Меры государственного регулирования предпринимательской деятельности. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Одним из направлений государственного регулирования рыночной экономики является государственная поддержка предпринимательства. Это вытекает из функций государства - создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Экономическая теория: учебно-методическое пособие / Под ред.Н.Г. Кузнецова, Ю.П. Лубнева. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2010. - С. 293

Под правовым обеспечением экономики предпринимательской деятельности, прежде всего, мы понимаем формирование правовой среды, в рамках который протекает экономическая деятельность. За последние годы приняты оказывающие положительное влияние на развитие предпринимательства такие важные институционально-правовые акты, как ГК РФ, АПК РФ, Таможенный кодекс, НК РФ (II часть, ряд глав), федеральные законы об АО, о производственных кооперативах, о конкуренции и организации монополистической деятельности на товарных рынках, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о государственной поддержке малых предприятий и др.

Под основными направлениями государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать те конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов (субъектов предпринимательской деятельности).

Способы воздействия государства на предпринимательскую деятельность многогранны: государственный контроль, экономические рычаги воздействия, правовые механизмы поддержки предпринимательства. Так, к элементам правового режима предпринимательства относятся:

1) гарантированная законом самоорганизация и выбор форм хозяйствования;

2) свободное определение целей хозяйственной деятельности и средств их достижения;

3) самостоятельность в выборе партнеров, распоряжении средствами, имуществом, прибылью;

4) ответственность предпринимателей за соблюдение законов и иных правовых актов, определяющих правила участия в рыночных отношениях;

5) государственная поддержка предпринимательства, возможность юридической защиты законных интересов и прав предпринимателя. К ним также относятся программы развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, и обязанности центральных, региональных и местных органов в этой сфере.

Как отмечалось ранее, государством используются прямые и косвенные методы регулирования. К прямым правовым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. К косвенным методам относятся, прежде всего, средства денежно-кредитной и бюджетной политики, прогнозирование и косвенное планирование, инструменты регулирования цен и т.п.

Субъекты хозяйственной деятельности легитимируются посредством государственной регистрации. Цели государственной регистрации: осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного управления и самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности. Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается без государственной регистрации.

Еще одним из элементов правового регулирования экономики является порядок прекращения предпринимательской деятельности путем реорганизации или ликвидации (добровольной или принудительной) субъектов хозяйственной деятельности. Государственная регистрация и прекращение предпринимательской деятельности может производиться только в порядке, определяемом законодательными актами.

Одним из важнейших способов государственного регулирования предпринимательства является лицензирование т.е. отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Понятие, порядок лицензирования и перечень видов деятельности, требующих лицензирования, закреплены в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

К приоритетным, направлениям правового обеспечения относят:

антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

валютные ограничения в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

патентное законодательство;

защиту прав потребителя;

государственные контракты;

экспорт товаров и технологий двойного назначения;

государственное содействие частному предпринимательству.

Необходимо отметить, что в системе таких регулирующих норм государственного воздействия на экономику "антимонопольное законодательство" имеет важнейшее значение. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций / М.В. Новиков. - Таганрог: ТРТУ, 2010. - С. 16. Основной целью антимонопольного регулирования является предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, таким образом, он нацелено на создание благоприятных условий для конкурентной среды и развитие предпринимательства.

Самым опасным для рыночной экономики фактором является недобросовестная конкуренция. Конкуренция, являясь базовым механизмом рыночных отношений, побуждает хозяйствующих субъектов к соперничеству, что и способствует достижению наилучших экономических показателей.

Недобросовестная конкуренция разрушает этот механизм и государство принимает на себя функцию контроля за соблюдением "правил игры", прежде всего в форме недопущения монополий, средствами правового регулирования. Это не позволяет экономическому господству концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблению монопольным положением и позволяет обеспечить открытость рынков. Для отечественной экономики, с ее высоким уровнем монополизации производства, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Правовые основы поддержки конкуренции как особого направления деятельности государства заложены в Конституции РФ. Законодательной базой обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности служат, прежде всего, ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ "О естественных монополиях".

Антимонопольная политика включает меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов;

дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур;

поддержку конкуренции;

поощрение диверсификации;

антимонопольную экспертизу принимаемых законов.

Прямая поддержка предпринимательства включает в себя бюджетные субсидии и субвенции малому предпринимательству в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям, а так же субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения и диверсификации производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров, развития экспорта и транспортно-логистической инфраструктуры, налоговые льготы.

Косвенная поддержка заключается в обязательном резервировании части государственного и муниципального заказа для малого предпринимательства, венчурное финансирование, а также административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры (инкубаторы, технопарки и технополисы, информационные, консультационные, патентные, рекрутинговые, прокатные, транспортно-логистические, складские и распределительные и др. центры).

Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности возложено на Федеральную антимонопольную службу. Задачи, функции и полномочия закреплены в Законе "О защите конкуренции". Этот нормативный акт определяет и основные направления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и предусматривает санкции за нарушение требований. Немаловажную роль в антимонопольном регулировании играет ФЗ "О рекламе", где отображены положения о ненадлежащей рекламе и мерах по предотвращению недобросовестной конкуренции посредством ненадлежащей рекламы.

Одним из важных направлений государственного воздействия на предпринимательскую деятельность является политика ценообразования. Формы директивного государственного регулирования осуществляется путем установления: фиксированных цен (тарифов); предельных цен (тарифов); предельных коэффициентов изменения цен; предельных размеров снабженческо-бытовых и торговых надбавок; предельного уровня рентабельности; декларирования изменения цен.

Признавая необходимость свободного рыночного ценообразования, законодательство предусматривает определенные механизмы регулирования цен на товары и услуги. Например, Указ Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулировании цен (тарифов)" и одноименное Постановления Правительства РФ. Речь идет, прежде всего, о регулировании цен на продукцию естественных монополий. Конкретным примером может служить ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".

Помимо рассмотренных выше направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые можно назвать основными, существуют и иные направления и формы правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. Это, прежде всего, формулирование правовых требований в области обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, пожарной безопасности и иной безопасности, обеспечения санитарных и гигиенических норм и т.д. Так, в условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является рынок, который воздействует на интересы предпринимателей, заставляя их улучшать качество товара.

Правовое регулирование качества товаров, работ, услуг в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Принцип свободы договора при определении требований к качеству претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены в специальном законодательстве, обеспечивающем надлежащее качество товаров, работ и услуг.

К таким нормативным актам относятся, например, ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов, ФЗ "Об обращении лекарственных средствах". Однако, основную роль в регулировании данных отношений играет ФЗ "О техническом регулировании". Данный закон регулирует отношения, возникающие:

при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Формой правового регулирования предпринимательской деятельности являются и стандартизация и подтверждение соответствия. Необходимо отметить также вопрос о защите прав потребителей. Основным источником является Закон РФ "О защите прав потребителей".

Актуальными представляются и многочисленные нормативные акты, устанавливающие экологические требования к возведению зданий, сооружений и ведению хозяйственной деятельности предпринимателей, проведению экологической экспертизы. Особо можно обратить внимание на ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и требования к деятельности предпринимателей, предусмотренные этим законом.

Таким образом, государственное регулирование экономики - это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства. Реализация целей государственного регулирования рыночной экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов воздействия на субъекты хозяйствования. Различают прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Правовые методы следует рассматривать в качестве одного из основных средств государственного регулирования экономики, которая заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:

1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.;

2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:

1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;

5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:

1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;

2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органов власти.

Методы государственного регулирования предпринимательства

Методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

Базовые законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность – это

По каким критериям дается характеристика малым предприятиям

Как комплексно раскрывается сущность малых предприятий в РФ

Инновационное предпринимательство – это

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

Формами государственной поддержки малого предприятия являются

Внешняя среда маркетинга

Процесс согласования запросов потребителей и возможностей организации протекает в определенной внешней среде, в которой осуществляется маркетинговая деятельность.

Внешняя среда маркетинга характеризует факторы и силы, внешние по отношению к маркетингу, которые влияют на возможности организации устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями. Эти факторы и силы не подвластны прямому управлению со стороны организации.

Различают микровнешнюю и макровнешнюю среду маркетинга.

Микровнешняя среда маркетинга включает в свой состав совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность организации обслуживать своих потребителей (сама организация, поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты, банки, средства массовой информации, правительственные организации и др.).

Под макровнешней средой маркетинга понимается совокупность крупных общественных и природных факторов, которые воздействуют на все субъекты микровнешней среды маркетинга, она включает в свой состав: политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы.

Виды маркетинга

В зависимости от состояния спроса на рынке:

Конверсионный маркетинг применяется в условиях отрицательного спроса, когда значительная часть рынка не принимает продукт и даже может заплатить определённую цену за отказ от его использования. Задачей конверсионного маркетинга является изменение отрицательного отношения потребителей к продукту. Инструментами конверсионного маркетинга являются: переделка продукта, более эффективное его продвижение и снижение цены.

Стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей. План стимулирующего маркетинга должен учитывать причины такого безразличия и определить мероприятия по его преодолению.

Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары (услуги).

Ремаркетинг оживляет спрос в определенный период угасания жизненного цикла товаров или услуг.

Синхромаркетинг используют в условиях колеблющегося спроса. Например, товары сезонного потребления.

Поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения.

Противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества или потребителя расценивается как иррациональный (например, спиртные напитки, табачные изделия).

Демаркетинг используется для снижения спроса на свой продукт в ситуации, когда спрос превышает предложение, и нет возможности увеличить объём производства. Добиться подобных результатов можно, например, повышением цены на товар, снижением объёмов рекламы или усилий по продвижению. Цель демаркетинга (в отличие от противодействующего маркетинга) - не разрушить спрос на продукт, а лишь уменьшить его, сбалансировав с производственными мощностями.

В зависимости от охвата рынка

Массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учета различий между ними. (Я произвожу то, что нужно всем). Цель предприятия установить низкие цены так как снижаются затраты на массовое производство и продвижение.

Концентрированный (целевой) маркетинг ориентация на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности (Товары для молодоженов, ритуальные услуги). Преимущества: максимально полное удовлетворение потребности, используется маленькими компаниями. Недостатки: сегмент может неожиданно сократиться, ограничение возможного роста компании.

Дифференцированный маркетинг стремление к захвату большой части рынка в целом и при этом предложение нескольких разновидностей одного и того же товара, который отличается своими потребительскими качествами и может удовлетворить потребности многих сегментов (Молочная компания, продукция разной жирности, сырки, творожок, йогурты). Преимущества: удовлетворение потребностей. Сложен для реализации.

Затраты производства

Затраты на производство - часть расходов организации, связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, т.е. с обычными видами деятельности.

Состав затрат на производство формируют прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака.

Все затраты на производство в конечном итоге включаются в себестоимость отдельных видов продукции, работ и услуг или групп однородной продукции. В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты на производство подразделяются на прямые и косвенные. Под прямыми затратами понимают расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, работ, услуг (на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др.), которые могут быть непосредственно включены в их себестоимость. Под косвенными затратами понимают расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и др.), включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов, определяемых исходя из отраслевых и технологических особенностей.

В группировке затрат на производство по статьям прямые расходы, как правило, формируют самостоятельные статьи по соответствующим элементам, а косвенные образуют комплексные статьи (состоят из затрат, включающих несколько элементов), различающиеся по их функциональной роли в производственном процессе.

Правила учета затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету, как правило, отраслевого характера.

Функции цены

В связи с этим можно рассмотреть следующие функции цены на рынке:

1) измерительная. Цена показывает количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги;

2) соизмерительная. Используя данную функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать их на дорогие и дешевые, сопоставлять ценности разных товаров;

3) учетная. Мир товаров с помощью цен переводится из натурально-вещественной в стоимостную форму. На макро- и микроуровне все показатели исчисляются в стоимостной форме. Цена становится вспомогательным инструментом учета. Она выступает также как инструмент расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п. В связи с этим цена участвует в формировании основных финансово-экономических показателей предприятия, измеряемых в денежном выражении, и используется для анализа, прогнозирования и планирования основных производственных и обменных процессов. Цена является и показателем конъюнктуры рынка, отражает основные процессы, происходящие па нем;

4) регулирующая. Цена является инструментом регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Играет регулирующую роль и в распределении ресурсов, так как цены ресурсов ориентируют предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию дорогих. Государство иногда использует эту функцию цены в своих целях с помощью налогов, дотаций и фиксирования цен на отдельные виды товаров или услуг;

5) социальная. Цена - фактор уровня жизни населения, влияющий на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, она является главной составляющей инфляционных процессов. От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому социальная реакция на колебания цен весьма остра;

6) стимулирующая. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений. Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень побуждает к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) - с другой.

Цена является инструментом образования прибыли, фактором налогообложения - цен на аренду квартир. В систему экономического стимулирования кроме цены включены, как известно, базирующиеся на цене экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги. В современных рыночных условиях основным орудием конкурентной борьбы становится цена, а конкуренция - основная движущая сила производства;

7)распределительная. Распределение и перераспределение доходов происходит через уровень цен, их структуру, соотношение. Могут устанавливаться разные уровни цен для различных потребителей (для предприятий различных форм собственности, для промышленных потребителей и населения), могут достигаться более высокие или низкие цены за счет включения или невключения налогов (НДС, акциз). Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное только для государственного регулирования. Монополия также осуществляет перераспределительное ценообразование за счет присвоения чужих прибылей, как и олигополия в виде картеля, когда производители договариваются о монопольном уровне цены.

В перераспределительных процессах в экономике цена - не единственный фактор. Даже более существенную роль играет финансовая система. Изучая функции цены, следует отметить, что если другие элементы хозяйственного механизма (кредитный, финансовый) воздействуют на экономические процессы, как правило, административными методами, то цена всегда влияет на экономические интересы, т. е. это более тонкий инструмент. Производитель не в силах отменить налоги, зато он имеет массу способов манипулирования ценой за счет множества ее составляющих.

Классификация цен

Классификация цен по основным признакам:

1) В зависимости от вида продукта:

Цены на товары;

Тарифы на услуги.

2) В зависимости от сферы обслуживания товарного оборота:

Закупочные;

Оптовые;

Розничные.

3) В зависимости от роли на рынке:

Цены спроса;

Цены предложения;

Цены рыночного равновесия;

Цены соглашений между субъектами рынка.

4) В зависимости от типа рынка:

Конкурентные;

Монопольные.

5) В зависимости от региона действия:

Региональные;

6) В зависимости от страны реализации:

Внутренние;

Внешнеэкономические.

7) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов на внутреннем рынке:

Система цен "Франко" разных видов.

8) Согласно порядку государственного регулирования:

регулируемые;

нерегулируемые (свободные).

9) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов, страхования и таможенное "очищение" товаров во внешнеэкономической деятельности:

Система цен "Инкотернс" разных видов.

10) По вариативности установления:

Твёрдые (фиксированные);

11) По периоду действия во времени:

Постоянные;

Временные.

12) По степени новизны товара:

На новые товары;

На товары которые продаются;

На товары снятые с производства.

Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определённые условия и предпосылки. В настоящее время в экономической науке общепризнано, что предпринимательская деятельность не может функционировать без государственного регулирования. Сегодня человек уже не руководствуется тем соображением, что «лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует» .

В условиях формирования рыночных отношений роль государственного регулирования в сфере предпринимательства ещё более необходима, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Государство обязано участвовать, во-первых , в формировании субъектов предпринимательской деятельности во всех сферах экономики; во-вторых , в формировании благоприятной среды, способствующей развитию малого предпринимательства; в-третьих , в целевой ориентации, стимулировании и поддержке малого предпринимательства в сфере производства; в-четвёртых , в формировании организационной и рыночной инфраструктуры малого предпринимательства; наконец , в обеспечении социальной ориентации процесса формирования и развития малого предпринимательства.

Спектр мер государственного регулирования предпринимательства очень широк и имеет правовую, экономическую и организационную основу. Он включает следующие направления:

    правовое регулирование;

    ресурсная и финансовая поддержка малого предпринимательства;

    формирование инфраструктуры малого предпринимательства;

    информационное обеспечение;

    международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства:

    экономический контроль в сфере предпринимательской деятельности .

Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть негативными и позитивными.

Негативные условия – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность. Например, социальная напряжённость в обществе, угроза национальной безопасности и ухудшения состояния окружающей среды, инфляция, безработица, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, спад производства и т.д.

Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятии мер по их устранению.

Позитивные условия – проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в своевременном выявлении и поддержке.

Выделяют следующие методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность:

    Экономические методы . К ним относятся:

    налогообложение;

    перераспределение доходов и ресурсов;

    ценообразование;

    осуществление государственной предпринимательской деятельности.

    Административные методы . Среди них:

    принятие и корректировка законодательства;

    контроль за его соблюдением.

Эти методы используются только в том случае, когда экономические – неэффективны.

Государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности:

    создаёт правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и правовые акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.

    обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и её национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности;

    стабилизирует экономическое развитие;

    принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии;

    разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности;

    организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы .

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    предпринимательство – это особый тип хозяйствования, осуществляемый на свой риск, основывающийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты и направленный на систематическое получение прибыли. Существует множество факторов, как внутренних, так и внешних, которые влияют на развитие предпринимательской деятельности.

    выбор формы предпринимательской деятельности, каждая из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки, зависит от цели деятельности, располагаемого начального капитала, планируемых масштабов деятельности и других факторов.

    государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности необходимо для развития и функционирования субъектов предпринимательства, а также для поддержки их конкурентоспособности. Особое влияние оказывают государственные законодательные и нормативные акты.

Можно выделить определенные критерии для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

1. В зависимости от уровня регулирования.

В соответствии с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ государственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ и регулирование в пределах территории соответствующего региона.

Например, федеральные налоги, установленные НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (ст. 12 НК РФ).

2. В зависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

А. В государственном секторе экономики государство действует в качестве собственника, управляя государственным имуществом.

Важной правовой формой, которая используется для эффективного использования государственных средств, имущества, является планирование*(169):

1) разработка и утверждение Правительством РФ федеральных целевых программ (ФЦП). Целевые программы подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета, если в Законе о федеральном бюджете на очередной год предусмотрены средства на эти цели. ФЦП оформляются в качестве приложений к Закону о федеральном бюджете на очередной год. Во исполнение мероприятий ФЦП Правительством РФ утверждается государственный заказчик.

Государственный заказчик обязан организовать исполнение ФЦП. Для этого он, как правило, путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона отбирает исполнителей ФЦП - поставщиков, подрядчиков. Если государственные средства вкладываются в качестве инвестиций (строительство объектов для государственных нужд), государство становится собственником объектов инвестирования;

2) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации. В отношении государственного имущества проводится политика приватизации. Правовой формой организации планомерного процесса приватизации является ежегодно утверждаемый Правительством РФ прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа приватизации) является не нормативно-правовым актом, а актом планирования, содержащим задание Агентству по управлению федеральным имуществом подготовить соответствующие предприятия к приватизации, принять решение об условиях приватизации каждого включенного в программу приватизации предприятия, если согласно программе приватизации это решение принимается им, а не Правительством РФ.

Указанный правовой акт как юридический факт создает правовые последствия и для унитарных предприятий, имущественные комплексы которых предстоит приватизировать в очередном году.

Со дня утверждения прогнозного плана и до момента перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс к покупателю предприятие как юридическое лицо ограничивается в правах. Унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников предприятия, получать кредиты и совершать иные действия, указанные в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"*(170).

На основе прогнозного плана (программы) приватизации принимается, как уже отмечалось, решение об условиях приватизации конкретного объекта приватизации. Если программа приватизации является актом общего планирования, охватывающим круг объектов, которые предполагается приватизировать в соответствующем году, то решение об условиях приватизации можно квалифицировать в качестве плана приватизации конкретного предприятия.

Решение об условиях приватизации как юридический факт создает правовые последствия как для Агентства по управлению федеральным имуществом, так и для предприятий, имущественные комплексы которых подлежат приватизации (подробнее см. главу учебника о приватизации);

3) утверждение показателей экономической эффективности государственного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении этого предприятия как хозяйствующего субъекта утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение, а в отношении казенного предприятия к тому же доводит обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (или муниципальных) нужд (ст.

20 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях")*(171).

Правительство РФ вправе принимать решения о реорганизации, ликвидации федеральных унитарных предприятий. В целом можно утверждать, что в отношении действующих унитарных предприятий применяются и директивные методы управления ими.

Б. Суть общего государственного регулирования заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предприятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке ("правила игры"), соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами (лицензирование, обязательная сертификация товаров, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и проч.).

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям (например, предписание ФСФР России профессиональному участнику рынка ценных бумаг об устранении выявленных при проверке его деятельности недостатков). Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное образование заинтересованы, и проч.).

4. В зависимости от вида деятельности. Специфика вида деятельности учитывается в процессе государственного регулирования, например, особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке.

5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателями различается воздействие через правосубъектность и в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые государством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий - совершать действия во исполнение обязанности). Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется охранительная норма предпринимательского права. Нормы - требования регулятивного (позитивного) характера могут реализовываться непосредственно в правоотношении (при отсутствии правонарушения). В таких случаях закон предусматривает содержание правоотношения и условия его возникновения. При наличии, например, у организации имущества в виде основных средств она обязана платить налог на имущество. Организация - юридическое лицо, независимо от финансовых результатов своей деятельности, обязана представлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя "автоматически", поскольку есть соответствующие обстоятельства - юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события - отчетного периода - для возникновения обязанности представить бухгалтерскую, налоговую отчетность).

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:

1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.;

2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:

1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;

5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:

1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;

2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органов власти.

Методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

1) прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;

2) планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение) ;

3) подбор и расстановка кадров;

4) материально-техническое обеспечение;

5) финансирование;

6) информационное обеспечение;

7) оперативное управление собственностью;

8) нормативное регулирование;

9) учет и контроль.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка:

· определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления

· создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров

· защита интересов и прав потребителей

· установление стандартов и мер

· предупреждение споров между предпринимателями

· Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса

2. Решение макроэкономических проблем:

· пропорциональность развития экономики

· темпы экономического роста

· объем национального производства

· внешнеэкономические связи страны

· уровень занятости и социальная защита населения

Контроль и последующее гос. регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.

Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:

· Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем

· Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности

· Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений

· Контролем за использованием общенациональных ресурсов

· Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения

Функции государственного управления:

· Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение

· Информационное обеспечение и конроль за выполнением нормативов и ограничений

· Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов

· Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

· Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массовой информации.


ЗАДАЧА 9

Комитет по управлению имуществом г. Комсомольска – на – Амуре объявил в печати конкурс по продаже магазина «Овощи». В условиях конкурса было указано, что продаваемое предприятие имеет кредиторскую задолженность в размере 1 млн. руб. Конкурс выиграло ООО «Дружба». После оформления договора купли-продажи выяснилось, что фактическая кредиторская задолженность предприятия составляет 4 млн. руб.

ООО «Дружба» обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом о внесении изменений в договор купли-продажи. Истец просил включить в договор пункт о том, что покупатель становится правопреемником прав и обязательств приобретаемого предприятия в соответствии с условиями конкурса. Арбитражный суд в иске отказал.

Обоснуйте решение арбитражного суда. Какие действия должно предпринять ООО «Дружба» в данной ситуации?

Решение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 559 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (статья 132 Кодекса), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.

В пункте 2 статьи 132 указано, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, права требования, долги, а также права на обозначения и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Внесение в договор условия, которое ограничивало бы правопреемство покупателя по обязательствам приобретенного предприятия объемом кредиторской задолженности, указанным в печатном сообщении об условиях конкурса по продаже магазина, не основано на приведенных выше положениях Кодекса.

В то же время покупатель в силу пункта 3 статьи 565 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать уменьшения покупной цены в случае передачи ему в составе предприятия долгов (обязательств) продавца, которые не были указаны в договоре продажи предприятия или передаточном акте, если продавец не докажет, что покупатель знал о таких долгах (обязательствах) во время заключения договора и передачи предприятия. Такие требования истцом не заявлялись и не были предметом судебного разбирательства.

Поэтому ООО «Дружба» может заново подать иск в суд, но с иным основанием, а именно: уменьшение покупной цены предприятия.


Похожая информация.




Загрузка...
Top