Механизм интериоризации психической функции. Современные проблемы науки и образования Кто писал о интериоризации в игре

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогене выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация — это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План. При интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется — это особенно это относится к ее операциональной части. Понятия, сходные с интериоризацией, применяются в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), коя в свою очередь определяет структуру сознания.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interior - внутренний) - букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование внутренней речи из внешней речи). Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний , ролей , ценностных предпочтений и т. п. В теории Л . С . Выготского в основном речь идет о формировании внутренних средств сознательной деятельности из внешних средств общения в рамках совместных видов деятельности; др. словами, понятие И. относилось Выготским к формированию «системного» строения сознания (противопоставляемого «смысловому» строению). Однако И. не завершает процесс формирования высших психических функций , требуется еще интеллектуализация (или рационализация).

В работах Выготского встречаются след. син. «И.»: вращивание, овнутривание. 4-ю стадию своей первоначальной схемы развития высших психических функций Выготский называл «стадией вращивания». В англоязычных словарях термин «И.» не встречается. Близким по звучанию и значению является термин «интернализация», который во многом нагружен психоаналитическим смыслом. См. также Теория поэтапного формирования умственных действий , Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий , Умственные действия , Усвоение , Учение . (Б. М.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Ребенок родился, и он сразу начинает контактировать с миром, познавать его. Он словно губка с жадностью поглощает огромное количество информации, приходящей от окружения. Звуки, цвета, свет и темнота, ощущения холода и тепла, вкус - все это ново и непонятно. Память, мышление, восприятие, эмоции - все психические функции находятся в зачаточном состоянии. Толчком для их бурного развития становится процесс интериоризации.

Интериоризация: что это?

Понятие интериоризации впервые было использовано группой французских социологов для обозначения элементов социализации. Индивидуальное развитие человека как члена общества зависит от его принятия ценностей социума. Формирование сознания напрямую зависит от заимствования культурных, идеологических, моральных ценностей общества.

Интериоризация - это процесс становления психики человека через ассимиляцию деятельности, интегрирования общественного опыта и полномасштабного развития. Термин был образован от двух слов: лат. interior – "внутренний" и фр. intériorisation - "переход извне внутрь".

Интериоризация в психологии

В психологии интериоризация – это формирование психических процессов через усвоение деятельности, принятой в социуме. Впервые об этом явлении в психологии заговорили французские психологи Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон. Вплотную этим вопросом занимался также советский психолог Л. С. Выготский. По его теории, становление психики происходит через внедрение внешних социальных факторов. Первоначально идет принятие механизма взаимоотношений и жизнеустройства общества, которые благодаря процессу интериоризации становятся компонентами психики.

Становление личности по П. Я. Гальперину

Работу в данном направлении продолжил советский ученый П. Я. Гальперин. Заслуга его заключается в том, что он продолжил линию изучения данного явления, заданную Л. С. Выготским, которая отличалась от мнения зарубежных ученых. Ж. Пиаже отводил интериоризации второстепенное значение в формировании психики до определенного возраста, на первом плане было логическое мышление. Переход от непсихического к психическому (т. е. как материальное действие) становится внутренним процессом, не освещается.


Напротив, Л. С. Выготский, а затем П. Я. Гальперин настаивают на том, что интериоризация – это ключевой механизм переноса внешнего впечатления во внутренний план на всех этапах развития. Глубоко изучается вопрос перехода непсихического плана в психический.

Преобразование деятельности

Психологический механизм интериоризации заключается в преобразовании внешней деятельности в компоненты психики. Это происходит в процессе общения и обучения.

Осмысленные действия выполняются в результате опыта взаимодействия с миром, т. к. интериоризация в психологии – это переход «извне внутрь», который становится основой формирования умственной деятельности. Гальперин вывел такие параметры преобразования деятельности: уровень исполнения, мера обобщения, количество операций, степень освоения навыка.

Становление умственной деятельности

Формирование умственных действий, по Гальперину, проходит несколько этапов:

  1. Мотивационный. Наилучшей базой для мотивации является естественный познавательный интерес.
  2. Ориентировочный. Осуществляется наблюдение за манипуляциями обучающего, происходит составление схемы будущих действий.
  3. Материальный. Осуществляется непосредственное действие с предметом.
  4. Внешней речи. На данном этапе происходит проговаривание действий вслух.
  5. Внешней речи про себя. Здесь то, что ранее проговаривалось вслух, произносится про себя, что значительно сокращает время действия.
  6. Умственного действия. Все действия происходят в уме, с большой скоростью на уровне автоматизма, что говорит об усвоении навыка.

Начало

Взаимодействие родившегося ребенка с миром происходит с помощью близкого окружения. Пример интериоризации в данном возрасте можно наблюдать в играх матери с малышом, в способе общения с ним, в манере речи.


Мама впервые показала ребенку погремушку. Ребенок смотрит, ему интересно: что это там такое яркое и шумное – и включается мотивационный этап на основе познавательного интереса. Малыш неотрывно наблюдает, как мама гремит погремушкой и называет предмет – в действии ориентировочный этап. Далее мама вкладывает игрушку ребенку в руку, и этот процесс продолжается до тех пор, пока кроха не научится держать предмет в руках – этап действий с предметом. Мама постоянно проговаривает название игрушки и способ действия с ней, ребенок пытается повторять за ней – этап внешней речи. Повторение действий про себя приводит к мыслительной операции - малыш видит погремушку, берет ее, гремит, получая положительный эмоциональный заряд. Действия, достигнув стадии автоматизма, указывают на усвоенный навык. Ребенок будет так действовать не только с конкретной игрушкой, но и с другими погремушками тоже. Таким образом происходит процесс преобразования внешних действий во внутреннюю мыслительную деятельность. На протяжении всего дошкольного возраста формирование психики ребенка происходит через интериоризацию действий во взаимодействии с различными предметами и понятиями непосредственно в игре.

Школьная адаптация

Школьное обучение базируется на мыслительной деятельности. Изучение в школе таких предметов, как физика, математика, история, химия и т. д., предполагает, что ученику будут выдвигаться определенные требования, одно из которых - умение производить действия не только на предметах и бумаге, но и в уме, с большой скоростью, а лучше автоматически. Механизм интериоризации личности будет зависеть и от типа нервной системы (кто-то схватывает все на лету, а у кого-то этот процесс протекает в очень медленном темпе), типа темперамента, от мотивации. И здесь очень наглядно разделение детей на усваивающих школьную программу и отстающих. Как видно из этапов развития умственной деятельности, мотивация является импульсом к внешнему действию.


Отсутствие познавательного интереса, являющегося основой школьной мотивации, приводит к слабому усвоению школьного материала и низкой успеваемости. Не только особенности нервной системы играют здесь важную роль, но и социальная адаптация – мера вхождения личности в социум.

Социальная адаптация

Социальная интериоризация начинается также с самого рождения. Здесь различают следующие уровни взаимоотношения личности с обществом:

  • ближний круг общения (родители, братья, сестры и др. родственники);
  • средний круг (соседи, детский сад, школа, друзья и т. д.);
  • дальний круг (малая родина и страна рождения в целом).

В общении с родственниками ребенок перенимает, т. е. интериоризирует, семейные ценности - это тип взаимоотношений родителей, внутрисемейные интересы, модели поведения с окружающими, религиозные предпочтения и отношение к миру в целом.


Выходя за рамки семьи, ребенок наблюдает модели взаимоотношений, принятые у людей, с которыми он часто контактирует, и может перенимать их способы действий.

Рождение в определенной стране также оставляет особый отпечаток в самоопределении человека: культурные и религиозные традиции, язык общения, национальная кухня, моральные ценности и личности, которых общество выбрало своими героями. Например, в советском обществе 30-40-х годов прошлого столетия героями были летчики, стахановцы, партийные лидеры, и подрастающее поколение хотело быть похожими на них. Потом героями были космонавты, «новые русские», олигархи и т. д. Успешность в обществе будет зависеть от уровня соответствия человека внешним идеалам, принятым на данный момент в социуме.

Роль общения

Общение в процессе интериоризации играет важную роль. Оно определяет сознание: с кем человек общается и принимает его авторитет, те ценности он способен перенять. Например, на начальном этапе жизни родители для ребенка являются непререкаемым авторитетом, и все, что говорят родители, воспринимается как истина в высшей инстанции. По мере взросления ребенок сопоставляет те ценности, которые культивируют родители, с приоритетами общества.


Тут личность может выбрать любую направленность в зависимости от своей природы. Как правило, человек предпочитает жизнь, привычную с детства.

Роль общения имеет и другой аспект в интериоризации. Синдром госпитализма выявил важную составляющую речи и тактильных контактов в младенческом возрасте. Известны случаи с отказниками (дети, оставленные родителями в роддомах после рождения), которые проживали в больницах до трех лет. Общение с миром таких детей было ограничено медицинскими рамками. После этого дети попадали в приюты, где выяснялось, что хотя они и понимают родную речь и имеют достаточный пассивный словарный запас, но общаться предпочитают на своем выдуманном языке, у многих отсутствовали гигиенические навыки (не умели чистить зубы, мыть руки с мылом и т. д.). Пребывание в приюте со сверстниками и педагогическое воздействие взрослых корректировало личность данных детей в лучшую сторону.

Усвоение опыта

Значение опыта в процессе интериоризации переоценить трудно. Благодаря ему человек выбирает ту или иную систему ценностей, которая определит мировоззрение и способы взаимоотношений с окружающими. Несмотря на расхожее мнение, опыт передать нельзя. Передать можно знания, секреты мастерства, определенные нюансы деятельности, но опыт всегда будет индивидуальным. В одной и той же ситуации различные люди вынесут различные уроки. Поэтому уберечь ребенка от ошибок априори невозможно. Можно научить его в какой-то степени предвидеть ситуации, но не более. Кроме того, приобретение отрицательного опыта приводит к развитию более сильной и устойчивой личности.

Процесс преобразования социального опыта в развитии человека имеет большое значение, т. к. интериоризация - это не только получение новых знаний, но и преобразование личности на внутреннем психическом плане.

interior - внутренний).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 32 Когнитивная психология

    ✪ Возрастная психология. Поэтапное формирование умственных действий по Гальперину

    ✪ Перформанс «Интериоризация III»

    Субтитры

Психология

Интериоризация процессов общения

Психические процессы человека подлежат изменениям в ситуации общения, так как общение в некоторой «латентной» форме содержится в них и тогда, когда человек один. Строение психических функций человека имеет множество сходств со строением процессов общения. Это, в свою очередь, происходит по причине того, что психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения».

В процессе онтогенеза человека идёт интериоризация, некий процесс, в результате которого создаются устойчивые, глубинные, синхронические структуры человеческой психики, похожие на «априорные социальные формы» психики человека. Эти социальные механизмы психики, в свою очередь, определяют характер «вышележащих» изменяющихся, диахронических психических процессов (соответственно, «речь» психики) человека (эмоциональных и когнитивных), определяют их характер как социальных процессов. В этом ключе интериоризация выступает «механизмом формирования механизма» (социального механизма психики человека).

Интериоризация не имеет преимущественного отношения к некоторому определённому психическому процессу (к памяти, восприятию и пр.), но в равной степени определяет социальные формы всех психических процессов. Результаты интериоризации относятся к восприятию специфической социокультурной информации (однако в данном случае они проявляются особенно наглядно): все, что воспринимается (и в широком, и в узком смысле данного понятия), человек воспринимает в социальных формах.

По итогам процессов интериоризации появляется особенность структуры психических процессов человека, за счёт которой их ход отличается от хода аналогичных процессов у животных.

Предпосылкой интериоризации служит несознаваемый внутренний план (у ребёнка в раннем онтогенезе). В итоге интериоризации данный внутренний план качественно изменяется, так как формируется план сознания.

В результате интериоризации формируется ряд устойчивых социальных структур психики, благодаря которым существует сознание. Кроме того, результатом интериоризации является и формирование, на основе сознания определённых детально описанных внутренних действий.

Интериоризация, с одной стороны, идёт лишь в процессе общения (очевидно, со взрослыми), с другой - в ходе перевода действия (которое может совершаться человеком, когда он совсем один) из внешнего плана во внутренний, умственный.

Связь общения и интериоризации

Между общением и интериоризацией существует тесная связь: при поэтапном формировании умственных действий в рамках общения тех, кто формирует и у кого формируют, интериоризация реально имеет место и при этом играет важнейшую роль в данном формировании. «Процесс формирования - это деятельность одного человека, именно того, у кого формируются умственные действия; индивидуальная его деятельность, а не его взаимодействие с „другим“. Этот „другой“ (формирующий) выступает одним из внешних элементов деятельности».

Л. С. Выготский пришёл к следующему выводу: формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения. При этом основным моментом выступает формирование того, что называется символически-семиотической функцией психики, той функции, благодаря которой человек может воспринимать окружающий его мир в особом «квазиизмерении» системе значений и смысловом поле.

Символико-семиотическая функция создаётся в процессе интериоризации. Интериоризации подвергается система социальных отношений, в той степени, в какой она «записана», представлена в структуре общения между взрослым и ребёнком. Данная структура, выраженная в знаках, интериоризируется, «вращивается» и «переходит» внутрь психики ребёнка. Результатом интериоризации становится то, что структура психики ребёнка опосредствуется интериоризированными знаками и формируются базовые структуры сознания.

Интериоризированные знаки усваиваются лишь и исключительно в процессе общения. Тем не менее, онтогенез выступает определителем структуры. В структуре данных знаков отражается их происхождение.

И изначальная ситуация, структура которой интериоризируется, - это общение, и интериоризированная, внутренняя структура несёт в себе и в своих элементах свернутое общение, получившее название диалогизм.

Диалог, как скрытый механизм психических функций, играет огромную роль; общение или свернутый диалог, рассматриваются как «встроенные» в глубинные, интериоризированные структуры психики.

Кроме того, функция означивания имеет диалогическую структуру (то есть несёт в себе управление знаниями, свернутые отношения по типу субъект-субъект).

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (<операциями>) или путями (<методами>), действие выступает как решение задачи.

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов.

Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: <немотивированная> деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив.

Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.

Интериоризация - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.

Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Экстериоризация - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.

Время на чтение: 2 мин

Интериоризация – это процесс формирования структур психики человека благодаря приобретению жизненного опыта. Понятие происходит от французского «intériorisation», что в переводе означает переход снаружи вовнутрь, и от латинского «interior», которое означает внутренний. Сам термин интериоризация и синонимы к нему встречаются очень редко. Это специфический термин, применяющийся зачастую только в соответственном контексте. Поэтому синонимы к слову интериоризация, как таковые отсутствуют и только в редких случаях его используют вместе со словом «переход», что означает, соответственно, переход из внешнего во внутреннее.

Перед тем как определенное сложное действие усваивается человеческим разумом, оно реализуется извне. Благодаря интериоризации люди могут говорить о себе, представлять себя и что очень важно думать про себя, не мешая другим.

Социальная интериоризация означает заимствование базовых категорий индивидуального сознания из общественного опыта и представлений. Данное состояние выражается в способности человеческой психики оперировать образами каких-либо предметов, которые отсутствуют в поле зрения в настоящий момент. Это могут быть предметы, объекты, явления, события, с какими когда-либо человек имел взаимодействие, или же он может воображать себе что-то, что он даже никогда не видел, конструировать события, которые могут произойти, или когда-то происходили. Человек может выходить за границы данного момента, события могут передвигаться в прошлом и будущем, во времени и пространстве.

Понятие интериоризации характерно только по отношению к людям, животные не обладают такой способностью, их мозг не имеет возможности выйти за рамки имеющийся ситуации. Инструментом интериоризации является слово, а средством перехода от ситуации к ситуации является речевое действие. Слово выделяет и фиксирует важнейшие свойства вещей и способы, выработанные человеческой практикой, которыми оперируется информация. Поведение человека выходит из-под действия внешней ситуации, которая до этого определяла поведение животного. Правильное употребление слов способствует усвоению значимых свойств вещей, явлений и способов управления информацией. Благодаря процессу интериоризации, человек с помощью слов способен перенимать опыт всего человечества, а также предыдущих поколений, или опыт людей неизвестных, отдаленных на сотни и даже тысячи километров. В отечественной науке этот термин Выготский ввел первым. Он считал, что все функции человеческой психики формируются, как внешние, социальные формы коммуникации людей в виде трудовой или иной деятельности.

Понятие интериоризации Выготский понимал, как преобразование внешних действий на внутренний осознанный план человека. Развитие психики начинается извне под влиянием социальных факторов, имеющихся в обществе. Коллективные формы деятельности встраиваются путем интериоризации в человеческое сознание и становятся индивидуальными. После Выготского Гальперин занялся изучением этого явления и положил его в основу планомерного поэтапного образования. Ницше понимал это понятие по-своему. Он говорил, что инстинкты, которые не выходят наружу, все равно проявляются, но изнутри – это он и называл интериоризацией.

Интериоризация это в психологии

В психологии интериоризация - это трансформация структуры предметной деятельности во внутреннюю структуру личности. Преобразование интерпсихологических отношений в интрапсихологические. То есть межличностные отношения переходят в отношения самого себя с собой.

Понятие интериоризации применялось также П. Гальпериным в формировании умственных действий.

Интериоризация в психологии это процесс понимания внутренней природы определяющего действия, как производной от практической деятельности.

При интериоризации очень меняется деятельность, особенно ее операционная часть.

Социальная интериоризация выражается в процессе общения, когда психические процессы модифицируются под ее влиянием, поскольку общение в «латентном» виде содержится в этих процессах. Структура психических функций имеет сходство с процессом общения. Это происходит потому, что формирование психических функций происходит в раннем онтогенезе во время интериоризации процесса коммуникации.

В процессе интериоризации в психике человека формируются глубинные, устойчивые и синхронические структуры. Это своего рода социальные механизмы, которые определяют характер «вышележащих» психических процессов (эмоциональных, когнитивных). Поэтому выходит, что интериоризация является социальным механизмом психики.

Интериоризация и восприятие личности, переход на внутренний план гуманистических ценностей, формирование собственной ценностной ориентации невозможно в осуществлении только на сознательном уровне. Активную роль играют в этом процессе эмоции. Эмоциональная сторона данного процесса была исследована и подтверждена многочисленными исследованиями, в которых выражается то, что социальные ценности могут восприниматься не только сознанием, интеллектуальным мышлением, но еще чувствами и эмоциональностью. Даже если взять понимание общественного значения, то оно непросто как бы сопровождается, а окрашивается чувственностью. Участие чувств может определить реальность принятия такого значения самой личностью, а не его пониманием в общем. Таким образом в процессе интериоризации общечеловеческих ценностей требуется учитывать диалектическое единство социального и индивидуального, когнитивного и чувственного, интеллектуального и эмоционального, рационального и практического. Такая цельность говорит о достаточно высоком уровне развития ценностной направленности личности. Это в свою очередь позволяет избирательно относиться к явлениям, окружающим предметам, событиям, адекватно их воспринимать и давать оценку, устанавливать как субъективную, так и объективную ценность, ориентироваться одинаково в духовной и материальной культуре.

Интериоризация в равной степени без преимущественного отношения к какому-то психическому процессу (памяти, восприятию) определяет социальные формы всех процессов.

Интериоризация имеет результаты, относящиеся к восприятию социокультурной информации (они проявляются особенно наглядно), все то, что человеком воспринимается (в широком и узком смысле этого понятия), оно принимается в социальных формах. В результате формируется ряд стойких социальных психических структур, которые формируют сознание. Также результатом есть формирование на основе сознательно определенных подробно описанных, внутренних действий.

За результатами интериоризации наблюдается особенность структур психических процессов, которая отличается от структуры таких же процессов животных. Предпосылкой для процесса интериоризации есть неосознанный внутренний план, который в процессе качественно меняется, поскольку формируется план сознания. С одной стороны интериоризация происходит в процессе общения, с другой стороны происходит во время перевода действия из внешнего плана на плоскость внутреннего, умственного.

Данный процесс имеет тесную связь с общением. Во время поэтапного формирования умственных действий в рамках общения между теми, кто формирует и теми, у кого формируют, интериоризация имеет важное место в данном формировании.

Исключительно в процессе общения усваиваются интериоризированные знаки. Но онтогенез все равно определяет структуру, в этой структуре отражается их происхождение. Ситуация, которая имеет интериоризующуюся структуру, есть общением, и ее структура имеет в себе свернутое общение под названием диалогизм.

Диалог, который является скрытым механизмом психических функций, имеет большое значение. Скрытый диалог или общение рассматриваются, как компоненты в глубинной интериоризированой структуре психики. Функция означивания несет в себе отношения по типу субъект-субъект, то есть имеет диалогическую структуру.

Интериоризация сопряжена с экстериоризацией, противоположным к ней понятию. Экстериоризация происходит от французского «exteriorisation», что значит проявление и латинского «exterior», что в переводе значит внешний, наружный. Экстериоризация – это процесс, в котором внутренние умственные действия переходят в наружные развернутые предметно-чувственные действия.

Интериоризация и экстериоризация в психологии развития играют важную роль. Чтобы выработать у ребенка определенное умственное действие, например сложение, его нужно первоначально показать ребенку, как внешнее действие, то есть экстериоризовать его. Уже в такой экстериоризованной развернутой форме внешнего действия оно и формируется. Только потом в процессе его постепенного преобразования создается обобщение специфического сокращения звеньев, изменение уровней, на которых оно выполняется, осуществляется его интериоризация, то есть его трансформация во внутреннее действие, которое уже полностью протекает в уме ребенка.

Интериоризация и экстериоризация в психологии, в деятельностном подходе являются механизмами, с помощью которых приобретается общественно-исторический опыт. На основании изучения этого опыта родилась мысль о происхождении интериоризации психических процессов, деятельности сознания человека из внешней практической деятельности. Любой вид деятельности человека (учебная, трудовая, игровая) связан с применением орудий, инструментов, средств труда, с созданием общественно важных продуктов. Социальный опыт невозможно передать без выражения его во внешней форме, через речь, демонстрацию. С помощью этого личность способна к восприятию и переносу на себя опыта поколений. Этот процесс - это не обычное перемещение, копирование наружной деятельности во внутренний план человека. Это формирование сознания, совместного знания, общего с сознанием других людей, раздельного с ними, воспринимаемого человеком и другими в одном понимании.

Процесс интериоризации возникает из того, что высшие психические функции начинают развиваться, как внешние формы деятельности, а уже в процессе интериоризации эти функции трансформируются в психические процессы.

Фундаментальные положения процесса интериоризации можно описать в нескольких постулатах. Структура психических функций раскрывается лишь в процессе генезиса, когда они уже сложились, структура становится неразличимой и уходит вглубь. Формирование психических процессов раскрывает истинную сущность явления, которого первоначально не было, но в процессе интериоризации он создался и начал развиваться. Сущность явления, которая начала проявляться не может объясняться через физиологические процессы или логические схемы, но способна проявить себя, как беспрерывный процесс, даже после прекращения воздействия какого-то явления и этот процесс не останавливается. Через интериоризацию начинает происходить превращение внешних признаков во внутренний план деятельности. Такой процесс не происходит изолированно и самостоятельно. Нормальное развитие психики возможно в условиях наличия общения с близкими людьми. Благодаря интериоризации человек учится выстраивать мыслительные планы, разрабатывать варианты решения ситуаций. Таким образом личность обретает способность мышления абстрактными категориями.

Интериоризация это в педагогике

Понятие интериоризация Выготский наиболее активно развивал в направлении педагогической психологии. Он предположил, что формирование базовых социальных структур в сознании личности совершается во время общения. В этом процессе основным моментом является сформированная символически-семиотическая функция психики, благодаря которой личность способна к восприимчивости окружающего ее мира через особенное «квазиизмерение» - систему значений и смысловое поле. В процессе интериоризации создается символико-семиотическая функция.

Интериоризации поддается совокупность социальных связей в какой она выражена, в виде структуры общения взрослого и ребенка. Такая структура, которая выражается знаками, интериоризируется в психике ребенка. Результат этого процесса проявляется в том, что структура психики опосредствуется через интериоризированные знаки и формируются основные структуры сознания.

Данный процесс происходит во время формирования психики ребенка и имеет несколько стадий. На первой стадии взрослый вербально воздействует на ребенка, побуждая его к определенному действию.

На втором этапе ребенок осваивает способ обращения к нему и делает попытки воздействовать с помощью слов.

На третий стадии ребенок способен самостоятельно воздействовать словом на себя. Описанные стадии хорошо проявляются в развитии детской эгоцентрической речи.

Формирование личностного компонента предполагает приобретение системы гуманистических норм и ценностей, которые составляют основу гуманитарной культуры. Процесс насаждения этих ценностей в образовательном процессе имеет большое социальное значение. От этого зависит возможная перспектива в гуманизации образования, смысл которой заключается в обеспечении сознательного выбора человеком духовных ценностей, на их основе сформировать устойчивую индивидуальную систему морально-ценностных гуманистических ориентаций, характеризующих мотивационно-ценностное отношение человека. Ценность может стать объектом надобности человека в том случае, если реализовывается целенаправленная деятельность организации, отбора предметов и отмечается создание условий, вызывающих необходимость сознания ее и оценки личности. Так воспитание может быть рассмотренно, как организованный социальный процесс интериоризации человеческих ценностей.

Через психологический механизм интериоризации можно понять особенности динамичности духовных потребностей личности. Во время деятельности, которую осуществляет личность в установленных условиях, формируются новые объекты, которые вызывают новые потребности. Если бы в педагогической системе «учитель – ученик» были введены определенные факторы, стимулирующие самодеятельность учащегося, он бы находился в обстоятельствах расширенного развития духовных потребностей.

Пример интериоризации. Ученик прогнозирует свою деятельность, внутренне сопоставляя собственные действия и будущие поступки в соответствии к социальным требованиям и перерабатывает их во внутреннем состоянии. Выбранный объект трансформируется в потребность, так срабатывает механизм данного процесса.

Интериоризация общечеловеческих ценностей во время оценочной деятельности учащихся помогает в проектировании новой деятельности, соответственно к общественным эталонам и задачам, возникающими перед ними в процессе самовоспитания и самообразования реализовать ее на практике.

Когда новые объекты деятельности переносятся и становятся новой потребностью человека, то происходит экстериоризация. Особенность характерная этому процессу – это проявление действия закона отрицания, проявляющегося в своеобразной форме, когда одна потребность может воздействовать на другую, при этом подключает ее к себе на более высоком уровне.

Выделяются два подхода к организации воспитания, как к целенаправленному процессу интериоризации общечеловеческих гуманистических ценностей. Первый подход выражается в стихийно сложившихся и специально организованных условиях, которые избирательно актуализируют разные ситуативные побуждения и которые под воздействием систематической активации медленно, но постепенно упрочиваются и могут перейти в более стабильные мотивационные структуры. Описанный способ организации интериоризации общечеловеческих ценностей основан на естественном увеличении тех побуждений, которые выступают в качестве исходного момента. Хорошим примером есть интерес к чтению у ребенка.

Вторым подходом в организации воспитания есть усвоение учащимися, которым предъявлены сформулированные побуждения, цели, идеалы. Они, по мнению педагога, должны сформироваться у воспитанников, и постепенно превращаться из внешне воспринятых во внутренне усвоенные и действующие. В таком случае необходимо объяснять смысл сформированных побуждений и их соотношение с другими. Это поможет воспитанникам во внутренней смысловой работе и избавит их от неразборчивого поиска, который часто связан с множеством ошибок.

Полноценное правильно организованное воспитание, как процесс интериоризации требует использование двух подходов, поскольку оба они имеют как достоинства, так и недостатки. Если использовать только первый подход, то можно столкнуться с недостаточностью такого способа в том, что если воспитание будет хорошо организованное, согласно к психолого-педагогическим условиям, невозможно будет быть уверенным, что будут сформированы желаемые гуманистические побуждения.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»



Загрузка...
Top