Кто по профессии булгаков. Михаил Афанасьевич Булгаков

Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в многодетной семье профессора Киевской духовной академии Афанасия и Варвары Михайловны Булгаковых. Михаил был старшим из семи детей - у него было еще четыре сестры и два брата.

Начало

Как признавался сам Михаил, его юность прошла "беспечально" в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Мама воспитывала детей "твердой рукой", никогда не сомневаясь, что есть есть добро, а что – зло. Отец передл детям свое трудолюбие и любовь к учебе. В семье Булгаковых царил "авторитет знания и презрения к невежеству".

Когда Михаилу было 16 лет, отец умер от болезни почек. Вскоре после этого Михаил поступил на медицинский факультет Киевского университета. Аргументами, повлиявшими в пользу медицины, стали независимость будущей деятельности и интерес к "устройству человека", равно как и возможность ему помочь.

Будучи на втором курсе, Михаил женился, вопреки воле матери женится на юной Татьяне Лаппа, только что окончившей гимназию.

Полевой врач

Доучиться Михаилу не удалось из-за начала Первой мировой войны. Весной 1916 года он добровольно отправился работать в один из киевских госпиталей. Как военный врач он имел насыщенное боевое прошлое и немалый фронтовой опыт. А осенью того же года Булгаков уже как доктор получил первое назначение - в маленькую земскую больницу в Смоленской губернии.

Морфист

Отказ от медицинской практики

В конце февраля 1919 года Булгакова мобилизовали в Украинскую армию, а в августе 1919- го уже служил военврачом в Красной Армии. В октябре того же года Михаил перешел в Армию Южной России, где служил врачом в казачьем полку и воевал на Северном Кавказе.

Кстати, то, что Булгаков остался в России, было лишь следствием стечения обстоятельств: он лежал в тифозной горячке, когда белая армия и сочувствующие ей покидали страну.

По выздоровлении Михаил Булгаков оставил медицину и начал сотрудничать с газетами. Одна из первых его публицистических статей называется "Грядущие перспективы", в котором автор, не скрывающий приверженности белой идее, пророчит долгое отставание России от Запада.

Позже вышли в свет такие его произведения, как "Необыкновенные приключения доктора" , "Записки на манжетах", "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце" и другие.

В это время он разводится со своей первой женой Татьяне и женится на Любови Белозерской (пара познакомилась в 1924 году на вечере, устроенном редакцией "Накануне" в честь писателя Алексея Николаевича Толстого, поженили 30 апреля 1925 года).

"Мастер и Маргарита"

Самый известный роман писателя, принесший ему посмертную мировую славу, был посвящен возлюбленной писателя Елене Сергеевне Шиловской.

Роман первоначально задумывался как апокрифическое "евангелие от дьявола", а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого писателя.

Позже в роман вошла женщина, ставшая его третьей женой - Елена Шиловская. Они познакомились в 1929 году, а поженились через три года – в 1932.

Михаил Булгаков строит "Мастера и Маргариту" как "роман в романе". Его действие разворачивается в двух временах: в Москве 1930-х годах, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний бал полнолуния, сатана, и в древнем городе Ершалаиме, в котором происходит суд римского прокуратора Пилата над "бродячим философом" Иешуа. Связывает же оба сюжета современный и исторический автор романа о Понтии Пилате Мастер.

Последние годы

За 1929-1930 годы не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой его строки. Писатель обратился с письмом к Сталину с просьбой разрешить ему выехать из страны или дать возможность зарабатывать на жизнь. После этого работал в МХАТ и Большом театрах.

В 1939 году Булгаков работал над либретто "Рашель", а также над пьесой о Сталине ("Батум"). Пьеса была одобрена Сталиным, но, вопреки ожиданиям писателя, она была запрещена к печатанью и постановке.

В это время состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель продолжает употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов.

Уже с февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, а 10 марта 1940 года он умер.

По Москве поползли слухи, что болезнь писателя была вызвана его оккультными занятиями - увлекшись всяческой чертовщиной, Булгаков поплатился за это своим здоровьем, и его ранняя смерть была следствием сношений Булгакова с представителями нечистой силы.

Другая версия гласила, что в последние годы жизни Булгаков вновь пристрастился к наркотикам, и те свели его в могилу. Официальной же причиной смерти писателя был назван гипертонический нефросклероз.

Гражданская панихида по писателю прошла 11 марта в здании Союза Советских писателей. На его могиле, по ходатайству его жены Булгаковой, был установлен камень, прозванный "голгофой", который ранее лежал на могиле Николая Гоголя.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Булгакова Михаила Афанасьевича

Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков был рожден в Киеве 3 (15) мая 1891 года. Его семья была многодетной. Его отец был профессором в Киевской духовной академии. В Киеве проходило детство и отрочество писателя. Несомненно, этот город дал определенное направление творческим идеям Булгакова. Одновременно влияние на дальнейшую атмосферу произведений Михаила Афанасьевича оказал дружный семейный дух, интеллигентность семьи, центром и душой которой была матушка, Варвара Михайловна, работающая учителем; город, который на Днепре, дышащий русской стариной; обучение в Первой гимназии этого города с 1901 по 1909 гг.; Киевский университет, где Булгаков проходил обучение на медицинском факультете с 1909 по 1916 гг. и после окончания его получил имя «лекарь с отличием»; офицерская среда и культурная атмосфера в институте. Все это воспитывало в писателе независимую личность, которая ценит превыше всего честь и достоинство. Годы жизни в столице заложили фундамент мировосприятия писателя. Тут, несомненно, и была рождена его мечта писать произведения.

В 1913 году Булгаков первый раз женился. Его супругу звали Татьяна Лаппа. Их брак был недолгий. Во время совместной жизни в семье была постоянная нехватка денежных средств.

Сразу после выпуска из университета он начал работать в госпиталях при Красном Кресте, затем его призвали на военную службу и отправили в Смоленскую губернию. Булгаков был полностью сформирован как личность к началу первой мировой войны.

В Смоленской губернии Булгаков становится врачом сразу в селе Никольское (там он начинает употреблять морфий, сразу как обезболивающее, затем регулярно), а после (сентябрь 1917 года) – в больнице города Вязьма. Ежедневно после тяжелых напряженных рабочих смен Булгаков записывал свои впечатления по поводу общения и встреч с больными. Затем этот материал был использован в качестве основы для рассказов писателя, которые составили цикл из 8 частей под названием «Записки юного врача» (с 1925 по 1927 гг.).

По-настоящему столкнуться с событиями гражданской войны и революционного переворота Булгакову пришлось в Киеве, куда он вернулся весной 1918 года. Тут остаться в стороне было просто невозможно. Булгаков писал, что в 1919 году власти постоянно вызывали его на службу как врача. Страшную нестабильность и истинную тревожность этих нескольких лет Булгаков отразил в произведениях «Белая гвардия», «Дни Турбиных» и «Необыкновенные приключения доктора», написанных в 1922 году.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В августе 1919 года, во время взятия города генералом Деникиным, Михаил Афанасьевич Булгаков был направлен в Белую армию на север Кавказа в качестве военного врача. Здесь впервые была опубликована его работа. Это была статья в газете с примечательным названием «Грядущие перспективы». Во время социального перелома Булгаков принимает решение о своей дальнейшей деятельности. Он оставляет профессию врача и полностью решает посвятить себя литературе.

Великий русский писатель не сразу понял всю трагедию утраты такой милой для его души России, которая была до революции. По окончанию гражданской войны, пребывая еще на Кавказе, Булгаков думал оставить родную страну, уехать за границу. Впрочем, так делали тогда многие, кто был не согласен с большевизмом. Однако в 1921 году осенью он принял решение ехать в Москву и остался в последствие там навсегда. Первые московские годы были очень непростыми для писателя. Чтобы хоть как-то продержаться он делал любую работу. Он работал и в качестве секретаря Главполитпросвета, и на должности конферансье в небольшом театре на краю города. Литературная направленность и стремление к достижению цели помогли ему достаточно быстро освоиться в Москве. Булгаков стал работать как фельенист с популярными тогда московскими газетами.

К 1923 году Михаил Булгаков вступил в Союз писателей. В 1924 году писатель познакомился с Любовью Белозерской, с которой в 1925 году расписался.

С осени 1926 года с невероятным успехом во МХАТе прошла постановка «Дни Турбиных». Ее проведение было запланировано на год, однако в последствие несколько раз срок постановки продлевался, так как пьеса очень нравилась Сталину. Также в октябре в театре им. Вахтангова успешной была премьера постановки под названием «Зойкина квартира».

Одновременно писателя настигает жесткая критика за его постоянную приверженность к культурным традициям, которые связаны с такими именами, как Пушкин, Чехов и другими. Булгаков отмечал, что за 10 лет работы насчитывалось 298 негативных отзывов и ругательств и только 3 положительные отметки.

В 1929 году писатель знакомится с Еленой Шиловской, которая в последствие в 1932 году стала его третьей и последней супругой.

К 1930 году Булгаков был в сложном положении: его работы не печатались, пьесы изымались из репертуара театров, возможность всякой публикации отсутствовала. В такой сложной ситуации писателю пришлось обратиться к властям с письмом. Булгаков просил дать ему возможность работать либо отпустить его из страны. Так, товарищ Сталин предоставил работу писателю на должности режиссера МХАТа, таким образом, была решена проблема хотя бы физического выживания. Однако его переживания и духовная драма об утрате дореволюционной страны остались навсегда.

В 1935 году писатель выступил на сцене МХАТа в качестве актера – в спектакле «Пиквикский клуб» в роли Судьи. Здешний опыт работы затем был отражен в произведении «Театральный роман», в котором показаны работники театра под другими именами.

В начале 1932 года Сталиным была разрешена постановка спектакля «Дни Турбиных», однако разрешение распространялось исключительно в стенах МХАТа.

В 1936 году свет увидел постановку «Кабала святош» (после пяти лет репетиций). Однако прошло только семь спектаклей (дальнейшие постановки были запрещены). Пьеса в прессе была названа «фальшивой» и «негодной». После разгромной статьи в прессе писатель покинул МХАТ и начал деятельность в Большом театре в качестве либреттиста и переводчика. В 1937 Булгаков трудится над либретто «Пётр I» и «Минин и Пожарский». Его другом стал Исаак Дунаевский.

Последние свои годы жизни писатель постоянно размышлял над своей судьбой, как над судьбой загубленного творчества.

В 1939 году писателем велась работа над либретто под названием «Рашель» и над пьесой «Батум» (пьеса о Сталине). Подготовка к постановке пьесы проходила в Грузии, куда отправился Булгаков с коллегами и супругой. В это время пришла телеграмма от Сталина с несогласием о постановке пьесы, так как вождь счел постановку о себе неуместной. Это известие окончательно надломило писателя. С этого времени здоровье Булгакова стало стремительно ухудшаться. Писатель начал терять зрение, врачи ставили диагноз гипертонический нефросклероз. Писатель одновременно употреблял морфий.

Булгаков в это время диктовал своей супруге последние версии произведения «Мастер и Маргарита».

С 1940 года, февраля месяца, родные писателя и друзья постоянно пребывали рядом с постелью Булгакова. Так, 10 марта 1940 года Михаил Булгаков скончался. А 11 марта была проведена панихида в доме Союза Советских писателей.

Михаил Афанасьевич Булгаков был похоронен, место захоронения - Новодевичье кладбище. На этом месте, по просьбе жены, установлен камень с могилы Н. Гоголя.

Творение «Мастер и Маргарита» было опубликовано первый раз в журнале под названием «Москва» в 1966 году (по прошествии 26 лет со времени кончины автора). Этот роман принес писателю настоящую славу и известность мирового масштаба. Посмертно были опубликованы и многие другие произведения писателя.

Д аже на пороге смерти Михаил Афанасьевич не прекращал шлифовать одно из самых таинственных произведений русской литературы XX века, вносил в рукопись романа правки. Последней фразой, отредактированной автором, была реплика Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»

В первые дни Нового года состояние было тяжелое. 6-го января он делает записи к пьесе, обдумывавшейся в течение минувшего года, – «задумывалась осенью 1939 г. Пером начата 6.1.1940. Пьеса. Шкаф, выход. Ласточкино гнездо. Альгамбра. Мушкетеры. Монолог о наглости. Гренада. Гибель Гренады. Ричард I. Ничего не пишется, голова как котел... Болею, болею...»

Из книги Мариэтты Чудаковой «Жизнеописание Михаила Булгакова»

Будучи врачом, он понимал, что дни его сочтены, как писатель и философ не верил, что смерть есть конец: «Мне мерещится иногда, что смерть – продолжение жизни. Мы только не можем себе представить, как это происходит. Но как-то происходит...» (из воспоминаний Сергея Ермолинского).

1. Свое первое литературное произведение – рассказ «Похождения Светлана» – Михаил Булгаков написал в семилетнем возрасте. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи. Но своим настоящим жизненным призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом.

Детский спектакль «Принцесса Горошина». На обратной стороне пояснительная надпись Н.А. Булгаковой: «Сынгаевские, Булгаковы и другие. Миша блестяще играет роль Лешего». (Лежит справа). 1903

2. Булгаков коллекционировал театральные билеты со всех спектаклей и концертов, которые когда-либо посещал.

Михаил Булгаков и режиссер Леонид Баратов, 1928

3. Писатель собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных рецензий, по подсчетам Булгакова, было 298 отрицательных и лишь три оценивали творчество мастера положительно.

Михаил Булгаков с артистами МХАТа в московской радиостудии. 1934

4. Первую постановку во МХАТе «Дней Турбиных» (оригинальное название «Белая гвардия» пришлось сменить по идеологическим причинам) спас Константин Станиславский, заявив, что, если пьесу запретят, он закроет театр. Но из произведения пришлось убрать важную сцену избиения петлюровцами еврея, в финале ввести «все нарастающие» звуки «Интернационала» и здравицу большевикам и Красной армии из уст Мышлаевского.

5. Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее 15 раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи. Восемь раз «отец народов» был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е. Вахтангова . Поощряя накал политической борьбы в литературе (отдельные удары достигали и Булгакова, болезненно сказываясь и на его творческой и личной судьбе), Сталин в то же время покровительствовал писателю.

6. В 1926 году во время знакового диспута «Театральная политика советской власти», который открылся докладом Луначарского, Владимир Маяковский шумел в адрес МХАТа: «…начали с тетей Маней и дядей Ваней и закончили «Белой гвардией»! Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть – и пискнул. А дальше мы не дадим. (Голос с места: «Запретить?») Нет, не запретить. Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться с таким же удовольствием, как я двести раз читал в переписанном виде стихотворения Есенина…»
Маяковский предлагал попросту освистать «Дни Турбиных» в театре. При этом певец революции частенько был партнером Булгакова по бильярду, но «гражданская война» их взглядов продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.

7. В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и с ее помощью перемещает в 30-е годы XX века царя Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадает управдом Бунша-Корецкий, как две капли воды похожий на грозного владыку всея Руси, и жулик Жорж Милославский. Поскольку сходство между персонажем Ивана Васильевича и личностью Иосифа Сталина было очевидным, при жизни автора пьеса так и не была опубликована.

В 1973 году экранизированный Леонидом Гайдаем «Иван Васильевич» прошел в кинотеатрах страны с триумфальным успехом. Режиссер бережно обошелся с булгаковским замыслом, изменив лишь некоторые детали, в частности, перенес действие в 70-е годы ХХ века и осовременил обстановку – например, место патефона занял более соответствующий времени выхода на экраны фильма магнитофон.

8. В 1937 году, когда отмечалось сто лет со дня трагической гибели Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других драматургов отсутствие главного героя. Писатель считал, что появление якобы Александра Сергеевича на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно.

9. У знаменитого помощника Воланда кота Бегемота существовал реальный прототип. У Михаила Булгакова был черный пес по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна.

Камень с могилы Николая Гоголя на могиле Михаила Булгакова

10. После кончины писателя его вдова Елена Шиловская выбрала в качестве надгробного памятника огромную гранитную глыбу – «голгофу», названную так за сходство с горой. В течение ста лет этот камень был подножием креста на могиле Гоголя, писателя, которого Булгаков боготворил. Но когда на месте захоронения Николая Гоголя решили установить бюст, камень, исполняя предсмертную волю Булгакова («Укрой меня своей чугунной шинелью», – написал он в одном из последних писем), переместили на Новодевичье кладбище.

Одна из последних фотографий. Михаил Булгаков с супругой Еленой Шиловской.

Михаил Афанасьевич Булгаков стал одним из самых читаемых, обсуждаемых и вспоминаемых авторов XX века. Его творчество, личная жизнь и даже смерть дополняются тайнами и легендами, а роман «Мастер и Маргарита» вписал имя своего создателя золотыми буквами в анналы русской и мировой литературы. Но тайны всегда окутывали его персону, и вопрос: «Зачем Булгаков сделал себе посмертную маску?» так и не был до конца раскрыт.

Трудный путь

Сейчас имя Булгакова на слуху, но было время, когда произведения его не издавались, а сам он находился под тщательным наблюдением властей и оголтелых приверженцев партии. Это одновременно и раздражало, и расстраивало писателя, ведь приходилось постоянно быть на чеку, чтобы не давать повода для досужих разговоров и претензий. Жизнь Булгакова никогда не была простой - ни во время работы врачом, ни в качестве автора театральных пьес, ни как романиста. Но последний отпечаток - посмертная маска Булгакова - говорит о том, что высшее общество, и в первую очередь власть, оценили его талант.

Личная жизнь

Родился Михаил Афанасьевич 3 мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя Киевской духовной академии. Он был самым старшим ребенком. Помимо него, у родителей родилось два брата и четыре сестры. Когда мальчику исполнилось семь, его отец слег с нефросклерозом и вскоре умер.

Среднее образование Михаил получал в лучшей киевской гимназии, но особо прилежным не был. Это не помешало юноше поступить на медицинский факультет Императорского университета. Как раз в этот момент началась война 1914-1918 гг., и образование проходило в военно-полевых условиях. В то же время он знакомится со своей будущей женой Татьяной Лаппой, пятнадцатилетней девушкой, подающей большие надежды. Они не стали откладывать все в долгий ящик, и, когда Булгаков был на втором курсе, поженились.

Первая мировая война

Это историческое событие не внесло раскола в размеренную жизнь молодой четы. Они все делали вместе. Татьяна ездила за мужем по фронтовым госпиталям, организовывала пункты сортировки и помощи пострадавшим, активно участвовала в работе в качестве медсестры и ассистентки. Диплом врача Булгаков получил, будучи на фронте. В марте 1916 года будущий писатель был отозван в тыл и оправлен в заведовать врачебным пунктом. Там началась его официальная медицинская практика. О ней можно прочесть в рассказах «Записки юного врача» и «Морфий».

Пагубное пристрастие

Летом 1917 года, делая трахеотомию ребенку, больному дифтерией, Михаил Афанасьевич решил, что мог заразиться, и в качестве превентивных мер прописал себе морфий, чтобы снять зуд и боли. Зная, что лекарство вызывает сильное привыкание, он продолжал его принимать и со временем превратился в постоянного своего «больного». Его жена Татьяна Лаппа не смирилась с таким положением дел и вместе с И. П. Воскресенским смогла избавить писателя от этой привычки. Но с врачебной карьерой было покончено, так как морфинизм считался неизлечимой болезнью. Позднее, уже переборов привычку, он смог начать частную практику. Это было кстати, так как в Киеве и пригородах шли бои, власть постоянно менялась, и требовалась квалифицированная медицинская помощь. Это время отражено в романе «Белая гвардия». Там фигурируют не только но и члены его семьи: сестры, брат, зять.

Северный Кавказ

Зимой 1919 года Булгакова снова мобилизуют как военнообязанного и оправляют во Владикавказ. Там он обустраивается, вызывает свою жену телеграммой и продолжает лечить. Участвует в военных операциях, помогает местному населению, пишет рассказы. В основном описывает свои «приключения», жизнь в непривычной для себя обстановке. В 1920-м с медициной было покончено навсегда. И началась новая веха жизни - журналистика и так называемые малые жанры (рассказы, повести), которые печатались в местных северокавказских газетах. Булгакову хотелось известности, но жена не разделала его стремлений. Тогда у них начался обоюдный разрыв. Но когда писатель заболевает тифом, супруга выхаживает его, и днем, и ночью сидя около постели. После выздоровления пришлось привыкать к новым порядкам, так как во Владикавказ пришла Советская власть.

Тяжелый период

Двадцатые годы прошлого века были для семьи Булгаковых непростыми. Нужно было зарабатывать себе на жизнь упорным ежедневным трудом. Это сильно изматывало писателя, не давало ему вздохнуть спокойно. В этот период он начинает писать «коммерческую» литературу, в основном пьесы, которые сам не любил и считал недостойными называться искусством. Позднее он распорядился их все сжечь.

Власть Советов все более ужесточала режим, критике подвергались не только произведения, но и случайные разрозненные фразы, которые собирали недоброжелатели. Естественно, что в подобных условиях жить становилось затруднительно, и супруги уехали сначала в Батум, а затем и в Москву.

Московская жизнь

Образ Булгакова у многих ассоциировался с героями его же произведений, что впоследствии доказала и сама жизнь. Сменив несколько квартир, чета остановилась в доме по адресу ул. Большая Садовая 10, квартира № 50, увековеченном в самом известном романе автора «Мастер и Маргарита». С работой снова начались проблемы, в магазинах продукты выдавали по карточкам, а получить эти заветные кусочки бумаги было чрезвычайно сложно.

1 февраля 1922 года умирает мать Булгакова. Это событие становится страшным ударом для него, особенно обидно для писателя то, что даже на похороны поехать он не имеет возможности. Через два года происходит окончательный разрыв с Лаппой. К моменту их развода у Михаила Афанасьевича уже был бурный роман с Любовью Белозерской, ставшей его второй женой. Она была балериной, женщиной из высшего света. Именно такой Булгакову грезилась жена писателя, но их брак был недолгим.

Перечистенское время

Наступает время расцвета карьеры Булгакова как писателя и драматурга. Его пьесы ставятся, зритель встречает их благосклонно, жизнь налаживается. Но в это же время писателем начинает интересоваться НКВД и пытается инкриминировать ему неуважение к действующей власти или что похуже. Как из посыпались запреты: на спектакли, на печать в прессе, на публичные выступления. Затем снова наступило безденежье. В 1926 году писателя даже вызывают на допросы. 18 апреля того же года состоялся знаменитый телефонный разговор со Сталиным, который снова изменил жизнь Булгакова к лучшему. Его взяли режиссером во МХАТ.

Нюренберг-Шиловская-Булгакова

Именно там, во МХАТе, писатель познакомился со своей третьей женой, Еленой Сергеевной Шиловской. Сначала они просто дружили, но потом поняли, что жить не могут друг без друга, и решили не мучить никого. Очень долгим и неприятным был разрыв Шиловской со своим первым мужем. У нее было двое детей, которых супруги поделили между собой, и сразу же после того, как Белозерская дала Булгакову развод, влюбленные поженились. Эта женщина стала настоящей опорой и поддержкой для него в самые трудные годы жизни. Во время работы над самым знаменитым романом и в период болезни.

«Мастер и Маргарита» и последние годы

Работа над центральным романом полностью захватила писателя, он уделял ей много внимания и сил. В 1928 году появилась только задумка книги, в 1930-м вышел черновой вариант, который пережил значительные преобразования, необходимые для того, чтобы свет увидел тот текст, который все помнят, наверное, наизусть. Некоторое страницы переписывались десятки раз, а последние годы жизни Булгакова были заняты правкой уже готовых фрагментов и надиктовыванием «чистового» варианта Елене Сергеевне.

Но и драматургическая деятельность не простаивает в последние годы жизни Булгакова. Он ставит пьесы по произведениям любимых авторов - Гоголя и Пушкина, сам пишет «в стол». Александр Сергеевич был единственным поэтом, которого любил писатель. И одним из тех деятелей, с которых была снята Булгакова посещает замысел театрального произведения о Сталине, но генсек пресек эти попытки.

На пороге смерти

10 сентября 1939 года у писателя внезапно пропадает зрение. Булгаков (причина смерти отца его - нефросклероз) вспоминает все симптомы этого недуга и приходит к заключению, что у него та же болезнь. Благодаря усилиям жены и санаторно-курортному лечению проявления склероза отступают. Это позволяет даже вернуться к покинутой работе, но ненадолго.

Дата смерти Булгакова - 10 марта 1940 года, без двадцати пять пополудни. Он отошел в мир иной, стоически перенося все страдания и боль. Оставив после себя богатое творческое наследие. Тайна смерти Михаила Булгакова и не была тайной вовсе: осложнения нефросклероза погубили его так же, как и отца. Он знал, чем все закончится. Конечно, никто не мог сказать, когда именно произойдет это печальное событие, когда умрет Булгаков. Причина смерти была очевидна, а вот то, сколько он еще сможет держаться за жизнь - нет.

Панихида и похороны проходили очень торжественно. По традиции с лица писателя была снята посмертная маска. Булгакова было решено кремировать, согласно его завещанию. На поминальную службу пришли товарищи Михаила Афанасьевича по перу, коллеги из МХАТа, члены союза писателей. Звонил даже секретарь Сталина, а после этого вышла большая эпитафия в «Литературной газете». Похоронен он на Новодевичьем кладбище, неподалеку от могилы Чехова.

Если вас волнует вопрос: «Где хранится посмертная маска Булгакова?», то ответ на него прост: она отправилась к таким же посмертным слепкам, в музей. Тогда подобные скульптуры делали только в исключительных случаях, что говорит об уважении и почитании Булгакова как талантливого писателя, несмотря на все сложности его жизненного пути. В завещании писателя нет, да и не могло быть пункта, в который бы вписывалась посмертная маска. Булгакова никогда не занимало праздное пижонство, особенно такого рода. Запечатлеть именно этот момент решили его коллеги.

1. Путь к призванию.
2. Стезя писателя.
3. Булгаков-драматург.

М. А. Булгаков родился в 1891 году в Киеве в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии А. И. Булгакова. Это был старший сын многодетной семьи Булгаковых, позже у Михаила появились четыре сестры и два брата. От родителей детям досталась семейная тяга к знаниям и трудолюбие. Получив домашнее образование, в 1900 году Михаил поступил в первый класс Александровской гимназии. Он рос разносторонне развитым — сочинял, пел, рисовал, музицировал. После окончания гимназии в 1909 году Михаил стал студентом медицинского факультета Императорского университета св. Владимира. Он уже был самым старшим мужчиной в семье — его отец умер от болезни почек. Медицина привлекала его возможностью помочь людям, иметь частную практику. Профессия врача казалась Михаилу Афанасьевичу блестящей.

На втором курсе, в 1913 году, Булгаков женится на выпускнице гимназии Т. Лаппа. Во время первой мировой войны семейная пара работает в госпитале, позже Михаил уходит на фронт добровольцем, в прифронтовом госпитале приобретая профессиональные навыки. У него обнаруживается редкий дар диагноста. Закончив университет с отличием, он служит земским врачом в Смоленской губернии.

Врачебная практика развивала его не только как врача, но и позже принесла литературные плоды. Свои «Записки земского врача» он пишет, опираясь на личный опыт.

Булгаков видел гражданскую войну, отречение царя и октябрьский переворот, немецкую оккупацию Украины: серые толпы, зверские тупые лица, увиденные воочию, как он говорил, помогли понять произошедшее. Его мобилизуют и отправляют с отступающей армией военврачом на Северный Кавказ. Вскоре белые оставили город. Больной тифом Булгаков лежал в горячке и был не в состоянии эмигрировать вместе с белой армией. Если бы он мог решать свою судьбу, то уехал бы из России.

Выздоровев, Михаил Афанасьевич оставил работу врача. Его назначили заведующим литературной секцией подотдела искусств наробраза. Он сотрудничает с газетами, пишет для Владикавказского театра первые драматургические произведения: «Самооборона», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы», «Братья Турбины». Сочинять его вынудили обстоятельства. Переехав в Москву, он спасается от голода, сотрудничая с редакциями газет. Ремесло писателя было призванием Булгакова. Но на признание не было надежд, а он хотел сразу добиться всего. Он стыдился, что с таким образованием работает в газете только ради денег. Образование и талант должны были продвинуть его по карьерной лестнице, но это сопровождалось жесткой публичной критикой. Он писал фельетоны для берлинской редакции «Накануне», там же были напечатаны его «Необыкновенные приключения доктора» (1922), в которых автор негативно отзывается о сменяющейся власти, не одобряя ни белых, ни красных, и «Записки на манжетах» (1922—1923). Следом появляются «Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925), «Собачье сердце» (1925). В этих почти фантастических произведениях поднимаются злободневные проблемы времени: насильное насаждение большевистских порядков, агрессивность красных, невежественность пролетариата. Неудивительно, что «Собачье сердце» с его разошедшимися в миг цитатами не пропустили в печать и опубликовали только в перестроечные времена, в 1987 году. Фактически в повести сравнивались пес и люмпен (человек из низших слоев населения), причем сравнение было не в пользу последнего. Такие же нелестные характеристики были даны большевикам. Эксперименты большевиков не принесут того, чего можно добиться просвещением. Булгаков считает, что не революция нужна, а эволюция.

Роман «Белая гвардия» (1925—1927), пьесы «Дни Турбиных», «Бег» — это прощание Булгакова с Россией. Вспоминая гражданскую войну, в «Белой гвардии» он пишет о том, чем живет семья Турбиных в это нелегкое время, как война входит в эту семью и что она приносит. Здесь еще четче показано неприятие и белых, и красных. По мнению автора и те, и другие исторически обречены на поражение, потому что чужды русскому народу,

В жизни писателя в 1925 году происходят две важные перемены — он женится на Л. Е. Белосельской-Белозерской и входит в литературу как продолжатель традиций Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. «Белая гвардия» печатается в журнале «Россия», но журнал закрывают, не завершив публикацию.

Герои Булгакова переходят в пьесу «Дни Турбиных». Пьеса имеет огромный успех во МХАТе. 5 октября 1926 году, в день премьеры, М. А. Булгаков становится знаменитым. В это же время публикуют цикл рассказов «Записки юного врача» (1925—1926). Больше Булгакова при жизни не печатали. Официальная критика видела в нем реакционного писателя. В образах белых офицеров писатель представил отнюдь не белую армию, а военную интеллигенцию, но это было воспринято как воспевание буржуазных ценностей. Спектакль сняли, но в 1.932 году возобновили по личному распоряжению И. В. Сталина.

Драматургический талант Булгакова был востребован. Он создал шестнадцать пьес. Шли «Зойкина квартира» в театре им. Вахтангова, «Багровый остров» на сцене Камерного театра. Но в театральном сезоне 1928 году уже не выпустили на сцену «Бег» — пьесу о белых эмигрантах. Она была поставлена только в 1957 году. Новая пьеса «Кабала святош» (1929) выдерживает семь представлений, затем ее снимают. Это была последняя пьеса, поставленная при жизни писателя. В 1929 году из репертуара театров вычеркнули все пьесы Булгакова, и отчаявшийся писатель письменно обращается к правительству, прося во избежание нищеты и гибели Или дать ему работу, или отпустить за границу. Уехать не разрешили. Дали должность ассистента режиссера во МХАТе. Служащий МХАТа пишет «в стол» пьесы и создает свое главное произведение, роман о дьяволе «Мастер и Маргарита». Автор использует в романе евангельские образы и мотивы, говоря о бесовской сущности большевизма, показывает борьбу добра и зла в советской России. В «Евангелии от дьявола» раскрываются быт и нравы советских людей, прослеживается судьба творческого человека. Повествование строится как «роман в романе»: главы о Москве 30-х годов перемежевываются с главами из романа Мастера о Понтии Пилате. Прототипом подруги главного героя — Маргариты — становится третья жена писателя, Е. С. Шиловская.

Осенью 1936 года Булгаков стал работать в Большой театре в качестве оперного либреттиста и переводчика, но судьба его либретто также была неудачной. В сентябре 1938 году руководство МХАТа заказывает ему пьесу о Сталине. Пьесу «Батум» уже одобрили в Комитете по делам искусств, когда Сталин сказал, что ее нельзя ставить, как объяснял драматургу причину отказа режиссер В. Г. Сахновский: «Нельзя такое лицо, как И. В. Сталин, делать романтическим героем, нельзя ставить его в выдуманные положения и вкладывать в его уста выдуманные слова».

В августе 1939 года, через несколько недель после запрета «Батума», писатель серьезно заболел. В октябре, поняв, что дни его сочтены, Булгаков начал корректировку романа. Болезнь поразила глаза — это был симптом наследственной болезни почек, поэтому без помощи Елены Сергеевны он бы не справился. В марте 1940 года писатель умер. Его жена завершила работу над произведением, следуя воле автора. Фактически это была девятая редакция романа. Напечатать его стоило большого труда. В журнале «Москва» сократили и исправили роман, печатая его с 1966 по 1967 года. Полный текст романа увидел свет в 1967 году на итальянском языке. На русском его издали лишь в 1973 году.



Загрузка...
Top