Исаакиевский собор опять стал символом крутых поворотов отечественной истории. В скандале вокруг исаакиевского собора всплыл финансовый вопрос От потери Исаакия к передаче РПЦ экспонатов Эрмитажа и Русского музея

Чем грозит Санкт-Петербургу попытка местной епархии перехватить права на Исаакиевский собор, разбирался «Собеседник».

На волне почитания совместного «бренда» РПЦ и власти – князя Владимира – церковь, похоже, решила, что границ ее влияния больше нет.

Аппетит за госсчет

Письмо с просьбой о передаче собора петербургский митрополит Варсонофий недавно направил губернатору Полтавченко. Епархия хочет взять на баланс Исаакий и Спас на Крови. И это притом что еще два объекта, входящие в комплекс «Музея четырех соборов» – Смольный и Сампсониевский, – уже практически переданы церкви. Хотя внятного ответа от городских властей пока нет, притязания РПЦ на вторую половину имущества поразили интеллигенцию культурной столицы.

– Меня эта весть ошеломила, тем более узнал я об этом не от епархии или Смольного, а из прессы. Вести такие переговоры без участия музея по меньшей мере неприлично, – сказала Sobesednik.ru директор «Музея четырех соборов» Николай Буров. – До недавних пор мы очень гордились многолетними отношениями с РПЦ. Мы даже смирились с передачей двух соборов, притом что два других используются нами совместно, в том же Исаакии регулярно приходят богослужения. И мы ни копейки не брали с приходов на коммунальные и другие расходы. Но передача этих двух объектов фактически уничтожит музей, третий по посещаемости в стране, 400 сотрудников останутся на улице. Мне не совсем понятно, зачем это государству и как церковь собирается содержать эти объекты, которые к тому же никогда ей не принадлежали.

В епархии заверяют, что хотя Исаакий и строился на средства госказны, но это место «не для музея, а для молитвы» (хотя из 3,2 млн ежегодных посетителей с религиозными целями сюда приезжают лишь 1%). Вопрос с содержанием объекта в РПЦ также решают просто. Протоиерей Чаплин прямо заявил, что управлять собором будет РПЦ, а «все расходы по обслуживанию и реставрации должно нести государство». По его убеждению, «смена пользователя не повлияет на объем госпомощи». Видимо, Чаплин не знает, что этой помощи не было.

– Мы единственный музей, который уже десятилетия не берет из бюджета ни копейки, – говорит Николай Буров. – Причем мы ежегодно платим не менее 50 млн налогов, эти деньги бюджет потеряет. Годовой оборот комплекса в 2014-м – 650 млн, на реставрацию уходит не менее 200 млн в год, еще свыше 100 млн – на содержание. Епархия, как заявляют дешевые популисты, отменит плату за вход. И где они найдут необходимые деньги? Нужно не менее 500 млн в год. Можно, конечно, лет 5 прожить без затрат, довести собор до предаварийного состояния и потом попросить гораздо больше.

Директор музея отмечает, что попытки РПЦ получить объект предпринимались и раньше, но не так энергично.

– Еще когда я был главой комитета по культуре, приходили робкие запросы из Москвы: мол, в каком году можно говорить о передаче собора? Я отписывался, что в 2033-м, надеясь, что до этого позора я все-таки не доживу, – говорит Буров.

Поправление бюджета

Сейчас оппозиционные депутаты ЗакСа собирают подписи за референдум о судьбе Исаакия. Хотя за последние два месяца РПЦ предъявила претензии еще на ряд объектов, включая и два крупных музея. Несмотря на то, что т.н. реституция – передача бывших церковных объектов – со скандалами проходит по всей стране. В Питере в последнее время напор РПЦ явно усилился. Некоторые связывают это с воцерковленностью нынешнего губернатора.

– Системно это ситуацию не меняет. Разница управления лишь в стилистике – Матвиенко делала все с комсомольским задором, а Полтавченко – с Божьей помощью, – считает один из инициаторов референдума, депутат ЗакСа Максим Резник. – Губернатор, мне кажется, сам не рад аппетитам епархии. А они скорее всего связаны со сменой духовной власти.

Весной местную епархию возглавил митрополит Варсонофий, земляк Патриарха из Мордовии. Его стиль работы вызвал ропот не только в светской, но и в духовной среде. На ключевые посты стали назначать священников из Саранска. Среди них, кстати, и новый ключарь Исаакия, который в одной из первых проповедей пообещал питерцам, что «завтра начнется война». Спустя месяц на закрытом пасхальном приеме Николай Буров прямо заявил митрополиту, что город, переживший блокаду, «переживет и вас».

Другая отличительная черта новой команды епархии – активная борьба за доходы. Новый митрополит, говорят, сразу повысил отчисления с приходов. Правда, вся бухгалтерия РПЦ при новом Патриархе – тайна (прежний раз в год подробно отчитывался). Но на днях стало известно, что поступления в храмовые кассы от прихожан сильно упали – до 4,15 млрд с 4,6 в 2013-м. Особенно в Петербурге – с 2,9 до 1,3 млрд. Эти потери тоже надо компенсировать. Хотя изначально в епархии заявили, что плату за вход в том же Исаакии брать не намерены. Позже заявили, что средства на реставрацию все же получат от экскурсий. Вдобавок пример храма Христа Спасителя показывает, что зарабатывать на аренде, торговле и прочих непрофильных услугах можно немало (об этом «Собеседник» подробно писал в 2012-м). В интеллигентном Петербурге напрямую в стяжательстве РПЦ не обвиняют.

– Но методом исключения я прихожу к выводу, что главная цель – перераспределение финансовых потоков, – дипломатично говорит Резник.

Музей греха

Тем более что епархия претендует на самые доходные и благополучные объекты. Например, на недавно отреставрированную Благовещенскую усыпальницу, где находится единственный в стране Музей городской скульптуры. Решение о его передаче уже принято.

– Хотя к нам еще никаких бумаг не приходило и мы надеемся на лучшее, – рассказал Sobesednik.ru замдиректора музея Константин Карасев. – Во-первых, нет площадей для переезда. Во-вторых, перевозка многих ценностей, массивных надгробий весом по 1,5 тонны физически невозможна. Некоторые экспонаты имеют страховку до 1 млн долларов, как церковь будет ее оплачивать, тоже неясно.

Ранее от претензий религиозной общины еле отбился Музей Арктики, нахождение которого в Никольской церкви в епархии прямо назвали «грехом». Музей собирались ссылать то в Кронштадт, то в Архангельск, но в итоге Росимущество отказало общине за неимением охранного обязательства. Кстати, этот документ в РПЦ должны подписывать при приемке любого памятника культуры, гарантируя его сохранность.

– На деле это правило зачастую игнорируется, а новый собственник ведет себя безответственно, – отмечает член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Александр Марголис. – На полноценную реставрацию РПЦ, конечно, не тратится. Художественные элементы сохраняются, если они удобны для жизни храма. А если нет, с ними можно легко расстаться. Так было на Соловках с храмом XVII века, где варварски обошлись с иконостасом.

На волне событий питерские депутаты предложили поправки в федеральный закон, запрещающий передачу объектов РПЦ, если те находятся на балансе учреждений культуры более 25 лет. Правда, перспективы предложения оценивают невысоко.

Дальнейшую судьбу Исаакия, по мнению противников передачи, также решит гражданское общество – на референдуме или без него.

– У нас большой опыт сопротивления, удалось остановить строительство башен Газпрома, хотя этот безумный проект был поддержан первыми лицами государства, – напоминает Александр Марголис. – Надеюсь, удастся защитить Исаакий, если только светские власти совсем не потеряют разум.

Политика РПЦ этим летом спровоцировала феномен, который уже назвали «парковой революцией». Жители Москвы и Питера одновременно поднялись на защиту городских скверов от храмовой застройки. В Москве это вылилось в многодневное противостояние православных активистов и местных жителей на месте будущей стройки в парке «Торфянка». Чуть не дошло до рукопашной, «разнимать» стороны пришлось увещеваниями Патриарха. Сейчас судьба парка решается в судах, а стороны продолжают нести дежурство в сквере. Одновременно регулярные акции протеста проходили в парке «Малиновка» на окраине Петербурга, где также собирались строить огромный храм. В итоге губернатор Полтавченко заверил общественность, что стройки не будет. И подтвердил это в письменном ответе почетному жителю Петербурга актеру Олегу Басилашвили.

– Я обратился с письмом к губернатору, поскольку ситуация в «Малиновке» была очень тревожная, – говорит Олег Валерианович. – Этот парк – зеленая зона, вокруг которой и так сплошная застройка. Храм, наверно, необходим, но где-то в другом месте, а парк должен оставаться достоянием жителей района. С неменьшей осторожностью надо относиться к судьбе объектов общенационального достояния, таких как Исаакий. Справится ли церковь с задачами реставрации? Не ухудшит ли передача состояние памятника? Мы, конечно, в долгу перед церковью за действия советской власти. Но к судьбе объектов культуры надо относиться очень бережно.

Министр культуры России Владимир Мединский в интервью «Российской газете» заявил, что считает нынешний статус Исаакиевского собора оптимальным.

Не исключено, что таким образом будет поставлена точка в дискуссии, разгоревшейся вокруг возможной передачи собора Русской православной церкви (РПЦ), – соответствующее обращение епархии было передано городским властям в конце июля. Намерение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на основании федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» вернуть здания Исаакиевского собора в безвозмездное пользование церкви стало причиной бурной общественной дискуссии. Под петицией против передачи собора церкви подписались уже 25 000 человек, среди них – известные градозащитники и деятели культуры. Группа петербургских депутатов предложила провести по этому вопросу референдум, документы о его проведении были переданы в Петербургскую избирательную комиссию 6 августа.

Среди инициаторов проведения референдума – депутат Законодательного собрания Максим Резник, который приветствует высказывание Владимира Мединского о сохранении статуса Исаакиевского собора.

– Я всегда был и остаюсь последовательным критиком действий Владимира Мединского на посту министра культуры, но это тот самый редкий случай, когда я с министром культуры абсолютно согласен. Это просто здравая оценка происходящего, способность к логическому мышлению и нежелание раскачивать лодку, обострять отношения в обществе. По-моему, все должны придерживаться именно такой здравой позиции, сформулированной министерством культуры. Я этому рад, надеюсь, что теперь не потребуется ни проводить референдум, ни принимать других экстренных мер, чтобы не допустить передачи такого объекта, как Исаакиевский собор, одной, пусть и очень влиятельной организации.

В то же время, по мнению Максима Резника, сам механизм принятия решений в подобных случаях нуждается в усовершенствовании, с тем чтобы тяжесть решения по таким важным вопросам не ложилась на плечи одного чиновника, пусть даже этот чиновник – губернатор. Депутат уже разработал законопроект, в соответствии с которым судьба зданий такого уровня сможет решаться только при участии парламента, при всестороннем и открытом обсуждении, сообщает корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

До передачи Смольного собора РПЦ концертный отдел базировался именно там. Зал отличался отличной акустикой, специально для помещения заказали и изготовили уникальный электронный орган. Выступления хора с органом собирали постоянную аудиторию в Смольном. Когда собор уступили церкви, концертный отдел стал зваться «бродячим» и частично переселился в католическую базилику святой Екатерины. Но продолжают негодовать по поводу Смольного: «С конца 2015 года концертный отдел живет с ощущением передовой линии фронта, - рассказывает сотрудник отдела. – В Смольном соборе сейчас темно и холодно. И это было бы нормальным явлением, если бы не то обстоятельство, что из технического персонала в соборе остался приходящий по выходным инженер, и теплотехник, который работает по будням в рабочее время. Смольный собор оснащен теплоцентром системы 60-х годов прошлого века, который не предназначен для работы в автономном режиме. Выключить его на зиму нельзя по понятным всем причинам. Следовательно, без круглосуточного надзора за отоплением - собор находится в перманентно аварийном состоянии».

После смены руководства музея концертную деятельность стали открыто называть «непрофильной». «Волна увольнений, прошедшая в августе под благовидными предлогами, практически парализовала концертную деятельность, - продолжает собеседник «МК». - На последних концертах летнего сезона исполнители сами переносили клавесин и расставляли хоровые станки. Давно уволенные администраторы продолжают приходить и помогать проведению концертов из сочувствия общему делу».

Между тем концерт собирает полный зал слушателей. Очередь на вход в базилику выстаивается за полчаса до начала концерта, и это несмотря на то, что в церкви идет ремонт, в куполе местами высажены окна и в помещении холодно, как на улице, гуляет ветер. Зрители кутаются в шарфы, в помещении надевают шапки и варежки, но часовое мероприятие проходит и залу наполняют аплодисменты. Гости переживают: концерты проходят все реже. А в городе не так много мест, где можно бюджетно послушать лучших исполнителей в залах с такой акустикой.

«Летом концерты были каждую неделю, иногда – дважды за одну неделю, - рассказывает «МК» сотрудник отдела. – Потом директор просто перестал подписывать приказы о проведении концертов. Этот - первый за долгое время. И последний органный. Директор так и сказал про орган: «это не наше» Как не наше, если его специально сделали по заказу? Что будет с инструментом дальше, неясно. Его очень хотят забрать себе коллеги из «Мюзик- Холла», но в их помещении его опять придется долго настраивать. Кроме того, это один из двух инструментов в городе, на котором можно исполнять романтическую музыку! На тех, что приспособлены под барокко, так не получится».

Вызывает опасения и хор. Сейчас артистам платит зарплату музей, и по меркам бюджетных учреждений, она очень даже приличная. Но как долго продлится подобное положение с учетом неоднозначного отношения руководства и «непрофильного» отдела, неясно. И неизвестно, что здесь хотят сохранить больше – уникальные инструменты или рабочие места.

August 13th, 2015 , 08:54 am

Чем грозит Санкт-Петербургу попытка местной епархии перехватить права на Исаакиевский собор, разбирался «Собеседник».

Исаакиевский собор


На волне почитания совместного «бренда» РПЦ и власти - князя Владимира - церковь, похоже, решила, что границ ее влияния больше нет. Аппетит за госсчет Письмо с просьбой о передаче собора петербургский митрополит Варсонофий недавно направил губернатору Полтавченко. Епархия хочет взять на баланс Исаакий и Спас на Крови. И это притом что еще два объекта, входящие в комплекс «Музея четырех соборов» - Смольный и Сампсониевский, - уже практически переданы церкви. Хотя внятного ответа от городских властей пока нет, притязания РПЦ на вторую половину имущества поразили интеллигенцию культурной столицы. - Меня эта весть ошеломила, тем более узнал я об этом не от епархии или Смольного, а из прессы. Вести такие переговоры без участия музея по меньшей мере неприлично, - сказала Sobesednik.ru директор «Музея четырех соборов» Николай Буров. - До недавних пор мы очень гордились многолетними отношениями с РПЦ. Мы даже смирились с передачей двух соборов, притом что два других используются нами совместно, в том же Исаакии регулярно приходят богослужения. И мы ни копейки не брали с приходов на коммунальные и другие расходы. Но передача этих двух объектов фактически уничтожит музей, третий по посещаемости в стране, 400 сотрудников останутся на улице. Мне не совсем понятно, зачем это государству и как церковь собирается содержать эти объекты, которые к тому же никогда ей не принадлежали.

В епархии заверяют, что хотя Исаакий и строился на средства госказны, но это место «не для музея, а для молитвы» (хотя из 3,2 млн ежегодных посетителей с религиозными целями сюда приезжают лишь 1%). Вопрос с содержанием объекта в РПЦ также решают просто. Протоиерей Чаплин прямо заявил, что управлять собором будет РПЦ, а «все расходы по обслуживанию и реставрации должно нести государство». По его убеждению, «смена пользователя не повлияет на объем госпомощи». Видимо, Чаплин не знает, что этой помощи не было. – Мы единственный музей, который уже десятилетия не берет из бюджета ни копейки, – говорит Николай Буров. – Причем мы ежегодно платим не менее 50 млн налогов, эти деньги бюджет потеряет. Годовой оборот комплекса в 2014-м – 650 млн, на реставрацию уходит не менее 200 млн в год, еще свыше 100 млн – на содержание. Епархия, как заявляют дешевые популисты, отменит плату за вход. И где они найдут необходимые деньги? Нужно не менее 500 млн в год. Можно, конечно, лет 5 прожить без затрат, довести собор до предаварийного состояния и потом попросить гораздо больше.

Директор музея отмечает, что попытки РПЦ получить объект предпринимались и раньше, но не так энергично. – Еще когда я был главой комитета по культуре, приходили робкие запросы из Москвы: мол, в каком году можно говорить о передаче собора? Я отписывался, что в 2033-м, надеясь, что до этого позора я все-таки не доживу, – говорит Буров. Поправление бюджета Сейчас оппозиционные депутаты ЗакСа собирают подписи за референдум о судьбе Исаакия. Хотя за последние два месяца РПЦ предъявила претензии еще на ряд объектов, включая и два крупных музея. Несмотря на то, что т.н. реституция – передача бывших церковных объектов – со скандалами проходит по всей стране. В Питере в последнее время напор РПЦ явно усилился. Некоторые связывают это с воцерковленностью нынешнего губернатора.

– Системно это ситуацию не меняет. Разница управления лишь в стилистике – Матвиенко делала все с комсомольским задором, а Полтавченко – с Божьей помощью, – считает один из инициаторов референдума, депутат ЗакСа Максим Резник. – Губернатор, мне кажется, сам не рад аппетитам епархии. А они скорее всего связаны со сменой духовной власти. Весной местную епархию возглавил митрополит Варсонофий, земляк Патриарха из Мордовии. Его стиль работы вызвал ропот не только в светской, но и в духовной среде. На ключевые посты стали назначать священников из Саранска. Среди них, кстати, и новый ключарь Исаакия, который в одной из первых проповедей пообещал питерцам, что «завтра начнется война». Спустя месяц на закрытом пасхальном приеме Николай Буров прямо заявил митрополиту, что город, переживший блокаду, «переживет и вас»....

Скандал в Исаакиевском соборе... April 13th, 2015

"Пасхальный прием петербургского митрополита Варсонофия прошедший в минувшее воскресенье ознаменовался взбудоражившим православную и культурную общественность города скандалом. Глава музея Исаакиевский собор Николай Буров высказал митрополиту, судя по всему, все, что у него наболело. Сделал он это максимально публично.

«Этот город пережил блокаду и, думаю, переживет вас!» – с такими словами, по свидетельствам очевидцев, в ходе пасхального приема к митрополиту Варсонофию обратился директор музея-памятника «Исаакиевский собор», экс-глава комитета по культуре Петербурга Николай Буров. По версии Бурова, поводом для демарша стала проповедь нового ключаря Исаакиевского собора, в которой прозвучало пророчество «завтра начнется война». По версии епархии проблема в том, что Буров руководит четырьмя прибыльными объектами, которые по закону рано или поздно должны отойти церкви.
В минувшее воскресенье митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий давал пасхальный прием для избранных. А директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров.. Присутствовавшие деятели культуры и священнослужители сходятся в одном: Николай Буров «чувствовал особенную внутреннюю свободу и - потребность высказаться».

Директор «Исаакиевского собора» прилюдно заявил митрополиту, чтобы он «следил за своими мальчишками». То есть, новыми настоятелями, прибывшими из земель саранских. «Не нам стоит брать благословения у Мордовии, а вам стоит брать у Петербурга, – сказал Николай Буров по свидетельствам очевидцев. – И соблюдать такт по отношению к питерскому священству. Соблюдать традиции. Этот город пережил блокаду и думаю, переживет вас!»

Владыка Варсонофий прибыл в Петербург из Саранска и за год служения главой Санкт-Петербургской епархии назначил как минимум пятерых служивших по его началом в Мордовии людей на различные посты в епархии. Среди них - ключарь Исаакиевского собора Михаил Шкредь (архимандрит Серафим и глава отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Петербургской епархии Александр Пелин).

«Фонтанка» связалась с Николаем Буровым: «Я, как представитель общественности, хотел обратить внимание владыки на то, чтобы молодые батюшки с вниманием относились к тому месту, которому рукоположены, – сказал Николай Буров. – Петербург - это особое место, это территория страдания. Я призвал только внимательнее и осторожнее отнестись к направлению молодых священников из Мордовской епархии. Мне кто-то нравится, кто-то не нравится. Я такой же прихожанин, как все. Но, приходя в этот город, нельзя нести раздор. Раздор - это когда человек приходит и говорит с амвона: я вам принес благую весть. Так и сказал с амвона Исаакиевского собора во время пасхальной службы: «Сегодня я принес наконец-то в ваш Богом неспасаемый город благословение, он обрел святость благодаря мне». И второе - «Завтра начнется война». В нынешней ситуации слово «война» – просто неприличное, запретное. Какая там гордыня, это просто самодовольство. Я обожаю владыку Варсонофия. Владыка Варсонофий уникальный. То, что он кого-то назначил, его дело. Но привлечь его внимание я хотел».

Вел службу с амвона Исаакиевского собора ключарь, а фактически настоятель (реально настоятелем является митрополит, но владыка Варсонофий возглавлял службу в Казанском кафедральном соборе) архимандрит Серафим (в миру - Михаил Шкредь).

Как рассказал сам архимандрит Серафим «Фонтанке», на пасхальном приеме владыки он был, но именно в момент внезапного спича Николая Бурова куда-то отлучился. Так что ничего не слышал. «Слово «война» я с амвона не произносил, тем более в Исаакиевском соборе, – заверил архимандрит. – Комментировать это как-то затруднительно. Все, что могу сказать – Христос Воскресе!».

В ситуации вокруг Исаакиевского собора, планы передачи которого РПЦ вызвали массовые протесты в Петербурге, произошел неожиданный поворот.

Днем в пятницу, 17 февраля, на лентах новостей двух десятков СМИ практически синхронно, со ссылкой на неназванный «источник в Кремле», одна и та же информация: объявленное губернатором Петербурга Георгием Полтавченко решение о передаче Исаакия не было согласовано с президентом Владимиром Путиным, его не поддерживает большинство петербуржцев, возникший конфликт может быть урегулирован путем компромисса — совместного использования объекта светскими властями города и РПЦ.

Если бы эту информацию разместили «Дождь» и «Медуза» — можно было бы предположить, что речь идет о случайности. Но когда ее размещают РИА «Новости», ТАСС и «Интерфакс» — это случайностью быть не может.

Да, конечно, петербургский губернатор абсолютно встроен в «вертикаль власти» и вряд ли бы стал говорить о «решенном вопросе» с передачей собора без согласования с Кремлем.

Но, во-первых, согласование это может быть разным — и необязательно облечено в форму прямого приказа, подлежащего не обсуждению, а выполнению. Возможна масса нюансов: от «есть мнение» и «президент не против», до «решайте сами, если считаете нужным».

А во-вторых, совершенно не исключено, что согласие (или одобрение) было дано — а потом, увидев достаточно жесткую общественную реакцию и оценив общественное мнение,

Кремль решил сменить позицию, отстраниться от скандала и представить все происходящее как самодеятельность петербургских властей.

Тем более что до президентских выборов — год, и в их преддверии этого такие конфликты вряд ли нужны.

Здесь стоит напомнить историю с пресловутым «Охта-центром»: в 2006 году, когда эта история начиналась, очень многие тоже были уверены, что тогдашний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко без команды «сверху» не стала бы лоббировать этот газпромовский проект. Но затем (правда, после почти 5-летнего общественного сопротивления) выяснилось, что скандал получил международную огласку, что общественное мнение в Петербурге (несмотря на гигантские траты на пропаганду «Газоскреба») резко против строительства, и издержки ситуации стали для власти существенно превышать прибыли. После чего решение пришлось отменять.

История с Исаакиевским собором, возможно, оказывается очень похожей.

Как и в истории со строительством чудовищной башни, уродующей петербургские панорамы, высокомерно объявив горожанам о «решенном вопросе» с передачей Исаакия в стиле «негоже холопам обсуждать барские приказы», власть попала в обнаженный нерв городского сообщества.

Люди разных возрастов и политических убеждений, разных верований (и их отсутствия) и разных профессий стремительно объединились в протесте против смольнинских планов.

Последовали три массовые акции противников передачи Исаакия, проведенные (из-за абсурдных отказов властей в согласовании митингов) в режиме встреч с депутатами Законодательного собрания (в том числе с автором этих строк).

Появление в этой ситуации информации о «несогласованных» с президентом действиях Смольного, скорее всего, означает, что под влиянием протестной активности петербуржцев «наверху» серьезно задумались, стоит ли овчинка выделки и не окажутся ли издержки властей при передаче Исаакия РПЦ существенно больше, чем получаемые ими выгоды.

Притом что вопрос об Исаакии вряд ли является для Кремля таким принципиальным, чтобы из-за него получать долгоиграющую головную боль.

Не стоит к тому же переоценивать степень влияния РПЦ в Кремле и степень готовности во всем идти ей навстречу: участившиеся попытки РПЦ вмешиваться в светскую жизнь и выполнять роль нового идеологического отдела ЦК КПСС вызывают в обществе нарастающее раздражение.

Когда патриарх Кирилл , что возвращение Исаакиевского собора РПЦ в год столетия революции важно для примирения народа и «должно стать олицетворением согласия и взаимного прощения «белых» с «красными», верующих с неверующими, богатых с бедными» — необходимо констатировать, что все обстоит ровным счетом наоборот. И не только потому, что ни о каком «возвращении» говорить нельзя, ибо Исаакий никогда церкви не передавался, и даже православный царь в конце XIX века в этой передаче отказал. А и потому, что именно объявленные намерения передать Исаакий РПЦ это примирение разрушили, вызвав серьезные протесты.

Нынешний статус Исаакия как государственного музея, где свободно (и при отсутствии аншлага) проходили службы, устраивал практически всех — никаких протестов не было. Никто в Петербурге не выходил на улицы, требуя прекратить в Исаакии богослужения, и никто не выходил на улицы, требуя выселить государственный музей. И неуклюжие обвинения противников передачи Исаакия в том, что они-де «готовят майдан» и «раскачивают лодку», тоже, что называется, пальцем в небо: «раскачивает лодку» в этой ситуации (как и во многих других) именно власть — принимая неразумные решения, без оглядки на общество.



Загрузка...
Top