Как создать единый творческий коллектив единномышленников в школе. Творческий коллектив

Неверно полагать, что творческий человек может творить при любых обстоятельствах. И в студии Forbi это отлично понимают. Студия Forbi известна созданием особенной творческой атмосферы, когда над проектами работает большой сплоченный коллектив. Как создать творческое сообщество, в котором будут рождаться уникальные идеи и продукты, интересные клиентам любого возраста, национальности и социального статуса?

В 2006 году мы были известны как пионеры российского веб – дизайна. В 2009 году для нашего клиента – туристического агентства «СкайТур» – мы разработали первый продукт, получивший широкую огласку и признание в профессиональных кругах. В течение следующих трех лет все наши продукты становились шедеврами. В отличие от большинства студий, мы никогда не подходили к решению поставленной задачи, как к шаблонному решению. Мы считаем, что каждый продукт уникален уже по определению, поэтому индивидуальный подход превалирует в нашей работе.

Все продукты создаются собственными дизайнерами и информационными архитекторами. И при создании продуктов мы продолжаем расширять границы компьютерной графики и веб – программирования.

Forbi – это цельное сбалансированное сообщество. При подборе людей мы учитываем тот факт, что настоящий талант – большая редкость, поэтому мы ориентированы на длительное сотрудничество.

Что такое творчество?

Люди привыкли думать, что творчество – это магическое действие одного человека, и что сведено оно к одной идее: например, этот сайт отуристическом агентстве, другой о хоккее, а третий о финансовых услугах. На самом деле, в создании сайта участвует огромное количество людей, которые работают вместе. Сайт разрабатывается из десятков тысяч идей. Они везде – в каждой линии, символе, фоне, в персонажах, в цвете и освещении. Арт-директор не строит сайт только на своих идеях, каждый член творческой группы из 5 – 10 человек формулирует предложения и вносит что-то в общий процесс. Масса идей сортируется, и среди них отфильтровываются те, что подходят для усиления истории. Это как при археологических раскопках: вы не знаете, где и в какой момент можете найти что-то ценное.

Риски

Люди хотят видеть что-то новое каждый раз, когда выходят на просторы интернета. И именно поэтому мы каждый раз рискуем. Речь идет о новых неожиданных идеях и о том, будут ли они восприняты публикой. На стадии разработки мы закладываем фундамент будущего проекта, поэтому важно понять как люди могут отреагировать на сайт, в котором будет совмещено множество нестандартных идей.

Как руководитель студии я должен сопротивляться естественному желанию снизить риск или вообще избежать его. В сайтостроении часто выбирают путь безопасного копирования чужих успехов, а не пытаются создать что-то новое. Поэтому и появляется так много похожих друг на друга сайтов. Если вы хотите создать что-то оригинальное, вам придется рисковать и быть готовым восстановиться после неудачи. А что является ключом для восстановления? Только талантливые люди!

И что особенно важно, талантливые люди должны уметь работать эффективно в коллективе. Такие элементы, как доверие и уважение к руководству студии, мы не в состоянии просто «выдать»талантливой группе сотрудников, они появляются со временем. Что мы можем сделать, так это создать среду, в которой и уважение и доверие будут развиваться наравне с творческим потенциалом. Если эти условия соблюдены, то получается дружный коллектив, где творческие люди лояльны друг к другу, каждый чувствует себя частью чего-то особенного и удивительного, и их энергия становится магнитом для других талантливых людей.

Люди и идеи

Моё убеждение, что хорошие люди гораздо важнее хороших идей, не должно удивлять.
Продукт для туристического агентства «СкайТур» стал в некоторой мере отправной точкой для студии Forbi. Над проектом работало две команды, и только вторая смогла справиться с задачей. В тот момент я осознал истину о превосходствелюдей над идеями: если вы даете хорошую идею посредственной группе, они только разовьют её, но если вы дадите посредственную идею великолепной команде – они исправят её или выкинут и найдут что-то новое.

Также мы усвоили ещё один важный урок: планка качества должна быть одинаковой для каждого продукта, который мы производим. Каждый человек в студии жертвовал своим временем, чтобы исправить продукт для «СкайТура». Мы остановили все другие работы, просили людей оставаться во внерабочее время и работали в очень напряженном ритме. Для нас было недопустимо, чтобы о нашей компании знали, как о посредственной и недобросовестной. В результате качество получилось великолепным, и многие компании пожелали с нами сотрудничать.

Большинство руководителейтратят большие средства на то, чтобы найти хороших сотрудников, но многие ли из них понимают, как важно создать среду, в которой люди смогут эффективно работать в команде и поддерживать друг друга? Монолитный коллектив намного лучшесуммы отдельных кусочков. Именно так мы и работаем.

Сила творчества и равенство

Творческий коллектив обязательно должен гармонично сочетаться с творческим руководством. Эту очевидную истину упускают во многих студиях, и, вероятно, также дела обстоят и в других отраслях. Наша философия такова: вы находите талантливых людей, обеспечиваете их хорошей средой для работы так, чтобы каждый мог честно и открыто высказывать свои идеи, поддерживаете и доверяете им.

После «СкайТура» мы изменили отдел разработок. Теперь, вместо того, чтобы искать новые идеи для продуктов, отдел должен был собирать небольшие «инкубационные» группы для того, чтобы помочь студии рождать, развивать и дополнять собственные идеи. Каждая такая группа состоит обычно из менеджера проекта, дизайнера, информационного архитектора, редактора и веб – мастера. Цель такого подхода – найти людей, которые будут эффективно работать вместе. На этой стадии ещё нельзя судить о качестве, материал получается довольно сырой, остается много проблем и вопросов. Зато можно оценить, как группа работает и насколько эффективно решает поставленные задачи. Роль руководства при этом в обеспечении развития и функционирования группы.

Еще немного скажу о команде руководителей студии. Сотрудничество этих двух человек особенно важно. Арт-директор и руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами должны быть крепкими партнерами. Они не только стремятся сделать великолепный продукт, но и следят за сроками, бюджетом и людьми. При этом в создании продуктаони оставляют выбор решений главным творческим лицам и не выравниваютпродукт под себя.На самом деле, даже когда есть явные проблемы, мы не подрываем их авторитет и руководство, а поддерживаем. Один хороший пример: у нас менеджер проектов может попросить в любой момент помощи у группы в виде «мозгового штурма». Группа специально создается для решения трудных задач. Если это не помогает, то мы можем добавить в руководство проекта ещё одного человека – редактора или веб – программиста, чтобы укрепить творческую группу.

Что нужно менеджеру проектов, чтобы стать успешным лидером? Конечно, менеджер проектов должен быть мастером по части рассказа сюжета. Это значит, что он должен сводить воедино тысячи идей и подтачивать их под одно видение, а также прекрасно представлять, что его сотрудники могут сделать, а что – нет. Он должен иметь максимум информации и возможностей для работы, но не должен указывать, как что-то делать. Каждому человеку должна быть предоставлена возможность внести свою, пусть даже небольшую идею или решение.

Хороший менеджер проектов не только сам обладает отличным аналитическим мышлением, но и способен привлечь к анализу сотрудников, а где-то и положиться на их жизненный опыт. Менеджер проектов– прекрасный слушатель и выслушивает все предложения. Он ценит все идеи и вклад каждого сотрудника, даже если идея не будет использована. И он всегда выбирает лучшее.

Важное качество хорошей студии – равенство среди сотрудников. При таких условиях все люди заинтересованы в том, чтобы выполнять свою работу по максимуму. Они действительно чувствуют, что здесь один за всех и все за одного. Хорошим примером такой стратегии является работа группы в процессе «мозгового штурма».

«Группа мозгового штурма»

Если возникает необходимость, группу собирают и показывают текущую версию продукта. Затем следует двухчасовая дискуссия о том, как сделать продукт лучше. И при этом нет никаких размолвок, ссор или чего-то подобного – всё происходит в атмосфере уважения и доверия. Все понимают, что намного лучше понять и исправить проблему в начале пути, чем тогда, когда будет уже слишком поздно.

Руководство получает результат дискуссии в виде советов, там нет обязательных указаний, и группа мозгового штурма не имеет полномочий руководства. Это порождает доверие и помогает руководству принять решения. Когда мы давали группе полномочия по руководству проектом – ничего не получалось, но стоило только произнести: «вы все на равных, нужны только советы», как сразу вся работа стала намного эффективнее.

Появилась, кстати, идея создания подобной группыкак раз при создании продукта для «СкайТур». Когда в производстве назревал кризис, то была собрана группа из четырех специалистов. Поскольку они уважали друг друга, то могли вести очень жаркие дискуссии, всегда помня при этом, что их эмоции относятся к создаваемой истории и не переходят на личности. Со временем к нам присоединились другие люди, и сегодня это группа людей, которые всегда могут положиться друг на друга.

Технология + Искусство = Волшебство

Уолт Дисней отлично понимал этот принцип. Он считал, что постоянное изменение компании, введение новшеств и совмещение достижений в технике и искусстве могут дать поразительные результаты. Многие оглядываются на ранний период компании и говорят: «Вы только посмотрите, какие были художники!», но не обращают внимания на то, что были и технологические прорывы – разнобразие цветов, звук в анимации, первое применение ксерографии и т.д.

В Forbi мы верим в силу взаимодействия технологии и искусства, постоянно применяем в производстве лучшую на данный момент технологию. У Джона Лассетера есть поговорка: «Технология вдохновляет искусство, а искусство продвигает технологию». Для нас это не просто слова, это стиль нашей работы.

Разбор полетов

Один из первых наших продуктов для«СкайТура» был очень успешным, но я заметил, что успех слишком вскружил голову многим сотрудникам. Позже я очень часто наблюдал, что люди учатся многому при разборе ошибок, но очень не любят эти разборы проводить. Руководство хочет больше хвалить людей, сотрудники любят говорить о том, что было правильно и хорошо. Но все стараются избегать неприятных тем и не говорить о том, что можно было бы улучшить.

Есть некоторые способы решения этой проблемы. Вы можете устроить поиск уроков и замечаний по созданному материалу. Или можете попросить каждую группу сотрудников, чтобы они определили пять главных достижений, которые они повторят в следующей работе, и пять главных ошибок, которые они больше не совершат. Баланс между позитивными и негативными моментами сохранит доброжелательную атмосферу. Если люди не желают анализировать свои действия, это неправильно. Анализируйте работу и направляйте её в следующий отдел только тогда, когда всё в порядке.

Мы не хотим, чтобы люди думали, что если мы успешны, то всё, что мы делаем - это правильно. И поэтому мы проводим разбор ошибок и итогов.

Свежая кровь

Успешные организации сталкиваются с определенными проблемами, когда принимают на работу новых людей. Благодаря атмосфере в компании и новоприбывшие с их идеями могут быть восприняты немедленно.

В течение 5 лет я мечтал о расширениимировоззренияв области дизайна в России, и в Тюмени вчастности.И, если честно, то, когда была завершена работа над созданием сайта «Гарант», я был удивлен сам себе. Я создал среду, в которой такой сайт мог быть сделан. Следующей моей целью стало создание студии, в которой можно было бы создавать волшебные продукты.

В течение последних лет у нас появились дополнительные возможности. И чрезвычайно приятно видеть, как принципы, на которых мы строили студию Forbi, продолжают действовать и развиваться.

Наша команда достигла главной цели – теперь Forbi разрабатывает продукты, которые занимают достойное место в своей сфере, сочетают в себе все самое лучшее из мира дизайна и программирования.

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А. С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макаренко выделил несколько стадий (этапов).

Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

Вторая стадия - усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.



Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движение вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Развитие коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Эти устойчивые формы коллективной жизни эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Традиции бывают большие и малые. Большие - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживает установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными - это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Особенно важным А. С. Макаренко считал выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.

В практике воспитательной работы А. С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это ожидаемая радость коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.

Средняя перспектива, по мнению А. С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

Далекая перспектива - это цель отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для своего достижения. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы - цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть общественные нужды, уровень развития и организованности коллектива, опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А. С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе - требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил - воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие коллектива усиливается. Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительны. На более высоких уровнях развития коллектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, что воспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания).

В сочинениях А. С. Макаренко находим много примеров успешного осуществления принципа параллельного действия. Так, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, лишь исподволь направляя действия актива.

Современная практика школьного воспитания обогатилась новыми примерами применения принципа параллельного действия. Наряду с умелым, вдумчивым использованием преимуществ параллельного действия встречаются и решения. Например, этот принцип используется для коллективного осуждения провинившихся. Если к делу нерадиво отнеслись отдельные ребята, наказание налагается на весь коллектив. Естественно, такое педагогическое действие вызывает резкое осуждение проступка товарищей. Последствия не всегда удается предвидеть. Например, из-за того, что кто-то плохо дежурил, классу приходится целую неделю дежурить повторно, выполнять работу вне очереди. А. С. Макаренко советовал пользоваться данным принципом очень осторожно, так как коллектив может наказать провинившихся очень сурово.

Большое значение А. С. Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительными признаками сформированного коллектива он считал мажор - постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; дружеское единение его членов; ощущение защищенности каждого члена коллектива; активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Долгие годы авторитет А. С. Макаренко был непоколебим, но в последнее время положение изменилось. Процессы демократизации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов к осмыслению и переосмыслению прежних ценностей. Появились альтернативные взгляды на воспитательную систему А. С. Макаренко.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

«ГАЛАКТИКА»

«СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

методическая разработка

подготовила методист

Липецк

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Всем, кто вооружается методикой организации коллективной творческой деятельности, поможет небольшой словарь.

Словарь организатора коллективной творческой деятельности кружковцев

Предложения в план работы от микроколлективов и отдельных участников по возможности должны быть с доказательствами.

Может результативно использоваться при коллективном планировании для большого коллектива.

Анализ дела необходим в период подведения итогов сделанного. Его цель – научить кружковцев видеть причины успехов, и прежде всего неудач любого дела. Анализ включает в себя:

Выступление ответственных за организацию и проведение дела;

Обсуждение по принципу «свободного микрофона»;

Обсуждение по творческим группам;

Определение схемы анализа;

Оценку дела коллективу;

Обобщение, сделанное ведущими.

При проведении анализа необходимо выяснить: «Что удалось? Что не удалось? Какие уроки мы извлечем на будущее? Что мы сделаем, чтобы очередное дело прошло лучше?»

Деловая игра – средство формирования целостной системы организаторских, общественных знаний, умений и навыков на основе их моделирования. В основе деловой игры находится модель общественно полезной организаторской деятельности кружковцев.


Обязательными условиями ее проведения являются: общая заинтересованность в проводимом деле, добрые дружеские отношения между участниками и организаторами, четкое определение темы.

Инициативная группа

Инициативная группа создается из добровольцев на нулевом цикле предстоящего дела для проработки некоторых предложений, вариантов его проведения. Ей же принадлежит инициатива общего сбора – старта, где появляются коллективные искания, первые очертания предстоящего дела.

Календарь замечательных дат составляется кружковцами в период перспективного планирования работы коллектива. Календарь вывешивается на общее обозрение для всех членов коллектива.

Копилка интересных дел предшествует обсуждению наиболее важных вопросов жизни и деятельности коллектива в период планирования. Ее цель – узнать предложения каждого по данному вопросу. Копилка может сопровождаться опубликованием вопросов по данной теме.

«Мозговая атака»

«Мозговая атака» – форма организации работы коллектива или микроколлектива, когда в минимальные сроки каждый участник вносит устно свое предложение в общую копилку возможных форм и методов проведения дела. На основе этих предложений возникает его окончательный вид.

Возможна такая организация мозговой атаки, при которой часть группы выдвигает предложения, другая часть «атакует» их «сомнениями», «недоверием». Задача первых – защитить свои предложения.

Несколько минут на шум

Несколько минут на шум дается при необходимости подготовить мнения и предложения от микроколлективов для общего обсуждения.Чаще всего это заканчивается минутами, когда микроколлективы, разойдясь по разным углам комнаты, срочно проведя «мозговую атаку», выдают свои предложения. Эти короткие минуты бывают более результативными, нежели несколько дней раздумий над поставленной проблемой.

Общий сбор коллектива

Общий сбор коллектива обсуждает и решает вопросы жизни коллектива, открывает простор для творчества, сплочения кружковцев. На таком сборе – старте происходит либо перспективное планирование, либо составление плана общих дел. Им начинается и заканчивается дело или целый период деятельности.

Разведка – необходимая часть коллективного планирования и трудовых дел. Проводится кружковцами со своими старшими друзьями. Имеет целью установить, что можно сделать как в короткий срок, так и в течение длительного времени. Разведка может проводиться микроколлективами, творческими группами по секрету, открыто. Она помогает вглядываться в окружающую жизнь, создает и развивает отношения товарищества и взаимопомощи , делает жизнь коллектива общественно значимой.

Ролевая игра – средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники становятся героями той или иной ситуации по выбору, моделируют ее, вынося на суд коллектива.

«Совет дела»

«Совет дела» – центр коллективного планирования, подготовки, контроля, руководства, оказания помощи в практической подготовке дела, представляющий интерес всех микроклиматов через своих представителей. Его возглавляет староста кружка. Друзья – консультанты «советов дела» – взрослые. Успех дела определяется их содружеством, в котором главную роль играют увлеченность, заинтересованность, знания и опыт старшего.

Творческая группа работает по заданию «совета дела»(чаще всего – это микроколлектив кружка) над выполнением части общего творческого дела. В ней избирается лидер – руководитель группы. Члены группы могут выполнять различные задания в зависимости от типа дела.

Традиции

Традиции имеют право на существование лишь тогда, когда их творчески используют. Творчество предполагает постоянное обновление. Жизнь только на традициях ведет к однообразию и автоматизму. Традиционность необходима, но в сочетании с новизной. Сложившийся коллектив существует прежде всего на традициях, но не только на них.

В целом традиции – это передаваемые обычаи, обладающие большой устойчивостью. Но и к сложившимся обычаям нельзя подходить без творчества. Традиции и творчество обогащают друг друга, когда они рядом.

Чередование традиционных поручений

Чередование традиционных поручений – один из приемов коллективной организации жизни. Представляет собой серию постоянных дел (трудовых, организаторских, спортивных, познавательных), которые выполняются по очереди каждым первичным микроколлективом для всего коллектива, на основе взаимной заботы, обогащенной опытом, с участием каждого.

Общий сбор выносит решение о постоянных и чередующихся делах, устанавливает сроки выполнения дел, утверждает график – календарь для наглядности и повышения ответственности всех коллективов, членов коллектива.

Литература:

Азбука нравственного воспитания (под редакцией,

– М. Просвещение,1979г.)

Гордин инициативы и самодеятельности

Журнал «Воспитание школьников» №3-2003г.

Формирование детского коллектива через творческие дела.

М.А. Редько

учитель начальных классов, МОУ Лицей г.Истры.

Ученический коллектив учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив.

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.

Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

А.С. Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:

Общественно ценные цели;

Совместная деятельность по их достижению;

Отношения взаимной ответственности;

Организация органов самоуправления;

Направленность деятельности на общую пользу.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Существует ряд условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником.

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

В развитии коллектива выделяются три стадии.

Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования.

Цель: в коллективе должен выделиться и заработать актив, воспитанники сплотиться на основе общей цели, деятельности.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива.

Цель: детей объединить, чтобы не было разрозненных групп.

Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива.

Цель: деятельность на пользу другим людям.

Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе».

Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А.Сухомлинский.

Для воспитания коллектива нужны как торжественно - праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность.

К таким традициям относится коллективное творческое дело.

Коллективное творческое воспитание – совместная деятельность учащихся и взрослых, направленная на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД)предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Организация такой деятельности (КТД) проходит несколько этапов:

1.Предварительная работа.

Составляется модель, образ будущего КТД. Осмысливаются воспитательные цели, задачи, проводится беседа с учащимися, руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Учитель отвечает на следующие вопросы:

Какова основная идея КТД?

В какой форме будет проходить КТД?

Кого привлечь к участию?

К кому обратиться за помощью?

Когда провести стартовую беседу?

2. Коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:

Что и для кого будем делать?

С кем вместе это будем делать?

Кто будет участником?

Кто и кому будет помогать?

3. Коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4. Проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

5. Подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное(и его должно быть больше, чем негативного);

обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела;

наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

Эффективность КТД определяется не только содержанием, но и формой. Игровые формы КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

Составляя программу развития классного коллектива 1-4-А класса, мною разработаны классные КТД.

I триместр

Знай правила движения, как таблицу умножения.

Трудовой десант.

Конкурс «Золотая осень»

Защита фантастических проектов.

«Дары осени»(осенний букет)(2 кл)

День осеннего именинника.

Праздник осени.

Весёлые старты.

День здоровья.

Конкурс «Лучшая тетрадь».

Конкурс «Лучший Учебник».

2 триместр

Фабрика Деда Мороза.

Новогодний праздник.

- «Подкорми птиц» (изготовление кормушек)

День защитника Отечества.

День творчества (по предмету Литер. чтение).

(Иллюстрации к любимой сказке) (1 кл.)

(Книга «Загадки о зиме»)(2 кл)

День зимнего именинника.

Трудовой десант.

Конкурс «Лучшая тетрадь».

Конкурс «Лучший Учебник».

3 триместр

Мастерская «Подарок маме».

Праздник « Самая обаятельная и привлекательная».(2кл)

Защита фантастических рисунков «Люди и космос».

Неделя детской книги.

Операция «Закладка».

Конкурс на лучшую открытку.

Встреча с ветераном ВОВ.

День весеннего именинника.

Итог конкурса «Лучшая тетрадь».

Итог конкурса «Лучший учебник».

Праздник «До свидания, первый класс!». (1кл.)

Праздник « Здравствуй, лето красное!».(2кл.)

Литература.

Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / – М.: Просвещение, 1987. – 159с.

Кузнецова Э.С. Методика воспитательной работы в школе / М., «Просвещение», 1967.

В.В.Воронов.Технология воспитания. М., «Школьная пресса», 2000.

Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. М., 1988.

Справочник классного руководителя./МЦФЭР,№2,3,8 2010г.


Редько Марина Альбертовна

Творческая работа

Введение

В последние годы в центре внимания для директоров школ оказалось всеобъемлющее социальное явление-объединение людей в команду. Причин этому много. Жить и руководить становится всё сложнее. Директор школы раньше мог справляться с администрированием в одиночку, сейчас вынужден больше полагаться на окружающих и на своих помощников.

Основная цель этой работы заключается в том, чтобы помочь директору школы более разумно и действенно создать команду для плодотворной и успешной работы в коллективе.

Атмосфера внутри коллектива должна быть такой, чтобы люди чувствовали свою принадлежность к команде и хотели вместе с другими эффективно работать во имя общих целей. Но простая постановка целей ещё не гарантия успеха. Для осуществления целей команда должна работать. Будут успехи и неудачи. И в этом большую роль оказывает руководитель коллектива. Он должен играть жизненно важную роль в развитии своей команды, действовать как учитель и советчик.

Осторожно! Сформировать команду не так - то просто!

Мы рождаемся, чтобы жить в коллективе, мы получаем образование в классах, мы играем в командах, мы работаем в коллективе, мы боремся группами, но умираем мы в одиночку. Хотя в коллективе проходит большая часть нашей жизни, но преуспеваем мы в ней мало. И в итоге - разводы, расколы в обществе, войны, насилие, поражающие общество на всех уровнях. Почему так?

Почему так трудно создать работоспособный коллектив? Что 00можно сделать для улучшения деятельности команды, к которой мы принадлежим? Мой труд будет обращен к этим вопросам. Цель этой работы помочь руководителям лучше распорядиться своим временем, талантами и другими ресурсами, которые в распоряжении руководителя.

Для того, чтобы добиться хороших результатов в команде, нужно изменить в лучшую сторону свою собственную деятельность, чтобы работать рядом с другими людьми, а не для того, чтобы работать среди них. Есть такое высказывание: «Власть означает настойчивое требование желаемого, только потому, что нам этого хочется. Это означает, что другие люди вынуждены следовать за ними вопреки своему желанию. Власть лжива, бесчувственна, бесчеловечна и в конечном счёте, разрушитель». Ясно, что применение такой власти не поможет сформировать команду. Есть два вида власти: «узурпированная» и общественная. Я в совей работе буду опираться на власть общественную, которая направленна на благополучие и процветание учащихся, учителей и сотрудников школы.

Команда существует не в вакууме. Команда – это группа людей, объединенных каким-либо общим заданием, деятельностью, целью.

Таким образом, существование команды предполагает следующее: цель, ограниченный срок жизни, ограниченное членство, окружение.

Цель - это достижение, существование команды предполагает следующее: цель, которого должен добиться коллектив, чтобы осуществить свои намерения. Они должны быть, записаны в перспективны, план школы, доведены до коллектива и над этой целью работает весь коллектив. Наша школа поставила цель работать над программой «Активизация мыслительной деятельности и личности-ориентированного обучения учащихся». Почему мы избрали эту тему? В нашей школе в каждом классе небольшое количество детей до 10 человек. Поэтому, я как руководитель разработала специальную программу, которая достигает личности каждого ученика, каким бы умственными способами он не обладал.

Команда состоит из людей, чей срок жизни изначально ограничен. В некоторых командах большая текучесть участников, это имеет место ив нашем коллективе. Поэтому, когда приходится начинать работу с частью новой команды, поэтому я работаю с каждым членом команды индивидуально.

У команды есть границы. Команда имеет ограниченную численность, но и в такой команде возникают конфликты. Поэтому моя задача как руководителя обучить члена команды, удержать его.

Деятельность команды зависит от её способности развиваться и находить общий язык с внешним миром. Чтобы было интересно работать в команде, каждый член команды должен лично к чему-то стремиться, а так же быть преданным общей жизни команды.

Итак, цели и задачи сформулированы и понятны всем.

Теперь задача директора - в наблюдение и направление работы команды. Директор выявляет у каждого члена команды таланты и разумно их направляет к достижению поставленной цели. Потому что не существует, который знает всё. Команда если прекращает учится, перестаёт расти, и вскоре останавливается в своём развитии. Нужно создать внутри команды обстановку, побуждающую учиться. Это один из решающих факторов долговременного успеха, ещё долговременный успех зависит от способностей директора, от его организации в школе. Именно директор должен создать «банк талантов» по решению поставленной цели. Коллектив – это самая благоприятная среда для развития талантов. Ценность коллектива школы, как и в любой другой организации - это люди. Без сомнения это так. Однако есть и другие ценности, о которых нельзя забывать. К которым относится: ресурсы(оборудования, здание деньги). Есть еще такая ценность, как хорошая репутация. Я в своей школе стараюсь создать хорошую репутацию во всех инстанциях нашего города. Прежде всего, это хорошие академические знания детей, высокая культура, духовность детей и учителей. Со всеми государственными структурами мы имеем добрые отношения и взаимопонимание. Вовремя исправляем замечания ССС пожарной охраны, платим все налоги, стараемся жить без долгов перед государством и сотрудниками школы.

Команда живет и работает по определенным методам - это мощный инструмент, помогающий в достижении цели. Но это не должно перейти в традицию, которую нельзя менять. В таком случае, эти методы утрачивают свою ценность и становятся «оковами», устаревшими ограничениями в жизни и работе команды. Взаимоотношения в коллективе директор строит в атмосфере поддержки и уверенности каждого члена команды. Это способствует расцвету положительных взаимоотношений, если будут напряженные взаимоотношения, то они создадут негативные отношения, которые подорвут и истощат силу команды. Я перечислила целый ряд ценных качеств команды, которые нужны для достижения цели. Все эти качества нужно развивать.

А теперь рассмотрим команду за работой

Рассмотрим три потока деятельности команды.

1. Личный вклад каждого члена команды.

2. Рабочие операции в ходе работы.

3. Взаимодействие и взаимоотношения членов команды.

Например. Пусть точка отсчета А будет означать 2002 год, когда школа «Источник знаний» поставила цель работать над программой «Активизация мыслительной деятельности личностно – ориентированного обучения учащихся». Цель – Б является завершение цели в определенный срок – 2007 году. Чтобы пройти путь от А до Б, коллективу нужно пройти три потока деятельности:

1 – личный вклад каждого. Этот процесс нужно показать, как превращается сырье в продукт через факты, идеи, мнения, в конечные результаты решения, планы, действия. Проанализировать работу по программе и отследить ее положительные результаты. Каждый член команды, работая по программе и отследить ее положительные результаты. Каждый член команды, работая по программе, накопил много фактов, идей, мнений, оформил свою творческую папку. И увидел свои конечные результаты.

2 – рабочие операции. Необходимы для выполнения цели. Есть целый ряд вопросов по этому разделу:

Какие организационные меры мы должны принять для выполнения задачи?

Каких правил мы должны придерживаться, чтобы суметь выполнить свои решения?

Как лучше распорядиться временем?

На каких стадиях мы должны делать анализ программы?

Как наглядно представить нашу программу?

Как материально обеспечить программу?

На втором этапе коллектив школы вместе с директором в конце каждого учебного года подводят итоги, анализируют работу в каждом классе, видят хорошие результаты, а также недостатки, которые устраняют на следующий год. Каждый год я как руководитель школы вместе с директором стараюсь обеспечить программу материально (все учебники нового поколения, тесты, методические разработки для каждого учителя по каждому предмету, методические тетради по каждому предмету для учащихся, наглядные пособия ТСО).

3 – взаимодействие членов в коллективе. Хотим мы этого или нет, но частично сознательное, частично подсознательное взаимодействие неизбежно происходит при совместной работе. Эта взаимосвязь о многом зависит от ответов на такие вопросы.

Что люди думают о том, как проходят наши собрания?

У кого какое влияние в коллективе?

Кто с кем разговаривает и о чем?

Кто не разговаривает и почему?

Каковы неписанные правила проведения в коллективе?

Насколько искренне коллектив заинтересован в осуществлении цели?

Как я отношусь к тому, что происходит в коллективе?

В школе проходят открытые уроки, обобщается опыт учителей на городском и республиканском уровнях. Весь коллектив школы живем тем, что бы наши дети получили хорошие крепкие знания по всем предметам. Эти вопросы решаются на педсоветах, методобъединениях, методсоветах и семинарах. В школе есть костяк учителей, которые плодотворно работают по программе и помогают учителям – новичкам. Работать индивидуально на каждую личность – это не так-то просто. Учителю нужно изучить характер и умственные способности ученика, что бы давать ему соответствующие задания по каждому предмету. Сколько учеников, столько и характеров, а умственные способности у каждого разные. Это и составляет для учителя наибольшую трудность, готовить согласно его умственным способностям учебный материал по предметам.

Если команда сосредотачивает много внимания на одном их этих трех аспектов в ущерб другим, то у нее очень мало шансов достичь своих целей, чем у тех, кто поддерживает баланс между тремя. Именно третьим аспектом пренебрегают многие команды, считают это пустой тратой времени, и до этих вопросов «руки так и не доходят». Открытое обсуждение к чувствам каждого являются хорошим признаком команды.

Истинной проверкой в команде является собрание. Собрания могут быть «хорошими» и «плохими», поэтому участника собрания нужно запомнить три основных правила.

1. Заранее оповестить всех коллег о времени, месте и продолжительности собрания. Дать объемную информацию для предварительного чтения.

2. Заранее составить повестку дня.

3. Начинать вовремя и не ждать опоздавших, даже если вы единственный человек, который пришел вовремя, начните как председатель.

В любой работе соблюдается определенная последовательность. Если цели установлены, порядок действий по любому вопросу будет следующим.

Уточните цели

Убедитесь, что цели понятны каждому члену команды, что конечный результат и необходимые требования доведены до всеобщего сведения.

Соберите информацию

Чтобы иметь уверенность в решении задач, необходимо собрать как можно больше информации. Лучше иметь пять способов решения задачи, чем действовать наугад. Удостоверьтесь, что каждому известно, что следует делать и в каком порядке.

Составьте план

Планируйте свое время. Составьте график выполнения задач, обеспечьте пристальный контроль за соблюдение сроков.

Выносите суждения

Вырабатывайте идеи. Оставьте время для разработки альтернативных решений вашей проблемы. Творчество – растение нежное, его насаживать силой нельзя.

Произведите оценку

Процесс выработки идеи не должен совпадать с их оценкой. Критика и творчество – разные вещи. Отделите критику от «генератора» идей.

Примите решение

Эта стадия требует особого внимания, поскольку о тот, какое решение было принято, должен знать каждый член команды.

Действуйте

Приступите к выполнению принятого решения. В большинстве случаев результат зависит от таких причин как «захотел и сделал» или «захотел, но не сделал»

Делайте выводы

Сделайте обзор достигнутому, чтобы следующий раз действовать лучше. Помните, что люди запоминают хорошее, поэтому отметьте успехи. Чтобы видеть прогресс, делайте краткий обзор во время работы.

Хочу привести пример, как проводятся различного вида собрания и совещания в нашей школе на примере педсовета.

Уважаемые коллеги!

3.11.15г. в 9.00 начнет работу педагогический совет.

Тема педсовета:

«Работа с книгой – необходимое условие повышения качества знаний учащихся».

Работа педсовета будет включать в себя три этапа:

I этап

1. Открытые уроки, где будет уделено большое внимание работе с учебником и книгой.

Биология 9 класс – Науменко С.А.

Литература и история 7 класс – интегрированный урок Евсеева В.П. и Тидва О.И.

Химия 9 класс – Науменко Е.П.

2. Самоанализ и анализ этих уроков.

II этап. Обсуждение на школьных методобъединениях вопросов:

-книга как метод и прием наиболее успешного развития в учебно 0 познавательной деятельности.

- как я, как учитель использую книгу, учебник на уроке с учениками и при выполнении домашнего задания.

Уважаемые коллеги!

Каждому учителю предлагается выполнить к педсовету домашнее задание.

1. На листе бумаги написать название методов, приемов с работой по книге и объяснить их положительный эффект, который вы используете в работе.

2. Сделайте это описание по схеме:

- название метода или приемов в точной формулировке,

- краткое описание того, что делаете вы, как учитель, и то, что делают ученики,

- характеристика условий, при которых данный метод или прием наиболее применим,

- определение того, что получается в итоге.

III этап – Педсовет.

1. Обмен мнениями и впечатлениями о результатах работы м/о.

2. Заслушивание докладов каждого учителя по домашнему заданию.

3. Оценка работы педсовета.

4. Решение педсовета.

За консультациями, дополнительными разъяснениями обращаться к директору школы.

Рассмотрим команду, которая ориентируется на личность.

Теперь рассмотрим личный вклад каждого. Директору нужно иметь личностный подход к каждому члену команды (знать их индивидульные способности, навыки, опыт, пристрастия, кто полон новыми идеями и т.д.). И на каждом этапе восьми пунктов (цели, задачи, время, идеи, оценка, решения, действия, обзор), заинтересовать их в участии того или иного этапа работы. В начале учебного года я пишу циклограмму своего рабочего времени, т.к наша школа небольшая, то в течении 40 мин, где могу обсудить все насущные вопросы его работы и изучить индивидуальные способности учителя, где они будут применены в самой наибольшей сфере его деятельности. На этих встречах я стараюсь отслеживать результаты работы каждого учителя по программе и максимально ему помочь.

Внутри команды и на собраниях постоянно происходит взаимодействие между людьми. Люди беседуют. Спорят, поддерживают или возражают, дают указания. Поэтому возникают различные чувства. Некоторые члены команды понимают, что их любят и ценят, а иногда они обижаются, чувствуют себя отверженными, разочаровываются. Их поведение влияет на процесс совместного роста. Директор должен быть способным внести свой вклад в решении задачи, знать, что требуется в связи с поставленной задачей, быть частью команды, знать, что от него ожидает команда.

Пришли люди, которые не работали ранее в команде, они не знают сильных и слабых сторон друг друга, они не уверены, примут их и будет ли их работа нужной и приятной. Сначала члены команды сделают выводы, обсудят какие у них прически, внешность, манера одеваться. Это очень свойственно женщинам и наша школа в этом тоже не исключение. Новых людей, которые пришли, пока что мало волнует работа команды. Даже директор может быть всецело поглощен своей работой. Поэтому что можно сделать, чтобы человек меньше волновался о своем статусе и признании команды? Уделить время новичку, прежде чем он войдет в команду. Создать спокойную неформальную обстановку, заранее узнать сильные его стороны. Представить его на собрании, рассказать о его способностях. Начать с себя. Попросить каждого высказать свое мнение, по возможности дать положительную оценку работы каждого, следить, чтобы никто не доминировал в дискуссии.

Иногда потребности отдельных людей определяют всю жизнь команды. Такие группы в команде характеризуются неумением слушать, борьбой за власть. Интригами, подсчетами очков, стремлением к господству, конфликтам и уходам. Здесь нужно директору проявить умение, тактичность, силу воли, чтобы каждый член команды был востребован в коллективе только в хорошей творческой работе. И я как руководитель школы показываю в этом пример. Сколько бы я ни учила, ни говорила, но если не буду делать этого на деле, то в команде будут выше перечисленные недостатки.

Команда, ориентированная на задачу.

Если директор сориентировал команду на решение поставленной задачи, то внимание членов команды сосредоточено на том, «что я могу сделать», «кем я являюсь в команде». Команда характеризуется высоким уровнем активности. Главное, справиться с работой. Все остальное в команде игнорируется. Такая команда, благодаря своему лидеру-директору, имеет успех. Такие команды создаются для выполнения какого-то конкретного проекта, т.е. они имеют «короткую» жизнь. Такие команды в нашей школе создаются. Это команды по проведению предметных недель в школе, по проведению методической недели в школе, по проведению внеклассных мероприятий, праздников, выездов экскурсий и различных физических работ.

Команда, ориентированная на коллектив.

Команды со стажем, имеющие цели и связанные взаимоотношениями, могут впадать в крайность и пренебрегать интересами дела и личными нуждами, чтобы сохранить видимость единства и гармонии. В такой команде мало или совсем нет: творческих разногласий, выражений несогласия, сомнений в том, что принято в команде, прогресса и личностного роста, поэтому директор такой команды должен уметь лавировать и время от времени, по ходу дела и или при проведении собраний, менять ориентацию команды. Например, представляя команде новичка, уделить больше внимания личным качествам. В момент принятия решения сосредоточить внимание команды на задаче, а во время отчетного собрания руководствоваться интересами коллектива. Связав воедино нужды, процесс работы, вклад каждого и взаимодействия мы получим следующую модель.

Модель командной работы.

Личность

Задача

Команда

Какова моя роль?

Что нам нужно делать?

Индивидуальный вклад: мое образование, мои интересы, мои взгляды, информация, которой обладаю я, мои ценности.

Сбор информации, планирование, генерация идей, оценка, решение, действие, анализ.

Вклад в команду: наше образование, наши интересы, наши реакции, наши правила.

Как в каждом коллективе есть текучесть кадров это есть, и в нашей школе, поэтому, принимая учителя-новичка на работу, я долго с ним беседую, узнаю все подробности его жизни, семейного положения. Все я делаю для того, что бы коллективу представить нового учителя и рассказать подробно о его положительных чертах характера, что бы члены коллективы могли ему помочь во всех сферах школьной жизни быть достойным членом команды.

Процесс осуществления задач.

В процессе осуществления задач входит в проведение совещаний. Повестка совещаний делится на две части: а) текущие вопросы, т.е. те, которые присутствуют всегда: объяснение, детали прошлого собрания, возникающие по ходу дела, вопросы по учебной и воспитательной части, финансы, устройство и другие; б) специальные сообщения. Всегда на совещании должно быть обязательно хотя бы одно специальное сообщение.

Рядом с каждым пунктом повестки дня запишите цель, укажите необходимое время. Придерживайтесь регламента. Когда время подходит к концу, обратите на это внимание собрания. Когда определенное время истекло. Скажите об этом. В случае необходимости, выделите дополнительное время, но обязательно скажите об этом собранию. Объявите новый регламент и придерживайтесь его. Если продление обсуждения не привело к результатам, вы должны принять или решение, или отложить его до следующего собрания. Сообщения по специальным вопросам придают собранию интерес, дают возможность творчески мыслить и заглядывать вперёд. Постарайтесь, чтобы на одном заседании было не более трёх сообщений по специальным вопросам. Для сообщения по специальному вопросу необходимо установить: тему сообщения, цель ход работы, требуется ли предварительное чтение или обдумывание, отведённое время и цель дискуссии.

Из всего выше написанного сделаем вывод:

1)Эффективная команда ставит цели.

2)Эффективная команда действует по плану.

3)Эффективная команда отвечает потребностям людей, требования дела и интересам команды.

4) Эффективная команда оценивает свой прогресс. В нашей школе проводятся административные совещания. Я их планирую в начале каждого учебного года. Как, например, даю таблицу.

Для анализа работы вашей команды используйте приведенную ниже форму оценки работы команды.

Оценка работы команды

Аспект командной работы

Неудовлетв

Удовлетв

1. Сбор информации

2. Постановка цели

3. Планирование

4. Управление временем на собраниях

5. Движение цели

7. Решение

8. Начало действий

9. Проверка, обзор

10. Личный вклад каждого

11. Взаимодействие

12. Составление повестки дня

13. Ориентация на задачу

14. Ориентация на команду

15. Ориентация на личность

Такую анкету я пишу на каждого учителя в начале учебного года, а в конце каждого месяца подвожу итоги и записываю общие данные в анкету «Оценка работы команды». Затем подводим итоги и оцениваем свой коллектив по 5-ой системе. За этот учебный год 2005 – 2006 гг, я считаю, что мой коллектив, которым я руковожу, добился хороших результатов 4,8 балла.

Искусство управлять.

Возможно, у вас есть различные соображения по поводу того, что такое лидерство, и из чего складывается его успех. Как руководитель должен себя вести и каков эффект различных видов лидерства. И, конечно у каждого из нас есть свое представление о том, как стать лидерами. Вот наиболее распространенное мнение на эту тему.

1) Теория о «великом человеке». Лидерами рождаются, а не становятся. У вас либо есть эти качества, либо нет.

2) Выявление отличительных черт. Лидера отличает от остальных людей целый ряд характерных особенностей. Было проведено много исследований по сравнению физических, умственных и личностных особенностей лидеров и их последователей. Выяснилось, к примеру, что лидеры часто отличаются крупным телосложением, но в целом этот подход не оправдал себя: многие были даже среднего роста (Наполеон, Гитлер)

3) Подход с позиций мастерства. Лидерство – это набор определенных взглядов и приемов. Их можно освоить.

4) Теория «дара». Лидерство – это дар.

5) Теория различия лидерских стилей. Лидерство бывает авторитарным, демократическим и предполагающим самостоятельность подчиненных. При авторитарном стиле, решение принимает руководитель, при демократическом – команда, при самостоятельности сотрудников – каждый из них решает за себя.

Стили лидерства

1. Лидер решает, объявляет свое решение.

2. Лидер разъясняет коллективу свое решение

3. Лидер зачитывает решение и выслушивает вопросы.

4. Лидер предлагает пробное решение, советуется с коллективом и решает окончательно

5. Лидер излагает проблему, выслушивает мнение и решает.

6. Лидер излагает проблему и очерчивает границы возможных действий, коллектив решает.

7. Лидер дает коллективу полную свободу определить проблему и принять решение.

В этой модели выбор лидерского стиля определяется рядом факторов:

А)факторов, связанные с лидером:

Его система ценностей, его взгляды на власть;

Его лидерские наклонности;

Его терпимость к неясности;

Его оценка собственной компетентности и компетентности команды.

Б)факторы, касающиеся команды:

Её потребности зависимости или самостоятельности;

Готовность взять на себя ответственность;

Заинтересованность в работе или в проблеме;

Степень понимания цели и стремление к ним;

Наличие знаний и опыта, необходимых для решения поставленных задач;

Терпимость к неясности и потребность в определённости ожидания

В)ситуация:

Тип команды(её ценности, традиции, цели, размер);

Характер задач(их сложность, необходимость опыта и творческого подхода);

Фактор времени.

Отсюда можно сделать сделать некоторые выводы.

1)Единственно верного стиля руководства не существует.

2)Хорошим лидером окажется тот, кто будет внимателен и сумеет правильно повести себя в той или или иной ситуации.

3)Настоящий лидер владеет всем диапазоном стилей руководства. Т.е может изменять свой стиль в зависимости от ситуации.

4)Серьёзные проблемы возникают в тех случаях, когда поведение руководителя не соответствует его облику в глазах сотрудников или их ожиданиям.

5)Выбирая стиль, руководитель команды обязан учитывать долгосрочные цели. В любой ситуации ему нужно опираться на коллектив.

Стиль при котором в центре лидер:

Только один ум;

Ориентирование на задачу;

Отсутствие творческого мышления;

Отношение к людям как к роботам;

Постоянный надзор;

Отсутствие совместного обсуждения или принятия решения или принятия решения;

Работа распределяется им самим;

Члены коллектива часто его боятся;

Низкая удовлетворенность в коллективе.

2.Сбалансированный стиль:

Обсуждение проблем, вовлечение коллектива;

Совместное принятие решений;

Работу члены коллектива обычно распределяют самостоятельно;

Задействованы все умы;

Поощряется творческое мышление;

Люди чувствуют, что они нужны;

Высокая степень удовлетворенности команды;

Прекрасная рабочая обстановка;

Руководитель доступен;

Работа выполняется хорошо и эффективно.

3. Стиль, когда в центре коллектив:

Непостоянное лидерство;

Нужно найти лидера;

Члены коллектива должны сами о себе знакомится;

Коллектив склонен выбрать своего лидера (но за пределами коллектива власти у него нет)

Команда не доверяет своему лидеру;

Низкий боевой дух;

Утрачивается ориентация на задачу;

Работа плохо координируется;

Работа не доводится до конца;

Руководитель считается безответственным человеком.

Каков ваш лидерский стиль руководства? Каким бы он не был вы стремитесь к одному – получить результаты, добиться успеха на избранном поприще вашего коллектива.

Существует цена, которую должен заплатить каждый руководитель. Не думайте, что вы сможете избежать этой цены за руководство или, что другие заплатят за вас. Это невозможно. Есть 10 элементов цены лидерства

1. Критика – вы будете открыты для нее.

2. Усталость – вы почувствуете ее.

3. Время для размышлений – вам не будет его хватать.

4. Одиночество – вы испытаете его.

5. Слабости других ослабят вас.

6. Конкуренция за лидерство разочарует вас.

7. Злоупотребление властью искусит вас.

8. Чрезмерная занятность – у вас не будет времени на себя.

9. Гордость – вы подвергнетесь риску податься ей.

10. Неприятие – не все последуют за вами.

Я была лидером со школьной скамьи, учась в советской школе, меня всегда избирали председателем совета отряда, председателем совета дружины, а в старших классах секретарем комсомольской организации, в институции – старостой. От каждого типа лидера я что-то имею, и, возглавляя эти организации, я что-то приобретала. Но сегодня работая в школе с коллективом учеников, учителей и родителей я избрала демократический стиль управления (сбалансированный стиль). Но в некоторых видах деятельности своей работы применяю и авторитарный стиль руководства. Например, некоторые учителя привыкли работать традиционным методом, а перейти на личносто – ориентированные обучение им сложно. Приходится учить, убеждать, помогать, а иногда и заставлять.

Люди и мотивация

Люди имеют 5 основных потребностей: иметь, быть, делать, любить, расти. Рассмотрим эти потребности каждую отдельно.

Иметь - это потребность проявляется на двух уровнях. Люди хотят иметь вещи, для выживания (кров, еду, одежду, для себя и своей семьи, для поддержки того уровня жизни, который они считают приемлемым для себя). Люди знают, какой доход они должны иметь, чтобы покупать эти вещи, и основным источником мотивации для них будут деньги. Для кого в большей, для кого в меньшей степени движущим мотивом является возможность заработать деньги, т.к. деньги помогают удовлетворить основную потребность, иметь достаточно для того, чтобы выжить. Когда основные запросы обеспечены, то проявляются запросы на престижные приобретения (произведения искусства, антиквариат). Что касается команды, то для выживания ей необходимо сохранить количество «игроков» и ощущение безопасности и надежности. Поэтому директор создает ситуации, мотивирующие людей «иметь», т.е. всячески поощряет членов команды и обеспечивает им чувство безопасности.

Быть – большинство людей зарабатывает, часто подсознательно, образ такого человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других. Зачастую этот образ формируется на основе желания стать знаменитым или могущественным, иметь влияние на судьбы окружающих. Мотивация члена команды будет очень высока, если достижение общих целей помогают ему стать тем, кем ему хочется. Если у него не будет возможности занять желаемое положение, он начнет присваивать себе титулы, чтобы заставить окружающих поверить в свою значимость. Или же вся его энергия будет затрачиваться за рамками коллектива, там, где он получит больше поддержки и признания. Директор не сможет эффективно руководить, пока не научится «читать» потребности членов своей команды. Коллектив предоставляет каждому идеальные возможности найти понимание и удовлетворение. Но как вы поможете людям расти, если не знаете, о чем они мечтают. В успешно работающем коллективе каждый считает свои долгом сделать так, чтобы его товарищ почувствовал свою значимость и необходимость.

Я в школе приглашаю один раз в неделю учителя или сотрудника школы, узнаю его интересы, и где его творческие силы можно максимально использовать, где он принесет наибольшую пользу для коллектива.

Делать – мы все хотим, чтобы нас ценили, хотим жить наполненной жизнью, ощутить осмысленность своей жизни, такую возможность нам даёт воспитание детей, профессиональные успехи и многое другое. Мотивация людей будет очень высокой, если работа в вашей команде позволяет делать то, что они хотят. В противном случае, они будут искать трудового удовлетворения где – то ещё. Если членство в команде ничего не даёт, задания скучны и однообразны, работа не ценится и не получает признания, то трудно рассчитывать, что люди станут вкладывать в неё много сил. Если вы лидер, научитесь каждое задание делать значимым и важным, если вы – рядовой член коллектива, постарайтесь изменить её деятельность так, чтобы участие в работе обрело для вас смысл и ценность.

В нашей школе работают учителя совместители, я думаю как для них создать обстановку, чтобы они чувствовали себя комфортно хорошо, именно в этой школе, чем на основной работе. Стараюсь узнавать от них и от других людей самые хорошие, интересные творческие стороны их жизни, и применяю их творчество в жизни школы. Например, организовываю обобщение опыта на республиканском уровне интегрированные уроки (музыка и литература, география и литература), которые запоминаются на долго учителя и ученикам, интересные предметные недели, которые заканчиваются большим праздником и различными внеклассными мероприятиями. Это им очень нравится. Они видят, что их ценят, любят, дают им возможность реализовать свои творческие способности, за этим следует и поощрение.

Любить - лишь немногие умеют долгое время оставаться в одиночестве. Мы хотим любить и быть любимыми. Каждый член коллектива хочет быть желанным. Может показаться, что это проявляется только в рамках семьи и в кругу близких друзей. Но, в действительности, люди ищут друзей и в своём коллективе и готовы на многое пойти, чтобы быть принятым как своим. Человек больше заинтересован в такой работе, выполняя которую он может удовлетворить свои социальные запросы и получить признание тех, кого хотел бы назвать друзьями. У некоторых эта потребность принадлежать сильна и преобладать над другими мотивами. Самый сильный, самый независимый из нас знает, что где-то в глубине души есть пустота, которую нужно заполнить.

Я люблю в школе каждого ученика и учителя, даже если этот ученик с очень отрицательными чертами характера, а учитель не может или не хочет работать согласно требований, идеологии школы. Но проходит время, любовь растапливает все, создаются хорошие взаимоотношения, а если даже и расстаемся, будь то ученик или учитель, то расстаемся с миром и любовью, при встречах в других местах или на улице, встречаемся как родные.

Расти – реализация возможностей наступает за счет роста. Когда мои дети были маленькими, они часто говорили: «Вот вырасту, и…». Потребность ребенка в росте совершенно очевидна, и не последнюю роль в этом играет его желание избавиться от неудобств, вызванных маленьким ростом, вырасти физически. Но ребенок становится старше, потребность в росте перемещается в область умений, знаний и опыта. Все чаще раздается крик: «Я сам». Эта потребность в росте достигает своего пика, когда люди вступают во взрослую жизнь и хотят определить диапазон своих возможностей. Возможность приобрести новые знания, навыки и опыт привлекает одаренных молодых людей сильнее, чем остальное. Многие люди нуждаются в дополнительной работе и развитии, потому скучают или злятся. Если в вашей команде есть молодые люди, постоянно загружайте их, используйте их энерги. И энтузиазм.

Все эти мотиваторы в коллективе проявляют себя с лучшей стороны. Нельзя отрицательные и положительные мотиваторы поменять местами. Они независимы друг от друга.

В нашей школе учителя есть разного возраста, но в основном за пятьдесят лет. Есть учителя и молодые, но работать так, как работают учителя старшего поколения у них не получается. Я, как директор, все делаю для их роста. Провожу школу молодого учителя закрепляю наставников, обучаю индивидуально на семинарах, посещаю уроки, разрабатываю вмете с учителем планы-конспекты уроков. Для одного учителя нужно больше времени, для другого меньше, но после такого труда и терпения получаются хорошие талантливые молодые специалисты.

Пять потребностей члена команды.

От лидера требуется не просто создать условия, в которых у членов команды будет мотивация. Он должен ответить также на их запросы, связанные с рабочим заданием.

1. Определите мне фронт работ и уровень выполнения.

Практика показывает, что во многих коллективах люди не имеют ясного представления об ожидаемых результатах. Эти «белые пятна» могут послужить причиной консерватизма. У сотрудника возникает мысль: «а входит ли это в мои обязанности?», то развивается состояние неопределенности, которое часто сковывает инициативу. Поэтому сотрудник должен согласовать с руководителем:

Основной смысл своей роли;

Критерий выполнения и методы контроля;

Рамки полномочий;

Временные приоритеты.

2. Не мешайте работать. Даже если роль каждого члена команды тщательно продумана, плохо поставленная система контроля может привести к тому, что трудолюбивые и способные работники не трудятся над истинными целями и приоритетами команды. Чтобы убедится в том, что усилия четко направляются и контролируются, полезно задать несколько вопросов:

Целесообразно ли распределена предстоящая работа?

Понятны ли обязанности и цели?

Выбрана ли разумная линия руководства?

Обеспечен ли контроль и отчетность?

Итак, лидер должен быть уверен, что роли и обязанности отдельных лиц не пересекаются и нет неоплаченных областей.

3. Держите меня в курсе событий по ходу работ. Хорошая работа команды невозможна без осознания лидером успехов и областей, требующих пристального внимания. Поэтом важно, чтобы у лидера была необходимая информация, дающая возможность оказывать команде поддержку в ключевых областях. Форма и частота поступления информации также важны. Избыток информации может парализовать действия, ее недостаток чреват опасным неведением. Систематически постоянный анализ необходим для того, чтобы:

Сверять результаты с планами;

Способствовать лучшей постановке цели;

Принимать лучшее решение.

Помимо ежедневного сбора информации, личной и неотъемлемой обязанностью каждого лидера является оценка работы членов его команды. Правильно выполненная, она укрепляет взаимоотношения между лидером и его командой.

4. Дайте мне необходимые указания и инструкции. Развитиечлена команды, его знаний, умений, подходов на 80% проходит в рамках коллектива. Для успеха необходимо как систематическое руководство лидера, так и подходящее окружение. Необходимо посылать членов команды на курсы, учить их новым приемам, давать им возможность действовать совместно с представителями других команд.

5. Хочу, чтобы меня ценили. Структура зарплаты должна:

Справедливо вознаграждать членов команды в соответствии с личным вкладом в дело;

Стимулировать лучшее выполнение, не просто учитывать прошлые заслуги;

Учитывать, какую зарплату за подобную работу предлагают другие организации.

Тем не менее, хорошая работа должна быть вознаграждена. Здесь может быть несколько подходов

Отдайте должное при всех;

Дайте или предложите больше ответственности;

Предоставьте больше возможностей для удовлетворения нужд.

Лидеры должны работать эффективно и добиваться этого же от своей команды. Добивайтесь результатов не потом, а смекалкой. Время – наша самая большая ценность. Это единственное, чего нельзя купить. Поэтому минута должна быть использована мудро. Лидеры должны знать, куда уходит время, и заботиться, чтобы оно тратилось на дело, на то, от чего зависит успешное выполнение целей команды.

Мы увидели, что член команды будет иметь высокую мотивацию, когда:

Он понимает и одобряет цели, ради которых трудится;

Он участвует в постановке целей и разрабатывает свой собственный метод работы;

Он располагает информацией, которая позволяет ему дать оценку собственной работе;

Цели вдохновляют его и способствуют его развитию;

Проверки и контроль сведены к необходимому минимуму, но эффективны;

Люди взаимодействуют, понимая друг друга;

Упор делается на использование сильных сторон, а не исправление слабостей;

Достижение поощряется.

Как направить мотивацию в нужное русло? Одним из ответов на этот вопрос является письменное изложение того, что ожидается от команды своего рода – «описание служебных обязанностей». Это поможет членам команды понять, что от них требуется.

Идеология нашей школы – воспитывать детей на христианских принципах. Какие же это принципы? Почитать родителей, служить людям Родине, любить и беречь природу, творить добро, быть светом для мира, который вокруг тебя, созидать все прекрасное, уметь сотрудничать с другими людьми в обществе, контролировать свои дела и поступки, вести здоровый образ жизни. Моя задача мотивировать на эти ценности учащихся, учителей и родителей не только на бумаге, но и на деле. Это основной аспект развития и мотивации в школе. Если эти ценности будут привиты в сердце каждого ученика, учителя и родителя, то большой успех гарантирован и в академических знаниях.

Многие лидеры считают, что в этом есть здравый смысл, и полны желания исполнить эту роль. Это желание часто не осуществляется по многим причинам: из-за нехватки времени, нагрузок на работе, неодобрение со стороны окружающих, нежелание прокладывать новые пути. Иногда руководители чувствуют, что им не хватает квалификации для овладения новыми технологиями.

Как это можно восполнить?

В основном преподавание включает в себя процесс постановки задач, наблюдение за прогрессом, обзор и приобретение знаний в результате выполнения. Каждый из этих моментов можно выполнить. Должна быть постановка задач:

Каждая задача должна иметь учебную цель;

Каждая задача должна соответствовать способностям ученика, потребностям развития и опыта;

Каждая задача должна подаваться управлению, то есть, нужны даты, отчеты и сбор информации.

Руководитель в школе знает какие качества должны быть у учителя, а если их нет, то с терпением и любовью прививает их.

Для учителя главными качествами является:

Быть способным внимательно слушать.

Постоянно поддерживать ученика.

Помогать ученику, анализировать свои собственные недостатки.

Ставить ясные достижимые цели.

Осознавать чувства и потребности других людей.

Хороший учитель имеет «план действий».

Эту анкету я предлагаю каждому учителю. В течении года вместе с учителем мы работаем, чтобы все вопросы анкеты были выполнены для блага учителя и радости детей. Эта анкета поможет вам начать в освоении программы «Активизация мыслительной деятельности и личностно-ориентированного обучения учащихся»

Имя учителя:____________________

1. Возможности: какой перемены вы желаете достичь?

2. Цели: как вы узнаете, когда перемена свершилась?

3. Время: сколько времени потребуется для завершения?

4. Тактика: какие специфические действия или методы вы будете использовать?

5. Регулирование: как и когда вы будете контролировать прогресс?

Проверьте следующее:

Являются ли цели важными для вас обоих?

Дают ли данные методы достаточный шанс на успех?

Достаточно ли у вас ресурсов для выполнения плана?

И в заключении я хочу подвести итоги и предложить каждому руководителю:

Регулярно встречайтесь для обсуждения достигнутого прогресса в области вашей школы;

Пытайтесь избежать готовых ответов(если вы их знаете). Позвольте членам коллектива найти их для себя. Задайте такие вопросы, как: «Что вы думаете?» или «Чтобы вы предложили?»

Делайте обзор и приобретение знаний на опыте;

Делайте обзор, когда задача выполнена;

Советуйтесь с коллективом по следующим вопросам, например;

Почему это удалось? Как мы можем добиться улучшения?

Что не удалось? Как мы можно было этого избежать?

Но все же…

Стремитесь вперёд.

Ничто не сможет заменить настойчивости.

Талант не поможет.

Нет ничего необычнее талантливее неудачника.

Гений не поможет.

Невознаграждённый гений стал почти притчей.

Образование не поможет.

Мир полон изгоев.

Только настойчивость и решительность является всесокрушающей силой.



Загрузка...
Top