Литературные вопросы по детским произведениям. Литературная викторина по произведениям детских писателей

Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.

Цели и задачи

Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.

Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.

  • Образовательная - углубление и закрепление полученных на уроках знаний. Расширение кругозора.
  • Развивающая . Заключается в развитии логического и образного мышления, что необходимо в юном возрасте. Формирование творческих способностей, активизация воображения.
  • Воспитательная . Поможет пробудить интерес к произведениям русских и

Викторина «О ребятах-сверстниках»

Это традиционная литературная викторина для школьников.

Вопросы и ответы (в скобках):


Викторина «Писатели о животных»

Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.

  1. Кого испугалась главная героиня на чердаке в рассказе В. Бианки «Аришка-трусишка»? (Паука).
  2. Кто научил плавать и нырять зайчонка в сказке «Листопадничек» И. Соколова-Микитова? (Бобр).
  3. Назовите кличку огромного и злобного пса из рассказа «Трусиха» Н. Артюхова. (Лохмач).
  4. Кто предсказал царице появление ребеночка в сказке «Спящая царевна» В. А. Жуковского? (Паук).
  5. Кто сильно испугал малыша в лесу в рассказе «Совесть» А. Гайдара? (Собака).
  6. Назовите кличку замечательного слона из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Томми).
  7. В «Сказке про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка главный персонаж напугал… (Волка).
  8. Кто находился под таинственной шляпой в рассказе «Живая шляпа» Н. Носова? (Котенок).
  9. Где жили собачка и лев из рассказа Л. Н. Толстого? (В зверинце).
  10. Назовите кличку собаки тети Наташи из рассказа «Дружок» Н. Носова (Дианка).
  11. Как звали лису, подругу из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»? (Алиса).
  12. Кто напугал Петю и Шуру в темноте в рассказе (Еж).
  13. Назовите печального друга, который потерял хвост в сказке «Винни-Пух» А. Милна. (Ослик Иа).
  14. Кого Пеппи Длинный чулок из повести-сказки А. Линдгрен могла поднимать и переносить на себе? (Лошадь).

Литературная викторина (4 класс) «По страницам детских книг»

  1. Какое любимое слово Емели из сказки «По щучьему веленью». (Неохота).
  2. Назовите материк из рассказа Л. Н. Толстого «Акула». У его берегов происходят главные события. (Африка).
  3. Чего боялся Железный Дровосек из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Воды).
  4. Кто на окнах пишет узоры? (Дедушка-Мороз).
  5. Куда комар из сказки А. С. Пушкина впился поварихе? (В глаз).
  6. Благодаря какому лекарству Айболит мгновенно вылечил шею Чичи? (Мази).
  7. Какое блюдо изначально хотели приготовить из щуки, которая была главным персонажем сказки «По щучьему веленью»? (Уху).
  8. Куда посадили Буратино в доме Мальвины в наказание? (В чулан).
  9. В кого превратил Незнайка Листика благодаря (В осла).
  10. Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (Мельницу).

Викторина-конкурс

Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.

Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.

Разминка

Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.

В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.

  1. На сметане был замешан. На окошке остужался. У него румяный бок. Это, дети, … (Колобок).
  2. Мама своей дочке сшила красивую шапочку. Девочка к бабушке в гости пошла. И пирожки с собою взяла. Как зовут эту девочку-лапочку? (Красная Шапочка).
  3. Вместе, дружно, по цепочке, взялись за нее так прочно. Дедка, бабка, Жучка, внучка вытянуть не могут. Как засела крепко. Кто же это? (Репка).
  4. Бородатый злодей мучает своих детей. Артемона и Пьеро, Буратино и Мальвину. Знает каждый из вас. Это страшный (Карабас).
  5. В синей шляпке жил мальчишка в знаменитой детской книжке. Глуповат он и зазнайка. Как зовут его? (Незнайка).
  6. Парнишка деревянный знает одну тайну. С ним дружат Артемон, Мальвина и Пьеро. И нос у него длинный. Кто это? (Буратино).
  7. Крупу перебирала, на мачеху стирала. Дома убирала и на бал попала. Прекрасная как солнышко. Кто же это? (Золушка).

Командная игра

Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:


Вопросы для второй команды:

  • Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
  • Какие фрукты съел Чебурашка? (Апельсины).
  • Кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро).
  • Как звали девочку, у которой был «Цветик-семицветик»? (Женя).
  • Какая избушка была у зайца в сказке «Зайкина избушка»? (Лубяная).
  • В кого превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей).
  • Как звали кота из сказки «Буратино»? (Базилио).
  • Друг Пятачка (Винни-Пух).
  • Кто написал сказку «Конек-Горбунок»? (П. Ершов).
  • В котором часу Золушке надо было возвращаться домой с бала? (В двенадцать).

Заключение

Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.

О жизни самых известных писателей мира, о главных героях романов и сказок, об интересных увлечениях поэтов и о влиянии их творчества на мировое общество - эта увлечет с головой: кого-то заставит поломать голову над поисками правильных ответов, а кого-то, может быть, развеселит. Но удовольствие от состязаний по мировой литературе получат все!

Готов отвечать на вопросы литературной викторины для 10-11 классов? Тогда вперед!

Вопросы

1. В этом романе юноша сохраняет свою молодость, а его портрет стареет. Как называется произведение?

2. Кому был посвящен цикл «Стихи о прекрасной даме» Александра Блока?

3. Главную книгу этого английского писателя неоднократно признавали «книгой ХХ века» и лучшей книгой на английском языке, написанной в ХХ столетии. Но одновременно многие критики прозвали книгу «смесью Вагнера с Винни-Пухом». Что это за книга, и кто ее написал?

4. Исходя из творчества Оноре де Бальзака, ответь, пожалуйста, сколько все-таки лет женщине бальзаковского возраста?

5. Как называется «Таинственный остров» Жюля Верна?

6. Кем по образованию был писатель, создавший образ Шерлока Холмса?

7. О какой героине Александр Пушкин написал такие строки:

«Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха,
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она»?

8. Английский писатель Честертон считал, что «никто, кроме англичан, не смог бы создать такой бессмыслицы; однако никто, кроме них, создав её, не попытался бы отнестись к ней серьёзно». О каком знаменитом литературном произведении идёт речь?

9. «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое…» Из какого произведения эта цитата?

10. До середины XVII века европейцы считали басню «низким жанром». Какой писатель заставил общество изменить своё отношение к басням?

11. Как звали ключаря собора Нотр-Дам в романе Виктора Гюго?

12. Как звали даму сердца Дон Кихота?

13. Какой известный украинский писатель переводил литературные произведения из 14-ти иностранных языков, был заядлым ценителем сонетов Шекспира, и большим знатоком творчества Байрона?

14. Экранизация какой сказки братьев Гримм признана самым кассовым мультипликационным фильмом «всех времен и народов»?

15. Фамилия какого писателя созвучна с названием большого европейского города?

Ответы

2. Блок посвятил его своей жене - Любови Дмитриевне Менделеевой.

3. «Властелин Колец», Джон Роналд Руэл Толкин.

4. Тридцать. Это выражение стало известным после издания романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина».

5. Остров Линкольна.

6. Конан Дойл был врачом.

7. Эти строчки о Татьяне Лариной.

8. «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.

9. «Превращение» Франца Кафки.

10. Жан де Лафонтен.

11. Квазимодо.

12. Дульсинея Тобосская.

13. Иван Франко.

14. Сказки «Белоснежка и семь гномов», собравшей за все время в мировом прокате 866,5 миллионов долларов.































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • обобщить знания учащихся о детских литературных произведениях,
  • развивать умение узнавать героев произведений и авторов, их написавших,
  • поддерживать интерес к чтению,
  • воспитывать чувство товарищества, ответственности за свою команду.

Участники: команды учащихся 1-2 классов.

Подготовка: придумать название, изготовить эмблему команды, девиз (оценивается членами жюри ). Оформить выставку детской литературы.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, которое посвящено героям детских книг и авторам, которые придумали их для нас. Мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по страницам книг, где вас ожидают их удивительные герои. Но нам необходимо узнать, кто же отправится сегодня в путешествие (представление команд ). С командами мы познакомились, а теперь давайте узнаем, кто будет вести подсчет ваших правильных ответов (представление членов жюри ).

Капитаны команд по очереди будут выбирать номер вопроса, на обсуждение которого вам будет дано 10 секунд. Если команда назовет имя героя произведения - получит 1 балл, если назовет героя и название произведения - получит 2 балла, а если назовет героя, название и автора произведения - получит 3 балла. Если команда не ответит на вопрос, право ответа передается другой команде.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие. А право первой выбрать вопрос предоставится команде, которая первой ответит на мой вопрос: “Кто стоял четвертым в сказке “Репка”?” (Жучка).

Это добрый доктор. Он помогает зверям и птицам. Герой даже готов отправиться в опасное путешествие в Африку, чтобы вылечить бегемотиков. На его пути встречаются различные трудности, но благодарные животные готовы прийти ему на помощь.

(Имя героя - Айболит , сказка “Доктор Айболит”, автор - Корней Иванович Чуковский).

Это маленькая и очень любопытная девочка. Именно любопытство приводит ее к кроличьей норе, падая в которую героиня попадает в Страну чудес. В этой стране она несколько раз меняется в размерах, но это ее не пугает. Она без страха путешествует по волшебной стране, встречается с ее необыкновенными обитателями.

(Имя героя - Алиса , сказочные повести: “Алиса в Стране чудес”, “Алиса в Зазеркалье”, автор - Льюис Кэрролл).

Это героиня русских народных сказок. Она стара и безобразна, похожа на ведьму с косматыми седыми волосами, с клюкой в руке. Она живет в избушке на курьих ножках. Нередко у нее живет черный кот, который помогает своей хозяйке.

(Имя героя - Баба-Яга, русские народные сказки: “Гуси-лебеди”, “Фенист-ясный сокол”).

Это мальчик с длинным носом, вырезанным из полена. Этот непоседливый мальчишка не слушается папу, постоянно проказничает и шалит. Он не хочет учиться в школе и вместо школы отправляется в кукольный театр.

(Имя героя – Буратино

Героиня русских народных сказок. Эта прекрасная девушка отличается не только красивой внешностью, но и умом, добротой, справедливостью. Она настоящая помощница главного героя сказки. Ее ум выручает героя из беды. Она дает ему полезные советы, которые помогают справиться со сложными заданиями или выдержать опасные испытания. Она обладает магическими способностями, однако никогда не применяет их во зло.

(Имя героя – Василиса Премудрая , русские народные сказки: “Царевна-лягушка”, “Морской царь и Василиса Премудрая”).

Это маленький медвежонок. Он доверчив и простодушен. Больше всего на свете он любит мед. Медвежонок готов на все, лишь бы заполучить заветный горшочек меда, и из-за этого часто попадает в неприятности.

(Имя героя – Винни-Пух, сказочная повесть “Винни-Пух и все-все-все”, автор - Ален Милн).

Это отрицательный герой русских народных сказок. Он силен, поэтому безнаказанно обижает слабых и беззащитных. Часто его жертвой становятся слабый заяц или ягненок. Однако он не так хитер, как лиса, поэтому часто становится жертвой обмана. Этот персонаж символизирует силу, коварство и одновременно с этим простодушие и глупость.

(Имя героя – Волк , русские народные сказки: “Лиса и волк”, “Волк и семеро козлят”; басни - “Волк и ягненок”, “Волк на псарне”, автор - Иван Андреевич Крылов).

Это маленькая девочка, у которой Снежная королева похитила ее лучшего друга Кая. Она отправилась на его поиски, не страшась опасности. Она не боится ни дальней дороги, ни трудностей и лишений, ни маленькой разбойницы, ни самой Снежной королевы. Девочка готова отправиться на далекий Север, чтобы найти Кая и вернуть его домой.

(Имя героя – Герда , сказка “Снежная королева”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

Это главный герой стихотворения. Он всегда помогал детям и взрослым: снимал с проводов бумажного змея, поднимал на параде тех детей, кто ниже ростом, чтобы им было лучше видно. Он предотвратил крушение поезда, выпустил голубей с чердака горящего дома, спас тонущего мальчика. Он скромный и бескорыстный. Он совершает благородные поступки не ради славы и награды. Именно поэтому его уважают окружающие.

(Имя героя – Дядя Степа , стихотворение “Дядя Степа”, автор - Сергей Владимирович Михалков).

10 вопрос:

Крестьянский сын, который все время проводит лежа на печи. Он очень ленив. Он ничего не хочет делать, чтобы изменить свою жизнь, он всем доволен и счастлив. Поймав чудесную рыбу, проявляет доброту и великодушие, отпуская ее на волю. За добрый поступок он получает возможность исполнять все свои желания, ничего при этом не делая. Простоватый герой, ленивый, но добрый и бесхитростный, женится на царской дочери и живет долго и счастливо.

(Имя героя – Емеля , русская народная сказка “По щучьему веленью”).

11 вопрос:

Героиня этой сказки рано потеряла мать. Ее отец женился во второй раз на злой и сварливой женщине, и она была вынуждена трудиться на мачеху и ее дочерей. Несмотря на это она оставалась кроткой и доброй девушкой. Она не перечила мачехе, старалась угодить капризным сестрам. Она была очень трудолюбива и за это в награду тетушка - волшебница дарит ей платье и отправляет ее на королевский бал. Она покорила сердце принца не только своей красотой, но и добротой и кротостью.

(Имя героя – Золушка , сказка “Золушка”, автор - Шарль Перро).

12 вопрос:

Директор театра кукол, жестокий и злой человек. Угрожает куклам семихвостой плеткой и плохо с ними обращается. Поэтому они убегают от него. Лишь продавец лечебных пиявок Дуремар готов служить ему. Он готов на все, лишь бы раздобыть золотой ключик.

(Имя героя – Карабас Барабас , сказочная повесть “Золотой ключик или Приключения Буратино”, автор - Алексей Николаевич Толстой).

13 вопрос:

Это маленький смешной человечек, который умеет летать. Сам себя он называет красивым, умным, в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил. Он капризный и хвастливый, он привык делать то, что ему хочется. Ему нужно, чтобы все его желания сразу же исполнялись.

(Имя героя – Карлсон

14 вопрос:

Отрицательный герой русских народных сказок. Он злой и жестокий. Он нападает на города и села, похищает людей и держит их в плену. Он- властелин всей нечисти и владелец несметных богатств. Его внешность внушает страх. Он очень худой и напоминает скелет, обтянутый кожей. Оказывается, что он вовсе не бессмертен. Его смерть находиться на конце иглы, спрятанной в яйце.

(Имя героя – Кощей Бессмертный , русские народные сказки: “Царевна – лягушка”, “Кощей Бессмертный”).

15 вопрос:

Это ленивая девочка, которая ничего не делает, все время спит да считает мух. Без нянюшки она даже не может одеться. Она не хочет работать, но мечтает получить награду от Мороза Ивановича. Девочка делает работу спустя рукава, без старания и усердия. Получив долгожданные подарки, она даже не поблагодарила за них. В конце сказки она оказывается наказанной, так как подарки растаяли на солнце.

(Имя героя – Ленивица , сказка “Мороз Иванович”, автор - Владимир Федорович Одоевский).

16 вопрос:

Героиня русских народных сказок. Она хитра и умна. Нередко ее коварство остается безнаказанным. Этот образ символизирует хитрость и коварство, ум и лицемерие.

(Имя героя – Лиса , русские народные сказки: “Заюшкина избушка”, “Лиса и волк”, “Петушок-Золотой гребешок”; басни: “Ворона и лисица”, “Лисица и виноград”, автор - Иван Андреевич Крылов).

17 вопрос:

Это самая обычная лягушка, которая оказалась очень любопытной. Узнав от уток, что на юге множество мошек и комаров, она захотела полететь с ними, прицепившись ртом за прутик, который держали в клювах две утки. Но лягушка оказалась хвастливой, желая сообщить, что она придумала новый способ путешествия на утках, открыла рот и упала в пруд. Хвастовство не довело ее до добра.

(Имя героя – Лягушка-Путешественница , сказка “Лягушка-Путешественница”, автор - Всеволод Михайлович Гаршин).

18 вопрос:

Этот мальчик живет совершенно один на далекой планете. Он добрый и искренний, но очень одинокий. У него есть только цветок, который он любит больше всего на свете. Однажды он отправляется в путешествие по другим планетам, на которых он встречает разных обитателей и где сталкивается с жестокостью и равнодушием. Вдали от своего цветка он начинает ценить его красоту и понимать, как сильно он его любит.

(Имя героя – Маленький принц , сказка-притча “Маленький принц”, автор - Антуан де Сент-Экзюпери).

19 вопрос:

Это маленький мальчик, у которого есть любящая семья, но который чувствует себя одиноким. У него нет друзей, он мечтает хотя бы о собаке. Однажды у него появился необычный друг, человек с пропеллером, который втягивает его в различные авантюры.

(Имя героя – Малыш , сказочная повесть “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, автор - Астрид Линдгрен).

20 вопрос:

Это девочка с голубыми волосами - самая красивая кукла кукольного театра. Она сбежала от своего хозяина, потому что больше не могла выносить его грубых выходок. Она добрая и ласковая, ее все любят и восхищаются ее красотой. Она всегда готова прийти другим на помощь.

(Имя героя – Мальвина , сказочная повесть “Золотой ключик или Приключения Буратино”, автор - Алексей Николаевич Толстой).

21 вопрос:

Человеческий детеныш, оказавшийся в волчьей стае и принятый волками в свою семью. Повзрослев, он становиться вожаком стаи. Он готов нести ответственность за всех зверей, заботиться о них, защищать. Однако с возрастом он начинает понимать, что принадлежит не только миру джунглей, но и миру людей.

(Имя героя – Маугли , рассказ “Маугли”, автор - Редьярд Киплинг).

22 вопрос:

Этот герой предстает в образе доброго дедушки с длинной белоснежной бородой, в теплом ярком кафтане. Он живет в лесу, в сказочном тереме, и повелевает снегом и холодом. Он добр к трудолюбивым, честным и бескорыстным героям, их он заслуженно награждает подарками. Однако плохо придется злым, завистливым и ленивым людям, их ждет совсем другая награда.

(Имя героя – Морозко , русская народная сказка “Морозко”).

23 вопрос:

Это маленький человечек, коротышка, который живет в сказочной стране, населенной такими же малышами, как он. Его имя говорит само за себя. Он не хочет ничего знать, ничем не занимается. Больше всего на свете он любит фантазировать и отдыхать. С ним постоянно случаются смешные истории, за его приключениями интересно наблюдать.

(Имя героя – Незнайка , роман-сказка “Приключения Незнайки и его друзей”, автор - Николай Николаевич Носов).

24 вопрос:

Это маленький забавный поросенок. Он смешной, веселый, простодушный, беззаботный и искренний. Больше всего он ценит дружбу с медвежонком. Это маленькое существо готово на все ради лучшего друга. Боязливый и осторожный поросенок готов проявить смелость и силу духа, если его друзьям потребуется помощь.

(Имя героя – Пятачок , сказочная повесть “Винни-Пух и все-все-все”, автор - Ален Милн).

25 вопрос:

Младшая любимая дочь морского царя, прекрасная принцесса, обладающая чудесным голосом и нежной, романтичной душой. Она мечтает о мире людей, потому что влюбляется в прекрасного принца. Она готова на все, лишь бы стать человеком, даже отдать свой голос морской ведьме.

(Имя героя – Русалочка , сказка “Русалочка”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

26 вопрос:

У этой героини ледяное сердце и холодная душа. Она похищает мальчика и увозит его далеко на север, в свои снежные владения. Она равнодушна к страданиям других героев. Она сильна и могущественна, но ее власть заканчивается там, где смелость, доброта и любовь. Она боится искренних, добрых людей с горячим сердцем. Храброй девочке удается победить ее и освободить своего брата.

(Имя героя – Снежная королева , сказка “Снежная королева”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

27 вопрос:

Это маленький деревенский мальчик, который очень хочет учиться, но он еще мал, поэтому мать не пускает его в школу. Он непоседлив, решителен и смел. Не желая оставаться дома, он один отправляется в школу, которая находится за селом. На пути мальчику встречаются собаки, от которых ему удается убежать. Оказавшись в школе, он испугался, что учитель его прогонит, но потом, когда ему разрешили учиться, он быстро осмелел. Любознательность, храбрость и настойчивость помогли ему в достижении цели.

(Имя героя – Филипок , рассказ-быль “Филипок”, автор - Лев Николаевич Толстой).

28 вопрос:

Этот царь мудрый и добрый, но доверчивый. Он верит письму, принесенному гонцом, оказывается жертвой злых козней и в результате теряет жену и сына. Он щедро угощает купцов, расспрашивает их о дальних странах, в то же время не может собраться навестить “чудный остров”. Обретя жену и сына, царь в гневе собирается наказать злых сестер, но великодушно прощает их и отпускает домой.

(Имя героя – царь Салтан , “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, автор - Александр Сергеевич Пушкин).

29 вопрос:

Этот забавный зверек жил в густом тропическом лесу, потом оказался в городе, приплыв на корабле в ящике с апельсинами. В зоопарк его не взяли, так как он оказался “совершенно неизвестным науке зверем”, он стал работать в магазине.

(Имя героя – Чебурашка , сказочная повесть “Крокодил Гена и его друзья”, автор - Эдуард Николаевич Успенский).

30 вопрос:

Это мальчик-луковка. У него много друзей, таких же бедных ребятишек, как и он сам. Но они никогда не унывают, бегают по улицам, шалят, балуются, веселятся. Он не переносит несправедливости и всем, кто обижает бедняков. Он смелый и решительный, никого не боится и всегда готов вступиться за слабых и обиженных. Находчивость и смекалка помогают ему выйти победителем из непростых ситуаций.

(Имя героя – Чиполлино , сказочная повесть “Приключения Чиполлино”, автор - Джанни Родари).

Подведение итогов, награждение победителей.

Литературная викторина “По страницам любимых книг”
среди учащихся 6 классов
Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и
литературному творчеству.
Задачи:
1. определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
2. способствовать формированию навыков творческого чтения;
3. развивать воображение и творческие способности учащихся.
Участники: ученики 6 классов
Число команд: 2 команды по 5 человек во главе с капитаном.
Каждая из команд заранее выбирает название, девиз и готовит эмблему
Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек
Ведущий (Звучит музыка1)
Добрый день, уважаемые участники и гости нашей викторины! Добрый
день дорогие болельщики! Мы начинаем литературную викторину «По
дорогам детских произведений». Сегодня участники викторины покажут нам
не только свои знания по литературе, но и сценические и актерские
способности! А у болельщиков и просто зрителей будет возможность
поучаствовать в увлекательном литературном путешествии, помочь своим
товарищам и вспомнить знаменитых писателей и их творчество.
Наша программа включает
1 РАЗОГРЕВ
2 конкурс: “Юморина»
3 конкурс: “В стране стихосложения”
4 конкурс: “Собери пословицу”
5 конкурс: Домашнее задание
6 “Узнай произведение и его автора”
7 конкурс: “Найди слова”
8 конкурс: “Буриме”
9 Узнай писателя

10 конкурс (конкурс капитанов): “Cкороговорки”
Давайте же познакомимся с почетным жюри, в состав которого вошли:
………………………………………………..
Итак, представление команд!
(Музыка 2)
Ведущий.
Известный филолог, ученый – лингвист Владимир Даль сказал: «Как из копеек
составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание».
Эти слова будут сегодня девизом нашей литературной викторины.
1.Разогрев. (За 1 минуту команда должна правильно ответить на как можно
большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то
говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)
Жюри учитывает количество правильных ответов. Начинают тикать
часы (3)
Вопросы для первой команды.
1.Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)
2 Автор «Приключений Робинзона Крузо»? (Дефо)
3 Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)
4 Выдающийся русский ученый­энциклопедист, именем которого назван
Московский университет? (М.В.Ломоносов)
5Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен)
6 Автор сказки «Синюшкин колодец»? (Бажов)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса­великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)
8 Как называется разговор двух лиц в художественном произведении?
(Диалог)
9 Автор рассказа «Тихое утро»? (Казаков)
10 Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления
с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)
11 Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще
всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным
сюжетом (Баллада)

12 Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или
нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)
13 Автор произведения «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Пушкин)
14 Из какого произведения эти строки:
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)
15 Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и
Черномор? («Руслан и Людмила»)
16 В каком произведении детективного жанра жук сыграл главную роль?
(Золотой жук. Э.По)
17 Из какого произведения эти строки:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем. (Лермонтов. Три пальмы.)
Вопросы для второй команды.
1 Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)
2 Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)
3 Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)
4 Автор произведения «Васюткино озеро»? (Астафьев)
5 Автор строк:
Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный неволей орел молодой…
(А.Пушкин)
6 Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский)
7 Из какого произведения эти строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)
8 Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? (А.С.Пушкин)
9 Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого
предмета)
10 Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)
11 Речь одного человека в произведении? (Монолог)
12 Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения?
(Псевдоним)
13 Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)
14 Автор сказки «Снегурочка»? (Островский)
15 Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и
Рак»)
16 У героини какого произведения появился двойник, с которым она
побывала в стране зеркал? (Губарев. «Королевство кривых зеркал»)
17 Кто написал произведение про Алые паруса? (Грин)
Кто весел, тот всегда молод! Звучит смех (4)
2 КОНКУРС. “Юморина”
Карточка № 1
Карточка №2
1. Кто из героев русской народной
сказки женился на земноводной
особи?
1. Назовите героиню русской
народной сказки, которая была
лягушкой.
2. Кто из сказочных героев наелся
сам и хозяйку накормил
благодаря смекалке?
3. Назовите героиню сказки
Андерсена, которая подарила
речке свои башмачки.
4. Назовите сказку русского
писателя, где герой вступает в
схватку с Головой.
5. В какой русской народной сказке
брат не послушался сестру, один
раз нарушил санитарно­
гигиенические правила и жестоко
за это поплатился?
2. В какой русской народной
сказке решаются проблемы
жилья или, говоря умным
языком, проблемы жилищно­
коммунального хозяйства?
3. Назовите героиню сказки
Андерсена, которая могла
заморозить своим поцелуем.
4. В какой сказке русского
классика у героя сила заключена
в его бороде?
5. Какой сказочный герой посеял
деньги, думая, что вырастет
денежное дерево и останется
только снимать урожай?
3 КОНКУРС. “В стране стихосложения”

(каждая команда получает стихотворения) Ребята, у меня в руках
стихотворения, но в них произошла какая­то путаница. Слушайте!
(читаем стих). Давайте попробуем правильно расставить знаки
препинания! Загадки зрителям.
Задание № 1
...Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.
Задание № 2
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
4 конкурс. “Собери пословицу”
Звучит музыка (5)
Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца.
Пока команды работают над пословицами, можно готовиться к домашнему
заданию!
Задание
1 Кто другому яму копает,
2 Любишь кататься,
3 Муж возом не навозит,
1 тот о том и говорит.
2 надо свой разум наточить.
4 Кто ест скоро,
5 На охоту ехать ­
6 Кто рано встаёт,
7 Любовь не картошка ­
оказаться.
4 от того и наберешься.
5 по­волчьи выть.
6 тому глаз вон.
7 враг мой.

8 У кого что болит,
9 На то она и щука,
10Не говори о себе худо,
11Чтобы других учить,
12Кто старое помянет,
13Не спеши языком,
находиться,
15По одежке встречают,
16Слово – серебро,
17С кем поведешься,
18Язык мой ­
19С волками жить ­
20Не давай повадки,
8 тот сам в нее попадает.
9 чтобы не было оглядки.
10по уму провожают.
11люби и саночки возить.
12тому Бог даёт.
13молчание золото.
14что жена горшком наносит.
15другие об этом позаботятся.
16спеши делом.
17тот и работает споро.
18не выбросишь в окошко.
19собак кормить.
20чтоб карась не дремал.
1 Кто другому яму копает,
2 Любишь кататься,
3 Муж возом не навозит,
4 Кто ест скоро,
5 На охоту ехать ­
6 Кто рано встаёт,
7 Любовь не картошка ­
8 У кого что болит,
9 На то она и щука,
10Не говори о себе худо,
11Чтобы других учить,
12Кто старое помянет,
13Не спеши языком,
Ответы
8 тот сам в нее попадает.
11люби и саночки возить.
14что жена горшком наносит.
17тот и работает споро.
19собак кормить.
12тому Бог даёт.
18не выбросишь в окошко.
1 тот о том и говорит.
20чтоб карась не дремал.
15другие об этом позаботятся.
2 надо свой разум наточить.
6 тому глаз вон.
16спеши делом.

14С пчелкой водиться ­ в медку
3 а с жуком связаться – в навозе
находиться,
15По одежке встречают,
16Слово – серебро,
17С кем поведешься,
18Язык мой ­
19С волками жить ­
20Не давай повадки,
оказаться.
10по уму провожают.
13молчание золото.
4 от того и наберешься.
7 враг мой.
5 по­волчьи выть.
9 чтобы не было оглядки.
5 конкурс. Домашнее задание.
6 конкурс. “Узнай произведение и его автора”
Перед вами 6 карточек, на которых отрывок из произведения.
Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите
автора этого произведения. Расскажите, что произойдёт дальше.
Отрывок № 1
Отрывок № 2
И начал так: “Друзья! К чему
весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам,
совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим
общий лад!”
(И. А. Крылов “Волк на
псарне)
“Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной”.
(В. А. Жуковский “Кубок”)
Отрывок № 4
“ Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал.
Увидел Петя Зубов, что превратился он в
высокого, худого, бледного старика. Выросла у
него седая окладистая борода, усы. Морщины
покрыли сеткою лицо»
(Шварц “Сказка о потерянном времени”)
Отрывок №3
Запомни же ныне ты слово
моё:
Воителю слава ­ отрада;
Победой прославлено имя
твоё;
Твой щит на вратах
Цареграда;
И волны и суша покорны
тебе;
Завидует недруг столь

дивной судьбе. (А. С.
Пушкин “Песнь о вещем
Олеге”)
Отрывок № 5
“Дело было к вечеру. Он шёл
тихо и глядел на воду. Вдруг
ему показалось, что что­то
барахтается в тине у самого
берега. Он нагнулся и
увидел...”
(И. С. Тургенев “Муму”)
Отрывок № 6
“Сначала никто этого не заметил. Мальчик
глядел тем тусклым и неопределенным
взглядом, каким глядят до известного возраста
все новорожденные дети. Дни уходили за днями,
жизнь нового человека считалась уже неделями.
Его глаза прояснились, с них сошла мутная
поволока, зрачок определился. Но дитя не
поворачивало головы за светлым лучом,
проникавшим в комнату вместе с веселым
щебетаньем птиц» (В. Г. Короленко « Слепой
музыкант”)
7 конкурс. “Найди слова”
В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни –
в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами
с предлогом. Третьи ­ еще где­нибудь.
А чтобы зрители не скучали, я подготовила и для них вопросы из
произведений! Выявим самого эрудированного в литературной области.
На лыжах
Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко.
Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал
и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили
вернуться. Назад он шел на одной лыже.
Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в
сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение
случилось с нами в тот день.
8 конкурс. “Буриме”

БУРИМЕ – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма
буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил
следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300
сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда
Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них
рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла
форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме!
Музыка 6.
Задание:
Пели – смотрели
Кружок – пирожок
Капустный – вкусный
Другой – курагой
В прятки – лошадки
Ушли – легли.
Без огня – у меня
Днем ­ в нем
Вечерком – огоньком
С травой – живой.
Пример:
Мы сегодня песни пели,
Много мультиков смотрели.
Потом сели в кружок,
Чтоб готовить пирожок.
Пирожок капустный,
Очень­очень вкусный.
Решили сделать другой.
Правда, с курагой.
Затем играли в прятки,
Скакали как лошадки.
Затемно домой пришли,
очень быстро спать легли.
9 КОНКУРС. “Узнай писателя по фото”
Подумайте, чье фото перед вами на экране. Назовите фамилию писателя
и его произведения.
10 конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки”
1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при
Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
Ведущий (Музыка 1)
Как прекрасен мир книги! Как удивителен литературный мир! Сколько
открытий мы делаем, читая строки талантливых писателей! Так хочется

пожелать всем нашим участникам, зрителям и гостям, быть ближе к
миру литературы!
Итак, подведем итоги нашей викторины! Слово Жюри!
До свидания, дорогие друзья, до новых встреч!
Для Зрителей!
Отрывок № 1
“Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо
пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его,
оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”.
(В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”)
Отрывок № 2
“Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звемзд –
Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк­горбунок”)
Отрывок № 3
“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит –
полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с
ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да
ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а
она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.
(П. Бажов “Серебряное копытце”)
Отрывок № 4

“Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица
Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)
Отрывок № 5
“Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)
Загадки
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в
дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Была она артисткой
Прекрасной, как
звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.
Прокатился по
деревне
И женился на царевне.
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех
досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как
днём.
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть
замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
Он разбойник, он
злодей,
Свистом он пугал людей.
И зайчонок, и волчица ­
Все бегут к нему
лечиться.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней
следил,
Обманул и проглотил.
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик­лук,

Он надёжный, верный
друг.
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
Мой вопрос совсем не трудный,
Он ­ про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Наряд мой
пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Всех важней она в
загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Вот совсем
нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
Красна девица
грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький

крючком,
Вместо туфелек -
копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три
кружки,
Три кроватки, три
подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит
Водяной.
Толстяк живет на
крыше,
Летает он всех выше.
Скорей бы приблизился
вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал
Она была подружкой
гномов
И вам, конечно же,
знакома.
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться
охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Гармошка в руках,
На макушке
фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Редчайший зверь и прячется в засаде,
Его поймать никто не может.
Он с головами впереди и сзади,
Лишь Айболит нам угадать его
поможет.
А ну­ка думай и смекай,
Ведь этот зверь – …
ОТВЕТ
Приходит он ко всем глубокой ночью,
И зонтик свой волшебный открывает:
Зонт разноцветный – сон ласкает очи,
Зонт чёрный – снов в помине не бывает.
Послушным детям – зонтик разноцветный,
А непослушным – чёрный полагается.
Он гном­волшебник, многим он известный,
А ну скажи, как гном тот называется.
ОТВЕТ
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь

карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
ОТВЕТ
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь
ведь?
Кто же это был? …
ОТВЕТ
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
ОТВЕТ
Кто любил играть и
петь?
Два мышонка ­ Круть и...
ОТВЕТ
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в
пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
ОТВЕТ
Что за сказка: кошка,
внучка,
Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
ОТВЕТ
Они везде вдвоём всегда,
Зверята - «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни­
Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы­хрюшки - ...
ОТВЕТ
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка­кукла с большими
глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице - аккуратненький
нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
ОТВЕТ
Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней - мальчик
Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?
ОТВЕТ

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко­красных
сапогах.
ОТВЕТ
У этого героя
Дружок есть -
Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, - ...
ОТВЕТ
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как
моряк.
Звать кота, скажите, как?
ОТВЕТ
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта­дом стоит у речки.
Почтальон в ней -
дядя...
ОТВЕТ
Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он...
Редиска - мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга

И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый без
сомнений,
Героя этих приключений.
ОТВЕТ
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца,
невзначай.
Холодным, недобрым стал …
ОТВЕТ

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ с УИОП № 14»

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Подготовила: Рябинина Л.Ю.

г.Магадан.

2013-2014 уч.г.

План проведения литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

  1. Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.
  2. Представление жюри.
  3. Первый конкурс – разминка – «Сказочное лото» (на магнитных досках).
  4. Загадки с подвохом из «волшебного», музыкального ларца.
  5. Второй конкурс – «Музыкальный» - угадай сказочную мелодию.
  6. Третий конкурс – пантомима – «Без слов».
  7. Сказочная физкультминутка (с мячом – ежом для пальчиковой гимнастики).
  8. Пятый конкурс – игра «Ромашки» (блиц-опрос).
  9. Подведение итогов игры. Пожелания ребятам. Награждение команд.

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Ожидаемый результат .

  1. Дети будут верить в чудеса, отличать добро и зло.
  2. Подружатся, станут более внимательными, вежливыми по отношению друг к другу.
  3. Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать сказки.

Оборудование, оформление:

  • Лист критериев оценки;
  • карточки - задания с названиями персонажей сказок для сказочного лото на магнитных досках;
  • «волшебный», музыкальный ларец с загадками;
  • аудиозаписи с песенками из сказок;
  • мяч – ёж – для пальчиковой гимнастики во время проведения «Музыкального» конкурса;
  • сказочные предметы: перчатки, телефон, мыло, лимон, луковица, чемоданчик с красным крестом, горошина, туфелька Золушки, бабочка кота Леопольда, лопнувший шарик ослика ИА, аленький цветочек, скорлупа грецкого ореха;
  • «строгие», невидимые судьи (кричит петух, мяукает котенок) – для привлечения внимания детей; поддержания дисциплины;
  • лепестки для игры «Ромашка»;
  • иллюстрации сказок; сказочные герои;
  • красочные эпиграфы; высказывания знаменитых людей.
  • таблицы с названием команд «Чебурашки», «Вини – Пухи», мягкие игрушки этих героев;
  • кубики, пазлы, с иллюстрациями из сказок – для индивидуальной работы с отдельными учащимися;
  • сказочный замок.

Критерии оценки.

1 конкурс – «Сказочное лото»

5 баллов – все задания выполнены правильно;

4 балла – 1 задание выполнено неправильно;

3 балла – 2 и более задания выполнены неправильно.

Каждая отгаданная загадка (по числу карточек) – 1 балл.

2 конкурс – «Музыкальный» - «Угадай мелодию».

5 баллов – каждая правильно угаданная песенка.

3 конкурс – пантомима «Без слов».

1 балл – за артистичность;

1 балл – команде – сопернице, если правильно показала изображаемую отгадку.

4 конкурс – «Бюро находок».

5 баллов – каждый правильно угаданный предмет.

5 конкурс – игра «Ромашка».

1 балл – каждый правильный ответ.

6 конкурс «Сказочные пазлы»

5 баллов – правильно собранный сюжет.

Подведение итогов.

Команда «Чебурашки»_______________________баллов.

Команда «Винни-Пухи»_______________________баллов.

Высказывания знаменитых людей.

Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.

К.Д. Ушинский

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.

Все, что создано умом,

Все к чему душа стремиться,

Как янтарь на дне морском

В сказках бережно хранится.

Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы все-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Э. Асадов.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Сказку вы не забывайте и в реальность превращайте,

И пусть детская мечта воплотится в жизнь сполна.

Сказки – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Френсис Бэкон.

Ход внеклассного мероприятия:

  1. Организация класса. Вступительное слово учителя.

Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка - окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали ваши мамы и бабушки, в детском саду – воспитатели. А теперь вы уже умеете читать сказки сами.

  1. Сообщение темы и цели литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

Здравствуйте, ребятушки!

Здравствуйте, гости дорогие.

Я – бабушка – Загадушка.

Да вот беда, стара я стала, загадки помню, а сказки все позабыла, все в голове у меня перепуталось, перемешалось.

3. Конкурс-разминка: »Исправьте меня»:

Василиса Преглупая

Елена Некрасивая

Крошечка- Горошечка

Сестрица Гулёнушка

Баба Бяка

Кощей Бесстрашный

Царевна- жаба

Жар- муха

Царевна- индюшка

По собачьему велению

Сивка- будка

Иван-царевич и зеленый волк

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка

Мальчик с кулачок

У страха уши велики

Лапша из топора

А вы, детоньки, знаете сказки?

Поможете мне, Бабушке – Загадушке, сказки вспомнить?

А чтобы узнать кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. Согласно жеребьевке у нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи».

Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри.

Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.

4. Представление жюри.

А это, внучки мои, наше уважаемое жюри.

Но где-то здесь спрятались – притаились 2 строгих судьи. Вы их не увидите, но если услышите их голосок, знайте, вы получили штрафной балл.

Что-то притомилась я немножко, позову-ка я на помощь свою внучку Аленушку.

Аленушка, где же ты, помоги-ка своей бабушке-Загадушке.

Ну, детоньки мои, давайте сядем тихонько рядком, да поговорим ладком, авось я и вспомню сказки.

5. Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сейчас начнется наша игра,

К нам выйдут целым строем

Те, с кем всегда вы встрече рады –

Ваши любимые сказочные герои.

В сказочный мир вместе с ними войдем

И за собою других позовем.

6. Первый наш конкурс – разминка – «Сказочное разрезное лото ».

Задание – дополни имя сказочного героя.

Сивка – (Бурка)

Кощей (Бессмертный)

Мальчик – (с – пальчик)

Красная (Шапочка)

Снежная (Королева)

Карабас (Барабас)

Винни – (Пух)

Муха – (Цокотуха)

Сестрица (Аленушка)

Василиса (Премудрая)

Доктор (Айболит)

Лиса (Алиса)

Конек (Горбунок)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Кот (в сапогах)

Спящая (Красавица)

Карлик (Нос)

Крокодил (Гена)

Курочка (Ряба)

Братец (Иванушка)

Елена (Прекрасная)

Баба (Яга)

Кот (Базилио)

7. Молодцы, внучки мои, молодцы милые. Ах, какие вы пригожие, хорошие.

Пока жюри подводит итоги 1 конкурса, достану-ка я свой «волшебный», музыкальный ларец, да загадаю вам загадки из сказок, может и вспомню какие сказки (загадывание загадок).

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше лепестка.

В ореховой скорлупке девочка жила.

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку малышку. (Дюймовочка)

Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна-Лягушка)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка.

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали.

К батюшке и матушке мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку. (Гуси-лебеди)

Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи (Три поросенка)

С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала.

А в лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая.

Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок все ж попался.. (Колобок)

А это, что за сказка?

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас? (Красная Шапочка)

Задание с подвохом

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Дуремар)

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко

Звали песика… (Шарик)

Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали… (Иван-Царевич)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его…(Карлсон)

Все идут к нему лечиться,

И собака и волчица,

Зайцы, лисы и ужи,

Крокодилы и ежи.

Он любого исцелит,

Бармалея победит.

Добрый доктор (Айболит)

На лестной опушке

Сидит она в избушке

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метелкой ей дорога,

Это зловредная.. (Баба Яга)

Человек немолодой

И с недлинной бородой.

Он – отъявленный злодей –

Одноглазый (Бармалей)

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный,

Кто же это?.. (Буратино)

Он и весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним приятель Пятачок.

Для него прогулка- праздник

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок (Вини – Пух)

В гости ходит он чуть свет:

Для хозяина беда!

И «пыхтелки» как поэт,

Сочиняет иногда.

И на мед имеет нюх,

Он зовется (Вини-Пух).

Пусть Королева снега

Неприступна и горда,

Но дружба все равно сильнее

И Кая освободила от холода и льда

Его подружка (Герда)

Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок

Удивительный конек

По прозванью (Горбунок)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк!

Его имя…(Крокодил Гена)

Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это…(Карабас)

8. Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Песня даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь.

9. Сейчас второй конкурс – «Музыкальный».

Задание – кто быстрее угадает сказочную мелодию.

Ответ дает ученик, получивший мячик – еж (пальчиковая гимнастика).

10. Физминутка.

Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Дружно встать нам всем пора:

Начинается игра.

Сказка даст нам отдохнуть?

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

«Станет талия осиной,

Если будем наклоняться,

Влево, вправо 10 раз».

Вот Дюймовочки слова:

«Чтоб была спина прямая,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1,2,3,4,5

Повторите-ка опять!

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули?

Снова в путь!

11. А сейчас самый трудный третий конкурс – пантомима – «Без слов».

Почему самый трудный?

Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.

Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.

Комар.

В этой книжке - именины,

Много было там гостей,

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил, но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

Кот.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Молоком питается.

Буратино.

Пусть идет вперед, не зная страха,

Следом за прекрасною мечтой.

Тот, кому старуха-черепаха

Подарила ключик золотой.

Покажите нам этого мальчишку.

Спящая красавица.

Эта сказка не нова,

В ней принцесса все спала,

Феи злобной в том вина

И укол веретена.

12. Вот шелестят сказок страницы…

И кто-то в двери к нам стучится…

Четвертый конкурс – «Бюро находок».

Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.

Зеркальце

«Свет мой, зеркальце, скажи..»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Перчатки

С.Маршак «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».

Мыло

К. Чуковский «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое».

Лимон

Луковица

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Горошина

Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Туфелька Золушки

Шарль Перро «Золушка».

Бабочка кота Леопольда

Лопнувший шарик ослика ИА

Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все».

Аленький цветочек

С.Г. Аксаков «Аленький цветочек».

Зонтик

Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе».

Телефон

К. Чуковский «У меня зазвонил телефон».

Чемоданчик с красным крестом

К. Чуковский «Доктор Айболит».

13 . Пятый конкурс – блиц-опрос. Игра «Ромашка»

Вот это ромашка – не просто цветок.

А ну-ка, скорей оторви лепесток!

На нем прочитаешь заданье

А ну-ка, проверь свои знанья.

(Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы сказочных загадок):

  • Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
  • Ем кормила лиса журавля?
  • Спой песенку кота Леопольда.
  • Из чего фея сделала карету Золушке?
  • Как звали корову кота Матроскина?
  • Спой песенку крокодила Гены.
  • Кто говорил:»Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
  • ный мёд»?
  • В каком городе жил Незнайка? Назови главных героев м/ф
  • « Каникулы в Простоквашино».
  • Где находится смерть Кощея Бессмертного?
  • Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
  • Почему Буратино не утонул в пруду?
  • Кого спасла Дюймовочка?
  • Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румянней и белее?»
  • Какими словами начинаются русские сказки?
  • Назовите любимое выражение Карлсона?
  • Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
  • Как позвать Сивку-Бурку?»
  • Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
  • Какого цвета были волосы у Мальвины?
  • Что потеряла Золушка после бала?
  • В чем летает Баба Яга?
  • Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
  • Спой песенку Винни-Пуха.

14. Заключение. Пожелания ребятам. Дети читают стихи.

Спасибо, милые мои, пригожие, хорошие. Вспомнила я сказки. А теперь мы с внучкой хотели бы вам пожелать.

Ах, как дружно мы играли,

И нисколько не устали.

Добрая сказка, спасибо!

Ты научила нас любить,

Ты научила нас всех дружить,

Ты научила нас игре,

Ты научила нас всех доброте!

А может и детки нам что-нибудь скажут?

15. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.

Анализ работы.

  1. Первоклассники вспомнили сказки, сочувствовали и сопереживали их героям в ситуации игры – соревнования.
  2. Дети научились слушать сказку, в нее играть (пантомима)
  3. Научились узнавать сказки и их героев по карточкам – заданиям («Сказочное лото»), по сказочным загадкам (конкурс «Без слов»), по предметам («Бюро находок»), песенкам из сказок (конкурс «Музыкальный»), блиц-опросам (игра «Ромашка»).
  4. Учащиеся обогатили свой опыт общения в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий («Сказочное лото», «Ромашка», «Сказочные пазлы»).
  5. Расширили свой словарный запас.
  6. Дети с азартом и увлечением принимали участие в сказке, научились переключать внимание с одной сказки на другую.
  7. Первоклассники справились со всеми предлагаемыми конкурсами.

При проведении внеклассного мероприятия были использованы приемы скорочтения:

  • «Сказочное лото» (на магнитных досках: быстро прочти 1-ую часть имени сказочного героя; быстро подставь, прочитав, 2-ую часть имени)
  • «Загадки с подвохом» (отгадка не в рифму)
  • «Бюро находок» - увидел предмет, быстро назови автора, героя, прочти строчки из сказки.
  • Игра «Ромашка» - блиц-опрос; оторвал лепесток, прочитал сказочную загадку, дал ответ.
  • Индивидуальная работа с отдельными учащимися – кубики; мелкая моторика – пазлы



Загрузка...
Top