Классный час на тему: «учись видеть прекрасное в человеке» классный час на тему. Классный час с презентацией "Увидеть прекрасное в человеке" Взглянуть - и глаз не отвести

Учись видеть прекрасное в человеке

Классный час

Цель классного часа заключается в том, чтобы получить представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, понять роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развить эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.










В жизни внешняя красота

не всегда совпадает с

прекрасными человеческими

качествами. «Красота, грация,

облегчают жизненный путь,

- писал известный польский

педагог Януш Корчак. - Но

не следует переоценивать

красоту: не подкрепленная

другими достоинствами, она

может принести вред».

В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь, - писал известный польский педагог Януш Корчак. - Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред».


Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.

Вот человек - он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди,

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть - и глаз не отвести!

Сергей Орлов

Вот человек - он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди,

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть - и глаз не отвести!

Сергей Орлов


Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке - это его глаза:

Глаза бывают разные. Одни

Другие - ясны и чисты всегда,

Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке - это его глаза:

Глаза бывают разные. Одни

Полны злодейских чар, как западни,

Другие - ясны и чисты всегда,

Светлы, как предрассветная звезда...


Глаза, как много разных взглядов и все о чем то говорят.

Глаза младенца любопытны

Глаза подростков влюблены

Коварство взгляда селит страх

Испуг в родительских глазах

И только взгляды старца спокойно внемлют все пройдет и только память сохранит прекрасные моменты жизни












Классный час «Искусство – восприятие красоты мира»

Цели: 1. Формирование эстетического вкуса у учащихся

2. Развитие творческих навыков учащихся

3. Воспитание духовных и моральных качеств у учащихся

Задачи: 1. Прививать чувство прекрасного

2. Раскрыть значение искусства в жизни человека

3. Приобщить учащихся к познанию и пониманию великих творений

Ход занятия

Ребята, многие из вас испытали волшебную силу искусства. Человек с момента своего существования начал рисовать извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов. Сегодня мы не мыслим своего существования без музыки, театра, книг

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: «Искусство-восприятие красоты мира» Сегодня мы будем наслаждаться окружающей нас красотой.

Существует такое понятие как – эстетика – это понятие о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни. (из словаря С.И. Ожегова). Эстетическое восприятие мира воспроизводит искусство- творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство охватывает все сферы жизни человека, т.к. имеет различные проявления. Давайте назовём виды искусства:

Музыка

Скульптура

Кино

Архитектура

Живопись

Литература

Танец

(появляются поочерёдно на доске разукрашенные в цвета радуги)

Действительно, искусство раскрывает перед нами все краски жизни. Оглянитесь вокруг – сколько всего прекрасного нас окружает. К сожалению, поговорить обо всех видах искусства за один урок мы не успеем. Давайте сегодня окунёмся в прекрасный мир литературы, живописи, музыки.

У нас на уроке присутствуют эксперты(художники, поэты, музыканты). Давайте предоставим им слово.

Поэт: Самые важные и значительные мысли, откровения, являются на свет голыми, без словесной оболочки, найти для них слова - очень трудное дело, целое искусство.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам прослушать отрывок из произведения Н.В. Гоголя «Майская ночь или утопленница» (описание украинской ночи)

(Чтение описания)

Скажите какие чувства и ощущения вызывает у вас это описание?

Что необычное для вас есть в этих словах?

К.Паустовский сказал: «тот не писатель, что не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости».

Литература неразрывно связана с живописью.

Художник рисует кистью, а поэт словом. Прослушайте отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад» и попытайтесь представить эту картину.

(Чтение стихотворения)

Ребята, каким предстаёт лес в этом отрывке?

Какие краски увидел поэт?

Как он представляет осень?

А вот как представляет осеннюю природу художник Исаак Ильич Левитан. (демонстрация картины «Золотая осень»)

Подходят ли слова Бунина к его картине?

Ребята, а каких ещё великих художников вы знаете?

И конечно же нельзя не назвать имя Ивана Николаевича Крамского, ведь это наш земляк.

Слово эксперту в области живописи. (биография Крамского, самая известная картина «Неизвестная», выставка картин)

Учитель: Человек должен быть воспитан буквой, цифрой и обязательно нотой, иначе в нем будет утрачено нравственное начало - в его жизни не будет красоты и гармонии.

Ребята, как вы думаете, что делает музыка для человека?

Насколько современная молодёжь воспринимает народную, классическую музыку?

Эксперт в области музыки (сообщение о музыке в жизни человека)

Учитель: Ребята, каких композиторов классиков вы знаете?

Давайте прослушаем классические произведения и попробуем отгадать название и автора. (Прослушивание)

На этой ноте мне хотелось бы закончить наше занятие. Надеюсь, оно оставит в вашем сердце незабываемые впечатления. И помните! Как сказал ещё в 5 в. До н.э. великий греческий драматург и мыслитель: «Истиной жизни нет без искусства».

Разработка классного часа. Практическое
занятие на тему: "Учись видеть
прекрасное в человеке"
Задачи: дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать
роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое
восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.
Ход подготовки:
1. Оформить выставку репродукций картин на тему: «Красота человека» («Сикстинская
мадонна» Рафаэля; «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет академика, физиолога И.
П. Павлова» М. В. Нестерова; «Горький» П. Д. Корина; «Актриса П. А. Стрепетова»,
«Портрет М. П. Мусоргского» И. Е. Репина; «Портрет Л. Н. Толстого» Н. Н. Ге и И. Н.
Крамского; «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова; «Хозяин земли», «Зацвел
багульник», портреты летчиков­космонавтов А. М. Шилова и др.).
2. Подготовить выступления учащихся с рассказами о том, как писатели, художники и
другие представители искусства развивали свою наблюдательность, восприятие,
творческую память.
3. Написать плакаты:
«Не надо где­то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного
пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного
города, надо только уметь видеть идеальность в реальности».
В. А. Сухомлинский.
«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы
заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них
бегло и торопливо».
К. Г. Паустовский.
4. Предложить учащимся подготовить небольшие рассказы о встречах с интересными
людьми.
План­конспект занятия:
1. Вступительное слово учителя (тезисы):
В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами.
«Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь, - писал

известный польский педагог Януш Корчак. - Но не следует переоценивать красоту: не
подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред».
Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой
одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.
Вот человек - он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди,
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.
Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая:
Взглянуть - и глаз не отвести!
Сергей Орлов
Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие,
душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В
этом поможет нам искусство. В. Г. Белинский, подчеркивая великую силу искусства,
писал: «Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее
значение, для всех равно интересное, и на человека, который при жизни не обращал на
себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своей кистью новую
жизнь!»
(Далее учитель предлагает учащимся выполнить ряд заданий).
Задание 1. Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры
Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых
людей на картинах Рембрандта, П. Д. Корина, А. М. Шилова и др. В чем непохожесть
портретов? На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях? Что
объединяет все портреты? В чем красота изображаемых художником лиц?
Пояснение учителя: красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для
восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека,
броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность,
грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не
вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства.
Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица
этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.
Задание 2. Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П.
Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно

использовать и другие работы художников­портретистов). Какие черты характера в
портретируемых вас привлекли? Какое качество личности желает подчеркнуть художник?
Чем он хочет нас заинтересовать? На что обратить внимание? Как сам художник относится
к портретируемому? Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные
стороны человека, его характерные черты?
Пояснения учителя: научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой
не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника,
постижение языка изобразительного искусства.
Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова,
художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные
портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно,
незабываемо - оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова
я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным
портретистом, не решался браться не за свое дело...» Однако после встречи с Павловым
художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов
понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и представить себе не мог, - писал
художник. - Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не
портретист, во мне... проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая
жажда написать этого дивного старика...»
Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая
сосредоточенность - все эти качества великого ученого мы можем увидеть в
портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют
руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки - это был характерный жест для ученого.
Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту,
который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого
ученого.
В более скупом, сдержанном колорите написан В. Г. Перовым портрет писателя Ф. М.
Достоевского. Неопределенный зеленовато­коричневый цвет костюма, темный фон,
отсутствие предметов - все это необходимо было художнику для того, чтобы глубже
проникнуть в сущность человека, в мир его чувств и переживаний.
В характеристике портретируемого большую роль играют как изобразительные средства
(жест, поза человека, его глаза, руки, лицо, особенность одежды), так и выразительные,
которые помогают передать сущность изображаемого (тональность, композиция, техника
рисунка: формы, линии, их ритмичность, цветовая контрастность).
Прекрасные стихи написал поэт Н. Заболоцкий о портрете А. П. Струйской работы Ф. С.
Рокотова.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы

Переносить на полотно...
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач...
Задание 3. Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е.
Репиным; портреты великой русской актрисы П. А. Стрепетовой, написанные И. Е.
Репиным и Н. Я. Ярошенко. В чем проявляется творческое своеобразие художников в
раскрытии характера портретируемых? В чем разница художественных решений картин?
Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа? Как вы
думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом? Что хотел
сказать художник своим произведением?
Пояснения учителя: художник, работая над портретом, старается не только передать
внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить
в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по­своему подходит
к характеристике одного и того же человека. В портретируемом талантливый художник
отражает лицо современников, утверждает высокие духовные начала красоты человека и в
какой­то степени высказывает свои раздумья о мире, о человеческой судьбе.
Льва Николаевича Толстого писали многие художники. И. Н. Крамской акцентирует наше
внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога,
имевшего способность улавливать «таинственнейшие движения психической жизни».
Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный,
пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.
В картине, написанной в 1887 году, И. Е. Репин передает напряженную внутреннюю жизнь
писателя, работу мысли, тяжелые раздумья о судьбах простых людей.
Прежде чем приступить к работе, художники долго присматриваются к человеку, беседуют
с ним, стараются проникнуть в мир его чувств, мыслей, уловить самое характерное,
типичное и правдивое в облике портретируемого. Скромной, сдержанной, лиричной,
больше похожей на курсистку, изобразил Н. Я. Ярошенко великую трагическую актрису П.
А. Стрепетову. Такой она могла быть в жизни. И. Е. Репин изобразил актрису в домашней
обстановке, в простом платье, с неубранными волосами. Художнику удалось передать
великое трагическое дарование актрисы, в творчестве которой впервые нашли яркое
отражение образы простых русских женщин с тяжелой, бесправной судьбой.
2. Рассказы учащихся о том, как писатели, художники, скульпторы и т. д. развивают свою
наблюдательность, восприятие, творческую память (приводят примеры).
К. И. Чуковский так вспоминает об И. Е. Репине: «Едешь с ним в вагоне, в трамвае и
видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну,
вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его
воображаемой кистью... . В этом смотрении была для него творческая радость».

В статье «Мое творчество» А. Н. Толстой писал: «В молодости я не был наблюдательным,
во всяком случае - ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя
наблюдать всегда - самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку».
3. Рассказы учащихся о встречах с интересными людьми. Можно задать ребятам вопросы:
почему эти люди кажутся вам интересными? Как проявляются нравственные и
эстетические качества в их внешнем облике?
Пояснения учителя: характер человека, психологическое состояние, духовная культура
отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое
сказать о том, каков человек.
Таджикский поэт, Мирзо Турсун­заде считает, что главное в человеке - это его глаза:
Глаза бывают разные. Одни
Полны злодейских чар, как западни,
Другие - ясны и чисты всегда,
Светлы, как предрассветная звезда...
В стихотворениях Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» и, в частности, «О красоте
человеческих лиц» звучит гимн душевной красоте человека (см.: Избранное. М., 1972, с.
291 - 292, 297).
Изучение творчества художников­портретистов, мастеров художественного слова позволит
вам расширить представление о красоте человека, стать духовно богаче.

РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Все разработки рассчитаны на 2
— 3 классных часа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ :
«УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ»
(Для учащихся 13
— 14 лет)
Задачи : дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.
Ход подготовки :
1. Оформить выставку репродукций картин на тему: «Красота человека» («Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет академика, физиолога И. П. Павлова» М. В. Нестерова; «Горький» П. Д. Корина; «Актриса П. А. Стрепетова», «Портрет М. П. Мусоргского» И. Е. Репина; «Портрет Л. Н. Толстого» Н. Н. Ге и И. Н. Крамского; «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова; «Хозяин земли», «Зацвел багульник», портреты летчиков-космонавтов А. М. Шилова и др.).

2. Подготовить выступления учащихся с рассказами о том, как писатели, художники и другие представители искусства развивали свою наблюдательность, восприятие, творческую память.

3. Написать плакаты:
«Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности».
В. А. Сухомлинский.
«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо».
К. Г. Паустовский.
4. Предложить учащимся подготовить небольшие рассказы о встречах с интересными людьми.
План-конспект занятия:
1. Вступительное слово учителя (тезисы):
В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь,
— писал известный польский педагог Януш Корчак.
— Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред».

Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.
Вот человек
— он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди,
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.
Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая :
Взглянуть
— и глаз не отвести!
Сергей Орлов
Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом поможет нам искусство. В. Г. Белинский, подчеркивая великую силу искусства, писал: «Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своей кистью новую жизнь!»
(Далее учитель предлагает учащимся выполнить ряд заданий).
Задание 1. Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рембрандта, П. Д. Корина, А. М. Шилова и др. В чем непохожесть портретов? На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях? Что объединяет все портреты?

В чем красота изображаемых художником лиц?
Пояснение учителя : красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность, грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства.

Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.
Задание 2. Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов). Какие черты характера в портретируемых вас привлекли? Какое качество личности желает подчеркнуть художник? Чем он хочет нас заинтересовать?

На что обратить внимание? Как сам художник относится к портретируемому? Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?
Пояснения учителя : научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника, постижение языка изобразительного искусства.
Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова, художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно, незабываемо
— оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело...» Однако после встречи с Павловым художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и представить себе не мог,

— писал художник.
— Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не портретист, во мне... проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика...»
Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая сосредоточенность
— все эти качества великого ученого мы можем увидеть в портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки
— это был характерный жест для ученого. Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту, который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого ученого.
В более скупом, сдержанном колорите написан В. Г. Перовым портрет писателя Ф. М. Достоевского. Неопределенный зеленовато-коричневый цвет костюма, темный фон, отсутствие предметов

— все это необходимо было художнику для того, чтобы глубже проникнуть в сущность человека, в мир его чувств и переживаний.
В характеристике портретируемого большую роль играют как изобразительные средства (жест, поза человека, его глаза, руки, лицо, особенность одежды), так и выразительные, которые помогают передать сущность изображаемого (тональность, композиция, техника рисунка: формы, линии, их ритмичность, цветовая контрастность).
Прекрасные стихи написал поэт Н. Заболоцкий о портрете А. П. Струйской работы Ф. С. Рокотова.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно...
Ее глаза
— как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза
— как два обмана,
Покрытых мглою неудач...
Задание 3. Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской актрисы П. А. Стрепетовой, написанные И. Е. Репиным и Н. Я. Ярошенко. В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых? В чем разница художественных решений картин? Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа? Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом?

Что хотел сказать художник своим произведением?
Пояснения учителя : художник, работая над портретом, старается не только передать внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. В портретируемом талантливый художник отражает лицо современников, утверждает высокие духовные начала красоты человека и в какой-то степени высказывает свои раздумья о мире, о человеческой судьбе.
Льва Николаевича Толстого писали многие художники. И. Н. Крамской акцентирует наше внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога, имевшего способность улавливать «таинственнейшие движения психической жизни». Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.
В картине, написанной в 1887 году, И. Е. Репин передает напряженную внутреннюю жизнь писателя, работу мысли, тяжелые раздумья о судьбах простых людей.
Прежде чем приступить к работе, художники долго присматриваются к человеку, беседуют с ним, стараются проникнуть в мир его чувств, мыслей, уловить самое характерное, типичное и правдивое в облике портретируемого. Скромной, сдержанной, лиричной, больше похожей на курсистку, изобразил Н. Я. Ярошенко великую трагическую актрису П. А. Стрепетову. Такой она могла быть в жизни. И. Е. Репин изобразил актрису в домашней обстановке, в простом платье, с неубранными волосами.

Художнику удалось передать великое трагическое дарование актрисы, в творчестве которой впервые нашли яркое отражение образы простых русских женщин с тяжелой, бесправной судьбой.
2. Рассказы учащихся о том, как писатели, художники, скульпторы и т. д. развивают свою наблюдательность, восприятие, творческую память (приводят примеры).
К. И. Чуковский так вспоминает об И. Е. Репине: «Едешь с ним в вагоне, в трамвае и видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну, вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его воображаемой кистью... . В этом смотрении была для него творческая радость».
В статье «Мое творчество» А. Н. Толстой писал: «В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае
— ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда
— самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку».
3. Рассказы учащихся о встречах с интересными людьми. Можно задать ребятам вопросы: почему эти люди кажутся вам интересными? Как проявляются нравственные и эстетические качества в их внешнем облике?
Пояснения учителя : характер человека, психологическое состояние, духовная культура отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое сказать о том, каков человек.
Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке
— это его глаза:
Глаза бывают разные. Одни
Полны злодейских чар, как западни,
Другие
— ясны и чисты всегда,
Светлы, как предрассветная звезда...
В стихотворениях Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» и, в частности, «О красоте человеческих лиц» звучит гимн душевной красоте человека (см.: Избранное. М., 1972, с. 291
— 292, 297).
Изучение творчества художников-портретистов, мастеров художественного слова позволит вам расширить представление о красоте человека, стать духовно богаче.
План дальнейшей работы :
1. Провести беседы на темы: «Искусство портрета», «Учитесь смотреть и видеть», «Тема материнства в живописи», «Воспитание культуры чувств» (см.: Культура чувств. М., 1968; Орловский Г. И. Учитесь смотреть и видеть. М., 1969; Эренгросс Б. А. Удивительная наука эстетика! М., 1977, с. 58
— 67).
2. Провести диспут на тему: «В чем красота человека?»
3. Провести практическое занятие на тему: «Эстетическая оценка человеческой красоты и любовь» (см.: Сухомлинский В. А. Книга о любви. М., 1983).
Литература :
1.Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М.
— Л.: Искусство, 1967. 295 с.
2.Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке/Сост. Т. В. Самсонова. Изд. 2-е. М.: Сов. Россия, 1981. 96 с.

  • Классный час «Семья в моей жизни»
  • Беседа на тему : «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15
    — 16 лет)
  • Час театрального мастерства (Для учащихся 13
    — 15 лет)
  • Устный журнал на тему : «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10
    — 11 лет)
  • Практическое занятие на тему : «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12
    — 13 лет)
  • Практическое занятие на тему : «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13
    — 14 лет)
  • Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13
    — 14 лет)
  • Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13
    — 15 лет)
  • Беседа на тему : «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15
    — 17 лет)
  • Беседа на тему : «Чудо, имя которому
    — книга» (Для учащихся 11
    — 12 лет)
  • Устный журнал на тему : «Наш друг
    — кино» (Для учащихся 14
    — 15 лет)
  • «Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14
    — 15 лет)
  • Классный час - Наркомания - что это?
  • Классный час "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”
  • Классный час на тему : «Здоровый образ жизни»
  • Классный час на тему Наркомания "Все в твоих руках"
  • Классный час "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
  • Классный час в 5 классе "Символика России"
  • Классный час "О культуре поведения в школе"
  • Классный час «Я и мои друзья»
  • Классный час "Поздравление девочек с 8 марта"
  • Классный час Игра "Интеллектуальный ринг"
  • Классный час «Здоровье -бесценное богатство"
  • Классный час "Ты имеешь право... "
  • Классный час "А ну-ка, мальчики!" 23 февраля 6 класс
  • Классный час «Моя родословная»
  • Классный час «Экология»
  • Классный час "Курение - За и против"
  • Классный час "Путешествие в прошлое своей семьи"
  • Классный час на тему : "Права ребенка"
  • Классный час "Ты и твоя будущая профессия"
  • Классный час "О том, как властвовать собой"
  • Классный час на тему : «Что такое настоящая дружба?»
  • Классный час на тему : Курить или жить? 6-7 класс
  • Классный час "Как не надо себя вести"
  • Классный час "Нравственные приоритеты семьи" 7 - 8 класс
  • Классный час "Всего одна рюмка"
  • Классный час "Алкоголизм"
  • Классный час "Братковский язык"
  • Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"
  • Классный час "Все правила этикета"
  • Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
  • Классный час на тему : "Хлеб - всей жизни голова"
  • Методическое обоснование классного часа
  • Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
  • Цели, задачи и правила проведения классного собрания
  • Структура классного часа
  • Классный час "Я - гражданин России"
  • Классный час "Основы законодательства в области трудового права"
  • Анкеты и памятки к классному часу "Агрессия и насилие в мире взрослых и детей"
  • Урок внеклассного чтения "Сказки Ганса Христиана Андерсена"
  • Классный час для старшеклассников "Вирус сквернословия"
  • Классный час "Новогодний классный час"
  • Классный час "Что такое настоящая дружба"
  • Классный час "Александр Невский"
  • Классный час "Этот «безвредный» напиток…"
  • Классный час "Вместе - дружная семья"
  • Классный час "Дружба дороже богатства"
  • Классный час "Что такое этикет?"
  • Классный час Тематический вечер "О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ"
  • Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
  • Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"

«Учись видеть прекрасное в человеке»

(разработка классного часа)

Выполнила:

Пиксаева Г.Р.

Уфа 2015

"Учись видеть прекрасное в человеке"

Задачи: дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.

Ход подготовки:

1. Оформить выставку репродукций картин на тему: «Красота человека» («Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет академика, физиолога И. П. Павлова» М. В. Нестерова; «Горький» П. Д. Корина; «Актриса П. А. Стрепетова», «Портрет М. П. Мусоргского» И. Е. Репина; «Портрет Л. Н. Толстого» Н. Н. Ге и И. Н. Крамского; «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова; «Хозяин земли», «Зацвел багульник», портреты летчиков-космонавтов А. М. Шилова и др.).

2. Подготовить выступления учащихся с рассказами о том, как писатели, художники и другие представители искусства развивали свою наблюдательность, восприятие, творческую память.

3. Написать плакаты:

«Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности». В. А. Сухомлинский.

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо». К. Г. Паустовский.

В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь, - писал известный польский педагог Януш Корчак. - Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред».

Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.

Вот человек - он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди,

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть - и глаз не отвести!

Сергей Орлов

Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом поможет нам искусство. В. Г. Белинский, подчеркивая великую силу искусства, писал: «Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своей кистью новую жизнь!»

Задание 1. Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рембрандта, П. Д. Корина, А. М. Шилова и др. В чем непохожесть портретов? На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях? Что объединяет все портреты? В чем красота изображаемых художником лиц?

Пояснение учителя: красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность, грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства. Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.

Задание 2. Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов). Какие черты характера в портретируемых вас привлекли? Какое качество личности желает подчеркнуть художник? Чем он хочет нас заинтересовать? На что обратить внимание? Как сам художник относится к портретируемому? Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?

Пояснения учителя: научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника, постижение языка изобразительного искусства.

Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова, художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно, незабываемо - оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело...» Однако после встречи с Павловым художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и представить себе не мог, - писал художник. - Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не портретист, во мне... проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика...»

Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая сосредоточенность - все эти качества великого ученого мы можем увидеть в портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки - это был характерный жест для ученого. Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту, который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого ученого.

В более скупом, сдержанном колорите написан В. Г. Перовым портрет писателя Ф. М. Достоевского. Неопределенный зеленовато-коричневый цвет костюма, темный фон, отсутствие предметов - все это необходимо было художнику для того, чтобы глубже проникнуть в сущность человека, в мир его чувств и переживаний.

В характеристике портретируемого большую роль играют как изобразительные средства (жест, поза человека, его глаза, руки, лицо, особенность одежды), так и выразительные, которые помогают передать сущность изображаемого (тональность, композиция, техника рисунка: формы, линии, их ритмичность, цветовая контрастность).

Прекрасные стихи написал поэт Н. Заболоцкий о портрете А. П. Струйской работы Ф. С. Рокотова.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно...

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач...

Задание 3. Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской актрисы П. А. Стрепетовой, написанные И. Е. Репиным и Н. Я. Ярошенко. В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых? В чем разница художественных решений картин? Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа? Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом? Что хотел сказать художник своим произведением?

Пояснения: художник, работая над портретом, старается не только передать внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. В портретируемом талантливый художник отражает лицо современников, утверждает высокие духовные начала красоты человека и в какой-то степени высказывает свои раздумья о мире, о человеческой судьбе.

Льва Николаевича Толстого писали многие художники. И. Н. Крамской акцентирует наше внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога, имевшего способность улавливать «таинственнейшие движения психической жизни». Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.

В картине, написанной в 1887 году, И. Е. Репин передает напряженную внутреннюю жизнь писателя, работу мысли, тяжелые раздумья о судьбах простых людей.

Прежде чем приступить к работе, художники долго присматриваются к человеку, беседуют с ним, стараются проникнуть в мир его чувств, мыслей, уловить самое характерное, типичное и правдивое в облике портретируемого. Скромной, сдержанной, лиричной, больше похожей на курсистку, изобразил Н. Я. Ярошенко великую трагическую актрису П. А. Стрепетову. Такой она могла быть в жизни. И. Е. Репин изобразил актрису в домашней обстановке, в простом платье, с неубранными волосами. Художнику удалось передать великое трагическое дарование актрисы, в творчестве которой впервые нашли яркое отражение образы простых русских женщин с тяжелой, бесправной судьбой.

2. Рассказы учащихся о том, как писатели, художники, скульпторы и т. д. развивают свою наблюдательность, восприятие, творческую память (приводят примеры).

К. И. Чуковский так вспоминает об И. Е. Репине: «Едешь с ним в вагоне, в трамвае и видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну, вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его воображаемой кистью... . В этом смотрении была для него творческая радость».

В статье «Мое творчество» А. Н. Толстой писал: «В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае - ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда - самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку».

Пояснения: характер человека, психологическое состояние, духовная культура отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое сказать о том, каков человек.

Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке - это его глаза:

Глаза бывают разные. Одни

Полны злодейских чар, как западни,

Другие - ясны и чисты всегда,

Светлы, как предрассветная звезда...

Изучение творчества художников-портретистов, мастеров художественного слова позволит вам расширить представление о красоте человека, стать духовно богаче.



Загрузка...
Top