Очерк об учителях «Большое видится на расстоянье. Создавать вокруг себя любовь С благодарностью к коллегам

– Мне до сих пор снится, что я веду урок, но у меня ничего не получается. Просыпаюсь и думаю: как хорошо, что это сон.
Инна Яковлевна Ткачёва, «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель России», ветеран труда, награждённая медалями «К 300-летию Санкт-Петербурга» и «За заслуги перед Кронштадтом», отметила 29 января свой юбилей – 80 лет.

Она – не просто отличный учитель. Её коллега Галина Борисовна Титова называет 20 лет работы Инны Яковлевны директором школы № 427 «эпохой Ткачёвой». Почему? Тогда были заложены основы уклада школы, которые сделали её особенной. Отношения учеников и учителей, основанные на понимании и уважении, отсутствие конфликтов, атмосфера творчества
и поддержки. Этот стиль, эту основу педагогический коллектив школы № 427 старается и сегодня культивировать и поддерживать.

О семье

Инна Яковлевна родилась в семье потомственных железнодорожников. У отца был знак «Почётный железнодорожник» и орден «За трудовую доблесть». Это была очень дружная семья, где дети ощущали любовь и взаимное уважение родителей друг к другу и к ним – детям.
Кроме меня росли два брата – Сергей и Анатолий. Я была старшей. Нас воспитывали порядочными и простыми людьми. Простыми – в отношении к другим людям, без заносчивости и гордыни. Братьев уже нет, но я до сих пор дружна с их семьями, – рассказывает Инна Яковлевна. – Мы всегда любили собираться в родительском доме – это в районном центре Хвойная Новгородской области.
Все мы родом из детства. Многое закладывает в нас уклад родительского дома.
– Как я стала учителем? Любовь к книге мне привила мама, которая старалась купить, где только возможно, хорошие книги. Она даже ездила на вокзал, поджидала почтовый поезд из Ленинграда, чтобы в киоске Союзпечати заполучить нужную мне литературу. Я с детства любила стихи. Особенно Лермонтова, я даже влюбилась в него – такой он был красивый на обложке, в мундире с эполетами.
Школьницей Инна зачитывалась рассказами Чехова, любила повести Гоголя. А в 4-м классе участвовала в конкурсе, объявленном Маршаком, – на лучшие стихи о чтении. И даже получила награду – книгу стихов Самуила Яковлевича с его автографом.

Первый раз –
в первый класс

В школе Инна была и звеньевой, и комсоргом, и отрядной вожатой. Затем она поступила в педучилище имени Некрасова, окончила его с отличием. Здесь, по словам Инны Яковлевны, ей очень повезло с педагогами. Учили серьёзно, готовили по лучшим методикам преподавания. Всё это ей очень пригодилось в начале работы учителем. Первый раз – в первый класс! Так и получилось у молодой учительницы, когда ей в родном посёлке доверили первоклашек. Затем Инна вместе с мужем переехала в Ленинград, где он учился в Военно-медицинской академии. Потом было направление на Камчатку.
– Нет, не жалко было уезжать из Ленинграда. Мы были молоды, хотелось побывать в разных местах. А в Камчатку я просто влюбилась, – вспоминает Инна Яковлевна.
Но мужа отправили на высшие командные курсы в Медицинскую академию. И снова – Ленинград, работа учителем начальных классов, затем, по окончании Педагогического института имени Герцена, учителем русского языка и литературы. А в 1975 году семья переехала в Кронштадт, и вот уже 43 года судьба Инны Яковлевны тесно связана с городом-островом.

Материнская гордость

В семье Ткачёвых росли дети: Андрей и Александр. Мальчики закончили 427-ю школу, затем Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского Комсомола и связали свою судьбу с Северным флотом.
Сыновьями Инна Яковлевна гордится: Андрей – контр-адмирал. Служил на самом большом подводном крейсере «Акула», был командиром. После окончания Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова капитан I ранга Ткачёв был назначен на должность заместителя, а потом и командира соединений подлодок Северного флота. В июне 2007-го он возглавил когда-то самое секретное соединение, дислоцированное в Северодвинске – ордена Ленина Государственный центральный морской полигон. Затем командовал дивизией и Главным морским испытательным полигоном России. Завершил службу заместителем главкома ВМФ.
Младший сын Александр, капитан 2 ранга, также достойно служил Родине на Северном флоте. Он начинал службу в береговых ракетных частях, командовал тыловыми подразделениями Северного флота. Сегодня несёт службу в Главном штабе Северного флота.

С благодарностью
к коллегам

О сыновьях и внуках Инна Яковлевна готова рассказывать бесконечно. Но и её собственная биография сложилась очень достойно. Об этом говорят её друзья, коллеги. и, конечно же, ученики. Причём все они отмечают не только профессиональные, но и человеческие качества Инны Яковлевны. Сама же Инна Яковлевна тоже благодарна своим коллегам.
– Когда я пришла в школу № 427, ею руководила Антонина Ивановна Шкилёва, человек очень строгий, добрый и мудрый. В 1975 году я стала преподавать русский язык
и литературу, совмещая эту работу с организацией внеклассной и внешкольной работы. В 1984 году Антонина Ивановна передала школу в мои руки. У нас работали чудесные учителя: Ангелина Николаевна Михайлова, Наталья Николаевна Пфау, Людмила Павловна Заикина, Валентина Фёдоровна Орехова.
В те годы у учителей не было сегодняшних технических возмож-ностей: только мел и школьная доска, но мысль работала, рождались идеи: проходили литературные гостиные, Дни поэтов. Дети высказывали свои мнения открыто, поощрялось творческое мышление.
– Мне понравилась мысль Льва Толстого: «Если нельзя изменить общество, нужно создавать вокруг себя любовь». Так мы и работали. Странно сегодня слышать, что школа «оказывает образовательные услуги». Это заблуждение. Школа воспитывает личность. К счастью, похоже, от термина «услуги» начинают отказываться.
Благодарна Инна Яковлевна и руководителю кронштадтского образования Нине Викторовне Кудриной, которой удалось сплотить директоров школ в единую команду, создать творческую атмосферу среди них, чтобы не было зависти, а были взаимопомощь и сотрудничество. Сегодня Нина Викторовна возглавляет ветеранскую организацию и делает всё, чтобы учителя и на заслуженном отдыхе ощущали себя в единой команде педагогического сообщества.
Бывшие ученики стали докторами и кандидатами наук, профессорами, учителями и врачами, военными и инженерами, да и просто хорошими людьми.
В этом году 427-й школе исполнится 50 лет.

Елена ПРУДНИКОВА (Леонова), выпускница 1982 года:
– Добрая, мудрая, настоящий учитель, Инна Яковлевна стремилась привить нам любовь к литературе, ведь это едва ли не единственный предмет в школе, который напрямую затрагивает струны человеческой души. Увлекательные уроки, беседы на нравственные темы, подготовка к выпускному сочинению, литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Сергея Есенина – во всём мы ощущали руку опытного, любящего свой предмет и своих учеников учителя. Спасибо Вам, дорогая Инна Яковлевна.

Валентина Фёдоровна ОРЕХОВА, коллега:
– Инна Яковлевна – не просто отзывчивый, она сострадательный человек. Недаром к ней тянутся люди. Она нас соединяет, мы любим собираться в её доме. Муж Инны – тоже прекрасный человек. Это удивительная пара. Это очень светлые, я бы даже сказала, идеальные отношения. Инна Яковлевна, будучи директором школы № 427, сумела сплотить коллектив. В школе никогда не возникали конфликты, она умело решала вопросы. На мой взгляд, она – прирождённый директор.

Галина Борисовна ТИТОВА, завуч школы № 427:
– Могу сказать, что мне посчастливилось встретиться с Инной Яковлевной. Это был конец 80-х – начало 90-х годов. Время наивно-романтическое, время надежд: гуманная педагогика, равенство ребёнка и учителя. Мы в школе просто купались в атмосфере любви и творчества. Инна Яковлевна умела дать нам эту свободу, воодушевить нас. За годы работы должность нисколько её не испортила. Пример: ученик разбил окно. Можно предположить реакцию директора: хулиган, приходи с родителями! А Инна Якaовлевна сразу спрашивает: ты не порезался? Она очень человечный человек. Как-то застаю маленькую дочку в слезах: потерялись звёздочки, заработанные ею на уроках (отметки им ещё не ставили – начальная школа). Инна Яковлевна: «Ну, стоит ли плакать, давай сядем и снова их нарежем, сколько надо». «Берегите слёзы ребёнка», – так она считала. Заражать своим примером – её внутренняя установка. Звание «Заслуженный учитель» Инна Яковлевна получила, будучи директором, как рядовой преподаватель, участвуя в конкурсе с разработкой по теме «Воодушевляющее управление». Так она и управляла, воодушевляя и детей, и учителей, за что мы ей бесконечно благодарны. И атмосфера, ею созданная, школьный уклад, сохранились до сих пор.

Александр ШЕИН, выпускник 1982 года.
– Учителя дают ученикам знания, умения, мудрость, мировоззрение. Инна Яковлевна дарила нам своё сердце, щедро и без остатка. Его с избытком хватало на всех нас, и нам это нравилось. Школьная программа по литературе была не просто пройдена, она была прожита вместе с героями Гоголя, Толстого, Достоевского. Школьные сочинения мы не придумывали, просто писали о пережитом вместе с литературными героями. Настолько органично русская классика вошла в нашу жизнь. Через любовь к литературе мы восприняли не только знания, но и миропонимание, гражданскую позицию, умение сделать правильный нравственный выбор. Всё это оказалось востребованным в эпоху перемен и остро необходимым в трудные моменты жизни. В старших классах Инна Яковлевна обращалась к каждому ученику на «Вы». Мы это ценили тогда, мы это помним и особо ценим сейчас.

Вот так: собираешься написать о человеке, а очерк заселяется множеством людей, которых героиня называет «команда молодости нашей». И это замечательно, потому что свой 80-летний юбилей она встречает в кругу друзей, единомышленников, родных и близких. И круг их очень широк.

Галина Маркина

Учитель и хороший человек — в последние расчетливые десятилетия, к сожалению, эти слова воспринимаются нами не как единое целое, а, скорее, как два взаимоисключающих понятия. Учитель — профессия сродни сеятелю: что посеешь, то и пожнешь, а доброе семя даст и урожай отменный. Емкое слово «подвижник» звучит очень редко и почти исчезло из нашего устного словаря. Ларису Яковлевну КОНОВАЛОВУ, учительницу Беловодской средней школы № 3, без сомнения можно назвать подвижником.

«Сейте разумное, доброе, вечное» — этим призывом классика, скорее всего, героиня моего очерка никогда не руководствовалась, но так сложилась жизнь, что истоки добра, любви к жизни и бескорыстия навсегда в душах ее многочисленных учеников.

Лариса родилась в одном из отдаленных сел юга Киргизии. Трое детей в семье воспитывались в дружной, творческой атмосфере. До сих пор Лариса Яковлевна безмерно благодарна родителям за их неоценимый вклад в становление ее как личности.

Отец — незаурядный художник-оформитель, привил детям ответственность, организованность, умение достичь поставленных целей. От мамы — талантливой кружевницы и вышивальщицы — Ларисе досталось редкое умение видеть окружающую красоту, терпение и способность из обыденного создать шедевр. Воспоминания о родном доме — одна из самых теплых, трогательных страниц ее жизни.

Учиться девочка пошла в Таш-Тюбинскую школу села Караван (ныне город Кербен Джалал-Абадской области). В классе Лариса была одной из первых — хорошо училась, принимала самое активное участие во всех школьных мероприятиях, обладала и еще одним важным качеством — умением дружить. Верная подруга с детских лет Надежда Петровна Игнатова (в школе — Никитина) до сих пор вспоминает и неиссякаемый задор одноклассницы, и рано сформировавшееся чувство ответственности, и умение оказаться рядом в трудную минуту. Легкий, общительный характер и доброе, открытое сердце — эти качества до сих пор ценят те, кто близко знаком с Ларисой Яковлевной.

После окончания школы девушка поступила в Ошский государственный педагогический институт. Учеба в институте, как и в школе, давалась легко. Лариса стала заводилой во всех студенческих мероприятиях, активно участвовала в них сама. Благодаря общительному характеру и хорошему знанию кыргызского разговорного языка круг ее друзей представлял собой настоящий, по-советски сплоченный интернационал. Девушка с головой погрузилась в кипучую студенческую жизнь: училась легко, успешно, в летние каникулы работала вожатой в пионерских лагерях.

После окончания института преподавала русский язык и литературу в школах: имени Крупской, в родной Таш-Тюбинской и в новой школе им. Боконбаева. Затем за двадцать лет прошла все ступени педагогической и административной школьной работы: учитель, заместитель директора школы, методист районо. Но преподаванию русского языка и литературы по-прежнему отдавала всю душу и щедро делилась с коллегами богатым педагогическим опытом — выступала с докладами на семинарах, вела показательные уроки, ее работы неоднократно публиковались в республиканском журнале «Русский язык и литература в кыргызских школах» и газете «Мугалимдер газетасы».

Когда из Министерства народного образования поступил приказ об открытии классов с углубленным изучением русского языка, вопрос о кандидатуре учителя не стоял. И только с программой министерства в руках пришлось организовывать обучение с нуля — впервые, без пособий и разработок, с чистого листа. Приходилось искать, додумывать, подбирать материалы, составлять сценарии, проводить мероприятия. Вместе с учениками готовили уроки по самым разным темам, проводили викторины, беседы, фестивали русского языка, коллективные просмотры фильмов — экранизаций литературных произведений. Каждый из уроков был интересен, понятен и увлекателен. Лариса Яковлевна помогала ученикам выработать личные жизненные позиции, самостоятельность в мышлении, развивая речь.

Коновалова считает, что учеников необходимо постоянно тормошить, подключать к ежедневным жизненным ситуациям, чтобы не было застоя в их жизни.

Мы буквально горели, жили теми делами школы, которые предлагала нам творческая и деятельная натура нашей дорогой учительницы,

— с благодарностью вспоминают бывшие ее ученицы Нуриля Назарова, Лунара Осмонова, Эркайым Даникулова, Оксана Бабич. Неудивительно, что они выбрали для себя профессию учителя русского языка и литературы, преподают в настоящее время в школах, а в работе и сейчас пользуются богатым арсеналом знаний, методических приемов, которыми в совершенстве владела и передала им любимая учительница.

Преподавательская деятельность Л. Коноваловой по заслугам оценена государством. Среди ее наград — почетная грамота Министерства народного образования, почетные грамоты местных органов. Лариса Яковлевна много лет сотрудничала с журналом «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», являясь внештатным научным сотрудником КиргизНИИ педагогики. Публикации ее статей в журнале стали настольными пособиями для нескольких поколений учителей республики.

Тридцать лет назад Лариса Яковлевна покинула родные края и переехала в село Беловодское, недалеко от столицы. Более десяти лет она отдала работе в Беловодской средней школе № 3. Здесь ее послужной список еще пополнился: заместитель директора школы, завуч, учитель русского языка и литературы. В 1993 году она признана «Учителем года».

В 1995 году семья Ларисы Яковлевны, повинуясь духу и требованиям времени, организовала крестьянское хозяйство, и моя героиня со свойственными ей энтузиазмом и оптимизмом выращивала пшеницу и ячмень, ухаживала за коровами, овцами и птицей, вкладывая в этот нелегкий труд душу, силы и время.

Но… Как говорится, бывших учителей, как и милиционеров, не бывает. После двадцатилетнего перерыва Лариса Яковлевна решила вернуться в школу. Пройдя обучение и получив сертификат, она опять в строю — работает учителем русского языка и литературы в Беловодской школе № 3.

Ее нынешние питомцы — малыши из подготовительных и начальных классов. У старшеклассников она ведет и свои любимые предметы — русский язык и литературу. Ее уроки по-прежнему необычны, очень интересны и увлекательны. В поисках нестандартных методов обучения Лариса Яковлевна сама разрабатывает наглядные пособия, придумывает стихи, загадки, ребусы, иллюстрирует тоже сама — у нее незаурядный талант художника.

Кроме того, что она замечательно рисует, природа не обделила ее и даром сочинительства. Сказки «Кузнечик Козу», «Ты — моя подружка», «Домашний двор», написанные с огромным знанием живой природы, с великолепными рисунками издавались самой Ларисой Яковлевной. Эти книги открывают детям неизвестные страницы жизни животных, птиц, растений.

Дети ее — два сына и дочь — каждый по-своему творческая личность. Она очень тонко чувствовала душу и способности своих детей, поэтому и профессии они получили по совету своей мамы.

Старший сын Николай Пышной окончил училище живописи им. С. Чуйкова. Он пишет картины, оформляет иллюстрации к книгам (в том числе и к маминым), выполняет частные заказы. В детстве за талантливые произведения получал призы и награды в конкурсах, проводившихся в журналах «Советская женщина», «Юный художник».

Младший сын Илья Пышной окончил музыкальное училище им. Куренкеева и Кыргызскую национальную консерваторию. Писал стихи и музыку к ним, работал в филармонии. В настоящее время по состоянию здоровья отошел от музыки. Но творческий талант Ильи расширился: он занялся столярным искусством и творит изумительные вещи из дерева. Деревянные часы, сделанные его руками от шестеренки до циферблата, вызывают неподдельное восхищение очевидцев. О художнике рассказали газета «Мегаполис» и республиканский «5 канал».

Дочь Лидия не нарушила семейные традиции: она тоже гуманитарий. Окончив ПИРЯЛ, получила специальность учителя русского языка и литературы.

При такой насыщенной жизни, полной и радостей, и разочарований, Лариса Яковлевна в весьма почтенном возрасте не утратила необыкновенной чистоты души, доверчивости, простоты и искренности в общении с окружающими. Она по-прежнему оптимист, энтузиаст своего дела, заводила в любых начинаниях. У нее все такой же пытливый ум, открытый всему новому, она не утратила интереса к жизни, способности видеть красивое в обыденном, неприметном. Как и прежде, ежедневно, ежечасно отдает частичку души своим маленьким ученикам и твердо верит, что зерна искренности, любви к людям, природе, родной земле дадут добрые всходы.

Счастья и добра вам, учитель и хороший человек!

Ирина ПРОКОФЬЕВА.
Фото из личного архива Л. КОНОВАЛОВОЙ.

Тапасханова Лариса Мусабиевна,
ученица 11 класса МКОУ СОШ
с.п.п.Звёздный Чегемского района
Кабардино-Балкарской Республики

Учитель … Нет профессии добрей


Учитель…Нет профессии добрей. Учитель открывает нам двери в удивительный мир знаний, человеческих отношений, нравственных ценностей. Учитель – самый верный друг. Именно учитель придёт на помощь в самую трудную минуту, протянет руку помощи. Сначала мне казалось, что это как игра: стоять у доски, писать мелом, проверять тетради, читать, рассказывать, смотреть в глаза сразу целому классу. Став старше, я поняла, что труд учителя напряжённый, ответственный и очень важный. Мы такие разные, у каждого свой мир. Шалуны, задиры, порой придумываем отговорки, порой обманываем. И каждого учитель должен выслушать, понять, научить, простить.

Наверное, ни для кого не секрет, что одним из самых трудных школьных предметов является русский язык, особенно в школах, где русский язык изучается как неродной. Я родилась и воспитывалась в балкарской семье.

Высоко в горах живёт моя бабушка, с ней мы общаемся на своём родном балкарском языке, но когда я приезжаю в свой посёлок с таким символическим названием Мир, я слышу другой, ставший моим вторым языком – русский. Я уже и не смогу, наверное, вспомнить, как произошла моя первая встреча с русским языком, и не представляю свою жизнь без него. Это как чистый горный воздух, как яркое солнце, отражающееся в наших уникальных Голубых озёрах и неумолкающих Чегемских водопадах, как песни моей матери. Замечательный балкарский поэт Кайсын Кулиев писал:

Мне в сердце запали уроки,
Когда я впервые постиг
Зовущий, как мир, и широкий,
Чарующий русский язык.


Уроки русского языка. Я не открою истину, если скажу, что любовь к предмету, интерес неразрывно связаны с профессиональным мастерством учителя, его увлечённостью, его стараниями. Каким должен быть учитель русского языка? Я с уверенностью могу сказать: таким, как наша Калайтанова Наталья Владимировна. Родилась она в г.Арциз Одесской в области 1958г. в семье военнослужащих. Судьба офицерских семей – переезжать с места на место. Вот так и семья Натальи Владимировны в 1965г. переехала к новому месту службы родителей в г.Хабаровск-47. Здесь она пошла в первый класс, здесь в 1975г. окончила школу, а затем - учёба в Хабаровском Государственном педагогическом институте. Это были замечательные годы: сотрудничество на Дальневосточной радиостанции «Юность», работа в студенческом путинном отряде на Курильском острове Шикотан походы в театры, на художественные выставки и концерты, участие в институтских капустниках, занятия в вокальном кружке и кружке журналистики. Незабываемые студенческие годы! Получила диплом - и снова в путь. В 1979г. родителей перевели в г.Нальчик-20. Сначала она работала в филиале Краеведческого музея - доме-музее украинской писательницы Марко Вовчок старшим научным сотрудником. Да, писательница провела здесь последние годы жизни. Здесь же, недалеко от маленького домика, находится её могила. Наталья Владимировна с увлечением рассказывала нам, каким необыкновенным человеком была Марко Вовчок, о её знакомстве и переписке с такими известными писателями и поэтами, как Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Жорж Санд. Однажды на пороге дома-музея появился невысокий пожилой человек. Им оказался известный поэт Али Шогенцуков. Так началось знакомство с творчеством поэта, ведь раньше Наталья Владимировна практически мало знала о литературе народов нашей Республики. Наталья Владимировна с гордостью показывает сборник стихов поэта с дарственной надписью.

Когда же представилась возможность преподавать в школе, Наталья Владимировна, не раздумывая, согласилась. «Я прежде всего учитель», - говорила она своим родным, которые не могли понять, почему она решила сменить такую интересную, как им казалось, работу. Более тридцати лет преподаёт она русский язык и литературу в нашей школе. За многолетнюю плодотворную работу в системе народного образования Кабардино-Балкарской Республики, значительный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения она неоднократно награждалась грамотами Чегемского Муниципального района КБР, Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики. Но о своих достижениях Наталья Владимировна не любит говорить, её больше радуют достижения учеников. Её ученики становились победителями и призёрами районных, региональных, Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Она радуется их успехам, с гордостью рассказывает о каждом. А Кагаева В.В., учитель русского языка и литературы, и Воропай А.А., учитель английского языка, - учителя нашей школы, её бывшие ученики.

Встреча учителя и ученика происходит на уроке. Нужно ли изучать русский язык или достаточно того, что мы знаем родной язык? Ответы могут быть самые разные: одни скажут, что русский язык очень трудный, и им легче общаться на родном языке, другие – русский язык вообще не нужен, потому что они живут в Кабардино-Балкарии и не собираются никуда уезжать, а значит достаточно знания родного языка. Я не могу согласиться с таким утверждением. Я живу в республике, где два коренных народа, и они должны общаться, а делать это лучше на русском языке. Кроме того, русский язык даёт нам возможность обмениваться своими мыслями и чувствами с представителями других народов, слушать радио, смотреть телевизор, общаться в интернете, изучать мировую культуру. Некоторые ребята из нашей школы профессионально занимаются в ансамбле народного танца «Балкария». Часто с концертами они выезжают в другие города и страны. Они с радостью рассказывали, как, находясь на гастролях в Турции, бродя по улицам Стамбула, они услышали русскую речь. И сразу так светло стало на душе, как будто побывали на Родине. Да, жизнь очень разнообразна, в ней много интересного. Каждый народ через свой язык передаёт красоту своих обычаев, культуры, души. Но в жизни современного человека русский язык играет не меньшую роль. Наша балкарская поэтесса Танзиля Зумакулова пишет об этом:

Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
…………………………
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.


Для меня уроки русского языка – это уроки истины, поисков, счастья общаться со своими ровесниками разных национальностей. Ведь наша школа многонациональная, она находится на территории нескольких войсковых частей ВВ. Состав учеников часто меняется: родителей переводят к новому месту службы. Уезжают друзья, но благодаря знанию русского языка, мы легко можем делиться своими радостями и успехами. И эту радость дарит нам наша Наталья Владимировна. Помню, как впервые я пришла в 5-й класс. Новые предметы, разные учителя… Мне было очень страшно. Но вот прозвенел звонок, и в класс вошла учительница. Она улыбнулась, и сразу стало так легко, словно солнышко заглянуло в школьное окно. Начались годы нелёгкого труда, труда постижения законов русского языка. Скучные правила превратились в рисунки и коротенькие стихотворения, которые легко запоминались. Всевозможные правила руки, окна (справа – с окна, влево – на окно), звезды (над каждым лучиком по кругу написаны согласные буквы, а между лучами гласные - Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ – после этих букв пишется суффикс -чик-, воз - возчик, так легко запомнить). У нас были специальные табличные тетради. Мы любили в них работать. Рисовать, писать, пробовать сочинять. Конечно, наше «творчество» было далеко от совершенства, но нам казалось, что это подлинные шедевры. Наталья Владимировна поддерживала нас во всех наших начинаниях. Я ждала каждый новый урок с нетерпением. Однажды открылась дверь, и в класс вошла фея Здрасте. Конечно же, это была старшеклассница. Но мне тогда казалось, что это настоящая фея. Потом она приходила к нам ещё и ещё, знакомила нас с правилами поведения в школе и за её пределами. А праздники, которые устраивали в честь той или иной части речи! Мы придумывали девизы, рисовали гербы и представляли себе ту или иную часть речи как некое живое существо. Наталья Владимировна предоставляла нам возможность самим составлять тексты графических и буквенных диктантов, составлять индивидуальные карточки для своих товарищей. Но самая большая радость – это побывать в роли учителя. Мы составляли вопросы, вызывали к доске, ставили оценки и комментировали их. С помощью опорных конспектов мы составляли ответы к темам уроков. Я увлекалась рисованием и посещала школу искусств, может, поэтому мне нравилось писать сочинения по картинам. Наталья Владимировна вводила нас в мир прекрасного, ведь не всегда есть возможность побывать в художественной галерее. Но на уроках всегда использовались репродукции художников; если это был пейзаж или натюрморт, обязательно подбирались стихотворения о природе, иногда звучала классическая музыка. Я тогда удивлялась: откуда наша учительница знает и о живописи, и о композиторах и с таким увлечением рассказывает нам о различных оттенках цветов, комментирует музыкальные произведения.

Были у нас и уроки-праздники. Приходила бабушка-рассказушка, вынимала из корзинки волшебный клубок с лингвистическими сказками, которые сочиняли мы сами, а обрабатывала их Наталья Владимировна. Были песни, инсценировки, викторины, но не простые: то на пути нас встречала полянка с подснежниками, то чудо-дерево с волшебными листочками. Мы по очереди подходили к дереву или на полянку, срывали листок или подснежник с заданием, записывали правильный вариант на доске, собирали первый «весенний букет». Это сейчас, став почти взрослой, я понимаю, что сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. И все эти качества характеризуют нашу учительницу как талантливого педагога.

Мы подрастали, и менялись формы работы на уроке. Наталья Владимировна учила нас самостоятельно мыслить, высказывать свои суждения, отстаивать активную жизненную позицию. Работа в группах прививала нам такие качества, как коллективизм, терпимость, взаимовыручка, ответственность за себя и своих друзей. Исследовательская работа, составление презентаций, умение анализировать и использовать на уроках дополнительную литературу позволяют нам почувствовать себя взрослыми, самостоятельными людьми. Состязания ораторов, дискуссии, круглые столы, ролевые игры – это одна из ступенек в мир, который нас ждёт за окном. «Не могу я жить в покое» - это о нашей учительнице. Учёба продолжается, когда кончаются уроки. Разве можно забыть предметные декады! Они позволяют пробудить живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь.

Для Натальи Владимировны главное - привить любовь к языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания, получаемые на уроках, а ещё просто воспитать человека, нужного своей стране.

Особый интерес вызывают заседания любителей словесности, где мы учимся творить: создавать рассказы, очерки, стихи, вести поисковую работу, результатом которой становятся наши выступления на научно-практических конференциях, творческие работы на всероссийских и республиканских конкурсах, на заседании любителей словесности «Проба пера». Эта работа буквально заражает творческим настроением, становится праздником неожиданности, удивления, радости, зажигает в каждом искру надежды на успех.
Много лет Наталья Владимировна была руководителем школьного театра. Да, именно театра. Вместе с ребятами знакомились со сценариями, распределяли роли, шили костюмы, подбирали музыкальное оформление, делали декорации. Ставили настоящие спектакли, на которые приходили не только дети, но и взрослые. Да, это было просто чудо. Чудо, которое живёт рядом с нами. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Имя ему - спектакль. К сожалению, я сама не участвовала в постановках нашего школьного театра, но спектакли «Кошкин дом», «Золушка», «Снежная королева» запомнились мне, тогда ещё ученице 2-го класса, наверное, надолго. Я верила, что это не ученики, а настоящие герои. И мне очень жалко было бездомных котят, которых выгнала тётя Кошка, я радовалась, когда принц нашёл свою Золушку, мне так хотелось, чтобы сердце Кая оттаяло и снова стало добрым. Выросли котята, Кай стал офицером и нашёл свою любовь, а Золушка… Золушка не рассталась со сценой. Наташа Каграманян (Кравцова) окончила наше училище искусств, затем Щукинское в Москве, а теперь покоряет сцену Музыкального театра в родном Нальчике, иногда с труппой приезжает к нам со спектаклями. Я вижу, как встречаются две Натальи, мило беседуют, словно две подружки. Наталья Владимировна всегда интересуется судьбой своих «птенчиков», так ласково называет она своих выпускников.

Театрализованные литературные вечера, концерты, выпускные – ни одно мероприятие не обходится без Натальи Владимировны. Наступает вечер, зажигаются свечи, а в актовом зале звучат вечно живые волнующие строки М.Ю.Лермонтова: «Мне нужно действовать…», раздаются звуки фортепиано и чарующие романсы, а также песни, которые сочиняют вместе со своим учителем ребята, заполняют весь зал. Творчество, неустанный поиск, горящие глаза, лучезарная улыбка - такой знают и любят её ученики и коллеги.

«Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ищущего ума, развитие воли» – вот девиз Натальи Владимировны, вот к чему должен стремиться каждый педагог.

Уже больше двадцати лет на торжественных мероприятиях учителя исполняют гимн нашей школы, который они сочинили сами.

Ты для них будешь самым правильным,
И другим ты не смеешь быть,
И не только мудрёным правилам -
Нужно счастью детей учить.
Нарисуй им дорогу звёздную,
Научи их шагать по ней.
Если люди для счастья созданы,
Детям счастье нужно вдвойне.

Наталья Владимировна учит нас не только орфографии и пунктуации. Её уроки – это уроки, честности, любви, добра, терпимости, уважительного отношения к культуре других народов, это уроки дружбы и справедливости, это наша звёздная дорога, по которой мы делаем первые шаги во взрослую жизнь.

Каким должен быть учитель русского языка? С уверенностью могу сказать: «Таким, как Наталья Владимировна».

Стрельникова Надежда Алексеевна – хранительница школьного очага. Очерк

Стрельникова Надежда Алексеевна - хранительница школьного очага

Очерк

(Из цикла очерков "Дар Памяти")

Любимому учителю наших учеников и учителей,

посвящаю

Школа - второй дом

Школа - второй дом.

Так говорят. Всегда ли так бывает? Да, конечно, не всегда. И всё-таки бывает.

Когда заходит речь о роли семьи и школы в воспитание личности, я просто умолкаю. Эта тема для словоблудия, для тех, кто сам не занимается воспитанием, а только любит об этом рассуждать. Для тех, кто знает всё, в том числе знает, как учить, лечить и управлять государством. Семьи бывают разные. Школы тоже неодинаковы. Это я могу утверждать на основе собственного опыта.

Пришёл работать в Шушталепскую школу и сразу понял: эта школа домашняя. С домашним общением, с домашним теплом, отношениями, которые могут быть только в семье.

В 1989 году меня избрали директором этой школы. Специфика учебно-воспитательного учреждения, в котором мне пришлось работать до этого тринадцать лет, была совсем другая. Стал внимательно присматриваться к обычаям, заведённым здесь.

И вот что увидел. Учителя создавали и сохраняли здесь лучшие традиции в течение многих лет. Карлова (Рубанова) Клавдия Петровна, Ракитова Галина Александровна, Князева Валентина Андреевна, Шарапова Зинаида Ивановна, Пелих Людмила Александровна, Овчинникова Валентина Никитична и другие...

Сразу заметил, что основным звеном в этом крепком коллективе была Стрельникова Надежда Алексеевна, во всём звучал её первый голос, который был определяющим во всех сферах многообразной школьной жизни. Да и во внешкольной жизни тоже, по правде сказать.

Учитель физики. Она же и завуч. Она же стала любимым учителем многих поколений учеников. Всю жизнь отдала любимому делу. В 1967 году она после окончания Кемеровского пединститута была направлена в Осинниковское ГорОНО. Два года проработала в ШРМ в посёлке Высокий, а после этого перешла в школу № 24 и навсегда осталась верной городу Калтану. Два года была директором школы. При ней начат капитальный ремонт, положено начало Залу боевой и трудовой славы. Была депутатом пяти созывов Калтанского городского совета. После закрытия Шушталепской школы, которой отдала около сорока лет, ещё три с половиной года работала учителем в школе № 29.

У неё множество наград, в том числе медаль "Ветеран труда", знак "Отличник народного просвещения", губернаторская серебряная медаль "За веру и добро".




Как-то сказала: "Мне повезло, что рядом со мной всегда хорошие люди. Где бы я ни училась, где бы ни работала, учителя менялись, но их состав всегда оставался замечательным".

А я подумал: "У хорошего человека - все люди хорошие". От неё и шло всё это добро, которое воплощалось во всех окружающих.

***

Не пойму до сих пор, специально ли она начинала день с домашних новостей, или так, непроизвольно рассуждала. Иногда слышал такие слова, сказанные как бы между прочим:

А мой-то сынуля сегодня экзамены пошёл сдавать в техникуме. Тоже буду за него трястись весь день. Ой, ой! Я, наверное, больше его переживаю.

И начинались вопросы, обмен мнениями. Кто-то рассказывал про свои домашние дела, про своих деток.

А потом вдруг с долей строгости завуч скажет:

Та-а-к. Родные мои, кто ещё у меня отчёт не сдал?

И начиналась работа. Не та работа, которая в тягость, а такая домашняя, нужная, которую ни на кого не свалишь. Делать надо.

И так смешивалось всё и всегда - дом, работа

Каким-то загадочным путём эта домашняя атмосфера перемещалась на уроки. Обычно здесь учителя обращались к ученикам по имени. Очень редко - по фамилии. Разве только тогда, когда нужно было подчеркнуть особенность и серьёзность ситуации.

И работа шла дружно и весело. Мне часто приходилось бывать на многих уроках и у разных учителей. И большинство наших учителей умели держать тот, на мой взгляд, единственно правильный тон, который был присущ Надежде Алексеевне. Доброжелательный, рабочий. Здесь не делятся на плохих и хороших учеников. Здесь все равны в этой работе.

Она вела уроки живо, с шуткой и улыбкой. На учительском столе всегда громоздились какие-нибудь новые интересные демонстрационные приборы и наглядные пособия.

Нельзя было представить её без постоянной доброй улыбки. И если эта улыбка исчезала, все настораживались и замолкали: значит что-то не так. Пропадала несерьёзность, озорство. Все мгновенно приходили в рабочую норму. Поистине волшебный, магический мирный педагогический приём.

Надежда Алексеевна была моим первым и незаменимым помощником во всём. Она всегда понимала меня, одновременно могли высказать своё мнение, даже если оно было нелицеприятным. И эта искренность в отношениях всегда даёт человеку дополнительный заряд бодрости и комфортности. С благодарностью скажу: работать с ней было легко и надёжно.

Всем известно, что женский коллектив чаще всего наполнен конфликтами и противостоянием различных групп: фаворитов и отверженных. Удивлялся всегда тому, что Надежда Алексеевна легко и бесконфликтно умеет решать проблемы. У нас не было ни фаворитов, ни отверженных.

Учитель учителей и даже директоров

Мой характер таков, что не люблю сидеть на одном месте. Мне нужно ходить, искать новое, что-то предпринимать по ходу. Поэтому экзаменационные дни были для меня сущим наказанием. Будучи по положению председателем комиссии в выпускных классах, должен был присутствовать на всех экзаменах, полдня слушать давно пройденный мною материал.

Частенько находил какой-нибудь повод отлучиться. Возвращаться, конечно, не торопился. Ходил в школьный сад, в котельную и так далее. Однажды после такой отлучки Надежда Алексеевна встретила меня в коридоре, подошла вплотную, взяла за лацкан пиджака и тихо, доверительно, но строго произнесла:

Геннадий Петрович, вам нельзя уходить с экзаменов. Вы же председатель государственной комиссии. А люди что скажут?

Честно говоря, я даже оробел. Директор оробел перед подчинённым! А что на правду-то возразишь? Извинился, пообещал, что больше не повторится и пошёл на экзамен. Прямо, как будто меня за шкирку потрясли. До сих пор, как вспомню, так засмеюсь. Во всём был её правильный порядок. Для учителей, для учеников, и для директора тоже.

После уроков часами просиживала с молодыми учителями, разъясняя им азы методики. Думаю, они навсегда остались ей благодарны. Ведь большинство стали отличными педагогами. Многие имеют высокие награды за своё педагогическое мастерство. Быкова В. И., Овсянникова Л. П., Сухачёва Н. В., Корзунова Л. А., Оськина (Третьякова) Л. А., Тузикова (Учайкина) Е. А., Девяткова (Бутакова) А. А., Шергина (Голубева) Е. В. и многие ещё.

Учителя-ветераны тоже иногда сталкивались с трудностями. Придут в учительскую, жалуются на кого-нибудь из учеников. Надежда Алексеевна скажет:

Ну, ты совсем заработалась, подруга. Прямо проблема у неё. Какая же это проблема?

И мигом рассудит и разрешит ситуацию.

Вот, правда ведь, совсем толку не стало, - рассмеётся подруга, - А ларчик просто открывался.

Много помню таких случаев. Да не буду всё вспоминать.

Дух соревнования

Однажды пришёл к выводу, что подготовка учителя к уроку затруднена из-за того, что материалы для уроков хранятся в завалах, не организованы в комплекты. Каждый год к каждому уроку разыскивай и собирай. Предложил создать учебно-методические комплекты уроков. Все уроки в своих папках, на своём месте. Разъяснил суть Надежде Алексеевне.

Она, подумав, сказала:

Хорошее это дело. Надо создавать. Только подождите. Мы сделаем так. Сначала дадим информацию о том, что такое учебно-методический комплект, поставим задачу. А потом попросим профсоюзный комитет провести смотр-конкурс на лучший кабинет. Лучших поощрим.

Так и сделали. Вы не поверите - какое началось движение в школе. Все учителя где-то что-то добывали, складывали в комплекты, рисовали наглядные пособия, изготавливали карточки для проверки знаний... На глазах преображались все кабинеты. Стеллажи с наглядными пособиями. Оформление. Надолго задерживались после работы: рисовали, вырезали из бумаги фигурки, раскрашивали их.

Чтобы создать особый уют в классе, кто-то из учителей принёс из дома комнатные цветы, расставил на подоконники. И опять пошла борьба. Все учителя принялись добывать цветы. Кабинеты преобразились на глазах.

Подошло время подводить итоги. Профсоюзный комитет с директором и завучем, пошли по классам. Смотрели и удивлялись. Цель достигнута. Правда, некоторые жаловались, что времени не хватило довести работу до конца. Но после этого уже по инерции пополняли свои комплекты новыми материалами. А какое облегчение в работе!

Такова методика организации коллективных дел по Стрельниковой. Без директив, без приказов сделано важное и нужное дело.

Она всегда разыскивала что-то новое в методиках. Делилась своими впечатлениями с коллегами. Как бы между прочим, ненавязчиво. Когда в школе появился компьютерный класс, активно взялась осваивать компьютер. Честно признаться, привлечь старых учителей к этому делу нам не всех удалось. Наши "боги" боялись обжигать горшки.


У неё почти ничего не решалось официальным указанием или приказом. Как в шутку говорят, просьба начальника - закон для подчинённого. И эти просьбы она адресовала так ненавязчиво, что люди выполняли охотно и бодро.

Этому и я научился у Стрельниковой.

После всех уходила из школы. У завуча всегда много работы. Ещё и кинокружок вела после уроков. Увлекательнейшее занятие для ребят.

Однажды стала применять новую методику трёхуровневых заданий. Суть заключалась в том, что ученикам давались задания разного уровня трудности. Первый уровень - знания на тройку, второй - на четвёрку и третий - на пятёрку. Удовлетворяет ученика тройка - решает задачу первого уровня. Хочет потянуть на пятёрку - решай задачу сложнее, третьего уровня.

Подолгу задерживалась после уроков в своём кабинете физики. Там всегда толпа желающих решать задачи более высокого уровня. Приходила в учительскую возбуждённая, весёлая:

Нет, вы представьте себе. Коля пришёл решать задачу второго уровня! Дала. Ведь решил. Просит задачу третьего уровня. Что он глупее других? Дала. Потел целый час. Не поверите - решил!

И этот восторг от успехов одного из самых запущенных учеников, восторг от своей собственной методической находки мне запомнился навсегда. Заражённые искренностью, с которой она рассказывала это, все учителя тоже от души сопереживали и делились своим мнением. И про Колю, и про методику.

Вот что значит дух соревнования.

Любовь - морковь и картошка

Каждый год коллектив школы помогал шефствующему Калтанскому совхозу на уборке овощей. Турнепс, картофель, морковь, капуста, свёкла. Начиная с пятого класса, выходили все в поля. Начала трудового коллективного обучения и воспитания. Жаль, что в пореформенной школе не сохранилась эта традиция.

В начале учебного года ученики нетерпеливо спрашивали:

Когда в колхоз пойдём?

Так хотелось побыть коллективно на природе, иногда и пошалить. Наконец наступала пора. Звонок от директора совхоза с просьбой помочь в уборке.

Впервые попав в уборочную кампанию, я решил сначала понаблюдать.

Объявили на линейке:

Завтра в девять часов утра всем быть около школы в рабочей форме, с лопатками для подкапывания моркови, с вёдрами. Едем на автобусах.

Наутро вся школа в сборе. Учителя все до одного в телогрейках или рабочих куртках, с лопатками. Завуч Надежда Алексеевна, как всегда весёлая. Тоже в рабочей куртке, на голове платок.

Сегодня буду работать с девятым классом. Там ленивых много. На буксир возьму.

Да уж, - неуверенно возразит кто-то из названного класса, - прямо мы самые ленивые...

Шутки шутками. Поехали. Вышли на поле. Распределили деляны для каждого класса по количеству учащихся - количество рядков.

Каждый занял свой рядок. Пошла работа. С шутками, криками.

Все учителя со своими классами в рядках. Копают. Иногда прикрикнут на озорников, которые морковку друг в друга кидают. Ребята с девчонками заигрывают.

А ну-ка перестань! Сейчас скажу Геннадию Петровичу. Он тебя домой отправит.

Вы удивитесь... Отправят домой, от работы освободят... Если и вправду дойдёт до этого - заплачет. Думаете, работать сильно хочется? Да нет. Просто не хочет быть изгоем. Так и управлялись с непослушными.

Надежда Алексеевна с девятым классом, как и обещала, на рядок встала. Все работают.

Подумал: пойду тоже, засучив рукава. Я же не белая ворона. Стал проверять, не пропускают ли морковку в рядах. Найду - выдерну. Одну, другую, третью. Несу в кучу. Если уж сильно кто-нибудь халтурит, крикну:

Это кто влюбился? По сторонам засмотрелся... Морковку под ногами не разглядел.

Все оглянутся. Засмеются:

Знаем, знаем, в кого он влюбился.

И побежит смущённый "виновник" брака выдёргивать пропущенные морковки. А я пристроюсь на его рядок, помогать. Отстающий...

Так и работаем с шутками да прибаутками.

А там обед. Каждый класс отдельно расстилает газеты. Выкладывают из пакетов свои запасы. Кто что. Богатые и бедные. Всё валят на газеты. Огурцы, помидоры, консервы, колбасу... Кто-нибудь крикнет:

Попробуйте, какое мама варенье сварила!

У кого богатые пайки, призывают, угощают. На общем столе всё общее. Наблюдаю. Пробуют - не стесняются. Таков обычай.

Вдруг слышу:

А почему Лёша не пришёл на работу? И Виталик не пришёл?

Надежда Алексеевна весело отвечает:

Родители не отпустили. Да мы и без них обойдёмся. Нужны они тут?! Белоручки.

Две семьи из нашего посёлка никогда не отпускали своих детей на сельскохозяйственные работы. Завуч мне сказала:

Ну и пусть не отпускают. Индивидуалисты. Думают, что сильно умные. Посмотрим, кого они воспитают.

И мы об этом больше не говорили. И родителей не упрекали. Так было заведено до меня. Так и при мне осталось.

Однажды директор совхоза Евсеев Николай Дмитриевич приехал на поля. Долго наблюдал за нашей работой. Сказал мне, вздохнув:

Геннадий Петрович, будь моя воля, я бы никого кроме вашей школы не брал на поля. Молодцы ребятишки. Добросовестные. Надо их как-то наградить.

И награждали. Щедро награждали на линейке в школе многих отличившихся в работе. И для школы Евсеев не жалел ничего. Музыкальный центр, компьютерный класс, видеокамера, деньги на ремонт и оснащение кабинетов.

Однажды в начале учебного года в школу пришла новая учительница. Она вышла в поле в чистой курточке. Стояла позади ползающих по бороздам учеников своего класса.

Наблюдаю за ней незаметно. Вот положила руки в карманы. Постояла. Нехотя наклонилась, сделала вид, что выдернула морковку. Опять постояла. Покричала на баловников. Надолго замерла в позе наблюдателя.

Честно признаюсь, я смеялся в душе. Не получается у неё работа в традициях не нашей школы. В нашем монастыре свой устав.

Два дня промучилась учительница, не зная, куда себя девать. На третий день включилась в работу по примеру других учителей. Лопатку принесла. Так-то.

Посмотри на эти звёзды

Надежда Алексеевна кроме физики вела астрономию. Однажды говорит мне:

Хотите посмотреть на небо через телескоп? Приходите сегодня вечером в восемь часов к школе. У нас практикум с одиннадцатым классом.

Я пришёл. Собрался к школе весь класс. Рассматривали Луну, звёзды. Надежда Алексеевна показывала созвездия. Рассматривали их.

Увлекательный и полезный практикум получился.

Я, возвращаясь с урока, думал: "Сколько сил, энергии нужно иметь, чтобы ехать из Осинников, проводить это мероприятие. При этом успевать с домашними делами. Присматривать за своим семейством".

И ведь успевает всё. Обычно про учителей говорят: "Чужих учили, а за своими не усмотрели".

Этого не скажешь про Стрельникову. Двоих прекрасных сыновей вырастила она. Настоящие звёздочки. На всех хватило её доброй прекрасной души. Теперь внуков растит. Пусть будут такими же звёздными! Созвездие Стрельниковой Надежды Алексеевны. Личное созвездие.

***

4 ноября у неё юбилей. 70 лет. Надо поздравить с таким большим юбилеем.

Звоню. Она в Кемерово. Поехала с сёстрами повидаться. Слушаю голос, молодой, искристый. И опять хохочет. Быстрая, живая. Вот тебе и семьдесят! Где они? Семьдесят-то? Не старится совсем наша Надежда. И, слава Богу!

Оставайтесь молодой всегда! Наша любимая учительница.

Двенадцать лет проработали мы плечом к плечу. В одной упряжке, в паре. И я рад, что судьба свела меня с Вами.

СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ

ДУША ЧЕЛОВЕКА

«Лечит слово, трава и нож» - сказал Гиппократ, и «слово» поставил первым в этом ряду.
Есть люди, которые врачуют словом. К ним принадлежит Еникова Любовь Захаровна, одна из ярких личностей в УТОСе, в организации, где трудятся слепые и полузрячие люди. Она работает и в городском обществе инвалидов, руководит первичной организацией слепых; она и помощник депутата Верховной Рады Крыма Лютикова В. М.
Симпатичная блондинка, невысокая, фигуристая, с крепким, боевым характером, она знакома многим руководителям предприятий города, бизнесменам, потому что часто хлопочет перед ними о своих подопечных, беспомощных людях.
Какова история её жизни? Родилась в 1944 году на Смоленщине. Детство провела в Крыму.
Гнали немцы пленных через небольшое крымское село, и уже хотели их перестрелять, потому что у несчастных кончились силы, да потом решили раздать их, желающим взять к себе местным жителям. Мама нашей героини, имея на руках голодных детей, не выдержала, сжалилась и забрала раненого пленного. Каким-то чудом удалось выжить всем. Спасённый мужчина стал отцом Любы, которую односельчане звали «сибирячкой» - оттуда был родом солдат.
Деревня, труд в поле, дома, рано начала готовить, помогая маме по хозяйству. Да и младшие дети были у неё на руках. Но больше всего смышлёная девочка любила читать. В свободное время - в библиотеку, к книгам! Когда Любе было 12 лет, в местной газете появилась фотография её с подругами, с подписью: «Лучшие читательницы библиотеки».
Но злая доля уже ждала свою жертву. У костра в походе сидят школьники. Кто-то что-то бросает в костёр… взрыв… боль в глазу… Инвалидность. И сразу сузилось не только поле зрения, но и возможности.
Закончила школу и поступила на работу в Джанкойский УТОС. А потом в Симферополь переехала, а там, в обществе молодых девушек и парней, кипела обычная жизнь. Крым, его горы всегда манили к себе людей, независимо от того, как они видят. И молодёжь ходила в походы. Слепые шли, держась за лямки рюкзаков слабовидящих, а те рассказывали им о том, что было вокруг. И невидящие люди представляли себе те красоты, которые их окружают. Люба шла уверенно, пока не показалась опасная тропа рядом с обрывом. Отступать некуда, с помощью товарищей, кое-как преодолела этот ужас. Дала себе слово больше никогда не ходить в походы, но, конечно, всё продолжалось.
А ещё пришли на выручку шахматы. Играла хорошо, а всё это давало радость и осознание своей полноценности. Была чемпионкой Крыма по шашкам. На фотографии, в команде Украины по шахматам, одна девушка - Люба Еникова. В 1971 году перворазрядница Любовь Захаровна - чемпион Украины по шахматам. Причём, не только с женщинами, но с мужчинами она сражалась на равных.
«Сколько поездила по всему Союзу, - везде нас очень хорошо встречали, со сколькими интересными людьми познакомилась, сколько всего повидала!» - улыбаясь, рассказывает Любовь Захаровна.
- Как же совсем слепые играют? Это же надо на память представлять всю доску, все фигуры!
- Да, многие помнят хорошо, некоторые трогают фигуры руками, чтобы вспомнить, где что стоит.
- А любовь свою тоже в УТОСе встретили?
- Нет, он зрячий. Это был брат моей подруги. Когда поженились, я стала мечтать о ребёнке. И вот уже забеременела, а врач ни в какую: рожать нельзя - последнее зрение потеряешь. Пришла на работу и плачу. Женщины бросились утешать, спрашивают, в чём дело. Я объяснила. Все стали смеяться, говорят: «Нам никому рожать не разрешают - рожаем. Не бойся! Зато ребёнок будет.»
Родила двоих девочек, красивых, здоровых. Уже замужем, есть внуки. Семья сложилась.
Каждая слабовидящая женщина в этой критической ситуации делает выбор - или ребёнок и потеря зрения, или бездетность. Иногда везёт: и ребёнок, и немного зрения. А если женятся двое слепых, то выбор вдвойне страшен; здесь они ещё решают и судьбу третьего: будет ли он зрячим. Говорят, что если в этой паре у одного слепота приобретённая, то если ребёнок будет группы крови этого родителя, он родится зрячим, если нет - слепым.
Наша героиня мужественно шла по жизни. Дома порядок, чистота; шьёт, готовит, занимается ремонтом, весёлая, общительная. На работе - уважение.
С 1970 года переехала в Керчь и работает в Керченском УТОСе. Много лет - комендант общежития УТОС. Как вторая мама молодым, с их проблемами и ограниченными возможностями.
«А я и женихов им искала, и невест, детей крестила, утешала, как могла.
А один раз, под Новый год, звонок. Пришли мои голубчики ко мне праздновать, человек 15 - всё общежитие пожаловало. И накормила всех, и напоила, и нашла, что сказать.»
Она напитывала их любовью своего горячего сердца, и молодёжь училась мужеству жить с бедой по имени слепота.
Инвалиды с детства лучше адаптируются в жизни, чем те, на которых это обрушится в разгар её, а то и на склоне лет. Почва уходит из-под ног.
Получив инвалидность, приходят к Любови Захаровне, вступать в общество слепых. Они в отчаянии. Она же поговорит, пошутит, поддержит, поставит на очередь, а потом и вручит человеку - палочку, «говорящие» часы и магнитофон с приёмником. Сразу мир веселее становится.
А ещё неугомонная Любовь Захаровна готовит разные весёлые праздники, и какие талантливые сценарии пишет! Были вечера: «Цветы в легендах и сказаниях», «Русский романс» и «Русский чай», встречи с поэтами литературного объединения «Лира Боспора», вечер, посвящённый Дню Победы, - всего не перечислишь!
А в Евпатории Керченский УТОС на фестивале представил «Поле чудес» на тему «История Крыма», что получило всеобщее одобрение. И об авторе сценария заговорили. Республиканский Совет решил провести семинар по передаче опыта работы территориальной первичной организации УТОС г. Керчи.
Еникова написала сценарий «Астрология. Знаки Зодиака».
С участниками семинара проводились игры, экскурсии по городу. Приезжие воодушевлённо перенимали опыт и благодарные, разъехались во все концы Крыма.
В День инвалидов в столовой СРЗ полно народу. Это собрались инвалиды по зрению. Им показывают концерт, угощают вкусными блюдами. Люди танцуют и поют. Бывает, на такие «огоньки» собирается до ста человек.
А на тематических вечерах в общежитии устраиваются костюмированные представления. И костюмы шьёт Еникова, и готовит на 50 человек Любовь Захаровна, и репетиции проводит. Чтобы всё было хорошо, чтобы всё было отлично. Чтоб люди согрели души и была радость в их жизни.
Не перечесть добрых дел прекрасного человека, обаятельной женщины Любови Захаровны Ениковой. 10 лет в этом году исполняется первичной территориальной организации общества слепых, возглавляемой ею. Здесь, рядом с нею, трудятся её верные помощники: секретарь Остроухова Тамара Константиновна, заместитель председателя Авдеева Лидия Ефимовна, председатель совета ветеранов войны и труда Астахова Тамара Сергеевна, председатель бытовой комиссии Лупырь Владимир Анатольевич, Прощенко Елена Константиновна.
Конечно, не все крыши отремонтированы и не все заборы; не всем инвалидам ещё поставлены телефоны и оказана материальная помощь; не самая богатая библиотека для слепых в обществе. Но всё, что в силах сделать, делается.
Фаина Раневская писала: «Я не понимаю, почему люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.» Может, кто-нибудь «постесняется», и тогда…
А пока…
На встрече с инвалидами городской голова Осадчий О. В. наиболее заслуженным из них вручал подарки. Л. З. Ениковой достался аппарат для измерения давления. Она поблагодарила и сказала: «Я не возьму его домой, оставлю в обществе: люди будут приходить на приём и мерять давление.» Из зала раздалось: «Как Любовь Захаровна с нами возится - с капризными, ворчливыми, старыми… Выслушает, поможет и поднимет настроение обязательно!»
Я присоединяюсь к этим словам. Любовь Захаровна врачевала и мою душу.

СЕМЬЯ - ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЯ

130 лет тому назад в Керчи открылась гимназия - очень важное событие для всех горожан. И примерно в это же время родился мальчик - радость только для его родителей, однако, через 25 лет керчане будут его называть детский доктор Гартенштейн. Сохранились устные рассказы старожилов о нём. «Всегда приходил в хрустящем белом халате и, как только подходил к ребёнку, тот сразу начинал улыбаться и сразу выздоравливал, потому что доктор излучал столько любви, доброты и надежды на то, что всё будет хорошо!»
Прошло какое-то время, и в семье доктора тоже родился мальчик. Доктор с детства учил его музыке. Мальчик вырос и керчане стали его называть виолончелист Гартенштейн. Великим музыкантом он не стал, да и работал служащим, но вечерами в его квартире собирались музыканты, и они играли классику. Уютные вечера дома - это для семьи и друзей, но хотели слушать и другие люди. В выходные дни на бульваре, на месте бывшего Зелёного театра, была установлена так называемая эстрадная раковина, и керченский любительский симфонический оркестр услаждал слух гуляющих у моря и отдыхающих. Это было давно, до войны.
В ту пору жил в Керчи композитор Дрейзин, который написал знаменитый вальс «Берёзка». Он играл вместе с Гартенштейном и молодые семьи были дружны.
А жена Гартенштейна жила до замужества в большой семье, и было их три сестры. Молодые девушки привлекали внимание миловидностью и весёлым нравом. Шёл трудный 1920 год, гражданская война, в городе то белые, то красные, но молодость всегда молодость. Я цитирую отрывок из рассказа Виктории Александровны Гартенштейн:
«1920 год. Как-то раз прозвенел звонок и появился один из кавалеров в сопровождении юноши невысокого роста, некрасивого, с шапкой чёрных кудрей и выразительными глазами. «Знакомьтесь, молодой поэт, московский, сбежал на юг от мобилизации.» - Так был представлен незнакомец. Он сразу пришёлся по душе всем трём сёстрам, а когда узнал их имена, весело рассмеялся и попросил перо и бумагу. Через несколько минут был готов экспромт:
За бухарского эмира выйдет Мирра,
За простого муэдзина выйдет Дина,
А за тенора Италии
Замуж выскочит Ассалия.
Перед уходом, его спросили, как же его имя, и он ответил: Самуил Маршак.»
Героиня моего очерка - дочь девушки, которой Маршак прочил итальянского мужа, стал же им виолончелист Гартенштейн.
Семья жила дружно, детство Вики проходило безоблачно. Улица 23 мая, на которой стоял их домишко, недалеко от театра, куда любознательная девочка часто ходила. Музыка, звучащая дома, митридатские улочки, вид на море - душе простор. Училась девочка легко. Потом, в эвакуации, поступила в Московский технологический институт, но пришлось бросить: болела мама. Может и хорошо, что бросила. Поступила в Крымский пединститут, закончила с отличием и стала учительницей русского языка и литературы. Маленького роста, симпатичная, с умными, внимательными глазами, она пришлась по душе озорным школьникам, и её слушали и слышали. Строга и интересна.
Была ещё работа в офицерской школе. Вот где было трудно. Ученики старше её, прошедшие войну боевые офицеры, стеснялись своих двоек и троек. Они ловили её в коридоре и смущённо объясняли, что не могут идти домой с плохими оценками - стыдно перед детьми.
Подрастал и свой сын, помогала его воспитывать мама. С мужем разошлись, отец погиб на фронте. Больше не было музыкальных вечеров дома. Но во время отпусков Виктория Александровна лихорадочно восполняла духовный голод поездками в Ленинград, где можно было окунуться в мир театров, музыки, музеев. Потом, когда сын учился в Москве, он к приезду мамы доставал билеты на интересные спектакли, в филармонию. Мать и сын - большие друзья, духовный мир их близок и богат.
А между отпусками была любимая работа, и весь летний багаж впечатлений, окрашенный работой души, дарился детям. Виктория Александровна искала глаза учеников, в которых горел огонёк любознательности, стремления к познаванию мира, и им уделяла особое внимание. «Моя слабость - умные детки.» Многие из её выпускников поступили в престижные ВУЗы Москвы, Ленинграда, Киева. Много среди учеников и творческих людей. Оксана Сердюк - завуч школы искусств - ученица Виктории Александровны. У учительницы даже сохранилась в памяти переписка в стихах между нею и Оксаной. Московский художник Нелицкий, выпускник школы им. Дубинина, сам уже пенсионер, написал музыку на стихи своей учительницы Гартенштейн и на праздновании её 80-летия исполнил песню, чем тронул до глубины души Викторию Александровну. Её ученицы Зинаида Ленивцева и Лариса Чеснокова стали учительницами и тоже работали в школе им. Дубинина. Они навещают своего старшего друга, и отношения эти тянутся всю жизнь. И многие её другие ученики, приезжая в Керчь, стараются повидаться, поговорить, и каждый раз приятно поражаются ясностью ума, памятью, умением быть в курсе интересных дел, культурных событий. Виктория Александровна - тонкий знаток литературы, выйдя на пенсию, стала читать лекции и проводить беседы в библиотеках и на разных производствах. Этой просветительской работой она занимается много лет. В последние годы участвовала в редактировании сборников «Лира Боспора», пишет стихи и рассказы.
Годы не щадят внешность людей, но душу можно уберечь от старости. Виктория Александровна стремится познавать, общается с людьми, помогает больной одинокой соседке. И бывает особенно рада, когда раздаётся звонок и появляется очередной двоечник по русскому языку и просит помощи. «Как я люблю детей!» А ещё -


ЧТО Я ЛЮБЛЮ

Мокрый асфальт и пустынные пляжи,
Книжный развал и высокие кряжи,
Тихую музыку, кашки цветенье,
Ранней весной соловьиное пенье.

Нравятся мне и музейные залы,
И галерей восковая прохлада,
И мастеров вдохновенных полотна,
Книжек ряды, установленных плотно.

И не могу я сдержать восхищенья,
Если увижу я зодчих творенья:
Строгую готику, ранний ампир
И ренессанса торжественный пир.

Вижу я Летнего сада ограду
И вековые дворцы Ленинграда,
Вижу Андреевский киевский спуск,
Будто я чувствую это на вкус.

И совершенно особое чувство
Будит во мне тех поэтов искусство,
Что рождено, как природы цветенье
И как души распустившейся пенье.
Но отлетел от меня в одночасье
Призрак простого семейного счастья.

Говорит о себе Виктория Александровна.

ЖИТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

В литературной гостиной библиотеки им. Белинского часто выступает Беба Анатольевна Цигельман. Её рассказы о писателях и поэтах интересны, эмоционально насыщены, а чтение стихов наизусть, которых она знает ещё с юности великое множество, просто завораживает. Начитанная и остроумная, весёлая и дружелюбная, она всегда в радость людям.
Дома у Бебы Анатольевны прекрасная библиотека, книги во всех комнатах. И часто в этой квартире звучит классическая музыка, магнитофон почти не выключается. «Я всё делаю под музыку», - говорит она.
Любовь к музыке передала и дочери - та стала музыкантом, вторая дочь унаследовала от мамы любовь к медицине и стала врачом. Мечтала об этом с детства: лечила кукол и уговаривала братика, бегущего от «укола»: «Не убегай, дай мне попку!». Сын закончил институт культуры. Муж - ветеран, недавно умер. А дети разъехались и шумная квартира опустела.
- Конечно, дети меня зовут к себе, но я никуда не поеду. Здесь у меня друзья, бывает по 18 визитов в день.
Да, голубоглазую кудрявую, невысокую женщину, врача-педиатра, знают в Камыш-Буруне многие. Недавно Беба Анатольевна отметила 80-летний юбилей. Панченко Нина Ивановна, в прошлом заведующая детской поликлиникой, а ныне врач-фтизиатр детского санатория, работала с Бебой Анатольевной. Она рассказывает: «Это врач от Бога. Как она любит детей, свою работу! Могла поладить с любой, самой скандальной мамой. А какой профессионализм! Она работала в роддоме и её часто вызывали по ночам, если ребёнку было плохо. Однажды за ней заехала «скорая», а дело было зимой, и привезли Бебочку в одном сапоге и в одном тапке, без колгот. Это так она торопилась к малышу.»
17 лет проработала Беба Анатольевна в роддоме Орджоникидзевского района микропедиатром. Она принимала и осматривала крошек, которые только что появились на свет. Не всем везло. Были недоношенные дети с малым весом. Раньше у них не было будущего. Беба Анатольевна выходила многих и дала им вторую жизнь. Потом она сделала альбом - пособие для медсестёр «Недоношенные дети». На первой странице альбома - имена тех, кого назвать можно: Вольтер, Руссо, Дарвин, Гюго. А далее - имена маленьких керчан (только с одной буквой: Федя Д.), указан их скромный вес при рождении, а далее идут фотографии ребёнка 10, 15 лет и свадебные фотографии. Потому что и до сей поры они её не забывают, дарят цветы, поздравляют с днём рождения и подписывают фотографии «Дорогой бабушке». Одному из своих маленьких пациентов она дала свою кровь, и всем - любовь, энергию жизни. «А сколько она «раздышала» - в безжизненные комочки вселила свой дух!», - пишет о ней врач Панченко.
Опыт, богатый медицинский опыт и опыт великий милосердия и сострадания передала Беба Анатольевна медсёстрам медучилища им. Галины Петровой, где она проработала 7 лет. Девушки подарили ей альбом, тиснённый золотом, на обложке написано: «Участник вечера встречи «Герои моего очерка». А внутри есть слова А. П. Чехова - он сказал о труде врача: «Профессия врача - это подвиг, она требует чистоты души, чистоты помыслов». «Этим высоким требованиям Вы соответствуете и этим вызываете у нас восхищение» - подписались учащиеся 75 группы 1979 года выпуска.
50 лет прожила Беба Анатольевна в Керчи и работала до 1995 года. В трудовой книжке мало записей, но много благодарностей, в том числе, и за участие в художественной самодеятельности, где и пела, и танцевала, и юморные стихи и песни сочиняла, - заводила и душа любого праздника.

И до сих пор она кипит,
Чего-то где-то сочиняет,
На вечеринках, «Огонька»
Бесценным юмором блистает.

Это Панченко говорит о своей коллеге.
Блестящая жизнь в самом высоком смысле слова. Счастливое детство: отец - директор «Артека», на фотографии красивая загорелая девочка в спортивной форме - капитан волейбольной команды - это Беба. После войны - голодная юность. Но - студентка Крымского мединститута. И вскоре любовь и муж, единственный на всю жизнь, и трое детей, и внуки, и правнуки. И ещё нуждающиеся в ней люди.
Одна из одиноких женщин врачей заболела, и Беба Анатольевна 10 лет помогала ей, поддерживала и морально, и чем могла, кормила, и не бросила до самого конца.
И до сих пор к ней идут за помощью со своими бедами и соседи, и инвалиды, и знакомые, несут и больных животных - помогает, утешает. Да вот и сейчас, мы разговариваем, а Беба Анатольевна извиняется: «Мне надо идти делать укол ребёнку».
Не нажила ни денег, ни богатства, ни орденов - только бесконечную любовь людей, которые знакомы с этой великодушной и прекрасной женщиной, и зовут её камыш-бурунцы ласковым именем Бебочка.



Загрузка...
Top