Курсовая работа Оптимальный объем производства общественных благ: теоретические возможности и практическая реализация в российской экономике. Определение эффективного объема производства общественных благ

Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.

ОТВЕТ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» – общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый – цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Рис. 49.1

Частное благо

Рис. 49.2

Общественное благо

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

где i = 1,...N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Определение оптимального объема производства общественных благ

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

MSB (Q s) = МС (Q s),

где MSB (Q, s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Q s ; MC(Q s) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Q s (рис. 49.3).

Рис. 49.3. Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.

В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

Исключаемые общественные блага – это такие блага, на которые легко назначить цену.

Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII–XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.

Из книги Экономическая теория автора

Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 31 Монополистическая конкуренция: определение объема и цен. ОТВЕТМОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с

автора Кошелев Антон Николаевич

ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

4. Теория оптимального объема выпуска продукции 1. Определение оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей.Предприятие, как правило, стремится получить максимальную прибыль.При прочих равных условиях наибольшее

автора

10.4. Определение объема производства и цен в условиях монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.1. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на рынке факторов и товаров Конкурентный рынок факторов производства – это рынок, на котором имеется большое число продавцов и покупателей фактора производства, причем

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.2. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на товарном рынке и монопсонистом – на факторном Монопсония – рыночная структура, при которой множеству продавцов противостоит один, не имеющий потенциальных

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.3. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном рынке и совершенным конкурентом на рынке факторов Построение рыночной кривой спроса на труд со стороны предприятий, обладающих монопольной властью на товарном рынке, в

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

12.5. Общественные блага Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Занятие 15 Общественные блага Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными

автора Кошелев Антон Николаевич

23. Общественные блага: понятие, сущность Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

24. Классификация общественных благ По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;2) индивидуальные, отличающиеся

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

25. Виды общественных благ Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 36 Обоснование объема производства и оценка эффективности ассортиментных программ Анализ эффективности ассортиментных программ проводится по показателям: уровень выполнения плана по ассортименту, коэффициент обновления ассортимента, процент снижения

К числу общественных благ можно отнести национал. оборону, охрану общественного порядка, радио- и телепередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований, маяки и многое др. Обеспечение такими общ-ми благами часто осущ-ся правительством, а з-ты финансируются за счет налогов. Общ. блага обладают 2-мя св-вами:

1. Неизбирательность в потреблении, т.е. при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других.

2. Общ. блага не обладают исключительностью в потреблении, т.е. потребители, не желающие платить за такие блага, не м/б лишены возможности их потребления.

Для получения предельной общественной полезности необходимо сложить предел. полезности, получаемые всеми потребителями: MSB=SMB.

Чистые общ-ые блага можно рассматривать как такие блага, произв-во которых связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов.

Перегружаемые общ-ые блага – лага, при пользовании которыми, начиная с некоторого кол-ва потребителей, появление каждого доп. потребителя приводит к уменьшению полезности. получаемой уже существующими потребителями (н-р, скоростное шоссе, мост, тоннель, имеющие один «вход» и «выход»). Для достижения эффективности произв-ва и потребления таких благ необходимо, чтобы такие блага оценивались, по возможности, в соотв-вии с предел. издержками во избежание их перегрузки.

Исключаемые общ-ые блага – это такие блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей сравнительно низкие. Н-р, проф. прививки, школьное обучение, исп-е различных знаний, в т.ч. и ноу-хау. Позволив к.-л. человеку получить знания о том, как изготовить компьютер, мы не лишаем этих знаний остальных. Тем не менее для того, чтобы лишить всех лиц, кроме изобретателей, возможности пользоваться такими знаниями, существуют патенты. Исключаемые общ. блага могут производиться как частными фирмами (з-ты на них финансируются за счет доходов от продажи), так и гос-вом (з-ты покрываются за счет налогов).

Оптим.объем общ.блага (н-р, уличного освещения) опр-ся пересечением кривой, полученной в рез-те вертикального сложения линий индивидуального спроса, с кривой пред.издержек пр-ва общ.блага. Т.е. MC=SMB.

основная трудность с опр-ем оптимал. объема произв-ва общ. блага закл-ся в том, что предел. выгоды от его исп-ия SMB на рынке никак не проявл-ся. В отличие от спроса на обычный товар, спрос на общ. благо непосредственно измерить невозможно, т.к. потребители искажают инф-ию о своих действительных предпочтениях, боясь, что придется за них много платить. Такая ситуация получила название «заячье поведение» и для ее решения было предложено исп-ть спец. налог (налог Кларка).


Рынки идеально подходят для обращения на них частных благ. Покупка частного блага дает покупателю исключительное право на его использование и получение связанных с ним выгод. Те блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, не будут поставляться на рынок в эффективных объемах. Полезность таких благ достается большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если они отказываются платить. Например, если воздух очищают, чтобы принести пользу только одному человеку, то невозможно воспрепятствовать потреблять чистый воздух и другим людям. Обеспечение такими общественными благами (иначе, товарами и услугами общественного пользования) часто осуществляется правительством, а затраты финансируются за счет налогов, а не из доходов от продажи этих благ на рынке.

Следует различать чистые общественные и смешанные общественные блага. Чистое общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Чистые общественные блага имеют две основные особенности:

1. Чистые общественные блага обладают неизбирательностью (неконкурентностью) в потреблении . Это означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один человек, потребляющий данный объем чистого общественного блага. Дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями.

2. Чистые общественные блага обладают неисключительностью в потреблении . Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Такие блага не могут быть оценены, и лица, решившие не уплачивать цену, не могут быть удержаны от их потребления.

Производство чистых общественных благ связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов. Когда чистое общественное благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды. Чистые общественные блага потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Обычно предполагается, что чистые общественные блага предоставляются или производятся государством. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, уличное освещение, защита окружающей среды. Оптимальный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равняется предельным общественным издержкам. Общая кривая спроса на общественное благо будет отражать сумму индивидуальных предельных полезностей этого блага для всех потребителей при каждой возможной цене. Для ее получения кривые индивидуального спроса суммируются по вертикали (рис. 9.3.). Так, координата кривой D при объеме выпуска 2 единицы получается сложением соответствующих координат по оси У кривой D1 и D2: 4 ед. + 11 ед. = 15 ед. Аналогично получаем координату по оси У для объема выпуска 4 единицы: 2 ед. + 10 ед. = 12 ед.

Рис. 9.3. Совокупный спрос на общественное благо

Следует учитывать, что отдельный потребитель не может корректировать объем спроса на общественное благо, приспосабливая его к своему экономическому положению. Все потребители должны использовать объем выпуска чистого общественного блага целиком.

Альтернативным вариантом производства чистого общественного блага является добровольное соглашение некоторого сообщества людей о его поставке и оплате. Однако определение оптимального объема общественного блага в этом случае должно основываться на точной информации об общественных предпочтениях такого блага. Вместе с тем, поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, какой вносят вклад в финансирование его издержек, некоторые из них могут скрывать свою истинную оценку блага с целью уклонения от оплаты. Данная проблема получила название проблемы «безбилетника» .

Смешанные общественные блага - это такие, которые по своим характеристикам располагаются между чистыми общественными и чистыми частными благами. На эти блага легко назначить цену, но они производятся в государственном секторе при условии, что приносят существенные выгоды обществу. Эти блага могут производиться и частным сектором, однако удовлетворить полную потребность общества в них частный сектор не в состоянии.

К смешанным благам относятся исключаемые общественные блага и перегружаемые общественные блага. Исключаемые общественные блага (общественные блага с ограниченным доступом )– это такие, выгоды от потребления которых не могут быть ограничены одним индивидом, но они и не в равной степени доступны любому. Примером таких благ являются услуги общественного образования и здравоохранения. Так, школьное обучение приносит пользу и индивиду, который непосредственно посещает школу, и обществу в целом. В этой ситуации частное потребление создает положительный эффект для всех остальных. Поэтому практически во всех странах школьное обучение является бесплатным.

Перегружаемые общественные блага – это такие, потребление которых неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Перегружаемых общественных благ может не хватать на всех потребителей. Существует предел количества потребителей, которые могут быть обслужены при нулевых предельных издержках. Иначе говоря, появление дополнительных потребителей уменьшает полезность, получаемую уже имеющимися потребителями. После достижения «точки перегрузки» для достижения эффективности следует взимать цену, равную предельным издержкам. Например, общественный парк может заполниться таким количеством людей, что вход каждого дополнительного индивида будет снижать полезность, получаемую остальными.

Смешанные блага являются более распространенными, чем чистые общественные блага.

Основные понятия

Контрольные и дискуссионные вопросы

1. Что приводит к появлению внешних эффектов в рыночной экономике?

2. Как устраняются издержки перелива?

3. Как устраняются выгоды перелива?

4. Что утверждает теорема Коуза? Какая роль отводится государству в теореме Коуза?

5. Чем различаются чистые общественные блага и смешанные блага?

6. Чем различаются кривые спроса на чистое частное благо и на чистое общественное благо?

7. Как определяется оптимальный объем выпуска чистого общественного блага?

Контрольные задания

1. Выберите правильный ответ.

1.1.Отрицательные внешние эффекты ведут к неэффективности, так как:

а) способствуют сокращению потребления блага, порождающего отрицательный внешний эффект;

б) приводят к тому, что общественные предельные издержки больше частных предельных издержек;

в) способствуют тому, что производители устанавливают слишком большой выпуск;

г) перераспределяют доходы от тех фирм, которые загрязняют среду, к тем, которые не загрязняют.

1.2. Внешние эффекты возникают из-за того, что:

а) они связаны с выгодами или издержками, не созданными никем;

б) они связаны с монополией;

в) они включают постоянные издержки, не входящие в предельные издержки;

г) рыночный спрос и предложение не отражают внешних выгод и издержек.

1.3. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:

а) делимы;

б) находятся в индивидуальном пользовании;

в) делимы и находятся в индивидуальном пользовании;

г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании;

д) делимы и не находятся в общественном пользовании.

1.4. «Безбилетник» - это тот, кто...

а) потребляет больше общественного блага, чем другие;

б) старается убедить остальных не потреблять данное общественное благо;

в) преуменьшает ценность потребляемого общественного блага, для того чтобы получать его с меньшими издержками при соответствующем налогообложении;

г) не платит налогов, используя лазейки в законах.

1.5. Общественные товары - это …:

а) созданные обществом в течение определенного периода времени;

б) которые могут потреблять одни потребители, даже если эти товары одновременно потребляют другие люди;

в) созданные в течение всей истории существования общества;

г) необходимые для экономического процветания общества.

1.6. В каком случае требуется участие государства при решении проблемы внешних эффектов:

а) источник и получатель загрязнения соединены в одном юридическом лице;

б) определение величины загрязнения, которая не может быть превышена;

в) переговоры между источником и получателем загрязнений.

2. Определите, верны или неверны следующие утверждения. Обоснуйте свою точку зрения.

2.1. Государство влияет на издержки перелива только при помощи системы налогообложения.

2.2. Положительные внешние эффекты приводят к тому, что товар выпускается в чрезмерном количестве.

2.3. Спрос на общественное благо можно измерить таким же непосредственным образом, как и на частное благо.

2.4.Оптимальное распределение общественных благ определяется правилом MSВ = МС.

3. На рис. 9.4. представлен график рынка стали. Определите:

3.1. Чему равны внешние издержки производства единицы стали?

3.2. Каковы общественно-оптимальный объем производства и общественно-оптимальная цена единицы стали.

Рис. 9.4. Рынок стали

4. Предположим, что общество состоит из двух субъектов. В таблице 9.1. отражены предложение общественного блага и спрос на общественное благо со стороны субъекта 1 и субъекта 2.

4.1. Постройте график рынка общественного блага и определите:

4.2. Сколько общество готово платить за третью единицу общественного блага?

4.3. Каковы оптимальная цена и объем общественного блага?

4.4. Как будет выглядеть график общего спроса на данное благо, если рассматривать его как частное благо.

Таблица 9.1.

Спрос и предложение общественного блага


Похожая информация.


Согласно экономической теории все потребляемые блага можно разделить на два вида: частные и общественные. Так, например, к частным можно отнести продукты питания, одежду и т.д., а к общественным – дороги, сады и парки, ведь ими, в отличие от купленной определенным человеком еды и одежды, пользуются многие люди.

Однако мы редко задумываемся о вопросе производства и содержания подобных общественных благ. С частными благами все понятно: заплатил-получил, и производят их в соответствии с предъявляемым спросом, а каким образом измерить спрос на общественное благо? С кого взимать плату за его использование, если оно доступно всем? И самое главное, какой оптимальный объем общественного блага должен производиться?

Одна из основных проблем – затруднение в определении спроса на общественные блага, так как трудно посчитать, какое количество людей пользуются дорогой, и какую индивидуальную выгоду они получают от нее. Вторая проблема связана с отсутствием рыночных цен на общественные блага. Вследствие этого трудно говорить о рациональности производства того или иного объема данного блага.

Тем не менее, государство финансирует производство общественных благ за счет средств, которые оно получает от сбора налогов. Можно сказать, что это те средства, на которые индивиды могли бы приобрести частные блага, а, соответственно, это и средства отвлеченные от производства частных благ. Поэтому важно понять, какой объем общественных благ должен быть произведен для того, чтобы как можно меньше средств было отвлечено от производства благ частного сектора, а также, чтобы удовлетворить потребности и индивидов, и государства.

Чистыми частными благами называются товары или услуги, которыми пользуются либо один индивид, либо фирма без предоставления другим лицам и фирмам. Получается, что покупка индивидом товара, подразумевает невозможность приобретения купленного товара другим индивидом. Также, полезность от использования блага у собственника снижается, если этот товар используется другим. Чистые общественные блага это блага, которое не делимы на отдельные порции в процессе потребления и потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят они или нет. В результате, потребление общественных благ, не препятствует потреблению этих благ другими людьми. (Вэриан Х., 1997).

Производство и потребление чистых общественных благ тесно связано с понятием внешний эффект. От потребления общественного блага одним индивидом, непременно получают пользу и другие индивиды, это называется положительный внешний эффект. Но общественные блага потребляются всеми, без исключения, индивидами, поэтому и стоимость потребления данного блага должна распределяться между всеми людьми.

На рынке частных товаров и услуг парето эффективное распределение характеризуется точкой пересечения кривых суммарного спроса и предложения. В данной точке достигается оптимум, т.е оптимальная для всего рынка цена и объем. Спрос в данном случае, представляет собой сумму всех индивидуальных кривых спроса. А кривые индивидуального спроса получаются после анализа бюджетного ограничения и кривых безразличия. Стоит заметить, что суммарный спрос является результатом горизонтального суммирования, а именно фиксируется цена и складывается объем спроса каждого индивида на данный товар, при этой цене.

При определении оптимального объема общественных благ, схожим методом, под суммарным спросом подразумевается сумма индивидуальных кривых спроса всех индивидов. Индивидуальные кривые спроса это кривые предельных частных выгод каждого индивида, так же как и обычные кривые спроса, они имеют отрицательный наклон. Для того, чтобы получить предельные общественные выгоды, используется вертикальное сложение, а именно фиксируется объем товара и складываются цены, за которые индивиды готовы приобрести данный объем. Причина этого заключается в основных свойствах общественных благ. Так, например, индивиды, потребляя один и тот же объем, нисколько не уменьшают полезности друг друга, но так как выгоды от потребления данного объема они получают разные, то соответственно и платить за данный объем они будут неодинаково. Такую суммарную кривую спроса, часто называют кривой псевдо-спроса, так как она не учитывает проблемы «безбилетника». Проблема безбилетника, заключается в том, что некоторые индивиды стремятся получить общественное благо не заплатив. (Козлова Е., 2007).

Парето-эффективный объем общественных благ, в данном случае достигается при пересечении кривой предельных общественных выгод и кривой предельных общественных затрат. Вторая кривая играет роль предложения. Линия предельных общественных затрат, это сумма предельных частных затрат, связанных с производством, также учитываются положительные и отрицательные внешние эффекты.

Впоследствии ведущим экономистом П. Самуэльсоном была предложена модель оптимального размещения ресурсов в экономике при наличии двух типов благ (частного и общественного) (Гальперин В., 2000).

Данная модель основана на том, что производство общественных и частных благ представляет собой полную группу событий, т.е. увеличение производства одного блага, ведет к сокращению производства другого. Главное условие Парето-оптимального объема общественных благ для экономики (для n индивидов) выведенное П. Самуэльсоном (Batina R., Toshihiro I., 2005):

MRT PG = ∑MRS PG

Однако, несмотря на то, что данный подход является одним из лучших для определения оптимального объема общественных благ, проблема состоит в том, что на практике данная модель трудно применима и по большей части является чисто теоретической. Это связано с тем, что для того чтобы построить индивидуальные кривые безразличия и вычислить предельные нормы замещения и трансформации нужно обладать достаточно большой информацией об индивидах. Если на рынке частных благ индивиды сами предъявляют спрос на товар, и что самое главное их желание купить данный товар выражается в денежном эквиваленте, то в ситуации с общественными благами такой индикатор отсутствует. По этой и другим схожим причинам в реальной жизни воспользоваться подходом П. Самуэльсона не представляется возможным.

Несовершенства модели П. Самуэльсона приводят к появлению новых моделей, претендующих на устранение ее недостатков. Как уже было сказано выше, П. Самуэльсон определял оптимальный объем в точке, где выполняется равенство:

MRT PG = ∑MRS PG

Тем не менее, данная формула предполагает, что все расходы, необходимые для финансирования общественного блага могут быть получены путем сбора паушального налога. Однако это не представляется возможным, и поэтому данная формула требует модификации.

Одной из идей модификации является предложение Эрика Линдаля по нахождению Парето-оптимального объема. Его идея основывается на использовании механизма цен для координации действий потребителя и производителя, а также для рационального распределения ресурсов.

Напомним, что для индивида при рыночном равновесии цена определенного блага равна его предельной полезности. В данной модификации происходит отказ от подобной единой цены и введение индивидуализированных цен. В условиях финансового механизма Линдаля каждый экономический агент платит часть предельных издержек на производство общественного блага пропорциональную его предельной готовности платить за данное благо. (Batina R., Toshihiro I., 2005). Таким образом, каждый индивид сталкивается с индивидуализированной ценой на данное общественное благо, а, соответственно, цена самого общественного блага равна сумме индивидуализированных цен каждого потребителя. В данной модели цены являются определенной долей от общей величины налогового сбора на финансирование производства и предоставления общественного блага, поэтому их еще называют налоговыми.

Э. Линдаль считает, что подобный финансовый механизм можно применить в том случае, когда население возможно поделить на небольшое количество групп, и спрос для каждой из таких групп может быть адекватно оценен. Примером подобной ситуации может являться вход в парк, где всех посетителей можно поделить на две группы: «профессиональные» путешественники и обычные туристы. Готовность платить за вход у путешественников выше, чем у туристов, поэтому с них можно взимать более высокую цену. Цены, в свою очередь, устанавливаются таким образом, что все индивиды предъявляют спрос на равное количество общественного блага, которое и является оптимальным объемом его предоставления.

  • Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов / Пер, с англ, под ред. НЛ. Фроловой. - М.:ЮНИТИ, 1997. – 767 с.
  • Гальперин В.М., Игнатьев С.М. 50 лекций по микроэкономике / В. Гальперин, С. Игнатьев, «Экономическая школа», 2000. С. 860.
  • Козлова Е.И. Экономическая теория: Микроэкономический аспект / Е.И. Козлова – Липецк: ЛГТУ, 2007. – 136 с.
  • Ballard C. L., Don Fullerton Distortionary Taxes and the Provision of Public Goods // C. Ballard, Don Fullerton, The Journal of Economic Perspectives. Vol. 6, No. 3 p. 117-131
  • Stiglitz J. E., Dasgupta P. S., Differential Taxation, Public Goods and Economic Efficiency // Review of Economic Studies. 1971. p. 15 1-174
  • Batina R. G., Toshihiro I. Public Goods Theories and Evidence // R. Batina, I. Toshihiro Springer-Verlag Berlin Heidelberg. Germany, 2005. p. 416
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо рас- пределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представи- тели приобретать это благо.

    Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупа- ются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

    Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага»

    – общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежела- тельные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при кото- ром сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

    Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

    Чис т ое общ е ственное б ла г о – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспече- ния чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

    Чис т ое частное б ла г о – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

    Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

    Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

    Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

    Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

    1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбир а тельности в потребле- нии, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не сни- жает доступности для других.

    2. Потребление чистых общественных благ не обладает искл ю чительностью в потре- блении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не жела- ющие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

    Кривая спро с а на чис т ое общ е ственное б ла г о получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

    Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое част- ное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо

    отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый – цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положе- нию. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Сле- довательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потре- бителем должен равняться объему предложения.

    На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

    Рис. 49.1

    Частное благо

    Рис. 49.2

    Общественное благо

    Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

    где i = 1,...N.

    Кривая спро с а на чис т ое частное б ла г о получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль г ори з он т а льной оси.

    Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения пре- дельных полезностей для каждого о б ъе м а вдоль ве р ти к а льной оси. Каждый из потребите- лей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

    Опр е деление опти м а льно г о о б ъе м а произ в о дства общ е ственных б лаг

    Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

    Опти м а льный о б ъем общ е ственно г о б лага м о ж ет быть опр е делен сл е дующим обра-

    MSB (Q s) = МС (Q s),

    г де MSB (Q , s) – пр е дельная общ е ст в енная вы г о да о т п о т ре б ления данно г о общ е ст в ен-

    ного блага в количестве: Q s ; MC(Q s) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Q s (рис. 49.3).

    Рис. 49.3. Оптимальный объем общественного блага

    Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полез- ность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для произ- водства дополнительной единицы блага.

    Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

    Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми обще- ственными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизби- рательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перег ру жае- мыми общ е ственными б лагами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приво- дит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.

    В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются искл ю чаемыми общ е ственными б лагами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фир- мами, действующими с целью извлечения прибыли.

    Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может слу- жить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

    Исключаемые общественные блага – это такие блага, на которые легко назначить цену. Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью,

    могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобе- левской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII–XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

    Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовле- ния в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе.

    В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.



    Загрузка...
    Top