Герои Социалистического труда Большого Театра. За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности

«Политические репрессии» - Политические репрессии. Я другой такой страны не знаю. Большой террор. Поэтапное уничтожение. Гулаг. Репрессии в Ершовском районе. Сталинские репрессии. Репрессии. Права и свободы. Число жертв. Реабилитация жертв. Памятник. Приказ. Писатели и поэты. Слова С. В. Михалкова. Депортация народов. Жертвы репрессий.

«Политическая система Сталина» - Причины. Политическая система сталинизма. Идеологизация общественной жизни. 1938 Радек. Конституция победившего социализма 1936. Репрессии 1936-1938- процессы над внутрипартийной оппозицией. Судебные процессы над внутрипартийной оппозицией. Культ личности Сталина. Детские и молодежные организации. 1937 Тухачевский.

«Индустриализация СССР» - Предприятия категории «Б» финансировались по остаточному принципу. Индустриализация 1920-1930-ых гг. Стратегия развития СССР. Успехи НЭПа. Утро первой пятилетки. Негативное значение индустриализации. Вторая пятилетка (1933 – 1937 гг.). Приведите примеры предприятий, созданных в годы первой пятилетки.

«Советская политика в 30-е годы» - Мюнхенское соглашение. Агрессия Японии. Германия избегала войны. Советско-германский пакт. Что привело ко Второй мировой войне. Раздел территории Польши. Личный вклад. Изменение внешнеполитического курса. Можно ли было предотвратить вторую Мировую. Успехи и неудачи советской дипломатии. Политика коллективной безопасности.

«Коллективизация и индустриализация» - Экономическое развитие СССР. Коллективизация. Источники героизма советских людей. Система ГУЛАГ. Обсуждение таблицы. Победа точки зрения Сталина. Районы. Пятилетка. Экономическая система. Наша страна. Индустриализация. Хлебозаготовительный кризис. Цели индустриализации. Перекачка средств из деревни.

«Экономика 30-х годов» - Индустриализация. Основные понятия. Стахановское движение. Особенности советской индустриализации. Стаханов А.Г. Заполните таблицу. Поиск путей решения. Голод 30-х годов. Особенности. Разорение деревни. Раскулачивание. Индустриализация. Основные знания. Великий перелом. Итоги коллективизации. Цели индустриализации.

Всего в теме 33 презентации

Цель урока:

Закрепить и обобщить знания учащихся об инструментах симфонического оркестра. Познакомить с выдающимися дирижёрами Р.Ф.

Задачи урока:

Различать инструменты симфонического оркестра

Способствовать развитию общей и мелкой моторики,

Воспитывать любовь к классической музыке, доброжелательные отношения и партнёрские качества

Побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дубровина Любовь Анатольевна, учитель музыки МБОУ СОШ №17 (филиал) городской округ – город Камышин 2012

Загадка Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это………..

Евгений Светланов

Вероника Дударова

Владимир Спиваков

Юрий Башмет

Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра. Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами « звучание » этого инструмента. «Музыкальная минутка»:

К Р И С КА П Н А Я Б А Б Т Р У Ф Р А А И Л С Г У А Б Л А А Л А Й К Л А Т Ф Е Й О Ж К И Л А Р Н А Б А Б Е Р О К И Т Щ Т Симфонический оркестр Народный оркестр

« Слушайте музыку и будьте здоровы! »

Вероника Дударова Владимир Спиваков Юрий Башмет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ даёт учителю возможность построить урок очень четко, показать много наглядного материала, и в интересной и увлекательной форме, дать новый материал и провести опрос....

Презентация к уроку "Симфонический оркестр" 4 класс.

В данной презентации размещен материал по истории создания оркестра, группы инструментов, дополнительные инструменты, схема оркестра на уроке, дирижер, партитура. И на каждый пункт повторения пр...

Он появился на свет в Москве 6 сентября 1928 года. Его родители были солистами оперы Большого театра, причем, происходившими из дворянских родов.

Юноша начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально-педагогическом училище (1944—1946), затем в Институте имени Гнесиных. Позже занимался композицией у самого Михаила Гнесина. По окончании института по специальности «фортепиано» в 1951 году Светланов поступил в Московскую консерваторию в классы оперно-симфонического дирижирования и композиции. В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Светланов стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

В 1955 году Евгений Федорович уже работал дирижером Большого театра, а в 1963 году главным дирижером. Дебютировал в 1955 году в Большом театре постановкой оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». Эта же опера спустя 45 лет стала последней работой Светланова в Большом театре. В 1962 году Светланов был назначен музыкальным руководителем Кремлёвского дворца съездов, который в то время стал второй прокатной площадкой Большого театра.

С 1965 по 2000 год Евгений Федорович был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра. Кроме того, некоторое время он работал главным дирижером гаагского Резиденц-оркестра, а в последние годы вернулся в Большой театр.

Светланов — автор ряда оригинальных сочинений - симфонии h-moll, симфонических поэм «Даугава» и «Калина красная», Поэмы для скрипки с оркестром памяти Давида Ойстраха, арии для ансамбля виолончелей и других сочинений. Стиль Светланова-композитора перекликается с творчеством Сергея Рахманинова.

Работая в Большом театре, Евгений Федорович осуществил ряд постановок русских и зарубежных опер: «Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Фауст» Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Не только любовь» Щедрина. Искусство Светланова получило признание не только в СССР, но и за границей. Его неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками (в частности, «Щелкунчика» Чайковского в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне). С Госоркестром СССР под управлением Светланова играли лучшие отечественные и зарубежные исполнители — Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Андрей Эшпай, Тихон Хренников и другие.

В 2006 году Государственному академическому симфоническому оркестру было присвоено имя Евгения Светланова. В его честь назван Большой зал Московского международного Дома музыки, открытый в 2004 году.

Евгений Федорович Светланов (1928 - 2002) - выдающийся дирижёр, композитор и пианист. 45 лет работал в Большом театре, совмещая эту огромную творческую деятельность с руководством Госоркестром СССР.

Краткие сведения из детства

И отец, и мать будущего музыканта редчайшей одаренности были оперными певцами. А точнее, солистами Большого театра. И детство его было связано, как и последующая работа, с репетициями театра и музыкой, который он начал заниматься с шести лет. Евгений Светланов пел в хоре, принимал участие как мим в спектаклях и даже однажды забрался на стул, услышав музыку, и начал дирижировать. Это заметили А. Нежданова и дирижёр Н. Голованов. Они от души посмеялись и предрекли, что из такого мальчугана обязательно будет дирижёр.

Юность

Она неслась стремительно, проходя в учебе в Как исполнитель еще в студенческие годы Евгений Светланов поражал новым глубоким прочтением, раскрытием замыслов авторов произведений, которые он исполнял.

С успехом он учился и композиции. Его сочинения построены на базе русской классики. Более всех на него повлиял С. Рахманинов. Параллельно он пробовал свои силы как дирижёр. И с четвертого курса он работает рядом со своим учителем в Оркестре Всесоюзного радио. Работа дирижёра объединяет, синтезирует все полученные знания пианиста и композитора.

За пультом Большого театра

В 1955 году Евгений Светланов впервые выступил в Большом. Это была опера «Псковитянка». Певцы считали его работу исключительно достойной. А танцовщики отмечали, что под его руками оркестр звучал так, что придавал творческие силы исполнителю.

Он удивительно тонко чувствовал хореографию. Танец и музыка были нераздельны. Исполнители обретали свободу, уверенность и вдохновение.

«Антология русской симфонической музыки»

В шестидесятые годы начинается эта подвижническая колоссальная работа. И она не останавливается в течение тридцати лет. Это дело Евгений Светланов пронес через творческую жизнь, как миссию. Начало было положено записью симфоний Чайковского. Всего было записано сто десять дисков.

Признание за рубежом

Впервые в 1964 году вместе с Большим он выступает в Италии в «Ла Скала». Успех был грандиозен. Его приравняли к таким великим дирижерам, как А. Тосканини, Б. Вальтер и Кароян.

Евгений Светланов: личная жизнь

Первый брак состоялся во время работы в Большом с солисткой Ларисой Авдеевой (меццо-сопрано). У них подрастал сын Максим. Молодая журналистка радио «Маяк» Нина Николаева в 1974 году пришла брать интервью у великого музыканта. Она была по профессии в том числе и музыковед. Не только в силу своих специальностей, но и по велению души она посещала концерты великого маэстро. Дверь открыла супруга, Светланова Лариса Ивановна, а за ней вышел и сам Евгений Федорович. Он был одет в потрясающе красивый синий халат с черными атласными отворотами и тапочки на босую ногу. Все мелочи первой встречи навсегда врезались в память Нине Александровне, потому что она влюбилась с первого взгляда. Она была разведена, но ее мечта была недоступна.

Продолжение романа

Во время одного из интервью разговор отклонился от темы, и выяснилось, что оба они страстные рыбаки. Тогда великий дирижёр пошел куда-то и принес японскую удочку удивительной красоты. Они договорились встретиться после работы. Нине Александровне не верилось, что встреча может состояться. И все же Евгений Федорович пришел и пригласил на ужин в ресторан «Минск». Но он был почему-то закрыт. Тогда Нина предложила поехать в небольшой тихий ресторанчик, где никто не узнает музыканта. Они спокойно поужинали и поговорили обо всем. А на следующий день Светланов приехал к ней в Давыдково, на окраину Москвы, в пятиэтажку без лифта и остался на всю ночь. Он был вымотан и просто спал. А утром встал на колени и сказал, что никогда этого не забудет.

Расставанье и новая встреча

Непросто развивались их отношения. Больше года Светланов не давал о себе знать. И вдруг звонок и вопрос: «Ты удивляешься? А можно к тебе приехать?» Они встретились и остались вместе на двадцать пять лет. Жена Нина посвятила ему всю жизнь. О детях сначала не думали, а потом стало поздно.

Болезнь и смерть

На бедре появилась опухоль, которая практически не беспокоила. Но анализы показали - онкология. Врачи требовали операции. Их оказалось десять, а потом 25 сеансов химиотерапии. 7 месяцев Светланов ходил на костылях и ждал одиннадцатой операции. Он терпеливо переносил мучительнейшие боли. А в последний день ему сделали 11 уколов. Но боль никуда не уходила. Терпеть ее было невозможно, и он кричал. А потом, сказав, что, кажется, становится лучше, заснул. Утром он смотрел уже каким-то отрешенным взглядом. Умер вечером, в 19 часов, в светлый майский день в канун Пасхи.

Похороны

Он просил похоронить себя на потому что оно более демократичное, чем Новодевичье.

Там его может посетить любой человек. Светланов хотел, чтобы было исполнено что-нибудь из его сочинений. Возможно, как он сказал, это будет в последний раз.

Евгений Светланов - дирижер-титан. Он мучился не только от тяжких физических болей, но также из-за своего любимого детища - Госоркестра. Разрыв с ним из-за экономических неурядиц 90-х годов превратил Светланова в одинокого гонимого художника. Последний концерт примерно за две недели до смерти Светланов Евгений Федорович дал в Лондоне. Были исполнены с оркестром Би-би-си симфония «Зимние грезы» П. Чайковского и «Колокола» Рахманинова.

Советский российский дирижёр, композитор и пианист.
Заслуженный артист РСФСР (15.09.1959).
Народный артист РСФСР (1964).
Народный артист СССР (1968).
Народный артист Киргизской ССР (1974).
Герой Социалистического Труда (25.04.1986).

Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально-педагогическом училище (1944-1946), затем в Институте имени Гнесиных у Марии Абрамовны Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера. Позже занимался композицией у М. Ф. Гнесина. По окончании института по специальности «фортепиано» (педагог - Г. Нейгауз), в 1951 году поступил в Московскую консерваторию в классы оперно-симфонического дирижирования профессора А. В. Гаука и композиции - Ю. А. Шапорина.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Светланов стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

С 1955 дирижёр, в 1963-1965 гг. - главный дирижёр Большого театра.
Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12-ти является дирижером-постановщиком: это оперы «Псковитянка» (1955) и «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (1955), «Чародейка» П. И. Чайковского (1958), «Не только любовь» Р. К. Щедрина (1961), «Октябрь» В. И. Мурадели (1964), «Отелло» Дж. Верди (1978), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1983), «Золотой петушок» (1988) и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского; балеты «Тропою грома» К. А. Караева (1959), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1960), «Ночной город» на музыку Б. Бартока (1961), «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (1961).

В 1962 г. был назначен музыкальным руководителем Кремлевского дворца съездов, который в то время стал второй прокатной площадкой Большого театра.
В 1964 году принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре «Ла Скала» он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Садко», а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики «Три русские песни» С. В. Рахманинова были исполнены на «бис».
Был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой «Ла Скала», среди которых – А. Тосканини, Б. Вальтер, Г. фон Караян.

С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года - России).

В 1992-2000 гг. был главным дирижером гаагского Резиденц-оркестра (Нидерланды).

В 2000-2002 гг. - вновь работал в Большом театре.

Первые сочинения Светланова – кантата «Родные поля», Первая рапсодия «Картины Испании», Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор (h-moll) – сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 70-х годов, он сочинил крупные симфонические произведения, среди них – «Романтическая баллада», Симфоническая поэма «Даугава», Концерт для фортепиано с оркестром, «Сибирская фантазия», Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д.Ф. Ойстраха), поэма «Калина красная» (памяти В. М. Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, «Деревенские сутки» – квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своём творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям. Стиль Светланова-композитора перекликается с творчеством Сергея Рахманинова.

Искусство Светланова получило признание не только в СССР, но и за границей: его неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками (в частности, «Щелкунчика» П. И. Чайковского в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне). С Госоркестром СССР под управлением Светланова играли лучшие отечественные и зарубежные исполнители - С. Т. Рихтер, А. Я. Эшпай, Т. П. Николаева, Т. Н. Хренников, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, А. К. Фраучи, Ф. Кемпф.

Творческое наследие Светланова огромно: несколько тысяч кассет, дисков, записей с концертов и театральных постановок. Светланов - первый дирижёр, реализовавший идею создания «Антологии русской симфонической музыки». За годы работы с оркестром он записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, Глазунова, Калинникова, А. Н. Скрябина, Рахманинова, Н. Я. Мясковского, а также Вагнера, Брамса, Г. Малера, И. Ф. Стравинского, А. И. Хачатуряна, Шостаковича, Хренникова, А. Я. Эшпая и многих других композиторов. Некоторые их произведения под управлением Светланова прозвучали впервые. Наибольшую известность получило исполнение Светлановым симфонических произведений Чайковского и Рахманинова. Существует также ряд записей Светланова-пианиста.

С 1974 г. - секретарь правления Союза композиторов СССР.

В 2006 году Государственному академическому симфоническому оркестру было присвоено имя Евгения Светланова.
В честь Светланова назван Большой зал Московского международного Дома музыки, открытый в 2004 году.
Имя Светланова получила малая планета № 4135.
С 2004 года проводится международный конкурс дирижёров имени Светланова.
Имя Светланова присвоено самолету Airbus A330 компании «Аэрофлот».

призы и награды

Ленинская премия (1972) - за концертные программы (1969-1971).
Государственная премия СССР (1983) - за концертные программы (1979-1982).
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1975) - за концертные программы (1973-1974) и концерты, посвящённые симфоническому творчеству С. В. Рахманинова.
Премия Президента РФ (1998).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (8 октября 1998).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 июля 1996).
Три ордена Ленина (1971, 5.09.1978, 25.04.1986).
Орден Трудового Красного Знамени (27.10.1967).
Орден Дружбы народов (1977).
Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (НРБ, 1971).
Офицер ордена Почётного легиона (Франция).
Орден Командора (Нидерланды).
Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ).
Почётный академик Шведской Королевской академии.
Почётный академик Академии искусств США.
Почётный профессор МГУ и музыкальной академии имени Гнесиных.
Почётный дирижёр Большого театра (1999).
Почётный член музыкальной Академии Вагнера.
Почётный член Шубертовского общества.
Лауреат «Гран при» (Франция) - за запись всех симфоний П. И. Чайковского.
Лауреат Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1994).
Благодарность Президента Российской Федерации (1998) - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства.
Почётный член Шведской королевской музыкальной академии (1992).



Загрузка...
Top