Нестабильность политической жизни стран Латинской Америки: военные перевороты, диктаторские режимы. Военные диктатуры в Латинской Америке

В XX веке Латинской Америке пришлось пережить восстания, военные перевороты и диктатуры от всех политических направлений.

XX век

Большинство стран Латинской Америки в первой половине XIX века добились независимости от европейских колонизаторов - главным образом ими двигало недовольство испанцами и португальцами, но также воодушевлял пример освободительной борьбы в Северной Америке. Из-за непрерывно растущего экономического могущества Соединенных Штатов эти государства отставали в развитии. Они не могли идти в ногу со своим могучим соседом на севере и почти все попали в зависимость от него. Первая мировая война принесла первый обвал экономики, когда европейцы переместили свою торговлю и инвестиции из Латинской Америки в США, которые в свою очередь разместили в Латинской Америке свои производственные предприятия. Обвал экономики последовал вместе с мировым экономическим кризисом и падением курса доллара на Уолл-стрит. Финансовая помощь со стороны США была прекращена, кредиты потребованы обратно, а цены мирового рынка на сырье из Южной Америки упали.

Следствием была стремительная индустриализация и глубокая деморализация рабочих и городского населения. С 1930 г. в результате переворотов во всем регионе к власти приходили диктаторы, такие как Варгас в Бразилии и Перон в Аргентине. Однако эти мятежи не помогали преодолеть растущую пропасть между бедными и богатыми. Начатые в 1930-е гг. социальные реформы приостановились уже в середине 1940-х гг., а последствия разногласий в обществе только обострились. С началом Второй мировой войны экономика продолжала идти на спад, а прирост населения дополнительно увеличивал численность бедных. В результате глубоких социальных перемен произошло расслоение в партийном ландшафте. После 1929 г. все больше социальных групп выдвигало требования и предъявляло претензии, озвучивать и удовлетворять которые предоставлялось партиям. Помимо традиционных лагерей либералов и консерваторов на политической арене теперь появились коммунистические, социалистические, а после Второй мировой войны и христианско-демократические группировки.

В результате в 1950-е гг. Латинской Америке пришлось пережить целый ряд новых революций и военных переворотов, которые повлекли за собой 11 радикальные политические перемены в Гватемале, Боливии и на Кубе.

Диктатуры

На протяжении XX века политический ландшафт Латинской Америки был отмечен продолжительными диктатурами и военными режимами. Экономическая и общественная обстановка в большинстве стран и островов региона заставляла людей искать альтернативные модели государства и правительства. При этом известные по Европе фашистские и коммунистические экстремистские формы казались наиболее интересными.

Первую в Латинской Америке диктатуру установил Желулио Варгас в 1930 г. в Бразилии. Он захвата власть при поддержке военных, хотя до этого потерпел неудачу на демократических выборах в качестве кандидата от Либерального альянса. Бескровная революция Варгаса по сути своей была буржуазно-либеральным государственным переворотом, который положил начало капиталистическому развитию и индустриализации. Однако постепенно его диктатура все больше приближалась к европейскому фашизму: он допускал антисемитизм, а его капиталистический строй оставался без либеральных реформ. Репрессивные методы режима напоминали действия Муссолини в Италии и Салазара в Португалии. В 1945г. президент Варгас был свергнут после того, как провел конституционную реформу. В 1951 г. он на короткое время вернулся к власти, а после того, как снова был смещен, свел счеты с жизнью.

В Аргентине в результате военного путча 1930г. от должности был отстранен избранный президент. В последующие десять лет существовало несколько консервативных правительств. В 1943 г. вновь вмешались военные и поставили у власти Хуана Перона.

У Перона было много сторонников, поэтому он мог править вопреки сопротивлению военных кругов. В 1946 г. Перон был избран на пост президента. Авторитарный правитель, вдохновленный фашизмом, Перон затеял социальные перемены, которые особенно благотворно сказались на рабочем классе. Однако в 1955 г. экономический подъем обернулся кризисом. Популярность Перона пошла на убыль, когда в 1952 г.

Скончалась его супруга Эвита, горячо почитаемая рабочим классом. После обвинений в коррупции и конфликтов с католической церковью в 1955 г. его сместили военные. В 1973 г. Перону удалось вернуться к власти, одержав победу на президентских выборах, однако уже в следующем году он ушел из жизни.

В Боливии после смены различных режимов в 1952 г., свергнув военную хунту, к власти пришло Национальное революционное движение НРД. Экономическая политика национализации и нового распределения экспроприированной земли не имела особого успеха. Сегодня Боливия входит в число самых бедных стран Латинской Америки.

На Кубе в 1950-е гг. был с воодушевлением принят коммунизм. После того как кубинцы в 1933 г. свергли протеже США диктатора Херардо Мачадо, наступил период кратковременных правительств. В итоге в 1940 г. к власти пришел генерал Фульхенсио Батиста. Он вел строгий диктаторский режим и с коротким перерывом сумел удерживать власть до 1959 г. Фидель Кастро в 1956 г. организовал партизанское движение против ненавистного режима Батисты. Под его началом совершилась национал-социалистическая революция, в результате которой Батиста был смещен с должности. После ожесточенной борьбы Батиста вынужден был бежать в США в январе 1959 г. Коммунисты Кастро жестоко расправлялись соппозиционерами, и тысячи кубинцев устремлялись искать убежища в США. Развернутые коммунистами социальные и экономические реформы обеспечили широким кругам работающего населения лучшие условия жизни. Тем временем Соединенные Штаты испытывали все большую неприязнь к своему коммунистическому соседу, и Куба стала пешкой в Холодной войне между США и СССР.

В Чили победа на выборах 1970 г. досталась коалиции «Народное единство», президентом государства стал социалист Сальвадор Альенде, который начал реогранизовывать общество на социа-

диетический лад. Экономический кризис и жесткая оппозиция тех, кто пострадал от национализации и иностранных или местных инвесторов, привели к беспорядкам, конец которым положил кровавый военный путч: генерал Аугусто Пиночет правил Чили как диктатор до 1988 г.

Рост и выздоровление

Сегодня латиноамериканские диктатуры большей частью стали достоянием прошлого. Аргентина, сегодня являющаяся демократической республикой, борется, невзирая на богатые природные ресурсы, с тяжелым экономическим кризисом. В Гватемале в 1996 г. с подписанием мирного договора закончилась гражданская война, продолжавшаяся 36 лет. Иностранные инвестиции стимулируют терпящую нужду экономику. Чили получает доходы с туризма, виноделия и современной отрасли телекоммуникаций. Недавно подписанные соглашения о беспошлинной торговле с США, Евросоюзом и Канадой открыли путь иностранным инвестициям. Внешняя торговля Мексики с США и Канадой в последнее десятилетие увеличилась в три раза. Многие страны, такие как Коста-Рика и островные государства Карибского бассейна, опираются в своем развитии преимущественно на туризм.

Сальвадор Альенде, социалист, президент Чили, был убит в 1973 г. при захвате власти военными.

1. В годы Второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Удаленные от военных действий, эти страны оказали приют эмигрантам. Тем самым обеспечивался приток квалифицированных специалистов. Латинская Америка воспринималась ими как безопасный и неосвоенный регион для вложения капиталов. Перевороты и военные режимы не затрагивали иностранный капитал, большая часть которых принадлежала США.

Неудачные попытки свержения правительства Ф.Кастро на Кубе, взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику.

В 1961 г. президент США Дж. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союза ради прогресса». Цель программы состояла в помощи государствам континента в решении назревших социально-экономических проблем. Одновременно США стремились предотвратить поддержку их со стороны Советского союза. Программа Кеннеди помогла решению проблем модернизации экономики, но не укрепление политической стабильности.

Характерной чертой латиноамериканских стран было чередование у власти военных и гражданских режимов.

Военные диктаторские режимы:

  • - брали курс на ускоренную модернизацию экономики;
  • - ограничивали права профсоюзов;
  • - свертывали социальные программы;
  • - замораживали зарплату.

Приоритетами становились концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах и создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика приносила экономический эффект. Так в Бразилии с населением 160 млн. человек «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964-1985).

Благодаря усилиям военных режимов в области модернизации с 1960-1980-е гг. объем валового внутреннего продукта стран Латинской Америки возрос в трое. По объему производства многие страны Латинской Америки превзошли показатели Восточной Европы и Российской Федерации. По характеру развития латиноамериканские страны приблизились к развитым государствам Северной Америки и западной Европы.

В то же время оставались существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами:

  • - в 1980 -1990-е гг. в Латинской Америке сохранялось значительное имущественное неравенство;
  • - высшее звено военных представляло особую самостоятельную привилегированную прослойку;
  • - слабый средний класс (из-за отсутствия социальной политики);
  • - низкая покупательская способность населения;
  • - новые отрасли индустрии зависели от экспорта.
  • 2. Со времени Второй мировой войны демократические режимы в большинстве латиноамериканских стран оказывались недолговечными. Попытки создать блок национально-патриотических сил предпринимались неоднократно. Свою главную задачу демократические режимы в латинской Америке, видели в решении назревших социальных проблем. Однако материальные ресурсы проведения активной социальной политики были крайне ограничены.

Правительство С.Альенде в Чили в 1970-1973 гг.предприняло попытку привлечения дополнительных средств за счет увеличения налогов на предпринимателей, отказа от уплаты процентов по внешним долгам. Эта политика вызвала конфликты со странами кредиторами, привела к падению темпов модернизации экономики.

В свою очередь правительство С.Альенде не смогло удовлетворить растущие социальные запросы, привела к росту забастовочного движения. Рост внутренних противоречий привело общество к гражданской войне. Это побудило армию с одобрения правящих кругов США взять ситуацию в Чили под свой контроль. Переворот в Чили привел к власти генерала А.Пиночета.

Вспомним ранее изученное: испано-американская ко¬лонизация континента, войны за независимость в 1810-1825 гг., междоусобицы, латифундии, военные перевороты и диктатуры.

1. Каковы основные социальные силы в латиноамериканском обществе и особенности их интересов и взаимоотношений?

Наследие патриархально-патерналистских отношений, сформировавшихся еще в колониальный период, проявилось в сохранении клановых связей между «патроном» (хозяином), лидером, «вождем» (каудильо) и «клиентелой» (от слова «клиент») над связями классовыми и социальными. Поэтому так велика роль лидера в политической жизни большинства латиноамериканских стран даже в XX в.

Значительное место в жизни континента занимает католическая церковь. В Латинской Америке живет большинство католиков мира.

Земельная олигархия - латифундисты были заинтересованы в иностранном капитале и дармовой рабочей силе.

В ряде стран важную роль в политической борьбе играла армия, которая становилась на сторону диктатуры, либо восставала против нее.

2. Чем вы можете объяснить особую остроту социальных конфликтов в латиноамериканском обществе?

С иностранным капиталом и внешними рынками была связана прежде всего земельная олигархия - латифундисты (собственники крупных земельных участков), которые были главным тормозом на пути развития капитализма в странах континента. Они были особо заинтересованы в сохранении сырьевой специализации региона и эксплуатации почти даровой рабочей силы - малоземельных крестьян и батраков.

Если провести сравнение с европейским историческим опытом, то в XX в. в Латинской Америке шла борьба капитализма против пережитков феодализма, сталкивались интересы, с одной стороны, растущей городской промышленной буржуазии, предпринимателей, интеллигенции, крестьян и рабочих, с другой - плантаторов, реакционной военщины и бюрократии и связанной с ними посреднической торговой буржуазии, иностранного капитала.

3. Почему для Мексики стал определяющим эволюционный путь развития, а для Кубы - революционный?

В Мексике руководители авторитарных режимов, выбирая дальнейший путь развития, начали проводить дозированные реформы, которые предопределили эволюционный путь развития страны. На кубе были сильны коммунистические партии, которые своей целью ставили осуществление революции.

4. Почему для стран Латинской Америки характерны военные перевороты, диктатуры, путчи? Подумайте, может ли быть армия самостоятельной силой в обществе.

Цикл революций XX в. в Латинской Америке начала Мексиканская революция (1910-1917), а завершила через 80 лет Сандинистская революция в Никарагуа (1979-1990).

Сложное переплетение различных проблем внутреннего развития и неразвитость политических партий во многих странах определили большую роль в политической борьбе армии, которая выступала в качестве организованного орудия власти.

Калейдоскоп военных переворотов и возвращений к гражданскому правлению и ограниченной демократии - характерная черта вековой истории континента.

Армия может быть самостоятельной силой в обществе, что подтверждается установлением военной диктатуры в некоторых государствах.


К середине 80-х гг. произошла эволюция военно-авторитарных режимов: в результате разнообразного по формам массового движения протеста и активизации оппозиции сузилась социальная база диктатур, снизился их политический вес, ускорился процесс ликвидации диктатур. Революция в Никарагуа свергла тираническую диктатуру Сомосы.

В Аргентине на президентских выборах 1983 г. победил кандидат гражданской оппозиции представитель партии радикалов Рауль Альфонсин, что положило конец правлению военных. Бывшие аргентинские диктаторы были преданы суду и осуждены на длительные сроки тюремного заключения. Ведущими политическими партиями страны стали радикальная и перонистская. В условиях ухудшения экономической ситуации в 1989 г. президентом был избран перонист Карлос Менем. За 10 лет своего президентства Менем, трансформировав принципы перонизма в сторону отказа от «третьего пути» развития, развернул неолиберальную программу. Его единомышленник Д. Кавальо - «отец» аргентинского экономического чуда - реализовал рыночные реформы, что позволило стране добиться высоких макроэкономических показателей. Однако высокая социальная цена «чуда» при внешнеполитической ориентации страны на США и НАТО постепенно вызывала неприятие курса Менема большинством аргентинцев. На выборах 1999 г. победил кандидат левоцентристской оппозиции Фернандо Де ла Руа, предложивший на период до 2004 г. программу искоренения коррупции, реформу просвещения, борьбу с безработицей, реформу трудового законодательства, возобновление расследований, связанных с нарушением прав человека при диктаторских режимах с целью наказать виновных; развитие интеграционных процессов со странами юга Латинской Америки.

В Бразилии в 1985 г. военные передали власть гражданскому президенту Ж. Сарнею. Сменявшие затем друг друга правительства Фернандо Коллора, Итамара Франку, Фернандо Энрике Кардозу придерживались неолиберальной ориентации под неусыпной опекой Мирового банка и МВФ. Переходный период от военно-авторитарного строя к демократической системе и неолиберальной экономике продолжается с 1985 г. уже 15 лет и характеризуется постепенностью, использованием метода «проб и ошибок». Например, разгосударствление, начатое в 1990 г., проходило волнообразно и более постепенно, чем в других странах, охватывая полностью черную металлургию, нефтехимию, почти все железные дороги, и этот процесс продолжается до сих пор. Гораздо худшая ситуация складывается в финансовой сфере - остро нуждаясь в капиталах, правительство повысило в 1998 г. учетные ставки (свыше 40 %), рассчитывая пусть и высокой ценой привлечь иностранные вложения. В Бразилию хлынули «горячие деньги», что привело к девальвации национальной валюты и общему спаду экономики (в 1999 г. темпы роста менее 1 %). Внешний долг достиг почти 250 млрд долл., став крупнейшим в развивающемся мире. Вспыхнуло недовольство проводимым финансовым курсом и возникла необходимость его корректировки. Теперь Бразилия предпочитает привлекать из-за рубежа в основном прямые инвестиции и долгосрочные займы и как можно быстрее погашать взятые антикризисные «пожарные займы» с их высокими процентами.

В Центральной Америке, на Гаити, в 1986 г. пала просуществовавшая почти 30 лет другая тираническая диктатура семьи (отца и сына) Дювалье. В том же году в Гватемале и Гондурасе к власти пришли конституционные правительства. После 35 лет правления в 1989 г. был свергнут парагвайский диктатор А. Стреснер. С диктатурами было покончено, но влияние вооруженных сил на политику сохраняется.

«Потерянное десятилетие», экономические проблемы

Пришедшие к власти на волне ликвидации диктатур конституционные правительства приступили 80-х и к ликвидации негативных последствий диктаторских режимов и коррекции курса модернизации. Последнее становилось особенно актуальным из-за того, что первая волна неолиберальных реформ обнаружила их существенные промахи и вызвала поток критики. 80-е гг. стали называть «потерянным» («долговым», «инфляционным») десятилетием. «Потерянное 10-летие» обернулось усилением экономической и научно-технологической зависимости региона, обострением межгосударственных противоречий и стагнацией интеграционных процессов, сокращением роста подушевого дохода (в 80-е гг. ежегодно в среднем на 0,2 и даже на 1,7 %).

Инвестиционный бум 80-х гг. стимулировал экономический рост Латинской Америки в начале 90-х гг. В 1994 г. среднегодовой темп роста по континенту в целом достиг высшей отметки за все предыдущие пореформеные годы - 5,3 %. Однако уже после мексиканского финансового кризиса 1994-1995 гг. неолиберальная модель стала давать сбои, а из-за потрясений азиатского валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг. и второй волны мирового финансового кризиса, вызванного российским дефолтом в августе 1998 г., темпы роста Латинской Америки упали до 0,0 %.

Суть современной модели развития латиноамериканских стран - это приоритетная ориентация на внешние факторы - экспортную выручку и зарубежные инвестиции. Латиноамериканская экономика не может существовать без регулярной финансово-инвестиционной подпитки извне. Жизнь и благополучие «в кредит» характерны для большинства стран региона, причем как для малых, так и для крупных. Огромная внешняя задолженность стран Латинской Америки постоянно растет - в начале 90-х гг. она составляла примерно 400 млрд долл., а к середине 2000 г. увеличилась до рекордной суммы в 770 млрд долл. Соотношение внешнего долга к ВВП составляло в Мексике 35 %, Аргентине, Бразилии, Чили 45 %, Эквадоре около 100 %. Значительный регулярный отток средств в счет обслуживания внешнего долга является главной причиной дефицитов госбюджетов и платежных балансов, развития инфляции, нехватки средств для технологической модернизации. Отток средств делает Латинскую Америку своеобразным финансовым донором, парадоксальным экспортером капитала. В особенно тяжелом положении находятся страны Центральной Америки и Андские страны, считающие что внешний долг - это «новая изощренная форма геноцида». Эти страны выступают за списание, хотя бы части задолженности.

Необходимость производить систематические погашения задолженности вынудила многие страны осуществлять массовую приватизацию. Выручка от продажи госсобственности становилась дополнительным источником реальных валютных доходов. Однако и этого явно недостаточно. Одной из ключевых проблем, сдерживающих выплату внешней задолженности, остается инфляция. Ею охвачены как малые страны, так и крупнейшие: в Боливии, чьи деньги печатались в Германии, обесценение происходило уже во время авиаперелета; в Аргентине и Бразилии в конце 80-х гг. инфляция выражалась четырехзначными цифрами.

Итоги финансово-экономических реформ «потерянного десятилетия» особенно заметны в наиболее чувствительной для населения социальной сфере. Один из аспектов разочарования в рыночных преобразованиях - сокращение расходов на социальные нужды, снижение номинальной и реальной зарплаты, сокращение социальных услуг, увеличение слоя малообеспеченных обездоленных людей, общенациональное ухудшение качества жизни. Другая болевая точка современной Латинской Америки, главный источник нищеты - это безработица, принявшая беспрецедентные масштабы (свыше 10 % в Аргентине, Венесуэле, Уругвае, Колумбии, Эквадоре). Невозможность трудиться для огромной армии «лишних» людей, их неуверенность в завтрашнем дне, углубляющееся имущественное расслоение породили невиданный взлет преступности. К этому стоит добавить кризис семейных ценностей, рост числа разводов, психических травм. Католическая церковь, обеспокоенная этой ситуацией, призывает власти гуманизировать реформы, сделать их более справедливыми.

Моральной издержкой реформ, в частности приватизации, стал небывалый всплеск коррупции. И хотя процесс приватизации был ограничен некоторыми правовыми рамками (режим торгов, объявления в прессе), он тем не менее вызвал волну спекулятивного ажиотажа, усиление подкупов и махинаций, как со стороны местных, так и зарубежных бизнесменов. Не случайно во время президентских кампаний 1998-2000 гг. практически во всех программных документах содержались положения о необходимости борьбы с коррупцией, о соблюдении морально-правовых норм на всех уровнях.

«Потерянное 10-летие» 80-х гг. показало, что финансы могут стать главным тормозом на пути экономического роста и модернизации в глобализованном мире. Поэтому именно финансовые проблемы оказались в центре реформирования большинства стран региона в 90-е гг. Финансово-экономическая стратегия Латинской Америки на 90-е гг. базировалась на «Вашингтонском консенсусе» - согласительном документе, подготовленном Институтом международной экономики в США. В задачи консенсуса входило преодоление инфляции, сокращение бюджетного дефицита, укрепление национальных валют Латинской Америки. Этот документ одобрили МВФ, МБРР, Межамериканский банк развития (МАБР). Главное заключалось в том, что «Вашингтонский консенсус», как и другие стабилизационные программы, ориентировали Латинскую Америку на регулярные выплаты внешнего долга. Управление долгами превратилось в основную функцию МВФ в Латинской Америке в 90-е гг.

Поиски альтернативы - вот основное направление нынешних политических и экономических усилий латиноамериканских правительств, трезво оценивающих сложившуюся в мире ситуацию и понимающих, что в одиночку они обречены на полное бесправие, особенно в отношениях с США. Сама жизнь заставляет их совершенствовать пути региональной интеграции. Лидер этого процесса - Бразилия, «страна-континент». Роль Бразилии как геополитического противовеса США будет возрастать и в будущем, учитывая ее значение в деятельности МЕРКОСУР, который при благоприятных обстоятельствах может стать своеобразным ответом на присутствие НАФТА в Западном полушарии. МЕРКОСУР за минувшие 10 лет увеличил свой товарооборот почти в пять раз, установлены многообещающие связи с ЕЭС.

В конце 90-х гг. в Латинской Америке активно обсуждается вопрос о возможной «долларизации» - введении доллара в качестве единственного платежного средства в той или иной стране. Одни страны (Аргентина) благожелательно исследуют этот вопрос. Другие (Мексика и Бразилия) выступают против. Попытка ввести долларизацию в Эквадоре стала одной из причин свержения в начале 2000 г. президента Эквадора Д. Мауада Витта. А вот Панама, использующая доллар в качестве законной валюты, не стала ни богатой, ни процветающей, ни стабильной. Проблема долларизации продолжает обсуждаться на различных уровнях.

В настоящее время в Латинской Америке осознается пагубность пассивной роли в мировом финансово-экономическом процессе, ведутся поиски оптимальной стратегии развития в новом тысячелетии. В сентябре 1999 г. в Сантьяго (Чили) был созван форум представителей гражданских обществ латиноамериканских стран. На нем прозвучал призыв сделать грядущий XXI в. «веком социально-ориентированного развития в мире». На это нацелены реформы второго поколения, призванные укрепить государственное регулирование, сделать больший упор на социальные проблемы, повысить внимание к морально-этическим нормам бизнеса. Возможно, синтез этатизма и неолиберализма в пропорциях, отвечающих национально-историческим особенностям каждой страны, будет наиболее перспективным.



ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ АВТОРИТАРИЗМОМ И ДЕМОКРАТИЕЙ

Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.

В годы второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий (в том числе и из разгромленных держав фашистской оси). Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. Соединенные Штаты не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национализацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое правительство вернуло компании ее собственность.

Неудачи попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти революционным путем, после свержения режима генерала Ф. Батисты в 1959 г. и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в содействии решению назревших социально-экономических проблем стран континента, предотвращению появления у них стремления искать поддержки СССР.

Авторитарные режимы: опыт модернизации. Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Цикл чередования военных и гражданских режимов в Латинской Америке прервать не удалось, поскольку он выполнял, по сути дела, ту же социально-экономическую роль, что смена у власти правых и левых партий в странах демократии.

Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах, создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки - Бразилии (население 160 млн. человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964-1985).

Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья вглубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые страны, в частности Африку.

Благодаря усилиям военных режимов в области модернизации с 1960 по 1980-е гг. объем валового внутреннего продукта стран Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина, Чили достигли показателей среднего уровня развития. По объему производства ВНП на душу населения страны Латинской Америки превзошли показатели стран Восточной Европы, Российской Федерации. По типу социального развития латиноамериканские страны приблизились к развитым государствам Северной Америки и Западной Европы. Так, доля наемных работников в самодеятельном населении составляет от 70 до 80%. При этом в Бразилии, например, с 1960 по 1990 г. удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, сократился с 52 до 23%, в промышленности возрос с 18 до 23% , в сфере услуг - с 30% до 54% . Сходные показатели были и у большинства других латиноамериканских стран.

В то же время остаются весьма существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами. Относительно небольшой остается прослойка лиц, относящих себя к «среднему классу», и в то же время значительно имущественное неравенство. Соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей в 1980-1990 гг. в Бразилии, например, составило 1: 32, в Колумбии - 1: 15,5, в Чили - 1:18. При этом к привилегированному слою населения принадлежало среднее и высшее звено военных, которые при отсутствии традиции гражданского контроля над вооруженными силами представляют собой особую, относительно самостоятельную прослойку. Все это определяло отсутствие или слабость социальной базы модернизационной политики, проводившейся военными режимами. Низкая покупательная способность значительной части населения создавала зависимость новых отраслей индустрии от отнюдь не гарантированной в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках возможности экспорта большей части продукции. Не получающие выгод от модернизации слои населения рассматривали ее как форму подчинения экономики транснациональному, особенно американскому, капиталу, не связывали ее с решением общенациональных задач.

Перонизм и демократия в Латинской Америке. Существующая внутренняя оппозиция режимам военных диктатур стимулировалась типичными для них слабостями. К их числу следует отнести коррупцию в среде верхушки военных, расточительность в использовании кредитов, займов, нередко разворовывавшихся или направлявшихся на амбициозные проекты, экономически нецелесообразные. Негативную роль играл типичный для диктаторских режимов правовой произвол, в том числе и в отношении представителей национальной буржуазии, мелких и средних собственников. Рано или поздно большинство военных режимов, сталкиваясь с ростом внутренней оппозиции, в том числе и в военной среде, катастрофическими размерами внешней задолженности, было вынуждено уступать власть гражданским режимам.



Со времени второй мировой войны и до 1990-х гг. гражданские режимы в большинстве латиноамериканских стран также оказывались недолговечными. Исключение составляет Мексика, где после победы революционного движения в 1917 г. была принята демократическая конституция, хотя на арене политической жизни преобладала одна партия, фактически не имевшая серьезных конкурентов. Соответствие данной модели демократии европейским представлениям о ней сомнительно. В Европе одним из признаков демократии считается существование возможности чередования у власти конкурирующих политических сил.

Попытки создать на демократической основе широкий блок национально-патриотических сил, включающих и трудящихся, и национальную буржуазию, проводить сбалансированную политику, сочетающую модернизацию с постепенным повышением уровня жизни, в Латинской Америке предпринимались неоднократно. Первая и наиболее успешная такая попытка была предпринята в Аргентине полковником X. Пероном, захватившим власть в результате переворота в 1943 г. При опоре на национальный профцентр - Всеобщую конфедерацию труда - X. Перон в 1946 г. одержал победу на всеобщих выборах. Представители профсоюзов, ставшие опорой создания новой, Перонистской, партии, вошли в парламент и в правительство. При Пероне социальные права были включены в конституцию Аргентины, введены оплачиваемые отпуска, создана система пенсионного обеспечения. Выкупу или национализации подверглись железные дороги, связь, был принят пятилетний план экономического развития, предполагавший создание стимулов для роста национального капитала. Однако в 1955 г. X. Перон был свергнут в результате военного переворота.

Опыт и идеи перонизма, во многом перекликавшиеся с идеями «корпоративного государства» раннего периода фашистского режима Б. Муссолини в Италии конца 1920-х гг., сохраняют популярность и в Аргентине, и в других странах Южной Америки. Им, в частности, пытался следовать президент Бразилии в 1950-1954 гг. Варгас, который, столкнувшись с угрозой переворота, покончил жизнь самоубийством.

Слабость демократических режимов в Латинской Америке объяснялась многими причинами. Будучи зависимы от голосов избирателей, поддержки профсоюзов, они стремились в первую очередь решать назревшие социальные проблемы. В известной мере это удавалось. В среднем, в послевоенный период зарплата в промышленности латиноамериканских стран увеличивалась на 5-7% в год. Однако материальные ресурсы проведения активной социальной политики, которая бы соответствовала модели развитых стран, были крайне ограничены.

Левые правительства (в частности, С. Альенде в Чили в 1970-1973 гг.) предпринимали попытки привлечения дополнительных средств за счет увеличения налогов на предпринимателей, отказа от полной уплаты процентов по внешним долгам, национализации прибыльных предприятий, латифундий, экономии на военных расходах. Эти акции неизбежно становились причиной недовольства ТНК, которым принадлежало около 40% промышленности стран Латинской Америки, вызывали конфликты со странами-кредиторами, приводили к падению темпов модернизации, снижению конкурентоспособности продукции на мировых рынках. В свою очередь, неспособность правительств удовлетворять растущие социальные запросы стимулировала недовольство военных, рост забастовочного движения, активизацию леворадикальной оппозиции, прибегавшей к насильственным действиям, вплоть до создания сельских и городских партизанских отрядов.

В конечном счете жесткое экономическое и политическое давление извне, рост внутренних противоречий, не находящих решения, приводили общество на грань гражданской войны, что побуждало армию, как правило, с одобрения правящих кругов США, брать ситуацию под свой контроль. Так, хорошо известна роль ЦРУ в организации военных переворотов в Бразилии в 1964 г., в Чили в 1973 г.

Переворот в Чили, приведший к власти генерала А. Пиночета, был наиболее кровавым в послевоенной истории латиноамериканских стран. С. Альенде погиб в ходе боя с армией за президентский дворец. Центральный стадион в столице Чили - Сантьяго был превращен в концлагерь, тысячи человек, активистов левых сил, профсоюзного движения были казнены, около 200 тыс. были вынуждены бежать из страны.

Латиноамериканские страны в 1990-е гг. В конце 1980 - начале 1990-х гг. в развитии латиноамериканских стран начался новый этап. В большинстве стран диктатуры уступили место демократическим, конституционно избранным режимам. После поражения Аргентины в войне с Англией (1982), возникшей из-за спора о принадлежности Фолклендских островов, военный режим дискредитировал себя и вынужден был в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. диктаторские режимы в Бразилии и Уругвае также уступили власть конституционно избранным правительствам. В 1989 г., после 35 лет военной диктатуры генерала Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай, в 1990 г. ушел в отставку генерал А. Пиночет.

На вопрос о том, можно ли считать утверждение демократии в латиноамериканских странах окончательным, ответ будет дан лишь в XXI веке. Однако уже сейчас очевидно, что в их развитии начинается новый этап. Он характеризуется тем, что в условиях прекращения «холодной войны» и распада СССР США более терпимо относятся к социальным экспериментам в этом районе мира. Опыт Кубы, где производство ВНП на душу населения к середине 1990-х гг. оказалось почти вдвое ниже, чем в большинстве латиноамериканских стран, также ослабил влияние радикальных, социалистических идей.

Благодаря развитию интеграционных процессов на южноамериканском континенте, повышению уровня жизни увеличилась емкость внутренних рынков, что создает предпосылки для более стабильного развития. С середины 1980-х по середину 1990-х гг. («потерянное десятилетие» для решения проблем модернизации) демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. Но к середине 1990-х гг. темпы развития экономики вновь возросли. В 1980-е гг. среднегодовые темпы прироста ВНП в Латинской Америке составляли всего 1,7%, в 1990-х гг. они возросли до 3,2%. Что еще более существенно, у большинства стран не произошло увеличения внешней задолженности, это одна из самых сложных проблем Латинской Америки. С 1980 по 1995 г. объем внешней задолженности у Бразилии сократился с 31,2% стоимости ВНП до 24%. Резкий рост долгов наблюдался лишь у Мексики (с 30,5% до 69,9% ВНП). Однако ее вхождение в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА) дает ей шанс на использование преимуществ интеграции со значительно более развитыми США и Канадой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Проанализировав текст главы, выявите, что было общим и особенным на пути Латинской Америки и стран Азии и Африки к модернизации. Почему эти страны не могут в полной мере использовать опыт модернизации развитых стран?

2. Чем можно объяснить различия в уровнях экономического развития государств Латинской Америки? Раскройте причины бразильского «экономического чуда».

3. Каковы причины особой политической нестабильности в странах Латинской Америки? Чем объяснить слабость демократических режимов в этих государствах? Можно ли считать, что период военных диктатур для них пройден?



Загрузка...
Top