Конспект занятия. Беседа по картинам (репродукции с картин художников) на тему «Ранняя весна

Конспект беседы по картине И.И.Левитана «Март».

Цели и задачи:

Продолжать учить детей понимать содержание картин, знакомить их со средствами выразительности, используемыми художником;

Расширять знания детей о творчестве художника И.И.Левитана, о жанрах в которых он работал;

Развивать у детей внимание, наблюдательность;

Активизировать речь детей;

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Ход беседы:

Звучит музыкальный отрывок «Весна» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Воспитатель знакомит ребят с картиной Левитана «Март».

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из картин художника И.И. Левитана. Он очень любил русскую природу, её просторы, поля, реки. Всё это художник изображал на своих картинах. Левитан много ходил с этюдником (это деревянный ящик, в нём носят краски и листы бумаги). Его можно было встретить на берегу реки или пруда, в берёзовой роще, в поле. Этого художника уже давно нет, а картины его живут, и они любимы всеми.

Какую картину этого художника мы уже рассматривали? Верно, «Золотая осень». Перед вами ещё одна из картин художника. Рассмотрите её внимательно, а я вам прочитаю стихотворение:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

Какое время года изображено на этой картине? Какой стоит день? Почему вы решили, что он солнечный? Каким изображён снег? Что из-под снега показалось? Как называют эти пятна земли? В каких местах больше всего подтаял снег? Как выглядят деревья? Что можете сказать о небе, какое оно?

Ребята отвечают, что на картине изображена весна. Солнце пригрело своими лучами землю, снег стал таять. Он потемнел, осел, стал тяжёлым, сырым. На открытых солнечных местах появились первые проталины. Деревья ещё без листьев, но уже чувствуют весну, и на самых высоких ветках вербы распустились почки. Такое высокое, чистое, голубое небо бывает только в марте, в первый весенний месяц. Снега ещё много, особенно в лесу.

Воспитатель рассказывает, какие краски использовал художник: голубую, синюю, зелёную, белую, серую, бледно-жёлтую, а разные оттенки этих красок сделали картину яркой, весенней.

Дети, нравится ли вам картина? Какое у вас настроение, когда вы смотрите на неё? Как бы вы хотели назвать эту картину? Художник И.И.Левитан назвал её «Март». Подходит это название к ней?

А теперь послушайте мой рассказ о картине «Март».

На этой картине изображено самое начало весны. Солнечный, весенний день. Воздух чист и свеж. Темнеет рыхлый снег. С крыши стекает весенняя звонкая капель. Лошадка, запряжённая в сани, наверное, тоже радуется наступающей весне, пригревшему её солнцу. Звонко и радостно поют свои песни птицы. Встряхивают своими влажными, мохнатыми ветвями просыпающиеся сосны. Всё говорит о том, что «весна в окно стучится» и «гонит зиму со двора».

Итог: дети отвечают на вопросы воспитателя.

С картиной какого художника мы с вами познакомились?

Как называется эта картина?

Как можно одним словом назвать то, что изображено на картине?

Правильно, картина, на которой изображена природа, называется пейзажем, а художник, который нарисовал его,-пейзажист.

Образовательная область Коммуникация. Старший дошкольный возраст.

Цель: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.

Задачи:

1. Учить детей рассматривать и сравнивать репродукции картин, отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать умение подбирать слова - определения к существительным.

2. Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе. Развивать творческое воображение.

3. Воспитывать интерес к искусству, любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. Расширять знания детей о жанре изобразительного искусства - пейзаже, развивать художественное восприятие произведений.

Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Развитие речи, Социализация, Художественное творчество.

Материал:

Репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».

Проектор, DVD для просмотра репродукций русских художников.

Отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года. Март».

Стихи русских поэтов о весне.

Бумага, акварельные краски, различные виды карандашей для рисования, мольберты.

Активизация словаря: пейзаж, оттепель, проталины, ранняя, поздняя весна.

Предварительная работа:

1. Чтение литературных произведений, стихов о временах года.

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.

3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».

4. Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.

5. Рисование времен года.

Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.

Ход НОД

Организационный момент:

Воспитатель:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Я дарю вам лучик этот,

Пусть вам так же ярко светит!

Как сегодня тепло и светло! Скажите мне, какое сейчас время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим…

Зима ушла, а весна…пришла.

Зима холодная, а весна…теплая.

Зимой солнце светит, а весной…греет.

Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.

А сейчас я хочу прочесть вам свои любимые стихи про времена года, а вы должны догадаться, о каком из них идет речь и как вы узнали. Предлагаю вам присесть на ковер и послушать.

1. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело. И.Суриков

2. Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. К.Бальмонт

3. Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли;

Если в роще над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета,

Значит, это уже … лето. Е.Трутнева

4. Светает рано по утрам

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает? (весна)

А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею.

(показ репродукций русских художников - 8 шт., по две каждого времени года, DVD).

Перед вами картины, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите две картины о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.

Дети выбирают картины, мотивируют свой выбор.

Воспитатель на мольберт выставляет репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».

Детям предлагают пройти и сесть на стулья, поставленные полукругом, перед которыми стоят мольберты с репродукциями.

Воспитатель: поэты пишут стихи, композиторы - музыку, а художники - картины.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с картинами о весне, внимательно рассмотрим их и сравним.

В каком жанре написаны эти картины? Это натюрморт, портрет? Правильно, это пейзаж.

Вот картина Саврасова А. К. «Грачи прилетели».

Как вы думаете, какой период весны изобразил художник?

Где побывал художник, чтобы написать эту картину?

По каким признакам можно определить, что на картине весна?

Как художник передал в картине пробуждение природы?

Чего в картине больше: земли или неба?

Какие тона преобладают: теплые или холодные?

Каких красок больше?

Устали глаза? Медлить нельзя!!!

Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть!

Гимнастика для глаз . Предлагается глазами отыскать в группе: солнышко, капли дождя, цветок, птицу, гнездо. Проследить глазами полет птицы до гнезда.

Мы с вами рассмотрели картину. А я хочу вам открыть один секрет: картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать картину!

Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.

Но и это еще не все! Картину можно еще понюхать, почувствовать ее запах. Давайте попробуем сделать и это.

- А сейчас рассмотрим репродукцию картины художника Левитана И.И. «Большая вода».

Какой период весны изобразил художник на этой картине?

Одинаковые ли краски использовали оба художника?

Одинаково ли изображено состояние природы7

Как бы вы назвали эту картину?

И эту картину мы с вами тоже попробуем услышать и почувствовать ее запахи.

Какая картина самая громкая? Почему?

А какая картина пахнет вкуснее? Почему?

В каком из этих уголков вы хотели бы побывать? Почему?

Мы с вами рассмотрели две картины великих русских художников и увидели, как по-разному изображено одно и то же время года.

А сейчас предлагаю сами нарисовать картину весны. Но не красками, а своими движениями.

Физминутка

Летит с юга первый гусь (машем руками)

И кричит: «На Русь! На Русь!»

А за ним летит другой

И кричит: «Домой! Домой!»

Все услышали кругом -

Загремел из тучи гром (топаем)

Воздух дождиком умылся (потираем ладони)

И всем радугой явился (рукой показывается дуга)

Солнце нитью золотой (руки вверх-вниз)

Сшило небеса с землей (шьем)

И от этого огня - ярче свет день ото дня (жмем ладони).

Мимическое упражнение : выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.

О весне писали не только художники, но и поэты, композиторы. Стихи о весне мы с вами сегодня уже слушали, а сейчас я вам предлагаю послушать музыкальное произведение П.И.Чайковского из цикла «Времена года». У этого русского композитора есть музыка к каждому времени года. Но раз мы с вами сегодня говорим о весне, то слушать будем «Март». Послушайте внимательно и скажите, к какой картине больше подходит эта музыка. Почему? Что вы услышали в этом произведении?

Окунувшись в море поэзии, музыки и живописи, наверное, вы хотели бы и сами выразить свои чувства в рисунке. Если бы вы были художниками, какую картину о весне вы бы написали? Какие бы краски использовали для этого?

Предлагаю вам превратиться в художников, подойти к мольбертам и создать свой художественный шедевр о весне.

Художественная деятельность.

Воспитатель побуждает детей к смешиванию красок для получения необходимых оттенков и цветов. Дети вспоминают, какие краски использовали художники в своих произведениях.

Итог: Итак, ребята, мы сегодня слушали стихи о весне, рассматривали весенние картины, слушали музыку. Что вам понравилось? Какие звуки весны вы сегодня услышали? Какие краски и запахи весны почувствовали? Спасибо вам за работу.

Комплексное занятие

на тему: «Весна идет».

Подготовительная к школе группа

воспитатель «Детский сад «Золотой ключик»

г. Югорск

Цель: закреплять у детей знания о весне, марте; развивать у детей способность радоваться пробуждению природы.

Задачи:

Образовательные

1. Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко ласкает.

Кто это время года знает?

Дети (хором). Это весна!

Воспитатель. Правильно, это весна. Сегодня мы с вами будем говорить о ранней весне. Вы расскажите мне все, что знаете об этом периоде весны.

2. Составление предложений о весне по картинкам .

3. Воспитатель. И мы сейчас вспомним приметы весны.

Перед вами на экране будет изображение примет весны, вам нужно рассказать о той примете весны, которая изображена на ней.

Каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

1. Весной солнце светит ярко.

2. Весной появляются первые цветы.

3. Весной с юга прилетают птицы.

4. Весной появляются первые проталины.

5. Весной тает снег.

6. Весной свисают сосульки.

7. Весной люди надевают легкую одежду. (Молодцы)

4. Беседа

Воспитатель. Ребята, назовите первый весенний месяц весны? (Март)

Воспитатель. Как называют март в народе? Почему?

1-й ребенок. (Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром да», «солнечником»). Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим – синим. В лесу на сугробах лежа голубые тени от деревьев.

2-ребенок. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель. Поэтому другое название марта «капельник».

Воспитатель. Что вы еще можете рассказать о марте.

Дети . Март – месяц переменчивый, то снегом сеет, то солнцем греет. В марте еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. Случается, после метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры и начинается оттепель.

Воспитатель. Молодцы! Давайте споем.

(Звучит аудиозапись песни «Весенние веснушки ». Татьяна Бокова «Времена года. Весна». Дети подпевают).

5. Прослушивание в аудиозаписи «Времена года. Март. Песня жаворонка».

(Воспитатель предлагает посмотреть на экран, где изображен портрет Чайковского).

Воспитатель. Ребята, послушайте внимательно музыку великого русского композитора Чайковского, музыку первого весеннего месяца «Март. Песня жаворонка». Расскажите о том каким стало ваше настроение, когда вы услышали пьесу Чайковского «Март. Песня жаворонка».

Дети (рассказывают о своем настроении). Музыка нежная и звонкая. Очень похожая на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песнь светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное солнце, тепло лучей, которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый. Молодцы!

6. Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана.

(Воспитатель предлагает посмотреть на экран, где изображен портрет данного художника).

Воспитатель . У русского художника ест картина, которая тоже называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения и музыкальная пьеса и картина художника.

Что изобразил художник на картине, которую он назвал «Март». Постарайтесь описать деревья, землю, небо.

Дети . Художник нарисовал звонкую холодноватость мартовского утра; морозно, и снег лежит повсюду, но он уже тает, потому что пригревает солнце, деревья еще не проснулись от зимнего сна, но скоро оживут после долгой зимы. Мы видим на картине лошадь, деревянный дом на крыше, которого еще виден снег. Небо чистое, ясное, голубое, по-весеннему радостное и яркие солнечные лучи согревают все вокруг. Вся природа ждет настоящей весны. Молодцы!

Воспитатель. Какие тона преобладают на картине?

Дети . Картина написана в серых, белых, голубых тонах.

Воспитатель. Внимательно посмотрите, какими красками художник изобразил мартовский снег. Какой снег в марте? Как вы об этом узнали?

Дети. Художник изобразил мартовский снег белым, серым, талым, тяжелым, рыхлым, мокрым, потому что уже греют солнечные лучи и погода тихая, морозная, солнечная.

Воспитатель. Молодцы! Вспомните, каким был снег морозной январской порой.

Дети. Сверкающий, искристый, блестящий, серебристый, хрустящий, холодный.

Воспитатель. Какой день изображен на картине? Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Дети. На картине изображен мартовский день. Настроение радостное. Нам приятно смотреть на эту картину. (В заключение рассматривания картины, рассказывание стихов русских поэтов о весне).

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурею живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Летают облака!

Е. Баратынский

Весна, весна! И все ей рады.

Как в забытьи стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах теплых крыш.

6. Игра с мячом

Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но перед ним ставьте нужную форму слова «весенний» (например: день – весенний день, погода – весенняя погода, солнце, настроение, проталины, месяц, лес, небо, цветы).

7. Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания

Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.

Есть у нас игра такая,

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление – приятно.

Педагог . Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки… Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох… (дети выполняют движения ).

Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими… (дети открывают глаза и выполняют движения).

Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встанем и потянемся… (дети потягиваются).

Опустите руки, сядьте. Молодцы!

8. Игра «Что перепутал художник?»

Педагог предлагает сесть перед экраном.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Художник, который рисовал эти картины – рассеянный. На них изображена весна. Только все ли правильно изобразил художник?

Дети (исправляют ошибки художника).

9. Окончание занятия

Воспитатель. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

Дети. 1. Говорили о приметах весны.

2. Беседовали о первом месяце – март.

3. Рассматривали картину Левитана «Весна. Март».

4. Играли с мячом.

5. Учились правильно дышать.

6. Схему слова.

7. Исправляли ошибки художника.

Воспитатель. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. И поэтому весна приготовила вам подарки (педагог раздает детям подарки ). А теперь наше занятие окончено. До свидания!

Цели : ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕСЕДА «ВЕСНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции – Ф. Васильев «Оттепель», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», С. В. Герасимов «Лед прошел»,

Литературный ряд: стихотворения о весне.

Музыкальный ряд: пьеса П. И. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок – мы не будем рисовать. Сегодня мы с вами совершим прогулку, но гулять будем не в настоящем лесу, а в нарисованном.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. О чем мы будем сегодня беседовать, вы узнаете из загадки. Слушайте внимательно.

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы пропели: «Вить гнезда пора».

Так когда это все происходит?

Верно, весной. Весна наступила повсюду. И даже к нам на урок заглянула весна.

В класс входит девочка в образе весны, на голове у нее шляпа из цветов.

IV. Вводная беседа.

Девочка-весна. Я несу на своих крыльях весну. Дарю людям тепло, радость. Вот и до вас добралась. Дел у меня невпроворот:

Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава,

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

Точно к сроку, но не наспех

Выбрать музыку для птиц.

И поднять лентяев на смех,

Нахватавших единиц.

На зеленой ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,

Обойти луга с гребенкой,

Птиц вернуть издалека.

Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра

И тепло в лесные норки

Принести давно пора.

Поворачивается к доске и, показывая на репродукции, продолжает говорить.

Вижу, что вы тоже подготовились к встрече весны. Здесь я угадываю свои приметы. Немного отдохну, а вы расскажете о том, где это вы взяли такие красивые картины обо мне.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Весна опускается на землю густыми туманами, редкими дождиками, обдувает застывшую землю теплыми, вкусно пахнущими ветрами. Она бойко капает капелью с карнизов и крыш домов, скачет с воробьями по высохшей мостовой и чертит классики вместе со смешными девчонками-первоклассницами, что только выбежали из школы и, не заходя домой, приткнули портфельчики к стене и занялись своим делом с самым серьезным и важным видом. Улыбаются прохожие, и настроение у них такое, будто сейчас впрыгнут они в эти классики и тоже будут одной ногой гонять по квадратам черный пятачок банки из-под гуталина.

Весна, весна кругом живет и дышит,

Весна, весна шумит со всех сторон!

Взлетел петух на самый гребень крыши,

Да так поет, что слышит весь район.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

И легкий пар клубится у реки,

И шумно солнцу радуются дети,

И думают о жизни старики.

На доске заранее подготовлена выставка репродукций картин русских художников.

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту родной природы особенно чувствуют художники. Среди них такие известные творцы прекрасного, как И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, С. В. Герасимов.

Посмотрите на картину Сергея Васильевича Герасимова «Лед прошел». На протяжении своей долгой творческой жизни С. В. Герасимов (1885–1964) выступал как автор не только портретов, но и как проникновенный пейзажист. Художник был влюблен в русскую природу. Он горячо любил и умел правдиво передавать ее различные состояния, ее тонкую цветовую гармонию. В привычных мотивах среднерусской природы он всегда умел подметить и подчеркнуть ее неброскую красоту, ее милую задушевность. Поэтому созданные Герасимовым лирические пейзажи легко находят путь к сердцу каждого человека. Пейзажи художника поражают великолепной передачей различных состояний природы. Простота и лиризм свойственны многочисленным пейзажам Герасимова, исполненным им в разные периоды творчества. Излюбленной темой художника была ранняя весна, образ пробуждающейся природы. Этому посвящена и картина «Лед прошел».

Перед вами репродукция картины «Лед прошел». В картине изображен типичный среднерусский пейзаж: купы берез на высоком берегу реки, холмистые дали, темный бор у горизонта. Особые, неповторимые дни ранней весны: полосы еще не растаявшего снега, рядом – обнажившаяся, бурая от прошлогодней травы земля, нежные, чуть краснеющие ветки молодой поросли, клочковатые тучи и сквозь них – редкие проблески синего неба. Ветреный, холодный серый день, и все же ощущается близость весны.

Художник изобразил начало весны, когда с полей еще не бегут говорливые ручьи, не слышно гомона птиц. Природа еще не проснулась, но чувствуется, что солнечные лучи уже согревают землю, деревья и воздух. Снег потерял свою белизну и осел.

По каким признакам можно судить о начале весны в картине?

Что вам больше всего понравилось в картине?

Ребята, а что происходит в природе потом?

Давайте спросим это у девочки-весны.

Девочка-весна. Какие же вы невнимательные! В природе начинается оттепель.

Учитель. А ведь у художника Ф. А. Васильева есть такая картина – «Оттепель» .

Что вы думаете о погоде того дня, который изобразил художник?

Какие цвета преобладают в картине?

На этой картине художник изобразил весну, вступающую в свои права. Мрачным и строгим выглядит заиндевелый лес. Мы видим дорогу, «разбухшую от подтаявшего снега». На дальние поля легли синие тени. Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги одинокая крестьянская изба. Лучики солнца, пробивающиеся сквозь тучи, как бы говорят о том, что природа просыпается. Сочетание коричневых, серых, желтоватых тонов усиливает впечатление грусти. Введенная в пейзаж фигура путника с ребенком, с трудом пробирающегося по разъезженной талой дороге с разлившимся посередине ручьем, еще больше усиливает гнетущее чувство безнадежности.

По народному поверью, в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки грачи к своим родным гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречают люди.

Вы, наверное, уже догадались, о какой картине у нас пойдет речь?

Верно, рассмотрим картину Алексея Кондратьевича Саврасова
(1830–1897) «Грачи прилетели» . Она вам уже знакома со второго класса. Художник изобразил мотив весенней пробуждающейся природы, с тающим снегом и первым весенним дыханием. В изображении лирического восприятия родной природы художник показал внутреннюю красоту невзрачного по своему внешнему облику пейзажа. Снег еще холодный, зимний, а рядом талая вода. На картине мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянными домами и баньками на задах дворов. Березки еще не распустились, их ветки словно качаются в воздухе. Небо с легкими облаками – это уже весеннее дыхание. А вокруг уже неугомонные первые вестники весны – грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о весне.

Какие чувства вызвала у вас эта картина?

Слышите, как перекликаются птицы в вышине, как звенит капель?!

Как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы?!

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года».

В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка.

И. И. Левитан «Первая зелень». Эту работу мастер написал непосредственно с натуры. На картине мы видим пронизанную солнцем молодую, светлую листву. Она особенно красивая и прозрачная на фоне темного сарая. Весь сюжет – весенняя листва, серо-коричневый плетень, песчаная дорожка впереди. Этюд поражает своей свежестью и чистотой поэтического чувства. Весной день прибавился, а время несется скорым поездом. Едва пригрело солнце, как на земле появились черные прорехи проталинок. Едва с крыш с шумом скатился последний рыхлый снег, как прорезались бурые листочки первой травы; едва пролетела первая бабочка, и вот уже весна приспела к окраинам своих владений – к первой грозе, радостному крику помолодевшего неба, опьяненного горячим дыханием солнца и запахом распустившихся тополей. Гроза эта совсем не страшна, наоборот, приятна человеку и природе:

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам…

Ф. И. Тютчев

Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну!

Ну что, Девочка-весна, ты довольна?

Как видишь, мы с ребятами тоже встречаем приход весны. С нетерпением ждем тебя. Радуемся теплым денькам.

Девочка-весна. Мне пора! Но на прощание я хочу вам сказать такую весеннюю примету. После прилета птиц – грачей, весна изо дня в день набирает силу. Ширятся проталины, выше и ярче светит солнце. Пробуждается природа. Прощайте, ребята!

VI. Итог урока.

Обобщение изученного материала.

С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?

Кто запомнил названия картин Сергея Герасимова и Федора Васильева?

Мы с вами встретили весну. Поговорили о том, как художники воспевали весну в своих картинах. И в заключение я бы хотела прочитать вам стихотворение.


Тип занятия: изучение нового материала

Методика проведения занятия:

деятельность учеников – устная работа по картинам.

Цели: 1. Научить воспринимать окружающий мир и произведения искусства.

2. Развить у школьников творческую активность, умение правильно и последовательно излагать свои мысли.

3. Воспитать любовь к родной природе, бережному отношению к ней.

Задачи занятия: 1. Научить детей видеть красоту изменяющейся весенней природы.

2. Развить коммуникативные навыки, навыки работы по картине.

3. Воспитать в детях способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту родной природы.

Оборудование: электронная презентация «Пришла весна!», муз.композ. Вивальди «Времена года. Весна», П.И.Чайковский «Времена года. Май»

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

Учитель. Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие. Наверняка вы помните героя мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Вовка попал на страницы книги, а мы с вами совершим путешествие в художественный уголок природы.

Ребята, сегодня у нас с вами занятие, посвященное прекрасному времени года, когда в природе происходят невероятные и очень красивые изменения... А именно тому, как это время года изображают художники. А о каком именно времени года мы поговорим, узнаем из загадки:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Учитель: Правильно, весной.

Все мы знаем, что весна - это время года, когда природа оттаивает после зимних морозов, когда все живое пробуждается, и от этого все вокруг становится ярче, свежее и красивее. Сегодня мы с вами увидим, а какой видят весну известные русские художники или, как мы их еще называем, - живописцы.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с очень известными картинами. Но для начала нам нужно узнать 2 интересующих момента:

1. Как называются картины, на которых изображена природа? Пейзаж.

2. Вспомнить названия весенних месяцев. Какие они имеют названия? Март, апрель, май.

Учитель: А теперь послушаем загадку, отгадаем её и узнаем, о каком из весенних месяцев пойдет речь.

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Учитель: Верно, это март. Именно погоду этого весеннего месяца изобразил в своей картине известный русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. А картина называется «Грачи прилетели». Слайд1

Посмотрите, пожалуйста, на картину. Попытаемся описать то, что изобразил художник, Алексей Кондратьевич Саврасов. Что мы видим на картине?

Ученики: - Окраина небольшого городка или деревня,

Старая церковь

Покосившийся забор,

Тающий снег

На первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи.

Учитель: А какие цвета использовал художник Саврасов при написании картины «Грачи прилетели»?

Ученики: Серые, снег уже нечистый, стволы тоже темные, видно, что они намокли, и лишь небо голубое.

Учитель: Мы видим, что художник изобразил простую русскую деревеньку, не приукрашивал ее, ярких веселых красок нет, как это обычно бывает весной. То есть это все говорит о том, что художник полюбил родную весеннюю природу марта такой, какая она есть на самом деле.

Картину «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов написал за один день. Но несмотря на это картина очень понравилась обществу. Настолько, что Алексей Кондратьевич еще не раз получал предложения написать именно эту картину для того, чтобы в знатном доме находилось данное произведение искусства.

Ребята, все мы знаем, что кроме красок красоту природу можно выразить и словами. Я предлагаю вам послушать стихотворения о весне, одно из которых расскажет нам …

Чтение стихотворения наизусть

Самуил Маршак

Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше…

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Учитель: Молодцы! Ребята, мы прослушали с вами стихотворения о весне, и узнали, что красоту этого времени года можно описать и стихами. Сейчас мы послушаем еще одну загадку и узнаем, какой весенний месяц изображен на следующей картине.

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Учитель: Верно, это апрель. А картина называется «Весна. Большая вода», написал ее, не нарисовал, а написал И.И. Левитан. Левитан – прекрасный знаток природы. Он был лучшим учеником художника Алексея Кондратьевича Саврасова, написавшего картину «Грачи прилетели», с которой вы уже знакомы. Ребята, давайте сначала посмотрим на картину под музыку, а потом вместе обсудим, что изображено на картине. Слайд

Звучит….Сейчас мы послушаем фрагмент из концерта великого композитора Вивальди - «Времена года». Для того чтобы услышать музыку, нужно слушать ее в тишине. Сядьте удобнее и постарайтесь не отвлекаться.

Учитель: Расскажите, что вы видите. Постарайтесь не пропустить даже самые малозаметные приметы весны. Что изображено на картине? Для начала: какое время суток изображено?

Дети: Полдень.

Учитель: Как художник показал это?

Дети: Мы видим четкие темные, синие тени на песке.

Учитель: А какие цвета использовал Левитан?

Дети: Краски нежные, прозрачно-золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.

Учитель: Верно, именно эти цвета точно передают радостное, весеннее настроение.

А теперь вам, ребята, нужно выбрать характеристики, которыми можно описать картину:

Изображены: теплое ласковое солнце, морской прибой, свежий прозрачный чистый воздух, пронизывающий ветер, голубое небо, старые сосны.

Красоту каких предметов передал на своей картине Левитан? Красоту половодья, рощи, неба, стаи уток в небе, сбоку картины изображена лодка, вдалеке – дома, магазины.

Видим, что вода занимает большую часть картины. Снег растаял, вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, дома.

А вода какая? -Чистая, прозрачная, сине-голубая, холодная, обильная, тихая, спокойная, светлая, большая, отстоявшаяся, грязная, темная.

Учитель: С чем ее можно сравнить, если в ней отражаются деревья, кусты?

Ученики: С зеркалом.

Учитель: Если нижнюю часть картины занимает вода, то что занимает верхнюю?

Дети: Небо.

Учитель: Какое оно?- Бледно-голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, темное, грязное.

Учитель: Видим на картине рощу. Какие деревья растут в роще?

Дети: Старая осина и елочка, березки.

Учитель: Людей на ней нет. Но какие детали внес художник для того, чтобы мы почувствовали, что где-то здесь близко, незримо присутствует человек? Как?

Дети: У берега стоит легкая лодочка, домики, сараи.

Учитель: Ребята, а что хочет нам показать художник своей картиной?

Дети: Он учит видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.

Учитель: О чем мы должны постоянно помнить, попадая на лоно природы, любуясь ее красотой?

Дети: О бережном отношении к природе, об охране ее богатств.

Учитель: Все верно. Молодцы!

Учитель: А теперь нам нужно объединить все то, что мы сказали о картине «Весна. Большая вода».

На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величавой, спокойной. Апрельский полдень. Все озарено ласковым солнечным теплом. Снег растаял. Обильная холодная вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, домишки, сараи, березовую рощу. Река течет медленно. В сине-голубой отстоявшейся воде, как в зеркале, отражаются стройные, как свечки, голые деревья. Совсем скоро распустятся набухшие почки, и появится первая кружевная зелень. День солнечный, ясный. Воздух прозрачный, чистый. Березовая роща, еще не одетая листвой, просматривается насквозь. Розоватые ветви деревьев нежно выделяются на фоне голубого бездонного неба. Среди изящных, тонких березок видны молодая зеленая елочка и старая осина с обнаженным стволом и похожими на корявые старческие пальцы сучьями. К изгибающемуся берегу причалена лодка. Видимо, здесь недавно был ее хозяин и вот-вот придет на это же место. Вдали за деревьями виднеются прибрежные домишки и сараи, затопленные большой водой.

Вся картина пронизана искрящимися лучами яркого солнца. На картине преобладают желтые и голубые цвета, благодаря которым мы так хорошо чувствуем огромную любовь художника к родной природе. Левитан сумел передать радость весенней природы и большую любовь к ней.

А вам, ребята, понравилась картина?) Слайд

Учитель: Ребята, объясните поговорку: «Март – свет, апрель – вода, май – цветы».

Дети: В марте увеличивается день, становится светлее. Апрель – месяц воды, когда начинается разлив рек. Из берегов выходят на раздолье лугов весенние воды. В мае начинают распускаться цветы.

Учитель: Верно. Молодцы, ребята! А теперь мы с вами отгадаем еще несколько загадок про весну.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.-грач.

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы - рябина

На зелёном шнурочке

Белые звоночки – ландыш.

Зимой и летом

Одним цветом – ель.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Молодцы! А теперь вспомним все то, что узнали сегодня нового на нашем занятии-путешествии по художественному уголку природы. Для этого нам нужно выполнить несложное задание. Я предлагаю вам предложения, но они не закончены. Ваша задача - вспомнить картины и все то, что мы о них узнали, и вставить подходящие слова.

Правильнее говорить «Художники … картины», а не «рисуют».

Картины, на которых изображена природа, называются … .

Весенняя картина Алексея Кондратьевича Саврасова называется ….

Картина «Весна. Большая вода» принадлежит кисти художника Исака Ильича …. Он был учеником А.К.Саврасова.

К чему призывают живописцы, которые пишут картины родной природы?

Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Да весна и сама художник! Посмотрите за окно, убедитесь в этом!

Молодцы, ребята! Мне понравилось наше занятие. Поработали вы сегодня на славу. Внимательно слушали, отвечали на вопросы и справились с заданиями! А вам понравилось путешествие в художественные уголки природы?

Е. Г. Чернова, МКОУ "Поселковая СОШ", п. Октябрьский, Поворинский район, Воронежская область



Загрузка...
Top