Икона достойная есть значение. Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)

__________________________________________________

Описание иконы Богородицы Достойно Есть:

В конце Х века недалеко от Афонского Карейского монастыря в келье жил один старец-отшельник со своим послушником. Однажды старец отправился к всенощному бдению в храм, а послушник остался в келье вычитывать молитвенное правило. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Отворив её, юноша увидел перед собой незнакомого монаха, который попросил разрешения войти. Послушник впустил его, и они вместе начали молитвенные песнопения.

Так текла их ночная служба своим порядком, пока не настало время величать Пресвятую Богородицу. Став перед Её иконою ДОСТОЙНО ЕСТЬ «Милующая», послушник начал петь общепринятую молитву: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...», но гость остановил его и сказал: «У нас не так величают Божию Матерь» – и запел иное начало: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего » . А потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим …»

Инок наказал послушнику всегда петь в этом месте богослужения только что услышанную песнь в честь Богородицы. Не надеясь, что он запомнит столь чудесные слова услышанной молитвы, послушник попросил гостя их написать. Но в келье не оказалось ни бумаги, ни чернил, и тогда незнакомец написал слова молитвы пальцем на камне, который стал неожиданно мягким как воск. Затем он внезапно исчез, и инок только и успел спросить у пришельца его имя, на что тот ответил: «Гавриил ».

Вернувшийся из храма старец был удивлен, услышав от послушника слова новой молитвы. Выслушав же его рассказ о чудесном госте и увидев чудесно начертанные письмена песни, старец понял, что явившийся небожитель – это архангел Гавриил.

Весть о чудесном посещении архангела Гавриила быстро распространилась по Афону и дошла до Константинополя. Афонские иноки отослали в Константинополь каменную плиту с начертанною на ней песнью Богородице как доказательство истинности передаваемого ими известия. С той поры молитва «Достойно есть» стала неотъемлемой частью православных богослужений. А икона Божией Матери «Милующая» вместе с прежним названием именуется также «Достойно есть».

_____________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Милующая» или «Достойно есть» молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастии в браке, при несчастных случаях.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Достойно есть» или «Милующая»

О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбие свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша... И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели; тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити матерним ходатайством Твоим к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

__________________________________________

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ДОСТОЙНО ЕСТЬ", ИЛИ "МИЛУЮЩАЯ"

Кондак 1
Избранней Богом от человеческаго рода послужити воплощению предвечнаго Слова, преблагословенней Деве Богородице, достойно воспеваемой от Ангел на Небеси, мы грешнии на земли дерзаем приносити хвалебное пение; еже милостиво от нас приемши, всемилующая Царице Богородице, от всяких бед нас спаси и вечных мук свободи, да зовем Ти: Радуйся, Христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Икос 1
Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице, к смиренному послушнику горы Афонския, в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою, да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем. Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление, со благодарением вопием Ти сице: Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел; Радуйся, ублажаемая от всех небесных сил. Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная; Радуйся, Матерь Бога нашего. Радуйся, Честнейшая Херувим; Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим. Радуйся, без истления Бога Слова рождшая; Радуйся, воистину сущая Богородице. Радуйся, величаемая на Небеси и на земли; Радуйся, воспеваемая горними и дольними. Радуйся, едина благословенная в женах; Радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, Христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 2
Видев послушник пустынный днвнаго пришельца, в келию его пришедшаго и песнь пресладкую Тебе, Владычице, воспевшаго, не уразуме в нем Ангела быти, но зело усладися пением его небесным и проси, да напишет ему словеса поемыя песни: егда же узре, яко под перстом его каменная доска умягчися, и пишемая словеса на ней углубишася яко на песце, позна в сем чудесное действо и возопи к рождшемуся от Тебе Богу Слову: Аллилуиа.

Икос 2
Разумом богоозаренным новую песнь открывая, рече Архангел и ослушнику, яко тако воспевают Тя, Богородице, Ангелов лицы в обителех горних, и повеле ему, да возвестит человеком словеса песни небесныя и научит их ангелоподобно пети Тебе: Радуйся, благодатная Марие; Радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, благословенная в женах; Радуйся, неискусобрачная Родительнице Бога Слова. Радуйся, непорочное селение Духа Святаго; Радуйся, зачатие несказанное явившая. Радуйся, рождество нетленное показавшая; Радуйся, Матерью и Девою пребывшая. Радуйся, во обою непорочно и свято себе сохраньшая; Радуйся, Ангелов чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, горних умов не престающее удивление; Радуйся, человеческаго рода возвышение. Радуйся, Христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 3
Силою Божиею Гавриил Архангел твердый камень в мягкий воск претвори и на нем перстом своим написа словеса песни хвалебныя Тебе, Богородице, да вси познают великое чудо и несомненно уверуют, яко тако воистину воспевают Тя горе силы небесные, имже подражающе, и мы поем величия Твоя, Дево, и в радости духовней вопием прославльшему Тя Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имея простоту душевную и непорочное сердце, послушник смиренный сподобися ангельския беседы и лицезрения чинона-чальника горних сил, мы же, лукавством и злобою потемненнии, со трепетом взирающе на святую икону Твою, Владычице, молим Ти ся прилежно, обрати ны от злоб наших и научи нас во смирении и кротости духа глаголати Тебе: Радуйся, гору Афонскую освятившая Твоим благодатным присутствием; Радуйся, холмы и дебри ея исполнившая славою Твоих чудес. Радуйся, ангельскаго явления сподобльшая пустынножительство афонское; Радуйся, обители иноческия в нем умножившая во спасение душ человеческих. Радуйся, и всем в посте и молитве пребывающим обещавшая Твое заступление; Радуйся, от треволнения моря житейскаго спасающая кающихся. Радуйся, благодать Сына Твоего и Бога низводящая на места, Тебе посвящаемыя; Радуйся, рай мысленный показавшая Храмы Божии. Радуйся, пристанище небурное содевающая в онех ищущим спасения; Радуйся, всем потребным ко благочестию нас снабдевающая. Радуйся, жительствующим богоугодно Подательнице благ временных и вечных; Радуйся, Ходатаице нам Царствия Небеснаго. Радуйся, Христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 4
Буря недоумения смути старца инока, егда услыша песнь новую и чудну из уст своего ученика и узре доску каменну, яко воск, начертание приимшу: егда же уведа о посещении дивнаго посетителя, Гавриилом нарекшагося, уразуме, яко той сей есть, иже древле благовести Тебе, Дево, безсеменное зачатие Бога Слова. Темже величая величия Твоя, Царице горних и дольних, поспеваше радостно Ангелов и человеков Творцу: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше о посещении Архангелове иноцы горы Афонския, стекахуся видети доску, на нейже преестественно начертана быша письмена песни небесныя, и воспеваху Тя благоговейно пред святою иконою Твоею, Владычице, пред неюже воспе Тя Архангел. Приими убо и наша приносимыя Тебе молитвы с пением таковым: Радуйся, яко о Тебе радуется ангельский собор; Радуйся, яко о Тебе торжествует человеческий род. Радуйся, на руку Твоею носившая Носящаго всяческая; Радуйся, вместившая во чреве Твоем невместимаго всем миром. Радуйся, Создателю Твоему плоть заимодавшая; Радуйся, Краснейшаго паче всех сынов человеческих рождшая. Радуйся, млеком питавшая Питающаго всяческая; Радуйся, попечение имевшая о Сыне Твоем, Сущем Промыслителе всея твари. Радуйся, похвало девства; радуйся, матерей славо. Радуйся, в рождестве девство сохраньшая; Радуйся, рождество с девством сочетавшая. Радуйся, Христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 5
Боговидец Моисей иногда на каменных скрижалех Закон Божий, начертанный перстом Божиим, получи, иноцы же горы Афонския песнь небесную во славу Богоматере, на доске каменней начертанную, от Архангела прияша и, сим наученнии ангельское славословие Тебе приносити, воспеша тако благоволившему о них Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше начальницы горы Афонския чудо велие в явлении Архангелове и песни новей, доску с начертанными от Ангела письмены препроводиша к царю и патриарху Царяграда, во уверение истины преславнаго сего чудесе; тии же радостно прияша ю, яко залог благоволения Божия во всей Церкви православней, узакониша воспевати песнь ангельскую в похвалу Тебе, Богородице, и взываху Ти во умилении сице: Радуйся, преукрашенная лепотами всех добродетелей Дево; Радуйся, Невесто неневестная. Радуйся, возрастившая цвет неувядаемый, Христа; Радуйся, раю словесный, древо жизни нам прозябшая. Радуйся, сене небесная, от зноя страстей нас сохраняющая; Радуйся, покрове миру, ширший облака. Радуйся, древо благосеннолиственное, прохладу спасительную верным подающее; Радуйся, источниче воды живыя, от неяже пияй ктому не умирает. Радуйся, Судии праведнаго моление; Радуйся, грехов наших прощение. Радуйся, во славе небесней одесную Бога пребывающая; Радуйся, земнородных милосердием Твоим не оставляющая. Радуйся, Христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 6
Проповедует Святая Церковь величие чудес Твоих, Марие Богородице, и светло красуется, воспевая Ти песнь ангельскую, от небес на землю принесенную чиноначальником горних сил Гавриилом; с нимже помолися, Госпоже Пречистая, к Сыну Твоему и Богу, да незыблему во благочестии сохранит Церковь Свою и посрамит вся востания еретическая и раскольническая, нас же, чад Кя, сподобит неосужденно воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 6
Возсияла еси многими лучами чудес, о милостивая Богомати, чрез святую икону Твою, Владычице, и сими не точию гору Афонскую, но и множайшая места озарила еси, да научимся звати Тебе: Радуйся, радосте наша, услаждающая скорбныя сердца, к Тебе отверстыя; Радуйся, благая Заступнице, на помощь к нам ускоряющая. Радуйся, залог спасительный нам в иконе Твоей даровавшая; Радуйся, Афонскую гору и многия страны ею прославльшая. Радуйся, Надеждо наша известная; Радуйся, упование наше непостыдное. Радуйся, скорбей наших разрешение; Радуйся, печалей наших утоление. Радуйся, веры православныя утверждение; Радуйся, неверия и зловерия посрамление. Радуйся, любве Божественныя явление; Радуйся, чудес преславных совершение; Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 7
Хотящим жати спасение милостивая Покровительница и Помощница являешися, Мати Божия, и присно ходатайствуеши за них к Сыну Твоему и Богу, аще бо кто и падает в некое согрешение, немощию плоти обложен, обаче Тобою возстание получает во спасение, яко всем хощеши спастися и в разум истины приити воспевающим Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Ново небо и нова земля уготованы от Сына Твоего и Бога любящим Его, Госпоже Всеблагая, к нимже стяжахом Тя Путе-водительницу изрядну. Темже молим Тя, не попусти нас погибнути в дебрех греховных, но приведи нас стезею правою в страну света и радости вечныя, да Тебе вопием хвалебно: Радуйся, Сиона горняго первейшее украшение; Радуйся, обителей дольних присноготовое заступление. Радуйся, земле благая, клас спасительный миру израстившая; Радуйся, ниво неоранная, оплодотворенная Духом Святым. Радуйся, огнь Божества во чрево Твое приемшая; Радуйся, глад падшаго человечества хлебом жизни утолившая. Радуйся, Престоле Царя Славы; Радуйся, палато преукрашенная Вседержителя. Радуйся, храме одушевленный Триипостаснаго Бога; Радуйся, двере Господня, еюже Сын Божий пройде к нам. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 8
Странное явление Архангела, на горе Афонстей иногда бывшее, смотрение бысть божественное, имже прославися всепетое имя Твое, Марие Богородице, и вси вернии научишася ангелоподобно воспевати Тя, Херувимов Честнейшую и Серафимов Славнейшую Матерь Бога нашего, о Нейже радуется всякая тварь, и род человеческий благодарно взывает ко Господу: Аллилуиа.

Икос 8
Все упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, и в скорбех наших к святей иконе Твоей усердно притекаем, чающе от нея утешение благодатное получити. Помози убо нам, Владычице, с терпением и благодарением всякия скорби переносити и вместо ропота малодушнаго благоумиленно взывати Тебе: Радуйся, всех скорбящих Радосте; Радуйся, всех печальных Утешение. Радуйся, труждающихся и обремененных сладкий Покое; Радуйся, болезнующих и огорченных живительная Отрадо. Радуйся, в час скорбных недоумений мысль благую на сердце полагающая; Радуйся, во дни уныния надеждою вечных благ воодушевляющая. Радуйся, искушаемым руку помощи простирающая; Радуйся, гнев Божий от глав наших отводящая. Радуйся, мирное устроение обуреваемым напастьми подающая; Радуйся, во благих желания наша дивно исполняющая. Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными увенчавающая; Радуйся, всех благоподвизающихся блаженства райскаго сподобляющая. Радуйся, Христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 9
Вси Ангели небеснии немолчными похвалами Тя ублажают, Царице и Владычице всея твари, мы же земнии и перстнии кую похвалу достойную принесем Ти, Все петая; обаче надеющеся на милосердие Твое неисчетное, любовию к Тебе понуждаеми, поем чудеса Твоя, проповедуем благодеяния Твоя, славословим имя Твое и, усердно припадая ко святей иконе Твоей, рабски вопием изображенному на ней вкупе с Тобою Богомладенцу Христу: Аллилуиа.

Икос 9
Витий риторския глаголы недовольны к пению чудес Твоих, Богородице, обаче благая сущи, веру нашу вместо риторскаго благословесия милостиво приими, веси бо и любовь нашу, еюже сердца наша к Тебе исполнены. Темже благоутробно услыши нехитростныя наша песни, имиже дерзаем благохвалити Тя сице: Радуйся, сопрестольное Отцу Слово в ложеснах Твоих вместившая; Радуйся, Свет незаходимый росшая. Радуйся, жизнь вечную миру даровавшая рождеством Твоим; Радуйся, Превечнаго, яко Младенца, на руку Твоею носившая. Радуйся, граде одушевленный Всецаря; Радуйся, скиние освященная живаго Бога. Радуйся, нижняя сочетавшая с вышними; Радуйся, Миротворице, Божественнаго мира преисполненная. Радуйся, добрых виновная; радуйся, злых пременение. Радуйся, оружие на враги всекрепкое; Радуйся, щите верных несокрушимый. Радуйся, Христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 10
Спасительное прибежище от сует мира прелестнаго явися жребий Твой земный, святая воистину гора Афонская, Богородице Дево, ознаменованная многими Твоими чудесы. Но и на всяком месте с любовию призывающих Тя услыши и заступи. Сына же Твоего умоляти не престай. Всеблагая, да не отступна пребывает благодать Его от мест, идеже в собрании верных поется Ему хвалебная песнь: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси девственником, Преблагословенная Дево, и столп крепок от лица вражия всем подвижником благочестия: Тебе бо дадеся велия сила темныя адския силы побеждати и от искушений их душепагубных человеки избавляти, наипаче же тех, иже целомудренно и свято на земли пребывают. Сего ради девства и целомудрия рачители согласно Тебе зовут: Радуйся, чистотою сияющая паче солнца; Радуйся, девства начало и освящение. Радуйся, крине, облагоухавший падшее человечество; Радуйся, во смирении Твоем осененная благоволением Всевышняго. Радуйся, верная рабо Господня; Радуйся, яко Тя блажат вси роди. Радуйся, яко сотвори Ти величие сильный; Радуйся, яко соцарствуеши с Сыном Твоим во славе вечней. Радуйся, Ходатаице Божия к людем благоволения; Радуйся, грешных к Богу дерзновение окриляющая. Радуйся, неистощимый источниче милостей и щедрот; Радуйся, преисполненная сострадания к страждущим. Радуйся, Христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 11
Пение наше, аще было бы и тьмочисленное, не довлело бы к достойному прославлению милостей Твоих, Преблагословенная Мати Божия, яже непрестанно изливаеши роду нашему; обаче да не неблагодарни явимся пред Тобою, по силе нашей похвальная восписуем Ти с верою и любовию и, воспоминая неисчетная чудотворения Твоя, вопием верховному Творцу чудес Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светоподательными лучами чудес икона Твоя, о Всемилостивая Владычице, на святей горе Афонстей и повсюду немерцаемо сияет и весь мир православный благодатно просвещает. Сего ради грядут к ней от лет древних на поклонение православных собори, умиленно воспевая пред нею благохваления Ти таковая: Радуйся, Царя Христа миру явившая; Радуйся, на иконе Твоей вкупе с Ним изображенная. Радуйся, клеще таинственная, Исаиею провиденная; Радуйся, купино неопалимая, боговидцем Моисеем предзримая. Радуйся, руно орошенное Гедеона; Радуйся, чаще приосененная, Аввакумом воспетая. Радуйся, двере затворенная, Иезекиилю показанная; Радуйся, горо несекомая, Даниилу явленная. Радуйся, многообразно от пророк предвозвещенная; Радуйся, пророческих речений сбытие явившая. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 12
Благодати причастная Твоя икона, Богородице Дево, яко сокровище драгоценное, Церкви Христовой от Тебе подадеся, в ней бо обещалася еси с нами быти до скончания века, рекши о первонаписанней Твоей иконе: с нею благодать Моя и сила. Веруем, Всепетая, яко не оскудеет глагол Твой сей, и яко во иконе Твоей святей на всяцем месте и зде с нами пребываеши, идеже верно поется Сыну Твоему и Богу хвалебная песнь: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще чудеса Твоя, Богородице, припадаем усердно ко святей иконе Твоей, лобызаем ю с сердечною любовию, и яко присно сущей с нами, молим Ти ся: воззри на ны милосердием Твоим, Мати Божия, и якоже Тя зрим ныне на иконе изображенную, тако сподоби нас узрети Тя в час грозный смертный, от руки диаволи нас исхищающую и в Царствие Христово приводящую ны державною десницею Твоею, да Тебе благодарственно взываем: Радуйся, по Бозе первое наше прибежище и покрове; Радуйся, матернею любовию Твоею весь мир христианский объемлющая. Радуйся, во святом житии верныя утверждающая; Радуйся, благую христианскую кончину им подающая. Радуйся, от власти лютаго миродержца уповающия на Тя избавляющая; Радуйся, на мытарствах воздушных заступающая славящих Тя. Радуйся, врата райская нам отверзающая; Радуйся, Царствие Небесное любящим Тя ходатайствующая. Радуйся, во славе небесней приседящая Сыну Твоему и Богу; Радуйся, во общение Славы Его и чтущия Тя вводящая. Радуйся, телес наших здравие; Радуйся, душ наших спасение. Радуйся, Христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Кондак 13
О Всепетая Мати, рождшая святых Святейшее Слово, от Ангел воспеваемая на Небеси и от человек славимая на земли! Приими милостиво сие малое моление наше и даруй душевное спасение и телесное здравие всем, верно чтущим Тя и поющим Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

12.09.2016

Святогорское предание

В столице Афона - городе Карее, основанном в 335 году императором Константином Великим, в алтаре Протатского собора, на горнем месте, и сегодня находится чудотворная икона, именуемая «Достойно есть», или «Милующая» («Άξιόν έστιν»).

История этой иконы, как явствует из ее названия, связана с появлением церковного песнопения «Достойно есть». Вот что рассказывает об этом удивительном случае святогорское предание.

В конце Х века на Святой Горе неподалеку от Карейского монастыря жил старец-отшельник с послушником. Проводя все время в молитве и посте, они оставляли свою келью лишь в исключительных случаях. Кстати, келья эта с небольшой церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы сохранилась до настоящего времени. И вот однажды, в воскресный день 11 июня 982 года, старец-священник отправился ко Всенощному бдению в Карейский храм, а своему ученику наказал совершать эту службу дома.
Уже наступала ночь, когда послушник вдруг услыхал стук в дверь. Удивленный, он отворил ее и увидел на пороге незнакомого инока (монаха), который попросил приюта. Послушник впустил незнакомца, а скоро пришло и время Всенощной службы…

Заканчивая чтение канона, они оба встали перед иконой Пресвятой Богородицы, называвшейся «Милующая», и начали было петь древнюю величальную песнь святого Космы, епископа Маиумского, творца канонов: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим…», как вдруг незнакомец прервал пение.

А у нас не так величают Божию Матерь, - сказал он, - мы поем сначала: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего» и уже потом: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим».

И - о чудо! - как бы откликаясь на это дивное славословие и приветствуя его, икона Божией Матери вдруг засияла необыкновенным небесным светом…

Ошеломленный всем виденным и слышанным, послушник простодушно попросил:

А мы такой песни никогда и не слыхали… И не только мы, но даже и предки наши… Прошу тебя, запиши мне ее, чтобы я мог бы так же величать и славить Богоматерь.

Когда выяснилось, что в келье нет ни чернил, ни бумаги, незнакомец произнес:

Я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне. Ты и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы именно так славословили Пресвятую Богородицу.

Начертав на камне, ставшем под его рукой мягким как воск, слова песни, гость подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, в тот же миг стал невидим…

Возвратившийся старец застал послушника, распевающего незнакомую чудесную песнь. А когда узнал о таинственном незнакомце и увидел каменную плиту с отчетливо запечатленными словами песнопения, сразу же понял, что их келью посетил сам Архангел Гавриил. Каменную плиту они отнесли к прету (начальнику Святой Горы) и подробно рассказали обо всем случившемся.

С тех самых пор ангельская песнь «Достойно есть» и стала звучать (звучит и в наши дни!) на Божественной литургии и других церковных службах. Икону, перед которой ее воспел Архангел Гавриил и получившую новое название - «Достойно есть», торжественно перенесли в Протатский собор в Карее, а плиту - в Константинополь.

Чудеса-вразумления свыше

Эта икона прославилась многими чудесами. Вот лишь два из них.

Святые афонские подвижники установили совершать крестный ход с иконой «Достойно есть» на второй день Пасхи. Для этого все иноки, как живущие в Карейском монастыре, так и подвизающиеся в отшельнических кельях, расположенных в его окрестностях, должны были собираться на церковную службу в храм Протата и после литургии совершать крестный ход.

Это святоотеческое установление как-то нарушили четыре монаха, жившие в Карее на подворье обители Святого Дионисия. Когда крестный ход проходил мимо их жилища, они не только не вышли навстречу иконе, но заперлись, называя участников крестного хода чревоугодниками и винопийцами, а само священнодейство - делом противозаконным.
Божия Матерь не оставила этих несчастных без вразумления: вечером того же дня вдруг пошел сильный дождь с градом, который побил все огородные растения и виноградники подворья. Самое удивительное было в том, что это бедствие постигло только Дионисиатское подворье!

Вразумленные столь чудесным образом, эти монахи на следующий год оказали святыне подобающее уважение, а у совершающих крестный ход попросили прощения.

В другой раз нарушителями святоотеческого установления стали иноки обители Кутлумуша: под действием духа злобы они вообразили, что, так как живут в монастыре, не должны совершать крестного хода вместе с келиотами (монахами, живущими в отдельных кельях), а пройдут крестным ходом обособленно, как в других монастырях. Так они и поступили.
Но такое их превозношение было осуждено Божией Матерью - внезапно и с суши, и с моря напали на кутлумушскую обитель разбойники из неверных и подожгли ее… Кутлумушцы раскаялись в своем грехе и гордыне и в последующем стали следовать чину, установленному древними отцами, совершая крестный ход вместе со всеми почитателями святыни.

Современное чудо

Чудеса, явленные по молитвам к Божией Матери перед Ее иконой «Достойно есть», не прекращаются и в наше время. Так, бушевавший летом 1990 года пожар на Афоне (огнем было объято сразу несколько обителей!) внезапно угас, лишь только на место пожара была принесена чудотворная икона «Достойно есть» и перед ней был отслужен молебен.

Списки иконы

Многочисленные списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») свято чтутся и в Русской земле.

В Галерной гавани Санкт-Петербурга был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланный с Афона точный список с этой благодатной иконы.

В 1858 году список с иконы был доставлен в Оренбург, в женскую обитель.

А 16 июня 1999 года список с чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» со Святой Горы Афон доставили на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры.

МОЛИТВА

О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадающе ко святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но да явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевшаго Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое.

О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Церствие наследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь

ЧУДЕСА

Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери. Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов. Боится душа моя прикоснуться, но любовь понуждает не скрывать благодарности за Ее милосердие.

Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все Небесные силы Ангелов и Архангелов.

И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует.

О, когда бы мы знали, как любит Пресвятая всех, кто хранит заповеди Христовы, и как жалеет и скорбит о тех, кто не исправляется. Я испытал это на себе. Не лгу, говорю пред лицом Бога, Которого знает душа моя: духом я знаю Пречистую Деву. Я Ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и Ее любовь к нам.

Если бы не Ее милосердие, то я давно бы погиб; но Она восхотела посетить меня и вразумить, чтобы я не грешил. Она мне сказала:

Нехорошо Мне смотреть на тебя, что ты делаешь.

И слова Ее приятные, тихие, кроткие и действуют на душу.

Прошло более сорока лет, но душа моя не может забыть этих сладких слов, и не знаю, что воздам я, грешный, за эту любовь ко мне, нечистому, и как буду благодарить благую, милующую Матерь Господню.

Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все Небо и вся земля радуются о любви Ее.

Чудное и непостижимое дело. Она живет на Небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас, убогих, и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы.

И сию Пречистую Матерь Свою Господь даровал нам. Она наша радость и упование. Она наша Матерь по духу и близка нам по природе, как человек. И всякая душа христианская влечется к Ней любовью.

Преподобный Силуан Афронский

Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре Филофей были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец - отец Савва, - узнав об этом, опечалился и начал упрашиватьсовет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа, и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии, и его, наконец, послушались.

Однако, спустя время, старца стали донимать укорами, говоря:

Мука закончилась. Что теперь будет?

Старец им отвечал:

Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.

В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:

Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?

Но благочестивый и исполненный веры старец отвечал:

Не теряйте надежды на Гликофилусу («Сладкое лобзание»). Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благой

Отец, позаботится о всех нас.

И вот у них закончился последний хлеб. Но не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы (город на севере Греции), и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова.

Монахи, видя очевидный промысел Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога. Конечно, больше всех славил Бога и благодарил Божию Матерь отец Савва, всегда воссылавший Ей благодарения самой своей святой жизнью.

После этого он напоминал отцам:

Разве я не говорил вам, что Божия Матерь нас не оставит?

Из книги старца Паисия Святогорца «Отцы-святогорцы и святогорские истории»

Из книги Ольги Глаголевой «Богородица — наша заступница», ЭКСМО, 2010 год.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Милующая» или «Достойно есть» молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастии в браке, при несчастных случаях.

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» находится в столице Афона городе Карее на горнем месте алтаря соборного храма. Время ее явления определяется 980 годом, прославления – 1864 годом. Эта икона особо почитается благодаря следующему случаю.

Храм Протата, здесь в алтаре находится икона «Достойно есть».

В конце Х века недалеко от Афонского Карейского монастыря в келье жил один старец-отшельник со своим послушником. Однажды старец отправился к всенощному бдению в храм, а послушник остался в келье вычитывать молитвенное правило. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Отворив её, юноша увидел перед собой незнакомого монаха, который попросил разрешения войти. Послушник впустил его, и они вместе начали молитвенные песнопения.

Так текла их ночная служба своим порядком, пока не настало время величать Пресвятую Богородицу. Став перед Её иконою ДОСТОЙНО ЕСТЬ «Милующая», послушник начал петь общепринятую молитву: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...», но гость остановил его и сказал: «У нас не так величают Божию Матерь» – и запел иное начало: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». А потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим…».

Инок наказал послушнику всегда петь в этом месте богослужения только что услышанную песнь в честь Богородицы. Не надеясь, что он запомнит столь чудесные слова услышанной молитвы, послушник попросил гостя их написать. Но в келье не оказалось ни бумаги, ни чернил, и тогда незнакомец написал слова молитвы пальцем на камне, который стал неожиданно мягким как воск. Затем он внезапно исчез, и инок только и успел спросить у пришельца его имя, на что тот ответил: «Гавриил».

Вернувшийся из храма старец был удивлен, услышав от послушника слова новой молитвы. Выслушав же его рассказ о чудесном госте и увидев чудесно начертанные письмена песни, старец понял, что явившийся небожитель – это архангел Гавриил.

Весть о чудесном посещении архангела Гавриила быстро распространилась по Афону и дошла до Константинополя. Афонские иноки отослали в Константинополь каменную плиту с начертанною на ней песнью Богородице как доказательство истинности передаваемого ими известия. С той поры молитва «Достойно есть» стала неотъемлемой частью православных богослужений. А икона Божией Матери «Милующая» вместе с прежним названием именуется также «Достойно есть».

Среди многих сотен образов Богородицы совершенно особое почитание заслужили те, что произошли с Афонской горы. С иконой «Достойно есть» связана невероятная история, которую бережно сохранило церковное предание. Неразрывная связь с известной молитвой придает глубокое значение и образу, и самим словам хвалебной песни.


История святого образа

История дошла к нам из глубины веков: жил в афонской пещере монах, однажды ушел он на службу, а молодого послушника оставил в келье. Время было вечернее, вдруг в дверь постучали. Юноша не удивился - гора Афон населена монахами, бывают здесь и паломники, иногда они просятся на ночлег друг к другу. Гости вместе стали молиться. Когда монахи начали величать Богородицу, гость предложил к традиционным стихам добавить слова:

  • «Достойно есть…»

Все это произошло перед иконой Божией Матери, которая стала излучать чудесный свет. Молодой инок попросил записать прекрасные слова. Когда не оказалось бумаги, гость начертал их прямо на камне. Он попросил научить этой молитве всех христиан. Сотворив это чудо, гость исчез. Все православные сегодня наизусть знают хвалебную молитву, которая затем стала частью богослужения.

Прозорливый старец потом сказал, что в келью к нему наведался сам архангел Гавриил. Икону с тех пор стали именовать первыми словами ангельской песни. Образ был перенесен в монастырский Успенский храм (Карея), где пребывает до настоящего момента. По вере многие получают перед ним исцеление от духовных и телесных болезней.


Храм иконы «Достойно есть»

Прошло уже почти тысячелетие с того чудесного визита, а икона «Достойно есть» («Милующая») все еще находится на Афонской горе. Только несколько раз монахи вывозили ее в Грецию, чтобы дать верующим возможность поклониться святыне - посетила Царица Небесная Афины, Салоники, Кипр. Обычно же стоит она в алтаре соборного храма. Дважды в год монахи устраивают крестный ход вокруг острова, и те иноки, которые на него не приходят, бывают наказаны свыше (то пожар случался, то грабеж).

Списки иконы были отправлен и в Россию. Один находился в Санкт-Петербурге, там действовал храм Милующей Иконы, который в настоящее время находится на реставрации. Другой список подарен подворью Троице-Сергиевой Лавры. Сделали его иноки Никольского скита. Прославилась чудесами копия, находившаяся в Вятской губернии. Имеется образ в иерусалимской духовной миссии. Москвичи могут поклониться иконе в Даниловом монастыре (она находится в соборе), в Ильинском храме (Обыденский переулок).


В чем помогает икона «Достойно есть»

Человек во время жизненного пути не одинок - по крайней мере, верующий. Рядом с ним всегда пребывает Ангел-хранитель, Божия Мать и Сам Господь. Обращаться за помощью надо при помощи молитвы, традиционно православные делают это возле святых икон. В чем помогает икона «Достойно есть»:

  • успешно завершить начатое предприятие (можно заказать молебен);
  • обрести здоровье;
  • наладить отношения в семье;
  • получить прощение грехов - даже очень тяжких, называемых смертными.

Прибегать к Божией Матери можно даже в самых безнадежных ситуациях, потому что она известна своим терпением, усердием в молитве, всепрощающим отношением к грешникам.

Смысл и значение иконы

Размышляя о значении иконы «Достойно есть», надо сначала внимательно вдуматься в слова похвалы. Всего два коротких стиха, но в них заключена целая богословская программа.

  • Достойно славить Тебя, непорочную и блаженную Божию Мать.
  • Слава твоя больше, чем Серафимов, ты достойная высшего почитания, чем Херувимы.
  • Ты родила Бога-Слово, не нарушив чистоту.
  • Мы величаем Тебя как Богородицу.

Таков смысл стихов, которые верующие привыкли слышать на церковнославянском языке (хотя оригинал звучал на греческом).

По мнению искусствоведов, оригинальная икона, перед которой впервые была произнесена новая молитва, являлась обычным поясным изображением Богородицы. Младенец сидел на правой руке, прильнув к Матери. После произошедших событий в образ были внесены соответствующие коррективы. На полотне появились фигуры ангелов - на уровне голов слева и справа. Они простирают руки к Христу и св. Марии.

Ангелы указывают на то, что молитва была прислана прямо с небес на грешную землю, как милость. Ведь повторяя такую короткую и приятную для слуха молитву, можно спасти свою душу, да и многих вокруг. Как говорил один старец, если спастись самому, вокруг спасутся тысячи. Недаром второе название иконы «Достойно есть» - «Милующая».

Головы Богородицы и Младенца украшены коронами. Взгляды обоих направлены на свиток - его держит Христос в правой руке. На нем написаны слова библейского пророчества о Спасителе - Царе мира.

Другие варианты иконописи

Икона Божией Матери «Достойно есть» становилась и сюжетом для храмовых росписей в 17 в. Там сюжет разворачивался, как правило, более пространно, поскольку авторы не были жестко ограничены размером доски. Богородица здесь изображена уже в полный рост, держащей Богомладенца на руках. Вокруг присутствует ангельский мир, святые. Над Божией Матерью в облаках предстает Бог-Отец (позже постановлением одного из соборов изображать Первое лицо Святой Троицы в виде старца было запрещено).

Вокруг Св. Марии писался также текст молитвы «Достойно есть». Изображался такой сюжет и на сосудах, которые называются панагиарами. Предназначались они для хлеба, освященного в честь Богородицы. После трапезы в монастырях его раздавали каждому монаху.

Как и что просить у иконы

О чем молиться иконе «Достойно есть»? Мысли любого верующего должны быть направлены, в первую очередь, на спасение своей души. Помиловать, спасти от вечного огня - вот о чем надо умолять Царицу Небесную и Господа Христа. Только потом можно просить о каких-то бытовых нуждах. Никогда не следует жаловаться на других, требовать их наказать, пытаться заставить близких поступать по-своему при помощи молитвы. Это уже больше похоже на колдовство, а не на молитву, угодную Господу.

Молиться следует, прежде всего, об исправлении собственных недостатков.

  • Гордыня . Начало многих других отрицательных качеств, «мать всех грехов», как говорят святые отцы. Высокомерное отношение к другим мешает увидеть достоинства, искренне любить, уважать близких.
  • Лень . Современные люди настолько изнежены, что часто малейшие препятствия кажутся им непреодолимыми. Царица Небесная при жизни много работала (обычную воду в древнем Израиле приходилось носить издалека), поэтому она научит трудолюбию, терпению, пошлет сил.
  • Гнев . Признак того, что человек не примирился с собой, а значит, и с Господом. Может перерасти в зависть, нетерпение, злобу к окружающим. Необходимо молиться особенно усердно, Господь усмирит будущие в душе страсти.

Сначала надо прочитать молитвы, специально написанные для почитания пресвятой иконы «Достойно есть». Не стоит забывать и о песнопении, давшем иконе название. Если нет слуха, петь необязательно. Простого чтения будет достаточно.

Молитва «Достойно есть» также может использоваться совершенно самостоятельно, читать ее можно в дороге, в моменты, когда выдается свободная минутка. На чтение по четкам необходимо брать благословение. Обычно священники лишь поощряют желание молитвенных подвигов, если оно возникает. Только надо приготовиться к тому, что демоны будут всячески препятствовать укреплению этой новой привычки. Нельзя сдаваться, надо молиться ежедневно. Тогда Господь обильными дарами благословить всю земную жизнь.

Молитва перед образом Пресвятой Богородицы «Достойно есть»

Молитва

О, Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая ко святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам беспомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Тя пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О, Царице Всепетая, простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящие утеши, бедствующим помози, и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие наследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Похвала

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.



Загрузка...
Top