Либретто к балету лебединое озеро. Лебединое озеро в первой редакции петра чайковского

Балет «Лебединое Озеро» от Russian Classic Grand Ballet — ведущие партии в исполнении солистов Санкт-Петербургского Мариинского Театра — 8 ноября 2011 года на сцене Русского Драматического Театра (г. Луганск). Организатор — концертное агенство «Мастер Шоу».

Спектакли и гала-концерты «Russian Classic Grand Ballet» объединяют балетные традиции ведущих театров России – Большого Театра России, Санкт-Петербургского Мариинского Театра и ведущих театров Италии, Германии, Японии и США.

Russia n Classic Grand Ballet – антирепризный театр «Русский Классический Гранд Балет». Художественный руководитель – Константин Пинчук.

Идея создания «Russian Classic Grand Ballet» – поддержание традиций классического искусства. Балетмейстеры театра – Владимир Трощенко и Александр Соколов — выпускники двух всемирно известных русских школ классического балета. Владимир Трощенко – Ленинградское хореографическое училище имени А.Вагановой, Александр Соколов – курс балетмейстеров Московского хореографического училища, класс Ю.Григоровича.

Репертуар «Russian Classic Grand Ballet» включает классические балетные спектакли – «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Спящая красавица», «Жизель», «Щелкунчик», «Спартак», «Дон Кихот», оперные постановки – «Травиата», «Чио-Чио-Сан», «Пиковая Дама», «Евгений Онегин», мюзиклы – «Моя Кармен», «Бременские музыканты», рок оперу «Юнона и Авось».

Гастроли «Russian Classic Grand Ballet» с программой гала-концертов проходят в странах ближнего и дальнего зарубежья – Италия, Испания, Франция, Израиль, Германия – страны, в которых были представлены «Русские сезоны». Среди приглашенных солистов – Илзе Лиепа, Николай Цискаридзе, Нина Семизорова, Марк Перетокин, Айдар Ахметов, Юлия Махалина, Анастасия Волочкова, Евгений Иванченко, Данил Корсунцев, Илья Кузнецов, Фетон Миоцци, Джессика
Мезей, Елена Филипьева, Геннадий Жало, Ирина Сурнева, Ивато Марихито, Денис Матвиенко.

Первым мюзиклом театра стал музыкальный спектакль «Моя Кармен» — сочетание оперы, классического балета и современной эстрады. Постановщик – Юрий Чайка, продюсер – Константин Пинчук, главные партии – Тамара Гвердцители и Джованни Рибикьезу.

В постановках «Russian Classic Grand Ballet» можно увидеть как состоявшихся мировых звезд, так и тех, кто делает свои первые профессиональные шаги.

В балетных спектаклях «Russian Classic Grand Ballet» делали первые профессиональные шаги, восходящие звезды классического балета – ныне победители международных конкурсов – Яна Соленко, Иван Васильев, Оксана Бондарева, Солфи Ким, Виктор Ищук, Артем Алифанов, Наталья Мацак и многие другие.

Константин Пинчук: «Балет – красота, грация, сказка! Волшебный мир искусства, который однажды затронув душу человека, уже не покидает ее. О нем невозможно говорить, его нужно смотреть и восхищаться».

Балет «Лебединое озеро» — либретто Владимир Бегичев, Василий Гельцер, музыка — Петр Чайковский в редакции Рикардо Дриго, хореография – Мариус Петипа, Лев Иванов.

Премьера прошла 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве. «Лебединое озеро» делился на 4 акта, по одной картине в каждом. Постановка Резингера была признана неудачной и не имела успеха. В 1882 году балетмейстер И. Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль. В 1894 году в концерте, посвященном памяти П. И. Чайковского был показан второй акт балета в постановке Льва Иванова. В главных партиях были задействованы итальянская танцовщица П. Леньяни и Солист Его Императорского Величества П. А. Гердт.

15 января 1895 года в Мариинском театре спектакль был поставлен целиком. Либретто заново пересматривалось Мариусом Петипа и М. И. Чайковским. Партитура - Мариусом Петипа и Рикардо Дриго. Хореография принадлежала (первая картина первого акта, второй акт, за исключением венецианского и венгерского танцев и апофеоз) Петипа и Льву Иванову (вторая картина первого акта, венецианский и венгерский танцы - во втором и третий акт).

Пьерина Леньяни – итальянская балерина и балетный педагог, некоторое время была солисткой Мариинского театра в Петербурге, исполнив ряд исторических партий и внеся заметный вклад в русское балетное искусство. Яркий представитель итальянской балетной школы, которой была свойственна виртуозная техника танца, граничащая с акробатикой. В 1893-1901 Леньяни обладала титулом «прима-балерина Мариинского театра». В этом качестве она участвовала в премьерной постановке «Раймонды» А. К. Глазунова и «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В балетах «Гарлемский тюльпан» (1887) и «Лебединое озеро» Леньяни одна из первых в России она исполнила 32 фуэте.

Спектакль был признан лирической вершиной Русского классического балета. Триумфальное шествие «Лебединого озера» — одного из лучших романтических балетов, продолжается более 100 лет и по сей день остается настоящей жемчужиной классического балета.

В основу сюжета «Лебединого озера» положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятьем злого колдуна - рыцаря Ротбарта.

Основные действующие лица: принц Зигфрид, Одетта-Одиллия, Ротбард .

Сюжет балета «Лебединое озеро»

Действие первое

Картина 1. Принц Зигфрид празднует свое совершеннолетие. Друзья приглашают принца на охоту.



Картина 2 . Ночь. На берегу озера — лебеди. Это девушки, заколдованные злым волшебником Ротбартом. Лишь по ночам возвращает он девушкам-лебедям человеческий облик. Затаив дыхание, принц следит за тем, как белый лебедь превращается в красивую девушку. Это Одетта — королева лебедей. Зигфрид очарован ее красотой. Одетта рассказывает принцу печальную историю колдовства. Только глубокая и преданная любовь может принести девушкам избавление от злых чар. Зигфрид клянется Одетте в любви и верности.




Действие второе

Картина 3 . Бал в замке принцессы. Зигфрид должен выбрать себе невесту. Появляется переодетый Ротбарт. С ним его дочь Одиллия. Она настолько похожа на Одетту, что Зигфрид принимает ее за свою любимую и готов назвать Одиллию своей невестой. Возникает видение Одетты, и Зигфрид понимает, что обманут Ротбартом.


Действие третье

Картина 4 . Берег озера. Девушки-лебеди ждут Одетту. Возвращается Одетта и рассказывает об измене Зигфрида. Вбегает Зигфрид. Он умоляет Одетту о прощении. Принц вступает в бой с появившимся волшебником. Видя, что юноше угрожает смерть Одетта бросается ему на помощь. Для спасения любимого она готова пожертвовать собой. Одетта и Зигфрид побеждают. Девушки свободны. Звучит гимн любви, молодости и красоты.



Всё начиналось с Фуэте!
Жизнь — это Вечное движенье,
Не обращайтесь к Красоте
Остановиться на мгновенье,
Когда она на Высоте.
Остановиться иногда
На то мгновение — опасно,
Она в движении всегда
И потому она прекрасна!
Ах, только б не остановиться…
(Валентин Гафт «Фуэтэ»)


Екатерина Насрединова

Сейчас, когда балеты Чайковского составляют основу музыкальных театров мира, трудно даже представить себе, что его «Лебединое озеро» было принято в то время довольно сдержанно.

Знаменитый Петипа признавался, что ему было трудно работать над балетами Чайковского. Почему?

Чтобы понять это, надо немного углубиться в историю русского балета.

Н. Кузнецов «Портрет Чайковского»

Из истории русского балета

Первые балетные представления в России ещё не были балетом в полном смысле этого слова. 17 февраля 1672 г. , на масленицу, такое представление состоялось при дворе царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы. После исполнения куплетов, восхваляющих свойства души царя-батюшки, выступила танцевальная группа. Вот с этого выступления и начался в России балет.

В дальнейшем развитию танцевального искусства способствовал Петр I , который даже издал указ, согласно которому танцы стали обязательной частью придворного этикета, а дворянская молодежь обязана была обучаться танцам. Сухопутный шляхетный корпус, открытый в Петербурге в 1731 г., стал колыбелью русского балета: его выпускники должны были занимать высокие государственные должности, поэтому светское обхождение, в том числе и бальные танцы, входили в программу их обучения.

Танцмейстером корпуса с 1734 г. был Жан Батист Ланде , который и считается основоположником русского балетного искусства.

В 1738 г. он открыл первую в России школу балетного танца «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучать танцам 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.

В царствование Елизаветы Петровны русский балет продолжал развиваться, но особую популярность он приобрёл во время правления Екатерины II . По случаю её коронации в московском дворце был дан балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны », в котором участвовали и вельможи. Известно, что в придворном театре часто танцевал наследник престола Павел Петрович (Павел I ). В эпоху Екатерины II в России появился крепостной балет, состоящий из крепостных крестьян помещиков. Но и в это время балет ещё не был в таком виде, как мы понимаем его сейчас. Это были отдельные постановочные номера или танцы, которые показывались в антрактах оперы.

В. Баранов "Портрет Дидло"

Новых высот русский балет достиг в царствование Александра I , этим балет обязан Карлу Дидло , приехавшему в Россию в 1801 г.

Балет в это время был очень популярен в России. Об этом мы узнаем и из романа Пушкина «Евгений Онегин», роман этот не зря назван Белинским «энциклопедией русской жизни». Самыми известными балеринами того времени были ученицы Дидло Истомина и Телешова .

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», гл.I

Очень любили балет и Николай I , и Александр II . Балетмейстер Мариус Петипа поставил несколько балетов на сюжеты русских сказок: «Конёк-горбунок», «Золотая рыбка». И вот в балет «приходит» П.И. Чайковский. Он сказал новое слово в каждом из жанров, в которых творил. И это новаторство часто было скрытым, поэтому и не сразу оцененным. Однако именно в балете реформаторская роль Чайковского является безусловной. Композитор обратился к балету в середине 70-х годов. К тому времени он был уже автором четырех опер, трех симфоний, двух квартетов и других сочинений. В письме к Римскому-Корсакову он признавался, что «давно хотел попробовать себя в этого рода музыке», несмотря на то, что серьёзные композиторы смотрели на балет свысока, оценивая балетную музыку как «низший род музыки».

Мариус Петипа

Балеты П.И. Чайковского

И действительно, ни один крупный русский композитор до Чайковского не обращался к сочинению балетов. Балеты, которые шли в Императорских театрах, не имели самостоятельной художественной ценности, так как не выходили за рамки иллюстрирования танцевальных номеров. Хотя именно эта тенденция создания партитур, учитывающих связь танцевальных номеров с развивающимся музыкальным сюжетом, уже намечалась во французском балете: «Жизели» Адана и «Коппелии» и «Сильвии» Делиба . От балета «Сильвия» был в восторге и Чайковский.Именно по этому пути и пошёл композитор, но ушёл далеко вперёд от французских композиторов: его балетные партитуры отличаются симфоническим развитием музыкальных образов, возможностью выражать сложные психологические состояния персонажей. Он даже сказал однажды: «... балет - та же симфония». Но балеты все-таки были в его понимании и в его музыкальном наследии совершенно особым явлением. Если сказать кратко – это воплощенная мечта о победе любви и добра. Все три его балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» ) основаны на сказочных сюжетах. Но в театральной практике его времени они были непривычны и новы.

История создания балета «Лебединое озеро» (1877)

«Лебединое озеро» - первый балет Чайковского. Его премьера прошла 4 марта 1877 г . на сцене Большого театра в Москве.

Это балет в IV актах. Либретто создано Владимиром Бегичевым и, предположительно, Василием Гельцером.

Сюжет балета построен на фольклорных мотивах, в основе - старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна, рыцаря Ротбарта.

Прообразом для лебединого озера стал Воткинский заводской пруд, который находился напротив дома Чайковского, хотя в Германии распространено мнение, что прообразом является озеро, находящееся в предгорьях Альп в окрестностях города Фюссена. Существует также версия об озере в Лебедевой экономии Давыдовых (Черкасская область в Украине). Композитор часто бывал в имении Давыдовых (его сестры Александры), наблюдая за белоснежными птицами.

История постановок

Как мы уже отмечали, музыка балета первоначально не вызвала особого интереса, показалась сложной, а первая постановка балета вообще оказалась неудачной. Оригинальную хореографию создал Ю. Резингер , и она не имела успеха. Спектакль редактировался, и в 1894 г. был показан в постановке Л. Иванова . К 1895 г. для постановки в Мариинском театре было заново пересмотрено либретто (над ним работали М. Петипа и М.И. Чайковский, брат композитора). Эта версия в дальнейшем и стала классической. Но каждая постановка этого балета всегда имеет свои нюансы, поэтому из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.

Сюжет балета



В старинной немецкой легенде рассказывается о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя.

Принц Зигфрид празднует своё совершеннолетие и в дворцовом парке замечает стаю лебедей, которая манит его за собой. На берегу озера среди девушек-лебедей он находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Принц покорен её красотой, а её рассказ о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом вызывает в нём возмущение и желание помочь ей. Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. Но на балу, по велению матери, он должен выбрать себе невесту. Принц безучастен к претенденткам, но вдруг появляется Одиллия, и в ней Зигфрид видит Одетту – её он и выбирает. Но тут же Зигфрид понимает, что совершил роковую ошибку. Он бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но та его не прощает. Тогда Зигфрид срывает с её головы корону, бросая вызов Ротбарту, олицетворяющему образ хозяина озера. Корона спасала Одетту от преследования, но принц надеется, что девушка-лебедь уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшегося озера поглощают Одетту и Зигфрида.

Жизнь балета



На премьере балета в 1877 г. партии Одетты и Одиллии танцевала П. Карпакова , Зигфрида – А.Г. Гиллерт , Ротбарта – С.П.Соколов . А затем за длинную историю жизни балета его партии исполняли лучшие танцовщики мира, постановщиками были лучшие балетмейстеры мира, а дирижировали лучшие дирижёры. По мотивам балета сняты мультфильм, полнометражное аниме, кино- и телевизионные версии полного балета.

«Лебединое озеро» стало уникальным явлением мировой художественной культуры. Балет воплотил в себе все богатство романтического балета XIX в. и во многом определил развитие балетного театра в дальнейшем. И сейчас он является одним из самых востребованных спектаклей во всём мире.

Премьерой балета "Лебединое озеро" откроется III Международный форум "Балет ХХI век". Он пройдёт с 5 по 9 октября в Красноярском театре оперы и балета, сообщают ленты новостей информационных агентств.
Первая авторская редакция балета Петра Чайковского абсолютно неизвестна современной публике. Её премьера состоялась 20 февраля 1877 года в Большом театре, хореографом был Вацлав Рейзингер. Но она не получила среди зрителей того времени особого успеха, а потому была снята с репертуара.

Классикой мировой хореографии стал спектакль 1895 года, который в Мариинском театре Санкт-Петербурга поставили Лев Иванов и Мариус Петипа. А новое либретто "Лебединого озера" написал Модест Чайковский, брат Петра, после его смерти.

Как заявил хореограф постановки, заслуженный артист РФ Сергей Бобров "спектакль значительно отличается от того "Лебединого озера", которое привыкли видеть зрители". Возрождение балета Чайковского в первоначальном виде давняя мечта Боброва.

В постановке всё приведено в соответствие авторской редакции балета: партии Одетты и Одилии будут исполнять две балерины, а белое адажио пройдёт без кордебалета. "Потому что не может интимный дуэт Одетты и Принца происходить в присутствии других лебедей", - отметил Бобров. "И это было непременным условием композитора, писавшего в своё время: "Если дуэт происходит в окружении лебедей, это то же самое, что заниматься этим на площади", - заключил хореограф.

Единственное расхождение в сюжете от известного сегодня балета, которого нет в первоначальной редакции - это "Танец маленьких лебедей". Сергей Бобров уточнил: "Мы хотели, чтобы пришедший зритель получил удовольствие от нашей постановки".

История

В сентябре 1875 года Чайковский написал Римскому-Корсакову: «По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».

В этом первом балете Чайковского было все, что волновало и всегда будет волновать композитора. Однако Петр Ильич признавался: за эту работу взялся «отчасти из-за денег». Он чувствовал, что почему-то не хочет писать на этот сюжет.

ВЕЧЕР, ОЗЕРО, СМЕРТЬ

Образ одетых в воздушные белые одежды девушек-лебедей, обитающих по берегам заколдованного озера, восходит к традициям европейского романтического балета. Эту волшебную эпоху, чей свет уже почти померк к 1875 году, символизируют два великих балета: «Сильфида» Адольфа Нурри (1831), где блистала великая Мария Тальони, и «Жизель» Адольфа Шарля Адана (1841) по сценарию поэта-романтика Теофиля Готье.

В 1831 г. художник парижской Опера Эжен Лами придумал переживший века балетный костюм: несколько кисейных юбок, или тюников, вздувающих колоколом верхнюю юбку из белой ткани. Над юбкой в виде опрокинутого венчика цветка возвышается гладкий корсаж, украшенный букетиком цветов. Узкая шелковая лента повязана вокруг талии, цветочная гирлянда дрожит в гладко зачесанных волосах… Этот наряд, созданный для Марии Тальони в партии Сильфиды, станет не только символом поэтической мечты об идеальной, неуловимой, почти бесплотной женственности, но и атрибутом романтического балета.

Сцена из первой постановки балета «Лебединое озеро».
20 февраля 1877 г. Большой театр. Москва

В 30-е годы XIX века образ эфемерного существа, наполовину духа стихий, наполовину женщины, был самым популярным в европейском музыкальном театре. В начале 1840-х, когда сцены европейских театров начал завоевывать шедевр Адана, этот волшебный образ приобретает мрачную двойственность: мертвенно-бледная Жизель среди кладбищенских цветов, в хороводе виллисов (девушек, умерших до свадьбы).

Позднее под влиянием балета Чайковского образ девушек-лебедей, танцующих по берегам заколдованного озера, сольется с русским образом Царевны-Лебеди, столь популярной в искусстве Серебряного века.

Но в 1875 г. это был откровенно старомодный сюжет для балета с крайне скудным бюджетом (рецензенты подивятся убогости декораций К.Ф. Вальца, К. Гроппиуса, И. Шангина). Вероятно, к удивлению администрации, первая постановка «Лебединого озера» пройдет 39 раз — достаточно для того, чтобы даже принести прибыль.

НЕИЗВЕСТНЫЙ СЮЖЕТ

В традициях романтического балетного театра сценарист занимал следующее по важности место после хореографа. А в иерархии подготовки спектакля он стоял даже выше композитора. Либретто балета вместе с костюмами и экскизами декораций обычно хранилось в архивах театров, между тем как музыкальную партитуру могли за ненадобностью просто выкинуть.

Однако в том, что касается первой редакции «Лебединого озера», от авторства отказывались все. Иногда авторами первого либретто называют В.П. Бегичева и В.Ф. Гельцера, иногда считают, что они были только консультантами Чайковского. Неясен и источник самого знаменитого русского балета: одни указывают на сказку писателя Музеуса «Лебединый пруд», другие — на повесть «Ундина» Фридриха де ла Мотт Фуке, хотя последняя (как в подлиннике Фуке, так и в переводе Василия Андреевича Жуковского) не имеет ничего общего с «Лебединым озером».

Обычно Чайковский не мог работать, если не чувствовал глубокого внутреннего родства со своим сюжетом. Однако в «Лебедином озере» его что-то безотчетно тревожило. Недаром он упоминал, что стал писать «из-за денег». Так с Чайковским бывало и до, и после: тогда композитор, обычно столь аккуратный и ответственный, старался либо оттянуть работу, либо не писать вообще. В 1880-е годы он несколько лет подряд отказывался писать оперу «Пиковая дама» (в которой слишком много говорится о самоубийстве), утверждая, что сюжет его не привлекает.

Что смущало его в этом сюжете?

Принц Зигфрид празднует свое совершеннолетие в парке. Увидев пролетающую лебединую стаю, он бросает друзей и убегает вслед за птицами. В лесу, на берегу озера, среди девушек-лебедей принц находит добрую фею Одетту и клянется ей в вечной любви. На голове у феи корона, которая защищает ее от преследований Мачехи-совы — воплощения сил зла и рока. В следующем действии балета Зигфрид должен выбрать себе невесту. На балу появляется Одиллия, которую принц принимает за свою возлюбленную Одетту, и выбирает ее в жены. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бросается к озеру и умоляет Одетту о прощении. Он надеется, что фея лебединого озера уйдет с ним в мир людей. Появляется Мачеха-сова, которой принц бросает вызов. Рок побеждает, и Одетта и Зигфрид тонут в волнах разбушевавшегося озера...

…Образ старой ведьмы Мачехи-совы — воплощение ожившей смерти — будет встречаться в более поздних произведениях Чайковского. Это и злая фея в балете «Спящая красавица», чье появление сопровождается оркестровыми страницами бетховенской мощи. И, конечно, это старая Графиня из «Пиковой дамы», которую композитор называл «страшным существом».

Однако в дальнейшем этот образ из либретто балета исчезнет.

БУРЯ НА ОЗЕРЕ

Пожалуй, впервые с такой силой на балетной сцене зазвучала тема рока. Именно в период создания «Лебединого озера» композитор был одержим этой темой. Одновременно с балетом писалась симфоническая фантазия «Франческа да Римини» на его любимый сюжет из пятой песни «Ада» Данте: об убитых влюбленных Паоло и Франческе, неразлучных в аду. В мае 1877 г. будет создана и Четвертая симфония — первая, в которую Чайковский ввел то, что он назвал «темой фатума».

Впервые взявшись за сочинение балета, Чайковский создал полноценную, красочную симфоническую партитуру. Иногда утверждают, что он совершил революцию в балетной музыке. Нет, он не был первым.

Уже в XVIII в. среди европейских музыкантов поддерживалось мнение, что балетный спектакль должен озвучиваться серьезными, глубокими оркестровыми произведениями - так считал, например, Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787). В 1821 г. французский музыковед Франсуа Анри Жозеф Кастиль-Блаз (1784-1857) писал, например, что «прекрасные симфонии Гайдна… концерты, скрипичные дуэты, сонаты, романсы, баркаролы — все служит для сочинения действенных балетов». Даже Людвиг ван Бетховен отдал должное балетному искусству: он написал героический балет «Творения Прометея, или Власть музыки и танца».

Музыка «Лебединого озера» может исполняться как самостоятельное симфоническое произведение. Причем это единственный из трех балетов Чайковского, чью музыку в ХХ веке будут широко использовать и для других балетных постановок. Так, балетмейстер Борис Эйфман поставит на эту музыку балет «Чайковский»: о том периоде жизни композитора, когда он сочинял «Лебединое озеро».

Музыкально-драматургический стержень всего балета — тема-лейтмотив «Лебединая песнь». (Некоторые исследователи сравнивали ее с элегической главной темой «Неоконченной симфонии» Франца Шуберта.) Она появляется в первых тактах увертюры и варьируется вплоть до финала, незаметно связывая между собой все остальные музыкальные темы и формы. Благодаря ей балет не распадается (как это бывало у других авторов, даже у Адана) на множество вставных танцевальных номеров: все они, при внешнем блеске и разнообразии, кажутся частью единого целого. При этом Чайковский не забывает, что пишет танцевальную музыку: в ходе действия он использует еще один лейтмотив, на этот раз ритмический — это вальс, романтический, элегический, меланхолический, реже ликующий, который проникает почти во все эпизоды «Лебединого озера». «Крестьянский вальс», «Вальс лебедей» и «Вальс невест» — первые крупные танцевально-симфонические формы, прообраз русской балетной музыки будущего.

Совершенно новым для романтических балетов стал образ главного героя — принца Зигфрида. До сих пор все мужчины — возлюбленные сценических фей, ундин и саламандр занимали в балетах подчиненное положение. Их роль сводилась к тому, чтобы слегка придерживать за ленту на талии улетающих со сцены сильфид. (Иногда постановщики доводили этот принцип до абсурда: в «Сильфиде» 1831 года главный герой, возлюбленный Сильфиды, вообще не танцует.)

Зато Зигфрид у Чайковского — это герой, который борется за свою любовь, проходит через страдания и гибнет, бросив вызов року. Героический мужской танец, стремительный, отточенный, исполненный мощи — тот, которым в начале ХХ в. будут ошеломлены парижские зрители русских сезонов, — был заложен Чайковским в музыке «Лебединого озера».

ГИБЕЛЬ КОРОЛЯ

Настоящей сенсацией «Лебединое озеро» станет лишь после смерти Чайковского. В 1894 г. Мариус Петипа и Лев Иванов сделали новую редакцию балета. Именно в посмертной петербургской постановке впервые появились находки, которые позднее приведут в восторг весь мир: «танец маленьких лебедей», трепетные белоснежные пачки второго «белого акта» на берегу заколдованного озера, дьявольские 32 фуэте Черного лебедя в сцене помолвки принца…

Водоразделом между первой и второй постановкой балета стало международное событие, которое заставило иначе взглянуть на сюжет «Лебединого озера».

13 июня 1886 г. в водах Штарнбергского озера погиб король, меценат, мечтатель, страстный почитатель и покровитель Рихарда Вагнера — Людвиг II Баварский. Эта трагедия, взволновавшая Европу, будет долго вдохновлять художников: в ХХ веке в Италии Лукино Висконти снимет эпический фильм «Людвиг» с Хельмутом Бергером в главной роли.

Жизнь короля Людвига проходила в поисках идеала. Символом своей жизни он сделал лебедя (птицу Лоэнгрина из одноименной оперы Вагнера, потрясшей его до глубины души). Лебедь изображался на королевском гербе и даже на распятии в спальне. Монарх был одержим архитектурными и оформительскими фантазиями, за которыми не поспевали его любимые архитекторы и дизайнеры Эдуард Ридель, Георг Долман и Юлиус Хофман. В его дворцах византийский стиль смешивался со стилем Людовика XIV и с неоготикой. Один из фантастических замков Людвига II Баварского назывался Лебединым: из его окна король любовался горным Лебединым озером, по которому в те времена плавали прекрасные птицы.

В конце жизни король был отстранен от власти, объявлен душевнобольным и находился под домашним арестом. По распространенной версии, он застрелил своего врача в состоянии душевного помрачения и бросился в озеро. Чайковский прозрачно назвал гибель Людвига Баварского «ужасной», а обстоятельства, приведшие к ней, «злодейством».

Однако рассказанная в «Лебедином озере» история принца-мечтателя, который находит смерть в волнах, к концу 1880-х гг. приобрела острое политическое звучание. Сентиментальная сказка, в духе банальных сюжетов романтического балета, оказалась опасным пророчеством, чреватым международными осложнениями. Дирекции Московских театров, причастной к постановке 1877 г., вряд ли в 1886-м хотелось вспоминать, кто протащил на сцену этот милый сюжет про прудик с лебедями.

Вероятно, именно поэтому для второй постановки балета в 1894 г. понадобится фигура официального либреттиста. Наилучшим кандидатом оказался младший брат композитора Модест Чайковский, умный либреттист, с замечательным чувством музыкального театра. Модест Ильич смело поставил на либретто свое имя и при этом внес в него небольшие, но важные изменения.

Он заменил женский персонаж, Мачеху-сову, на мужчину — Злого гения. Тем самым уравновесилась структура сюжета и образовались две полярности. У небесного существа, белого лебедя Одетты, в балете Чайковского уже был злой земной двойник — черный лебедь Одиллия. Теперь черный двойник появился и у принца-мечтателя. Этот двойник, способный заколдовать окружающий мир, олицетворяет темные стороны души и разрушительную мощь власти.

В этом виде новое либретто (вместе с классической хореографической версией Петипа и Иванова) получило признание во всем мире. На долгие годы потерял важность вопрос, кто в 1875-1876 гг., за девять лет до трагедии на Штарнбергском озере, увидел — как в пророческом сне — корону, упавшую в Лебединое озеро.

Только в ХХ в. будут предприняты первые попытки вернуть на сцену авторский вариант либретто — написанного, вероятно, самим Чайковским. Величие музыки Чайковского придало иное измерение трагедии 1886 года. Если в представлениях образованного общества XIX в. жизнь Людвига Баварского была неразрывно связана с музыкой Рихарда Вагнера, то в ХХ в. многие будут воспринимать жизнь и смерть короля-мечтателя сквозь дымку меланхолической музыки к «Лебединому озеру». Как историю Людвига Баварского поставит балет Чайковского и Джон Ноймайер.

В финале, после отчаянной схватки, Черный гений побеждает: он берет безжизненное тело короля на руки и уносит его в глубокие воды Лебединого озера.

Светлана Кирилова

Фильм снят на основе балета, исполняемого на сцене Большого театра и как в классической программе состоит из двух действия и четырёх картин.

Действие I

Картина 1

Старинный германский замок. Праздник дня совершеннолетия единственного сына - принца Зигфрида. На праздник пришли друзья и придворные. Главный руководитель праздника, мать принца - Владетельная принцесса. На празднике принца посвящают в рыцари. Теперь его жизнь определяется доблестью и долгом.
Вечереет, пир подходит к концу, звучат тосты в честь принца, его сверстницы требуют внимания, но сам принц в раздумьях, ему хочется идеальной, чистой любви. Гости уходят, оставив принца одного в его раздумьях в наступившей ночи. Появляется тень и принц понимает, что это его Судьба, но образ у неё Злого Гения. Судьба открывает перед молодым человеком тайны и манит его. Какое-то предчуствие не даёт покоя и Зигфрид уходит в мир мечты.

Картина 2

Увлечённый судьбой, принц оказывается на берегу ночного озера. В бликах воды перед ним появляется видение прекрасных девушек в образе лебедей, а в центре самую прекрасную из них - Королеву лебедей, Одетту. Зигфрид очарован её красотой и замирает. Принц потрясён и понимает, что в образе Одетты он видит свой идеал. Он влюбляется в принцессу-лебедь, признаётся в любви и клянётся в верности.

Действие II

Картина 3

Владетельная принцесса, мать Зигфрида, приглашает в замок невест и хочет найти для сына спутницу жизни. Она ставит принца перед выбором невесты и хочет, чтобы он заключил с ней брачный союз. Но Зигфрид поглощён воспоминаниями о принцессе-лебеди за которой скрывается прекрасная Одетта. Он танцует с девушками, но не проявляет к ним интереса, никто не подходит под образ его идеала.
В замке появляется новый гость, довольно странный рыцарь, со спутницей изумительной красоты,их сопровождают четыре чёрных лебедя. В спутнице рыцаря Зигфрид видит Одетту, но на самом деле это её двойник. Принц ничего не подозревая устремляется к девушке и теряет голову. А Злому Гению это только на руку и он испытывает чувства молодого человека. Двойник Одетты, на самом деле Одиллия, которая очаровывает принца игрой и Зигфрид называет её своей избранницей. В зале замка перед многочисленными гостями принц клянётся роковой клятвой в любви и верности. Но весь зал погружается в темноту и появляется образ настоящей Одетты. Зигфрид поздно понимает, что обманут и пытается устремиться вслед за образом настоящей избранницы.

Картина 4

Всё Лебединое озеро погружается в вести об нарушении клятвы принца. На берег приходит Зигфрид с просьбой о прошении, и Одетта прощает его. Но Судьба неумолима и теперь молодой человек не властен над ней.
Злой Гений радуется победе и на озеро насылает бурю, которая разъединяет влюблённых, но принц из последних сил борется со злодеем. В конечном итоге образ прекрасной Одетты исчезает в первых лучах солнца, и принц оказывается на берегу Лебединого озера один.

Лебединое озеро конец

Перед взором принца Зигфрида Лебединое озеро. Концовка фильма-балета драматическая. Обманутый Судьбой молодой человек лишился своей возлюбленной и лишь мечты и воспоминания остались у него на всю жизнь. А что случилось с Одеттой? Она так и осталась на всю жизнь прекрасным лебедем, Королевой лебедей.

Актёры, исполняющие главные роли

Светлана Захарова - Одетта и Одилия
Денис Родькин - принц Зигфрид
Артемий Беляков - Злой Гений
Игорь Цвирко - шут

Балет "Лебединое озеро"


История создания балета «Лебединое озеро».

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске. С раннего детства Петра тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свой досуг. В 1845 году он начал учиться игре на рояле, всего через 3 года уже умел читать ноты, а год спустя прекрасно играл на фортепьяно. По окончании курса наук в 1859 году Петр Ильич Чайковский поступил на службу в департамент Министерства Юстиции, но чиновничья служба была ему не по душе. Спустя год Чайковский поступил в открывшуюся Петербургскую консерваторию, где занимается «по классу сочинения» у Антона Рубинштейна.

По началу, успехи Чайковского были скромными. Но упорный труд принесли свои плоды. На свет родилось множество прекрасных произведений, например оперы: «Иоланта» и «Пиковая дама», балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица», множество симфоний и сюит, концертных и фортепианных произведений.

С Лебединым озером была другая история. Во-первых, «Лебединое озеро» было первым балетом, созданным Чайковским. Во-вторых, как признавался сам Чайковский Н. Римскому - Корсакову, Петр Ильич писал данное произведение отчасти из-за денег, в которых он тогда нуждался. Таким образом, известный в России композитор берется написать свой первый балет. Либретто было написано В. Гельцером и В. Бегичевым. В 1876 году впервые была представлена опера «Лебединое озеро». Но первая постановка оказалась неудачной. Но спустя 20 лет, в 1895 году на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялось блистательное возобновление балета. Модест Чайковский переделал либретто, а дирижер и композитор Риккардо Дриго внес некоторые изменения в партитуру. Но в первую очередь «Лебединое озеро» обязано своим триумфом двум балетмейстерам - Льву Иванову и Мариусу Петипа. В хореографии Петипа-Иванова - всеобъемлющее ликование праздника и романтическая расколотость мира, идиллия первого акта и фатальный излом второго, чистота любовного адажио и демоническая виртуозность Одилии. В ней - символ идеальной, но трагической любви, воплощенный в образе Одетты. Уникальное явление русской художественной культуры, «Лебединое озеро» собрало и впитало наследие балета 19 века и во многом определило развитие балетного искусства 20 века.

Сюжет оперы «Лебединое озеро».

Действие первое.

В замке празднуется день совершеннолетия молодого принца Зигфрида. Мать, придворные, друзья поздравляют его. Гостей развлекает шут. Мать Зигфрида дарит сыну арбалет. Она напоминает принцу, что ему пришло время выбрать невесту. Пир окончен, гости расходятся. Зигфрид остается один. Его томят смутные предчувствия, волнуют неясные мечты. В небе показывается стая лебедей, и принц, увлекаемый внезапным душевным порывом, спешит за ними к озеру.

Действие второе.

Зигфрид оказывается в ночном лесу, на берегу озера. Лебеди опускаются на берег и превращаются в прекрасных юных девушек. Принц, зачарованный их красотой, невольно опускает свой арбалет. Королева лебедей Одетта рассказывает принцу, что все они - во власти чар злого волшебника Ротбарта. Только сила любви способна преодолеть его колдовство. Зигфрид клянется ей в вечной любви и верности, но Одетта предупреждает его: если он не сдержит клятву, то девушки - лебеди навсегда останутся во власти Ротбарта. Светает. Лебеди плывут по глади озера. Одетта и Зигфрид прощаются.

Действие третье.

Замок вновь заполнен гостями: сегодня молодой принц должен выбрать себе невесту. На бал съехались знатные красавицы из разных стран, но Зигфрид остается безучастным - ни одна из них не может сравниться с воспоминаниями об Одетте. Фанфары извещают собравшихся о прибытии новых гостей - это знатный рыцарь и его прекрасная спутница. Это сам волшебник Ротбарт и его дочь Одиллия, необычайно похожая на Одетту. Одиллия очаровывает принца, обманутого сходством. Он называет ее своей избранницей. Ротбарт торжествует: принц нарушил клятву верности, и теперь лебеди навеки останутся во власти его чар. Перед пораженным принцем на миг возникает картина озера, и он устремляется за ускользающим призраком оперы. Берег. Озеро. Ночь. Одетта рассказывает подругам о нарушенной клятве. Теперь девушки-лебеди навечно обречены, остаться в колдовском плену. Появляется мучимый раскаянием Зигфрид, он умоляет Одетту о прощении; королева лебедей прощает его. Принц вступает в единоборство с Ротбартом, и сила человеческой любви преодолевает колдовство злого гения, даря героям свободу и счастье.

Музыкальная драматургия.

Демоническая виртуозность Одиллии. В ней - символ идеальной, но трагической любви, воплощенный в образе Одетты. Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Благодаря оркестру можно было чувствовать, кто добрый персонаж, а кто злой. Во время танца Одетты и Зигфрида была любовная мелодия, но слегка с грустными оттенками мелодии. Во время исполнения танца Ротбарта звучала несколько коварная, хитрая мелодия. А во время финальной битвы между Зигфридом и Ротбартом вначале чувствовалось напряжение, а затем приятное ощущение победы добра над злом.

Значение «Лебединого озера» в истории.

«Лебединое озеро» очертило границу между двумя эпохами в истории балетного искусства - уходящим веком романтического «большого балета» и новой эпохой симфонизации балета, насыщения его сквозным музыкально-сюжетным развитием. В сущности, Чайковский преобразовал традиционный «дивертисментный» балет, преобразив этот жанр мастерством зрелого композитора-симфониста; Петипа и Иванов создали хореографическую интерпретацию этого произведения, и сохранив отчасти черты традиции романтического балета, и придав ему новый облик. Уникальное явление русской художественной культуры, «Лебединое озеро» собрало и впитало наследие балета 19 века и во многом определило развитие балетного искусства 20 века.

лебединый чайковский озеро балет


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Загрузка...
Top