Метод архетипические стадии большого круга мандалы. Диагностика по цветам мандалы

12 модуль можно присоединиться!

12 модулей.

На русском языке практически отсутствует литература по этой теме. Восполнить данный пробел предлагает специально разработанная программа обучения, основанная на исследованиях зарубежных специалистов таких как J.Kellog, J.Cornell, S.F.Finchеr, G.Tucci, W.Kustenmacher, M.Gauding, K.Holitzka, R.Dane, J.Arguelles, M.Maier, A.Huyser, W.Hund M. Bartfeld. В качестве раздаточного материала участники семинара получат в электронном виде более 500 уникальных мандальных праформ, которые можно использовать в психотерапевтических целях.

Джоан Келлог (1922-2004) – создатель проективного теста - MARI card test (Большой Круг Мандал Джоан Келлог) и метода арт-терапии, описывающего последовательность стадий различных процессов жизни (возрастных периодов, стадий становления Эго, стадий развития различных ситуаций в течение жизни).

Эти методы были исследованы, протестированы ею совместно со Станиславом Грофом в исследовательском проекте Мэрилендского Психиатрического центра в течение 8 лет и применялись для лечения пациентов с невротическими расстройствами, алкоголизмом, онкологическими заболеваниями и др. В основе метода – работа с циркулярными образами – мандалами. С помощью анализа десятков тысяч клиентских мандал Джоанне Келлогг удалось найти универсальный ключ к пониманию их символики и глубинного смысла, который получил название «Большой Круг Мандал».

«Большой Круг Мандал» представляет собой уникальный инструмент диагностики и коррекции психологического состояния человека, а также самопознания и саморазвития.

Создавая мандалу, мы создаем индивидуальный символ, который отражает то, чем мы являемся в данный момент. Рисование мандал несет позитивное воздействие, поскольку форма круга помогает обращаться к глубинным областям сознания, способствуя как раскрытию внутренней энергии, так и высвобождению подавленных, но не прожитых переживаний. Знание и понимание этой концепции открывают перед практикующим специалистом огромные диагностические и терапевтические возможности.

В программе:

Диагностические возможности мандал;

Показания и противопоказания использования мандал;

Особенности применения мандал с разными типами клиентов;

Разные типы ресурсов и возможность их активизации с помощью мандал;

Возможности работы с телом при помощи мандал.

1 модуль

Ключевая идея Большого Круга Мандал.

Терапевтические стратегии концепции БКМ.

0 стадия – Доперсональная , служащая матрицей для дальнейшего развития. Во взрослой жизни служит как «перезагрузка», обнуление опыта. Источник истинного света, используемый в прикладных целях (ресурс, исцеление от ран в отношениях и пр).

1 стадия – «День зимнего солнцестояния» . В онтогенезе - зачатие. Во взрослой жизни – начало нового. В теневом аспекте – депрессия.

Методы и техники работы с клиентами по этим стадиям. Теория.

2 модуль

2 стадия – «Блаженство», «Купание в свете».

В онтогенезе – пренатальное развитие. Во взрослой жизни – ощущение безграничных возможностей, свобода, творческие процессы, вынашивание идей.

В негативном аспекте – затопленность негативными переживаниями, аутодеструкция, весь спектр зависимостей с целью уйти от негативных переживаний.

Теория по 2 стадии. Стратегия и методы работы.

3 модуль

3 стадия – «Лабиринт- спираль-вихрь», «Подготовка к путешествию».

В онтогенезе – процесс родов. Во взрослой жизни мы соприкасаемся с этой стадией тогда, когда помимо нашей воли в нашей жизни происходят качественные изменения.

Теневой аспект: Родовые травмы и их последствия, проявления во взрослой жизни. Сюда же относятся формы зависимости, требующие адреналинового допинга (склонность к экстремальным видам спорта, зависимость от клубов, зависимость от групп).

Интеграция материала по 3 стадии. Теория по 3 стадии.

4 модуль

4 стадия – «Начало». «Принятие нового».

В онтогенезе – ранний контакт с матерью. Темы запросов: контакт с внутренним ребёнком, восприятие мира, восприятие себя во взрослом возрасте.

На трансперсональном уровне – это начало качественно нового, соприкосновение с тем, чего ещё не было, шаг в неизвестное. Открытость и обращённость к миру.

Теневой аспект: стремление к симбиозу, бессознательная потребность слиться, раствориться в партнёре.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии.

5 модуль

5 стадия – «Мишень», «Отстаивание себя».

В онтогенезе – кризис 3 лет. Во взрослом возрасте «Мишень» актуальна в подростковом возрасте и для тех, кто переосмысливает свою жизнь на предмет дальнейшего самоопределения.

В теневом аспекте – бесконечные пробы, зацикливание на поиске, переборе разных вариантов, либо застревание на одном варианте.

Клинический аспект: Навязчивые абсессивно-компульсивные расстройства. Ритуалы.

Запросы клиентов: Тема уверенности в себе. Тема перехода от слов к делу. Тема самовыражения и проявление себя. Тема зависимости или независимости от оценок окружающих. Тема таймменеджмента: планирование своего времени и распределение своих сил. Тема отношений с отцом конкретным и родительской фигурой вообще. Очень часто это будет выходить на тему отношений с противоположным полом привычных стратегий, сценариев. Когда мы задумываемся о построении новых отношений.

6 модуль

6 стадия – «Битва с драконом», «Парадоксальное расщепление».

В онтогенезе – период 5 – 7 лет, когда наживаются родительские комплексы. Драконом является родитель своего пола, с которым мы боремся для того, чтобы завоевать внимание родителя противоположного пола.

Затем, во второй раз - процесс сепарации от родителей.

И в третий раз - когда вырастают дети и покидают дом. Тогда мы проживаем эту стадию с другой стороны. Тогда мы имеем дело с нашими внутренними драконами, острая реакция на синдром опустевшего гнезда.

Во взрослом возрасте: Любые формы конфликтного взаимодействия, когда нужно либо наступать, либо отбиваться, активизирует в жизни силу этой стадии.

На психологическом плане во внутреннем мире – это тема взаимодействия с полярностями. Любой конфликт полярности: сознательного-бессознательного, человеческого-животного. Тема противостояния конструктивного и деструктивного. Тема головы и чувств.

Трансперсональный аспект. Борьба добра и зла: то, какое место занимаю я между добром и злом, тьмой и светом. И через самоопределение, что для меня добро, а что для меня зло, какова моя позиция, рождается самостная идентичность. В очередной раз происходит выход на тему: Кто Я и в чём моё предназначение?

Теневой аспект. Истероидность, диссоциативность.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

7 модуль

7 стадия – «Оквадрачивание круга».

В онтогенетическом развитии: Кризис 3-х лет – первый опыт соприкосновения с этой стадией. Затем в подростковом опыте как потребность в независимости, затем в ранней молодости, когда есть новые начинания. Любой шаг к чему-то новому в жизни – это соприкосновение с этой стадией.

Психологические темы: Реализация своей свободы. Тема самостоятельности. Ошибки и защитные стратегии в связи с этими ошибками.

Негативный аспект переживания этой стадии: Переоценка своих возможностей.

Клинические проявления: МДП – маниакальный полюс.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

8 модуль

8 стадия - «Функционирующее Эго», «Действия в мире».

На ней происходит конструктивное взаимодействие того, что внутри с тем, что снаружи. Задача этой стадии достичь баланса внутреннего и внешнего в действии. Именно на этой стадии речь идёт о достижении зрелости.

На психологическом уровне: Проживание этой стадии связано с самодостаточностью, с ощущением своей самоидентичности. Критерий этой стадии – Удовлетворённость своей жизнью.

Трансперсональный уровень. Синхронизация с миром: есть контакт с собой, зрелое Эго, возможность чувствовать происходящее во внешнем мире, гармония с динамикой внешнего мира.

Теневой аспект: Зацикленность и замкнутость на себе.

Клинические проявления: Маниакально-эйфорические состояния «Я всё могу!».

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

Интеграция по 8 стадии. Основные методы и техники на активизацию Эго. Теория.

9 модуль

9 стадия – «Кристаллизация», «Пожинание плодов».

Во взрослой жизни мы соприкасаемся с этой стадией, когда получаем результат своих действий. Любое завершение длительного процесса.

На психологическом плане: Ощущение стабильности. Предполагает созерцательное отношение к жизни, довольствование тем, что имеешь. Стабильность связана с ощущением внутренней гармонии, принятием жизни такой, какая есть. Стабильность является базой для творческого самовыражения.

Негативный полюс. Страх перемен, принципиальное нежелание меняться, улучшать старое до бесконечности, стремление удержать нажитое непосильным трудом и не допустить трансформацию. Очень сильная психологическая ригидность: то, что не вписывается в картину мира, не принимается. Сюда же жизнь прошлым, уход в воспоминания.

Клинические проявления : Обсессивно-компульсивные расстройства.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

10 модуль

10 стадия – «Ворота смерти», «Освобождение».

Кризисы личностные и экзистенциальные. На этой стадии происходит освобождение от багажа накопленного опыта. Для того, чтобы получить доступ к чему-то качественно новому, нужно обнулиться. Отпускание, ведущее к освобождению.

На психологическом уровне происходит переключение от внешнего, к внутреннему. Становится безразличным, что обо мне подумают, как к этому отнесутся, но внезапно обретает повышенную значимость то, что я чувствую в глубине. Перестаёт иметь значение внешняя стимуляция интеллектуальная и эмоциональная, приобретает большее значение контакт с собой настоящим. В результате этого переключения начинают переживаться разные уровни потери, разные уровни отпускания и разные уровни смерти. На биологическом уровне – когда нас подводит тело.

В теневом аспекте: чувство беспомощности, нерешительности. Тревога, носящая диффузный характер ни к чему конкретно не привязанная. Теряется определённость в своих желаниях, эмоциональный и физический дискомфорт, не имеющий рационального объяснения.

В клинических проявлениях случаях разного рода мазохистские тенденции, а так же деструкция и аутодеструкция, которая воспринимается как нечто упоительное. Эта стадия связана с высоким уровнем суицидальных импульсов.

Ворота смерти - это контакт с энергией жизни и с энергией смерти, есть риск перепутать эти энергии.

На позитивном полюсе: чувство освобождения, переживание качественных изменений, которые приятны и радуют, осознавание мира бесконечных возможностей, контакт со свободой, соприкосновение с коллективной мудростью.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

11 модуль

11 стадия – «Фрагментаризация», «Распад на части».

Стадия проживания кризиса, когда рушится устойчивая сложившаяся структура ЭГО.

На биологическом уровне – радикальный процесс телесного изменения. Первый раз мы сталкиваемся в подростковом возрасте.

При переходе от юности к зрелости, так же происходит гормональная перестройка и ощущение своих физических пределов.

Далее кризис середины жизни, где есть переживания связанные с ощущением себя, своего тела, когда мы понимаем, что уже не молодеем, а тело начинает нас подводить всё сильнее и сильнее. Процесс старения – это тоже процесс фрагментаризации не самый приятный, но неизбежный.

На психологическом плане дезориентация: частности могут быть понятны, но эти частности не складываются в общую картину.

Теневой аспект: Спонтанно активизируется аутоагрессия и социальная дезадаптация. Очень большой риск психосоматики и психотических состояний, шизофренические симптомы.

Плюсы только на интеллектуальном уровне: Понимание, что это процесс очищения и обновления.

12 модуль

12 стадия – «Трансцедентальный экстаз».

Это завершающая часть трансформации, когда феникс возрождается из пепла. Это собирание, восстановление происходит за счёт контакта с самостью. Дефрагментация была нужна, чтобы осознать, что внутри нас есть часть, которую невозможно уничтожить. Благодаря контакту с самостью у Эго появляется возможность обрести новую конфигурацию. Проявится в новом качестве, которого не было до сих пор. Это восстановление происходит на фоне кромешной тьмы, тотального «НИЧТО». Сама по себе это стадия комфортна.

На биологическом, соматическом уровне эта стадия переживается как возрождение и обновление. Метафора пробуждающейся Кундалини. Если до этого мы ищем ресурс во взаимодействии с внешним миром, здесь получается, что внешний мир нас фрустрирует. Мы обращаемся внутрь себя и там находим силу, которая не зависит от внешних источников и превосходит все типы энергии, с которыми мы сталкивались при взаимодействии с внешним миром. Эта энергия даёт силы для реализации того, что мы хотим.

На психологическом уровне Не обесценивая прошлый опыт, открываются те перспективы, которые до этого не виделись. Соприкосновение с коллективным опытом, с мудростью. Ощущение жизни как потока и включённости в этот поток. Естественно, есть риск оторваться от реальности, сильной идеализации происходящего, когда не замечаются тени.

Теневой аспект: маниакальное состояние.

Интеграция 12 стадии. Теория по 12 стадии.

Психологические методы и техники работы с мандалами:комплексный подход. Большой круг мандал. Символика цвета в мандалах.

Расписание

Запись на мероприятие закрыта

Информация, с которой вы ознакомитесь ниже, будет интересна специалистам, которые хотят исследовать метод создания мандал, людям, которые занимаются саморазвитием, и всем, кто что-то слышал о мандалах, но не знает, что они из себя представляют и зачем они нужны. Вы ознакомитесь с основными техниками работы с мандалами, с исследователями этого метода и с идеями, почему же они все-таки работают.

Итак, приступим…

Что такое мандала?

В переводе с санскрита слово «мандала» обозначает круг, диск . Ма́ндала - сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. Ритуалы и религиозный смысл мандалы – это отдельная тема. В психологии ритуальный смысл мандалы не используется. По словам Юнга «…мандала это всегда внутренний образ, который постепенно строится (активным) воображением в то время, когда нарушено психическое равновесие, или, когда необходимо разобраться в каком-либо положении…»

Мандала (в психологии) – это один из методов арт-терапии. По своей сути, мандала – это рисунок (либо конструкция из подручных художественных материалов), который заключен сначала в круг, а затем в квадрат. Размер круга так же имеет значение, он должен быть примерно 28-29 см в диаметре.

Как работает метод мандалы?

Мандала работает за счет реализации нескольких эффектов

Эффект зеркала

Мандала отображает состояние человека, который ее создал. Это своеобразное зеркало, и понять смыл отражения помогает контакт с готовым рисунком. После рисования важно дистанцироваться от мандалы и посмотреть на нее как бы со стороны. В процессе контакта важно погрузиться во внутренний мир и проговаривать все ассоциации и чувства, фантазии и истории, которые спонтанно возникают. В дальнейшем этот психический материал можно связать с реальной ситуацией или запросом, с которым пришел клиент.

Эффект структурных элементов мандалы

Круг символизирует собой духовную сферу, божественное. «В мистических системах Бог истолковывается как круг с вездесущим центром, чтобы таким образом показать совершенство и непостижимость с помощью человеческих чувств таких понятий, как бесконечность, вечность, Абсолют. Круг соответствует богу и небу» Символизм круга помогает ощутить глубокую связь со Сверх Я, со своей глубинной сущностью. Круг с его границами символически помогает ощутить безопасность и способствует самораскрытию и проявлению скрываемых тенденций.

Квадрат символизирует рациональность, четкость и все земное и реальное. «Квадратура приносит с собой принцип, который, по-видимому, прирожден человеку и в духе дуалистической системы противостоит кругу, предназначенному для небесных сил. Легендарная «квадратура круга» символизирует желание привести к идеальному согласованию оба элемента «небесное» и «земное»»

Центр внутри круга символизирует Эго или центр самости. Центр – это символическая сущность всей мандалы. В центр всегда помещают самое важное и ценное. Это точка отсчета, точка начала, ведущего к развитию всех событий и смыслов. Центр в мандале структурирует и «собирает» рисунок.

Эффект смысла

Для каждой мандалы можно создать специфический смысл. Можно создавать тематические мандалы, исследуя понятия «любовь», «отношения», «счастье», «мир». Используя этот метод, можно «поднять» определенную тему и исследовать ее состояние. Также интерпретируя мандалу, человек позволяет быть специфическому внутреннему глубокому смыслу ее создания. Этот смысл индивидуален и уникален.

Эффект контакта с художественными материалами

Этот эффект идентичен для всех методов и техник арт-терапии. Контакт с формами, символами, цветами. С эффектом влияния на психику человека различных цветов, форм и символов можно отдельно ознакомиться в авторитетных источниках по арт-терапии.

Каких целей в консультировании можно достичь с помощью мандал?

Мандалы можно использовать в тех случаях, когда человеку необходимо погрузиться в свой внутренний мир в поисках ответов на вопросы, которые ставят перед необходимостьтю осознать множество путей решения проблемы. В мандалу можно погружаться в поисках психических ресурсов и новых открытий. Из-за своей способности «собирать» Эго, мандалу можно использовать в периоды кризисов и сложных жизненных ситуаций. Можно корректировать инструкцию создания мандал, адаптируя их под конкретный запрос клиента для того, чтобы актуализировать необходимый смысл. Так же можно создавать большие групповые мандалы для изучения групповой динамики. Можно использовать в семейном консультировании для решения вопросов взаимоотношений.

Техники работы с мандалами:

Техника свободного создания мандал

Для создания мандалы необходимо взять лист бумаги формата А3 и вписать в него круг, диаметром примерно 28см. После этого описать вокруг круга квадрат и обрезать бумагу по контуру квадрата. В центр мандалы поставить точку и можно начинать ее создание. Для того, чтобы погрузиться в создание целиком, окружите себя спокойной атмосферой, можно включить спокойную музыку и зажечь ароматические свечи. Рисовать можно гуашью, акварелью и пастельными мелками. Важно расслабиться и позволить себе рисовать не критикуя и не оценивая результат. Рядом с собой можно положить лист бумаги, на котором можно записывать свои идеи, ассоциации и инсайты. После рисования можно отдохнуть несколько минут и посмотреть на мандалу со стороны для того, чтобы глубже ее понять и осознать смысл.

Круг мандал Джоан Келлог

Эта техника была разработана Джоан Келлог, в ее основе лежит созданный ею круг, состоящий из основных состояний, которые переживает человек в процессе развития и деятельности. Всего этих состояний или, вернее, стадий – 13. С помощью этой техники можно узнать на какой из стадий развития своего жизненного витка находится человек. Для выполнения этой техники вам понадобится руководство и специальные карточки с графическим изображением этих стадий.

Тематические мандалы

Эта техника отличается от свободного создания мандал лишь предварительной настройкой на конкретную тему рисования. С помощью этой техники можно исследовать самые разные понятия, чувства, отношения, погрузиться в определенную тему и исследовать ее индивидуальное значение.

Источники:

  1. Материалы из Википедии
  2. Карл Густав Юнг «Психология и алхимия» М АСТ 2008
  3. Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», М «Республика» 1996

Мандалотерапия

В настоящее время в психотерапии всё большую популярность обретает один из самых древних методов индивидуальной терапии - рисование сакральных кругов - мандал. Данный метод получил название мандалотерапия, совмещая арт-терапию с магическими свойствами мандал.

В переводе с санскрита слово "мандала" означает круг и представляет рисунок в круге. В своём более глубоком значении слово "мандала" - извлечение сущности. Это глубинная работа с нашим бессознательным, которая помогает обретению целостности, восстанавливает гармонию нашей души. Наиболее известны мандалы в буддизме, индуизме, где медитация с ними имеет ритуальное значение и одновременно с этим происходит процесс самоинтеграции.

Рисование против стресса

Уровень 1. Простое раскрашивание.

Возьмите раскраску вашего ребенка, выбирайте понравившийся рисунок и раскрашивайте! Все очень просто! Но даже такое простое действие в течение получаса принесет свои плоды. Уйдут раздраженность, злость и уныние (если они были, конечно).

Уровень 2. Рисование.

Возьмите большой лист бумаги и оцените свою внутреннее состояние. Если вы раздражены или злитесь, можно взять маркеры и вылить на бумагу всю свою злость и гнев. Если, наоборот, вам хочется созидать, возьмите краски и рисуйте все, что захочет рука. Попробуйте не думать. Слушайте музыку и расслабляйтесь.

Уровень 3. Рисование пальцами.

Вам понадобится лист бумаги формата не менее А3. Потрясающего эффекта можно достичь, если надеть наушники, включить любимую музыку и отойти от шаблонных образов. Не нужно ничего рисовать, просто наносите краску на лист ватмана пальцами. Смачивайте иногда пальцы в баночке с водой и выплескивайте наружу все, что скопилось, все, с чем хочется расстаться, все, что рвется наружу.

Уровень 4. Раскрашивание мандалы

Мандала – это рисунок в круге. Мандала – это зеркало, отпечаток вашей жизни здесь и сейчас. Раскрашивать ее может каждый. Однажды, когда мое эмоциональное состояние было сложным, я начала раскрашивать мандалы. Эти шаблоны можно найти повсюду в интернете и распечатать на принтере. Например, в Альбоме мандал для раскрашивания..

Уровень 5. Рисование мандалы.

Нет ничего проще! Обведите круглую тарелку и рисуйте в круге все, что душе угодно. Не думайте о красках и концепции. Просто рисуйте. Не подбирайте цвета, не выдумывайте сюжет. Дайте волю своей фантазии, отпустите на волю свою интуицию и, в конечном итоге, получите ШЕДЕВР! А что такое шедевр? Это произведение, от которого у вас мурашки… У вас получится шедевр, если вы сможете полностью отпустить себя в полете своей души.

Уровень 6. Мандала своими руками.

Любые творческие техники, с которыми вы знакомы, могут быть использованы при создании мандалы. Флористика, декупаж, вышивка, лепка, бисероплетение, вязание, мозаика… пригодится все! Главное, чтобы это был заполненный вашим творчеством круг. Несколько рекомендаций:

После окончания работы найдите в вашей квартире место на стене, достойное вашего рисунка. Пусть он украшает ваш дом, пока вам приятно будет смотреть на него. Затем снимите со стены, поблагодарите свой рисунок или мандалу и сделайте с ними все, что хотите.

Попробуйте услышать ваше подсознание. Все цвета, которые вы использовали при раскрашивании или рисовании мандалы, обозначьте на обратной ее стороне. Попробуйте каждому цвету дать название, определить чувство или сферу чувств, не глядя на рисунок. Например, синий – ожидание, серый – отношения, красный – любовь… Затем вновь рассмотрите мандалу и вспомните, в каком месте вы испытывали напряжение, где было рисовать легко и свободно, может быть, где-то было страшно. Сопоставьте ваши названия цветов с вашими чувствами в процессе рисования – вы можете увидеть то, чего не замечали раньше. Возможно, вы боитесь свободы или раздражены отношениями, или ждете любви.

Если вы раскрашиваете или рисуете мандалу, обратите особое внимание на рисунок и цвет в центре круга – это то, что больше всего вас заботит в вашей жизни на данный момент.

Упражнение «Рисуем круги...»


Время проведения: 35-45 мин.

Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Художник, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание.

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.
Вопросы для обсуждения:
«Как вы себя чувствуете?»
«Как ваше настроение сейчас?».
«Расскажите о своем рисунке?»
«Дополняли ли вы работы других участников?»
«Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.

Я начинаю излагать стадии Большого Круга Мандалы, которые отражает сиюминутный рисунок, по порядку Джоан Келлогг. Прошу обратить внимание на то, что любой символ или цвет в мандале — амбивалентен, двояк. Он может означать как «хорошее», так и «плохое». Интерпретация в ту или иную сторону зависит от окружающего спорный символ контекста, опыта, интуиции и... здравого смысла интерпретатора.

Теперь, когда у вас есть на руках рисунок вашей первой мандалы, мы начинаем её «читать». Далее вы будете создавать мандалы, отталкиваясь не от данного описания (которое вы всё равно забудете), а от внутренней потребности - рисовать так, а не иначе, чтобы «стало легче и понятнее».

Кроме прочего, вы можете намеренно «входить» в один из 13 архетипов. Тогда вы будете пытаться создать «осознанную» мандалу, опираясь на её архетип.

Нулевая стадия «Чистый свет»

Как выглядит:

Мандалы как таковой - нет. Вместо рисунка мандалы - кольцо, обруч, окружность. Огненное кольцо. Впрочем, любого цвета, на любом фоне. У рисунка отсутствует «тело круга», повторю, видна только окружность.

Расшифровка:

В данный момент вам очень необходим покой, опыт и состояние «предшествующие рождению», имитация пребывания в небытии, в полной темноте и тишине. Состояние зерна, посаженного в чёрнозём. Зерна, которое очень скоро «взорвётся» зелёным ростком. Накапливание энергии, необходимой для прорыва. Сильные религиозные переживания.

Первая стадия «Пустота»

Как выглядит:

Появляется «тело круга», но больше практически ничего, за одним исключением. Все рисунки типа «японский флаг». Цветной круг на цветном фоне. Белый круг на чёрном фоне. Чёрный круг на белом фоне.

Исключение: к первой стадии «Пустота» относятся также мандалы, изображающие паутину или похожие на паутину.

Расшифровка:

Возвращение «на землю», ощущение единения с материей, с землёй, с матерью. Состояние «мы достигли суши». Почва под ногами, способность контактировать с окружающим «земным». Также чувство тяжести, ригидности, неподвижности, приземлённости. Состояние «некуда бежать, мы на острове».

Вторая стадия «Блаженство»

Как выглядит:

Любые рисунки типа «американский флаг», то есть - обилие мелких звёздочек на фоне. Поле, усеянное цветочками, принт «горошек», герб, усыпанный геральдическими линиями, снежинки, небо в мелких кудрявых облачках, рыбки в воде, веснушки. Рисунок рябит, пестрит, представляет собой - россыпь чего-либо, искры, фейерверк, салют, блёстки.

В то же время, главное ощущение от такой мандалы - текучесть или лёгкость, мерцание и переливы.

Расшифровка:

Ощущение удовольствия, блаженства, пассивности, регресс в детство. (Регресс может быть как «хорошим», так и «плохим»).

Вы готовы к полному принятию мира, вы готовы доверять. Мироощущение: «Всё связано со всем и отражается во всём». Тяга к мифологическому мышлению, отказ от рациональности, бытие в противоположность «деянию».

Третья Стадия «Лабиринт, спираль, вихрь»

Как выглядит:

Очень простая мандала. Выглядит как лабиринт, спираль, пружина, вихрь, торнадо, винтовая нарезка, винтовая лестница. Пуповина.

Расшифровка:

Лабиринт имеет два выхода. Один ведёт вглубь, в чрево лабиринта — к смерти. Второй выход ведёт к свету, к Пробуждённости.

Амбивалентное состояние. Движение, продвижение, поиск пути, цели, интуиция, неизвестность, медленное продвижение по тоннелю, в конце которого ещё не видно света.

Четвёртая стадия «Начало»

Как выглядит:

Любой рисунок с чётким символом, расположенным строго по центру. Любая геометрическая фигура, вписанная в круг; любой символ в центре, треугольник, точка, «запятая», «человечек», глаз, сердце, цветок. Эмбрион в чреве. Готическая «розетка», роза.

Расшифровка:

Картина, отражающая видение: «Я и мир», самоозабоченность, нарциссизм, пробуждение «Я», потребность в самоутверждении, борьба за свои права, попытка заявить о себе, однако - в сочетании с пассивностью, зависимостью от окружающих и их оценки. Хорошо для тех, кто «никогда не имел своего Я».

Пятая Стадия «Мишень»

Как выглядит:

Мандала выглядит как мишень, воронка, в отличие от спирали - мандала часто выглядит «объёмной».

Серии концентрических кругов.

Расшифровка:

Высокое чувство беспомощности, тревожности, уязвимости. Попытка в связи с этим — чёткими ритуальными действиями оградить себя от случайности, беды, ошибки. Попытка побороть хаос, искусственно упорядоченной структурой. Поиск сильного покровителя.

«Магическое мышление», невроз навязчивых состояний, попытка вести упорядоченный образ жизни, закрытость. Внешний мир воспринимается как угроза. Стремление «всё объяснять», сводить к простым формулам.

Шестая стадия «Расщепление, единоборство с Драконом»

Как выглядит:

Круг мандалы разделён пополам - вертикально или горизонтально. Чёткая линия делит рисунок на две половины. Небо и земля, разделённые линией горизонта, разделённые морем.

Расшифровка:

Настало время открыто заявить о своих правах, время объявить войну, открытая конфронтация. «Верхи не хотят, низы не могут».

Активная жизненная позиция. Вера в свои силы. Усиление противоречий, предшествующее позитивным изменениям. В отличие от стадии «Начало», Я заявляет о себе, но при этом уже не полагается на окружение и не зависит от него.

Седьмая стадия «Оквадрачивание круга»

Как выглядит:

Рисунки, на которых изображён:

  • либо вертикально стоящий крест,
  • либо квадрат, вписанный в круг.

В мандале присутствуют практически одни только прямые линии.

Расшифровка:

Мандалы с крестами: Ощущение, что энергия распирает тебя изнутри и её «некуда девать». Ощущение свободы, «оковы пали», самооценка — высокая и не завышенная.

Поза «раскинув руки, стою на вершине горы».

Начало нового позитивного этапа в жизни. Смена социальной роли, повышение статуса.

Мандалы с квадратом, вписанным в круг: архетип закрытого от посторонних глаз зачарованного сада или внутреннего двора —патио, где растут чудесные плоды и бьют струи волшебного фонтана.

Успешное отстаивание собственных территориальных прав, построение границ своей личности, даже — своего дома, даже — покупка «клочка земли», «заземление» вообще, иногда желание и отличная возможность переселиться жить в деревню, в свою комнату, в свою квартиру. Ощущение себя «Хозяином», землевладельцем, позитивное домоседство.

Восьмая стадия «Функционирующее Эго»

Как выглядит:

Пятиконечная звезда в круге, стоящая «на ногах» (символ человека и его нормальной телесности — прямостояние). Человек Леонардо.

Любые изображения свастики и цветов с лепестками, похожих на свастику.

Молнии внутри круга, иногда выходящие за пределы круга.

Расшифровка:

«Открытие тела». Человек с удивлением узнаёт, что у него есть... тело. Период «телесности». Радость от обладания телом, радость от способности двигаться, ходить, давать телу физическую нагрузку — даже колоть дрова. Пребывание в динамичном периоде жизни. Выход из состояния покоя, сна. Наслаждение Действием и любой двигательной активностью. Показано начать учиться танцевать, бегать, рискнуть отправиться в турпоход.

Девятая стадия «Кристаллизация»

Как выглядит:

Красивые, симметричные рисунки (или явно стремящиеся к симметрии и красоте - не все умеют рисовать). Напоминают снежинки Кая под увеличительным стеклом, Солнце, многоугольники, плоды, фрукты в разрезе, многолучевые звёзды, многолепестковые цветы, «правильные» буддийские мандалы.

Расшифровка:

Вы находитесь в данный момент - в состоянии гармонии с собой и окружающим миром. Социальное положение — устойчиво.

Однако, стереотипное «зацикливание» на такой мандале - нехорошо. Если эта «супер»-мандала явно не кажется «позитивной», то она может означать следующее.

Эта мандала вообще-то открывает тему «Я и Мир», «Я и социум», как вы ощущаете это в данный момент.

Вы пытаетесь сохранить «всё как есть», заморозить. Не желаете ничего менять. Либо вы находитесь в динамично изменяющейся непредсказуемой среде (или абсолютно новой, чуждой среде) и отчаянно пытаетесь к ней адаптироваться, понравиться ей.

Десятая стадия «Ворота Смерти»

Как выглядит:

  • «поверженныйй» Икс-образный (или — диагональный) крест,
  • перекрёсток дорог,
  • круг, разделённый на четыре (не связанных воедино центром) фрагмента,
  • треугольник вершиной вниз.

Расшифровка:

Необходимое одиночество, ощущение беспомощности, мазохистские тенденции, желание принести себя в жертву, готовность «претерпеть муки ради...», наслаждение от переживаемого страдания или умение черпать в нём силы для нового роста, возрастной кризис, драматичная утрата прежних идеалов, переоценка ценностей, яркая потребность в обновлении, гибель старых масок-Персон, погружение в бессознательное и отказ от сотрудничества с прежней Логикой жизни.

Одиннадцатая стадия «Фрагментация»

Как выглядит:

  • Месиво, отсутствует ощущение «целостности рисунка». (Дисгармоничная мандала, у которой почти всегда отсутствует центр. Фрагменты никак не связаны между собой. Хаос деталей, линий, штрихов).
  • Капкан, зубастая пасть, vagina dentata, яма с острыми краями - в качестве центра (такой центр — исключение).

Расшифровка :

Сейчас вы позволяете себе делать и говорить всё то, что не могут делать и говорить другие - накипело. Вы - шут, юродивый, служитель культа Шивы, обмазанный человеческим пеплом. Так юродствуйте.

Воспользуйтесь этим ресурсным состоянием как шансом к росту и самоактуализации.

Разрушение старого Эго. Состояние «Кто я такой?» «Какой я мельник? Я — ворон!..»

Имеет место внутрипсихический разрушительный процесс, который вы, возможно, даже не осознаёте. Фрустрация подлинных потребностей.

Двенадцатая стадия «Трансцендентный Экстаз»

Как выглядит:

  • Струи воды, фонтаны, фейерверки, взрывы, салюты;
  • зелёные ростки, стебельки и побеги, «вырывающиеся» из-под земли к свету.

Очень часто изображение выплёскивается за границы круга.

В отличие от «звёздочек» и «блёсток» стадии «Блаженство», стадия «Экстаз» имеет четко направленный, активный, динамичный «мужской» характер.

Расшифровка:

Вы в лучшей форме и полны энергии. Состояние влюблённости, влюблённости в жизнь. Стремление к «естественной красоте», неприятие всего «искусственного», «цивилизованного», «ограничивающего», обретение своего Пути, стиля, разрешение загадки-коана, «ага-эффект», понимание и обретение смысла жизни, торжество.

В заключение нашего разговора (в следующем материале) мы поговорим о кое-каких «оставшихся мелочах», необходимых для чтения спонтанной мандалы или конструирования мандалы целенаправленного вхождения в архетип.

До встречи!

Елена Назаренко

Диагностические мандалы,
используемые в консультативной практике
(индивидуальный и групповой варианты)

1. Мандала «Цветочная поляна»

Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

Материалы и оборудование:

Инструкция

1. Ребенку предлагается мандала: «Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые)? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»

2. Ребенку предлагается закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?»

Цвет.

Выход за границы.

Расположение цветов относительно друг друга.

Сочетаемость цветов.

Включенность ребенка в работу.

Цвет рамки.

Центр мандалы (см. рис. вверху).

2. Групповая мандала

Цель: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств, определение половой идентичности, изучение социальной ситуации развития (социометрия).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

1. «Заполни круг, начиная с середины. Что получилось? На что это похоже?»

2. «Сейчас посмотри на волшебный круг: тут мальчики и девочки. Кто ты? Найди и разукрась себя. Нарисуй свое настроение (лицо)».

3. «Посмотри, кто находится рядом. Кто это? Покажи, где находятся твои друзья. Расскажи о них. Разукрась своих друзей».

4. «Возле человечков нарисованы домики. Выбери дом, в котором ты живешь. Расскажи об этом доме. Какой этот дом? Что в нем есть хорошего, что плохого?» (Далее обсуждается образ дома, как в проективных методиках.)

5. «Выбери дома, в которых живут твои друзья, расскажи об этих домах. Какие они?»

Информация, которую необходимо
учитывать при интерпретации рисунка

1) Центральный круг. Какой он по цвету, можно ли четко выделить «крест», или это целостное изображение?

2) Выбор цвета (интерпретация по Люшеру, Кандинскому).

3) Расположение выбранной фигуры «образ Я» (верх, низ).

4) Кто находится рядом с фигурой, расстояние между членами семьи, друзьями.

5) Прорисовка мимики.

6) Анализ протокола высказываний ребенка.

3. Геометрическая мандала

Показания: может использоваться в работе с двумя–четырьмя испытуемыми при изучении детско-родительских отношений, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Цель: изучение комфортности пребывания в группе, изучение детско-родительских, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

«Сейчас вы будете делать совместный рисунок. Посмотрите, какой волшебный круг. На что он похож? (вопрос к каждому ). Сейчас ты начиная с середины будешь заполнять этот круг волшебными карандашами. Покажи, какой кусочек круга ты будешь заполнять?»

Примечание: для детей младшего возраста психолог при помощи считалки выбирает кусочек круга, а более старшие испытуемые осуществляют выбор свободно.

Интерпретация

Обращается внимание на крестообразные границы, на центральный квадрат, цвет, которым заполняются два центральных треугольника в этом квадрате, соподчинение или согласованность в действиях с другим испытуемым. Отслеживается выход за границы. Уточняется и анализируется, где расположен центр. Обсуждаются чувства. Осуществляется анализ вербальных реакций испытуемого.

Коррекционно-развивающее занятия
к набору мандал

Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

А.Цайри

К аждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека. Дж. Келлог дала названия каждой стадии, изображаемой мандалой. Условно выделяют 13 стадий.

Цель работы при разукрашивании мандалы:

Развитие творчества;

Развитие произвольности поведения;

Снятие внутреннего напряжения, релаксация;

Развитие мелкой моторики рук;

Воспитание аккуратности;

Активизация бессознательного.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Использование мандалы как средства
для релаксации и расслабления

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

Самое важное - соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

Создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

Достаточное время для работы;

Соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

Разнообразие изобразительных материалов;

Использование релаксационной и медитативной музыки;

Хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию ребенка можно:

Придумать ей название,

Подобрать для нее фон,

Вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

Технологическая карта «Выбор и роспись мандалы»

Индивидуальное или групповое
диагностико-коррекционное занятие для детей и подростков

Используемая технология: арт-терапия, альбомы А. Цайри, модификация Э.И. Осипук.

Техники: разукрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами. Метод «Мандала», автор А.И. Копытин.

Цели: диагностика; гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности.

№ п/п

Основные этапы занятия

Диагнастико-
коррекционные задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в индивидуальную или групповую работу

Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования

Набор готовых мандал Александра Цайри, краски, карандаши, вода, кисти

Основной

Основной

Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного

Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка

Психолог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает следующие вопросы:

1. Почему ты выбрал этот «волшебный круг»?

2. Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка).

3. Что для тебя значат эти цвета?

4. Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга».

5. Что тебе было сложно делать, а что легко?

6. Что ты сейчас чувствуешь?

7. Ты доволен результатом?

8. Хотел ли ты что-нибудь изменить?

Завершающий

Наблюдение за ребенком

Медитативный момент

После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место (прижать к себе, повесить на стену). Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать)

Звучание тихой, релаксационной музыки

Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас»

Выключается музыка, психолог благодарит за работу

Технологическая карта «Создание песочной мандалы»

Групповое или индивидуальное
коррекционно-развивающее занятие для детей

Используемые технологии: арт-терапия, песочная терапия, работа с катативными предметами.

Техники: песочная терапия, арт-терапия (автор А.И. Копытин).

Цели: гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напряжения; нахождение внутреннего ресурса.

№ п/п

Основные этапы занятия

Психолого-
коррекционные
задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в групповую работу. Формирование психологического климата в группе. Умение слышать и видеть другого, соотносить свои желания с желаниями сверстника

Психолог предлагает построить в песочнице большой песочный круг. Если дети маленькие, это делает сам психолог. Как вариант: круг в песочнице можно выложить при помощи нити (цвет контура круга выбирают сами дети)

Ящик с песком, миниатюрные игрушки, стеклянные шарики, каштаны, нити и т.п.

Основной
1-й вариант

Работа с символами (катативные предметы). Активизация работы бессознательного (диагностика межличностных отношений). Отмечаются высказывания детей. Формирование социальных связей

Психолог говорит: «Мы попали в волшебную страну. Она находится в середине круга. Кем бы ты хотел быть в этой стране? Выбери игрушку, похожую на тебя. Определи место в волшебном круге. Где ты хотел бы жить? Нравятся ли тебе соседи?» (Ребенок ставит свою игрушку и отвечает на вопросы психолога.)

Миниатюрные игрушки

Завершающий

Как называется твоя страна?
Что любят ее жители?

2-й вариант
«Мандала на песке»

Развитие творчества. Снятие внутреннего напряжения, осознание чувств. Развитие общения

Психолог предлагает детям украсить «волшебный круг» различными предметами, затем придумать ему название. В процессе работы создается мотивация детей к групповому сплочению, бережному отношению к труду и чувствам других детей

В процессе работы звучит релаксационная музыка

3-й вариант «Мандала из окрашенного песка»

Развитие творчества, целенаправленности. Активизация бессознательного. Актуализация внутреннего состояния

Диагностический аспект

Медитативный момент

Психолог предлагает детям создать красивый песочный круг. Для этого:

Ads by OffersWizard×1. Дети намазывают клеем ПВА круг.



Загрузка...
Top