Монументальные сооружения третьего рейха. Монументальна скульптура: определение

Мы живем в современном мире, который подразумевает развитие информационных технологий, науки и техники. Но наряду с ориентацией на материальные ценности людей, и воздвижение новых футуристических зданий, существует и величественные архитектурные сооружения былых эпох, и важность их сохранения, как памяти об истории нашей цивилизации. Ранее мы рассмотрели такие виды искусств как лепной декор и сусальное золочение . Сегодня мы поговорим о не менее важном элементе реставрации - монументальная живопись.

Монументальная живопись как вид искусства.

Монументальная живопись является разновидностью монументального искусства. На сегодняшний день она неразрывно связана с архитектурой. Понятие монументальная происходит от латинского слова «монумент», что обозначает «хранящий память», «напоминающий». Монументальной живописью расписывают стены, полы, потолки, своды, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением. Сама же монументальность настенной живописи определяется связью с архитектурным обликом, образующим единую художественную концепцию. Она так же является и самой древней разновидностью живописи. Об этом говорят сохранившиеся практически на всех континентах росписи в пещерах и наскальные рисунки, которые были созданы первобытными людьми. Благодаря своей долговечности и стационарности образцы монументальной живописи сохранились практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи. Эти памятники несут в себе большую ценность, а иногда являются единственным источником информации об особенностях культур различных исторических эпох.

История становления и развития.

В древние времена живопись нельзя было представить вне стен, потолков и других сооружений. Так как художники и живописцы тогда еще были не знакомы с искусством рисования на холсте. Благодаря росписи они хотели донести до своих современников и соотечественников смысл мифологических сюжетов, героических событий, религиозных сказаний.


Эпоха Древнего Египта подарила нам первые памятники монументальной архитектуры. Ими являлись пирамиды и храмы, гробницы для фараонов, сохранившиеся до наших дней. Украшающая внутреннее пространство пирамид, монументальная живопись является важнейшим источником информации о культуре Древнего Египта, государственном и социальном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

К сожалению, образцы монументальной живописи Древней Греции практически все утрачены. Сохранились в основном лишь мозаики, позволяющие составить общее представление о монументальной живописи греков. Одним из самых ранних древнегреческих шедевров монументальной живописи является Кносский дворец. Его фрагменты были обнаружены археологами на острове Крит. Этот древний памятник искусства является свидетельством того, насколько был разнообразен кругозор древних греков.

В эпоху европейского средневековья монументальная живопись получила свое распространение в виде витражной техники. Также лучшими мастерами эпохи возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

Большого развития монументальная живопись достигла в таких азиатских странах как: Китай, Индия, Япония. Мировоззрение и религия восточных стран отличались от европейских. Это нашло свое отражение и в монументальной живописи. Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами.

Современная монументальная живопись.

В наши дни монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. Как и раньше, современная монументальная живопись сохраняет традиции росписи стен вручную, при этом развиваются технологии, совершенствуются и осваиваются новые материалы. Еще одной тенденцией является освоение техник изготовления мозаик и витражей.
Если в прошлом мастера расписывали преимущественно храмы и дворцы, то современная монументальная живопись украшает музеи, выставочные комплексы, дворцы культуры, вокзалы, отели, частные особняки, апартаменты и другие здания и сооружения.
Это обусловлено тем, что сейчас монументальная живопись в основном является декоративным эффектом, создающим общую атмосферу в определенном архитектурном сооружении, в то время как раньше она использовалась для формирования исторического наследия.

Сюжеты росписи чаще подбираются из назначения помещения, отдавая предпочтение реалистичности, создающей объемный эффект в интерьере и позволяющей придать соответствующее настроение архитектурному комплексу изнутри.
Монументальная роспись может располагаться на стенах, потолках и сводах, плавно перетекая из одной плоскости в другую, образуя единый сюжет.
В зависимости от места положения зрителя, восприятие настоящей монументальной живописи может меняться. Но ее эффект обязательно должен сохраняться или даже усиливаться. В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.


Основные техники монументальной живописи.

В зависимости от способа получения изображения, в монументальной живописи может применяться 5 основных видов техник: фреска, живопись темперой, мозаика, витраж, а секко. Рассмотрим каждую технику более подробно.


Техника. Фреска

Описание. Техника монументальной живописи, согласно которой, изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке известь образует кальциевую пленку, которая защищает рисунок и делает фреску долговечной.

__________________________________________________________________________________________________


Техника. Живопись темпурой

Описание. Как и в технике, фреска, изображение наносится на сырую штукатурку. Но в данном случае используются краски из растительного пигмента, разведенные в яйце или масле.

Техника. Мозаика

Описание. Изображение компонуется и выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла), камня, керамических плиток и других материалов. Крепится преимущественно на плоской поверхности. Большой популярностью пользовалась в советское время: для
украшения станций метро, ДК

______________________________________________________________________________________________________



Техника. Витраж

Описание. Техника монументальной живописи, предназначенная для размещения на стеклах и окнах помещения. Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. Раньше эта техника использовалась в убранстве средневековых готических соборов. В настоящее время пользуется популятностью в украшении интерьеров

________________________________________________________________________________________________________


Техника.
А се́кко

Описание. Настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Краски для данной техники растирают на растительном клее, яйце. Главное преимущество перед фреской заключается в темпе, позволяющем расписывать за рабочий день большую площадь поверхности, чем при фреске. Но при этом данная техника не является столь долговечной.

_____________________________________________________________________________________________________

Эпилог

Монументальная живопись прошла долгий путь становления, развиваясь и совершенствуясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. Это искусство будет жить до тех пор, пока в людях сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, в чем мы взаимодействуем в процессе нашей жизни. Монументальная живопись, несомненно, является очень важной исторической ценностью. Благодаря ее долговечности, разные поколения людей и народов многое могут узнать о жизнедеятельности своих предков, об истории исчезнувших цивилизаций, о религиозной культуре и многих других исторических фактах. Поэтому важно сохранять объекты этого искусства, постоянно их реставрировать. Компания «Меандр» располагает квалифицированными специалистами и художниками для реставрации монументальной живописи. Мы может выполнить работы любой сложности, включая живописные работы.


Реставрация живописи. Большая церквовь Зимнего Дворца и Золотая гостиная. Аничков Дворец. Выполнено компанией "Меандр"

Публикации раздела Архитектура

Монументальные памятники архитектуры

З наменитые монументальные здания в России возводились по приказу монарших особ и политических деятелей. Каждый воплощенный проект стал передовым образцом для своего времени и не утратил историческую и культурную ценность по сей день. Приглашаем узнать об архитектурных памятниках, на возведение которых не жалели средств и дорогостоящих материалов .

Успенский собор во Владимире

В 1158 году князь Андрей Боголюбский решил построить главный храм и сделать его религиозно-культурным центром всей Руси. Заложив первый камень в фундамент, он выделял на строительство десятую долю своих доходов. Грандиозный замысел воплотили в жизнь западноевропейские зодчие. Строительство из белого камня считалось самым дорогостоящим на Руси. Храм сложили из известняка, украсили белокаменной резьбой, а своды выполнили из пористого туфа - особо ценного отделочного материала. Входные порталы мастера оковали листами золоченой меди, а пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медными позолоченными плитками. Центр увенчали 33-метровым золоченым куполом. Через четверть века большие суммы из казны уходили на многочисленные ремонты собора после пожаров и татаро-монгольского нашествия.

Известно, что на воссоздание великолепия храма Екатерина II выделила немалую по меркам тех лет сумму - 14 тысяч рублей. Но самой масштабной и дорогой стала реставрация 1888–1891 годов под руководством Ивана Карабутова. В результате собор стал более просторным и приобрел пять золоченых куполов. Его стены, своды и колонны живописцы покрыли фресковой росписью. Так внешнее величие и красота Успенского храма стали сочетаться с изысканностью и роскошью внутреннего убранства. Восхищенные летописцы сравнивали Успенский собор с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Большой Петергофский дворец

Прототипом Петергофского дворца стал Версаль. Два здания не уступают друг другу в роскоши и богатстве убранства, поэтому дворец прозвали «русским Версалем». Идея создания парадной резиденции принадлежала Петру I. Для начавшегося в 1714 году строительства привлекли лучших специалистов Европы. Художественный замысел постройки осуществлял Иоганн Браунштейн - немецкий архитектор на службе императора. Его сменил французский зодчий и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон. Довершать строительство пришлось итальянцу Никола Микетти. К тому времени он стал главным придворным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его пригородах. Еще при жизни Петра I Большой дворец Петергофа перестраивался дважды.

Во времена правления Елизаветы Петровны итальянский архитектор Франческо-Бартоломео Растрелли в 1747–1752 годах перестроил «скромную» версию дворца в более роскошную. По его проекту от центрального корпуса стали расходится две одноэтажные галереи, с запада - «корпус под гербом», с востока - «церковный корпус». Стиль зрелого барокко подчеркнули трехцветный окрас фасадов с использованием золота и пышность декоративного убранства. Для отделки 30 залов привлекли именитых иностранных мастеров и художников. Они украсили залы и жилые комнаты дворца тисненой кожей, деревянной золоченой резьбой и голландскими изразцами с изображениями жанровых сценок. На стенах развесили тканые ковры-шпалеры с библейскими сюжетами, картины западноевропейских мастеров конца XVII - XVIII века и зеркала.

Главное здание МГУ на Воробьевых горах

Все сталинские высотки заложили в один день, 7 сентября 1947 года, в честь празднования 800-летия Москвы. По оценкам специалистов, строительство шести высоток Москвы обошлось государству в баснословную по тем временам сумму. В переводе на современные деньги - около полумиллиарда долларов. Столько же было потрачено отдельно на постройку главного здания университета.

Возведением занималась группа архитекторов под руководством Льва Руднева. Для строительства задействовали все силы страны - каждое министерство получило задание по поставке техники, деталей и рабочей силы. Надземная часть строения монтировалась из стального каркаса. Элементы сваривались или реже скреплялись болтами, чтобы облегчить вес здания. Помимо кирпича и гипсовых блоков, в устройстве перегородок применялись пустотелые керамические блоки. Значительную часть занимали пустоты и технические ходы. Благодаря инновационным технологиям удалось возвести огромное сооружение на подвижных грунтах берегов Москвы-реки.

На протяжении 37 лет главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе, а до строительства «Триумф-Паласа» - самым высоким административно-жилым зданием в Москве.

Московский Кремль

Московский Кремль - самая крупная крепость на территории Европы, сохранившаяся и действующая до сих пор. Современный облик она приобрела при Иване III в 1495 году. По инициативе царя, в строительстве стен и башен Кремля задействовали именитых зодчих со всей Руси. Также пригласили итальянских мастеров по возведению оборонительных сооружений. Стены и башни Московского Кремля возвели в 1485–1516 годах. Они имеют длину более двух километров и охватывают территорию в 27,5 гектара. Высота стен - от 8 до 19 метров, а толщина - от 3,5 до 6,5 метра. На верхней части размещается боевая площадка шириной от 2 до 4,5 метра. Вдоль забора расположено 20 башен, большинство из которых построили во второй половине XVII века.

Во времена СССР на вершины Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башен установили самоцветные звезды из нержавеющей стали. В центре располагалась двухметровая эмблема серпа и молота, украшенная драгоценными камнями. За два года камни в звездах полностью выцвели, и их заменили на рубиновые звезды с подсветкой мощных ламп. В ходе реставрационных работ конца 1960–70-х годов глиняную черепицу на башнях заменили металлическими листами, раскрашенными под черепицу.

В 2012 году эксперты по оценке различных видов собственности впервые оценили стоимость Кремля. При помощи справочников и архивных данных определили площадь застройки. Далее рассчитали рыночную стоимость кремлевских зданий по цене самой дорогой недвижимости Москвы. Также учли и его принадлежность к культурному наследию и к туристическим объектам. В итоге получилась сумма 1,5 триллиона рублей (около 50 миллиардов долларов).

Большой Екатерининский дворец

Шедевр русского барокко XIII века служил парадной резиденцией для членов царской семьи. На протяжении 40 лет его строительство велось несколькими архитекторами. Автором первоначального проекта стал Иоганн-Фридрих Браунштейн - немецкий архитектор состоявший на службе Петра I. С ним началось строительство летней резиденции императрицы, которое вошло в историю под названием «каменные палаты Екатерины I».

По приказу императрицы Елизаветы Петровны зодчие воплотили в жизнь более просторный и богатый по отделке дворец. Перепланировкой занялся Бартоломео Растрелли - итальянский архитектор русского происхождения. На все его проекты выделяли крупные суммы денег из царской казны, а для воплощения привлекали лучших зодчих и искусных мастеров. Дворец надстроили еще выше, а для торжественного и парадного облика создали огромное количество пилястр, колонн и скульптур. Стены окрасили в пронзительный лазоревый цвет и украсили резной позолоченной лепниной. На отделку наружных и внутренних украшений дворца затратили «6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота» (почти 100 килограммов). В большом количестве применяли листовое золото. Екатерининский дворец стал воплощением итальянского стиля в русском прочтении народных умельцев.

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

Петропавловская крепость возводилась по правилам западноевропейской бастионной системы. Укрепление в дельте реки Невы предназначалось для обороны русских земель от шведов. Закладка форта производилась согласно совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена. Строители возвели шесть бастионов, соединенных куртинами, два равелина и кронверк. Сподвижники Петра I - Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой и Нарышкин - вместе с царем наблюдали за ходом строительства, а также поставляли строительный материал и финансировали работы.

Большой Гатчинский дворец. Нарышкин бастион.

Для возведения крепости было затрачено небывалое количество строительного материала. Известно, что толщина стен бастионов достигала 20 метров, а высота - 12 метров. Стены были выложены из кирпичей шириной 5–6 метров, а между ними находилась земляная засыпка с толченым кирпичом. Под ограждение крепости забили около 40 тысяч свай. В 1717–1732 годах укрепление перестроили в камне и устроили под ним подземную галерею для сообщения между фортификационными сооружениями.

Петербург стал расти и обустраиваться вокруг Петропавловской крепости. Став центром нового города, крепость стала местом заседания сената и тюрьмой для политических заключенных. На ее территории строились здания и сооружения, ставшие памятниками разных эпох и стилей.

Большой Гатчинский дворец

Екатерина II возводила дворец для своего фаворита графа Орлова в знак благодарности за организацию дворцового переворота 1762 года. Средства из казны текли рекой, и задумку императрицы воплощал в жизнь придворный итальянский архитектор Антонио Ринальди. После смерти графа царица выкупила Гатчинскую мызу у его наследников и пожаловала своему сыну Павлу I. Впоследствии резиденция стала любимым местом отдыха членов царской семьи.

Башни дворца, расположенные в густом лесу, сравнивали с мрачным средневековым замком и называли охотничьим домом. Совместно с архитектором Винченцо Бренной Павел I перестроил дворец, чтобы вместить многочисленную царскую свиту. Были надстроены два этажа, а главный корпус соединили его переходами с боковыми флигелями. Фасад облицевали пудостским известняком. Все помещения расширили, превратив в залы с роскошными интерьерами. Для ограждения парадного двора вырыли крепостной ров. В те времена это было технически сложным и затратным мероприятием. Так дворец преобразовался в замок с широким плацем для военных парадов.

В 1840-х годах реконструкция под руководством Романа Кузьмина коснулась боковых корпусов дворца - Кухонного и Арсенального каре. В Арсенального каре оборудовали апартаменты царской семьи. В дальнейшем здесь появлялись все передовые инновации времени: калориферное отопление, сигнальный оптический телеграф, электричество и телефон.

Собор Василия Блаженного в Москве (Покровский собор)

Покровский собор возвели на Красной площади в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь победы русских воинов над Казанским ханством. В годы войны с Золотой Ордой появилась традиция в честь каждой победы строить храм. В начале царь приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы, а затем решил соединить их в один каменный собор. Так появился храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который затем приобрел более распространенное название - собор Василия Блаженного.

Возведение кирпичного храма велось исключительно в теплое время года. Фундамент, цоколь и элементы декора выполнили из красного и белого камня. Вокруг центральной девятой церкви зодчие поставили восемь приделов, затем перекрыли их сводами и увенчали куполами. Вся полихромная и растительная роспись появилась только в 1670-е годы. Разноцветный облик храм приобрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. При реконструкции шатровую колокольню соединили со зданием собора, а вокруг церквей построили обходную галерею.

В убранстве Покровского собора - девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI–XIX веков, фрески XVI века, темперная роспись XVII века, монументальная масляная живопись XVIII–XIX веков.

Павильон «Земледелие» (бывший павильон Украинский ССР) на ВДНХ

Павильон «Земледелие» («Украина») считается самым большим и роскошным из республиканских павильонов на территории ВДНХ. В годы правления страной Никита Хрущев отдал распоряжение, чтобы он выглядел как можно внушительнее и богаче по сравнению с соседкой «Москвой». В итоге павильон создавали из редкого материала - керамических блоков на стальном каркасе, изготовленных в Киеве на заводе «Керамик». Фасад облицевали украинской майоликовой плиткой. На крыше расположили четыре скульптуры украинских девушек и парапеты с рядом колосьев, облицованные смальтой. Входную арку украсили огромным майоликовым венком из злаков, овощей и фруктов, а под ним расположили витраж с изображением Переяславской Рады. Стены большого вводного зала отделали разноцветным мрамором и покрыли росписью на тему «Дружба русского и украинского народов»».

Площадь залов павильона занимает 1600 квадратных метров, а высота здания с позолоченным шпилем составляет - 42 метра. Павильон проектировал архитектор Алексей Таций совместно с Николаем Иванченко. Таций стал победителем закрытого конкурса на проект, проведенного Союзом архитекторов Украины.

Здание Центрального универсального магазина

Первый в России крупный универмаг построил русский архитектор Роман Клейн по заказу шотландских предпринимателей Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза. На месте сгоревшего магазина они захотели возвести пожароустойчивое здание из камня и железа. Строители применили передовые для начала века технологии. Металлические конструкции выполнили по проекту инженера Владимира Шухова и создали строение из стекла и железобетона в стиле английской готики. В нем действовали электрические лифты для покупателей. В универмаге продавалось до 17 тысяч наименований товаров, начиная от иголки за две копейки и кончая дамскими меховыми манто. Первоначально ходило много споров о новаторском строении в центре Москвы, но затем его признали архитектурным шедевром.

В 1974 году к старому ЦУМу пристроили новое здание, а в конце 1990-х - начале 2000-х провели масштабную реконструкцию и перестройку магазина без остановки торговли. Площадь увеличили до 33 тысяч квадратных метров, установили современные лифты и эскалаторы, оборудовали места отдыха для покупателей. Стоимость модернизации составила около 22 миллионов долларов. Сегодня ЦУМ - одно из модных мест Москвы, в котором представлено более 1000 брендов модной одежды, парфюмерии и ювелирных украшений.

В современных школах ученикам старших классов преподается очень важный и нужный предмет под названием «Мировая художественная культура». Курс МХК рассказывает школьникам о шедеврах архитектуры и изобразительного искусства от древности до наших дней. В программу входит и такой раздел, как монументальное искусство. С ним мы сейчас познакомимся поближе.

Что такое монументальное искусство?

Это особенный раздел отличающийся пластической или смысловой нагрузкой архитектурного произведения, а также важностью и значительностью идейного содержания. Слово «монументальное» произошло от латинского moneo, что означает «напоминаю». И не мудрено, ведь данный тип искусства - один из самых древних на земле.

История монументального творчества

Корни данного вида зодчества и живописи восходят к первобытному обществу. Древние люди тогда только научились рисовать, неумело держали в пальцах уголек, но их произведения монументальной живописи на пещерных стенах уже поражали воображение. Конечно, они были нарисованы коряво, обилие красок отсутствовало, но зато присутствовал смысл. Он заключался в представлении древних людей о силах природы, собственной жизни, различных умениях. Поэтому стены пещер украшали различные сценки из жизни первобытного человека: добыча мамонта, самая красивая женщина в пещере, ритуальные танцы у костра и многие, многие другие.

Первобытное общество сменилось Древним миром, и там монументальное творчество тоже нашло свое место. В Древнем Египте данное искусство очень уважали и любили. Об этом нам говорят сохранившиеся до наших дней сфинксы и египетские пирамиды. В эпоху Возрождения произошел расцвет монументальной архитектуры. На свет появились такие шедевры, как картина «Сотворение Адама», а также Сикстинской капеллы. Все эти работы выполнены гением своего времени - Микеланджело Буонарроти.

В конце 19-начале 20 века искусство идет по новому пути. Наиболее популярный тогда стиль «модерн» отразился и на данном творчестве, из-за чего большинство монументальных произведений было выполнено в данном направлении. Особенно это коснулось живописи и нашло отражение в работах таких художников, как М. Врубель, М.Дени и другие. Но не было забыто и зодчество, в это время работают такие скульпторы как Э. Бурдель и А. Майоль. Их руками было создано большинство произведений в жанре которыми мы восхищаемся и любуемся по сей день.

Наибольшее развитие и признание данный вид искусства получил в СССР. Страна Советов ставила перед собой и внушительные памятники и постаменты как нельзя лучше отражали ее задумки. Впечатляющие, высокие, стремящиеся ввысь статуи отражают смелость и силу духа рабочих того времени.

Примеры данного вида искусства

Сюда относятся как архитектурные, так и живописные произведения. Монументальное искусство включает в себя мозаики, фрески, памятники и бюсты, различные скульптурные и декоративные композиции, витражи и даже… фонтаны. Теперь можно убедиться, как много сюда входит произведений искусства. Немудрено, что по всему миру созданы тысячи музеев, где на всеобщее восхищение выставлены панно, бюсты и скульптуры самых разных эпох и поколений.

Разнообразие произведений

Сюда входят два вида творчества: скульптура и изобразительное искусство. обычно представляет собой различные панно, росписи на стенах, барельефы и др. Они служат украшением окружающей обстановки и обязательно входят в состав какого-либо ансамбля, являясь его важной частью. В монументальной живописи различают разнообразные техники: это фреска, витраж, мозаика и т.д. Стоит отметить, что монументальная живопись располагается на специально созданной под нее конструкции или на недвижимой архитектурной основе.

Эпоха СССР и данный вид творчества

Монументальное искусство высоко ценилось в СССР. Оно способствует развитию художественного вкуса, воспитанию нравственности и патриотических чувств к своей Родине. Оно эмоционально обогащает, даря при взгляде на него незабываемые воспоминания, которые навсегда остаются в душе и сердцах как детей, так и взрослых. Советскому монументальному искусству присущи гуманизм и художественная организация. Произведения живописи и архитектуры, выполненные в соответствующем стиле, можно было встретить везде: около школ и садиков, заводов и в парках. Умудрялись строить памятники даже в самых необычных местах.

Этот вид творчества получил широкое распространение после Октябрьской революции, когда строилась новая страна с новыми законами, порядками и социализмом. Именно тогда произведения монументального искусства получили особое признание в народе. Все живописцы, скульпторы, архитекторы были охвачены порывом создать шедевр монументального искусства, чтобы показать, что время изменилось, наступила новая жизнь, новый бытовой уклад, новые открытия в науке и новый вид искусства.

Бессмертное произведение

Одним из самых запоминающихся творений тех времен стала великолепная монументальная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», олицетворяющее собой тяжелый труд и подвиг советского народа. История памятника очень интересна и познавательна. В 1936 году заканчивали строительство Дворца Советов, наверху которого должен был стоять памятник «Рабочий и колхозница». Для создания скульптурного сооружения отобрали лучших мастеров, в число которых попала и Вера Мухина. На работу им дали два месяца и сказали, что статуя должна олицетворять собой две фигуры - рабочего и колхозницы. Одну и ту же идею четыре скульптора выполнили совершенно по-разному. У кого-то фигуры спокойно и безмятежно стояли, у кого-то наоборот, яростно рвались вперед, будто стремясь кого-то обогнать. И только Мухина Вера Игнатьевна запечатлела в своей работе прекрасный момент начатого, но не законченного движения. Именно ее работа и была одобрена комиссией. Сейчас памятник «Рабочий и колхозница» находится на реставрации.

Монументальная живопись: примеры

Как уже было сказано выше, изобразительное искусство этого типа уходит корнями в древние времена. Уже тогда создавались великолепные рисунки на стенах пещер, изображающие процесс охоты, древние ритуалы и др.

Монументально-декоративная живопись подразделяется на несколько типов:

  • Фреска . Данное изображение создается на сырой штукатурке несколькими типами красок, которые получились из пигмента в виде порошка. При высыхании такой краски образуется пленка, защищающая работу от внешнего воздействия.
  • Мозаика . Рисунок выкладывается на поверхности маленькими стеклышками или разноцветными камнями.
  • Темпера . Произведения этого типа выполнены красками из пигмента растительного происхождения, разведенного в яйце или масле. Как и фреска, наносится на невысохшую штукатурку.
  • Витраж . Схож с мозаикой, так же выкладывается из кусочков разноцветного стекла. Разница в том, что кусочки соединяются между собой спайками, а готовое произведение помещают в оконный проем.

Наиболее известные произведения монументальной живописи - фрески Феофана Грека, например двусторонняя икона «Богоматерь Донская», на другой стороне которой изображено «Успение Богородицы». Также к произведениям искусства можно отнести «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и другие картины.

Монументальное зодчество: шедевры мирового искусства

Хорошие скульпторы во все времена ценились на вес золота. Поэтому мир и обогатился такими произведениями, как Триумфальная арка, расположенная в Москве, памятник Петру 1 «Медный всадник», скульптура Давида, выполненная Микеланджело и находящаяся в Лувре, статуя прекрасной Венеры, у которой отсечены руки, и многие другие. Такие виды монументально-декоративного искусства завораживают и притягивают к себе взгляды миллионов, на них хочется любоваться снова и снова.

Существует несколько типов зодчества этого типа:

  • Памятник . Обычно это скульптура одного или нескольких людей, стоящих неподвижно или замерших в какой-либо позе. Производятся из камня, гранита, мрамора.
  • Монумент . Увековечивает в камне какое-либо событие истории, например Отечественную войну, или великую личность.
  • Стела . Данный тип зодчества представляет собой плиту из камня, гранита или мрамора, стоящую вертикально и имеющую какую-либо надпись или рисунок.
  • столб, состоящий из четырех заостряющихся кверху граней.

Заключение

Монументальное искусство - вещь сложная и неоднозначная. У всех людей она вызывает разные чувства, у кого-то - гордость за мастеров, что человеческие руки смогли произвести на свет шедевр. Кто-то чувствует недоумение: как такая работа вообще могла быть выполнена обычным человеком, ведь в ней столько мелких деталей? Иной зритель просто остановится и залюбуется памятниками живописи и архитектуры, как древними, так и современными. Но объекты монументального искусства не оставят равнодушным ни одного человека. Это происходит потому, что у всех мастеров, сделавших что-либо в этом стиле, имеется огромный, недюжинный, самый настоящий талант, терпение и бескрайняя любовь к своему делу.

Хория Матей::: Майя

Цивилизация майя - прошедшая, согласно до­кументальным свидетельствам, два этапа, соответ­ствующие историческим периодам Древнего и Но­вого царства, - нашла самое характерное выра­жение в архитектуре и изобразительном искусстве. Наши представления о классической монументаль­ной архитектуре в значительной мере связаны с образами Акрополя в Афинах и пирамид в Гизе. Храмы майя кое в чем сходны с афинским Акро­полем, а их пирамиды напоминают египетские, но в то же время они построены по совершенно свое­образному плану, они самобытны, не похожи ни на какие другие знаменитые сооружения Старого Света.

Прежде всего здесь следует подчеркнуть, что города майя не были городами в общепринятом значении этого слова. Это были культовые и торговые центры, где люди собирались, чтобы при­нять участие в религиозных обрядах, выполнить свои гражданские функции, обменять продукты своего труда на другие. Каменные здания, иногда очень внушительных размеров, вовсе не были при­способлены для постоянного жилья: в них не было ни очагов, ни окон, а иногда даже и отду­шин для проветривания (знаменательно, что на современном юкатанском языке такие здания, ле­жащие теперь в руинах, называются актун, сло­вом, означающим у юкатанцев пещеру). Во внут­ренних помещениях дворцов и храмов царил полумрак и только в определенный, очень точно рассчитанный час дня, когда солнце проникало че­рез специальные щели, храмы озарял странный свет.

Разумеется, такие здания могли населять толь­ко... боги, которым они и посвящались. Внутри храмов воздвигались алтари, помосты, большие платформы, имевшие при церемониях определен­ное назначение. Жрецы, их помощники и ученики жили в храмах некоторое время лишь накануне празднеств, когда постились и готовились к свер­шению обрядов.

Все эти обстоятельства, а также сравнительно развитые познания в области математических, осо­бенно геометрических расчетов, наличие подходя­щего строительного материала (камня) и само­бытной концепции, выработанной в процессе исто­рического развития народа, позволяло майянским архитекторам воздвигать здания монументальных пропорций, соответственно эстетическим представ­лениям правящей городами жреческой верхушки, отличавшиеся совершенно оригинальной и самобытной архитектурой, поставленной на службу культа - господствующей формы идеологии в древнем обществе майя.

Европейцы, впервые вступившие в контакт с монументальной архитектурой Центральной Аме­рики, были поражены мощностью и смелой кон­струкцией зданий, странным сочетанием в них света и тени, массивностью строительного мате­риала и своеобразием декоративных мотивов.

«Повсюду неистовство света, - пишет Жан Бабелон в книге «Жизнь майя» («La vie des mayas», Париж, изд. Галлимар, 1934), - которым архи­текторы с дерзким и жестоким спокойствием поль­зуются для достижения декоративного эффекта: антаблементы с резкими горизонтальными высту­пами, застывшие в непреклонной суровости, ка­менные шпалеры, нависающие между маленькими колоннами, как решетки или сплетения ивовых ветвей, фризы из связанных между собою тре­угольников в кружевной резьбе, полукруглые сту­пени, зигзагообразные мотивы или узоры из прямых углов, прекрасно упорядоченное сочетание, внушающее трепет, как система господства и угнетения. Ни одна вертикаль не смягчает впечат­ления придавленности, создаваемого этой плоской дремотной архитектурой, воздвигнутой на искус­ственных насыпях не в поддержку возвышенного акта молитвы, а для того, чтобы еще больше уве­личить вещий груз ее силы».

Руины зданий, воздвигнутых некогда архитек­торами майя, являются в наши дни самыми попу­лярными туристическими объектами в Централь­ной Америке, по всей территории между Сальвадором и Мексикой. Из них наиболее интересны следующие:

Копан, где монументальная иероглифическая лестница - названная так потому, что вертикаль­ную грань каждой ступени покрывают глубоко высеченные глифы - величественно возвышает свои 63 ступени на 26 метров над уровнем пло­щади, вызывая странное ощущение грандиозности и головокружения у всех, кто имеет любопытства (и смелость) подняться по ней.

Киригуа, расположенный по линии железной дороги между городами Пуэрто-Барриос и Гвате­мала, стоит на плодородной равнине, на кромке долины Мотагуа, где когда-то были леса, а сейчас расстилаются банановые плантации. Здесь нет высоких пирамид, и каменные здания скромны, но место это самое известное из всех археологических раскопок поселений майя, благодаря стройности и изяществу каменных стел из украшенного резьбою песчаника и причудливых алтарей - громадных каменных блоков в форме населявших мифологию майя фантастических чудовищ неба, в которых вся масса строительного материала гармонично соче­тается с тонкой сложностью деталей.

Лубаантун, в южном Британском Гондурасе, не имеет ни стел, ни зданий, но его самобытность проявляется в производящих грандиозный эффект пирамидах, сложенных из квадратных блоков прозрачного известняка, обладающего некоторыми свойствами мрамора и очень похожего на него.

В Чичен-Ице, кроме зданий, о которых уже го­ворилось выше, очень своеобразна архитектура «Дома монахинь» (Casa de las Monjas), названного так после конкистадорских завоеваний, по-видимому в ошибочном предположении, что здание за­нимали своего рода майянские весталки (бравых солдат скорее привлекала теория целомудрия, чем его практика). Это здание стоит на выложенном из камня мощном фундаменте, над которым воз­вышаются два этажа комнат, украшенных скульп­турными масками; отвратительные оскалы этих масок создают особую атмосферу, господствую­щую над всем этим странным сооружением.

Сан-Хосе, в центральной части Британского Гондураса, был одним из малых культовых цен­тров. Несмотря на свое расположение на окраине «трапеции» майя, он все же был довольно важ­ным торговым городом, о чем свидетельствуют многочисленные находки: расписные керамические сосуды из Юкатана, глиняные фигурки из Веракруса, украшения из раковин, характерные для Тихоокеанского побережья, обсидйайовые предметы, вероятно, из Сакапы, расположенной в северо-восточной части гватемальского горного района, нефритовые статуэтки неизвестного про­исхождения, медные орудия и украшения, по-ви­димому, из Центральной Мексики, коралловые украшения с берегов Караибского моря, мрамор­ные сосуды, типичные для некоторых районов Гондураса, а также большое количество расписной керамики из самых разных мест. Жители Сан-Хосе не высекали скульптур, но украшали свои здания рисунками на штукатурке.

Некоторые незаконченные здания из Тикаля, где работали знаменитые архитекторы, позволяют нам догадываться, как происходила постройка ты­сячу двести лет назад: одни строители подносили камни и землю для центра пирамиды, другие примитивными орудиями распиливали бревна для стройки и готовили дрова для нагрева печей, третьи - обтесывали строительный камень. При торжественном открытии памятников некоторые из рабочих, вероятно, приносились в жертву; в основании стен, под плитами храмов и лестниц лежат в керамических сосудах черепа. На большой церемониальной площади и на платформах перед пирамидами стоят разнообразные стелы из известнякового камня, украшенные скульптурной резьбой и росписями, изображающими богов и ие­роглифические тексты, напоминающие о том, что неумолимое течение времени продолжало быть важной проблемой у древних майя. Через каждые 5-10 или 20 лет воздвигалась новая стела, неся на себе запись о проникновении за эти проме­жутка в тайны времени и движения небесных тел.

При некоторой доле фантазии мы можем пред­ставить себе, как жрецы-астрономы, переходя от одной стелы к другой, проверяют свои теории от­носительно продолжительности солнечного года или года Венеры.

Наконец, назовем Вашактун (в области Петен, в Гватемале). Здесь, в лесу, под слоем земли и буйной тропической растительностью, была обна­ружена самая древняя пирамида майя (328 г. н. э.). Когда она была обнаружена в 1916 году, ее покрывала другая, значительно большая по размерам и высоте пирамида; поскольку верхняя пирамида была очень разрушена, ее разобрали и под ней открылась более древняя, сохранившаяся в своем почти первоначальном состоянии. Это квадратная пирамида, высотою более восьми мет­ров, с четырьмя лестницами, ведущими к двум верхним террасам. Платформы окружены восем­надцатью гротескными масками, высотою 1,8 м. и шириною 2,4 м. Причудливые по замыслу, эти маски внушают однако безмятежный покой, стран­но контрастирующий с нервозностью всей пирами­дальной массы. Изогнутые клыки в углах пасти, косматые брови, приплюснутый нос и язык, напо­ловину высунувшийся над верхней губой, не вы­зывают никакого сомнения в том, что это изобра­жение бога Ягуара. Маски с нижней части пира­миды, еще более стилизованные (один художе­ственный критик нашего времени сказал, что они принадлежат к «палеоимпрессионистскому» тече­нию), создают впечатление, что перед зрителем - морды фантастических животных, объединяющих в себе черты змей и ягуаров. Итак, от фундамента и до верхних платформ пирамида из Вашактуна образует единое целое с украшениями, может быть, необычными и причудливыми, но произво­дящими очень сильное впечатление и передаю­щими мощь всего ансамбля.

Постройки майя, будь то храмы, дворцы или пирамиды, не сравнимы ни с какими известными строениями Старого Света. У майянской и астекской пирамид есть целый ряд общих деталей, но те и другие решительно отличаются от египет­ских, которые являются храмом, святилищем или гробницей. Американская пирамида это просто гигантский постамент - естественный или насып­ной, выполняющий роль платформы для культо­вого здания, возвышая его (в прямом и в пере­носном смысле) в глазах верующих и используя в этих целях крутые, иногда очень смелые, голо­вокружительные лестницы. Итак, эта пирамида не скрывает в своем чреве никаких секретов, доступ­ных лишь жрецам, как египетские пирамиды, а выставляет святилище на яркий свет тропиче­ского солнца, вознося его на платформу, куда могли подниматься только избранные.

Архитекторы майя не знали арки и свода; их заменял так называемый «ложный свод», поэтому их здания были довольно узки и длинны, а при толстых стенах возможны были только очень ма­ленькие окошки. Зато поверхность, подходящая для украшений, была достаточно велика, чем от­части и можно объяснить великое изобилие фре­сок и барельефов в культовых центрах.

Городская архитектура, развитие которой не выдерживает никакого сравнения с архитектурой, поставленной на службу культа, расцвела особен­но в эпоху Нового царства. В некоторых городах, располагавшихся в засушливых районах, были устроены каменные или цементные плоскодонные водоемы. Археологи обнаружили сложную кана­лизационную систему для вывода воды со дворов и из помещений. Речка, протекавшая через город Паленке, была повернута в другом направлении, к подземному акведуку; по тем его местам, где он не обвалился, могут пройти плечом к плечу пять человек. Каналы, идущие от храмов и двор­цов, несли сюда воду, стекавшую с крыш и дво­ров. Ниже по течению, уже за искусственным руслом, через речку был переброшен выгнутый мост, который археологи, любители ассоциаций, сравнили с мостами древней Венеции. До нас не дошло ни одного имени тех художни­ков и скульпторов, которые высекали причудливые и в то же время поразительно мощные фигуры, мы не знаем имен архитекторов, творцов величе­ственных храмов и дворцов древнего Юкатана и создателей пирамид, хотя одна из них - из Чолулы - выше знаменитой пирамиды Хеопса из Гизе (считающейся, между прочим, одним из семи чудес света). Более того, лингвисты наших дней напрасно занимались бы поисками в многочислен­ных америндейских языках слова «искусство». Понятия этого не было в древней Америке. Ба­рельеф просто назывался богом дождя или богом кукурузы, стела была счетом годов, а пирамида - местом жертвоприношений или постройкой в честь солнца.

Историк искусства Фердинанд Антон в своем труде «Древняя Мексика и ее искусство» (Alt Mexico und seine Kunst, Лейпциг, 1965 г.) вполне справедливо отмечает, что «безымянный худож­ник, создававший керамические украшения для поклонения умершим, неизвестный скульптор, вы­тесывавший каменными орудиями каменные изо­бражения божеств, или безымянный архитектор, воздвигавший храмы и культовые дворцы, - все они имелй совершенно иное мировоззрение, чем люди нашего времени, пытающиеся объяснить себе этот умерший мир». По поводу же назначения древнего мексиканского искусства с его столь не­обычайными, самобытными формами он говорит: «Полихромная керамика в погребениях, нефрито­вые украшения на шее жрецов, обсидиановые маски для сановных покойников, каменные скульптуры у основания пирамид, здания, поражающие своими фресками и сердцами принесенных в жертву пленников, все, что составляло искусство, как и культ, предназначалось для одного - для поклонения божествам, для сохранения космиче­ского порядка».

Если архитектура майя умерла одновременно с Новым царством, искусство их живет до наших дней; каменотесы-художники, гончары и ткачи из малых поселений продолжали свой труд и во время фратрийских войн, и в период испанской колонизации, сохраняя тысячелетние традиции своего народа.

Монументальное искусство - род изобразительного искусства, воплощающего большие общественные идеи, рассчитанного на массовое восприятие и существующего в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле. К монументальному искусству относятся скульптурные монументы и памятники историческим событиям и лицам, мемориальные ансамбли, посвященные эпохальным явлениям в жизни народа (например, победе над фашизмом в Великой Отечественной войне), скульптурные и живописные изображения, включенные в архитектурное сооружение. В отличие от станкового искусства произведения монументального искусства предназначены не для музеев, выставок и частных жилищ, а воздвигаются на площадях, улицах, в парках, являются органичной частью общественных зданий. Этим произведениям свойственна подчеркнутая активность воздействия на массы, они непрерывно живут на людях и среди людей. Монументальное искусство как бы сопровождает общественные процессы, для которых предназначена архитектура, своеобразно «аккомпанирует» им.

Е. В. Вучетич, Я. Б. Белопольский и др. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде. 1963–1967 гг. Железобетон.

Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скайранис. Мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе. 1961–1967 гг. Бетон.

Синтез с архитектурой накладывает отпечаток на содержание и форму монументального искусства. Для него типичны возвышенный строй чувств, гражданский пафос, героика и символика. Включенность в архитектуру обусловливает большие размеры изображения, особенности его конфигурации и членений. Необходимость рассмотрения издали или в определенном ракурсе диктует в ряде случаев характер пропорций, подчеркнутость контура и силуэта, насыщенность цвета, лаконизм выразительных средств.

Следует различать понятия «монументальное искусство» и «монументальность в искусстве». Монументальность - это масштабность, значительность, величественность, образов, имеющих большое идейное содержание. Она родственна эстетической категории возвышенного и может проявляться не только в монументальном искусстве, но и в других разновидностях изобразительного искусства, равно как и в произведениях других искусств (литературы, музыки, театра и т. д.). В свою очередь произведения монументального искусства в некоторых случаях могут не обладать качеством монументальности, а иметь лирический или жанрово-бытовой характер.

Общество создает почву для создания прекрасной и достойной человека окружающей среды, для ее одухотворения и проникновения в нее художественного начала. Понятию монументального искусства родственно понятие декоративного искусства. Однако в последнем на первый план выступает задача украшения архитектуры или подчеркивания цветом, рисунком, декором её функционально-конструктивных особенностей, тогда как произведения монументального искусства не только украшают, но и имеют относительно самостоятельное идейно-познавательное значение. Вместе с тем между этими родами искусства нет резкой грани. Поэтому принято говорить также о монументально-декоративном или декоративно-монументальном искусстве.

Разновидности монументального искусства определяются ролью и местом того или иного произведения в архитектурном ансамбле (скульптура на фасаде или в интерьере здания, роспись на стене или на потолке и т. д.), а также материалом и техникой, в которых оно выполнено (фреска, мозаика, витраж, сграффито и т. п.), т. е. теми факторами, которые делают это произведение предметной реальностью, частью окружающей среды.

Монументальное искусство получило широкое развитие в Древнем Египте и в Древней Греции. Выдающиеся его образцы дает византийское (мозаики Равенны) и древнерусское искусство (фрески Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Москвы). Подлинный расцвет монументального искусства наступил в эпоху Возрождения (росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, настенная живопись Веронезе, скульптурные монументы Донателло, Верроккьо, Микеланджело и др.). Синтез пластических искусств, включающий монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизм, для русской художественной культуры второй половины XVIII - начала XIX в. В условиях развития капиталистического общества, особенно во второй половине XIX в., монументальное искусство переживает кризис, связанный с утратой больших общественных идеалов, с упадком и художественным измельчанием архитектуры.

В XX в. неоднократно делались попытки возрождения синтеза искусств. Можно упомянуть об опытах М. А. Врубеля и художников «Мира искусства», о прогрессивных мексиканских художниках (Ривера, Сикейрос, Ороско). Вместе с тем синтез искусств остается одной из наиболее сложных проблем времени, решению которой часто мешают тенденции создания технической, машиноподобной, конструктивистской архитектуры.

Синтез искусств, как одно из выражений творчества по законам красоты, приобретает при попытке построения коммунизма программное значение. Он необходимо включает в себя монументальное искусство. В. И. Ленин выдвинул план монументальной пропаганды, активно осуществлявшийся в СССР (см. Ленинский план монументальной пропаганды). Советское монументальное искусство особенных успехов достигло в 1930‑е гг. (преобразование городов, сооружения большого общественного значения, художественное оформление станций метрополитена, каналов, выставок и т. п.). Выдающийся вклад в его развитие внесли скульпторы И. Шадр, В. Мухина, Н. Томский, М. Манизер, С. Меркуров, живописцы А. Дейнека, Е. Лансере, П. Корин, В. Фаворский и многие другие. В послевоенный период новой формой монументального искусства явились мемориальные ансамбли, посвященные героике Великой Отечественной войны (наиболее значительные из них созданы при участии архитекторов скульпторами Е. Вучетичем в Волгограде, А. Кибальниковым в Бресте, М. Аникушиным в Санкт‑Петербурге, В. Цигалем в Новороссийске и др.). Монументальное искусство все полнее входит в жизнь, становится неотъемлемым компонентом формирования эстетического облика сел, поселков, городов, создания целостной эстетической среды. Выдающиеся произведения современного монументального искусства созданы скульпторами Л. Кербелем, В. Бородаем, Г. Йокубонисом, О. Комовым, живописцами А. Мыльниковым, И. Богдеско, В. Замковым, О. Филатчевым и другими.



Загрузка...
Top