Классный час учись видеть прекрасное в человеке. Разработка классного часа.doc - Учись видеть прекрасное в человеке

Пояснение учителя : красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность, грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства. Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки… Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.

Слайд 8

Задание 2 . Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов).

    Какие черты характера в портретируемых вас привлекли?

    Какое качество личности желает подчеркнуть художник?

    Чем он хочет нас заинтересовать?

    На что обратить внимание?

    Как сам художник относится к портретируемому?

    Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?

Пояснения учителя : научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника, постижение языка изобразительного искусства.

Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова, художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно, незабываемо - оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело …» Однако после встречи с Павловым художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга… более яркой особы я и представить себе не мог, - писал художник. - Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не портретист, во мне… проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика …»

Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая сосредоточенность - все эти качества великого ученого мы можем увидеть в портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки - это был характерный жест для ученого. Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту, который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого ученого.

В более скупом, сдержанном колорите написан В. Г. Перовым портрет писателя Ф. М. Достоевского. Неопределенный зеленовато-коричневый цвет костюма, темный фон, отсутствие предметов - все это необходимо было художнику для того, чтобы глубже проникнуть в сущность человека, в мир его чувств и переживаний.

В характеристике портретируемого большую роль играют как изобразительные средства (жест, поза человека, его глаза, руки, лицо, особенность одежды), так и выразительные, которые помогают передать сущность изображаемого (тональность, композиция, техника рисунка: формы, линии, их ритмичность, цветовая контрастность).

Слайд 9

Прекрасные стихи написал поэт Н. Заболоцкий о портрете А. П. Струйской работы Ф. С. Рокотова.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно…

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач…

Слайд 10

Задание 3. Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской актрисы П. А. Стрепетовой, написанные И. Е. Репиным и Н. Я. Ярошенко.

    В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых?

    В чем разница художественных решений картин?

    Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа?

    Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом?

    Что хотел сказать художник своим произведением?

Пояснения учителя : художник, работая над портретом, старается не только передать внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. В портретируемом талантливый художник отражает лицо современников, утверждает высокие духовные начала красоты человека и в какой-то степени высказывает свои раздумья о мире, о человеческой судьбе.

Льва Николаевича Толстого писали многие художники. И. Н. Крамской акцентирует наше внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога, имевшего способность улавливать «таинственнейшие движения психической жизни». Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.

В картине, написанной в 1887 году, И. Е. Репин передает напряженную внутреннюю жизнь писателя, работу мысли, тяжелые раздумья о судьбах простых людей.

Слайд 11

Прежде чем приступить к работе, художники долго присматриваются к человеку, беседуют с ним, стараются проникнуть в мир его чувств, мыслей, уловить самое характерное, типичное и правдивое в облике портретируемого. Скромной, сдержанной, лиричной, больше похожей на курсистку, изобразил Н. Я. Ярошенко великую трагическую актрису П. А. Стрепетову. Такой она могла быть в жизни. И. Е. Репин изобразил актрису в домашней обстановке, в простом платье, с неубранными волосами. Художнику удалось передать великое трагическое дарование актрисы, в творчестве которой впервые нашли яркое отражение образы простых русских женщин с тяжелой, бесправной судьбой.

2. Рассказ о том, как писатели, художники, скульпторы и т. д. развивают свою наблюдательность, восприятие, творческую память.

Слайд 12

К. И. Чуковский так вспоминает об И. Е. Репине: «Едешь с ним в вагоне, в трамвае и видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну, вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его воображаемой кистью… . В этом смотрении была для него творческая радость».

Слайд 13

В статье «Мое творчество» А. Н. Толстой писал: «В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае - ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда - самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку».

3. Рассказы учащихся о встречах с интересными людьми. Можно задать ребятам вопросы: почему эти люди кажутся вам интересными? Как проявляются нравственные и эстетические качества в их внешнем облике?

Слайд 14

Пояснения учителя : характер человека, психологическое состояние, духовная культура отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое сказать о том, каков человек.

Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке - это его глаза:

Глаза бывают разные. Одни

Полны злодейских чар, как западни,

Другие - ясны и чисты всегда,

Светлы, как предрассветная звезда…

Слайд 15

В стихотворениях Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих лиц» звучит гимн душевной красоте человека

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудиться в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хиженку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Слайд 16

Вывод : Изучение творчества художников-портретистов, мастеров художественного слова позволит вам расширить представление о красоте человека, стать духовно богаче.

Литература:

    Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М. - Л.: Искусство, 1967. 295 с.

    Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке/Сост. Т. В. Самсонова. Изд. 2-е. М.: Сов. Россия, 1981. 96 с.

УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ»

Задачи:дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.

Ход подготовки:

1. Оформить выставку репродукций картин на тему: «Красота человека» («Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет академика, физиолога И. П. Павлова» М. В. Нестерова; «Горький» П. Д. Корина; «Актриса П. А. Стрепетова», «Портрет М. П. Мусоргского» И. Е. Репина; «Портрет Л. Н. Толстого» Н. Н. Ге и И. Н. Крамского; «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова; «Хозяин земли», «Зацвел багульник», портреты летчиков-космонавтов А. М. Шилова и др.).

2. Подготовить выступления учащихся с рассказами о том, как писатели, художники и другие представители искусства развивали свою наблюдательность, восприятие, творческую память.

3. Написать плакаты:

«Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности».

В. А. Сухомлинский.

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо».

К. Г. Паустовский.

4. Предложить учащимся подготовить небольшие рассказы о встречах с интересными людьми.

План-конспект занятия:

1. Вступительное слово учителя (тезисы):

В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь, - писал известный польский педагог Януш Корчак. - Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред».

Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.

Вот человек - он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди,

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть - и глаз не отвести!

Сергей Орлов

Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом поможет нам искусство. В. Г. Белинский, подчеркивая великую силу искусства, писал: «Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своей кистью новую жизнь!»

Задание 1. Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рембрандта, П. Д. Корина, А. М. Шилова и др. В чем непохожесть портретов? На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях? Что объединяет все портреты? В чем красота изображаемых художником лиц?

Пояснение учителя : красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность, грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства. Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.

Задание 2. Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов). Какие черты характера в портретируемых вас привлекли? Какое качество личности желает подчеркнуть художник? Чем он хочет нас заинтересовать? На что обратить внимание? Как сам художник относится к портретируемому? Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?

Пояснения учителя: научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника, постижение языка изобразительного искусства.

Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова, художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно, незабываемо - оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело...» Однако после встречи с Павловым художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и представить себе не мог, - писал художник. - Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не портретист, во мне... проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика...»

Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая сосредоточенность - все эти качества великого ученого мы можем увидеть в портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки - это был характерный жест для ученого. Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту, который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого ученого.

В более скупом, сдержанном колорите написан В. Г. Перовым портрет писателя Ф. М. Достоевского. Неопределенный зеленовато-коричневый цвет костюма, темный фон, отсутствие предметов - все это необходимо было художнику для того, чтобы глубже проникнуть в сущность человека, в мир его чувств и переживаний.

В характеристике портретируемого большую роль играют как изобразительные средства (жест, поза человека, его глаза, руки, лицо, особенность одежды), так и выразительные, которые помогают передать сущность изображаемого (тональность, композиция, техника рисунка: формы, линии, их ритмичность, цветовая контрастность).

Прекрасные стихи написал поэт Н. Заболоцкий о портрете А. П. Струйской работы Ф. С. Рокотова.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно...

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач...

Задание 3. Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской актрисы П. А. Стрепетовой, написанные И. Е. Репиным и Н. Я. Ярошенко. В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых? В чем разница художественных решений картин? Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа? Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом? Что хотел сказать художник своим произведением?

Пояснения учителя: художник, работая над портретом, старается не только передать внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. В портретируемом талантливый художник отражает лицо современников, утверждает высокие духовные начала красоты человека и в какой-то степени высказывает свои раздумья о мире, о человеческой судьбе.

Льва Николаевича Толстого писали многие художники. И. Н. Крамской акцентирует наше внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога, имевшего способность улавливать «таинственнейшие движения психической жизни». Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.

В картине, написанной в 1887 году, И. Е. Репин передает напряженную внутреннюю жизнь писателя, работу мысли, тяжелые раздумья о судьбах простых людей.

Прежде чем приступить к работе, художники долго присматриваются к человеку, беседуют с ним, стараются проникнуть в мир его чувств, мыслей, уловить самое характерное, типичное и правдивое в облике портретируемого. Скромной, сдержанной, лиричной, больше похожей на курсистку, изобразил Н. Я. Ярошенко великую трагическую актрису П. А. Стрепетову. Такой она могла быть в жизни. И. Е. Репин изобразил актрису в домашней обстановке, в простом платье, с неубранными волосами. Художнику удалось передать великое трагическое дарование актрисы, в творчестве которой впервые нашли яркое отражение образы простых русских женщин с тяжелой, бесправной судьбой.

2. Рассказы учащихся о том, как писатели, художники, скульпторы и т. д. развивают свою наблюдательность, восприятие, творческую память (приводят примеры).

К. И. Чуковский так вспоминает об И. Е. Репине: «Едешь с ним в вагоне, в трамвае и видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну, вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его воображаемой кистью... . В этом смотрении была для него творческая радость».

В статье «Мое творчество» А. Н. Толстой писал: «В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае - ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда - самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку».

3. Рассказы учащихся о встречах с интересными людьми. Можно задать ребятам вопросы: почему эти люди кажутся вам интересными? Как проявляются нравственные и эстетические качества в их внешнем облике?

Пояснения учителя : характер человека, психологическое состояние, духовная культура отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое сказать о том, каков человек.

Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке - это его глаза:

Глаза бывают разные. Одни

Полны злодейских чар, как западни,

Другие - ясны и чисты всегда,

Светлы, как предрассветная звезда...

В стихотворениях Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» и, в частности, «О красоте человеческих лиц» звучит гимн душевной красоте человека (см.: Избранное. М., 1972, с. 291 - 292, 297).

Изучение творчества художников-портретистов, мастеров художественного слова позволит вам расширить представление о красоте человека, стать духовно богаче.


Хамидуллина Ляйсания Растамовна

Классный час

"Учись видеть прекрасное в человеке"

Задачи: дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.

Ход подготовки:

1. Оформить выставку репродукций картин на тему: «Красота человека» («Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет академика, физиолога И. П. Павлова» М. В. Нестерова; «Горький» П. Д. Корина; «Актриса П. А. Стрепетова», «Портрет М. П. Мусоргского» И. Е. Репина; «Портрет Л. Н. Толстого» Н. Н. Ге и И. Н. Крамского; «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова; «Хозяин земли», «Зацвел багульник», портреты летчиков-космонавтов А. М. Шилова и др.).

2. Подготовить выступления учащихся с рассказами о том, как писатели, художники и другие представители искусства развивали свою наблюдательность, восприятие, творческую память.

3. Написать плакаты:

«Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности».

В. А. Сухомлинский.

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо».

К. Г. Паустовский.

4. Предложить учащимся подготовить небольшие рассказы о встречах с интересными людьми.

План-конспект занятия:

1. Вступительное слово учителя (тезисы):

В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь, - писал известный польский педагог Януш Корчак. - Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред».

Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.

Вот человек - он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди,

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть - и глаз не отвести!

Сергей Орлов

Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом поможет нам искусство. В. Г. Белинский, подчеркивая великую силу искусства, писал: «Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своей кистью новую жизнь!» (Далее учитель предлагает учащимся выполнить ряд заданий).

Задание 1. Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рембрандта, П. Д. Корина, А. М. Шилова и др. В чем непохожесть портретов? На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях? Что объединяет все портреты? В чем красота изображаемых художником лиц?

Пояснение учителя: красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность, грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства. Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.

Задание 2. Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов). Какие черты характера в портретируемых вас привлекли? Какое качество личности желает подчеркнуть художник? Чем он хочет нас заинтересовать? На что обратить внимание? Как сам художник относится к портретируемому? Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?

Пояснения учителя: научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника, постижение языка изобразительного искусства.

Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова, художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно, незабываемо - оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело...» Однако после встречи с Павловым художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и представить себе не мог, - писал художник. - Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не портретист, во мне... проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика...»

Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая сосредоточенность - все эти качества великого ученого мы можем увидеть в портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки - это был характерный жест для ученого. Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту, который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого ученого.

В более скупом, сдержанном колорите написан В. Г. Перовым портрет писателя Ф. М. Достоевского. Неопределенный зеленовато-коричневый цвет костюма, темный фон, отсутствие предметов - все это необходимо было художнику для того, чтобы глубже проникнуть в сущность человека, в мир его чувств и переживаний.

В характеристике портретируемого большую роль играют как изобразительные средства (жест, поза человека, его глаза, руки, лицо, особенность одежды), так и выразительные, которые помогают передать сущность изображаемого (тональность, композиция, техника рисунка: формы, линии, их ритмичность, цветовая контрастность).

Прекрасные стихи написал поэт Н. Заболоцкий о портрете А. П. Струйской работы Ф. С. Рокотова.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно...

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач...

Задание 3. Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской актрисы П. А. Стрепетовой, написанные И. Е. Репиным и Н. Я. Ярошенко. В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых? В чем разница художественных решений картин? Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа? Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом? Что хотел сказать художник своим произведением?

Пояснения учителя: художник, работая над портретом, старается не только передать внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. В портретируемом талантливый художник отражает лицо современников, утверждает высокие духовные начала красоты человека и в какой-то степени высказывает свои раздумья о мире, о человеческой судьбе.

Льва Николаевича Толстого писали многие художники. И. Н. Крамской акцентирует наше внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога, имевшего способность улавливать «таинственнейшие движения психической жизни». Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.

В картине, написанной в 1887 году, И. Е. Репин передает напряженную внутреннюю жизнь писателя, работу мысли, тяжелые раздумья о судьбах простых людей.

Прежде чем приступить к работе, художники долго присматриваются к человеку, беседуют с ним, стараются проникнуть в мир его чувств, мыслей, уловить самое характерное, типичное и правдивое в облике портретируемого. Скромной, сдержанной, лиричной, больше похожей на курсистку, изобразил Н. Я. Ярошенко великую трагическую актрису П. А. Стрепетову. Такой она могла быть в жизни. И. Е. Репин изобразил актрису в домашней обстановке, в простом платье, с неубранными волосами. Художнику удалось передать великое трагическое дарование актрисы, в творчестве которой впервые нашли яркое отражение образы простых русских женщин с тяжелой, бесправной судьбой.

2. Рассказы учащихся о том, как писатели, художники, скульпторы и т. д. развивают свою наблюдательность, восприятие, творческую память (приводят примеры).

К. И. Чуковский так вспоминает об И. Е. Репине: «Едешь с ним в вагоне, в трамвае и видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну, вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его воображаемой кистью... . В этом смотрении была для него творческая радость».

В статье «Мое творчество» А. Н. Толстой писал: «В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае - ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда - самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку».

3. Рассказы учащихся о встречах с интересными людьми. Можно задать ребятам вопросы: почему эти люди кажутся вам интересными? Как проявляются нравственные и эстетические качества в их внешнем облике?

Пояснения учителя: характер человека, психологическое состояние, духовная культура отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое сказать о том, каков человек.

Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке - это его глаза:

Глаза бывают разные. Одни

Полны злодейских чар, как западни,

Другие - ясны и чисты всегда,

Светлы, как предрассветная звезда...

В стихотворениях Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» и, в частности, «О красоте человеческих лиц» звучит гимн душевной красоте человека (см.: Избранное. М., 1972, с. 291 - 292, 297).

Изучение творчества художников-портретистов, мастеров художественного слова позволит вам расширить представление о красоте человека, стать духовно богаче.

Классного час «Семья в моей жизни»

Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

1. Что для тебя означает понятие Дом?

3. Какая семья считается счастливой?

4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?

5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Основные понятия:

Конфликт- противоборство, столкновения, серьезное разногласие.

Эмоции- волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.

Подготовительный этап:

Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.

1. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»

2. Сочинение ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается предварительно).

Алгоритм деятельности:

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.

В современной песне поется:

Родительский дом- начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

* Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом- это….(крепость, очаг…)

* Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

* Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

Итак, что можно….., что нельзя…..

А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)

2. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.

(«Строительные бригады» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».

Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме - бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.

Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

Проблемная ситуация 1.

Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра- у телефона.

Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:

а) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно-достойном.

Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?

Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.

Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения. (Обсуждение.)

Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.

1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:

«Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»

(Развивается способность самоанализа)

2. Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?

(Развивается способность понимать причины действий других)

3. У тебя есть человек, который тебе не нравится?

Подумай, в чем причина этого неприятия?

(Анализ по аналогии)

4. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.

Подведение итогов.

Тренинг “Формула успеха”

Цель: создание условий для саморазвития, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков.

Задачи:

    Формирование эмоционально положительной Я-концепции: Я могу, способен, значу; формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям; развивать невербальные способы взаимодействия и общения; умение давать и принимать информацию в необычной форме Через упражнения и игры формировать терпимость к чужому мнению, сплоченность группы

I. Вводная часть

Цель: создание благоприятных условий для работы группы, напомнить об основных принципах тренинга. Вместе придумать и принять правила именно этой группы.

Любая группа людей, собирающихся начать большую работу, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить максимально возможных результат. Правила записываются на плакат и в течение всего тренинга висят на видном месте:

    Не перебивать. Безоценочное общение. Семеро одного ждут.

    Не вести перекрестные разговоры. Закон поднятой руки. Слушать и слышать.

Основная часть

Упражнение “Ожидание” (что вы ожидаете от тренинга)

У вас есть потребность в признании и самоутверждении. Личность стремится к самостоятельности. Образуется разрыв между “Я хочу” и “Я могу”, и это приводит к более активным поискам путей и средств самоутверждения.

На плакате:

Если расположить все возможные формы самоутверждения личности по прямой, то на одном ее конце (+ положительном) оказался бы подвиг как внешний вид социального утверждения, а на другом (– минус) преступление как крайняя форма антисоциального утверждения.

В повседневной жизни мы не можем совершать постоянно подвиги. Подвиг – это героический, самоотверженный поступок.

Между черной и белой стороной медали существует и нечто среднее. Какими формами мы можем заполнить нашу прямую.

Перечислите по кругу (поступок, достижение …)

Каждый вправе выбрать свой путь, любую форму утверждения.

Задача тренинга – вывести формулу успеха и определить, что для этого необходимо.

У каждого из нас есть способности и возможности, и каждый может быть успешным. У одних это происходит путем признания их интеллектуальных способностей, у других – хороших физических данных, у третьих – активной общественной деятельности и т.д.

Игра “Корзинка”

Цель: с помощью игры выявить, какими способностями обладает каждый из учеников.

Детям предлагаются прямоугольники из цветной бумаги и дается задание за 2-3 минуты написать то, где вы себя можете проявить.

Корзина пускается по кругу и дети читая складывают свои листочки.

Рефлексия

Мы сейчас выясним, что у вас достаточно широкий круг интересов. Все вы творческие личности и многое умеете и можете.

Первое звено нашей цепи: Я МОГУ .

Я вам напомню произведение Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”:

“ Однажды в магазин “Овощи – фрукты” из далекой южной страны доставили много ящиков с апельсинами. Когда их стали открывать, оказалось, что в одном из ящиков апельсинов совсем не оказалось, зато на дне его спит какой-то толстый пушистый зверек. Продавец его вытащил из ящика и поставил на прилавок. Зверек скекунду постоял, а потом – чебурах! – и упал с прилавка на стул, а со стула на пол.

– Фу ты, Чебурашка какой! – сказал продавец.

Зверек открыл глаза и огляделся.

– Ты кто? – спросил его продавец.

– Не знаю…

– А как тебя зовут?

– Не знаю…

– Ну ладно! Тогда тебя будут звать Чебурашка”.

Так у Чебурашки появилось имя.

Упражнение “Имена”

Имена есть у всех нас. У русских, кроме имени, есть еще и отчество. А у других народов детям дают двойные и тройные имена, считается, что так у ребенка будет больше ангелов-хранителей.

Объединитесь в парах и дайте характеристику имени своего партнера.

Например:

Т – тактичная А – активная Т – требовательная Ь Я – яркая

Н – настойчивая А – агрессивная

На работу в парах дается 1-2 минуты.

Прочитайте характеристику имени по очереди друг другу и выскажите свое мнение, совпадает ли оно с тем, как вас описали.

– Анализируя характеристики имен, которые вы дали, какой можно сделать вывод?

– Вы описывали просто имя или имя конкретного человека и его качества, и какие черты характера отразили?

– У многих характеристика имени совпала с мнением партнера, а у некоторых нет.

Очень важно, чтобы ваше мнение и мнение окружающих о вас совпадало. Это и есть адекватная самооценка.

Следующая составляющая нашей формулы: Я АДЕКВАТНОЕ .

Упражнение “Копилка”

Учащиеся пишут на листе, прикрепленном на спине у каждого из участников, положительные качества, присущие данному человеку.

Задание: собрать больше положительных качеств за 3-4 минуты. Затем снимите листочки со спины и поставьте галочку против того качества, с которым вы согласны. Подсчитайте совпадения.

Рефлексия: Тот, кто был активнее, тот и узнал о себе больше.

Очень важно для успешности то, что оценка самого себя совпадает с оценкой окружающих.

Следующая составляющая формулы успеха: Я ПЛЮС.

инструкцийДокумент

... портфолио» . В результате внедрения технологии «портфолио» ... ведение электронного классного . ... классных руководителей на курсах по проектным технологиям (50% классных руководителей ... пользование . ... инструкциями работников Учреждения. 9.1.10. Инструкциями по ...

  • Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г)

    Документ

    Папки и инструкции по ее оформлению... пользования лупой и микроскопом. Таким образом, организованная работа по ... специалистов: классный руководитель , заведующий отделением... учебного портфолио ……………………………………….………………..88 ... по разработке электронных ...

  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи. Вот человек - он искалечен, В рубцах лицо. Но ты гляди, И взгляд испуганно при встрече С его лица не отводи. Он шел к победе, задыхаясь, Не думал о себе в пути, Чтобы она была такая: Взглянуть - и глаз не отвести! Сергей Орлов

    3 слайд

    Описание слайда:

    Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? «Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности». В. А. Сухомлинский

    4 слайд

    Описание слайда:

    «Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо». К. Г. Паустовский

    5 слайд

    Описание слайда:

    Вы согласны с этими словами? Кто сможет рассказать о таких людях? Мало кто сегодня уступит место в транспорте пожилом человеку, придет на помощь слабому, а тем более - пожертвует своими интересами ради кого-то. Мир жесток, все куда-то спешат, и некогда остановиться и подумать: «Кто я? И зачем пришел в этот мир?»

    6 слайд

    Описание слайда:

    Однажды я стала свидетелем необычного происшествия на улице. Пожилой человек, привалившись к стене, медленно оседал на тротуар. Одет он был неважно, поэтому проходящие мимо люди решили: пьян или бомж - и равнодушно отводили взгляд. Интеллигентный человек лет сорока остановился и участливо спросил: «Что с вами?» Старик ответить не мог: лишь страдающий взгляд молил о помощи. Мужчина, а впоследствии и две подошедшие женщины, стали звонить в «скорую», кто-то потер больному испарину, дал попить. Никто из троих не ушел, пока не подъехали врачи.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Тогда я подумала: «А вдруг на месте этого старика оказался бы кто-то мне очень близкий, и никто бы не помог?» Мне стало страшно, и я прониклась огромным уважением к этим, совершенно посторонним людям, которые не смогли переступить через чью-то жизнь. Какое счастье, что такие порядочные люди еще есть на земле. Пусть Бог пошлёт чего-то хорошего: ведь известно что добро возвращается

    8 слайд

    Описание слайда:

    Вечером мне послышался какой-то шорох за дверью. Решив посмотреть, что там, я открыла двери. На площадке стоял мальчик лет пяти, наш сосед. Промокший и озябший, он тихо плакал. Я спросила его: «Тебя не пускают?» Он кивнул и заплакал еще больше. Я пригласила его к себе, но он не пошел: так и остался стоять у своей двери. Малыша не пускали домой собственные родители! Такое наказание они придумали для сына, если тот приходил с прогулки позже назначенного времени.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Немилосердие начинается именно с атаки на родного человека. Он нагрубил - и я нагрублю. Он опоздал - и я опоздаю. Мы часто говорим: «Все стали жестокие, равнодушные, забыли о милосердии». Но кто эти все? Это- мы! Так давайте начнём с себя - будем милосердны по отношению ко всем, всегда и везде.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Кто сможет рассказать о том, как в сложной ситуации вам помог добрый, порядочный человек. И, если позволите, начну с одной истории. Давно, 20 лет назад, я приехала в большой незнакомый город, чтобы поступить в институт. В кармане у меня лежал адрес родственника, у которого я должна была остановиться. Был вечер, когда я, наконец, разыскала заветный дом. Однако на мои настойчивые звонки никто не отвечал. Мне вдруг стало очень страшно и одиноко: города не знаю, знакомых больше нет, да и денег «не густо», и я заплакала. И тут я увидела пожилую женщину, которая возвращалась в одну из квартир. Она участливо посмотрела на меня и спросила, в чем дело. А потом меня, совершенно незнакомого ей человека, приютила на целую неделю, так как выяснилось, что родственник в командировке.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Она беспокоилась за мои экзамены, кормила вкусными пирожками и не взяла с меня никаких денег. Мы долго дружили с этой славной женщиной, я помогала ей, когда она болела, ведь добро «заразительно», оно делает других людей добрее. Характер человека, психологическое состояние, духовная культура отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое сказать о том, каков человек. Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке - это его глаза: Глаза бывают разные. Одни Полны злодейских чар, как западни, Другие - ясны и чисты всегда, Светлы, как предрассветная звезда..

    12 слайд

    Описание слайда:

    О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудиться в малом. Есть лица - подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хиженку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. Н.Заболоцкий

    13 слайд

    Описание слайда:

    Любите людей, помните о своем предназначении. Именно об этом - прекрасные стихи Ю. Друниной: Стираются лица и даты, Но все ж до последнего дня, Мне помнить о тех, кто когда-то Хоть чем-то согрели меня. Согрели своей плащ-палаткой, Иль тихим шутливым словцом, Иль чаем за столиком шатким, Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо Идет доброта по земле. И я про нее не забуду, Как я забываю о зле.

    14 слайд

    Описание слайда:

    В стихотворениях Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» звучит гимн душевной красоте человека. Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

    15 слайд

    Описание слайда:

    «Каждый выбирает…» Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе.Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы. Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Мера окончательной расплаты Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. Ю.Левитанский



    Загрузка...
    Top