Лучшие американские поэты 20 века. Американские писатели

Инструкция

Возможно, первым американским писателем, которому удалось обрести мировую известность, стал поэт и, в то же время, родоначальник детективного жанра Эдгар Аллан По. Будучи по натуре глубоким мистиком, Эдгар По совсем не был похож на американца. Возможно, поэтому его творчество, не найдя последователей на родине писателя, оказало заметное влияние на европейскую литературу эпохи модерна.

Большое место США занимают приключенческие романы, в основе которых лежит освоения континента и взаимоотношения первых поселенцев с коренным населением. Крупнейшими представителями этого направления стали Джеймс Фенимор Купер, много и увлекательно писавший об индейцах и столкновениях с ними американских колонистов, Майн Рид, в чьих романах виртуозно сочетаются любовная линия и детективно-приключенческая интрига, и Джек Лондон, воспевавший отвагу и мужество первопроходцев суровых земель Канады и Аляски.

Один из самых замечательных американских 19 века – выдающийся сатирик Марк Твен. Такие его произведения, как «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», с одинаковым интересом читают и юные, и взрослые читатели.

Генри Джеймс много лет прожил в Европе, но не перестал быть американским писателем. В своих романах «Крылья голубки», «Золотая чаша» и других писатель показывал наивных и простодушных по натуре американцев, которые часто оказываются жертвами интриг коварных европейцев.

Особняком в американской 19 века стоит творчество Гарриет Бичер-Стоу, чей антирасистский роман «Хижина дяди Тома» во многом способствовал освобождению негров.

Первую половину 20 века можно было бы назвать ренессансом американской . В это время создают свои произведения такие замечательные авторы, как Теодор Драйзер, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Эрнест Хэмингуэй. Первый роман Драйзера «Сестра Керри», героиня которого достигает успеха ценой потери лучших человеческих качеств, поначалу многим показался безнравственным. Основанный на криминальной хронике роман «Американская трагедия» превратился в историю крушения «американской мечты».

Произведения короля «эпохи джаза» (термин, придуманный им самим) Фрэнсиса Скотта Фицджеральда во многом основаны на автобиографических мотивах. Прежде всего, это относится к великолепному роману «Ночь нежна», где писатель рассказал историю своих сложных и мучительных отношений с женой Зельдой. Крушение «американской мечты» Фицджеральд показал в знаменитом романе «Великий Гэтсби».

Жесткое и мужественное восприятие действительности отличает творчество нобелевского лауреата Эрнеста Хемингуэя. Среди наиболее выдающихся произведений писателя – романы «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол» и повесть «Старик и море».

24 сентября — 120 лет со дня рождения одного из самых знаменитых американских писателей, Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда. Он также и один из самых сложных для понимания, хотя поначалу взор и ум читателя ослепляет блеск описываемых вечеринок, за ним кроются глубокие моральные и социальные проблемы. Редакция ЮГА.ру совместно с сетью книжных магазинов "Читай-город" подобрала к этой дате еще шесть знаковых произведений, которые помогут взглянуть на Америку и американцев другими глазами.

"Великий Гэтсби" — великий роман, но ни в жизни, ни в душе его главного героя нет величия, есть лишь сверкающие иллюзии, "которые придают миру такую красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к понятию об истинном и ложном". Загодочный миллионер Джей Гэтсби уже утратил их и вместе с ними потерял возможность снова ощутить вкус жизни и любви — а ведь все их сокровища были у его ног.

Перед читателем предстает Америка "сухого закона", гангстеров, прожигателей жизни и блестящих вечеринок под музыку Дюка Эллингтона. Тот самый "век джаза", великолепный век, когда еще казалось, что исполняются все желания, а звезду с неба можно достать, даже не становясь на цыпочки.

Портрет главного героя цикла "трилогия желания", Фрэнка Каупервуда, во многом списан с реально жившего человека, миллионера Чарльза Йеркса, а в последние несколько лет зрители по всему миру следят за жизнью центральной фигуры сериала "Карточный домик", Фрэнка Андервуда. Можно предположить, что даже имя «великий и ужасный» президент позаимствовал у созданного Драйзером персонажа. Вся его жизнь вращается вокруг успеха, он расчетливый финансист и строит свою империю, используя все и всех в своих целях. Именно так, "Финансист", называется первый роман трилогии, где мы видим, как формировалась личность расчетливого дельца, который готов, не задумываясь, переступить через закон и моральные принципы, если они становятся преградой на его пути.

Самая остросоциальная и обличительная книга из когда-либо написанных в США и про США, "Гроздья гнева" воздействуют на читателя, пожалуй, не меньше текстов Солженицына. Культовый роман был впервые опубликован в 1939 году, получил Пулитцеровскую премию, а сам автор в 1962 году был награжден Нобелевской премией по литературе. Портрет нации в один из самых тяжелых периодов в истории, Великую депрессию, рисуется через историю фермерской семьи, которая после разорения вынуждена сняться с места и искать пропитания в изнурительном странствии по всей стране на той самой "Route 66". Как и тысячи, сотни тысяч других людей, они едут за призрачной надеждой в солнечную Калифорнию, но впереди их ждут еще большие трудности, голод и смерть.

451° по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется бумага. Философская антиутопия Брэдбери рисует картину постиндустриального общества: это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, хранение книг преследуется по закону, интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию, карательная психиатрия решительно разбирается с редкими инакомыслящими, а на охоту за неисправимыми диссидентами выходит электрический пес. Сегодня, в России 2016 года, актуальность изданного в 1953 году (уже 63 года назад!) году романа велика как никогда — в разных концах страны поднимают голову доморощенные цензоры, которые стремятся ограничить свободу слова как раз путем уничтожения и запрета книг.

Жизнь Джека Лондона была столь же романтична — по крайней мере, если рассматривать его биографию через некую лирическую призму, — и наполнена событиями, как его романы, а "Мартин Иден" считается вершиной его творчества. Это произведение о человеке, который добился признания своего таланта обществом, но глубоко разочаровался в той добропорядочной буржуазной прослойке, которая, наконец, приняла его. По словам самого писателя, это "трагедия одиночки, пытающегося внушить истину миру". Поистине вневременное произведение и герой, чувства которого понятны читателю на любом континенте и в любую эпоху.

Один из самых сложных для восприятия, но в то же время невероятно интересных и многогранных авторов, Курт Воннегут писал, смешивая жанры и всегда оставляя у читателя неуверенность — что же именно он только прочел, не было ли это обращением к нему самому через страницы книги и о чем вообще тут говорится. В "Завтраке для чемпионов" автор удивительно тонко и точно уничтожает стереотипы восприятия, показывая нам человека и жизнь на Земле отстраненным взглядом, смотря словно с другой планеты, где не знают, что такое яблоко или оружие. Главный герой, писатель Килгор Траут — одновременно альтер-эго автора и его собеседник, он собирается получить литературную премию. В то же время кто-то, прочитавший его роман (этого персонажа, Дуэйна Гувера, в экранизации 1999 года сыграл Брюс Уиллис), медленно сходит с ума, восприняв все написанное в нем за чистую монету и потеряв связь с реальностью, — как начинает сомневаться в ней и читатель.

В первом романе Джона Апдайка из серии книг о Кролике Гарри Энгстром — а это именно его прозвище, — молодой человек, которому неумолимая действительность уже разбила розовые очки юности. Из звезды школьной баскетбольной команды он стал мужем и отцом, вынужденным работать в супермаркете, чтобы обеспечить свою семью. Он не способен смириться с этим и пускается в "бега". Апдайк и Керуак словно рассказывают об одних и тех же людях, но в разной тональности — так что тем, кто читал произведение последнего "В дороге", будет интересно от литературы битников перейти к сложной психологической прозе, а кто не читал, несомненно, получит массу удовольствия, переключив внимание и погрузившись еще глубже в ту же тему.

Соединенные Штаты Америки могут по праву гордиться тем литературным наследием, которое оставили лучшие американские писатели. Прекрасные произведения продолжают создаваться и сейчас, правда, в своем большинстве представляют собой беллетристику и массовую литературу, не несущую в себе никакой пищи для размышлений.

Лучшие признанные и непризнанные американские писатели

Критики до сих пор спорят, приносит ли художественная литература пользу человеку. Кто-то говорит, что она развивает воображение и чувство грамматики, а также расширяет кругозор, а отдельные произведения могут даже изменить мировоззрение. Кто-то же считает, что для чтения годится только научная литература, содержащая практическую или фактическую информацию, которой можно пользоваться в повседневной жизни и развиваться не духовно или морально, но материально и функционально. Поэтому американские писатели пишут в огромном количестве самых разных направлений - литературный «рынок» Америки так же велик, как разнообразны и ее кинематограф, и эстрадная сцена.

Говард Филлипс Лавкрафт: мэтр настоящего кошмара

Так как американский народ падок на все яркое и необычное, литературный мир Говарда Филлипса Лавкрафта оказался им как раз по вкусу. Именно Лавкрафт подарил миру истории о мифическом божестве Ктулху, который миллионы лет назад уснул на дне океана и проснется лишь тогда, когда настанет время апокалипсиса. Лавкрафт обзавелся огромной фанбазой по всему миру, и в его честь даются названия группам, песням, альбомам, книгам и фильмам. Невероятный мир, который создал Мастер ужасов в своих произведениях, не перестает пугать даже самых заядлых и опытных любителей хоррора. Талантом Лавкрафта вдохновлялся сам Стивен Кинг. Лавкрафт создал целый пантеон богов и испугал мир ужасными пророчествами. Читая его работы, читатель ощущает совершенно необъяснимый, непонятный и очень мощный страх, хотя автор практически никогда не описывает непосредственно то, чего следует бояться. Писатель заставляет воображение читателя работать так, что он сам представляет самые страшные картины, и от этого кровь буквально стынет в жилах. Несмотря на высочайшее писательское мастерство и узнаваемый стиль, многие американские писатели оказались непризнанными при жизни, и Говард Лавкрафт вошел в их число.

Мастер чудовищных описаний - Стивен Кинг

Вдохновленный созданными Лавкрафтом мирами, Стивен Кинг сотворил массу великолепных произведений, множество которых были экранизированы. Перед его мастерством преклонялись такие американские писатели как Дуглас Клегг, Джеффри Дивер и многие другие. Стивен Кинг творит до сих пор, хотя неоднократно признавался, что из-за его произведений с ним частенько случались неприятные сверхъестественные вещи. Одна из самых знаменитых его книг с коротким, но громким названием «Оно» взволновала миллионы. Критики жалуются, что передать весь ужас его произведений в экранизациях практически невозможно, но храбрые режиссеры пытаются делать это и по сей день. Очень популярны такие книги Кинга как «Темная башня», «Необходимые вещи», «Кэрри», «Ловец снов». Стивен Кинг умеет не только создать нагнетающую, напряженную атмосферу, но и предлагает читателю множество совершенно отвратительных и подробных описаний расчлененных тел и других не слишком приятных вещей.

Классическая фантастика от Гарри Гаррисона

Гарри Гаррисон до сих пор очень популярен в довольно широких кругах. Его стиль легкий, а язык незамысловатый и понятный, и эти качества его произведений делают их подходящими для читателей практически любого возраста. Сюжеты Гаррисона исключительно интересны, а персонажи самобытны и интересны, поэтому каждый может найти себе книгу по вкусу. Одна из самых знаменитых книг Гаррисона, «Неукротимая планета», может похвастаться закрученным сюжетом, характерными персонажами, хорошим юмором и даже красивой романтической линией. Этот американский писатель-фантаст заставил людей задуматься о том, чем чреват слишком большой технологический прогресс, и нужны ли нам на самом деле путешествия по космическим пространствам, если мы пока не можем совладать с собой и своей собственной планетой. Гаррисон показал, как можно создавать научную фантастику, которая будет понятна и детям, и взрослым.

Макс Бэрри и его книги для прогрессивного потребителя

Многие современные американские писатели делают основную ставку на потребительский характер человека. На полках книжных магазинов сегодня можно найти массу художественной литературы, рассказывающей о приключениях модных и стильных героев в сфере маркетинга, рекламы и другого большого бизнеса. Однако и среди таких книг можно найти настоящие жемчужины. Творчество Макса Бэрри настолько завышает планку для современных авторов, что перепрыгнуть ее смогут только по-настоящему оригинальные писатели. Его роман «Сироп» концентрируется на истории молодого человека по имени Скат, мечтающем сделать блестящую карьеру в рекламе. Ироничный стиль, меткое использование крепкого словца и потрясающие психологические картины персонажей сделали книгу бестселлером. «Сироп» обзавелся собственной экранизацией, которая не стала такой же популярной, как книга, но практически не уступила ей в качестве, так как сам Макс Бэрри помогал сценаристам работать над фильмом.

Роберт Хайнлайн: жестокий критик общественных отношений

До сих пор идут споры о том, каких писателей можно считать современными. Критики считают, что к их категории также можно отнести и ведь современные американские писатели должны писать на таком языке, который был бы понятен сегодняшнему человеку и был бы ему интересен. Хайнлайн справился с этой задачей на все сто процентов. Его сатирико-философский роман «Пройдя долиной смертной тени» показывает все проблемы нашего общества, используя очень оригинальный сюжетный прием. Главный персонаж - пожилой мужчина, чей мозг пересадили в тело его молоденькой и очень красивой секретарши. Очень много времени в романе уделяется темам свободной любви, нетрадиционной ориентации и беззакония во имя денег. Можно сказать, что книга «Пройдя долиной смертной тени» - это очень жесткая, но одновременно чрезвычайно талантливая сатира, изобличающая современное американское общество.

и пища для голодных молодых умов

Американские писатели-классики больше всего концентрировались на философских, значимых вопросах и непосредственно на оформлении своих произведений, а дальнейший спрос был им почти не интересен. В современной литературе, вышедшей после 2000 года, сложно найти что-то по-настоящему глубокое и оригинальное, так как все темы уже были талантливо раскрыты классиками. Это наблюдается в книгах серии «Голодные игры», принадлежащих перу молодой писательницы Сьюзен Коллинз. Многие вдумчивые читатели сомневаются, что эти книги достойны хоть какого-то внимания, так как являются не более чем пародией на настоящую литературу. В первую очередь в серии «Голодные игры», рассчитанной на молодых читателей, привлекает тема любовного треугольника, оттененная предвоенным состоянием страны и общей атмосферой жесточайшего тоталитаризма. Экранизации романов Сьюзен Коллинз сорвали настоящий куш в прокате, а актеры, сыгравшие в них ведущих персонажей, прославились на весь мир. Скептики по поводу этой книги говорят, что лучше уж молодежь будет читать хотя бы это, чем не читать вообще.

Фрэнк Норрис и его за простых людей

Некоторые известные американские писатели практически не знакомы ни одному далекому от классического литературного мира читателю. Это можно сказать, например, о творчестве Фрэнка Норриса, которому это не помешало создать потрясающее произведение «Спрут». Реалии этого произведения далеки от интересов русского человека, но уникальный писательский стиль Норриса неизменно привлекает любителей хорошей литературы. Задумываясь об американских фермерах, мы всегда представляем улыбчивых, счастливых и загорелых людей с выражением благодарности и смирения на лице. Фрэнк Норрис же показал настоящую жизнь этих людей, не приукрашивая ее. В романе «Спрут» нет и намека на дух американского шовинизма. Американские любили рассказывать о жизни простых людей, и Норрис не стал исключением. Похоже, что вопрос социальной несправедливости и недостаточной оплаты тяжелого труда будет волновать людей всех национальностей в любые исторические времена.

Фрэнсис Фицджеральд и его выговор непутевым американцам

Великий американский писатель Фрэнсис обрел «вторую популярность» после выхода недавней экранизации его великолепного романа «Великий Гэтсби». Фильм заставил молодежь зачитываться классикой американской литературы, а исполнителю главной роли Леонардо ДиКаприо пророчили Оскар, но он, как всегда, его не получил. «Великий Гэтсби» - это совсем небольшой роман, который ярко иллюстрирует извращенную американскую мораль, мастерски показывая дешевое человеческое нутро. Роман учит тому, что друзей нельзя купить, как нельзя купить и любовь. Главный герой романа, рассказчик Ник Кэррэуэй, описывает всю ситуацию со своей точки зрения, что придает всему сюжету пикантность и небольшую неоднозначность. Все персонажи очень самобытны и прекрасно иллюстрируют не только американское общество того времени, но и наши сегодняшние реалии, так как люди никогда не перестанут охотиться за материальными богатствами, презирая душевную глубину.

И поэт, и прозаик

Поэты и писатели Америки всегда отличались поразительной многогранностью. Если сегодня авторы могут создавать только прозу или только поэзию, то раньше такая предпочтительность считалась чуть ли не дурным вкусом. К примеру, вышеупомянутый Говард Филлит Лавкрафт, помимо поражающих воображение жутких рассказов, также писал и стихи. Особенно интересно то, что стихи его были гораздо светлее и позитивнее прозы, хотя и пищи для размышлений дают не меньше. Гений-вдохновитель Лавкрафта, Эдгар Аллан По, тоже создавал великолепные стихотворения. В отличие от Лавкрафта, По занимался этим гораздо чаще и намного качественнее, поэтому некоторые его стихотворения на слуху и сегодня. Стихотворения Эдгара Аллана По содержали не только потрясающие метафоры и мистические аллегории, но и имели философский подтекст. Кто знает, возможно, современный мэтр жанра хоррор Стивен Кинг тоже рано или поздно ударится в поэзию, устав от сложноподчинённых предложений.

Теодор Драйзер и «Американская трагедия»

Быт простых людей и богачей описывали многие классические авторы: Френсис Скотт Фицджеральд, Бернард Шоу, О’ Генри. Американский писатель Теодор Драйзер тоже пошел по этому пути, делая больший упор на психологизм персонажей, чем непосредственно на описание бытовых проблем. Его роман «Американская трагедия» великолепно представил миру яркий пример которая рушится из-за неправильного морального выбора и тщеславия главного героя. Читатель, как ни странно, совершенно не проникается к этому персонажу сочувствием, потому что настолько равнодушно нарушать все общества может только настоящий негодяй, который ничего, кроме презрения и ненависти, не вызывает. В этом парне Теодор Драйзер воплотил тех людей, которым хочется любой ценой вырваться из оков противного им общества. Однако так ли уж хорошо это высшее общество, что ради него можно убить невинного человека?

1. Трумен Капоте — "Летний круиз"
Трумен Капоте - один из крупнейших американских писателей ХХ века, автор таких бестселлеров, как "Завтрак у Тиффани" и "Другие голоса, другие комнаты", "Хладнокровное убийство" и "Луговая арфа". Вашему вниманию предлагается дебютный роман, написанный двадцатилетним Капоте, когда он только приехал из Нового Орлеана в Нью-Йорк, и в течение шестидесяти лет считавшийся утраченным. Рукопись "Летнего круиза" всплыла на аукционе "Сотбис" в 2004 г., впервые опубликован он был в 2006-м. В этом романе Капоте с непревзойденным стилистическим изяществом описывает драматичные события из жизни великосветской дебютантки Грейди Макнил, остающейся на лето в Нью-Йорке, пока ее родители отплывают в Европу. Она влюбляется в служащего автомобильной парковки и флиртует со своим другом детства, вспоминает былые увлечения и танцует в модных дансингах…

2. Ирвинг Шоу — "Люси Краун"
В книгу вошел один из самых известных романов американского прозаика и драматурга Ирвина Шоу "Люси Краун" (1956). Как и другие произведения писателя - "Две недели в другом городе", "Вечер в Византии", "Богач, бедняк", - этот роман открывает читателю мир хрупких связей и сложных, подчас непредсказуемых отношений между людьми. История о том, как одна ошибка может перевернуть всю жизнь человека и его близких, о неоцененном и разрушенном семейном счастье рассказана обманчиво простым языком, поражает авторским знанием человеческой психологии и приглашает читателя к размышлению и сопереживанию.

3. Джон Ирвинг — "Мужчины не ее жизни"
Несомненный классик современной литературы Запада и один из ее неоспоримых лидеров ввергает читателя в зеркальный лабиринт отражений: страхи из детских книжек некогда популярного писателя Теда Коула неожиданно обрастают плотью, и вот уже сказочный человекокрот превращается в реального маньяка-убийцу, чтобы почти через сорок лет Рут Коул, дочь писателя, тоже писательница, собирая материал для романа, сделалась свидетельницей его жестокого преступления. Но в первую очередь роман Ирвинга о любви. Атмосфера сгущенной чувственности, любви без берегов и ограничений наполняет его страницы некой магнетической силой, превращая читателя в участника волшебного действа.

4. Курт Воннегут — "Мать Тьма"

Роман, в котором великий Воннегут, с присущим только ему мрачным и озорным юмором, исследует внутренний мир... профессионального шпиона, размышляющего о собственном непосредственном участии в судьбах нации.

Писатель и драматург Говард Кэмпбелл, завербованный американской разведкой, вынужден играть роль ярого нациста, - и получает массу удовольствия от своего жестокого и опасного маскарада.

Он сознательно громоздит нелепость на нелепость, - но чем сюрреалистичнее и комичнее его нацистские "подвиги", тем больше ему доверяют, тем больше людей прислушиваются к его мнению.

Однако войны кончаются миром - и Кэмпбеллу предстоит жить без возможности доказать свою непричастность к преступлениям нацизма...

5. Артур Хейли — "Окончательный диагноз"
Почему романы Артура Хейли покорили весь мир? Что сделало их классикой мировой беллетристики? Почему, стоило выйти в нашей стране `Отелю` и `Аэропорту`, их буквально сметали с прилавков, выкрадывали из библиотек, давали почитать друзьям `в очередь`?

Очень просто. Произведения Артура Хейли - это своеобразные `куски жизни`. Жизни аэропорта, отеля, больницы, Уолл-стрит. Замкнутого пространства, в котором обитают люди - со своими радостями и горестями, честолюбием и надеждами, интригами и страстями. Люди работают, враждуют, влюбляются, расстаются, добиваются успеха, нарушают закон - такова жизнь. Таковы и романы Хейли...

6. Джером Сэлинджер — "Сага о Глассах"
"Цикл повестей Джерома Дэвида Сэлинджера о семействе Гласс - шедевр американской литературы XX века, "чистый листок бумаги вместо объяснения". Дзен-буддизм и нонконформизм в книгах Сэлинджера вдохновили на переосмысление жизни и поиск идеалов не одно поколение.
Сэлинджер любит Глассов больше, чем их любит Бог. Он их любит слишком уж исключительно. Их изобретение и стало для него хижиной отшельника. Он любит их до того, что готов ограничивать себя как художника".

7. Джек Керуак — "Бродяги Дхармы"
Джек Керуак дал голос целому поколению в литературе, за свою короткую жизнь успел написать около 20 книг прозы и поэзии и стать самым известным и противоречивым автором своего времени. Одни клеймили его как ниспровергателя устоев, другие считали классиком современной культуры, но по его книгам учились писать все битники и хипстеры - писать не что знаешь, а что видишь, свято веря, что мир сам раскроет свою природу.

"Бродяги Дхармы" - это праздник глухих уголков и шумного мегаполиса, буддизма и сан-францисского поэтического возрождения, это выстроенный, как джазовая импровизация, рассказ о духовных поисках поколения, верившего в доброту и смирение, мудрость и экстаз; поколения, манифестом и библией которого стал другой роман Керуака, "В дороге", принесший автору всемирную славу и вошедший в золотой фонд американской классики.

8. Теодор Драйзер — "Американская трагедия"
Роман "Американская трагедия" - вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Он говорил: "Никто не создает трагедий - их создает жизнь. Писатели лишь изображают их". Драйзеру удалось так талантливо изобразить трагедию Клайва Грифитса, что его история не оставляет равнодушным и современного читателя. Молодой человек, вкусивший всю прелесть жизни богатых, так жаждет утвердиться в их обществе, что идет ради этого на преступление.

9. Джон Стейнбек — "Консервный ряд"
Обитатели квартала бедноты в маленьком приморском городке...

Рыбаки и воры, мелкие торговцы и мошенники, "ночные бабочки" и их печальный и циничный "ангел-хранитель" - немолодой врач...

Героев повести нельзя назвать респектабельными, они не слишком ладят с законом. Но устоять перед обаянием этих людей невозможно.

Их приключения, то веселые, то печальные, под пером великого Джона Стейнбека превращаются в настоящую сагу о Человеке - одновременно грешном и святом, подлом и готовом к самопожертвованию, лживом и искреннем...

10. Уильям Фолкнер — "Особняк"

"Особняк" - последняя книга трилогии Уильяма Фолкнера "Деревушка", "Город", "Особняк", посвященной трагедии аристократии американского Юга, которая оказалась перед мучительным выбором - сохранить былые представления о чести и впасть в нищету или порвать с прошлым и влиться в ряды дельцов-нуворишей, делающих скорые и не слишком чистые деньги на прогрессе.
Особняк, в котором поселяется Флем Сноупс, дает название всему роману и становится местом, где происходят неотвратимые и страшные события, потрясшие округ Йокнапатоф.

В XX веке проблематика американской литературы определяется фактом громадного значения: наиболее богатая, сильная капиталистическая страна, идущая во главе всего мира, порождает наиболее сумрачную и горькую литературу современности. Писатели приобрели новое качество: им стало свойственно ощущение трагизма и обреченности этого мира. «Американская трагедия» Драйзера выразила стремление писателей к большим обобщениям, которое отличает литература США того времени.

В XX в. новелла не играет уже столь важной роли в американской литературе как в XIX, ей на смену приходит реалистический роман. Но все же ей продолжают уделять значительное внимание романисты, и целый ряд выдающихся американских прозаиков посвящают себя преимущественно или исключительно новелле. Один из них О. Генри (Уильям Сидни Портер), сделавший попытку наметить иной путь для американской новеллы, как бы «в обход» уже явно определившегося критико-реалистического направления. О. Генри так же можно назвать основателем американского happy end (что присутствовало в большинстве его рассказов), который в последствие будет очень успешно использоваться в американской ходовой беллетристике. Несмотря на иногда не очень лестные отзывы о его творчестве, оно является одним из важных и поворотных моментов в развитии американского рассказа XX века.

В начале XX в. появились новые течения, которые внесли оригинальный вклад в становление критического реализма. В 1900-е г. в США возникает течение «разгребателей грязи». «Разгребатели грязи» - группа американских писателей, журналистов, публицистов, социологов, выступившая с резкой критикой американского общества, особенно активная в 1902-17. Данное название впервые употребил по отношению к ним президент США Т. Рузвельт в 1906, сославшись на книгу Дж. Беньяна «Путь паломника»: один из её персонажей возится в грязи, не замечая над головой сияющего небосвода. Началом литературного движения «разгребателей грязи» считается статья Дж. Стеффенса, направленная против взяточников и казнокрадов (1902). Воспитанные на идеалах Просвещения, «разгребатели грязи» ощущали резкий контраст между принципами демократии и неприглядной реальностью Америки, вступившей в империалистическую фазу; однако они ошибочно полагали, что мелкими реформами можно искоренить зло, порожденное антагонистическими общественными противоречиями. На отдельных этапах своего творческого пути с движением «разгребателей грязи» сближались такие крупные писатели, как Д. Лондон, Т. Драйзер.

Выступления «разгребателей грязи» способствовали укреплению социально-критических тенденций в литературе США, развитию социологической разновидности реализма. Благодаря им публицистический аспект становится существенным элементом современного американского романа.

  • 10-е г. отмечены реалистическим взлетом в американской поэзии, получившим название «поэтического ренессанса». Этот период связан с именами Карла Сендберга, Эдгара Ли Мастера, Роберт Фроста, В. Линдсея, Э. Робинсона. Эти поэты обратились к жизни американского народа. Опираясь на демократическую поэзию Уитмена и достижения реалистов-прозаиков, они, ломая устаревшие романтические каноны, закладывали основы новой реалистической поэтики, включавшей в себя обновление поэтического словаря, углубленный психологизм. Эта поэзия отвечала требованиям времени, помогала отображению поэтическими средствами американской действительности в ее многообразии.
  • 900-е и 10-е г. прошлого века ознаменовались долгожданным появлением большого критико-реалистичекого романа (Ф. Норрис, Д. Лондон, Драйзер, Э. Синклер). Считается, что критический реализм в новейшей литературе США сложился в процессе взаимодействия трех исторически определившихся факторов: это - реальные элементы протеста американских романтиков, реализм Марка Твена, выраставший на самобытно-народной основе, и опыт американских писателей реалистического направления, воспринявших в той или иной мере традицию европейского классического романа XIX столетия.

Американский реализм явился литературой общественного протеста. Писатели-реалисты отказывались принимать действительность как закономерный результат развития. Критика складывавшегося империалистического общества, изображение его отрицательных сторон становятся отличительными признаками американского критического реализма. Появляются новые темы, выдвинутые на первый план изменившимися условиями жизни (разорение и обнищание фермерства; капиталистический город и маленький человек в нем; обличение монополистического капитала).

Новое поколение писателей связано с новым регионом: оно опирается на демократический дух американского Запада, на стихию устного фольклора и адресует свои произведения самому широкому массовому читателю.

Уместно сказать о стилевом многообразии и жанровом новаторстве в американском реализме. Развиваются жанры психологической и социальной новеллы, социально-психологического романа, романа-эпопеи, философского романа, широкое распространение получает жанр социальной утопии, создается жанр научного романа. При этом писатели-реалисты часто использовали новые эстетические принципы, особый взгляд «изнутри» на окружающую жизнь. Действительность изображалась как объект психологического и философского осмысления человеческого существования.

Типологической чертой американского реализма явилась достоверность. Отталкиваясь от традиций поздней романтической литературы и литературы переходного периода, писатели-реалисты стремились изображать только правду, без прикрас и умолчаний. Еще одна типологическая особенность американской литературы XX в. - присущая ей публицистичность. Писатели в своих произведениях резко и четко разграничивают свои симпатии и антипатии.

К 20-м г. относится становление американской национальной драматургии, которая ранее не получила значительного развития. Этот процесс протекал в условиях острой внутренней борьбы. Стремление к реалистическому отражению жизни осложнялось у американских драматургов модернистскими влияниями. Юджин О"Нил занимает одно из первых мест в истории американской драматургии. Он заложил основы американской национальной драмы, создал яркие остропсихологические пьесы; и все его творчество оказало большое влияние на последующее развитие американской драматургии.

Красноречивым и своеобразным явлением в литературе 20-х г. было творчество группы молодых писателей, которые вошли в литературу сразу после окончания первой мировой войны и отобразили в своем искусстве сложные условия послевоенного развития. Всех их объединяло разочарование в буржуазных идеалах. Их особенно волновала судьба молодого человека в послевоенной Америке. Это так называемые представители «потерянного поколения» - Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джон Дос Пассос, Френсис Скотт Фицджеральд. Конечно, сам термин «потерянное поколение» очень приблизителен, потому что писатели, которых обычно включают в эту группу, очень различны по политическим, социальным и эстетическим воззрениям, по особенностям своей художественной практики. И, тем не менее, в какой-то степени этот термин может быть к ним применен: осознание трагизма американской жизни особенно сильно и подчас болезненно сказалось в творчестве именно этих молодых людей, потерявших веру в старые буржуазные устои. Ф.С. Фицджеральд дал свое название эпохе «потерянного поколения»: он назвал ее «джазовым веком». В этом термине он хотел выразить ощущение неустойчивости, мимолетности жизни, ощущение, свойственное многим людям, изверившимся и спешившим жить и тем самым убежать, пусть иллюзорно, от своей потерянности.

Примерно с 20-х г. начинают появляться модернистские группы, которые ведут борьбу с реализмом, пропагандируют культ «чистого искусства», занимаются формалистическими изысканиями. Американская школа модернизма наиболее ярко представлена поэтической практикой и теоретическими воззрениями таких метров модернизма, как Эзра Паунд и Томас Стернс Элиот. Эзра Паунд стал так же одним из основоположников модернистского течения в литературе, получившего название имажизма. Имажизм (от image) отрывал литературу от жизни, отстаивал принцип существования «чистого искусства», провозглашал примат формы над содержанием. Эта идеалистическая концепция в свою очередь со временем претерпела незначительные изменения и положила начало еще одной разновидности модернизма, известной под именем вортицизма. Вортицизм (от vortex) близок к имажизму и футуризму. Это течение вменяло в обязанность поэтам образно воспринимать интересующие их явления и изображать их через слова, в которых учитывалось лишь их звучание. Вортицисты пытались добиться зрительного восприятия звука, старались находить такие слова-звуки, которые выражали бы движение, динамику, вне связи с их смыслом и значением. Так же появлению новых направлений в модернистской литературе способствовали фрейдистские теории, получившие в то время широкое распространение. Они стали основой романа «потока сознания» и других различных школ.

Хотя американские писатели, находившиеся в Европе, не создали оригинальных модернистских школ. Они активно включались в деятельность различных модернистских группировок - французских, английских и разнонациональных. Среди «изгнанников» (так они себя называли) большинство составляли писатели младшего поколения, которые утратили веру в буржуазные идеалы, в капиталистическую цивилизацию, но не могли найти реальной опоры в жизни. Их смятение и выразилось в модернистских исканиях.

В 1929 г. в США возник первый клуб Джона Рида, объединивший пролетарских писателей и выступавших за революционное искусство и литературу, а в 30-е г. насчитывалось уже 35 таких клубов. В последствии на их основе была создана Лига американских писателей, просуществовавшая с 1935 по 1942 г. За время ее существования было созвано четыре конгресса (1935, 1937, 1939, 1941), которые положили начало объединению писателей США вокруг демократических общественных задач, способствовали идейному росту многих из них; это объединение сыграло выдающуюся роль в истории американской литературы.

«Розовое десятилетие» . Можно говорить о том, что в 30-е г. литература социалистической ориентации в США оформляется как направление. Ее развитию так же способствовало бурное социалистическое движение в России. У ее представителей (Майкл Голд, Линкольн Стеффенс, Альберт Мальц и др.) отчетливо заметно стремление к социалистическому идеалу, усиление связей с общественно-политической жизнью. Очень часто в их произведениях звучал призыв к сопротивлению, к борьбе против угнетателей. Эта черта стала одной из важных особенностей американской социалистической литературы.

В эти же годы происходит своеобразный «взрыв документализма»; он был связан со стремлением писателей оперативно, непосредственно откликнуться на текущие общественно-политические события. Обращаясь к публицистике, прежде всего к очерку, писатели (Андерсон, Колдуэл, Френк, Дос Пассос) оказываются первопроходцами новых тем, которые позднее получают художественное осмысление.

В конце 30-х г. происходит явный взлет критико-реалистического направления после заметного спада в начале десятилетия. Появляются новые имена: Томас Вулф, Ричард Райт, Альберт Мальц, Д. Трамбо, Э. Колдуэлл, Д. Фаррел и др. А развитие эпического жанра, который формировался в атмосфере народной борьбы против монополий и фашистской угрозы, стало выдающимся достижением критического реализма в США. Здесь в первую очередь необходимо назвать имена таких авторов как Фолкнер, Стейнбек, Хемингуэй, Дос Пассос.

В годы II мировой войны американские писатели включаются в борьбу против гитлеризма: они выступают с осуждением гитлеровской агрессии, поддерживают борьбу против фашистских агрессоров. В большом количестве издаются публицистические статьи и репортажи военных корреспондентов. А позднее тема II мировой войны отразится в книгах многих писателей (Хемингуэя, Мейлера, Сакстона и др.).

После II мировой войны происходит некоторый спад в развитии литературы, но это не относится к поэзии и драме, где творчество поэтов Роберта Лоуэлла и Алана Гинзберга, Грегори Корсо и Лоренса Ферлингетти, драматургов Артура Миллера, Теннесси Уильямса и Эдварда Олби получило всемирную известность.

В послевоенные годы углубляется столь характерная для негритянской литературы антирасистская тема. Об этом свидетельствуют стихи и проза Ленгстона Хьюза, романы Джона Килленза («Молодая кровь, и тогда мы услышали гром»), и пламенная публицистика Джеймса Болдуина, а также драматургия Лоррейн Хенсберри. Одним из ярчайших представителей негритянского творчества был Ричард Райт («Сын Америки»). Роман Р. Райта Сын Америки (1940) потряс читателей и радикально расширил «поле» афроамериканской литературы. В грубо натуралистической, порой физиологически жесткой манере Райт излагает историю Томаса Биггера, косноязычного чикагского чернокожего, который случайно убивает белую женщину, за что его выслеживают и казнят. Томас открывает для себя источник непокорства и революционной гордости в цвете собственной кожи и в своем отчаянии; он приходит к интуитивному экзистенциальному постижению свободы, выходящей за границы естественного и самой смерти в своей всеобъемлющей ярости.

Роман Р. Эллисона «Невидимка» (1952) - балансирующее на грани реальности и видения повествование о безымянном чернокожем юноше, который стремится преуспеть в мире белых и обнаруживает, что для них он и вправду невидимка, поскольку они отказываются видеть в нем человека. Дж. Болдуин стал главным выразителем протеста и гнева своего народа в 1950-1960-х годах. В публицистических книгах «Записки сына Америки» (1955) и «Никто не знает моего имени» (1961) он описывает, как Америка уродует психологию и интимную жизнь своих черных граждан, однако в таких романах, как «Другая страна» (1962), «Скажи, давно ли ушел поезд» (1968) и «Если Бийл-стрит могла бы заговорить» (1974), он утверждает, что расовые проблемы можно решить скорее путем взаимопонимания, нежели революционных выступлений. Схожие настроения выражены в пьесах Лоррейн Хэнсбэрри и О. Дэвиса, первых чернокожих драматургов, завоевавших широкую известность.

Поскольку в 1960-е годы предоставление афроамериканцам гарантированных конституцией прав либо откладывалось, либо тормозилось, чернокожие писатели и идеологи все чаще переходили в литературе и политике на позиции сопротивления, к которому призывал еще Р. Райт - именно ему принадлежит лозунг «Власть черным!». Одним из ведущих деятелей движения под этим лозунгом был Малколм Икс, описавший в «Автобиографии» (1965) свой путь от гарлемского уголовника до вождя «черной революции». Его идеи воинствующего сепаратизма нашли предельно резкое выражение в поэзии, прозе и драматургии Имаму Амири Барака (Лероя Джонса); он стремился изобрести особый стиль и новый язык, на котором могли бы писать и изъясняться только чернокожие. Зачастую маловразумительная, но местами великолепная проза «Устройства Дантова ада» (1965) и «Историй» (1967) - один из самых дерзких литературных экспериментов 1960-х годов. Не все писатели, однако, клеймили белых как «дьяволов», по примеру Барака. В романе У. Демби «Катакомбы» (1965) гневные обличения расизма сочетаются с осторожным признанием того, что равны все люди на одной планете. Э. Кливер в цикле написанных в заключении очерков «Душа на льду» (1967) говорит о необходимости избавить американцев от расовой ненависти, отравляющей жизнь. А. Хэйли показал в романе Корни (1976) рабство во всей его мерзости.

В послевоенные годы большое распространение в США получает так называемая массовая беллетристика, ставящая перед собой цель перенести читателя в приятный и радужный мир. Книжный рынок наводнили романы Кетлин Норрис, Темпл Бейли, Фенни Херст и других поставщиков «литературы для женщин», продуцировавших легковесные, скроенные по определенным шаблонам романы, с непременным happy end. Помимо книг на любовную тему, массовая литература была так же представлена детективами. Так же стали популярны псевдоисторические произведения, сочетающие развлекательность с апологией американской государственности (Кеннет Робертс). Однако самым известным произведением в этом жанре стал американский бестселлер - роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (1937), рисующий жизнь южной аристократии в эпоху войны Севера и Юга и Реконструкции.

Все чаще литература создается «под заказ» правящих кругов Америки. Огромными тиражами выбрасываются на книжный рынок романы Л. Найсона, Л. Сталлинга и др., изображавшие в героическом ореоле действия американских войск в годы I мировой войны и иные «блага» Америки. А в годы II мировой войны правящие круги США сумели подчинить себе многих писателей. И впервые в таком масштабе литература США была поставлена на службу пропагандистской деятельности правительства. Как отмечают многие критики, этот процесс оказал губительное влияние на развитие литературы США, что, по их мнению, нашло наглядное подтверждение в послевоенной ее истории.

Послевоенная поэзия далеко не столь значительна, как поэзия межвоенных десятилетий, однако и она дала несколько крупных имен. Мастерство поэтической речи и строгую метафизическую манеру Р. Лоуэлла (1917-1977) представляют его лучшие сборники «Замок лорда Уири» (1946), «Этюды из жизни» (1959), «Павшим за Союз» (1964). К. Шапиро известность принесли стихи, написанные в армии и включенные в сборник «Письмо о победе и другие стихотворения» (1944). Он разрабатывает преимущественно традиционные формы, но обращается к «непоэтической» лексике - «Избранные стихотворения» (1968), «Книжная лавка для взрослых» (1976). «Собрание стихотворений, включая новые» (1988) содержит образцы строгой отшлифованной лирики Р. Уилбера. Проницательные нравственные суждения Элизабет Бишоп (1911-1979) сформулированы средствами кропотливой словесной живописи, как показывают ее «Полное собрание стихотворений» (1969) и «География III» (1976). Стихи Дж. Дикки отличаются большим напором и красочностью, особенно в сборниках «Выбивающие глаза, кровь, победа, безумие, голова коня и пощада» (1970) и «Зодиак» (1976). Остроумие, эпиграмматичность и изысканность свойственны поэзии Г. Немерова. У.К. Уильямс (1883-1963), автор известной широкомасштабной поэмы «Патерсон» (1946-1958), в 1963 был удостоен Пулитцеровской премии за сборник «Из Брейгеля» (1962). К. Рексрот (1905-1982), самый, возможно, тонкий поэт поколения «битников» 1950-х годов, знаменит книгой «100 стихотворений в переводе с китайского» (1956).

В 60-70-е г. в США на базе массового негритянского и антивоенного движения в стране наметился очевидный поворот многих писателей к значительной, общественной проблематике, рост в их творчестве социально-критических настроений, возврат к традициям реалистического творчества. Все значительнее становится роль Джона Чивера как лидера прозы США. Еще один представитель литературы того времени Сол Беллоу был удостоен Нобелевской премии и завоевал широкое признание в Америке и за ее пределами.

Среди писателей-модернистов ведущая роль принадлежит «черным юмористам»: Бартелми, Барту, Пинчону, в творчестве которых под иронией часто скрывается отсутствие собственного видения мира и которым скорее свойственно трагическое ощущение и непонимание жизни, чем ее неприятие.

В последние десятилетия многие писатели приходили в литературу из университетов. И поэтому основными темами становились: воспоминания о детстве, юношестве и университетских годах, и когда эти темы исчерпывались, писатели сталкивались с трудностями. В известной степени это относится и к таким замечательным писателям как Джон Апдайк и Филип Рот. Но далеко не все из этих писателей оставались в своем восприятии Америки на уровне университетских впечатлений. Кстати, Ф. Рот и Дж. Апдайк в своих последних произведениях выходят далеко за рамки этих проблем, хотя это для них не так уж и легко.

Экспериментальная литература последних десятилетий . Параллельно с традиционной литературой в последние десятилетия получила свое развитие и экспериментальная литература, которая стала реакцией на духовный кризис общества и возникновение в связи с этим множества теоретических изысканий, которые в крайних своих проявлениях производили шокирующее впечатление и не стремились к распространению такого рода литературы среди широких читательских масс. В частности, скандальную известность приобрели так называемые «новые левые», отвергавшие роман как жанр.

Писатель Рональд Сукеник считается создателем стиля «Bossa Nova», который предполагает отсутствие фабулы, повествования, характеров, правдоподобия, хронологии. Американский прозаик отрицает устоявшиеся формы романа, утверждая, что реализм и роман несовместимы, так же как правда и литература.

В романе «Извне» (1968) Р. Сукеник преднамеренно разрушает характер, сюжет, создает фрагментарную композицию. Героем произведения становится абстрактная людская масса. Люди куда-то идут, они должны быть напряжены и осторожны, поскольку в руках у них - динамит. Потом оказывается, что никакого динамита нет, что атмосфера страха, ненависти, являющаяся реакцией писателя на внешнюю среду, существует лишь в воображении творца.

Героем романа «98.6» (1975) является просто Он. Он пребывает в постоянных поисках необычного, которым для него становится любовь. Роман, состоящий из десятков сцен, написан телеграфным стилем и имеет форму потока сознания главного героя.

Распространение в американской литературе получило направление «черный юмор» - американский аналог абсурдизма. Представителями этого не очень четко выраженного направления стали Уильям Берроуз, Томас Пинчон, Джон Барт.

«Черные юмористы» воспринимают мир как хаос. В их произведениях констатируется абсолютная бесцельность человеческого существования. Характерным для творчества писателей этого направления является то, что они высмеивают не только объект - реальную действительность, но и способ ее отражения - искусство. Излюбленными приемами писателей, представляющих эту школу, становятся бурлеск, пародия, гротеск, ирония, фарс, «гигги», сатира.

У «черных юмористов» есть связь и с предшествующими школами. Уильям Берроуз, к примеру, был наставником и духовным отцом битников.

Ирреализмом называет свое творчество один из наиболее талантливых представителей направления «черного юмора» Джон Барт. Своими предшественниками Барт называет «экспериментаторов» XX в. - Беккета, Борхеса, Набокова. «Комический роман» Барта строится на бурлеске, травестии, гротеске, пародировании. Примечательно, что этот жанр писатель противопоставляет модернистским произведениям, отрицающим роль сюжета, провозглашающим смерть романа как жанра.

Но, конечно же, современную литературу США, уже проверенную временем, изучат, оценят и осмыслят, может, с других позиций лишь по прошествии определенного количества времени, - что и будет, скорее всего, более достоверно с точки зрения развития американской литературы в целом.



Загрузка...
Top