Материализм с точки зрения философии. Материалистическая философия и ее виды

Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание.

Материализм предполагает противопоставление бытия и сознания. Утверждая первичность бытия по отношению к сознанию, материалисты понимают под бытием объективную, независимую от сознания реальность.

Получается, что определение материи основано на решении основного вопроса философии. Материя это объективная реальность, существующая вне сознания и активно отображаемая им.

За пределами главного вопроса философии материалисты могут говорить о бытии в более широком смысле, как о существовании. Бытием обладают и материальные предметы, и даже идеальные представления (как звезды, так и мысленные представления о них в сознании). Но материалисты стремятся четко различать материальное бытие и идеальное, духовное. Быть (существовать) в сознании - это нечто иное, чем существовать (быть) в материальном мире. Материя существует не так, как сознание. Только она обладает объективным, независимым, самостоятельным бытием, а сознание, идеальное, обладает лишь вторичным, зависимым бытием, существуя только в связи с материальным.

Рассматривая историю развития материализма, выделяют три его основные исторические формы:

  • 1) наивный (стихийный);
  • 2) метафизический;
  • 3) диалектический;

а также некоторые промежуточные переходные формы.

В своей первой исторической форме материализм возник в древней философии. Эту его форму называют "наивным" или "стихийным" материализмом, так как теоретическое обоснование материалистического взгляда на мир еще не получило своего развития. Наивный материализм опирался в основном на житейские наблюдения и обыденный опыт людей.

Так, в Индии в VIII-VII до н.э. складывается материалистическое учение полулегендарного мудреца Брихаспати - локаята (санскр. loсa -"мир"). В основе локаяты - скептическое отношение к догматике религиозных учений, господствующих в Индии. Локаятики отрицали догмы о бессмертии души, считая, что никакой другой жизни, кроме земной, нет и не может быть. Они признавали существующим только этот мир (лока) и его законы.

Древние мыслители выдвинули идею о происхождении всех вещей окружающего мира из единого первоначала, которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов. Это первоначало представлялось им в виде некого вещества, служащего исходным материалом для образования всех вещей - материи. Древние наивные материалисты по-разному представляли себе ее природу, отождествляя с известными им конкретными веществами.

Первые древнегреческие материалисты в качестве первоосновы всего сущего, то есть первоматерии, называли:

  • - Фалес (ок.625-ок.547 до н.э.) - воду; все произошло из воды и в конце концов превратится в воду, так как вода, влага - источник жизни;
  • - Анаксимен (585-525 до н.э.) - воздух; все вещи представляют собой порождение воздуха, образующиеся путем его сгущения или разрежения;
  • - Гераклит (520-460 до н.э.) - огонь; все происходит из огня и в конечном счете превращается в огонь. "Этот космос, - писал он, - один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".

Гераклит подчеркивал мысль о непрерывном движении, изменении мира, о его противоречивости и взаимопревращении противоположностей как причине возникновения и смерти всех вещей, то есть идею диалектики. Словом "диалектика" греческие философы первоначально называли искусство вести спор, диалог, в котором на основе противоборства мнений достигается истина. Со временем это понятие приобрело более широкий смысл: его стали применять ко всем процессам, в которых происходит столкновение противоположностей, и на основе этого рождается новое. Сейчас диалектика понимается как метод мышления, как система общих методологических принципов, требующая изучать все явления в их противоречивости, изменчивости, развитии и взаимосвязи.

Представителями раннего материализма материя трактовалась как исходная субстанция (вещество, первооснова), из которой строится все существующее. Считалось, что эта субстанция вечна, несотворима и неразрушима. Однако попытки рассматривать в качестве первоосновы некоторые из чувственно воспринимаемых веществ мало что объясняли.

Первую концепцию материи, способную помочь понять мир предложили древние атомисты: Левкипп, Демокрит (460-370 до н.э.), Эпикур и другие. Все тела, по этой теории состояли из субстанции, названной атомами (греч. atomos - "неделимый") - мельчайшими частицами, плавающими в мировом пространстве. Сталкиваясь, слипаясь, сцепляясь друг с другом, они образуют все видимые вещи, свойства которых зависят от формы, величины, расположения и движения составляющих их атомов.

Многие идеи древних материалистов - о бесконечности, о множестве миров, об атомах, о первоматерии, о диалектике - сыграли в дальнейшем огромную роль в развитии философии и науки.

Между наивным материализмом и метафизическим материализмом прошло очень много времени, в течение которого развивался идеализм. Лишь отдельные философские теории - средневековый номинализм, концепции Д. Бруно (1548-1600 г.) и Г. Галилея (1564-1642) - имели материалистическую направленность и отчасти предвосхищали следующий этап развития.

Метафизический материализм появился в эпоху Нового времени (XVII-XVIII вв.). Важнейшая его особенность - метафизика - отсутствие всеобщей связи, изменение и развитие в мире. Родоначальником этого направления считается английский философ Ф. Бэкон (1561-1626). Он не признавал схоластику и хотел освободить человеческое сознание от предрассудков, препятствующих познанию истины. По его мнению, необходимо разлагать объект на отдельные стороны, качества, и каждое такое качество разлагать на еще более простые. Затем следует найти законы, определяющие сущность найденных простейших элементов, и посмотреть, как они соединяются в той или иной вещи. Такой метод объяснения всех сложных вещей в мире на основе принципов механики - механицизм - господствовал в науке XVII-XVIII вв. Все в мире - природа, общество, человек - представлялось в виде огромных сложных механизмов, состоящих из набора "деталей", которые движутся в соответствии с законами механики по заданным траекториям.

Голландский философ-материалист Б.Спиноза (1632-1677) считал природу вечной субстанцией, творящей саму себя и проявляющейся через множество своих модусов (свойств, состояний), например движение, и атрибутов (коренных свойств), например мышление.

Важный вклад в развитие материалистической философии в XVIII в. внес русский мыслитель М.В. Ломоносов (1711-1765). Он считал, что материя состоит из атомов, образующих в своих соединениях молекулы (корпускулы), из которых состоят все "чувственные тела".

Однако уже в XVII в. обнаружилось, что существуют явления природы, объяснить которые на основе атомной концепции невозможно (распространение света или действия сил тяготения). И распространение получила эфирная концепция Декарта, который как, и Аристотель, под эфиром понимал непрерывную среду, заполняющую все мировое пространство. Поэтому простейшим элементом материи является не атом, а эфирный вихрь, и каждый объект представляет собой сочетание и взаимодействие множества эфирных вихрей.

В результате соединения учений об атомах и эфире в XVIII-XIX вв. сформировалась атомно-эфирная концепция. В ней утверждается, что материя существует в форме атомов, и в форме эфира, проявляясь в различных состояниях (атомов и поля, квантов и волн).

Основная заслуга метафизического материализма перед наукой в распространении ее идей, с трудом пробивавшихся сквозь идеализм и религию. Особенно много сделали представителей французского материализма Ж.Ламетри (1709-1751), Д.Дидро (1713-1784), П.Гольбаха (1723-1789).

Решительно подчеркивал связь идеализма с религией и раскрыл земные истоки происхождения религии, веры в бога и загробную жизнь немецкий философ Л. Фейербах (1804-1872). В основе своего учения он берет человеческую природу, и его материализм называют антропологическим. "Новая философия, - писал он, - превращает человека, включая и природу как базис человека, в единичный, универсальный и высший предмет философии".

В XIX в. неспособность метафизического метода справиться с проблемами науки и общественной жизнью заставляет материалистов пересмотреть его. Предпринимаются попытки внести в материализм элементы диалектики, например философские идеи А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), которые можно рассматривать как переходные формы к третьему этапу развития материализма, названному диалектическим. Вот его особенности:

  • 1) материалистический взгляд на мир;
  • 2) диалектическое рассмотрение всех явлений во всеобщей взаимосвязи и развитии;
  • 3) диалектико-материалистическое объяснение общественных явлений и процессов;
  • 4) признание основополагающей роли активной практики в познании.

Исторически первой формой диалектического материализма явилась марксистская философия - учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895), сложившееся в середине XIX в. Марксизм возник как политическое, идеологизированное учение, отвечающее исторической потребности своего времени.

Но хоть реальность опровергла эффективность марксистских учений о классовой борьбе, диктатуре пролетариата, теории развития капитализма и другие, влияние марксистской идеологии самым существенным образом сказалось на рабочем движении в капиталистических странах, на свершении революций и государственных переворотов. Невозможно отрицать роль марксизма в тех колоссальных переменах, которые произошли в XX столетии.

Марксизм по своей философской сути являлся первоначальной формой диалектического материализма. Именно он впервые формулирует основные идеи этого направления.

В возникновении диалектического материализма наряду с социально-экономическими факторами огромную роль сыграли достижения в развитии естествознания и философии.В этот период были сделаны следующие открытия, свидетельствовавшие о диалектическом характере процессов природы:

  • а) клеточное строение живых организмов (1838-1839 гг.) указывало на единство органического мира и существование общих законов его развития;
  • б) закон сохранения и превращения энергии (1842-1847 гг.) свидетельствовал о взаимосвязи и взаимопереходах различных форм движении материи;
  • в) эволюционная теория Ч. Дарвина показывала, что существующие виды животных и растительных организмов - результат длительной эволюции.

Все эти и многие другие достижения естественных наук первой половины XIX в. способствовали обоснованию важнейших принципов диалектического материализма, разработке последовательно научного мировоззрения.

Диалектический материализм, имея социальные и естественнонаучные предпосылки, продолжал и многие прогрессивные идеи, выдвинутые предшествующими мыслителями, связанные прежде всего с немецкой классической философией XVIII-XIX вв., особенно с философскими взглядами Гегеля и Фейербаха.

С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейербах. Он показал, что природа, мир существуют независимо от сознания, что сознание - свойство природы. Но, критикуя Гегеля, Фейербах не выделил рационального ядра гегелевской философии - диалектики. Материализм Фейербаха был, по существу, метафизическим. Маркс и Энгельс сделали его диалектическим.

Что же нового внесло учение марксизма в философское направление материализма?

Диалектический материализм считает, что мир (материя) находится в постоянном движении (развитии), обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природы и общества. Материализм до Маркса был созерцательным, его представители считали, что мир можно познать путем умопостижения, теоретически. Марксизм ввел в теорию познания (гносеологию) понятие практики - целенаправленной предметно-преобразующей деятельности людей. Согласно диалектическому материализму мир познается не путем созерцания происходящих явлений, а в ходе и результате активной деятельности людей, направленной на практическое преобразование окружающей действительности.

Развитие философии в ХХ в. показывает, что современный материализм представляет собой продолжение и развитие основных идей и принципов диалектического материализма, а не отрицание их. Они не исчерпали своих возможностей и продолжают играть важную роль в осуществлении мировоззренческих, социальных и методологических функций философии.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materials - вещественный) - англ. materialism; нем. Materialismus. Философская ориентация, к-рая в противоположность идеализму исходит из того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания... Социологический словарь

  • Материализм - (от латинского materialis - вещественный) одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание... Большая советская энциклопедия
  • материализм - [< лат. materialis вещественный] – одно из основных направлений в философии, противоположное идеализму. Материализм исходит из того: а) что мир по природе своей материален; б) что материя, природа, бытие существует вне и независимо от сознания; в) что мир и его закономерности познаваемы. Большой словарь иностранных слов
  • МАТЕРИАЛИЗМ - МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный) - философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики... Новейший философский словарь
  • материализм - МАТЕРИАЛИЗМ - ИДЕАЛИЗМ Материалист - идеалист (см.) материалистический - идеалистический (см.) материалистически - идеалистически Философский материализм - философский идеализм. Сторонники материализма - сторонники идеализма. Словарь антонимов русского языка
  • материализм - Материализм, материализмы, материализма, материализмов, материализму, материализмам, материализм, материализмы, материализмом, материализмами, материализме, материализмах Грамматический словарь Зализняка
  • материализм - МАТЕРИАЛ’ИЗМ, мн. нет, ·муж. 1. Философское учение, признающее, ·в·противоп. идеализму, первичность материи по отношению к духу. - Материализм берет природу за первичное, дух - за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе - мышление. Толковый словарь Ушакова
  • Материализм - Философская система, приписывающая действительное бытие одной только материи, т. е. совокупности протяженных и непроницаемых частиц, и отрицающая всякую самостоятельность в явлениях духовного порядка. I. История... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • материализм - -а, м. 1. Одно из двух главных (наряду с идеализмом) направлений в философии, решающее основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, объективной действительности по отношению к сознанию... Малый академический словарь
  • материализм - орф. материализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • материализм - материализм I м. Научное философское направление, исходящее из признания объективного существования материального мира (закономерности которого познаваемы) независимо от человеческого сознания. II м. разг. Узкопрактическое отношение к действительности. Толковый словарь Ефремовой
  • материализм - МАТЕРИАЛИЗМ -а; м. [франц. matérialisme] 1. Одно из двух главных (наряду с идеализмом) направлений в философии, утверждающее первичность материи, природы, бытия по отношению к сознанию... Толковый словарь Кузнецова
  • МАТЕРИАЛИЗМ - МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis - вещественный) - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание... Большой энциклопедический словарь
  • материализм - МАТЕРИАЛИЗМ, а, м. 1. Философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость. Толковый словарь Ожегова
  • материализм - сущ., кол-во синонимов: 4 антиспиритуализм 1 вещесловие 2 вещесловность 2 практицизм 9 Словарь синонимов русского языка
  • МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

    Термин «материалисты» ввел Лейбниц для обозначения своих противников. Несколько лет спустя он уже фигурировал в философском словаре И.Вальха: «Материализмом называют то, когда отрицают духовные субстанции и не хотят допускать ничего, кроме телесного... Материализмом следует называть и то, когда все события и действия природных тел выводят только из свойств материи, таких, как величина, фигура, тяжесть, разъединение и соединение и, т.о., не хотят признавать никакого другого духовного принципа, кроме души» (Walch I.G. Philosophisches Lexicon, 1726). Французские материалисты 18 в. – Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельвеций – сознательно применяли термин «материализм» по отношению к себе. Однако даже в 19 в. Л.Фейербах и Э.Геккель отказывались называть себя материалистами.

    В Европе материализм прошел в своем развитии три этапа. Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). В 16–18 вв. Ф.Бэкон, Гоббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др. сформировали метафизический и механистический материализм. В 1840-х гг. К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма.

    Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. Фалес считал, что все в мире состоит из воды, Анаксимен – воздуха, Гераклит – огня. В 16–18 вв. все явления мира пытались вывести из механически движущейся материи, в конце 19 в. Э.Геккель предложил на роль первоматерии эфир. Однако каждый раз эти гипотезы опровергались. Итогом стал отказ от субстратного определения материи и переход к феноменологическому – через ее отношение к сознанию. Наиболее развернуто это определение сформулировал В.И.Ленин. Материя трактуется им как реальность, существующая вне сознания, независимо от него и отражаемая в нем. Феноменологическое определение материи не исключает субстратного, а дополняет его.

    Первые материалисты, обсуждавшие вопрос, что представляет собой материя как субстанция всех вещей, исходили из ее первичности по отношению к собственному сознанию как чего-то само собой разумеющегося. И лишь в 17 в., после формулировки Декартом принципа методологического сомнения и разработки Беркли аргументов в защиту субъективного идеализма, было признано, что обоснование этого исходного положения материализма – сложнейшая философская задача. Общепризнанного ее решения нет до сих пор. С точки зрения диалектического материализма, веру в реальность и познаваемость материального мира доказывает успех практической деятельности, основанной на этой вере.

    Последовательный материализм особенно трудно провести при исследовании человеческого общества. Материалист во взглядах на природу вполне может оказаться идеалистом во взглядах на общество. Расхождения между историческим материализмом и историческим идеализмом возникают при ответе на вопрос, почему по одной и той же социальной проблеме существуют диаметрально противоположные точки зрения. Исторический материализм утверждает, что эти расхождения во взглядах объясняются не только объективными трудностями познания социальных явлений, но и теми материальными отношениями, в которых находятся носители этих взглядов и которые складываются независимо от их воли. В этом смысл тезиса «общественное бытие определяет общественное сознание». Из него следует практический вывод: чтобы изменить общественное сознание людей, нужно изменить их общественное бытие. Отсюда же делается вывод о классовости общественного сознания в классовом обществе и о классовой борьбе как средстве его изменения. В то же время и отказ от материалистического взгляда на историю, попытка воздействовать на взгляды и поступки людей, полностью игнорируя их обусловленность общественным бытием, ведет к социальному хаосу.

    На протяжении всей истории философии разработка материализма была не самоцелью, а средством для решения главного вопроса всякого мировоззрения – о цели человеческой жизни. Для материализма такой целью является счастье, как отдельного человека, так и всего человечества, достигаемое в реальной, земной жизни, в процессе достижения рациональных и конструктивных целей.

    Задача объяснить мир в целом из самого себя, поставленная материализмом, естественна и потому чрезвычайно трудна для реализации. Последовательный субъективный идеалист, солипсист, объявляет существующим только свое собственное сознание, тем самым снимая вопрос об его отношении к внешнему миру. Объективный идеалист, признавая объективный мир, сохраняет проблему, но решает ее посредством своего рода круга: сознание субъекта выводит из внешнего по отношению к нему мира, а этот последний – из «мировой идеи». Дуалист, утверждая взаимную независимость материального и идеального, обходит проблему за счет отказа от одного из основополагающих научных принципов – монизма. Но за эту «интеллектуальную честность» материализм платит дорогую цену. Именно глобальностью программы материализма, нежеланием упростить ее, объясняется немногочисленность полученных в ее рамках выдающихся научных результатов и, как следствие, немногочисленность великих материалистов в истории философии. Отсюда же и попытки принять желаемое за действительное, объявить программу материализма реализованной, так дискредитировавшие диалектический материализм. См. также статью Диалектический материализм и литературу к этой статье.

    В древней Греции: Демокрит,

    В немецкой классической философии: Фейербах,

    В русской философии: Ломоносов, Герцен, Чернышевский .

    В русском космизме: Циолковский, Вернадский .

    .Материализм метафизический – учение, в котором признаётся первичность материи, но отрицается развитие и взаимосвязь материальных объектов.

    Материализм диалектический – учение, в котором признаётся не только первичность материи, но и развитие, и взаимосвязь материальных объектов. Основатели: Маркс, Энгельс .

    Материализм диалектический = материалистическая диалектика.

    Материализм созерцательный – учение, в котором познание материальных объектов понимается как результат их пассивного созерцания.

    Материализм вульгарный – учение, согласно которому сознание это вид материи: «Мозг выделяет сознание, как печень – желчь»

    Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях (Ленин).

    Механическая (Ньютоновская) картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.

    Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).

    Монизм – учение, в котором за первичное признаётся только одно первоначало: либо материальное, либо духовное. Материализм = материалистический монизм . Идеализм = идеалистический монизм .

    Монотеизм – учение, согласно которому существует только один Бог (единобожие). (Христианство и ислам - монотеистические религии)

    Мировоззрение – это система знаний о мире и месте человека в нём.

    Натурфилософия – это философия природы, умозрительное знание о природе без опоры на опытное естествознание.

    Номинализм – направление в средневековой философии, согласно которому универсалии (общие понятия) реально не существуют, поскольку являются только формами мысли. Номинализм – проявление материализма.

    Мнение – взгляд личности на что-либо.

    Моделирование – изучение объекта посредством замещения его моделью – физической или идеальной.

    Наблюдение – это восприятие объекта в естественных условиях, которые субъект не может контролировать и воспроизводить.

    Наука возникла в 16 – 17 вв.

    Научная революция – процесс вытеснения старой парадигмы и замены ее новой.

    Научно-техническая революция – качественные изменения в технике и технологии 20 в.

    Ненаучные формы познания: паранаука, лженаука.

    Носитель познавательной активности – субъект (не индивид, а общество.)

    Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности. Сферы общества : материально-производственная, социальная, политическая, духовная.

    Онтология – учение о бытии.

    «Осевое время» - время, с которого началась история человечества (Ясперс)

    Отчуждение – существует тогда, когда результаты человеческой деятельности отделились от него и стали господствовать над ним.

    Пантеизм – учение, в котором Бог отождествляется с природой. « Бог как бы растворён в природе». Представитель – Спи ноза (17 в.), Гегель (19 в.)

    Патристика – философская деятельность Отцов церкви – первый этап средневековой философии (II– VIII вв.).(Августин )

    Персонализм (Мунье, Райт ) имеет два направления: персонализм атеистический – учение о человеческой личности как высшей ценности. Личность проявляет себя в самостоятельной позиции и в творчестве. Персонализм религиозный – учение, согласно которому мир – это проявление творческой активности Бога как высшей личности.

    Плюрализм – учение, согласно которому за первичное принимается множество первоначал (монадология Лейбница, атомизм Демокрита).

    Позитивизм – философия науки. Основатель Конт, представитель Спенсер. В своём развитии позитивизм прошёл три этапа: 1) собственно позитивизм (XIX в.), 2) неопозитивизм (XX в.), 3) постпозитивизм (XX в). Главная проблема: какое знание следует считать положительным (позитивным).

    Согласно позитивизму (1 этап), позитивным являетсятолько научное знание. Философское знание таковым не является (Конт ).

    Согласно неопозитивизму , или логическому позитивизму , позитивным является то научное знание, которое соответствует правилам логики (Рассел, Витгенштейн ). Принцип (метод) верификации .

    Согласно постпозитивизму, позитивным является то знание, в котором принципиально можно обнаружить ошибку. (Поппер) . Принцип (метод) фальсификации.

    Познание – это отражение действительности в сознании человека (диалектический материализм).

    Покой – это момент движения.

    Политеизм – многобожие. Буддизм – политеистическая религия.

    Понятие – это единица мысли, отражающая существенные признаки в форме слова.

    Прагматизм – учение, согласно которому философия должна помочь человеку добиться успеха в различных жизненных ситуациях. То знание истинно, которое помогает достичь успеха в практике. (Пирс, Джемс, Дьюи ).

    Провиденциализм – учение о божественном предначертании исторического процесса, о предопределённости событий природы и общества.

    Предположение – недоказанное знание.

    Принцип коэволюции – принцип согласованного развития общества и природы.

    Природа- не созданная человеком часть материального мира.

    Пространство – это порядок расположения объектов, время – порядок их изменения.

    Пространство – многомерно, однородно, изотропно.

    Развитие – направленное качественное изменение объектов.

    Рационализм – учение, согласно которому главную роль в познании играет разум (рацио – разум). Основатель – Декарт.

    Рациональное познание, или абстрактное мышление – это отражение существенных , фундаментальных, глубинных свойств объекта, не воспринимаемых органами чувств.

    Формы рационального познания (логического мышления): понятие, суждение, умозаключение .

    Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).

    Реализм – направление в средневековой философии, согласно которому реально существуют только универсалии (всеобщие понятия).

    Релятивизм – учение, которое отрицает объективную истину, поскольку всё относительно.

    Самоорганизация системы – это её способность видоизменять свою структуру.

    Сенсуализм – учение, согласно которому главную роль в познании играют чувства (сенс – чувства). «Нет ничего в разуме,

    чего бы не было в чувствах».

    Синергетика – наука о самоорганизации систем (Пригожин )

    Синтез – метод познания объекта посредством объединения его частей в единое целое.

    Система – дифференцированное и целостное единство элементов.

    Скептицизм – учение, в котором сомнение в прежних знаниях – это главный принцип познания (Декарт ).

    Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную,3) волевую.

    Главные свойства сознания : интенциональность, идеальность, активность.

    Формы сознания : индивидуальное и общественное

    Солипсизм – позиция, согласно которой мир – это всего лишь совокупность наших ощущений. Вещи существуют постольку, поскольку их ощущает человек. Человек умирает, вместе с ним исчезает и мир

    Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.

    Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе.

    Социогенез – процесс становления и развития общества.

    Субстанция – первоначало, первопричина и носитель всего сущего.

    Суждение – отражение существенных признаков в форме предложения, в котором что-либо утверждается либо отрицается.

    Схоластика – второй этап развития средневековой философии (IX - XIV в.) (Фома Аквинский ). Соединение философии Аристотеля и теологии. Учение о двойственной истине, об истинах разума и истинах веры.

    Сциентизм – учение, преувеличивающее роль науки.

    Теоретический уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно не взаимодействует с объектом, а работает с результатами, полученными на эмпирическом уровне. Цель – выдвижение гипотезы, создание теории .

    Теория символов – учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта (Гельмгольц).

    Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества

    Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.

    Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества

    Умозаключение – это отражение существенных признаков в форме совокупности предложений, связанных логическими правилами.

    Феноменология – учение, согласно которому задачей философии является описание феноменов. (Гуссерль). Разделяет позицию агностицизма.(20в.)

    Формация – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства.

    Чувственное познание - это отражение поверхностных свойств объекта, воспринимаемых органами чувств.

    Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление .

    Эвдемонизм – учение, согласно которому смысл жизни человека и цель всей его деятельности – в достижении счастья .

    Экзистенциализм – учение о существовании человека. (Сартр, Камю, Хайдеггер )

    Эксперимент – восприятие объекта в искусственно созданных условиях, которые субъект может контролировать и воспроизводить.

    Эмпиризм – учение, согласно которому главную роль в познании играет опыт (эмпирио – опыт). Основатель – Бэкон.

    Эмпирический уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно взаимодействует с объектом. Цель – анализ фактов.

    Эсхатология – учение о конце мира.

    Эстетика – у чение о прекрасном .

    Этика – учение о нравственности, о добре и зле.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    материализм

    мн. нет, м.

      Философское учение, признающее, в противоп. идеализму, первичность материи по отношению к духу. - Материализм берет природу за первичное, дух - за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе - мышление. Идеализм поступает обратно. Ленин. диалектический материализм есть философия марксизма. Исторический материализм. (диалектический материализм в применении к познанию общественных явлений). Воинствующий материализм. только философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства... Ленин. Весь махизм борется с начала и до конца с "метафизикой" естествознания, называя этим именем естественно-исторический материализм, т.-е. стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира, отражаемой нашим сознанием. Ленин. Основным недостатком "старого", в том числе и Фейербаховского (а тем более "вульгарного", Бюхнера-Фогта-Молешотта) материализма Маркс и Энгельс считали (

      1. то, что этот материализм был "преимущественно механическим", не учитывал новейшего развития химии и биологии (а в наши дни следовало бы еще добавить: электрической теории материи); (

        то, что старый материализм был неисторичен, недиалектичен (метафизичен в смысле антидиалектики), не проводил последовательно и всесторонне точки зрения развития; (

        то, что они "сущность человека" понимали абстрактно, а не как "совокупность" (определенных конкретно-исторически) "всех общественных отношений" и потому только "объясняли" мир, тогда как дело идет об "изменении" его, т.-е. не понимали значения "революционной практической деятельности". Ленин.

      Деловое, практическое отношение, подход к чему-н. (разг.).

      Крайний практицизм, корыстолюбие (разг. устар. неодобрит.).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    материализм

      Философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость.

      Трезвое, реалистическое отношение к действительности.

      Узкий односторонний практицизм.

      прил. материалистический, -ая, -ое. Материалистическая философия. Материалистическое понимание явлений природы.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    материализм

      м. Научное философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость.

      м. разг. Узко практическое отношение к действительности.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    материализм

    МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis - вещественный) философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историкофилософского процесса. Термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. - Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

    Материализм

    (от латинского materialis ≈ вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии ≈ о познаваемости мира ≈ означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «М.» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц) для противопоставления М. идеализму. Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс, «философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98). Противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М.

      Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, называют М. «метафизикой» (поскольку М. признаёт существование внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или бога вне опыта отдельных людей; таким образом, здесь М. смешивается с идеализмом.

      М. называют «реализмом», поскольку М. признаёт реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово └реализм■ захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом» (там же, с. 56).

      Пытаясь принизить М. до уровня обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги М. именуют его «наивным реализмом».

      Отождествляя М. в целом как направление с механистическим М., некоторые критики М. называют его «механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание «материалистического» и «механического» идёт от Гегеля, который хотел унизить М. эпитетом «механический».

      Нередко слово «М.» употребляется произвольно, в низменном смысле: «Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче ≈ все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 290).

      Типология школ материализма. В литературе М. характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием для различных его классификаций.

      1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии М., которым соответствуют домарксистский М. и марксистский М. Домарксистский М. охватывает все формы М., которые исторически предшествовали возникновению диалектического М. Те школы, которые появлялись после возникновения марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому М., так как они не представляют собой дальнейшего развития М. и занимают особое место в истории М. Существуют два взгляда на хронологическую границу, разделяющую эпохи домарксистского и марксистского М.: согласно первому, эта граница ≈ общая для всех стран и народов ≈ середина 40-х годов 19 века, когда возник марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось позднее (например, Россия, страны Востока), процесс развития домарксистского М., совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы искусственно разрывать на две обособленные стадии. Согласно второй точке зрения, домарксистским является М., распространённый в данной стране до проникновения в неё марксизма.

      2) Единственно последовательным является марксистский М. В. И. Ленин называл К. Маркса «...основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма...» (Полное собрание сочинений, 5 изд. т. 18 с. 357).

      Непоследовательность М. проявляется различным образом, а) Когда линия М. проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются идеалистически. Так было, например, у французских материалистов 18 века, у Фейербаха, а также русских революционных демократов 19 века. Непоследовательный материалист-учёный может проводить линию М. в своей специальной области, а в философских вопросах защищать идеализм (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 305). б) Когда одна группа или сторона гносеологических вопросов решается с позиций М. (например, первая сторона основного вопроса философии), а другая ≈ с позиций идеализма и агностицизма, в) Когда отрицаются или игнорируются всеобщая связь явлений и развитие природы, её саморазвитие. В частности, метафизический М. неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира, нередко приходит к идеалистической концепции «первого толчка».

      3) По отношению к общественно-исторической практике различаются созерцательный М. и практически действенный М. «Главный недостаток всего предшествующего материализма ≈ включая и фейербаховский ≈ заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., там же, т. 3, с. 1). М., ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский М.

      4) С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты, выделяются диалектический М. и метафизический М. Для диалектического М. характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. Метафизический М. имеет много разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют.

      5) С точки зрения сознания противополагаются научный и вульгарный материализм . Научный М. видит качественное отличие психического от физического. Напротив, вульгарный М. (например, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) отождествляет сознание с материей. В понимании общественных явлений проявлением вульгарного М. является экономический М., противоположный историческому М. Историческому М. противостоят различные школы упрощённого М., дающие неправильное объяснение общественных явлений: а) антропологический М. (Л. Фейербах, отчасти Н. Г. Чернышевский) (см. Антропологизм); б) географический М. (см. Географическая школа в социологии); в) натуралистический М. (натурализм), который считает природу определяющим фактором развития общества.

      С точки зрения отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса познания, различались школы рационалистического и сенсуалистического М. (см. Рационализм и Сенсуализм).

      Различаются сознательный М. и стихийный, или наивный, философски неоформленный М. Стихийный М. естествоиспытателей В. И. Ленин называл естественноисторическим М. Существует неразрывная связь стихийного М. естественников с философским М. как направлением. Естественноисторический М. есть М. «...наполовину бессознательный и стихийно-верный духу естествознания...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 243).

      Различные школы М. характеризуются по национально-географическим и хронологическим признакам. Обычно оба эти признака соединяются вместе, в результате чего образуются характеристики определённых школ М.: например, древнегреческий М., французский М. 18 века, русский М. 19 века и так далее. Иногда подобная характеристика даётся раздельно с учётом только одного из этих признаков, например: античный М. или М. 17 века (объединяющий английских, французских, голландских и других материалистов этого времени).

      М. характеризуется по имени мыслителя, который его разрабатывал; например, выделяется М. Ф. Бэкона, Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевского и так далее. Этим подчёркиваются индивидуальные черты и особенности философского учения данного материалиста. Однако М. как общее мировоззрение нельзя отождествлять ни с какой-либо одной из его школ, ни с какими-либо естественнонаучными теориями.

      Критерием истинности М. служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков и неоспоримо доказывается истинность М. Чтобы успешно вести активную борьбу против идеализма, М. должен быть философски осознанным; в активной направленности М. против идеализма выражена его партийность . В. И. Ленин писал, что «...материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определённой общественной группы» (там же, т. 1, с. 419). В этой связи различают воинствующий М. и М., не ведущий активной борьбы против идеализма. Для воинствующих материалистов В. И. Ленин считал обязательным связь не только с философами-атеистами, но и с естествоиспытателями (см. там же, т. 45, с. 31).

      В зависимости от того, как выражают сами материалисты свои взгляды, можно обнаружить прямой, открытый М. и стыдливый, прикрытый М. Последний может маскироваться даже под агностицизм в угоду так называемому общественному мнению в буржуазных странах (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 302≈03).

      В современных условиях воинствующий М., проводящий принцип партийности, есть атеистический М. Однако до 19 века передовые философские течения часто были вынуждены приспосабливаться к господствующей религиозной идеологии (пантеизм , деизм).

      Виды материализма и их классовая основа. Под содержанием М. понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой М. понимается общая его структура, определяемая в первую очередь методом мышления, в связи с которым и посредством которого разрабатывается и обосновывается данное течение М. Таким образом, в содержании М. заключено прежде всего то общее, что присуще всем школам и течениям М., в их противоположности идеализму и агностицизму, а с формой М. связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения М. Но такое разграничение вместе с тем относительно, условно. Форма М., воздействуя на его содержание, вносит в него существенные коррективы, благодаря чему, например, диалектический М. не только по форме, но и по содержанию качественно отличен от вульгарного М., от метафизического М. и всех других видов М., хотя имеет с ними то общее, что присуще всякому М. вообще. Если речь идёт о последовательных ступенях развития одного и того же вида М., то эти ступени рассматриваются как его этапы. Когда же происходит коренное изменение формы М., смена старой его формы новой, говорят, что меняется вид М. Изменение формы М. совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания и общественного развития. М., писал Ф. Энгельс, «...подобно идеализму, прошел ряд ступеней развития. С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор, как и истории было дано материалистическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма» (там же, т. 21, с. 286).

      Каждое создающее эпоху в естествознании 20 века открытие ≈ в физике (теория относительности, квантовая механика, использование атомной энергии, проникновение в глубь элементарных частиц и другие), в молекулярной биологии (раскрытие «механизма» биосинтеза, физико-химических основ наследственности и другие), в кибернетике, астрономии и других науках ≈ требовало непрестанного изменения и развития формы и содержания диалектического М. путём его обогащения обобщениями новых естественнонаучных открытий. При этом сохраняются все принципы диалектического М., получающие подтверждение, развитие и конкретизацию.

      Соответственно трём главным ступеням развития познания выделяются основные виды М.:

      Наивный (или стихийный) М. древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.

      Метафизический (или механический) М. 17≈18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между М. и диалектикой; в М. встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.

      Диалектический М., в котором М. и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.

      Наряду с основными видами М. существовали промежуточные ≈ переходные от одного основного вида М. к другому. В развитии М. внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды М.:

      Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному М. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы М. в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не обособились от антропоморфизма и гилозоизма.

      М. эпохи Возрождения соединял в себе черты наивного М. и наивной диалектики с первыми элементами метафизического взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным М. и ещё не сформировавшимся метафизическим М. В известном смысле такой характер носили некоторые ранние системы М. в 17 веке (например, Ф. Бэкон).

      М., непосредственно предшествовавший диалектическому М. и частично развивавшийся параллельно ему. Он уже выходил за границы метафизического М., содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического М. и не распространял М. на общественные явления. Этот вид М. зарождается в 18 веке (например, Дж. Толанд) и начале 19 века (например, А. Сен-Симон и в особенности русские революционные демократы).

      Особое место среди промежуточных видов М. занимают те его виды, которые зарождались в рамках господствующей религиозно-идеалистической идеологии, а потому не могли носить открыто материалистического характера. Сюда относятся материалистические тенденции в философии средневековья. Соответственно этому их можно было бы назвать переходной ступенью от схоластики и теологии к М. Исторически эта форма предшествовала М. эпохи Возрождения и подготовляла его формирование.

      М. как философское учение на протяжении истории был, как правило, мировоззрением передовых, революционных классов. Однако было бы упрощенчеством связывать взгляды того или иного материалиста непосредственно с его классовой принадлежностью или общественно-политическими убеждениями. История М. свидетельствует, что такая связь носит опосредованный характер. Может случиться так, что представитель М. в данной исторической обстановке находится в лагере реакционных социальных сил, тогда как философ-идеалист выступает глашатаем прогрессивных сил общества. Но для раскрытия классовых основ и истоков М. в целом существенны не эти внутренне противоречивые ситуации, а общая направленность М. как философского учения, отражающего наиболее прогрессивные тенденции общественного развития ≈ связь через естествознание с прогрессом производительных сил и борьбу против религии и идеализма.

      Один и тот же вид М. (например, метафизический, механистический) в зависимости от места и времени может иметь различные классовые корни, выступая в одних условиях как прогрессивное направление в М., в других ≈ как реакционное, в частности ревизионистское. Один и тот же общественный класс на одной и той же примерно ступени развития (например, революционная буржуазия, выступающая против феодализма и стремящаяся к политическому господству) в различных странах и в различных исторических условиях выбирает для себя различное философское облачение, причём не обязательно, чтобы им был всегда М. Непоследовательность М., выступающего в роли мировоззрения того или иного класса, находится в определённом соответствии с непоследовательностью самого этого класса, когда он выступает как революционная сила в общественном развитии. Последовательный до конца характер диалектического М. находится в прямой зависимости от последовательности, революционности рабочего класса, составной частью мировоззрения которого он является. Философские отступления от диалектического М. находятся в закономерной связи с отступлениями от революционного марксизма-ленинизма в практике, в политике.

      Периоды и линии развития материализма. Закономерности развития М. условно можно разделить на две группы: а) те, которые составляют движущие силы развития М. и относятся к области практической ≈ общественно-производственной и идеологической ≈ деятельности и борьбы классов; б) те, которые выражают относительную самостоятельность развития М. как направления и связаны с логической последовательностью происхождения и преемственностью смены определённых его ступеней. Обе группы закономерностей находятся во взаимодействии между собой.

      В истории М. осуществляется строгая преемственная связь последующих учений и систем М. с предыдущими; новые учения и системы М. развивались и возникали из ранее сложившихся. Наблюдаются 3 случая: 1) прямая связь, идущая от одной системы к другой; в этом случае последующая система представляет собой развитие, возможно одностороннее, предыдущей (подобно тому, как Т. Гоббс был систематизатором учения Ф. Бэкона). 2) Своеобразное раздвоение (дивергенция) линии развития, когда от одной системы берут начало две различные, а при известных условиях, прямо противоположные новые системы (например, от Дж. Локка к субъективному идеализму, идеалистическому сенсуализму Дж. Беркли и к французскому М., материалистическому сенсуализму); в этом случае возможна двоякая критика исходной системы со стороны обеих позднейших, в частности «справа», с позиций более открытого идеализма, и «слева», с позиций более последовательного М. (например, критика учения И. Канта). 3) Схождение и даже слияние сторон, содержавшихся у ранее обособленно развивавшихся философских систем (например, переход от картезианского М. и от сенсуализма Локка к французскому М. 18 века, а ещё резче ≈ от идеалистической диалектики Гегеля и от метафизического М. Фейербаха к диалектическому М.). Такое слияние прогрессивных сторон у ранее изолированных и даже противостоящих философских течений происходит как органическая переработка содержания предшествующих течений с новой, единой и цельной точки зрения, но отнюдь не как эклектическое сложение и примирение до тех пор обособленных и даже враждебных друг другу философских направлений.

      Существуют следующие магистральные пути или линии развития М.:

      Основные линии развития М. Древнего Востока и античного М. Здесь главным в развитии наивного М. древности и предшествующих ему воззрений является процесс восхождения от весьма наглядных (вплоть до грубо антропоморфических) представлений о мире, природе, материи к обобщённым и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи, которые были разработаны древними атомистами, выразившими высшую ступень первоначального М. Тенденция восхождения от конкретного к абстрактному в развитии М. обнаруживается повсюду: и в странах Древнего Востока, и в античном мире. В античном М. (как и во всей древнегреческой философии) в зародыше содержались все позднейшие течения М.: механистический М., метафизический М., диалектический М., вульгарный М. В универсальной системе Аристотеля синтетически соединились линии М., идущие от зачатков диалектического М. (Гераклит), от учения о четырёх неизменных корнях мироздания (Эмпедокл), которые у Аристотеля обрели способность к взаимопревращению, и от представления об апейроне, беспредельном материальном начале, лишённом чувственной вещественной конкретности (Анаксимандр). Наряду с этим в системе Аристотеля сильны элементы идеализма, хотя Аристотель и критиковал основы идеализма своего предшественника Платона. В целом он колебался между М. и идеализмом, склоняясь к М. главным образом в своей «Физике» (учении о природе). Наиболее ярко и четко борьба между М. и идеализмом в античной философии выступила как борьба противоположных тенденций, или линий, Демокрита и Платона (см. В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131).

      Линии сохранения и накопления элементов и ростков М. в средневековой философии. В условиях господства религиозной идеологии М. был вытеснен идеализмом в средние века. Кроме социальных факторов, этому способствовали также причины гносеологического характера: неспособность М. древности выяснить отношение мышления к материи, раскрыть генезис сознания. Конечно, идеализм давал в принципе неверные ответы на основные гносеологические вопросы, однако он не сводил сознание к материи, подобно наивному М. В Западной Европе в учении Аристотеля официальная церковная идеология удержала всё реакционное и отбросила всё прогрессивное. Напротив, в странах арабского Востока, Средней Азии и Закавказья сохранялись элементы М. и была представлена линия М. того времени в трудах комментаторов Аристотеля и других мыслителей, например Ибн Сины. В рамках средневековой схоластики борьба М. и идеализма приняла форму борьбы между номинализмом и реализмом. В различных схоластических школах пробивались ростки материалистических воззрений (первое приближение к представлению о чувственном опыте у Р. Бэкона; поставленный Иоанном Дунсом Скотом вопрос: «не способна ли материя мыслить?» и др.). Однако всё это ещё не было сформировавшейся линией М.

      Основные линии возрождения и развития М. в начале нового времени в Европе. В 15≈16 веках в центре внимания представителей М. и возникающего естествознания стоял вопрос об опыте как единственном источнике знаний и критерии их правильности, в противовес схоластике и церковному догматизму, видевшим источник знаний в изучении сочинений древних авторитетов и священных книг, а критерий истины ≈ в сличении текстов. Английский М. 17 века возник на основе эмпиризма, который перерос затем в сенсуализм. В конце 16≈17 веке материалистические идеи естествознания (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) были направлены против скрытых (или абсолютных) качеств средневековых схоластов, на изучение реальных (в данном случае ≈ механических) свойств и отношений вещей природы. Ранние системы М. в разных странах несут в себе значительные элементы наивного М. и наивной диалектики, в которых явно возрождаются некоторые черты античного М. Таков М. итальянского Возрождения 15≈16 веков (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно и другие), М. 17 века (Ф. Бэкон), который представлял материю качественно многообразной. Позднее эти представления вытесняются механистическими учениями, в которых материя трактуется абстрактно-механически (Галилей) или абстрактно-геометрически (Гоббс). Однако в отдельных случаях наивное, но в основном правильное представление о природе удерживалось дольше: например, представление о теплоте как о движении (Ф. Бэкон) и как о молекулярном движении (Бойль, Ньютон) в 17 веке, на смену которому в 18 веке приходит метафизическая концепция теплорода. В 18 веке параллельно тому, как углубляется метафизическая, механистическая идея разрыва материи и движения, в ряде систем М. усиливается стремление преодолеть этот разрыв: материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделённые внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое, а потому по самой своей сути как внешнее по отношению к материи (в картезианской школе, см. Картезианство, у некоторых представителей французского М., в атомно-кинетической концепции Ломоносова, в идее Толанда о неразделимости материи и движения, в динамическом атомизме Р. И. Бошковича и его последователя Дж. Пристли). Диалектика как цельное учение разрабатывалось лишь на почве немецкого идеализма, в системах же М. преобладали и, как правило, господствовали метафизика и механицизм, но были и элементы диалектики (Декарт, Дидро, Ломоносов, Пристли, Толанд, особенно Бошкович). Атомистические идеи возрождались и развивались почти всеми школами М.: как механическую атомистику их разрабатывали Галилей, Ф. Бэкон, Бойль, Ньютон, Гассенди, Спиноза, французские материалисты 18 века, Ломоносов.

      Борьба М. с идеализмом развернулась сначала (в эпоху Возрождения) как борьба с господствующей религиозной идеологией. Позднее наиболее последовательные учения М. (Гоббс, французский М. 18 века ≈ Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах и другие) выступали и как атеистические учения. Английский М. конца 17 века оказался половинчатым в своём отношении к религии (попытки примирить науку и религию у Бойля и Ньютона). В 17≈18 веках развёртывается борьба между вновь возникающими системами М. и идеализма: Гоббс ≈ против идеализма Декарта, Дж. Беркли ≈ против М. вообще, французский М. 18 века ≈ против Беркли, Гегель ≈ против французского М. 18 века и так далее. Борьба становится многосторонней, многоплановой и постепенно приобретает международный характер.

      Основные линии развития домарксистского М. 19 века в России и Западной Европе. Главная магистральная линия развития М. в 19 веке проходила в направлении обогащения его диалектикой, которая достигла на почве идеализма наивысшего развития в философии Гегеля. Встала задача слияния диалектики с М. путём её материалистической переработки. Этот процесс был начат, но не доведён до конца представителями русского М. 19 века; продолжая материалистическую традицию М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский сделали попытку соединить диалектику Гегеля с М.; в Германии Фейербах произвёл революцию, когда он отбросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и вернулся снова к М. Но вместе с абсолютным идеализмом он отбросил и диалектику. Для всего домарксистского М. характерно вообще непонимание или неспособность добиться единства диалектики, логики и теории познания. У русских революционных демократов (вплоть до Чернышевского и его школы) единство М. и диалектики не было достигнуто именно в области логики и теории познания, хотя они и приближались к нему. Эту характерную особенность отметил В. И. Ленин, говоря, что основная беда старого (домарксовского) М. ≈ неумение применить диалектику к теории отражения, к процессу познания. Все последующие отступления от диалектического М. шли также в значительной мере по этому же направлению (например, механисты).

      Задачу соединения М. с диалектикой впервые решили К. Маркс и Ф. Энгельс. Теоретическими источниками служили им гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и французский М. 18 века. Взаимопроникновение М. и диалектики в марксистской философии 19 века произвело революционный переворот в истории всей человеческой мысли, так как была создана подлинно научная теория природы, общества и мышления и метод познания и революционного преобразования действительности. Важнейшей стороной этого революционного переворота было распространение. М. на понимание общественной жизни, создание материалистического понимания истории (исторического материализма). Дальнейшее развитие диалектического и исторического М. в новой исторической обстановке связано с именем В. И. Ленина. Решающим оказывалось признание (Маркс, Энгельс, Ленин) или непризнание (непоследовательные материалисты) органического единства (тождества, совпадения) диалектики, логики и теории познания, опирающихся на принцип единства законов бытия и познания, мышления. У Гегеля такое единство осуществлялось на идеалистической основе. Невозможно было до конца соединить М. с диалектикой, если не решить вопроса об этом единстве на основе М. Все отступления от последовательного (диалектического, марксистского) М. связаны в первую очередь с тем, что М. и диалектика оказывались недостаточно органически слиты между собой.

      Относительно истории возникновения и развития диалектического М. выдвигались неверные концепции. По поводу генезиса диалектического М. утверждалось, будто бы своё учение Маркс и Энгельс создали путём простого сложения диалектики Гегеля с фейербаховским М. В действительности свой метод Маркс характеризовал как прямо противоположный гегелевскому, из которого основоположники марксизма выделили только рациональное зерно. Точно так же из фейербаховского М. они выделили основное зерно, отбросив всю его метафизическую ограниченность. В итоге Маркс и Энгельс коренным образом переработали воззрения своих философских предшественников, создав качественно новое учение ≈ диалектический М., в котором диалектика и М. пронизывают друг друга. Утверждалось также, будто бы Маркс и Энгельс вообще не исходили из гегелевской диалектики: философия Гегеля была объявлена аристократической реакцией на французский М. и на Великую французскую революцию. Тем самым отрицался факт теоретической подготовки диалектического М., резко обрывалась преемственная связь в историческом развитии мировой философской мысли, а сам марксизм изображался как появившийся внезапно, в стороне от основных путей развития мировой цивилизации.

      В отношении дальнейшего развития диалектического М. утверждалось, будто у ленинского этапа в марксистской философии было два равноправных теоретических источника: учение Маркса и М. русских революционных демократов 19 века. Но очевидно, что М. последних резко отставал от марксистского М. в самом главном ≈ в вопросе о единстве диалектики, логики и теории познания, не говоря уже об историческом М., а потому нельзя ставить в один ряд единственный теоретический источник ленинизма ≈ учение Маркса ≈ и какие-либо другие учения. Это не исключает того факта, что дальнейшее развитие марксистского М. не только допускает, но и требует постоянного его обогащения опытом рабочего движения и достижениями науки, культуры, в том числе и национальной культуры (включая философию) той страны, где происходит его развитие.

      Диалектический М., будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий, в которых он отражается; неразрывная связь всех научных представлений (теорий, гипотез, законов, понятий), всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращение в абсолют. Раскрывая гносеологические корни М., Энгельс писал: «...материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 20, с. 513). Ленин, говоря об элементах диалектики и вместе с тем о гносеологических корнях М., подчёркивал

      «... объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе)» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 29, с. 202). «Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, ≈ вот в чем суть. Эта гибкость примененная субъективно, эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т. е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира» (там же, с. 99).

      М. играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, ещё нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. «Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает его к разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям» (там же, т. 18, с. 40). Только тогда, когда учёные, хотя бы бессознательно, идут по материалистическому пути в поисках ответа на нерешенные вопросы науки, они приходят к крупным открытиям, к конструктивному выходу из кажущегося тупика. Отвергая идею творения «из ничего», М. выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений. Но выполнять последовательно это требование М. может, только опираясь на идею развития и всеобщей связи, то есть на диалектику. Весь ход развития науки и общества, международного революционного движения рабочего класса полностью подтверждает творческий характер и истинность высшей формы философского М. ≈ диалектического и исторического М. (см. Диалектический материализм, Исторический материализм, Материя и литературу при этих статьях, а также статьи о материалистических учениях и об отдельных материалистах).

      Примеры употребления слова материализм в литературе.

      Непонятным образом Кант-Лапласовская гипотеза и признание возможности абиогенеза связались с диалектическим материализмом , и их отрицание считалось с диалектической точки зрения недопустимым.

      Следующим проявлением стихийного материализма является тот факт, что Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.

      Аристотелизм еще являет собой нечто от древнегреческого величия, но аристотелизм в новых одеждах есть материализм .

      В число этих феноменов я включаю не только высшие и позитивные состояния сознания и личности, такие как трансценденция материализма , верхние пределы Эго, установки противостояния атомистическому мировоззрению и т.

      Если богоискатель Бердяев утверждал, что сатана и антихрист существуют - конечно, с точки зрения абстрактной философии, - то следователи 13-го отдела подходили к этому с точки зрения диалектического материализма и всерьез считали, что сатана и антихрист не только существуют, но даже и женятся.

      А в начале 80-х годов официально бормотали о гранитной базе материализма , на которой стоит советская идеология, но в подполье у каждого партийного бонзы был свой тайный целитель.

      Его лидеры Бретон и Арагон пришли к амбициозной идее, что С - это тотальное революционное движение, связанное с идеями коммунизма и исторического материализма .

      Учение эволюции в чисто научной форме не заключает в себе материализма , хотя его противники настоятельно представляют дело именно в таком виде И в самом деле, некоторые мои друзья из числа последователей этого учения говорят о материализме Бюхнера и его школе с неменьшим презрением, чем сам Мартино.

      Шопенгауэр не принимался материалистами, его метафизика воли контрастировала с вульгарным материализмом того времени, но витализм, который просматривался в его учении, примирял с ним натуралистически ориентированных ученых.

      В отличие от других форм материализма , с которыми он находится в коренном несогласии, диалектический материализм теснейшим образом связан в своем генезисе и в основе своих суждений с идеализмом в его гегельянской форме.

      Диалектический материализм не исходит из данных науки, не ограничен их пределом, не основывается на них, но стремится их изменить и развить, приноравливая их к своим представлениям, исходными для которых являются законы гегельянской диалектики.

      Монотеизм христианства не принимал не гилозоизма, ни механистического материализма .

      Реальный физический мир Греческая философия колебалась между гилозоизмом и механистическим материализмом .

      Только мичуринская биологическая наука, опирающаяся на принципы диалектического материализма , могла поставить вопрос, перед которым остановился дарвинизм и который менделизм-морганизм признал неразрешимым, -- вопрос о причинах изменчивости, о закономерностях возникновения наследственных изменений, о путях направленного изменения наследственности организмов.

      Поэтому не следует удивляться тому, что при всем стихийном материализме античности нематериальная идея разрабатывалась в античности с такой детализацией, с такой рассудочной охотой и с такой любовью к спорам и разногласию.



    Загрузка...
    Top