо, если изменяются в установленных законом случаях границы муниципальных районов, а также границы поселений. Согласие требуется и в установленных законом случаях при преобразовании муниципальных образований, которое включает в себя объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним закона субъекта Федерации. Согласие населения считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Данный институт осуществления местного самоуправления используется для выявления мнения населения по вопросу, который решается субъектом Федерации. Население путем голосования не может изменить границы муниципального образования или осуществить преобразование, однако, без получения согласия населения, субъект не вправе осуществить указанные изменения.

3. Территориальное общественное самоуправление

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Это может быть подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением и иные территории проживания граждан.

Территориальные органы общественного самоуправления создаются для взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления. Уставы многих муниципальных образований предусматривают возможность передачи органами местного самоуправления вопросов на разрешение органами территориального общественного самоуправления, при этом также возможно установление сферы совместного ведения. В частности, это проявляется в том, что именно представительный орган муниципального образования в Уставе или иных нормативно - правовых актах устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета. Однако территориальное общественное самоуправление самостоятельно определяет цели, задачи, формы и основные направления своей деятельности.

Территориальное общественное самоуправление может быть юридическим лицом, осуществлять экономическую деятельность, иметь и самостоятельно использовать финансовые ресурсы, которые образуются за счет доходов экономической деятельности, добровольных взносов и иных поступлений. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан. Также территориальное общественное самоуправление обладают правом вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов.

Приближенность органов территориального общественного самоуправления к населению, простота и порядок их формирования, тесная связь их деятельности с повседневными жизненными интересами граждан обеспечивают массовость этих органов, определяют необходимость повышения их роли в системе местного самоуправления.

4. Сход граждан

Данная форма осуществления народом своей власти применяется в поселении, где численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа. Эта форма непосредственной демократии является наиболее доступным средством самоорганизации граждан. Населению поселения обеспечивается возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании.

Созывается сход граждан либо главой муниципального образования самостоятельно, либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Председательствует на сходе глава муниципального образования или иное лицо, избираемое на сходе граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Данный институт непосредственной демократии занимает важное место в системе местного самоуправления. Являясь одной из самых массовых форм непосредственной демократии, сход граждан служит формой привлечения населения поселения к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.

Демократия является самой сложной и многозначной формой управления государством. Термин "демократия" возник в античности и стал самым распространенным в политической науке. Впервые он был употреблен в переводе аристотелевской "Политики" в 1260 году. Споры о значении понятия "демократия" не смолкают с тех пор и до настоящего момента.

В политической науке до сих пор не выработаны общепринятые представления, которые позволили бы сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы выделяют отдельные составляющие демократии, такие как власть большинства или разделение властей. Поэтому демократия интерпретируется в нескольких смыслах:

  • 1) расширительно, как основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида общественная система;
  • 2) более узко, как форма государства, при которой все граждане имеют равные права на власть;
  • 3) идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, которое основано на ценностях свободы, равноправия, прав человека.

Одновременно с развитием человеческого общества происходила и эволюция понятия "демократия". Основные этапы в осмыслении демократии:

  • 1) В трудах Аристотеля говорится об античной традиции в понимании демократии - этической. Свое начало она берет с 5 века до нашей эры. Демократия рассматривалась как государственное устройство - прямое правление граждан в небольших полисах. Она опиралась на человеческий добродетель и носила цензовый характер, а решения принимались большинством равных и свободных граждан;
  • 2) Классическая концепция демократии - правовая. Ее автором является А. Токвиль. Она развивалась в период складывания национальных государств, превосходящих по территории небольшие полисы. Новый этап развития концепции демократии начался с Великой Французской революции 1789 года. Демократия стала рассматриваться в качестве направления общественной мысли, формирующего цели социально-политического движения, которое отвергает монархию и элитарность. Демократия приобрела характер представительного правления, которое избирается состоятельными гражданами.

Из-за того что первоначальный смысл демократии как народовластия значительно расходился с многообразием практических форм ее реализации в современных обществах, появлялась путаница в понимании данного термина.

Можно выделить шесть различных теорий демократии:

  • 1) Либеральная теория, о которой мы можем узнать в трудах Алексиса Де Токвиля "Демократия в Америке" . Демократия рассматривается как ответственное и компетентное правление. Источник власти - народ, который выражает свою волю посредством своих представителей, получивших на определенный срок его полномочия. Отношения между народом и его представителями закреплены конституцией;
  • 2) Теория прямой демократии, одним из авторов которой является Ж. - Ж. Руссо. Она отрицает принцип представительности. Демократия - прямое правление народа, способного выразить свою единую волю. Она и является основой деятельности правительств и составления законов;
  • 3) Теория плюралистической демократии. Ее сторонники, одним из которых был Г. Ласки , отрицают наличие единой воли народа как основы для деятельности власти. Данная теория исходит из равновесия политических сил, которое исключает действия одной властвующей группы в своих личных интересах;
  • 4) Элитарная теория демократии. Одним из ее сторонников является Й. Шумпетер . Поскольку рационального поведения отдельного индивида при голосовании или принятии решений не существует, и обязывающая концепция всеобщего блага отсутствует, постольку необходимо политическое разделение труда. Требования демократии касаются только методов формирования институтов власти;
  • 5) По мнению Кэрола Пейтмена, в парсипаторной теории демократии принцип разделения политического труда отсутствует. Самоопределение личности рассматривается в качестве права на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в его различных сферах ;
  • 6) Приверженцем теории социалистической демократии был Ленин Владимир Ильич. По его мнению, демократия - форма классового господства. В рамках этой теории развивались две традиции. В ортодоксальной концепции права и свободы личности приносятся в жертву интересам общества. А реформистская теория понимает демократию, как определенную форму компромисса, соглашения разнородных сил, подтверждая, что цели общества изменяются по мере изменений условий жизни общества .

Политическая практика позволяет выявить ряд общих черт современных демократий :

  • 1) Общераспространенная законность;
  • 2) Конкурирующая политика;
  • 3) Наличие политических партий;
  • 4) Гражданские, политические и социальные права.

Являясь уязвимой в изменяющихся условиях, демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.

Таким образом, демократия является самой сложной формой правления, о происхождении и основной идее которой существует множество различных теорий.

Второе рассматриваемое понятие - "местное самоуправление". Для того, чтобы разобраться, что это такое, необходимо определить понятия "управление" и "самоуправление".

По словам Бабуна Р.В., управление является внешним воздействием, поступающим в систему извне, а самоуправление - это внутреннее воздействие, которое вырабатывается самой системой.

В российской Федерации как в демократическом государстве местное самоуправление признается и гарантируется. Оно самостоятельно в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

Исходя из этого, местное самоуправление - это уровень публичной власти, который наиболее приближен к населению, избирается населением и обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Профессор Л.А. Мелихов, основоположник российской муниципальной науки, указал основные признаки местного самоуправления, которые отличают его от государственной власти. К таким признакам, по его мнению, относятся :

различие в характере власти. Местное самоуправление является подзаконной властью, действующей в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;

разграничение сфер компетенции. Круг дел, которые предоставлены местному самоуправлению, ограничен;

самостоятельные источники средств. Местному самоуправлению предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства для осуществления своих задач, что и позволяет говорить о местном самоуправление как об особом субъекте прав;

территориально ограниченный выборный принцип.

Существует три теории местного самоуправления: общественная теория, государственная теория и государственно-общественная теория.

Общественная теория, называемая ранее "теорией свободной общины", основывается на четком разграничении государственных и общинных дел. Одним из сторонников данной теории был Лазаревский Н.И. Он считал, что община неприкосновенна для государства . Основоположники теории считали, что к трем ветвям конституционной власти необходимо присоединить четвертую - общинную власть. Государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела общины, оно лишь должно следить, чтобы общиной соблюдались законы государства, и она не выходила за пределы своих полномочий.

В зависимости от того, какой аспект независимости местного сообщества от государства выдвигается на первый план, существует три разновидности общественной теории самоуправления .

хозяйственная теория: функции самоуправления строго хозяйственные. Так оправдывается экономическая самостоятельность общины (коммуны) и отсутствие надзора за ее деятельностью со стороны государства;

юридическая теория: органы местного самоуправления являются органами общины, а не государства, поэтому в противоположность органам, назначенным правительством, необходимы выборные органы местного самоуправления;

политическая теория: самоуправление заключается в самостоятельности граждан, которые не поступили на государственную службу и потому свободны в своем волеизъявлении.

Все эти разновидности сходятся в одном - разграничении общинных и государственных дел.

Государственная теория рассматривает местное самоуправление как часть государственного устройства и исходит из невозможности разграничения государственных и общинных дел. По мнению Лазаревского И.И., органы местного самоуправления должны быть включены в систему государственного управления .

Согласно данной теории, общинные дела являются частью государственных дел, которые передаются для исполнения на места; государство является источником общинной власти; любое управление публичного характера является государственным делом, поэтому община не отделена от государства, а служит его целям и интересам. На такой теории основывалась местная власть в советский период.

Но большинство современных ученных придерживаются дуалистической, государственно-общественной теории местного самоуправления. Она предполагает, что местное сообщество выполняет не только местные дела, не требующие вмешательства и контроля со стороны государства, но и определенный круг дел государственного значения. Соотношение между делами местного и государственного уровней в местном самоуправлении в разных странах в разные периоды времени может различаться.

Помимо отличия местного самоуправления от местного государственного управления следует выделить отличие местного самоуправления от самоуправления в общественных организациях. Член общественной организации, который не желает подчиняться ее уставным положениям и требованиям, может выйти из нее или быть исключен. Жителя поселения исключить нельзя, поэтому его необходимо принудить к соблюдению общих правил и порядков, установленных местным самоуправлением. Для возможности такого принуждения органы местного самоуправления должны иметь властные полномочия, которые получены от избравшего их населения и закреплены государством в своем законодательстве .

Согласно закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" :

  • 1) Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
  • 2) Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По нашему мнению, наиболее полный перечень основных принципов организации местного самоуправления приводится Кутафиным О.Е. и Фадеевым В.И. :

самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;

организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

соответствие полномочиям финансовых и материальных ресурсов местного самоуправления;

ответственность перед населением органов и должностных лиц местного самоуправления;

многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

законность в организации и деятельности местного самоуправления;

гласность деятельности местного самоуправления;

сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;

государственная гарантия в деятельности местного самоуправления.

Итак, мы считаем, что местное самоуправление - основа демократии. В каждой стране государственная политика определяет основные направления законодательства и правоприменительной практики. Если при принятии решений на государственном уровне мнение граждан не учитывается, то такую местную демократию нельзя назвать дееспособной. Эффективность политики государства напрямую зависит от того, насколько успешно учитывается местная специфика при принятии решений и в какой степени граждане имеют возможность влиять на государственные и местные дела.

  • § 8. Общие гарантии местного самоуправления
  • § 9. Специальные гарантии местного самоуправления
  • Глава 2. Правовые основы местного самоуправления
  • § 1. Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система
  • § 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание
  • § 3. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации
  • § 4. Муниципальное нормотворчество
  • § 5. Официальная символика муниципальных образований
  • Глава 3. Территориальные основы местного самоуправления
  • § 1. Значение территориальных основ
  • В организации местного самоуправления
  • § 2. Понятие и виды муниципальных образований
  • § 3. Иерархия муниципальных образований
  • § 4. Состав территории муниципального образования
  • § 5. Требования к установлению и изменению границ муниципального образования
  • § 6. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления
  • § 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области территориальной организации местного самоуправления
  • § 8. Роль форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации
  • Глава 4. Организационные основы местного самоуправления
  • § 1. Система местного самоуправления: понятие, основные элементы
  • § 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • § 3. Место органов местного самоуправления в системе
  • Публичного управления российским обществом.
  • Органы и должностные лица местного самоуправления:
  • Виды, правовое регулирование деятельности
  • § 4.Территориальное общественное самоуправление: цели организации и преимущества для населения
  • Глава 5. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • § 1. Местный референдум
  • § 2. Муниципальные выборы
  • § 3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления
  • § 4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • § 5. Сход граждан
  • § 6. Правотворческая инициатива граждан
  • § 7. Публичные слушания
  • § 8. Собрания граждан
  • § 9. Конференция граждан
  • § 10. Опрос граждан
  • § 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • § 12. Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  • Глава 6. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • § 1. Структура органов местного самоуправления
  • Часть 1 ст. 34Федерального закона № 131-фз определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют:
  • § 2. Классификация органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Представительный орган местного самоуправления
  • § 4. Глава муниципального образования
  • § 5. Организация деятельности местной администрации
  • § 6. Контрольный орган муниципального образования
  • § 7. Избирательная комиссия муниципального образования
  • § 8. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • § 9. Правовое регулирование муниципальной службы
  • Глава 7. Экономическая основа местного самоуправления
  • § 1. Понятие экономической основы местного самоуправления
  • § 2. Понятие и природа муниципальной собственности
  • § 3. Виды объектов муниципальной собственности
  • § 4. Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий
  • § 5. Основы муниципального бюджетного процесса
  • § 6. Муниципальные закупки: понятие, особенности
  • § 7. Доходы местных бюджетов
  • § 8. Местные налоги и сборы: понятие и виды
  • § 9. Средства самообложения граждан
  • § 10. Основные направления расходов местных бюджетов
  • Глава 8.
  • § 2. Президент России выступил
  • На обучающем семинаре-совещании для мэров российских городов,
  • Проходящем под эгидой Администрации Президента
  • (Москва, Кремль, 23 октября 2013 г.)1
  • § 3. Президент России провёл встречу с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований (Москва, Кремль, 8 ноября 2013 г.)1
  • § 4. "Круглый стол" по актуальным проблемам местного самоуправления в Законодательном Собрании Нижегородской области (н. Новгород, Кремль, 5 ноября 2013 г.)
  • Глава 9. Перспективы развития местного самоуправления в России (проект Основных направлений развития местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период)
  • § 1. Роль местного самоуправления в развитии государства и общества
  • § 2. Вопросы институциональной и территориальной организации местного самоуправления
  • § 3. Вопросы оптимизации полномочий местного самоуправления и делегирования государственных полномочий
  • § 4. Вопросы финансово-экономических основ местного самоуправления
  • § 5. Вопросы стратегий и механизмов устойчивого и комплексного развития муниципальных образований
  • § 6. Вопросы инфраструктурного развития муниципальных образований
  • § 7. Вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления
  • § 8. Вопросы развития местных сообществ, общественного контроля и гражданских инициатив на местном уровне
  • § 9. Вопросы развития и совершенствования муниципального контроля
  • Заключение
  • Над Федеральным законом № 131-фз
  • (По состоянию на 1 января 2014 г.)
  • Видах муниципальных образований в Российской Федерации
  • И сельского населения в Российской Федерации
  • На территории Российской Федерации
  • Постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 24 мая 2006 года № 41 «о Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде» (извлечение)
  • В осуществлении местного самоуправления
  • Осуществления населением местного самоуправления
  • Структура администрации города Дзержинска Нижегородской области1
  • Лаврентьев Александр Рудольфович
  • 1 См.: Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 31 января 2013 г. N 483 "Об утверждении Структуры Администрации города Дзержинска" (с изменениями и дополнениями)
  • § 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления

    Декларирование в Конституции России 12 декабря 1993 г. принципа народовластия означает признание народа в качестве источника власти, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Местное самоуправление наряду с государственной властью в Российской Федерации является формой самоуправления народа. Конституция РФ позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями. Это означает не только возможность осуществления местного самоуправления, но и утверждение муниципальной власти в качестве неотъемлемого атрибута российской государственности. При этом легитимной может быть признана только такая местная власть, которая сформирована на основе демократических процедур, свободного, прямого волеизъявления граждан, равноправии всех субъектов политического процесса, действующих на основе закона.

    В местном самоуправлении органически сочетаются формы непосредственной и представительной демократии, что является одним из основных принципов организации местного самоуправления. Однако именно формы непосредственной муниципальной демократии обладают приоритетом над всеми другими формами в системе местного самоуправления , что обусловлено конституционным закреплением принципа народовластия.

    В науке существуют различные определения понятия непосредственной демократии, разработанные еще в советской доктрине 1 .Непосредственная де­мократия в системе местного самоуправления представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе прямого волеизъявления граждан при обсуждении, принятии, исполнении решений по вопросам местного значения, а также контроля за проведением этих решений в жизнь.

    Непосредственную демократию как форму народовластия можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах.Непосредственная демократия в системе местного самоуправления в объективном смысле представляет совокупность правовых норм, составляющих генеральный институт конституционного и муниципального права Российской Федерации, регулирующих формы прямого во­леизъявления членов местного сообщества при осуществлении местного самоуправления. Непосредственная демократия как социально-правовое явление предполагает не только наличие юридических норм, содержащихся в законодательстве и других источниках, но и наличные субъективные права фи­зических и юридических лиц, их правомочия. Это позволяет определитьнепосредственную демократию в субъективном смысле как право гражданина путем прямого волеизъявле­ния принимать участие в осуществлении местного самоуправления. Право на осуществление местного самоуправления посредством прямого волеизъявления членов местного сообщества реализуется через муниципальные права публичного характера.

    Местное самоуправление в современных обществах отражается в принципах народного суверенитета и законах большинства, что является основополагающими началами демократического принятия решений, а, следовательно, и демократического правления 1 . Значимость непосредственной демократии для системы местного самоуправления определяется и тем, что «сообществу, состоящему из нескольких сотен или нескольких тысяч человек, организоваться на базе прямого участия гораздо легче, чем стране, в которой живут несколько миллионов жителей или империи, где их сотни миллионов» 2 . Другими словами, в организации местного самоуправления наиболее ярко выражается идея приближения власти к народу. «...Народ является источником власти в обществе, – писал А. де Токвиль, – однако более непосредственно, чем в общине, он нигде не осуществляет свою власть» 3 .

    Приоритетная роль непосредственной демократии в системе местного самоуправления определяется двумя обстоятельствами:

      во-первых, посредством таких форм непосредственной демократии как выборы, собрания населения и ряда других обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления и его органов;

      во-вторых, роль непосредственной демократии в системе местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее институты (местные референдумы, собрания граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

    Сопоставление понятий непосредственной демократии и самоуправления позволяет выявить общие черты, характеризующие единство природы таких общественных явлений, как непосредственная демократии и местное самоуправление, а также определить их различия.

    Единство непосредственной демократии и местного самоуправления состоит в том, что оба института – разновидности народовластия, предполагающие участие граждан в обсуждении, принятии решений по вопросам местного значения. У них общая цель – постепенный переход к более широкому и эффективному участию граждан в управлении. Самоуправление, по мысли А. де Токвиля, необходимое условие демократии. Автор «Демократии в Америке» утверждал, что «общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки: они открывают народу путь к свободе и учат ею пользоваться, этой свободой» 4 .

    Единство непосредственной демократии и местного самоуправления определяется единой системой ценностей, а также механизма их реализации. Так, по мысли Е.И. Колюшина, «местное самоуправление – есть проявление свободы человека как существа общественного» 1 .

    Различие непосредственной демократии и местного самоуправления состоит в том, что местное самоуправление – прежде всего, свойство, качество местного сообщества решать вопросы местного значения. Оно реализуется как через выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами муниципальных образований, так и через институты непос­редственной демократии. Следовательно, непосредственная демократия выступает как часть организационного механизма, обеспечивающего реализацию этого свойства, представляющего собой систему форм и способов прямого участия в самоуправлении.

    Таким образом, местное самоуправление и непосредственная демократия соотносятся как свойство и формы его реализации. Местное самоуправление, представляя собой органическое соединение институтов представительной и непосредственной демократии, шире по формам, возможностям осуществления, чем непосредственная демократия. Взаимозависимость этих двух форм народовластия видится в том, что степень развития местного самоуправления находится в прямой зависимости от степени развития демократии в обществе в целом, и местном сообществе, в частности.

    В завершении настоящего параграфа следует еще раз подчеркнуть, что непосредственная демократия как форма народовластия на местном уровне является подсистемой более общей системы – местного самоуправления. В силу этого она характеризуется интегрированностью, что в свою очередь предполагает вертикаль­ную и горизонтальную согласованность ее структурных элементов с элементами другой подсистемы местного самоуправления – представительной демократии. Глубокое исследование ценностей, составляющих содержание непосредственной демократии, механизма их реализации на местном уровне, невозможно без анализа представительной демократии на местном уровне и их сопоставления.

    Вхождение местного самоуправления в систему народовластия отражает важнейшие приоритеты конституционно-правовой политики Российской Федерации, направленной на развитие институтов гражданского общества и демократического правового государства. Признание местного самоуправления «одной из фундаментальных основ российской системы народовластия» определяется тем, что оно выступает в качестве способа жизнедеятельности местного сообщества, связанного с формированием определенного политического сознания и удовлетворением специфических публично-правовых интересов населения муниципального образования.

    Споры о сути демократии ведутся в течение столетий. По мнению одних авторов, не существует общепринятого определения, четкого понятия демократии. Другие заявляют, что для начавшегося XXI века это понятие вообще устарело и требует пересмотра с учетом реального поведения индивидуумов и достижений в экономическом и технологическом развитии.

    Важным является вопрос о соотношении демократии и местного самоуправления. Исторически существовало три разнообразные точки зрения о связи местного самоуправления и демократии. Первая рассматривала самоуправление как бережно охраняемую традицию, находящуюся в противоречии с демократическими принципами. Согласно второй принципы демократии - правление большинства, эгалитаризм и общие стандарты для всех - не могут быть приспособлены к потребностям местного самоуправления. Таким образом, понятие демократии не включает местное самоуправление, более того, указанные понятия противоречат друг другу. Третья точка зрения настаивает на необходимой связи демократии и местного самоуправления.

    Поддерживая последнее положение, приведем ряд общих черт, которые характерны как для демократии, так и для местного самоуправления, представляющих собой формы осуществления публичной власти. Д.Ю. Шапсугов отмечает, что самоуправление является одной из двух составных частей, посредством которых реализуется народовластие. Большинство форм местного самоуправления функционирует на основе таких общих с демократией принципов, как свобода и равенство. Развитость и демократии, и местного самоуправления определяется широтой применения принципов выборности, активностью системы представительных органов и функционированием институтов непосредственного народовластия.

    Различные аспекты толкования феномена демократии свидетельствуют о множестве его проявлений и качеств. Отсюда и существование различных определений этого понятия. Одни авторы видели в демократии государственный феномен, другие говорили о двух ее системах - государственной и общественной; третьи признавали возможность лишь политической демократии; четвертые - неполитической. Встречаются характеристики демократии как политического отношения, либо общественно-политического отношения, либо общественно-политического движения, способа организации и функционирования политики. Часть авторов употребляет термины демократия и народовластие как синонимы, другие различают эти понятия.

    Полагаем, что понятие демократии, являясь многоаспектным, может быть охарактеризовано с разных сторон. Главное при этом заключается в том, что необходимо определить постоянные и наиболее существенные родовые признаки демократии, характеризующие ее соотношение с государством, государственной властью, политической системой общества, местным самоуправлением. В рамках данной статьи, касаясь в той или иной мере различных институтов демократии, мы сосредоточим внимание прежде всего на ее характеристике как общего принципа конституционного строя и важнейшего права граждан на осуществление местного самоуправления. Основным методологическим положением при этом выступит такое понятие, как неотделимость демократии от подлинного народовластия, которое является доминантой, определяющей содержание демократии и детерминирующей все формы ее проявления.

    Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его дефиниций - «народ» и «власть» - представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения, понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей. Власть - явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разными средствами, включая и принуждение.

    Известно, что государственная власть - не единственная форма власти народа. Важнейшей формой ее осуществления также является непосредственное волеизъявление граждан, осуществляемое на разных уровнях. Одним из таких уровней как раз и является местное самоуправление.

    Учитывая многовековой опыт государственного строительства в России, Конституция РФ, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в ст. 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, то есть демократическим государством. Как справедливо отмечает В.Т. Кабышев: «Суверенитет многонационального народа России - это не арифметическая сумма воли населения каждого ее субъекта, а сущностная характеристика, означающая, что воля народа универсальна, постоянна, она охватывает все без исключения сферы жизни общества».

    Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.

    Еще в середине XVIII в. известный российский демократ А.Н. Радищев на первое место поставил принципы народного суверенитета. Он писал, что «соборная народа власть первоначальная, а потому высшая, единая, состав общества основать или разрушить могущая, что народ вверяет осуществление власти одному лицу или многим и что употребитель народной власти издает законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа».

    Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. При народовластии осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как власть выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных все граждане. Иными словами, народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Таким образом, в зависимости от формы волеизъявления народа можно выделить представительную и непосредственную демократию, которая представлена и на уровне местного самоуправления. Причем нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они одинаково важны для реализации народовластия. Но, по нашему мнению, реализация данных форм народовластия обладает особой эффективностью именно на местном уровне, поскольку несет в себе большие потенциальные возможности отразить интересы местного сообщества.

    Охватывая почти все стороны демократической организации жизни населения, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в муниципальное образование, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям. Не случайно А.И. Солженицын писал: «Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропорядочной жизни, да и само понятие «гражданской свободы» теряет смысл».

    Институт представительства в системе местного самоуправления - это осуществление населением муниципального образования принадлежащей ему власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие его волю, то есть всех жителей, проживающих на определенной территории. Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия, потому что его образуют избираемые населением органы местного самоуправления.

    Советская правовая наука основывалась на постулате о приоритете представительной демократии. При широком развитии непосредственной демократии представительная демократия сохраняла свое значение как ведущая форма осуществления социалистического народовластия. Несмотря на то что Конституция РСФСР 1978 г. предусматривала возможность осуществления самоуправления в таких непосредственных формах, как собрания (сходы) граждан и референдумы, эта базовая норма была в большей степени формальной.

    Современная концепция народовластия, напротив, исходит из разумного сочетания обеих форм демократии. Путем прямой демократии представительная форма получает юридические полномочия от народа на осуществление государственной власти, то есть она конституируется.

    В науке конституционного права существуют различные подходы к определению категории «непосредственная демократия».

    Так, Н.П. Фарберов понимал под прямым народовластием «прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля».

    Г.Х. Шахназаров рассматривает непосредственную демократию как порядок, при котором решения принимаются на основе прямого и конкретного волеизъявления всех граждан.

    В.Т. Кабышев считает, что прямое народовластие - это непосредственное участие граждан в осуществлении власти при выработке, принятии и реализации государственных решений.

    Всех этих авторов, безусловно, объединяет то, что они говорят об участии народа исключительно в управлении государственными делами, при этом оставляя без внимания жизнь местного сообщества. Это объяснялось прежде всего отсутствием реальных самоуправленческих начал в советском строительстве того периода.

    Наиболее точно к определению сущности непосредственной демократии подошел, на наш взгляд, Ю.А. Дмитриев, рассматривая ее в качестве общественных отношений, возникающих в процессе решения определенных вопросов государственной и общественной жизни. Им были выделены три основные группы форм прямого волеизъявления граждан. Во-первых, референдум, выборы, общие собрания населения, характеризующие императивную функцию непосредственной демократии. Во-вторых, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования как инструмент сопоставления воли народа и формируемого им органа власти, выполняющие регулятивную функцию. В-третьих, народная инициатива, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя, сочетающие обе эти функции народного волеизъявления.

    Достоинства непосредственной демократии заключаются главным образом в том, что она обеспечивает наиболее полное участие народа в управлении общественной жизнью, сводит к минимуму отчуждение народа от институтов власти, укрепляет легитимность последних. Однако у непосредственной демократии есть и существенные минусы: невысокая эффективность и недостаточная компетентность принимаемых ею решений, что объясняется отсутствием у населения достаточных знаний о предмете принимаемых решений; снижение персональной ответственности за последствия всенародно принятых решений; сложное организационно-техническое обеспечение и большие финансовые затраты; большая подверженность неожиданным, непредсказуемым факторам.

    Но, несмотря на указанные недостатки, в настоящее время при рассмотрении значения непосредственной демократии как формы народовластия следует исходить из того, что, во-первых, в конституционных нормах закреплен приоритет личности в обществе и государстве, поскольку именно человек и гражданин представляет собой высшую социальную ценность (ст. 2 Конституции РФ). Это не исключает ценности самого государства, но приоритетная иерархия отражает стратегические звенья конституционной концепции государственного строительства. Во-вторых, развитие демократии требует постоянного развития инициативы и самостоятельности граждан, усиление их решающей воли во всех процессах экономического и политического развития. В-третьих, представительные органы не должны быть противопоставлены прямому участию населения в разработке и принятии решений. Как представительная, так и непосредственная демократия представляют собой единство соответствующих публично-правовых институтов и находятся в тесном взаимодействии. В-четвертых, непосредственная демократия охватывает все сферы и уровни общественного развития - от деятельности государственных органов до местного самоуправления.

    На наш взгляд, только непосредственная демократия обеспечивает наиболее полное участие населения в управлении государством, создает условия для развития институтов гражданского общества.

    На местном уровне институты непосредственной демократии - это формы прямого волеизъявления всего населения муниципального образования или каких-либо его групп, основанные на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Таким образом, можно утверждать, что самой природе самоуправления больше отвечают формы прямого народовластия (референдум, выборы, сходы, обращения и т.д.), которые предполагают непосредственное участие граждан в процессе принятия решений, причем зачастую окончательных, что, безусловно, не умаляет роли и значения специально уполномоченных органов, которым население муниципального образования доверяет право решать вопросы местного значения.

    Поэтому местное самоуправление, возведенное на конституционный уровень, способствует упрочению демократических начал. В ст. 130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Данное право можно рассматривать двояко - как индивидуальное право на самостоятельное решение вопросов местного значения, так и производное от него коллективное право населения муниципального образования на выбор оптимальной модели организации местной власти на территории проживания: «население само (принцип самостоятельности) определяет посильный круг решаемых им задач (принцип самодостаточности) и предпринимает необходимые усилия для их решения (принцип самообеспечения)».

    Анализируя институты непосредственной демократии на местном уровне, можно отметить, что Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес существенные дополнения в основные формы непосредственной демократии по сравнению с аналогичным федеральным законом 1995 г. Положения данных федеральных законов можно наглядно представить в следующей таблице:

    демократия самоуправление власть представительство

    Конституционные основы политических общественных отношений в России определяют, кому принадлежит власть и властные полномо­чия, какие субъекты и в каком порядке их осуществляют. В соответствии с установленным в Конституции РФ принципом народного суверените­та (или народовластия) власть в стране принадлежит ее многонациональ­ному народу.

    Народный суверенитет реализуется посредством представительной и непосредственной демократии (народного правления, власти народа). Представительная демократия означает, что граждане участвуют в осу­ществлении власти через избранных народных представителей (депута­тов парламентов, иных представительных учреждений).

    Непосредственная демократия означает, что граждане напрямую участвуют в осуществлении власти. Посредством непосредственного волеизъявления каждый гражданин отдает свой голос по вопросу при­нятия того или иного публично-властного решения. Непосредствен­ная демократия может реализовываться в нескольких формах, основ­ными из которых в Российской Федерации являются: референдум, выборы, всенародное обсуждение, народная (правотворческая) ини­циатива, предложение (петиция), отзыв выборных должностных лиц, собрание граждан (собрание делегатов), сход граждан, публичные слушания.

    Референдум это голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам общественного и государствен­ного значения. Референдум в России может проводиться на трех уров­нях власти: федеральном, региональном и местном. Конституционно-правовые основы организации и проведения референдумов определяются в Конституции РФ и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации, а также в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации».

    Федеральный референдум организуется и проводится в соответствии с ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Предметом федераль­ного референдума не могут быть некоторые установленные названным законом вопросы: об изменении статуса субъекта РФ; о досрочном пре­кращении или продлении срока полномочий высших органов государ­ственной власти; о перенесении сроков проведения выборов; о персональ­ном составе федеральных государственных органов; о принятии и об из­менении федерального бюджета; о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов и другие вопросы ст. 6 ФКЗ. Каждый из названных вопросов должен быть решен в порядке, специально установ­ленном для его решения. В названном законе устанавливаются обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума, поря­док организации и сбора подписей в поддержку инициативы проведе­ния референдума.

    Инициатива проведения федерального референдума принадлежит Конституционному Собранию по вопросу принятия новой Конституции РФ (не менее, чем 2 млн. граждан РФ), а также федеральным органам государственной власти в случаях, предусмотренных международным договором и в соответствии с ФКЗ «О референдуме Российской Федера­ции» . Назначает федеральный референдум Президент РФ в соответствии со ст. 23 Закона, после того как Конституционный Суд РФ оценит ини­циативу проведения референдума по предложенному вопросу как соот­ветствующую Конституции РФ.

    Центральная избирательная комиссия РФ признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосо­вало более половины его участников, принявших участие в голосо­вании. Решение, принятое на федеральном референдуме, обладает высшей юридической силой. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном ут­верждении. Такое решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения та­кого решения.

    Свободные выборы, как и референдум, являются непосредствен­ным выражением власти народа (ч, 3 ст. 3 Конституции РФ). Выбо­ры это непосредственное волеизъявление граждан по вопросу за­мещения выборных должностей конкретными кандидатами. Выбо­ры в России проводятся на трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Конституционно-правовые основы органи­зации и проведения выборов определяются в Конституции РФ и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», а также в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Выборы таких федеральных органов власти как Президент РФ и Государственная Дума проводятся на основе соответственно ФЗ «О выбо­рах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Порядок организации и проведения выборов специально рассматрива­ется в лекции 9 настоящего учебного пособия.

    Всенародное обсуждение это непосредственное волеизъявле­ние граждан относительно содержания того или иного законопроек­та или конкретного вопроса общественного и государственного зна­чения. В отличие от референдума прямое волеизъявление граждан осуществляется не в форме голосования, а в форме направления за­мечаний и пожеланий по вопросу, вынесенному на всенародное об­суждение.

    Всенародные обсуждения могут проводиться в России на трех уров­нях власти: федеральном, региональном и местном. Конституционно-правовые основы организации и проведения всенародных обсуждений определяются в действующем до настоящего времени Законе СССР 30.06.1987 «О всенародном обсуждении важных вопросов государ­ственной жизни». Возможность проведения всенародных обсуждений в настоящее время предусмотрена Регламентом Государственной Думы РФ. В законодательстве некоторых субъектов РФ и нормативных пра­вовых актах муниципальных образований всенародные обсуждения также предусматриваются в качестве форм непосредственной демо­кратии.

    Народная (правотворческая) инициатива это разработка граж­данами проекта закона или иного правового акта и внесение его в упол­номоченный орган для рассмотрения и принятия при условии поддерж­ки реализации такой инициативы необходимым количеством голосов граждан, предусмотренным в соответствующей норме права. Внесенный гражданами проект правового акта подлежит обязательному рассмот­рению в соответствующем органе.

    На федеральном уровне российской власти граждане не обладают народной (правотворческой) инициативой. Названная форма непосредственной демократии предусматривается в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации «, встре­чается в законодательстве субъектов РФ и соответствующих положени­ях местных органов.

    Предложение (петиция) это направление гражданами в органы публичной власти обращений о принятии или отмене законов, дополнени­ях и изменениях действующего законодательства или проведении конкрет­ных социально-экономических реформ или государственных программ.

    Такая форма непосредственной демократии как предложение (петиция) предусматривается в Конституции РФ, Федеральном законе «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до сих пор действующем Указе Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. (в ред. 02.02.1988 г.) «О порядке рассмот­рения предложений, заявлений и жалоб граждан» и других норматив­ных правовых актах советского периода. В настоящее время готовится федеральный закон, учитывающей современные реалии института пред­ложений (петиции).

    Отзыв выборных должностныхлиц это форма непосредствен­ной демократии, при которой граждане имеют возможность досрочно прекратить полномочия избранного ими конкретного должностного лица (например, депутата путем прямого волеизъявления в порядке, предус­мотренном для проведения референдума, в связи с совершением отзы­ваемым лицом противоправных публично-властных актов, подтверж­денных в качестве таковых в судебном порядке).

    На федеральном уровне российской власти граждане не обладают правом на отзыв выборных должностных лиц.

    Собрание граждан (собрание делегатов) это форма непосред­ственной демократии, при которой граждане путем прямого волеизъяв­ления могут принимать обращения к соответствующим органам или из­бирать делегатов, призванных представлять интересы населения перед властными структурами.

    Сход граждан это форма непосредственной демократии, при ко­торой граждане путем прямого волеизъявления принимают решения публично-властного характера, имеющие соответствующую юридиче­скую силу и обязательное значение на соответствующей территории.

    Публичныеслушания это форма непосредственной демократии, при которой на заседании, организованном уполномоченными органа­ми местного самоуправления с участием населения, принимаются ре­шения, как правило, по проектам нормативных правовых актов, про­граммам развития территорий и т. д.



    Загрузка...
    Top