Конспект внеурочного занятия "пальчиковые куклы". Открытое занятие по кукольному театру

Государственное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2360

ЮВАО города Москвы

Сценарий урока на тему

«У КУКОЛ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!»

музыкальный руководитель

Годунова Татьяна Вячеславовна

201 1 год

г. Москва

Цель : Обеспечение музыкально-двигательной театрализовано-игровой деятельности. Расширять знания детей о многообразии музыкального мира .

Задачи:

Музыкальная деятельность:

    Учить импровизировать танцевальные движения, соответствующие характеру музыки и словам песни.

    обогащать музыкальные впечатления детей;

    развивать музыкальные способности детей;

    Расширять знания детей о многообразии музыкального мира .

Театрализованная деятельность:

    совершенствовать артистические способности, навыки и исполнительские умения детей;

    развивать умение разыгрывать театральные этюды;

    развивать мелкую моторику рук.

Художественно-речевая деятельность:

    развивать интонационную выразительность речи (чтение стихотворений, исполнение сказки по ролям), силу голоса, дикцию.

Воспитательные:

    воспитывать доброе отношение к окружающим;

    воспитывать бережное отношение к театральным куклам;

Материалы и оборудование:

магнитофон, воздушные шарики, маркеры разных цветов, куклы, коляски для кукол.

Музыкальный репертуар: Диск «Музыка П. И. Чайковского», песня «Ожившая кукла» муз. В. Я. Шаинского; песня «Кукляндия», музыка П. Овсянникова (аудиокассета «Ритмическая мозаика Бурениной).

У КУКОЛ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!

Театрализованное представление для старших дошкольников.

Сцена оформлена в виде кукольного городка. Под музыку на сцену выходят дети, одетые в «кукольные наряды. Звучит «Кукольный марш» П. И. Чайковского. Дети-куклы оживают, начинают двигаться под музыку. Когда музыка стихает, куклы замирают. Выходят ведущие – папа Карло и Василиса Премудрая.
Василиса (с поклоном ): - Здравствуйте, дорогие гости! Собрались вы здесь не просто! Вам покажут не картины – Любимых кукол именины! Папа Карло : - У кукол - день рождения! Что может быть прекрасней? Сейчас вам, без сомнения, Все станет сразу ясно! Василиса: - Вас мы рады видеть в зале, Ну, а нас-то вы узнали?

Отрицательный ответ детей.

- Ай-яй-яй, какой ответ! Как же так, не знаем, нет? Василисой называют И Премудрой величают. Ну, а спутник мой – старик, Кукол мастерить привык, Сделал он живого сына, Что зовется… Дети отвечают: «Буратино». Папа Карло: - Папой Карло я зовусь, Выгоню из дома грусть. Я игрушки мастерю, Кукол очень я люблю! Василиса: - А скажите мне, ребята, Вани, Пети, Саши, Кати, Лены, Веры и Танюшки, Все вы любите игрушки? Ответы детей. - Вот потому всех вас, детей, любящих играть и так любящих свои игрушки, мы пригласили на именины кукол. Сегодня единственный день в году, когда ваши игрушки могут с вами поговорить, ведь вы – их папы и мамы. Папа Карло : - Вы удивлены? Вы – такие маленькие – уже папы и мамы? Не верите? И хотите сказать, что ваши питомцы – куклы неживые?

2

Василиса: - Хотите, я докажу вам обратное? Ответьте мне на один вопрос: - Здесь, на празднике, на нашем Куклы ходят, скачут, пляшут. Пап Карло : - Нужно крикнуть: «Раз, два, три! Ну-ка, кукла, оживи!» Василиса: - Попробуем все вместе? «Раз, два, три! Ну-ка, кукла, оживи!»

Василиса взмахивает платком.

ТАНЕЦ КУКОЛ ( Музыка по усмотрению музыкального руководителя)

Василиса: - Убежали, улетели, Знать, у них немало дел, А похлопать вы успели? Хлопай тот, кто не успел! Папа Карло : - Вот такие у нас куклы! Живые! Они появились на земле давно, когда появился первый малыш. Василиса: - Когда это было? Не помнит никто, даже Баба Яга, которая живет много тысяч лет Папа Карло : - Куклы были всякие: тряпичные, глиняные, деревянные, резиновые, фарфоровые… И даже, представьте себе, каменные! Василиса: - И надоело им быть безмолвными, и решили они поговорить с вами, дети. Сначала это было так…

Звучит кукольный плач.

Папа Карло : - Затем вот так…

Звучит слово «Мама».

Василиса: - А затем вот так…

Одна «кукла» выходит и поет песню

В. Шаинского «ОЖИВШАЯ КУКЛА».

- Вот так номер, вот так класс! Куклы лучшие у нас! Папа Карло : - Скажите, ребята, вы когда-нибудь боялись своих кукол? А в старину их очень боялись! Поэтому им не рисовали лица и не давали имен. Василиса: - И к нам на праздник пришли куклы с огромной просьбой нарисовать им лица и дать имена. Встречайте бедняжек! Ведь вы не забыли слова: «Раз, два, три! Ну-ка, кукла, оживи!»

Выносят две куклы, у которых головы из воздушных шаров, а туловище – из шалей, вместо кистей рук – прихватки.

Папа Карло : - Жаль их, бедняжек, правда? А может, у нас в зале есть художники? Давайте поможем куклам обрести свое лицо! - Если рисовать ты мастер, То бери скорей… фломастер! Чтоб открыла кукла глазки, Нам нужны, конечно,… краски!

Два человека выходят и рисуют маркерами на шариках.

3

Василиса : - Нарисуем куклам глазки, Глянь, какая здесь краса! Будет личико, как в сказке, И до пояса коса! Папа Карло: - Ты придумай кукле имя, Чтоб не путала с другими. Загадаю вам загадку, Отгадайте, ребятня. Выясним сейчас на месте - Есть ли кто мудрей меня? В имени для нашей куклы Собрались четыре буквы, Буква «А» на букву «И» поменяли в книжке, Получилось и девчонке имя, и мальчишке. (Ответы детей .) - Так как же мы назовем эту куклу? Правильно, Маша, а ее друга – Миша!
Кукол уносят за кулисы. Под музыку в зал вбегает Петрушка .
Петрушка : - Привет, привет, кого я вижу! Здорово, как тебя зовут? Мариша? Ириша? А меня – Петрушка! Не ватрушка, не подушка, а веселый я Петрушка! А ты, наверное, Петя в красном штиблете? А я – Петрушка – большая игрушка! А ты Саша? Саша – простокваша! А как тебя зовут? А тебя? Нет, мне так со всеми не перезнакомиться. Сейчас каждый громко крикнет свое имя. Раз, два, кричи! (Дети отвечают .) Вот и познакомились!
Петрушка поет частушки: 1) Как на празднике игрушки Обойдутся без Петрушки? Я – народный персонаж! Я пришел на праздник ваш! 2) Шутки, песни и кураж – Испокон моя стезя, А иначе мне нельзя! 3) Я спою и вместе спляшем! Эй, не хмурься, веселись, Ведь на празднике, на нашем, Без меня не обойтись! Василиса: - Здравствуй, Петрушка, ну, и расшумелся ты! Папа Карло : - Он всегда такой неугомонный! Весь как на шарнирах. Весельчак и только! Петрушка : - Кому сегодня горько? Кто женится сегодня из кукольного народа?

4

Василиса: - Никто не хотел жениться! Петрушка : - Как не хотел? А я!? Некогда мне, Василиса, с тобой балясничать, я по важному делу прибыл сюда. Жениться хочу! Папа Карло: - А ты школу закончил? Петрушка : - Школу? Кто ж в школу меня возьмет, такого скомороха? Я ж там всех учителей насмешу! Так вы согласны меня женить? Остепенюсь, важным буду! Василиса, пойдешь за меня? Василиса : - Нет! Жених у меня есть, Иван-царевич! Петрушка : - Да чтоб я на такой зануде женился! Ты же на училку похожа! А мне нужна не умная жена, а румяная, можно, деревянная. Чтоб и в сарафане ходила, и на танцульках чудила. А ну, детишки, отгадайте, кто моя невеста? - Щеки красные у ней, А бока – луны круглей! И цветастый полушалок Надевает до бровей. Ай, невеста – просто клад, И умеет все подряд: И с сохой и с поварешкой – И зовут ее…… ДЕТИ: - Матрешка ! Петрушка: - Правильно. Матрешка! Петрушка! Петрушка! Матрешка! (Смеется.) Василиса: - Давайте вспомним поговорку, Поможем Петрушке. Раз, два, три! Ну-ка, кукла, оживи!

ТАНЕЦ МАТРЕШЕК

После танца Матрешки стоят шеренгой.

- Какая из них твоя невеста, Петрушка? Петрушка бегает, не может выбрать. Петрушка: - Не эта! Эта! Нет, снова не эта! А эта еще краше! Уф! Кого же выбрать? Ведь они, как сестры, одна другой краше. Петрушка останавливается, чешет затылок. Тем временем матрешки убегают изи зала. Да, не вышло жениться! А может, так и лучше! Гуляй, пока молодой! Лет 200-300 погуляю, может, и жениться надумаю! Папа Карло: - И то верно, Петрушка! Петрушка: - Нет, не жениться мне, видно, На одной женюсь – обидно, и другие захотят. Василиса: - Да, ступай, Петрушка, веселить народ. А то заскучает он без тебя, песни петь и плясать разучится. Петрушка: - Пойду я. Ой, а это кто там идет? Снова невесты? Тогда я никуда не иду! Василиса: - Петрушка, эти невесты еще подрасти должны. Петрушка: - Да они с колясками! Караул! Убегаю! Боюсь, когда дети плачут, я сам плакать начинаю.

Петрушка убегает за кулисы, на сцену выходят девочки с игрушечными колясками и берут кукол на руки.

Василиса: - Здравствуйте, маленькие мамы! Девочки: - Мы пришли рассказать о своих куклах!

Девочки вынимают кукол из колясок.

Девочка 1 : - Эту куклу зовут Даша, И она не любит кашу, И не пьет мое питье… Я все равно люблю ее! Девочка 2: - Моя куколка красива, Но немного молчалива. Говори со мной, Оксана! А она мне только: «Мама!» Девочка 3: - Хорошо, что молчалива, И не обижается. Я ей пальцем погрозила – Она улыбается! Девочка 4: - Эти лучшие подруги – Наши куклы, наши дети. И как мамы, и как папы, Мы всегда за них в ответе!

Девочки исполняют ТАНЕЦ с КУКЛАМИ

(по выбору музыкального руководителя)

Василиса : - Спасибо, девочки. За ваш рассказ и за танец. Мы всегда в ответе за свои игрушки. Друзья, не бросайте их и не обижайте, и они долго-долго будут радовать вас! Папа Карло : - Ведь они дарят столько счастья! Василиса : - Вы идете с ними по жизни по стране с названием «Детство». Папа Карло : - Берегите игрушки, ведь они очень любят вас!

Звучит песня «Кукляндия» музыка П. Овсянникова,

дети исполняют заключительный танец.

Литература:
    Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей/ сот. Л. Е. Стрельцова. М.: Просвещение, 1992. Музыкальный руководитель. 2007, №6. Шаинский В. Я. Песни для детей. М.: Советский композитор,1986. Классные уроки. Стихи. М.: ОНИКС 21 век, 2003.

В этом материале я расскажу о том, как изготавливаетсясамая элементарная пальчиковая кукла из картона и цветной бумаги. Технология изготовления пальчиковой куклы, о которой я расскажу, отличается от «пальчико­вой куклы-оригами» и на мой взгляд - очень интересна.

Но для начала - подведём психологическую базу под это праздничное занятие, которое показано отнюдь не толь­ко детям дошкольного возраста. Я продолжаю настаивать на том, что самые замечательные результаты кукло­терапия даёт именно взрослым.

В начале цикла статей я уже говорила о том, что в психотерапии (куклотерапии, сказкотерапии) используется три вида кукол (есть ещё один тип куклы - дополнительный четвёртый, но о нём в силу некоторых обстоятельств мы поговорим отдельно).

Вы уже читали материалы о трёхступенчатом процессе сказкотерапии при помощи вальдорфской куклы-марио­нетки.

Напомню, что психотерапия при помощи кукол проходит обязательно в три этапа:

Куклотерапия: этап первый - сам процесс изготовления куклы

Запомните, что пошив (вырезание) куклы - это не работа, которая ПРЕДШЕСТВУЕТ сеансу психотерапии. Это уже и есть САМА ПСИХОТЕРАПИЯ.

Никто в Вашем «классе» не сидит уныло, с ниткой в зубах и иголкой в руках, в полной тишине. Те, кого Вы со­брали -

  • внимательно слушают Ваш голос,
  • Ваш сценарий (пусть он будет даже и примитивный, как у свадебного тамады)
  • пытаются визуализировать то, о чём Вы говорите,
  • и затем наполнить сказочным смыслом каждое своё рабочее движение.

Тогда куклотерапия состоится.

Куклотерапия: этап второй - знакомство кукловода с куклой

Самое главное на этом этапе - научить пальчиковую куклу выражать эмоции и совершать действия. Установить раппорт между Вами и Куклой, а точнее протянуть электрическую цепь, соединяющую Вашу душу, Вашу волю, Ваши руки и Вашу куклу...

Не надо говорить о том, что такая работа развивает координацию движений. Это понятно без лишних поясне­ний. Но главное, что даёт урок «вождения куклы», так это умение адекватно выражать свои чувства и держать свои эмоции в руках.

Куклотерапия: этап третий - постановка сказки или мини-сценки с участием всех кукол

Здесь Вам не обойтись без сценария. Хотя не стоит слепо следовать «утверждённому» сценарию - психотерапев­тична именно спонтанная импровизация.

Элементарные пальчиковые куклы для сказкотерапии

Этап Первый

Итак, пальчиковые куклы. Но прежде чем мы возьмём в руки ножницы и картон, мы должны прослушать леген­ду, рассказанную Ведущим, проникнуться ею и «поверить» в неё, как сказал бы об этом Станиславский... Вот эта легенда.

Кукла нуждается в обществе...

Стул с высокой спинкой, накрытый тёмной тканью сыграет роль традиционной ШИРМЫ кукольного театра.

Спрячьтесь за стулом, если вы - Ведущий. Вокруг Вашего стула Вы организуете зрительские места, которые будут служить одновременно и местами рабочими.

Для этого на полу расстилается скатерть или клеёнка, на пол укладываются подушки и на рабочей скатерти каж­дый участник раскладывает свои рабочие инструменты и материал.

А теперь из-за ширмы появляется Ваша пальчиковая кукла, которую Вы изготовите сами предварительно. От лица этой куклы Вы и поведёте свой рассказ.

Кукла здоровается с собравшимися и представляется.

Кукла рассказывает, как одиноко ей в пустом кукольном театре и просит сочинить и смастерить ей друзей, обще­ство, город, в котором она будет жить.

Кукла просит всех закрыть глаза и за пять минут вызвать из своего воображения того героя, которого Вы будете ей мастерить.

Ваш ассистент гасит свет, включает хорошую медитативную музыку и по истечении пяти минут Вы выходите из-за ширмы, ставите куклу на стол как героя дня, так, чтобы её было всем хорошо видно и рассказываете - как же изготавливать пальчиковую куклу.

Свет включается, музыка выключается, процесс работы над психотерапевтической пальчиковой куклой начина­ется.

Как сделать пальчиковую куклу

Заготовьте сами или попросите принести участников:

  1. очень плотный картон разных цветов,
  2. цветную бумагу для рисования,
  3. быстросохнущий клей или скотч,
  4. ножницы,
  5. линейку,
  6. цветные карандаши, фломастеры или маркеры,
  7. разные аксессуары для изготовления шляп, волос, бород, корон, украшений и прочие мелочи.

Сначала на листе плотного картона рисуется голова куклы. Это - самое главное. Какой будет голова - такой бу­дет и кукла.

Затем голова продлевается длинной шеей - длиной не короче 5 см, шириной - 1,5 см.

Получается «чупа-чупс», то есть: голова+шея.

На втором этапе голова+шея аккуратно вырезается по контуру.

Третий этап - изготовление «НАПЁРСТКА», то есть держателя для куклы, который, собственно, и надевается на палец.

Прямоугольный кусок цветной бумаги для рисования сворачивается в трубочку (в «кулёчек») и закрепляется либо клеем, либо скотчем. В кулёчке остаются два отверстия: большое - для пальца, маленькое - для шеи куклы.

В этот кулёчек вставляется шея куклы и кулёчек надевается на палец. Шея куклы закреплена между пальцем и «напёрсточком».

Пальчиковая кукла готова!

Самый последний этап куклотерапии - презентация пальчиковой куклы

Теперь каждый участник выходит за ширму со своей пальчиковой куклой и представляет её так, как до этого представлял свою куклу ведущий.

Театр кукол - готов. Можете утверждать репертуар.

«Маленькие да удаленькие»

(экспозиция пальчиковых кукол)
Сценарий: Ромазан И.Е.
Задачи:


  1. Познакомить детей с пальчиковыми куклами

  2. Тренировать артикуляционную моторику

  3. Развивать внимание, мышление, память.

Материал:

Стол, стаканчики и пальчиковые куклы по количеству детей , подставки-ладошки (4шт.), Куклы еж, белка (би-ба-бо), сорока (на гапите).


Ход экскурсии:
- Здравствуйте, ребята!

Вас в музее видеть рада.

Все расселись по местам.

Здесь на полочках сидят настольные куклы. Давайте их назовем (дети перечисляют).

Ребята, хотите узнать, какие еще бывают театральные куклы? (Да) Тогда…

Посмотрите на ладошки…

Пропали слоник, лягушонок,

Ослик, петушок, зайчонок…

Что же делать? (ребята высказывают свои версии)
Обнаруживают на столе записку. Зачитать:

Ирина Евгеньевна, не волнуйся,

Если дети нас найдут

И на полочку вернут.
- Ребята, нужна ваша помощь. Поможете найти спрятавшихся кукол? (Да) Только как узнать, что это те куклы , которые мы ищем? (они должны быть маленькие, внизу должно быть отверстие, чтобы кукла могла сидеть на пальчике) . Ребята, куклы, которые выступают на столе называются… настольными, а как называются куклы , которые выступают сидя на пальчике? (пальчиковые) Значит, какие куклы мы будем искать? (пальчиковые)

Беритесь за руки и пойдем на поиски пальчиковых кукол.


Идут под музыку змейкой и выстраиваются лицом к лесу (декорации).
- Перед нами лес. Кто живет в лесу? (дети перечисляют) В лесу тишина… Может здесь спрятались пальчиковые куклы? Давайте их позовем: Ау! (руки сложить «трубочкой» у рта, произнести 3 раза протяжным звуком).
Появляется Ежик.

Еж Кто тут шумит? Что случилось?
Дети спрашивают Ежика про пальчиковые куклы.
Еж Я норку свою готовил к зимним холодам, поэтому пальчиковых кукол не встречал. Лучше спросите белочку , она по веткам прыгает, много видит.
Еж убегает.
- Давайте позовем белочку.

Дети зовут.

Появляется Белка .
Белка Вы меня звали? Что случилось?
Дети спрашивают Белку про пальчиковые куклы.
Белка Не видела я пальчиковых кукол. Вы спросите у Сороки, она везде летает и много что знает.
Дети зовут Сороку.

Появляется Сорока .
Сорока Тра-та-та-та-та-та!

Здравствуйте, ребята!

Почему кричите? Что случилось?
Дети спрашивают Сороку.
Сорока Конечно , видела. Только не знаю как это место называется .
- А ты нам его опиши.
Сорока Хорошо. Там есть занавес, сцена, освещение, слышны аплодисменты.
- Ребята, что это? (Театр) Где он находится? Спасибо, Сорока, ты нам очень помогла. Ребята, выходим из леса , возвращаемся в музей.
Под музыку идут змейкой, садятся на диванчики.
- Вот мы с вами и вернулись. Заглянем в наш театр. Откроем занавес. Чтобы лучше видеть включим освещение. Где же наши куклы? (дети высказываются).
Выполняется упражнение «Тук-тук!»
- Давайте пальчиком постучим по стаканчику и скажем такие слова.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лабазинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект внеурочного занятия

на тему: «Пальчиковые куклы».

возраст 8 лет

Педагог дополнительного образования:

Мустяца Нина Николаевна

Тема «Пальчиковые куклы».

Цель:

    сделать простейшую пальчиковую куклу.

Задачи:

Обучающие:

    дать представление о различных видах изготовления пальчиковых кукол;

    учить изготавливать самостоятельно пальчиковую куклу.

Развивающие:

    развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, творческих способностей, воображение и фантазию;

    развивать навыки художественного ручного труда при изготовлении игрушки;

    развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

    воспитывать коммуникативные качества: доброжелательность, дружелюбие, отзывчивость, уверенность в себе, чувство коллективного творчества.

Методические приёмы:

    Игровой (использование упражнений в игровой форме);

    Словесный (напоминание, указание, вопросы);

    Наглядного действия;

    Практический.

Оборудование: шаблоны, ножницы, цветной картон, цветная бумага, фломастеры, карандаши простые, клей.

Ход занятия:

    Организационный момент :

Сегодняшнее занятие мне хочется начать со стихотворения, которое находиться на доске, со строками которого я полностью согласна:

У каждого из нас

Внутри талант таится,

И значит очень важно

Дать ему раскрыться.

    Введение в тему

Предметом нашего разговора сегодня станет…впрочем вы сами сейчас догадаетесь.

Проводится игра «Рассели жильцов»

У каждого на столе пчелка на некоторых написаны буквы (составить слово - театр). По координатам расселить пчелок, каждую в свой домик.

Мы составили большой театр, но чтобы это значило, зачем нам в жизни нужен театр? (Ответы детей.)

В театрах проходят постановки спектаклей, сказки для детей. А жителями являются куклы, приводимые в движение актерами – кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой.

Педагог:

Итак, кто догадался, чем же мы будем заниматься на занятии? (Ответы детей)

Педагог:

А кукол мы будем изготавливать, которые одеваются на пальцы- пальчиковых. Существует очень много разных видов пальчиковых кукол. Посмотрите на доску. (Выставка «Пальчиковые куклы») (Приложение 1)

Педагог:

Давайте поставим перед собой цель. (Чего мы должны добиться к окончанию занятия?)

    Изготовление куклы.

Я предлагаю вам попробовать самим изготовить пальчиковых кукол и стать кукольных дел мастерами, а готовить будем из бумаги.

Повторим технику безопасности работы с ножницами (Ответы детей).

Педагог: Нам необходимо подготовить пальчики к работе (разминка)

Физкультминутка «Домик».

Исходное положение: пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять – (Разгибаем пальцы.)

Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

Педагог: Пальчики наши готовы к работе. Теперь необходимо наметить план предстоящей работы: что сделаем сначала, что будем делать потом? (план работы выписывается на доску)

Этапы изготовления пальчиковой куклы.

1. Обвести шаблон

2. Вырежьте по контуру фигурку.

3. Приклейте глазки.

4. Склейте фигурку.

5. Ваша кукла готова.

4. Самостоятельная работа. (Приложение 2)

Дети приступают к выполнению поставленной задачи.

    Подведение итогов.

Педагог:

Какую цель мы ставили перед собой? (ответы детей)

Мы достигли нашей цели? (ответы детей)

Вот и подошло к концу наше занятие. Вы побывали сегодня в роли мастеров и у вас это получилось. Молодцы, все хорошо поработали, очень старались. Спасибо за работу!

По окончании занятия привести в порядок рабочие места.

Приложение 1

Выставка «Пальчиковые куклы»

Приложение 2

«Пальчиковая игрушка»



Загрузка...
Top