Как на самом деле погиб Сергей Бодров-младший. Загадочные обстоятельства гибели сергея бодрова

14 лет назад, 20 сентября 2002 г. в горах Северной Осетии произошла трагедия: в Кармадонском ущелье сошел ледник Колка, унесший жизни более ста человек, в числе которых оказался Сергей Бодров-мл. со своей съемочной группой.

Тела погибших так и не были найдены, все 26 членов съемочной группы до сих пор числятся пропавшими без вести. Загадочные обстоятельства трагедии заставляют ученых и сегодня выдвигать новые версии причин случившегося.


Съемочная группа фильма *Связной*. Северная Осетия, Кармадонское ущелье, 2002 | Фото: doseng.org

Осенью 2002 г. Сергей Бодров работал над фильмом «Связной», в котором выступал в качестве режиссера, сценариста и актера. 18 сентября съемочная группа приехала во Владикавказ. На 20 сентября были запланированы съемки в Кармадонском ущелье – там снимали всего одну сцену фильма. Из-за задержки с транспортом начало съемки перенесли с 9:00 на 13:00, что стоило жизни всем участникам. Около 19:00 работу пришлось завершить из-за плохого света. Группа собирала аппаратуру и готовилась к возвращению в город.



В 20:15 по местному времени с отрога горы Казбек сорвался гигантский массив льда. За 20 минут Кармадонское ущелье было накрыто 300-метровым слоем камней, грязи и льда. Спастись никому не удалось – селевые потоки двигались со скоростью не менее 200 км в час, накрывая собой целые деревни, базы отдыха и палаточные лагеря туристов на протяжении 12 км. Под завалами оказалось больше 150 человек, 127 из них до сих пор считаются пропавшими без вести.


Кармадонское ущелье после трагедии | Фото: magspace.ru

Дорогу завалило, и до ущелья спасатели смогли добраться только через несколько часов. На помощь пришли и все жители окрестных деревень. В результате 3-месячной спасательной операции обнаружили всего 19 тел. В течение следующих двух лет добровольцы продолжали поиски. Прямо на леднике они разбили лагерь под названием «Надежда», ежедневно занимаясь поисками. По их версии, съемочная группа могла добраться до автомобильного тоннеля и укрыться от лавины там. Однако в тоннеле не нашли никаких следов пребывания людей. Поиски прекратили в 2004 г.


Сергей Бодров на съемках своего последнего фильма *Связной*. Северная Осетия, Кармадонское ущелье, 2002 | Фото: doseng.org


Сергей Бодров на съемках своего последнего фильма *Связной*. Северная Осетия, Кармадонское ущелье, 2002 | Фото: doseng.org
В этой истории немало мистических совпадений. По сценарию С. Бодрова, только двое из главных героев к концу фильма «Связной» оставались в живых – как ни удивительно, но исполнители этих ролей действительно вернулись домой невредимыми. Герой Бодрова по сценарию должен был погибнуть. Съемки в Кармадоне изначально были запланированы на август, но в этом месяце у Бодрова родился второй ребенок, из-за чего все перенесли на сентябрь. Во Владикавказе Бодров жил в одной гостинице с другой съемочной группой: в соседнем ущелье режиссер Я. Лапшин снимал фильм о сходе ледника, уничтожившего местные поселения. Сюжет картины стал пророческим.


Кармадонское ущелье после трагедии | Фото: mk.ru earthquake-today.info


Кармадонское ущелье после трагедии

Колка – это так называемый пульсирующий ледник, примерно раз в сто лет обрушивающийся вниз. То, что он должен был сойти, было известно наверняка, но вот предвидеть время катастрофы не представлялось возможным. Хотя сейсмические станции за несколько дней до катастрофы зафиксировали необычную активность – предположительно, на Колку падали висячие ледники с соседних вершин. Но эти данные не были обработаны и учтены.


Мемориальная плита на месте трагедии | Фото: paranormal-news.ru

Сегодня ученые говорят о том, что сход ледника не могли спровоцировать ледяные наросты, рухнувшие сверху. Были опубликованы фото, свидетельствующие о том, что в начале сентября никаких висячих ледников над Колкой не было. Л. Десинов уверен: природа выброса ледника – газохимическая. Обрушение вызвали флюидные газовые потоки, выходившие из жерла вулкана Казбек. Теплые струи газа вытолкнули ледник из ложа, как пробку из бутылки шампанского.



Сергей Бодров | Фото: km.ru


Сергей Бодров-мл. в фильме *Брат*, 1997 | Фото: kino-teatr.ru
Также ученые уверены в том, что сход ледника не только не был случайным, но и мог свидетельствовать о более опасных и масштабных процессах, происходящих в слоях литосферы. Есть версия, что причиной резкого оживления Колки стали несколько разломов в земле, которые сошлись в одной точке. Ко дну ледника подступила магма, и 200 тонн льда были вытеснены из своего ложа. Это может быть сигналом, предупреждающим о будущих землетрясениях в результате разломов.


Кармадонское ущелье после трагедии | Фото: mk.ru
Загадочные обстоятельства трагедии заставляли многих людей выдвигать невероятные версии случившегося. Среди горцев находились свидетели, которые утверждали, что спустя полтора часа после схода ледника члены группы выходили на связь, а также то, что они якобы видели Бодрова живым спустя годы после трагедии.


Сергей Бодров-мл. в фильме *Брат-2*, 2000 | Фото: nnm.me
Точные обстоятельства гибели Сергея Бодрова до сих пор не известны. Но одно можно утверждать с уверенностью: рано или поздно ледник может снова обрушиться вниз, и предотвратить эту катастрофу люди не в силах.


Сергей Бодров-мл. в фильме *Брат-2*, 2000

15 лет назад, 20 сентября 2002 года, произошла трагедия в Кармадонском ущелье в Северной Осетии. В результате схода лавины погибли больше ста человек, в том числе съемочная группа Сергея Бодрова-младшего, работавшая над фильмом «Связной».

«Связной»

Съемки картины «Связной» стартовали в июле 2002 года. Сергей Бодров-младший к тому моменту был всенародно известен благодаря ролям в «Брате» и «Брате-2» - многие называли его героя «лицом» поколения 90-х. Тепло был встречен и публикой, и кинокритиками фильм «Сестры», где он выступил в роли режиссера.

Сценарий «Связного» Сергей Бодров написал сам, также он должен был исполнить одну из главных ролей. Картина задумывалась как «философско-мистическая притча о жизни двух друзей».

Некоторые сцены решили снимать в горах Северной Осетии. Изначально предполагалось, что группа отправится туда летом, но в августе 2002 года у Сергея Бодрова-младшего родился сын. Из-за этого события он перенес дату поездки.

Сход лавины

Съемочная группа отправилась в Кармадонское ущелье утром 20 сентября. К ним присоединились артисты конного театра «Нарты», задействованные в одном из эпизодов.

Съемки заняли целый день. В восемь часов вечера по местному времени глыба висячего ледника объемом около 8 миллионов кубометров сорвалась с восточного отрога горы Джимара и упала на тыловую часть ледника Колка.

Огромная масса из льда и камня пришла в движение и с огромной скоростью обрушилась на ущелье, сметая все на своем пути. Позднее специалисты подсчитали, что созданный обвалом селевой поток превышал в высоту 250 метров и мчался со скоростью 200 километров в час. Шансов спастись ни у кого не было.

Стихия полностью разрушила село Верхний Кармадон, санаторий «Кармадо» (на тот момент нежилой), несколько баз отдыха, уничтожила дороги и линии электропередач.

Спасательная операция

Утром 21 сентября к прибыли спасатели МЧС, сотрудники МВД, военнослужащие. Пропавшими без вести числились 130 человек, но поисковым группам удалось обнаружить лишь 19 тел.

Оставалась надежда, что люди могли спрятаться в одном из Кармадонских тоннелей, где их заблокировал сель, но спасатели оказались не в состоянии пробиться сквозь многометровую толщу камня и льда.

В конце концов официальные поиски были объявлены бесперспективными и остановлены. Но еще в течение двух лет в Кармадонском ущелье работали добровольцы и родственники погибших.

Они длительное время не оставляли попыток проникнуть в тоннель, бурили скважины. Повезло лишь с 20-го раза. По 69-метровой шахте водолазы спустились внутрь, но не обнаружили в тоннеле никаких следов присутствия людей. В мае 2004 года поиски завершились окончательно.

Сейчас ледник Колка, похоронивший под собой ущелье, растаял – на это ушло 12 лет. Но найти тела погибших все равно уже невозможно – камни и грязь образовали прочнейший панцирь, а проходящие под ним сточные воды, скорее всего, давно вымыли останки.

20 сентября 2004 года, в двухлетнюю годовщину трагедии, на месте бывшего лагеря добровольцев установили памятник «Скорбящая мать».

Елизавета Шарман

27 декабря российскому актеру и режиссеру Сергею Бодрову исполнилось бы 46 лет. Роль в картине Алексея Балабанова "Брат" прославила Сергея Бодрова, сделав его героя любимым в народе. Успех артиста закрепил выход второй части фильма, кроме того он работал над собственными проектами. Одним из таких проектов был фильм "Связной", на съемках которого режиссер погиб 20 сентября 2002 года. Далее вас ждут интересные факты о жизни и гибели Сергея Бодрова.

Сергей родился в семье всем хорошо известного режиссера, сценариста и писателя Сергея Бодрова старшего.

В отличие от других детей, в детстве мальчик любил находиться один и приучал себя самостоятельно справляться с трудностями. Юный актер мечтал стать водителем мусоровоза, чтобы ездить на оранжевой машине.

Свое детство Сергей провел в московской школе № 1265 с углубленным изучением французского языка. Учителя отзываются и по сей день о мальчике, как о подвижном, в меру шебутном, но ни в коем случаи не как о злом или пакостном- этих черт Бодров никогда не демонстрировал.

Несмотря на всю свою любовь и связи с киноиндустрией, после окончания школы, по совету отца парень выбрал факультет истории МГУ, который он успешно закончил 1993 году.

Очень много времени Серей посвятил изучению искусства Италии. В 1991 году ему удалось устроиться спасателем на пляж в местном курортном городе и заработать на путешествия по стране. Такой сценарий Бодров повторил аж 3 года подряд, чем вызывал неизменную зависть однокурсников.

Уже будучи актером, после окончания университета, Сергей работал над своей кандидатской диссертацией "Архитектура в венецианской живописи Возрождения", которую он с успехом защитил в 1998 году.

Но, несмотря на увлеченность предметом, молодой дипломированный историк-искусствовед сделал свой выбор в пользу телевидения и в скором времени переквалифицировался и стал ведущим программы "Взгляд". Программа транслировалась на телеканале ОРТ.

Первыми пробами Бодрова-младщшего в кино стали совсем небольшие эпизодические роли в фильмах отца, как "Я тебя ненавижу" и "СЭР (Свобода- это рай)". Стоит отметить, что первые пробы себя в роли актера пришлись на тот период, когда Сергей еще был в школе.

Во втором фильме Сергей появился на экране всего лишь на мгновение, сыграв малолетнего правонарушителя в серой робе с биркой на груди, сидящего в ожидании собственной судьбы рядом с пойманным главным героем.

В 90-х он снимался в фильмах отца с завидным постоянством. Но все же самой известной работой стала потрясающе сыгранная роль в картине Алексея Балабанова "Брат", которая вышла на большие экраны в 1997 году.

Не говоря о народном признании, роль Сергея была отмечена всеми Российскими критиками того времени. Главный персонаж, в лице Сергея, вызвал огромный наплыв положительных отзывов.

Сам Бодров-младший оценивал своего героя следующим образом: "Знаю, что Данилу часто упрекают в том, что он примитивен, прост и незамысловат… Ну, отчасти я с этим согласен. Но у меня на его счет в мозгу возникает некая метафора:

Мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего еще в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встает и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата…"

В том-же, 1997 году, Сергей познакомился со своей будущей женой Светланой (автором телевизионных программ "Акулы пера" и "Канон").

Пара познакомилась на Кубе, куда Светлана и Сергей, как и многие тележурналисты, отправилась для освещения фестиваля молодежи и студентов.

“Я всегда, с детства, знал, как будет выглядеть моя жена. Видимо, много думал об этом. И когда ее встретил, то, конечно, сразу узнал и женился. Но только о личной жизни я говорить не люблю. Скажу лишь, что семья, близкие люди - это степень свободы. А свобода - самое важное, что есть у человека,” - говорил Сергей.

Уже на следующий год (1998) после знакомства Сергей и Светлана поженились и дальнейшую жизнь старались не афишировать, оставляя семейные дела внутри семьи.

Вскоре в семье Бодровых родилась дочь Оля, а буквально за месяц до смерти Сергея у них родился сын Александр.

Сам Сергей не считал себя артистом: Я всегда и везде говорю: "Я не артист, я не артист, - я не артист". А мне: "Нет, вы артист!". А я: "Артист - это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня - это не профессия. Это поступок, который совершаешь"

В 2000-х годах началась работа над фильмом "Связной". 18 сентября 2002 года съемочная группа вместе с Бодровым приехали во Владикавказ.

Сергей охарактеризовал будущий фильм так: “Философско-мистическая притча о жизни двух друзей - этих людей я подсмотрел в жизни. Они романтики, путешественники, авантюристы. Конечно, будут и бандиты, заложники, в общем, все, что сопровождает нас в жизни… Я в нем, как кофе в пакетике: три в одном - автор сценария, режиссер и главную роль играю."

На 20 сентября были запланированы съемки в Кармадонском ущелье. На месте было необходимо отснять всего одну сцену фильма, но из-за задержки с транспортом начало перенесли с 9:00 на 13:00.

Уже к 19:00 съемки пришлось завершить из-за плохого света. Группа собирала аппаратуру и готовилась к возвращению в город. В 20:15 по местному времени с отрога горы Казбек сорвался гигантский массив льда и за 20 минут накрыл Кармадонское ущелье 300-метровым слоем камней, грязи и льда.

Селевые потоки двигались со скоростью не менее 200 км в час, накрывая собой целые деревни, базы отдыха и палаточные лагеря туристов на протяжении 12 км и не оставляя никому шансов на спасение.

Под завалами на огромной территории оказалось больше 150 человек.

Подъезд к месту трагедии завалило, и до ущелья спасатели смогли добраться только через несколько часов. На помощь пришли и все жители окрестных деревень. В результате 3-месячной спасательной операции обнаружили всего… 19 тел.

Добровольцы продолжали поиски до 2004 года. Прямо на леднике они разбили лагерь под названием "Надежда" и ежедневно занимаясь поисками.

По их версии, съемочная группа могла добраться до автомобильного тоннеля и укрыться от лавины там. Однако в тоннеле не нашли никаких следов пребывания людей.

В происшествии нашлись и мистические совпадения. По сценарию Бодрова, только двое из главных героев к концу его фильма оставались в живых - как ни удивительно, именно исполнители этих ролей вернулись домой невредимыми.

А вот герой Бодрова по сценарию должен был погибнуть...

Вторым пугающим совпадением оказался тот факт, что изначально съемки были запланированы на август, но именно в этом месяце у Бодрова родился ребенок, из-за чего все перенесли на сентябрь.

Ужасающим совпадением стало и то, что во Владикавказе соседом Сергея по гостинице был режиссер Я. Лапшин, который в соседнем ущелье снимал фильм о сходе ледника, уничтожившего местные поселения. Сюжет картины перешел в реальность.

Колка считается пульсирующим ледником, обрушение которого неизменно происходит раз в сто лет. Увы, предвидеть точное время катастрофы считается невозможным.

Несмотря на то, что за несколько дней до катастрофы была зафиксирована необычная сейсмическая активность, эти данные не были обработаны и учтены должным образом.

Столь загадочные обстоятельства трагедии заставляли многих выдвигать совершенно невероятные версии случившегося.

Среди горцев находились свидетели, которые утверждали, что спустя полтора часа после схода ледника члены группы выходили на связь, а также то, что они якобы видели Бодрова живым спустя годы после трагедии.

Несмотря на множество догадок, многие работавшие на месте специалисты не разделяли конспирологических взглядов большинства. "Мы прибыли в Геналдонское ущелье сразу после трагедии, чтобы обеспечивать безопасность тех, кто приехал для спасения пострадавших...

Но помимо этого мы и сами производили спасательные работы. Все это продолжалось в течение четырех месяцев, хотя в принципе сразу было понятно, что живых мы не найдем...

Но легенды ходили всякие, особенно про съемочную группу Бодрова. Будто они спаслись в тоннеле, питаются там лошадями, жгут костры, ослепли… Хотя спасателям было понятно, что человек в таких условиях не сможет прожить и недели…

Сначала искали живых и погибших в жиже – это селевая масса, которая спустилась в Кармадонское ущелье. Было найдено только два живых человека, остальные – погибшие или фрагменты тел…

Фильму "Связной" так и не суждено было выйти на экраны, но уже после смерти его создателя была опубликована книга с одноименным названием, в которой можно прочитать сценарии Сергея Бодрова-младшего и воспоминания людей о нем.

После трагедии супруга актера, Светлана Бодрова, рассказывала журналистам, что накануне трагедии Сергей был грустен и как будто предчувствовал несчастье. Женщина пояснила, что плохое предчувствие появилось сразу после последнего телефонного разговора, тогда беседа заняла значительно больше времени, чем обычно.

По словам Светланы, она сразу поняла, что Сергея что-то тревожит. Последние слова Сергея были скорее наставлением: "Береги детей".

После трагедии пропавшими без вести числятся более ста человек, не были обнаружены и останки Бодрова.

Человеку, которого 20 лет назад, после выхода на экраны фильма «Брат» и его сиквела «Брат-2» (2000 г.), полюбила за созданный образ вся страна, судьбой было отпущено совсем немного. Сергей Бодров-младший прожил всего 30 лет.

Спешил ли жить? Те, кто знал его близко, теперь говорят, что спешил так сильно, словно предчувствовал скорый конец. Впрочем, такое впечатление создаётся всегда, когда уходит талантливый и по-настоящему деятельный человек. Бодров был близок всем и сумел стать символом очень непростой эпохи, пронизанной пьянящим воздухом свободы. Имя ей - «Лихие 90-е».

Он родился на излёте 1971 года. В грядущем декабре Сергею исполнилось бы всего 47. Мальчик рос спокойным. До такой степени спокойным, что отец и подумать не мог, что его малыш станет когда-нибудь культовым актёром, которому, словно Леннону или Цою, поклонники будут рисовать портреты на стенах домов.

Сегодня такие славные художества есть во многих городах России.

«Почему обязательно актёром», - пожал плечами Сергей Бодров-старший, когда узнал о намерениях маленького сына податься в лицедеи. - Есть много других нужных и важных профессий, где ты можешь приносить пользу людям.

Взгляд маленького Серёжи, ничуть не расстроенного мягким отказом отца «в праве на профессию», упал в окно, где водитель оранжевого грузовика, как раз, подцепил «прихватками» и оторвал от земли тяжелый контейнер с мусором.

«Он приносит пользу людям?» - спросил Сергей.

«Ну, конечно», - размешивая сахар в чае, сказал отец.

«Значит, я буду водителем этой машины», - решил Серёжа, вызвав неподдельный смех матери и отца в «утро выбора профессий» на их кухне.

Те, кому посчастливилось держать в руках замечательную книгу «Связной», увидевшую свет уже после смерти Бодрова-младшего, знают, что Сергей успел реализовать эту мечту. Его мистический герой Алексей работает водителем мусоровоза, на самом деле являясь глубоко законспирированным агентом ФСБ. А сам «Связной»? Это всего лишь темноволосый парнишка, способный видеть будущее.

Что же открылось ему? Узнать можно. Но только лишь открыв кинороман. Он так и остаётся кинороманом, потому что на съемках фильма «Связной» произошло страшное…

Но до этого трагического момента были годы. У Сергея было вполне счастливое московское детство, которое прошло вот в этой школе № 1265 с углубленным изучением французского языка. Она утопает в зелени на улице Фотиевой (Юго-Западный Административный округ Москвы). В этом году учебное заведение отметило своё 60-летие.

Сегодня здесь есть мемориальная доска с изображением улыбающегося Сергея Бодрова-младшего, у которой всегда лежат цветы.

Он был непоседливым, веселым, жизнерадостным ребёнком, - вспоминают о нём учителя-старожилы, которые помнят выпуск 1989 года. - Шалил? Не без этого. Но никогда и никому не делал зла.

Взрослея, Сергей вновь попытался заговорить с отцом о ВГИКе. И повод был. Бодров-старший снял сына в фильме «СЭР» (аббревиатура воровской наколки «Свобода - это рай»). Роль «режиссёрского сына» была не то что не главной, а даже не эпизодической.

Он появляется в образе бритоголового парнишки - знакомца, убежавшего из колонии для несовершеннолетних в колонию для совершеннолетних к отцу, которому «нужна справка о том, что у него есть сын». И взял его отец только потому, что ради роли никто не был готов стричься налысо.

Сергей был готов.

Но и этого отцу было мало. Он вновь отмахнулся, не увидев у сына страсти к профессии. Ему вновь казалось, что профессией нужно «гореть» не в переносном, а в прямом смысле слова. А особого рвения в глазах Сергея не было. Внутренняя сила была. Страсть отсутствовала. Он оставался, как и в детстве – улыбчиво-спокойным.

Путь Сергея лежал на истфак МГУ. Окончив его, он поступил в аспирантуру и стал… кандидатом наук.

Однажды Сергей напросился к отцу на съемки - так, подсобным рабочим. Отец взял его, мучительно размышляя над выбором куда более важного участника кинопроцесса - актёра на роль рядового Ивана Жилина, который вместе с прапорщиком Саней попадает в плен в ходе Первой чеченской войны.

Олег Меньшиков, на правах исполнителя главной роли, отметал кандидатуру за кандидатурой. Другие участники нескончаемого кастинга (среди них были очень известные не только в ту пору, но и сегодня актёры) не устраивали Бодрова-старшего.

Папа, а попробуй на эту роль меня? - вдруг сказал Сергей. И отец попробовал, поразившись тому, насколько удачен был уже на уровне проб этот уникальный тандем - непрофессионального в актёрстве Сергея и человека, который уже на тот момент являлся живой легендой советского и российского кино - Олега Меньшикова.

Получалось всё. Сергей разительно контрастировал с Олегом. Не перекрывал. Оттенял то, что нужно было оттенить. И… вызывал своей непосредственностью безграничное доверие. Верилось, что именно из таких «Ванек», не обученных, не подготовленных к смерти, «ковалось» в 1995 году российское войско.

Именно они были брошены на противостояние прекрасно вооружённым (с распроданных складов Минобороны РФ) «чеченским братьям».

Риск режиссёра, согласившегося снимать сына-непрофессионала, оказался на 100% оправдан. Фильм получил множество наград, был номинирован на «Оскар».

Встреча с режиссёром Алексеем Балабановым состоялась в «Сочи». Алексей Октябринович предложил молодому человеку сыграть роль в сценарии, который стал своеобразным «продолжением» «Кавказского пленника».

Главный герой Данила Багров возвращался в мирную жизнь с войны и никак не мог себя найти в этом непростом мире. В общем-то, и не пытался, будучи «с колёс» втянутым в бандитские разборки.

На фильм градом сыпались шишки. Кто-то узрел в картине расизм. Кто-то разглядел русофобию, дескать, как это так? Почему Россия не представлена благоухающей, а путь воина, возвращающегося после «операции по принуждению к миру», не устлан розами.

Но было, как было. Брат «брал» правдивостью, натуральностью образа, который никак не получался отрицательным, хотя палил Данила из обреза и других видов огнестрельного оружия направо и налево, словно заправский герой компьютерной «стрелялки».

Успех фильма оглушителен, а персонаж мгновенно обрёл статус культового для целого поколения. И Балабанов, спустя несколько лет, снял «Брата-2». Снимал, как пародию, комикс, в какой-то степени издёвку, но получилось полноценное продолжение, изобилующее палитрой пророческих фраз в стиле

«Вы нам ещё за Севастополь ответите!»

Ответили.

Парнишка с обрезом, в растянутом свитере дышал этой «русскостью» - готовностью мгновенно, не особо задумываясь о последствиях восстанавливать «статус-кво» в любой точке мира, не считая жертвы, не заботясь о том, как воспримут его поступки окружающие - близкие, дальние.

Балабанов (и только он, никто иной) умел создавать эти образы, которые резко контрастировали с «глянцевой» дрянью, сладкой патокой лившейся с экранов телевизоров. Его сценарии занимали 10-12 страниц печатного текста. В них было мало полемики, минимум диалогов. Герои «Брата», «Груза-200», «Кочегара» молчали в кадре по 10 минут, но в этом молчании было больше красноречия, чем в словесном потоке иных сериалов и кинокартин, рассказывавших о какой-то другой, не похожей на настоящую, России с искусственно улыбающимися русскими, напоминающими героев «Санта-Барбары».

Бодров, получивший отличное образование в МГУ, блестяще защитивший без протекций диссертацию, был развит разносторонне. Он давал фору лощёному «взглядовцу» Александру Любимову, появляясь вместе с ним в кадре. И ещё: он писал сценарии и, читая их, родной отец Сергей Бодров-старший, упрашивал сына больше не сниматься, а только писать.

Сергей, действительно, подумывал о сценарно-режиссёрском поприще всерьез. Ему было что сказать. Он генерировал идеи одна интереснее другой. И всё было впереди, потому что 30 лет - это возраст, когда художник ещё не стал художником в полном смысле этого слова, а лишь начинает, пробует силу, о природе которой было так много сказано в фильмах с участием Бодрова.

Иногда кажется, что не погибни Бодров-младший в Кармадонском ущелье на съемках им же написанного «Связного», мы жили бы в какой-то другой России. Но это, опять-таки, можно списать на чувство, настигающее после утраты беспрецедентно яркой и значимой персоны в «главнейшем из искусств» - кино.

Съемки «Связного» начались летом 2002, в год, когда у Сергея Бодрова родился сын Саша. Супруга Сергея позже вспоминала, что, отправляясь на в Северную Осетию, он долго стоял на улице, глядя на их окно. Смотрел на неё, на малыша, которого она держала в руках. Было ли предчувствие? Понимание, что расстояние между ними будет становиться лишь больше и больше, а потом и вовсе станет неизмеримым?

Его не было.


В горах нужно было провести всего лишь 10 дней, но в ту пятницу, 20 сентября 2002 года, в Кармадонском ущелье, снимали сложный эпизод: главный герой ловит живую гадюку. Североосетинские милиционеры, сопровождавшие группу, были счастливы увидеть Бодрова-младшего и, по всей видимости, решили удивить кинематографистов гостеприимством, организовав небольшой пикник в поистине чарующей атмосфере гор.

Кому пришла в голову идея стрелять по бутылкам в горах? Сегодня это установить невозможно. Но, по одной из версий, именно это стало причиной срыва висячего ледника, спровоцировавшего сход уничтожающей всё и всех на своём пути лавины. На скорости 180 км/ч ледник Колка сошёл и похоронил под 60-метровой толщей льда всю группу, включая талантливого актёра, режиссёра и сценариста, о котором будет помнить ещё не одно поколение россиян, считающих его своим братом.

В одном из своих интервью Сергей Бодров-младший говорил: «Не бояться смерти? Это очень просто. Выходишь в разгар дня на оживлённую улицу. Останавливаешься в толпе. Закрываешь глаза. И понимаешь: жизнь продолжается даже без тебя».

20 сентября 2002 года в 20:15 по местному времени в Северной Осетии, в ущелье реки Геналдон, произошла страшная трагедия: сошедший с вершин ледник Колка полностью уничтожил десятки посёлков, деревень, баз отдыха, палаточных туристических лагерей. На протяжении 12 км земля превратилась в смесь льда, грязи и валунов.



Загрузка...
Top