Историческое развитие понятия "культура". Развитие культуры и её типы Понятие культура и культурно историческая эпоха

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации.

Культурология одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук. Она синтезирует знания различных наук о культуру в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

Предметом культурологи является происхождение, функционирование и развитие культур как спецефически человеческого образа жизни.

Культурология в нынешнем ее видении представляется как наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой.

Исходное значение латинского слова cultura было агрономическим – им обозначались искусственно выращенные злаки.

Культура как предмет изучения.

Во второй половине 17 столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования.

Первые воззрения явно или неявно основывались на убеждении, что культура существует в одной-единственной форме – европейской. Весь мир, кроме Европы, мыслился живущем во внекультурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила название европоцентризма.

Развитие науки и просвещения, упорная работа гуманистической мысли постепенно дискредитировали эту идею, делая ее научно и нравственно несостоятельной. К началу 20 столетия уже неоспоримо утвердилось передовое научно обоснованное гуманистическое понимание, что человечество не монокультурное образование, а совокупность народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры, которые невозможно ранжировать по принципам «высшие-низшие».

Ни одна культура не может быть понята только «изнутри», без сравнения и сопоставления с другими.

При всем разнообразии научных теорий они непременно содержат указание на человека и его деятельность как на важнейшие и необходимейшие факторы возникновения культуры.

Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах. Другие творения природы, какими бы высокоразвитыми они не были, не могут быть охарактеризованы как культурные.

В каждой культуре сочетаются две тенденции: рутинная деятельность (воспроизводящая уже достигнутый уровень культуры) и развивающаяся культура (отмеченная креативной, творческой, продуктивной способностью).

Культурная деятельность, как способ реализации активности субъекта отличается важнейшей особенностью: свободой. Вне свободы нет культурного творчества.

История культурологических учений изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и её закономерностях.

1. Античные представления о культуре.

В понятии «Культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни». Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

«Культура» - это поклонение, почитание, культ. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определённой области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями.

2. Понимание культуры в эпоху средневековья.

Средневековая культура – культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры.

Прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности.

Человек увидел, что кроме вещественно-телесного мира, его земной родины, есть родина небесная, духовный мир, где человек обретает подлинное блаженство, поскольку хотя его тело и принадлежит земному миру, его душа бессмертна и является собственностью мира небесного.

3. Осмысление культуры в новое время.

Пытаясь путем критики «предрассудков» сформировать новые культурные образцы, Просвещение по-новому переосмысливает культурный опыт прошлого и настоящего. Предметом интереса 18 столетия становятся также археологические памятники, произведения народной культуры, обстоятельные описания путешественниками культур отдалённых неевропейских стран, данные о различных языках и др.

Просвещение стремилось к целостному восприятию культуры человека, пытаясь понять сущее как результат активного действия мировых сил в природе и культуру как продукт деятельности человеческого разума. Невозможность гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры», противопоставление.

Высшее проявление культуры – её эстетическое проявление. (Кант)

Культура может твориться и как побочный результат не до конца осознанной деятельности, если в своих целях человек зависит от природы, то в средствах их достижения он господствует над ней.

2. Законы развития культуры: функция, структура и формы культуры.

Структура и законы развития культуры

Культура – сложное по структуре социальное явление.

В ее структуре можно выделить два класса элементов.

Первый включает в себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни.

Второй состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена. В первом случае культура характеризуется как система эталонов общественного поведения людей, во втором – как система, осуществляющая социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся системы просвещения и образования, средства массовой информации и коммуникации, различные виды культурного сервиса.

Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную – продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной культуры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. В духовной культуре выделяют обычно те элементы, которые иначе принято называть формами общественного сознания. В таких случаях вместо термина «сознание» употребляют термин «культура»: политическая, правовая, эстетическая (искусство, литература), этическая (иногда – нравственная или мораль), философская, социальная (язык, быт, традиции и обычаи), религиозная.

Законы развития культуры:

1) взаимодействия различных видов культур. Во всех культурах от Древнего Востока до настоящего времени обсуждению подвергаются универсальные проблемы бытия. Представители каждой культуры выражали свое мнение по каждому отдельному вопросу, но вместе все эти разноплановые подходы формировали единое мнение по нему. Благодаря дискуссии различных культур рождались истинные знания и суждения;

2) преемственности как важнейшего свойства культуры. Без преемственности вообще не может быть культуры, поскольку культура – это опыт развития человеческих поколений, преемственность – основа развития культуры;

3) единства и многообразия культур. Культура является уникальным достоянием человечества, феноменом его развития, в то же время в общемировом масштабе структурно она состоит из культур различных народов и обществ. Каждый народ вносит свой уникальный вклад в развитие мировой культуры, создавая и развивая свою собственную;

4) постоянства развития. Несмотря на то что со сменой исторических эпох сменяются культуры и их типы, в чем проявляется прерывность развития, прослеживается их преемственность, взаимосвязь, поскольку каждая новая культура перенимает достижения предшествующей. Поэтому непрерывность в развитии культуры превалирует над прерывностью.

Предначертанная культуре задача - связывать людей в единое человечество - находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному.

Как один из вариантов, можно было бы предложить следующийперечень функций культуры с некоторыми пояснениями:
а) функция приспособления к среде (адаптивная),
б) познавательная,
в) ценностная или аксиологическая,
г) информационно-коммуникативная,
д) нормативная или регулятивная,
е) семиотическая.

Наиболее общей и универсальной функцией культуры является адаптивная – приспособление человека к природному и социальному окружению. К природному окружению приспособление осуществляется преимущественно средствами материальной и физической культуры. К социальному окружению – благодаря духовной и художественной культуре.


Похожая информация.


  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
      • Периодизация первобытной истории
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
      • Раннее государство на Востоке
      • Художественная культура
    • Культура Древней Индии
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
      • Социальный состав российского общества
      • Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
      • Роль литературы в духовной жизни российского общества
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
    • Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
      • Экономика
      • Социальная структура. Общественное сознание
      • Культура
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Развитие культуры

    Культура сыграла большую роль в духовной подготовке перемен, именуемых перестройкой. Деятели культуры своим творчеством подготавливали общественное сознание к необходимости перемен (фильм Т. Абуладзе «Покаяние», роман А. Рыбакова «Дети Арбата» и др.).

    Вся страна жила ожиданием новых номеров газет и журналов, программ телевидения в которых как свежий ветер перемен давалась новая оценка историческим деятелям, процессам в обществе, самой истории.

    Представители культуры активно включались в реальную политическую деятельность: избирались депутатами, руководителями городов, становились лидерами национально-буржуазных революций в своих республиках. Такая активная общественная позиция привела интеллигенцию к расколу по политическому признаку.

    После распада СССР политический раскол в среде деятелей культуры и искусства продолжался. Одни ориентировались на западные ценности, объявляя их общечеловеческими, другие придерживались традиционных национальных ценностей. По этому признаку раскололись почти все творческие связи и группы.

    Перестройка отменила запреты на многие виды и жанры искусства, вернула на экраны отложенные на «полку» фильмы и запрещенные к публикации произведения. К этому же периоду относится и возвращение блистательной культуры серебряного века.

    Культура рубежа XIX и XX веков явила нам целый «поэтический континент» тончайших лириков (И. Анненский, Н. Гумилев, В. Ходасевич и др.), глубоких мыслителей (Н. Бердяев, В. Соловьев, С. Булгаков и др.), серьезных прозаиков (А. Белый, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.), композиторов (Н. Стравинский, С. Рахманинов и др.), художников (К. Сомов, А. Бенуа, П. Филонов, В. Кандинский и др.), талантливых исполнителей (Ф. Шаляпин, М. Фокин, А. Павлова и др.).

    Такой поток «запрещенной» литературы имел кроме положительного и негативный момент: молодые писатели, поэты, сценаристы были лишены возможности публикации в государственных изданиях. Продолжался и кризис в архитектуре, связанный с сокращением расходов на строительство.

    Развитие материальной базы культуры резко замедлилось, что сказалось не только в отсутствии новых фильмов и книг на свободно формируемом рынке, но и в том, что наряду с лучшими зарубежными образцами культуры в страну хлынула волна продукции сомнительного качества и ценности.

    Без четкой государственной поддержки (об этом свидетельствует и опыт развитых западных стран) в условиях рыночных отношений у культуры мало шансов выжить. Сами по себе рыночные отношения не могут служить универсальным средством сохранения и приумножения духовного и социокультурного потенциала общества.

    Глубокий кризис, в котором находится наше общество и культура, есть следствие длительного пренебрежения объективными законами общественного развития в советский период. Строительство нового общества, создание нового человека в советском государстве оказалось невозможным, так как на протяжении всех лет советской власти люди были разлучены с истинной культурой, с истинной свободой.

    Человека рассматривали как функцию экономики, как средство, а это так же дегуманизирует человека, как техногенная цивилизация. «Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизацию самого человека... Противиться такой опасности может только духовное укрепление человека».

    Исследователи различных культурологических концепций говорят о цивилизационном кризисе, о смене парадигм культуры. Образы культуры постмодерна, культуры конца тысячелетия (Fin Millenium) многократно превзошли наивный декаданс модернистской культуры конца столетия (Fin de Sitcle).

    Другими словами, суть происходящих изменений (применительно к смене культурологической парадигмы) состоит в том, что не культура находится в кризисе, но человек, творец, а кризис культуры лишь проявление его кризиса.

    Таким образом, внимание к человеку, к развитию его духовности, духа есть преодоление кризиса. Книги Живой этики обращали внимание на необходимость сознательного подхода к грядущим изменениям культурно-исторической эволюции человека и выдвигали на первый план этические проблемы как важнейшее условие развития человека и общества.

    Эти мысли перекликаются и с современным пониманием жизни человека и общества. Так, П. Костенбаум, специалист по вопросам воспитания руководящих кадров Америки, считает, что «общество, построенное не на этике, не на зрелых сердцах и умах, долго не проживет».

    Н. Рерих утверждал, что Культура – культ Света, Огня, почитание духа, высшее служение совершенствованию человека. Утверждение истинной Культуры в сознании человека является необходимым условием преодоления кризиса.

    ВВЕДЕНИЕ. Вопросы теории культуры.

    1. Культура как предмет изучения.

    3. Основные этапы развития мировой культуры.

    Культурология – это относительно новая научная дисциплина гуманитарного профиля, которая описывает, классифицирует и объясняет явления культуры. Название дисциплины производно от латинского слова «культура» и греческого слова «логос» - наука. Таким образом, дословно культурология переводится на русский язык как наука о культуре.

    Как самостоятельная наука культурология выделилась в середине XX века. Она является интегративной наукой, так как ее базисом служит множество наук, в рамках которых исследуются определенные явления культуры: философия, история, антропология, этнография, психология и т.д. Следует заметить, что до выделения культурологии в специальную отрасль научного знания культура исследовалась этими конкретными науками.

    Термин «культурология» в качестве синонима науки о культуре начал использовать американский ученый, антрополог Лесли Уайт (1900 – 1975). Культурология – это наука, которая объединяет разнообразные аспекты изучения культуры в целостную систему. Важной задачей культурологии является познание сущности культуры, выявление законов, механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.

    Культурология – это наука о содержании и сущности культуры, о культуре народов планеты (в том числе и особенностях украинской культуры) на разных этапах истории.

    Следует помнить, что культурология является самостоятельной гуманитарной дисциплиной. Она рассматривает культуру как специальный предмет изучения, как особую реальность, которая может быть открыта человеком, познана, изучена, выявлены ее механизмы и законы. Культурология проявляет себя не просто как наука о культуре, но наука, которая направлена на открытие механизмов культурного совершенствования человека, наука о конкретных путях достижения этой цели. Поэтому учебно-воспитательное значение курса чрезвычайно высоко.



    Культура является одной из важнейших характеристик общества. Она пронизывает все сферы жизни человека и определяет образ жизни общества и отдельной личности. Процессы глобализации, которые происходят в современном мире, требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, интенсификации обмена культурными ценностями между различными народами, а, с другой – умения выйти за рамки традиций и стереотипов.

    Знакомство с основами культурологии позволяет студенческой молодежи не только адаптироваться к существующим условиям, но и помогает развивать свои творческие способности. Наука о культуре формирует представления о культурно-историческом процессе, особенностях культурных эпох, духовных ценностях и приоритетах народов мира. Курс культурологии знакомит с культурой Украины в различные исторические периоды. Изучение культурологии обогащает духовный мир студентов, способствует формированию умения понимать произведения искусства, Позволяет воспринимать культуру как неотъемлемую часть развития и становления личности.

    В рамках нашего курса мы изучаем два аспекта культурологии: теорию культуры и историю мировой (зарубежной) и украинской культуры.

    Поскольку культурология - молодая наука, многие ее понятия вызывают споры и не имеют однозначной трактовки. Это касается и термина «культура».

    2. Определение культуры, ее структура и функции.

    Культура является неотъемлемой частью общества. Она возникла одновременно с человеком и развивается вместе с ним. Существует выражение, что культура – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Ее развитие связано с поступательным движением человеческой цивилизации. Сила культуры в неразрывной связи времен, в тесной преемственности мыслей и чувств поколений, органически сплетающихся с делами и судьбами современного человека. Слово "культура" Н.К. Рерих расшифровал как "почитание света" ("культ" – почитания, "ур" – свет).

    Понятие «культура» является центральным в культурологии. В настоящее время в употреблении этого термина имеется много смыслов и значений. Чтобы определить, что такое культура, следует выяснить, как развивались представления о ней и что вкладывает в это понятие современная культурология.

    Термин «культура» впервые встречается у Цицерона (106 – 43 г.г. до н. э.) и происходит от латинского "culturе", производимое от слова «colere», что означало возделывание, обработку почвы, то есть занятие сельским хозяйством. Цицерон этот термин перенес на человека, подразумевая его воспитание и образование, т.е. своего рода "возделывание человека", в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек – это воспитанный и образованный человек. В этом смысле культуре стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости и т.д

    В Толковом словаре В. Даля сказано, что культура это: 1. обработка и уход, возделывание, возделка; 2. образование умственное и нравственное.

    До 17 века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он использовался только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался, например, совершенствование языка и т. д.

    Более четкое значение термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф (1632 – 1694). Он применил этот термин к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. Термин «культура» стал активно использоваться деятелями эпохи Просвещения в противовес термину «природа». В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием. В дальнейшем с культурой стали связывать все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Одно из первых определений культуры принадлежит английскому ученому, этнографу Э. Тайлору (1832-1917). В своей работе «Первобытная культура» он подчеркнул: «Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

    Современная научная литература характеризуется стремительным ростом числа определений культуры. Исходным пунктом является положение о том, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Культурные явления создаются людьми. Создавая культуру, люди строят новую, «сверхприродную среду обитания». Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, называют артефактами (от латинского arte – искусственно и factus – сделанный). Артефактами, то есть явлениями культуры, выступают сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы мышления.

    Для более глубокого познания культуры, необходимо разобраться в том, что составляет ее сущность. В культурологии сложился ряд подходов к пониманию сущности культуры: деятельностный, ценностный, технологический.

    В основу ценностного подхода заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных за всю историю человечества. При таком понимании возможна трактовка культуры как « склада» или музея, в котором присутствуют ценности, созданные человеком, а сам человек как бы выпадает из культуры.

    Сторонники деятельностного подхода стремятся преодолеть этот недостаток и акцентируют внимание на человеческом факторе, рассматривая культуру как способ жизнедеятельности человека. Дается, например, такое определение: Культура – это творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества, результатом которой являются материальные и духовные ценности, совершенствование самого человека.

    При технологическом подходе указывается на то, что культура – это определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.

    В широком смысле – культура – совокупность материальных и духовных результатов человеческой деятельности, все, что создано человеком.

    С этой точки зрения культуру принято делить на материальную и духовную.

    Материальная культура – это результат материальной деятельности людей. К материальной культуре принадлежат способы производства, его технология, орудия труда, жилище, одежда, быт, и т.д. Именно материальная культура создает уровень жизни общества, характер материальных потребностей и их удовлетворение.

    Материальная культура характеризует процесс взаимодействия человека с природой и процесс собственного воспроизводства. В процесс воспроизводства человека входят составной частью семейно-брачные отношения и физическая культура. В понятие физической культуры объединяют культивирование физических возможностей человека, гармонизацию его физических качеств, двигательных навыков и умений. Ее алгоритмы многолики и включают в себя различные виды спорта, гимнастики. К культуре физического развития следует отнести и все моменты, которые образуют процесс врачевания, деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять и восстанавливать возможности человеческого организма. Материальная культура в современных терминах науки получила название «искусственная среда».

    Духовная культура – результат духовной деятельности людей. Она включает в себя науку и искусство, литературу и религию, мифологию и философию, образование, мораль и право. Духовная культура поясняет отношения человека к себе, к другим людям, к окружающему миру. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности, производна от нее, ею определяется. Духовная культура объединяет различные виды деятельности человека: проективный, познавательный, ценностный, коммуникативный.

    Однако, следует подчеркнуть, что деление культуры условно, т.к. материальная и духовная культура не существуют изолированно друг от друга. Единство материального и духовного – одна из особенностей функционирования культуры.

    Особой областью культуры является художественная культура. Являясь духовной в своей основе, она имеет, как правило, изобразительный характер. Таким образом, художественная культура – это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Например, архитектура очень близка к технике, а, с другой стороны – к духовной культуре.

    Иногда выделяют и социальную культуру. Она раскрывается в социальных отношениях, показывает процессы, происходящие в обществе (организация политической власти, типы управления и стили лидерства, правовые и моральные нормы).

    В узком понимании культура – это нормы и ценности человека, группы, общества.

    Нормы – это стандарты поведения.

    Ценности – это способность вещей или явлений удовлетворять потребности человека или общеста. В определенном наборе ценностей проявлется отношение к жизни, представления человека о том, что является наиболее важным и значимым. В соответствии со сферами общественной жизни выделяют ценности материальные и духовные, утилитаристские и социально-политические. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценок людей, то ценности могут оказаться подлинными, вечными, а могут оказаться и временными, мнимыми. Подумайте, какие ценности можно назвать общечеловеческими или вечными.

    В зависимости от носителя, культура разделяется на национальную и мировую. Национальная культура - это продукт деятельности одного народа. Особенностью функционирования культуры является самобытность и неповторимость, уникальность культуры каждого народа. Многообразие культур народов, населяющих наше планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями каждого народа. Мировая культура – это совокупность лучших достижений всех национальных культур.

    Культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и развития социальных отношений. Поэтому культура может быть рассмотрена с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе.

    Функции культуры :

    1) познавательная (состоит в том, что культура дает людям возможность познать свою историю, опыт, возможности).

    2) регулятивная (культура через систему норм и ценностей регулирует социальные отношения).

    3) коммуникативная (культура формирует условия и средства человеческого общения, обеспечивает связь между поколениями).

    4) интегративная (освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д.)

    5) воспитательная функция или функция социализации (под влиянием культуры человек формируется как личность). Процесс вовлечения человека в общественную жизнь, усвоение им культуры общества называют социализацией личности .

    Таким образом, изучение культурологии, основ мировой и украинской культуры должно способствовать формированию каждого студента как гармонично развитого человека, профессионала высокого уровня.

    Основные этапы развития мировой культуры.

    Культура – это то, что выделяет человека из природной среды. Поэтому возникновение культуры связывают со временем выделения человека из животного мира.

    I этап развития мировой культуры – культура первобытного общества или архаическая культура с момента появления человека -2,5 млн. лет назад – до IV тыс. до нашей эры

    II этап развития мировой культуры – культура древнего мира или культура цивилизаций - IV тыс. до нашей эры – V век нашей эры

    III этап развития мировой культуры – культура средних веков - с V века н.э. – до сер. ХVII века

    IV этап развития мировой культуры – культура нового времени - с сер. ХVII – 1917 г.

    V этап развития мировой культуры – культура новейшего времени 1917 г .– до наших дней.

    Каждый этап в истории культуры - это своеобразный мир со своим особенным отношением к человеку, к жизни, к природе, со своим мировоззрением, идеалами, желаниями и потребностями. Изучая их, мы познаем, как жили и о чем думали люди предшествующих поколений.

  • Акционерные общества
  • Общественные организации
  • 2.4. Какие учреждения культуры сохранили свою организационно-правовую форму в условиях рынка?
  • 2.6. Откуда берутся финансовые средства на развитие культуры?
  • 3.1. В специальной литературе встречаются понятия «социальная сфера» и «социально-культурная сфера»? Как они между собой взаимосвязаны?
  • 3.2. Что такое социально-культурная деятельность? Каковы ее характер и содержание?
  • 3.3. Когда и как возникла социально-культурная деятельность?
  • 3.4. Что такое функции социально-культурной деятельности.?Как они реализуются в различных по типу учреждениях культуры?
  • 3.5. Какое влияние оказывают на развитие социально-культурной деятельности экономические и общественно-политические факторы?
  • 3.6 Какие тенденции характерны сегодня для развивающейся социально-культурной деятельности?
  • 3.7 Какие учреждения культуры непосредственно занимаются социально-культурной деятельностью?
  • 2. Образовательно-воспитательные учреждения:
  • 4. Культура и досуг. Культурно-досуговая деятельность
  • 4.1. Рядом с понятием «культура» часто соседствует «досуг».
  • 4.2. В чем сущность культурно-досуговой деятельности? Каковы ее природа, характер и содержание?
  • 4.3. Правомерно ли считать культурно-досуговую деятельность педагогической? в чем это проявляется?
  • 4.4. Известно множество форм культурно-досуговой деятельности. Можно ли их как-то упорядочить, классифицировать?
  • 4.5. Какие формы культурно-досуговой деятельности наиболее популярны в наше время?
  • 4.6. Как видоизменяются характер и содержание культурно-досуговой деятельности в связи с развитием Интернет?
  • 5.3 Каковы характер и содержание труда менеджера? Какие роли ему приходится «играть»?
  • 5.4. Как выглядит работа менеджера на операциональном уровне?
  • 5.5. Менеджмент и руководство – это одно и то же?
  • 5.6. Учебная литература пестрит примерами из американского и японского менеджмента. А российский опыт представляет интерес?
  • 5.7. Каковы функции и принципы современного менеджмента?
  • 5.8. Какие особенности характерны для социально-культурного менеджмента?
  • 5.9. Какие механизмы лежат в основе социокультурного
  • I. Мероприятия политического характера
  • II. Мероприятия экономического, финансового характера
  • III. Работа с кадрами отрасли
  • IV. Развитие социально-культурной деятельности
  • 6.3 Имеются ли необходимые предпосылки для внедрения маркетинговых технологий в сфере культуры?
  • 6.4. В чем отличие маркетинговой концепции деятельности от традиционной, т.Е. Производственно-сбытовой?
  • 6.5. В сфере культуры есть, по меньшей мере, два сектора: коммерческий и некоммерческий. В каком из них применим маркетинг?
  • 7.1. Сегодняшний специалист социально-культурной деятельности вырастает в высокопрофессионального профессионала. А какие требования предъявлялись к работнику культуры в советское время?
  • 7.2. Какова роль специалиста культуры в современной политической, экономической и социально-культурной ситуации?
  • 7.3. Коль скоро социально-культурная, в частности, культурно-досуговая деятельность является по своему характеру и содержанию педагогической, то и работник культуры должен быть Педагогом?
  • 7.4. В повседневный обиход вошло словосочетание «педагогический менеджмент». Кто такой менеджер-педагог? Какие требования предъявляются к нему?
  • 7.5. Готов ли к выполнению роли менеджера сегодняшний практик?
  • 7.6. Какой должна быть оптимальная система профессионального становления и совершенствования менеджера культуры?
  • 8. Социально-культурное образование:
  • 8.2. Что следует понимать под профессиональным мастерством специалиста культуры?
  • 8.3. Где можно получить высшее профессиональное образование по специальности «Социально-культурная деятельность»?
  • I. Государственные классические университеты:
  • II. Государственные университеты культуры и искусств:
  • III. Негосударственные университеты культуры и искусств:
  • IV. Государственные академии культуры и искусств:
  • VI. Филиалы учебных заведений:
  • 8.4. Что собой представляет вступительный экзамен по социально-культурной деятельности?
  • 8.5. Какие учебные дисциплины изучаются в период обучения в вузе культуры и искусств?
  • 7. Социально-культурная деятельность столь широка и необъятна, что управлять всеми процессами менеджеру практически невозможно. Существуют ли какие-то специализации?
  • 8.8. Кем и как определяется качественный уровень профессиональной подготовки специалиста в вузах культуры и искусств.
  • Общие требования к образованности специалиста
  • Требования к итоговой государственной аттестации специалиста
  • 8.9. Где и в качестве кого могут работать выпускники вузов (факультетов) культуры и искусств?
  • 9. Кафедра социально-культурной деятельности
  • 9.1. Какая кафедра непосредственно занимается подготовкой менеджеров культуры?
  • 10.2. Что такое жизненный цикл личности?
  • 10.3. Кто и как может помочь молодому человеку в выборе «своей» профессии?
  • 10.4. Что такое система ценностей? Как она влияет на профессиональную карьеру специалиста?
  • 10. 5. Как познать и адекватно оценить себя? Ведь от этого зависят наши взаимоотношения с окружающими.
  • 10.7. Какую роль играет в профессиональном становлении специалиста культуры самовоспитание?
  • 10.8. Что такое самоменеджмент специалиста и как им заниматься?
  • 1.1. Что такое культура, как она возникает и развивается?

    Первоисточник культуры – жизнь. Из неё культура черпает всё: материал, коллизии, идеи и реалии. И отдает жизни, её стремительному движению свою духовную красоту, интеллектуальное богатство, обогащает духовную среду обитания человека, предлагает ему нелицеприятный портрет своего времени.

    На современной фазе развития культуры особенно важно, чтобы общество создало необходимые условия развития для плодотворного духовного развития человека. Мера развитости культуры определяется не только ее содержанием и богатством духовных ценностей, но и характером её связей с человеком, способом распределения и интернализации духовных ценностей, степенью проникновения культуры в духовный мир человека, который и определяет степень культурного прогресса общества в целом.

    Возьмём нашу отечественную культуру. Она шла и идёт тернистым историческим путем, извилистыми тропами, на которых искали истину многие поколения людей. И сейчас она – залог спасения от грозящих нам катастроф, надежда на лучшее будущее. Осмысливая грядущее, мы видим его истоки именно в культуре. Поэтому современная «нить Ариадны» – культура – способна помочь человечеству выйти из плена кризиса и решить магистральные проблемы социального прогресса. Примечательная черта нового времени в том, что культура постоянно и динамично включается во все сферы жизнедеятельности общества. При этом обнаруживается, что чем меньше культуры в цивилизованном пространстве, тем полнее осознается её значимость.

    Культура украшает мир человека богатейшей палитрой красок, привносит в него современное понимание добра и зла, представляет собой неисчерпаемый арсенал ценностей. Эволюция культуры осуществляется через свободу мысли и информации. Культура скрепляет общество, выдвигая современные духовные нормативы. Рождение качественно новых культурных реалий может оказаться показателем современного прогресса человечества.

    К началу ХХI века культура для человека становится не менее важной сферой жизни, чем природа и общество. Именно она придает осознанную реальность человеческому бытию, задает перспективы человеческому существованию. Культура никогда не будет завершенной, закрытой книгой. С одной стороны, она сохраняет традицию, благо – приобретенное. С другой – она всегда в движении; колесо её постоянно крутится, преодолевая постоянно возникающие препятствия. Энергия опережения – вот что движет культурой. Сложная культурная динамика всегда обнаруживает себя как духовно-нравственный ответ на те социальные проблемы, которые переживает общество.

    Важная характеристика культуры – синергия, взаимодействие различных потенций или видов энергии в целостном действии. В молодой науке – синергетике – исследуются законы и механизмы саморазвития и самоорганизации сложных систем. Для культуры как сложной самоорганизующейся информационной системы характерно, с одной стороны, саморазвитие, а с другой – образование новых культурных структур (или подкультур). И в том, и в другом случаях обнаруживает себя внутренний источник самоконструирования, самосозидания, импульс, заложенный в самой культуре.

    Направленная на осмысление актуальных вопросов реальности, культура, как внутренне дифференцированная целостность, способна успешно развиваться только тогда, когда она находится в неразрывном единстве с индивидуальной и общественной жизнью, когда она духовно обогащает индивида и систему общественных отношений, духовный облик человека и общества, ибо её идейно-смысловое ядро образует основные социокультурные ценности (3; с. 41-43).

        Культура материальная и культура духовная, культура поведения и культура управления… Как во всем этом разобраться?

    Первое и ближайшее к каждому из нас – бытовое употребление понятия: культура речи, культура пения, поведения, чтения, культура производства, культура быта, культура управления и так далее. Здесь мы вкладываем в слово свою оценку чего-либо как хорошего или совершенного в своем роде, как мерило качества в сочетании со шкалой оценки: высокая, низкая, недостаточная и т.п. Все бы ладно, да вот беда: слишком велик разброс представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Другое значение понятия – ведомственное. Оно в ходу в государственных документах, ведомственных бумагах, в журналистике. Здесь под культурой понимают область ведения Министерства культуры – учреждения искусства, культурно-просветительную сферу, деятельность других творческих организаций. Ведомственные связи и зависимости выражены в таких, например, сочетаниях, как экономика и культура, наука и культура и т.д. За строкой бюджета «Культура» все однозначно понимают, что речь идет об учреждениях искусства и культурно-досуговых учреждениях.

    Третья ипостась хождения понятия культура – в различных науках. Во многих человеческих науках это есть один из специальных терминов. У историков культура предстает в ведомственном значении, составляя последний раздел характеристики эпохи. Для этнологов культура понимается как очень широкий пласт характеристики этноса в дополнение к хозяйственной (язык, одежда, обычаи, мораль, художественная деятельность и т.п.). Для искусствоведов культура есть область духовной жизни и деятельности, в составе которой наиважнейшей является художественно-творческая. Для представителей точных наук культура профессионально не нужна и она видится как неопределенная и нестрогая сфера душевных и умственных упражнений гуманитариев. Своё понимание культуры в антропологии, социологии, лингвистике, психологии и т. д.

    Итак, культура есть созданная и создаваемая человеком в процессе общественно-политической практики искусственная среда, необходимая для существования человека и развертывания его творческих сил, выраженная в совокупности предметных, знаковых, организационных формах и уровне освоения их человеком.

    В операционном плане в качестве аналитического инструмента для познания содержания культуры мы обратимся к понятию духовная культура как к продукту деятельности преимущественно умственной, а пока посмотрим слагаемые понятия культура, содержащиеся в определении.

    Первый класс явлений – предметный мир культуры: тепловозы и космические корабли, дома с мебелью и техникой, скульптура, картины и т.д. Поскольку он включает в себя и материальные носители творений духа, получается всё богатство культуры за вычетом человека-творца и продукта культуры. Потому предметную форму существования культуры можно считать одним из классификационных подходов.

    Другой класс явлений – знаковые формы существования культуры и связанный с ними феноменологический подход к понятию.

    Самым мощным и основным пластом в этой группе явлений есть язык в многообразных его формах. Первоначально – это звуковое обозначение предметов и явлений окружающего мира человека. Тысячи языков и наречий различаются, главным образом, фонетически и составом слов, обусловленным средой обитания, характером деятельности. Например, современный городской европеец, не говоря уже об африканцах, с трудом назовет полдюжины состояний снега в качестве прилагательных, а для чукчи, живущего в мире снега, каждое состояние обозначено своим словом. Позднее возник язык письменный. Древнейшие его виды – клинопись, иероглифы – одним знаком обозначали весь фонетический эквивалент слова. Или к общему знаку птицы, например, добавляли штрих, обозначающий вид птиц (голубь, павлин). Привычные нам письменные языки и алфавиты являются вариантами финикийско-арамейского, созданного в начале I тысячелетия до н.э. Чудесное изобретение – буквенное (знаковое) изображение звука. Как на базе семи нот творится бесконечное разнообразие музыки, так и на базе нескольких десятков букв – бесконечное богатство языка. Язык ближайшим образом свидетельствует о богатстве и уровне культуры.

    К естественному языку примыкают специальные, например, устная речь для глухонемых и письменный язык слепых. Образовался пласт из искусственных языков: азбука Морзе, математические формулы, язык дороги. К знаковым формам относятся мимика и жесты. Если мимика, выражающая преимущественно эмоциональное состояние, более-менее однозначна для представителей разных культур, то жесты нередко в разных культурах имеют различное значение. Знаковый характер имела и одежда. Она имела формы или компоненты, указывающие на социальную или профессиональную принадлежность, на возраст и семейное положение. Русская крестьянка от отрочества до старости раз пять меняла характер одежд. Известны в истории такие одежды-символы как фригийский колпак освобожденных рабов в Риме, короткие штаны дворян во Франции, цилиндр, картуз. Хотя всякий знак есть символ чего-то, но есть в зна­ковой форме культуры и специальный символический блок, в котором значение реальных предметов и явлений можно понять только в рамках данной культу­ры. Несовпадение сущности и явления. Например, священный для христиан крест обладает, якобы, мистической силой и защитит от всякой нечисти, дья­вольщины. Знамя - кусок порой разноцветной ткани, а для кого-то он есть знак Отечества и как крайний позор и поражение воспринимается захват его врагом. Гимн - обычная музыка, пока какое-то сообщество не признает ее символом страны. Или вот обряд (эти действия имеют, как правило, символический и не­понятный для представителя иной культуры смысл): молодых после венчания встречают у входа в родительский дом, по сторонам - друзья, родичи; они по­сыпают молодых мелкими деньгами, пшеном, хмелем. В этом - пожелание жизни безбедной, сытой и веселой. Знаковая форма культуры, охватывая почти весь спектр культуры, не может быть арифметическим слагаемым в понимании содержания культуры. Она есть одновременно другая классификационная грань или способ анализа культуры, который мы ранее назвали феноменологической концепцией культуры.

    Третьей составляющей понятия являются организационные формы культуры. Это внебиологические ответы на потребности человеческой деятель­ности, это система социальных институтов, предназначенных упорядочить су­ществование и организовать совместную деятельность членов общества. На за­ре человечества были вожди, которые определяли жизнь и деятельность рода, племени, дирижировали ею. Они мало отличались от вожака стада, которым становился самым сильный. По мере усложнения человеческой деятельности были востребованы не только сила вожака, но опыт и знания уже немощных стариков. Образуются советы старейшин. Итак, по мере укрупнения и услож­нения сообществ и содержания их деятельности, усложняется и их обществен­ная организация. От вожаков стада мы пришли к разнообразным и разветвлен­ным формам государственного устройства, при котором законодательно опре­делены назначение и функции социальных институтов (управление, экономика, право, банки, коммуникации, здравоохранение и т.д.) в организации жизнедея­тельности общества.

    Элементы разделения труда и организации жизни наблюдаемы и в животных сообществах (бобры, пчелы, муравьи), но там они константы и биологически детерминированы. Некоторые ученые, позицию которых можно бы на­звать социологическим взглядом на культуру, исследуя организационные фор­мы культуры, структуру общества склонны считать их. эти формы, сущностью и содержанием культуры. В соотношении «структура общества - структура культуры» есть уязвимые моменты: в основе общества есть очень высокой со­противляемости природный компонент - сам человек; не вполне поддаются со­циологической классификации и семиотико-семантические элементы культур разных сообществ. А посему будем рассматривать организационные формы культуры как один из необходимых, но не универсальных способов классифи­кации содержания и понятия культуры.

    Наконец, о заявленной в определении личностной форме культуры. Археологи наших дней открыли исчезнувшие культуры и по безмолвным их осколкам пытаются реставрировать, воссоздать целостное о них представление. Это мертвые культуры. Культура живет, пока живет ее носитель – этнос, состоящий из индивидов, личностей. Живет и развивается в той мере, в какой эти индивиды освоили предметный и знаковый мир культуры, ее оргформы.

    Личностную форму бытия культуры, ее развития, ее закономерности ис­следует такая составная часть теоретико-культурной науки как культурология, именуемая в некоторых западных книгах как культурная антропология. Выше уже был высказан взгляд па теорию культуры как философию человека. В этом контексте культурология занимается преимущественно историческим и содер­жательным аспектом философии человека, тесно дружит с историей, психоло­гией, социологией, археологией, этнологией, искусствоведением, науковедени­ем и т.п.

    Проблема освоения человеком предшествующего культурного опыта сообщества в его выше названных формах обнажается в связи с понятием «актуальная культура».

    Актуальная культура. Это понятие тесно связано с личностной формой бытия культуры, ибо обозначает тот пласт культурной совокупности, культурного массива и опыта общества, который освоен людьми и используется ими в их деятельности, который жизненно необходим для формирования определен­ного типа личности. Это освоенный массив культуры, за пределами которого, в запасниках остается значительная масса культурных явлений, не востребованных обществом сегодня.

    Объем культурного опыта таков, что на протяжении жизни отдельного конкретного человека не может быть освоен. Поэтому каждый человек или со­циальная группа осваивают только очень узкую специализированную часть всего спектра культурного опыта. Только такими совокупными усилиями удается в какой-то мере осваивать основные параметры исторического культурно­го опыта.

    Хотя общая масса культурной информации, освоенной людьми, возрастает, есть серьезные беспокойства теоретиков культуры но поводу уменьшения веса актуальной культуры в отношении ко всему культурному массиву (14; с.23-28).

        Что такое функции культуры и как их понимать?

    Первая функция – освоение и преобразование мира – связана с цен­тральным положением человека во Вселенной как мыслящею, творческого су­щества, призванного овладевать силами природы и продолжать с помощью данного ему разума процесс направленной эволюции природы. Овладение си­лами природы оправдано постольку, поскольку ведет к духовному совершен­ствованию.

    Вторая функция- коммуникативная - связана с социальностью челове­ка. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным членом общества. Прогрессирующее развитие духовных, творческих способностей обусловлено обменом мыслями, взаимной стимуляцией духовных усилий в со­временных поисках истины. Всякий длительный отрыв от общества приводит к духовной деградации.

    Третья функция культуры – сигнификативная - обусловлена, с одной стороны, разумностью человека, ослаблением в процессе эволюции инстиктивно - приспособительных форм поведения, а с другой космичностью, всемирностью человечества. Культура вырабатывает запас значений, символов, имен, знаков, данностей, из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы и сценарии развития явлений. Желая понять поведение людей, мы должны изучить их язык, основные категории, которыми они пользуются. Важно, к примеру, глубоко понимать, как трактуются людьми такие понятия, как совесть, честь, достоинство, милосердие, любовь, надежда, вера, профессиональный дои.

    Четвертая функция культуры – накопление и хранение информации. Информационные процессы воздействуют на идеологические процессы, спо­собствуя их стабилизации или разложению. В недавнем прошлом администра­тивно-командная система, получив контроль над органами печати, радио, теле­видением, не только не смогла установить тотальную диктатуру идеологии, но и сумела произвести настоящее опустошение в культуре. Уродливые идеологи­ческие структуры стремились ниспровергнуть общечеловеческие ценности, в них грубо фальсифицировалась история. Весь процесс хранения и передачи информации подчинялся сиюминутным политическим интересам, что оберну­лось разрушением культурного наследия. Работа с информацией становится се­годня важнейшей функцией общества. Необходимы усилия по сбору, обработке информации, изучению информационных потребностей различных социальных групп населения. Многое здесь могут сделать и организации, функционирую­щие в сфере культуры и искусства.

    Пятая функция культуры - нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации усилий и поддержании равновесия. Норма есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек может или должен действовать. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности. В условиях развития рыночных отношений, влияние учреждений культуры на сознание включенных в экономические от­ношения людей трудно переоценить. Роль норм в общественной жизни поисти­не многообразна. Они поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать по­ступки, указывают наиболее разумные, проверенные на практике способы дея­тельности.

    Шестая функция культуры состоит в психологической разрядке. Отвле­чение значительной части жизненной энергии в сферу деловой, творческой активности, неравномерные или чрезмерные психологические нагрузки могут создавать в психике значительные напряжения. Далеко не всегда существуют условия для свободного удовлетворения желаний, нормального отдыха. Нали­чие неудовлетворенных потребностей и желаний приводит к возникновению очагов возбуждения, делает психику неустойчивой, предрасположенной к взрыву. Движение и спорт, ритуальные действия, праздники и массовые гуля­ния, общение с искусством, коллекционирование, разнообразные игры - все это в той или иной мере служит уравновешивающим фактором в повседневном самочувствии и поведении человека. Большими позитивными возможностями об­ладают в реализации жизненно важной функции психологической разрядки все те же учреждения культуры и искусства, досуга и спорта.

    Седьмая – защитно-адаптивная - функция культуры обеспечивает под­держание равновесия между человеком и окружающей средой, поскольку куль­тура способна служить сама по себе надежным средством защиты. Использова­ние огня, одежды, строительство жилищ, а в наше время защита от излучения, химикатов, низких температур и перегрузок - вес это средства и способы «при­выкания» человека к условиям природы. Они тем надежнее и разнообразнее, чем активнее развивается научно-технический прогресс. Учреждения культуры активно пропагандируют знания из области экологии, медицины и этим помогают делу.

    Кроме перечисленных здесь функций культурологи выделяют и другие: гоминизация, социализация, инкультурация, индивидуализация и др.

    Гоминизация связана с обучением и воспитанием человека, передачей ему совокупного человеческого, общественного опыта.

    Социализация - это усвоение формирующейся личностью определенно­го «минимума» культуры, усвоение основных ролей, овладение языком, вхождение человека в ту или иную социальную группу.

    Инкультурация – это приобщение к культуре на глубинном, избирательном уровне, с учетом способностей и особенностей конкретной личности. Индивидуализация же – способствование развитию способностей, талантов, качеств личности, предопределенных природными задатками. Потребность в индивидуальной самореализации важна сегодня, как никогда прежде: само вре­мя требует от каждого члена общества максимального раскрытия его дарований, способностей, в том числе в сфере коммерческой, предпринимательской деятельности.

    Иногда выделяют и такие функции культуры как рекреативная , связан­ная с отдыхом и развлечениями, физической культурой, восстановлением сил и энергетических запасов организма, и гедонистическая , предполагающая глубокое удовлетворение или даже удовольствие, наслаждение, испытываемое че­ловеком от общения с искусством, миром прекрасного.

    Не все названные функции реализуются с одинаковой полнотой во всех без исключения культурных организациях, однако, в той или иной мере они свойственны каждой из них (20; с.16-19).

        Культура отдельного человека и культура всего общества,

    как они между собой взаимосвязаны?

    Рассматривая культуру как многогранный социальный феномен, следует учитывать ее значение как внутреннего духовного богатства человека, связанного с его постоян­ным совершенствованием, способностью создавать духовные ценности. Ведь именно с помощью культуры человек становится личностью, преодолевает ограниченность сво­его биологического жизненного существования, утверждает силу разума и свое единство с миром. А с совершенство­ванием человека преображается общество.

    Современным человеком культура воспринимается как синоним духовного и интеллектуального, нравственного и эмоционального обогащения в процессе его творческой жизнедеятельности. В этом контексте культуру можно рас­сматривать как новое, второе рождение человека, его восхождение к одухотворенной человечности. Ведь культурные реалии отнюдь не заложены в человеке изначально. Они складываются в процессе его жизнедеятельности. Известно, что природный человек, т. е. человек, выпавший из общества, десоциализируется, утрачивает способность жить в культуре. Значимость и оценка культуры начинается с того, какое место на своем жизненном пути занима­ет в ней человек, как он ощущает себя в ней. История его жизни – это летопись его развития в культуре и в то же время это путь постепенного накопления, концентрации культуры в личности. Культура оказывается не только моделью свободной творческой деятельности, но и неукоснительной силой духовного развития личности, идеальным средством ее самовыражения. Истинное богатство че­ловека начинается с культуры, возвышающей его. Имен­но в высокой культурности заложены его человеческие преимущества, через нее достигаются результаты его активности. Она служит для него универсальным механизмом адаптации к жизни, обществу, цивилизации.

    В современной культуре активно противостоят друг другу две полярные святыни – ценность социума и цен­ность личности. Патриотически ориентированные «славянофилъские» круги, «державники» настаивают на приори­тете социума. Их антагонисты славят свободную, соци­ально активную, творческую личность, воспитанную в идеалах индивидуализма. В той же мере противоборствуют ценности равенства и рынка. Благодаря культуре многие осознают, что идеал лавочника отнюдь не вершина и не итог развития человечества. В среде современной молоде­жи уже рождается противостояние культу «золотого тельца», желание активизировать арсенал духовных ценностей. Но вместе с тем в современном обществе рождается от­вержение традиционных установок на уравнение, нивели­ровку людей. Возникает тяготение к инициативе, предприимчивости. Когда человек безоружен перед окружающим миром, не способен постичь и разрешить жизненные коллизии, культура подсказывает, как преодолеть эти трудности. В сущности, культура – это процесс становления и обогащения человеческого разума. Именно творческий разум – перводвигатель творчества и деятельности челове­ка, его активности. Вместе с тем огромна роль человече­ской воли, чувств и чаяний людей.

    Культура со времен своего возникновения очень мно­гое дала человеку, но и многое из своих возможностей не реализовала. Насколько удалось ей выразить самое себя? Наступило время трезвого анализа возможностей культуры: что она в силах дать человеку и чего не может, что человек способен для нее сделать и что ему мешает в этом? Культуру можно рассматривать как пространственно-временной вектор, истоки которого в самом человеке. Поэтому, как нам кажется, решение духовно-нравственных проблем, с которыми сталкивается Россия, лежит не только в границах социально-экономических коллизий, но и в глубинах сознания и души каждого россиянина (3; с.45-46).

    Чтобы понять, что представляет собою культура, важно выяснить, как развивались представления о ней.

    Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины ХVIII в. -- «века Просвещения». Зачем же понадобилось просветителям обращаться к этому термину и почему он быстро завоевал популярность?

    Одной из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль в тот период, была «сущность», или «природа», человека. Продолжая традиции гуманизма, идущие от эпохи Возрождения, и отвечая на социальный запрос времени, связанный с происходившими тогда переменами в общественной жизни, выдающиеся мыслители Англии, Франции, Германии развивали идею исторического прогресса. Они стремились понять, к чему он должен вести, как в ходе него совершенствуется разумная свободная «сущность» человека, как должно быть устроено общество, соответствующее человеческой «природе». В размышлениях на эти темы возник вопрос о специфике человеческого бытия, о том, что в жизни людей, с одной стороны, обусловлено «человеческой природой», а с другой -- формирует «человеческую природу». Этот вопрос имел не только теоретическое, но и практическое значение: речь шла о выработке идеалов человеческого бытия, т. е. образа жизни, стремление к которому должно определять задачи общественных сил, борющихся за социальный прогресс. Так в ХVIII в. в общественную мысль вошла проблема осмысления специфики образа жизни человека. Соответственно возникла потребность в специальном понятии, с помощью которого может быть выражена суть этой проблемы, зафиксирована идея о существовании таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Латинским словом cultura и стали пользоваться для обозначения нового понятия. Выбору именно этого слова для такой функции, по-видимому, в немалой степени способствовало то, что в латинском языке слово cultura, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение (напр. agri cultura -- обработка почвы), противостояло слову natura (природа).

    Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала служил средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» -- в противоположность природному, стихийному, животному бытию. Однако эта идея допускала неоднозначное толкование.

    Дело в том, что использование термина культура в указанном смысле оставляет весьма неопределенным его содержание: в чем же все-таки состоит специфика человеческого образа жизни, т. е. что такое культура?

    Просветители XVIII в. были склонны связывать специфику человеческого образа жизни с разумностью человека. Но всегда ли разум человеческий служит благу? Если он может породить и добро, и зло, надо ли все его деяния считать выражением «сущности» человека и относить к явлением культуры? В связи с подобными вопросами постепенно стали обозначаться два альтернативных подхода к трактовке культуры.

    С одной стороны, она трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей. В конце ХVIII -- начале ХIХ вв. слово «культура» часто считалось эквивалентом «просвещенности», «гуманности», «разумности». В культурном прогрессе виделся путь, ведущий к благополучию и счастью человечества. Очевидно, что в таком контексте культура представала как нечто безусловно позитивное, желаемое, «хорошее».

    А с другой стороны, культура рассматривалась как реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура в этом смысле, хотя и означает отличие человеческого образа жизни от животного, несет в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступность, войны).

    В основе различия между этими подходами лежит, прежде всего, осмысление культуры в свете категорий «сущего» и «должного». В первом смысле культура характеризует то, что есть, т. е. реально существующий образ жизни людей, каким он предстает у разных народов в различные периоды их истории. Во втором смысле культура понимается как то, что должно быть, т. е. то, что должно соответствовать «сущности» человека, способствовать совершенствованию и возвышению «подлинно человеческого начала» в нем.

    В первом смысле культура есть понятие констатирующее, фиксирующее и достоинства, и недостатки образа жизни людей. При такой констатации обнаруживаются этнические и исторические особенности, которые обусловливают своеобразие конкретных исторических типов культуры и становятся предметом специальных исследований. Во втором же культура -- понятие оценочное, предполагающее выделение лучших, «достойных человека» проявлений его «сущностных сил». В основе такой оценки лежит представление об «идеально-человеческом» образе жизни, к которому исторически движется человечество и лишь отдельные элементы которого воплощаются в культурных ценностях, уже созданных людьми в ходе исторического развития человечества.

    Отсюда рождаются два основных направления в понимании культуры, которые сосуществуют (и нередко смешиваются) до сего времени: антропологическое, опирающееся на первый из указанных подходов, и аксиологическое, развивающее второй из них.

    Рождение культуры не было единовременным актом. Оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления, и потому не имеет точной даты. Тем не менее, хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида -- homo sapiens -- возник примерно 40 тысяч лет назад, то первые элементы культуры возникли еще раньше -- около 150 тысяч лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть еще дальше, до 400 тысяч лет, когда неандертальцы, наши дальние предки, начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду прежде всего духовные явления, постольку более приемлемой представляется цифра в 150 тысяч лет, так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени -- полтораста тысячелетий -- и проходил процесс становления и эволюции культуры.

    Периодизация развития культуры

    Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней несколько больших периодов.

    Первый начинается 150 тысяч лет назад и завершается примерно в IV тыс. до н. э.

    Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства -- рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.

    Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т. д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вещами устанавливались близкие, почти родственные связи.

    Второй период длился с IV тыс. до н. э. до V века н. э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки.

    Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества -- архитектура, скульптура, барельеф -- достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о «греческом чуде».

    Третий период приходится на V -- XVII века, хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III веке -- Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV -- XV веках. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий -- христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые -- Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным.

    Четвертый период охватывает период с XV-XVI века до настоящего времени. Он включает в себя эпоху Возрождения (Ренессанса).

    В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени.

    В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочными, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.

    Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.

    Историческое развитие представлений о культуре

    В своем нынешнем понимании слово "культура" вошло в контекст европейской социальной мысли со второй половины XVIII века. Вообще, это слово происходит от латинского culture, что буквально означало возделывание, обработку земли, ее культивирование. Этот термин можно встретить в трудах Цицерона, где акцент делается на изменения в природном объекте под воздействием человека, в отличие от тех, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первом понимании можно видеть неразрывную связь культуры, человека и его деятельности. Т.е. можно сказать, что культура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

    В Древней Греции и Риме слово культура воспринималось не только как возделывание почвы. В более привычном для нас значении воспитания и образования культура воспринималась как нечто дополняющее, а иногда и меняющее человеческую природу. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, это и составляет содержание культуры всех народов. Но надо помнить и о том, что в античном мире человек постоянно находился в окружении богов, поэтому религиозный культ будет неотъемлемой частью культуры.

    В античном мире процесс подготовки гражданина, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка был очень важным. Этот процесс греки обозначали понятием "пайдейя" (pais - ребенок), что включает в себя как непосредственно воспитание, обучение, так и образованность, просвещение, культуру в широком смысле. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а личность с определившейся системой ценностей. В этой обращенности к внутреннему миру человека и состоит античное понимание культуры. Цель культуры состояла в том, чтобы развить в человеке разумную способность суждений и чувство прекрасного. При этом античный человек не терял своего единства с природой.

    В эпоху эллинизма начался кризис "пайдейи", душами людей стала овладевать вера в иррациональное. Возникла потребность в чуде, духовном абсолюте, который помог бы человеку обосновать неуправляемость неподвластных ему социальных процессов. На смену античности приходит новая эпоха.

    Средневековая культура - культура христианская, отрицающая языческие ценности, но сохранившая многие достижения античной цивилизации. "Политеизму она противопоставляет монотеизм; натурализму, интересу к предметному миру - духовность..; гедонизму (культу удовольствий) - аскетический идеал; познанию через наблюдение и логику - книжное знание, опирающееся на Библию и толкование ее авторитетами церкви". [Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994. С. 149.]

    В Средние века слово "культура" ассоциировалось с личными качествами, с признаками личного совершенствования. Человек обнаружил уникальность и неисчерпаемость личности. В средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к совершенствованию и избавлению от греховности. Растет чувство неуверенности.

    Средневековый человек признает сотворенность мира (креационизм), это признание перерастает в концепцию постоянного творения - Бог действует на основе собственной воли и не в силах человека ему помешать. Поэтому античное понимание культуры оказалось беспомощным. Ни природа, ни человек не являлись отныне самостоятельными. Помимо внешнего мира человек увидел и мир духовный. Появился Высший Разум.

    Культура продолжала требовать от человека постоянного "возделывания" собственных способностей, в том числе и разума, от природы неиспорченного и дополненного верой. Счастье заключалось не в познании себя, а в познании Бога. Вера помогала человеку спокойно смотреть на хаотичность окружающего мира.

    Культура в средневековую эпоху осознается не как воспитание меры и гармонии в человеке, а как преодоление ограниченности, культивирование неисчерпаемости личности, ее постоянное совершенствование. В эпоху Возрождения под личным совершенствованием начнут понимать соответствие гуманистическому идеалу.

    Эпоха Просвещения открыла новый этап в развитии понятия "культура". Культура понимается как "разумность". Просвещение стремилось к целостному пониманию культуры человечества, чему способствовало расширение источниковедческой базы - помимо письменных источников активно изучаются археологические памятники, данные лингвистики, сведения путешественников о развитии культур отдаленных от Европы стран. В центре внимания оказывается тема истории, а историзм предполагает изучение причин возникновения, становления, распада и гибели явлений, преемственности и отличий их друг от друга.

    Наиболее полно эти проблемы освещены в работах Иммануила Канта и Гегеля.

    Кант выделил два качественно различных мира - мир природы и мир свободы. Второй из них и есть мир человека, т.е. мир культуры. Культура может преодолеть зло, заложенное в мире природы. Эти два мира объединяет Красота, поэтому, с точки зрения Канта, а высшим проявлением культуры является ее эстетическое проявление. В работах Гегеля культура узнается по ее основному предназначению в жизни - творчеству, которое выступает не только создателем нового, но и хранителем старого, хранителем традиций. Человек являет собой основу социально-культурного процесса.

    Философы эпохи Просвещения считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, измеряется она достижениями в области науки и искусства.

    Примерно со второй половины XIX века термин "культура" приобретает все более научное значение. Оно перестает означать лишь высокий уровень развития человека и общества, пересекается с такими понятием, как цивилизация.

    В современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода, культура представляет собой определенный уровень технологического производства и воспроизводства общественной жизни. Вторая концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, что отражается во всем обществе. Ценностная концепция подчеркивает роль идеальной модели жизни, культура рассматривается как воплощение идеала в сущее.

    Понять сущность культуры можно только через человека. "Философский словарь" так определяет культуру: "Культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях". [Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 292-293.] Таким образом, нужно помнить о том, что культура не существует вне человека.

    Завершая разговор о многогранном термине "культура" представляется возможным выделить наиболее важные составляющие части этого понятия:

    1. "это система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни;

    2. коллективная память народа, своеобразный способ человеческого бытия;

    3. совокупность достижений человеческого общества (того или иного народа) в производственной, общественной и духовной жизни;

    4. уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности;

    5. освоение, гуманизация, облагораживание человеком природы, все сделанное руками и разумом человека;

    6. просвещенность, образованность, начитанность;

    7. специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе".

    Таким образом, процесс развития представлений о культуре прошел длительный этап.



    Загрузка...
    Top