Герои десятилетия в романах тургенева. Список использованной литературы

Нет сомнений в том, что Тургенев знал до тонкостей психологию интеллигента, воспитанного в атмосфере романтико-философской настроенности. Еше до "Рудина" он изобразил смешные стороны этого типа в повести "Андрей Колосов", в рассказах "Татьяна Борисовна и ее племянник" и "Гамлет Щигровского уезда" ("Записки охотника"). Но если там изображены заурядные личности, в "Рудине" - на более широком полотне - тот же жизненный тип дан в самом ярком его проявлении. Рудин представлен в романе как определенное историческое явление, в итоге - прогрессивное по отношению к судьбам культуры, цивилизации.
Тургенев умел создавать портреты целого поколения в их наиболее характерных проявлениях. Вместе с тем он признавался много раз, что "никогда не мог творить из головы. Мне для того, чтобы вывести какое-нибудь вымышленное лицо, необходимо избрать себе живого человека, который служил бы мне как бы руководящею нитью". Но прототип служил Тургеневу лишь отправной точкой. Чем дальше, тем больше первоначальный образ вбирал в себя черты жизненного типа, сложившегося в определенных социально-исторических условиях, и становился целостным художественным созданием, которое одинаково далеко и от копии, и от карикатуры.
В образах "Рудина" современники Тургенева и исследователи его творчества находили черты многих реальных лиц. Тургенев не отрицал, что образ главного героя романа был связан с личностью Михаила Александровича Бакунина. В нем сказались также отдельные черты другого современника Тургенева, известного историка Т. Н. Грановского.
В Рудине много и глубоко личного, авторского. Тургенев писал С.Т.Аксакову в ответ на его отзыв о романе: "Мне приятно также и то, что вы не ищете в "Рудине" копии с какого-нибудь известного лица... Уж коли с кого списывать, так с себя начинать". А Герцен прямо объявил, что Рудин - это "Тургенев 2-й, наслушавшийся философского жаргона молодого Бакунина". Это лишнее свидетельство того, что образы тургеневского романа были портретами целого поколения. Например, в образах участников философского кружка Покорского органически соединились индивидуальные черты многих современников Тургенева.
Тургенев остро ощущал разрыв между высоким уровнем мысли передовой интеллигенции своего поколения и отсталостью России, требовавшей и коренных преобразований, и неутомимого труда. Сознанием необходимости полезной деятельности проникнуты суждения о том, что прежде всего нужно "пахать землю... и стараться как можно лучше ее пахать" (слова Лаврецкого из "Дворянского гнезда"). Позже, уже в пору развития капитализма в России, у Тургенева появляется герой, который основывает завод на справедливых, артельных началах (Соломин в романе "Новь"). Но герои тургеневских романов так и не преодолевают противоречия между мыслью и делом. Носитель высоких идей не становится в то же время деятелем практического склада.
В романах Тургенева мы не найдем разрешения всех вопросов и противоречий. Он считал, что главное дело художника - не учить, а понять жизнь и выразить ее в художественном творчестве. Но ведь уроки можно почерпнуть не только из готовых ответов, обнаруженная перед нами сложность жизни и ее противоречия побуждают к мысли и исканию собственных решений.
Самая современность, злободневность тургеневских романов, жизненность их типов всегда способствовали спорам вокруг них, резкой полемике, вплоть до настоящего времени.
Однако кое-что абсолютно достоверно: Тургенев никогда не грешил против логики созданного им характера, оставаясь верным художественной правде.

Евгений Васильевич Базаров вызвал неоднозначную оценку у читателей и критиков. Так, Антонович подчёркивал, что увидел в произведении не живую личность, а карикатуру, при том карикатуру самую злостную. Но критик Писарев утверждал обратное, говоря, что Базаров – представитель нового поколения, что в нём собраны все свойства, «которые мелкими долями рассыпаны в массах». Тургенев был согласен с оценкой Писарева. Для автора Базаров – «любимое детище», на которое он потратил все краски, находящиеся в его расположении. Герой Тургенева – революционер, нигилист, разночинец. Своё призвание он видит в исправлении общества. «Любимое детище» автор ставит в различные ситуации, что помогает ему всесторонне обрисовать героя. Базаров – будущий врач, студент Петербургского университета. Он пробует себя в различных областях знаний, интересуется философией, политикой. Но главный предмет его изучения – естественные науки. Тургенев назвал Базарова нигилистом, что, по его определению, означает революционер. От всех лиц в романе Евгений Васильевич отличается силой характера, твёрдостью убеждений, глубоким умом, умением разбираться в людях. В идейных спорах с противниками, в разговорах с Одинцовой, Аркадием он неизменно одерживает победу, причём выдержка, остроумие, логичность никогда не покидают его. Базаров – представитель «детей» лагеря революционных демократов, вступает в схватку с идеологическим противником Павлом Петровичем Кирсановым. Студент не показан в действии, но о его убеждениях и взглядах мы узнаём из высказываний. К существующему строю, государственным учреждениям, к авторитетам старого общества, к дворянской культуре Базаров относится отрицательно. Он считает, что в первую очередь «надо место расчистить, а строить потом». В своём отрицании студент идёт ещё дальше. Так, он признаёт только прикладную науку, а науку как систему знаний, формирующую мировоззрение, отвергает. Базаров также не признаёт искусство, красоту природы, любовь называет «белибердой», «непростительной дурью». Он смеётся над Николаем Петровичем, читающим Пушкина и играющим на виолончели. Искусство, по мнению Базарова, бесполезная вещь. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта», - говорит он. Для нигилиста существует только то, что полезно обществу, поэтому всё он оценивает с точки зрения пользы. С этими взглядами своего героя автор не согласен. Так, для Базарова природа не является созданием Господа, непостижимым и загадочным его творением. По Тургеневу, природа – это живой организм, живёт она собственной жизнью, по законам Бога. В природе Евгений Васильевич видит только мастерскую, в которой человек работник; природа для него больше материальная единица, чем духовная. Эта позиция героя чужда автору. Писатель как бы стоит с героем, когда показывает его в момент влюблённости к Одинцовой: студент чутко уловил красоту вечера, и что-то тёплое разлилось в груди его.
Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, но до конца разобраться в этих «новых людях» не смог. Своё «любимое детище» он изобразил одиноким, не имеющим ни последователей, ни единомышленников. Одиночество героя подчёркивается ещё сильнее карикатурными образами Кукшиной и Ситникова, которые причисляли себя к «новым людям» без всякого на то основания. В расцвете сил Тургенев обрывает жизнь Базарова, так и не дав ему ничего совершить, тем самым, подчёркивая своё неверие в дело разночинной демократии. Иван Сергеевич заставляет своего героя произнести слова, чуждые ему как революционеру: «Я нужен России… Нет, видно не нужен», которые говорят о том, что автор с самого начала предрешил судьбу Базарова. Тургенев относится к своему герою противоречиво. Он писал Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу, но читая роман мы видим, что автор симпатизирует Базарову, и уже, конечно, не делает его пародией на Добролюбова, как считали многие современники писателя. Но и превозносить Евгения Базарова Тургенев не хотел, потому что не разобрался в нём до конца. И хотя автор жалеет своего героя, переживает за него, что мы видим в сцене угасания сильного духом человека, он крушит теорию нигилизма. Но потребность «воспроизвести истину» была в Тургеневе сильнее политических симпатий и антипатий, что и отметил Писарев в статье «Базаров». Обращаясь к герою Тургенева, я вновь нахожу для себя интересное, нужное, полезное. Как и писатель, в одних случаях соглашаясь с Базаровым, в других спорю, но никогда не остаюсь равнодушной.

Владимир Голдин

ГЕРОИ В РОМАНАХ И. С. ТУРГЕНЕВА. Статья 1

Тургенев написал шесть романов: «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1861), «Дым» (1867), «Новь» (1876).
В порядке публикации романов в прессе, рассмотрим вкратце, о чем писал автор в этих произведениях. Тогда будет понятно, о чем писал автор, будет проще разобраться и в мыслях, которые вкладывал Тургенев в уста своих героев. Как эти романы воспринимались его современниками, и как воспринял их автор этой статьи. Однако высказаться хотелось бы, как говорил один из героев Тургенева, Волынцев: «… позвольте каждому выражаться, как ему вздумается, нет хуже деспотизма так называемых умных людей. Чёрт бы их побрал!».

Итак, «РУДИН».

Тургенев, не спеша, на фоне прекрасного летнего дня начинает знакомить читателя с героями романа. Богатая бездетная вдова Липина, Александра Павловна, её холостой брат отставной офицер, Волынцев, Сергей Павлович, появляются на страницах романа первыми. Как было принято в те далёкие времена при помещичьих домах жили нахлебники, так и здесь таковой присутствует, это: Константин Деомидович Пандалевский, тайный любитель молоденьких крестьянок, музыкант, доносчик, информатор и лизоблюд барыни покровительницы Дарьи Михайловны Ласунской, которая имела трёх детей: Наталья – 17 лет, Ваня и Петя – погодки. У богатой несколько странной, но чрезвычайно умной Ласунской жил молодой учитель для мальчиков – Басистов. Как бы случайно, для начала, мелькнул один из главных героев романа: Лежнев, Михайло Михайлович, «на беговых дрожках, в каком-то полотняном мешке, весь в пыли…»

В богатом доме Дарьи Михайловны Ласунской всегда толпилась местная знать, среди них сосед, помещик Пигасов, Африкан Семёнович. «Озлобленный против всего и всех – особенно против женщин – он бранился с утра до вечера, иногда очень метко, иногда довольно тупо, но всегда с наслаждением». Пегасов окончил университет и считал себя сведущим во всех оттенках окружающей действительности.

В доме Ласунской все ждут московского гостя, который должен был прочитать написанную им статью по проблемам политической экономии. Но знатный гость не приехал. Вместо него появляется - Рудин.

Рудин краснобай: «владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия», покорил всех, начиная с хозяйки дома, и незаметно стал практически управляющим всеми делами помещичьего хозяйства, так доверилась ему Ласунская.

С появлением Рудина начинает развиваться сюжет романа. Рудин своим присутствием нарушил все подспудно вызревающие линии жизни деревенских помещиков и их детей. Что отразилось на спокойствии остальных героев романа.

Пегасов возненавидел Рудина, так как увидел в нем соперника, который потеснил его в обществе, как знатока всех проблем.

Наталья и Басистов восхищены «музыкой красноречия» Рудина. Александра Павловна удивлялась Рудину.

Волынцев выражается туманно о Рудине, в нем стало зарождаться чувство ревности к Рудину, по поводу Наташи. Лежнев сдержан в оценках поступков Рудина, но намекает о его давнем знакомстве с Рудиным. В душе Лежнева также зреет ревность к Рудину, так как он давно имел виды на соединение уз жизни с Александрой Павловной.

Мнение о Рудине жителей этого романа у всех разное, только у Рудина обо всех мнение слащаво положительное, «хвалит он тебя – точно в чин производит… Начнет самого себя бранить, с грязью себя смешает – ну, думаешь, теперь на свет божий глядеть не станет. Какое! Повеселеет даже, словно горькой водкой себя попотчевал».

Не сложно понять психологические колебания в душах героев романа. Замкнутое пространство деревенской жизни, узкий круг общения, застоявшаяся атмосфера интересов, где женщины вышивают крестиком, разучивают музыкальные опусы модных в то время композиторов Тальберга и Шуберта, читают произведения философов Гегеля и Канта. Всё это на словах, а на деле действительно одни слова. А тут Рудин, звонкие обещания совершить какое-то действо – написать статью, о чем? – он сам не знает, но это звучит, как свершившийся факт. Потрясающий эффект гранаты, которую вбросили, все ждут взрыва, а граната всё коптит, но не взрывается.

Рудин, в данном случае «граната», словесно коптит, но не взрывается. Как поступают в таких случаях? – правильно, гранату или выбрасывают подальше, или все смываются от неё в страхе.

Встреча Рудина и Лежнева в приёмной Ласунской первый штрих для понимания поступков Рудина и подрыва его авторитета в обществе.

Опытный Рудин прекрасно понимает психологическое состояние юной Натальи, душа которой созрела для любви, а тело для деторождения. Соблазнить этот не окрепший девичий ум для Рудина не составило труда. Он рисуется перед Натальей: «от блаженства деятельности я никогда не откажусь; но я отказался от наслаждения… любовь не для меня. Куда мне кружить чужие головы? Дай бог свою сносить на плечах!»

Девочка влюбилась. Но девочка видит в Рудине, прежде всего, человека слова, но не человека дела. Она даёт ему совет перейти от слов к делу. Она подсказывает Рудину, что любой яблоне родившей плод нужна подпора. Но человеку, породившему идею не так легко сыскать среди людей такую подпору, - возражает ей Рудин. Но Наталья уже влюблена и со своей влюблённостью готова идти на любой безрассудный поступок.

Какие цели преследует Рудин, влюбляя в себя юную особу? Просто жениться на девушке с богатым приданым, поправить своё незавидное финансовое положение? Автор романа об этом умалчивает, но в тоже время толкает Рудина на этот поступок, и через этот поступок раскрывает истинное лицо яркого героя. Однако хорошо и давно знавший его Лежнев начинает раскрывать истинное лицо Рудина: «Он замечательно умный человек, хотя, в сущности, пустой… Я даже не ставлю в вину ему то, что он деспот в душе, ленив, не очень сведущ… любит пожить за чужой счет, разыгрывает роль, и так далее… всё это в порядке вещей. Но дурно то, что он холоден, как лёд. Он играет опасную игру, опасную не для него, разумеется: сам копейки, волоска не ставит на карту – а другие ставят душу… Спору нет, - продолжал Лежнев, - он красноречив; только красноречие его не русское».

«Красноречие его не русское»!!! – запомним это.

В конце романа Лежнев даёт окончательную оценку человеку Рудину и отмечает: «… его вечное житьё на чужой счёт, его займы», «… натуры-то, собственно в нем нет…», есть его энтузиазм. «Он не сделает сам ничего именно потому, что в нем нет натуры, крови нет». «Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обойтись может, но, ни кто из нас без неё не может обойтись». «Космополитизм – чепуха, ни истины, ни жизни, ни чего нет. Без физиономии нет даже идеального лица; только пошлое лицо возможно без физиономии».

Но Лежнев не осуждает Рудина, он сочувствует ему: «Но опять-таки скажу, это не вина Рудина; это его судьба, судьба горькая и тяжелая, которую мы-то уж винить его не станем. Нас бы очень далеко повело, если бы мы хотели разобрать, отчего у нас являются Рудины».

Здесь Лежнев, а значит, и Тургенев ставит точку, а надо бы, на наш взгляд поставить знак вопроса. Не надо забывать, что в момент публикации романа на дворе жила средина девятнадцатого века. Ещё сама история не накопила достаточного опыта жизней людей подобных Рудину.

О тайных встречах и разговорах Рудина и Натальи становится известно всем, в том числе и матери Наташи помещице Ласунской. Роман достигает своего апогея. Наталья назначает свидание Рудину в глухом месте пересохшего Авдюхина пруда. Признание Натальи ставит Рудина в положение шахматиста, проигравшего партию более опытному сопернику.

Сюжет романа на этом практически исчерпан. Далее ещё идет описание метаний Рудина, его письма Наталье и Волынцеву, переживания других литературных героев по этому случаю, но это уже лишнее. Сюжет был раскрыт. Все любовные линии, которые начали формироваться в жизни героев романа до приезда Рудина, благополучно разрешились. Особо подчеркнём, что юная Наталья поняла глубинную суть характера Рудина, не бросилась в жизненные объятия его судьбы.

Остаётся эпилог. Случайная встреча Лежнева и Рудина прошла как встреча старых друзей, которым было, что вспомнить из далёкой юности. Они расстались друзьями. Но жизнь краснобая Рудина закончилась, как и должно было случиться гибелью Рудина на баррикадах Парижа. На этом содержание романа заканчивается.
Однако на личности литературного героя, Дмитрии Николаевиче Рудине, стоит остановиться и задуматься.

Публикация романа нашла широкий отклик среди литературных критиков того времени, не будем останавливаться на библиографии романа, обратимся только к статье Добролюбова «Что такое обломовщина». После выступления Добролюбова все литературные герои русской литературы: Онегин, Печорин, Обломов и другие, прожигатели жизни, получили обобщающую кличку «оболомовцы», то есть своего рода бездельники, мечтатели – байбаки. В племя «обломовцев» Добролюбов включил и Рудина. Но сейчас, после полутора векового опубликования романа, после определённых исторических наблюдений и знаний можно высказать свою точку зрения несколько отличную от мнения Добролюбова, которая в дальнейшем будет подтверждена примерами из романов Тургенева и последующих литературных произведений, возникших под влиянием Тургенева.

Революция 1848 года в Европе не могла пройти мимо сознания Тургенева. Судя по воспоминаниям его современников, он интересовался новыми нарождающимися революционными учениями. Для этого он специально ездил в Лондон к Герцену, а Герцена в нашей литературе рисуют как первого революционера России, который кого-то там в своё время разбудил. Там в Лондоне, у Герцена, Тургенев мог познакомиться или услышать о представителях русской эмиграции и на основе этого знания раскрыть образ Рудина. Об этом, по крайне мере, говорят многие его соотечественники. От Герцена Тургенев мог узнать и такую подробность: «Время шло с ужасной медлительностью, но шло; революции ни где не было в виду, кроме в их воображении, а нужда действительная, беспощадная подкашивала все ближе и ближе подножный корм, и вся эта масса людей, большей частью хороших, голодала больше и больше. Привычки у них не было к работе, ум, обращенный на политическую арену, не мог сосредоточиться на деле». Вот такая тогда складывалась жизнь революционеров. Хотя слово «революционер» Тургенев в романе совсем не употребляет.

С кого списан образ Рудина? Многие высказывали мысль, что Рудин – это Бакунин. Но это не верно. Имя Бакунина было на слуху, вот о нем и вспомнили. Действительным прообразом Рудина был малоизвестный русский революционер Н. И. Сазонов. Очерк о нем Герцен опубликовал в Женеве в 1867 году. Роман «Рудин» был опубликован в 1855. Судьба Сазонова через Герцена была знакома Тургеневу. Известно, что Герцен советовался о времени публикации отдельных разделов романа «Былое и думы» с Тургеневым.

Последние главы и эпилог в романе Тургенева «Рудин» практически повторяют судьбу Сазонова, описанную Герценом, с некоторой авторской обработкой подачи материала. Но даже стиль изложения последних глав и эпилога в романе суховат в сравнении с сочностью языка, пейзажных зарисовок и салонных разговоров в доме Ласунской.
Заслуга Тургенева заключается в том, что он первым показал в художественной литературе народившегося блуждающего проповедника «ненависти ко всякому насилью и правительственному произволу». В этом весь Рудин – Сазонов. Рудин-Сазонов – это «Колумб без Америки и корабля», и все подобные им пропагандисты подобострастные носители иностранных идей, помните фразу о Рудине: «красноречие его не русское». Это всё из очерка Герцена.

Заслуга Тургенева заключается ещё и в том, что после выхода романа «Рудин» перестали писать в литературной критике об «обломовщине», а стали говорить о «лишних людях», людях грамотных, деятельных, но не знающих, куда приложить свои знания.

В Европе начал бродить «признак коммунизма»,но он ещё не овладел массами и не стал материальной силой. Жизнь начинающих пропагандистов формировалась как бы в русле стиха молодого Карла Маркса:

«Не могу я жить в покое,
Если вся душа в огне.
Не могу я жить без боя
И без бури, в полусне.
Так давайте в многотрудный
И в далекий путь пойдем,
Чтоб не жить нам жизнью скудной
В прозябании пустом.
Под ярмом постыдной лени
Не влачить нам жалкий век,
В дерзновенье и стремленье
Полновластен человек»

краткое содержание других презентаций

«И.С.Тургенев «Бирюк»» - Комплексный анализ прозаического текста. Пейзаж. Композиция. Иван Сергеевич Тургенев. Урок литературы. Викторина. Конфликт. Сюжет и фабула. И. С. Тургенев «Бирюк». Интерьер. Портрет героя.

«Книга «Ася»» - Человек высокоразвитый. Знакомо ли вам имя И.С.Тургенева. Жизнь Тургенева. Любовь. Дворянское воспитание. Повесть «Ася» заставляет задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений. Тургенев. Тургеневские герои. И.С.Тургенев. Эпиграф к уроку. Повесть «Ася».

«Базаров и Кирсанов» - Споры героев романа «Отцы и дети». П.П. Кирсанов. Основные линии спора. Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым. Идеологический конфликт. Воспитание. Нигилизм. Тест по роману И.С.Тургенева. Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших. Крестьянство. Сбор материала по героям. Отцы и дети. Образование. История жизни Павла Петровича. Отношение к окружающим.

«Цикл Тургенева «Записки охотника»» - Аннибалова или аннибаловская клятва. Семейство Хоря олицетворяет собой практическую, рациональную составляющую русского крестьянства. Воспитание чувства осознанного патриотизма. Записки охотника. Человек должен увидеть в другом человеке отражение Христа. Анализ высказывания И.С.Тургенева. Калиныч на фоне Хоря. История создания «Записок Охотника». Приёмы создания образов. Хорь на фоне помещика Полутыкина.

«Герасим и герои повести» - Нравственное превосходство. Барыня. Русский прозаик. Татьяна. Герасим. Мнение потомка. Гаврила. Физический недостаток. Капитон. Творчество писателя. Детство Тургенева. Нравственное превосходство Герасима над другими героями повести. Создание повести «Муму».

«Отцы и дети» - Народничество. Студенчество нового типа. Положительный смысл главного героя. Станкевич Николай Владимирович. Период, предшествующий крестьянской реформе. Герцен. Взгляды Базарова-нигилиста. Молодое поколение. Четыре любовных сюжета. Труды К. Фогта. Споры вокруг романа «Отцы и дети». Отцы и дети. Жалок тот, кто живет без идеала. Человек без самолюбия ничтожен. Чрезмерная гордость. Тургенев не любит беспощадного отрицания.

Главная > Документ

Композиционная организация литературного про-изведения может определяться разными факторами. В их взаимодействии, естественно, выделяется наибо-лее важный, в каждом жанре особый. В эпической прозе наиболее важен «статус» повествующего лица, определяющий его положение в системе повествова-ния. Здесь очень многое зависит от того, насколько причастно (или непричастно) повествующее лицо к сюжетно-образному миру «своего» рассказа. Не ме-нее существенна определенность (или неопределен-ность) образа этого лица. Каков же субъект повествования в романах Тургенева? Мы замечаем, что повествователь здесь не принимает ни одну их тех ролей, которые могли бы как-то связать его с миром персонажей. Это не участник и не очевидец изображаемых собы-тий. Его невозможно рассматривать и как лицо, узнавшее об этих событиях из какого-то конкретного источника. Осведомленность повествователя здесь вообще не мотивируется. И вопрос о ее происхожде-нии не встает. Повествователь открыто рекомендуется писателем, предлагающим читателю собственное сочинение. Он может даже прямо назвать себя «автором» (например, коммен-тируя разговор Базарова и Одинцовой в XXV главе романа «Отцы и дети»). Правда, это редчайший, едва ли не единственный случай. Но повествователь здесь многократно обозначает свое «авторское» положение иным образом – через различного рода обращения к читателю.Чаще всего они служат формулами перехода от повествования о текущих событиях к характеристике или предыстории отдельного персонажа. Это создает иллюзию того, что автор в романах Тургенева является активно действующим лицом – ведь он рассказывает о прошлом и настоящем своих героев, объясняя скрытые мотивы их поступков, монологи и диалоги сопровождает ремарками, замечаниями. Пояснениями, дает портретные зарисовки, указывает на различные социально-бытовые детали. Но как бы ни было много подобных обращений к читателю и разговоров с ним, все же можно заметить несюжетное положение повествователя в каждом из романов писателя, можно различить физически ощутимую дистан-цию между повествователем и персонажами. В такие моменты повествователь оказывается по другую сто-рону «рамки» - границы, отделяющей мир действи-тельный от мира изображаемого. И эта очевидная принадлежность к совершенно разным категориям реальности бесповоротно отделяет повествователя и персонажей друг от друга.В сущности, у повествователя нет и характера, индивидуального психологического облика, причем дело тут, конечно, не в отсутствии автохарактеристик. Психологический облик повествователя может быть конкретизирован иначе – самим содержанием и скла-дом его речи. И материал для такой конкретизации в тургеневских романах есть. В определенные моменты повествование здесь получает эмоционально-оце-ночную окраску – элегическую, патетическую, ирони-ческую и др. А подобная окраска неизбежно придает повествованию субъективный колорит и личный тон. Однако проявления этого личного тона никак не индивидуализированы. В тургеневских романах немало прямых высказы-ваний повествователя, имеющих мировоззренческий смысл. Повествователь может заметить, как бы ми-моходом: «Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей» Может в одной фразе открыть читателю тайну твор-ческого акта, состоящую, на его взгляд, в том, чтобы отбросить «все постороннее, все ненужное» и найти себя. Однако природа таких высказываний тоже свое-образна. Суждения повествователя могут быть глубо-кими, точными, остроумными, но при всем том они лишены индивидуальной психологической характерно-сти – такой, какую обычно имеют суждения турге-невских персонажей. К тому же исходящие от повест-вователя формулы и сентенции не складываются в обозримую, очевидную для читателя «систему». Конечно, общий – оппозиционный, прогрессивный, гу-манистический – колорит этих суждений обозначен четко. Но это именно общий колорит. Его недостаточно для индивидуа-лизации высказываемых идей и для того, чтобы через них обрисовался характер высказывающего их чело-века. В результате суждения повествователя так же мало характеризуют его личность. Одним словом, перед нами образ, лишенный кон-кретных индивидуальных очертаний и совершенно не нуждающийся в них. Внесюжетное положение повест-вователя, его принципиальная отделенность от мира персонажей снимают необходимость конкретизации его образа. Повествователь – вне сферы действия законов, требующих «достоверности» и «характер-ности». Его можно воспринимать просто как носителя речи, о котором ничего не нужно знать и которого не нужно представлять себе конкретным живым че-ловеком. Таким образом, автор и герой в романах Тургенева, каждый из них, живут своей жизнью. Героем русского романа 60-х годов XIX века стал «новый чело-век» - разночинец, демократ. Однако в первых романах Тургене-ва главными героями были дворяне («Рудин», «Дворянское гнез-до»). Герой-разночинец появился позже («Отцы и дети»).В романах Тургенева наряду с новым героем разрабатываются новые темы: революции, поиска смысла жизни, судеб «дворян-ских гнезд» и народа. Осмысляются и «вечные темы»: взаимоотно-шения «отцов» и «детей», любви и дружбы, выбора жизненного пути, становления личности, права на свободу, поиска счастья и т.д. Тургенев пытался не только показать «новых людей», но и про-следить процесс формирования их мировоззрения, нравственных позиций, проанализировать поведение, осмыслить деятельность. Герои Тургенева проходят сложный жизненный путь, часто для достижения цели отрекаются от родных, близких, как Елена Ста-хова в романе «Накануне».В романах Тургенева нет подробного описания быта (как, на-пример, в романах Гончарова). Быт воссоздается через детали, биографии действующих лиц, их портретные характеристики, описание привычек и привязанностей, особенности речи и пей-зажные зарисовки. Тургенев прямо не изображает чувства и мысли героев, а пока-зывает лишь внешние проявления, поэтому психологизм писателя часто называют «скрытым». В романе «Отцы и дети» уже при пер-вой встрече нового и старого поколения проявляется их неприя-тие друг друга. Как это передает Тургенев? Базаров «не сразу» подал руку Николаю Петровичу, а Павел Петрович Базарову руки «не подал и даже положил ее обратно в карман». Или Анна Серге-евна «с непринужденным смехом» рассказывает Базарову, что Аркадий сделал Кате предложение, и в процессе рассказа «опять смеется и быстро отворачивается». Почему? Что она переживает? Что скрывает под этим смехом? Важные особенности романов И.С. Тургенева – психологиче-ский портрет и речь героев. По портрету, который, как правило, очень подробный, с описанием волос, цвета глаз, подбородка и т.д., и манере говорить сразу можно составить представление о Лаврецком, Рудине, Павле Петровиче, Базарове, Одинцовой... Вот несколько фрагментов портретной характеристики Павла Пет-ровича Кирсанова («Отцы и дети»): «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желч-ное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно вы-веденное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечатель-ной: особенно глаза... Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породис-тый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, которое большей частию исчезает после двадцатых годов». Речь персонажей содержит множество оттенков, которые пе-редают их переживания. Выбор слов зависит от социального поло-жения, рода занятий и т.д. Большое значение придается интона-ции, употреблению иностранных слов. Герои Тургенева с наибольшей полнотой раскрываются в спо-рах и дискуссиях, в развернутых диалогах о событиях, которые происходят в мире. Следует также отметить, что И.С. Тургенев пытался объективно оценить роль дворянской интеллигенции, отметить ее положительные и отрицательные сто-роны. В дальнейшем в творчестве Тургенева тема «лишнего человека» рассматривается разносторонне, в развитии. Особое место в этом плане принадлежит роману «Рудин».«Рудин» (1855) – первый роман И.С.Тургенева, посвящен-ный передовой дворянской интеллигенции конца 1830-х – нача-ла 1840-х годов. «Лишний человек» – это не новый герой для русской литера-туры. Первым был Чацкий, затем Онегин и Печорин. Рудин по сравнению с Печориным полон передовых идей, которые он актив-но проповедует, будит в людях веру в будущее. Герой романа – типичный интеллигент, идеалист, воспитанный на философии Гегеля. Рудин призывает к деятельности, его туманные взгляды несовместимы с существующим социальным и нравственным ук~ ладом жизни, но его идеалы слишком общи и расплывчаты, ото-рваны от жизни и не могут служить руководством к конкретным действиям, изменениям в жизни. Дмитрий Рудин тоже оказывает-ся пока ненужным, лишним. Однако он сыграл и положительную для своего времени роль. Люди, подобные Рудину, явились связуюющим звеном между декабристами и новым поколением революционеров. Учитель Басистов говорит о Рудине: «...Этот человек не только умел потрясти тебя, но с места тебя сдвигал, он не давал тебе останавливаться, он до основания переворачивал, зажигал тебя!» Рудинпогиб на баррикадах в Париже. Он, как бы предвидя нелепость своей смерти, писал Наталье: «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду…» Однако его судьба и смерть не только «вздор», но и стрем-ление отстоять вечные истины. Другой тургеневский герой – Лаврецкий («Дворянское гнездо») – патриот в нем и следа нет от рудинского космополитизма. Он знает Россию и ее народ, знает их нужды, для него ясны и задачи, которые перед ними выдвинуло сейчас время. Во всем он прежде всего русский.Роман «Дворянское гнездо» очень поэтичен. М.Е. Сал-тыков-Щедрин писал, что видит в «Дворянском гнезде» «светлую фантазию, разлитую в каждом звуке», что образы его «прозрач-ные, будто сотканные из воздуха». Тургенев направил свой талант и мастерство на то, чтобы воспеть все лучшее, что он видел в передовых представителях дворянской интеллигенции. Это была последняя попытка писателя найти героя в дворянской среде. Фе-дор Иванович Лаврецкий хорошо образован, духовно близок Тур-геневу и симпатичен ему. Лаврецкий обладает незаурядным умом, чутким сердцем, высокими нравственными идеалами. Писатель увидел в жизни и отразил в романе, что даже самые лучшие представители дворянства, умные, честные, искренние и самоотверженные, не способны бороться и побеждать в жизнен-ной борьбе. В романе «Дворянское гнездо» Тургенев привлекает вни-мание к нравственным проблемам, которые связаны с проблема-ми общественно-политическими, семейными, бытовыми. Благо-родных представителей передовой части либерального дворянства мало – подавляющее большинство дворян погрязло в разврате, пошлости, лени. В этих условиях не может быть счастлив человек с чуткой совестью и высокоразвитым чувством долга. Любовная линия - роман Лизы и Федора Лаврецкого. Любовь не состоялась, счастье оказалось иллюзорным. Лиза воспринимает такой конец как наказание за совершенный грех: «Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо... Отзывает меня что-то, тош-но мне, хочется мне запереться навек». Д. И. Писарев в статье «Дво-рянское гнездо» отмечал, что Лиза ушла в монастырь не только замолить свой грех (любовь к женатому человеку), но и грехи род-ных, грехи своего класса. Настроения грусти, несбывшихся надежд, увядания «дворян-ских гнезд» переданы с особой силой в эпилоге романа: почер-невшая и покривившаяся скамейка в запущенном саду, постарев-шие липы; чистый, но слабый звук фортепиано, а главное – пе-чальные думы Лаврецкого («Здравствуй, одинокая старость. Дого-рай, бесполезная жизнь!» ). Возможно, не все так бесполезно. Лаврецкий «сделался хоро-шим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян». В еще одном романе Тургенева, «Накануне», по его словам, «по-ложена мысль о необходимости сознательно-героических натур... для того, чтобы дело продвинулось вперед». Задача, которую пи-сатель поставил перед собой, была очень трудна. Прототипом главного героя Инсарова послужил молодой бол-гарин Н. Катранов, который учился в России. Тургенев не разделял идеи и планы революционеров, но это не мешало ему положительно оценивать их патриотические побуждения. Однако образ Инсарова не лишен некоторой сухости и схематичности. По словам Н. Добролюбова, как художник-реалист, чутко от-кликавшийся на все события общественной жизни, Тургенев «бы-стро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в обще-ственное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стояв-ший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество». Главная героиня Елена Стахова смела и решительна. Для того чтобы посвятить себя великому делу, Елена порывает со своей семьей, друзьями и привычной жизнью. Это новый тип героини, не встречавшийся ранее ни в творчестве Тургенева, ни в русской литературе. И.С. Тургенев неоднократно сравнивает ее с птицей, показы-вает ее восхищение полетом птиц; тема полета в раскрытии ха-рактера Елены проходит через весь роман: «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, по-летела - куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда...» Или: «...Быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед» хо-дит Елена. Такая «окрыленность» идеей помогает ей принять глав-ке решение в жизни. И.С. Тургенев считал, что «такие фигуры, как Елена и Инсаров, являются провозвестниками... новой жизни».Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», является тем новым героем, русским Инсаровым, изображению которого посвящен весь роман.Тургенев видел образ Базарова таким: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ... Живет малым, докто-ром не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает... Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много – энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект – анти-под Рудина – ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки». Чем он отличается от Кирсановых? В первую очередь энергией, мужественностью, твердостью характера, незаурядностью сужде-ний. У Базарова в отличие от других героев романа нет предысто-рии. Демократизм Базарова проявляется во всем – во внешности, речи, общении. Одет он в «длинный балахон с кистями» , лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу за-остренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживилось спокойной улыб-кой и выражало самоуверенность и ум. <...> Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Любопытно проанализировать его речь. Базаров любит поучать, мудрствовать, часто употребляет пословицы, поговорки («русский мужик Бога слопает», «от копеечной свечи Москва сгорела», «толь-ко бабушка еще надвое сказала» ), его речь лаконична, в ней мно-го афоризмов («Рафаэль гроша ломаного не стоит», «русский че-ловек только тем и хорош, что о себе прескверного мнения», «природа – мастерская, а человек в ней – работник» ). В споре он часто занижает контекст, чтобы приблизить противника к реаль-ной жизни («Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны» ), он не употребляет научных терминов. Базаров с гордостью подчеркивает свое демократическое про-исхождение, кровную связь с народом: «Мой дед землю пахал. <...> Спросите любого из ваших же мужиков, в ком их нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и гово-рить-то с ним не умеете» , - говорит он Павлу Петровичу. База-ров, ясно видя непримиримость интересов дворян и разночин-цев, считает своей задачей борьбу с дворянством. Базаров не от-носит Аркадия к своим действительным союзникам. «Ты славный малый; но ты все-таки мякенький либеральный барич...» - гово-рит он на прощание Аркадию.Создавая образ Базарова, выясняя для себя черты революцио-нера-разночинца, Тургенев почувствовал к нему, как он сам вы-разился, «влеченье, род недуга». Он полюбил Базарова как чело-века, как героя, но не разделял полностью его взглядов и потому не мог их правильно передать. Писатель с самого начала знал, что его герой должен погибнуть.

В заключение скажем, что почти все главные герои тургеневских романов гибнут. А все потому, что тургеневский герой бесконечно одинок. Писареводнажды сказал, что герою писателя «негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы». Поэтому смерть становится испытанием, в котором должны раскрыться лучшие его качества.

Поскольку все романы Тургенева захватывают сравнительно небольшой отрезок времени, жизнь героя крайне ограничена во времени и пространстве. Если в характерах Онегина и Печорина «отразился век» то в Рудине, Лаврецком или Базарове – духовные устремления минуты. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре в океане времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. – М.: Советская Россия, 1977. Литература. / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Академия, 2006. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. – Л.: ЛГУ, 1973. Тургенев И.С. Отцы и дети. – М.: Художественная литература, 1983. Тургенев И.С. Рудин. Дворянское гнездо. – М.: Художественная литература, 1975.


Загрузка...
Top