Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально — художественного развития дошкольников. Музыкальная гостиная приглашает «Такая разная музыка…

Музыкальная гостиная в старшей-подготовительной группе детского сада. Сценарий

Сценарий развлечения для детского сада "Музыкальная гостиная"

Цель: Способствовать развитию творческого потенциала детей в исполнительской деятельности.
Задачи: Расширить представление детей о способах исполнения песен (ансамблем, с использованием детских музыкальных инструментов, под фонограмму), танцев (группой, с использованием инструментов, в паре); побуждать детей делиться своими увлечениями, обсуждать выступление товарищей. Вызывать интерес к выступлению гостей музыкальной гостиной.
Пособия и материалы: металлофоны, ложки, домра, мультимедийная презентация.

Ход развлечения

Под музыку «Страна волшебная» дети входят в зал, занимают заранее приготовленные места.
1Ведущий.
Здравствуйте, уважаемые любители музыки!
Да, да, именно любители, потому что сегодня в этом зале собрались те ребята из нашего детского сада, у которых есть музыкальное увлечение.
Без музыки, без музыки,
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.
2 ведущий
И в танце не покружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь.
1 ведущий
Так пусть сегодня в этот зал
К нам музыка войдёт,
И каждый вместе с музыкой
Станцует и споёт!
И я даже знаю ребят, которые очень любят петь. И скажу вам по секрету таких детей в нашем детском саду очень много! Вот, например дети из старшей группы. Они пришли к нам втроём. Скажите, ребята, вы все вместе будите петь? Значит, мы услышим песню в исполнении трио. Какую вы песню нам исполните?
Ребёнок
Песен много есть на свете
В них поётся обо всём
Подарил мне брат платочек
Мы об этом вам споём.
Песня «Подарил платочек» муз Александровск ого
2 Ведущий
А вижу ребят, у которых на столе металлофоны. Интересно, они будут петь
или играть на музыкальных инструментах? Ребята, расскажите, с каким
музыкальным номером вы пришли к нам?
Ребёнок
Долго думали мы вместе
Как спеть песню интересней?
И сказал тогда Антон:
Надо взять металлофон!
2Ведущий
Значит, вы сейчас будите петь и играть на металлофонах?
Я правильно вас поняла?
Итак, дети подготовительной группы исполняют песню…
Дети
Прощание с дождём
Песня с использованием металлофонов «Прощание с дождём» муз. А Евтотье вой

Ребёнок
Разрешите мне сказать!
Петь втроём – хорошо!
С металлофоном – лучше!
В хоре – тоже ничего,
Ну, а с папой круче!
1Ведущий
Значит ты, Кира, пришла сегодня с папой?
Папа.
Здравствуйте, у нас музыкальная семья. Поэтому музыка часто звучит в нашем доме. И сейчас мы с Кирой это вам докажем.
Ребёнок
Мы с папой исполним песню «Щенок»
Песня «Шёл по улице щенок» сопровождается танцевальной композиц ией


воспитатель подготовительной группы
Это всё очень интересно, но я хочу рассказать вам про свою воспитанницу
Арину Ходос. Она тоже очень увлекалась пением.
Пела, даже когда ребята танцевали
2Ведущий
А мы можем вспомнить, как это было.
Просмотр видеорол ика
И сегодня Арина у нас в гостях. Здравствуй. Арина, расскажи, ты продолжаешь заниматься пением? Ты нам сегодня споёшь?
Песня «Человек Чудак» муз А. Петрищев ой


1Ведущий
А я вижу двух девочек с инструментом, которого у нас в детском саду нет.
А девочки эти тоже наши воспитанницы Арина и Полина.
Девочки, что это за инструменты? Вы учитесь в музыкальной школе?
Почему вы играете именно на домре?
Арина
С детства слушали гитару, домру и аккордеон
Потому что наша мама музыкальный чемпион!
Полина.
На гитаре научиться мы хотели бы с сестрой
Пока руки подрастают
Освоим инструмент такой
2Ведущий
Вместе с Ариной и Полиной у нас в гостях концертмейстер из детской музыкальной школы Галина Сергеевна. Она поможет нашим девочкам исполнить музыкальные произведения на этом народном инструменте.
Игра на домре «Весёлый крестьянин» муз. Шум ана


Ведущий
А я вижу ребят в поварских колпаках, интересно, они тоже будут петь?
С чем вы сегодня пришли?
Ребёнок
А теперь знакомьтесь с нами!
Кашу сварим мы с друзьями.
Кашу в танце сварим мы.
Что не веришь?
Все
Посмотри!
Танец «Варись, кашка» муз. А. Петрищев ой


1Ведущий
Действительно, сразу видно, что эти ребята очень любят танцевать.
2Ведущий
А я знаю ребят, которые не только танцуют, но ещё и играют на музыкаль-ных инструментах, только вот на каких?
Ребёнок
Как ударим дружно в ложки,
Как притопнем каблучком.
И сыграем, и станцуем,
И закружимся волчком!
Танец с ложками «Снег снежок» р.н. м.


1Ведущий
Да, в нашем детском саду очень много ребят увлекаются танцами. Я тоже хочу рассказать вам об одном мальчике, который ходил к нам в детский сад 5-6 лет назад. Посмотрите, каким он был, ну, совсем как вы. Очень любил выступать, очень любил танцевать Сегодня этот мальчик тоже у нас в гостях, это Данил Шанкин. Он не только очень серьёзно занимается бальными танцами, но ещё и является призёром многих танцевальных конкурсов.Данил, расскажи, сколько лет ты занимаешься танцами.
Короткий рассказ Дан ила
2Ведущий
Ну и, конечно, мы сегодня увидим выступление Данила и его партнёрши
Танец «Сам ба»


1Ведущий
Последние нотки, увы, прозвучали,
Хоть музыкой доброй наполнился зал
Сегодня мы даже немножко устали,
Но каждый, я думаю, много узнал!
2Ведущий
Каждый день от души,
Песни пой, играй, пляши,
Музыкальною палитрой ты картину напиши!
1Ведущий
Давайте за руки возьмемся,
Давайте с музыкой сольемся,
Сердца забьются в унисон.
Пусть души наши озаряет,
Пусть никогда не замолкает
Прекрасных звуков стройный хор.
Под песню «Гимн музыки» дети выходят из зала

Задачи:

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в детском саду, направленной на формирование основ музыкальной культуры у всех участников педагогического процесса.
Развивать творческий потенциал взрослых и детей.
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность взрослых и детей.
Способствовать гармонизации детско-взрослых отношений через организацию совместной деятельности и общения.

Ход мероприятия:

Под музыку выходит ведущая, в руках у нее букет из разноцветных нот.
Ведущая: (читает стихотворение И. Волобуевой)

Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.

Здравствуйте, большие и маленькие гости нашей музыкальной гостиной! Посмотрите, в руках у меня семь волшебных нот. Они сегодня расскажут нам очень много интересного о музыке. А вы знаете их названия?
Дети До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Дети читают стихи:

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!

Ведущая: Когда – то давно В.А. Сухомлинский написал, что «детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство». Его слова все также актуальны и в наше время.
Дети читают стихи:

Музыка – это не только лишь звук,
Музыка – это движенье,
И вылетает, как птица из рук
Нот беспокойных круженье.
***
Уносит музыка нас в прошлые века,
Ведь нам туда другой дороги нет,
Нас ждет чудес там много, а пока
Для всех звучит сегодня менуэт.

Дети исполняют танец «Менуэт»

Ведущая:

День встретишь веселою песней,
И вечером песню споешь –
Становится жизнь интересней
И мир – несказанно хорош.

Следующая нотка – песня. Я предлагаю всем гостям помочь ребятам исполнить песню «Улыбка» В.Шаинского.
Ведущая:

Союз прекрасный – музыка и дети!
Какое счастье слышать голоса,
Которых нет чудеснее на свете,
И видеть благодарные глаза.

А сейчас я предлагаю всем участникам поиграть в музыкальную викторину. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. За правильный ответ вы будете получать веселую нотку.

Вопросы музыкальной викторины:

1. Как называется профессия человека, который сочиняет музыку? (Композитор)
2. Какой танец прославил Вену на весь мир? (Венский вальс)
3. Какой предмет нужен исполнителю песни, чтобы его голос звучал громче? (Микрофон)
4. Какой музыкальный инструмент привязывали на русскую тройку? (Колокольчик)
5. Какое музыкальное произведение прославило Мендельсона? (Свадебный марш)
6. Какой самый большой музыкальный инструмент в мире? (Орган)
7. На каком музыкальном инструменте играют все малыши на свете? (Погремушки)
8. Как называется профессия человека, который исполняет разные песни?). (Певец)
9. Как называется самый известный русский народный инструмент? (Балалайка)
10. С какой птицей сравнивают певца с красивым голосом? (С соловьем)

Ведущая:

Много звуков чудесных в природе –
Соловей в тихой роще поет…
Но волшебные звуки мелодий,
Композитор для нас создает.

И следующая нотка это выступление мамы. Она нам исполнит нам произведение на гитаре. А кто знает слова песни, подпевайте.

Ведущая Помогая ходу истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории
И симфонии в мире есть.
Но меж ними храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбка милая –
Танец маленьких лебедей. (М. Алигер)

Дети исполняют «Танец маленьких лебедей»

Ведущая: У меня в руках следующая нотка. Всем малышам мамы поют на ночь колыбельные песни, давайте сегодня мы устроим конкурс среди мам на лучшее исполнение колыбельной песни.

Проводится конкурс «Колыбельная песня».

Победители и участники награждаются скрипичными ключиками.
Девочка читает стихотворение

Берёзовая роща – это арфа:
На ней играет набежавший ветер
Простую, незатейливую песню…
К дороге подошедший перелесок,
Как парень, растянул свою гармонь –
Широкую мелодию Руси!
А лес сосновый – золотой орган,
И музыка его почти что зрима:
Она взлетает вверх с движеньем кроны.
И вижу я в орешнике – рожок,
И слышу я в осине – балалайку,
И клён звенит,
Как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивляюсь,
Как много музыкальных инструментов
Подметил у природы человек…

Ведущая: Уважаемые гости, наши ребята тоже очень любят играть на музыкальных инструментах и сейчас они исполнят для вас
Ведущая. А вот и радужная, волшебная нотка.

Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая
Мне снилась музыка… Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.

(Владимир Лазарев)

Дети исполняют танец «Волшебство»

Ведущая: Известный русский педагог В.А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта. Это воспитание человека». Поэтому так важно развивать у ребенка музыкальные способности с самого раннего детства, приобщать ребенка к волшебному, прекрасному и удивительному миру музыки. И сегодня я хочу закончит нашу встречу замечательным стихотворением Е.Винокурова:

Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.

Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитор Е.Дога, дети и взрослые танцуют, уходят домой.

Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.

Задачи : через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать своё мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии. Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление. Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении. Развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей. Воспитывать умение коллективно работать, учитывая мнение товарища, избегать конфликтных ситуаций.

Материал:

Репродукции картин:

И. Левитан «Золотая осень», «Осенний пейзаж с церковью», «Октябрь»; С. Кротова «Осень»; Ф. Васильев «Буря»; А. Жданов «Октябрь»;

И. Курныков «Осенний дождь»; Ю. Бобин «Ноябрь».

Музыкальный ряд:

С. Намина «Мы желаем счастья вам»; А. Бородин «Полька»; Ф. Черчель «Вальс»; П. Чайковский «Октябрь»; Майкопар «Бурный поток»; М. Легран «Шербугские зонтики»; Спадавеккиа «Старый жук»; Паулс «Пасмурно»; А. Рубинштейн «Мелодия».

Осенние разноцветные листья на каждого ребенка; 2 листа ½ ватмана, цветной картон; гуашь, кисти, ножницы, клей.

Корзина, украшенная листьями, с маленькими коробочками сока (угощенье).

Предшествующая работа:

Согласно плана проекта – циклы занятий по ИЗО, ознакомление с искусством, художественной литературой; наблюдения за осенними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени. Беседы об увиденном и услышанном.

Разучивание стихов и песен об осени. Подготовка музыкального материала с помощью педагога и учеников Центра Детского Творчества.

Ход занятия:

Дети под музыку С. Намина «Мы желаем счастья вам» входят в зал, встают полукругом и поют припев песни, здороваются.

Воспитатель – Мы рады гостям, рады друг другу. Давайте улыбнемся всем: тому, кто справа, тому, кто слева, кто впереди вас. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Затем дети проходят на стульчики.

Воспитатель - сегодня мы с вами поговорим о чем-то прекрасном и знакомом для вас. А что это, вы узнаете из загадки: (воспитатель загадывает загадку)

Вот художник так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот? (Осень)

Воспитатель - да, мы с вами еще раз поговорим об осени, ведь это время года необычное. Оно такое разное. Хоть все считают, что осень – грустная пора, но ведь, она приносит с собой не только хмурое небо и холодный дождик, но и красоту и радость, которую мы можем встретить в осенних садах, скверах и лесах.

Из всех картин осеннюю люблю.

Достойно мудрой красоты её звучанье.

Слезами, полными любви и увяданья,

Роняет робко осень молодость свою.

Нет ни одного человека, который не любовался бы красками осени, а какие краски у осени? (ответы детей). Поэтому на это время года обращали свое внимание художники. Сколько замечательных картин, пейзажей написано об этом времени года, вы только взгляните (воспитатель обращает внимание всех на выставленные картины).

Я предлагаю на время стать всем художниками и оставить на листе ватмана яркие краски осени, а в конце нашей встречи мы увидим во что превратятся ваши мазки. (Техника рисования - «монотипия». Все участники вечера наносят яркие пятна на силуэт листочка, а сверху накладывают белый лист с силуэтом и разглаживают рукой).

Воспитатель - осень воспевали и поэты, они этому времени года посвятили свои чудесные стихи, которые сегодня мы с вами услышим.

Так же это время года нашло свое отражение и в музыке, ведь осень дарит нам столько эмоций, столько чувств, а это может выразить музыка. А подарят нам звуки и настроение осени наши гости из Центра Детского Творчества.

Воспитатель – сейчас хочу проверить, как вы знаете приметы осени, и загадаю несколько загадок:

И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать (дождь).

Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, слышишь его, а не видишь (ветер).

Его весной и летом все видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево).

Рыжий Егорка упал в озёрко. Сам не утонул и воды не всколыхнул (осенний лист).

А вот о верной примете осени прочтут стихотворение наши детки (трое детей).

Верная примета

Г. Ладонщиков

Ветер тучи гонит,

Ветер в трубах стонет,

Дождь косой, холодный

По стеклу стучит.

На дорогах лужи

Морщатся от стужи,

Под навесом прячутся

Грустные грачи.

Верная примета,

Что проходит лето,

Что спешит с подарками

Снова осень яркая,

Воспитатель – да, начинается осень с ярких красок, которые дарят столько эмоций, удивленья. Вот послушайте, как настроение стихотворения «Осень» передается в музыке.

А. Бородин «Полька» (исполняют гости), а прочтет стихотворение Артем.

Осень

З. Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

(На полу заранее разложены разноцветные листья.)

Воспитатель - посмотрите, сколько красивых листочков. Откуда они? (ответы детей). Да это нам подарил листопад. Послушайте Никиту.

Листопад

Ю. Коринец

Вьётся в воздухе листва,

В жёлтых листьях вся земля.

У окошка мы сидим

И глядим наружу.

Шепчут листья: - Улетим! -

и ныряют в лужу.

Воспитатель - давайте возьмем в руки эти красивые листочки, и устроим листопад.

(Дети под звуки польки подбрасывают листья и выполняют дыхательное упражнение «подуем на листочки».)

Воспитатель - На что похож этот листопад? (ответы детей). Вот послушайте, о чем вам расскажет Вероника. (Дети собираются в круг.)

Озорники

Л. Разводова

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья, -

Дождь из листиков и я.

Воспитатель - я предлагаю потанцевать всем с листиками, а помогут нам в этом наши гости и исполнят вальс композитора Ф. Черчеля, этот танец очень хорошо передает кружение листочков.

Танец – импровизация с листочками.

Воспитатель - Хорошее у вас настроение? Это настроение от красок, звуков листвы и ее кружения дарит нам 1месяц осени. (какой? сентябрь). Как такую осень называют? (золотая, почему?).

Но вот на смену сентября приходит, что? (октябрь). Он дарит не только хорошее, радостное настроение, но бывают дни и серые, и хмурые, когда бывает плохое настроение, вот посмотрите на картину И. Левитана «Октябрь», а Андрей прочтет стихотворение:

В октябре

Г. Ладонщиков

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Воспитатель - я предлагаю послушать отрывок музыкального произведения П. Чайковского из цикла «Времена года», которое так и называется «Октябрь». И вы почувствуете всю грусть и печаль этой поры, а исполнит его Людмила Владимировна.

Но бывает не только грустно, но и тревожно, ведь осенью наступает пора ненастья. Расскажет об этом Соня (картина Ф.Васильева «Буря»):

Ненастье

А. Тихонов

Задрожали листья, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря, ворвавшись, злая

Рвёт, и мечет, и воет в лесу.

Воспитатель - вот послушайте, как композитор Майкопар передал такое состояние природы, а пьеса так и называется «Буря».

Воспитатель - пусть ненастных серых дней будет поменьше, и пусть природа подарит нам радость от встречи с осенью. Предлагаю полюбоваться картинами осенней природы на нашем вернисаже, а музыка М. Леграна «Шербугские зонтики» поможет передать все настроения этого удивительного времени года.

(Дети проходят к импровизированной выставке картин.)

Воспитатель - Чем же человек занят в осеннюю пору? (ответы). Человек утепляет свое жилье, помните, как говорилось в стихотворении:

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

А как он утепляет? (ответы). Вот послушайте, Лиза расскажет, что произошло в одной семье:

Агния Барто

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой, он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья...

И я зову на помощь маму:

Там жук живой!

Раскроем раму!

Воспитатель – как вы думаете, спасли жука? Давайте потанцуем и поиграем с жуком, а помогут нам дети из ЦДТ и композитор Спадавеккиа с песенкой «Старый жук». Приглашайте своих родителей в круг.

Танец – игра.

Воспитатель - ну, вот мы и повеселились, утеплили свои дома, чтобы не замерзнуть, потому, что наступает какая осень? (поздняя). Вот мы и добрались до последнего месяца осени, это месяц? (ноябрь). Что говорит народ про эту пору? «Ноябрь - предвестник зимы». Послушайте, как грустно звучит это стихотворение, которое прочтет Настя:

Осень

И. Мазнин

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землей

Почти в обед.

Воспитатель - как хорошо передано это грустное, осеннее настроение в произведении Р. Паулса, которое называется «Пасмурно». (Картина Ю.Бобин «Ноябрь», исполняют пьесу гости).

Воспитатель - Ну вот и пролетели мимо нас все три месяца осени, и природа приготовилась к встрече зимы.

(Звучит «мелодия» А. Рубинштейна и воспитатель читает стихотворение).

Стоят леса полупустые,

Слова, роняя золотые,

Проходит осень по лесам.

Уже позванивают льдинки.

Уже прохладна синева,

Уже висят на паутинке

Её прощальные слова.

Воспитатель - уходит осень, но оставляет приятные чувства, ведь она нам подарила столько красок и эмоций, а еще что? Нам расскажет Арсений М:

Осень

И. Винокуров

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные –

Фартук розовый –

Зонтик желтый –

Фрукты осень

Дарит нам.

Воспитатель - выносит корзину, украшенную осенними листьями, а в ней сок.

(Дети получают в подарок коробочки с фруктовым соком.)

Воспитатель - Хочется, чтобы в нашей памяти остались яркие воспоминания об осени, как пестрые осенние листья.

(Воспитатель напоминает, что в начале вечера дети рисовали яркие мазки, а родители вырезали из ярких полотен листья и наклеили на цветной ватман и получились картины.)

Эти картины украсят нашу группу и будут напоминать об этом вечере.

Одну воспитатель дарит детям, а вторую дети дарят гостям из ЦДТ и благодарят их за подаренную замечательную музыку, которая звучала в их исполнении весь вечер.

И нам приходит пора прощаться, так давайте пожелаем на прощанье всем счастья.

Дети встают полукругом и поют припев песни С. Намина «Мы желаем счастья вам», и под музыку выходят из зала.

Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная.

"Зимний вечер"

Старший дошкольный возраст

Задачи: Воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки и поэтического слова.

Предварительная работа.

1.Слушание произведений: А. Вивальди Концерт «Зима» 1и 2 части; П.И. Чайковского «Зимнее утро»;

2.Чтение и разучивание стихотворений о зиме.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас приветствовать в нашей уютной музыкальной гостиной, где нас снова ждёт встреча с музыкой и поэзией.

Вот уже полноправной хозяйкой пришла зима и всё раскрасила в свой любимый цвет. Всё кругом белое, одинаковое…..

Как это наверное скучно и не интересно? Расскажите, какой бывает зима? (Ответы детей: холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.)

Послушайте какой словесный портрет Зимы нарисовала в своём стихотворении поэтесса Л. Чарская. (Звучит в записи музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Зимние грёзы», на фоне музыки ведущий читает стихотворение)

Кто в пушистой шубке белой Новый взмах- и речка встала

Лёгкой поступью и смелой Та, что звонко лепетала

Вышел в час утра? С давних пор.

На кудрях её пушистых Кверху руку поднимает

Много блёсток золотистых Вмиг деревья накрывает

Много серебра. Чистым серебром.

На губах зари багрянец, По вершинам бродят взоры

На щеках живой румянец И роскошные узоры

Пышет горячо. Вытканы кругом!

Рукавичкою взмахнула – раз, Эта белая шубейка

Куда бы не взглянула Всем знакома, чародейка-

Застлан был ковёр… Матушка – зима!

(дети делятся впечатлениями, какой образ представили себе, слушая стихотворение)

Ведущий: Если вы внимательно послушаете ещё одно стихотворение, то услышите новые определения. Назовите их.

Ребёнок: Вот зима пришла серебристая

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках

Всё катается.

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается.

В окнах пишет узор

Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

С свежей ёлочкой.

Дети называют: зима – красавица, чародейка, волшебница, художница, затейница.

Ведущий: Давайте послушаем фрагмент из концерта «Зима» Антонио Вивальди. Какая зима видится вам при звуках этой музыки? (звучит 1 часть концерта)

Дети: сердитую, колючую, вьюжную.

Ведущий : Почему вы так решили?

Дети: Потому что музыка звучит громко, быстро, отрывисто.

Ведущий: Да, композитор изобразил картину суровой зимы. Вы слышали вначале надоедающие звуки вьюги, резкие короткие аккорды звучат как порывы ветра; метёт снег, сыплются колкие снежинки. На этом таинственном фоне пронзительно, тревожно, жалобно поёт скрипка. Музыка звучит взволнованно, яростно.

Давайте послушаем какими поэтическими строчками можно рассказать об этой музыке?

Дети читают строки стихотворений А.С. Пушкина; С. Есенина

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима!

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Кружится и хохочет

Метель под новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не даёт.

Ведущий: Что же происходит во второй части концерта? Слушаем. (звучит фрагмент из 11 части концерта)

Дети определяют характер музыки. (музыка звучит спокойно, медленно, задумчиво)

Ребёнок: Чудная картина Свет небес высоких

Как ты мне родна И блестящий снег

Белая равнина, И саней далёких

Полная луна. Одинокий бег.

А. Фет

Ночью в полях под напевы метели

Дремлют, качаясь, берёзки и ели.

Месяц меж тучек над полем сияет

Бледная тень набегает и тает…

И. Бунин

Ведущий: После бури всегда бывает затишье. И в эти минуты можно полюбоваться зимним пейзажем. (предлагаются для рассматривания репродукции картин) Всё спокойно. Пушистое снежное одеяло покрыло всё вокруг, речка скована льдом. И только снежинки переливаются и блестят в лучах солнца.

Зимний лес искрится снежной белизною

И туман клубится над синею тропою.

Ёлочки-красавицы застыли на опушке,

А снежинкам нравится сверкать на их макушках.

Звучит пьеса «Декабрь» П.И. Чайковского. Дети танцуют с снежинками.

Ведущий: Знакомы ли вам эти строки?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Дети: Это стихи Пушкина.

Ведущий: Совершенно верно. На эти стихи композитор Яковлев сочинил романс. Хотите послушать? (Исполняется романс «Зимний вечер»).

Ведущий: Зимой бывает и другая погода, когда светит яркое солнце, лёгкий морозец пощипывает щёки, хрустит под ногами снежок. Красота! Нас ждут зимние забавы. А что можно делать зимой?

Звучит «Шутка» И. Баха – дети имитируют игру в снежки, катание на лыжах и санках, лепят снеговика и водят вокруг него хоровод.

Ведущий: Молодцы, вам не страшен мороз. Не даром говорится, мороз не велик, да стоять не велит. А теперь все на улицу! Зима вас ещё порадует и удивит.

Обычно вы оставляете мне рисунки на память о нашей встрече. Не будем изменять традиции и в этот раз. Жду ваших работ.

А теперь до свидания, до новых встреч.

Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная

«Люблю тебя, мой город Лангепас».

«Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость к своей истории»
Д. С. Лихачев

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Вос –ль. Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть сегодня здесь в этом зале.

Нас ожидает необычайно интересное путешествие, посвящённое нашему

городу Лангепас.

Вос – ль. Этот город знают люди,

И о нём идёт молва,

Что всегда стоять он будет

И цвести ему века.

Вос - ль. Я приглашаю вас совершить путешествие по нашему городу.

История страны складывается из истории малых городов, сел, из истории людей живущих в них. Каждый ребенок, еще с детского сада запоминает свой адрес: дом, улицу, где он живет, и, конечно же, название города. У каждого есть свой двор, свой любимый уголок, и каждый по-своему любит свой город. Но не каждый задумывается о том, как его город появился, какие люди построили его, кто жил и живет в городе.

Лангепас один из самых красивых северных городов, в переводе - «беличье угодье». Он такой же красивый, веселый и озорной как белка. Белка является символом нашего города, она украшает герб, флаг города Лангепас.


Наш Лангепас - это индивидуальность и неповторимый характер.

А сейчас я вам предлагаю послушать стихи, которые посвящаются нашему городу.

Дети:

1.Богат наш город Лангепас,
В нём добывают нефть и газ.
Кедрач и клюква здесь растёт,
Грибник грибы здесь соберёт.
Уютом светятся дворы.
Здесь очень много детворы,
Здесь люди сильные живут,
Сибиряками их зовут.
Расту с тобою вместе я,
Мой Лангепас, ведь мы - друзья!

2.Люблю тебя, мой Лангепас,
Люблю и днём, и ночью.
Ты жизнь мою от грусти спас,
Люблю тебя я очень.
Люблю тебя, мой Лангепас,
Люблю твой день морозный,
Не забываешь ты о нас,
Покрытый ночью звёздной.
Нефтяники, строители –
Все дружная семья.

Вед. Но не только про наш город сочиняются стихи, но и песни.

Звучит песня «Любимый город»

Вед. Всем известно, что история любого города воплощается в его памятных местах, скверах, памятниках. О достопримечательностях нашего города я начну с монумента «Цветок».

Монумент в форме распустившегося цветка был подарен президентом нефтяной компании «Лукойл» Вагитом Юсуфовичем Аликперовым на шестнадцатилетие города Лангепас. 7 сентября 2001 года, состоялось открытие монумента «Цветок». Можно лишь догадываться, почему именно это земноводное растение - лотос - было избрано в качестве дара городу. Как утверждают ботаники, семена лотоса сохраняют всхожесть в течение нескольких тысяч лет! Это как символическое пожелание городу жить и процветать долгие-долгие годы. Цветок гармонично вписался в окружающий архитектурный ансамбль. Уже сами горожане дали название ему "Лотос".



Вед. Еще в нашем городе есть сквер Памяти воинов Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов с мемориальным комплексом. Он посвящен солдатам, которые погибли на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, и тем, кто пал, выполняя интернациональный долг в горячих точках нашей планеты. Этот мемориал память о всенародном горе. Сюда приходят ветераны в орденах и медалях, здесь, 9-го мая, собирается весь город на день Победы. Эти традиции, которые надо сохранять и передавать следующим поколениям…



СОЛДАТ (в сокращении)
Мария Вагатова

…Хоть из камня он, но все же
Он весне прийти поможет,
Той, что сам когда-то спас…

Непременно лед растает
И ручьём веселым станет,
Зазвенит в урочный час.

В этом звоне, в перекатах,
Слышу я слова солдата,
Несказанные слова:
- Будьте на меня похожи,
Вы ведь все солдаты тоже…
….

Вед. Есть памятники отдельным людям, но есть памятники отдельным событиям, явлениям – памятники-символы. Лангепас - город нефтяников и поэтому в нашем городе имеется два памятка, которые называются «Капля нефти» Монументы «Капля нефти» символизирует добычу черного золота, Западную Сибирь как центр нефтегазовой промышленности.


Капля нефти


Так много жизней и имен
Сокрыто в капле черной!
К ней шли годами на поклон
Маститые ученые
За Камень, за седой Урал
Мечты их устремлялись.
В Сибири Западной, в глуши
Надежды оправдались!

Вед. Сейчас, ребята мы послушаем с вами песню о нашем городе, Которая называется «Лукойл-Лангепас».

(Дети слушают и смотрят ролик « Лукой-Лангепас»)

Вед. В нашем городе проводятся очень много праздников. Одним из любимых праздников лангепассцов является праздник, который называется «Хантыйские забавы». Сейчас я вам предлагаю поиграть в одну из хантыйских игр, которая используется на этом празднике, а называется она «Оленьи упряжки».

(Участники разбиваются на пары: один садится, другой везет. Оббегают кеглю и меняются местами, возвращаются назад. Эстафету принимает другая пара.)

В 2010 году к большой радости горожан, в нашем городе появилось сразу несколько замечательных памятников: «После вахты» и «Мальчик, играющий с собакой», "Память первопроходцам". 31 августа 2010 года состоялась торжественная передача бронзовых скульптур Скульптурные композиции были созданы народным художником России, лауреатом Государственной Премии РФ, скульптором Андреем Ковальчуком


"Память первопроходцам"


"После вахты" - скульптор - Андрей Ковальчук


Мальчик, играющий с собакой» -

В мастерской Андрея Ковальчука


Вед. Сегодня мы ребята познакомились лишь с немногими памятниками нашего города, послушали и исполнили песни о нашем городе, рассмотрели картины с достопримечательностями нашего города.

На сегодняшний день наш город с богатым прошлым и достойным настоящим. Он стал родным домом для десятков тысяч семей и родиной для тех, кто родился в нем. Впереди у Лангепас большое будущее, которое, связано с богатством недр и трудом каждого, кто когда-то связал свою судьбу с этим городом.

Ребенок:

Любимый город

Город, мой любимый,
Город, мой родной,
Лангепас, мой милый,
Сердцу дорогой.
Мы растём с тобою вместе,
Ты растёшь и я.
И живём с тобою вместе,
Как одна семья.
Я хочу, чтоб ты весёлый
И красивый был.
И хочу, чтоб как и я,
Ты меня любил.

Ребенок:

Родной Лангепас

Спасибо, строитель,
Спасибо от нас
За город любимый,
За наш Лангепас.
Белея высоко,
Дома стали в ряд.
«А было тут пусто», -
Отцы говорят.
Мы - новая смена,
Нам строить и жить,
В родном Лангепасе,
Всем крепко дружить.
Павел Ефремов

Дети исполняют песню «Лангепас»

Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная

«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…..»

Ведущая (музыкальный руководитель):

Зима….

Какое прекрасное время года!

«Мороз и солнце! День чудесный!» или:

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась. Клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…»

Так говорил об этом необыкновенном времени года А.С. Пушкин. Если посмотреть на улицу, то мы можем наблюдать оттепель, но это вовсе не значит, что зима отступила, до конца марта ещё будут метели, морозы и ветры. Ребята, скажите, нужна ли нам зима вообще? Может, нам будет без ней лучше? (Дети отвечают).

Ведущая предлагает спеть песню «Здравствуй, гостья, зима», слова И. Никитина, дети исполняют песню.

Ведущая (уточняет ): Конечно, нужна, ведь это здорово – кататься на санках; приходит в гости Дед Мороз с подарками, только зимой можно играть в снежки, дышать свежим морозным воздухом, ловить ладошкой падающие снежинки. Без зимы было бы скучно, без зимы не будет казаться прекрасным временем года ни весна, ни лето.

Дети и родители читают стихи: «Поёт зима, аукает…», «Белая берёза» С. Есенина.

Ведущая . А какие у зимы завораживающие мелодии! Давайте ещё раз откроем для себя её красоту, послушаем музыкальное произведение «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. (Дети слушают фонограмму ).

Вот мы слышим первую мелодию зимы, она звучит очень тихо. И действительно, зима подходит незаметно, очень тихо. Всё происходит, как в сказке. За одну ночь зима может построить себе серебряный дворец, покрыть снегом дома, деревья, мостит мосты через реки и озёра. Однажды проснёшься утром и видишь, что за окном всё изменилось: и деревья, и дома покрыты белым пушистым снегом, и сразу охватывает какая-то непонятная радость, словно произошло полное обновление не только в природе, но и в человеке, в самом себе, так и хочется посидеть у камина или печки и вслушаться в мелодию тихой зимы.

Ведущая предлагает послушать музыку П.И. Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года» . (Дети слушают фонограмму).

Ведущая . «Камелёк» - какое необыкновенное слово, можно представить перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, мерцание догорающих углей и даже почувствовать их тепло.

«И мирной неги уголёк ночь сумрака одела,

В камине гаснет огонёк, и свечка нагорела»

(А.С. Пушкин)

Давайте зажжём свечу и послушаем музыку, глада на свечу.

«Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылёк».

Ведущая . Как удивительно гармонируют эти стихи Пушкина с мелодией неторопливой, мечтательной. И только, как бы невзначай, короткая музыкальна фраза вносит тревожные нотки, как будто кто-то нарушил эту тишину, всё время повторяется небольшая музыкальная фраза, похожая на тихую жалобу, даже слышится тревога в музыке, но, может, это сказка, и каждый, слушая эту музыку, представляет свою сказку, вновь слышится мелодия как в начале, прошла тревога. Всё вновь успокаивается и замирает.

Дети слушают фонограмму.

Ведущая . Прекрасна наша русская зима, не страшен мороз народу, возьмём колокольчики и поедем на саночках кататься!

Песня «Саночки»,

музыка А.Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Ведущая . Давайте вспомним, как зиму изображают наши великие поэты в своих стихах.

Дети и родители читают стихи «Детство» и «Зима» Сурикова.

Ведущая . Скажите, пожалуйста, какую картину мы называем пейзажем? Что на ней изображено? Какие краски используют художники в своих произведениях, чтобы изобразить зимний пейзаж? (Дети и взрослые отвечают.) теперь обратимся к великим русским художникам.

Ведущая вместе с детьми и родителями рассматривают репродукции картин «Мартовский снег», «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Зимнее солнце», «Русская зима» К. Юона, «На севере диком» И. Шишкина.

Ведущая читает стихи С. Есенина: «Ночь вокруг тишина. В природе всё спит, своим блеском луна всё вокруг серебрит….»

Ведущая . Наверное, вы не раз видели похожий уголок леса. (Ведущая предлагает семьям представить свои мультимедийных презентации на тему: «Зимняя сказка»).

Только талантливый художник может увидеть эту красоту и запечатлеть её в своём великом произведении. Если побродить по зимнему лесу, то мы увидим не один терем-теремок. Это лесные жители устраивают свои зимние домики. Расскажите, как звери зимуют: лисы, белки, медведи и другие лесные обитатели? (Дети отвечают.)

Ведущая предлагает спеть песню «Почему медведь зимой спит?» (музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова). Дети исполняют песню. Подвижная игра «Мишка, мишка, хватит спать!»

Ведущая . А когда зима подходит к концу, вся природа будто пробуждается ото сна.

«Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая,

Там, где шла и плакала, трогая берёзки,

Выросли подснежники – «снегурочкины слёзки».

Первыми предвестниками весны была Масленица. Масленица – это народный праздник, во время Масленицы пекут блины круглые, в форме солнца, и заводят весёлые хороводы.

Ведущая предлагает родителям и детям поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота», объясняет правила игры; дети играют.

Ведущая : На этом закрывается наша «музыкальная гостиная». До новых встреч!

Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Творчество русского композитора

П.И. Чайкоковского»

Цели: приобщение детей и родителей к творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского; формирование основ музыкальной культуры; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера и жанра; различать оттенки настроений в музыке, передавать их в движениях; расширять словарный запас.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Апрель”. Дети и родители входят в зал и садятся.

Воспитатель : (на фоне музыки)

Тихо , Тихо сядет рядом
Входит
музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовет нас за собой.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, дети и уважаемые родители. Я рада вас видеть в музыкальной гостиной. Сегодня мы соприкоснемся с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, (обратить внимание на портрет). Уже в детстве появилось влечение Чайковского к музыке. Юный композитор учился в Петербурге, затем переехал в Москву и занимался там педагогической работой, учил будущих композиторов и сам сочинял музыку. Музыка великого композитора радует и волнует слушателей всего мира. П.И.Чайковский проявлял особый интерес к жизни детей. “Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни” – писал композитор. Для своего племянника Володи Давыдова П.И. Чайковский написал “Детский альбом”, в который вошли 24 замечательных детских пьес, (показывает альбом, сопровождая его словами).

Не простой он, музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят много лет тому назад.

(Открывает первую страницу)

Итак, страничка первая открывается.
Льется музыка рекой,
Вьется нотною строкой
Снова звуков половодье
Захлебнуло все вокруг,
И кораблики мелодий
Выплывают из под рук.

Послушайте произведение Чайковского “Сладкая греза” в исполнение музыкального инструмента домры в сопровождении фортепиано. Вслушайтесь в эту музыку, помечтайте, пофантазируйте.

(“Сладкая греза”)

Музыкальный руководитель : Какое настроение передает музыка?

Ответы детей и родителей (Нежная, ласковая, прозрачная, светлая, грустная, воздушная)

Музыкальный руководитель : Правильно. На смену суровой зиме спешит, торопится весна-красавица. В музыке можно услышать, как стремительно бегут ручьи, как радуется все вокруг теплому весеннему солнышку.

Откроем следующую страничку и послушаем чье же это пение раздается в тишине?

(Играет фрагмент на фортепиано)

Музыкальный руководитель : Да, это “Песня жаворонка”. Композитор услышал пение этой маленькой птички и языком музыки рассказал об этом.

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий

(Звучит “Песня жаворонка” в аудиозаписи)

Музыкальный руководитель : А какое настроение передает эта музыка?

Ответы детей и родителей (Легкая, прозрачная, светлая, воздушная)

Музыкальный руководитель : Пропел свою песню жаворонок, лучики солнышка пригрели все живое и вот раскрылись прекрасные волшебные цветы.

А мы откроем следующую страничку альбома и послушаем “Вальс”, но прежде скажите, что означает слово “вальс”.

Ответы детей и родителей (Кружиться)

Верно, это танец. И девочки с мамами сейчас потанцуют, покружатся с цветами.

(Импровизация с цветами под музыку вальса)

Следующая страничка открывается, что за музыка у нас начинается?

Ответы детей и родителей (Звучит фрагмент “Марш деревянных солдатиков”)

Правильно, это “Марш деревянных солдатиков”

А какое настроение передает эта музыка?

Ответы детей и родителей (Бодрая, веселая, четкая)

К какому жанру она относится?

Ответы детей и родителей (Жанр-марш)

Сколько в ней музыкальных частей?

Ответы детей и родителей (Три музыкальные части)

Потрубите нам фанфары
В гости к нам идут гусары.

(“Марш деревянных солдатиков” Мальчики исполняют перестроения)

Открываем следующую страничку. И снова звучит музыка.

(“Новая кукла”)

(Дети узнают произведение, определяют его настроение)

Игрушек много есть на свете,
А мы в гостях у кукол, дети!

(Под музыку “Вальс-шутка” девочки исполняют танец кукол по усмотрению музыкального руководителя)

Откроем последнюю страничку альбома. Послушайте фрагмент следующего произведения и определите его.

(Играет фрагмент “Камаринской”)

И от грусти и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки
Песни, пляски, шутки, смех.

А сейчас музыканты подойдите к музыкальным инструментам. “Камаринскую” мы сыграем в оркестре.

(Дети и родители исполняют “Камаринскую” на музыкальных инструментах: металлофоне, ксилофоне, бубне, маракасе и ложках).

Музыкальный руководитель : А что это за сундучок в нашем зале на столе? Это волшебный сундучок, в нем много загадочных предметов. Мы их сейчас разыграем, вы должны будите узнать по предмету название произведения П.И.Чайковского. Подтверждением правильного ответа будет звучать фрагмент этого произведения. А правильно назвавший произведение, получит приз.

(Воспитатель достает из сундучка предмет)

  1. Цветы – (“Вальс цветов”)
  2. Бантик – (“Новая кукла”)
  3. Ложки – (“Камаринская”)
  4. Цилиндр – (“Евгений Онегин”)
  5. Веер – (“Пиковая дама”)
  6. Перо – (“Лебединое озеро”)
  7. Орех – (“Щелкунчик”)

Музыкальный руководитель :

Музыка вдруг смолкла, но так ли это? Кажется она звучит и будет еще долго, долго звучать для каждого из нас. И будет звать в неведомые дали, звенеть, искриться радугой – дугой. Как будто нам жар-птицу в руки дали. И напоили всех живой водой.

Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора П.И.Чайковского. Я благодарю всех вас за участие.

(Под музыку дети и родители выходят из зала)

Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная гостиная.

Тема: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.

Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Задачи:

  1. Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
  2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.
  3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Планируемый результат:

  • формирование эстетического отношения к действительности, способствующей воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);
  • формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на связях изобразительного искусства с музыкой и литературным словом.

Оборудование: фортепьяно, аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядный и музыкальный материал: репродукции картин С.Рафаэль «Сикстинская мадонна», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», А.Дейнека «Мать», иконы – Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская; Шуберт «Аве Мария», С.Рахманинов «Богородице Дева, Радуйся», И.С.Бах «Прелюдия до мажор», детская песня «Мама-солнышко», «Наши мамы самые красивые», П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома».

Ход развлечения

Вед.: Уважаемые взрослые, мы рады приветствовать вас на литературно-музыкальном вечере, рада видеть ваши добрые, милые глаза.

Вед.: Предлагаю провести нашу встречу на тему «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве». (Читаю эпиграф) (слайд №1)

Эпиграф

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное – женщина-мать!

Л.Рогожников

Вед: Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как музыка и живопись создают образ матери. Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью. Поэтому проблема нашей встречи – задуматься, достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам. «Мама» - одно из самых древних слов на Земле. Все люди почитают и любят матерей. Не случайно народная мудрость слово «Мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина».

Звучит Шуберт «Аве Мария».

Расул Гамзатов «Мама»

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – звон и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это искра первого созданья.

Резвая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём – исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте!.. Я произношу его:

Мама!

Вед: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного.

Слайд №2. «Сикстинская мадонна».

Вед.: Перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно прямо и открыто обращается к человеку. Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем. Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой.

Звучит И.С.Бах «Прелюдия до мажор»

Афанасий Фет

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань

Сновидении ей!

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Вед.: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.

Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды № 3, 4, 5, 6 (В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская, Владимирская 16 век).

Вед: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда их не забудете. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому, сомневающегося вдохновляет на подвиг.

Николай Рыленков

Я помню руки матери моей,

Что утирали слёзы мне когда-то,

В пригоршнях приносила мне с полей

Всё, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого её прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!

Вед: Слово «мама» для всех людей на Земле, независимо от того, в какой стране они живут, имеет большое значение, глубокий смысл и звучит на разных языках почти одинаково.

По-грузински «нана»,

А по-аварски ласково «баба»

По-русски «мама»,

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба!

Вед: Давайте ребята споем песню о маме на русском языке.

Песня «Мама – солнышко»

Вед: Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

Слайд № 7 , А.Дейнека «Мать».

Вед: Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки «Мать». Она написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Слайд № 8, К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».

Вед: И эта картина «1918 год в Петрограде», тоже написана русским художником Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь.

Слайд № 9, О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

Вед: А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.

Слайд № 10, портрет П.И.Чайковского.

Ведё: А теперь перед вами портрет русского композитора П.И.Чайковского. Он родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес (утреннее размышление, игра в лошадки, баба-яга, камаринская и др.) Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с названием «Мама». Слушание.

Вед: Как вы думаете, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира, спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная) .

Вед: Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку.

Самостоятельная работа. Слайд № 11.

Вед: А теперь я вам предлагаю самостоятельную работу, посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые матери.

Опросить несколько человек. Появляется слайд № 12.

Вед: А теперь правильные ответы на экране.

Да, я с вами согласна, что когда слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери, у нас возникают чувства радости, спокойствия, любви, красоты, мира. Во многих народных песнях и преданиях воспета великая сила материнской любви. Требовательна и взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет увидеть своих детей большими и сильными, прямыми и честными. Она хочет, чтобы ими гордился весь народ, чтобы всегда и везде они были впереди.

Вед: Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает не изучать, а осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.

1. Птица рада весне, а младенец – матери. (слайд № 13)

2. Нет милее дружка, чем родима матушка. (слайд № 14)

3. При солнышке тепло, при матушке добро. (слайд № 15)

4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит. (слайд № 16)

5. Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. (слайд № 17)

Вед: Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. (слайд № 18)

Вед: Ребята, давайте для наших мам исполним песню “Самые красивые»

Вед. А сейчас я вам предлагаю вместе с мамами нарисовать портрет своей мамы. Ребята рисуют свою маму, а мама рисует свою маму.

(Родители и дети под музыку рисуют портреты мам)

Вед: Итак, портреты наши готовы. Какие красивые они получились!

Ведь наши мамы самые добрые, красивые, ласковые. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви.


Лилия Дивеева
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально - художественного развития дошкольников

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве , то она может прозвучать так : влюбить детей в хорошую музыку . Интонационная природа музыки , ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь . Решению проблемы развития музыкальности детей , способности эмоционально воспринимать музыку подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально- художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству (слушание, пение, песенное творчество, музыкально -ритмические движения, музыкально -игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах ).

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста . В своей работе мы используем такую нетрадиционную форму организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников как «Музыкальная гостиная » .

Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной » , которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой . Неизменным атрибутом всех встреч является зажженная свеча. Это придает занятию особый колорит. Таким же неизменным атрибутом является и портрет композитора, о творчестве которого пойдет речь на занятии. Для этого в детском саду создана коллекция портретов как классиков отечественной и мировой музыки , так и современных детских композиторов. Композитор А. Вивальди, например, предстает перед нами в образе молодого человека с завитыми локонами и традиционной одежде итальянского городского жителя 18 века. А композитор П. И. Чайковский – в образе русского интеллигента 19 века.

Кроме того, при организации и проведении «Музыкальной гостиной » возникла необходимость в создании библиотеки биографических данных и этапах творческого пути композиторов.

Для более полного восприятия музыкальных произведений , мы стараемся подбирать и подходящий по смысловой структуре литературный материал. Если это «Щелкунчик» Чайковского, то невозможно познакомить детей с музыкой , не используя фрагменты сказки Гофмана. Это – нарядная елка, подарки и, конечно же, кукла – Щелкунчик. А знакомство с музыкой М . И. Глинки подразумевает прочтение отрывков из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Например, «Музыкальная гостиная » «В гостях в Ак-тирмэ (белой юрте) » проходит в виде викторины. Дети отвечают на вопросы : «Что обозначают цвета на государственном флаге?» , «Как называется столица нашей республики?» , «Какие деревья растут в Башкортостане?» , «Голоса каких птиц вы услышали?» , «Люди каких национальностей живут в нашей республике?» . Естественно, что эти вопросы чередуются с слушанием башкирских, русских, татарских, марийских народных мелодий, что позволяет не только развивать музыкальные способности детей , но и приобщать к народной культуре, воспитывать нравственно-патриотические чувства, толерантность к людям разных национальностей.

Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения , включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей. Например, с музыкальным циклом «Времена года» А. Вивальди дети знакомятся на основе сказки «Двенадцать месяцев» . Костюмы и атрибуты к представлению этой сказки изготовили родители вместе с детьми. Оригинальные идеи подсказали красочные иллюстрации книг, фотографии журналов и, конечно же, фантазия педагогов.

Но самое главное, в организации «Музыкальной гостиной » - сама музыка . В детском саду мы создали и постоянно пополняем фонотеку классической, современной и народной музыки .

Решать задачи музыкального и творческого развития дошкольников помогает и разработанное нами новое методическое пособие «Музыкальный календарь » . Пособие представляет собой двенадцатиугольник, поделенный на четыре сектора различного цвета, символизирующих времена года. Они в свою очередь поделены на секторы-месяцы. Каждому месяцу года соответствует календарный, государственный или народный праздники, которые традиционно празднуются в детском саду. В середине – стрелка, показывающая месяц года и праздник, к которому ведется подготовка в данный момент. Фотографии праздников отражают традиции, обычаи празднования. Кроме того, данное пособие помогает решать задачи художественно-эстетического , познавательного, нравственно-патриотического воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста .

Перспективный план проведения «Музыкальной гостиной » , разработанный нами на учебный год включает занятия в младших, средних, старших и подготовительных группах детского сада один раз в месяц. Среди них : «Образ Салавата Юлаева в музыке башкирских композиторов», «Ситцевая Русь» , посвященная творчеству поэта С. Есенина, «Клоуны и клоунята» , посвященная празднику юмора 1 апреля, «Добрый волшебник» , посвященная творчеству композитора В. Я. Шаинского, «Сказочная музыка Римского-Корсакова » и другие.

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности . Слушая музыку , ребенок познает мир во всем его многообразии. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь , которая становится содержательной, образной и выразительной.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В программе для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

Организуя занятия в «Музыкальной гостиной » , мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку , сформировать базу для развития музыкальной культуры .

В такой работе очень важен тесный контакт между музыкальным руководителем и воспитателем, так как воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей . Именно воспитатель поощряет все виды музыкальной деятельности вне занятий, закрепляет умения и навыки выразительного исполнительства, стимулирует творческие проявления в самостоятельной деятельности.

Неотъемлемой частью музыкального развития детей является работа с родителями. Мы работу мы проводим в форме консультаций («Значение музыкальных занятий в воспитании детей» , «Музыка в повседневной жизни ДОУ» , «Как устроить праздник» и другие, совместных праздников и развлечений , приглашение родителей воспитанников в «Музыкальную гостиную » . Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в ее подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда находятся среди родителей энтузиасты, которые с удовольствием откликаются на предложение принять участие в подготовке и проведении такого мероприятия.

Еще одной формой взаимодействия с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников являются красочные афиши, изготовленные руками музыкальных руководителей , с советами и рекомендациями посетить художественную выставку , концерт или выступление учеников школы искусств; совместное с родителями создание альбомов о композиторах, семейных художественных творческих проектов . Настоящим открытием стали проекты «Тридевятое царство» , «Улыбка зажигает звезду» , в которых приняли участие дети и родители старших и подготовительных групп.

Мы находимся в постоянном поиске новых и интересных методов, приемов работы. Стараемся строить свою работу так, чтобы жизнь ребенка в детском саду была радостной и увлекательной. Если, прослушав музыку , потанцевав, ребенок долго помнит об этом, значит, наша работа не прошла даром.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального , хорового или танцевального образования. Наша задача значительно шире, а поэтому труднее : открыть ребенку дверь в мир музыки , познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я» , дать возможность реализовать себя с помощью музыки , ощутить гармонию и красоту.



Загрузка...
Top