Лирические отступления «Мертвых душ» и их идейное наполнение. Лирические отступления в поэме "мертвые души" гоголя План лирических отступлений в мертвых душах

Появление в поэме «Мертвые души» многочисленных лирических отступлений обусловлено не в последнюю очередь необычным жанровым решением всего этого произведения, в котором присутствуют элементы и которое сам автор назвал «поэмой», невзирая на отсутствие в ней стихотворных строф.

Мы можем найти в поэме не простое повествование по сюжету чичиковской авантюры, а действительную «песню» о стране, в которую вложил свои сокровенные чаяния, размышления, переживания.

Такие лирические отступления, прежде всего:

  • открывают читателю образ самого автора «Мертвых душ»
  • расширяют временные рамки поэмы
  • наполняют содержательную часть произведения субъективными рассуждениями автора

Можно предположить, что подобную традицию «авторского сопровождения» сюжета Гоголь позаимствовал у , продолжив жанровое смешение, появившееся в поэме «Евгений Онегин». Однако гоголевские авторские отступления имели и свои собственные черты, отличающие их от пушкинских.

Анализ лирических мест Гоголя в поэме

Образ автора

В «Мертвых душах» автор представляет почти свою философию творчества, когда главным её предназначением определено именно гражданское служение. Гоголь, в отличие от иных классиков, откровенно чужд проблем «чистого искусства» и намеренно хочет стать учителем, проповедником для современных ему и последующих читателей. Это стремление не только выделяет его в ряду писателей 19 века, но и делает исключительным творцом всей нашей литературы.

Поэтому образ автора в этих отступлениях предстает фигурой человека с огромным и выстраданным лично опытом, который делится с нами своей обдуманной и обоснованной позицией. Его опыт жизни всецело связан со страной, Гоголь даже прямо обращается к России на страницах поэмы:

«Русь! Какая непостижимая связь таится между нами?»

Темы авторских высказываний

В монологах Гоголя-учителя и морализатора поднимаются темы:

  • Философских проблем смысла существования
  • Идей патриотизма – и
  • Образа России
  • Духовных исканий
  • Задач и целей литературы
  • Творческих свобод и проч.

В своих лирических местах Гоголь уверенно поет гимн реализму, который и может всколыхнуть необходимые чувства у его читателей.

Однако, если А.Пушкин допускал равноправие со своим читателем и мог общаться с ним почти на равных, предоставляя последнему собственное право сделать вывод, то Николай Васильевич, напротив, изначально ориентирован на формирование необходимой реакции и выводов у читателя. Он твердо знает, что именно должно возникнуть в голове читающих и уверенно развивает это, возвращая их к мысли об исправлении, освобождении от пороков, воскресении чистых душ.

Лирические отступления как песнь о России

Гоголь создает крупное полотно действительности, в котором образ его страны России представлен объемно и выразительно. Русь в гоголевских лирических отступлениях это все – и Петербург, и губернский город, и Москва, и сама дорога, по которой едет и бричка , и несется «птица-тройка» будущего. Можно сказать, что и сама дорога становится философский акцентом «Мертвых душ», его герой – это путешественник. Но сам автор глядит на современную ему Русь будто из прекрасной дали, которую он жаждет для нее, видя ее «чудной и сверкающей».

И пусть на нынешнем этапе в его России все «бедно и плохо», Гоголь верит, что потом его «птице-тройке» откроется великая будущность, когда и иные государства и народы будут давать ей дорогу вперед, сторонясь её полета.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

При каждом слове поэмы чита­тель может говорить: «Здесь рус­ский дух, здесь Русью пахнет!» Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений...

В. Г. Белинский

Я знаю; если я сейчас раскрою «Мертвые души» наугад, то томик привычно раскроется на 231 странице...

«Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая не­постижимая связь таится между нами? Что гля­дишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, об­ратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое гряду­щими дождями, и онемела мысль пред твоим про­странством. Что пророчит сей необъятный про­стор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредель­ной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развер­нуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» Это - любимое. Сто раз прочитанное и перечитанное. Поэтому томик всегда сам раскрывается на 231 странице...

Почему именно это? Почему не такое: «Эх, тройка!..» Или: «Боже, как ты хороша подчас, да­лекая, далекая дорога!» Или... Нет, все-таки это. Вот он. Гоголь, объятый «могучим пространством» Руси, что «страшною силою» отразилось в его глубине... А какую же глубину дал бессмерт­ный писатель словам, в которых отразилась вся его «сверкающая, чудная, незнакомая земле даль...». Это и есть та «непостижимая связь» между талантом и землей, взрастившей этот та­лант.

«В «Мертвых душах» везде ощущаемо и ося­заемо проступает его субъективность... которая в художнике обнаруживает человека с горячим сердцем... которая не допускает его с апатическим равнодушием быть чуждым миру, им рисуемому, но заставляет его проводить через свою душу живу явления внешнего мира, а через то и в них вды­хать душу живу... Преобладание субъективности, проникая и одушевляя собою всю поэму Гоголя, доходит до высокого лирического пафоса и осве­жительными волнами охватывает душу читате­ля...» (В. Г. Белинский).

Читая лирические отступления (да и не только их, а всю поэму) в первый раз, не зная имени ав­тора, с уверенностью скажешь: «Писал русский». Какие точные выражения, само построение фраз, глубокое и обширное знание земли, о какой пи­шешь! Истинно русская (плавная, немного с грус­тью, богатая самыми тонкими оттенками настро­ения) поэзия. Надо быть поэтом, каким был Гоголь, чтобы написать такую поэму в прозе! В «Мертвых душах» Гоголь стал «русским нацио­нальным поэтом во всем пространстве этого слова» (В. Г. Белинский).

Поэт? Поэма? Да. Поэт. И поэма. Гоголь не зря назвал свое детище поэмой. Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может так свободно вторгаться своим «я» в ход повествования.

Отступления в «Мертвых душах» представля­ют большую ценность. Ценны они своей высокохудожественностью, предельностью самовыра­жения автора, уместностью в том или ином кон­тексте.

Гоголь иронически рассуждает о «толстых» и «тонких» представителях дворянства, о «господах большой руки» и «господах средней руки», гово­рит о русском слове и русской песне. Все это тонко и умело вплетается в сюжет произведения.

Помните начало шестой главы? «Прежде, давно, в лета моей юности...» Помните: «... О моя юность! о моя свежесть!»? А через несколько стра­ниц: «У одного из строений Чичиков скоро заме­тил какую-то фигуру... Платье на ней было совер­шенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят де­ревенские дворовые бабы, только один голос пока­зался ему несколько сиплым для женщины». Ба, да это же Плюшкин! Ну и убого же выглядит эта «прореха на человечестве» на фоне такого лири­ческого отрывка!

А между двумя прекрасными отступлениями («Русь! Русь! Вижу тебя...» и «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»), что в начале одиннадцатой главы, кошмарным диссонансом звучит: «Держи, держи, дурак!» - кричал Чичиков Селифану. «Вот я тебя пала­шом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж!»

Пошлость, пустота, низость жизни еще четче вырисовываются на фоне возвышенных лиричес­ких строк. Этот прием контраста применен Гого­лем с большим мастерством. Благодаря такому резкому противопоставлению мы лучше уясняем мерзкие черты героев «Мертвых душ».

Такова роль лирических отступлений в компо­зиции поэмы.

Но самое главное то, что в лирических отступ­лениях выражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. Из этих коро­теньких отрывков можно вынести столько душев­ного тепла, столько любви к родному народу и всему, им созданному, столько умного и нужного, сколько не вынесешь из некоторых многотомных романов.

Гоголь вытащил на страницы книги «всю страшную, потрясающую тину мелочей, всю глу­бину повседневных характеров...». Гоголь креп­кою силою неумолимого резца выставил выпукло и ярко на всенародное обозрение скучные, пош­лые мелочи жизни и высмеял их должным обра­зом.

А вот - дорога. Такая, какой рисует ее Гоголь:

«Ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тес­ней и уютней прижмемся к углу!.. Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выноси­ла и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувство­валось дивных впечатлений...» Честное слово, так и тянет собраться и отправиться в дорогу. Но те­перь путешествуют немного иначе: поездом, само­летом, автомобилем. Только мелькали бы перед глазами степи, леса, города, полустанки, сверкаю­щие под солнцем облака. Широка страна наша, есть на что поглядеть!

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?..» Несется Русь, вечно движет­ся к лучшему. Она уже прекрасна, Русь, но есть ли предел у лучшего, есть ли предел у мечты че­ловеческой? И знакома ли нам теперь эта «незна­комая земле даль»? Во многом знакома. Но много еще у нее далеко впереди, чего уже мы не увидим.

Невозможно разобрать каждое лирическое от­ступление в отдельности, невозможно в коротком сочинении дать оценку каждому отрывку: в «Мертвых душах» множество и больших, и не­многословных авторских отступлений, оценок, за­мечаний, каждое из которых требует и заслужи­вает особого внимания. Множество тем в них затронуто. Но общим является то, что из каждого отступления мы видим одну из черт дорогого нашей памяти писателя, в результате чего получа­ем возможность нарисовать образ истинного гума­ниста, писателя-патриота.

Лирическое отступление - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Лирически отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» вносят живительное, освежающее начало, оттеняют содержание возникающих перед читателем картин жизни, раскрывают идею.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Лирическое отступление - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Лирически отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» вносят живительное, освежающее начало, оттеняют содержание возникающих перед читателем картин жизни, раскрывают идею. Тематика лирических отступлений разнообразна.
«О толстых и тонких чиновниках» (1гл.); автор прибегает к обобщению образов государственных служащих. Корысть, взяточничество, чинопочитание – характерные их черты. Кажущееся на первый взгляд противопоставление толстых и тонких на самом деле выявляет общие отрицательные черты и тех и других.
«Об оттенках и тонкостях нашего обращения» (3гл.); говорится о заискивании перед богатыми, чинопочитании, самоунижении чиновников перед начальством и высокомерном отношении к подчиненным.
«О русском народе и его языке» (5гл.); автор отмечает, что язык, речь народа отражает его национальный характер; особенностью русского слова и русской речи является удивительная меткость.
«О двух типах писателей, об их уделах и судьбах» (7гл.); автор противопоставляет писателя-реалиста и писателя романтического направления, указывает характерные черты творчества писателя-романтика, говорит о прекрасном уделе этого писателя. С горечью Гоголь пишет об уделе писателя-реалиста, который рискнул изобразить правду. Размышляя о писателе-реалисте, Гоголь определил значение своего творчества.
«Много свершилось в мире заблуждений» (10гл.); лирическое отступление о всемирной летописи человечества, о его заблуждениях является проявлением христианских взглядов писателя. Все человечество ушло от прямой дороги и стоит на краю пропасти. Гоголь указывает всем, что прямой и светлый путь человечества состоит в следовании нравственным ценностям, заложенным в христианском учении.
«О просторах Руси, национальном характере и о птице тройке»; заключительные строки «Мертвых душ» связаны с темой России, с размышлениями автора о русском национальном характере, о России-государстве. В символическом образе птицы-тройки выразилась вера Гоголя в Россию как государство, которому предназначена свыше великая историческая миссия. Вместе с тем прослеживается мысль о самобытности пути России, а также мысль о сложности предвидения конкретных форм перспективного развития России.

«Мертвые души» - лиро-эпическое произведение - поэма в прозе, которая объединяет в себе два начала: эпическое и лирическое. Первый принцип воплощается в замысле автора нарисовать «всю Русь», а второй - в лирических отступлениях автора, связанных с его замыслом, составляющих неотъемлемую часть произведения. Эпическое повествование в «Мертвых душах» то и дело прерывается лирическими монологами автора, оценивающего поведение персонажа или размышляющего о жизни, об искусстве, о России и ее народе, а также затрагивая такие темы, как молодость и старость, назначение писателя, которые помогают больше узнать о духовном мире писателя, о его идеалах. Наибольшее значение имеют лирические отступления о России и русском народе. На протяжении всей поэмы утверждается идея автора о положительном образе русского народа, которая сливается с прославлением и воспеванием родины, в чем выражается гражданско-патриотическая позиция автора.

Так, в пятой главе писатель славит «живой и бойкий русский ум», его необыкновенную способность к словесной выразительности, что «если наградит косо словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света». На такие рассуждения Чичикова навел его разговор с крестьянами, которые называли Плюшкина «заплатанным» и знали его только потому, что он плохо кормил своих крестьян.

Гоголь чувствовал живую душу русского народа, его удаль, смелость, трудолюбие и любовь к свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют рассуждения автора, вложенные в уста Чичикова, о крепостных крестьянах в седьмой главе. Здесь предстает не обобщенный образ русских мужиков, а конкретные люди с реальными чертами, подробно выписанными. Это и плотник Степан Пробка - «богатырь, что в гвардию годился бы», который, по предположению Чичикова, исходил всю Русь с топором за поясом и сапогами на плечах. Это и сапожник Максим Телятников, учившийся у немца и решивший разбогатеть враз, изготавливая сапоги из гнилушной кожи, которые расползлись через две недели. На этом он забросил свою работу, запил, свалив все на немцев, не дающих житья русскому человеку.

Далее Чичиков размышляет о судьбах многих крестьян, купленных у Плюшкина, Собакевича, Манилова и Коробочки. Но вот представление о «разгуле народной жизни» настолько не совпадало с образом Чичикова, что слово берет сам автор и уже от своего имени продолжает повествование, рассказ о том, как гуляет Абакум Фыров на хлебной пристани с бурлаками и купцами, наработавшись «под одну, как Русь, песню». Образ Абакума Фырова указывает на любовь русского народа к свободной, разгульной жизни, гуляньям и веселью, несмотря на тяжелую крепостную жизнь, гнет помещиков и чиновников.

В лирических отступлениях предстает трагическая судьба закрепощенного народа, забитого и социально приниженного, что нашло отражение в образах дяди Митяя и дяди Миняя, девчонки Пелагеи, которая не умела отличить, где право, где лево, плюшкинских Прошки и Мавры. За этими образами и картинами народной жизни кроется глубокая и широкая душа русского народа. Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились з созданном Гоголем образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны: «Русь, куда ж несешься ты? » Он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет маниловых, собакевичей, ноздревых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.

Образ дороги в лирических отступлениях символичен. Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идет развитие каждого человека и России в целом. Произведение завершается гимном русскому народу: «Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться.... » Здесь лирические отступления выполняют обобщающую функцию: служат для расширения художественного пространства и для создания целостного образа Руси. Они раскрывают положительный идеал автора - России народной, которая противопоставлена Руси помещичье-чиновной.

Но, помимо лирических отступлений, воспевающих Россию и ее народ, в поэме есть и размышления лирического героя на философские темы, например, о молодости и старости, призвании и назначении истинного писателя, о его судьбе, которые так или иначе связаны с образом дороги в произведении. Так, в шестой главе Гоголь восклицает: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! .. » Тем самым автор хотел сказать, что все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в романе помещики, стаз «мертвыми душами». Они не живут, а существуют. Гоголь же призывает сохранить живую душу, свежесть и полноту чувств и оставаться такими как можно дольше.

Иногда, размышляя о скоротечности жизни, об изменении идеалов, автор сам предстает как путешественник: «Прежде, давно, в лета моей юности.... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту.... Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприятно, мне не смешно.... и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть! » Для воссоздания полноты образа автора необходимо сказать о лирических отступлениях, в которых Гоголь рассуждает о двух типах писателей. Один из них «не изменил ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, а другой дерзнул вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи». Удел настоящего писателя, дерзнувшего правдиво воссоздать действительность, скрытую от всенародных очей, таков, что ему, в отличие от писателя-романтика, поглощенного своими неземными и возвышенными образами, не суждено добиться славы и испытать радостных чувств, когда тебя признают и воспевают. Гоголь приходит к выводу, что непризнанный писатель-реалист, писатель-сатирик останется без участия, что «сурово его поприще, и горько чувствует он свое одиночество». Также автор говорит о «ценителях литературы», у которых свое представление о назначении писателя («Лучше же представляйте нам прекрасное и увлекательное»), что подтверждает его вывод о судьбах двух типов писателей.

Все это воссоздает лирический образ автора, который долго будет еще идти рука об руку со «странным героем, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы! »

Итак, лирические отступления занимают значительное место в поэме Гоголя «Мертвые души». Они примечательны с точки зрения поэтики. В них угадываются начинания нового литературного стиля, который позднее обретет яркую жизнь в прозе Тургенева и особенно в творчестве Чехова.


Прекрасное произведение « » было названо поэмой в прозе. Н.В. Гоголь пытается раскрыть в нем эпические образы России, простого народа, русской земли. А лирические отступления созданы для того, чтобы автор мог высказать свое личное мнение и отношение к персонажам поэмы, к событиям, о которых идет речь в главах.

В седьмой главе мы знакомимся с образами русских мужиков, которые были подробно описаны, со всеми чертами внешности и характера. Это богатырь Степан Пробка. Он был плотником, обошел всю Россию вдоль и поперек. Максим Телятников представлен нам сапожником, который учился своим умениям у немцев. После провального плана продавать некачественные сапоги, он впал в пьянку и во всем обвинил именно немцев. Любовь к разгульной и свободной жизни мы видим в персонаже Абакума Фырова. Много выходцев из простого народа любили погулять после плодотворного рабочего дня.

Во многих лирических отступлениях читатель узнает о глубокой трагедии простого народа, который был закрепощен и порабощен помещиками и чиновниками.

Особую любовь к родине, свои патриотические настрои автор выразил в , которая стремительно летит вперед и олицетворяет сильную и могучую Россию.

Таким образом, можно заметить, что лирические отступления играют необычайно важную роль в поэме «Мертвые души». В них выплескиваются все эмоции и соображения автора на жизненно важные для него темы.

Козак Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2» г.Тарко-Сале, высшая категория.

ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале.

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Цели: формировать умение комментированного и аналитического чтения;

совершенствовать навыки понимания идейно-художественного смысла лирических отступлений как неотъемлемых сюжетно-композиционных элементов, выразительные средства изображения образа автора, выражения его позиции;

развивать навыки квалифицированного чтения;

воспитывать любовь и интерес к литературе.

Оборудование: портрет н. В. Гоголя, презентация, таблицы для работы над СХВ.

За мёртвыми душами - души живые.

А. И. Герцен

(1 слайд)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Приветствие учителя.

(2 слайд) Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Это не значит, что мы поставим точку в знакомстве с творчеством и личностью писателя. Каким знаком мы закроем разговор, решится в конце урока.

Давайте вспомним, как Н.В.Гоголь начал работать над созданием «Мёртвых душ» в 1835 году.

(3 слайд) Но вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью, Гоголь уехал в Германию. Потом он путешествует по Швейцарии и Франции, продолжая работу над

«Мертвыми душами». Во время приезда в Россию в 1839 – 40-х годах он читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 – 41 г . (

4 слайд) Известно, что писатель планировал создание большой поэмы, подобной «Божественной комедии» Данте. Первая часть (1 том) ее должна была соответствовать «Аду», вторая (2 том) - «Чистилищу», третья (3 том) - «Раю». Писатель думал о возможности духовного возрождения Чичикова.

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь.

Ключевыми словами в нашем разговоре будут сегодня слова из названия темы урока.

II. Основная часть урока.

(5 слайд) Книгу «Мертвые души» Гоголя можно по праву назвать поэмой. Это право дает особая поэтичность, музыкальность, выразительность языка произведения, насыщенного такими образными сравнениями и метафорами, какие можно встретить разве что в поэтической речи. А главное – постоянное присутствие автора делает это произведение лиро-эпическим.

(6 слайд) Лирическими отступлениями пронизано все художественное полотно «Мертвых душ». Именно лирические отступления обусловливают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее поэтическое начало, связанное с образом автора. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новые идеи, все более проясняет авторский замысел.

Примечательно, что «мертвые души» насыщены лирическими отступлениями неравномерно. До пятой главы попадаются лишь незначительные лирические вставки, и только в конце этой главы автор помещает первое крупное лирическое отступление о «несметном множестве церквей» и о том, как «выражается сильно русский народ».

III. Исследовательская беседа на основе реализации индивидуального домашнего задания

1. Беглый опрос

Учащиеся рассказывают о тематике лирических отступлений.

(7 слайд) Лирическое отступление - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Лирически отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» вносят живительное, освежающее начало, оттеняют содержание возникающих перед читателем картин жизни, раскрывают идею.

2. Сопоставительная работа с опорной таблицей

(8 слайд) Лирические отступления в поэме н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Глава 1 О «толстых» и «тонких».

Глава 2 О том, какие характеры легче изображать писателю.

Глава 3 О различных оттенках и тонкостях обращения на Руси.

Глава 4 О господах большой и средней руки; о живучести ноздрёвых.

Глава 5 О «замашистом, бойком русском слове».

Глава 6 Об уходящей жизни, молодости, утраченных «юности и свежести»; «грозной», «бесчеловечной» старости.

Глава 7 О двух типах писателей и судьбе писателя-сатирика; судьбе крестьян, купленных Чичиковым.

Глава 11 Обращение к Руси; размышления о дороге, о том, почему автор не мог взять в герои добродетельного человека; «Русь - птица-тройка».

«О толстых и тонких чиновниках» (1гл); автор прибегает к обобщению образов государственных служащих. Корысть, взяточничество, чинопочитание – характерные их черты. Кажущееся на первый взгляд противопоставление толстых и тонких на самом деле выявляет общие отрицательные черты и тех и других.

«Об оттенках и тонкостях нашего обращении» (3гл); говорится о заискивании перед богатыми, чинопочитании, самоунижении чиновников перед начальством и высокомерном отношении к подчиненным.

4. Идейно-тематический анализ лирического отступления.

О «замашистом, бойком русском слове»

О чём свидетельствует «замашистое, бойкое русское слово»?

Как оно характеризует народ?

Почему Гоголь помещает это отступление в конце пятой главы, Посвящённой Собакевичу?

Вывод. Язык, слово раскрывает существенные особенности характера каждого народа. «Замашистое» русское слово раскрывает живой и бойкий ум народа, его наблюдательность, умение метко и точно одним словом охарактеризовать всего человека. Оно - свидетельство живой, не убитой гнётом души народа, залог его созидательных сил и способностей.

«О русском народе и его языке» (5гл); автор отмечает, что язык, речь народа отражает его национальный характер; особенностью русского слова и русской речи является удивительная меткость.

«О двух типах писателей, об их уделах и судьбах» (7гл); автор противопоставляет писателя-реалиста и писателя романтического направления, указывает характерные черты творчества писателя-романтика, говорит о прекрасном уделе этого писателя. С горечью Гоголь пишет об уделе писателя-реалиста, который рискнул изобразить правду. Размышляя о писателе-реалисте, Гоголь определил значение своего творчества.

«Много свершилось в мире заблуждений» (10гл); лирическое отступление о всемирной летописи человечества, о его заблуждениях является проявлением христианских взглядов писателя. Все человечество ушло от прямой дороги и стоит на краю пропасти. Гоголь указывает всем, что прямой и светлый путь человечества состоит в следовании нравственным ценностям, заложенным в христианском учении.

«О просторах Руси, национальном характере и о птице тройке»; заключительные строки «Мертвых душ» связаны с темой России, с размышлениями автора о русском национальном характере, о России-государстве. В символическом образе птицы-тройки выразилась вера Гоголя в Россию как государство, которому предназначена свыше великая историческая миссия. Вместе с тем прослеживается мысль о самобытности пути России, а также мысль о сложности предвидения конкретных форм перспективного развития России.

3. Постановка проблемного вопроса.

Учитель. Зачем писателю понадобились лирические отступления?

Чем вызвана их необходимость в эпическом произведении, написанном прозой?

В лирических отступлениях выражен широчайший диапазон настроений автора.

Восхищение меткостью русского слова и бойкостью русского ума в конце 5 главы сменяется грустно-элегическим размышлением об уходящей юности и зрелости, об «утрате живого движения» (начало шестой главы).

(9 слайд) В конце этого отступления Гоголь прямо обращается к читателю: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!».

(10 слайд) 4 . Выразительное подготовленное чтение отрывка о Руси - «птице-тройке» и анализирующая беседа по нему.

Очень важен в лирических отступлениях образ дороги, проходящий через все произведение.

(11 слайд) - О чём говорят выражения «певучим голоском», «лошадки расшевелились», «лёгонькую бричку»?

Как раскрыта широта русской души, её стремление к быстрому движению? Какими изобразительными средствами передаётся писателем это движение, больше похожее на полёт?

О чём говорит сравнение тройки с птицей? Составьте ассоциативный ряд к слову «птица».

(Птица - полёт, высота, свобода, радость, надежда, любовь, будущее…)\

Раскройте метафорический образ дороги? Какие ещё образы имеют метафорический смысл?

Почему Гоголь на свой вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?» - не получает ответа?

Что имеет в виду Гоголь, говоря: «…косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»?

Вывод. Так две важнейшие темы авторских размышлений – тема России и тема дороги – сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы. «Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится понять смысл ее движения; «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

(12 слайд) Лирические отступления не только расширяют и углубляют её смысл, раскрывая грандиозный облик «всей Руси», но и помогают отчётливее представить образ её автора - подлинного патриота и гражданина. Именно лирический пафос утверждения великих созидательных сил народа и вера в счастливое будущее родины дали ему основание назвать своё произведение поэмой.

Задание. Сейчас мы разобьемся с вами на пары, перед каждой парой на парте лежит таблица с заданием. Ваша задача за 3-5 минут внести в таблицу средства выразительности, которые автор использовал в определенном отступлении.

Это задание поможет вам повторить и осмыслить влияние художественных средств нет только в поэтических, но и в эпических произведениях. Мы с вами готовимся к экзамену в формате ГИА, в части А есть задание, связанное с нахождением средства выразительности. Сегодняшняя работа поможет, я надеюсь, лучше и четче находить и различать тропы и фигуры.

Посмотрим, что у вас получилось. Зачитайте ваши отрывки, приведите примеры предложенных вам средств выразительности.

Так что же Гоголь хотел сказать нам в своих отступлениях? Вопрос, как и все вопросы, на который мы с вами, наверное, не дадим прямого ответа, как и Гоголь не мог дать ответ на многие вопросы, поставленные в поэме.

Раздумья Гоголя о судьбах народа неотделимы от размышлений о судьбах родины. Трагически переживая положение России, отданной во власть «мёртвым душам», писатель обращает свои светлые и оптимистические надежды к будущему. Но, веря в великое будущее родины, Гоголь, однако, неясно представлял себе тот путь, который должен привести страну к могуществу и процветанию.

(13 слайд) Он предстает в лирических отступлениях как пророк, несущий свет знания людям: «Кто же, как не автор, должен сказать святую правду?»

Но, как сказано, нет пророков в своем отечестве. Голос автора, прозвучавший со страниц лирических отступлений поэмы «Мертвые души», мало кем из его современников был слышен, и еще меньше кем понят. Гоголь пытался потом донести свои идеи и в художественно-публицистической книги «Выбранные места из переписки с друзьями», и в «Авторской исповеди», и – главное – в последующих томах поэмы. Но все его попытки достучаться до умов и сердец современников оказались тщетны. Как знать, может быть, только сейчас настало время открыть настоящее гоголевское слово, и сделать это предстоит уже нам.

Вашим дом. заданием будет ответить на вопрос: каким я представляю себе Н.В.Гоголя после прочтения поэмы «Мертвые души»?

1 группа. Лирическое отступление в 6 главе, начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня поражало…»

следования чего-либо

(слов в предложении, элементов сюжета).

2Повторы (повторы слов или

однокоренных слов, корней).

3Обращения, восклицания.

4Парцелляция (приём расчленения фразы на

части или даже на отдельные слова в виде

самостоятельного неполного предложения.

Её цель придать речи интонационную

экспрессию путём

5Назывные предложения.

6Синонимы

7Антонимы (слова с противоположным значением).

8Однородные члены (синтаксическое средство:

слова со значением перечисления фактов,

событий).

9Сравнения (один предмет сравнивается

с другим).

10Метафоричные эпитеты (метафора –

к предмету).

11Звукопись: аллитерация (повторение

одинаковых или однородных согласных).

12Звукопись: Ассонанс (созвучие гласных звуков).

2 группа. Лирическое отступление в 5 главе со слов: «Выражается сильно российский народ!»

Выразительные средства Примеры

1Инверсия – изменение обычного порядка

элементов сюжета).

2Повторы (повторы слов

или однокоренных слов, корней).

3Обращения, восклицания.

4Градация.

5Синонимы (близкие по значению слова).

средство художественной изобразительности,

употребление слова в переносном значении

для определения какого-либо предмета или

явления, схожего с ним отдельными чертами

или

отношение к предмету).

8Просторечье.

9Фразеологизмы.

3 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «И какой же русский не любит быструю езду!... месяц одни кажутся недвижны.»

Выразительные средства Примеры

1Инверсия – изменение обычного порядка

следования чего-либо (слов в предложении,

элементов сюжета).

2Повторы (повторы слов или

однокоренных слов, корней).

3Обращения, восклицания.

4Синонимы (близкие по значению слова).

5Градация.

6Олицетворения (неживой предмет

наделяется живыми качествами).

7Метафоричные эпитеты (метафора –

средство художественной изобразительности,

употребление слова в переносном значении

для определения какого-либо предмета или

явления, схожего с ним отдельными чертами

или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,

отношение к предмету).

8Просторечье.

9Риторические вопросы.

10Антонимы.

11Парцелляция (приём расчленения

её отрывистого произнесения).

4 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Эх, тройка! Птица - тройка да сверлит воздух.»

Выразительные средства Примеры

1Инверсия – изменение обычного

порядка следования чего-либо (слов

в предложении, элементов сюжета).

2Повторы (повторы слов или

однокоренных слов, корней).

3Обращения, восклицания.

4Гипербола.

5Градация.

6Олицетворения (неживой предмет

наделяется живыми качествами).

7Метафоричные эпитеты (метафора –

средство художественной изобразительности,

употребление слова в переносном значении

для определения какого-либо предмета или

явления, схожего с ним отдельными чертами

или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,

отношение к предмету).

8Просторечье.

9Риторические вопросы.

10Поговорки, крылатые фразы.

11Парцелляция. (Приём расчленения фразы

на части или даже на отдельные слова

в виде самостоятельного неполного предложения.

Её цель придать речи интонационную экспрессию

путём её отрывистого произнесения).

12Анафора (одинаковое начало предложений).

5 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…»

Выразительные средства Примеры

1Повторы (повторы слов или

однокоренных слов, корней).

2Обращения, восклицания.

3Синонимы.

4Метафоричные эпитеты (метафора –

средство художественной изобразительности,

употребление слова в переносном значении

для определения какого-либо предмета

или явления, схожего с ним отдельными

чертами или сторонами; эпитет – красочное

прилагательное, через которое выражается

5Риторические вопросы.

фразы на части или даже на отдельные

слова в виде самостоятельного неполного

предложения. Её цель придать речи

интонационную экспрессию путём её

отрывистого произнесения.)

7Анафора (одинаковое начало

предложений).

6 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Русь! Русь!…»

Выразительные средства Примеры

1Олицетворения.

2Обращения, восклицания.

3Повторы.

4Метафоричные эпитеты

сторонами; эпитет – красочное прилагательное,

отношение к предмету).

5Риторические вопросы.

6Парцелляция. (Приём расчленения

фразы на части или даже на отдельные

слова в виде самостоятельного неполного

предложения. Её цель придать речи

интонационную экспрессию путём

её отрывистого произнесения).

7 Анафора (одинаковое начало

предложений).

7 группа 1 глава «О толстых и тонких».

Выразительные средства Примеры

1Повторы (повторы слов или

однокоренных слов, корней).

2Метафоричные эпитеты

(метафора – средство художественной

изобразительности, употребление слова

в переносном значении для определения

какого-либо предмета или явления,

схожего с ним отдельными чертами или

сторонами; эпитет – красочное прилагательное,

отношение к предмету).

3Обращения, восклицания.

4Синонимы, антонимы

5Риторические вопросы,

Восклицания.

6.Антитеза (противопоставление)



Загрузка...
Top