Кукольная рапсодия для Алисы и всех-всех. Народное искусство и традиции орловщины Глиняная чернышинская игрушка

В сентябре 1943 года в городе, освобождённом от фашистов, где дымились развалины, организовался театр для детей - театр кукол. Маленькие зрители увидели первый спектакль "По щучьему велению". Первым режиссёром и художественным руководителем театра была А.А. Воскресенская, в прошлом актриса Ленинградского театра кукол. В первом спектакле принимали участие О. Логвинова, Г. Пронина, Г. Попова, М. Булавко - люди, всю свою жизнь посвятившие театру кукол. Работали артисты в трудных условиях: не было помещения, костюмов, транспорта. Часто приходилось выступать в госпиталях перед ранеными. И взрослые, прошедшие суровые военные дороги радовались этим встречам не меньше малышей. Первые пять лет театр не имеет своего помещения - зимой ютится то в одном, то в другом клубе города, а летом ездит по области, показывая свои спектакли детям и взрослым.

В 1947 году в театр приходит музыкальный руководитель Г.П. Малыгина и с тех пор становится неразлучным спутником труппы. В 1948 году театр кукол получает официальное помещение и машину-полуторку. Коллектив к этому времени совсем окреп. В театре работают талантливые люди: заслуженный артист РСФСР В. Аболмазов, артисты В. Ткаченко, Е. Миронова, М. Соколова. В этом же году состоялась первая творческая командировка в Москву, где артисты встретились и познакомились с работой театра кукол С. Образцова. В начале 50-х годов А.А. Воскресенская вывела Орловский театр кукол в пятёрку лучших театров страны.

Шли годы, театр становился на ноги, появился интересный репертуар, поставленный замечательным режиссёром Е.С. Феодориди. Старшее поколение до сих пор помнит её спектакли "Терем-теремок", "Три поросёнка", "Колобок", "Поросёнок Чок" и многие другие спектакли.

Своё двадцатилетие театр отмечает в реконструированном здании Богоявленского собора. В театр приходят новые артисты и режиссёры. Хорошо оборудованная сцена позволяет ставить сложные в постановочном плане спектакли. Художественное оформление спектаклей становится более ярким, сложным по свету, появилась возможность интересного использования музыкального оформления. В 1973 году на Втором Всероссийском фестивале драматургии и театрального искусства народов СССР, проходившем в Ленинграде, спектакль по пьесе Я. Райниса "Золотой конь", в постановке В. Вольховского получил диплом первой степени.

С 1970 года связана с театром судьба С.А. Самойлова. Выпускник Горьковского театрального училища получил ещё и высшее специальное образование и с 1985 года работает директором театра кукол.
Главным художником в театре с 1975 года работает Л.Е. Жмакина, выпускница ОГПИ, у которой за плечами большой творческий багаж. Она является единственным в городе специалистом в области профессионального искусства театра кукол, знающим технологию изготовления всех компонентов сценического оформления.

Главный режиссёр театра B.C. Сергейчев пришёл в театр в 1992 году. Он выпускник Горьковского театрального училища и в 1972 году закончил высшие режиссёрские курсы в Государственном академическом Центральном театре кукол С.В. Образцова в Москве.
Актёрский век не долог. Шли годы, изменялась труппа, в театре появлялись новые люди, которые сейчас уже признанные мастера: заслуженная артистка РФ Г. Самойлова, артисты Т. Легкобит, Л. Чекмарёва, В. Востриков, В. Смирнов. Ведущие артисты: М. Груздева, З. Потапова, В. Козлов, Д. Филёв. Дважды на базе ОГИИиК на кафедре режиссуры и актёрского мастерства набирался курс актёров-кукловодов. У ребят была база для практики - театр кукол, и опытный педагог - главный режиссёр театра B.C. Сергейчев. Студенты сразу вливались в творческий процесс, принимая участие в спектаклях и новогодних интермедиях. По окончании института многие из них стали артистами театров кукол различных городов России. В Орловский театр кукол пригласили работать С. Комарову, Р. Овсянникову, С. Селихова, Г. Сидорову, которые сейчас заняты во многих спектаклях текущего репертуара.

Театр неоднократно участвовал в международных фестивалях (Горький - 1987, Шарлевиль-Мезиер, Франция - 1994, Белгород - 1997, 1999, 2002, Москва - 2001). Орловский областной театр кукол имеет обширную географию гастрольных поездок - это не только Орловская область и регионы бывшего СССР. В 1992 году Орловский областной театр кукол был с обменными гастролями в Болгарии.

В 1994 году театр кукол переехал в здание ДК Строителей и стал обживать новое помещение. В 2000 году на фасаде театра появились чудо-часы, в которых каждый час звучит музыку и начинают двигаться герои детских сказок: Кот в сапогах. Пьеро, Мальвина и Буратино.

К открытию 59-го театрального сезона в 2001 году в верхнем фойе театра кукол появился удивительный сказочный уголок, где детей ждут их любимые персонажи - Белоснежка и семь гномов, три медведя, стойкий оловянный солдатик и балерина, Дюймовочка. Автор всего этого великолепия главный художник театра кукол Л.Е. Жмакина.

За время работы театра сменилось 13 главных режиссёров, девять домов, где куклы и люди не могли дышать друг без друга. Три поколения зрителей сменили друг друга в наблюдениях за приключениями зверюшек, забавных человечков, волшебников. Более двухсот пятидесяти постановок позади - русские сказки и сказки народов мира, Островский, Лесков, Гарсиа Лорка, наши современники. Театр в постоянном поиске новых форм, своеобразной драматургии. Сейчас в репертуаре театра кукол более двадцати спектаклей и большие творческие планы на будущее - это новые интересные спектакли для детей и взрослых.

Имя:

Бабкова Мария.

О себе.

Ученица 4 Б класса, средней общеобразовательной школы №3. Участвую в проекте Наши куклы

Город

Кукла Пеленашка

  • В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый.
  • В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.
  • Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что сродным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.
  • Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"

Кукла Девка - бабка.

  • В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
  • Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
  • Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Кукла Кубышка - травница.

  • Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
  • Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
  • Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.
  • Куколка наполнена лекарственными травами Горного Алтая (душица, мята, чабрец, лабазник, мелиса, черная смородина).

Кукла Колокольчик.

  • Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики.
  • Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках.

Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

  • У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
  • Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое наст

Кукла Толстушка - Костромушка.

Толстушка-Костромушка (Женская суть) - это оберег от одиночества. Его задачей было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали. Толстушка-Костромушка несла в себе образ девочки, в которой сочеталось одновременно несколько возрастов: 8-9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!".

Кукла Веснянка.

  • Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
  • Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
  • Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.

Кукла Неразлучники.

  • В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол – особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.

Кукла Архангелогородская столбушка .

  • Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.
  • В день перед венчанием подруги невесты заплетали невесте косу – символ её девичества.
  • Утром в день венчания с приездом в дом жениха сваха выкупала « косу невесты».
  • Под причитания невесты девушки с песнями расплетали ей косу и расчёсывали волосы, а затем укладывали их в две косы.
  • Сваха укладывала на тарелку ленту из косы невесты, кусочек хлеба и деньги и передавала тарелку младшей сестре невесты.
  • На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды с девичьей косой, заплетая и расплетая косы архангелогородским Столбушкам.

Источник:Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.,

Орловская кукла.

  • Орловская кукла – достойный пример традиционной игровой куклы. Её на первый взгляд грубоватые и непропорциональные формы подчёркивают достоверность образа, направлены на воспитания в девочке будущей матери.
  • Материалом для изготовления орловской куклы все так же оставались разноцветные лоскутки тканей различной фактуры, кусочки замши или кожи, льняная или пеньковая кудель.

Источник:Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.,

Кукла Московка.

  • Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не бы

История Тряпичной куклы

  • История тряпичной куклы
  • Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
  • Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
  • Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
  • Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной. белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
  • Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
  • Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
  • Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
  • Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
  • В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. *Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
  • В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
  • Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).
  • Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
  • Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Много времени я посвятила изучению традиционной куклы в разных районах России. Посмотрела, как делают ее старушки в деревнях. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
  • Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
  • Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
  • В студии, которой я руковожу, ребята давно научились изготавливать таких кукол. Только одеваем мы их не в тряпочки и лоскутки, а в костюмы наших прапрабабушек: в сарафаны и поневы с рубахами, в костюмы крестьянок различных губерний России.
  • На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок. Свадебный костюм особенно нравится нашим девочкам своей тихой красотой.
  • А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.
  • Вот и вам, дорогие девочки, предлагаю самим изготовить такую же куклу, а если вы слишком малы, пусть вместе с вами потрудятся ваши мамы и бабушки.

Итак, что нам с вами потребуется: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется "скалкой", маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки "мулине" для косы, бисер или мелкие бусинки.

  • Сначала изготовим "скалку". Плотно скатаем кусок ненужной ткани и обошьем его белой тряпицей, можно для этой цели воспользоваться старым журналом, скатав его в трубку и тоже обшив белым материалом. Зрительно делим "скалку" на пять частей, одну часть занимает лицо, остальное - туловище.
  • Теперь сошьем для куклы сарафан. Возьмем лоскут прямоугольной формы шириной приблизительно 2,5 объема "скалки", стачаем его и украсим тесьмой, как показано на рисунке. Затем верх сарафана наберем на двойную нитку, наденем на "скалку", затянем и завяжем узлом нитку. Сарафан готов. Сделаем к нему пышные рукава тоже из прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах: вверху и внизу. Рукава пришиваем в месте соединения сарафана и головы куклы.
  • Из ниток "мулине" сплетем косичку и прикрепим ее. Затем завяжем ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжем тесьмой сарафан. Наша кукла готова. Повесим ей на шею бусы. Посмотрите, какая получилась красавица!

Cтатья - с сайта Елены Кенунен.

В эту волшебную страну вход ни для кого не воспрещён. Но чаще предпочитают туда входить, конечно же, дети. Помните, как попала в воображаемый мир, населённый странными существами, Алиса из сказки Льюиса Кэролла? В отличие от той страны чудес, наша – не игра воображения, она – настоящая.

В детстве хотя бы раз каждый бывал в кукольном театре. Он никогда не уступит места игрушечным машинкам и роботам, интерактивным коврикам и компьютерным играм. Он – из мира детства и наполнен яркими красками наших воспоминаний. В Орловском областном театре кукол царит предпраздничная атмосфера: 23 сентября здесь вновь распахнут двери для мальчишек и девчонок.

Театральная афиша

О том, что ждёт маленьких зрителей в новом сезоне, рассказывает главный режиссёр театра заслуженный артист РФ Владимир Сергейчев:

– К открытию мы готовим новый спектакль по пьесе Евгения Сперанского «Необыкновенное состязание». Это как бы вторая серия его пьесы «Гусёнок» (в соавторстве с Ниной Гернет). Главные герои: семейная пара ежей и заяц-хвастун. Идея назидательная – «руби сук по себе». Из любимой ребятами серии «про ёжиков» – «Ёжик и ёлка» Сергея Козлова, автора мультфильма «Ёжик в тумане».

Вновь придут к зрителям и спектакли «со стажем», много лет не сходящие с театральных афиш: «Волшебная лампа Аладдина» и «По-щучьему веленью», премьера которого состоялась в октябре 1943 года.

«…Где куклы так похожи на людей»

История Орловского театра кукол началась в освобождённом от оккупации городе. Он долго не имел постоянного «места жительства» и поэтому часто переезжал. Актеры давали представления не только для детей, часто они выступали в госпиталях перед ранеными. Но городские старожилы помнят, что первый театр существовал ещё во время войны и располагался на улице Ленина (примерно там, где находится магазин «Каравай»). Когда город бомбили, снаряд попал в помещение театра.

– Это было трагическое зрелище для нас, детей, – рассказывает жительница Орла Людмила Алексеева. – Куклы валялись на улице среди битых стёкол, даже висели на проводах. Мне было тогда года четыре. Было страшно и до слёз жалко кукол. Они казались нам ранеными маленькими человечками.

Из «зазеркалья» - в закулисье

Волшебный момент в жизни театра – его закулисье. Актёры и их герои за кулисами – одно целое, один «живой» организм, работающий на одном дыхании. Как всегда, куклы в этом сезоне «оживут» в руках актёров со стажем – ветерана театра заслуженной артистки РФ Галины Самойловой, которая работает в нём с 1966 года, Владислава Вострикова и Владимира Смирнова, а также молодых – Светланы Комаровой, Раисы Овсянниковой, Галины Сидоровой. У каждого из них – разные роли в прямом смысле слова. Бывает так, что «мужская» роль, к примеру, волка достаётся не мужчине, а женщине и наоборот: принцессу играет молодой актёр. Режиссёр это называет работой «на сопротивление», которая заставляет актёров быть в тонусе, развиваться профессионально.

Перспективы и позитивы

Сегодня в кукольном театре проходят не только спектакли. В фойе открыта выставка рисунков – их ребята делают после просмотра. Руководит творческим процессом педагог-организатор Наталья Павлова. Конкурсы рисунков на асфальте, написание сценариев к праздникам – её рук дело. В театре вообще проводится много интересного. В том числе встречи с любимыми драматургами, писателями и художниками.

Ну а пока театральная труппа во главе с директором заслуженным работником культуры РФ Сергеем Самойловым ждёт в гости ребят. К открытию сезона они готовы.

Елена МАР
Фото Леонида ТУЧНИНА

Кстати:

Кукла, играющая на сцене, живет для ребёнка не условно, она – реальность, ожившая сказка.

Кукольный театр – это своего рода арт-терапия для ребёнка. Он помогает скорректировать негативные эмоциональные состояния. А ещё кукольный театр – эффективное и корректное средство сближения людей.


ИЗ ИСТОРИИ

Искусство оживления кукол – древнее. Один из самых первых популярных европейских кукольных героев – Пульчинелла. Родившись в Италии, он пересёк границы и прочно обосновался во Франции. Затем перебрался через Ла-Манш, покорив британцев, переплыл за океан в Америку. Добрался он и до России.

К концу XIX века русские народные кукольники владели, как правило, техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках – «марионеток» и театра перчаточных кукол – «петрушек».

В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день по многу раз историю похождений Петрушки – она была невелика: всё представление длилось 20-30 минут.

«Божественная комедия»

Рассказывает бывший художник Орловского театра кукол Людмила Попова (Алексеева).

– В 1963 году к нам в Орёл приехал режиссёр Александр Алексеев. Решил он поставить «Божественную комедию». Но задействованы в спектакле были, в основном, люди, а не куклы. На роль Создателя режиссёр пригласил заслуженного артиста РСФСР Сергея Попова из драмтеатра. Роли Ангелов играли актёры нашего театра кукол. Им сделали цветные парики и крылья из поролона, что видны были только их головы и руки, т. к. сами актёры были в чёрных одеждах.

Алексеев был мастером спецэффектов. Всё действо игралось на фоне чёрного бархата. «По небу» проплывали белые облака, зажигались звёзды, для чего в бархате специально вырезали дыры. На деревьях «распускались» листья, «земля» вращалась, а по ней «шли» поролоновые куклы – Адам и Ева. Их изготавливали по подобию тех, что делали в театре Сергея Образцова.

Работать было интересно. Меня даже посылали на курсы в Москву от нашего управления культуры в театр Образцова. Сергей Владимирович специально оставлял мне место, чтобы я, просматривая спектакли, видела кукол в работе. Там же научили делать кукол с применением поролона…

К слову, спектакль «Божественная комедия» предназначался для взрослой публики, и билеты распродавались задолго до премьеры.

Кстати:

В «Простых вещичках» первокурсники из Варшавской театральной академии одушевляют картофелину и овощерезку, пилу и скатерть.

Главный художник Орловского областного театра кукол Любовь Жмакина:

Сейчас есть перемены в различных технологиях применительно к нашему делу. Раньше, например, для выклеивания папье-маше применялся «столярный» клей, теперь - ПВА. Грунтовка раньше варилась, теперь используются ПВА-белила. Меняется и внешний облик кукол, больше стилизации появилось. Вот только нет перемен в обустройстве театра. Большая проблема – отсутствие театральной ямы. Поэтому мы не можем сделать спектакль многоплановым и организовывать пространство под лучшим углом зрения для зрителя. Но мы живём надеждой на лучшее, ведь мы – кукольники. Верим, что и кукольные фестивали у нас будут когда-нибудь самые лучшие, не хуже, чем во Франции…

И привязать с шалью с левой стороны куклы. В некоторых источниках сказано "шерстяная ткань в клетку", у меня нашлась такая

Это Юлина Орловская мадонна:

И вот что у меня получилось. Для туловища Орловской куклы нужны два прямоугольника светлой ткани: для туловища - 10 х 15 см, и для ног - примерно 5 х 15 см.

Складываем прямоугольник для туловища пополам. Поскольку кукла игровая (а не обережная, как может показаться на первый взгляд), то можно сшивать иголкой, что мы и делаем:

Выворачиваем получившийся мешочек и набиваем его ветошью.

Для ног сворачиваем полоску с двух сторон к центру,

и прошиваем ниткой в тон ткани:

вложить туда ножки, затянуть нить и пришить их.

Для обувки можно использовать кусочки кожи, замши, толстого сукна. У меня из плотной ткани нашлись только джинсовые лоскутки:

Вырезаем два кружочка диаметром около 5 см, подгибаем края и проходимся иголкой с толстой нитью по периметру:

Надеваем “башмачок” на ножку-скатку, затягиваем нить и обматываем ножку крест-накрест два раза, после чего завязываем.

На голову повязываем повойник из красной ткани, на него - красивую тесьму,

А сверху - платок, концы завязываем сзади.

Теперь делаем маленькую куколку . Большой цветной квадрат ткани складываем по диагонали и полученной шалью привязываем младенца с левой стороны куклы.

Орловская кукла - это одна из традиционных игровых кукол. Делали ее девочки 11-12 лет для своих маленьких сестер. Одна из особенностей этой куклы - отсутствие ручек. Считалось, что для игровой роли этой куклы руки не нужны. А еще у куколки есть ножки, которые хорошо сгибаются и куколка принимает сидячее положение.

Орловская кукла делается на основе мешочка, который надо сшить иголкой, а также иголка использована при изготовлении других деталей куклы. Учитывайте это при работе с детьми. Одеть куколку достаточно просто: панева, фартук и два платка. У нас куколка одета не так просто.

Орловская кукла - это мама с ребенком. Ребенок — привязан к мамочке платком на два узелка.

Как сделать орловскую куклу своими руками.

Основа куклы — мешочек делается из прямоугольника 10х15см. Для ножек нужны прямоугольники приблизительно 6х10 см.

Большой прямоугольник складываем пополам и делаем шов (любой) сбоку.

Сверху можно зашить прямой строчкой, а можно как у нас собрать всю ткань сверху вместе.

Получившейся мешочек выворачиваем на лицевую сторону и откладываем на некоторое время.

Делаем ножки для орловской куклы. Возьмите прямоугольник 6х10 см, заверните один длинный край - это нужно, чтобы убрать необработанный край ткани.

Заверните ткань трубочкой, а чтобы трубочка держала форму закрепите край с помощью иглы и нити.

Повторите операцию со второй ногой.

Обуваем куколку. Для этого возьмите 2 квадратика 3х3 см. Можно вырезать из них круги.

Прошейте швом вперед иголку квадраты для обуви куклы по кругу. Нитку лучше взять того же цвета, что и ткань на башмачки.

Загните острые края внутрь; стяните ткань, потянув за нитку; вставьте в центр квадрата ножку - трубочку.

Потяните за нитку на сколько это возможно и с помощью той же нити продолжайте делать стежки вокруг башмачка куклы, захватывая при этом и ножку.

Мешочек набейте синтепоном или другой набивкой.

Зашейте низ мешочка, предварительно вставив в открытый край ножки куклы.

Основа для орловской куклы готова.

Теперь куколку одеваем. Мы для юбки взяли прямоугольник ткани 14х22, пришили к низу юбочки кружево и сшили ткань в трубу.

На куклу одели юбку выворотным способом.

Одеваем передничек, так же выворотным способом.

Юбку и фартук .

Одеваем на куклу повойник. У нас это полоска ткани, подвернутая снизу. А сверху мы положили кусочек кружева.

Одеваем повойник на голову орловской куклы и крепим его сзади с помощью иголки с ниткой несколькими стежками.



Загрузка...
Top