Мастер-класс по аппликации с использованием японской техники чигири-е «Барсик-мышелов. Японская техника "чигири-е" Чигири рисования

Класс:

#}

Актуальность приема: Нестандартный, новый подход в совмещении современной графической “Манги” с применением рисовой бумаги на стекле.

Предлагаю познакомиться подробнее с каждой техникой в отдельности.

“Чигири-э” – искусство чигири-э (Chigiri-e, ), это японское искусство коллажа или обрывной аппликации, название происходит от Chigiri – "рвать, отщипывать".

Техника чигири-э состоит из разрывания окрашенной бумаги ручной работы (рисовой бумаги) и приклеивания ее на основу. В результате из множества мелких кусочков получается картина, которая имеет двухмерное изображение.

Секреты технологического процесса: на чистую основу (картон, стекло) с помощью клея ПВА (жидкого) фиксируются фрагменты рисовой бумаги. Клей наносится от центра кусочка и размазывается в стороны, выпуская воздух. Из-за структуры рисовой бумаги края получаются мохнатыми. Края желаемой композиции можно редактировать кистью (мохнатый край, прямая линия). Творчески будет выглядеть работа – если обрывания кусочков рисовой бумаги делать самостоятельно, без карандаша, тогда линии и фрагменты получаются “живее”.

“Манга” – слово “манга” дословно означает “гротески ”, “странные (или весёлые) картинки”. "Истории в картинках" известны в Японии с самого начала ее культурной истории.

Аниме-сериалы – это экранизация японских комиксов, героев – манги, обычно с сохранением графического стиля и других особенностей.

“Манга” практически всегда черно-белая, в цвете рисуются только обложки и отдельные иллюстрации.

Секреты технологического процесса:

– Набросок карандашом.

– Обводка тушью.

– Стирание линий от карандаша.

– Закрашивание нужных участков черным цветом.

– Добавление белого на черный фон.

– По желанию – раскрашивание.

Идея нового авторского приема в работе родилась при совмещении двух техник. Предлагаю Вам ознакомиться с пошаговой технологией оформления творческой работы. Для оформления работы необходимо: эскиз будущей работы в технике “Манга”, стекло определенного формата, тушь черная, перо, рисовая бумага, клей ПВА, кисть для клея.

1. Зарисовка картинки (сюжета) на листе бумаги простым карандашом

2. Обвод эскиза на стекле пером с помощью черной туши, фломастером

3. Сопоставление шаблонных фрагментов с рисовой бумагой (наложение, обрывание, вырезание)

4. Фрагментальное фиксирование рисовой бумаги на обратную сторону стекла клеем ПВА

5. Фиксирование общего фона с обратной стороны стекла клеем ПВА

В итоге получается уникальная творческая работа.

Китайская пословица гласит:

Я могу рассказать тебе как это делается, но ты забудешь.
Я могу показать тебе это, и ты меня скопируешь.
И только когда ты сделаешь это сам,
ты в этом действительно разберешься.

Пробуйте, успехов в овладении этими технологиями!

ТАКАМАЦУ Наталья
Наташа является членом нашего Клуба уже очень давно, но, к сожалению, о себе рассказывает мало и редко, поэтому только недавно мы с удивлением узнали об увлечении Наташи чигири-э. Что это такое, она рассказывает в своей статье, но мы надеемся, что в ближайшем будущем Наташа сама проведет с нами мастер-класс, а в будущем будем планировать приезд сэнсэя.

Только побывав в Японии, можно по настоящему почувствовать особое отношение японцев к традиционной бумаге «васи», увидеть все ее многообразие и широкий диапазон применения — от быта до искусства. В художественном отношении она используется для письма и живописи, для отдельных видов печатной продукции (гравюры, книги, открытки), для изготовления ширм, фонариков, вееров, зонтов, кукол и игрушек. Кроме того, это и искусство оригами, и панно «тие-гири» (бумага «васи» с тисненым рисунком), и картины в технике «тигири». Последнее стало моим хобби.

Впервые об искусстве Chigiri-e я узнала в 1992 году из передачи NHK. Шел обычный телеурок. Художница «сэнсэй» подробно объясняла все этапы составления картины-коллажа (от выбора бумаги до последовательности наклеивания каждой детали). Техника Chigiri-e состоит из разрывания окрашенной бумаги ручной работы и приклеивания ее на основу. В результате из множества мелких кусочков получается картина, которая имеет двухмерное изображение. Мне понравилась простота такой работы и возможность создать свой маленький «шедевр». Но больше всего восхитила не сама пасторальная картинка-образец — «Барашки, пасущиеся на холмах», а бумага «васи», из которой легкими движениями рук, мастер создала воздушные облачка проплывающие в небе. Благодаря передаче, я теперь знала, что кроме писчей, пергаментной, цветной и гофрированной бумаги существует еще и другая – бумага «васи», обладающая удивительными свойствами и необыкновенными возможностями применения ее в декоративно-прикладном искусстве. Верно заметил писатель Дзюнъитиро Танидзаки «В то время как в европейской бумаге мы видим только предмет практической необходимости и ничего больше, при взгляде на бумагу китайскую или японскую мы воспринимаем от нее какую-то теплоту, доставляющую нам внутреннее успокоение».

В то время искусство Chigiri-e (Обрывной аппликации) меня не заинтересовало, а вот к бумаге «васи» я стала относиться с особым трепетом. Любуясь предметами быта (веера и перегородки-сёдзи, бумажные фонарики и т.п.), я теперь всегда внимательно разглядывала бумагу из которой они изготовлены, потому что «васи» ценна не только в утилитарном, но и художественном отношении. Кроме того, она разная на ощупь. Есть сорта особо мягкие и приятные, вызывающие ощущение нежности и гармонии. А еще бывает «васи» толстая, с шероховатой и даже грубоватой поверхностью, но в любых вариантах она неизменно сохраняет теплоту рукотворности.

Из 7 000 видов бумаги ручной работы, изготовленной как в Японии, так и других странах мира для меня уникален каждый сорт, потому что он отличается не только своими свойствами, но и хранит в себе традиции и чувства людей, отражает особенности климата, области и материала (сырья). Теперь мне понятно, почему в «Записках у изголовья» Сэй Сёнагон (X в.) неоднократно встречаются упоминания о бумаге. Под заголовком «То, что радует» она отметила: «Удалось достать стопку бумаги Митиноку или даже простой бумаги, но очень хорошей. Это всегда большое удовольствие».

Интересны история, технология и центры изготовления «васи». О материале с которым работаешь хочется знать все, потому что именно бумага является главной составляющей, душой искусства Chigiri-e. Иногда свойства подсказывают творческие идеи, сюжеты и образы картин. Любовь к Chigiri-e росла постепенно. Со времени первого знакомства с этим видом искусства прошло 10 лет.

Путешествуя с мужем по Японии, мы иногда останавливались в minsyuku (семейном пансионе). Нередко гостиные были украшены картинами Chigiri-e, которые придавали интерьеру японский колорит и домашний уют. Любуясь этими работами, я теперь понимала, что законченный Chigiri-e-коллаж, сопоставим с живописью, хотя никакие краски не используются в процессе его создания. И что только благодаря бумаге, эти картины так притягательны и оригинальны.

В прошлом году как-то зашла в ближайшее почтовое отделение за марками и замерла, увидев на стене две картины “Репейник” и “Птенцы”. Работы были настолько прекрасны, что мне захотелось их купить. Но, к сожалению, начальник почты отклонил мое предложение. А вот служащая отделения посоветовала мне сделать подобную картину самой. “Все необходимое для работы есть в любом супермаркете”, — сказала она. И действительно я очень быстро нашла наборы для Chigiri-e. Для первого знакомства с материалом они вполне подходили. Хотя я мечтала о более высокохудожественных вещах. Мне захотелось научиться искусству Сhigiri-e. Курсы я не могла себе позволить, так как у меня был маленький ребенок. Поэтому стала искать книги об этом. В книжных магазинах их не было, но предлагали сделать заказ, ждать который необходимо 2-3 месяца.

В Интернете я нашла адрес специализированного магазина NAGAHARU ART PAPER. Перед возвращением во Владивосток я решила съездить в Токио в надежде приобрести не только бумагу, но и книгу. Добравшись на метро до Shinjuku, мы еще 30 минут плутали по узким улочкам квартала Nishiochiai. Таксист был удивлен не меньше меня, когда увидел по указанному адресу типовой двухэтажный “коттедж”. О том что это магазин говорила лишь вывеска NAGAHARU ART PAPER (Nagaharu Specialty Papers Co.,Ltd). Видя мое замешательство, таксист любезно согласился подождать 20 минут (бесплатно!). Я вошла в дом. На первом этаже оказался маленький офис. Двое служащих были так заняты работой, что не заметили нашего появления, пока дочка Мия не закричала. Менеджер (мастер Сhigiri-e) Исоно Киеми увидев иностранку очень удивилась. Узнав о моем интересе к Сhigiri-e, пригласила к себе домой (в двух шагах от магазина) посмотреть ее картины и пообщаться за чашкой японского чая. Жаль только, что у меня не было времени. Поэтому госпожа Киеми поспешно проводила меня в show-room (выставочный зал для показа образцов товара).

Интерьер комнаты оказался очень современный и одновременно функциональный. На переднем плане была стена из бумаги (разной структуры) сквозь которую мягко лился свет. Настоящая эклектика современного дизайна и японского традиционного материала. По обе стороны располагались полки с рулонами бумаги всевозможных текстур и разного назначения: для художественного оформления интерьера, стен и перегородок, и “фусума”, каллиграфии, абажуров и светильников, с включениями из разных растений, эффектом 3D и водными знаками и т.п. Для меня это была настоящая сокровищница (в период Хэйана /794–1185/ лучшие сорта японской бумаги по цене не уступали золоту). Вся представленная бумага ручной работы произведена и окрашена по традиционной японской технологии на собственной фабрике на Филиппинах. В центре стоял широкий стол для просмотра образцов.

Мастер принесла мне наборы для Сhigiri-e и наборы образцов бумаги (художественной, о которой я мечтала). Киеми-сан объяснила мне приемы разрывания бумаги. Показала основные виды использующиеся в Сhigiri-e.

KOZO WASHI – производится из кодзо (вид шелковицы) Broussonetia kazinoki, Siebold – кустарникового растения с сильным длинным волокном. Бумага жесткая и прочная. Бывает однотонная (естественного или белого цвета разной структуры) и окрашенная (для создания цвета используются растительные пигменты типа танина хурмы, чернил и лака из Японии, кокосовые краски Филиппин).

TENGU WASHI – сделана из кодзо. Ультратонкая, мягкая, просвечивающаяся бумага ручной работы.

RAKUSUISI – сделана из кодзо. Отверстия сформированы каплями воды.

UNRYUSI – бумага с длинными волокнами, декором напоминает облако. Бывает одноцветная и с разноцветными волокнами.

К сожалению, книги по Chigiri-e не было, хотя Исоно Киеми автор трех пособий. Она любезно скопировала мне несколько страниц по технике коллажа из своей последней книги и сказала, что при необходимости ее можно заказать. Кроме того, она подарила мне каталог для заказа бумаги и наборов Chigiri-e. Прощаясь со мной она выразила надежду о дружеской встрече у нее дома.

Вернувшись в Россию, я попробовала сделать летом несколько работ. Что-то удалось, что-то нет. Но в любом случае я получила огромное удовольствие, потому что искусство обрывной аппликации отвлекает от суеты дня, позволяет расслабиться и погрузиться в творчество. Chigiri-e требует внимания и терпения. Но, занявшись созданием коллажей как хобби, вы можете почувствовать себя художником и приблизится к настоящему искусству, тайна и красота которого заключается в бумаге. Картинами Chigiri-e можно украсить интерьер дома или создать собственную домашнюю галерею. Прекрасным подарком для друзей может стать открытка в технике Chigiri-e, которая сохранит тепло ваших рук и чувств.

Красивая японская бумага ручной работы предлагает бесконечные возможности для выражения прекрасных образов и экспансивных пейзажей. Освоив технику Обрывной аппликации, многие художники мира, изыскивают новые способы ее применения, варьируют с дизайном и создают необыкновенные произведения искусства.
Надеюсь, что и мы когда-нибудь побываем на мастер-классе Chigiri-е и прикоснемся к этому искусству — культурному наследию Японии.

Работы художников

Padddy Summerfield’s Art — Graphics to Collage.
Paddy Summerfield

Об истории японской бумаги, ее технологии производства, видах:
www.nagaharu.com/en/artpaper/WASHISET/index.htm
www.kaminoondo.co.jp/index_e.html
petals.oriental.ru/lit/litera.htm
www.awagami.com/hall/cultur.html
Журнал «Япония сегодня» за июль, октябрь-декабрь 2004 года.
Журнал «Ниппония» Открытие Японии №15 за 2000 г. и №30 за 2004 г.


Снегири не улетают зимой на юг, тем не менее, увидеть его можно только зимой. Яркое красочное оперение снегиря хорошо заметно на фоне белового снега. Вместе с синичками и воробьями снегирей часто можно увидеть у кормушек, развешенных в парках. Внешне снегирь напоминает воробья и если вы пробовали рисовать воробья, то нарисовать снегиря вам будет совсем несложно, тем более поэтапно. Рисунок снегиря, раскрашенный красками или цветными карандашами, будет красивым украшением вашей коллекции рисунков. Чтобы легче было рисовать снегиря, давайте делать это поэтапно, вначале простым карандашом, а после раскрасим рисунок красками.

1. С чего начинать рисовать снегиря

Чтобы вам было легче рисовать снегиря, можете сделать разметку из четырех квадратов и двух "половинок". Затем нужно нарисовать три окружности, которые помогут нам нарисовать общий контур птицы.

2. Начинаем рисовать общий контур птицы

Нарисуйте слева верхней окружности клюв в виде треугольника, и она сразу же станет похожа на голову птицы. От нижней окружности вправо нарисуйте прямую линию и сделайте два штриха для лапок. Осталось лишь "добавить" контуры туловища сверху и снизу средней окружности и уже будет понятно, что это рисунок небольшой птички, воробья или снегиря.

3. Общий контур снегиря

Этот шаг рисунка совсем несложный, просто обведите предварительные контуры туловища снегиря.

4. Контур лап и головы

Этот этап рисунка снегиря тоже несложный. Вам нужно будет обвести простым карандашом хвост, лапки и нарисовать в деталях клюв. Не забудьте нарисовать глаз и можете удалить все ненужные контуры.

5. Заключительный этап рисунка

Вы видите, что рисовать снегиря поэтапно совсем несложно, и уже к этому этапу рисунок снегиря почти закончен. Останется лишь добавить мелкие детали оперенья и лап.

6. Как нарисовать снегиря карандашом

Этот поэтапный урок выполнен на графическом планшете, но это нисколько не мешает вам рисовать снегиря простым карандашом, а цветную картинку, нарисованную на планшете использовать для раскраски вашего рисунка. Но если вам потребуется нарисовать снегиря только простым карандашом, то можете воспользоваться предложенной схемой нанесения теней.

7. Рисунок снегиря на планешете

Согласитесь, цветной рисунок снегиря выглядит красочно, особенно сделанный на планшете. Надеюсь, вам тоже понравилось, как я нарисовал снегиря.


На этом уроке вы сможете нарисовать поэтапно красивого попугая Ара.


Воробей очень похож на снегиря и если бы не яркая красочная окраска оперенья, то этих птиц и не отличить.


Рисовать тукана несложно, попробуйте. Даже если вы не "справитесь" с формами, яркая окраска этой птицы скроет ваши ошибки.

Чигири-э- это малоизвестное в России искусство обрывной аппликации из рисовой бумаги. Многовековая история искусства свидетельствует о его самобытности, доступности и выразительности. Искусство чигири-э(ударение на вторую "и") по праву причислено к культурному наследию Японии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Японцы вслушиваются в несказанное и любуются невидимым, они мастера намека и подтекста, чувствуют прелесть недоговоренности.

Буддизм принес в Японию понятие о непостоянстве мира

Понятие югэн навеяно буддийской философией. Недосказанность и красота лежат в глубине вещей, не стремясь на поверхность

У всех вещей законченность плоха, лишь неоконченное дает радостное, расслабляющее чувство

Предмет, который завершен, неинтересен, изменчивость природного пропадает в законченности.

Буддийское понятие югэн привело японское искусство к воспеванию изменчивости

Техника обрывной аппликации из тонкой рисовой бумаги является культурным наследием Японии

Технология Кусочки бумаги приклеиваются разведенным до консистенции молока клеем ПВА-М при помощи плоской кисти. Мазки кистью нежные, мягкие незаметно фиксируют обрывки бумаги к ватману или картону. После высыхания работы обретают эффект лаконичной живописи.

В период Хэйан картины чигири-э делали в сочетании с каллиграфией. Очень эффектно сочетание графики на фоне чигири-э.

Chigiri-e , ちぎり絵 , это японское искусство коллажа или обрывной аппликации, название происходит От Chigiri - "рвать, отщипывать"

В 11-м веке использовалась бумага белого или светло-голубого цвета. Темы работ различные, включались китайские мотивы, которые часто использовались и в гравюре на дереве - трава, бамбук, вода.

Сочетание текстуры и прозрачности приводит к характерному многообразию красок

Чигири-э стала популярной формой искусства. Сейчас эта техника носит в основном декоративный характер

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ТЕХНИКОЙ ЧИГИРИ-Э, ПОЗНАЙТЕ РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА

Пусть вашу душу волнует только радостное, светлое чувство

www.jp-club.ru igrushka.flexum.ru smi2.ru/ litwinenko www.liveinternet.ru ИСТОЧНИКИ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Тема:" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть." В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная законо...

Методическая разработка по предмету «История искусства» Раздел «Искусство Древней Передней Азии» Часть I. Искусство Шумера и Аккада. (

Лекция содержит доступный и понятный материал по истории искусства Древней Месопотамии....

Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Триумфа́льная а́рка - архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Воспитательные функции искусства. Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве.

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостну...



Загрузка...
Top