Образ кабановой в пьесе гроза с цитатами. Дикой и Кабаниха (по пьесе А


Кабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова – центральная героиня пьесы Островского «Гроза», богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины.

Кабаниха – человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы. В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального порядка. От окружающих она требует обязательного выполнения обряда и чина. Чувства людей и эмоциональная сторона вопроса не вызывают у Кабанихи никакого интереса.

Кабаниха недовольна своей семьей, особенно сыном и невесткой.

Она постоянно пилит их, вмешивается в их дела, высказывает резкие замечания. Ей кажется, что сын в последнее время к ней охладел, а невестка и вовсе не внушает доверия своим поведением. Кабаниха уверена, что правильный семейный уклад основывается на страхе младшего поколения перед старшим, жены перед мужем. Она считает, что страх и приказ – это главные элементы семейной жизни, поэтому тираном себя не ощущает, ведь родители должны быть строги к детям, чтобы научить их добру. Однако Кабаниха чувствует, что хранителей старого уклада жизни становится все меньше, патриархальный строй постепенно разрушается, грядут новые изменения в жизни.

Для Кабанихи это является трагедией. Она вовсе не самодурка и даже осуждает кума своего Дикого за его вспыльчивость. Такое своевольное поведение и бесконечные жалобы на домашних Кабаниха считает проявлением слабости характера. Она сама никогда не жалуется другим на свою семью. Кабаниха преданно чтит традиции предков, не размышляя о том, плохие они или хорошие. Она убеждена, что жить нужно так, как завещали отцы, это поможет сохранить мир и порядок на земле. В конце пьесы Кабаниха переживает личную трагедию: невестка публично сознается в своем грехе, сын прилюдно восстает против матери, а дочка убегает из дома. Мир Кабанихи рушится, и она гибнет вместе с ним.

Интересно то, что в пьесе четко прослеживается контрастное сопоставление Кабанихи и главной героини Катерины. Они обладают схожими чертами: обе принадлежат к патриархальному миру с его представлениями и жизненными ценностями, обе имеют необычайную силу в характере и являются максималистками. Героини не допускают возможности компромисса, в прощение и милосердие не верят, хотя обе религиозны. На этом их сходства исчерпываются, подчеркивая контрастность героинь и создавая возможность их сравнения. Катерина и Кабаниха – это два противоположных полюса патриархального мира. Кабаниха прикована к земле, она следит за выполнением порядка и соблюдением уклада во всех его мелочных проявлениях. Внутренняя суть человеческих отношений ее мало волнует. Катерина, наоборот, воплощает собой поэзию, мечтательность, одухотворенность, порыв и дух патриархального уклада жизни в его идеальном проявлении.

В пьесе Кабаниха характеризуется не только при помощи собственных высказываний и поступков, но и благодаря обсуждениям ее другими персонажами. Впервые о Кабанихе читатель узнает от нищей странницы Феклуши, которая благодарит купчиху за ее щедрость. Тут же звучит реплика Кулигина о том, что Кабаниха добра только к нищим, а домашних совсем заела. И только после этих ознакомительных характеристик появляется сама Кабаниха в окружении своей семьи. Читатель убеждается в том, что слова Кулигина имеют под собой правдивую основу. Купчиха пилит своих родных и придирается к ним по пустякам. Не смотря на кротость и искренность невестки, она выказывает ревностное недоброжелательство к ней, сына упрекает в равнодушии по отношению к матери. В то же время, Кабаниха, уверенная в своей правоте, чувствует, что патриархальный мир рушится. Ее апокалипсические ожидания выявляются во время диалога с Феклушей, Сначала Кабаниха еще бодрится и убеждает странницу, что в Калинове пока тишина и порядок. Но в конце разговора, наслушавшись будоражащих рассказов Феклуши, она уже не уверена, что этот порядок долго продержится.

Кабаниха – женщина властная и жестокая, полностью уверенная в своей правоте. Она считает, что поддержание старинного порядка и уклада жизни является гарантией защиты дома от внешнего хаоса. Поэтому управляет она своим хозяйством жестко и твердо, отказавшись от лишних эмоций, не ведая милости и обходясь без прощения. Любой намек на неподчинение со стороны своих домашних она стремится искоренить полностью, а за каждый проступок наказывает сурово и хладнокровно. Унижая и оскорбляя близких, она при этом благочестиво и уважительно относится к посторонним.

Образ Кабанихи монументален, он является живым воплощением «жестоких нравов». Героиня раскрывается в произведении как честная и страшная в строгой своей последовательности хранительница безблагодатного «закона», христианской любовью не просветленного. Она не вызывает жалости, но и осуждать ее сложно. Причиняя боль и страдания близким людям, она искренне уверена, что ее поведение абсолютно правильно и по-другому жить нельзя.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться ещё с одной разновидностью представителей «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин.

Действительно, Кабаниха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины. Кабаниха строго соблюдает все обычаи, и порядки этой патриархальной старины. Она требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла» (т. е. причитала) и чтобы она не обнимала его, а кланялась ему в ноги.

Новые порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Всех хочет она заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления «своей воли», своей инициативы. «Молодость-то что значит? - размышляет она после сцены расставания Катерины с мужем.- …Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путём не умеют. Хорошо ещё, у кого в доме старшие есть, ими домто и держится, пока живы.. Так-то вот старина-то и выводится… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Как истинная блюстительница старины, Кабаниха суеверна. У неё показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своём доме странниц вроде Феклуши. Но деспотизм её в домашнем быту ещё тяжелее, чем деспотизм Дикого.

Дикой покричит, поругается, сгоряча даже прибьёт, да я остынет, а Кабаниха мучит и преследует свои жертвы систематически, изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо, подтачивая, «как ржа железо». Семью она бездушным деспотизмом и ханжеством доводит до полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за неё ушла из дому Варвара, а Тихон, в сущности добрый, хотя и беззольный человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась».

Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, Кабаниха не может помириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду»,- решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине».

Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжёлые для неё времена. «Нам бы только не дожить до этого»,- говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются всё короче и короче. «Может, и доживём»,- с мрачным озлоблением заявляет Кабаниха. Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «тёмного царства». И в то же время она не во всём похожа на Дикого. Это более сложная разновидность представителей «тёмного царства». Кабаниха прежде всего умнее Дикого. В то время как Дикой действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова. Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой.

И язык её богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нём тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне её речи («В ноги, в ноги!»; «Ну!»; «Разговаривай ещё!»). Заметный отпечаток на её речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своём доме.

Странницы и нищие, покровительствуемые и оделяемые ею, устанавливают постоянную её связь с народным говором и, по-видимому, с устной народной поэзией, легендами, духовными стихами и пр. Поэтому в речи Кабанихи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Всё это делает язык Кабанихи своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «тёмного царства».

Деспотизм, ханжество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев - таковы черты внутреннего облика Кабанихи, делающие её наряду с Диким суровой и ещё более страшной охранительницей устоев «тёмного царства».

Кабаниха очень богата. Об этом можно судить потому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова (по ее поручению Тихон ездил в Москву), что ее уважает Дикой. Но дела Кабанихи мало интересуют драматурга: в пьесе ей отведена другая роль. Если в Диком показана грубая сила самодурства, то Кабаниха – это выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности. Она «поедом ест» домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. С иезуитской изощренностью она выматывает из них душу, оскорбляет их человеческое достоинство ни на чем не основанными подозрениями. Она умело использует различные приемы.для утверждения своей воли.

Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно («Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»), и лицемерно прибедняться («Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать»), и властно приказывать («Смотри ж, помни! На носу себе заруби!», «В ноги кланяйся!»). Кабаниха старается показать свою религиозность. Слова: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Только грех один!» – постоянно сопровождают ее речь. Она поддерживает суеверия и предрассудки, строго соблюдает старинные обычаи. Неизвестно, верит ли Кабаниха в нелепые сказки Феклуши и приметы горожан, сама она ничего подобного не говорит. Но она решительно пресекает всякие проявления свободомыслия. Высказывания Кулигина против предрассудков и суеверий она осуждает, а суеверные пророчества горожан, что «эта гроза даром не пройдет», поддерживает и назидательно говорит сыну: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет». И в религии, и в старинных обычаях она видит главную цель: запушить человека, держать его в вечном страхе. Она понимает, что только страх может удержать людей в подчинении, продлить пошатнувшееся господство самодуров. На слова Тихона, зачем жене бояться его, Кабанова в ужасе восклицает: «Как, зачем бояться! Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Она защищает закон, по которому слабый должен бояться сильного, по которому у человека не должно быть своей воли. Как верный страж этого порядка, она поучает своих домашних на виду у толпы горожан. После признания Катерины она громко, с торжеством говорит Тихону: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»

В сыне Кабанихи, Тихоне, мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители «темного царства». Они были бы совершенно спокойны, если б могли сделать всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям «маменьки» Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – уверяет он мать.

А ведь Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Но все человеческое подавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли. Однако трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!», то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное, гневное обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи, тоска по свободе, стремление к любви и преданности – все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины -к Борису. Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он образован и кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен, .и это.вызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство. Но Катерина горько обманулась в Борисе. Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется.

Кабаниха в пьесе «Гроза» является антагонистом главной героини, Катерины. Контрастность персонажей в произведении имеет определяющее значение, раскрывающее его смысл. Героини являются представительницами противоположных полюсов патриархального мира. Если Катерина - это одухотворенность, поэзия, доброта, милосердие, то Марфа Игнатьевна - приземленность, любовь к деньгам, мелочность.

Отношения героини с родными

Невежественная особа, грубая, суеверная, блюстительница старых законов, деспотична, любит поучать и держать всех в страхе - вот такая краткая характеристика Кабанихи. Это богатая купчиха, вдова, мать Варвары и Тихона, свекровь Катерины. Женщина является для домашних, своих родных она постоянно пилит, поучает, пытается сохранить дома старинные порядки и сердится, когда молодежь ее не слушает. Кабанова Марфа Игнатьевна свято верит в то, что порядок можно навести, только если держать всех в страхе.

Характеристика Кабанихи позволяет читателю понять отношение староверов к новому миру. Купчиха вырастила своих детей в страхе, свою власть она желает распространить и на невестку. Она постоянно поучает своего сына, заставляет его наказывать жену, держать ее на коротком поводке. Когда Тихон недоумевает, зачем нужно заставлять Катерину его бояться, ведь она любит его, мать кричит на него. Ведь если невестка мужа своего бояться не будет, то свою свекровь и подавно.

Отношения купчихи с окружающими

Кабаниха регулярно ходит в церковь, окружает себя кликушами, нищим исправно подает милостыню. Со своим кумом Диким купчиха разговаривает на равных. Хоть эти двое и принадлежат к одному миру и поддерживают старые порядки, но характеристика Кабанихи показывает, что женщина все же с презрением относится к самодурству помещика. Марфа Игнатьева действительно держит свою семью в страхе, но она это делает для поддержания порядка в доме, а не из-за буйного характера. К тому же купчиха никогда не будет на людях жаловаться на проблемы в своей семье, как это делает Дикий.

Последняя блюстительница порядка

Образ Кабанихи является воплощением староверия, каких-то средневековых устоев. Купчиха страдает от того, что ее мир потихоньку рушится. Она видит, что молодежь не поддерживает ее, не уважает старые законы, мыслит по-новому. Женщину переполняют какие-то апокалиптические ожидания, она не понимает, что же будет, когда все старожилы вымрут, и некому будет противостоять всему современному. Дом Кабановых является чуть ли не последним оплотом, где почитаются догмы старины.

Характеристика Кабанихи не вызывает жалости к этой героине, хоть в конце пьесы пострадала не только Катерина, но и ее свекровь. Для купчихи страшным ударом было публичное признание невестки, бунт сына и побег из дому дочери. Но эта женщина так и не поняла, что своим непринятием современного мира она привела к гибели Катерину, испортила жизнь Варваре и подтолкнула к пьянству Тихона. От властвования Кабанихи никому не стало лучше. Но этого ей не понять, ведь купчиха даже после стольких несчастий продолжает настаивать на своем.

Авг 02 2010

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться ещё с одной разновидностью представителей «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи .

Дикой покричит, поругается, сгоряча даже прибьёт, да я остынет, а Кабаниха мучит и преследует свои жертвы систематически, изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо, подтачивая, «как ржа железо». Семью она бездушным деспотизмом и ханжеством доводит до полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за неё ушла из дому Варвара, а Тихон, в сущности добрый, хотя и беззольный , потерял всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась».

Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, Кабаниха не может помириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду»,- решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине».

Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжёлые для неё времена. «Нам бы только не дожить до этого»,- говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются всё короче и короче. «Может, и доживём»,- с мрачным озлоблением заявляет Кабаниха. Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «тёмного царства». И в то же время она не во всём похожа на Дикого. Это более сложная разновидность представителей «тёмного царства». Кабаниха прежде всего умнее Дикого. В то время как Дикой действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова. Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой.

И её богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нём тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне её речи («В ноги, в ноги!»; «Ну!»; «Разговаривай ещё!»). Заметный отпечаток на её речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своём доме.

Странницы и нищие, покровительствуемые и оделяемые ею, устанавливают постоянную её связь с народным говором и, по-видимому, с устной народной поэзией, легендами, духовными стихами и пр. Поэтому в речи Кабанихи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Всё это делает язык Кабанихи своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «тёмного царства».

Деспотизм, ханжество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев - таковы черты внутреннего облика Кабанихи, делающие её наряду с Диким суровой и ещё более страшной охранительницей устоев «тёмного царства».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) . Литературные сочинения!

Загрузка...
Top