Как научить ребенка писать? Важные моменты для родителей. Как научить ребенка-дошкольника правильно писать буквы и цифры: прописи, советы и хитрости обучения Как научить быстро писать прописью ребенка

Для того чтобы ребенок в полной мере овладел правильным и каллиграфическим написание букв, нужен специалист, учитель начальных классов. Поэтому родители не должны заниматься самостоятельным обучением начертанию букв и цифр, чтобы после поступления в школу педагогу не пришлось исправлять ошибки, которые допустили папа и мама будущего школьника. Однако сделать процесс обучения ребенка письму в будущем легче родители могут сделать уже сегодня.

Среди педагогов это спорный вопрос. В одном мнении они сходятся однозначно – до трех лет не нужно прилагать усилия в этом направлении. Слишком раннее развитие этого навыка может вызвать у малыша в будущем стойкую неприязнь к прописям и ручке. В дошкольном возрасте главные задачи взрослых следующие:

  • развить мелкую моторику;
  • подготовить мышцы к будущему обучению;
  • развить фонематический слух;
  • научить ориентироваться в пространстве: различать лево и право, понятия «вверх-вниз»;
  • стимулировать развитие памяти и внимания;
  • скоординировать письмо и зрение;
  • развить речь ребенка, увеличить активный словарный запас;
  • принимать правильную позу во время письма.

Уделите внимание упражнениям на развитие мелкой моторики

Чем более развитыми будут мышцы кисти вашего малыша, тем проще ему будет даваться процесс письма. В процессе развития мелкой моторики развивается и мозговая деятельность дошкольника. Не зря великий педагог-новатор Сухомлинский говорил, что ум малыша находится на кончиках его пальцев. В развитии мелкой моторики помогут следующие упражнения:

  1. Магические руки. Насыпьте в непрозрачную емкость крупу, песок или налейте воду. Туда же поместите любой предмет. Попросите малыша надеть перчатки и ощупать предмет, находящийся в емкости. Пусть крошка угадает, что именно спряталось внутри.
  2. Замершие ладошки. Пусть ладошки ребенка плотно прижмутся к столу. Попросите ребенка, не отрывая ладони от стола, то тихо, то громко барабанить пальцами по поверхности.
  3. Угадайка. Завяжите глаза малышу, а предметы разнообразной формы и текстуры, буквы, цифры, геометрические фигуры положите в мешочек. Пусть ребенок постарается определить, что именно он ощупывает в мешочке.
  4. Трафарет. Современные трафареты и спирографы просто завораживают малышей и тренируют координацию мелких мышц кисти.
  5. Лови шарик. Вам понадобятся старые шариковые дезодоранты. Шарики необходимо вытянуть, продезинфицировать с помощью уксуса и нарисовать на них фломастером забавные мордашки. Игру следует проводить во время купания в ванной. Дайте малышу в руки ложку дуршлаг или кулинарные щипцы и попросите его выловить все шарики.
  6. Лепка из пластилина, отрывная аппликация, нанизывание бусин на веревочку, разнообразные игры с крупами позволят развить мелкую моторику будущего первоклассника.
  7. Вырезание по контуру. Действенный метод для развития координации движений. Начинайте с крупных деталей, постоянно переходя к более мелким.

Не спешите брать в руки ручку

Начинайте выводить палочки-крючочки карандашом. Ведь с помощью ластика можно очень легко исправить некрасивые элементы и испытать ситуацию успеха, избежав ненужных стрессов.

Дозируйте время занятий

Первые «уроки» должны длиться не дольше 4-5 минут. Дело в том, что дети дошкольного возраста не умеют концентрировать свое внимание долгое время. Педагоги заметили такую особенность: как только ребенка начинает писать свои первые буквы, то чем меньше он пишет, тем красивее у него выходит. Не злоупотребляйте письмом, так вы только отобьёте охоту у будущего школьника.

Научите ориентироваться в прописи

Если малыш не может найти «рабочую строку» и постоянно выходит за пределы строки, то стоит обучить его элементарному ориентированию на листе с помощью следующих игр:

  • Игра «Части тела». Попросите малыша назвать и показать части тела, находящиеся у него слева и справа.
  • «Следопыт». Попросите показать, какая игрушка стоит на полке слева от мячика, справа от кубиков. Или поставить свои резиновые сапоги справа от папиных ботинок.
  • Игра в тетради. Например, дети с удовольствием могут выполнять задания наклеить смайлик слева от слова «мама» или нарисовать бабочку над цветочком.

Используйте тетради-прописи детского писателя Василия Федиенко

Его разработка имеет специальную более частую разлиновку, которая помогает ребенку тренировать толщину и расстояние между буквами и их элементами.

Обводите красивые элементы

Когда у малыша получается написать красивую букву или ее элемент, то необходимо это поощрить. Попросите дошкольника обвести красивые буквы зеленым карандашом. Пусть крошка расскажет, почему он считает их самыми удачными.

Основные ошибки при обучении письму

Часто родители допускают ошибки, которые могут «свести на нет» все усилия научить ребенка писать в будущем. Поэтому необходимо постараться их не допустить во время занятий в домашних условиях.

  1. Стремление родителей заменить учителя и «отобрать его хлеб». Как ни крути, лучше профессионала с этой работой никто не справится.
  2. Длительность занятия более 10 минут.
  3. Оказание физического и морального давления на будущего ученика во время занятий. Так у него появится .
  4. Занятия письмом «через силу».
  5. Излишняя спешка. В погоне за скоростью теряется качество письма. Лучше пусть ребенок начнет писать позже, но будет делать это качественно.
  6. Отсутствие наглядного материала. Мышление у детей в дошкольном возрасте наглядно-образное. Поэтому очень важно в процессе обучения использовать картинки и видео.
  7. Слишком раннее начало обучения. Всему свое время. Педагоги считают, что чем раньше начать обучать ребенка письму, тем хуже будет его почерк в школе.
  8. Неподходящее время занятий. Поздний вечер или раннее утро – не самое лучшее время для обучения. Лучше выбирать время, когда малыш бодр и полон сил.
  9. Нудное повторение. Постарайтесь использовать игровые методики обучения. Так малышу будет проще и веселее постигать азы письма.

Главная задача родителей в процессе обучения письму в домашних условиях своего ребенка – подстегнуть интерес будущего школьника к обучению и подготовить его руку к письму.

Текст, написанный красивым каллиграфическим почерком, грамотно, без исправлений — мечта каждой мамы и ее маленького ученика. Но как научить писать ребенка ручкой в тетрадке быстро и аккуратно?

Каждый родитель занимается подготовкой своего малыша к школе, используя при этом разные методики. Если с изучением букв и слогов, цифр и способов счета все понятно, то с письмом возникают вопросы.

Стоит ли самостоятельно учить малыша письменности? Не навредит ли ему это в будущем? Многие педагоги утверждают, что те малыши, которые учились этому до школы, впоследствии имели не самый красивый почерк по сравнению с теми, кто начал обучаться этому уже за школьной скамьей.

Если же вы все-таки хотите научить ребенка грамоте до 1 класса, то сначала нужно узнать, по какой методике это делается в том образовательном учреждении, в котором будет учиться ваш малыш. Также нужно подготовить тетради в косую линейку, удобную ручку (а лучше две), прописи, пособия и методички, и, конечно, запастись терпением.

Начинать процесс обучения письму нужно с печатных букв и составления простых слов. Полученные знания следует закреплять с помощью практических занятий.

Когда этот этап будет пройден, можно переходить к прописным буквам. Сначала объясните малышу, что каждый знак имеет свои составные части, а они в свою очередь имеют собственные правила написания. В качестве примера разберите несколько букв на составные части и покажите последовательность их написания. Обращайте внимание на наклон и расстояние между знаками, их размер и пропорциональность.

Выучив с ребенком несколько основных букв, принимайтесь составлять слова. Это нужно для того, чтобы малышу не стало скучно, и чтобы он понимал практическое значение начерченных в тетрадке букв. Для этих целей подойдут детские стихи, рассказы и эссе. Можете даже составить письмо подруге или бабушке и отправить его вместе.

Первое, что рекомендуют использовать педагоги в процессе обучения прописных и печатных букв — прописи. Это специальные пособия, позволяющие развить моторику и мышечную память рук, а также разобраться со всеми составляющими букв.

Объясните своему чаду, как прописи могут помочь ему освоить грамоту, упростить учебный процесс и научить красиво изображать буквы по отдельности и слитно. Помогите с первыми знаками и закорючками, продемонстрируйте восхищение успехами. Если тех строчек, которые есть в пособии, недостаточно, купите обычную тетрадку в косую линейку и продолжайте оттачивать мастерство в ней.

Часто бывает так, что родители в погоне за каллиграфическим почерком ребенка (в изображении букв) забывают о необходимости красиво изображать цифры.

Для оттачивания этого умения также рекомендуют использовать широко известные прописи и тетради в клеточку. Чтобы научиться красиво писать цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8, заставляйте ребенка переписывать условия задачи, проводите математические диктанты, делайте краткую запись условий задачи. Это позволит набить руку, и вскоре ваш малыш будет выводить аккуратные цифры и бонусом научится хорошо считать.

Не расстраивайтесь, если не все получается с первого раза — результаты ваших усилий будут видны к концу 2, а может, и 3 класса.

Как научить ребенка писать с наклоном?

Для того чтобы почерк ребенка был красивым, тетради — аккуратными и чистыми, а осанка — ровной, нужно учить писать его под наклоном. Для этих целей в младшей школе используют тетради с косыми линиями.

Чтобы привить навык такого письма, с первых занятий просите обводить линейки в каждом ряду, потом рисуйте черточки между косыми линиями, копируя правильный уровень наклона. Постепенно переходите к более сложным символам: крючкам, кругам, петлям. Постоянная практика и повторение обязательно дадут свои плоды.

Как научить ребенка писать диктант?

Диктант — сложный, но очень важный инструмент обучения и проверки знаний школьников. Они бывают разных видов:

  • буквенные;
  • слоговые;
  • словесные;
  • текстовые;
  • арифметические.

Чтоб ваше дитя научилось правильно, быстро, красиво и грамотно писать слова под диктовку, нужно будет немного потренироваться дома.

Сначала давайте малышу переписывать в тетрадь простые слова, чтобы он научился делать это быстро. Специалисты утверждают, что если школьник проговаривает тихонько текст, то это помогает ему запомнить, как правильно пишутся, а не выговариваются слова.

Следующим этапом будет диктовка. Выбирайте несложные, адаптированные для 1 класса тексты, не спешите, делайте паузы, оговаривайте начало и конец предложения. Хорошо помогает подготовиться к диктантам чтение, во время которого тренируется зрительная память. В мире существует множество случаев, когда человек, не зная ни одного правила или исключения, пишет абсолютно правильно и грамотно. Это связано с его начитанностью и хорошей памятью.

Как научить ребенка писать сочинение?

Написать самому сочинение — сложная и непонятная задача для маленького человечка. Хоть на уроке учитель всегда объясняет, как это делать, основное бремя ложится на плечи родителей.

В первую очередь расскажите малышу, что сочинение — это выражение его мыслей, чувств, эмоций и даже фантазий, и оно имеет свою структуру и тему. Чтобы в будущем у малыша не возникало сложностей с подобными заданиями, запомните эти простые правила:

  • уделяйте внимание полноте его словарного запаса (много читайте, пересказывайте);
  • развивайте умение выразить собственное мнение (отвечайте на вопросы, разворачивайте дискуссии и т. д.);
  • следите за структурой речи, не позволяйте выражать мысли хаотично;
  • гуляя или играя, подбирайте синонимы и эпитеты (пусть малыш и не понимает еще значения этих слов), характеризируйте знакомые вещи или процессы с разных сторон.

Если вы будете придерживаться этих правил, то из класса в класс (а писать ребенок будет сочинение в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классе) его словесное мастерство будет все лучше и лучше.

Изложение — это краткий пересказ текста. Малыши не всегда умеют или понимают, как это делать. Чтобы с младших классов не возникало с этим проблем (а писать изложения он будет от 1 по 8 класс включительно), нужно начинать обучение еще до поступления в школу. Прививайте чаду способность воспроизводить услышанное в устной или письменной форме, выделять основную информацию и отбрасывать ненужный материал.

Чтобы добиться нужного результата, просите отпрыска кратко описывать прочитанную книгу или рассказ, выделять главных героев, объяснять их действия и т. д.

После того как малыш освоил родную письменность и речь, можно приступать к изучению письма на английском.

Основные методики и способы обучения мало чем отличаются от аналогичных процессов на родном языке. Главное, чтобы ребенок понимал, что и зачем он изучает, а также был заинтересован в этом.

Часто педагоги проводят параллели с уже изученным материалом, демонстрируют схожести и различия в словах, буквах и цифрах разных народов.

Активно используются в этих целях прописи, тетрадки, учебники и адаптированная художественная литература, периодические издания (журналы, газеты), игры и песни.

Как научить писать ребенка-левшу?

Мама ребенка-левши должна быть готовой к тому, что может столкнуться с некоторыми сложностями, обучая его письму.

Леворуким детям стоит уделить двойное внимание к позе, в которой они сидят за партой, а также положению тетрадки. Также нужно научить малыша правильно держать ручку и карандаш в левой руке, красиво и аккуратно изображать буквы. Правильно подберите освещение, следите за наклоном букв и не удивляйтесь тому, что некоторые значки будут получаться зеркальными.

Без клякс, исправлений и ошибок не обойтись, но стоит воспринимать это как временные сложности, ведь рано или поздно даже ребенок-левша начнет красиво и грамотно писать.

Умение писать не является обязательным для поступления в первый класс, хотя и будет плюсом для вашего ребенка. Поэтому многие родители стремятся самостоятельно обучить дошколёнка писать до школы. Как это правильно сделать, читайте ниже.

Когда начинать обучение письму печатными буквами

Обучить писать буквы раньше не составляет труда, но в более раннем возрасте рука ребенка еще не готова к полноценному занятию, и психологически ребенок еще не созрел для обучения. В результате можно добиться того, что навык, полученный раньше 5-ти лет, будет усвоен неправильно.

Исправление зафиксированного умения долгое и очень сложное занятие.

Лучше уделить внимание подготовительному этапу, и позволить ребенку физически и психически созреть для этого навыка.

С чего начинать обучение письму

Прежде всего, нужно обучить написанию заготовок для букв. Покажите ребенку, как писать палочки, кружочки, полукруги и т.д. Пусть ребенок потренируется и научится писать эти заготовки уверенно и красиво. Для освоения различных деталей букв существуют специальные прописи. Также вы можете самостоятельно предложить ребенку вариант для тренировки, написав его на бумаге.

После того, как ребенок успешно освоил изучение заготовок, можно переходить к изучению простых букв. Пусть попробует написать буквы «О»,»П», «Н», «Л», «А».

Не стоит торопиться и предлагать для изучения больше одной буквы за одно занятие. Лучшим вариантом будет изучение каждого отдельного символа в разные дни, чтобы ребенок мог закрепить изученный материал.

Изучив простые в написании буквы, ребенок может переходить к более сложным («Ж», «Щ», «Я» и т. д.). Таким образом, ребенок изучит все буквы алфавита в печатном виде, и вы можете продолжать с ним тренировать этот навык вплоть до школы.

Если ребенок при обучении письму еще не умеет читать, то вместе с изучением написания букв можно предложить ему изучить новый навык. Предложите ребенку написать знакомое слово изученными печатными буквами. Наглядное представление о том, как формируется слово, поможет быстрее овладеть чтением.

Как выбрать правильную пропись?

Важную роль в успешном освоении письма занимает правильный подбор прописи. Выбирая этот важный элемент, нужно понимать, что он должен полностью подходить для ребенка по возрасту и позволять решать поставленную задачу.

Для правильного выбора прописи для ребенка нужно обратить внимание на следующие особенности:

  • Образец букв для написания должен повторяться на строке несколько раз, чтобы он всегда находился в поле зрения ребенка. Это требование обуславливается тем, что ребенок пишет букву по тому образцу, который непосредственно видит, и если это неправильный образец из прописи, то ребенок будет ориентироваться на собственное написание. В результате качество написанных букв будет хуже.
  • Хорошая пропись сначала предлагает ребенку научиться писать части буквы, из которых она состоит. Только после этого предлагается изучить написание самого символа. Одному элементу уделяется 2-3 строки.

Когда обучать писать ребенка курсивом?

Абсолютное большинство педагогов сходятся во мнении, что обучать ребенка письму курсивом в дошкольный период не нужно. Они объясняют это тем, что данный навык очень сложен как в восприятии ребенка, так и в объяснении.

Родители, стремящиеся обучить своего ребенка писать курсивом до школы, совершают огромное количество методических ошибок, которые требуют дальнейшей очень долгой корректировки, и не всегда она заканчивается успехом. Лучше не торопиться обучать ребенка такому письму до школы.

Главные ошибки родителей при обучении ребенка письму

  1. В стремлении быстрее научить ребенка писать родители совершают одну из главных ошибок при занятии с ребенком. Они уделяют обучению ребенка больше 15 минут в одно занятие. Такой подход негативно сказывается на стремлении ребенка к учебе, на качестве усвоенного материала и на взаимоотношениях в семье.
  2. Желание быстрее освоить новый навык не учитывает особенности ребенка, его индивидуальную скорость познания и осознания. Не видя быстрого результата, родители начинают проявлять негативные эмоции (кричат, наказывают, заставляют). Родители не пытаются найти причину неудачи и ее устранить. Важно подстроиться под скорость ребенка и оказать ему поддержку в сложном для изучения навыке. Проявление негативных эмоций может спровоцировать изменение психологического настроя ребенка и повлиять на его успеваемость в будущем.
  3. В ситуации, когда у ребенка что-то не выходит, родители заставляют ребенка повторять сложные элементы до хорошего результата, хотя правильным будет отпустить ребенка развеяться и предложить сделать это позже.
  4. Некоторые родители не уделяют достаточно внимания подготовительному этапу, а потом расстраиваются, когда ребенок не может освоить обучение письму печатными буквами. Если вы видите, что ребенок не может справиться с каким-либо элементом по причине того, что его руки не готовы, то правильным будет отложить обучение на некоторое время и заняться мелкой моторикой рук.
  5. Обучение ребенка писать печатными буквами в раннем возрасте.
  6. Попытка во время занятия быть ребенку учителем, а не родителем. Каждый родитель должен помнить, что обучение ребенка дома должно проходить в комфортных для ребенка условиях и в доброжелательной обстановке.
  1. Помните, что письмо сложный навык, который формируется на протяжении 3-4 лет и невозможно его освоить за полгода. Приступая к обучению, нужно понимать, что оно будет продолжаться долго и прерывать его на полпути не стоит, чтобы не утратить или не испортить уже приобретенный навык.
  2. Для обучения ребенка правильному письму читайте специализированную методическую литературу, чтобы работать с ребенком правильно, а не по наитию.
  3. Подбирайте правильно прописи. Они должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.
  4. Попробуйте начать обучать ребенка не в тетрадях, а в альбоме.
  5. Визуализируйте информацию для ребенка. Все что, вы рассказываете ребенку, сопровождайте картинками или примерами на бумаге или доске. Это важно для более качественного запоминания информации.
  6. Для сохранения интереса ребенка к занятиям не стоит его заставлять писать одну и ту же букву много раз, доводя до идеального вида. Для этого нет необходимости. В дошкольном возрасте основная цель запомнить принцип написания букв и научиться прилагать усилия, и концентрироваться на обучении.
  7. Пишите по одной букве в день, но делайте это ежедневно.
  8. Помогите ребенку написать первые буквы в прописи, ведя его руку и показывая, как это нужно делать.
  9. Постарайтесь придумать для ребенка цель, для которой он занимается написанием букв. Возможным вариантом будет составление загадки, которую ребенок сможет отгадать после того, как напишет буквы. Подготовьте картинку со знакомым предметом и под ней напишите практически целое слово, оставив место для изученной буквы. После того, как ребенок успешно справится с заданием предложите ему вписать нужную букву под картинкой. По мере изучения написания букв количество пропущенных символов в слове должно уменьшаться.
  10. Постарайтесь не выбрасывать написанные ребенком буквы, а проанализируйте их. Вы сможете увидеть по ним, какие элементы даются ребенку сложнее и сможете дать дополнительные задания по тому материалу, который требует закрепления.
  11. Постарайтесь украсить занятия с ребенком, придумывая различные интересные объяснения, чтобы письмо ни казалось ребенку скучным делом. Посоревнуйтесь с ним, оживите буквы или покажите, что у них могут быть глазки, спинка, животик.

Соблюдение простых правил помогает преодолеть сложности в обучении ребенка письму печатными буквами и сохранить теплые доверительные отношения с ребенком. Правильный подход к научению – основа для сохранения интереса у ребенка, вашего спокойствия и дальнейших успехов в школе.

Сегодня вряд ли можно найти человека, который не умел бы писать. Но свежа еще память о временах, когда люди не только не умели этого делать, но и вообще не обладали ни малейшей грамотностью. Однако даже среди подавляющего большинства всегда находились те, кто был обучен и письму, и грамоте. Именно к таким людям приходил честной народ для составления записей, чтения документов и выполнения других не менее важных дел и задач. Но интереснее то, что люди, умеющие либо только писать, либо только читать, считались полуграмотными. Точно так же и сейчас - чтобы быть действительно грамотным, нужно уметь и читать, и считать и писать, причем делать все это грамотно.

В настоящее время грамотность можно назвать одним из показателей развития и образованности личности вообще. Многие даже говорят, что именно на грамотности построено личностное развитие в целом. Но почему же грамотность, и в частности грамотность на письме так важна и для детей и для взрослых?

Почему нужно уметь писать

Отвечая на этот вопрос, можно выделить несколько основополагающих причин, говорящих о важности письма:

  • Во-первых, умение писать позволяет людям понимать друг друга посредством этого самого письма. Когда человек говорит что-то неправильно или не умея подобрать слов, его достаточно трудно понять. С письмо дело обстоит аналогично.
  • Во-вторых, умение писать - это проявление уважения к традициям и законам русского языка и народа в целом.
  • В-третьих, умение писать является серьезным инструментом, при помощи которого можно взаимодействовать с людьми.
  • В-четвертых, умение писать позволяет достигать успехов в обучении, а также элементарно устраиваться на работу или заниматься какой-то
  • И, наконец, в пятых, умение писать позволяет человеку сформировать о себе . Это примерно как внешний вид - когда человек неопрятен, с немытой головой и грязными ногтями (то бишь пишет кое-как и ошибается даже в простейших словах), впечатление о нем складывается одно, а когда он ухожен и отлично выглядит (другими словами - красиво и грамотно пишет) - совершенно другое.

Таким образом, важность навыка письма переоценить очень сложно. Но, естественно, чтобы ребенок умел писать красиво, правильно и грамотно, его образованием нужно заниматься. Да, это может быть не очень просто, но это крайне важно. К тому же, если вы обучаете свое чадо чтению и счету, почему бы не научить его писать?

Вопросом же на тему того, как это сделать, многие родители задаются, пока их дети еще совсем малы. Они изыскивают всевозможные способы обучения письменной грамотности, постановке красивого почерка, и т.д., чтобы малыш смог подготовленным пойти в школу, добивался больших успехов в учебе, не отставал от одноклассников и т.п. Именно по этим причинам уже с первых лет жизни мамы и папы разбавляют повседневную жизнь детишек разными занятиями и уроками.

В том случае, если ваша затея - это не проявление амбиций и не прихоть, а истинное желание воспитать в своем ребенка здоровую, целостную и гармоничную личность, представленная ниже информация - именно для вас.

Прежде чем начинать обучать ребенка письму, нужно обратить внимание на один очень важный момент. Именно с него мы и начнем.

О чем следует позаботиться в первую очередь

Множество школьников с большим трудом осваивают письмо, т.к. во время него их руки не справляются с обычной манипуляцией ручкой или карандашом. Даже если они хотят написать что-то конкретное, у них получаются никому не известные каракули. Проблема очевидна, хотя на первый взгляд ее можно не заметить. Заключается она в том, что у ребенка просто-напросто не развита мелкая моторика рук, т.к. родители с ним не занимались. Это приводит к необходимости визита к специалисту по развитию моторики, а также к тому, что ребенку придется «догонять» материал и стараться поспевать за сверстниками.

Избегайте вышеназванного родительского упущения, ведь от этого зависит развитие вашего малыша. К тому же занятия на совсем не трудоемки, а для детей вообще являются одной из любимых забав. По сути, эти занятия - обычные игры.

Проводите время с пользой для ребенка, а именно:

  • Лепите вместе из пластилина. Пусть ребенок помогает вам готовить что-нибудь из теста.
  • Играйте с малышом маленькими предметами (смотрите, чтобы он не брал предметы в рот).
  • Играйте с ребенком мягкими резиновыми игрушками (важно следить, чтобы он мял игрушки)
  • Наклеивайте с малышом бумажные аппликации.
  • Осваивайте вместе с ребенком оригами.
  • Рисуйте с малышом и раскрашивайте картинки.
  • Создавайте вместе всевозможные композиции при помощи прищепок.

Так, проводя весело время со своим чадом, вы будете способствовать прекрасному развитию мелкой моторики его ручек, а заодно взаимодействовать и лучше узнавать друг друга. В итоге к моменту, рекомендуемому для начала занятий письмом, ваш малыш уже будет подготовлен, а значит, будет способен учиться писать. А сам процесс обучения можно условно разделить на три этапа.

Этапы обучения

Каждому, кто хочет научить своего ребенка писать, нужно сразу осознать, что для достижения успеха придется приложить максимум усилий, и продумать свою собственную методологию. Но о методах мы еще поговорим с лихвой, а пока заострим внимание на этапах обучения.

Всего этапов три:

  • Подготовительный этап
  • Этап обучения письму прописью

Представленные этапы - это категоризация педагогов и педиатров. Кстати, согласно их мнению, не стоит начинать учить ребенка писать до трех лет - это еще очень рано. А вот когда малыш перешагнет этот порог, можно понемногу приступать. Что же касается периодов, то их обязательно нужно брать во внимание. Рассмотрим вопрос подробнее.

Подготовительный период

Занятия письмом не принесут никакого результата, если ребенок не может выполнять несколько простых, но очень важных действий. Исходя из этого, на первом этапе нужно научить ребенка:

  • Сидеть за столом
  • Держать ручку или карандаш
  • Размещать тетрадь на столе
  • Соблюдать правильную для письма позу (ребенок не должен слишком сильно наклоняться к тетради)
  • Правильно ориентироваться в пространстве (в частности - ребенок не должен путать стороны тетрадного листа)
  • на одном и том же занятии

Помимо прочего, сюда же можно отнести и достаточно развитую мелкую моторику, о который мы уже говорили. Больше значение имеет также и то, что ко времени начала своего обучения письму ребенок уже должен знать буквы. Это в свою очередь говорит о необходимости изучения алфавита до начала занятий.

Как правило, подготовительному периоду соответствует возраст от трех до пяти лет.

Этап обучения письму печатными буквами

О том, что подготовительный этап прошел успешно, вы узнаете по тому, как ваше чадо выполняет названные выше действия - каждое из них должно уже быть хорошо знакомо ему и просто для него. Как только это произойдет (в большинстве случаев в 5 - 5,5 лет), можно смело приступать к освоению печатных букв.

Изначально нужно научить ребенка писать основу для будущих букв, т.е. горизонтальные, вертикальные и диагональные палочки, полукруги, кружочки и другие детали. Научившись этому, ребенок быстро научится писать буквы, особенно самые простые: «П», «С», «О», «Н» и некоторые другие. А уже после придет черед и остальных: «Ж», «Щ», «Ю», «Ъ» и т.д.

Помните: главная задача второго этапа - научить малыша письму больших и маленьких печатных букв.

Этап обучения письму прописью

В случае с письмом прописными буквами дело обстоит несколько иначе. С учетом особенностей (а для детей - сложности) их написания переходить к ним лучше ближе к школе, где используются прописи. Ну, или, в крайнем случае - в старшем дошкольном возрасте, т.е. примерно в пять-шесть лет. Здесь все зависит от вашего решения и желания и способностей ребенка.

Выстраивая процесс обучения в соответствии с этим этапами, вы сделаете его гармоничным, плавным и эффективным. А рассмотрев этапы обучения детей письму, будет самое время рассказать о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, принимаясь за дело. Занимаясь ранним развитием своего дитятка, старайтесь их не совершать.

Вот перечень главных ошибок:

  • Слишком продолжительные занятия (имеется в виду более двух раз в день по 15 минут)
  • Критика ребенка, упреки, сравнивание, общение на повышенных тонах и т.п.
  • Отсутствие работы над совершаемыми ошибками
  • Давление на ребенка (заставлять, угрожать, использовать метод «лишений»)
  • Несвоевременность занятий (неготовность ребенка к обучению)
  • Игнорирование предлагаемых этапов (пропуск подготовительного этапа, ранние занятия письмом прописных букв)
  • Формальный и серьезный подход к занятиям (в сотый раз повторимся: лучшая форма обучения детей дошкольного возраста - это игра)
  • Чересчур жесткая дисциплина (когда родитель берет на себя функции учителя, переставая быть в первую очередь родителем)
  • Нерегулярность и бессистемность занятий

Обучая ребенка письму, всегда берите в расчет эти распространенные ошибки родителей, выстраивайте свою стратегию соответствующим образом и занимайтесь для профилактики самоконтролем.

И в заключение вступительного урока мы хотим дать вам еще несколько советов, которые, непременно, пригодятся вам в вашей дальнейшей практике.

Эти рекомендации выдуманы не нами, а составлены одним из самых известных российских академиков, психологом, доктором биологических наук, профессором и директором Института возрастной психологии Российской академии образования - Марьяной Михайловной Безруких. По ее мнению, основанному на многолетнем опыте работы, в процессе обучения детей письму нужно учитывать следующее:

  • Навык письма является одним из наиболее трудных для освоения. Он формируется довольно медленно, и чтобы ребенок хорошо его освоил, требуется в среднем от 3 до 4 лет.
  • Родителям не следует придумывать велосипед - самые эффективные методики можно найти в специализированной литературе.
  • По сей день очень эффективным способом тренировки навыка письма считаются прописи. В книжных магазинах продается огромное количество прописей в самых интересных исполнениях и рассчитанных на разные возраста и уровни развития детей.
  • В самом начале обучения ребенка письму не стоит применять расчерченную в клетку бумагу. Лучше всего использовать альбомы или (в отсутствие таковых) тетрадки в линейку.
  • Вся информация, преподносимая ребенку, должна визуализироваться. Для этого нужно показывать картинки, писать примеры, приводить ассоциации и т.д.
  • Если даже при грамотном подходе по какой-то причине ребенок так и не научается справляться с простейшими заданиями, рекомендуется обратиться за профессиональной помощью.

На этом мы подводим черту первому уроку. Во втором уроке мы познакомим вас с базовыми принципами и самыми популярными методами, используемыми при обучении детей письму. Ознакомившись с ними, вы будете знать, что можно применять, и что будет эффективнее конкретно в вашем случае.

Например, знаменитый педагог Василий Сухомлинский говорил о том, что истоки детских способностей и талантов находятся на кончиках пальцев детей. Далеко не секрет, что с развитием мелкой моторики развиваются и соответствующие отделы мозга, тренируется мышечная память, внимание, усидчивость, т.е. происходит самая настоящая подготовка к письму. И здесь нужно «ловить момент», когда требуется сделать все, чтобы уже в первом классе ребенок мог легче учиться.

Современная жизнь уже совершенно немыслима без компьютеров. Они сопровождают человека везде, от дома до рабочего офиса, от кофейного аппарата до кассы магазина. Даже без разговоров о глобальной компьютеризации становится ясно, что уметь работать с компьютером сегодня нужно обязательно. Во многих учебных заведениях (пока преимущественно на Западе, конечно) место тетрадок и ручек на школьных партах заменили ноутбуки. О преимуществах и недостатках внедрения компьютеров в систему образования мы тоже как-нибудь поговорим на страницах нашего интеллектуального клуба, а пока продолжим.

Сейчас и взрослого, который не умел бы работать на компьютере, встретишь не часто, что уж говорить о детях. Но если поколению среднего возраста достаточно знать базовые программы и уметь пользоваться интернетом, а дедушкам и бабушкам вполне хватает навыков манипулирования кнопочным сотовым телефоном, то современным детям нужно владеть премудростями пользовательской компьютерной науки. И одним из базовых навыков среди них можно назвать умение быстро печатать на клавиатуре.

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

План урока:

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена , обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Способ «Контрольная точка»

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Способ «Резиночка»

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Способ «Салфетка»

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Способ «Ручка-самоучка»

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать .

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович



Загрузка...
Top